Перевод с английского протоиерея Сергия Аракелова для PravLife.
Фото: toledoblade.com
Меня очень интересуют вопросы американизации православия в Новом Свете. Интересует все, начиная с внешнего вида священнослужителей (борода или бритое лицо, ряса или белый воротничок), церковных скамеечек, церковной музыки (органы, смешанные хоры), использования английского языка, новообращенных и т. д… Сегодня я хочу поговорить об органной музыке.
Вначале сделаю оговорку: я не историк, специализирующийся по церковной музыке. Вообще я тесно не соприкасаюсь с музыкой. Я не пою в церковном хоре, не играю на каком-либо инструменте, я даже не умею читать ноты. Тем не менее, у меня достаточно знаний для того, чтобы набрать телефонный номер и начать задавать вопросы. Сейчас у меня уже накопилось достаточно информации, чтобы рассуждать о том, когда в Греко-Православных церквах Америки стали популярны органы. Эта статья не раскрывает всей сложности вопроса, она всего лишь представляет беглый взгляд на него. Тем не менее я надеюсь, что через лет пять мы будем знать об истории православной музыки в Америке намного больше, чем мы знаем сегодня.
Существуют две основные теории о том, как органы получили популярность в греко-американских церквах. Эти теории не взаимоисключающие, и взятые вместе, они выглядят довольно привлекательно. Первая теория аналогична теории церковных скамеек. Она утверждает, что ранние православные общины приобретали церковные здания протестантов и римо-католиков, где уже звучал церковный орган, который потом применяли в православном богослужении. Конечно, тут появляется проблема, свойственная и теории церковных скамеек, а именно: большая часть православных церквей была построена именно православными общинами, а не куплена у общин другого вероисповедания. К тому же существуют расхождения с хронологией – мы можем заметить, что органы применялись в церквах, где уже проводилось православное богослужение, а не давались в придачу при покупке здания.
Согласно второй теории, архиепископ Афинагор Спиро, который управлял Греческой Архиепископией в 1931 году, был великим поклонником органной музыки и инициировал ее использование в американских церквах. В своей книге From Mars Hill to Manhattan («От Марсового поля до Манхэтена»), изданной в 1976 году, отец (позднее епископ) Георг Папайанноу писал об архиепископе Афинагоре и органной музыке:
«Афинагор был влюблен в музыку. Его служение на Корфу, население которого до сих пор сохраняет репутацию самого музыкального населения в Греции, вдохновило его на революционную реформацию в православном богослужении. Этой революционной идеей было использование органной музыки. Его паства восприняла эту идею с энтузиазмом, но церковная иерархия жестко осудила эту идею как неприсущую православию инновацию. Из официального издания решений Священного Синода за 1928 год мы узнаем, что члены Священного Синода приняли решение не в его пользу, аргументируя это тем, что использование инструментальной музыки чуждо православной богослужебной традиции. Афинагор решил не поддаваться синодальному давлению, аргументируя свою позицию тем, что аналогичные музыкальные инструменты впервые использовались в Византийской Церкви в храме Святой Софии. Известный ученый специалист по церковной и литургической истории отец Константин Каллиникос встал на защиту Афинагора и посоветовал последнему не сдаваться и продолжать свою похвальную деятельность в отношении усовершенствования православного богослужения. Афинагор проигнорировал мнение своих сослужителей-иерархов, и внезапно вопрос этот замяли из-за того, что в кафедральной церкви свт. Спиридона всегда использовалась органная музыка. На сегодняшний день церковь свт. Спиридона на Корфу является единственной церковью в Греции, в которой используется органная музыка».
Как бы там ни было, но архиепископ Афинагор не вводил органную музыку в греческие церкви в Америке. Конечно же, он сыграл свою роль в распространении органов в церквах, но до его появления в Америке в 1931 году греческие церкви Соединенных Штатов уже пользовались этим инструментом.
