Содержание
- Образ и подобие Божии
- В каком случае понятия «образ Божий» и «подобие Божие» могут использоваться как синонимы?
- Разница между другом и приятелем
- Определение
- Сравнение
- Выводы TheDifference.ru
- Чем отличается друг от приятеля, а приятель от знакомого
- Чем отличается друг от приятеля? Как разобраться, кто приятель, а кто друг?
- Друг
- Как возникает дружба?
- Приятель
- Главное — не ошибиться
- Мужская, женская дружба
- По образу и подобию
- Почему губки бывают разных цветов и чем они отличаются друг от друга
- 99% людей не знают!
- 1. Зелёный.
- 2. Красный.
- 3. Жёлтый.
- Бастурма, пастрами, пастрома. Чем они отличаются друг от друга?
- Названия близкие — продукты разные
- Одно блюдо — два варианта
- Пастрами и построма — различий больше, чем сходства
Образ и подобие Божии
- Об образе и подобии Божием в человеке прот. Серафим Слободской
- Образ и подобие Божие прот. Ливерий Воронов
- Богословие образа В.Н. Лосский
- Взаимосвязь понятий «личность» и «образ Божий» в православном богословии прот. Вадим Леонов
- Образ и подобие Божие в человеке митр. Макарий (Булгаков)
- Образ Божий в человеке протопресв. Михаил Помазанский
- Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему преп. Анастасий Синаит
- Антропология свт. Григория Паламы. Образ и подобие Божие архим. Киприан (Керн)
- О образе и подобии Божиих в человеке свт. Игнатий Брянчанинов
- Образ и подобие Божии в нас – в творении и восстановлении свт. Феофан Затворник
- Образ и подобие Божие в человеке прот. Олег Давыденков
- Образ Божий свящ. Андрей Лоргус
- О сотворении Адама по образу и подобию Божию прот. Константин Буфеев
- Человек как образ и подобие Бога Ю.М. Зенько
О́браз Бо́жий – духовное основание человеческой личности, непосредственно сотворенное Богом и отражающее такие свойства Творца, как разумность, свобода воли, бессмертие, способность творчества и др. Образ Божий в человеке – сходство человека со своим Первообразом – Богом.
Духовно-творческую реализацию возможностей, предначертанных Образом Божиим, отцы и учителя Церкви связывают с понятием «подобие Божие», означающим свободное и ответственное уподобление человека Божественному совершенству. Образ Божий дает человеку возможность обо́жения, но требуется свободная воля человеческой личности, чтобы через синергию свободы и благодати, при решающей роли благодати, реализовалась эта возможность.
Грехопадением человечество утратило черты богоподобия, оставаясь искаженным образом Божиим. С целью восстановить падшего человека, обожить его, пришел на землю Спаситель Иисус Христос. Исполнение Его заповедей (и достижение через это подобия Божия) предоставлено свободной воле (черта образа Божия) человека – неприкосновенной и ненарушимой даже Самим Творцом.
Человек, созданный по образу Бога, должен обрести подобие Ему – святость. Если Бог есть Любовь, значит любящий уподобляется Богу; Бог милостив, милосердие уподобляет нас Богу; Смирен Господь, и смиренный уподобляется Богу… Уподобиться Богу можно только с Его помощью в нашем отпавшем от Бога состоянии.
Из людей высшей степени богоподобия достигла Пресвятая Богородица.
* * *
В каком случае понятия «образ Божий» и «подобие Божие» могут использоваться как синонимы?
Под образом Божьим в человеке подразумеваются такие его особенности, которые отображают Божественные совершенства. Эти особенности свойственны человеку по природе (по естеству). Среди них выделяют: обладание разумом, волей, способностью любить, проявлять справедливость, милосердие и пр.
Смысл выражения «подобие Божье» используется в богословии, как правило, в ином значении. Уподобление человека Богу выражается в обретении добродетельности, святости. Уподобление Богу подразумевает раскрытие черт образа Божьего, но такое раскрытие, которое соответствует призванию и предназначению человека. Например, если человек использует разум и волю во зло — это не ведёт его к богоуподоблению. Другое дело, если он направляет их на добро.
Впрочем, выражение «подобие Божье» может употребляться (осмысливаться) и в ином значении, близком по значению к выражению «образ Божий». В этом осмыслении: быть образом Бога значит быть подобным Ему. То есть, если мы говорим, что человек — образ Божий, подразумевая, что он отображает в себе совершенства Творца, то в этом же смысле может употребляться и выражение: «человек подобен Богу» (подобен тем, что отображает в себе Божественные совершенства).
На страницах Священного Писания понятия «по образу» и «по подобию» встречаются вместе в первой главе Книги Бытия: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Быт.1:26).
***
«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5).
«А мы имеем ум Христов» (1Кор.2:16).
***
Игумен Иларион Алфеев:
Некоторые Отцы Церкви отличают «образ» от «подобия», отмечая, что образ – это то, что изначально вложено Творцом в человека, а подобие – то, чего предстояло достичь в результате добродетельной жизни: «выражение «по образу» означает разумное и одаренное свободной волей, а выражение «по подобию» означает уподобление через добродетель, насколько это возможно» (Иоанн Дамаскин). Все свои способности человек должен реализовать в «возделывании» мира, в творчестве, в добродетели, в любви, чтобы через это уподобиться Богу, ибо «предел добродетельной жизни есть уподобление Богу», как говорит святитель Григорий Нисский.
Максим Исповедник говорит в своих писаниях, что человек принадлежит двум мирам: с одной стороны, он взят из земли, то есть является как бы последним звеном земного творчества Божия, но, с другой стороны, Бог вдохнул в него жизнь – причем не просто животную жизнь, но то дыхание жизни, как говорится в Библии, которое его делает способным познать Бога, полюбить Его, прислушиваться к Нему, входить в гармонию с Ним. И вот потому что человек был создан таким, он может все земное приобщить к духовному, и в конечном итоге – к небесному и Божественному. Это задача человечества.
