Бурное развитие духовной жизни привело к возрождению православных традиций храмового зодчества и иконописи. В связи с этим возникли вопросы, связанные с теорией и практикой написания иконы. Они имеют важное значение для определения понятия сакрального изображения.
Содержание
Что такое икона
Икона — графический образ, воплощающий лик небожителя или священного события. Но не все живописные работы, написанные на сакральные сюжеты, считаются иконами. Все сакральные графические работы делятся на следующие группы:
- живописные картины на религиозную тему;
- народные иконы;
- церковные иконы.
Иконотворчество на Руси рассматривалось как дар Божий и духовный подвиг
Официальная Церковь считает иконой образ, написанный в соответствии с каноническими и иконографическим правилами. Также следует помнить, что икона — не идол или оберег, а часть Божественной литургии, являющаяся проводником молитвенного обращения и веры православного христианина.
История
Первые иконы появились ещё во времена апостолов. Родоначальником иконописи называют евангелиста Луку. Наибольшее развитие она получила в странах, исповедующих православие. К основным центрам иконописи относятся следующие страны:
- Византийская империя;
- Киевская Русь и Московское государство;
- Болгарское царство.
В истории иконописи выделяют несколько основных этапов, которым свойственны уникальные отличительные черты в манере исполнения, построении композиции и прорисовки образов.
Кто может писать святые образы
В период расцвета церковной религиозной живописи чётко сформировались требования, предъявляемые к иконописцам. Их озвучили на Поместном соборе Православной Церкви 1551 года.
- Настоящий иконописец имеет кроткий, смиренный и благоговейный нрав.
- Он не должен сквернословить и предаваться праздным рассуждениям.
- Душа, помыслы и тело человека, пишущего святые образы, должны быть чисты.
- Во время работы необходимо соблюдать пост и воздержание, сопровождая все свои действия молитвой.
- Художник должен точно следовать образцам древних мастеров, не поддаваясь искушению в гордыне превзойти их.
Получение благословения духовника на написание икон является обязательным требованием для иконописца
Таким образом, иконописец в Средневековье должен был обладать высоким уровнем личных и душевных качеств, вести праведный и аскетичный образ жизни, чтобы передать святость сакрального образа. Чаще всего иконописцами становились монахи.
В условиях возрождающейся духовной культуры, формирующейся под влиянием современных реалий, старинные требования к иконописцам не всегда соблюдаются. Чаще всего на специальных отделениях художественных вузов получают знания и навыки в иконописи простые миряне, подверженные суетности и соблазнам современного мира.
Следует знать, что главное требование к современному иконописцу — высокий уровень духовной культуры и фактическое участие в церковной жизни. Любой человек, решивший создать икону, должен получить благословение духовника, сопровождающееся специальной молитвой.
Читайте о почитаемых иконах:
- Икона Христос Пантократор
- Икона Пресвятой Троицы
- Икона Преображения Господня
Как пишут икону
Создание святого образа — тяжёлый и кропотливый труд, требующий от мастера много духовных и физических сил. Традиции создания иконы остаются неизменными уже много веков. Весь процесс состоит из нескольких этапов.
Деревянная заготовка
Традиционная православная икона пишется на доске. Вид, используемой древесины зависит от местности, в которой работает мастер. Чаще всего используются следующие деревья:
- липа;
- лиственница;
- ель;
- сосна;
- кипарис.
Выбор древесины для изготовления икон был обусловлен местными традициями
Важную роль в долголетии иконописного произведения играет обработка древесины, к которой предъявляли следующие требования:
- Она должна быть полностью просушенной и выдержанной.
- Доска изготавливается из прочной центральной части ствола.
- Составные части больших икон скрепляют натуральным столярным клеем и дополнительно фиксируют шпонками.
Как правило, на лицевой стороне иконы делают небольшое углубление, ограниченное узкими полями. Для удобства дальнейшей подготовки рабочую часть делают рельефной при помощи зубчатого рубанка или макетного ножа.
