Содержание
- Как в России начали «толкаться» Новый год и Рождество
- Прихоть или неизбежность?
- Амстердамские приключения
- Невиданный праздник
- Образцовая елка
- Забыли и вспомнили
- Нормально ли христианам встречать наступление Нового года 1 января? И откуда эта дата?
- Как встречали новый год в России в XIX веке?
- 320 лет назад Петр I приказал праздновать Новый год 1 января
- Почему Пётр I перенёс Новый год на 1 января
- Как праздновали приход нового года до Петра Великого
- Почему начало нового года при Петре I перенесли на другую дату
- Что говорилось в указе Петра I о праздновании Нового года
- Как отреагировали люди на перемены
- Мы живём по указу Петра Первого: Как и почему Новый год стал самим собой
Как в России начали «толкаться» Новый год и Рождество
В русском летоисчислении Рождество Христово соперничает с иным событием — Сотворением мира. В наши дни государство предпочитает отсчитывать годы по-европейски, от Рождества. По древнему восточнохристианскому правилу череда лет восходит к Сотворению. Сегодня им руководствуются лишь некоторые общины староверов, но когда-то его соблюдала вся Россия.
В русском календаре «толкаются» два праздника: православное Рождество и светский Новый год. Притом Новый год празднуется по принятому государством григорианскому календарю, а Рождество — по церковному, юлианскому.
Откуда взялось это двоение, общеизвестно. Оно восходит ко временам Петра I — во всем, за исключением григорианского календаря, введенного в 1918 году. Но мало кто задумывался над тем, почему царь Петр Алексеевич решился на столь серьезную перемену.
Прихоть или неизбежность?
Обычно в объяснение говорят: «России пришла пора войти в Европу. А для того чтобы нас там лучше воспринимали, следовало сбрить бороды, надеть парики, камзолы, треуголки, перейти на европейское летосчисление и убрать еще дюжину иных вопиющих отличий. Изменения накапливались на протяжении многих десятилетий, пока царь Петр, наконец, не сделал решительный шаг…»
Когда этот монарх создавал новые заводы, строил военный флот, приглашал из западных стран инженеров, фабричных мастеров, одаренных ученых, он предпринимал меры, насущно необходимые и давно назревшие. Но так ли назрела та самая календарная реформа? А заодно с нею бритье бород, скажем, или ношение париков? Вела ли к тому Россию сама историческая неизбежность, или эти «преобразования» были пустой прихотью венценосной особы?
Вопрос непростой.
Европейских специалистов на службу к российским государям приглашали со времен Аристотеля Фиораванти. Царь Алексей Михайлович любил устраивать фейерверки, а его сын царь Федор Алексеевич пристрастился к польской одежде. Народ смотрел на «огненные потехи» с интересом, хоть и опасался пожара. Дворяне сами, первыми, еще до монаршего позволения, завели моду на европейское платье.
Петр, сын первого из названных царей и младший брат второго, сызмальства пристрастился к бытовым радостям европейского образца. Он обожал посещать Немецкую слободу, а те же фейерверки научился устраивать самостоятельно. Но при всей приязни к вещам и затеям московских «немцев» Петр дальше этого не шел. Он провел на троне 11 лет, прежде чем взялся за реформу календаря и прочие радикальные перемены.
Что его подтолкнуло?
Скорее всего, участие в Великом посольстве.
Амстердамские приключения
В 1697 году царь Петр Алексеевич отправился в большое путешествие по европейским странам, вошедшее в историю под названием Великого посольства. Государь ехал инкогнито, под именем Петра Михайлова. Руководили посольскими делами генералы Франц Лефорт и Федор Головин, а также думный дьяк Прокопий Возницын. Старшинство закреплялось за Лефортом — другом и соратником Петра, проводником царя по буйным пирушкам и прочим радостям Немецкой слободы.
Царь Петр попробовал европейскую жизнь в качестве частного лица. Он плотничал на голландских верфях, упражнялся в искусстве гравировки, изучал артиллерийские науки в Германии, а искусство кораблестроения — в Англии. Государь овладел множеством ремесел и специальностей. По его приказу в Англии закупались приборы, оружие, книги. Сам монарх любил европейские изящные вещицы и разного рода раритеты. Он приобрел расписную посуду из Дельфта, французские шпалеры, китайские фарфоровые сосуды и экзотические фрукты; купленную мартышку он повсюду носил на плече. Позднее царь отправлял из России в Европу сотни и тысяч русских для обучения полезным профессиям.
Знакомство с Европой породило у Петра Алексеевича беззаветную любовь к ней, продолжавшуюся на протяжении всей его жизни…
Так вот, время «зимних вакаций» с 1697 года на 1698-й российский монарх провел в Голландии. Рождество 1697 года Петр Алексеевич отпраздновал со свитой в Амстердаме. А вслед за ним — Новый год, который, как и в Германии, отмечали здесь давно, пышно, с большим размахом.
Город каналов. Любимые фейерверки повсюду и везде. Их отражения в воде. Шум, музыка, затейливо наряженные деревья. Лодочки. Пиры. А вслед за тем — большое путешествие под парусами в Англию. Очень приятно, очень красиво, не правда ли? Как тут не впечатлиться до глубины души, особенно если тебе всего-то двадцать пять…
Царь чувствовал себя не только державной особой, но и путешественником, открывающим новый мир. Сердце его пылало желанием перенести всю затейливость европейских празднеств на подвластную ему землю. А вместе с ними многое другое, что казалось ему правильным и приятным.
