ludmilapsyholog
Опять появилась и уже нависла в виде законопроекта идея обязательного тестирования приемных родителей http://regulation.gov.ru/projects#npa=75701
Впрочем, самого текста законопроекта там нет, нам предлагается за 2 недели обсудить смутную идею.
Что ж, давайте обсудим идею.
1. Всегда хочется иметь способ отделить агнцев от козлищ, и чтобы научно и наверняка. Тестирование кажется крайне заманчивой идеей. Мало смыслящим в психодиагностике людям всегда кажется, что у психологов есть такие волшебные тесты, которые узнают о тебе все что нужно.
Это заблуждение. По настоящему валидных, верифицированных на больших выборках тестовых методик существует не так много. И выявляют они обычно с большой достоверностью только очень явные, яркие проявления и отклонения, которые при длительном неформальном общении и так видны. Эти тесты довольно достоверно выявили бы депрессию, психопатию и шизофрению. Если бы люди с этими состояниями рвались в приемные родители. Но я такого не припомню.
Это не говоря о том, что кандидаты в приемные родители в обязательном порядке получают заключение психиатра. Если у него возникнут сомнения, он может использовать все имеющиеся психодиагностические методы, включая тесты.
2. Отдельный вопрос, какие из этих методик могут быть применены для тестирования приемных родителей. Что мы хотим узнать? Вот выявили мы личностный профиль – и что? Какие черты характера помогают, а какие мешают хорошо растить приемного ребенка? Или мы будем мерять дисфункцию семьи? Но где тут критерии? Что будет основанием для позитивного или негативного прогноза? Предъявите исследования, которые устанавливают значимую корреляцию между теми или иными характеристиками личности или семьи и способностью растить приемного ребенка. Если мы по результатам теста будем лишать взрослых права стать приемными родителями, у нас должны быть очень серьезные основания для этого, не так ли? Они есть? Где они опубликованы?
3. Как вы понимаете, этим вопросом задавались давно и многие. И проводились длительные с довольно широким охватом исследования на эту тему, в Европе, в США, в Израиле. Простите, я не беру в расчет кандидатскую диссертацию, защищенную в российском областном центре на примере 17 семей и 3 авторских методик, сочиненных самим автором. Я про реальные серьезные исследования. Насколько я знаю (не могу сказать, что все знаю, но интересовалась) во всех этих исследования корреляция результатов предварительного тестирования кандидатов в приемные родители и катамнеза (как потом у них получилось с приемным ребенком) нулевая. В пределах статистической погрешности.
Если бы это было не так, все социальные службы развитых стран давно бы использовали стандартизированные тестовые методики. Но их не используют нигде. Могут быть глубинные интервью – там, где детей-сирот мало и можно себе позволить возиться по два года с каждым кандидатом в усыновители. Обязательных на уровне закона стандартизированных тестов нет нигде. Случайно, что ли?
4. Ладно, оставим в покое личностные качества. Может быть, мы будем пытаться отсеять тех, кто берет детей лишь ради денег? Тех, кто будет с ними плохо обращаться? Или, упаси боже, педофилов? Боюсь, и из этого ничего не выйдет. Жулики и циники ответят на все вопросы в лучшем виде, хоть в рамку вешай как образец. Педофилы тоже, если уж они выбрали такую хитрую и рискованную форму реализации своей преступной склонности. Если честно, в нашей реальности педофилу намного проще сойтись с женщиной с детьми или совратить безнадзорного ребенка, и без всякого контроля творить что угодно, а не ввязываться в отношения с опекой, контроль и т.д. Но если все же – подготовиться к заранее известному тесту ради денег или преступных удовольствий – не так уж и сложно.
5. Может быть, будем мерять стрессоустойчивость? Это может и было бы полезно, длительные стрессы у приемных родителей дело нередкое, иногда именно это становится причиной возврата или жесткого обращения. Но тот же вопрос: где будем ставить порог? Где серьезные исследования, показывающие, что ниже такого-то уровня – нельзя, а выше – можно? А если он у жены низкий, а у мужа высокий, или наоборот? Помню, в одном регионе мне замминистра с воодушевлением говорила, что они используют тест для отбора в спецназ. Научный подход 90 левела. Пользуются тем, что у нас народ не любит в суды ходить и наказывать чиновников за противоправные и незаконные инициативы.
Хорошо, предположим на минуту, что каким-то чудом какие-то приемлемые методики есть. Немедленно возникают новые вопросы.
