Содержание
Непослушание
Смотреть что такое «Непослушание» в других словарях:
-
непослушание — непослушание … Орфографический словарь-справочник
-
непослушание — См … Словарь синонимов
-
НЕПОСЛУШАНИЕ — ср. непослушка жен., ·противоп. послушание; неповиновение, непокорность. Непослушный, ослушный, не исполняющий велений, приказаний; непослушливый, вят. непослухмяный (малоуп. непослухняный), непослушный по привычке, природе, наклонности.… … Толковый словарь Даля
-
НЕПОСЛУШАНИЕ — НЕПОСЛУШАНИЕ, непослушания, мн. нет, ср. Нежелание повиноваться кому нибудь, слушаться кого нибудь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
-
НЕПОСЛУШАНИЕ — НЕПОСЛУШАНИЕ, я, ср. Нежелание, отказ слушаться кого н., повиноваться кому н. Наказать ребёнка за н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
-
непослушание — НЕПОСЛУШАНИЕ, я, ср То же, что неповиновение. Любое непослушание строго наказывалось в семье дедушкой … Толковый словарь русских существительных
-
Непослушание — ср. Нежелание слушаться кого либо, повиноваться кому либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
-
непослушание — непослушание, непослушания, непослушания, непослушаний, непослушанию, непослушаниям, непослушание, непослушания, непослушанием, непослушаниями, непослушании, непослушаниях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
-
непослушание — непрекословие послушание … Словарь антонимов
-
непослушание — непослуш ание, я … Русский орфографический словарь
Значение слова непослушание
аил аио али алиш ални ало алс ани анион анис ано анолис анонс ану анус аон апи апион апис аплу апн апо апсу асино асоп асу аул аули аулос иасон ила инн инно ино инсула инула иоанн иол иола ион иона иосан ипс ислон исно исо испашу испол испола исполу ишан лан ланн лану лао лаон лаос лапин лапшин лас ласи ласун лашо лиас лин линна лино лио лион лионс липа липо лис лиса лису лиша лоа лоина лони лопа лопас лоса лосина лоу лпи луа луис лун луна луни лунин лунно луно луо лупа лупан лупин лусон лушпина наи нал нали нани нано нанос наношу нанси наос напишу напол нас насилу насон насп наус наш наши ниас нил нилас нин нина нис ниса ниспал ниш ниша нло ноа нолан ноли нона нониус нос носина ноша ношпа ношу нпо нсо нсу нун нус оас ола оли олна олуши она они онис опа опал опишу опс опус оса осил осина осла осн оспа оспина осуна оун оус оша ошанин паис пал пали палин пан пани панин панно паннус пано пансион пансо пас пасо паул паули паулс пауни пашин пашу пиан пиано пила пилон пилос пинна пино пинос пинсон пио пион писун пишу план плано планшон плаун пли плис пнин поис пол пола полан полани полас поли полис полу полунин полусина пона понас пони пос поснули посул поу пошлин пошлина пса пси псина псоу пуансо пуансон пул пула пули пуло пуна пуни пунин пуно пунсон пунш пуса пусан пуша пушан пушин пушнина сал сало салон салоп салуин салун сан сани санило санин сану сао сап сапонин сапун сау саул сиа сиало сила сило силон силуан син синан синап синоп сион сип сипло сиу слау слина слип слон слоп сна снип сно снолина сноп сноу сношу соан сол соланин соли солпа сон сона сони сонин соп сопа сопли сопун соул спа спал спаш спи спил спин спина спинола спишу сплин спо сполна сполу спона спун сула сулина сун суна сунна сунша суп супин супо суша суши сушило сушина сша уил уила уилсон уипл улан улин уна уни унина унион унисон унна унос уноша уолси уош упа упал упол уса уси усина усло услон усол ушан ушас уши шаи шали шалин шало шалон шалун шан шанс шансон шаосин шило шилс шин шина шио шип шипун шла шли шлино шло шнапс шни шнип шон шона шонин шоп шопа шоу шпанн шпион шпола шпон шпона шула шуло шуп шуплина лисп нила алсу апл шис иса нисан иоас шоа салоу унис пнс инна исла спу ансон пуси осан пинан шлина снина спиш ошун илс нао поуис пои сулин исна оанн пинас силан сунион шас онан панис солин панино унп нпу нау алпи снп апс улипо алон апшоу аснин аун лоси олин паси пил понс суон уолш нпа пиола псни линау шлинс пианс ослип лусио ланс шнаус шланс нпи пин салин шунин пиш липно лунина спл анси носу наси аиш асни илона инсуа опн алони луи оусли сапли аси инс лоп нон суо нилус ипа ниау спаун ушна
Беседа пятая. Послушание – жизнь, преслушание – смерть89
Отцы! Благость Божия сопровождала жизнь Праотцев в Раю. Ничто не смущало их жизни. Всё вокруг говорило о любви Божией. Каждый раз на закате дня Бог посещал их, беседовал, говоря о том, что им нужно было услышать. Праотцы ощущали Бога, слышали голос Его, и жизнь их текла мирно и счастливо. В Раю у них были все блага, а главное – великое благое присутствие Божие.
Диавол, «древнее зло», коварный лжец, позавидовал такому счастью Праотцев, присутствию Бога в них, возненавидел и захотел повредить это блаженное состояние человека. По своей великой, бескрайней ненависти к Богу диавол вознамерился огорчить Его причинением вреда первым людям. Лицом к лицу он не мог противостать Богу. Он подумал, размыслил и лукавством нашёл способ, как повергнуть долу человека, сие высочайшее творение Божие, лишить его Царствия Божия, райской радости, а вместе с тем огорчить Бога и удовлетворить тем свою злобу.
Однажды, когда Ева со вниманием разглядывала древо познания добра и зла, враг приблизился к ней и говорит:
-Почему ты не ешь этого прекрасного плода?
Ева отвечала:
-Бог сказал нам, что мы не должны его вкушать, потому-то мы к нему не прикасаемся.
-Нет, если вы попробуете от этого плода, то сами станете богами; будете знать добро и зло, лукавство и благо, станете равными Богу.
Поначалу Ева постаралась сохранить послушание, но во время второго приражения диавола склонила внимание к словам, которые он говорил ей через змия, потом она воззрела на плод, увидела, что он действительно очень хорош, и поверила, что, вкусив его, они с Адамом станут богами и будут иметь великую славу и власть. Так, уступив сосложению, Ева приняла помысел, а потом исполнила его на деле, нарушив заповедь: ела сама и дала Адаму. Так они вдвоём согрешили преслушанием.