Невиданный праздник
По окончании Великого посольства Петр I развернул широкую программу европеизации России. Дворянство должно было облачиться в европейскую одежду (мода ли на нее, нет ли моды, а приказ на то имеется!), жить в домах, выстроенных европейскими архитекторами, питаться, отмечать торжества и воспитывать потомство в европейских традициях, получать на службе должности и чины с европейскими названиями. Именно тогда в русский быт вошли поездки на учебу в Европу, кофе, табак, парики, треуголки, балы (при Петре I их нередко заменяли шумные попойки, называемые ассамблеями).
Календарная реформа стоит в одном ряду со всем этим. Петр провел ее через год после возвращения из Европы, и невозможно отделаться от впечатления, что перед мысленным взором его все еще стояли ёлочки, лодочки, пылающие шутихи на фоне вечернего неба и их отражения в амстердамских каналах. Пусть в Москве станет так же! Жаль, негде каналы вырыть, всюду домишки понаставлены…
Но к русскому православному Рождеству с его древними традициями западные «новины» приписать было трудновато. Совсем недавно отгремел в Подмосковье страшный стрелецкий бунт. Петр имел основания всерьез опасаться, что попытка перенести амстердамское Рождество на московские кривые улочки вновь поднимет людей на большой выплеск «волюшки». К тому же, Патриарх посмотрит косо — святейший Адриан хоть и ветх годами, но к нарушениям устоев строг…
А вот перенести Голландию на Русь под предлогом введения нового, доселе невиданного праздника — идея, которую в наши дни назвали бы «политтехнологически грамотной».
Образцовая елка
Новолетие у нас в старину отмечали 1 сентября. Так повелось еще от начала Московского государства — с XV века. 1 сентября называли Семеновым днем или днем Семена-летопроводца — по имени преп. Симеона Столпника, память которого выпадает на первый день осени. Вся страна знала: минет год 7207-й от Сотворения мира и начнется год 7208-й. А в Германии, Швеции и трепетно любимой Петром Голландии вот уже восемь месяцев как идет-тянется 1699 год от Рождества Христова. Европа в ту пору начинала год с 1 января.
Итак, Россия встречает новый, 7208 год, и это был самый короткий год в истории нашей страны. Три с половиной месяца спустя, в декабре, появляется указ, прервавший его течение: «Известно Великому Государю , не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с Восточною православною нашею Церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые Его Великаго Государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, — все те народы… летa свои счисляют от Рождества Христова осьмь дней спустя, то есть Генваря с 1 числа, а не от создания мира… И ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущаго генваря с 1 числа настанет новый 1700 год купно и новый… век. И для того доброго и полезного дела указал Великий Государь впредь лета счислять в Приказах (центральных ведомствах) и во всяких делах и крепостях (документах)… с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года. А в знак того добраго начинания и новаго столетнаго века в царствующем граде Москве, после должного благодарения к Богу и молебного пения… по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочитых… перед вороты учинить… украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых…»
Украшения следовало изготовлять по образцам, которые специально для такого случая выставили на Гостином дворе и у аптеки. Тем, кто победнее, дозволялось при воротах или на крыше своего дома поставить деревце. Нет денег на деревце — подойдут несколько ветвей елового лапника. И пусть стоят всю неделю!
Конечно, Петр не мог обойтись без большой «огненной затеи» — царь испытывал от нее детский восторг. А потому он учредил особый новогодний фейерверк и пушечный салют на Красной площади. Одновременно в домах знати, дворян и купцов предписывалось палить из малых пушчонок и ружей, пускать пороховые ракеты, а по ночам с 1 по 7 января жечь костры и смоляные бочки.
Русская столица не стала Амстердамом. Климат, понимаете ли, не тот. Не пустишь ведь лодочки по январскому тяжелому льду Москвы-реки! Вот когда восстанет из чухонских болот Санкт-Петербург, там — да, царь и каналы получит, и лодки, и совершеннейшую Голландию во всем, кроме языка… Зато теперь, под звуки канонады, вдыхая ароматы свежей хвои, Петр Алексеевич каждую зиму мог мысленно оживлять весь восторг амстердамских ночей, пережитых в Великом посольстве.
Забыли и вспомнили
Летосчисление от Сотворения мира исчезло у нас далеко не сразу. В официальных государственных бумагах два разных счета лет путались еще долго. Однако к концу Петровского царствования старый счет помнила только Церковь. Европейский вариант — «от Рождества Христова» — возобладал.
С празднованием Нового года вышло иначе. Все-таки этот праздник выглядел у нас как нечто совершенно ненужное, как блистательная государева прихоть. Скончался Петр — и скоро все забыли о новогодних торжествах. И елочки пропали, и стрельба из ружей, и «смоляные бочки». Не всем нужна Голландия посреди России. Другие государи — другие причуды!
Лишь в середине XIX века у нас вновь стали отмечать Новый год. Но уже не как свистопляску огней и буйство грома, а как тихий детский праздник, заново введенный с легкой руки немецких принцесс, становившихся российскими императрицами. Иначе говоря, его повторно «импортировали» из Западной Европы. Скромный Новый год «детского формата» ни в какое сравнение не шел с Рождеством — оно первенствовало до 1920-х годов, когда его запретили большевики. «Новолетие» мыслилось тогда как… часть рождественских празднеств, как один из районов большого города.
***
Вновь празднование Нового года реанимировал Совет народных комиссаров особым декретом от 1936 года. Но это уже «совсем другая история», и царь Петр Алексеевич не имеет к ней никакого отношения…
Фото 1 — Указ Петра I о праздновании Нового года
Изображение 3 — Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского. В.И. Суриков, 1900
Нормально ли христианам встречать наступление Нового года 1 января? И откуда эта дата?
Многие задаются этим вопросом. Попробуем выяснить, в чём же дело.
