Почему иногда мы не совершаем необходимой борьбы для того, чтобы исправиться, несмотря на то что нас обличает совесть?
— Это может случиться и от какого-то душевного надлома. Если человек охвачен паникой из-за нашедшего на него искушения, то он хочет подъять подвиг, однако не имеет для этого расположения, не имеет душевных сил. В этом случае ему нужно внутренне упорядочить себя с помощью исповеди. С помощью исповеди человек утешается, подкрепляет свои силы и Благодатью Божией снова находит решимость для борьбы. Если же человек не упорядочит себя подобным образом, то на него может обрушиться и какое-то еще искушение. В результате, находясь в таком скорбном подавленном состоянии, он надламывается еще больше, его душат помыслы, он приходит в отчаяние и потом не может подвизаться совсем.
— А если то, о чем Вы говорите, происходит часто? Если это происходит часто, то и приводить себя в духовный порядок тоже надо часто. Человек должен открывать свое сердце духовнику, чтобы снова получать решимость, силу в борьбе. А приведя себя во внутренний порядок, человек должен разогнать свою духовную машину, он должен любочестно и напряженно подвизаться, для того чтобы наступать на пятки убегающему диаволу.
Геронда, а в чем причина того, что я не чувствую необходимости в исповеди?
— Может быть, ты не следишь за собой? Ведь исповедь – это Таинство. Ходи на исповедь и просто говори духовнику о своих грехах. Ты что, думаешь у тебя их мало? Разве у тебя нет упрямства? А эгоизма? Ты не ранишь сестру? Никого не осуждаешь? Думаешь, я, когда прихожу на исповедь, каюсь в каких-то особенных грехах? Нет, я исповедуюсь: “Согрешил гневом, осуждением…”, и духовник читает надо мной разрешительную молитву. Однако маленькие грешки тоже имеют свою тяжесть. Когда, не имея каких-то серьезных грехов, я приходил на исповедь к батюшке Тихону, то он говорил: “Песочек, сынок, песочек!” Маленькие грешки собираются в целую песочную кучу, которая по весу может превышать один большой камень. Человек, совершивший большой грех, постоянно думает о нем, кается и смиряется. А у тебя – множество малых грешков. Однако, сравнив те условия, в которых выросла ты, и условия, в которых вырос человек, совершивший этот большой грех, ты увидишь, что ты хуже него.
Кроме того, старайся быть во время исповеди конкретной. На исповеди не достаточно только назвать свои грехи, к примеру, “я завидую, гневаюсь” и тому подобное, нужно поисповедовать и свои конкретные падения для того, чтобы получить помощь. А уж если ты исповедуешься в тяжелом прегрешении, в таком, например, как лукавство, то должна подробно признаться и в том, что ты думала, совершая этот грех, и в том, каковы были твои конкретные действия. Не совершая такой конкретной исповеди, ты смеешься над Христом. Если человек не исповедует духовнику истины, не открывает ему своего греха, для того чтобы духовник мог ему помочь, то он сильно повреждается, подобно больному, который наносит здоровью большой вред, скрывая свою болезнь от врача. Тогда как если человек показывает себя духовнику в точности таким, каков он есть на самом деле, то духовник может понять этого человека лучше и помочь ему более результативно.
Кроме этого, тот, кто несправедливо поступил с человеком или ранил кого-то своим поведением, должен сперва пойти к обиженному им, смиренно попросить у него прощения, помириться с ним, а затем ему надо поисповедовать свое падение духовнику, чтобы получить разрешение. Таким образом приходит Благодать Божия. Если человек поисповедует такой грех духовнику, не попросив предварительно прощения у того, кого он ранил, то его душе невозможно прийти в мирное устроение, потому что \согрешивший\ человек в этом случае не смиряется. Исключением является случай, когда обиженный человек умер или же его невозможно разыскать, потому что он сменил место жительства, и нельзя попросить прощения хотя бы в письме. Но если у кающегося есть расположение сделать это, то Бог, видя это расположение, его прощает.
Геронда, а если мы попросили прощения у человека, обиженного нами, а он нас не прощает?
— В этом случае будем молиться, чтобы Бог умягчил его сердце. Однако Бог может не умягчать сердце этого человека и по той причине, что, если он нас простит, мы можем легко впасть в тот же самый грех снова.
Геронда, а допустимо ли, совершив какой-то тяжелый грех, исповедовать его не сразу?
— А зачем оставлять его на потом? Для того чтобы он прокис? Ведь чем дольше ты не выбрасываешь какую-нибудь тухлятину, тем больше она тухнет. Зачем ждать два-три месяца, а потом идти исповедоваться в тяжелом грехе? Надо идти как можно быстрее. Если мы имеем открытую рану, разве надо ждать, пока пройдет месяц, и только потом ее лечить? Нет. В таком случае даже не надо ждать, когда у духовника будет больше времени или больше возможности уделить нам внимание. Надо тут же бежать к духовнику, кратко исповедовать ему совершенный грех, а потом, когда у духовника будет больше времени, можно пойти к нему, чтобы побеседовать или получить духовное наставление.
Для того чтобы обрисовать духовнику положение, в котором мы находимся, много времени не нужно. Если совесть работает правильно, то человек описывает свое состояние в двух словах. Однако если внутри у человека сумбур, то он может произносить много слов и при этом не давать духовнику представления о своем состоянии. Некоторые люди присылают мне целые тетради с рассказами о себе и о своих проблемах. По двадцать – тридцать страниц мелким почерком, а в конце еще несколько страниц постскриптума… Хотя все, о чем они пишут, могло бы уместиться на одной странице.
Геронда, оправдано ли после исповеди ощущать на душе какую-то тяжесть?
— Зачем ощущать какую-то тяжесть? Правильной исповедью все старое стирается. Открываются новые “кредитные книги”. Приходит Благодать Божия, и человек полностью меняется. Пропадают смущение, озлобленность, душевная тревога, и приходят тишина, умиротворение. Это изменение настолько заметно даже внешне, что я советую некоторым людям сфотографироваться до исповеди и после нее, чтобы они тоже уверились в этом добром изменении, происшедшем с ними.
Ведь внутреннее духовное состояние человека отображается на его лице. Таинства Церкви совершают чудеса. Приближаясь к Богочеловеку Иисусу Христу, человек и сам становится богом , вследствие чего он излучает свет и Божественная Благодать выдает его другим.
Геронда, то есть сразу же после искренней исповеди покаявшийся чувствует радость?
— Не всегда. Сначала можно не почувствовать радости, но потом радость потихоньку будет рождаться у тебя внутри. После исповеди покаявшемуся необходимо любочестное признание того, что Бог оказал ему милость. Нужно чувствовать себя так, как человек, которому простили его долг, и он от любочестия чувствует себя благодарным и обязанным своему благодетелю. Благодари Бога, но одновременно с этим переживай псаломские слова: “…беззако́ние мое́ а́з зна́ю и гре́х мо́й пре́до мно́ю е́сть вы́ну”, для того чтобы не дать себе воли и не впасть снова в те же самые грехи. Геронда, я где-то читала, что в будущей жизни бесы будут мучить нас даже за один злой помысл, который мы не поисповедовали. — Гляди, когда, покаявшись и не имея намерения что-то скрыть, человек скажет духовнику о том, что он помнит, то вопрос закрыт – тангалашки не имеют над ним никакой власти. Однако если он не поисповедует какие-то из своих грехов сознательно, то за эти грехи будет мучиться в жизни иной. Геронда, если человек, поисповедовавшись в своих юношеских грехах, снова думает о них и мучается, то такое отношение ко грехам правильное?
