Содержание
- Армянская Церковь — история, обычаи, отличия от Православия
- Армения — христианская страна
- История Армянской Апостольской Церкви
- Армянская Церковь и Православие
- Армянская Церковь: отличия от Православия
- Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Армянской Апостольской Церковью
- Армянская церковь. В чем разница между православием и армянским христианством?
- Армянская Церковь
- В чем различие между православием и армянским христианством
- Армянская Церковь. Монофизиты
- Армянская Церковь. Диалог
- «Один Господь, одна вера, одно крещение»
- Крестный Отец — Кавор — Քավոր
- Как молиться за крещенного в Армянской Церкви?
Армянская Церковь — история, обычаи, отличия от Православия
Рубрика: Основы веры
Армения — христианская страна
Первой страной, принявшей христианство как государственную религию стала Великая Армения (располагалась на Армянском нагорье). До сих пор невозможно точно определить год, когда Армения приняла христианство и появилась Армянская Церковь. Традиционно считается, что принятие христианства царем Трдатом и последующее Крещение страны произошло в 301 году. Ряд историков это событие относят к 314-315 годам. Согласно преданиям, христианство в Армении проповедовали апостолы Фаддей и Варфоломей, которые считаются просветителями Армении.
Армянская церковь святой Гаяне (Эчмиадзинский монастырь)
История Армянской Апостольской Церкви
Во время Халкидонского Собора, проходившего в 451 году, был принят догмат о “двух естествах” Иисуса Христа. В нем говорится, что Спаситель есть одновременно и Бог, и человек. Он в одном Лице соединил две природы: божественную и человеческую. Именно поэтому Иисус Христос называет Себя Сыном Божиим (Ин.: 10, 36) и Сыном Человеческим (Мк.: 2, 10). Как Бог Он совершает чудеса: исцеляет, воскрешает, повелевает стихиями природы. А как Человек спит, ест, пьет, испытывает голод, терпит страдания и смерть.
Представители Армянской Церкви не смогли присутствовать на Халкидонском Соборе из-за войны на территории их страны. В итоге они не приняли учение о двух естествах Иисуса Христа. По их мнению, у Спасителя только одна божественная природа, которая полностью заменила человеческую, и лишь мысленно последняя может различаться от божественной. В результате долгой дискуссии Армянская Апостольская Церковь полностью отделилась от Вселенской Церкви в начале VI века. В течение многих веков между представителями Православной и Армянской Церквей происходили попытки налаживания диалога. Рассматривалась возможность восстановления Евхаристического общения между двумя Христианскими Церквями. Но прийти к консенсусу до сих пор не удалось.
Армянская Церковь и Православие
Армяне Православные или нет? Сама Армянская Церковь причисляет себя к Православной и называется Армянская Апостольская Православная Святая Церковь (Православная – в смысле истинности веры). Армянские христиане признают в качестве Православных Церквей: Коптскую, Эфиопскую, Сирийскую, Индийско-Малабарскую.
Халкидонские Церкви (принявшие две природы Иисуса Христа как догмат), по мнению армян Православными не считаются, Их обозначают просто Русская Церковь, Греческая Церковь и так далее. С точки зрения Русской Православной Церкви армяне считаются “монофизитами”. Так называют признавших одну Божественную природу Спасителя и впавших в заблуждение (ересь). Соответственно, Армянская Церковь не относится к Вселенской Православной Церкви.
Армянская Церковь: отличия от Православия
Православная Церковь признает 7 Вселенских Соборов. Армяне – только первые 3 дохалкидонских Вселенских Собора: Первый (в Никее в 325 году), Второй (в Константинополе в 381 году), Третий (в Эфесе в 431 году). Соответственно, Православная Церковь признает божественную и человеческую природу Иисуса Христа, Армянская только божественную.
В Армянской Церкви существует матах – традиция, подразумевающая приношение дара Богу через милостыню. Этот обряд чаще всего происходит в виде большой трапезы для нуждающихся, бедных и больных. Приглашать на нее своих близких запрещается. Матах является не догматическим установлением Армянской Церкви, а благочестивой традицией.
На Литургии в Армянской Церкви используется пресная просфора (Ншхар), в Православной – квасная.
Крестятся армяне слева направо, тогда как православные справа налево.
Отличается и армянский крест. На нем редко можно увидеть распятого Христа, зато на можно увидеть листья. Они символизируют жизнь, через Спасителя побеждающую смерть.