Летоисчисление является некой условностью, созданной людьми, и в различных культурах, религиях и цивилизациях год начинался не в одно и то же время.
Еврейский новый год празднуется в новолуние осеннего месяца тишрей и приходится на сентябрь – октябрь.
В исламе новый год является не праздником, а просто началом мусульманского лунного календаря. Это день начала месяца Муххарам, а календарь исчисляется от дня переезда пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 году. Началом года по персидскому календарю является 21 марта. Эта дата является началом года в Иране и Афганистане, а также праздником в республиках Средней Азии. А европейцы в средние века днем начала года считали различные даты, включая 25 марта, 25 декабря, 1 марта, 1 сентября. Кстати, на Руси новый год до 1492 года был 1 марта, с 1492 по 1699 – 1 сентября, и с 1700 года – 1 января. Также отличается день встречи нового года у китайцев, бенгальцев и ряде других народов.
Начало года с 1 января было впервые установлено в 46 году до нашей эры римским правителем Гаем Юлием Цезарем. (Римляне исчисляли свой календарь от основания Рима в 753 г. до н.э.)
Гай Юлий Цезарь утвердил календарь, ныне известный как юлианский, и первым месяцем был месяц януарий (ныне – январь). По латыни — Jānuārius mēnsis (переводится “Янусов месяц”). До этого, в староримском календаре, январь был одиннадцатым месяцем.
Свое название месяц получил от имени двуликого божества Януса (Ianuarius). Этот римский языческий бог был богом времени, ворот и дверей, а также начала и конца. Его имя образуется от латинского слова Ianua – “дверь”. Римский бог Янус изображался с двумя лицами – одно смотрело вперед, а другое назад. Таким образом, месяц Януса символизировал некую дверь между прошлым и будущим, между уходящим и наступающим годом.
Как я писал выше, в средневековой Европе началом года считали различные даты. При этом, в календарях они по-прежнему использовали римский способ деления на месяцы, которые располагались в 12 колонок с января по декабрь.
Но с XVI столетия, началом года в Европе стали считать 1 января. Порой эту датировку именуют “стилем Обрезания”, т.к. на 1 января выпадала дата Обрезания Христова, отсчитанная восьмым днём от даты Рождества, 25 декабря: “По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве” (Лук.2:21).
В России до реформы календаря новый год отмечали 1 сентября, согласно византийской системе летоисчисления. Ее отсчет производился “от сотворения мира”, по их убеждениям — от 1 сентября 5509 года до н.э..
Желая европеизировать Россию, 15 декабря 1699 года Петр I издал указ и установил начало года на Руси с 1 января и летоисчисление — от “Рождества Христова”.
Этот указ звучал так: “7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:
Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.…”.
Поэтому, после 31 декабря 7208 года “от сотворения мира” Российская империя встретила новый год 1 января 1700 года от “Рождества Христова”.
На сегодняшний день, говоря о январе, никто (даже христиане) не вспоминает о языческом боге Янусе, и не многие увязывают эту дату с обрезанием Христа, т.к. датировка Рождения Христа все же условна.
Христиане, на мой взгляд, не должны бросаться ни в одну из крайностей: не надо считать, что встреча Нового года – язычество, но и христианским праздником эту дату назвать нельзя.
Поэтому, поскольку в Писании нет ни повелений на данную тему, ни запретов, вопрос встречи нового года остается уделом каждого верующего в отдельности. Решайте сами, как поступать. Как написано: “Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает…” (Рим.14:6).
Вдобавок дам несколько дельных советов:
1) Делайте Рождество Христово более значимым, чем встреча Нового года.
На мой взгляд, с целью выражения благодарности Богу и проповеди Евангелия, все же христианам правильнее делать ударение на Рождестве – празднике, который выдавили из жизни миллионов во времена советской власти. Большинство светских людей бывшего советского союза, к сожалению, больше акцентируются на встрече Нового года.
Потому на христианах и на Церкви лежит ответственность напомнить миру, что современное летоисчисление традиционно ведется от Рождества Христова (хотя и датировка была, как признают исследователи, с небольшим смещением).
2) Встречайте Новый год в молитве!
С момента обращения ко Христу в 1989 году, я имею хорошую привычку заканчивать уходящий год и начинать новый в молитве. Это очень хорошая идея и добрая традиция!
С кем бы я ни встречал новый год (вместе с компанией верующих или в узком кругу семьи), я обнаружил, что молитва гораздо лучше всякого другого времяпровождения того часа, когда на циферблате стрелки пересекают полночь и начинается новый год.
В это время мы благодарим Бога за все, что Он делал в уходящем году, просим прощения за то, что было неправильным и неверным, молимся друг о друге, а затем молимся о наступающем годе, чтобы в течении его сделать все, к чему призывает нас Бог.
В полночь мы не бежим взрывать петарды и запускать салюты, не едим винегрет и оливье, не пьем шампанское (я не употребляю никакого алкоголя все годы, сколько иду за Христом) и не сидим перед телевизором. Я убежден, что год должен закончиться в Духе Божьем и начаться также. Такого повеления в Библии нет, но я верю, что если Господь – Альфа и Омега, Начало и Конец, то заканчивать год и начинать новый лучше всего с Ним!
После молитвы время можно проводить по своему выбору – кушайте, радуйтесь, общайтесь или идите спать. Ваше дело! Главное — храните свое сердце и пребывайте в святости.
3) Встреча Нового года это не повод для торжества греховной плоти.
Я видел много людей, которые весь год бодрствовали и жили свято, а в день наступления Нового года “срывались”, совершая много глупостей. Они полагали, что хотя бы в новогоднюю ночь можно “расслабиться”, и кто-то напивался, а другие попадали в блуд.