Первым органом, которым воспользовалось американское православие, был орган самой первой Православной церкви на территории Соединенных Штатов – Свято-Троицкой церкви в Новом Орлеане. Я был достаточно удивлен, узнав, что православная община Нового Орлеана использовала орган еще в XIX веке. Вот выдержка из статьи Элизабет Камингз в журнале Music за апрель 1895 года: «В небольшой греческой церквушке, расположенной за Эспланадой, находится американский мелодион с характерным американским звучанием».
На фото: мелодион (разновидность органа) из греческой Свято-Троицкой церкви Нового Орлеана приблизительно1895 года
Вот что говорит «Википедия» о мелодионе: «Мелодион, также известный под названиями «кабинетного органа» или «американского органа», – разновидность язычкового органа XIX века с педалями для управления вакуума внизу и клавиатурой фортепьяно. Отличается от родственной ему фисгармонии тем, что у последней педали внизу управляют давлением воздуха, а не вакуумом. Мелодион производился в Соединенных Штатах с 1846 года до эпохи Гражданской войны. В небольших церквах он замещал обычный орган, но в основном употреблялся в домашней обстановке».
Похоже, что приход Нового Орлеана использовал этот орган в 1885–1895 гг. Я ознакомился с некоторыми описаниями церковной службы середины 1880-х гг. и пришел к заключению, что на службе использовалось хоровое пение без инструментальной музыки (хотя утверждать это наверняка я не решусь).
Для меня остается загадкой, для чего приход Нового Орлеана ввел орган. Это всего лишь предположение, но существует мнение, что это связано со священником Мисаилом Каридисом. Мы знаем, что он был одержим идеей создания летательного аппарата, воображал себя ремесленником и изобретателем. Возможно, он также был увлечен внутренним механизмом органа. Не знаю, использовали ли прихожане Нового Орлеана орган после смерти отца Мисаила в 1901 году, но если ответ утвердительный, то это не было нормой для Православных церквей Америки той эпохи. За исключением церкви в Новом Орлеане, я так и не смог найти Греко-Православной церкви, использующей орган вплоть до 1920-х годов.
Храм Святой Софии в федеральном округе Вашингтон не имел органа, по крайней мере до 1908 года, когда Washington Herald (11.01.1908) писала: «Здесь нет никаких музыкальных инструментов, так как инструментальная музыка в Греческой Церкви запрещена». Но в начале 1920-х годов этот приход вводит орган. Washington Post (4.08.1923) сообщала: «В этот день Православной Пасхи хор Святой Софии удивил Северо-Западный и Лейк энд Эйт Стритс районы города, это один из всего лишь пяти Греко-Православных церквей мира, использующих не только хоровое пение, но и органную музыку». (Год назад я разговаривал со служащим в то время в церкви Святой Софии отцом Джоном Тавларидесом. Отец Джон служит в этом храме с 1950-х годов и утверждает, что использование органа прекратилось в 1967 году. С тех пор орган применяется только во время брачных процессий).
Церковь в Вашингтоне попала под влияние своей соседки в Балтиморе, Свято-Благовещенской церкви. Вот цитата из книги Николас Превас «Дом Божий: Врата в Небо»:
«С середины 1920-х годов хоровое пение на Божественной литургии сопровождалось органной музыкой – это стало отступлением от традиций Востока, где зародилась эта церковная музыка, и к ней относились как к «западному нововведению», чуждому восточным традициям церковной музыки. Исторически, вплоть до наших дней, только псаломщики (певчие) отвечали на возгласы священника во время богослужения. В апреле 1923 года записи указывают на то, что содержание церковного хора из федерального округа Вашингтон обошлось в $ 50. Вероятно, их исполнение было выше всяких похвал.
Вскоре после этого, весной 1923 года, Генеральная ассамблея одобрила «введение европейской музыки» с использованием органа и наняла главным музыкальным директором Спиридона Сафридиса. Уже в течение ближайших нескольких месяцев хор пел литургические песнопения в церкви на Хоумвуд Авеню. Община постепенно вливалась в американскую культуру, хотя это и происходило не без возражений. В следующем году после многочисленных споров на Генеральной ассамблее, состоявшей 9 марта 1924 года, прихожане голосовали по вопросу о возможности использования инструментальной музыки на богослужениях. Голосование прошло в пользу инструментальной музыки, и в середине 1930-х годов богослужения Свято-Благовещенской церкви сопровождались характерными американскими звуками мелодиона».
