Содержание
- Евгений Боткин: Сердце доктора
- Журнал “Фома” с телеканалом “Спас” подготовили серию роликов о расстрелянных 100 лет назад в Екатеринбурге:
- Евгений Боткин
- СТРАСТОТЕРПЕЦ ЕВГЕНИЙ ВРАЧ (БОТКИН) — житие и икона
- Евгений Боткин – царский врач. Почему придворный медик выбрал смерть
- В ссылке
- Выбор императрицы
- Для себя – ничего
- Последние слова
- Праведный Евге́ний Боткин, врач, страстотерпец
- Страстотерпец Евгений Боткин
- Боткин, Евгений Сергеевич
- Биография
- Семья
- Труды
- Примечания
- Литература
- Ссылки
Евгений Боткин: Сердце доктора
“Когда вы входите в палату, вас встречает радостное и приветливое настроение — драгоценное и сильное лекарство, которым вы нередко гораздо больше поможете, чем микстурами и порошками… Только сердце для этого нужно, только искреннее сердечное участие к больному человеку. Так не скупитесь же, приучайтесь широкой рукой давать его тому, кому оно нужно. Так пойдем с любовью к больному человеку, чтобы вместе учиться, как ему быть полезным».
Это слова из лекции, которую доктор Боткин читал в Императорской военно-медицинской академии. Он учил студентов «неизмеримо сердечному отношению» к своим пациентам. И сам пронес это учение по жизни — до самой мученической кончины.
В роду Боткиных было много творческих личностей — врачей, художников, писателей. Сам Евгений Боткин, получив серьезное музыкальное образование, все же пошел по стопам своего отца, знаменитого лейб-медика Сергея Боткина. Он окончил Императорскую военно-медицинскую академию и начал свой профессиональный путь в больнице для бедных. Потом уехал в Германию, где стажировался у ведущих врачей, а потом вернулся в свою больницу.
На Русско-японскую войну он ушел добровольцем и стал заведующим медицинской частью Российского общества Красного Креста. Но, несмотря на высокую должность, большую часть времени проводил на фронте. Известен даже случай, когда в одном из полевых лазаретов Боткин оказал помощь раненому ротному фельдшеру, взял его медицинскую сумку и вместо него отправился на передовую.
Евгений Боткин с великими княжнами Анастасией и Марией
«Я удручаюсь все более и более ходом нашей войны, и не потому только, что мы столько проигрываем и столько теряем, но едва ли не больше потому, что целая масса наших бед есть только результат отсутствия у людей духовности, чувства долга, что мелкие расчеты становятся выше понятий об Отчизне, выше Бога», — писал Боткин.
После окончания войны он выпустил книгу «Свет и тени Русско-японской войны». Книгу прочла императрица Александра Федоровна и на вопрос, кого бы она хотела видеть на должности придворного врача, ответила: «Боткина. Того, который воевал». И осенью 1908 года семья доктора Боткина переехала в Царское Село, а сам Евгений Сергеевич был назначен почетным лейб-медиком императорской семьи.
Особого его внимания требовала тяжелая болезнь цесаревича Алексея.
Бывало, дни и ночи он проводил у постели мальчика — лечил, подбадривал, беседовал с ним. Алеша очень полюбил своего доктора и писал ему в письмах: «Я вас люблю всем своим маленьким сердцем».
В 1910 году от Боткина ушла жена, и с тех пор он целиком посвятил себя царской семье, к которой привязался всей душой. Когда в 1917 году дети государя один за другим заболели корью, доктор вместе с Александрой Федоровной сутками не отходил от их постелей. А потом проявил еще один свой талант: стал заниматься с цесаревичем русской литературой и сумел очаровать Алешу лирикой Лермонтова. Обоим эти занятия доставляли невероятное удовольствие.
Когда для императорской семьи наступило время испытаний, доктор Боткин решил разделить с ней ее участь. Вместе с ней он отправился в ссылку — сначала в Тобольск, а затем и в Екатеринбург.
В Тобольске Боткин жил отдельно от остальных, не на правах узника: квартира, в которой поселили его с детьми, никогда не подвергалась досмотру. Сам он мог свободно передвигаться по городу, и любой желающий мог записаться к нему на прием.
«Крестьянские пациенты, — вспоминал он, — постоянно пытались платить, но я, разумеется, никогда ничего с них не брал. Тогда они, пока я был занят в избе с больным, спешили платить моему извозчику. Это удивительное внимание, к которому мы в больших городах совершенно не привыкли, бывало иногда в высокой степени уместным, так как в иные периоды я не в состоянии был навещать больных вследствие отсутствия денег и быстро возрастающей дороговизны извозчиков. Поэтому в наших обоюдных интересах я широко пользовался другим местным обычаем и просил тех, у кого есть, пусть присылают за мной лошадь. Таким образом, улицы Тобольска видели меня едущим и в широких архиерейских санях, и на прекрасных купеческих рысаках, но еще чаще потонувшим в сене на самых обыкновенных розвальнях».
Евгений Боткин и император Николай II
Об отъезде отца из Тобольска в Екатеринбург вспоминает его дочь Татьяна:
«Был теплый весенний день, и я смотрела, как он осторожно на каблуках переходил грязную улицу в своем штатском пальто и в фетровой шляпе. Мой отец носил форму: генеральское пальто и погоны с вензелями государя и в Тобольске всё время, даже с приходом большевиков, когда ходили уже вообще без погон, пока, наконец, отрядный комитет не заявил, что они, собственно говоря, ничего против не имеют, но красногвардейцы несколько раз спрашивали, что тут за генерал ходит, поэтому, во избежание недоразумений, попросили моего отца снять погоны. На это он им ответил, что погон не снимет, но если это событие действительно грозит какими-нибудь неприятностями, просто переоденется в штатское».
В доме Ипатьева Боткин делал все, чтобы облегчить участь императорской семьи. Он добровольно взял на себя роль ходатая по всем, даже незначительным вопросам, став посредником между узниками и комендантом «дома особого назначения», будущим непосредственным руководителем расстрела царской семьи Яковом Юровским: просил вывести семью на прогулку, позвать священника, «часики подчинить»…
Сам Юровский потом вспоминал: «Доктор Боткин был верный друг семьи. Во всех случаях по тем или иным нуждам семьи он выступал ходатаем. Он был душой и телом предан семье и переживал вместе с семьей Романовых тяжесть их жизни».
Последний в своей жизни день рождения доктор встретил в доме Ипатьева: 27 мая ему исполнилось 53 года. Вскоре он написал из заточения своему младшему брату: «Бог помог мне оказаться полезным… Обращались ко мне всё больше хронические больные, уже лечившиеся и перелечившиеся, иногда, конечно, и совсем безнадежные. Это давало мне возможность вести им запись, и время мое было расписано за неделю и за две вперед по часам, так как больше шести-семи, в экстренных случаях, восьми больных в день я не в состоянии был навестить: все ведь это были случаи, в которых нужно было очень подробно разобраться и над которыми приходилось очень и очень подумать. К кому только меня не звали, кроме больных по моей специальности?! К сумасшедшим, просили лечить от запоя, возили в тюрьму пользовать клептомана… Я никому не отказывал, если только просившие не хотели принять в соображение, что та или другая болезнь совершенно выходит за пределы моих знаний. Я отказывался только идти к только что заболевшим, если, разумеется, не требовалось немедленная помощь…»
В ночь расстрела охрана разбудила Боткина и велела поднять обитателей Ипатьевского дома. Сказали, что их собираются перевести в другое место, потому что в городе неспокойно. Все узники спустились в подвал. Когда Юровский объявил о расстреле, доктор, по свидетельствам некоторых очевидцев, успел глухим голосом спросить: «Так нас никуда не повезут?»
В 2000 году Русская православная церковь канонизировала императора и его семью. А спустя 16 лет был канонизирован и доктор Евгений Боткин. Церковь вспоминает и его как праведного страстотерпца.
Другие Спутники царской семьи
Журнал “Фома” с телеканалом “Спас” подготовили серию роликов о расстрелянных 100 лет назад в Екатеринбурге:
Евгений Боткин
Евгений Боткин родился 27 мая 1865 г. в Царском Селе, в семье выдающегося русского ученого и врача, основателя экспериментального направления в медицине Сергея Петровича Боткина. Его отец был придворным медиком императоров Александра II и Александра III.
В детстве он получил прекрасное образование и сразу был принят в пятый класс Петербургской классической гимназии. После окончания гимназии поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, однако после первого курса решил стать врачом и поступил на приготовительный курс Военно-медицинской академии.
Врачебный путь Евгения Боткина начался в январе 1890 г. с должности врача-ассистента Мариинской больницы для бедных. Через год он уехал за границу с научными целями, учился у ведущих европейский ученых, знакомился с устройством берлинских больниц. В мае 1892 г. Евгений Сергеевич стал врачом Придворной Капеллы, а с января 1894 г. вернулся в Мариинскую больницу. Вместе с тем он продолжил научную деятельность: занимался иммунологией, изучал сущность процесса лейкоцитоза и защитные свойства форменных элементов крови.
В 1893 году он блестяще защитил диссертацию. Официальным оппонентом на защите был физиолог и первый нобелевский лауреат Иван Павлов.
С началом Русско-японской войны (1904) Евгений Боткин убыл в действующую армию добровольцем и стал заведующим медицинской частью Российского общества Красного Креста в Маньчжурской армии. По воспоминаниям очевидцев, несмотря на административную должность, он много времени проводил на передовой. За отличие в работе был награжден многими орденами, в том числе и боевыми офицерскими.