Подготовка основы
Деревянную заготовку покрывают специальной основой-грунтом, который называется левкас. Он изготавливается из желатина (рыбьего клея) и мела. Нагретую смесь наносят на деревянную заготовку и прикрывают паволокой — тонкой хлопковой тканью. После высыхания паволоки на заготовку наносят ещё 10-14 слоев левкаса, тщательно просушивая каждый из них в течение суток.
Подготовленную основу шлифуют, придавая ей максимальную гладкость.
Читайте об иконах святых:
- Икона святой Марии Магдалины
- Икона 40 севастийских мучеников
- Икона святого Григория Богослова
Создание образа
В старину над созданием одной иконы трудились несколько мастеров, каждый из которых выполнял определённый процесс:
- Знаменщик создавал контур изображения, нанося на основу прописи — канонические образцы выбранного образа. Первоначальная работа велась березовым углем, а затем контур дополнительно прорисовывался чёрной краской. Иногда контур процарапывается, чтобы видеть изображение даже под слоем плотных красок.
- После проработки контура к работе приступали позолотчики, которые наносили тонкий слой сусального золота на все необходимые детали изображения.
Процесс золочения иконы требует от мастера большой аккуратности и точности
- Доличники занимались прорисовкой фона, одеяний, мелких деталей и надписей.
- Завершали работу над образом личинки — мастера, прописывающие лица и руки. Они же наносили пробела, оживляющие образ, придавая ему яркость и выразительность.
- Завершалась работа над иконой нанесением слоя олифы — масляного лака. Занимались этой работой олифщики.
Сегодня, как правило, всеми этими процессами занимается один мастер.
Чем пишут иконы
Для написания сакральных образов используют технику темперной живописи, основанную на применении красок на основе яичного желтка и натуральных красителей. Чтобы получить темперную краску минеральные красители растирают в мелкий порошок и соединяют с эмульсией из яичного желтка и воды. Краски в несколько слоев наносят на подготовленный контур, учитывая, что они не поддаются моделированию. Это означает, что от мастера требуется максимальная сосредоточенность и точность в нанесении красителей на рабочую поверхность.
Личники используют в работе плави — разведенные до жидкого состояния краски. Для прорисовки мелких золотых деталей используют твореное золото, которое наносится тонкой жёсткой кистью или палочкой.
Технология написания икон своеобразна и сложна
Последний защитный слой выполняется с помощью натурального лакового покрытия. Традиционно его выполняли при помощи олифы, но она имеет ряд недостатков:
- придание изображению жёлто-коричневого оттенка;
- возможное появление темных пятен при нанесении;
- наличие свойства со временем темнеть.
Поэтому современные иконописцы заменяют олифу на копаловый лак, изготавливаемый из смол натурального происхождения.
Важно! Создание иконы — глубоко сакральный процесс, которым может заниматься человек, стремящийся вести праведный образ жизни и обладающий чистой душой и помыслами. Чтобы написать действительно одухотворенный святой образ, необходимо не просто виртуозно владеть живописными техниками и приемами, а хранить в душе искреннюю веру и вкладывать в работу часть своей души. Иконопись. Секреты написания иконы
Протоиерей Александр Салтыков: Секрет современной иконы
Выставка икон, созданных преподавателями и студентами православных учебных заведений, открылась в Москве, в Центре славянской письменности и культуры. Правмир пообщался с куратором выставки — протоиереем Александром Салтыковым.
— Отец Александр, каковы основные трудности, с которыми сталкиваются современные иконописцы? На чем они чаще всего, что называется, спотыкаются?
— Иконописцы бывают разные: если они учились — у них одни проблемы, а если нет — проблемы совсем другие. Если говорить о тех, кто учится, то у них проблемы в основном связаны с тем, чтобы хорошо учиться, других проблем особенных нет. Если правильно поставлено преподавание и наличествует благочестие, то будут и успехи. А вот если благочестия или образования не хватает, то вот тут, конечно, успеха достичь трудно: получается недоразумение, в полном смысле слова — человек не разумеет до конца, что он хочет сделать. Две основы иконописного искусства — это образование и благочестие.