— Если, сильно сокрушаясь о своих юношеских грехах, человек их поисповедовал, то причины для страданий нет, поскольку, с того момента как он сказал об этих грехах на исповеди, Бог их ему простил. После этого не нужно расковыривать свои старые, особенно плотские грехи, поскольку, делая это, можно повредиться. К примеру, во время боя рядом с солдатом падает граната, однако Бог хранит этого солдата, и граната не разрывается. Но вот бой закончился, солдат находит неразорвавшуюся гранату, берет ее в руки, начинает раскручивать, с любопытством рассматривать – и в итоге граната разрывает его в клочки не в бою, а после него
ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Просмотры (252)
Свой профессиональный праздник — международный день врача отмечают медики всего мира 2 октября. Мы собрали изречения святых и старцев Афона о том, как сохранить здоровье и побороть болезни.
1. «В то время, когда мы предаемся Христу, тогда духовный наш организм приходит в мирное устроение, в результате чего все органы и железы начинают функционировать естественным образом. Все они зависят от нашего устроения. Тогда-то мы выздоравливаем, перестаем страдать… Так бывает и в случае рака: если возложим заботу на Бога, и душа наша успокоится, тогда и Божественная благодать вкупе с этим миром может подействовать так, что уйдет и рак, и все остальное. Если вы не знаете, например, язва желудка возникает из-за невроза. Поскольку симпатическая нервная система испытывает давление, сжимается, страдает, то образуется язва. Раз, два, три, сжатие, сдавливание, еще раз, еще раз, стресс один, стресс – стресс — стресс, и – хлоп… — Язва! Таку возникает или язва — или рак, оба они зависят от нервов. Когда в нашей душе путаница, то это оказывает влияние на тело, и здоровье подрывается».
(Преподобный Порфирий Кавсокаливит)
* * *
2. «Когда мы чем-то заболеваем, нам лучше всецело предавать себя Христу.
Нам надо думать о том, что наша душа имеет гораздо большую нужду в терпении и славословии во время боли, чем в «стальном» теле, с помощью которого мы можем совершать большие телесные подвиги».
(Преподобный Паисий Святогорец)
* * *
3. «Одна монахиня мне написала, что страдает и если не сделает операции, то умрет. Я пишу, говоря совершенно противоположное. Та опять пишет, что врач ей сказал: если она не сделает операции, через несколько дней случится прободение и наконец смерть. Я повторяю: «Имей веру, возложи все на Бога, предпочти смерть». Она присылает мне ответ, что болезнь повернула вспять. Видите? Тысячи раз я испытал это. Когда полагаешь перед собой смерть и ожидаешь ее каждое мгновение, она убегает далеко от тебя. Когда боишься смерти, она постоянно тебя преследует».
(Преподобный Иосиф Исихаст)
* * *
4. «Лекарство, чадо моё, означает яд. Не думай, что лекарства всегда приносят только лишь пользу. Они ещё и вредят. Почему мы принимаем лекарства? Потому что болеем. А почему мы болеем? Потому что нервничаем. А почему мы нервничаем? Потому что грешим. Но если мы позволим Христу вселиться в нашу душу, тогда отбегает грех, отбегает нервозность, отбегает болезнь и мы выбрасываем лекарства…».
(Преподобный Порфирий Кавсокаливит)
* * *
5. «В какую эпоху было столько больных? В старину люди такими не были. А сейчас, какое бы письмо из тех, что мне присылают, я ни открыл, так обязательно встречу или рак, или душевное заболевание, или инсульт, или разрушенные семьи. Прежде рак был редкостью. Ведь жизнь-то была естественной. О том, что попускал Бог, речь сейчас не идет. Человек ел естественную пищу и отличался отменным здоровьем. Все было чистым: фрукты, лук, помидоры. А сейчас даже естественная пища калечит человека. Те, кто питается одними фруктами и овощами, терпят еще больший вред, потому что все загрязнено. Если бы так было раньше, то я умер бы в молодом возрасте, потому что в монашестве я питался тем, что давал огород: луком-пореем, марулей, обычным луком, капустой и подобным этому, и чувствовал себя прекрасно. А сейчас — удобряют, опрыскивают… Подумать только — чем питаются нынешние люди!.. Душевное неспокойствие, пищевые суррогаты — все это приносит человеку болезнь. Применяя науку без рассуждения, люди приводят в негодность самих себя».
(Преподобный Паисий Святогорец)
* * *
6. «Если больше будешь заботиться о духовном здоровье, меньше будешь знать телесных болезней. Не люби лечиться, а люби здоровью учиться».
(Монах Симеон Афонский)
* * *
7. «Не проси Бога облегчить твои страдания от различных болезней, не принуждай Его к этому в своих молитвах. Но с неизменной стойкостью и терпением переноси свои недуги — и увидишь, какую от этого получишь пользу».
(Преподобный Порфирий Кавсокаливит)
* * *
8. «Видя, что человек может вынести тяжелую болезнь, Христос даёт ему эту болезнь, так, чтобы за малое страдание в жизни земной человек получил многую мзду в небесной вечной жизни. Он страдает здесь, но получит мзду там, в жизни иной, потому что есть Рай, и есть воздаяние «.
(Преподобный Паисий Святогорец)
* * *
9. «Искушения, скорби, огорчения, приходящие или от диавола, или от людей, или возбуждаемые миром, который мы несём в себе, — всё это лекарства, всё это посылается Божиим Промыслом для того, чтобы к нам вернулось утраченное нами душевное здоровье. Здоровье души и сердца — это бесстрастие, безгрешие, это настоящая святость, которая перейдёт с нами в иной мир».
(Старец Ефрем Филофейский)
* * *
10. «Когда тело претерпевает испытание, душа освящается. От болезни страдает тело, наш глинобитный домик, но от этого будет вечно радоваться хозяин этого домика – наша душа – в том небесном дворце, который готовит нам Христос. По этой духовной логике, которая нелогична для людей мира сего, я тоже радуюсь и хвалюсь теми телесными болезнями и изъянами, которые у меня есть. Единственное, о чём я не думаю, так это о том, что мне предстоит получить небесную мзду».
(Преподобный Паисий Святогорец)
* * *
11. «Телесные немощи стоят на службе многим и различным намерениям неизреченной любви Божией. Здесь уместно вспомнить примитивное простонародное мнение, что болезнь это – наказание Божие за грехи, а здоровье – награда за добродетели. Но в действительности может быть совсем наоборот. Так весьма многие святые бывают отягчены многими телесными недугами, и многие люди живущие во грехе и далекие от покаяния никогда не болеют. Конечно, никто не отрицает, что разбитая греховными страстями душа является плодородной почвой для развития многих телесных недугов, и наоборот; умиротворенная, преисполненная божественным умилением душа создает необходимые предпосылки как для своего собственного исцеления, так и для телесного здравия. Тем не менее, здоровье каждого человека, которое как морская волна, то приходит, то уходит, служит педагогическим целям Божиим, скрытый от нас, но открытым святым Его».