Осенью 1905 г. Евгений Сергеевич возвратился в Петербург и приступил к преподавательской работе в академии. В 1907 г. он был назначен главным врачом общины святого Георгия в столице. В 1907 г. после смерти Густава Гирша царская семья осталась без лейб-медика. Кандидатура нового лейб-медика была названа самой императрицей, которая на вопрос, кого бы она хотела видеть на этой должности, ответила: «Боткина». Когда ей сказали о том, что сейчас в Петербурге одинаково известны два Боткина, сказала: «Того, что был на войне!».
Боткин был старше своего августейшего пациента — Николая II — на три года. В обязанность лейб-медика входило лечение всех членов царской фамилии, что он тщательно и скрупулезно выполнял. Приходилось обследовать и лечить императора, обладавшего крепким здоровьем, великих княжон, болевших разными детскими инфекциями. Но главным объектом усилий Евгения Сергеевича был цесаревич Алексей, болевший гемофилией.
Великие княжны Мария и Анастасия и Евгений Сергеевич Боткин
После февральского переворота 1917 года императорская семья была заключена в Александровском дворце Царского Села. Всем слугам и помощникам предложили по желанию покинуть узников. Но доктор Боткин остался с пациентами. Не пожелал он покинуть их и когда царскую семью было решено отправить в Тобольск. В Тобольске он открыл бесплатную медицинскую практику для местных жителей. В апреле 1918 года вместе с царской четой и их дочерью Марией доктора Боткина перевезли из Тобольска в Екатеринбург. В тот момент была еще возможность покинуть царскую семью, но медик их не оставил.
Иоганн Мейер, австрийский солдат, попавший в русский плен в годы Первой мировой войны и перешедший на сторону большевиков в Екатеринбурге, написал воспоминания «Как погибла царская семья». В книге он сообщает о сделанном большевиками предложении доктору Боткину оставить царскую семью и выбрать себе место работы, например, где-нибудь в московской клинике. Таким образом, один из всех заключенных дома особого назначения точно знал о скорой казни. Знал и, имея возможность выбора, предпочел спасению верность присяге, данной когда-то царю. Вот как это описывает Мейер: «Видите ли, я дал царю честное слово оставаться при нем до тех пор, пока он жив. Для человека моего положения невозможно не сдержать такого слова. Я также не могу оставить наследника одного. Как могу я это совместить со своей совестью? Вы все должны это понять».
Доктор Боткин был убит вместе со всей императорской семьёй в Екатеринбурге в Ипатьевском доме в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.
В 1981 году вместе с другими расстрелянными в Ипатьевском доме был канонизирован Русской Православной Церковью Зарубежом.
СТРАСТОТЕРПЕЦ ЕВГЕНИЙ ВРАЧ (БОТКИН) — житие и икона
Евгений Сергеевич Боткин родился 27 мая 1865 года в Царском Селе Санкт-Петербургской губернии в семье известного русского врача-терапевта, профессора Медико-хирургической академии Сергея Петровича Боткина. Он происходил из купеческой династии Боткиных, представители которой отличались глубокой православной верой и благотворительностью, помогали Православной Церкви не только своими средствами, но и своими трудами. Благодаря разумно организованной системе воспитания в семье и мудрой опеке родителей в сердце Евгения уже с детских лет были заложены многие добродетели, в том числе великодушие, скромность и неприятие насилия. Его брат Петр Сергеевич вспоминал: «Он был бесконечно добрым. Можно было бы сказать, что пришел он в мир ради людей и для того, чтобы пожертвовать собой».
Евгений получил основательное домашнее образование, которое позволило ему в 1878 году поступить сразу в пятый класс 2-й Санкт-Петербургской классической гимназии. В 1882 году Евгений окончил гимназию и стал студентом физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Однако уже на следующий год, сдав экзамены за первый курс университета, он поступил на младшее отделение открывшегося приготовительного курса императорской Военно-медицинской академии. Его выбор медицинской профессии с самого начала носил осознанный и целенаправленный характер. Петр Боткин писал о Евгении: «Профессией своей он избрал медицину. Это соответствовало его призванию: помогать, поддерживать в тяжелую минуту, облегчать боль, исцелять без конца». В 1889 году Евгений успешно окончил академию, получив звание лекаря с отличием, и с января 1890 года начал свою трудовую деятельность в Мариинской больнице для бедных.
В 25 лет Евгений Сергеевич Боткин вступил в брак с дочерью потомственного дворянина Ольгой Владимировной Мануйловой. В семье Боткиных выросло четверо детей: Дмитрий (1894–1914), Георгий (1895–1941), Татьяна (1898–1986), Глеб (1900–1969).
Одновременно с работой в больнице Е. С. Боткин занимался наукой, его интересовали вопросы иммунологии, сущности процесса лейкоцитоза. В 1893 году Е. С. Боткин блестяще защитил диссертацию на степень доктора медицины. Через 2 года Евгений Сергеевич был командирован за границу, где проходил практику в медицинских учреждениях Гейдельберга и Берлина. В 1897 году Е. С. Боткин был удостоен звания приват-доцента по внутренним болезням с клиникой. На своей первой лекции он сказал студентам о самом важном в деятельности врача: «Пойдемте все с любовью к больному человеку, чтобы вместе учиться, как быть ему полезными». Служение медика Евгений Сергеевич считал истинно христианским деланием, он имел религиозный взгляд на болезни, видел их связь с душевным состоянием человека. В одном из своих писем к сыну Георгию, он выразил свое отношение к профессии медика как к средству познания Божией премудрости: «Главный же восторг, который испытываешь в нашем деле… заключается в том, что для этого мы должны все глубже и глубже проникать в подробности и тайны творений Бога, причем невозможно не наслаждаться их целесообразностью и гармонией и Его высшей мудростью».
С 1897 года Е. С. Боткин начал свою врачебную деятельность в общинах сестер милосердия Российского Общества Красного Креста. 19 ноября 1897 года он стал врачом в Свято-Троицкой общине сестер милосердия, а с 1 января 1899 года стал также главным врачом Санкт-Петербургской общины сестер милосердия в честь святого Георгия. Главными пациентами общины святого Георгия являлись люди из беднейших слоев общества, однако врачи и обслуживающий персонал подбирались в ней с особенной тщательностью. Некоторые женщины высшего сословия трудились там простыми медсестрами на общих основаниях и считали почетным для себя это занятие. Среди сотрудников царило такое воодушевление, такое желание помогать страждущим людям, что георгиевцев сравнивали иногда с первохристианской общиной. Тот факт, что Евгения Сергеевича приняли работать в это «образцовое учреждение», свидетельствовал не только о его возросшем авторитете как врача, но и о его христианских добродетелях и добропорядочной жизни. Должность главного врача общины могла быть доверена только высоконравственному и верующему человеку.
В 1904 году началась русско-японская война, и Евгений Сергеевич, оставив жену и четверых маленьких детей (старшему было в то время десять лет, младшему – четыре года), добровольцем отправился на Дальний Восток. 2 февраля 1904 года постановлением Главного управления Российского Общества Красного Креста он был назначен помощником Главноуполномоченного при действующих армиях по медицинской части. Занимая эту достаточно высокую административную должность, доктор Боткин часто находился на передовых позициях. Во время войны Евгений Сергеевич не только показал себя прекрасным врачом, но и проявил личные храбрость и мужество. Он написал с фронта множество писем, из которых составилась целая книга – «Свет и тени русско-японской войны 1904–1905 годов» Эта книга вскоре была опубликована, и многие, прочитав ее, открыли для себя новые стороны петербургского врача: его христианское, любящее, безгранично сострадательное сердце и непоколебимую веру в Бога. Императрица Александра Феодоровна, прочитав книгу Боткина, пожелала, чтобы Евгений Сергеевич стал личным доктором Царской семьи. В пасхальное воскресенье, 13 апреля 1908 года, император Николай II подписал указ о назначении доктора Боткина лейб-медиком Высочайшего двора.
Теперь, после нового назначения, Евгений Сергеевич должен был постоянно находиться при императоре и членах его семьи, его служба при царском дворе протекала без выходных дней и отпусков. Высокая должность и близость к Царской семье не изменили характера Е. С. Боткина. Он оставался таким же добрым и внимательным к ближним, каким был и раньше.
Когда началась Первая мировая война, Евгений Сергеевич обратился с просьбой к государю направить его на фронт для реорганизации санитарной службы. Однако император поручил ему оставаться при государыне и детях в Царском Селе, где их стараниями стали открываться лазареты. У себя дома в Царском Селе Евгений Сергеевич также устроил лазарет для легко раненых, который посещала императрица с дочерями.
В феврале 1917 года в России произошла революция. 2 марта государь подписал Манифест об отречении от престола. Царская семья была арестована и заключена под стражу в Александровском дворце. Евгений Сергеевич не оставил своих царственных пациентов: он добровольно решил находиться с ними, несмотря на то, что должность его была упразднена, и ему перестали выплачивать жалованье. В это время Боткин стал для царственных узников больше, чем другом: он взял на себя обязанность был посредником между императорской семьей и комиссарами, ходатайствуя обо всех их нуждах.
Когда Царскую семью было решено перевезти в Тобольск, доктор Боткин оказался среди немногих приближенных, которые добровольно последовали за государем в ссылку. Письма доктора Боткина из Тобольска поражают своим подлинно христианским настроением: ни слова ропота, осуждения, недовольства или обиды, но благодушие и даже радость. Источником этого благодушия была твердая вера во всеблагой Промысл Божий: «Поддерживает только молитва и горячее безграничное упование на милость Божию, неизменно нашим Небесным Отцом на нас изливаемую». В это время он продолжал выполнять свои обязанности: лечил не только членов Царской семьи, но и простых горожан. Ученый, много лет общавшийся с научной, медицинской, административной элитой России, он смиренно служил, как земский или городской врач, простым крестьянам, солдатам, рабочим.
