Содержание
- Литургия Иоанна Златоуста и Василия Великого – в чем разница?
- Литургия Василия Великого
- Дни совершения
- Отличия чина литургии
- Уставные особенности
- Примечания
- Литература
- Ссылки
- Литургия
- Литургия Иоанна Златоуста
- Литургия Преждеосвященных даров
- Литургия апостола Иакова
- Божественная литургия
- Значение Евхаристии для христианина
- Богослужебный чин Литургии
- Литургия Преждеосвященных Даров (Григория Двоеслова)
Литургия Иоанна Златоуста и Василия Великого – в чем разница?
В воскресные дни Великого поста совершается не привычная нам литургия свт. Иоанна Златоуста (она постом служится по субботам), а литургия свт. Василия Великого. В чем заключаются различия между двумя литургиями – рассказывает священник Феодор Людоговский.
В наши дни (и это уже многовековая практика) может служиться одна из трех литургий: свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого и свт. Григория Двоеслова. Есть дни, когда литургии вовсе быть не должно.
Литургия свт. Иоанна Златоуста служится, так сказать, по умолчанию, вне особых условий.
Литургия свт. Василия Великого совершается 10 раз в году: в рождественский и крещенский сочельники, в день памяти самого святителя, в воскресенья Великого поста (с 1 по 5-е), а также в Великий Четверг и в Великую субботу.
Литургия свт. Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров) – это не вполне литургия: на ней не происходит освящения Даров. Фактически это вечерня, на которой совершается причащение. Служится она по средам и пятницам Великого поста (на 5-й седмице – еще и в четверг), а также в первые три дня Страстной седмицы. Кроме того, она совершается также в тех случаях, когда праздник 1-го и 2-го обретения главы Иоанна Предтечи (24 февраля по церковному календарю) и память 40 мучеников Севастийских (9 марта) приходится на понедельник, вторник или четверг (за исключением 1-й седмицы поста); было бы логично распространить это правило на память свт. Григория Двоеслова (12 марта), однако обычно этого не происходит.
Наконец, литургия не совершается в среду и пятницу Сырной седмицы, в Великую пятницу, а также в пятницу, предшествующую праздникам Рождества Христова и Богоявления в том случае, если эти праздники приходятся на воскресенье или понедельник (а их сочельники, соответственно, – на субботу или воскресенье).
Относительно канунов тех величайших праздников (Пасхи, Богоявления и Рождества Христова) следует заметить, что литургия, которая совершается в эти дни, соединяется с вечерней: сначала служится вечерня, которая затем переходит в литургию свт. Василия Великого (и по уставу, во всех трех случаях эта служба должна иметь место во второй половине дня, а не утром, как это обычно у нас бывает). Поскольку литургический день начинается с вечерни, можно сказать, что литургия свт. Василия Великого, совершаемая в канун Пасхи, Богоявления и Рождества, относится уже к самому празднику. Точнее, это первая праздничная литургия – а вторая служится утром, и это литургия свт. Иоанна Златоуста. Да, общеизвестно, что двух литургий в одни день быть не может, но именно так среди других дней церковного года выделены три этих праздника.
Итак, у нас есть две «полные» литургии, т. е. такие литургии, на которых совершается освящение Даров. Прежде всего надо сказать, что эти две службы очень близки друг другу. Я имею в виду, что в древней Церкви было много чинов литургии – и отличались они друг от друга весьма существенно. На фоне этих различий последования Златоуста и каппадокийского святителя – почти близнецы. С точки зрения нынешних мирян, стоящих вне алтаря, но при этом (что на деле бывает не часто) вслушивающихся и вдумывающихся в службу, главное отличие редкой литургии свт. Василия Великого от более «обыденной» Златоустовой в том, что на последней поется «Достойно есть…», а на первой – «О Тебе радуется…». Ну и прочие песнопения исполняются в разной манере: на литургии святителя Василия они звучат более протяжно.
