«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Святой Савва Сторожевский — это один из самых почитаемых монахов на Руси. Его деяния, которые были утверждены верой, навсегда останутся в душах мирян и монахов. Ведь благодаря им Преподобного причислили к лику Святых. Не так давно, в 2007 году, было отмечено 600-летие его пребывания в этом почетном, божественном статусе. Еще при жизни Савва считался самым первым и любимым учеником Святого Сергия Радонежского.
Содержание
- Житие преподобного Саввы Сторожевского
- Монастырь Саввы Сторожевского в Звенигороде
- Источник Саввы Сторожевского
- Чудеса, которые были сотворены звенигородским святым
- Скит Саввы Сторожевского
- Святой Савва Сторожевский — в чем помогает
- Икона Саввы Сторожевского
- История святых мощей прп. Саввы Сторожевского
- Мощи преподобного Саввы Сторожевского
- 1 февраля Церковь празднует Обретение святых мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца
- ЯВЛЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО САВВЫ ПРИНЦУ БОГАРНЕ
- Евгений Богарне
Житие преподобного Саввы Сторожевского
Предположительно монах был сыном из боярского рода княжества Смоленского. К сожалению, это только догадки, так как достоверной информации нет. Также неизвестна точная дата его рождения.
Известно только то, что с юности он был очень набожным мальчиком, с детства полюбил Бога и молитву, жил в Троицком монастыре под присмотром преподобного Сергия. Позже монаха избрали духовником братии Троицкой. После смерти Радонежского, Савва стал игуменом Троицкого храма. Это было в 1392 году.
В 1390 году преподобный благословил строительство монастыря Рождества Богородицы на горе Сторожи, что находится в населенном пункте Звенигород. Этот монастырь покровительствовал сам князь Юрий Дмитриевич.
Святой не раз благословлял Юрия в походы на территорию Орды (Волжскую Булгарию, Джуке-Тау, Казань и т.д.). Большинство из этих походов завершались славной победой. Еще позже благословение старца помогло спасти Московскую Русь, которой грозило полное уничтожение от нашествия Тамерлана.
Монастырь Саввы Сторожевского в Звенигороде
Строительство монастыря закончилось к 1405 году. На территории этого святого места было воздвигнуто сразу несколько церквей. Преподобный для их росписи пригласил известного художника Андрея Рублева, который с благословением священника, стал автором Звенигородского (старомосковского) чина. Влияние преподобного на молодого художника было очень большим.
Говорят, что он сподвиг талантливого автора написать знаменитые «Троицу» и «Спас Звенигородский». Святой превратил монастырь в великолепное место того времени, куда старались попасть все верующие крестьяне.
Преподобный принимал к себе всех. Он выслушивал людские печали, давал советы. Он всегда поступал так, как его учил его родитель — Сергий Радонежский. За всю свою долгую жизнь монах не отвернулся ни от кого. Он лишь смиренно молился и направлял людей по пути Божьему.
В 1407 году старик умер. Перед своей кончиной он очень сильно болел. За три дня до смерти монах собрал Троицкую братию и рассказал о всех своих праведных деяниях. После его смерти потомки Юрия и Василия начали войну за престол. Звенигородский монастырь пришел в упадок. А память о святом источнике Саввы Сторожевского была стерта из памяти ненавистными родственниками Юрия, так как он был его наставником.
Источник Саввы Сторожевского
В XVI столетии Маркелл Хутынский написал агиограф о житие звенигородского святого. Это писание стало источником о божественных деяниях Саввы — источником его памяти и прославления. Именно благодаря Крюковским песнопения мы знаем об этом святом столько информации.
Агиографы написаны в строгом историко-филологическом принципе церковнославянского (древнерусского) языка. Александр Пушкин в свое время перевел на современный русский язык краткое житие игумена.
Чудеса, которые были сотворены звенигородским святым
Из-за войны за престол информация о преподобном была стерта из истории. О Савве знали только, как о местном святом. В средине XXVI века игумена канонизировали. А еще через столетие были найдены священные мощи преподобного в Звенигородском монастыре.
Правитель Алексей Михайлович Романов утверждал, что образ Сторожевского спас его от лап разъяренного медведя. С того времени царь считал его своим личным заступником.
Еще один примечательный случай с участием звенигородского игумена случился в 1812 году. Образ Сторожевского явился Эжену Богарне — военачальнику французского войска под командованием Наполеона. Святой попросил полководца не причинять беды монастырским стенам Звенигорода и его жителям.
Так он останется цел в войне, которую Франция проиграет. Когда предсказание игумена сбылось, Звенигородский монастырь вернул былую популярность.
Но на этом чудотворные действия молитвы Саввы Сторожевского не закончились. С 1998 года чудотворные мощи святого были перенесены в Звенигородской мужской монастырь. Это было связано с правлением коммунистов, которые запрещали монашескую и церковную деятельность.
Скит Саввы Сторожевского
Для молитвенного общения с Господом Преподобный любил удаляться из обители. Было установлено, что он отправлялся в глубокий овраг, который находился в версте от церкви. Монах ископал себе пещеру на склоне горы, недалеко от густого леса. В этой пещере он предавался слезным молитвам. Здесь он созерцал высшие обители неба и земли. Это место сохранено на века в память о святом.
В 1870 году над этим скитом была построена церковь, которую назвали в честь Саввы Сторожевского. Вскоре возле церкви возвели ансамбль монастырского Скита.
В предании сказано, что недалеко от скита звенигородского монаха находится целительный родник (источник). Говорят, что он был вызван молитвою Саввы Звенигородского. Этот родник бьет из недр земли.
Для того, чтобы добраться до этого источника нужно направляться вдоль стен Уточьей башни до Звонковой башни. Когда дойдете до ручейка, нужно перейти мостик и пройти по грунтовой дорожке по указателям. На месте источника находится деревянная часовенка и купель Саввы Сторожевского.
Говорят, что этот лечебный купель творит невероятные чудеса. Для того чтобы исцелиться душою и телом, нужно только окунуться в нем. Но многие утверждают, что он действует только на истинно верующих. Источник помогает только тем, кто непреклонен в своей вере и несет ее в своем сердце
Святой Савва Сторожевский — в чем помогает
К Преподобному монаху люди обращаются со всех уголков России и других стран СНГ.
- Ему молятся, даже не зная, в чем он помогает;
- Ему рассказывают о своих проблемах, и им становится легче;
- Святой помогает всем своей незримой рукой;
- Он направляет заблудшие души к Богу;
- Святой обязательно ответит на праведную, искреннюю молитву.
Особенно сильная молитва к Преподобному 16 декабря. В этот день святого просят:
- о праведности;
- о укреплении веры;
- о исцелении себя или близких;
- о здравии;
- о непорочности.
Икона Саввы Сторожевского
Икона звенигородского игумена выполнена в достаточно простом стиле. Ее основа положена на подвиги монаха и его служение Христу и Богородице. Даже на иконе Савва Сторожевский несет слово Божье в угоду Господу Иисусу Христу.
На этой иконе он изображен в монашеском одеянии. Поверх одеяния черная мантия. Эта мантия развернута и чем-то напоминает ангельские крылья. Цвет мантии — черный. Он символизирует совершенство отречения от суетного мира, покой и отказ от страстей.