(Преподобный Порфирий Кавсокаливит)
* * *
12. «Пришел к нам однажды человек, много лет проведший в монашестве, живший в Швейцарии. Так как у него были три серьезные и страшные и к тому же неисцелимые болезни. И на лекарства он истратил целое состояние. <…> Итак, я ему сказал, что он сразу выздоровеет, если только поверит, что Бог может его исцелить. <…> …он не оставлял меня и не уходил, но и не хотел поверить. Пока не помог Бог и пока он явно не услышал голос: «Почему ты не хочешь послушаться, чтобы выздороветь?». И так он освободился. Поскольку я просил, чтобы он ел противоположное — то, о чем он говорил, что умрет, если это съест, — и возложил всю надежду на Бога и, оставив знание, последовал вере. И ел вместо десяти раз в день, как он ел, один раз. Богу было достаточно всего лишь трех дней, чтобы его испытать. А я усердно о нем молился».
(Преподобный Иосиф Исихаст)
Подготовила Дарья Малашина-Мазур
фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»
Содержание
- Как начать день. Советы святых и подвижников благочестия
- Преподобный Паи́сий Великий
- Преподобный Паисий Великий
- Как умирал преподобный Паисий Святогорец
- «Ты делай свое дело, а я буду делать свое»
- Я привык к боли
- Молитва исполняется, если она становится жертвой
- Последний день в больнице
- Кончина старца
- Жизнь и пророчества афонского старца: 25 лет памяти преподобного Паисия Святогорца
- Паисий Святорец — житие кратко
- Чудеса Паисия Святогорца. Какое из них главное?
- Котенок смирил старца Паисия
- Паисий Святогорец и блудница
- Господь смиряет старца Паисия Святогорца
- Бесы нападали на старца Паисия
- Паисий Святогорец и духовные законы
- Поучения старца Паисия
- Изречения Паисия Святогорца
- Творения старца Паисия Святогорца
- День памяти старца Паисия
Как начать день. Советы святых и подвижников благочестия
Чтобы день прошел благочестиво и мирно, с правильным христианским настроем, чтобы нам должным образом встретить искушения, которых будет немало, и не поддаться им, очень важно начало дня – с того момента, как только мы проснулись.
Вот какие советы дают святые и подвижники благочестия.
1. Проснувшись, прежде всего старайся обратить свои мысли к Господу Богу с каким-нибудь сердечным воззванием, например: Слава Тебе, Господи! Слава Тебе, Всемилостивый! и т.п.
Обращение наших мыслей к Богу должно быть самым естественным нашим делом даже и во всякое иное время дня, потому что совершенно нет никого, кто мог бы быть для нас так необходим, так любезен и бесценен, как Бог. Ибо совершенно все, что мы имеем и что когда-нибудь прежде имели, не исключая нас самих, – всё есть дар Божий.
Мы были бы недостойны имени христианина, если бы, пробуждаясь от сна, открывали глаза только телесные, а не духовные и думали прежде о земле и о земном, а не о Господе Боге.
2. Если пора или почти пора вставать, незамедлительно, делая на себе крестное знамение, говори: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. А потом: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного.
Немедля вставай с постели. Это мужественное действие против плоти пусть будет твоей первой жертвой Господу
3. Немедля вставай с постели. Это мужественное действие против плоти пусть будет твоей первой жертвой Господу Богу. Если замедлишь с подъемом и молитвой, то огорченный Ангел-хранитель отходит от нас и приступает лукавый, чтобы тотчас внушить нам целый ряд суетных, праздных мыслей.
4. Непрестанно творя про себя Иисусову или другие молитвы, немедленно умойся и оденься, как положено. Хотя бы никого из людей с нами не было, но всегда и везде с нами наш Ангел-хранитель и Господь Бог. Оденься прилично, потому что тотчас нам нужно вставать на утреннюю молитву пред Богом, а мы, прилично не одевшись, никогда не смеем явиться к какому-нибудь, даже малому, начальнику. Быстро и прилично одевшись, ты сбережешь себя от двух опасностей: послужить кому-нибудь соблазном и заразиться духом бесстыдства.
5. Встань перед святыми иконами и совершай утренние молитвы. «Утренней молитвой открываются окна души для Солнца Истины и озаряется весь день», – говорят святые отцы.
Иногда молись и своими словами: благодари Бога за Его благодеяния и проси укрепить тебя
Иногда уже известные нам молитвы читаются без внимания, поэтому временами молись своими словами, но при этом соблюдай следующее.
а) Благодари Господа Бога за то, что Он в прошедшую ночь сохранил твою жизнь и снова дает время для покаяния и исправления.
б) Благодари Бога за другие полученные тобою от Него благодеяния. Благодари за то, что Он создал тебя, сохраняет, искупил тебя, привел к вере.
в) Благодари Господа Бога за то, что Он даровал тебе все средства ко спасению, за Его долготерпение к тебе.
г) Благодари Господа Бога за укрепление твоих телесных сил, за возможность снова заниматься нужными и полезными делами.
д) Всею душою молись, чтобы Господь простил тебе твои бесчисленные грехи.
е) Молись, чтобы Господь Бог даровал тебе твердую волю постоянно и вполне принадлежать Ему, всегда самым важным делом почитать исполнение Его воли.
ж) Попроси у Бога помощи в предстоящих на этот день делах.
6. После молитвы выпей святой воды и съешь антидор или просфору. Этим освящаются и укрепляются душа и тело.
7. Если успеваешь, почитай Евангелие и Послания апостолов.
Наперед продумай, как поведешь себя в возможных искушениях, что будешь говорить, что делать
8. Старайся осмотреть: что ты будешь делать в продолжение дня? с кем будешь вместе? какие, когда и где могут встретиться с тобою случаи ко греху или случаи к добру? Наперед продумай, как поведешь себя в искушениях, что будешь говорить, как расположиться к добру.
Снова помолись в своем сердце Господу Богу, чтобы Господь дал тебе память и ревность избегать греха, а особенно того, к которому ты склонен. Всею душою молись! Крайне дорожи утром каждого дня!
Подготовил Алексей Макаров
Преподобный Паи́сий Великий
Житие преподобного Паисия Великого
Преподобный Паисий Великий родился в Египте в половине IV века. Еще в детстве, лишившись отца, он своей матерью был посвящен Богу и в отрочестве, служа клириком церковным, показал себя благочестивым и ревностным исполнителем своих обязанностей.
В зрелом возрасте принял иночество в одном египетском скиту, где долго подвизался, наставляемый святым Памвой (IV в.; память 18/31 июля). Под его опытным руководством преподобный Паисий прошел суровую школу подвижничества, жил в совершенном уединении, три года не видя лица человеческого, изучал Священное Писание, постился, молился и преуспевал во всякой добродетели. По смерти своего учителя преподобный Паисий, уже укрепившийся в подвигах, удалился в глубину пустыни, где иссек себе пещеру, и там в безмолвии служил Господу.