В апреле 1918 года доктор Боткин вызвался сопровождать царскую чету в Екатеринбург, оставив в Тобольске своих родных детей, которых горячо и нежно любил. В Екатеринбурге большевики снова предложили слугам покинуть арестованных, но все отказались. Чекист И. Родзинский сообщал: «Вообще одно время после перевода в Екатеринбург была мысль отделить от них всех, в частности даже дочерям предлагали уехать. Но все отказались. Боткину предлагали. Он заявил, что хочет разделить участь семьи. И отказался».
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года Царская семья, их приближенные, в том числе и доктор Боткин, были расстреляны в подвале дома Ипатьева.
За несколько лет до своей кончины Евгений Сергеевич получил титул потомственного дворянина. Для своего герба он выбрал девиз: «Верою, верностью, трудом». В этих словах как бы сконцентрировались все жизненные идеалы и устремления доктора Боткина. Глубокое внутреннее благочестие, самое главное – жертвенное служение ближнему, непоколебимая преданность Царской семье и верность Богу и Его заповедям во всех обстоятельствах, верность до смерти. Такую верность Господь приемлет как чистую жертву и дает за нее высшую, небесную награду: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2, 10).
Евгений Боткин – царский врач. Почему придворный медик выбрал смерть
В ссылке
В 1917 году жителям Тобольска необычайно повезло. У них появился свой врач: не только столичного образования и воспитания, но и всегда, в любую минуту готовый прийти больным на помощь, к тому же безвозмездно. Сибиряки посылали за доктором сани, конные упряжки, а то и полный выезд: шутка ли, личный врач самого императора и его семьи! Бывало, правда, что у больных не находилось транспорта: тогда доктор в генеральской шинели со споротыми знаками отличия перебирался через улицу, увязая по пояс в снегу, и все-таки оказывался у постели страждущего.
Лечил он лучше местных врачей, а платы за лечение не брал. Но сердобольные крестьянки совали ему то туесок с яичками, то пласт сала, то мешок кедровых орехов или жбанчик меда. С подарками доктор возвращался в губернаторский дом. Там новая власть держала под стражей отрекшегося от престола государя с семьей. Двое детей доктора тоже томились в заключении и были такие же бледные и прозрачные, как четыре великие княжны и маленький цесаревич Алексей. Проходя мимо дома, где содержалась царская семья, многие крестьяне становились на колени, клали земные поклоны, скорбно крестились, как на икону.
Выбор императрицы
Среди детей знаменитого Сергея Петровича Боткина, основателя нескольких крупных направлений в медицине, лейб-медика двух российских самодержцев, младший сын Евгений ничем особенным, казалось, не блистал. Он мало общался со своим прославленным отцом, но пошел по его стопам, как и старший брат, ставший профессором Медико-хирургической академии. Евгений достойно окончил медицинский факультет, защитил докторскую диссертацию по свойствам крови, женился и добровольцем отправился на Русско-японскую войну. Это был его первый опыт военно-полевой терапии, первое столкновение с жестокой реальностью. Потрясенный увиденным, он писал жене подробные письма, которые позже были опубликованы как «Записки о русско-японской войне».
На это произведение обратила внимание императрица Александра Федоровна. Боткину была пожалована аудиенция. Никто не знает, о чем говорила наедине августейшая особа, страдающая не только от хрупкости своего здоровья, но более всего – от тщательно скрываемой неизлечимой болезни сына, наследника русского престола.
После встречи Евгению Сергеевичу было предложено занять должность царского лейб-медика. Возможно, сыграли роль его работы по изучению крови, но, скорее всего, императрица угадала в нем знающего, ответственного и самоотверженного человека.
В центре справа налево Е. С. Боткин, В. И. Гедройц, С. Н. Вильчиковский. На переднем плане императрица Александра Фёдоровна с великими княжнами Татьяной и Ольгой. Фото: Public Domain
Для себя – ничего
Именно так объяснял Евгений Боткин своим детям изменения в их жизни: несмотря на то, что семья доктора переехала в прекрасный коттедж, поступила на казенное обеспечение, могла участвовать в дворцовых мероприятиях, он сам себе уже не принадлежал. Несмотря на то, что его жена вскоре покинула семью, все дети выразили желание остаться с отцом. Но он виделся с ними редко, сопровождая царскую семью на лечение, отдых, в дипломатических поездках. Дочь Евгения Боткина Татьяна в 14 лет стала хозяйкой в доме и управляла расходами, выдавая средства на покупку обмундирования и обуви старшим братьям. Но никакие отлучки, никакие тяготы нового образа жизни не могли разрушить те теплые и доверительные отношения, которые связывали детей и отца. Татьяна называла его «неоцененный папочка» и впоследствии добровольно последовала за ним в ссылку, считая, что у нее есть только один долг – быть рядом с отцом и делать то, что ему понадобится. Так же нежно, почти по-родственному относились к Евгению Сергеевичу и царские дети. В воспоминаниях Татьяны Боткиной содержится рассказ о том, как великие княжны сливали ему из кувшина воду, когда он лежал с больной ногой и не мог встать, чтобы вымыть руки перед осмотром пациентки.
Многие однокурсники и родственники завидовали Боткину, не понимая, как непроста его жизнь на этом высоком посту. Известно, что Боткин резко отрицательно относился к личности Распутина и даже отказался принять его больного у себя дома (но сам съездил к нему оказать помощь). Татьяна Боткина считала, что улучшение здоровья наследника при посещении «старца» наступало как раз тогда, когда Евгений Сергеевич уже провел лечебные мероприятия, укрепившие здоровье мальчика, а Распутин приписывал этот результат себе.
Последние слова
Когда государю предложили выбрать себе небольшую свиту для сопровождения его в ссылку, из указанных им генералов согласился только один. К счастью, нашлись верные слуги среди других, и они последовали за царской семьей в Сибирь, а некоторые и приняли мученическую смерть вместе с последними Романовыми. Среди них был Евгений Сергеевич Боткин. Для этого лейб-медика не было вопроса выбора своей судьбы – он его сделал давно. В глухие месяцы под арестом Боткин не только лечил, укреплял, духовно поддерживал своих пациентов, но и выполнял роль домашнего учителя – царственные супруги решили, что образование детей не должно прерываться, и все заключенные занимались с ними по какому-нибудь предмету.
Его собственные младшие дети Татьяна и Глеб жили неподалеку в съемном доме. Великие княжны и императрица Александра Федоровна посылали открытки, записки, маленькие подарочки, сделанные своими руками, чтобы скрасить трудную жизнь этих ребят, по собственному желанию последовавших в ссылку за отцом. С «папочкой» дети могли видеться всего несколько часов в день. Но и от того времени, когда его отпускали из-под ареста, Боткин выкраивал возможность посетить больных сибиряков и радовался внезапно открывшейся возможности широкой практики.
Спустя несколько томительных месяцев ссылки участь царственных узников была решена: все члены семьи должны быть уничтожены. Не сделали исключения и для верных слуг.
В Екатеринбург, где состоялась казнь, Татьяну и Глеба не пустили, они остались в Тобольске. Долго ничего не слышали об отце, а узнав, не могли поверить.
Евгений Сергеевич не оставил больного ребенка, царевича Алексея, и царскую семью, члены которой могли в любую минуту нуждаться в его помощи
― Ирина Васильевна, почему решение о канонизации Евгения Сергеевича Боткина принималось так долго?
― В течение ряда лет возможность причисления врача Евгения Боткина к лику святых была предметом детального рассмотрения в Исполкоме Общества православных врачей России имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого). На V Всероссийском съезде православных врачей, который проходил в октябре 2015 года в Санкт-Петербурге, участники единогласно ходатайствовали об этом перед Русской Православной Церковью. На съезде в своем докладе, посвященном Евгению Боткину, академик РАМН Александр Чучалин утверждал, что врач, отказавшийся уйти из царской семьи в момент, когда судьба ее была уже решена, продемонстрировал верность врачебному долгу. Евгений Сергеевич не оставил больного ребенка, царевича Алексея, и царскую семью, члены которой могли в любую минуту нуждаться в его помощи.
― Несмотря на мученическую кончину, царская семья и Евгений Боткин причислены к лику святых в лике страстотерпцев. Почему?
― В отличие от мученичества как страдания при попытках гонителей заставить отречься от веры в Бога, подвиг страстотерпчества ― это страдание за верность христианским заповедям. Евгений Сергеевич Боткин, принял смерть как страстотерпец, убитый за верность православно-патриотическим и профессиональным убеждениям. Он принадлежал к тем врачам, для которых христианская готовность принести себя в жертву была естественным проявлением понимания смысла жизни и исполнением профессионального долга перед своими пациентами и отечеством.
― Получается, что Евгений Боткин стал в первую очередь примером безупречного исполнения врачебного долга?
― Врачебный и нравственный подвиг доктора Боткина заключался в последовательном выполнении христианской заповеди любви к ближнему, которая в профессиональной врачебной этике формулируется как «принцип приоритета интересов пациента». Служение Боткина — пример верности и исполнения принципа приоритета пациента над личными интересами врача.
В истории медицины много примеров выполнения врачами принципа приоритета интересов пациента над личными интересами врача
― Но ведь это не единственный случай в медицине?