Мы обсудим использование смешанного хора в будущей статье. Сейчас достаточно отметить, что органная музыка получила популярность в середине 1920-х годов. Священник Марк Петракис, склонный к инновациям, ввел употребление церковных скамеек в Сент-Луис, осуществил синтез церковных скамеек, органной музыки и смешанного хора в церкви свв. равноап. Константина и Елены в Чикаго. Вот что говорит история этого прихода: «В 1927 году Георг Димопулос, талантливый псаломщик и регент, организовал хор, в котором присутствовали женщины. Пение этого хора дополнялось органной музыкой. Как церковные скамейки, так и орган стали отступлением от богослужебных традиций греческих церквей и шагом в сторону американизации».
В Сан-Франциско Свято-Троицкая церковь стала использовать орган не позднее 1925 года. Когда в 1931 году приехал архиепископ Афинагор, большая часть греческих церквей все-таки не пользовалась органами. Но при этом нельзя сказать, что об инструментальной музыке в православном богослужении ничего не слышали. После 1931 года благодаря деятельности архиепископа Афинагора многие греческие церкви ввели в богослужение органную музыку. Конечно, владыка сыграл ведущую роль в распространении инструментальной музыки, но он все-таки не был ее родоначальником.
Увы, я так и не смог получить вразумительный ответ на вопрос «Почему органы появились в греческих церквах». Хотя сама собой напрашивается мысль, что это произошло от желания влиться в американскую культуру.
Метью Нейми
Оригинал
Содержание
- Когдa в рyсских хрaмaх были оргaны
- В Киев из Византии
- Из Европы – в Москву
- Опыт Гамбурга — на русскую почву?
- Из храмов — в концертные залы
- …и обратно в храмы
- Вселенная Православия. Корфу: богослужение с органом
- В России могут ввести презумпцию согласия на посмертное донорство. Зачем это нужно и кто может стать донором?
- Посмертное донорство органов. Что предлагает новый законопроект?
Когдa в рyсских хрaмaх были оргaны
Хотя в Рyсской пpaвослaвной цеpкви сyществyет строгий обычaй при богослyжении петь без сопровождения мyзыкaльных инстрyментов, есть все основания предполагать, что тaк было не всегдa.
В трaдициях некоторых церквей до сих пор используют мyзыку: в сиро-греческих церквях звучат треyгольники, колокольчики и крyги из метaллa; в гpеческих храмах нa остpове Коpфy и в Амеpике звучат оpгáны; в Эфиопской и в Коптской цеpквях во вpемя богослyжения могyт играть тpyбы, кимвaлы и дaже бapaбaны.
Использовaние инстpyментов не пpотивоpечит Святомy Писaнию: библейский цapь Дaвид игpaл нa псaлтиpи, a в «Откpовении Иоaннa Богословa» встpечaются стapцы, котоpые «поют песнь», деpжa в pyкaх гyсли (Откp. 1:8—9).
В книге «Тaйны истоpии дpевней мyзыки» Евгений Геpцмaн yтвеpждaет, что был нaйден пaпиpyс, нa котоpом текст молитвы Святой Тpоице сопpовождaется языческой нотацией для музыкальных инстpyментов.
В Киев из Византии
Обычaй петь при богослужении aкaпельно пpишел нa Рyсь из Визaнтии, тaм же полyчил paспpостpaнение обычaй сопpовождaть дyховное пение оpгáном, пpaвдa, делaлось это в зaлaх для тоpжеств. После того, кaк один из инстpyментов был преподнесен предводителю фрaнков Пипинy, a зaтем имперaторy Кaрлy Великомy, инстрyмент рaспрострaнился по всемy мирy.
Мyзыковед Леонид Ройзмaн в исследовaнии «Оpгáн в истоpии pyсской мyзыкaльной кyльтypы» писaл, что оpгaн появился нa Руси в X веке; это подверждают paскопки в Кеpчи, пpи котоpых нaшли остaтки оpгáнa, дaтиpyемого X веком – вpеменем, когдa Кеpчь стaлa «воpотaми» Рyси.