Великие подвижнические труды преподобного Паисия стали привлекать к нему многочисленных последователей из монахов и мирян, и вокруг пещеры возникла иноческая Лавра, насельники которой жили под его руководством. Главной иноческой добродетелью преподобный Паисий считал безусловное подчинение личной воли отеческой воле опытных в подвижничестве старцев, которые поучали и руководили новоначальных иноков в трудных аскетических упражнениях. Одних из возлюбивших иноческую жизнь преподобный учил проводить время в молитве и чтении Св. Писания, других заставлял совместно петь и возгревать в себе братскую любовь и единомыслие, иным велел заниматься ремеслами, чтобы они вместе с физическим трудом упражнялись и в добродетели, добывая пропитание не только для себя, но и для бедных. Когда иноческая община была вполне благоустроена, преподобный, стремясь к уединению, удалился в пустыню, прославленную подвигами св. Аммона (IV в.; память 4/17 октября).
Но и здесь великие подвиги и многие чудеса собрали вокруг келлии преподобного Паисия ревнителей благочестия, и возникла новая лавра, которой руководил один из его учеников по его уставу.
За свои великие подвиги преподобный Паисий был удостоен от Господа созерцания небесных тайн. Скончался он в глубокой старости, мощи его, прославленные чудесами, были потом перенесены в Писидию (в Малой Азии).
См. также: «Житие преподобного отца нашего Паисия Великого» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Преподобный Паисий Великий
День памяти: 19 июня
Паисий Великий
Преподобный Паисий Великий жил в Египте. Родители его, христиане, раздавали щедрую милостыню всем нуждавшимся.
После смерти мужа мать, по внушению Ангела, отдала младшего сына Паисия в церковный клир.
Юный Паисий полюбил иноческую жизнь и поступил в один из египетских скитов. Отрекшись от своей воли, он жил под духовным руководством святого Памвы (память 18 июля), во всем исполняя его повеления. Старец сказал, что новоначальному иноку особенно нужно хранить зрение, чтобы уберечь свои чувства от соблазнов, и Паисий, исполняя наставление, три года ходил с опущенными вниз глазами. Святой подвижник прилежно читал духовные книги и особенно прославился подвигом поста и молитвы. Вначале он не вкушал пищи в течение недели, потом — двух, а иногда, после причастия Святых Христовых Тайн, оставался без пищи по семьдесят дней.
В поисках уединенного безмолвия преподобный Паисий ушел в Нитрийскую пустыню, где жил в высеченной собственными руками пещере. Там преподобный удостоился дивного видения — Господь Иисус Христос открыл ему, что ради его трудов вся Нитрийская пустыня будет населена подвижниками. Преподобный дерзнул спросить Господа, где иноки достанут в пустыне все необходимое для жизни? Господь ответил, что, если они будут исполнять Его заповеди, Он Сам будет доставлять им всё необходимое, поставит их выше бесовских искушений и хитростей.
Со временем к преподобному Паисию собралось множество иноков и мирян, так был основан монастырь. Главный завет преподобного Паисия был один: ничего не делать по своей воле, а во всем исполнять волю своих наставников. Тяготясь нарушением безмолвия, преподобный удалился в более отдаленную пещеру. Однажды он был восхищен в райские обители и удостоился там причаститься невещественной Божественной пищи. За трудные подвиги для спасения Господь наделил своего угодника даром прозрения и врачевания душ человеческих. Из жития подвижника известен случай, когда один из его учеников, по благословению преподобного, отправился для продажи рукоделий в Египет и на пути встретил еврея, который внушил простодушному иноку, что Христос Спаситель не Мессия, что придет другой, истинный. Поколебавшись, инок произнес: «Может быть, и правда то, что ты говоришь», — однако не придал своим словам особого значения. Возвратившись, он с огорчением увидел, что преподобный Паисий как бы не замечает его присутствия, и спросил о причине его гнева. Преподобный сказал: «Мой ученик был христианином, ты же не христианин, от тебя отошла благодать Крещения». Раскаявшись, инок со слезами просил преподобного отпустить ему грех. Только тогда святой старец встал на молитву и испросил у Господа иноку прощение.
Один инок самовольно ушел из пустыни и поселился недалеко от города. Там он встретился с женщиной, которая ненавидела и хулила Христа Спасителя. Поддавшись ее влиянию, он не только оставил иночество, но и попрал веру во Христа и постепенно пришел к полному безверию. Однажды, по благому Промыслу Божию, мимо его дома проходили нитрийские иноки. Увидев их, грешник вспомнил свою прежнюю жизнь и просил иноков передать преподобному Паисию, чтобы он умолил за него Господа. Выслушав просьбу, преподобный начал усердно молиться, и его действенная молитва была услышана. Господь, явившись к Своему угоднику, обещал помиловать грешника. Вскоре совратившая инока женщина умерла, и он вернулся в пустыню, где, плача и сокрушаясь о своих грехах, начал трудиться в подвигах покаяния.
Преподобный Паисий отличался великим смирением, совершал подвиги поста и молитвы, но, по возможности, скрывал их от посторонних. На вопрос иноков, какая добродетель выше всех, преподобный ответил: «Та, которая совершается в тайне и о которой никто не знает».
Преподобный Паисий скончался в V веке в глубокой старости и был с честью погребен множеством собравшихся иноков. Через некоторое время его мощи были перенесены преподобным Исидором Пелусиотом (память 4 февраля) в Пелусиотскую обитель и положены рядом с мощами преподобного Павла Пустынника, с которым преподобный Паисий при жизни был особенно духовно близок.
Как умирал преподобный Паисий Святогорец
Когда св. Паисию сказали о том, что у него последняя стадия рака, впервые он захотел сплясать от радости. Люди ощущали эту радость как победу над страхом смерти и шли к нему толпами. Память 13 января
Старец Паисий. Фото с сайта apologeticum.ro
«Ты делай свое дело, а я буду делать свое»
У старца Паисия (1924-1994) в отношении смерти не было беспокойства. Болезням, терзавшим его с юности, он говорил: «Ты делай свое дело, а я буду делать свое».
Когда он только принял монашество, его мучил кашель с кровью. На протяжении многих лет ничего не помогало — врачи поставили неправильный диагноз. Потом выяснилось, что это бронхоэктаз и лишь после сложной операции (удалили левое легкое) стало легче.
Отец Паисий не переносил холод, на малейших сквозняках начинал чихать и кашлять. Страдал от межпозвоночной грыжи, после того, как пытался поднять тяжелый обломок гранита, живя на Синае. За несколько лет до смерти его мучили кишечные кровотечения.
О. Паисий только иногда просил, чтобы Бог дал ему силы подниматься с кровати и что-то делать, но не уменьшать боль. С просьбой выздороветь старец к Богу не обращался. Был убежден, что «так правильно», и «да будет воля Твоя».