В Армянских храмах нет иконостаса и все священнодействия в алтаре совершаются на виду у молящихся в храме, кроме богослужений на Страстной Седмице. В Православных храмах алтарная часть отделена от основной части храма иконостасом. Также характерно малое количество икон в армянских церквях, домашняя молитва совершается перед распятием. В православных церквях особо почитаются образы Бога и Его святых угодников. Поэтому зачастую в храмах присутствует множество различных икон.
Если армянский священник овдовел, то ему разрешается жениться повторно. В Православии священнослужителю допускается лишь один брак.
Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Армянской Апостольской Церковью
В наши дни между Русской Православной Церковью и Армянской Апостольской ведется традиционный диалог о двух природах Спасителя. Но к общему решению прийти пока не удается. Православному христианину запрещается причащаться в Армянской церкви и участвовать в других церковных Таинствах. Но при переходе из Армянской Церкви в Православие повторное крещение не требуется. Совершается лишь Таинство Покаяния, чаще всего сопровождаемое миропомазанием.
Многие Святые Отцы убеждали монофизитов отказаться от этого ошибочного суждения.
Святой Никита Стифат писал:
“честный христианин не может признавать одну природу в Иисусе Христе – ведь в таком случае либо это только божественная природа, и тогда Он не стал человеком, не спас и не очистил нашу природу от искажения, либо это человеческая природа, и тогда Он при воплощении перестал быть Богом, что абсурдно, либо это какая-то новая, богочеловеческая природа, сложенная из двух, но тогда это значит, что Он и не единоприроден Отцу и Духу, и не единоприроден Деве Марии и прочим людям, и таким образом Он не будет известен ни как Бог, ни как человек”. (Первое обличительное слово против армян, 5)
При догматическом расхождении между Православной и Армянской церквями исторически существуют дружеские отношения. Напряжения между верующими никогда не наблюдалось. На Руси всегда доброжелательно относились к армянским купцам. При Петре Первом российские войска пытались освободить армян от персидского и турецкого владычества. Освобождение Армении заняло много лет. За это время и до наших дней сохранились братские отношения между двумя христианскими народами.
Метки: армяне религия, армянская апостольская церковь, армянская церковь, какая вера у армян
Армянская церковь. В чем разница между православием и армянским христианством?
Армянская Церковь
Армянская церковь — одна из древнейших христианских общин. В 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Уже много веков между нами нет церковного единства, но это не мешает существованию добрососедских отношений. На прошедшей 12 марта встрече с послом Республики Армения в России О.Е. Есаяном, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Наши отношения уходят вглубь веков… Близость наших духовных идеалов, единая нравственная и духовная система ценностей, в которой живут наши народы, являются фундаментальной составляющей наших отношений».
Читатели нашего портала часто задают вопрос: «В чем различие между православием и армянским христианством»?
Протоиерей Олег Давыденков, доктор богословия, заведующий кафедрой восточно-христианской филологии и восточных Церквей Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета отвечает на вопросы портала «Православие и мир» о дохалкидонских церквях, одной из которых и является Армянская церковь.
В чем различие между православием и армянским христианством
— Отец Олег, прежде чем говорить об армянском направлении монофизитства, расскажите о том, что такое монофизитство и как оно возникло?
— Монофизитство — это христологическое учение, сущность которого состоит в том, что в Господе Иисусе Христе только одна природа, а не две, как учит Православная Церковь. Исторически оно появилось как крайняя реакция на ересь несторианства и имело не только догматические, но и политические причины.
Православная Церковь исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две природы – божественную и человеческую. Несторианство учит о двух лицах, двух ипостасях и двух природах. Монофизиты же впали в противоположную крайность: во Христе они признают одно лицо, одну ипостась и одну природу. С канонической точки зрения различие между Православной Церковью и монофизитскими церквами заключается в том, что последние не признают Вселенские Соборы, начиная с IV-го Халкидонского, который принял вероопределение (орос) о двух природах во Христе, которые сходятся в одно лицо и в одну ипостась.
Армянская Церковь. Монофизиты
Название «монофизиты» было дано православными христианами противникам Халкидона (сами себя они называют православными). Систематически монофизитская христологическая доктрина сформировалась в VI в., благодаря прежде всего трудам Севира Антиохийского(+ 538 г.).
