Мы хотим видеть небо, а не пустоту
На выставке «Ступени мастерства», которая открылась 17 июня в московском Манеже, представлены работы студентов Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. В том, что интересно молодым художникам, которые работают в академической манере, мы попытались разобраться вместе с преподавателями Академии.
Один из самых сложных жанров живописи – историческая картина. О своих студентах и их творческих поисках рассказывает Иван Ильич Глазунов, руководитель историко-религиозной мастерской:
Первые три года живописцы учатся вместе, и только потом разделяются по мастерским. Их у нас три – пейзажная, портретная и историко-религиозная. Каждый выбирает по себе, исходя из своих способностей и интересов. Историко-религиозная картина — очень сложный и трудоемкий жанр. Если портретисты в качестве диплома пишут портрет, пейзажисты — пейзаж, то студенты моей мастерской должны написать сюжетную картину на историческую или религиозную тему. Но работа в нашей мастерской подразумевает и современную тематику.
Например, на выставке есть такие картины, как «Сергий Радонежский воскрешает отрока». А есть и «Беслан. Списки надежды» — дипломная работа Анны Боганис. Девушка откликнулась на трагические события и в последний момент поменяла тему своего диплома.
В прошлом году у нас защищался студент Сергей Онучкин. Для работы над своей картиной он поехал на Печору, в село Усть-Цильма (Республика Коми. – Ред.), где живет община староверов. Его очень интересовал красочный народный праздник, который там до сих пор отмечают, — Красная горка. И речь идет не о фольклорном ансамбле, это реальные, современные люди, которые живут в деревне и стараются сохранить свою культуру и традиции.
Сергей где-то видел фильм про Усть-Цильму, много слышал и читал про Печору. По своему разумению он сделал эскиз, показал нам, и мы его одобрили. А потом он поехал туда, пообщался с людьми, пожил там. Он делал очень много зарисовок, каждого персонажа писал с натуры.
Честно говоря, я не ожидал, что современный молодой человек, живущий в Москве, с такой радостью поедет в столь дальний уголок. Чаще бывает наоборот: очень трудно убедить кого-то поехать в дальние края! Ведь это тяжелый труд — собраться, тащить с собой краски, этюдник и остальные необходимые принадлежности, совершить перелет. К тому же, тут человеческий фактор — необходимо общение с людьми, а наши северные сограждане зачастую далеко не сразу раскрываются. А Сережа как-то вошел в их круг, подружился с ними. У жителей Усть-Цильмы есть сообщество в Москве, так они Сергея и с этим сообществом познакомили, кое-кто из них даже приходил на нашу выставку. И получилось так, что персонажи как бы сошли с картины и вместе с нами ходили по выставке!
Обязательно ли писать на евангельские темы и изображать людей в русских народных костюмах? О выборе сюжетов и востребованности академической школы в XXI веке говорит Николай Павлович Сидоров, проректор Академии:
Дипломная работа является последней учебной и первой творческой. На этапе ее создания преподаватели продолжают учить студентов, как работать с художественным образом. Все начинается с выбора сюжета, который утверждает кафедра живописи. Часто к нам приходят с сюжетами, которые прямо просятся на холст. А бывают и такие сюжеты, что пришлось бы очень долго объяснять,что же тут происходит – тема больше подходит не для живописи, а для романа или даже фильма, а иногда и целого сериала.
С первого курса наши студенты изучают русскую историю и культуру, христианство и другие мировые религии. Часто студенты выбирают евангельские сюжеты для дипломной работы — эти темы вечны и актуальны сейчас точно так же, как и тысячелетия назад. Многие студенты заимствуют сюжеты из истории России, но это всегда свободный выбор. Мы одобряем тему, если видим,что дипломник способен с ней справиться.