― Безусловно, в истории медицины много примеров выполнения врачами этого принципа. Каждый практикующий врач может привести сотни случаев, начиная от отказа врачом от житейских личных планов ради пациента до различных вариантов ситуации, которую можно условно назвать «последний долг». К ним относится и передающийся врачами из уст в уста случай: опытный врач― хирург, будучи сам больным, инвалидом по болезни сердца, откликается на просьбу коллег и больного, оперирует и спасает тяжелобольного пациента. Но выйдя из операционной, тут же умирает от упадка сердечной деятельности.
Принцип врачебной этики о приоритете больного, известный еще и как принцип «делай благо» заключается в том, чтобы делать добро другим людям, помогать слабым, предупреждать зло, ущерб или вред, спасать людей, попавших в опасность. Связь этого медицинского этического принципа с христианским пониманием любви и служения ближнему ― очевидна.
― Известно ли, что думал сам Евгений Боткин о связи медицинской этики и христианской нравственности?
― Сохранилось неоконченное письмо Евгения Сергеевича врачу-сокурснику, датированное 9 июля 1918 года: «Вообще, если «вера без дел мертва есть», то «дела» без веры могут существовать, и если кому из нас к делам присоединится и вера, то это лишь по особой к нему милости Божьей». Эта милость Божья в полной мере была оказана и ему самому.
К сожалению, доктор Евгений Сергеевич Боткин не оставил нам теоретического трактата по медицинской этике. Но он сделал большее: сегодня из уст в уста передаются его «дела» и его «вера». Когда-то современник Сократа Ксенофонт утверждал, что Сократ никогда не брался писать трактаты о добродетели. Но так как все видели, что он таков, то это давало надежду людям, находившимся в общении с ним, что они, подражая ему, станут такими. Причисление к лику святых доктора Евгения Сергеевича Боткина сегодня дает надежду молодым людям, студентам-медикам, свидетелям этого события в нашей Церкви, что они, подражая ему, могут стать такими. И в этой надежде заключено огромное значение эпохального события ― прославления Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в лике святых доктора Евгения Боткина.
Праведный Евге́ний Боткин, врач, страстотерпец
Кондак 1
Избранный угодниче и страстотерпче Христов, Евгение преславне, пламенем любви Христовой разжигаемый, на камене веры процвел еси; многие скорби и кончину лютую со страстотерпцы царственными от богоборцев кротко претерпел еси, душу твою за веру и правду положил еси. Ныне всечестную твою память празднуще, похвальное пение приносим ти. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Владыце небесе и земли, от всяких нас бед свободи, к тебе ныне зовущих:
Радуйся, святый новомучениче Евгение, врачу благий и милостивый!
Икос 1
Ангел земный и человек небесный был еси, святый Евгение, от юности бо до самой кончины мученической неустанно Господеви работал еси, труды ко трудом прилагая и от силы в силу восходя, да прославится в тебе Христос, Врачующий души и телеса наша, Его же ради подвизался еси, Его же возлюбил еси, Его же Единого вожделе душа твоя, Его же ради страдания многи претерпел еси, Его же благодатию светло украшен еси. Сего ради тебе, на небеси и на земли прославленному вопием сице:
Радуйся, бодрости и трезвения предобрый учителю;
Радуйся, нерадения и праздности известный прогонителю;
Радуйся, трудолюбия, еже всякому благу утверждение, рачителю;
Радуйся, богобоязненных мирян скоропослушливый попечителю;
Радуйся, врачей похвало и новомучеников украшение;
Радуйся, невинно от пребеззаконных любовь к Христу пострадавый;
Радуйся, молитвам нашим, аще и немощным, с любовию внемлющий;
Радуйся, от всея души и сердца возносимая к вам прошения наша исполняющий;
Радуйся, святый новомучениче Евгение, врачу благий и милостивый!
Кондак 2
Видя Христос Бог душу твою, всеславне Евгение, ко приятию слова Божия предуготованную, просвети тя благодатию своею, ты бо выну Пути, Истине и Жизни неизменно до кончины мученическия твоя следовал еси; ныне же веру соблюдши, яко верный воин Христов, радуешися в Небесном Отечестве, воспевая Господеви: «Аллилуия!»
Икос 2
Разумом твоим, честный Евгение, от дней юности твоея, образу служения отца твоего последуя, в искусстве врачевания возрастал еси, во всеучилище именитем трудяся усердно, паче же сего любовию к людем страждущим просиял еси, бедных безмедно врачуя и всего себе по завету апостольскому людем отдавая. Сице молим тя: преобрази души наша любовию милосердною, да возможем и мы тяготы ближних носити и служити има нелицемерне, выну в благодати Божией возратати, зовуще ти:
Радуйся, родителей именитых чадо благословенное;
Радуйся, на древе рода своего плодоносящею ветвию возцветший;
Радуйся, дарованный талант приумноживый;
Радуйся, правды и истины всегда искавый;
Радуйся, преподобному Агапиту в твердом уповании на Господа подражавый;
Радуйся, подобно Серафиму радость духовную стяжавый;
Радуйся, из глубины неверия извлекающий;
Радуйся, многих в разуме просвещающий;
Радуйся, святый новомучениче Евгение, врачу благий и милостивый!
Кондак 3
Сила Вышняго и Покров Царицы Небесныя осеняше тя, добронравный Евгение, в годину брани с Япониею языческою, егда горя любовию ко страждущим воином, ты служил еси им врачебным искусством, подражая Пантелеимону Целителю, не взирая на опасности и лишения, непрестанно в сердце Богу поя песнь: «Аллилуия!»
Икос 3
Имуще дар слова, от Бога тебе данный, прехвальный Евгение, врачуя телеса страждущих, ты не забывал еси и о душах их, утешая, вразумляя, наставляя и врачуя от маловерия, уныния и отчаяния злаго. Сие же убо ныне воспоминающе, просим тя: сотвори молитву за ны ко Врачу душ и телес, да и мы твоим предстательством избавим от скорбей временых и вечных, ведуще бо тя помощника неусыпна, умиленно вопием ти:
Радуйся, Единаго Христа всем сердцем возлюбивый;
Радуйся, яко милосердный самарянин, ближним послуживый;
Радуйся, надежду несомненную в души их влагавый;
Радуйся, от суеты многообразной ум наш освобождающий;
Радуйся, к познанию благого промысла Божия нас обращающий;
Радуйся, к неленностному творению молитвы привлекающий;
Радуйся, благоплодностью души наша наполняющий;
Радуйся, изможденных горестями житейскими укрепляющий;
Радуйся, святый новомучениче Евгение, врачу благий и милостивый!
Кондак 4
Бурю внутрь помыслов и страстей волны безбедно прешед, святый Евгение, обрел бо еси тихое пристанище Христа, Емуже неленостно во мнозе долготерпении поработал еси; сице молим тя: миром Господним наполни души наша, благомыслием озари умы, да удалимся мы от скверны греховныя и возможем выну следовати заветом Спасителя, воспевая Ему о тебе: «Аллилуия!»
Икос 4
Слышавше о тебе благоверная Царица Александра, яко, прехвальне Евгение, знанием врачевания иных превосходиши, яко с усердием и любовию воинам страждущим на поле брани послужил еси, призва тя к служению в чертоги своя; Царь же Николай саном лейб-медика тя почти. Мы же славяще Бога, возносящаго смиренных сердцем, и венчающаго их милостию и щедротами, взываем ти сице:
Радуйся, лютых и неисцельных недугов телесных врачевателю;
Радуйся, немощей и страстей душевных целителю;
Радуйся, всем приходящим к тебя благ преизобильный подателю;
Радуйся, терпением и мужеством души наша украшающий;
Радуйся, нас, алчущих и жаждущих правды, насыщающий;
Радуйся, сердца наша благодатию Божиею, вам данною, очищающий;
Радуйся, очи наши духовныя к зрению Бога изощряющий;
Радуйся, вражды и ссоры наша умиротворяющий;
Радуйся, святый новомучениче Евгение, врачу благий и милостивый!
Кондак 5
Боготечной звезде, путь ко Христу указующей подобен воистину явился, святый мучениче Евгение, ты бо во все дни земного жития твоего учеником, друзьям и врагом, а паче, ближним твоим являл еси образ добродетельнаго жития, ныне, мы, воспоминая подвизи твоя, радостно воспеваем Христу, всемогущему Врачу Душ и телес, выю твою своею благодатию укреплявшему, пение благодарственное: «Аллилуия!»
Икос 5
Видя паки страдания воинов во дни войны с Германиею, любовию же подвизаем купно с Царицею Александрою лечебницу преславную в Царском Селе сотворил еси, идеже многия люди страждущие исцеления духовное и телесное обретаху. Мы же, ныне вся сия поминающее, просим тя, святый Евгение, твоею молитвою исцели и нас, грешных, да благодарственне зовем ти:
Радуйся, врачам мысль благую на сердце полагающий;
Радуйся, в служении ближнему их присно укрепляющий;
Радуйся, больных в кротости и терпении утверждающий;
Радуйся, пути исцеления всем нам указующий;
Радуйся, оставленных врачами со одра болезни воздвизающий;
Радуйся, внутренний мрак душ наших светом Христовым озаряющий;
Радуйся, отступивших от правыя веры на путь спасения возвращающий;
Радуйся, блуждающих по морю жития сего мудре окормляющий;
Радуйся, святый новомучениче Евгение, врачу благий и милостивый!