Согрешив, нарушив заповедь, совершив грех преслушания, они увидели, что наги, хотя прежде не замечали своей наготы, так как жили в незлобии и простоте. Но тут они познали, что наги, и застыдились.
Бог, Который видел их преслушание, пришёл на закате дня и позвал Адама:
-Ты где, Адам?
Адам ответил:
-Я услышал Твои шаги, Боже мой, испугался, застыдился и скрылся.
-Но почему, кто сказал тебе, что ты наг? И почему ты испугался, ведь раньше не боялся? Может, ты нарушил заповедь и ел от плода, от которого Я запретил вкушать, поэтому так себя и чувствуешь?
-Я не виноват. Виновата Ева, которую Ты дал мне в помощницы.
Бог обращается к Еве, спрашивает её и получает тот же ответ: Ева говорит, что она не виновата и перелагает вину на змия. Бог постарался предупредить зло, для того и задал вопрос в надежде, что люди попросят прощения, тогда Он простит их и не станет изгонять из Рая и наказывать смертью. Но один грех влечёт за собой другой: преслушание вызвало прекословие, а прекословие – осуждение90.
Так и человек: когда он послушен воле Божией, то в нём царствует добросердечие, благость, всё богатство Благодати Божией. Он чувствует в сердце Бога, великое Божественное заступление; он счастлив, радостен, но если же согрешит, нарушит волю Божию, то теряет это блаженное состояние, чувствует сильную печаль, утеснение от угрызений совести, которая обличает его за то, что он не сохранил волю Божию. Адам преслушанием принес смерть человеческому роду – смерть как душевную, так и физическую.
Физическая смерть состоит в разлучении души и тела, а душевная – в отлучении души от Бога. Разлучение с Богом – это очень страшная вещь. Ненадолго лишаясь Благодати Божией из-за какого-нибудь греха, мы чувствуем себя очень несчастными, чувствуем огорчение, душевное отчаяние, ничто материальное не доставляет нам удовольствия. Мы стремимся к восстановлению прежнего душевного состояния, ждём с нетерпением, когда Бог нас простит и мы почувствуем себя по-другому, – и так несколько мгновений, часов, дней. Но полное разлучение с Богом навечно – это так ужасно, что человеческий ум не может этого постичь. Кроме разлучения с Богом будет ещё и пребывание вместе с бесами, потому что и бесы и люди, осуждённые на вечные муки, будут обитать в одном месте – во внешней тьме, в бесконечном горе.
Новый Адам – Христос – послушанием Своему Небесному Отцу принёс человеку свободу. Своей Крестной смертью Он возвратил его в Рай, не земной, но Небесный, духовный Рай, непостижимый в своей славе и блаженстве.
Адам ослушался Бога и был изгнан из Рая; он, как говорится в одном тропаре Постной Триоди, сел перед Раем, стал против Рая и, глядя на него, плакал и причитал: «Рай, мене ради насажденный и через Еву затворенный…», – он обращался к Раю, словно это был живой человек, говорил ему: «Рай, где растут деревья, шумят листья, зреют плоды, благоухают цветы, попроси Бога, пусть Он пожалеет меня и вернёт обратно»91. Но было уже поздно. Молитвами и просьбами уже ничего нельзя было исправить.
Христос Своим послушанием, отсечением Своей воли представил в Своём Лице весь человеческий род, принёс Себя в жертву, пролил Свою Всесвятую Кровь, искупил нас, поднял нас на Свои плечи как победный трофей и принёс омытых и очищенных Своему Небесному Отцу, как жертву, как добычу, которую приобрёл исключительной Божественной расчётливостью.
Диавол воспользовался змием, вошёл в него, коварно заговорил с Евой и злоухищрённым лукавством добился победы. Христос же не сделался «мысленным змием»92, а воспринял человеческую природу и через неё одолел диавола и одержал великую победу. Закланный Агнец победил. Потому нам нужно возлюбить Христа всем сердцем, всей душой, всем своим существом: ведь Он принёс Себя в жертву, отдал жизнь, заплатил за нас долг, изгладил нашу вину и свободно повёл нас к стяжанию духовного Рая.
Возненавидим же от всей души образ действия Прародителей, чтобы и нам не пострадать так же. Праотец Адам ослушался Бога и мыслью, и делом. Сначала он допустил внутреннее согласие, а потом сотворил проступок – и произошло это чудовищное преслушание со всеми его страшными последствиями. А Христос Своим всесовершенным послушанием и повиновением воле Своего Отца, наоборот, искупил нас, приобрёл и ввёл в Рай. Смотрите, преслушание рождает смерть, а послушание – жизнь.
Мы знаем нечто подобное из собственного опыта. Всякий раз, когда мы проявляем непослушание, то чувствуем себя плохо, чувствуем себя несчастными, испытываем угрызения совести, огорчаемся, лишаемся Благодати Божией! Но когда оказываем послушание, стремимся соблюсти его в точности, то ощущаем радость и покой. Совесть торжествует победу: мы не боимся смерти, потому что знаем, что через послушание идём к Богу. Наш эгоизм мешает нам оказывать послушание, мешает нам оставить свою волю, поэтому мы вступаем в прекословие. Прекословие противоположно смирению, которое заграждает уста, препятствует помыслу – и человек не прекословит. А гордость и эгоизм рождают прекословие.
Адам стал прекословить и свалил вину на Еву, Ева – на змия, а получилось, что вместе Адам и Ева обвинили во всём Бога. Как? Смотрите: Адам сказал: «Ты дал мне Еву, вот на Тебе и ответственность, потому что если бы Ты мне не дал её, то мне не пришлось бы нарушить заповедь». А Ева поддержала: «Ты же, Боже мой, Сам сотворил змия, который меня обольстил». Следовательно, Адам и Ева возложили первопричину вины за всё на Бога и таким изворотом дошли до великого нечестия и неблагодарности. Они неправильно воспользовались своей свободой. Бог дал им возможность поупражняться в добродетели, но они не справились.