Лик Святого обращен к молящемуся человеку. Так верующий человек лучше настраивается на духовный, внутренний диалог, как со святым, так и с Господом.
Текст православной молитвы Савве Сторожевскому:
О пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих. Не премолчи вопия за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением креста воинствующей, архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление, плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным успокоение, заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим, и всем, благодатной помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя. Идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Господь всегда с Вами!
Смотрите видео о житие преподобного Саввы Сторожевского:
О чем молятся преподобному Савве Сторожевскому Преподобный Савва Сторожевский родился в 1327 г. Двадцатилетним юношей он пришел к преподобному Сергию Радонежскому и участвовал в становлении Радонежской пустыни. Инок Савва стяжал большой духовный опыт и дар рассуждения, и преподобный Сергий поставил его духовником обители, а позднее благословил быть игуменом в монастыре в честь Успения Божией Матери на р. Дубенке. Когда игумен Никон, преемник Сергия Радонежского, в 1392 г. ушел в затвор, преподобный Савва в течение шести лет был настоятелем Радонежской пустыни. Звенигородский князь уговорил преподобного поселиться около Звенигорода на горе, называемой Сторожевской. Здесь святой Савва воздвиг храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и построил для себя малую келью (1398–1399 гг.). Постепенно на этом месте образовалась монашеская община и было положено основание Саввино-Сторожевскому монастырю. Скончался святой 3.12.1407 г. и после смерти прославился многими явлениями разным людям, предсказаниями и чудотворениями. Нетленные мощи преподобного были обретены в 1652 г. Преподобного Савву Сторожевского просят исходатайствовать у Господа мир и единомыслие Православной Церкви, спокойствие городам и странам, избавление от голода и смертельных болезней, всем православным благодушие и терпение, старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам возрастание в вере, чистоте и целомудрии, вдовам и сиротам милость и заступничество, пленным утешение и возвращение из плена, больным исцеление, согрешающим сокрушение о грехах, бедствующим и всем, нуждающимся в помощи, своевременную помощь. Молитва преподобному Савве Сторожевскому О пречестная и священная главо, Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих; не премолчи вопия за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением Креста воинствующей; архиереом святительства благолепие; монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение, миру безмятежие и мир, от глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление; юным и младенцем благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление; плененным отраду и возвращение; болящим исцеление; согрешающим дух сокрушения; бедствующим и всем, благодатной помощи требующим, благовременную помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих; споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадом, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении; и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя, идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. © Михаил Тихомиров Цитируется в сокращении по кн.: МОЛИТВЫ СВЯТЫМ БОЖИИМ С КРАТКИМИ СВЕДЕНИЯМИ О ЖИТИЯХ И ПОМОЩИ В РАЗНЫХ НУЖДАХ. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2018 (книга готовится к печати). http://pravmolitva.ru
История святых мощей прп. Саввы Сторожевского
Прп. Савва Сторожевский
23 августа 1998 года. 10 лет второго обретения и перенесения мощей прп. Саввы Сторожевского.
В 2007 году в России отмечалось 600 летие преставления преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского и всея России чудотворца, основателя одной их главных святынь Московской земли — Саввино Сторожевского монастыря, любимого ученика преподобного Сергия Радонежского. Царская Семья Романовых почитала святого Савву Сторожевского как своего небесного покровителя — «молитвенника за Царей Богоизбранных». Монастырь на протяжении столетий был «собственным государевым богомольем». Известно особое заступничество преподобного Саввы Сторожевского о Царе Алексее Михайловиче Романове, в царствование которого произошло первое обретение св. мощей звенигородского чудотворца. В годы гонений на Православие эта обитель была закрыта, святые мощи вывезены из родных стен. По Промыслу Божиему их смогла сохранить одна благочестивая семья в течение нескольких последующих десятилетий. 23 августа 1998 года, когда в монастыре возродилась церковная жизнь, святые мощи вернулись в звенигородскую обитель. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II день 23 августа стал праздником «Второго обретения и перенесения честных мощей преподобного Саввы Сторожевского».
В конце XIV века по просьбе звенигородского князя Юрия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) прп. Савва основал монастырь на древнем Сторожевском холме близ Звенигорода. Он собирал сам первых братий, руководил строительством и росписью храмов. Воспитывал монахов высокой духовной жизни.
Достигнув глубокой старости, после болезни, он, преподав всем мир и целование, скончался 3 декабря 1407 года. «Много слез пролили братия, лишившись своего «кормника и учителя»; на погребение его собрались князья (был, без сомнения, и Юрий Звенигородский) и бояре, и почти все жители города. Тело блаженного честно предали земле в церкви Пресвятой Богородицы, им построенной…».
Умножались чудеса у мощей прп. Саввы, росло его почитание на Руси, обитель становилась всё более известной. В 1547 году в Дом Пречистой на Сторожах (так называли тогда Саввин монастырь) приезжал молиться Царь Иоанн Грозный со своей первой любимой супругой Анастасией Романовной. Именно тогда звенигородский чудотворец был канонизирован. В середине XVI века инок Новгородского Антоньева монастыря
Маркелл составил житие прп. Саввы, собрав устные свидетельства о жизни и посмертных чудесах первого игумена звенигородской обители. )Чудесное заступничество прп. Саввы охраняло монастырь со дня его основания, особенно в Смутные времена, обрушившиеся на Русь в начале XVII века. Многие постройки и запасы обители были уничтожены тогда пожарами и грабежами. Но Саввино-Сторожевская обитель смогла выстоять. Молитва святого основателя сохранила монастырь во время всех испытаний.
Звенигородского чудотворца особо почитал Государь Алексей Михайлович Романов. При нём монастырь приобрёл статус Лавры, был обустроен новыми зданиями, стал загородной царской резиденцией и одной из богатейших обителей на Руси.
В древнем монастырском Рождественском соборе на правой стороне иконостаса под сенью бережно хранится святыня обители —св. мощи прп. Саввы Сторожевского. Они были обретены 19 января 1652 года.
С этим событием связана удивительная история: «Ближайшим поводом к обретению мощей преподобного Саввы, по существующему в Сторожевском монастыре древнему преданию, послужило явление угодника Божия самому Царю. Царь Алексей Михайлович в декабре 1651 года ходил на охоту в окружающие обитель леса звенигородские. Когда свита его рассеялась по лесу для отыскания логовища медведя и он остался один, из лесной чащи внезапно выбежал медведь и бросился на него. У Государя не оказалось оружия и он, видя невозможность защищаться, обрёк себя на верную смерть. Вдруг около него явился старец, и, с его появлением, зверь бежал от Царя. Спрошенный об имени старец отвечал, что его зовут Саввой и что он инок Сторожевской обители. В это время собрались к Царю некоторые из его свиты, а старец пошел к монастырю. Скоро пришел в обитель и сам Царь Алексей Михайлович, и спрашивал архимандрита о монахе Савве, думая, что это какой-нибудь еще неизвестный ему подвижник, поселившийся в монастыре. Архимандрит ответствовал, что в монастыре нет ни одного монаха именем Саввы. Тогда Царь, взглянув на образ преподобного, уразумел, что это был сам он», — писал историк И. В. Брандт.