Кондак 6
Проповедника тя благочестия яви Господь во граде Петрове и Селе Царском, паче же сих в пределех Сибирских, святый Евгение: кто бо не умилится, воспоминая великия твоя добродетели: мудрость и любы, кротость и терпение, молитву и милосердие, яко не токмо честным и благородным житием просиял еси, но и ближнему безмездно послужил еси, и веру Христову пред лицем власти богоборныя исповедал еси: темже мы, славяще Бога, дивнаго во святых своих поем: «Аллилуия!»
Икос 6
Возссиял еси светом веры несомненныя в годину исптытания лютаго, прехвальный Евгение, егда людие богоуступныя воздвигоша брань против Всемогущего Бога Нашего и Помазанника Его, в дни убо потече, яко вода кровь мученик и страстотерпцев, за Христа и правду Его умерщвляемых. Ты же, угодниче Божий, изгнание из града Петрова в Тобольск купно с Царем Николаем претерпел еси; сие же вспоминая ныне просим тебя: обнови веру и ожитвори надежду нашу, да зовем ти сице:
Радуйся, страх смерти и страданий великою верою в Воскресшего Бога низложивый;
Радуйся, на подвиг духовный, многих окрест тебе сущих воодушевивый;
Радуйся, от тлеющих углей ненависти души наша омывающий;
Радуйся, даром благости небесной нас обогощающий;
Радуйся, от злословия и осуждения уста наша оберегающий;
Радуйся, словом благим ближним служить научающий;
Радуйся, в каждом человеке видеть образ Божий сподвигающий;
Радуйся, милосердную любовь в сердцах воскрешающий;
Радуйся, святый новомучениче Евгение, врачу благий и милостивый!
Кондак 7
Хотя последовати Христу, подражал Ему всеусердно, прияв на себя иго Его, научился от Него кротости и смирению, возжелал еси всем сердцем твоим, блаженне Евгение, единому Господу работати, себе ни во чтоже вменил еси, труды к трудом в дусе кротости и смирения прилагая, дерзновение в молитве стяжал еси, ближних твоих призывая верно славити Бога, в Троице Единаго, и воспевати Ему: «Аллилуия!»
Икос 7
Новаго светильника дарова Господь Церкви Российской – Евгения, врача благоискуснаго и новомученика всеславнаго, ты бо, угодниче Божий, ныне в вышних пребываеши, но и нас, низших, не оставляеши твоими молитвами и предстательством у Христа – Царя славы и Господа Бога нашего. Сего ради, недоумеюще благохвалити тя по достоянию, со умилением сердца, из глубины души, к тебе взываем:
Радуйся, всех с верою приходящих к вам благодатно освящающий;
Радуйся, усердно призывающим вас помогающий;
Радуйся, светом твоим нашу тьму греховную разгоняющий;
Радуйся, теплотою любви твоея наша хладная сердца согревающий;
Радуйся, козни вражия предстательством твоим разрушающий;
Радуйся, сокровище мира духовнаго нам открывающий;
Радуйся, к свету Христову заблудшия наставляющий;
Радуйся, упованию христианскому верныя научающий;
Радуйся, святый новомучениче Евгение, врачу благий и милостивый!
Кондак 8
Странному и неизреченному смирению воплотившегося Бога Слова подражая, страстотерпче преславне, сам исполнился еси великаго смирения и незлобия, даже ко врагом народа и Царя твоих. Мы же ныне молим тя, угодниче Божий, представительством твоим небесным испроси и нам сия боголюбезныя добродетели, да не поработимся страстем греховным, но исполнимся духа любви и кротости к ближним нашим и благочестно воспоем Спасителю Нашему: «Аллилуйа!»
Икос 8
Весь исполнь любве Христовы, благоверный Евгение, не оставил еси венценосную семью в заточении суще, и с велию любовию послужил еси има аки врач благий и мудрый, аки сомолитвенник и наперсник верный, аки друг благоговейный, аки христианин Помазаннику Божиему. Мы любве и верности твоея последовати желая, таковыя похвалы с надеждою возносим ти:
Радуйся, томления в заточeнии от злочестивых богоотступников претерпевый;
Радуйся, в скорбех земных небрегший и радость небесную обретый;
Радуйся, от мрака земнаго к Небесному свету устремившийся;
Радуйся, вере правой и благочестию нас научающий;
Радуйся, надежду известную нам подавающий;
Радуйся, любовь нелицемерную в нас воспламеняющий;
Радуйся, в пренесении испытаний и гонений нас укрепляющий;
Радуйся, потемненныя грехми очеса душ наших светом евангельским просвещающий;
Радуйся, святый новомучениче Евгение, врачу благий и милостивый!
Кондак 9
Всем житием, милосерднаго служения и добродетелей многоразличных исполненнаго, твоим привлекл еси к себе велию благодать мученичества, благоверный болярине Евгение. Навыкл бо еси измлада прилеплятися Богови сердцем твоим, страстотерпче пречудный. Научи убо и ны, недостойныя, искати паче всего Царствия Божия, презирати же преходящая и тленная, воспевая во умилении Господеви: «Аллилуия!»
Икос 9
Ветии многовещанныя не возмогут по достоянию изрещи пречуднаго прославления памяти твоея, прехвальный страстотерпче Евгение; мы же, к покаянию тобою подвигаемии, благосердию твоему подражати хотяще, просим убо тя: утверди нас вере истиней твердо стояти, отврати сердца наша от кривды лжепророков рая земнаго, в истине евангельской утверди ны, силу зломыслия человеческаго твоима святыма молитвами поколеби и разруши, святый новомучениче, благостью и человеколюбием преобрази иссыхающия души, и прими многомилостивно величания сия:
Радуйся, к Распеншемуся нас ради на Кресте разум свой выну возводивший;
Радуйся, страдальческою кончиною вашею незлобие Агнца Божия проповедав-ший;
Радуйся, нести людям Христов свет призывающий;
Радуйся, благодатную силу исцеления просящим подающий;
Радуйся, от проказы греховныя нас избавляющий;
Радуйся, утешение благое в сердца низпосылающий;
Радуйся, упование на милосердие Божие благодатно вселяющий;
Радуйся, грехов оставление и в добродетельном житии укрепление нам подающий;
Радуйся, святый новомучениче Евгение, врачу благий и милостивый!
Кондак 10
Спасительнаго подвига твоего свершая течение, Евгение достохвальне, отвергл еси глаголы богоборцев, принуждавших тя Императора Николая, Царицу Александру и чад их оставити и служение иное прияти, ты бо, долгу врача и чести дворянской последуя, во славе с Царем боговенчанным пребыл еси и в горести ему верным служителем ему явился еси, на Господа Предвечнаго упование возлагая, чад своих Его промыслу предал еси, тако бо Авраамову надежду стяжал еси и верою Иову многострадальному уподобился еси. Ныне со всеми праведниками, от века в долину вечной радости исшедшими величаеши Отца Небеснаго пением всепобедным: «Аллилуия!»
Икос 10
Стена крепкая, ухищрениями диавола не одоленная, пребыл еси до конца, мучениче Христов Евгение, в доме Ипатиевом со царственными мучениками заключенный, взирая на начальника веры и совершителя Иисуса, за Ним бо последовал еси даже до смерти крестной, ведая убо яко Христос смертию своею смерть попра, и за него убиенныя вечно с Ним соцарствуют в обителех Отца Небеснаго. Почитая же святую кончину твою, поклоняемся неизследимому Промыслу Всевышняго, сподобльшаго тя причастника быти неизреченныя славы Своея в Иерусалиме Небесном, отонюдуже приклони ухо твое ко гласом нашим, взывающим ти сице:
Радуйся, нищий духом, яко твое есть Царствие Небесное;
Радуйся, скорбящий и плачущий, яко утешил тя Господь;
Радуйся, страдальче кроткий, яко Богом прославленный;
Радуйся, алчущий и жаждущий правды, яко насытивыйся;
Радуйся, милостивый к страждущим, яко Богом помилованный;
Радуйся, чистый сердцем, яко Бога ныне непосредственно зриши;
Радуйся, миротворче, сыном Божиим нареченный;
Радуйся, гонимый за правду, яко твое есть ныне Царствие Небесное;
Радуйся, святый новомучениче Евгение, врачу благий и милостивый!
Кондак 11
Пение непрестанное Иисусу Сладчайшему и Пречистей Его Матери возносяще, всеславный Евгение, благословляя убийц своих и моляще о прощении их, яко не ведают чью злую волю творят, сим и нас научая врагов своих благословляти, а не проклинати, воспевая богокрасную песнь: «Аллилуия!»
Икос 11
Светозарнаго светильника, елея молитвы чистыя преисполнена, и пламенем веры светло сияюща, воздвиже тя Господь, святый новомучениче Евгение, всем благочестивым христианом, благочестно память твою чтущим. Мы же, очами веры зрим тя в Троическом Свете в сонме святых, в крови Агнчей ризы своя убеливших, выну пребывающего и нам мира и благоденствия просящего. Сего ради с надеждою воспеваем ти сице:
Радуйся, со ангелы пресветлыми присно торжествующий;
Радуйся, Христа во житии и страданиях твоих возвеличивый;
Радуйся, к Царству Небесному узким путем восшествовавый;
Радуйся, в сонме новомучеников вечный покой и блаженство стяжавый;
Радуйся, от страстей и тягот душевных нас преславно освобождающий;
Радуйся, благия мысли и чувства в недоумении сущим внушающий;
Радуйся, от душепагубного зла нас отвращающий;
Радуйся, теплоту душевную христианам дарующий;
Радуйся, святый новомучениче Евгение, врачу благий и милостивый!