Бодрствовать надо во всякое время, а в новогодние праздники особенно. Если Вы и встречаете Новый год вместе с другими, то пусть Вас окружают правильные люди – те, кто не будет сталкивать в обочину греха и беззакония. А если Вы оказались среди людей слабых и падких ко греху, то помните, что сказано в Писании: “Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы” (1 Кор.15:33). Не можете устоять в чистоте – быстрее дистанцируйтесь от компании! Даже в Новый год.
Грех, совершенный первого января такой же богопротивный, как и в любое время года. Так что, бодрствуйте!
4) Не унывайте, если встречаете Новый год в одиночестве – Господь с Вами!
Если Вы одиноки, и рядом нет никого, с кем можно встретить Новый год, то не впадайте в депрессию и не унывайте. Господь рядом с Вами! Насладитесь временем с Ним, и пусть год начнется в Его присутствии!
5) Если Вы находите информацию и эти советы полезными, поделитесь ими с друзьями! Перешлите им по е-мейлу ссылку на эту страничку, или порекомендуйте ее в своей социальной сети (Facebook, Вконтакте, и др), нажав одну из предлагаемых ниже кнопок.
Мудрости Вам!
Как встречали новый год в России в XIX веке?
В России вплоть до революции, Новый год считался второстепенным праздником по сравнению с Рождеством. Большие народные гуляния проводились в Сочельник.
В России Новый год стали отмечать по указу Петра Великого с 1 января 1700 года.
До этого отмечали начало нового года с 1 сентября. В указе Петра I говорилось: «По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить».
Почтовая марка «С Новым годом!» — «Отмечать с 1 января 1700 года». Почта СССР.1989
Также Петр I повелел сделать главным символом праздника ёлку. Первая новогодняя елка появилась в Петербурге в 1704 году. После смерти Петра I ёлки ставить перестали. Дело в том, что ёлки у русского народа никак не ассоциировались с праздником. На Руси существовала древняя традиция устилать путь, по которому проносили покойника на кладбище, еловыми ветвями. Только владельцы петербургских кабаков свято чтили заветы Петра. Перед Новым годом крыши питейных заведений украшались ёлками. Со временем слово «ёлка» стало синонимом пьянства. Появились даже выражения вроде «идти под елку» (идти в кабак) или «ёлкин» (пьяница).
Традиция украшать деревья восходит к глубокой древности. Считалось, что в деревьях живут духи, которых надо задобрить. Поэтому люди приносили возможные дары, клали их под ствол дерева и развешивали на ветвях.
Вечнозеленая красавица – ель – занимала среди всех деревьев особое место, служила символом самой жизни и возрождения из мрака. Раньше вместо игрушек вешали на еловые лапки, например, яблоки – символ молодости, бессмертия, напоминание о райском саде, орехи – мудрости, долгожительства, яйца – символ жизни, вечности, бесконечности мироздания.
В разных странах было принято приносить в дом и или ставить во дворе не только ель, но и ветви омелы, можжевельника и бука. Этим растениям приписывали также мистические свойства. Любопытный факт: когда люди стали заносить деревья в праздничные дни в свои дома, ёлки подвешивали к потолку макушкой вниз. Считалось, что если в дом поникает зло, то оно непременно зацепится за острый верх дерева.
Новогодние ёлки в России снова появляются при правлении Николая I в первой половине ХIХ века. Этому поспособствовала жена императора Александра Федоровна. Во время новогодних торжеств она упросила своего мужа поставить на праздничный стол маленькую елочку, что и было сделано. Подданные пришли в восторг от затеи императрицы, и уже на следующий новый год во всех домах знати стали наряжать «зеленых красавиц». Постепенно елки появились и у простых горожан.
В Москве с 50-х годов ХIХ века появляются новогодние традиции. На Соборную площадь устанавливают елку, в Манеже устраивают концерты и проводят ярмарки. С конца ХIХ века на Воробьевых горах начинают организовывать фейерверки.
Московская знать во время новогодних и рождественских праздников устраивала балы-маскарады в своих роскошных усадьбах. Очень популярна была в высшем обществе игра «говорящие живые картины». В картине «Девять муз и Аполлон» барышни изображали муз, декламируя специально написанные для них стихи, а один из гостей – Аполлон появлялся с бумажной лирой в руках.
Зажиточные купцы предпочитали встречать Новый год в популярных ресторанах Москвы: «Славянский базар», «Альпийская роза» на Софийке и т.д. Места бронировали заранее. Сложнее всего было попасть в ресторан при гостинице «Метрополь». Сюда стремились попасть не только крупные предприниматели, банкиры, но и ,например, коннозаводчики. Начиная с открытия в 1905 году здесь ежегодно устраивались тематические вечера. Например, «Метрополь» в честь состоявшегося в уходящем году знакомства москвичей с достижениями авиации назвал новогодний «ужин- gala» «Авиационным карнавалом» («Carnaval aviatique»). В его главном зале, в центре под плафоном парил огромный «Цеппелин» (дирижабль), который нес флаг с надписью «С Новым 1911 годом», а по углам были подвешены громадные модели аэроплана «Блерио».
Недалеко от города, на Воробьевых горах, в 1891 году стали устраивать новогодние фейерверки. Основоположником этой славной традиции, которая существует и по сей день, стал московский ресторатор Степан Васильевич Крынкин. Его заведение называлось «У Крынкина». В 1904 году здание ресторана было реконструировано по проекту архитектора И.А. Иванова-Шица.
Одно из самых любимых мест богатых замоскворецких купцов конца ХIХ и начала ХХ века. Именно здесь они предпочитали встречать Новый год… «У Крынкина» всегда была превосходная кухня, клиентам на стол подавали клубнику и зелень, выращенную на плантациях хозяина ресторана. С открытой террасы ресторана видна была вся Москва. Каждый из посетителей по желанию мог полюбоваться на живописные виды города с высокого гребня Воробьевых гор через подзорную трубу.