Обители преп. Саввы была особенно дорога великокняжеская чета. На протяжении 1880—1890-х гг. они приезжали сюда довольно часто, иногда к ним присоединялся брат Великого князя Сергея — Павел Александрович. Приезжали в Звенигород они из усадьбы Ильинское, расположенной в 20 верстах от монастыря к западу от Москвы.
Связь с обителью Великой княгини не прервалась и после смерти её супруга. Елизавета Феодоровна оказала большую помощь городу и монастырю после разрушительного наводнения 1908 года.
Приближалось страшное время поругания святынь, гонения на Православие. В 1918 году христиане Звенигорода и окрестных селений в тревоге ожидали предстоящее вскрытие святых мощей прп. Саввы Сторожевского.
В течение года во внутреннюю жизнь обители неоднократно грубо вмешивались большевики, в частности, уроженец соседней монастырю деревни Ягунино 27-летний комиссар. Рабочий Путиловского завода, он прибыл в Звенигород организовать сельский совет с полномочиями Совета народных комиссаров и был назначен комендантом монастыря для того, чтобы взять на учёт ценности обители. Разумеется, всем было ясно, что если большевики войдут в монастырь хозяевами, то лишат его главной святыни — мощей преп. Саввы.
15 мая комиссар Константин Макаров в сопровождении других «уполномоченных» явился в монастырь под предлогом конфискации хлеба и описания имущества. Он потребовал у наместника все ключи. Крестьяне шумно выражали недовольство происходящим. Ситуация становилась всё более бесконтрольной; началась драка, в которой Макаров был убит, его спутники изранены, один из них позже скончался от побоев. По рассказам местных жителей, смерть комиссара была нелёгкой. Страшно избитый, он был сброшен в мелкий пруд под монастырём и, казалось, утонул, но через некоторое время снова приподнялся над водой, бросил последний взгляд на обитель, широко перекрестился и упал навзничь. Так местное предание приписывает Константину Макарову покаяние в последние минуты жизни.
Опомнившись, люди растерялись от такого поворота дел, — они шли защищать монастырь, не желая проливать кровь. После расправы над Макаровым и его приспешниками наиболее активные защитники обители двинулись в город для свержения власти советов. Но большевики действовали организованно, решительно и быстро. Срочно вызвали подкрепление из соседнего города Дедовска. Прибыл отряд красноармейцев, и в тот же день мятеж был подавлен. Многих защитников монастыря увезли в Москву, и их родные больше не получали от них никаких известий.
14 февраля 1919 года было опубликовано постановление Народного комиссариата юстиции об организованном вскрытии мощей в Советской России. Через месяц, 17 марта, были вскрыты и святые мощи прп. Саввы Сторожевского.
Изъятие честных мощей преподобного осиротило Звенигородскую землю. Вспомнилось древнее монастырское предание: незадолго до своей кончины св. Савва «в одно время заплакал и сказал своей братии: «Придёт время, на земле люди забудут Бога и будут над Ним смеяться, к власти придёт антихристова сила. Она выгонит меня из монастыря, но я совсем не уйду. Я переселюсь в другое место, где ещё часть людей не забудет Бога, и я буду за них молиться перед концом света». Это пророчество преподобного напечатали даже в советских газетах тех лет как доказательство контрреволюционности монашества.
Но Бог поругаем не бывает. Преподобный Савва, по милости Божией, не оставил свою обитель, храня её и даруя исцеление, духовное утешение и благодатную помощь к радости и укреплению веры православных и недоумению и злобе властей века сего.
Чудом является уже то, что часть честных мощей преподобного сохранилась. Долгое время считалось, что святые мощи Звенигородского Чудотворца, которые в 20-е годы были экспонатом выставки по охране здоровья при Наркомате здравоохранения, а затем переданы на Лубянку и пропали в её подвалах. Лишь совсем недавно стало известно, что, по милости Божией, честная глава преподобного Саввы более 50 лет тайно хранилась в одной православной семье. Супруги Михаил Михайлович и Софья Дмитриевна Успенские с большим риском для себя сберегли святыню.
О том, как мощи преподобного Саввы оказались в семье Успенских, известно следующее. В 20-е годы Михаил Михайлович, тогда сотрудник Государственного исторического музея и член Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области, был вызван на Лубянку. Сотрудник ЧК, вызвавший его, показал ему серебряное блюдо, накрытое материей, и сказал: «Возьмите это блюдо и передайте в музей, а то, что на блюде — останки Саввы Сторожевского, — поместите, куда сочтёте нужным». Вначале Михаил Михайлович хранил мощи на даче в Звенигороде. Затем решил спрятать святыню в более безопасное место: сложил мощи в чистый мешочек, положил в специально изготовленный сосуд с плотной крышкой и зарыл в землю в саду. Вскоре на даче произошёл пожар, дом выгорел дотла, но святые мощи не пострадали. После этого события, произведшего на Успенского большое впечатление, он перевёз мощи преподобного в свою московскую квартиру. За три года до смерти М. М. Успенский, беспокоясь о святыни, через протоиерея Владимира Ганина, настоятеля Успенской церкви с. Жилино Люберецкого района Московской области, обратился к о. Евлогию (Смирнову) (ныне — архиепископу Владимирскому и Суздальскому, а тогда — эконому Троице-Сергиевой лавры) с вопросом, как ему поступить с мощами? О. Евлогий посоветовал передать их в Лавру. Позже, когда о. Евлогий уже был наместником Свято-Данилова монастыря, он позвонил Успенским и спросил о судьбе мощей преподобного Саввы. Михаил Михайлович к тому времени скончался, а его родственники сообщили, что они передали мощи священнику, который напутствовал М. М. Успенского перед смертью. «Пожалуйста, возьмите их, как и обещал Вам наш отец», — добавили они. 25 марта 1985 года святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь, где почивала в алтаре храма Семи Вселенских Соборов.
В 1995 году началась передача Саввино-Сторожевского монастыря Русской Православной Церкви. Вновь в монастырских стенах возродилась православная служба, появились первые иноки и постоянные прихожане. Когда обитель праздновала своё 600-летие, святые мощи вернулись в родной дом. Это произошло в августе 1998 года.
В заключение процитирую слова из заметки, посвященной 250-летию обретения честных мощей преподобного Саввы Сторожевского. Они написаны 100 лет назад, а кажется, что сейчас: «Пять веков прошло с тех пор, как просиял на земле Святой Угодник Божий Савва. Менялись люди, менялись нравы, прошёл и XIX век с его отрицателями Бога и чудес, а обитель Саввина стоит, хранимая молитвами своего основателя, по-прежнему стекается народ на поклонение его святым мощам, порежнему с верою ищущие помощи получают её и прославляют Бога и Его Угодника, Преподобнаго Савву».
Мощи преподобного Саввы Сторожевского
16 декабря 22–23 августа 2008 года Саввино-Сторожевский монастырь вместе со всей Россией отметил десятилетие возвращения святых мощей преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского и всея России Чудотворца в основанную им обитель.
Первое обретение мощей Преподобного было совершено в царствование государя Алексея Михайловича 19 января 1652 года. Мощи были обретены нетленными после 245-летнего пребывания в земле, положены в гробнице и поставлены на правой стороне в соборе Рождества Пресвятой Богородицы у южных врат, ведущих в алтарь, где они и находились до 1919 года.