Современные нехалкидониты стараются модифицировать свое учение, утверждают, что их отцов обвиняют в монофизитстве несправедливо, поскольку те анафематствовали Евтиха1, но это изменение стилистики, не затрагивающее сути монофизитского вероучения. Работы их современных богословов свидетельствуют о том, что принципиальных изменений их доктрины не происходит, существенных различий между монофизитской христологией VI в. и современной нет. Еще в VI в. появляется учение о «единой сложной природе Христа», составившейся из божества и человечества и обладающей свойствами обоих естеств. Однако этим не предполагается признание во Христе двух совершенных природ – природы божественной и природы человеческой. Кроме того, монофизитство почти всегда сопровождается монофилитской и моноэнергистской позицией, т.е. учением о том, что во Христе только одна воля и одно действие, один источник активности, которым является божество, а человечество оказывается его пассивным орудием.
— Отличается ли армянское направление монофизитства от других его видов?
— Да, отличается. В настоящее время существует шесть нехалкидонских церквей (или семь, если Армянский Эчмиадзинский и Киликийский католикосаты рассматривать, как две, де-факто автокефальных церкви). Древние Восточные церкви можно разделить на три группы:
1) Сиро-яковиты, копты и малабарцы (Маланкарская церковь Индии). Это монофизитство севирианской традиции, в основе которой лежит богословие Севира Антиохийского.
2) Армяне (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты).
3) Эфиопы (Эфиопская и Эритрейская церкви).
Армянская церковь в прошлом отличалась от остальных нехалкидонских церквей, даже сам Севир Антиохийский был анафематствован армянами в VI в. на одном из Двинских соборов как недостаточно последовательный монофизит. На богословие Армянской церкви значительное влияние оказывал афтартодокетизм (учение о нетленности тела Иисуса Христа с момента Воплощения). Появление этого радикального монофизитского учения связано с именем Юлиана Галикарнасского, одного из основных оппонентов Севира внутри монофизитского лагеря.
В настоящее время все монофизиты, как показывает богословский диалог, выступают с более-менее одинаковых догматических позиций: это христология, близкая к христологии Севира.
Говоря об армянах, следует отметить, что сознание современной Армянской церкви характеризуется выраженным адогматизмом. Если другие нехалкидониты церкви проявляют немалый интерес к своему богословскому наследию и открыты для христологической дискуссии, то армяне, напротив, мало интересуются собственной христологической традицией. В настоящее время интерес к истории армянской христологической мысли проявляют скорее некоторые армяне, сознательно перешедшие из Армяно-Григорианской церкви в Православие, причем, как в самой Армении, так и в России.
Армянская Церковь. Диалог
— Ведется ли сейчас богословский диалог с Дохалкидонскими церквами?
— Ведется с переменным успехом. Итогом такого диалога между Православными христианами и Древневосточными (Дохалкидонскими) церквами стали так называемые Шамбезийские соглашения. Одним из основных документов является Шамбезийское соглашение от 1993 года, которое содержит согласованный текст христологического учения, а также содержит механизм восстановления общения между «двумя семьями» Церквей через ратификацию соглашений синодами этих Церквей.
Христологическое учение этих соглашений имеет целью найти компромисс между Православными и Древневосточными церквами на основе богословской позиции, которую можно было бы охарактеризовать как «умеренное монофизитство». В них содержатся двусмысленные богословские формулы, которые допускают монофизитское толкование. Поэтому реакция в православном мире на них не однозначна: четыре Православные Церкви их приняли, некоторые приняли с оговорками, а некоторые принципиально против этих соглашений.
Русская Православная Церковь также признала, что эти соглашения недостаточны для восстановления евхаристического общения, поскольку в них содержатся неясности в христологическом учении. Требуется продолжение работы по устранению неясных толкований. Например, учение Соглашений о волях и действиях во Христе можно понять и дифизитски (православно) и монофизитски. Все зависит от того, как читающий понимает соотношение воли и ипостаси. Рассматривается ли воля, как принадлежность природы, как в православном богословии, или она усвояется ипостаси, что характерно монофизитству. Второе Согласованное заявление от 1990 года, которое лежит в основе Шамбезийских соглашений 1993 года, не дает ответа на этот вопрос.