Но неужто к этому сводятся все отличия, неужели из-за этого в церковном календаре всякий раз отмечается, что в такой-то день совершается именно литургия Василия Великого? Конечно, нет. Литургия – это не только общая молитва, и уж совершенно точно – не одни лишь красивые песнопения. Литургия – это служба, на которой Христос вновь и вновь приносит Себя в жертву; это служба-благодарение (евхаристия) – наше благодарение за спасение, дарованное нам Христом. И средоточие литургии – евхаристические молитвы, которые священник читает после пения Символа веры. К величайшему сожалению и, без преувеличения, к нашей беде, эти молитвы последние полторы тысячи лет читаются священником «тайно» (т. е. молча, про себя, или же тихо, вполголоса). Между тем именно в этих молитвах и содержится всё богословие литургии. На деле же миряне вынуждены довольствоваться обрывками этих молитв – причастными оборотами и придаточными предложениями.
Если вернуться к вопросу, который мы задали вначале – чем одна литургия отличается от другой? – то ответ должен быть таким: они отличаются своими евхаристическими молитвами. В литургии святителя Василия Великого эти молитвы гораздо более пространны (именно поэтому и песнопения этой литургии более протяжны – хор должен «заполнить паузу», возникающую во время безмолвного чтения молитв). Собственно говоря, Златоустова литургия, как принято считать, представляет собой сокращение литургии Василиевой.
Приведем в качестве примера хотя бы первую из евхаристических молитв (в учебниках она называется prefatio – вступление) и непосредственно связанное с ней песнопение «Свят, Свят, Свят…» (Sanctus) в русском переводе иером. Амвросия (Тимрота).
Литургия свт. Иоанна Златоуста |
Литургия свт. Василия Великого |
Священник (тайно): |
|
Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя восхвалять, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего, ибо Ты – Бог неизреченный, непознаваемый, невидимый, непостижимый, вечно существующий, так же существующий, Ты и единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты из небытия в бытие нас привел, и отпадших восставил снова, и неотступно делал все, доколе на небо нас не возвел и не даровал нам Царство Твое будущее. За все это благодарим Тебя, и единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого, за все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неведомые благодеяния, совершившиеся для нас. Благодарим Тебя и за это общее служение, которое Ты принять из рук наших благоволил, хотя и предстоят Тебе тысячи Архангелов и мириады Ангелов, Херувимы и Серафимы шестикрылые, многоокие, воспаряющие, окрыленные… |
Сущий, Владыка Господи, Боже Отче Вседержитель, поклоняемый! Поистине достойно и справедливо и сообразно великолепию святости Твоей Тебя хвалить, Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебе поклоняться, Тебя благодарить, Тебя славить, единого истинно существующего Бога, и Тебе приносить с сердцем сокрушенным и духом смирения это словесное служение наше, ибо Ты даровал нам познание Твоей истины. И кто способен изречь могущество Твое, сделать известными все хвалы Твои, или поведать о всех чудесах Твоих во всякое время? Владыка всех, Господи неба и земли и всего творения, как видимого, так и невидимого, сидящий на престоле славы и взирающий на бездны, безначальный, невидимый, непостижимый, неописуемый, неизменный, Отче Господа нашего Иисуса Христа, великого Бога и Спасителя, надежды нашей, Который есть образ Твоей благости, печать равнообразная, в Самом Себе показывающий Тебя, Отца, Слово живое, Бог истинный, предвечная премудрость, жизнь, освящение, сила, свет истинный, чрез Которого Дух Святой явился, – Дух истины, дар усыновления, залог будущего наследия, начаток вечных благ, животворящая сила, источник освящения, Которым укрепляясь все творение и словесное, и разумное Тебе служит и Тебе воссылает вечное славословие; ибо все подчинено Тебе. Ибо Тебя хвалят Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начальства, Власти, Силы и многоокие Херувимы; пред Тобою вокруг стоят Серафимы; шесть крыл у одного и шесть крыл у другого, и двумя они покрывают лица свои, а двумя ноги, и двумя летая, взывают друг к другу не умолкающими устами и в непрестанных славословиях… |
Вслух: …победную песнь поющие, взывающие, восклицающие и говорящие: |
|
Хор: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! |
Повторю: этих и прочих евхаристических молитв миряне не слышат – однако, как можно видеть из самого текста молитв, они произносятся не от лица одного лишь священника, но от имени всех христиан, всей общины – поэтому наше участие в литургии остается неполноценным, если мы не слышим самого главного. Дождемся ли мы в обозримом будущем гласного чтения евхаристических молитв – вопрос открытый. Но ничто не мешает мирянину уже сейчас найти в интернете полный текст обеих литургий, прочесть все молитвы, вдуматься в них, прочитать комментарии.