Октябрьский переворот 1917 года, так страшно изменивший всю жизнь Российского государства, в полной мере коснулся и главной святыни Саввина монастыря — честных мощей преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского чудотворца.
Октябрьский переворот 1917 года, так страшно изменивший всю жизнь Российского государства, в полной мере коснулся и главной святыни Саввина монастыря — честных мощей преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского Чудотворца.
Впервые мощи преподобного Саввы были вскрыты и осквернены еще в мае 1918 года, задолго до официального решения большевистской власти. 1 февраля 1919 года было опубликовано постановление Народного Комиссариата Юстиции о повсеместном организованном вскрытии мощей. 4 марта того же года были еще раз вскрыты святые мощи преподобного Саввы Сторожевского. Когда духовника обители иеромонаха Савву, очевидца событий, спросили о происходящем: «Как, отец Савва, было при вскрытии?», он отвечал: «Ужас… все, как в Гефсиманском саду, и поругание, и оплевание…».
Прихожане Саввино-Сторожевского монастыря пытались защитить святые мощи от поругания и писали жалобы в наркоматы Внутренних дел и Юстиции, указывая на оскорбительные действия местных властей у раки преподобного Саввы. Защита прихожанами звенигородской святыни ни к чему не привела. 5 апреля 1919 года святые мощи преподобного Саввы увезли из монастыря на Лубянку.
Вот тут-то и вспомнилось древнее монастырское предание: незадолго до своей кончины преподобный Савва «в одно время заплакал и сказал своей братии: «Придет время, на земле люди забудут Бога и будут над Ним смеяться, к власти придет антихристова сила. Она выгонит меня из монастыря, но я совсем не уйду. Я переселюсь в другое место, где еще часть людей не забудет Бога, и я буду за них молиться перед концом света». Это пророчество преподобного Саввы Сторожевского было даже напечатано в советских газетах тех лет, как доказательство контрреволюционности монашества.
Долгое время считалось, что святые мощи Звенигородского Чудотворца утрачены навсегда. И лишь в начале 90-х гг. XX века стало известно, что честная глава преподобного Саввы более 50-ти лет тайно хранилась супругами Михаилом Михайловичем и Софьей Дмитриевной Успенскими.
О том, как мощи преподобного Саввы оказались в семье Успенских, известно следующее. В 20-е годы Михаил Михайлович, сотрудник Государственного исторического музея и член Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области, был вызван на Лубянку. Сотрудник, вызвавший его, показал Михаилу Михайловичу серебряное блюдо, сверху накрытое материей, и сказал: «Возьмите это блюдо и передайте в музей, а то, что на блюде — останки Саввы Сторожевского, — поместите, куда сочтете нужным». М.М. Успенский хранил мощи у себя дома, а за три года до смерти, беспокоясь о судьбе святыни, через протоиерея Владимира Ганина, настоятеля Успенской церкви с. Жилино Люберецкого района Московской области, обращался к о. Евлогию (Смирнову), тогда эконому Троице-Сергиевой Лавры, с вопросом: как быть с мощами? О. Евлогий посоветовал ему передать мощи в Лавру. Позже, когда о. Евлогий уже был наместником открывшегося Свято-Данилова монастыря, он позвонил Успенским и спросил о судьбе мощей преподобного Саввы. Михаил Михайлович к тому времени скончался, а его родственники сообщили, что они передали мощи священнику, который напутствовал М.М. Успенского перед смертью. «Пожалуйста, возьмите их, как и обещал Вам наш отец», — добавили они. 25 марта 1985 года святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь, патриаршую и синодальную резиденцию, где почивала в алтаре храма Семи Вселенских соборов.
22–25 августа 1998 года Саввино-Сторожевский монастырь торжественно праздновал свое 600-летие. В честь этого события, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, священноархимандрита Саввинской обители, честные мощи преподобного Саввы были торжественно перенесены в основанный им монастырь. По благословению и под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была создана Комиссия по проведению юбилейных торжеств, в состав которой вошли представители Церкви, государства, учреждений культуры, общественных организаций и деловых кругов России.
Подготовка к юбилею монастыря и перенесению святых мощей объединила труды многих и многих людей. В рекордно короткие сроки был проведен огромный объем ремонтно-восстановительных работ, отлиты и подняты на звонницу первые 10 колоколов, воссоздана по старым образцам рака для мощей преподобного Саввы, восстановлен «малый скит», благоустроена территория монастыря и ближайших окрестностей.
Празднование юбилея началось утром 22 августа 1998 года в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с собором архипастырей отслужил Божественную Литургию и молебен, после чего ковчег с мощами Преподобного под колокольный звон и молитвенное пение был пронесен крестным ходом до Святых врат монастыря, где Святейший Патриарх осенил святыми мощами всех присутствующих.
После этого ковчег был внесен в автобус, и колонна из 15 автобусов и нескольких десятков автомобилей отправилась в путь — в Саввино-Сторожевский монастырь.
По дороге в Одинцове, в Перхушкове, в Захарове были сделаны остановки. И везде крестный ход встречали многие и многие сотни верующих, ожидающих встречи со Святыней.
В Звенигороде у храма святого благоверного князя Александра Невского колонна остановилась, и крестный ход продолжился пешком. Жители воспринимали возвращение своего небесного покровителя и заступника как чудо, как Божию милость, явленную Звенигородской земле.
При огромном стечении народа состоялось торжественное освящение часовни, построенной на месте взорванного в 1930-е гг. главного храма города — собора Вознесения Господня. Затем крестный ход сделал остановку у источника на Городке, где был отслужен водосвятный молебен.
И наконец, под неумолкающий колокольный звон, многотысячный крестный ход подошел к Святым воротам монастыря, из которых вышел Святейший Патриарх. Он принял ковчег со святыми мощами и внес его в монастырь. После положения ковчега в Рождественском соборе в возобновленную раку началось праздничное всенощное бдение патриаршим служением.
Утром следующего дня богослужение в Рождественском соборе возглавил Святейший Патриарх в сослужении девяти архипастырей.
По окончании праздничной службы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II к собравшимся обратился с приветственным словом: «…Этот день, вне всякого сомнения, войдет навеки в историю обители, ибо ныне в нее вернулась ее главная святыня — честные мощи преподобного Саввы, прославившиеся многими чудотворениями. Вывезенные из обители в 1919 году они Промыслом Божиим уцелели и вновь были переведены нами в свой исконный дом. Преподобный Савва вернулся в созданную им обитель, дабы участвовать в ее возрождении, ходатайствуя о ней перед Престолом Божиим и таинственно в ней присутствуя».
Так в Сторожевской обители появился еще один престольный праздник — 23 августа, по благословению священноархимандрита обители Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II вошедший в церковный календарь как день Второго обретения и перенесения честных мощей преподобного Саввы Сторожевского.
«Пять веков прошло с тех пор, как просиял на земле святой Угодник Божий Савва. Менялись люди, менялись нравы, прошел и XIX век с его отрицателями Бога и чудес, а обитель Саввина стоит, хранимая молитвами своего основателя, по-прежнему стекается народ на поклонение его святым мощам, по-прежнему с верою ищущие помощи получают ее и прославляют Бога и Его Угодника, преподобного Савву».