С армянами же сегодня вряд ли вообще возможен догматический диалог, по причине отсутствия с их стороны интереса к проблемам догматического характера. После того, как в середине 90-х гг. стало понятно, что диалог с нехалкидонитами зашел в тупик, Русская Православная Церковь начала двухсторонние диалоги – не со всеми нехалкидонскими Церквями вместе, а с каждой в отдельности. В результате определилось три направления для двусторонних диалогов: 1) с сиро-яковитами, коптами и армянским Киликийским католикосатом, согласившимися вести диалог только в таком составе; 2) Эчмиадзинским католикосатом и 3) с Эфиопской церковью (это направление не получило развития). Диалог с Эчмиадзинским католикосатом не затрагивал вопросов догматических. Армянская сторона готова обсуждать вопросы социального служения, пастырской практики, различные проблемы общественной и церковной жизни, но к обсуждению догматических вопросов интереса не обнаруживает.
— Как монофизиты сегодня принимаются в Православную Церковь?
— Через покаяние. Священнослужители принимаются в сущем сане. Это древняя практика, так принимали нехалкидонитов и в эпоху Вселенских Соборов.
С протоиереем Олегом Давыденковым беседовал Александр Филиппов.
«Один Господь, одна вера, одно крещение»
Крещение – одно из семи таинств Армянской Апостольской Церкви, каждое из которых имеет свое предназначение и смысл, и в каждом «сообщается определенный дар благодати». В крещении, втором духовном рождении, – это благодать, очищающая от греха и возрождающая человека.
История армянского обряда крещения восходит к древнему восточносирийскому обряду. Молитвы и священнодействия во многом имеют тот же смысл и порядок, что и в византийском чине крещения.
Через крещение, посвящение в христианскую церковь, человек причисляется к пастве Христовой, став сыном Божьим и членом Церкви. Крещение называют «таинством входа», и оно является предусловием для участия во всех остальных церковных таинствах.
Согласно Ованнесу Ерзнакаци, мыслителю, церковно-общественному деятелю XIII века, «второй раз рождаются духовным и божественным рождением от родителей духовных. Отец этого рождения – Бог, мать – Церковь, чрево – Купель, где младенец рождается водой и Духом. Ибо, как вода очищает от грязи, так и Дух Святой очищает, омывает дух человеческий и превращает человека в храм Божий».
В соответствии с обычаем Армянской Апостольской Церкви, детей крестят в раннем возрасте. Церковь установила восьмой после рождения ребенка день, по примеру Иисуса Христа, нареченного именем на восьмой день (Лк. 2:21). После крещения человек проходит жизненные испытания уже не только благодаря собственным силам, но и божественному промыслу, поскольку его отныне оберегает ангел-хранитель.
Для крещения родители ребенка выбирают крестного отца. Восприемником в Армянской Церкви может быть только мужчина, армянин, крещенный в Армянской Церкви, что является обязательным условием. Он должен обладать духовными знаниями, чтобы воспитать крестника согласно Божьим заповедям и армянским национальным традициям.
Роли крестного отца придается большое значение. Крестный отец – духовный наставник ребенка, он участвует в его нравственном развитии, вместе с родителями заботится о его воспитании и становлении. Крестный отец несет ответственность за достойную жизнь крестника и опекает его.
К обряду крещения готовят нательный крест, сплетенные вместе белую и красную нити, которые символизируют истекшие на кресте воду и кровь из ребра Христова, и небольшое полотенце, которым отирают умытое лицо. Принято хранить это полотенце в чистоте и больше не использовать. Также готовят белую крестильную рубашку.
Перед крещением совершаются вступительные обряды у дверей храма. Священник трижды спрашивает у крестного отца: «Что просит младенец?» Крестный отец трижды отвечает: «Веры, надежды, любви и крещения», «Креститься и снискать оправдание, очиститься от греха, освободиться от бесов и служить Богу».
Затем священник совершает чин отречения от злых сил. После молитв отречения и произнесения традиционной обрядовой формулы крестный отец исповедует свою веру, поручаясь за воспитание крестника. Читается Символ веры. Затем поется псалом 117. Процессия входит в храм и располагается вокруг купели.
Таинство начинается освящением елея, затем в купель наливают воду и освящают ее. После чтения особых псалмов и Священного Писания священник совершает крещение – погружает ребенка три раза в купель со словами: «Сей раб Божий (имярек), пришедший от младенчества ко крещению, крещается во имя Отца и Сына и Святого Духа и, искупясь Кровью Христовой от рабства грехов, приемлет усыновление Отца Небесного, чтобы быть сонаследником Христу и храмом Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Крестный принимает ребенка из купели и облачает его в белую крестильную одежду.