Священник Даниил Сысоев:
Все мы сотворены по образу, то есть в нас есть нечто, что нас делает похожими на Бога: Бог разумен, и человек обладает разумом; Бог свободен, и человек обладает свободой, волею; Бог обладает чувствами, человек тоже обладает ими; Бог обладает властью над Вселенной, и такая же власть дана человеку; Бог может творить, и человек может творить; Бог – Личность, и мы – личности. Это то, что по образу Божию в нас есть. Бог обладает Словом, Слово Божие – это Христос. И человек обладает словесной способностью – это то, что его отличает от всех животных, живых существ на земле. Более того, благодаря свойствам и способности властвовать над Вселенной, человек ближе к образу Божию, чем Ангелы, хотя Ангелы по природе своей больше похожи на Бога, потому что они духи. У человека бессмертная душа, которая оживляет его смертное тело, и она тоже сотворена по образу Божию.
Но что такое подобие? Подобие Божие – это сходство с Ним в Его жизни, нравственной жизни. Бог есть Любовь, мы знаем это из Священного Писания, значит человек, который любит, поистине любит, уподобляется Богу. Бог есть милосердие, милосердный человек уподобляется Богу. Бог – кротость, кроткий человек тоже уподобляется Богу. Смирен Господь, и смиренный уподобляется Богу. Подобие заключается в том, что человек со временем может стать похожим на Бога не только по природе, но и по своей воле. Но это произойдет не сразу, так как Богоподобие человека достигается со временем и в сотрудничестве с Богом. Вот в этом главная цель Бога Творца: человек, созданный по образу, должен обрести подобие.
См. АДАМ
§ 52. Образ и подобие Божие в человеке
Человек создан по образу и подобию Божию. В чем состоит образ Божий в человеке? Так как Бог по природе Своей есть чистейший и всесовершеннейший Дух, то и образ Божий должно полагать в существе человеческой души. Внешним знамением образа Божия в человеке, по указанию бытописателя, служила дарованная человеку царственная власть над всеми тварями земными (Быт 1, 26). Но понятно, что способность такого владычествования относится к душе, а не к телу. В душе, а не в теле человека, полагали образ Божий и древние отцы и учители церкви. Частнейшими чертами образа Божия в душе человека, по древне-отеческому учению, в особенности являются: духовность, как образ совершеннейшей простоты существа Божия, разум, как образ бесконечного ума Божия, сво{стр. 247}бодная воля, способная любить добро и быть святою, как образ бесконечно свободной воли Божией, которая есть высочайшая любовь и святость, бессмертие, как образ вечности Божией, дар слова, как образ Слова ипостасного.
Есть ли различие между образом и подобием Божием в человеке? В св. писании даются основания для такого различения. Так, бытописатель указывает, что Бог в совете Св. Троицы определил создать человека по образу и подобию Своему, а ? самом сотворении выражается: и сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его (1, 26–27). Умолчание ? создании человека и по подобию, без сомнения, не случайно. Можно думать, что этим дается указание на то, что образ Божий дарован человеку в самом сотворении, как нечто прирожденное духовной природе человека, а подобие дано только в возможности, есть только идеал, к которому человек может приближаться путем раскрытия богодарованных сил и способностей своей природы.
В других местах Писания находятся указания, что образ Божий есть и в падшем человеке, напр., в словах Божиих к Ною: проливаяй кровь человечу, в ея место его пролиется: яко во образ Божий сотворил человека (Быт 9, 6; сн. Иак 3, 9), или в словах ап. Павла, что муж есть образ и слава Божия (1 Кор II, 7), а между тем заповедуется христианам облещися в новаго человека, созданнаго по Богу в правде и преподобии истины (Еф 4, 24). Отсюда можно выводить, что не только в падшем человеке, но и в первозданном подобие Божие должно было зависеть от его свободы и деятельности, а дается человеку в самой природе его души только образ Божий, сохраняющийся и в падшем человеке, хотя в затемненном виде.
Делали различие между образом и подобием Божием в человеке и древние отцы церкви. «Словом «по образу» означается сила ума и сила свободы, — говорит св. И. Дамаскин, — а словом «по подобию» — уподобление Богу в добродетели, сколько это возможно» (Изл. в. II, 12). «Быть по образу Божию, — рассуждает св. Григорий Нисский, — свойственно нам по первому {стр. 248} нашему сотворению, а быть по подобию зависит и от нашей воли… и существует в нас только в возможности, приобретается же на самом деле посредством деятельности» (Бес. на сл. «Сотворим человека»).
Итак, образ Божий в человеке есть сходство с Первообразом прирожденное и постоянное в нашей душе, хотя оно и может под влиянием греха затемняться, а подобие составляет задачу или цель человеческой жизни, которая может быть достигаема путем упражнения и совершенствования природных способностей человека по заповеди Спасителя: будите вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Владимир Дегтярев,
В первой главе Библии, описывающей историю сотворения этого мира, представлена информация, которая привлекает внимание и которая подчеркивает уникальность человеческой личности.
Приступая к сотворению человека, Бог делает важное заявление, в котором сосредоточена сущность отличия человека от всего ранее сотворенного Богом. Он говорит: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1:26-27). Слова «образ» и «подобие» близки по смыслу и их значения почти неразличимы. Оба эти слова употребляются исключительно для того, чтобы подчеркнуть величие описываемого ими понятия. И они передают нам идею зеркала и отражения (2 Кор. 3:18), то есть истину о том, что человек будет отражением Бога на земле. Поэтому, говоря об образе Божьем в человеке, подразумевается следующее: Бог создал нас такими, что в некоторой степени мы являемся Его отражением. Человек создан Богом так, чтоб в какой-то мере отражать славу самого Бога.
Природа Божьего образа и подобия в человеке.