Думается, если бы все наши прихожане были бы знакомы с молитвами литургии – и св. Иоанна Златоуста, и св. Василия Великого – то в головах бы было гораздо меньше всяких суеверий, предрассудков и прочих далеких от Евангелия представлений о вере и спасении.
Священник Феодор Людоговский
Православный журнал «Нескучный сад»
В наши дни (и это уже многовековая практика) может служиться одна из трех литургий: свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого и свт. Григория Двоеслова. Есть дни, когда литургии вовсе быть не должно. Литургия свт. Иоанна Златоуста служится, так сказать, по умолчанию, вне особых условий. Литургия свт. Василия Великого совершается 10 раз в году: в рождественский и крещенский сочельники, в день памяти самого святителя, в воскресенья Великого поста (с 1 по 5-е), а также в Великий Четверг и в Великую субботу. Литургия свт. Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров) – это не вполне литургия: на ней не происходит освящения Даров. Фактически это вечерня, на которой совершается причащение. Служится она по средам и пятницам Великого поста (на 5-й седмице – еще и в четверг), а также в первые три дня Страстной седмицы. Кроме того, она совершается также в тех случаях, когда праздник 1-го и 2-го обретения главы Иоанна Предтечи (24 февраля по церковному календарю) и память 40 мучеников Севастийских (9 марта) приходится на понедельник, вторник или четверг (за исключением 1-й седмицы поста); было бы логично распространить это правило на память свт. Григория Двоеслова (12 марта), однако обычно этого не происходит. Наконец, литургия не совершается в среду и пятницу Сырной седмицы, в Великую пятницу, а также в пятницу, предшествующую праздникам Рождества Христова и Богоявления в том случае, если эти праздники приходятся на воскресенье или понедельник (а их сочельники, соответственно, – на субботу или воскресенье). Относительно канунов тех величайших праздников (Пасхи, Богоявления и Рождества Христова) следует заметить, что литургия, которая совершается в эти дни, соединяется с вечерней: сначала служится вечерня, которая затем переходит в литургию свт. Василия Великого (и по уставу, во всех трех случаях эта служба должна иметь место во второй половине дня, а не утром, как это обычно у нас бывает). Поскольку литургический день начинается с вечерни, можно сказать, что литургия свт. Василия Великого, совершаемая в канун Пасхи, Богоявления и Рождества, относится уже к самому празднику. Точнее, это первая праздничная литургия – а вторая служится утром, и это литургия свт. Иоанна Златоуста. Да, общеизвестно, что двух литургий в один день быть не может, но именно так среди других дней церковного года выделены три этих праздника. Итак, у нас есть две «полные» литургии, т. е. такие литургии, на которых совершается освящение Даров. Прежде всего надо сказать, что эти две службы очень близки друг другу. Я имею в виду, что в древней Церкви было много чинов литургии – и отличались они друг от друга весьма существенно. На фоне этих различий последования Златоуста и каппадокийского святителя – почти близнецы. С точки зрения нынешних мирян, стоящих вне алтаря, но при этом (что на деле бывает не часто) вслушивающихся и вдумывающихся в службу, главное отличие редкой литургии свт. Василия Великого от более «обыденной» Златоустовой в том, что на последней поется «Достойно есть…», а на первой – «О Тебе радуется…». Ну и прочие песнопения исполняются в разной манере: на литургии святителя Василия они звучат более протяжно. Но неужто к этому сводятся все отличия, неужели из-за этого в церковном календаре всякий раз отмечается, что в такой-то день совершается именно литургия Василия Великого? Конечно, нет. Литургия – это не только общая молитва, и уж совершенно точно – не одни лишь красивые песнопения. Литургия – это служба, на которой Христос вновь и вновь приносит Себя в жертву; это служба-благодарение (евхаристия) – наше благодарение за спасение, дарованное нам Христом. И средоточие литургии – евхаристические молитвы, которые священник читает после пения Символа веры. К величайшему сожалению и, без преувеличения, к нашей беде, эти молитвы последние полторы тысячи лет читаются священником «тайно» (т. е. молча, про себя, или же тихо, вполголоса). Между тем именно в этих молитвах и содержится всё богословие литургии. На деле же миряне вынуждены довольствоваться обрывками этих молитв – причастными оборотами и придаточными предложениями. Если вернуться к вопросу, который мы задали вначале – чем одна литургия отличается от другой? – то ответ должен быть таким: они отличаются своими евхаристическими молитвами. В литургии святителя