Кондак 12
Благодати обитaющей в тебе дивящеся, величaем тя, болярине Евгение: веруем, яко дела Божия на земли совершив, и страдания велия претерпев, ныне с Господем во обителех Его почивaеши, призирaя на нaс с высоты небеcныя, и приклоняя к нaм вышнее милоcердие. На твое заступлeние надеющеся, и на благодaтную помощь твою уповaюще, славословим Дивнаго во святых своих Бога: «Аллилуия!»
Икос 12
Воспевая дивное и праведное житие твое, дела милосердия, служение твое ближним твоим, вся подвиги твоя, иже верою верностию и трудом велием во славу Божию совершил еси, восхваляем, почитаем исповедничество твое, ублажаем и мученическую кончину твою, прехвальный Евгение, просим и молимся тебе, помози нам, святый заступниче, во многоразличныя искушения, борения и напасти впадающим. Наипаче же укрепи и научи нас, да возможем святому твоему житию подражатели быти и благодарственно восхвалим тя сице:
Радуйся, прaвило веры, и благочeстия образе всесовершeнный;
Радуйся, плaмень, благодатию Божеcтвеннаго Духа возжжeнный;
Радуйся, со семи новомучениками российскими торжествующий;
Радуйся, с царем Николаем пасху вечную торжествуяй;
Радуйся, с царицею Александрою Отца Небеснаго величаяй;
Радуйся, со царевнами святыми Матерь Божию восхвалящий;
Радуйся, с царевичем Алексием милость Божию к нам приклоняющий;
Радуйся, скорый послушниче всех с верою призывающих тя;
Радуйся, святый новомучениче Евгение, врачу благий и милостивый!
Кондак 13
О, предивный и преславный заступниче наш, достохвальный новомучениче Евгение! Приими ныне малое моление сие наше, во умилении сердец тебе возносимое, и умоли Господа нашего Иисуса Христа, да избавит ны от всякие напасти вражия, и сподобит нас в непрестанной молитве и покаянии веру Христову до конца сохранити и грядущая в Небесех благая улучити, воспевая Богу: «Аллилуия!»
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)
Молитва 1-я
Святый славный исповедниче и страстотерпче Евгение! Веруем и уповаем, яко страданьми и богоугодною жизнию твоею стяжавый велию милость и дерзновение у Господа Бога, не забыл еси достояния твоего земнаго, отечества нашего, в немже обуреваеми есмы, почитателие твои, многими напастьми вражиими и страстьми житейскими. Темже просим тя: молитвами и предстательством твоим умоли Господа нашего Иисуса Христа, да избавит нас от всяких бед и злых обстояний, от всяких недугов и болезней и от всех врагов, видимых и невидимых. О великий угодниче Божий! Воздохни о нас, грешных, ко Владыце всяческих, да простит нам вся согрешения наша и низпослет на ны благодать Всесвятаго Духа, да преставше всякаго сквернодейства, прочее время живота нашего во всяком благочестии и чистоте поживем и, тако благоугодивше Господу, сподобимся жизни вечноблаженныя, поюще и воспевающе превеликое милосердие Божие и твое милостивое предстательство за нас у Престола Божия во веки веков. Аминь.
Молитва 2-я
О, преславный страстотерпче Евгение, великий угодниче Божий, принеси нашу слезную молитву Господу Богу нашему, умилостиви Его к нам, грешным, да отымет гнев свой праведный и умирит страну нашу многострадальную; да утвердит благоденствие и тишину, да низпослет нам изобилие плодов земных и да возбранит врагом нашим обиду творити сирым и безпомощным. Темже, припадающе к иконе твоей, воспоминаем с верою страдания твоя, за Христа претерпенная, и молим тя: не остави нас и испроси нам у Господа благая временная и вечная, да славим прославльшаго тя Бога во веки. Аминь.
Молитва 3-я
О, всеславный страстотерпче, достохвальный угодниче Христов, Церкви Православныя поборниче, новомучениче и целителю святый Евгение! Преклоньше колена молим тя: призри на ны, грешныя, к заступлению твоему прибегающия, услыши сие малое моление наше и теплым твоим предстательством умоли Всемилосердного Бога, Ему же ныне предстоиши со Ангелы и всеми святыми, да сохранит нас в единении Православныя Церкви и утвердит в сердцах наших живый дух правыя веры и благочестия, и избавит нас от всякого искушения и прелести бесовския. По велицей любви твоей, еюже ближния твоя возлюбил еси, испроси у всещедрого Бога Отечеству Твоему (и нашему купно), мир и благоустроение; всем же нам, недостойным, усердно к тебе прибегающим, богоугодное и безмятежное житие и добрую христианскую кончину, тайн Божиих причастною. О, святый заступниче наш не остави нас, слабых и безпомощных, молимся за ны ко Господу и Спасу Нашему Иисусу Христу, да дарует Он, Всещедрый и Премилосердный Господь наш, вся, яже к пользе временней и вечней полезная и потребная; да не воздаст нам по делом нашим, но по неизреченному человеколюбию своему простит нам грехи и согрешения наша, да избавят ны от всякия нужды и печали, скорби и болезни; да ниспошлет нам благое намерение и силу подвизатися во исправлении жития нашего, и в будущем веце да сподобит нас внити в Царствие Небесное и славити купно с тобою Всесвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
В музее на Ганиной яме (место, где большевики первоначально спрятали тела царской семьи, – Ред.) на одной из стен висит список всех, кто в 1917 году был арестован в Александровском Дворце вместе с Николаем II и пожелал остаться с бывшим императором до конца.
– Мы насчитали около 50 человек, хотя если учесть их жен и детей, то их будет около 100. Именно столько уехало вместе с царской семьей в Тобольск, – рассказал «КП-Екатеринбург» Владимир Кузнецов, заведующий музеем монастыря Святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма.
Из них лишь четверо впоследствии попали вместе с Романовыми в Екатеринбург: врач Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, комнатная девушка императрицы Анна Демидова и камердинер Алексей Трупп. Вместе с царской семьей их расстреляли большевики в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.
Чтобы царская семья не смогла сбежать, большевики возвели вокруг дома Ипатьева частокол. Фото: из фондов музея Монастыря в честь Святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма
БРАЛ ЕДУ У КУПЦОВ, ЧТОБЫ ПРОКОРМИТЬ ЦАРСКУЮ СЕМЬЮ
Повар Иван Харитонов не был благородных кровей. Его отец – Иван Михайлович – вырос в сиротском приюте и лишь благодаря своему уму пробился на государственную службу и получил впоследствии Личное Дворянство. В 1906-м году он ушел в отставку Титулярным Советником, успев при этом определить своего сына на службу при Высочайшем Дворе. Но сына больше интересовала не канцелярская карьера, а кулинария.
— В 12 лет Иван Харитонов стал простым учеником повара, причем низшей категории, – рассказывает Владимир Кузнецов.
В дореволюционной России его должность называлась «поваренный ученик II разряда». Понадобилось 10 лет, чтобы Иван Харитонов получил назначение на должность повара II разряда. Впрочем, уже спустя год ему пришлось уволиться, чтобы отбыть воинскую повинность. Отсрочек в то время не давали даже тем, кто служил при Дворе. Отслужив четыре года в Императорском флоте, он вновь вернулся на кухню Высочайшего Двора. Впоследствии он учился в Париже на суповника, женился на девушке из немецкого обрусевшего рода и стал отцом шестерых детей.
Повар семьи Николая II Иван Харитонов. Фото: из фондов музея Монастыря в честь Святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма
– После Февральской революции, когда французский метрдотель покинул царскую семью, его место занял Иван Харитонов. Это означало, что он теперь распоряжался царскими трапезами и организовывал доставку продуктов, – отмечает Владимир Кузнецов. – По сути, он принял это высокое звание уже с точки зрения служения мученического. Назначение было добровольным и говорило о том, что человек идет на эшафот. В период ссылки в Тобольске Харитонов ходил и занимал у горожан и у купцов продукты, чтобы прокормить царскую семью. Потому что это нонсенс: Николая II арестовали без суда и следствия. Отправили в ссылку, а обеспечение его семьи, которое при временном правительстве было незначительным, при большевиках прекратилось вовсе.
В Тобольске Харитонов жил вместе с женой и детьми. А когда царскую семью увезли в Екатеринбург, он спустя некоторое время отправился следом, попрощавшись с родными. В доме Ипатьева Харитонов первым делом отремонтировал дымившуюся плиту. Благодаря этому царская семья могла перестать питаться едой из местной столовой, которую им приносили. А про первый обед, который приготовил бывшему императору Харитонов, Николай II написал в своем дневнике:
«5 июня. Вторник. Гуляли всей семьей перед чаем. Со вчерашнего Харитонов готовит нам еду, провизию приносят раз в два дня. Дочери учатся у него готовить и по вечерам месят муку, а по утрам пекут и хлеб! Недурно!»
Ценила кулинарное мастерство Харитонова и супруга Николая II, которая 7 июня написала в своем дневнике:
«Обед. Харитонов приготовил макаронный пирог для других (и меня), потому что совсем не принесли мяса»
По свидетельствам очевидцев Харитонов был убит большевиками сразу после Николая II.
Николай II с дочерьми Ольгой, Анастасией и Татьяной в Тобольске зимой 1917 года. Фото: из фондов музея Монастыря в честь Святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма
НЕ ПОДДАЛСЯ НА ПРОВОКАЦИЮ БОЛЬШЕВИКОВ
Алексей Трупп был комнатным слугой Романовых. Его настоящее имя – Алоиз Лаурус Труупс.
— Он происходил из Витебской губернии из семьи крестьян. Его родные хоть и не были бедными, но, тем не менее, уважали труд и много работали, – добавляет историк.