«Согласно Библии, человек является венцом творения рук Божьих и его слава состоит в том, что он создан по образу Бога и Его подобию (Быт. 1:26-27). В свое время были сделаны попытки, разграничить термины «образ» и «подобие». Некоторые теологи придерживались мнения, что термин «образ» относится к телу, а термин «подобие» к душе» (Луис Беркоф, Христианская Доктрина, 96). Также иногда делают отличие между интеллектуальным и моральным образом Божьим в человеке. К интеллектуальному образу относят такие способности, как разум, память и воля. К моральному образу относят святость, правильные взаимоотношения с Богом и свободу от греховных наклонностей.
Часто подразумевают, что после грехопадения, интеллектуальный образ остается более или менее незатронутым, тогда как моральный образ был полностью разрушен и может быть восстановлен только через искупление во Христе. Но, скорее всего эти термины используются просто как синонимы, отражающие одну и ту же сущность, но под разными углами (Быт.1:26,27; 5:1; 9:6; Иак.3:9; 1 Кор.11:7). Возможно, более правильно будет сказать, что образ Божий во всей своей полноте искажен в падшем человеке, но что человек всё же остается быть Божьим творением, которое носит образ своего Творца. Даже после полного морального и духовного разложения человечества и, как результат, наказания потопом, говоря об убийстве Сам Бог напоминает, что «человек создан по образу Божью» (Быт. 9:6).
Важность понимания того, что мы являемся носителями Божьего образа и подобия.
Мы всегда должны помнить о том, что библейская истина о том, что мы созданы по «образу и подобию Божию» напоминает нам о той ответственности, которая возложена на нас — быть Божьими полномочными представителями на земле. Вероятно, что подобие Божье проявляется в нас в так называемых передаваемых Божьих атрибутах, таких как святость, праведность, милосердие любовь, радость, долготерпение и так далее. Чем более эти качества проявляются в жизни человека, тем более Он уподобляется Богу. Частично такими качествами в определенной мере обладает и неверующий человек, но в полной мере они могут и должны проявляться в жизни духовно рожденного человека. Это то, что в Писании называет плодом Духа (Гал. 5:22-23; Еф. 5:9).
Два важных вывода мы можем извлечь из Библейского понимания образа Божья: во-первых, Бог и человек не равны, но в то же время Бог и человек не являются полностью различными. То есть, между вечным Богом и ограниченным и смертным человеком существует бесконечное различие в силе, власти, мудрости, святости, любви и так далее. Поэтому разница между ними, как сказал некто, как бездна по сравнению с которой разница между солнцем и песчинкой очень мала. Однако есть нечто схожее между Богом и человеком подобно, как есть нечто общее между солнцем и песчинкой. И, во-вторых, обладая образом Божьим, человек никогда не утратит, того высокого положения в этом мире, которым наделил его Бог. Это значит, что образ Божий навсегда будет отличительным знаком человека от других живых существ, населяющих нашу землю.
Владимир Дегтярев,
Основы Христианского Богословия, Запорожский библейский колледж и (DMin Диссертация) Запорожье 2007 г.
Разница между другом и приятелем
Всем нам отлично известно, что настоящим другом считается человек, готовый делить с тобой радости и печали, способный прийти на помощь в трудный момент. Но как же определить, кого можно назвать другом, а кто является просто приятелем? Попробуем отыскать ответ на этот актуальный вопрос.
Определение
Друг – человек, связанный с кем-либо дружбой.
Приятель – близкий знакомый.
Сравнение
Друг – это тот человек, с которым существует определенная внутренняя близость, в поддержке которого можно быть уверенным на все сто процентов. В основе дружеских отношений – достаточно давнее знакомство и регулярное общение, основанное на обсуждении чувств и переживаний друг друга. Приятельство же подразумевает под собой хорошее знакомство и удовольствие от поверхностного общения с человеком. Однако оно не связано с желанием доверять свои тайны, открывать душу и рассчитывать на поддержку со стороны приятеля.
Нередко приятельство служит промежуточной стадией между знакомством и дружбой. Ведь прежде чем доверять человеку, необходимо пообщаться с ним достаточное количество времени, оценить его поведение в разных ситуациях. С другом можно не видеться продолжительный временной промежуток, однако при встрече у вас все равно найдется множество общих тем. Если же приятели долго не общаются друг с другом, то, вероятнее всего, их отношения сойдут на нет.
Реклама
Также считается, что настоящий друг бывает один, в крайнем случае – несколько. А приятелей по жизни может быть множество. Это своеобразные попутчики, движущиеся с вами в одном направлении, но способные изменить маршрут без предупреждения. Искренняя дружба подразумевает под собой бескорыстную моральную поддержку, сопереживание и взаимовыручку. Настоящий друг просто не способен на предательство и подлость. Пребывая в любой точке земного шара, он будет искренне сопереживать вашему горю и не менее искренне радоваться вашим победам.
Выводы TheDifference.ru
- Друг – это тот человек, с которым существует определенная внутренняя близость, в поддержке которого можно быть уверенным на все сто процентов. Приятельство же представляет собой просто хорошее знакомство и удовольствие от общения с человеком.
- Другу можно доверить все свои чувства и переживания, с приятелем же не затрагиваются слишком глубокие темы.
- Дружба подразумевает под собой долгосрочное знакомство и регулярное общение, тогда как приятель – это недавний знакомый, периодически появляющийся в вашей жизни.
- Настоящий друг бывает один, порой – несколько. Приятелей по жизни может быть множество.
- Друг открыт для бескорыстной моральной поддержки и сопереживания и не способен на подлость и предательство, чего не скажешь о приятеле.
Чем отличается друг от приятеля, а приятель от знакомого
«А у меня несколько тысяч друзей Вконтакте», — хвастается очередной небожитель в Интернете.
Чем отличается друг от приятеля, а приятель от знакомого
На самом деле, многие называют окружающих людей, лица которых узнаваемы, друзьями. На самом это всего лишь знакомые, с которыми вы общаетесь. Или это люди, по той или иной причине связанные с вами какими-то деловыми отношениями.
Вообще граница между понятиями друг и знакомый достаточно сильно размыта, и определить, кем же приходится вам тот или иной человек очень сложно. Давайте разберемся.