Так и теперь послушнику надлежит упражняться в отсечении собственной воли. Если послушник отсечёт свою волю, то получает награду вышнего звания – становится маленьким Христом, становится послушником, похожим на Христа. Потому мы должны всей своей душой возненавидеть преслушание и прекословие. Авва Паламон93 говорит: «Внимающему заповедям старца нет нужды внимать заповедям Божиим». Мы непрестанно должны заботиться о том, как отсечь свою волю. Послушанием Бог входит в человека, а непослушание заграждает от Него.
Всё просто: мы послушники, мы встали на путь послушания, чтобы трудами следовать ему, и должны не позволять преслушанию и прекословию предварять нас на этом пути, они нас до добра не доведут. Я не говорю о послушании только как о работе, а имею ввиду, в основном, духовное послушание – добровольное следование воле старца. Послушание духовное – это душа, а послушание в труде с понуждением – тело. Разница громадная.
Старец наставляет нас исповедоваться во всём, ведь мы и сами видим из практики монашеской жизни, что скрывавшие свои помыслы от старца впадали в заблуждение и терпели «кораблекрушение». Диавол много нашёптывает нам всего, прививая стыдливую скрытность. Но если Богу всё известно и ничто не сокрыто от Его глаз и от Его сердца, тогда для чего мне вообще что-либо скрывать? Открывая на исповеди свои помыслы и прегрешения, мы раскрываем диавола, выводим его на чистую воду. Когда диавол раскрыт, он не может устоять. Змея, когда выползает из своего гнезда на открытое место, старается всё же прятаться, чтобы человек её не убил. Так и искушение: когда оно откровением помыслов выходит наружу – спрятаться уже не может.
Часто диавол нам нашёптывает: «Не говори этого старцу, ничего тут плохого нет, ибо помысел пройдёт, потерпи немного», – так потихоньку он убеждает монаха, и тот не открывает помыслы, как это нужно для пользы души. Так, одно к другому накапливаются неисповеданные помыслы и проступки, в сердце и в душе послушника появляется очаг заражения, который со временем перерастает в злокачественную опухоль – рак, который вызывает страшную боль, а потом смерть. Диавол прилагает большие усилия, чтобы убедить именно новоначального послушника, который ещё обременён эгоизмом и гордостью, скрывать свои помыслы.
В «Отечнике» говорится об авве Пимене94, о том, что, когда он был новоначальным, его беспокоили три помысла. Как-то он пошёл к своему духовнику и старцу, который жил на расстоянии одного дня пути, чтобы открыть ему эти три помысла. Пока он шёл к старцу, то один из трёх помыслов забыл, а потому исповедал два, потом вернулся в свою келью и, когда доставал ключ, чтобы открыть замок, вспомнил третий помысел. Не открывая двери, он пошёл обратно к старцу, чтобы исповедовать и этот помысел. Увидев его, старец сказал:
-Быстро же ты пришёл, дитя моё!
-Вот, отче, я вспомнил ещё один помысел и пришёл его исповедать.
Тогда Старец, видя такую аккуратность в исповеди и самоотречение аввы Пимена, произнёс:
-Пимен, Пимен, Ангелов пастырь95, имя твоё прозвучит по всей земле Египетской!
И не только по Египту распространилась слава об авве Пимене, но по всему миру и поныне переходит из рода в род. Вот как вознаграждает Бог людей, исполняющих Его волю!
Но видели мы и других послушников, которые поступали наоборот – старец был рядом с ними, а они скрывали от него свои помыслы, что недопустимо и неправославно. Когда послушник услышит диавольский шёпот: «Не говори об этом старцу», – этот шёпот означает обман и ловушку. Тогда послушник должен подумать: «Почему он мне говорит, чтобы я не открывал это старцу? Разве старец не учитель мой, не наставник? Разве он не знает, как мне помочь? Разве он не врач моей души? Если я не покажу ему своей раны, то как получу исцеление?» Поэтому нужно полностью и искренне исповедовать свои помыслы и поступки.
Так, через духовное послушание мы достигаем своей заветной цели – стяжать Бога в сердце. Будем подвизаться в этом делании абсолютного послушания, возненавидим прекословие и преслушание. Уподобимся Христу, и если последуем путём Его послушания, то придём туда, где Он Сам восседает на Престоле Славы.
Добрый послушник, когда он постоянно раскрывает перед своим духовным отцом и старцем свой душевный мир, исповедуется искренне, исправляя неправильное, такой послушник, проходя через мытарства, не испытает никакого беспокойства. Совесть будет извещать его об истине, и монах сей будет свободен от великого страха, который бывает при исходе души. Большое счастье послушнику стяжать мирную совесть, которая приобретается абсолютным послушанием.
Когда послушник всё поверяет старцу, то получает прощение, освобождается от всякого диавольского воздействия, преуспевает на духовном пути, и это доброе состояние рождает в нём спокойствие совести, которая приносит дерзновение к Богу. Дерзновение совести освобождает человека от угрозы адского наказания. Потому каждый из нас пусть подумает так: «Я послушник. Почему бы мне не исполнять этих простых вещей, когда это принесёт мне столько благ, очищение совести, возможность беспрепятственно и безбоязненно пройти мытарства и увидеть Судию моего и Бога Христа со светлым Ликом?!»
Святитель Иоанн Златоуст96 говорит: «Будем молиться, чтобы нам увидеть светлый Лик Судии и не видеть, как Его тихие очи отворачиваются от нас на Суде». Отвращение97Божественного Лика – это первый знак вечного осуждения, который получает душа. Но если мы имеем постоянное размышление о том, как проводить наше жительство правильно, как искоренить свою волю, если постоянно изучаем Святых отцов, размышляем о смерти, Суде, аде, Рае, если во всём этом мы непрестанно поучаемся умом и сердцем, тогда, Благодатью Божией, нам невозможно не получить спасения.
Годы проходят, жизнь утекает как вода, пролетает как птица. Жизнь наша – это ничтожество, она пройдёт, закончится, а приобретением будет вечная жизнь. Душа послушника становится лёгкой, когда совлекается собственной воли, когда упорядочит помыслы, исходя из святоотческого взгляда на послушание, потому что тогда она следует прямым путём спасения.
Что прекраснее смирения! Нет жизни беззаботней, чем у послушника. Если послушник всё делает по послушанию, то ему ни в чём уже не нужно будет давать ответ Богу и путь его к Небу всегда будет открыт.