По материалам работы Инги Брандт.
1 февраля Церковь празднует Обретение святых мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца
Всечестные мощи преподобного Саввы Сторожевского оказались первыми святыми мощами, которые вскрывались (осквернялись) безбожной властью большевиков в Саввино-Сторожевском монастыре Звенигорода. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, большевики это сделали дважды: в мае 1918 года и в марте 1919 года, тогда же было опубликовано официальное постановление Наркома юстиции о повсеместном организованном вскрытии мощей. Почти 50 лет часть мощей хранила благочестивая семья Успенских. В 1985 году они были перенесены в Свято-Данилов монастырь Москвы, и в 1998 году, в юбилейный год 600-летия основания Сторожевского монастыря святые мощи основателя обители были возвращены монастырю. На торжествах по случаю этого радостного события Святейший Патриарх Алексий II сказал: «Даже в самые тяжелые годы испытаний наш многострадальный народ находил утешение в молитве и верил в возрождение духовных начал и веры Христовой в Отечестве нашем. Эти молитвы ныне сбываются, и мы являемся свидетелями возрождения монашеской жизни во многих святых обителях, и, в частности, в обители, основанной преподобным Саввой Сторожевским».
Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский и всея России чудотворец был ближайшим и «паче многих возлюбленный» учеником «Игумена всея Руси» преподобного Сергия Радонежского. В 1380 году преподобный Сергий Радонежский основал по просьбе Великого Князя Московского Димитрия Донского в 40 верстах к северо-западу от Троицкой обители Успенский Дубенский Шавыкин монастырь в честь победы над Мамаем. Первым игуменом Шавыкинской обители преподобный Сергий поставил преподобного Савву, «видя совершенство его жизни, и честность нрава, и тихость поведения».
В 1398 году, по просьбе своего духовного чада князя Юрия, сына Великого Князя Димитрия Донского, преподобный Савва прибыл в Звенигород, надеясь скоро вернуться в Троицкую обитель, но христолюбивый князь стал просить Преподобного, чтобы «он никогда не отлучался от него, но чтобы устроил монастырь в отчине его, близ Звенигорода, и игуменствовал в нем». Для монастыря была избрана гора Сторожи, показавшаяся Преподобному раем – «яко же небесный рай благовонными насажден цветы». Вскоре он построил деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, а недалеко от нее небольшую келью. На гору потянулись иноки, искавшие безмолвного жития, и преподобный Савва принимал их с любовью.
Обитель Преподобного, более известная, как «Дом Пречистой на Сторожах», расцветала, украшалась, и далеко разносилась о ней добрая слава. Но сам преподобный Савва, избегая земной славы, ушел для подвигов за версту от монастыря, и там, в глубоком, сыром овраге, под сению густого леса, ископал себе тесную пещеру, где в совершенном уединении, безмолвии и покаянии со слезами молился Господу. Чувствуя приближение кончины, преподобный Савва, преподав братии «мир и целование», мирно отошел ко Господу 3 (16) декабря 1407 года. Тело Преподобного было предано земле в церкви Рождества Богородицы, им же построенной. Основанный преподобным Саввой Сторожевским монастырь, пережил века, неся свет Православия, вселяя надежду на спасения в сердца тысяч и тысяч верующих, обращающихся в молитве к великому игумену Сторожевскому, Звенигородскому чудотворцу, притекающих к раке его многоцелебных мощей и чтущих его святую память.
Середина и конец XVII столетия — время правления царя Алексея Михайловича — стало золотым веком и для обители преподобного Саввы. Рождественский монастырский храм был расписан московскими иконописцами Оружейной палаты, были написаны и иконы для Соборного иконостаса, которые и ныне находятся там. Монастырь становится «собственным государевым богомольем». На богомолье в Саввино-Сторожевский монастырь царь Алексей Михайлович ходил пешком, шли с ночлегом и отдыхом из Москвы три дня, «богомольный выход» длился не менее недели.
В 1652 году в монастыре совершается величайшее событие — были обретены нетленными честные мощи основателя обители преподобного Саввы Сторожевского.19 января после 245-летнего пребывания под спудом, честные мощи преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского и всея России чудотворца, были торжественно извлечены из земли Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Иосифом, положены в дубовую раку у солеи южных алтарных дверей Рождественского собора. Дубовая рака затем была замена на серебряную, сыном Алексея Михайловича царем Феодором Алексиевичем. Официально в Святцы празднование Обретения мощей Преподобного было включено в 1887 году.
Начиная со времени своего основания, обитель служит примером тесного и душеполезного сотрудничества между Церковью и государством. Преподобный Савва был духовником семьи Великого Московского Князя Димитрия Донского, наставлял его сына Юрия Димитриевича. Во время Стрелецкого бунта в монастыре укрывалась Царевна Софья вместе с братьями Иваном и Петром и царицей Натальей Кирилловной. Петр I провел в монастыре детские годы и приезжал за благословением на Полтавскую баталию. Саввино-Сторожевский монастырь посещали практически все русские Императоры с домочадцами, особо почитали Преподобного чудотворца Великий Князь Сергей Александрович с супругой Елисаветой Феодоровной. 7 января 2004 года обитель преподобного Саввы Сторожевского посетил Президент России Владимир Путин.
У преподобного Саввы Сторожевского несколько дат празднований памяти: 1 февраля — Обретение святых мощей (1652 год), 30 июля 1847 года — перенос честных мощей под новую сень, 23 августа – день второго обретения святых мощей и возращение их в Саввин монастырь в 1998 году и 16 декабря преставление в 1407 году Преподобного игумена Сторожевской обители. В 2007 году монастырь готовится отметить 600-летие преставления преподобного Саввы, основателя Сторожевской обители и чудотворца Звенигородского. Почитает Преподобного наша Церковь также вместе с Радонежскими и Московскими святыми 19 июля и 9 сентября.
ЯВЛЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО САВВЫ ПРИНЦУ БОГАРНЕ
Статьи — ИСТОРИЯ
С именем преподобного Саввы Сторожевского связано множество чудес…Одно из них — явление святого пасынку Наполеона Бонапарта Эжену Богарне в дни захвата французами Москвы в 1812 году. Святой убедил его не разорять обитель в Звенигороде и обещал взамен благополучное возвращение на родину. Пророчества преподобного Саввы в отношении Богарне — сбылись…
Современник Отечественной войны описывал необычайные события так. «Принц Евгений Богарне, пасынок Наполеона, вице-король Италийский, с двадцатитысячным отрядом подошел из Москвы к Звенигороду. Он занял комнаты в Сторожевской обители, а его солдаты рассеялись по монастырю и начали грабительствовать, не щадя даже храмов и святых икон… Однажды вечером принц Евгений лег и уснул, и вот, наяву или во сне – он сам не знал того – видит, что в комнату входит какой-то благообразный старец. Явившийся сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь; если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя, и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым»…
Генерал Богарне проснулся в полном изумлении. Сон был почти явью. Тогда он пошел в храм, где увидел икону с ликом преподобного Саввы Сторожевского, и признал в нем своего ночного гостя…
Дальнейшее достойно пера Александра Дюма. Принц Богарне выполнил совет российского старца. Французы не стали грабить монастырь…
В итоге Эжен Богарне стал едва ли не единственным из французских генералов, которые остались живыми в этой войне, и даже не был ранен ни в одной из последующих битв. Почти все маршалы, бывшие с Наполеоном, погибли или в сражениях или насильственной смертью. Мортье, взрывавший во время выступления французов из Москвы наш Кремль, сам был взорван адской машиной, которая направлена была на короля Людовика-Филиппа, когда он делал смотр войскам своим в Париже; Жюно умер в сумашествии, Ней и Мюрат расстреляны, Бертье сбросился с балкона своего замка в Бамберге, маршал Бессьер убит под Люценом в кавалерийском деле; маршалы Дюрок и Понятовский также убиты в сражениях.