Василия Великого эти молитвы гораздо более пространны (именно поэтому и песнопения этой литургии более протяжны – хор должен «заполнить паузу», возникающую во время безмолвного чтения молитв). Собственно говоря, Златоустова литургия, как принято считать, представляет собой сокращение литургии Василиевой. Приведем в качестве примера хотя бы первую из евхаристических молитв (в учебниках она называется prefatio – вступление) и непосредственно связанное с ней песнопение «Свят, Свят, Свят…» (Sanctus) в русском переводе иером. Амвросия (Тимрота). Литургия свт. Иоанна Златоуста Священник (тайно): Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя восхвалять, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего, ибо Ты – Бог неизреченный, непознаваемый, невидимый, непостижимый, вечно существующий, так же существующий, Ты и единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты из небытия в бытие нас привел, и отпадших восставил снова, и неотступно делал все, доколе на небо нас не возвел и не даровал нам Царство Твое будущее. За все это благодарим Тебя, и единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого, за все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неведомые благодеяния, совершившиеся для нас. Благодарим Тебя и за это общее служение, которое Ты принять из рук наших благоволил, хотя и предстоят Тебе тысячи Архангелов и мириады Ангелов, Херувимы и Серафимы шестикрылые, многоокие, воспаряющие, окрыленные… Литургия свт. Василия Великого Священник (тайно): Сущий, Владыка Господи, Боже Отче Вседержитель, поклоняемый! Поистине достойно и справедливо и сообразно великолепию святости Твоей Тебя хвалить, Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебе поклоняться, Тебя благодарить, Тебя славить, единого истинно существующего Бога, и Тебе приносить с сердцем сокрушенным и духом смирения это словесное служение наше, ибо Ты даровал нам познание Твоей истины. И кто способен изречь могущество Твое, сделать известными все хвалы Твои, или поведать о всех чудесах Твоих во всякое время? Владыка всех, Господи неба и земли и всего творения, как видимого, так и невидимого, сидящий на престоле славы и взирающий на бездны, безначальный, невидимый, непостижимый, неописуемый, неизменный, Отче Господа нашего Иисуса Христа, великого Бога и Спасителя, надежды нашей, Который есть образ Твоей благости, печать равнообразная, в Самом Себе показывающий Тебя, Отца, Слово живое, Бог истинный, предвечная премудрость, жизнь, освящение, сила, свет истинный, чрез Которого Дух Святой явился, – Дух истины, дар усыновления, залог будущего наследия, начаток вечных благ, животворящая сила, источник освящения, Которым укрепляясь все творение и словесное, и разумное Тебе служит и Тебе воссылает вечное славословие; ибо все подчинено Тебе. Ибо Тебя хвалят Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начальства, Власти, Силы и многоокие Херувимы; пред Тобою вокруг стоят Серафимы; шесть крыл у одного и шесть крыл у другого, и двумя они покрывают лица свои, а двумя ноги, и двумя летая, взывают друг к другу не умолкающими устами и в непрестанных славословиях… Вслух: …победную песнь поющие, взывающие, восклицающие и говорящие: Хор: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Полны небо и земля славою Твоей! Осанна в вышних! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» Повторю: этих и прочих евхаристических молитв миряне не слышат – однако, как можно видеть из самого текста молитв, они произносятся не от лица одного лишь священника, но от имени всех христиан, всей общины – поэтому наше участие в литургии остается неполноценным, если мы не слышим самого главного. Дождемся ли мы в обозримом будущем гласного чтения евхаристических молитв – вопрос открытый. Но ничто не мешает мирянину уже сейчас найти в интернете полный текст обеих литургий, прочесть все молитвы, вдуматься в них, прочитать комментарии. Думается, если бы все наши прихожане были бы знакомы с молитвами литургии – и св. Иоанна Златоуста, и св. Василия Великого – то в головах бы было гораздо меньше всяких суеверий, предрассудков и прочих далеких от Евангелия представлений о вере и спасении. Священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ http://hram-troicy.prihod.ru/nachinayshemy_hristianiny/view/id/1163889 #СтатьиОсновыВеры
Литургия Василия Великого
Литурги́я Васи́лия Вели́кого (греч. Θεία Λειτουργία του Μεγάλου Βασιλείου) — чин литургии византийского обряда, которая, согласно Уставу, совершается только десять раз в году. Составление данного чинопоследования традиционно приписывают святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской.