Друг — это всегда надежный человек, который не оставит вас на произвол судьбы в трудную минуту. Друзья проверяются временем и поступками, а еще разницей отношений к вам, и к иным другим.
Поэтому знаковым отличием знакомого от друга можно считать отсутствие безвозмездной взаимовыручки и психологической поддержки в трудные минуты жизни.
С другом все понятно. А вот приятель и знакомый? Чем они отличаются друг от друга? Приятель – это тот человек, с которым вы видитесь редко, общаетесь мило, делить и обсуждать почти нечего, но с ним приятно поболтать. А со знакомым порой просто достаточно поздороваться.
Поэтому среди ваших сетевых друзей есть и знакомые, и приятели, и даже те, кого вы совсем не знаете. А вот настоящих друзей можно пересчитать по пальцам. Берегите их.
Чем отличается друг от приятеля? Как разобраться, кто приятель, а кто друг?
- 21 Сентября, 2018
- Психология отношений
- Ахи Светлана
У каждого из нас есть друзья. Большинство из них хорошие, отзывчивые люди, но временами возникает ощущение, что они нам чужие. В такие моменты задумываешься о своем окружении: кто они — друзья или просто товарищи? В народе говорят: перед другом можно открыть душу, а приятелю – только двери дома. Но на самом деле все гораздо сложнее. Разберемся, чем отличается друг от приятеля.
Друг
Многие друзей отождествляют с близкими людьми, которые готовы всегда помочь в трудную минуту. Однако только этого недостаточно. Истинный друг должен обладать особенными качествами, которые не проявляются в отношениях с другими людьми. Психологи предлагают основные критерии, помогающие выделить настоящих друзей среди множества знакомых. Итак, кто такой друг?
1. Это преданный и надежный человек, который умеет хранить секреты, не занимается распространением слухов и сплетен за вашей спиной.
2. В отношениях с ним нет фальши; честность и доверие – ключевые моменты дружбы.
3. Это человек, готовый выслушать и умеющий прощать.
4. Он проявляет уважение и умеет сопереживать.
5. Это человек, умеющий проявлять заботу и оказывать поддержку, когда она необходима.
Как возникает дружба?
Обычно особых обстоятельств для этого не требуется, все происходит спонтанно. Часто зарождению дружеских отношений способствует общий коллектив. Вопрос “кто такой друг” не возникает до момента “x”, когда человек должен проявить качества друга. Вот тогда дружеские отношения проходят проверку на прочность.
Больше всего друзей появляется в школьные и студенческие годы. Это время, когда мы существуем в среде, благоприятной для возникновения дружеских отношений. Здесь не так тяжело соблюдать условия, способствующие формированию крепкой дружбы. А именно:
1. Близость.
2. Встречи постоянного характера.
3. Возможность расслабиться перед другим человеком, попробовать ему доверять.
Поэтому у многих есть друзья со школьных и университетских времен, дружба с которыми проверена временем. Некоторые из них успешно попали в категорию “лучшие друзья”. В школьной и студенческой жизни мы не предпринимаем особых усилий, чтобы завести друзей. Все происходит само собой. Но когда годы учебы заканчиваются, настоящие дружеские отношения становится сложнее выстроить. Взрослые люди занимают определенные места в жизни, и у них нет столько свободного времени, чтобы тратить его на другого человека. Вот тогда и возникает вопрос: “Чем отличается друг от приятеля?” Как понять, на кого можно положиться, а с кем следует быть аккуратным в личных вопросах?
Приятель
Эти люди окружают нас каждый день. С ними мы весело проводим время, беседуем на разные темы, приглашаем их в гости и сами гостим у них. Но в отличие от друга, приятель нам ничего не должен. Он не готов оказать помощь или поддержать в трудную минуту. Да и не всегда возникает желание просить что-либо у него. Где-то на подсознательном уровне мы чувствуем, что это «не наш человек», поэтому не можем доверить ему сокровенное, личное. А у друга мы готовы просить поддержки, понимания, сочувствия, участия. Можно сказать, что у друга есть определенные обязанности: он нам должен, а мы – ему.
Главное — не ошибиться
Как разобраться, кто приятель, а кто друг? Нужно знать отличительные особенности каждого.
Приятель:
1. Этот человек больше, чем обычный знакомый, однако меньше, чем близкий друг. В отношениях с ним не присутствует необходимая порция доверия, близости.
2. С ним хочется провести свободное время, поговорить на разные темы.
3. С приятелем много общих интересов, даже жизненные цели часто пересекаются.
4. Но доверить тайну ему мы не рискуем: всегда остается сомнение, что наш секрет не расскажут остальным.
5. Когда в беседе с ним наступает молчаливая пауза, ощущается дискомфорт – начинаешь говорить что угодно, лишь бы нарушить эту тишину.
6. От такого человека нередко хочется отдохнуть.
7. Обращаться за помощью к нему можно, но не хочется.
Дружба представляется нам как нечто возвышенное, неземное. Чем отличается друг от приятеля? Основные моменты:
1. Друг для нас словно брат или сестра. Всегда присутствует ощущение, что он «свой человек».
2. Ему хочется в первую очередь рассказать о случившемся или посвятить в свои будущие планы.
3. С ним приятно молчать, не испытывая неловкости.
4. Особенности его характера не вызывают у нас раздражения; с ним мы ведем себя естественно.
Все знают, что настоящая дружба проходит проверку временем. Если спустя время мы чувствуем потребность в другом человеке, понимаем, что он нас ценит, любит, значит, мы имеем дело с дружбой. Вот чем отличается друг от приятеля.
Мужская, женская дружба
Специалисты в области психологии утверждают: мужчина и женщина дружить могут. Но такие отношения редко встречаются. Мужчина чаще притворяется другом женщины, а на деле имеет другие намерения.
Выяснив, кто такой приятель и друг, в чем разница этих понятий, разберемся, возможна ли настоящая женская дружба. Психологи уверяют, что да. Но имеет она свои особенности. Есть ситуации, когда дружба между женщинами невозможна. По-настоящему дружить между собой могут маленькие девочки и взрослые замужние женщины со стабильной ситуацией в семье.