Но у истории есть необычное завершение. Родственники Богарне сохранили в памяти еще одну фразу, которую услышал он от преподобного старца Саввы: «Твои потомки будут служить России».
В 1839 году в Россию приехал сын Евгения Богарне – Максимилиан, герцог Лейхтенбергский. Он вместе с Императорской семьей посетил Сторожевскую обитель и поклонился мощам преподобного Саввы, как и обещал своему отцу. В том же году он сделал предложение Великой Княжне Марии Николаевне, дочери Николая I. После свадьбы молодожены поселились в Санкт-Петербурге на Невском проспекте. Так потомки Богарне обосновались в России. Из-за событий 1917 года семье герцогов Лейхтенбергских пришлось уехать за границу, их дети, внуки и правнуки живут сейчас во Франции, Германии, США, Бельгии и Австралии. Все они православные и носят русские имена. А преподобного Савву почитают, как своего небесного покровителя.
В православном монастыре Покрова Пресвятой Богородицы (в Бюси-ан-От, недалеко от Парижа) проживает матушка Елизавета – в миру герцогиня Лейхтенбергская, из рода Богарне. Она рассказала, что возможно генерал Эжен Богарне перед кончиной был крещен по православному обряду, а потому стал носить чуть измененное имя – Евгений. К этому можно добавить, что после наполеоновских походов, вблизи Парижа была построена часовня во имя Саввы, удивительно напоминающая Рождественский собор монастыря в Звенигороде. Савва Сторожевский почитается во Франции с XIX века, и не только русскими эмигрантами, но и православными французами.
Константин Ковалев
Принц Эжен де Богарне́ (1781 — 1824) — пасынок Наполеона, вице-король Италии, крупный военачальник, дивизионный генерал. Единственный сын первой жены Наполеона Жозефины Богарне. Его отец, виконт Александр де Богарне, был генералом революционной армии. В годы Террора его незаслуженно обвинили в предательстве и казнили.
После брака матери с Наполеоном в 1805 году Эжен получил титул принца Французской империи и вице-короля Италии. Эжен де Богарне стал фактическим правителем Италии, когда ему было всего 24 года.
В 1806 году женился на принцессе Агнессе Амалии Виттельсбах, дочери короля Баварии. У них было 7 детей. Его младший сын Максимилиан (1817—1852) женился в 1839 году на дочери российского императора Николая I — великой княжне Марии Николаевне и стал основателем российской династии князей Романовских, герцогов Лейхтенбергских.
Эжен де Богарне принимал участие в русской кампании 1812 года в качестве командира 30-тыс. 4-го корпуса Великой армии, который преимущественно состоял из итальянских войск. Защищая от русских отрядов дороги к Москве, он расположился под Звенигородом в Саввино-Сторожевском монастыре, который был основан учеником Сергия Радонежского Саввой Сторожевским. Принц имел видение преподобного Саввы, который убеждал его не трогать обитель и обещал благополучное возвращение на родину…Участвовал в сражениях при Островно, Витебске, Смоленске, Бородино, Вязьме и Малоярославце. Он спас остатки французской армии после бегства из России императора Наполеона и маршала Мюрата, приняв командование войсками на себя.
После отречения Наполеона по решению Венского конгресса получил титул герцога Лейхтенбергского и имение в Баварии, где умер от апоплексического удара в возрасте 42 лет. На смертном одре принц Эжен де Богарне просил своего сына Максимилиана Лейхтенбергского отыскать обитель преподобного Саввы и поклониться ему.
Ссылки по теме:
Преподобный Савва Сторожевский (†1407)
Евгений Богарне
Родился 3 сентября 1781 года в Париже в знатной дворянской семье виконта Александра де Богарне и матери Жозефины Таше-де-ля-Пажери. Его отец и мать жили во французских колониях на острове Мартиника (малые Антильские острова в Карибском море), перед рождением сына молодожены переехали в Париж.
Александр Богарне, получил звание генерала и стал видным деятелем Великой французской революции, но был арестован по доносу и казнен на гильотине. Жозефина также была арестована, а Евгений, тогда 13-летний юноша, был помещен на «перевоспитание» в семью ремесленника.
Жозефина была освобождена после падения якобинской диктатуры после Термидорианского переворота 28 июля 1794 года. Юный Евгений поступил на учебу в Сен-Жерменское военное училище.
1 февраля 1796 года Жозефина вышла замуж за молодого генерала Французской республики Наполеона Бонапарта. Ее сын Евгений, закончив в этом же году военное училище, стал его адъютантом. Евгений сопровождал Наполеона во время Итальянского похода Бонапарта (1796-1797) и Египетской экспедиции (1798-1799).
Восемнадцатого брюмера (9 ноября 1799 года) произошел переворот, Директория была лишена власти, а созданное правительство возглавил Первый консул Французской Республики Наполеон Бонапарт. Евгений Богарне принимал участие в перевороте, служа ротмистром конных егерей консульской гвардии.
В 1800 году он участвовал в войне с австрийцами на территории северной Италии и получил звание полковника, в 1804 году – звание бригадного генерала.
После коронации Наполеона в 1804 году его наградили почетными титулами принца французской империи и государственного канцлера. Евгений Богарне был награжден в 1805 году орденом Почетного Легиона, крестом ордена Железной Короны и Большим крестом ордена Святого Губерта Баварского.
Когда было образовано Итальянское королевство — 7 июня 1805 года Евгений Богарне стал вице-королем Италии. Став фактическим правителем в 24 года, он приблизил к себе талантливых итальянцев в качестве советников. Это позволило ему преобразовать администрацию, суд, армию по французскому образцу, улучшить состояние финансов страны. Он ввел в действие Гражданский кодекс, строил каналы и школы, чем заслужил поддержку и любовь народа. В тоже время денежные выплаты и отправка войск для Великой армии Наполеона вызывали активное недовольство населения.
Евгений Богарне был связан с деятельностью масонов. 20 июня 1805 года была основана Великая ложа масонов Италии – Великий восток Италии. Ее командором – Великим мастером стал Евгений Богарне, оставаясь на этой должности до 1814 года.
В 1806 году он был усыновлен императором Наполеоном. Это дало ему возможности жениться по желанию Наполеона на дочери короля Баварии принцессе Агнессе Амалии Виттельсбах (1788-1851). У них родилось шестеро детей — Жозефина (1807-1876), Евгения (1808-1847), Амалия (1812-1873), Теодолинда (1814-1857), Карл-Август (1810-1835) и Максимилиан (1817-1852). В 1807 году Евгений Богарне был назначен императором Наполеоном наследником итальянского престола и получил титул принца Венеции.