Из Европы – в Москву
Пеpвым свидетельством пpебывaния нa Рyси оpгáнов является фpескa нa стене Cофийского cобоpa, нa котоpой двa человека paскaчивaют мехи позитивa – небольшого оpгáнa, на котором играет мyзыкaнт; следyющее свидетельство относится к XV векy, когдa бpaт Coфьи Пaлеoлог пpивез в Мoсквy Иоaннa Сaльвaтоpa – специалиста по органам. В 1578 годy в Москву переехал голландец мaстеp-оpгaнист Готлиб Эйльгоф, полyчивший кличкy Дaнилo Hемчин, а дипломaт Джеpом Гоpсей из Англии в 1586 годy нaписaл, что для сестpы царя Бориса из Англии выписaли оpгáн и клaвикоpды.
Позитив быстро paспpостpaнился y небогатого людa: нa нем игpaли скомоpохи нa яpмaркaх, что вызывaло осyждение священников. Решением Стоглaвого собоpa тaкое «бесовская» игpa зaпpещaлась.
В XVII веке в Москве играли на органе русские музыканты Томилa Михaйлов, Боpис Овсоновa, Степaнов, Андpеев, работали мастера из Польши Ежи Пpоскypовский, Федоp Зaвaльский, специалисты по органам из Голландии Йохaн и Мельхеpт Лyны. Был известен органостроитель Симон Гyтовский — его орган был преподнесен шаху Персии.
Опыт Гамбурга — на русскую почву?
Рaзвитие оpгáнной мyзыки пpодолжилось пpи Петpе I, котоpый зaкaзaл в Гaмбypге y мaстеpa Аpпa Шнитгеpa оpеховый оpгáн с шестнaдцaтью pегистpaми. Paзyмеется, в Евpопе Пётp видел оpгáны, yстaновленные в местных цеpквях и собоpaх, нaпpимеp, прекрасно звучащий оpгáн Кaспapини в хpaме Петpa и Пaвлa в геpмaнском Гёpлице.
Достовеpно известно, что в pyсских пpaвослaвных хpaмaх и в петpовскую эпоху пpидеpживaлись пения aкaпеллой, но Ройзмaн нaстaивaет, что Петp зaкaзaл оpгáн для собоpa русского экзарха в Москве, и интрумент был спpоектиpовaн Боксбеpгом в 1715 годy. Однaко yпоминaний о том, что его поставили в храм РПЦ, нет.
С XVII века оpгáны пеpестaли yпотpеблять в нapоде, поскольку в одном из пожapов московская мaстеpскaя по производству позитивов сгоpелa, и восстaнaвливaть её не стaли.
Из храмов — в концертные залы
В XVIII – XIX векaх оpгáны произодили по всей России, но стояли они в кaтолических и пpотестaнтских цеpквях (нaпpимеp, в московском хpaме св. Екaтеpины или в хpaме Петpa и Пaвлa, в котоpом пpоводили концеpты), a эти хpaмы с тpyдом можно нaзвaть pyсскими. Знаменитостью в стране стал мaстеp-оpгaностpоитель Фpaнц Киpшник, котоpой зa свое искусство был приглaшен в Poттеpдaм.
Новый рaсцвет оргáннaя мyзыкa полyчилa в XIX веке. Князь Одоевский привез из Европы строителя органов Георгa Мельцеля для обустройства домaшнего оpгáнa «Себaстьянонa», нa котоpом мyзициpовaл Глинкa. Оpгáнные клaссы появились в Петеpбypгской и в Московской консеpвaтоpиях (сpеди стyдентов был Петp Чaйковский); оpгáны стояли в Импеpaтоpском теaтpе, в «Мapиинке», появились композитоpы, пишyщие для оpгáнов, нaпpимеp, Дмитpий Боpтнянский.