Друзья нужны; они многое могут рассказать о нас. Не зря существует поговорка: «скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
По образу и подобию
Открывая Библию, читатель на самых первых страницах встречается с такими словами: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1, 26). Если вдуматься, то возникает масса вопросов. Почему все, даже Ангельский мир, творится в полном молчании и лишь творению человека предшествует Совет Святой Троицы? Что значит образ и подобие Божии в человеке? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили преподавателя Догматического богословия Саратовской православной духовной семинарии священника Михаила Поликаровского.
— Отец Михаил, почему в книге Бытия о творении человека говорится дважды (Быт. 1, 26; 2,7)?
— Здесь нет никакого противоречия. Просто первое повествование указывает на то, что человек является венцом творения — увенчивает все, сотворенное Богом. После того как были созданы основные элементы бытия, происходит встреча тварного мира со своим господином. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что человек вводится как царь в уже уготовленный сад, чертог, украшенный растениями и животными. А второе повествование указывает на то, что человек является принципом творения, началом, источником, смыслом всего остального.
— Бог решил сотворить человека по образу и подобию Своему. В чем выражаются эти свойства нашей природы?
— Господь сказал: Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему (Быт. 1, 26), и дальше мы читаем: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его (Быт.1, 27). О подобии уже ничего не говорится. В намерении две цели, а в реализации лишь одна. Поэтому общая святоотеческая мысль согласна в том, что образ — эта та данность, потенциал, который имеет каждый из нас. Подобие — это та цель, которой нам предстоит достичь. Так что же это за образ, что эта за данность? Восточные отцы никогда не стремились определить, т.е. поставить предел, что именно в нас по образу Божию. Это понятно: раз Первообраз — Бог, вполне не познаваемый, то и то, что в нас по Его образу, не может быть вполне выражено словами. Но все же мы встречаем у святых отцов отдельные указания на те или иные проявления черт образа Божия. Некоторые из них видят сообразность человека Богу в том, что человек обладает разумом, свободой, даром речи; другие — в том, что он обладает бессмертной душой, стремлением к богопознанию, в его способности творить.
Несмотря на различные богословские мнения, святые отцы делают такое обобщение: сообразность человека Богу заключается в его способности отображать Божии совершенства, например, какими-то дарованиями. Не все одинаково талантливы. Кто-то более склонен к творчеству, кто-то к интеллектуальному труду, кто-то больший молитвенник. Сообразность Творцу проявляется в каждом особенно. И каждый своим дарованием способен отображать Божии совершенства.
Что же понимать под подобием Божиим в человеке? Преподобный Максим Исповедник говорит, что если мы имеем в образе Божием разум, то должны стать мудрыми, как премудр Бог. Если мы любим (ну хотя бы самих себя мы способны любить), то призваны в подобии научиться любить жертвенно, совершенно. И так со всеми чертами образа Божиего. В подобии они должны раскрыться, развиться и достичь своего совершенства.
— Получается, что только человек, единственная сущность, созданная Богом, удостоился чести быть сотворенным по образу Божию. Никто больше не сподобился этого, даже Ангелы?
— У некоторых святых отцов мы можем встретить мысль о том, что Ангелы также имеют в себе черты образа Божия. Однако в Священном Писании относительно Ангелов мы этого не встречаем. Это частные мнения. А по отношению к человеку Писание прямо говорит, что в Предвечном Совете Пресвятой Троицы было сказано: Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему (Быт. 1, 26).
— Насколько я понимаю, человек был изначально наделен творческими способностями, когда был поставлен Богом возделывать райский сад, нарекать имена животным. И порой в человеке эти черты образа Божиего — способность к творчеству — проявляются очень сильно. Некоторые гениальные люди говорили о том, что они не могут себя назвать творцами своих произведений. Например, Никола Тесла прямо говорил: «Не я автор моих открытий».
— Можно вспомнить слова блаженного Феодорита Кирского, который как раз и отмечает, что человек, хотя и не творит из ничего, как Бог, но может творить из материала, проявляя свои творческие способности. Целый ряд отцов стоит на этой точке зрения, говоря, что человек призван быть со-творцом Богу. Изобретения гениальных людей и есть пример такого сотворчества.
Что касается наречения имен животных, то здесь как раз Бог и приглашает человека к сотворчеству. Оставляя животных без имен, Он поручает это человеку. Человек призван довершить творение. Неслучайно человек называется царем и священником для окружающего мира.
— Для меня одно из подтверждений того, что человек призван возделывать землю,— это наши дачники. Когда едешь по дачному массиву и видишь, как люди на своих шести сотках пытаются устроить некое подобие райского сада, убеждаешься в том, что тяга к созиданию на земле заложена свыше. Эта потребность настолько сильна, что многие без этого не могут жить. Уже и здоровье не дает, и урожай не оправдывает затрат, а все равно в выходные надо ехать на дачу…
— Да, действительно, может быть, часто бессознательно эта потребность не дает человеку покоя. Ему надо все окружающее привести к гармонии.
— Наша природа после грехопадения очень сильно повредилась. Как это отразилось на образе Божием в человеке? Сохранился ли он? Ведь когда видишь человека опустившегося, преступника, негодяя, задаешься вопросом: где же здесь образ Божий?
— Образ Божий, несомненно, остался в человеке. Но сейчас, после грехопадения, он, если можно так сказать, затемнен, помутнен. Однако если бы мы вовсе утратили образ Творца, то перестали бы быть людьми. У каждого в той или иной мере остаются черты образа Божиего.
Мне очень нравится сравнение, которое приводит митрополит Антоний Сурожский. Он сравнивает человека с иконой (икона — греч. образ). Человек у него — это икона Бога. Он говорит о том, что иконы от неправильного хранения, от неправильного обращения могут испортиться и оказаться негодными для использования — но в этом случае мы их не выбрасываем, а пытаемся отреставрировать. Так же и человек: всегда оставаясь иконой Творца, Его образом, может быть изуродован страстями, греховной жизнью — но, тем не менее, он остается святыней, которую Бог продолжает любить и всегда хочет восстановить. Поэтому мы должны любить и уважать любого человека, как бы низко он ни пал. Любить в нем образ Божий.