Что касается востребованности школы художественного академизма, то огромное количество исторических книг, которые сейчас печатают,иллюстрированы работами выпускников Академии. Или произведениямивеликих мастеров XIX века — Васнецова, Сурикова, Репина. Но если выбор все-таки падает на современных художников, то в основном это наши выпускники и преподаватели — и мы этим очень гордимся, ведь получив образование в Академии, наши студенты становятся профессионалами высочайшего класса.
Современное искусство — это не всегда мультимедийная инсталляция или перформанс. Об актуальном искусстве, так, как его понимают в Академии, размышляет Станислав Геннадьевич Москвитин, декан факультета живописи:
Взгляд художника — это индивидуальный взгляд на происходящее вокруг, и современное искусство — это отражение взгляда современных людей на окружающий мир, на историю. Современность картины «Усть-Цильма» как раз в том и заключается, что молодой человек увидел традиции, сохранившиеся в русской глубинке, очень проникся ими и захотел написать об этом картину, поделиться со зрителями — своими современниками — тем, что его поразило.
Мы считаем, что «отдельных» современных ценностей нет, есть только вечные ценности, и современный человек по сути остается тем же, что и двести, и тысячу лет назад. Чувства и переживания у нас все те же. И вместо неба мы не хотим видеть абстрактную черную пустоту. Поэтому тематика может быть современной, а вот художественный язык, на котором «говорит» современное искусство, вовсе не обязательно должен быть языком абстракции или концептуализма. Кроме того, на наш взгляд, «актуальное» искусство зачастую не передает, а именно порождает кризис, которого так много сейчас в нашей жизни. Но это несколько за рамками того, что мы делаем в Академии, и нас больше интересует другое: как сохранить преемственность поколений художников-академистов, богатую традицию русской школы реализма.
«Ступени мастерства»: Работы, обязательные для просмотра
Мнение преподавателей Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова
«Усть-Цильма». Сергей Онучкин. Холст, масло.
«Беслан. Списки надежды». Анна Боганис. Холст, масло.
«Буря. Апостолы в лодке». О. Н. Суперко. Холст, масло
«Оптинские новомученики». Р. М. Абрамочкин. Холст, масло
Реставрация иконы «Пророк Захария» из храма Введения Пресвятой Богородицы в Барашах, XVII в. Ступени работы реставраторов. Фото.
Памятник героям Первой мировой войны. Преподаватели и студенты Академии. Макет.
Модель памятника П. А. Столыпину. Преподаватели и студенты Академии.Центр матери и ребёнка в Одинцово. Проект архитектурного факультета Академии.
Проект исторической реконструкции Орловского Кремля. Проект архитектурного факультета Академии.
Восстановление усадьбы Муромцево во Владимирской области. Проект архитектурного факультета Академии.
Справка: Выставка «Ступени мастерства» проводится уже в третий раз, в этом году она приурочена к 25-летию Академии и в разном составе успела побывать во многих городах России — Санкт-Петербурге, Ярославле, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Брянске и других. На выставке показан процесс обучения в Академии начиная с первого курса и кончая дипломом.
«Ступени мастерства» можно посмотреть в Центральном Манеже по адресу: Манежная пл., 1. Вход свободный. Выставка продлится до 6 июля.
Экспозиция «Русь и заповедный уголок Усть-Цильма», развернувшаяся сегодня в стенах Национальной галереи Коми, некогда являлась дипломной работой молодого московского художника Сергея Онучкина, выпускника Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Центральное место на выставке занимает картина «Усть-Цильма. Праздник Горка» размером четыре с половиной на два метра. Именно за это философское полотно, вызвавшее изумление у экзаменационной комиссии, талантливый студент получил отметку «пять с похвалой».
Фото Кирилла Затрутина
— Будучи на 5 курсе, когда настало время выбора темы дипломной работы, я очень хотел передать образ необъятной Руси, нашу национальную самобытность, — рассказал Онучкин. — Однако я не знал, за что конкретно взяться, куда именно поехать. Тогда мой руководитель Иван Глазунов посоветовал мне выбрать село Усть-Цильма.