Для простого народа под Новинским бульваром, а затем и на Девичьем поле возводили дощатые балаганы, ярмарки. В ларьках продавали сладости, игрушки для детей, «пищалки», «дуделки», которые в народе иронично называли «тещиным языком». Также устанавливали кукольный театр, катания на тройках, сооружали качели и большие карусели, которые вращали несколько здоровенных румяных парней. Такой аттракцион нравился не только детям, но и взрослым.
Пожалуй, самым популярным аттракционом были ледяные горки. Интересно, что во всем мире такие горки называются «русскими» и неспроста. В России подобное развлечение появилось еще в ХVII веке. Горки были построены из дерева высотой 25 метров и с наклоном под углом 50 , а скользящая поверхность была покрыта льдом.
Гулянья обычно заканчивались к утру. 1 января по сложившейся традиции москвичи спешили нанести новогодние визиты не только родным и близким, но и обязательно наведаться к начальству с поздравлениями и подарками. В таких случаях не было принято накрывать на стол и потчевать гостей разными яствами. Обычно подавали чай с чем-то сладким.
«Парижский словарь московитов» XVI века одним из первых сохранил русское название новогоднего праздника: «Первый день во году». Сначала началом нового года на Руси было первое марта, а с 1492 года — первое сентября (по юлианскому календарю). Тогда летосчисление велось с момента сотворения мира. А сама встреча Нового года, разумеется, была далека от современной.Камерные и строгие во всех отношениях новогодние церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья» в московском Кремле выглядели примерно так: на соборной площади устраивался большой помост, покрытый персидскими и турецкими коврами, рядом — между Архангельским собором и Иваном Великим — на помосте устанавливали три аналоя для Евангелий и икон, перед ними ставили большие свечи, а также стол с серебряной чашей для освящения воды.
Напротив располагались два места — для патриарха и царя, в обязательном порядке выходившего в Большом царском наряде. Многочисленная царская свита также блистала роскошью — сопровождающие были облачены в золото и парчовые одежды.
Соборная площадь пестрела различным людом. На помосте от Благовещенского до Архангельского собора стояли сокольники, стряпчие и дворяне, а за ними гости. Между Благовещенским и Успенским соборами располагались стольники младших разрядов, за ними дьяки, полковники и стрелецкие.
А дальше начиналась служба: духовные лица по двое подходили к царю и патриарху, после чего в дело шли поздравительные речи — непременно с низким поклоном до земли. Выслушав все поздравления, царь уходил на обедню в Благовещенскую церковь. Ни о каких народных гуляниях, ёлках и новогодних украшениях тогда ещё не шло и речи.Всё изменило решение Петра, который как раз накануне вернулся из путешествия по Европе и повелел перестроить празднование Нового года по образцу, принятому «не только во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всём согласны».
…волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, января с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года указ «О праздновании Нового года» от 20 декабря 1699 года.
В ночь с 31 декабря 1699 на 1 января 1700 года император собственноручно запустил в небо на Красной площади первую ракету, ознаменовав начало праздничного салюта.
Впоследствии фейерверки и празднование Нового года становится неотъемлемым атрибутом всё новых военных побед. Так было, например, и в 1711 году, когда страна была вынуждена вести войну на два фронта — со Швецией на севере и с Турцией на юге, что было естественно весьма затруднительно. Подписание мирного договора с Турцией и отказ от некоторых крепостей на юге позволил России развязать руки для более успешных военных действий против Швеции, что и предопределило дальнейшую победу в Северной войне. По этому поводу 1 января 1712 года в Петербурге был сожжён фейерверк. Устроителем грандиозного действа стал Меншиков — первый губернатор Петербурга.Тогда же начало было положено и традиции украшения домов. В соответствии с петровским указом жилища надлежало украшать сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями — по образцам, выставленным в Гостином дворе.
Правда, прижилась эта традиция далеко не сразу – после смерти Петра указ об украшении домов ветвями елей и сосен был почти забыт. По странной иронии, в основном его соблюдали питейные заведения, в то время само слово «ёлка» стало синонимом трактира — отсюда и выражения «поднять ёлку» (выпить), «идти под ёлку» (идти в питейное заведение), а самих пьяных какое-то время именовали просто «ёлкиными». Даже Пушкин в “Истории села Горюхина” описывал «древнее общественное здание (то есть кабак), украшенное ёлкою и изображением двуглавого орла».
Главным на новогоднем торжестве в петровские времена было не застолье, а массовые гуляния. Причём Пётр не только сам принимал участие в таком увеселении, но и обязывал к этому вельмож. Тех, кто не являлся на празднества под предлогом болезни, даже осматривали медики. Если причина оказывалась неубедительной — на провинившегося накладывали штраф: он на глазах у всех должен был выпить огромную чару водки.
Описывают историки и ещё один обычай, принятый в петровские времена. Якобы после праздника неумолимый государь зазывал к себе в императорский дворец узкий круг особо приближённых (около 100 человек). Двери обеденной залы при этом запирались на ключ, чтобы никто не мог покинуть праздничное застолье до трёх часов следующего дня. Бражничали в эти дни безмерно: большинство гостей к третьему дню тихо сползали под лавку, не тревожа остальных. Выдерживали такое новогоднее застолье только самые крепкие. Как уж тут не вспомнить современную череду январских праздников, а также их не самые полезные для здоровья последствия.