За очистительным таинством крещения следует благодатное таинство миропомазания, дабы получить божественные дары непосредственно после очистительного омовения. Таинство миропомазания называется также запечатлением, потому что божественной печатью отмечаются соответствующие части тела. Во время совершения таинства миропомазания используется святое миро – благоуханное масло. Главный его компонент – оливковое масло, смешанное с благовониями, в основном бальзамином. Помазание елеем наилучшим образом символизирует действие на душу благодати Святого Духа, ибо издревле масло считалось символом исцеления.
Новокрещенному помазывают святым миром лоб, глаза, уши, ноздри, уста, грудь, спину и ноги. Каждая часть тела помазывается со специальной молитвой. В заключение крестный с новокрещенным ребенком поклоняются у святого престола. Причащение Святых Тайн в Армянской Церкви обязательно совершается сразу после крещения.
Армянская Церковь соединила таинство миропомазания с таинством крещения по подобию с Господом. Когда Он после принятия крещения от Иоанна Крестителя в реке Иордан вышел из воды, Святой Дух в образе голубя сошел на Него и был с неба голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3:17). Подобным же образом святой Григорий Просветитель крестил армянский народ в реке Арацани, одновременно совершая помазание святым миром.
Ниспосланный Дух Святой ставит печать благодати на новокрещенного, что исполняет полноту крещения. Получив божественные дары, человек укрепляется духом и получает защиту.
Отдел информации «НК»
Поставьте оценку статье: Всего проголосовало 45 человек
Крестный Отец — Кавор — Քավոր
Армянский кавор (Քավոր) — весьма интересный и сложный персонаж, являющийся центральной фигурой в традиционном свадебном цикле, а также во время рождения и крещения детей.
Кавор совмещает функции как посаженного, так и крестного отца. И в современной свадьбе, которая значительно упростилась по сравнению с традиционной, кавор, продолжает оставаться одним из главных персонажей.
Этнологи относят происхождение института кавора к довольно раннему периоду истории человечества. Согласно некоторым утверждениям, кавор – прообраз языческого жреца.
Кавор – лицо, присутствующее на любом армянском торжестве. Для армян это авторитетная персона и многоуважаемый человек. Наибольшее значение ему придавалось во время свадебных торжеств и крестин.
Так, будущий кавор обязательно должен был быть из ближнего круга семьи жениха. Согласно некоторым утверждениям, раньше обязанности кавора выполнял дядя жениха (брат матери), но со временем этот обычай изменился.
Кавор на свадьбе выступает в роли основного защитника и покровителя вступающих в брак молодоженов. Все важные вопросы новоиспеченной семьи решались при активном участии кавора, никакое решение не могло быть принято без его ведома, а его слово было законом для обеих сторон.
Одна из главных и неизменных обязанностей кавора — ввести в день венчания жениха в дом невесты, откуда он сопровождает молодых в церковь, из церкви приводит их снова в дом невесты, а оттуда уже — в дом жениха. Кавор возглавляет процедуру бритья, купания и одевания жениха.
Он же завершает процедуру убранства невесты накидыванием на голову невесты покрывала и одаривания женщины, покрывшей голову невесты. Кавор совершает магические действия, обеспечивающие деторождение: повязывает пояс на спину невесты, закрывает обмоченный в бычьей крови замок и т. д.
Согласно еще одному утверждению этнологов, в языческие времена кавору также принадлежало право первой брачной ночи с невестой.
Кавор — главная фигура при крещении ребенка. Как только у новобрачных рождается ребенок, об этом в первую очередь сообщают ему. В день крестин повивальная бабка, принявшая роды, с подарками (с бараном и водкой) отправляется в дом кавора, просит его присутствовать на крестинах.
Кавор посылает новорожденному простыню, шапочку и несколько метров ситца. В день крестин повивальная бабка берет ребенка на руки и вместе с родственницами жениха отправляется в церковь, куда приходит и кавор.
После того как совершается крещение, он берет ребенка, заворачивает в простыню, посланную им в дом роженицы и принесенную в церковь повивальной бабкой, а потом отправляется в дом жениха.