Я привык к боли
Старец Паисий у стены своей кельи. Афон. Фото с сайта poimin.gr
В октябре 1994 года у старца случился заворот кишок. Ему пришлось лечь в больницу на обследование, в результате которого обнаружилась последняя стадия рака. Когда старцу Паисию сообщили о диагнозе, он неожиданно воскликнул: «Принеси-ка мне какой-нибудь платочек, и я пущусь в пляс! Я станцую танец: «Будь здоров, прощай, несчастный этот мир!» Я не танцевал ни разу в жизни, но сейчас пущусь в пляс от радости, что приближается смерть!»
4 февраля 1994 г. отцу Паисию сделали операцию, опухоль толстой кишки удалили, но рак уже поразил печень и легкие.
В больнице один святогорский монах спросил у старца: «Геронда, вам больно?» Старец ответил: «Я привык к боли. Болезни принесли мне такую пользу, какую не принесла вся монашеская жизнь».
Молитва исполняется, если она становится жертвой
Беседа. Фото с сайта vimaorthodoxias.gr
О. Паисия спрашивали: «Почему вы не молитесь о том, чтобы Бог исцелил вас? Ведь мы в вас так нуждаемся!» Старец отвечал: «Что? Обманывать Бога? Ведь я же сам просил Его о том, чтобы Он дал мне эту болезнь».
Старец часто утешал и молился об исцелении тех, кто болен раком. Но и сам был готов перенести то же испытание, от которого сегодня страдает столько людей. По словам самого о. Паисия, молитва исполняется, когда она становится жертвой:
«Если мы просим чего-то у Бога и при этом сами ничем не жертвуем, то наша просьба недорого стоит.
Если я сижу сложа руки и говорю: «Боже мой, прошу Тебя, исцели такого-то больного», а сам при этом не иду ни на какую жертву, то я все равно что бросаю слова на ветер.
Если же у меня есть любовь, если у меня есть жертва, то Христос, увидев их, исполнит моё прошение — конечно, если это пойдёт на пользу другому.
Ко мне приходят некоторые люди и просят: «Исцели меня, я слышал, что ты можешь мне помочь». Однако эти люди хотят получить помощь, не прикладывая никаких усилий. К примеру, ты говоришь человеку: «Не ешь сладкое, соверши эту жертву, чтобы тебе помог Бог». А они тебе отвечают: «Почему? Неужели Бог не может помочь мне и без этой жертвы?»
Такие люди не могут пожертвовать чем-то даже для себя самих. Где уж там они пожертвуют собой ради другого!
Но есть и такие, кто не ест сладкого, чтобы Христос помог страдающим от сахарного диабета, или не спят, чтобы Христос дал немного сна тем, кто страдает бессонницей. Поступая так, человек вступает в родство с Богом. И тогда Бог подает людям Свою Благодать».
Последний день в больнице
Изображение с сайта epilekta.com
После операции о. Паисию немного полегчало, и он собрался вернуться на Афон. Но состояние опять ухудшилось и он остался в монастыре в Суроти. Люди увидели в этом возможность проститься со старцем.
О последнем дне старца Паисия в больнице, куда его возили из монастыря на процедуры, свидетельствуют дневниковые записи Христофора Иконому, который находился рядом со святым до его кончины.
«Собралось множество людей, и нам сообщили, что о. Паисий выйдет в вестибюль благословить нас. В назначенный час он вышел, и врачи, больные, медсестры, персонал − все собрались вокруг него. Старец всех благословил.
Вот к нему подходит один пациент и целует его руку, старец взаимно поцеловал руку больного. И каждый старался дотронуться до старца, пожать ему руку.
Люди со всех сторон окружили машину. Вот машина завелась, но из-за множества народа, обступившего ее, двигалась очень медленно. Врачи, медсестры, персонал − все спустились вниз и, возложив руки на машину, медленно следовали за старцем, провожая его.
Сама эта картина была похожа на Вход Господень в Иерусалим, только вместо ослика здесь была машина!
Многие плакали. Кажется, и сам старец плакал».
Кончина старца
Могила старца Паисия в монастыре Суроти. Фото с сайта dobrotoliubie.blogspot.com
Последняя ночь для о. Паисия была мученической. Во время болевых приступов, от которых человек может лишиться ума или теряет сознание, старец призывал Пресвятую Богородицу: «Сладкая моя Панагия!» После одного из них он около двух часов был без чувств. Придя в себя, старец произнес: «Мученичество, настоящее мученичество». Потом мирно испустил дух.
Это случилось 12 июля 1994 года в 11 часов утра, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Святой был погребен за алтарем храма преподобного Арсения Каппадокийского в Суроти. Он просил, чтобы его похороны прошли как можно тише, а могила оказалась бы в беззвестности. Волю старца исполнили частично: только через три дня народ узнал о кончине святого.
Но, как только разнеслись об этом слухи, люди толпами со всей Греции прибывали, чтобы поклониться могиле своего геронды. На мраморной плите выбили его стихи:
Здесь жизни прервалось земной
Последнее дыханье.
И Бога молит Ангел мой
Души во оправданье.
А рядом мой святой одет
В небесные одежды,
Душе вымаливает Свет
Спасительной надежды,
Где Светлая Мария
– Святая Панагия.
монах Паисий Святогорец.
Жизнь и пророчества афонского старца: 25 лет памяти преподобного Паисия Святогорца
Русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что одна треть турок станет христианами, одна треть погибнет и одна треть – направится в Месопотамию. В Константинополе произойдёт великая война между русскими и европейцами, и прольётся много крови. Греция не будет играть первенствующую роль в этой войне, но ей отдадут Константинополь, не потому, что перед нами будут благоговеть русские, но потому, что не найдется лучшего решения.
В конце ноября 2015-го, когда турецкая авиация сбила российский военный самолёт Су-24 и мир оказался на грани чудовищного конфликта, многие православные христиане вспомнили эти слова, пророческие предостережения афонского старца Паисия Святогорца, произнесённые им несколько десятилетий назад. В те дни в России и Турции, а также в Греции и многих других странах мира сотни миллионов людей осознали шаткость и лёгкость наших временных «царств», которые ещё ветхозаветный пророк Даниил предсказал вавилонскому царю Валтасару.
Но четыре года назад мудрость русского и турецкого лидеров оказалась выше военно-политических провокаций. Подобно тому, как жители древней Ниневии, услышав предсказания пророка Ионы о скором разрушении их города, раскаялись, и эти пророчества не сбылись, так и в наше время серьёзного конфликта между Россией и Турцией удалось избежать. Конфликта, который вполне мог привести к самым страшным последствиям на всём евразийском континенте.
Преподобный Паисий Святогорец. Фото: www.pravoslavie.ru
Но кто же был тот современный Иона, чьи предостережения современному миру не теряют актуальности и сегодня? Особенно, когда пагубные либерально-обновленческие тенденции начали всё шире распространяться не только в западном христианстве, но и в Православии. О чём, к слову, этот афонский старец тоже предупреждал:
К сожалению, сегодня в богословие проталкиваются люди, не имеющие отношения к Церкви и с абсолютно мирским мудрованием, которые говорят разные вещи и совершают непозволительные действия, с целью сознательно удалить своей позицией христиан от веры. Они будут строить многие козни, но через гонение, которое последует, христианство всецело объединится. Однако не так, как хотят те, кто махинациями устраивает всемирное объединение церквей, желая иметь во главе одно религиозное руководство. Объединится, потому что при создавшемся положении пройдёт отделение овец от козлов. Каждая овца будет стремиться быть рядом с другой овцой и тогда осуществится на деле «едино стадо и един Пастырь».