Необходимо постоянно поучаться в Законе Господнем, и денно и нощно обращать в уме мысль о смерти. Таковое памятование об исходе души пробуждает человека от сна, пробуждает мысль об имеющем быть во время исхода души – мысль о том, что рано или поздно он предстанет перед Праведным Судиёй. Вот где тяжело: час смертный ужасен! Но ужаснее прохождение души по воздушным мытарствам, ведь у бесов всё зафиксировано до последней мелочи, и это подробное описание душа увидит перед своими глазами.
А поучение в Законе Господнем и образ жизни, о которых мы сказали, не позволят бесам задержать нас на мытарствах. Поучение в Законе Господнем – это здоровье души. Когда человек здоров, ему приятно жить, всё у него получается, то же касается и здоровья души. Когда человек ощущает свободу от страстей – это означает душевное здравие, а находясь в состоянии душевного здравия, человек ощущает в себе Бога.
Святые отцы говорят о самодействующей молитве. Эта молитва есть не что иное, как утверждение Христа на престоле сердца. Для того чтобы Христос вошёл в сердце человека, необходима предварительная работа, необходимы самопонуждение и трезвение.
Зачем отказываться от удобного случая? Христос привёл нас сюда. Сколько нам жить, мы не знаем. Потому необходимо понуждать себя постоянно, каждый день проводить в размышлении, молитве, молчании, не нарушать установленного распорядка дня.
У каждого из нас есть определённое послушание, которое мы каждый день исполняем, и каждый точно знает, что в своём послушании должен делать. То же самое и в плане духовном, это у нас должно быть неким духовным послушанием души. С утра, приступая к монастырскому послушанию, будем приступать и к духовному послушанию, и пусть то и другое делаются вместе: тело трудится – пусть трудится и душа, уста пусть творят молитву, а ум пусть размышляет о молитве, чтобы быть готовым противостоять помыслам.
Он приносит нам помыслы против Бога, помыслы против братий, мирские помыслы. Мы им противостоим молитвой, пренебрежением к ним или же возражением. Трудясь ежедневно так, нам просто невозможно не обучиться духовному рукоделию, духовному искусству и науке.
На послушании нужно поучаться в имени Христовом, чтобы не пустословить. Празднословие всегда влечёт за собой грех. Когда празднословим, посреди нас появляются бесы и, переходя от одного к другому, подсказывают: «Это-де скажи, то скажи», – так празднословие растёт и ширится со всякими скверными последствиями. Но когда творится молитва, тогда демоны убегают далеко, потому что не могут слышать имени Христова. «Именем Иисусовым бей супостатов», – говорит авва Иоанн Лествичник98. Но если мы не бьём их молитвой, они приближаются к нам и влагают тьму нечистых помыслов.
Также – когда мы собираемся в церкви, чтобы сообща петь и молиться Богу. Или, может, кто-то полагает, что в храме нет бесов? Они и туда приходят, и стоят, и нашёптывают нам много всякой всячины. Нам и здесь нужно быть очень-очень внимательными.
Также и вечером будем понуждать себя во время молитвы иметь поменьше мыслей в уме, не позволять уму блуждать тут и там. Кто сможет добиться того, чтобы держать в уме лишь несколько помышлений, как-то: повторение имени Христова, размышление о смерти, о Рае, о любви Божией – тот освободит ум от всякого диавольского размышления. Когда таким образом мы понуждаем ум духовно трудиться, то не даём совершаться диавольской работе и непременно ощутим в сердце радость, мир и что ещё пожелает подать нам Благой Бог.
Так не будем же принимать помыслы против братий. Часто <супостат> возбуждает в нас раздражение, вызывает внутренний беспорядок и, пользуясь случаем, поднимает бурю помыслов против братий. Тут монаху необходимо пресечь любой помысел, проигнорировать его, углубиться в молитву и таким образом остановить этот диавольский натиск. Ещё можно в этот момент удалиться в келью: одна-две чётки, молитва своими словами – и так отогнать беса, чтобы успокоилась душа и прекратились всякие помыслы осуждения.
Апостол и евангелист Иоанн, согласно «Откровению», видел множество людей, одетых в светлые одежды, исполненных великой Благодати и света, которые воспевали Небесные песнопения. И он спросил Ангела, который сопровождал его и изъяснял Небесные видения: «Кто это такие, что в такой славе воспевают сии неизреченные песнопения?» И Ангел ответил ему: «Это девственники – те, что будут следовать за Агнцем во веки веков». Это десятый Ангельский чин – спасённые монахи, которые будут следовать за Христом во веки веков и во веки веков созерцать Его Лик.
Подумайте о том, что Бог предназначил нам стать Ангелами. Мы плачем в скорбях и искушениях, тяжко вздыхаем и жалуемся на свою горькую долю, а ведь нам уготовано светлое, светлейшее, лучезарное место там, где обитал когда-то Денница; мы составим десятый Ангельский чин. Там все мы будем воспевать ангельские песнопения, все достигнем покоя и вечной радости созерцания Лика Христова.
Небо открыто и ждёт: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира»99. В своём видении святой Андрей, Христа ради юродивый100, описывает красоту Небесного мира так: ум человека не может постичь царящие там блаженство и радость. Туда и будем обращать наши взоры во время скорбей и страданий и думать о воздаянии, ожидающем нас за терпение. Там не будет солнца, но Свет Божества будет освещать весь мир. Душа будет видеть красоту других душ и радоваться райской радостью. Одной мысли и уверенности, что это состояние не окончится никогда, уже достаточно. Никогда уже у души не отнимется сей светлый Пасхальный день, покой, Райская красота и несметные Небесные блага.
Подумаем об этом, отцы и братья, и постараемся всеми силами достичь этой великой цели нашей монашеской жизни. Аминь!