Дни совершения
Литургия Василия Великого совершается в православной церкви 10 раз в году:
- в день памяти Василия Великого 1 (14) января;
- в навечерие праздников Рождества Христова и Крещения (рис. 1а) или в сами эти праздники, если их навечерия выпадают на субботу или воскресенье (рис. 1б,в);
- в 1, 2, 3, 4 и 5-е воскресенье Великого поста;
- в Великие четверг и субботу (на Страстной седмице).
Отличия чина литургии
Порядок, содержание и действие литургии Василия Великого такие же как и у литургии Иоанна Златоуста, но со следующими особенностями:
- на проскомидии и отпусте вместо имени Иоанна Златоуста поминается имя Василия Великого.
- молитва об оглашенных и каждая следующая молитва священника здесь имеет другой текст, как правило, более пространный в 2—4 раза;
- песнопения здесь имеют более протяжный напев, чтобы священник успел прочитать молитвы, в частности, евхаристическую, которая длиннее примерно в 4 раза по сравнению с соответствующей молитвой на литургии Иоанна Златоуста;
- во второй части евхаристической молитвы священник добавляет вслух слова «даде святым Своим учеником и апостолом, рек…» перед возгласами «…приимите, ядите» и «…пийте от нея вси»;
- вместо молитвы «Достойно есть» поётся молитва «О Тебе радуется», за исключением нескольких случаев, описанных в следующем разделе.
Уставные особенности
Рис. 1. Порядок совершения литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста в дни Рождества Христова или Крещения.
И — литургия Иоанна Златоуста;
В — литургия Василия Великого.
Пустые клеточки подразумевают служение в эти дни литургии Иоанна Златоуста.
- В некоторые дни совершения литургии Василия Великого «О Тебе радуется» заменяется задостойниками:
- в Рождество Христово и Крещение Господне, случающиеся в воскресенье или понедельник, поются соответствующие праздничные задостойники;
- в Великий четверг поётся ирмос 9-й песни канона Великого четверга: «Странствия Владычня…»;
- в Великую субботу поётся ирмос 9-й песни канона Великой субботы: «Не рыдай Мене, Мати…».
- Если навечерия праздников Рождества Христова или Крещения Господня случаются в субботу (рис. 1б) или воскресенье (рис. 1в), то в эти дни служится литургия Иоанна Златоуста, в сами праздники служится литургия Василия Великого, а в пятницу перед ними литургия отменяется.
- В противном случае в навечерия Рождества и Крещения (рис. 1а), а также в Великие четверг и субботу литургия Василия Великого совершается в соединении с вечерней. См. также: Богослужение навечерия
Примечания
- Несколько молитв здесь немного короче молитв литургии Иоанна Златоуста, например, молитвы об оглашенных и о верных.
Литература
- Георгиевский, Алексей Иванович Чинопоследование Божественной литургии. — М.: Издательство Московской патриархии, 1951.
- Богослужение православной церкви (репринтное издание 1912 года). — М.: Даръ, 2005.
Ссылки
- Божественная Литургия по чину Иоанна Златоустаго и Василия Великаго
Литургия
Литургия (греч. «общее дело») — главное богослужение Церкви. На Литургии совершается таинство Евхаристии: под видом хлеба и вина верующие вкушают Тело и Кровь Христовы.