Прибыв в Усть-Цильму, Сергей Онучкин увидел обычную деревню и, как признался художник, даже в некотором роде расстроился, что пришлось проделать такой путь ради среднестатистического российского села. Однако все кардинально изменилось 12 июля, когда Сергей стал свидетелем празднования Горки.
— Я увидел группу людей в нарядных национальных костюмах и просто остолбенел, — поделился художник. — Они шли с таким достоинством и статью, что мне ничего не осталось как присесть на лавочку и наблюдать. Именно это первое впечатление я пытался передать в своей работе.
В Усть-Цильме Сергей Онучкин прожил около месяца. Уже дома ему помогала председатель московского отделения межрегионального общественного движения «Русь Печорская» Татьяна Вокуева, которая знакомила художника с коренными устьцилемами, обосновавшимися в столице.
— Для всех нас была интрига, почему он не показывает портреты, — рассказала Вокуева. — На защите диплома именитые художники говорили об Усть-Цильме такие теплые слова, и все благодаря трудам Сергея. В завершение он вышел с огромным полотном 4,5 на 2 метра, на котором все персонажи были изображены в полный рост. Все были в восхищении от того, что такая работа оказалась по плечу молодому студенту.
На полотне Онучкин представил увертюру праздника — шествие группы устьцилёмов к месту хороводного гуляния. Центральное место в сюжете заняла маленькая девочка, как бы с опаской обратившая свой взгляд на автора. Кстати, образ этой юной устьцилёмки воплотился в нескольких картинах.
— Маленькая девочка в центре толпы посмотрела на меня, сидящего в джинсах и футболке, таким оценивающим взглядом, как бы спрашивая меня: «Мы такие, мы знаем это. А кто ты?» — рассказал художник. — Я никак не мог забыть этот взгляд и очень долго его потом искал. Все в этой картине подчинено одной идее — мы забываем свои традиции, забываем, кто мы есть, и слепо идем за западом. Это убивает нашу нацию, наши традиции, нашу истинную сущность.
После Сыктывкара экспозиция отправится в Ухту, а затем на свою «родину» — в Усть-Цильму.
Под таким названием в Московском доме национальностей экспонируется выставка молодого талантливого художника Сергея Онучкина, выпускника мастерской историко-религиозной живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Сергеевича Глазунова.
Центральное полотно экспозиции — картина «Усть-Цильма. Праздник горка» — дипломный проект художника. Тема выбрана по рекомендации руководителя проекта Ивана Ильича Глазунова, профессора, заведующего кафедрой композиции факультета живописи, руководителя мастерской историко-религиозной живописи, заслуженного художника РФ, действительного члена Российской Академии художеств.
Сергей Онучкин выезжал в село Усть-Цильма летом 2012 года. Молодой художник познакомился с древнерусскими традициями, много фотографировал — его интересовали и костюмы, и характеры, и бытовые особенности жизни обитателей Усть-Цильмы. Он был поражен жизнью устьцилёмов, сочетающей традиции старины и современный стиль.
В экспозицию выставки «Русь и заповедный уголок Усть-Цильма» включены как масштабные полотна, так и миниатюры. Привлекают внимание работы: «Катенька нарядная» — портрет маленькой девочки, впервые облаченной в народный наряд; «Хранительницы» — женщина, хранительница семейного очага передает будущему поколению по наследству не только наряд, но и традиционные устои Древней Руси, ее духовность.
Художник пробует свою кисть в работе с портретами наших современников — жителей села, удаются ему и пейзажи, и натюрморты, например, — «Домик охотника» и «На холмах Печоры».
Работы молодого талантливого художника находятся в частных коллекциях в России и за рубежом. Сергей Онучкин активно занимается монументальной живописью, принимает участие в росписях храмов Москвы и других городов. В настоящее время Сергей работает над образами евангелистов для восстановленного уникального образца древнерусского зодчества — Троицкого собора (в Ивангороде Ленинградской области). Коми