Значение слова преслушание
аил аир али алиш ални алс алур ани анис ану анус апи апис аплу апн апсу арил арис арли арп арс арсин ару аршин асу аул аули ила инар инсула инула ипр ипс ира иран испашу ишан лан ланир лану лапин лапшин лар лари ларин ларни лас ласи ласун лаури лиас лин липа лира лиру лис лиса лису лиша лпи луа луар луис лун луна луни лупа лупан лупин лур лура лушпина наи нал нали напишу напру нар нас насилу насп наус наш наши ниас нил нилас нирал нирса нис ниса ниспал ниш ниша нсу нур нура нурали нус паис пал пали палин палинур пан пани панир пар пари парин парис парл парни парс парулис парун парус парши паршин пас паул паули паулс пауни пашин пашу пиан пиар пила пир пира пирна пирс писуар писун пишу план планшир плаун пли плис пнр пра прас при прина принс пру прус пса пси псина пул пула пули пуна пуни пунш пур пурин пурш пуса пусан пуша пушан пушин раи ран рани рапс рас расин распил распишу распну рау раус раш риал риан рила рипс рипус рис рлс руа руан руина руис рули руна рупас рус руса руси русин сал салуин салун сан сани сану сап сапун сар сари сау саул саур сиа сила силуан силур син синап сип сир сиу слау слина слип сна снип снур спа спал спаш спи спил спин спина спишу сплин спру спун сула сулина сун суна сунша суп супин сур сура сурна сурпа суша суши сушина сша уил уила уипл уир улан улар улин уна уни упа упал ура урал уран урил урина урла урлан урна урса урсин уса уси усина услар ушан ушас уши ушр шаи шаир шали шалин шалун шан шанс шар шари шарп шилс шин шина шип шипун шира шла шли шлир шнапс шни шнип шнур шпур шрус шула шуп шуплина шур шура шурин шурпа лисп нила алсу апл шис апр иса расу нпр шри унис руслан пнс исла санлури ури спу пуси аурин лср пиран шлина спиш инсар илс раши уар шурани сулин исна пинас насри силан нарсил шас арнис ашур срп нишапур панис унп лир нпу нау алпи пулар снп риа апс анри арну аун паси пил руни шапир асир нпа псни ранис рула ширау линау нипарс шлинс шрунс пианс русал арни шлирн ланс ширс шнаус шланс сарн пср рил нпи пин салин пиш арнс риау спл анси риас наси аиш сарпи асни инсуа рауш раис сапри сира лури луи сапли аси инс нилус ипа пури ниау спаун ушна сина ирун лаунис санур линус шис шпир нуи ниа нрл сли асп прасун пилас пруна саун асин исар пурас пиас пау алинс шус исн липар псн унал упс прин нариш шасин пауш ранш салир апуи аринус иапу иасу ишу ипуан иуна линс пиау пиун пуа унаи шапури парил аср усп ари рсп рсл сурин шинус иша ина рпн рисан расу шнп шила алср нарис урсн руп ариш ашл аипс паи испра аис лурас исан нипа ирсу риш нпс арпи шипан рпа нуар луан
Грех непослушания
Грех непослушания Богу настолько тяжел, что Адам в одиночку не смог бы понести его последствий и не погибнуть под его тяжестью. Страшный дух непослушания хорошо знал это и потому толкнул первого человека на грех, неминуемо ведущий к вечной смерти. Но мудрый Творец знал больше духа непослушания. Он решил умножить род человеческий, чтобы люди могли разделить тяжесть совершенного греха; вечную смерть Он заменил смертью временной, а уничижение — существованием в мире света и тьмы.
Первый человек был подобен большому чистому зеркалу, в котором отражался один лишь Бог. И демон непослушания стремился отразиться в нем, но не мог. Тогда он решил залить это зеркало своими густыми черными чернилами, но в этот момент зеркало разбилось, и работы демону прибавилось, потому что с умножением человеческого рода зеркало продолжало делиться на все более мелкие кусочки, и демон метался между ними, изнемогая все больше и больше. И сегодня зеркало продолжается дробиться на миллиарды частей, и каждую частицу демон преследует со своими адскими чернилами. Но зеркало будет дробиться до тех пор, пока не закончится трагедия этого мира, до тех пор, пока непослушание не потерпит окончательного поражения; тогда оно восстановится в своем первозданном сиянии.
Однажды, когда демон праздновал победу, думая, что зеркало стерто в пыль и работа его закончена, Бог снова явил миру зеркало в его целости и совершенстве — в лике Сына Своего Иисуса Христа. Эта неожиданность повергла демона в отчаяние и побудила к последнему злобному нападению. Но дни его сочтены, и конец приближается. Это уже не похоже на философию, не правда ли? Это сама жизнь, и этого достаточно.
Зеркала
Каждый новорожденный являет собой новое отображение Бога, чуть затемненное грехом непослушания. Эта небольшая тень на душе новорожденного суть его различные дурные наклонности. Ибо грех непослушания Богу выражается другими грехами, дурными привычками, пороками и страстями. Эта малая тень на душе каждого новорожденного суть некая склонность ко злу. Поскольку же число этих наклонностей велико, то многочисленны и драматические ситуации в жизни человека.
Но Бог милостив к каждому человеку. Зная недуг каждой души, Он ставит ее в такое положение, в котором она могла бы скорее исцелиться, а тень, покрывающая ее, замениться светом.
Если эта тень — гордость, Господь помещает новорожденную душу в скромные жизненные условия, чтобы душа научилась смирению и избавилась от угрожающей ей гордости.
Если эта тень — себялюбие, Господь поставит такую душу в положение, в котором ей будет легче жертвовать собой для блага других, будь то большая семья, общество или отечество.
Если душа склонна к отчаянию, Господь поместит ее в центр самой напряженной работы, где у нее не будт времени предаваться своей страсти.
Душа, больная склонностью к плотской похоти, окажется там, где она не сможет развивать свой порок.
Вот почему часто кажется, что все как бы находятся не на своем месте, что торговец больше похож на полицейского, а полицейский — на торговца, что монах — на офицера и офицер — на монаха, что слуга — на царя и наоборот.
Но независимо от положения, в которое Бог ставит души, он неусыпно следит за каждой, готовый прийти на помощь со Своими благодатными лекарствами. Чем в более тяжелом положении оказывается человек, тем обильнее благодатная помощь Божия.
Когда же люди дают волю своему недовольству тем положением, которое определил им Бог, тогда они повторяют грех Адама — грех непослушания. И тогда страсть, с наклонностью к которой они рождены, начинает бурно развиваться и овладевать человеком. В той мере, в которой растет человеческая страсть, человек начинает уподобляться воплощению этой страсти в природе — кошке, собаке, волку, лисице… Если же страсть целиком захватит человека, то он превзойдет ее образ в природе. Человек-кошка становится эгоистичней кошки, человек-собака похотливее собаки, человек-волк безжалостнее волка, человек-лисица хитрее лисицы…
Говорю тебе это не для того, чтобы ты просто знал, но чтобы испытал себя и нашел в себе страсть, с которой рожден, для того, чтобы понял, как и в какой мере своим непослушанием Богу ты допустил ей овладеть тобой. Ибо, когда пробъет последний час и скрытая маской плоти душа обнажится, тогда она откроется в облике того зверя, которого ты воспитал в ней.