Всё это – преподобный Паисий Святогорец, наш современник. Со дня его блаженной кончины, наступившей в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, 12 июля 1994 года, прошло всего 25 лет, но уже в январе 2015-го старец Паисий был причислен к лику святых и очень скоро был внесён в святцы (православный календарь) Русской Церкви. Исключительный случай. Обычно от кончины христианского подвижника до его прославления проходит по меньшей мере несколько десятилетий, но здесь святость преподобного была несомненна для всех, кто знал его лично, и тех, кто не знал, но по его молитвам получал помощь и исцеления.
Так, ещё задолго до земной кончины отца Паисия знали и почитали во всём православном мире. И особенно в России, которую этот афонский подвижник особенно любил. И русские православные христиане всегда отвечали ему тем же: ещё до канонизации старца во многих домашних иконостасах можно было встретить его изображение. Обычную фотографию монаха в простой иноческой скуфейке с пронзительным, немного строгим, но лучащимся особой теплотой и лёгкой грустью взглядом.
Особенно почитают старца Паисия в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Исследователь и популяризатор наследия преподобного игумен Киприан (Ященко) вот уже несколько лет осуществляет программу «Преподобный Паисий Святогорец: прославление и просвещение», в рамках которой вышли 7 серий фильма о святом, его житии, деяниях и наследии. Наследии, актуальном как в духовно-нравственном, так и в политическом отношениях, а потому требующем внимательнейшего изучения.
Путь на Святую гору
Жизненный путь будущего старца начался в 1924 году в малоазийской Каппадокии. Эта местность в древности прославилась тем, что именно отсюда в первые христианские века вышло множество святых, включая Великих каппадокийцев – Святителей Василия Великого, Григория Нисского и Григория Богослова. Уже в XI столетии от Рождества Христова сюда проникли сельджуки и началась исламизация этих земель, однако вплоть до первой четверти XX века в Каппадокии проживало немало христиан: греков и армян.
До активизации националистов-младотурков в Османской империи сохранялись относительная веротерпимость и отсутствие межэтнической вражды. Всё радикально изменилось с началом Первой мировой войны: геноцид армян 1915 года – лишь самая яркая, кроваво-алая страница этнической истории тех лет. Пострадали и турки, в итоге лишившиеся своей многовековой империи, и греки, также подвергшиеся, хотя и в меньшей степени, геноциду.
Более того, в результате греко-турецкой войны 1919 – 1922 годов состоялся принудительный обмен населением Греции, Турции и Болгарии. Миллионы людей, как христиан, так и мусульман покинули места, где жили десятки поколений их предков.
Так, практически все греки были вынуждены покинуть Малую Азию, включая колыбель восточного христианства Каппадокию (после 1924 года на территории Турции православным грекам разрешалось проживать только в границах старого Константинополя и на эгейских островах Имброс и Тенедос). В греческой историографии эти события именуются «Малоазийской катастрофой».
Итогом этой катастрофы для простой греческой семьи Евлампии и Продромоса Эзнепидисов, у которых 7 августа (по новостильному гражданскому календарю) 1924 года родился сын Арсениос (Арсений), будущий старец Паисий, стало их вынужденное переселение в маленький городок Коницу на Севере Греции близ албанской границы. А вместе со своей паствой отправился и известный старец тех лет, ныне также прославленный в лике святых преподобный Арсений Каппадокийский. Именно он крестил младенца Арсения и предсказал ему монашеское будущее. Вот как описывает эти годы Житие преподобного Паисия:
Уже с детских лет Арсений жил как подвижник. Он наслаждался чтением Житий Святых, усердно, с чрезвычайной ревностью и с удивительной бескомпромиссностью стремясь подражать их подвигам. Он отдавался непрестанной молитве и одновременно с этим старался развить в себе любовь и смирение. В юношеском возрасте будущий Старец выучился ремеслу плотника, желая и в этом быть похожим на Христа.
А между тем как итог Второй мировой войны началась кровопролитная гражданская война между просоветскими повстанцами и прозападными правительственными войсками. Будущего старца призвали в действующую армию, где он три с половиной года служил радистом, не проливая братской крови, но учась смирению и послушанию, проявить которые ему в полной мере довелось уже совсем скоро.
Вскоре после демобилизации, в 1950 году, Арсений Эзнепидис ушёл на Святую гору Афон, где стал послушником геронды Кирилла, будущего игумена афонского монастыря Кутлумуш. Начался путь к старчеству.
Отец Паисий в молодости. Фото: www.pravoslavie.ru
Через испытания к спасению
Житие монаха – не биография политического деятеля. Оно не изобилует множеством публичных встреч и заявлений. Того, что мы именуем «мероприятиями». Но оно поистине «событийно», подлинно сопричастно дарованному Богом бытию. В ежеминутном молитвенном общении с Господом, в несении чужих тягот, в смирении и послушании.
Таково Житие и старца Паисия Святогорца, в 1954 году постриженного в рясофор, а в 1957 году принявшего малую схиму с именем в честь Святителя Паисия Кесарийского в известном своим консерватизмом афонском монастыре Эсфигмен. А в 1958-м вернулся в места своего детства, где возродил монастырь Рождества Богородицы, также известный как Стомион.
Здесь он активно проповедовал, успешно противопоставив православную проповедь активно распространявшейся в то время протестантской пропаганде. А с 1962 по 1964 год – подвизался на Синае.
Как впоследствии вспоминал старец Паисий, Сама Богородица указала ему этот путь:
Я попросил Матерь Божию, чтобы Она Сама показала мне место, куда идти. И Она сказала мне: «Иди на Синай».
Здесь, в египетской пустыне старцу довелось сразиться с бесовскими силами. Не именуя имени нечистого вслух, он шутя называл его «тангалашкой». Но смешного было мало, это только многим из нас кажется, что враг рода человеческого – это нечто из голливудских «страшилок». В реальности всё куда страшнее, неописуемо страшнее.
Так, в Житии преподобного Паисия есть рассказ о том, как одна девушка, впоследствии ставшая монахиней, спросила старца:
– Дедушка, а вы его видели?
– Да! Знаешь, какой он «красивый»! Насколько велика любовь Господа, не позволяющая увидеть дьявола! Умерло бы всё человечество со страха!
А о своей духовной борьбе с врагом рода человеческого говорил так:
Диавол действительно преображается в человека, в животное и тому подобное. Он действительно осязаем. Это некая иная сущность, которой мы не знаем. Ты видишь его, осязаешь его, связываешь его молитвой, и он тут же исчезает прямо на твоих глазах.
Прожив два года в знаменитом синайском монастыре Святой Екатерины, ещё относительно молодой отец Паисий проявил высочайшую аскезу. Поселившись в маленькой келье в башне, в которую ранее селили ссыльных, он тут же выкрутил электрическую лампочку и убрал с кровати матрас. А затем ушёл в пещерную келью святой Епистимии, где питался только чаем с сухарями.