Но настоящий размах новогодние празднества в России приобрели лишь в первой половине XIX века: именно с этого времени в моду входят как новогодние ёлки в домах, так и встреча гостей, новогодний ужин, приуроченные к празднику балы, а также распитие шампанского, завоевавшее широкую популярность после победы над Наполеоном. Позже, как считается, вместе с немецкими купцами придут в Россию и ёлочные игрушки. Впрочем, первая публичная ёлка в истории появится в России только в 1852 году — праздничное дерево установили на Екатерингофском вокзале.
320 лет назад Петр I приказал праздновать Новый год 1 января
20 декабря 1699 года Петр I подписал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января. Своим указом царь повелел 1 января 1700 года украсить дома по образцам, выставленным в Гостином дворе, в знак веселья обязательно поздравлять друг друга с Новым годом и новым столетием. На Красной площади был устроен фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. По мнению Петра I, календарное различие мешало сближению России с Европой, установке торговых и политических связей.
Изначально наступление очередного года отмечали 1 марта.
В древние времена на Руси вели отсчет «летам» с сотворения мира. Празднование Нового года весной соотносилось с языческими традициями, которые в значительной степени сохранились и после принятия христианства. Со временем роль церкви в государстве усилилась. Священнослужители стремились побороть остатки языческих верований. С 1492 года на Руси был введен «византийский» календарь, по которому следующий год отсчитывался с 1 сентября.
Реклама
Новые правила приживались в народе не просто. Земледельцы продолжали ориентироваться на весеннее равноденствие и совершать привычные ритуалы, с недоверием относясь к предложенным властями новшествам. Но за три века страна все же привыкла праздновать смену года осенью. И когда все окончательно устаканилось, на авансцену выдвинулся энергичный самодержец Петр Алексеевич, перестраивавший свою державу на европейский манер. Если первым Романовым на русском престоле не было дела до праздника, именовавшегося тогда просто как «Первый день в году», то самый яркий представитель династии рассудил, что и этот аспект не может не входить в сферу его интересов.
Петр I принялся менять Россию после возвращения из Великого посольства
– своей знаменитой дипломатической миссии 1697-1698 годов, в ходе которой царь не только подписывал важные договоры и вступал в коалиции с монархами, но и знакомился с жизнью и порядками передовых стран Европы. Одним из первых вышел указ о введении налога на ношение бороды. Чтобы произвести психологический эффект, 26-летний Петр I взял в руки ножницы и лично принялся резать бороды пожилым боярам из достопочтенных княжеских родов. Далее эстафету принял царский шут.
Государь окружил себя иностранцами, которые оказывали на него определенное влияние. Как удалось обнаружить Петру, за рубежом уже давно никто не отращивает лопату от подбородка. Напротив, длинные бороды считались в цивилизованном мире архаизмом, если не проявлением варварства. В них видели уродство и антисанитарию. Стремление привести внешний облик своих подданных к европейскому не ограничивалось у Петра I только бородами. Его целью было переодеть сподвижников из русского национального костюма в западное платье.
Через полтора года после введения налога на ношение бороды по воле властителя России вышел указ №1736 «О праздновании Нового года». Петр I объяснил свое решение следующим образом: «не только что во многих европских християнских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею Церковью во всем согласны — как валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его, великого государя, подданные черкасы, и все греки, от которых наша вера православная принята — все те народы согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания мира».
Царским подданным предстояло отпраздновать новый, 1700 год 1 января.
Такая перспектива ввергла многих в ступор, ведь совсем недавно, четырьмя месяцами ранее, они уже отметили наступление 7209-го года.
Кроме того, Петр I приказал взять за правило и прогрессивные европейские традиции — «перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых», «людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить», а также «учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится».
Празднества окончились только 6 января крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москва-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом. Боярам и служилым людям было велено облачиться в венгерские кафтаны.
Многие старые обряды — веселые карнавалы, развлечения ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки — хорошо вписались в ритуал встречи Нового года.
Со временем большая часть мира перешла на григорианский календарь, а русский Новый год стал на 11 дней опережать европейский. Крестьяне продолжали отмечать его в сентябре, новая дата ассоциировалась у них скорее со Святками и Рождеством. Важным составляющим праздника являлось съедание зажаренного «кесаретского поросенка». Это особое блюдо обязательно входило в ужин в Васильев вечер накануне Нового года. Свое название оно получило по имени святителя Василия Великого, или Кесарийского, день памяти которого приходился на 1 января по старому стилю. Святого Василия почитали как покровителя свинопасов, а «Кесарийский» в народе превратилось в «Кесаретский». Входили в трапезу и другие продукты, поедание которых должно было способствовать благополучию семьи в новом году.
Знать при Екатерине II начала проводить балы-маскарады. Отмечали Новый год и пальбой из пушек, которую позже отменил Павел I. Новогодняя ель окончательно вошла в обиход в период царствования Николая I. Произошло это благодаря супруге императора — прусской принцессе, принявшей православие под именем Александры Федоровны.
Елки украшали в дворянских домах по немецкому образцу:
на ветки вешали яблоки, символизирующие запретный плод, а венчала дерево Вифлеемская звезда. Впоследствии появились игрушки на рождественскую тематику.
Праздник становился все более народным. Ситуация изменилась в 1914 году: на волне вызванных Первой мировой войной антинемецких настроений Синод назвал елку «вражеской, немецкой затеей, чуждой православному русскому народу».
Почему Пётр I перенёс Новый год на 1 января
До Петра I русские отмечали Новый год в марте. После его перенесли на сентябрь, а потом и вовсе на январь.
Взойдя на российский престол, Пётр I провёл ряд реформ. Некоторые из них касались и повседневной жизни россиян, в том числе порядка проведения праздников.