Он принимал участие почти во всех наполеоновских войнах, одерживая важные победы в Италии, Австрии, Венгрии. В 1811 году он был награжден Большим крестом венгерского ордена Святого Стефана, затем стал кавалером ордена Золотого Руна.
В 1812 году Евгений Богарне стал командующим 4-м корпусом французской армии. Он участвовал в сражениях под Смоленском, Бородино, Малоярославцем, Вязьмой, Красным. Защищая от русских отрядов дороги к Москве, он расположился под Звенигородом в Саввине монастыре, который был основан учеником Сергия Радонежского Саввой Сторожевским. Принц имел видение преподобного Саввы, который убеждал его не трогать обитель и обещал благополучное возвращение на родину. Евгений Богарне узнал святого на иконе храма, запечатал собор своей печатью, приставил охрану и выступил из обители. Он прожил простую жизнь в отличие от остальных маршалов, погибших в в сражениях или насильственной смертью. Рассказывают, что на смертном одре принц Евгений просил своего сына Максимилиана Лейхтенбергского отыскать обитель преподобного Саввы и поклониться ему. Он спас остатки французской армии после бегства из России императора Наполеона и маршала Иоахима Мюрата, приняв командование и выведя войска в Магдебург (сейчас Германия).
В 1813-1814 гг. действовал в кампании против австрийцев в Италии – его тактика и стратегия были признаны вершиной полководческого искусства. И только измена Мюрата спасла австрийцев от поражения.
16 апреля 1814 года вице-король Италии Богарне заключил перемирие, после отречения императора Наполеона, и уехал в Баварию. Он дал слово больше не поддерживать Наполеона и не принял участие в его возвращении во время «Ста дней». В июне 1815 года он был возведен в титул пэра Франции Людовиком XVIII.
Евгений Богарне всерьёз рассматривался Александром I в качестве кандидата на французский престол. Венский конгресс 1814-1815 гг. предложил в качестве компенсации за итальянское королевство пять миллионов франков. По одной версии он передал свою компенсацию за итальянские владения королю Баварии за «помилование» и получение титулов ландграфа Лейхтенбергского и князя Эйхштетского. По другой версии Евгений Богарне в 1817 году выкупил у баварского короля Максимилиана-Иосифа, своего тестя, ландграфство Лейхтенберг и княжество Эйхштет, образовавшие герцогство Лейхтенбергское. Герцогство и титул королевского высочества наследовались первородным потомком, остальные потомки титуловались светлейшими князьями.
Дальше Евгений Богарне поселился у тестя в Мюнхене, полностью прекратив политическую активность. Он умер в возрасте 42 лет от апоплексического удара 21 февраля 1824 года.
Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский в ранней юности ушел от мира, приняв пострижение от преподобного Сергия Радонежского, и был одним из первых его учеников и сподвижников. Преподобный любил жизнь безмолвную, избегал бесед с людьми и пребывал в постоянном труде, плаче о нищете души своей, памятовании суда Божия.
Преподобный Савва для всех людей был образом простоты и смирения, он приобрел столь глубокую мудрость духовную, что еще «в монастыре Сергия был духовником всему братству, старцем почтенным и весьма учительным». Когда великий князь Димитрий Донской, в благодарность за победу над Мамаем, устроил на реке Дубенке обитель Успения Божией Матери, то её игуменом, по благословению преподобного Сергия Радонежского, стал святой Савва.
Сохраняя простоту своей подвижнической жизни, он питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу.
В 1392 году братия Сергиевой Лавры, по удалении игумена Никона на безмолвие, умолила преподобного Савву принять игуменство в обители. Здесь он «добре пасяше порученное ему стадо, елико можаше и елико отца его блаженнаго Сергия молитвы спомогаху ему». По примеру преподобного Сергия святой Савва во время игуменства молитвою извел источник воды за северной стеной монастыря.
С большой любовью и почтением относился к преподобному Савве князь Юрий Димитриевич Звенигородский, крёстный сын преподобного Сергия. Он избрал преподобного Савву духовником и упросил прийти дать благословение его дому.
Преподобный надеялся вернуться в свою обитель, но князь умолил его остаться и заложить «в отечестве его, близ Звенигорода, идеже есть место зовомо Сторожи», новую обитель. Стремясь к жизни уединенной и безмолвной, преподобный принял предложение звенигородского князя Юрия Димитриевича и перед иконой Божией Матери со слезами испросил Ее покрова пустынному месту.
На горе Сторожевской, где некогда располагалась стража, охранявшая Москву от врагов, основал он небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы (1377), а недалеко от него поставил малую келию для себя.
В 1399 г. здесь же преподобный устроил монастырь, с любовью принимая всех ищущих безмолвного жития. Много потрудился преподобный Савва при устройстве своей обители. Сам выкопал колодец под горою, откуда носил на плечах своих воду, обнес монастырь деревянной оградой, а в версте от него, в овраге, выкопал себе келию для безмолвного жития.
Преподобный Савва Сторожевский
В 1399 году преподобный благословил своего духовного сына, князя Юрия, уходившего в военный поход, и предсказал ему победу над врагами. Молитвами святого старца войскам князя была дарована скорая победа. Трудами преподобного Саввы в обители был выстроен каменный соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Скончался святой Савва в глубокой старости 3 декабря 1406 года.
Весть о преставлении святого угодника быстро разнеслась по окрестностям, и все христолюбивые граждане Звенигорода, как знатные, так и простой народа, с великою любовью собрались на погребение почившего святого, неся с собою недужных и больных.
Совершив над почившим надгробное пение, с честью похоронили его в созданной им церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Честные мощи преподобного Саввы и доныне источают многие и различные исцеления всем, с верою к ним притекающим, во славу Христа Бога нашего, творящего чрез Своих угодников, и по преставлении их, преславные чудеса. Господу нашему слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Почитание преподобного местными жителями началось сразу по его кончине. Чудодейственная целительная сила, истекавшая от гроба преподобного, его многочисленные явления убедили всех, что игумен Савва «есть воистину Божественного света светило незаходящее, чудес лучами всех просвещающе».
В грамоте 1539 г. преподобный Савва называется чудотворцем. Особенно чтил его царь Алексей Михайлович, неоднократно ходивший пешком на поклонение в обитель преподобного.
Предание сохранило для нас замечательный рассказ о том, как преподобный Савва спас его от свирепого медведя. Как повествует житие преподобного Саввы, составленное в ХVI в., в конце ХV века (1480-1490 годах) игумену Саввинской обители Дионисию после вечернего правила явился старец и обратился к нему: «Дионисий! Вставай и напиши лик мой на иконе». На вопрос Дионисия, кто он, явившийся ответил: «Я Савва, начальник сего места».
Ветхий старец обители Аввакум, видевший в юности преподобного, описал внешность святого. Точно таким явился он игумену Дионисию, который исполнил повеление и написал икону преподобного Саввы.
Празднование преподобному Савве было установлено в 1547 г. на Московском Соборе. 19 января 1652 г. обретены нетленными мощи преподобного.