Алоиз Лаурус учился в церковно-приходской школе. После ее окончания он не стал продолжать свое обучение и остался жить у родителей. В 1874-м году его старшего брата должны были призвать в армию, однако 18-летний Алоиз отправился на службу вместо него. Это определило всю его дальнейшую жизнь. Попав в один из престижнейших полков Императорской Русской Армии, он был замечен матерью Николая II императрицей Марией Федоровной. Она решила взять его на должность лакея 1 разряда.
Алексей Трупп служил в семье Николая II камердинером. У него не было своих детей, поэтому он привязался к великим княжнам и цесаревичу. Фото: из фондов музея Монастыря в честь Святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма
За хорошую службу в день коронации Николая II его поощрили медалью «За усердие». Несмотря на успехи в работе, в личной жизни у него все было плохо – ни жены, ни детей. После революции Алоиз добровольно отправился в Тобольск, вслед за царской семьей, а затем и в Екатеринбург.
Интересно, что Трупп вместе с Харитоновым нашли в одной из комнат дома Ипатьева восемь ручных гранат. Об этом они сразу рассказали коменданту. Гранаты после этого разрядили и изъяли. По одной из версий, большевики специально оставили их в свободном доступе, чтобы убедить общественность в том, что царская семья готовится к побегу. Действия Труппа и Харитонова, таким образом, сорвали их планы.
Николай II Романов с цесаревичем. Фото: из фондов музея Монастыря в честь Святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма
ОТКАЗАЛАСЬ ОТ ЗАМУЖЕСТВА РАДИ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ
Комнатная девушка Императрицы Анна Демидова родилась в Череповце. Ее родственники занимали в родном городе высокое положение. В конце XVIII века ее прапрадед был избран Городским головою, а дедушка позже стал заместителем градоначальника.
«По достижении отроческого возраста Анна Степановна, по семейному преданию, была отдана для обучения в церковно-учительскую школу при Леушинском женском монастыре, – сообщается в материалах комиссии по канонизации Екатеринбургской Епархии. – В 1898 году по приглашению императрицы Александры Федоровны А. С. Демидова поступила на службу при Высочайшем Дворе, заняв должность комнатной девушки Государыни. Верой и правдой прослужила она членам Царской семьи более 20 лет, ради этого отказавшись даже от замужества»
Незадолго до Первой мировой войны Анна Демидова познакомилась с инженером-путейцем Николаем Эрсбергом. Среди служителей двора быстро распространился слух о том, что они вскоре поженятся. Однако Демидова не захотела расставаться с царской семьей. И свадьба не состоялась.
Ради службы комнатной девушкой у императрицы Анна Демидова пожертвовала личным счастьем. Фото: из фондов музея Монастыря в честь Святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма
К слову, по преданию, императрица обратила внимание на Демидову, когда увидела ее работу на выставке рукоделия в церковно-учительской школе. Впоследствии Демидова обучила шитью и вязанию всех Великих Княжон.
В Екатеринбурге в доме Ипатьева Анна Степановна занималась починкой и штопкой постельного белья, а также приготовлением пищи. В роковую ночь с 16 на 17 июля именно она разбудила дочерей Николая II. По свидетельствам очевидцев, в подвал она взяла с собой две подушки, чтобы подложить одну из них под спину больного цесаревича. Вторая осталась у нее в руках. Это на несколько минут продлило служанке жизнь.
«Вдруг из правого угла комнаты, где зашевелилась подушка, женский, радостный крик: – Слава богу! Меня бог спас! – вспоминал участник расстрела Медведев. – Шатаясь, поднимается уцелевшая горничная: она прикрылась подушками, в пуху которых увязли пули. У латышей уже расстреляны все патроны, тогда двое с винтовками подходят к ней через лежащие тела и штыками прикалывают горничную»
Комната в доме Ипатьева, где была убита царская семья вместе со своими слугами. Фото: из фондов музея Монастыря в честь Святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма
КОМИССИЯ ПО КАНОНИЗАЦИИ УЖЕ РАБОТАЕТ
Спустя четыре года после сноса дома Ипатьева, Русская Православная Церковь за границей канонизировала царскую семью и всех, кто был убит вместе с ними в Екатеринбурге. Однако непосредственно в России с этим не спешили.
– В ноябре 2014 года по благословлению митрополита екатеринбургского и верхотурского Кирилла начался процесс канонизации доктор Евгения Боткина, – объясняет Владимир Кузнецов, заведующий музеем монастыря святых царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма. – В начале февраля 2016 года решением Архиерейского собора Русской православной церкви его канонизировали.
Однако вопрос о канонизации Труппа, Демидовой и Харитонова остается открытым до сих пор.
– Их можно канонизировать, но для того, чтобы у людей сомневающихся не было вопросов, важно чтобы решение об этом было безупречным, – рассказывает Алексий Кульберг, первый помощник правящего архиерея Екатеринбургской Епархии. – В настоящий момент комиссия по канонизации собирает свидетельства о жизни этих людей от рождения до мученической кончины, чтобы избавить их имена и светлую память от любого рода сомнений.
В комиссию входят историки, архивисты и богословы. Решение о канонизации может принять только Архиерейский собор. Однако он не собирается чаще, чем раз в четыре года. В епархии объясняют, что собрать информацию о жизни Евгения Боткина было проще всего. А вот по Демидовой, Харитонову и Труппу работа еще ведется. К прошедшему плановому собору комиссия просто не успела. Поэтому их канонизация может состояться только через несколько лет.
Лейб-медик Евгений Боткин катает Марию и Анастасию Романовых. Фото: из фондов музея Монастыря в честь Святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма
Кстати
ДОКТОР БОТКИН ХОТЕЛ УЙТИ В МОНАСТЫРЬ
Уже канонизированный доктор Евгений Боткин родился в семье профессора медико-хирургической академии Сергея Петровича Боткина (он, кстати, внес большой вклад в изучение вирусного гепатита А, за что в итоге это заболевание прозвали болезнью Боткина, – Ред.). В 1908-м году его назначили лейб-медиком Николая II. Когда началась революция, он остался с царской семьей, а затем отправился с ними в ссылку в Тобольск, где лечил не только Романовых, но и местных жителей. Здесь же он задумался о том, чтобы уйти в монастырь.
«В тобольской ссылке Евгений Сергеевич еще сильнее прилепился сердцем к Богу, – сообщается в материалах комиссии по канонизации Екатеринбургской Епархии. – В одном из писем он писал сыну Юрию, что порой даже думает об уходе в монастырь: «А если б вас (детей. — Сост.), не дай Бог, у меня не стало, поступил бы здесь в какой-нибудь монастырь». На основании этих слов можно предположить, что мотивом решения Е. С. Боткина остаться при царской семье было не только исполнение врачебного долга, но и, главное, — глубокая сердечная вера»
Также известно, что именно Евгений Боткин постоянно ходатайствовал, чтобы к царской семье допускали священника. По свидетельствам очевидцев Боткину предлагали уехать из Екатеринбурга, так как врачи в ту пору были сильно нужны. Однако он предпочел остаться с царской семьей.
Страстотерпец Евгений Боткин
Поделиться
Весной 1908 года доктор медицины Евгений Сергеевич Боткин получил августейшее предложение стать личным врачом Царской семьи. Это приглашение выглядело вполне закономерным, ведь еще отец Евгения, Сергей Петрович Боткин, выдающийся врач и автор многих научных открытий, служил лейб-медиком сначала при государе Александре Втором, затем при Александре Третьем. Сам Евгений Сергеевич с блестящими результатами окончил Военно-медицинскую академию, стажировался в лучших клиниках Европы, был сведущ во многих областях медицины. Но мало кто знал, что императрица Александра Федоровна остановила свой выбор на докторе Боткине, прочитав его книгу «Свет и тени Русско-японской войны». Описывая свой опыт военно-полевой терапии, автор невольно раскрылся как человек, которому свойственно глубокое сострадание, как христианин, способный на самопожертвование. «Рядом с таким доктором не будет страшно даже перед лицом смерти», — призналась Александра Федоровна фрейлине Анне Вырубовой.
Служба Евгения Боткина при Царском дворе проходила без выходных дней и отпусков, он неотлучно находился при императоре и членах его семьи. Когда началась Первая мировая война, Евгений Сергеевич обратился с просьбой к государю направить его на фронт для реорганизации санитарной службы. Однако император поручил ему оставаться при государыне и детях в Царском Селе, где стараниями Романовых стали открываться лазареты. В своем доме Евгений Сергеевич также устроил больничное отделение для раненых.
В феврале 1917 года в России произошла революция. 2 марта государь подписал Манифест об отречении от престола. Царская семья была арестована и заключена под стражу в Александровском дворце. Евгений Сергеевич не оставил своих пациентов: он решил находиться с ними, несмотря на то, что должность его была упразднена, и ему перестали выплачивать жалованье.
Когда Романовых было решено перевезти в Тобольск, Евгений Боткин добровольно последовал за ними в ссылку. В Сибири он лечил не только членов Царской семьи, но всех, кто обращался к нему за помощью. Ученый, много лет общавшийся с российской элитой, здесь смиренно служил, как земский врач, простым горожанам.
В апреле 1918 года доктор Боткин вызвался сопровождать Романовых в Екатеринбург, оставив в Тобольске своих родных детей, которых горячо и нежно любил. В Екатеринбурге большевики снова предложили Евгению Сергеевичу покинуть арестованных.
ЧЕКИСТ:
Гражданин Боткин, вы не связаны никакими ограничениями и можете сегодня же отправляться в Москву. Мы оформим вам документы, которые помогут беспрепятственно добраться сначала до Тобольска, чтобы вы могли забрать детей, а затем, вместе с ними, до столицы.