Фактрум вспоминает великую эпоху правления Петра Алексеевича, положившую новую традицию новогоднего празднования.
Как праздновали приход нового года до Петра Великого
Новый год на Руси вплоть до XV века приходился на день весеннего равноденствия в марте. Предшествовали празднику 12 дней колядования, когда по деревням ходили ряженые, пели песни и получали за это угощение. Также было принято разбрасывать у порогов изб зерно, чтобы урожай лучше народился.
Колядования
Когда на Руси было принято православие, языческие обряды встречи нового года изменились. В 1495 году перенесли начало нового года на первое сентября, так как считалось, что в этот день Богом был сотворён наш мир. На празднование царь вместе с патриархом церкви выходили на главную площадь и открывали шествие. В те времена первый день в году проводили как и любой другой праздник: приглашали гостей, накрывали стол и организовывали танцы.
Почему начало нового года при Петре I перенесли на другую дату
Первые петровские реформы были направлены на искоренение всех старинных традиций. Когда Пётр I побывал в Голландии, то увидел, как там весело и ярко встречают первый день нового года. Ему захотелось такого же веселья и у себя на родине. Кроме того, царь по примеру европейских стран решил ввести в России григорианский календарь. Полностью перевести Россию на григорианское летоисчисление не удалось, церковные праздники всё-таки отмечались по юлианскому календарю.
В декабре 1699 года был издан указ Петра I о Новом годе. Он чётко регламентировал порядок проведения праздника и праздничных увеселительных мероприятий.
Что говорилось в указе Петра I о праздновании Нового года
Фрагмент указа Петра I «О праздновании Нового года»
В новом указе царь подробно расписал, что должны делать его подданные, так как традиции празднования Нового года сильно изменились по сравнению с прошлым. Так, бедняки должны были украсить ворота своих домов еловыми и сосновыми ветками. Люди из более высоких сословий обязаны были нарядить любое дерево перед своим домом, украсив его по своему вкусу и разумению. Для того, чтобы россияне лучше поняли задумку царя, была организована выставка в петербургском Гостином дворе, где были показаны наряженные деревья.
Кроме этого, в указе о праздновании Нового года было написано, что отныне его будут встречать весёлыми огненными потехами и фейерверками. Каждому, кто владел пушкой, ружьём или оружием, в Новогоднюю ночь предписывалось сделать несколько выстрелов. А на перекрёстках и улицах Петербурга должны были всю ночь гореть огромные костры.
Сам царь Пётр I тоже принимал участие в празднованиях. Во главе своей многочисленной свиты он ездил по улицам Петербурга, заходил в дома знатных людей и пировал с ними.
Как отреагировали люди на перемены
Ни простому люду, ни боярам со служивыми петровские перемены не пришлись по душе. Последним особенно не понравилось то, что царь заставил их одеться в иностранные кафтаны, это порушило все прежние уклады жизни. Новые традиции встречи года казались людям очень неудобными и непривычными. Им было непонятно, к чему такой шум, песни, пляски и канонада пушек и ружей. Хоть в прошлом празднование наступления Нового года и было весёлым и бурным, но не настолько, как в петровские времена.
Конечно, с течением времени россияне привыкли к новым новогодним традициям, полюбились им и салюты, и пушечные залпы ровно в полночь, и балы-маскарады, и украшения деревьев и домов.
Читайте также: Как Пётр I боролся с коррупцией
История новогоднего праздника, отмечаемого в России ночью с 31 декабря на 1 января относится к 1699 году, времени правления Петра Первого. После возвращения царя из Великого посольства, так называется в историографии поездка Петра в Европу, которая длилась 15 месяцев, 27-летний царь издал приказ №1736. В документе говорится о переходе на юлианский календарь и о празднике нового года 1 января. Год 7208 от сотворения мира стал 1700 от Рождества Христова. В связи с разницей в календарях было принято решение отсчитывать начало года с января месяца, а не с сентября, как было прежде. Петр старался в один момент поменять уклад жизни страны. Приказ подданными выполнялся – праздник ведь.
Елочный базар
Однако долгое время в документах обозначались две даты, по старому и новому календарю. 1 января было свободным от поста днем, а значит, ничего не мешало бурным празднованиям. Молодой царь Петр Первый в первый же год постановил продолжать непрерывное веселье ровно семь дней к ряду. В новогоднюю ночь на Красной площади устроили пышный парад и фейерверк. 1700-ый новый год, а также следующие четыре года главные празднования проводились в Москве, потом – в новой столице Санкт-Петербурге.
Празднование Нового года в начале XVIII века носило массовый народный характер. На площадях проводились маскарады, стреляли пушки, устраивались фейерверки, «огненные потехи и стрельба». В указе Петра предписывалось украшать дома и подъезды еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветками. “…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…”
Каждое новогоднее украшение имело свое значение. Яблоки были символом плодородия, орехи – непостижимости божественного бытия. После смерти неутомимого императора на какое-то время украшать еловые ветви перестали. Только на трактирах эти элементы новогоднего убранства оставили, причем находились там они на протяжении всего года – так и появилось название «елки-палки».
Константин Сомов. Фейерверк. 1907
Стоит отметить, что к новому зимнему празднику подданные Петра Первого были готовы, так как ранее в эти дни отмечались святки. Гуляния, костры, катания на санях, хороводы, гадания, все это переплелось с привнесенными Петром нововведениями. Вечер, предшествующий новогодней ночи, получил название «щедрый». Было принято накрывать насколько можно богатый и красивый стол. Хозяева относились к организации стола с большим вниманием, так как он олицетворял достаток, ожидающий семью в следующем году. Главным блюдом в богатых семьях часто становился молодой поросенок, зажаренный на вертеле.