Сказание о чудесах преподобного Саввы
Спустя много лет по кончине святого Саввы, игумен его обители Дионисий, однажды ночью, совершив обычное правило, лег уснуть. И вот ему явился честный инок, благообразный и украшенный сединами и сказал ему: «Дионисий, встань скорее, и напиши мой образ».
Дионисий спросил старца:
— Кто ты, отче, и как твое имя?
Благолепный старец отвечал:
— Я — Савва, начальник места сего.
Пробудившись от сна, Дионисий немедленно позвал некоего старца, по имени Аввакума, который был один из учеников преподобного Саввы, и спросил, каков был собою блаженный Савва. Аввакум поведал игумену, каков был собою его авва и учитель и в каком возрасте он скончался. Игумен сказал ему:
— Именно таковым явился мне преподобный Савва в сию ночь и повелел изобразить себя на иконе.
Так как Дионисий был сам иконописец, то он поспешил написать икону преподобного Саввы.
В обитель преподобного Саввы был приведен бесноватой, по имени Иуда. Во время совершения молебна святому Савве, бесноватый закричал:
— Тяжко мне: я сгораю, — и тот час же сделался здоров.
Когда его спросили, почему он так сильно закричал, — он сказал:
— Я видел благолепного старца. Он стоял на гробе преподобного Саввы, держал крест и осенил им меня. От этого креста явилось великое пламя и опалило меня всего. Вот отчего я закричал, и этим пламенем отогнан был от меня нечистой дух.
Однажды иноки обители святого Саввы возроптали на своего игумена Дионисия. Они составили на него ложный донос великому князю Иоанну. Князь поверил их клевете и велел игумену немедленно явиться к себе. Узнав об этом, игумен был в великой скорби. И вот ночью во сне ему явился блаженный Савва и сказал:
— Что скорбишь, брат: иди к великому князю, и смело говори ему, не предавайся сомнению, ибо Господь Бог будет с тобою и пошлет тебе помощь.
Угодник Божий явился также и некоторым из роптавших на игумена и сказал им:
— Для того ли вы удалились от мира, чтобы в роптании совершать свой подвиг? Вы ропщете, а игумен молится за вас со слезами: что одолеет, ваши ли клеветы, или молитвы отца вашего?
Когда игумен и братия явились пред князем и объяснились на суде, то клеветники были посрамлены, а игумен с честью возвратился в монастырь.
Один из иноков обители преподобного Саввы долго и тяжко страдал болезнью глаз, и совершенно не мог глядеть на свет. Он пришел ко гробу святого Саввы, пал пред ним на колена и со слезами просил исцеления. Свои же больные глаза стал он отирать покровом, лежавшим на гробе святого угодника. Увидев это, другой инок, стоявший тут, начал поносить его, говоря:
— Не получишь ты исцеления, а только запылишь свои глаза еще больше песком.
Икона преподобного Саввы Сторожевского
Инок, припавший с верою ко гробу святого Саввы, получил исцеление, а насмехавшийся над ним брат внезапно поражен был слепотою и услышал голос, говоривший ему:
— Ты получил, чего добивался, чтобы чрез тебя и другие были научены не смеяться и не хулить чудес, проистекающих от угодника Божия.
Тогда ослепленный с великим страхом и рыданием пал пред гробом преподобного Саввы и просил прощения, которое и получил, но не тотчас, а после многих молитв, слёз и покаяния.
Однажды, ночью, пришли в монастырь воры, намереваясь обокрасть церковь Пречистой Богородицы. Но когда они подошли к окну над гробом преподобного, вдруг пред ними явилась огромная гора, на которую взойти было совершенно невозможно. Тотчас напал на них страх и трепет, и они ушли с пустыми руками. Все это впоследствии рассказали сами воры, придя в обитель с раскаянием, и остальное время своей жизни провели в покаянии.
После того в обитель пришел некий боярин, Иван Ртищев, неся на одре больного сына своего, Георгия, который от великой слабости не мог уже говорить. Совершив о здравии Георгия молебное пение, иноки влили больному в уста монастырского кваса. Больной тотчас заговорил, вкусил хлеба от трапезы иноков и стал здоров. Сильно обрадованный исцелением сына, родитель его принес великое благодарение Богу и Его угоднику, святому Савве, и сказал преподобному, как бы живому:
— Преподобный отче! У меня в доме много рабов и рабынь, которые страдают различными недугами; верую, если ты захочешь, то и тех ты можешь исцелить.
Попросив у игумена кваса, боярин возвратился вместе с исцеленным сыном. Когда он прибыл в дом свой, то приказал привести к себе одну из своих рабынь, по имени Ирину, страдавшую глухотою и слепотою, влил ей в уши монастырского кваса и помазал им ее слепые очи. Тотчас Ирина стала видеть и слышать. Все в ужасе дивились величию Божию.
Также, призвав одного из своих рабов, Артемий, который семь лет страдал глухотою, боярин влил ему в уши того же кваса, и раб получил исцеление. После сего он привел слепую девицу, именем Кикилию, и она получила исцеление, как только ее очи были помазаны квасом. Но все таковые чудеса совершались не от кваса, а по молитвам преподобного Саввы и по великой вере боярина Ивана. Спустя несколько времени, заболел и сам боярин. Употребив то же лекарство, и он получил исцеление.
Игумен обители преподобного Саввы Сторожевского, Мисаил тяжко заболел и, потеряв всякую надежду на выздоровление, находился при смерти. Однажды пономарь обители, Гурий, шел звонить к утрени. Когда он проходил мимо дверей в церковь, его встретил благолепный старец и стал его спрашивать:
— Как здоровье вашего игумена?
Гурий рассказал ему о болезни игумена. Тогда благолепный старец сказал:
— Иди и скажи игумену, чтобы он обратился с мольбою о помощи ко Пресвятой Богородице и начальнику места сего, старцу Савве, — тогда он выздоровеет; ты же, брат, отвори мне двери, и я войду в церковь.
Гурий усумнился, и не хотел отворить двери раньше звона, но и не осмелился спросить старца, кто он и откуда. Явившийся старец, не говоря более ни слова, пошел к церковным дверям. Двери тотчас сами отворились, и старец вошел ими в церковь. Гурий в страхе возвратился в келлию и стал упрекать своего помощника:
— Почему ты вечером не запер дверей церковных? сейчас я видел, как неизвестный муж вошел в церковь через открытые двери.
Но помощник Гурия с клятвою утверждал, что он с вечера крепко запер двери в церкви. Тогда они зажгли свечи, поспешили к церкви, и нашли, что двери хорошо заперты, так как помощник Гурия действительно с вечера затворил двери и тщательно их запер.
По окончании утрени, Гурий поведал братии всё, что он видел и слышал. Все единогласно решили, что явившийся старец был сам святой Савва. Игумен Мисаил, услышав о сем, приказал нести себя ко гробу преподобного и усердно прося исцеления, и, по молитвам Пресвятой Богородицы и преподобного Саввы, стал совершенно здоровым.
Много и других чудес и исцелений совершилось от гроба угодника Божия. И ныне они подаются притекающим с верою, благодатью Божиею и по молитвам Пресвятой Богородицы и преподобного Саввы, коему будем молиться и мы, чтобы он уврачевал наши болезни душевные и телесные своим теплым предстательством ко Христу Господу Богу нашему, Ему же слава во веки. Аминь.