Непослушание – препятствие любви
Продолжая разговор о послушании, игумен Нектарий (Морозов) рассуждает о том, как правильно понимать евангельские слова: «Да убоится жена своего мужа»; возможно ли послушание неверующему супругу; в каких ситуациях муж должен слушаться жену и почему.
К. Маковский. Сцена из боярского быта XVII в.
Говоря о послушании Богу, вспоминают слова апостола Павла из Послания к Ефесянам: «Да убоится жена своего мужа». В них очевидно содержится указание на то, что жена должна быть мужу послушна. Хотелось бы остановиться на этом и объяснить связь.
Дело в том, что эти слова вообще, к сожалению, далеко не всегда понимаются правильно. Безусловно, у апостола Павла речь не идет ни о страхе в привычном для нас смысле, ни о внушении этого страха различными недопустимыми способами, начиная с какого-то подавления при личном общении и заканчивая методами физического воздействия.
Речь идет о том, что мужчина должен в большей мере брать на себя ответственность за свою семью и, как некий локомотив, тянуть за собой баржу семейной жизни. И если это происходит, то, безусловно, такой муж вызывает у своей жены то уважение, которого он закономерным образом заслуживает. Но, по меньшей мере, странно на месте мужчины требовать к себе отношения как к главе семьи, если он ничего не делает для того, чтобы соответствовать этому наименованию: денег в дом не приносит, никаких семейных проблем не решает, а только их создает, ничего не знает, не умеет, не может.
Когда мы говорим о страхе применительно к отношениям человека и Творца, мы ведь тоже имеем в виду не какой-то панический или рабский страх. В данном случае под страхом мы понимаем благоговение, уважение, почтение или почитание. Подобный же смысл вложен и в апостольское «убоится жена своего мужа». То есть Церковь не требует от женщины беспрекословного послушания мужу. Христианский взгляд на брак совершенно не предполагает, что мужу вручается нагайка, как это было принято в казачьих семьях, и с ее помощью он должен управлять своим домом. Если мужчина не способен действительно править своим домом и обеспечивать его всем необходимым, то ему надо нагайку для себя самого завести. А если он этого не сделает, то, как показывает практика, скорее всего, это сделает его жена. Когда женщине приходится в семье выполнять функции главы семьи, то она главой семьи и становится. От этого происходит какой-то страшный перекос в семейной жизни.
Семейная жизнь – педагогический процесс
В наше время достаточно часто женщина, к сожалению, перед такого рода проблемой ставится самой жизнью. Почему так – вопрос, заслуживающий отдельного исследования. Можно, наверное, говорить о том, что мужчина оказывается существом более хрупким и менее выносливым, чем женщина. Но находить в этом оправдание для себя мужчине нельзя.
Семейная жизнь – во многих отношениях своего рода педагогический процесс. Безусловно, в идеале муж и жена – это два человека, которые друг друга чему-то учат. Лучший способ воспитания – это когда человек о нем не подозревает и всё носит естественный характер. Но иногда мужу или жене приходится воспитывать другого супруга явным образом, открыто. Чаще всего это обижает, хотя напрасно: в любом возрасте человек должен быть способен учиться и быть рад возможности учиться.
Повиновение – это возможность
Предположим, в семье оба супруга – люди верующие, стараются жить по Евангелию, но возникает какая-то ситуация, и непонятно, как поступать: у мужа и жены разные на этот счет мнения. Как им быть? Вполне закономерно, что в этой семье должен быть духовник, лучше и проще, если это – один человек. Можно прибегнуть к нему за советом и обсудить ситуацию втроем. Однако делать из священника третейского судью неестественно, неправильно. Все-таки духовник в большей степени существует для решения духовных вопросов, а не житейских.
Опять-таки брак – это ведь не только совместная жизнь двух людей. Это и любовь, которая лежит в основе брака, – потому что если нет любви, о чем можно говорить?! Любовь предполагает уважение друг к другу, уважение к каким-то качествам друг друга. Ну и, безусловно, брак – это способность людей смиряться друг перед другом. Если всего этого в браке нет, то он будет каким-то неполноценным. Наличие любви, уважения, правильной оценки друг друга, готовности в случае необходимости с чем-то смириться дает возможность по каждому поводу договориться.
Хорошо, когда в семье регулярно происходит то, что можно было бы назвать семейным советом. В нем могут принимать участие и дети, ведь спрашивать мнение ребенка в какой-то конкретной ситуации бывает очень полезно, потому что тогда он с самого раннего детства приучается к ответственности. Даже можно порою поступить так, как ребенок просит, а потом показать ему последствия. Это очень хорошая школа, если речь, конечно, не идет о каких-то жизненно важных вопросах, в которых нельзя допустить ошибки.
И такой совещательный способ решения различных вопросов опять-таки должен еще до брака войти в жизнь пары. Необходимо, чтобы каждый здраво оценивал свои силы, опыт, умения, интеллектуальные способности, ведь бывает так, что человек, который в чем-то не разбирается, совершенно игнорирует этот факт и настаивает на своем. Согласиться и смириться ради мира в некоторых случаях – оправданно, однако если это будет происходить постоянно, то просто разрушится всё и семья останется у разбитого корыта. Поэтому это сложный такой процесс, требующий и мудрости, и любви, и смирения. А иногда твердости.
Больше прав у того, кто несет большую ответственность
Проще говоря, больше прав у того, кто несет большую ответственность.
Мужу естественно руководить, жене естественно и помогать, и в чем-то повиноваться. Опять-таки повиновение – это не то, что унижает достоинство человека; это, наоборот, некая возможность. Когда женщина понимает, что она может быть уверена в мужчине, может положиться на него, желание руководить у нее все-таки проявляется в минимальной степени. Ведь благодаря этому у нее есть возможность заниматься своими женскими делами: детьми, домом, собой. Борьба женщины за власть – это в большей степени последствия совершенно изломанной и извращенной жизни семьи, издержки того, что слишком мало мужчин, которые на себя ответственность берут.