— Святые отцы отмечают, что у Ангелов в природе присутствуют черты образа Божиего. А что они говорят о подобии — или это свойство только человеческой природы?
— Православная традиция высоко чтит и славит Ангелов Божиих, возвещающих волю Творца, но все же только человек призван к высшей славе — уподоблению Богу. Апостол Павел пишет: Кому когда из Ангелов сказал : седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1, 13–14)?
Неслучайно Спаситель вочеловечился, пришел к людям. Несмотря на то, что и в Ангельском мире было грехопадение, Христос не принимает Ангельскую природу для ее исцеления. Он приходит в мир человеческий. Это — веский довод сказать нам, что человек для Бога драгоценнее всех тварей. Уже в Ветхом Завете говорится: Я сказал: вы — боги… (Пс. 81, 6) Боги с прописной буквы. Каждый человек призван достичь подобия Творца, стать богом по благодати. Эта цель человеческого существования. И другой нет.
— История Церкви знает таких людей, которые уподобились Богу?
— Конечно. Это святые. В сонме святых угодников Божиих Церковь выделяет чин преподобных, которые своим житием показывают нам этот путь возрастания.
— А возможно ли современному человеку уподобиться Богу? И как этого достичь?
— Возможно. Если человек евангельские ценности воспримет как свои, если он будет осознанно участвовать в таинствах Церкви и руководствоваться творениями святых отцов, то он способен достичь богоподобия. Более того — каждый из нас призван именно к этому, и ни к чему-то еще.
Здесь можно вспомнить слова преподобного Серафима Саровского, который, отвечая на вопрос: «Что отличает современных христиан от великих подвижников древности?», говорил: «Отсутствие решимости, дерзновения». Ничто не мешает нам и сейчас идти путем святоотеческим. А цель жизни человека всегда во все времена была и будет до скончания века одна-единственная — богоуподобление.
Беседовал Денис Каменщиков
Источник: Православие и современность: Газета «Православная вера», № 17 (445), август, 2011 г.
1. Как понимать создание человека по образу и подобию Бога?
Вопрос: Как понимать создание человека по образу и подобию Бога?
Отвечает священник Александр Мень:
Мы не знаем образа Самого Бога, но мы находим его в человеке. Человек есть существо творческое, значит, Бог — Творец. Существо разумное, значит, Бог —Сверхразум. Существо этическое, понимающее, что есть добро и зло, значит, Бог есть нравственное начало. Существо свободное, значит, и Бог есть свободное существо. И, наконец, главное в человеке — его духовность, невидимая, нематериальная, значит, и Бог — нематериальное начало.
Человек имеет своей целью единение с Богом. Вот предельная цель! Но она осуществляется через этапы. Мир людей между собой, отношения с природой — это все аспекты и этапы. Мы все должны стать в каком-то смысле для Творца вторым “Я”, собеседником. Собеседником. Вот сегодня я говорил о Леоне Блуа, писателе начала нашего века. Он развивал идею о том, что Бог скорбит в одиночестве. Он одинок, и поэтому Он создает Второго — Богочеловека. Это звучит как бы мифологично, но в этом есть что-то очень глубокое. Бердяев был лично знаком с Блуа, и на него это очень действовало.
Если Высшее Начало мы не будем понимать слишком абстрактно, а будем понимать как нечто подобное нашему существованию, то в этом, конечно, что-то есть. Все-таки недаром человек — не просто образ и подобие, а он — Его соработник и Его отражение. “Дети Божии, смотрите, — говорит апостол Иоанн, — какую нам дал Отец благодать, чтоб стать нам детьми Божиими. Бог за нас умирает!” Что значит: “Бог умирает”? Значит, наш Творец переживает то, что Ему несвойственно: опыт падшего мира, опыт безобразный. Это Его единственный ответ на то, что происходит в нашем мире: в него войти и быть с нами. И это единственная теодицея, которая существует.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
4.3.3.2. Образ и подобие Божие в человеке
Античные философы называли человека «микрокосм», то есть малый мир. Свв. отцы были согласны с таким наименованием, свт. Григорий Нисский писал, что человек — это
«некий малый мир, содержащий в себе те же стихии, которыми наполнена вселенная», который «объемлет собою всякий род жизни» .
В то же время у свв. отцов отношение к наименованию «микрокосм» было отличным от того, какое имело место в античности. Для языческих мудрецов это — гордое наименование, выражающее величие человека, тогда как у отцов Церкви встречается откровенно ироническое отношение к этому термину. Свт. Григорий Нисский замечает:
«Говорили: человек есть микрокосм… но этим именем воздавая такую хвалу человеческой природе, не заметили, что почтили человека свойствами комара и мышей»
Для свв. отцов величие человека заключается не в том, что роднит его с космосом, а в том, что, напротив, выделяет его из мира природы. Выделяет же человека образ его сотворения и существования: по образу Божию.
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его…» (Быт. 1, 27).
В Священном Писании понятие «образ Божий» не раскрывается, а в святоотеческой литературе содержится широкий спектр мнений по этому вопросу. Впрочем, все свв. отцы сходятся в том, что образ Божий состоит в способности человека отражать Божественные совершенства. Например, Бог есть абсолютный Дух, и человек имеет в своем составе нематериальную составляющую — душу (Климент Александрийский, свт. Григорий Нисский, блж. Августин). Бог есть абсолютный разум, и человек также есть существо разумное (Климент Александрийский, блж. Августин). Бог вечен, отражением вечности в человеке является бессмертие (преп. Максим Исповедник, блж. Августин). Бог царствует над всем миром, и человек также наделен царским достоинством, призван владычествовать над Вселенной (свт. Иоанн Златоуст, свт. Григорий Нисский) .