…и обратно в храмы
После 1918 годa сохpaнилось только 4 оpгáнa: оpгáн Вaлькеpa в Петеpбypге в кaтолической цеpкви св. Мapии, оpгáн «Вильгельм Зayэp» в лютеpaнской цеpкви св. Михaилa, оpгáн «Бpиндли и Фостеp» в петеpбypгской aнгликaнской цеpкви и оpгáн «Рёвеp» в pефоpмaтоpской цеpкви Москвы.
При СССР осталось «внецеpковное» пpеподaвaние оpгáнной мyзыки в консеpвaтоpиях. И если говоpить о появлении оpгáнов в цеpквях PПЦ, то это слyчилось пpи совесткой влaсти, когдa чaсть хpaмов «пеpепpофилиpовaли» в оpгáнные зaлы. До 2013 годa немецкий оpгáн стоял в пpaвослaвном хpaме во имя Св.Алексaндpa Невского нa Алом поле в Челябинске; тaкое использовaние хpaмов пpоисходило в СССР повсеместно, нaпpимеp, в Абхaзии в Пицyнде до сих поp есть оpгaнный зaл в пpaвослaвном хpaме X векa.
В 2003 годy мэp Москвы Лyжков подapил оpгáн хpaмy Хpистa Спaсителя, но пpaвослaвнaя общественность былa несколько смyщенa и возмyщенa подapком, и оpгáн yстaновили в одном из зaлов для пpиёмов, тaким обpaзом совеpшенно сохpaнив обычaи Визaнтии.
Вселенная Православия. Корфу: богослужение с органом
Источник фото: http://www.crimeacatholic.info/
Чем западное, в частности, католическое богослужение отличается от богослужения православного? Наиболее заметным отличием является, конечно, использование на западном богослужении музыкальных инструментов — в основном, органа.
Орган, как элемент богослужения, возник на западе почти случайно, но при непосредственном участии Византии. Произошло это так. В конце восьмого века варварские королевства, появившиеся на территории бывшей западной части Римской империи, одно за другим стали подчиняться Карлу I Великому. Этот знаменитый правитель очень хотел быть равным знаменитым императорам Рима, а потому и себя провозгласил императором.
Правители Восточной части империи, Византии, не признавали Карла ровней себе. Но это его ничуть не смущало. Он продолжал наращивать свою политическую мощь. В итоге Византии пришлось с Карлом считаться. Были установлены дипломатические контакты. Сами понимаете, где есть дипломатические визиты, там присутствуют и подарки.
Однажды византийские вельможи привезли Карлу удивительный инструмент, состоящий из множества трубок. Это был предшественник известного нам органа. Данный инструмент использовался при дворе византийского императора. Игра на нем служила музыкальным украшением мероприятий, проходивших в Константинополе. Орган настолько Карлу понравился, что в итоге он стал использоваться не только на светских мероприятиях, но и в церковном богослужении, чего в Византии никогда не делалось.
Карл прекрасно понимал, что западное богослужение по своей красоте значительно уступает восточному. Его священники и певчие никак не могли овладеть премудростями греческих музыкантов. Поэтому Карл решил – если не получается украсить службу при помощи голосов людей, пусть за них споет орган.
В Восточной, Православной, Церкви никогда не понимали увлечение Запада органом. У нас всегда считалось, что на богослужении должны звучать только человеческие голоса. Тем не менее, есть в православном мире место, где с особого разрешения Церкви на службе используется орган. Место это – остров Корфу, где в столичных храмах на богослужении сочетаются голоса певчих и звуки органа. Дело в том, что Корфу почти 400 лет принадлежал Венеции.
Венецианцы, не навязывая жителям католичество, тем не менее, превратили Керкиру, столицу Корфу, в настоящий европейский городок. Благодаря их влиянию в некоторых храмах Керкиры были установлены органы. Правда, на Корфу орган не имеет самостоятельной роли, как на католической мессе, а задает тон хору и затем держит нижнюю ноту. Получается, надо сказать, очень красиво. Кроме того, орган сопровождает чтение отрывка из апостольских посланий. Кроме органа в сопровождении православного богослужения на Корфу принимает участие и настоящий духовой оркестр. Это происходит не каждый день. Но, например, в день память святого Спиридона, покровителя Корфу, торжественный вынос его мощей осуществляется под настоящий марш.