Монашеское служение преподобного Паисия на Синае. Фото: www.pravoslavie.ru
В 1964 году отец Паисий вернулся на Афон и поселился в скиту Иверского монастыря. Тяжело больным: открылась астма, приведшая к тяжелейшей лёгочной болезни и страшным мучениям. Мучениям, которые привели к подлинному старчеству и чудотворению.
Широко известны евангельские слова Спасителя о том, что «Царство Небесное нудится», то есть – добывается с трудом, с усилиями, потом, а порой и кровью. Об этом же нередко говорили и светские мыслители.
Так, французский философ румынского происхождения Эмиль Чоран утверждал, что только страдание по-настоящему изменяет человека. Но есть одно существенное добавление: страдание, перенесённое с христианским смирением.
Старец Паисий Святогорец — это самый известный и почитаемый православный святой нашего времени. Живя на Афоне, он прослыл настоящим чудотворцем — исцелял, предсказывал будущее. Однако чудеса Паисия Святогорца — это далеко не самое важное, что было в его житии. Как складывалась жизнь святого Паисия? И какой главный подвиг он на самом деле олицетворял своей жизнью?
Паисий Святорец — житие кратко
Для начала — несколько фактов. Просто, чтобы в общих чертах понимать, когда и где жил Паисий Святогорец.
- Святой Паисий родился на территории Турции — в Каппадокии, — в 1924 году. (Последние века Каппадокия является частью мусульманских государств, но на ней сохранились христианские постройки монастыри самых ранних времен).
- Сразу после рождения он и его родители переселились в Грецию — в рамках массового обмена жителями между этими двумя странами.
- Паисий Святогорец служил в армии.
- Почти всю свою монашескую жизнь старец Паисий провел на Святой Горе Афон. Там он подвизался с 26 лет.
- За свою жизнь святой сменил несколько скитов, келий и монастырей. Самая известная келья — Панагуда. Там он жил более десяти лет, когда стал уже известным на всю Грецию старцем и к нему нескончаемым потоком стекались паломники.
- Старец Паисий несколько раз покидал Святую Гору. Например, несколько лет в молодости он жил на горе Синай в Египте — рядом с монастырем Святой Екатерины.
- Преподобный Паисий умер в 1994 году — в Греции, в Салониках, куда приехал за несколько месяцев до смерти. Захоронен он там же. Могила старца Паисия стала местом массового паломничества.
Чудеса Паисия Святогорца. Какое из них главное?
Паисий Святогорец в какой-то степени стал заложником своих чудес. С одной стороны, то, что о нем говорят в первую очередь как об аскете-чудотворце, справедливо: им старец Паисий и был.
Паисий Святогорец спал 3—5 часов в день. Строгость его постов иной назвал бы голоданием.
Он исцелял от неизлечимых болезней, предсказывал будущее, вдохновлял на духовную жизнь, обращал в христианство тех, кто кажется никогда бы не обратился. Он изгонял бесов и сам переживал их многочисленные нападки.
Его видели парящим над землей и излучающим Божественный Свет. (Пересказывать все чудеса в этом тексте смысла нет — лучше прочитайте прекрасное житие, которое написал о нем другой афонский монах Исаак — мы писали о ней в этом обзоре).
С другой стороны, все эти внешние проявления святости затмили главный подвиг старца Паисия: его смирение — то есть умение с миром на душе воспринимать любые события, которые происходили с ним — плохие и хорошие. Причем, не только события, но и ход всей жизни.
- Как не возгордиться, когда по твоим молитвам происходят столько чудес?
- Как не возгордиться, когда твой образ жизни объективно подвижнический и ты можешь много из того, чего не могут большинство монахов?
- Как не испугаться, когда ты постоянно подвержен нападкам бесов — они приходят к тебе в келью и стучатся в стены?
- Как смириться, когда ты всю жизнь искал отшельничества и безмолвия, а в итоге с утра до вечера окружен паломниками?
- Как жить и не жаловаться, когда много лет тебя мучают сильнейшие боли, а к концу жизни у тебя диагностируют рак и жизнь становится 100-процентным мученичеством?
Именно таким смиренным монахом был старец Паисий Святогорец. Это впечатляющий подвиг.
Котенок смирил старца Паисия
Старец Паисий рассказывал, что однажды решил помочь больному котенку, который очень страдал. Он помолился, перекрестил животное, но котенку лучше не становилось.
Вдруг святой осознал, что в его желании помочь было что-то от эгоизма — самая кроха помысла вроде, «я афонский монах, ко мне приходят люди, уж котенка-то я смогу исцелить».
Старец Паисий вспоминает, что следом подумал:
«Посмотри на себя, — сказал я тогда себе, — уже столько лет ты монах, а даже несчастному котенку помочь не можешь. Только я так подумал, как котенок, который был на последнем издыхании, вдруг пришел в себя, подбежал и стал тереться. Вот такая сила у смирения!».
Старец Паисий был подвижником, в случае с котором многие духовные законы срабатывали моментально и вот таким эффектным, как в случае с котенком, образом.
Был еще один не менее впечатляющий случай.
Паисий Святогорец и блудница
Однажды в храм, где святой какое-то время служил, пришла женщина. О ней рассказывали, что она разрушила многие семьи, обольщая мужчин. Преподобный прикрикнул на нее и велел уйти из храма.
«Тогда, — вспоминает старец, — со мной случилось что-то ужасное. Впервые за свою жизнь я почувствовал такой силы плотское искушение, что это напоминало горение».
В какой-то момент искушения стали настолько сильны, что старец вонзил себе в ногу маленький топорик — чтобы как-то остановить поток мыслей. Брызнула кровь.
«А потом, — рассказывает святой, — я подумал: вот, я испытал этот ад единственный раз в течение короткого времени. А эта, Господи, несчастная душа, которая всегда живет в аду, как же она страдает!»
И сразу же после этой мысли святой почувствовал, что освобождается от страсти.
«Так что, будь очень осторожен с осуждением», — подводил итог старец, когда рассказывал эту историю.
Господь смиряет старца Паисия Святогорца
Но главным уроком смирения (если так можно сказать) для старца Паисия была сама жизнь — вернее, собственная известность. К нему вереницей шли паломники….
В молодости мечтой святого было отшельничество и безмолвие — та форма монашеского делания, когда инок уединяется в пещеру или пустыню и всего себя посвящает Богу и молитве.
Однако отшельничество для него оказалось возможно только, по сути, во время непродолжительного пребывания на горе Синай. Затем Господь явно направлял преподобного в другую сторону, показывая: твое призвание — это служение людям, а не пустыня.
Сначала по состоянию здоровья Паисий должен был покинуть Синай и вернуться на Афон. Затем на самом Афоне срывались любые попытки уйти «в затвор». Вплоть до того, что в назначенное время не приплывал лодочник, с которым старец Паисий договаривался об отплытии. Или же ему были недвусмысленные видения.
В какой-то момент Паисий Святогорец понял: идти наперекор Воле Божией смысла нет — все равно не выйдет. Сам святой вспоминает: смириться с этим было очень тяжело.