Существует несколько чинопоследований Литургии. Они различаются по предполагаемому авторству главной части богослужения — Литургии верных и собственно Анафоры (греч. «возношение»), — во время которых хлеб и вино таинственным образом становятся Телом и Кровью Спасителя.
Литургия Иоанна Златоуста
Составитель чинопоследования:
святитель Иоанн Златоуст.
Совершается:
в течение всего года, если устав не предписывает другое.
Составитель чинопоследования:
святитель Василий Великий.
Совершается:
десять раз в году — в сочельники Рождества и Богоявления или в сами эти праздники, если они приходятся на воскресенье или понедельник; в день памяти святителя Василия Великого; в 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е воскресенья Великого поста, в Великие четверг и субботу.
Особенность:
молитвы, которые священник читает в алтаре, длиннее по сравнению с молитвами литургии Иоанна Златоуста. Поэтому все песнопения хор поет более медленно и протяжно.
Литургия Преждеосвященных даров
Составитель чинопоследования:
святитель Григорий Двоеслов.
Совершается:
только Великим постом. В среду и пятницу первых шести седмиц поста; в четверг пятой седмицы поста; в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; в день памяти св. Иоанна Предтечи (8 марта) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого Поста и не попадают на субботу или воскресенье.
Особенность:
литургия Преждеосвященных даров не является литургией в собственном смысле слова, так как на ней не происходит освящения Святых Даров. По сути это вечерня, на которой совершается причастие Святых Христовых Таин.
Литургия апостола Иакова
Составитель чинопоследования:
Иаков, брат Господень, апостол от 70-ти.
Совершается:
по специальному благословению священноначалия в 19 храмах Русской Церкви в день памяти апостола Иакова; может совершаться и в другие дни, когда устав не предписывает литургии Василия Великого, литургии Преждеосвященных даров или вовсе не запрещает совершение литургии.
Особенность:
традиция совершения этой литургии прерывалась в истории Церкви, полный чин не сохранился. Существуют разные реконструкции чина литургии апостола Иакова. В одной из них, наиболее радикальной с точки зрения попытки восстановить атмосферу древней Церкви, миряне, так же как и священнослужители, причащаются Тела и Крови Христа раздельно. Большинство молитв читается священником вслух. Ектеньи и Священное Писание читаются лицом к народу, а не к алтарю. Кроме Апостола и Евангелия читается Ветхий Завет. Вместо «Херувимской песни» хор поет «Да молчит всяка плоть человеча…»
Литургия в переводе с греческого языка означает «совместное служение». Священники и миряне собираются для богослужения в установленное время в храмах для совершения общей молитвы. Поются и читаются просительные, хвалебные и благодарственные тексты. Священники совершают Таинства, через которые людям передается благодать и возможность стать ближе к Богу.
Божественная литургия
Православное богослужение представляет собой суточный круг молитвенных последований:
- вечерню,
- повечерие,
- полунощницу,
- утреню,
- часы.
Венцом службы является Божественная Литургия. На Литургии совершается Таинство Евхаристии (греч. благодарение). Таинство установлено самим Господом Иисусом Христом на Тайной вечери. Апостолы передали богослужебную традицию принесения Бескровной жертвы, проповедуя христианство по миру.
Первые христиане причащались за трапезой в общении друг с другом, это называлось агапами. Для благочестивых мирян обычным делом было получение Святых Даров в специальных сосудах. Верующие имели возможность в своих домах совершать богослужение мирским чином с семьей и родными, после чего приобщаться Тела и Крови Христа. В более поздний период эта традиция постепенно сошла на нет. Евхаристия стала главной частью Божественной Литургии и совершалась исключительно священниками в храме.
Значение Евхаристии для христианина
«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день»
(Иоан.6:54)
Во время Евхаристии Хлеб и вино соединяются с Божеством Христа, и происходит их преложение в Тело и Кровь Иисуса Христа. Верующие после надлежащей предварительной подготовки и покаяния на исповеди приступают к Святому причастию и соединяются с Богом в Его Таинстве. Регулярное участие в Литургии является необходимым условием для спасения души и вечной жизни. Ведь в Таинстве Евхаристии человек преображается и вступает в единство с Господом. Причащение Святых Христовых Тайн дает нам силы духовные и телесные. В нас нет жизни, если мы пренебрегаем этой возможностью – принять Самого Спасителя.