Таким образом, Православная Церковь восприняла и удачно стала использовать некоторые элементы западной культуры, обогатив этим свое собственное богослужение.
В России могут ввести презумпцию согласия на посмертное донорство. Зачем это нужно и кто может стать донором?
Но даже если человек подписывает согласие, это еще не значит, что он сможет стать донором. «Стать посмертным донором — это редкость», — говорит руководитель отделения трансплантации почки РНЦХ имени Петровского Михаил Каабак
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
В России могут ввести презумпцию согласия на посмертное донорство — каждый россиянин может стать донором органов, если он не оставил при жизни письменного или устного отказа от этого либо этот отказ не дали его родственники в течение трех часов после того, как у него диагностировали смерть мозга.
Такой законопроект разработан экспертами Минздрава и внесен в Госдуму на обсуждение, которое намечено на весеннюю сессию. Об этом заявил председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов, сообщает «Парламентская газета».
Помимо прочего, согласно документу, медики обязаны после смерти мозга пациента сообщать его родственникам о намерении изъять у него органы для пересадки. Если у человека нет родственников или о них ничего не известно, решение будет принимать консилиум.
Зачем нужны эти нормы и кто может стать донором? Инициативу комментирует руководитель отделения трансплантации почки РНЦХ имени Петровского Михаил Каабак.
— Сейчас практически нет никакой возможности отказаться от такого донорства, не существует механизма фиксации волеизъявления. Новый закон вводит регистр отказа от донорства. На самом деле, это не очень хорошо, потому что нужно фиксировать не только отказы, но, на мой взгляд, надо фиксировать и согласие в том числе, потому что мы таким образом лишаем людей, которые желают быть донорами, возможности зафиксировать свою волю — это первое. Второе, что меня не устраивает в проекте закона, — это механизм фиксации волеизъявления, он выглядит очень уж анахронично. На мой взгляд, это должен быть электронный регистр на каком-нибудь государственном сайте, подобном «Госуслугам». Сильно снизить напряженность по поводу презумпции согласия смог бы регистр волеизъявления. То есть если человек боится, что его в больнице убьют ради того, чтобы у него органы забрать, он должен иметь право зафиксировать свой отказ от посмертного донорства. Ожидать, что все люди при жизни определятся со своей позицией, не приходится. Люди не хотят про это думать. Человек может стать донором в том случае, если он умрет особым образом. То есть он должен умереть в результате гибели головного мозга.
— Даже если человек подписывает согласие, это еще не значит, что он сможет стать донором?
— Да, конечно. Человек может умереть от того, от чего люди умирают в большинстве своем — это сердечно-сосудистые заболевания, например инфаркт, и тогда он донором не станет. Или он может умереть от онкологического заболевания — вторая по частоте причина смерти, тогда он тоже донором не станет. Стать посмертным донором — это редкость, важна история, потому что она имеет непосредственное отношение к биоэтике. Мы должны их лечить только в том случае, если они хотят, чтобы их лечили, и не должны их лечить, если они не хотят, чтобы их лечили. Вот приблизительно такая история.
В мире есть два основных подхода к посмертному донорству: презумпция согласия и презумпция несогласия. Презумпция согласия — это когда человек как бы согласен на изъятие у него органов в случае его смерти, если нет письменного подтверждения. При презумпции несогласия для изъятия органов умершего требуется любой документ, доказывающий его волю. Последняя действует в США, Австралии и Великобритании.
Презумпция согласия есть, в частности, во Франции, в Италии и Швеции. Испания на первом месте в мире по количеству посмертных доноров — 35-37 на 1 млн населения. В России же на сегодня в среднем три посмертных донора на 1 млн жителей в год.
Будет ли работать законопроект у нас и готово ли российское общество к таким нормам? Ситуацию комментирует заместитель главного трансплантолога Санкт-Петербурга Дмитрий Суслов.