Преподобный Паисий в окружении паломников
Наверное, именно смирение с этим, а не многочасовые молитвенные стояния и строгие посты — самый главный его подвиг. И еще это напоминание, о чем так часто указывают святые: любая святость начинается со смирения. Подвиги без смирения прийти могут, а святость — нет.
«Не трудитесь над стяжанием любви, молитвы и добродетелей. Ваши усилия будут бесплотными, ибо Господь не будет помогать вам, пока у вас нет смирения. Но это потому только, что если Он поможет вам достичь преуспеяния, вы вскоре повредитесь из-за гордости. Бог ждет от нас только смирения, а все остальное — непосредственный результат Божией благодати, которую привлекает смиренный человек своим мирным и добрым расположением», — говорил старец Паисий.
Бесы нападали на старца Паисия
Нам — в миру, — достаточно сложно представить себе, что такое нападки бесов в прямом смысле этого слова. Мы с этим почти не сталкиваемся, потому что в обычной жизни у бесовских сил и так есть масса способов заставить человека потерять обличье — наркотики, алкоголь, рок-концерты, техно-вечеринки, видео-клипы. Безудержное веселье и гнев в конце концов.
Монахи во многом оторваны от мирских развлечений, однако это не лишает их того, что должен пройти любой человек — духовной борьбы. В этом делании монахи часто выходят на «передовую». И бесы ополчаются на них иногда даже не в «переносном» смысле — в виде помыслов, фобий, душевных браней, — но в виде осязаемых явлений.
Афон — одно из мест, где бесовские нападки материализуются особенно часто и сильно. Старец Паисий сталкивался с ними постоянно. Стуки в стены, страшные чудовища, крики. Это не игра слов. Он рассказывал, как на ночь в его келье остался какой-то паломник и среди ночи он сбежал — потому что не мог вынести тех звуков, которые были в доме: бесы в очередной раз пришли искушать старца.
Кроме того, Господь дал Паисию Святогорцу власть изгонять демонов из людей. К нему приводили бесноватых и те чаще всего покидали Афон исцеленными.
Святой вспоминал: «Однажды ко мне принесли одного бесноватого малыша. Сначала я как следует накормил его сладостями, чтобы распалить его жажду, а потом принес водички от святых мощей. «Нашему Янакису, — сказал я, — я дам попить водичку повкусней, чем другим». Отпив чуть-чуть этой воды, малыш начал кричать: «Эта вода меня жжет, что в ней?» — «Ничего в ней нет», — ответил я. «Что ты со мной делаешь? Она меня жжет!» — кричал несчастный малыш. «Она не тебя жжет, — сказал я, — она жжет кое-кого другого». Я начал крестить голову малыша, и его затрясло, он впал в кризис беснования. Бес, находившийся в малыше, скрутил его тело».
Паисий Святогорец и духовные законы
Помните, мы говорили выше про то, что в его случае духовные законы «срабатывали» почти моментально? Он не мог исцелить котенка, пока в его желании была крупица несмирения. Как только она ушла — животное моментально выздоровело.
Будучи святым старцем, Паисий Святогорец очень тонко ощущал духовные законы и взаимосвязи в жизни. Были случаи, когда он понимал — та или иная болезнь вызвана не столько медицинскими факторами, сколько грехами самого человека или его близких.
Например, одному отцу он сказал: ваш ребенок выздоровеет, но для этого вы должны хотя бы бросить курить. Это не было «торгом» — просто старец понимал, что многие болезни даются людям, как стимул и знак изменить свою жизнь.
Поучения старца Паисия
Вообще говоря, чтобы понять, за что любили старца Паисия, достаточно прочитать «Слова», которые несколько раз переиздавались в России. Это шеститомник, в котором собраны беседы святого с монахинями одного греческого монастыря. Сестры задают вопросы на разные случаи жизни, а старец — их духовник — им отвечает.
О вещах глубоких он говорил просто и понятно. Иногда с юмором. Часто — приводил яркие и точные сравнения. Например, духовную жизнь сравнивал с радиоволной, на которую важно настроиться. А семейную жизнь — с автомобилем, — в том смысле, что разница в характерах супругов иной раз так же важна и полезна, как педали газа и тормоза. «Если бы у вас был только газ, вы бы не уехали дальше первого поворота, а если бы только тормоз — вообще бы не тронулись с места», — сказал он однажды супружеской паре.
Иногда давал самые неожиданные советы — которые в итоге-то помогали людям. Например, мужу и жене, у которых отношения не очень складывались, он сказал: «Благословляю вас ругаться со всеми, с кем хотите — на работе и на улице. Ругайтесь! Но только не друг с другом».
Преподобный Паисий кормит птичку
Изречения Паисия Святогорца
«Люди все куда-то спешат и мчатся. В такой-то час им нужно быть в одном месте, в такой-то — в другом, потом в третьем… Чтобы не забыть, какие нужно сделать дела, люди вынуждены их записывать. Хорошо еще, что среди такой беготни они не забыли, как их зовут! Они не знают даже самих себя. Что общего у всего этого со счастьем?»
«Церковь учит человека идти одним из двух путей: или путем монашеским или путем брака. Все остальное — неестественно. Вол, которые не хочет впрягаться ни в ярмо, ни в плуг, оказывается под ножом мясника. Молодым людям, которые встречаются друг с другом, но не могут решиться на брак, я говорю: если хотите мне что-то прислать — пришлите лучше приглашение на свадьбу. Ничего другого мне не нужно.»
«Посредством поста человек превращается в агнца, ягненка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ей от эгоизма и поэтому не получает божественной помощи. Потому что, если он постится и имеет гордый помысл о том, что совершает что-то важное, то весь его пост идет насмарку».
«Когда человек ощущает присутствие Божие, он чувствует и присутствие ангела-хранителя, и он старается ничем не огорчить его. И тогда движения его становятся спокойными, внимательными, но вместе с тем — свободными. Такая собранность его не напрягает, она ему нравится. В его движениях ощущается духовная свобода».
«Если вы видите, что вас беспокоят вопросы, которые по-человечески разрешить нельзя, и если вы не возлагаете их на Бога, то знайте, что это — ухищрение лукавого…»
«Духовная жизнь очень проста и легка. Это сами мы ее усложняем. Приложив немного старания и имея при этом многое смирение и доверие Богу, человек может очень преуспеть. Ведь там, где смирение, злу нет места. А там, где нет диавола, нет и искушений».
Творения старца Паисия Святогорца
Преподобный Паисий оставил после себя несколько книг. На русском языке можно найти вот такие:
- Отцы святогорцы и святогорские истории
- Афонский старец Хаджи-Георгий
- Святой Арсений Каппадокийский
Кроме того, на русском изданы его письма, а также в шести книгах «Слова» — те самые беседы с монахинями греческого монастыря.
День памяти старца Паисия
Память старца Паисий в Русской православной Церкви установлена 12 июля.
Тропарь святому преподобному Паисию Святогорцу
Божественныя любви огнь приемый, превосходящим подвигом вдался если весь Богови, и утешение многим людям был если, словесы божественными наказуяй, молитвами чудотворяй, Паисие Богоносе, и ныне молишися непрестанно о всем мире преподобне.
Преподобне отче Паисие, моли Бога о нас!
Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте
И еще в Фейсбуке!