Дело не в вере
Рассмотрим другую ситуацию, когда в семье только один человек является верующим, церковным и старается жить по Евангелию, а другой супруг требует принятия решения, которое несообразно с христианскими убеждениями, или запрещает ходить в храм, говорить с детьми о вере. Каков должен быть принцип действия?
Есть ситуации, когда нельзя ни уступить, ни отступить, а придется настаивать, но не на своем, а на том, что больше и выше тебя
Есть ситуации, когда нельзя ни уступить, ни отступить, а придется настаивать, но не на своем, а на том, что больше и выше тебя. Есть вещи, которых ты, как верующий человек, не можешь сделать или, наоборот, обязан сделать, для того чтобы остаться христианином. Другое дело, что и твердость можно проявлять с любовью, мудростью, со смирением, а можно всё делать в гневе, в раздражении, в досаде, и, конечно, тогда это ни к чему хорошему не приведет.
Снова вспомним совет из Деяниях святых апостолов: кого больше подобает слушать – людей или Бога? Безусловно, Бога (см.: Деян. 4: 19). Ради сохранения мира и любви можно пойти на компромисс и когда-то вместо службы отправиться с мужем в гости или провести вечер дома, если он этого хочет. Но совсем отказываться от церковной жизни, от домашней молитвы, от собственного поста, конечно, ни в коем случае не надо. Кесарево – кесарю, а Божие – Богу.
Правильно провести эту грань поможет жизненный опыт, любовь к человеку, который рядом с тобой, и духовник, который при необходимости отделит чрезмерную ревность ко благочестию от готовности уступать во всем.
Во всех подобных запретах – ходить в храм, водить туда ребенка – речь ведь идет не столько о вере, сколько о нарушении каких-то элементарных норм совместной жизни. Если супруг или супруга и прежде были готовы с уважением отнестись к каким-то твоим потребностям, нуждам, интересам, даже не разделяя их, то он или она и к твоей вере, к церковной жизни тоже будет относиться с уважением. А лучше всего еще до вступления в брак понять: кто тот человек, с которым ты соединяешь свою жизнь: уважает ли он тебя, готов ли он прислушаться к твоему мнению, разумный ли это человек, совестливый ли, любящий ли?
Если этого нет, то, значит, надо постараться что-то в семейной жизни перекроить – с любовью, милосердием и все с той же твердостью. Ведь отношения в семье – плод наших трудов или, наоборот, наших ошибок.
И это вовсе не будет грехом против смирения. Совместное пребывание людей дает широчайший спектр того, в чем можно уступить без ущерба для своей веры и своих взглядов. Вот и учись на этих ситуациях смирению, почему нет?
Послушай женщину…
Немало при этом и случаев, когда муж должен послушаться жены. Некоторые любят вспоминать фразу: «Послушай женщину и сделай наоборот». Но если речь идет не о каком-то взбалмошном существе, а о друге, о близком для тебя человеке, то кого же еще послушаться, как не ее?! И посоветуешься, и в чем-то послушаешься.
Греть и питать, как говорит Священное Писание, – это тоже некий долг, который основывается на том, что твоя вторая половина в этом нуждается и ты смиряешься с тем, что есть такая необходимость. Это и есть послушание своего рода.
По любви
Вообще в основе наших взаимоотношений с другими людьми в семье, безусловно, должно быть исходным желание послушаться друг друга – не спорить, не враждовать, а поступить так, как хочет другой, когда это возможно. Чем больше ты уступаешь в ситуациях, которые носят непринципиальный характер, тем больше остается запаса внутренних сил и решимости, чтобы поступить так, как должно, когда компромисс невозможен.
В прошлый раз, говоря о послушании Богу, я сказал, что непослушание Ему является препятствием любви к Нему и жизни с Ним. Безусловно, это можно перенести на отношения между супругами. Только в отличие от отношений с Богом, во взаимоотношениях между людьми послушание всегда должно быть взаимным. Ведь нет одной личности, которая была бы всецело совершенна.
Старец Паисий, объясняя свою мысль о том, что все должны творить послушание друг другу, говорил, что, открывая скребущемуся в дверь котенку и наливая ему молоко, он таким образом тоже творит послушание ему и его нужде. Так и мы идем навстречу потребностям, необходимости своего близкого, родного человека и творим это послушание по любви.
Что означают непокорность и непослушание.
«Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго» (1Фес.4:8)
Сейчас мы рассмотрим, что означают два слова, которые встречаются в Писании – непокорность и непослушание. Что Бог называет непокорностью и что непослушанием? Какая между ними разница, и есть ли она вообще?
Само слово «непокорность» означает непризнание чьей-либо власти, силы, чина или звания. Непокорность – противление воле. Покорить может только тот, на чьей стороне преимущество силы, власти или истины. Истина, также как и сила, покоряет сердца. Абсолютная покорность воле Бога выражается в двух стихах молитвы: «…Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе…» (Мф.6:9,10). В Послании к Евреям говорится: «Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим… все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено…» (Евр.2:5,8), то есть Царство Небесное наступает тогда, когда все покоряется воле Бога, чего ныне еще не видим.
Кто противодействует воле Бога? Сынами противления Библия называет детей дьявола. Непокорность вызывается гордостью, гордый человек противится Богу. Гордыня в глазах Бога – тяжкий грех. Гордость и непокорность Богу приводят человека на сторону Божьего противника – дьявола.
Есть две противоборствующие силы – Сила добра и сила зла. Их противоборство приводит к необходимости покорения одной силы другой. Их несовместимость приводит к тому, что Сила добра должна победить силу зла, чтобы воцарилась единая воля, мир и покой, то есть Царство Божье, Царство Небесное. Война, которую ведет Михаил Архангел и Его Ангелы с дьяволом и его ангелами, – это покорение вселенной Божьей воле. Тех, кто не покорен Богу, ждет одна участь с отцом непокорности – дьяволом.
Теперь рассмотрим некоторые примеры непокорности из Ветхого Завета. Пророк Самуил сравнивает непокорность с волшебством: «…ибо непокорность есть грех, что волшебство, и противление идолопоклонство…» (1Цар.15:23). Корень этих действий один и тот же и исходит он от дьявола. И то и другое склоняет окружающих к греху. Происходит ли это через волшебство – затуманивание мозгов, или же через ропот и непокорность – результат всегда один – поступок против Бога. Идолопоклонство также мерзко Богу, как и противление, ведь поклонение идолам и другим богам – не что иное, как противление Богу, непризнание Его Единым и Истинным, непризнание Его авторитета и власти.