Дмитрий Суслов заместитель главного трансплантолога Санкт-Петербурга «При всей визуальной привлекательности этой презумпции согласия у нас это не будет реализовано никогда, потому что наши структуры не в состоянии будут этого реализовать. Для этого надо испрашивать согласия при выдаче паспорта или каких-то иных документов. Этого не будет сделано, поверьте мне. Чтобы это реализовать в полной мере, нужно было сделать только одну вещь — давать возможность тем, кто с этим не согласен, сказать нет. Во-первых, никто не будет думать, согласен он или не согласен — это раз, а второе, не будет определено, кто и где это должен будет делать. Существует закон РФ о трансплантации. Если человеку поставлен диагноз «смерть мозга», то данное тело может рассматриваться в качестве потенциального донора для органов, если нет медицинских противопоказаний. Но это никак не реализуется в большинстве субъектов РФ, потому что у нас 35 центров трансплантации расположено в 20 субъектах. В 20! А на остальной территории это никому не нужно».
Юридическую сторону инициативы комментирует адвокат, национальный представитель Европейской ассоциации медицинского права Алексей Горяинов.
Алексей Горяинов адвокат, национальный представитель Европейской ассоциации медицинского права «Опубликованный проект закона является логическим продолжением конкретизации законодателем порядка проведения трансплантации органов и тканей человека. До настоящего времени технически определить, где и когда гражданином был оформлен такой прижизненный отказ, практически невозможно. Представьте: если человек оформил такой отказ в поликлинике где-нибудь на Дальнем Востоке, там же отказ, соответственно, и находится в медицинской документации, а проживает сейчас человек в Москве. Теперь проект решает эту задачу с помощью единого регистра дополнений к данной медицинской документации. Есть определенные опасения, касающиеся временного порога в три часа, в течение которых после смерти органы изыматься не могут. Порой это необходимо осуществлять незамедлительно, как говорят медики, поэтому есть определенные дискуссионные вопросы. В целом порядок интересен, он конкретизирует, на мой взгляд, нужные положения. На обсуждение есть еще более года».
По официальным данным, в России проживает 17,5 тысячи людей с пересаженными органами. Больше всего пациентов в этой сфере нуждаются в пересадке почек — около 10 тысяч россиян каждый год. При этом операций дожидаются чуть более двух тысяч человек. Министр здравоохранения Вероника Скворцова ранее заявила, что за последние 13 лет число трансплантаций выросло более чем в три раза, а уже оперированных граждан — в 4,5 раза.
Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?
Посмертное донорство органов. Что предлагает новый законопроект?
По словам Готье, Минздрав в дополнение к функционирующей уже три года и постоянно совершенствующейся Системе учета доноров, органов и транслантаций предлагает создать:
-
Регистр волеизъявлений граждан, включающий сведения о несогласии на изъятие их органов после смерти в целях трансплантации;
-
Регистр посмертных доноров, включающий сведения о посмертных донорах и донорских органах, изъятых у них в целях трансплантации;
-
Регистр прижизненных доноров, включающий сведения о прижизненных донорах и донорских органах, изъятых у них в целях трансплантации;
-
Регистр реципиентов, содержащий сведения о реципиентах, в том числе тех, кому трансплантация органов осуществлена за пределами Российской Федерации и получающих в связи с этим медицинскую помощь в Российской Федерации.
Совершеннолетний гражданин может при жизни заявить о своем несогласии на посмертное донорство органов. Если заявление сделано в письменном виде, оно должно быть заверено руководителем медицинской организации или нотариусом. Также можно выразить свое несогласие в устной форме в присутствии двух свидетелей лечащему врачу или медработнику, принимающему участие в обследовании и лечении.
Заявления предлагают собирать в специальный Регистр волеизъявлений граждан. Изменить свое решение можно будет в любой момент.
Если человек не выразил свою волю, у супруга или близкого родственника есть возможность в течение трех часов после после сообщения ему о смерти человека в письменной форме заявить о том, что при жизни погибший не хотел быть донором. Также родственник может выразить свое несогласие на изъятие органов у умершего в целях трансплантации.
Если информации от родственников не поступит и при отсутствии возможности информировать их в течение двух часов после установления смерти, врачи по презумпции согласия получат право признать умершего донором.