— А как вообще становятся иконописцами? Это занятие предполагает огромную ответственность — кто, какие люди готовы ее взять на себя?
— Приходят к нам в университет молодые люди, имеющие или не имеющие подготовку. Они проходят испытание, где показывают свое умение и благочестие. Благочестие хорошо видно по характеру работы, а потом еще мы с ними разговариваем, пытаемся понять, кто они такие. Несомненно, чтобы быть иконописцем, нужно верить в Бога и понимать, что это — не просто твои фантазии, а ты имеешь дело с высшей реальностью. И когда мы видим, что человек хорошо настроен и может учиться — мы его принимаем. К сожалению, идут в последнее время почти одни девушки.
— С чем это связано, на ваш взгляд? И чувствуется ли потом женская рука в иконах, которые они пишут?
— Связано это с тем, что мужчины быстрее теряют веру — легче, чаще, они менее устойчивы в вере, чем женщины. Это всеобщая особенность религиозности в современном мире. Раньше же девушки только вышивали, иконы писали исключительно мужчины. Сейчас это положение изменилось. Но не могу сказать, что женская рука чувствуется — на саму икону не влияет, кто ее пишет. Перед Богом все равны — нет ни мужчины, ни женщины, и как сказал апостол Павел в Послании к Колоссянам: «Нет ни Еллина, ни Иудея… раба, свободного, но все и во всём Христос».
— Со времен классической русской иконописи, со времен Андрея Рублева до сегодняшних дней — что изменилось в написании икон?
— Это очень объемный вопрос: Андрей Рублев жил 600 лет назад, изменилось многое, и говорить обо всем сложно. Прошло множество эпох, река времени унесла огромное количество ценных вещей и идей. Мы очень много утратили в самом понимании иконы, и сейчас в первую очередь мы возрождаем именно это — понимание иконы. В иконе должна быть система и структура. Если люди не понимают этого, не ищут этого, если они не изучают эти вещи на древних подлинниках, то они никогда не станут хорошими иконописцами.
— Понимание иконы происходит за счет изучения исторических источников и традиций?
— Для нас древние иконы, написанные руками великих иконописцев — как бы вторая природа. Для всякого художника первый учитель — природа. А для иконописца такая природа — все древние иконы, которые рождались совершенно в другой исторической обстановке и были написаны совершенно другими людьми. Эти люди, как правило, вели подвижнический образ жизни, были созерцателями божественных откровений сами или находились под руководством святых старцев. Они жили в другом ритме, отличном от нашего, и благодаря всему этому произведения из-под их рук выходили совершенно другими. Древние иконы часто несут в себе идеальные черты, и недаром существует сказание, что иконы пишут ангелы. Поэтому для нас очень важно, чтобы наши иконописцы учились на тех образцах, о которых можно сказать: их писали ангелы.
— Как повлияли различные течения в искусстве — те же модернизм или авангардизм — на развитие иконы?
— Я уверен, что приверженцы этих течений все очень хорошие люди, но они не понимают, что такое литургическое искусство. Мы же стоим на той позиции, что создаем именно литургическое искусство — оно вливается в ткань богослужения. Это основная разница.
Например, модернисты — они совсем не могут писать лики, а почему? Потому что они не понимают значения лика, в их сознании нет такого понятия, как святость. Когда иконописец пишет лик, он пытается достигнуть евангельского совершенства. А поле светского искусства — это какие-то случайные состояния души и эмоции.
— Сами иконописцы спорят о том, как правильно писать образ того или иного святого. Откуда берут начало эти споры?
— Это связано, вероятно, с понятием образца. Все иконы — по существу идеальные исторические портреты. Вот апостолы Петр и Павел имеют некоторые специфические черты внешности. Эти черты иконописец должен сохранить, сделать Петра и Павла узнаваемыми. То есть, он должен считаться с внешними особенностями человека, которого изображает. А эти внешние особенности до нас доходят в других произведениях, и отсюда проблема образца, канона. Если мы не будем интересоваться, какой нос был у апостола Петра и какой лоб у апостола Павла, какой у них был разрез глаз, как они выглядели-то мы будем изображать, в конечном счете, уже не их, а кого-то другого. Этого не должно быть.