Для любопытствующих привожу изображение исторического документа и интереснейший текст, в котором слышим прямую речь конца XVII века, а именно приказ Петра Первого за номером 1736:
Приказ номер 1736
“7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:
Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.
А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.
Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же”.
P.S. Если вам понравилась статья, не забудьте поделиться с друзьями! Нажмите ниже на символ социальной сети, чтобы поделиться данной статьей.
Мы живём по указу Петра Первого: Как и почему Новый год стал самим собой
Новый год — праздник совершенно особенный. С наступлением нового цикла длиной в привычный год у всех народов мира связаны собственные традиции, которые берут начало ещё с древних времен. Новый год, например, в Древнем Риме праздновали 1 марта, ну а в России до 1700 года — 1 сентября.
Так было до тех пор, пока Пётр Первый не написал свой знаменитый Указ № 1736 «О праздновании Нового года» и перенёс дату празднования на 1 января. Целью указа было синхронизировать этот праздник с народами Европы, включая те, которые были поддаными российской короны. Однако интересно, что на самом деле, несмотря на перенос даты на 1 января, никакой синхронизации в реальности не произошло. Наши предки всё равно встречали Новый год тогда, когда в Европе это уже произошло.
Всё дело в различии календарей. Европа уже тогда жила по григорианскому календарю, а Российская империя — по юлианскому, который «отставал» сначала на 10 дней. Так было до 1800 года, когда разница достигла 11 дней, затем, к 1900 году, — 12 дней, а к 1918 году — хорошо известные нам 13 дней. Как так получилось? 14 февраля 1918 года Советская Россия ввела григорианский календарь, и 1919 год встретили уже по новому стилю. Так появился загадочный для любого западного человека старый Новый год, то есть тот праздник, который отмечался бы тогда, когда его повелел отмечать Пётр Первый.
Указ и празднование
Если посмотреть на указ Петра Первого, то сразу становится понятен не только светский характер того, что предписывалось делать как простому люду, так и знатным лицам, бывшим боярам и тогдашним дворянам. В указе отмечать Новый год велено было после «должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви». Император велел также украшать дома и ворота ветками ели или сосны:
«А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своём, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевёловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки».
Таким образом, мы видим и закрепление традиции празднования Нового года непременно при украшении домов внутри и снаружи елью. Традиция эта никуда не делась и сегодня.
Фото: FOTOGRIN / .com
Известно, что Пётр Первый любил салюты и широкие гуляния. Когда император ездил в Европу «за науками», то его внимание привлекли всевозможные традиции пускать фейерверки. Затем они стали неотъемлемой частью разгульных петровских ассамблей. И разумеется, встреча нового не только года, но и XVIII века, прозванного не случайно «галантным», уже не могла обойтись без светского платья для тех, кто мог себе его позволить, шумных гуляний и запуска салютов:
«Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своём дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть».
Отметим, что и та традиция сегодня у нас живее всех живых. Разве что на Красной площади не происходит никакого единого новогоднего салюта, однако там каждую новогоднюю ночь собираются десятки тысяч москвичей и, как это модно говорить сейчас, гостей столицы. На Красной площади проходят не менее шумные, яркие и красочные мероприятия, чем те, что были в петровское время. О запуске салютов и говорить нечего — грохот в новогоднюю ночь уже стал неотъемлемым атрибутом, и без него праздник точно не был в нашем сознании самим собой, как без «зелёных красавиц» и традиционного салата оливье.
Что же ещё бросается нам в глаза в знаменитом петровском указе?
Конечно же, период празднования Нового года. Царь велел отмечать семь дней, как раз до сегодняшнего Рождества Христова. В этот период людям разных чинов предписывалось поздравлять друг друга, дарить подарки, вести пальбу из мушкетов, а «за отсутствием оных» — ставить по дворах бочки, «наполненные соломою и хворостом», и поддерживать там огонь все семь дней:
«Генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же».
Почему праздник прижился в России, а мы и сейчас живём по указу Петра?
Примечательно, что жители Российской империи не встретили нововведение Петра Первого в штыки. Считается, что новогодние праздники полюбились людям из-за традиционных Рождественских святок, на которые теперь пришлось и празднование Нового года.
Император Пётр Великий. Фото: Vadim Nekrasov / Globallookpress
Рождественские святки — это время с Рождества Христова до Крещения Господня. Этот период был действительно праздничным в петровское время, когда Рождество отмечалось 25 декабря. Начало зимних Святок и окончание Рождественского поста во многих местах Российской империи приурочивалось к Николину дню.
А теперь добавим сюда указ Петра Первого. Ведь именно этот документ, который носил в понимании полного энергии и планов молодого царя светский характер, одновременно предписывал гуляния в течение семи дней, украшения елью, зажигание огней. Этот указ не только сдвинул Новый год «по европейскому образцу», но оказался очень понятен русскому христианину из-за святочной традиции.
Новогодние костюмы, салют, шампанское, мандарины, оливье, поздравление президента, тот миг за секунды до начала боя кремлёвских курантов — всё это светская сторона праздника и семейная традиция современного жителя России.
Совпадение по времени в конечном итоге сблизило славянскую святочную обрядность с духовной и христианской традицией. Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»
Таким мы знаем Новый год благодаря указу Петра Первого, по которому мы живём и сегодня. Мы празднуем Новый год, как и велел император, семь дней (хотя так было не всегда в СССР и в новой России). Запускаем фейерверки, ставим ёлки, поздравляем друг друга и наряжаемся в лучшее «платье». Несмотря на то что традиция празднования Нового года после Петра Первого на какое-то время ушла на второй план, она была вновь возобновлена Екатериной Второй и с тех пор продолжает дарить чувство обновления и объединять нас.