Там его встречает мать новорожденного, которая встает на колени перед ним, целует его ноги и только после этого забирает ребенка.
Согласно древним армянским обычаям, обязанности кавора передавались из поколения в поколение. В случае смерти, его наследниками становились либо сыновья, либо братья, в случае если первые еще были детьми. Брачная связь с членами семьи или родственниками кавора считалась большим грехом.
Смена кавора – крайне редко встречающийся случай, оскорбительный и унизительный шаг.
Сегодня, институт кавора у армян носит исключительно символический характер. Основные обязанности сводятся к церковным обрядам. Кавор продолжает оставаться значимой фигурой во время свадебных торжеств и крестин, и конечно, хорошим другом и защитником новой семьи.
Новейший храмовый комплекс — Собор Преображения Господня, на Трифоновской, с бибилиотекой, музеем и даже гимназией.
Стены почти всех построек отделаны настоящим туфом — материал будто излучает тепло. Резьба по камню и дереву восхищает! Сколько же труда и любви вложено в храм..
На заднем плане небольшая часовня — где будет происходить таинство
Здание музея, я обязательно приду сюда вновь.
Меня восхитило все. Свет, звуки, спокойствие и торжественность. Предлагаю просто посмотреть, как это было.
Видимо, не удержусь от комментариев. Армянская церковь отличается от православной. Она более простая, чтоли, более близкая к людям. Храмом может быть любое место, а свечки достаточно ставить в ящик с песком. Они, кстати, не продаются. Просто лежат, а рядом люди оставляют деньги. Другие люди сами убирают догоревшие огарки. Поэтому все такое чистое, и выглядит новым.
Принадлежности для обряда очень изящны
Крестики армянские — с виноградной лозой, красивые!
Вместо купели — чаша, в воду не обмакивают и не погружают с головой, просто умывают деток. Воду предварительно освящают. Все молитвы не говорят, а пропевают, невероятно торжественное ощущение, красивейший голос, акустика завораживающая.
Дети внимательно слушали, смотрели, что происходит.
Умывание святой водой — перенесли стойчески
Габриэла только очень удивилась, что там с ней такое делают, 🙂 она вообще барышня характерная и с ней «не забалуешь», но здесь — промолчала.
…чему все удивились и обрадовались
Грант и вовсе был совершенно не против происходящего, судя по выражению лица
Вот они, новообращенные крошки.
А реакция окружающих в любой церкви одинаковая — на лицах самая светлая искренняя радость и счастье.
После мы зашли в основной храм. Просто без слов — величественно!
Еще раз спасибо маме и папе крошек за то, что позвали.
Больше фото в группе http://vk.com/katievifphoto — стараюсь обновлять, но получается так себе. По вопросам бронирования дат на съемки и обсуждения деталей можно звонить 8 963 605 25 44.
Как молиться за крещенного в Армянской Церкви?
Вопрос читателя:
Добрый день. Ребёнок был крещён в армянской церкви по армянскому обряду. Можно ли подавать за него записки, подавать молебны в Русской Православной Церкви? Спасибо.
Отвечает иерей Роман Посыпкин:
Уважаемый Олег!
К сожалению, в силу исторических причин, Армянская церковь, по сути, является монофизитской церковью. Между Православной Церковью и Армянской церковью существуют со времени Халкидонского собора, на который не успели вовремя прибыть и принять в нём участие Армянские епископы, догматические противоречия. На Халкидонском соборе в 451г. Вселенской Церковью как раз и было осуждено монофизитство. Армянская церковь не признала итоги 4 Вселенского Собора. Таким образом Армянская церковь отпала от Православной Церкви. И по сей день это отделение от Православной Церкви, к нашему глубокому сожалению, не преодолено.
Поэтому Вы можете и должны молиться за ребенка сами, но так как ребенок, крещеный в Армянской церкви, не принадлежит к Православной Церкви, записки за него и молебны в Церкви совершаться не могут и не должны. Но Вы можете обратиться в православный храм с тем, чтобы ребенок был принят в лоно Православной Церкви. Принятие членов Армянской Церкви совершается через Миропомазание (подробнее об этом смотрите в материале Что такое миропомазание?). Когда Вы обратитесь в храм, священник поговорит с Вами, прояснит все обстоятельства и расскажет, что и как необходимо сделать.
Храни Господь Вашего ребенка и Вас!
Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.