- Что будет означать их применение в человеко-часах? Какой процент психологов, работающих в социальных службах, способен его проводить, а также проводить обработку и интерпретацию результатов? Или его будут проводить какие-то другие специалисты, которые есть только в крупных городах и кандидатам в приемные родители придется к ним ездить?
- Любой способ оценить пригодность человека к той или иной деятельности должен содержать в себе возможность изменений к лучшему. Выпускник плохо сдал ЕГЭ, его не берут в желаемый вуз – он может подготовиться и пересдать. Как можно будет пересдать психологический тест? Или его результаты будут приговором на всю жизнь?
- Россия – многонациональная страна. Для многих кандидатов в приемные родители русский язык не является родным. Психологический тест – это же не заявление в пенсионный фонд по образцу, для него недостаточно знать язык «как государственный». Авторы законопроекта представляют себе длительность и стоимость валидизации тестовой методики для каждого языка народов РФ? Или они предлагают ввести дискриминацию на основании родного языка кандидата?
- Как отразится обязательное тестирования (довольно утомительная и унизительная процедура, надо сказать) на состоянии кандидата в процессе подготовки? Когда я обучаю тренеров Школы приемного родителя, мы говорим о том, что главный результат их работы – не знания в головах участников, а доверие и готовность обратиться за помощью, когда с ребенком станет трудно. Это и есть основная профилактика неблагополучной истории приемного родительства. Если тех, кто проводит подготовку, обяжут проводить тестирование, отношения с кандидатами изменятся необратимо. Психологи службы устройства превратятся для них из помогающих специалистов в контролеров. Это снизит в разы обращение за помощью, и, соответственно, в разы повысит риски возврата ребенка иди жестокого обращения с ним со стороны «дошедшего до ручки» родителя.
Наконец, кто и как считал экономику этого нововведения? Сколько это будет стоить? И не лучше ли эти средства использовать для развития служб сопровождения, для того, чтобы везде, а не только в городах-миллионниках были неформальные, полезные ШПР? 40 часов неформального общения в тренинговой группе – что такого могут показать тесты, что не будет и так видно на нормальной ШПР? И не лучше ли сделать наконец грамотную процедуру оценки совместно с кандидатов рисков и ресурсов его приемного родительства?
И главное – кто и как считал, сколько детей могут в результате остаться в детских домах?
SWOT-анализ делался? Где он опубликован?
Речь идет о судьбах семей и судьбах детей. Все это выглядит совершенно непродуманной и безответственной затеей.
Да, проблем много, мы сейчас пожинаем плоды кампанейщины, которой сопровождалось сначала массовое создание приемных семей, без подготовки и сопровождения, а потом семейное устройство напоказ после закона Димы Яковлева. Мы пожинаем плоды непродуманной политики финансового стимулирования и непродуманной законодательной базы. Плоды того, что все эти годы так и не развивались системным образом ни нормальные технологии сопровождения принимающих семей, ни подготовка помогающих специалистов.
Вы хотите еще одного простого решения?
Я прошу коллег, прежде всего юристов и психологов, а также приемных родителей активно высказаться по поводу идеи с тестированием в прессе и собственно на странице обсуждения законопроекта (ссылка в начале статьи).
Для публикации этого текста спрашивать разрешения не нужно.Метки: пресса, приемным родителям, специалистам
Лекция Людмилы Петрановской «Дети 21 века. Как их понимать, учить, любить» (видео)
Мир вокруг нас изменился, и нам все сложнее опираться в воспитании на привычные стандарты. Есть ли то, что пригодится нашим детям в любом будущем? То, что поможет им жить счастливо? И можем ли мы их этому научить? Известный психолог Людмила Петрановская рассказала на конференции «Родители и дети XXI века. Навстречу друг другу», какие три главных умения будут востребованы человечеством всегда. «Во всем мире родители не знают, как воспитывать детей. Но есть три главные вещи…»
Людмила Владимировна Петрановская (род. 1967) — российский психолог, педагог и публицист. Автор многочисленных просветительских книг для детей. Также автор широко известных книг, адресованных родителям: «Тайная опора. Привязанность в жизни ребёнка» (2014) и «Если с ребёнком трудно» (2014), в которых развивает и популяризирует теорию привязанности. К ним примыкает книга «Selfмама. Лайфхаки для работающей мамы» (2017). В 2012 году создала Институт развития семейного устройства — общественную организацию, обучающую будущих приёмных родителей и социальных работников. Опубликовала книги «В класс пришёл приёмный ребёнок» (2008), «Дитя двух семей» (2013), «Минус один? Плюс один!» (2015) в помощь приёмным родителям.