Проблема образца — это, прежде всего, проблема внешнего сходства. Но, кроме того — еще и проблема канонического и благочестивого изображения, выработанного в результате многовековой традиции. Фигура святого должна выражать некое благочестивое духовное состояние, и вот это состояние нужно искать у своих предшественников. Здесь неправильно утверждать: «А вот я вижу так!». Нас не волнует, как ты это видишь — видишь и прекрасно — но нам важно, чтобы икона научала нас благочестию.
— Насколько часто вам приходится, общаясь со студентами, будущими иконописцами, возвращать их в это каноническое русло? Они — люди молодые, и понятно, что порой им бывает трудно сдержать какие-то свои фантазийные порывы.
— Те, кто понимает, что благочестие и духовное состояние — это главные ценности в иконе, работают хорошо. Ведь, в конечном счете, именно этими параметрами икона и отличается от не-иконы. Светское искусство — авангардистское ли, модернистское, любое другое — не озабочено вопросами благочестия. А наше искусство — озабочено. Это принципиальная разница. Поэтому если молодой человек, пришедший на наш факультет, не озабочен вопросами благочестия, то он вряд ли останется на нем.
— Мы можем говорить о росте интереса к иконе в наше время?
— Судя по наличию споров, которые вокруг этого вопроса ведутся, интерес, конечно, возрос. И споры, как говорит апостол Павел, это хорошо: «Подобает быть разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные».
Я имею в виду, прежде всего, спор между традиционалистами и модернистами. Предмет этого спора, как мне кажется — это все тот же вопрос благочестия: если вы хотите, чтобы ваша икона была подлинно благочестивой, вам необходимо сверяться с традицией. А если вы хотите что-то другое, то, конечно, традиция не нужна. Сторонники новых исканий говорят: надо что-то новое, это все мы уже видели. Хорошо, но в таком случае хочется ответить: если вы хотите чего-то нового, то пишите тогда новую литургию. У нас есть литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста, а литургии Петра Ивановича Смирнова у нас нет — пусть он напишет ее, а мы посмотрим, примет ее Церковь или нет? То же самое и в иконах: что здесь значит новое? В иконе может иметь место новое, но это всегда плод собственной богатой духовной жизни — на уровне подлинного творческого откровения и в рамках данного канона.
— А что нового может быть в рамках канона?
— Новое рождает сама церковная жизнь, каждый следующий виток истории производит новое. Вот, например, у нас есть гигантская иконография новых мучеников — тысячи и тысячи людей, с которых надо писать иконы. Новые судьбы, новые жития, новые ситуации появились. Вот убили русского царя со всей его семьей — это же колоссальнейшая творческая тема! Она, кстати говоря, более-менее раскрыта в иконописи, но никак не затронута светской живописью. Хотя это событие чрезвычайной исторической важности, необыкновенное по своему трагизму — но почему-то светское искусство не обращает на него никакого внимания. А вот церковное искусство этой темой очень интересуется, и огромное количество икон изображают сейчас царскую семью. Хотя изображают, конечно, очень по-разному.
— Отсюда следует еще один вопрос: как быть иконописцам, изображающим новомучеников — на какую традицию и какие образцы опираться?
— Здесь требуется большой поиск, и окончательно современное церковное общество еще не выбрало, на чем остановиться. Исторически канон утверждался неформально — появлялся какой-то образ в искусстве, который хорошо ложится в литургическую жизнь и который молитвенно всех устраивает. Вот этот канонический образ царя и его семьи еще только предстоит выбрать.
— Какое будущее ждет икону, по вашему мнению?
— Здесь, я полагаю, не надо искать особых путей. Есть богослужебная жизнь, она существует и будет существовать до конца времен — так что беспокоиться насчет будущего иконы не нужно.