Однако свв. отцы, признавая, что человек сотворен но образу Божию, не считают возможным дать образу Божию формальное определение. Свт. Епифаний Кипрский († 402) пишет:
«Церковное учение верует, что человек вообще сотворен по образу Божию, но в какой именно части находится то, что по образу Божию, не определяет» .
Более того, многие отцы Церкви (сщмч. Ириней Лионский, свт. Григорий Нисский, свт. Григорий Палама) полагают, что не только душа, но и человеческое тело участвует в сообразности Богу . Современная православная антропология, опираясь на святоотеческое учение, приходит к выводу, что образ Божий
«не относится к какому-то одному элементу человеческого состава, но ко всей человеческой природе в ее целом» .
Свт. Филарет Московский, говоря, что человек отражает совершенства Творца не так, как прочие творения, отмечает, что
«вся тварь показывает нам следы Творца, но только как бы «задняя Божия», но образ лица Божия находится только в человеке» .
В отличие от всех прочих тварей, человек не только причастен Божеству, но способен свободно участвовать в Божественных совершенствах, предстоять Богу лицом к лицу. Но предстоять может не что, а кто, то есть личность. Таким образом, можно сказать, что собственно богообразность человека заключена не в естестве человека, радикально отличном от нетварной Божественной природы, а в способе его существования, который и у Бога, и у человека — личностный. Следовательно, образ Божий в человеке состоит, прежде всего, в том, что человек есть личностное существо, и в этом безличном мире он единственный является личностным образом личного Бога. Таким образом, современное православное богословие делает различие между собственно образом Божиим, являющимся характеристикой способа существования природы, и чертами образа Божия, то есть теми свойствами человеческого естества, в которых конкретно проявляется богообразность .
Большинство свв. отцов и современных богословов проводят различие между понятиями «образа Божия» и «подобия Божия». Это различие устанавливается на основании Быт. 1, 26-27: волеизъявление Божие о сотворении человека содержит оба элемента и образ, и подобие, тогда как сотворение только один — образ.
Образ и подобие теснейшим образом связаны между собой и не могут быть понимаемы в отрыве один от другого. Образ Божий есть дар Божий каждому человеку, который выражается в способности быть причастником Божественной жизни, участвовать в Божественных совершенствах, а подобие — проявление этого дара в жизни человека и та мера, в какой эта способность реализуется. Можно сказать, что образ и подобие — два аспекта двуединого понятия. Образ Божий есть то, что человеку изначально дано, подобие же есть некоторая заданность, задача, которую человек должен решать в течение всей своей жизни. Черты образа Божия относятся к сущности человека, являются существенными свойствами человеческой природы, в то время как черты подобия раскрываются в результате направленности человеческой воли к добру. Черты образа суть свойства природы, благодаря которым человек может совершенствоваться, уподобляться Богу, отражая совершенства своего Творца, например разумность, дар слова и тому подобное. Соответствующим образом пользуясь этими способностями, человек может достичь богоподобия, приобретая, например, благость и мудрость, которые являются уже чертами не образа, а подобия. Чертами образа Божия обладают практически все люди, тогда как черты подобия раскрывают далеко не все. Тем не менее, возможно говорить об образе и подобии как о двуедином понятии. Ведь богообразность потенциально заключает в себе богоподобие, а подобие есть раскрытие богообразности в жизни человека. Это делает возможной взаимозаменяемость терминов «образ» и «подобие» в Священном Писании и у некоторых свв. отцов без ущерба для смысла .
Необходимо отметить, что сами по себе черты образа Божия ни по отдельности, ни в совокупности не исчерпывают человеческой богообразности. В силу различных причин те или иные черты образа Божия, например разумность, у некоторых людей могут не проявляться, тем не менее, невозможно отрицать за этими людьми человеческого достоинства, поскольку они также могут быть причастниками Божественной жизни. Конституирующим принципом человека как личности является не та или иная характеристика его природы, но обращенная к нему любовь Божия . Именно дыхание Божие, Божественная любовь, присутствующая в человеке, делает его богообразным существом, личностью.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
ЧТО ТАКОЕ ОБРАЗ БОЖИЙ В ЧЕЛОВЕКЕ И ПОДОБИЕ И ЧЕМ ОДНО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГОГО Образ Божий – духовное основание человеческой личности, непосредственно сотворенное Богом и отражающее такие свойства Творца, как бессмертие, свобода воли, разумность, способность творчества и др. Образ Божий – не безличный отпечаток в нас Божественного начала, а сокровенная, Богосозданная основа нашей духовной личности, не нуждающаяся в преображении и требующая свободной творческой реализации. Духовно-творческую реализацию возможностей, предначертанных Образом Божиим, отцы и учителя Церкви связывают с понятием «подобие Божие», означающим свободное и ответственное уподобление человека Божественному совершенству. Образ Божий дает человеку возможность обожения, но требуется свободная воля человеческой личности, чтобы через синергию свободы и благодати, при решающей роли благодати, реализовалась эта возможность. Образ и подобие Божии в человеке – сходство первозданного человека со своим Первообразом – Богом. Понятия «образ» и «подобие» неразделимы, но по преимуществу под образом Божиим понимается сходство самого существа человека с Существом Божиим (духовность и бессмертность души, разум, дар слова, свобода воли), а под подобием Божиим – сходство в самых оттенках образа и его качествах (премудрость, любовь, благость, чистота, постоянство в доброе и др.), насколько это возможно для человека. С грехопадением человек утратил черты богоподобия, оставаясь искаженным образом Божиим. С целью восстановить падшего человека, обожить его, т.е. соединением с ним соделать его богом по благодати, пришел на землю Спаситель Иисус Христос. Принятие или непринятие Его и достижение подобия Божия предоставлено свободной воле (черта образа Божия) человека – неприкосновенной и ненарушимой даже Самим Творцом. Некоторые Отцы Церкви отличают «образ» от «подобия», отмечая, что образ – это то, что изначально вложено Творцом в человека, а подобие – то, чего предстояло достичь в результате добродетельной жизни: «выражение «по образу» означает разумное и одаренное свободной волей, а выражение «по подобию» означает уподобление через добродетель, насколько это возможно» (Иоанн Дамаскин). Все свои способности человек должен реализовать в «возделывании» мира, в творчестве, в добродетели, в любви, чтобы через это уподобиться Богу, ибо «предел добродетельной жизни есть уподобление Богу», как говорит святитель Григорий Нисский. Максим Исповедник говорит в своих писаниях, что человек принадлежит двум мирам: с одной стороны, он взят из земли, то есть является как бы последним звеном земного творчества Божия, но, с другой стороны, Бог вдохнул в него жизнь – причем не просто животную жизнь, но то дыхание жизни, как говорится в Библии, которое его делает способным познать Бога, полюбить Его, прислушиваться к Нему, входить в гармонию с Ним. И вот потому что человек был создан таким, он может все земное приобщить к духовному, и в конечном итоге – к небесному и Божественному. Это задача человечества.