Вы также можете подписаться на мои страницы:
— в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
— в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
— в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
— в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
— в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
— в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky
Совет от Людмилы Петрановской: не увлекайтесь дополнительным развитием ребенка
Дополнительное детское развитие — веяние, которое популярно у многих молодых родителей. Ведь так хочется, чтобы ребенок был умницей. Поэтому мамы (а то и папы) записывают наследника на ментальную арифметику, скорочтение, курсы иностранных языков, правополушарное рисование, занятия музыкой, ораторское искусство… У вас еще не закружилась голова от этого списка?
Вот! Именно так она кружится у детей, которые практически весь день проводят в детском саду. Те, кто постарше — в школе. А вечером ведь надо успеть на все кружки. Все строго по расписанию: позанимались, переехали или перешли в другое место, позанимались и так далее. В итоге ребенок вечером просто падает в кровать от усталости, мечтая о выходных.
Но зря он надеется на отдых… Ведь мама уже купила билеты на выставку, изучила творчество художника и горит желанием приобщить к нему и ребенка.
Неуемная родительская жажда развивать детей оборачивается для детей дофаминовым истощением, — бьет тревогу Людмила Петрановская.
Поясним, что такое дофамин. Он является одним из химических факторов внутреннего подкрепления и служит важной частью «системы вознаграждения» мозга, поскольку вызывает чувство удовольствия (или удовлетворения). Дофамин влияет на процессы мотивации и обучения. Он естественным образом вырабатывается в больших количествах во время того, что приносит человеку положительные эмоции. Например, любимая игра, вкусное мороженое, веселый спуск на горках в аквапарке…
Известный психолог обращается внимание родителей на то, что дети…
…всем пресыщены, их ничем не удивить. Их настолько переразвивали, что ни одни выходные не обходились без похода на выставки, совместного чтения вслух, просмотра и разбора фильмов, ни одни каникулы — без познавательной поездки. В итоге дети не хотят в этой жизни ничего, кроме того, чтобы от них все отстали и они бы тихо в уголке посидели со своим телефоном. Они говорят, что не хотят добиваться успеха, а хотят покоя. И это частое явление.
Эксперт рассказала о своей встрече с людьми примерно 30-летнего возраста, родители которых уделяли невероятно много времени их развитию.
Выясняется, что у них выросли обычные дети. Обыкновенные. Не хуже и не лучше. И сейчас у родителей вопрос: зачем было это безумное количество потраченных человекочасов? Зачем мама оставила любимую работу или бабушка раньше вышла на пенсию? Музыкальная школа была безумием предыдущего поколения родителей. По подсчетам, три четверти детей из тех, кто ее закончил, больше никогда не берут в руки инструмент. Часть — потому что ненавидят его. Сколько это часов жизни? Как любое новое занятие, музыка развивает мозг. Но стоило ли это стольких часов, слез, наказаний, скандалов? Вопрос — зачем? Один из двадцати связывает свою жизнь с музыкой, один из четырех играет для души и друзей. Об этом нужно помнить, когда мы сейчас сходим с ума и хотим, чтобы ребенок обязательно занимался ментальной арифметикой и другими занятиями.
Это высказывание Людмилы Петрановской вызвало бурное обсуждение в Сети. Большинство пользователей согласились с экспертом и пришли к выводу: самые счастливые люди получаются из детей, будущее которых родители не планировали, а ребенку давали возможность развивать те способности, которые были даны ему природой.
Смысл в том, чтобы родители попридержали свои амбиции, когда речь идет о детях. Ребенок может к 7 годам попробовать карате, плавание, шахматы, футбол и т.д. Что-то ему придется по душе, а что-то решит бросить, потому что не нравится! И фильмы можно разбирать и на выставки ходить, когда ребенку это реально интересно, и он получает от этого удовольствие, — поделилась своим мнение одна из мам.
Подводя итог актуальной для многих родителей теме, напомним: занимая максимум свободного время ребенка занятиями, вы лишаете его детства и, соответственно, радости, которой он достоин. Поэтому, предлагая чаду что-то новое в плане развития, всегда интересуйтесь его мнением по этому поводу.