ЕВГЕНИЙ БОТКИН:
Благодарю вас, но мои дети здоровы, а цесаревич Алексей Романов тяжело болен и ежечасно нуждается в моей помощи. Если я оставлю наследника, как я смогу совместить этот поступок со своей совестью?
ЧЕКИСТ:
Здесь нет никаких наследников и цесаревичей! Есть сын государственного преступника Николая Романова, на котором также лежит тяжесть всех обвинений! И всякий, кто добровольно останется с ними, разделит их участь, какой бы она ни была. Вы это понимаете?
ЕВГЕНИЙ БОТКИН:
Да, я это понимаю. Но, принеся некогда присягу государю, я дал ему честное слово оставаться при нем до тех пор, пока он жив. Для человека моего положения невозможно не сдержать такого слова.
Доктор Боткин вполне осознавал, что отказом покинуть Романовых подписывает себе смертный приговор. Накануне расстрела Евгений Сергеевич напишет в одном из писем: «В сущности, я умер, умер для своих детей, для друзей, для дела. Надеждой себя не балую, иллюзиями не убаюкиваюсь и неприкрашенной действительности смотрю прямо в глаза. Меня поддерживает убеждение, что «претерпевший до конца спасется».
За несколько лет до своей кончины Евгений Сергеевич получил титул потомственного дворянина. Для своего герба он выбрал девиз: «Верою, верностью, трудом». С этими добродетелями доктор Боткин шел по жизни, с ними он вошел и в Небесное Царство, до смерти пронеся жертвенное служение ближним, как заповедовал Господь.
Боткин, Евгений Сергеевич
У этого термина существуют и другие значения, см. Боткин.
Евге́ний Серге́евич Бо́ткин (27 мая (8 июня) 1865, Царское Село — 17 июля 1918, Екатеринбург) — русский врач, лейб-медик семьи Николая II, дворянин. Расстрелян большевиками вместе с царской семьёй.
Биография
Детство и учёба
Был четвёртым ребёнком в семье известного русского врача Сергея Боткина (лейб-медика Александра II и Александра III) и Анастасии Александровны Крыловой.
В 1878 г. на основе полученного дома воспитания был принят сразу в 5-й класс 2-й Петербургской классической гимназии. После окончания гимназии в 1882 г. поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, однако, сдав экзамены за первый курс университета, ушёл на младшее отделение открывшегося приготовительного курса Военно-медицинской академии.
В 1889 году окончил академию третьим в выпуске, удостоившись звания лекаря с отличием.
Работа и карьера
В центре справа налево Е. С. Боткин, В. И. Гедройц, С. Н. Вильчиковский. На переднем плане императрица Александра Фёдоровна с великими княжнами Татьяной и Ольгой.
С января 1890 г. работал врачом-ассистентом в Мариинской больнице для бедных. В декабре 1890 г. на собственные средства командирован за границу для научных целей. Занимался у ведущих европейских учёных, знакомился с устройством берлинских больниц.
По окончании командировки в мае 1892 г. Евгений Сергеевич стал врачом придворной капеллы, а с января 1894 г. вернулся в Мариинскую больницу сверхштатным ординатором.
8 мая 1893 г. защитил в академии диссертацию на соискание степени доктора медицины «К вопросу о влиянии альбумоз и пептонов на некоторые функции животного организма», посвящённую отцу. Официальным оппонентом на защите был И. П. Павлов.
Весной 1895 г. был командирован за границу и два года провёл в медицинских учреждениях Гейдельберга и Берлина, где слушал лекции и занимался практикой у ведущих немецких врачей — профессоров Г. Мунка, Б. Френкеля, П. Эрнста и других. В мае 1897 г. избирается приват-доцентом Военно-медицинской академии.
В 1904 году с началом Русско-японской войны убыл в действующую армию добровольцем и был назначен заведующим медицинской частью Российского общества Красного Креста (РОКК) в Маньчжурской армии. «За отличия, оказанные в делах против японцев» был награждён офицерскими боевыми орденами — орденами Святого Владимира III и II степени с мечами, Св. Анны II степени, Св. Станислава III степени, сербским орденом Св. Саввы II степени и болгарским — «За гражданские заслуги».
Осенью 1905 г. Евгений Боткин возвратился в Петербург и приступил к преподавательской работе в академии. С 1905 года — почётный лейб-медик. В 1907 году назначается главным врачом общины святого Георгия.
Скульптурная реконструкция по черепу С. А. Никитина
По просьбе Императрицы Александры Фёдоровны был приглашён как врач в царскую семью и в апреле 1908 г. назначен лейб-медиком Николая II. Пробыл в этой должности до своей гибели.
Также являлся совещательным членом Военно-санитарного Учёного комитета при Императорской Главной квартире, членом Главного управления Российского общества Красного Креста. С 1910 года — действительный статский советник.
Ссылка и гибель
В 1917 году, после падения монархии 2 (15) марта, остался вместе с царской семьёй в Царском Селе, а затем последовал за ней в ссылку. В Тобольске открыл бесплатную медицинскую практику для местных жителей. В апреле 1918 года вместе с царской четой и их дочерью Марией был перевезён из Тобольска в Екатеринбург.
Был расстрелян вместе со всей императорской семьёй в Екатеринбурге в Ипатьевском доме в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.
Согласно воспоминаниям бывшего австрийского военнопленного, перешедшего на сторону большевиков, И. Л. Мейера, опубликованным в журнале «7 TAGE» 14—25 июля 1956 года, революционный штаб предлагал Боткину свободу и работу в Москве, тот, понимая, что погибнет вместе с царской семьёй, тем не менее отказался. Однако сами «Воспоминания Мейера», скорее всего, фальсификация.
Канонизация и реабилитация
Канонизирован РПЦЗ в 1981 году вместе с другими расстрелянными в доме Ипатьева — и Романовыми, и их слугами. Решение РПЦ было иным. Комиссия по канонизации, возглавляемая митрополитом Ювеналием, рассматривая вопрос канонизации царской семьи, отметила, что:
… не представляется возможным окончательное решение вопроса о наличии оснований для канонизации этой группы мирян, по долгу своей придворной службы сопровождавших Царскую Семью в период её заточения и принявших насильственную смерть.
…наиболее подобающей формой почитания христианского подвига верных слуг Царской Семьи, разделивших её трагическую участь, на сегодняшний день может быть увековечение этого подвига в житии Царственных мучеников.
30 октября 2009 года Генеральная прокуратура Российской Федерации приняла решение о реабилитации 52 человек из окружения императора Николая II и его семьи, подвергшихся репрессиям после революции. В числе реабилитированных был и Евгений Боткин.
Семья
Брат Пётр.
У Евгения Боткина было пятеро детей: Сергей (умер в полугодовалом возрасте), Юрий, Дмитрий, Глеб и Татьяна. В 1910 г. Боткин развёлся с женой (Ольгой Владимировной).
Сын Дмитрий — хорунжий лейб-гвардии казачьего полка — погиб в Первую мировую войну (3 декабря 1914 г. он прикрывал отход разведывательного казачьего дозора). Награждён посмертно Георгиевским крестом IV степени.
После революции Татьяна и Глеб Боткины последовали за отцом в ссылку в Тобольск, но в Екатеринбург власти их не пустили. После разгрома белых Татьяна и Глеб уехали в эмиграцию. За границей Татьяна Боткина (в замужестве Мельник) написала «Воспоминания о Царской семье», где упоминала и о своём отце. Мемуары оставил и Глеб Боткин.
Во Франции проживает внук Боткина — Константин Константинович Мельник-Боткин (сын Татьяны Боткиной и Константина Мельника — всего у них было трое детей), который координировал деятельность французских спецслужб в 1960-х годах.
Труды
- «К вопросу о влиянии альбумоз и пептонов на некоторые функции животного организма»
- «Свет и тени Русско-японской войны 1904—1905 гг.: Из писем к жене» 1908.
Примечания
- Мельник (Боткина) Т. Е. Воспоминания о царской Семье и её жизни до и после революции.-М.: «Анкор», 1993. ISBN 5-85664-002-0-2 (Предисловие к настоящему изданию)
- Ковалевская О. Т. С Царём и За Царя. Мученический венец Царских слуг.-М.: «Русский Хронографъ1991», 2008. ISBN 5-85134-121-1
- «Как погибла Царская Семья. Показания члена Уральского областного исполнительного комитета, бывшего австрийского военнопленного И. Л. Мейера» Пер. с немецкого П. А. Коновницына. 2-е изд. Б.м., 1977.
- Козлов В. П. Обманутая, но торжествующая Клио. Подлоги письменных источников по российской истории в XX веке. — М: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. — 224 с. ISBN 5-8243-0108-5 с.с. 150—164.
- 1 2 Основания для канонизации царской семьи. Из доклада митр. Ювеналия, председателя синодальной комиссии по канонизации.
- Реабилитированы десятки приближённых Николая II, разделившие участь его семьи NEWSru 30 октября 2009.
- Мельник-Боткина Т.Е. Воспоминания о царской семье. М. Захаров, 2009 г., стр. 132
Литература
Ссылки
- «Жизнь государю, честь — никому»: Нравственный выбор Евгения Сергеевича Боткина. Бюллетень Сибирской Медицины № 1-2006
- Сайт Xронос.Окружение Николая II
- А. А. Смирнов БОТКИНЫ: предприниматели, меценаты, коллекционеры, учёные и последние лейб — медики России. Журнал «Служба 08», 2007, № 10