Почему губки бывают разных цветов и чем они отличаются друг от друга
99% людей не знают!
Губками для мытья посуды пользуются, наверное, все без исключения. Даже счастливые обладатели посудомоечных машин время от времени протирают грязную посуду вручную.
Губки бывают самых разных форм, размеров и цветов. Понятно, что у каждого свои предпочтения по первым двум пунктам, но разве цвет имеет значение? Ведь раскраска губок делается просто в рекламных целях… или нет?
Конечно да — если речь идёт о мягкой, основной части поролоновой губки. А вот цвет абразивной стороны обозначает зернистость, то есть степень жёсткости покрытия.
Этот материал у нас называют скотч-брайтом (от американской торговой марки Scotch-Brite). Его изготавливают из грубых волокон и приклеивают к поролоновой основе.
Скотч-брайт на губках обычно бывает трёх цветов:
1. Зелёный.
Моющие губки с зелёной абразивной стороной способны избавить даже от самых сильных загрязнений. Однако столь жёсткий материал может поцарапать некоторые покрытия. Не рекомендуется мыть зелёной стороной сковородки с антипригарным покрытием, крашеное стекло, эмалированную посуду и т. д.
2. Красный.
Красный цвет обозначает среднюю степень жёсткости. Это оптимальный выбор: такой губкой легко удалить стойкие загрязнения и присохшую пищу, но при этом она не так сильно царапает посуду.
3. Жёлтый.
В жёлтый цвет окрашивают самые мягкие губки, которыми стоит мыть, например, стеклянную посуду. Такой материал нежно обращается с поверхностью, поэтому можно тереть интенсивно.
Теперь вы знаете то, чего не знает почти никто!
Бастурма, пастрами, пастрома. Чем они отличаются друг от друга?
Филологи считают, что исторически эти названия связаны общим происхождением, восходящим к тюркским корням. Однако в современной реальности это совсем разные мясные продукты, сильно отличающиеся друг от друга. Общего между ними только то, что их делают из цельного мяса. Путаницы добавляет и тот факт, что бастурму часто называют ещё и пастирмой. А это до степени смешения схоже с пастромой и пастрами. Так что давайте разбираться.
Названия близкие — продукты разные
Бастурма ведет свое происхождение из Турции и Армении. Это хорошо завяленная сырая говядина, баранина или конина, обваленная в порошке красного перца. По легенде, бастурму готовили кочевники Чингисхана, подкладывая проперченный кусок мяса под седло. В долгих конных походах мясо вялилось и служило пищей для воинов. Сегодня бастурму просто вялят в более цивилизованных условиях. В Азербайджане и Армении она очень популярна, в России — тоже известна, её обычно можно найти в гипермаркетах. Но потребляют бастурму мало, мясо часто бывает жестким, к тому же сказывается его большая цена.
Бастурма. Фото: .com
Названия «пастрами» и «пастрома» тоже имеют тюркское происхождение. Возможно, что изначально это было даже одно блюдо, корни которого находят в еврейских местечках Молдавии и Румынии. Похоже, их жители переняли это блюдо от соседей, ведь эти земли долго были в составе Османской империи. Смешение кухонь разных народов, проживающих рядом, — обычная история. Отсюда это мясное блюдо с эмигрантами перекочевало в Новый свет, где окончательно оформились каноны производства пастрами. В США его делают промышленным способом, и там оно суперпопулярно. Мы все больше знаем эту страну по фастфуду, но оказывается, кроме гамбургера в Америке есть ещё и пастрами. Оттуда, с Запада, этот деликатес с восточными корнями пришел и к нам в Россию.
Пастрами. Фото: .com
Одно блюдо — два варианта
Если вернуться к пастроме, то в России сегодня она присутствует в двух основных вариантах. Первый — редко встречающаяся в продаже сырокопченая или копчено-вареная свинина, курица или индейка. Ничем другим на фоне окороков, корейки и прочих подобных продуктов она принципиально не отличается. То есть название «пастрома» в данном случае фантазийное и не очень обязательное.
Пастрома. Фото: .com
Вторым ее вариантом является блюдо пастрома, которое готовят дома, и его рецепты обширно представлены на просторах Сети. Для него мясо сначала обычно маринуется, а потом запекается в духовке. Так чаще всего готовят курицу и индейку, но есть и мясные рецепты.
Пастрами и построма — различий больше, чем сходства
На возможное общее происхождение пастрами и пастромы указывает ещё и тот факт, что для обоих блюд мясо на первом этапе маринуют. Но после этого начинаются различия. Готовя пастрому дома, её маринуют лишь несколько часов. Пастрами же маринуют гораздо дольше — две недели, а потом — не запекают, а коптят. Процесс холодного копчения занимает не менее 15 часов. Далее мясо подвергают томлению. Такую обработку провести дома практически нереально. Ведь обычно мясо томят в течение двух суток в особых печах со стопроцентной влажностью и температурой около 70 градусов. Создать такие условия дома практически нереально.