Беседовал Михаил Боков
Фото Евгения Глобенко
Может ли художник стать иконописцем?
Думаю, что заголовок этой статьи у многих вызовет недоумение. А в чём, собственно, проблема? Что может помешать художнику стать иконописцем, если он того пожелает? – Прошу понять меня правильно! – Я не сомневаюсь, что обладающий мастерством и навыками художник может овладеть иконописным стилем и изготавливать неплохие копии канонических икон. То, что таких икон мало во вновь строящихся храмах и почти нет в церковных лавках, свидетельствует не о том, что мало художников, способных овладеть этим мастерством, а скорее о том, что заказчики икон идут на поводу у публики. А вкусы широкой публики во многом определяются её оторванностью от православной традиции и художественной незрелостью.
Но эта статья посвящена другой проблеме. Меня очень печалит, что многие серьёзные и искренние художники отрываются от традиций иконописи, видимо из-за того, что не понимают смысла канонов. В основе же этого, по-моему, лежит их недостаточная воцерковлённость. Они не понимают того, что для написания хорошей иконы, нужно стать вполне бесстрастным человеком. – Что это значит? – В первую очередь, художник, берущийся за такую работу должен преодолеть самого себя, собственную «самость». Как это ни странно звучит, он не должен стремиться к самовыражению!
То есть, при написании иконы, перед художником стоит задача, полярно противоположная той, которую он решает при создании картины. Когда художник работает над картиной, то ему нужно оторваться от привычного взгляда на изображаемые предметы или персонажи, он просто обязан уйти от штампов и трафаретов. Он должен выработать свой, творческий, художнический взгляд на мир и используя своё мастерство донести это новое видение до зрителя. Иначе, без свежего взгляда, без присутствия новизны, его картина просто не будет никому интересна.
Совсем иначе обстоит дело с иконами. Интерес людей к иконе определяется вовсе не любопытством и не оригинальным взглядом живописца. Он присутствует у зрителя изначально и состоит в потребности общения с лицами, изображёнными на иконе. Икона по предназначению своему это – окно в Царство Божие, говоря современным языком, это канал, связывающий нас со святым Прообразом. Поэтому, при написании иконы и необходимо художнику отрешиться от всего личного, от чувств, переживаний и представлений по отношению к изображённому на иконе. Должно остаться только глубочайшее благоговение перед изображаемым Образом и понимание своего недостоинства по отношению к Его святости.
Чтобы было понятнее, о чём я говорю, расскажу о случае, который побудил меня взяться за эту статью. Однажды я увидел мастерски, любовно написанную икону святой блаженной Ксении Петербургской. Издали она производила впечатление канонической, но подойдя ближе, я увидел, что у неё очень выразительное лицо. Оно было детское и наивно жалостливое. Не скажу, что это плохо. – Ксения блаженная вполне может кому-то представляться и такой. Но не всем. По-моему, икона должна позволять многообразное понимание и восприятие. Она не должна быть психологичной и однозначно выразительной, но должна представлять собой обобщённый образ. – Как это и положено канонической иконе.
Именно так я понимаю важнейшее назначение иконописного канона. – Икона, по-моему, должна соответствовать той же закономерности, что и Священное Писание. Она должна быть универсальной для множества людей в разные времена. Вот Библия – это вообще Книга на все времена. Она содержит бесконечное множество смыслов. К этому же должна стремиться и икона. Есть также и чисто практическое соображение, оправдывающее необходимость канонов. – Святой должен быть узнаваемым. Если он приходит на помощь человеку (а такое случается нередко), он должен быть узнан. Да и в храме воцерковлённые люди должны без затруднений находить нужного им святого.