Богослужебный чин Литургии
Богослужебные тексты складывались на протяжении многих веков, постоянно дополняясь. Священное Писание и слова молитв составлялись праведными людьми по вдохновению от Святого Духа. В первых христианских общинах богослужения велись по разным литургическим чинам. В раннем христианстве служилась Литургии апостола Иакова, названная Византийской. Литургия апостола Марка была принята в Египте и Александрии.
Великопостная литургия
В современной богослужебной практике сложилось три чина Литургии, каждый из которых в Русской Церкви совершается в зависимости от дней недели и событий церковного календаря. Это Литургии Василия Великого, Иоанна Златоуста, и Григория Двоеслова.
Икона Василия Великого
Устав Церкви предписывает совершать данную Литургию всего 10 раз в год. 7 из них выпадают на время Великого поста. Как можно понять из названия, автором литургического чина был архиепископ Василий Великий, вселенский учитель Православия, живший в IV веке.
Песнопения этой службы протяжнее привычных. Тайные молитвы, которые священник читает в алтаре, длиннее, чем в текстах Литургии Иоанна Златоуста.
Вместо молитвы «Достойно есть» поется «О тебе радуется». В богослужебных указаниях говорится, что петь данный гимн необходимо стоя, со страхом и благоговением, что подчеркивает постное настроение службы.
Литургию Василия Великого служат каждое воскресенье Великого поста (с первого по пятое), в Великий Четверг и Великую Субботу.
В Великий пост 2019 Литургия Василия Великого будет совершаться:
- В марте: 31-го числа
- В апреле: 7, 14, 25, 27- го числа.
Икона Иоанна Златоуста
«Помысли, христианин, какой чести ты удостоен? Какою наслаждаешься трапезою? На что с трепетом взирают Ангелы и не смеют воззреть без страха, по причине сияния отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотью со Христом»
Святитель Иоанн Златоуст
Наиболее часто совершаемая Литургия составлена вселенским учителем Церкви IV века архиепископом Иоанном Златоустом. Святитель взял за основу текст Литургии Василия Великого, сократив и переделав некоторые моменты. В Великий пост Литургия Иоанна Златоуста служится только по субботам, а также в Вербное воскресенье.
В Великий пост 2019 Литургия Иоанна Златоуста будет совершаться:
- В марте: 30-го числа
- В апреле: 6, 13, 21-го числа.
И, конечно же, данный чин Литургии будет служиться в ночь с Великой Субботы на день Светлого Христова Воскресения, Пасхи.
Григорий Двоеслов, фреска
Литургия Преждеосвященных Даров (Григория Двоеслова)
Литургия есть самое яркое и радостное событие в богослужебном круге. Первые христиане даже называли Литургию Пасхой. Правило 49-го Лаодикийского собора установило более строгий чин Литургии на будничные службах Великого поста. Великопостные богослужения и молитвы призваны вызвать покаянное чувство у верующих. И более «скромная» Литургия способствует этому как нельзя лучше.
Изначально чинопоследование этой службы не было единообразным, потому что передавалась устно. Изложил чин Литургии письменно епископ Римский, Григорий Двоеслов (VI век). Так Литургия Преждеосвященных даров стала носить имя святителя. Шестой Вселенский Собор утвердил чин Литургии Григория Двоеслова для святой Четыредесятницы.
На этом богослужении верующие причащаются Святыми Дарами, освященными прежде, за Литургией Василия Великого или Иоанна Златоуста. Поэтому еще одной особенностью Литургии Преждеосвященных Даров является отсутствие Проскомидии (когда за христиан вынимаются частицы просфор). Это означает, что и не подаются записки о здравии и упокоении. Также на этой службе не причащают младенцев.
За богослужением не читаются послания апостолов и Евангелие. Вместо них прочитываются ветхозаветные пророчества, отрывки из книги Бытия и Притчи Соломона.