Нужны ли Богу жертвы, принесенные по человеческой воле, принесенные в непокорности, против Его повелений? Непокорность Богу и непослушание Его повелениям нельзя заменить никакой жертвой: «…неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть грех, что волшебство, и противление идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем» (1Цар.15:22,23). Господь отверг Саула за непокорность Себе и хождение пред людьми. Сам Саул свидетельствовал об этом так: «И сказал Саул Самуилу: согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа, и послушал голоса их…» (1Цар.15:24).
Имел ли право Саул, поставленный во главе Божьего народа, бояться мнения людей более чем повеления Господа? Поступить по желанию людей, преступив повеление Божье? Если бы Саул был праведен и предан Богу, то он не смог бы поступить против совести, а совесть наша всегда показывает нам, какой поступок праведен пред Богом, а какой – нет.
Противление воле Бога – это поступки против совести. Совесть – это то Божественное, что Он Сам вложил в нас. Об этом пророчествует Иеремия: «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут моим народом» (Иер.31:33). Бог вложил совесть во внутренность нашу, и именно совесть свидетельствует нам о Его воле и о нашем предстоянии пред Ним, если мы ее, конечно, не заглушаем искусственно. Саул был отвержен Богом за непокорность, за то, что более почитал мнение людей, чем Божье: «…за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем» (1Цар.15:23). Своего сына Ионафана Саул называет непокорным за то, что тот не покорился воле отца, а поступил против его воли. Вместе с тем, Ионафан поступил по совести, а значит, по воле Бога, которую Бог вложил во внутренности его. Непокорность Ионафана человеческой воле, пусть даже воле отца и царя, была праведностью пред Богом.
Итак, непокорность человеческой воле не есть непокорность Богу.
Пророк Даниил, узнав о запрете царя молиться Богу, не покорился царскому указу даже под угрозой быть брошенным в ров со львами. Наоборот, он трижды в этот день преклонял колени и молился своему Богу, как делал это и прежде: «Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того» (Дан.6:10).
Апостолы противостояли римским властям, проявляя непокорность их воле, потому что она не соответствовала воле Бога: «…не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека. Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян.5:28,29). Было ли это непокорностью? Разве что, в глазах первосвященника и остальных, разделявших его мнение. Но в глазах Бога это была верность Его воле, авторитету, абсолютная покорность, лишенная страха перед человеками, лишенная страха смерти.
Когда Ангел Гавриил явился Захарии с известием о том, что у него родится сын, Он сказал такие пророческие слова: «…и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк.1:17). О чем говорят эти слова? Образом мыслей праведников руководит Бог через то, что Он вложил во внутренность их, через совесть. Жизнь праведников и есть жизнь по совести. А что касается слов: «…возвратить сердца отцов детям…», то имеется в виду, что отцы нашей веры угодили Богу настолько, что Бог стал называть их мужами по сердцу Своему, Своими друзьями, праведниками, верными и т.д. Бог хочет, чтобы их сердца, исполненные преданности и любви, повторились в детях, то есть и в нас. Бог хочет заменить наш образ мыслей мыслями праведников, тех самых праведников, которые совершали поступки веры и проявили преданность Господу. Образ мыслей у них был праведен, потому что исходил из сердца, куда Бог вложил Свою волю и закон, а также завет с Ним. Из их сердец исходили и поступки.
В Послании к Титу, Апостол Павел пишет о тех, которые, несмотря на то, что говорят, что знают Бога, дела их не соответствуют этому: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу» (Тит.1:16). Люди, непокорные Богу, неспособны ни на какое доброе дело, ни на какие благородные поступки, хотя у них могут быть знания о Боге. Знание о Боге еще не является знанием Бога.
Знание о Боге – это знание человеческого ума, а знание Бога – это знание сердца. Бога можно познать только сердцем, а разумом можно только знать о Нем. Отсюда и абсолютно разные поступки тех, кто имеет знание человеческого ума и поступает не по духу, а по разуму и плоти, и тех, кто действует в Духе Божьем. Пророк Исаия пишет: «Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху…» (Ис.30:1). Во всех своих решениях Израиль искал воли Бога, когда шел в землю обетованную, и только лишь один раз, когда старейшины вынесли собственное решение, не вопросив Бога, проявив непокорность, они были обмануты. Их аргументами для вынесения собственного решения было то, что они видели своими глазами: порванная одежда и заплесневелый хлеб. Но они ошиблись, заключив договор с жителями Гаваона, вопреки воле Бога. Вот, почему Исаия говорит, что горе непокорным сынам, которые совещаются и выносят решения без Господа, не в Божьем Духе.
Мы рассмотрели, как понимается в Писании непокорность, а теперь рассмотрим, что значит «непослушание». Непослушный признает чей-либо авторитет в целом, но в частных случаях и деталях может проявить непослушание. О непокорных людях Господь говорит такие слова: «И выделю из вас мятежников и непокорных Мне. Из земли пребывания их выведу их, но в землю Израилеву они не войдут, и узнаете, что Я Господь» (Иез.20:38). Непокорных людей Бог отвергает и дает им одну участь с отцом непокорности – дьяволом. Но с непослушными людьми Бог не так суров: «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы» (Рим.11:32,30,31).
Непослушание приводит человека к греху, как это случилось с Адамом, но он был всего лишь непослушен Господу, он не был непокорным. Бог не отверг его за непослушание, как некогда отверг дьявола. Адам был наказан Господом, потому что через его непослушание грех вошел к человекам: «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим.5:19). Непослушным людям дается шанс к исправлению, но если человек упорствует в своем непослушании, то оно перерастает в непокорность.
Итак, мы рассмотрели два понятия – непокорность и непослушание. Увидели их глазами Писания и поняли, что угодить Богу мы не сможем никакими жертвами и поступками, если они проистекают от человеческой воли, в непослушании и непокорности Богу. Даже, если решение принято многими людьми, но без Господа, по разуму, а не по духу, Бог называет это непокорностью.
«Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго» (1Фес.4:8), дал для того, чтобы мы жили по Духу и поступали по Духу, и тогда мы будем жить по воле Господа и ходить пред Ним.