Откуда же берётся канон? Я бы сказал, что образ святого выявляется, как бы, кристаллизуется, в период времени между смертью и всенародным его прославлением. Причём, это прославление не обязательно официальное, оно, иногда происходит до времени, в умах верующих. То есть часто бывает, что ко времени формального прославления в народе уже складывается образ святого. Какой механизм лежит в основе формирования канонического образа? – Думаю, здесь складываются многие факторы: воспоминания очевидцев, устное предание, возможно, сохранившиеся изображения. Однако я уверен, что определяющей является интуиция одухотворённых иконописцев, которые по наитию Святого Духа зрят Первообраз иконы в Царстве Божьем.
Означает ли приверженность канону, что иконопись – это не искусство, а просто массовая культура старинного образца? – Отнюдь нет! Напротив, я убеждён, что это творчество высшего порядка, поскольку оно создаёт обобщённые духовные формы, содержащие все возможные варианты восприятия! И чем ближе икона к духовному канону, тем она глубже и совершенней, потому что ближе к Небесному Прообразу. Великая красота русских икон золотого века остаётся загадкой для исследователей, хотя на эту тему и написаны тысячи исследовательских работ. Просто в этих иконах всё – как нужно, всё соответствует высшей гармонии, недоступной нашему земному миру.
Написать икону, соответствующую духовному канону очень трудно. Для этого иконописец должен, по силам своим, принести подвиг святости. Недаром же, лучшие иконописцы причислены к лику святых! В старину каждый художник перед написанием иконы строго постился несколько месяцев. Да и вообще, чтобы получить заказ на икону для церкви, он должен был много лет вести благочестивую и праведную жизнь. Настолько ответственным считался такой заказ. Особо почитаемые иконы доверяли писать только монахам-аскетам. Сейчас, конечно, такой ответственности нет. С отступлением от канонов связан упадок иконописного искусства. Когда это происходит, духовная универсальность Первообраза превращается в психологизм, а богодухновенное искусство иконописи – в мирскую живопись.
Март 2013.
Как пишут иконы? Кто такие иконописцы?
Два часто задаваемых вопроса:
Как пишут иконы?
Кто такие иконописцы?
По первому вопросу, мы, пожалуй, довольно старомодны и принципиально не отступаем от старинных традиций иконописи, придерживаясь техники выработанной несколько веков назад. Доски липовые, краски делаем сами в ручную, используя природные минеральные пигменты, воду и яичный желток. Эта так называемая яичная темпера, иконописная краска.
Весь образ пишется примерно 2 — 4 недели и включает в себя: нанесение эскиза сюжета на доску, далее покрытие сусальным золотом толщиной около 100 нм, затем делается роскрашь одежд и сюжетных элементов. В последнюю очередь пишутся лики и руки. Роспись ликов считается высокой степенью мастерства иконописца. Они так и называются «личники», от слова лик и «доличники» пишет то, что до лика.
Современные технологии позволяют «писать» иконы быстрее и дешевле, например, используя имитацию золота, полимерные краски или программируемые станки для печати образа или формирования рельефной чеканки, но это не наш выбор. Мы так не умеем. Наши иконописцы учились в Суздальском художественно-реставрационном училище, там с этим строго.
Кстати саму технологию можно посмотреть в коротком видео сюжете на нашей странице в Facebook, у вас это займет около 20ти минут.
Итак, Иконописец. Кто это? Профессия или призвание?
Судите сами, это каждодневный труд, из года в год, с высочайшим уровнем ответственности. Ведь это не творческий натюрморт с апельсинами, где можно нарисовать так или иначе. Существует строгий канон, его обязательно нужно соблюдать. Иконы пишутся не произвольно, нужно точно следовать первоначальным, древним образам. Обобщить и рассказать про всех иконописцев мы не сможем, но про тех людей кто пишет иконы для Вас, мы постараемся.
Конечно, люди не случайные и приходят к иконописи годами. Ведь мало уметьточно воссоздать Образ, нужно искренне верить, нужно осознавать свою причастность к творимому. В светской жизни иконописцы такие же люди как многие из нас, с теми же радостями, проблемами и заботами. Но вот в работе иконописцы другие, сосредоточенность и спокойствие, кропотливость и собранность. Порой кажется, что они не дышат, когда пишут икону, такая концентрация внимания.