Совершается Литургия Преждеосвященных даров в соединении с великопостной вечерней. Служится она в среду и пятницу, в праздники 40 мучеников севастийских, Первого и Второго Обретения Главы Иоанна Предтечи.
В Великий пост 2019 Литургия Преждеосвященных Даров будет совершаться:
- В марте: 27 и 29-го числа
- В апреле: 3, 5, 10, 12, 17, 19-го числа.
Патриаршее Великопостное Богослужение
Молясь, причащаясь и поминая близких на Литургии, мы имеем возможность стать единым целым с Богом, наполнить свою жизнь и жизни родных людей счастьем. Господь умер за нас и воскрес, чтобы мы смогли стать совершенными. Причащайтесь Тела и Крови Христовых, чаще и молитесь о близких на Литургии. Ведь в каждом Таинстве Евхаристии Господь жертвует Собой ради нас, грешных, давая нам возможность стать гражданами Небесного Отечества.
Через службу ЗапискиЕлицы Вы можете подать записки на Литургии в три значимых для каждого православного христианина обители:
- Храм Гроба Господня в Иерусалиме
- Киево-Печерская Лавра
- Соловецкий монастырь
Св. Василия Великого жил ранее Св. Иоанна Златоуста и был архиепископом Кесарии малоазийской и умер в 379 г. (рис. 219, л. 54).
Литургия Св. Василия Великого в греческих и русских церквах совершается десять раз в году, а именно:
- в воскресные дни Великого поста, кроме Вербного Воскресенья,
- в Четверг и Субботу Страстной седмицы,
- 1 Января (день памяти Василия Великого),
- накануне праздников Рождества и Крещения, или в самые праздники, если они случаются в понедельник или в воскресенье.
Порядок, содержание и действия Литургии Василия Великого такие же, как и Литургии Св. Иоанна Златоуста; но есть некоторые отличия, а именно:
- Молитва Евхаристическая, за живых и умерших длиннее, чем на Литургии Златоуста, а потому и песнопения, которые поются в это время, имеют более протяжный напев.
Эти молитвы Св. Василия Великого отличаются не только большим объемом по срав. с молитв. Св. Златоуста, но и большим лиризмом (чувством), образностью и бытовыми чертами. Таково, напр. следующее место из молитвы за живых и умерших: «Помяни, Господи, предстоящия люди, и ради благословных вин (т.е. уважительных причин) оставльшихся и помилуй их и нас, по множеству милости Твоея: Сокровища их исполни всякаго блага; Супружество их в мире и единомыслии соблюди: младенцы воспитай, юность настави, старость поддержи, малодушныя утеши, расточенныя собери, прельшенныя обрати, и совокупи Святый Твоей Соборней и Апостольской Церкви; Стужаемыя от духов нечистых свободи, плавающим сплавай, путешествующим сшествуй, вдовицам предстани, сирых защити, плененыя избави, недугующия исцели. На судищи, и в рудах (в рудниках), и в заточениях, и в горьких работах и во всякой скорби, и нужде, и обстоянии сущих помяни, Боже… И на вся излий богатую Твою милость, всем подая яже ко спасению прошения».Перед возгласами во 2 ч. молитвы Евхаристической «приимите, ядите…» и «пийте от нея вси…» священник произносит вслух еще слова: «даде святым Своим учеником и апостолом, рек». Вместо «Достойно есть, яко воистину»… поется молитва: «о Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». Эта молитва читается так:
О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь:
Ангельский собор и Человеческий род, освященны храме и раю словесный,
девственная похвало, из Нея же Бог воплотися, и Младенец бысть, прежде век сый Бог наш:
Ложесна бо Твоя престол сотвори, и чрево твое пространнее небес содела.
О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе.
(Благодатная, о Тебе радуется всякая тварь, собор ангелов и человеческий род, Ты – освященный храм, разумный рай, девственная слава, от Которой Бог принял плоть и стал Младенцем, Тот, Который прежде веков Бог наш. Ибо Он Тебя сделал Своим Престолом и Твое чрево – обширнее небес. О Тебе радуется, Благодатная, вся тварь, слава Тебе.) - На отпусте вместо имени Св. Иоанна Златоуста поминается имя Св. Василия Великого.