Содержание
- ЧТО ТАКОЕ КОНФИРМАЦИЯ?
- КОНФИРМАЦИЯ
- Конфирмация – что это?
- Что такое конфирмация простыми словами
- Конфирмация в католицизме
- Конфирмация у лютеран
- Конфирмация в англиканстве
- Конфирмация в иудаизме
- Конфирмация — это религиозный ритуал или понятие из судебной практики?
- Таинства в христианстве
- Конфирмация у католиков
- Как совершается обряд
- У протестантов
- В иудаизме
- В юридической практике
- В чем смысл конфирмации у католиков (разжуйте идиоту, ничего не понявшему в «Википедии»)?
- Таинства Католической церкви
- Конфирмация
ЧТО ТАКОЕ КОНФИРМАЦИЯ?
Существует ли в Православной Церкви обряд конфирмации? Если да, то что стоит за ним, если нет, то что он значит в Католической Церкви?
Алексей
Уважаемый Алексей!
Конфирмацией (от лат. con firmatio – укрепление, утверждение) в Католической Церкви называется Таинство Миропомазания.
Современная практика (как православная, так и католическая) признает всего семь таинств: Крещение, Причащение, Миропомазание, Священство, Брак, Соборование (Елеосвящение) и Покаяние. Остальные священнодействия именуются обрядами. Поскольку Церковь в христианском понимании есть Мистическое Тело Христа, то считается, что в церковных таинствах людям особым образом преподается божественная благодать, созидающая Церковь. В Таинстве происходит встреча Бога с человеком, которому открывается путь к обожению, к уподоблению Творцу. Христиане полагают, что таинства обладают преображающей силой приобщения христианина к Божественному естеству. Однако приобщение это невозможно, если сам человек не жаждет изменения, поэтому церковное Таинство не есть какой-то магический обряд или заклинание, способное изменить человека, независимо от его желания.
По учению Православной Церкви, подлинным совершителем всех Таинств является Сам Бог, священник же есть лишь сосуд, инструмент совершения Таинства. А в некоторых особых случаях – например, «страха ради смертного» православная традиция допускает совершение Таинства Крещения даже мирянином.
В раннехристианской Церкви учения о семи Таинствах не существовало, первые христиане не фиксировали количество Таинств, а также не проводили жесткого деления на Таинство и обряд (действительно, сложно назвать Таинство Брака более благодатным, чем обряд монашеского пострига). Учение о семи Таинствах сформировалось в Православии не без влияния Католической Церкви, что, конечно, ни в коей мере не умаляет значения самих Таинств.
Таинство Миропомазания, о котором Вы спрашиваете, знаменует собой дар Святого Духа, печать Святого Духа (утверждение в новой жизни, начавшейся Крещением), который первые христиане получали от апостолов или первых епископов через возложение рук. Впоследствии, когда число крещаемых значительно возросло, присутствие епископа на всех крестинах стало невозможным. В Восточной Церкви Миропомазание стали совершать священники, хотя миро (благовонное масло, состоящее из более чем 64-х элементов) приготовлялось только епископом. В современной православной практике приготовление мира обычно осуществляется главой автокефальной (поместной) Церкви. То есть в Русской Православной Церкви чин мироварения совершает Патриарх или епископ – по благословению Патриарха. Происходит это один раз в году, после чего освященное миро раздастся на приходы.
В отличие от Православной Церкви, в которой Таинство Миоомазания совершается священником одновременно с Крещением, в Католической Церкви Таинство Миропомазания совершает только епископ и не вместе с крещением ребенка, а в более поздние годы, по достижении так называемого «возраста распознания» (или «возраста разумения»), т.е. возраста, когда человек, как полагают католики, способен делать сознательный выбор. Чаще всего «возрастом распознания» считается достижение ребенком полных семи лет, однако эта цифра не является жестким каноническим предписанием.
Традиционно Священнодействие посредством помазания миром стало практиковаться в западной Церкви позже, чем на востоке: приблизительно до XI века consignatio (печать; термин, также использующийся для наименования данного таинства) совершалось преимущественно возложением рук. Появившееся в западной практике на рубеже IV-V веков помазание миром повсеместно распространяется лишь к XIII веку, а Флорентийским собором 1439 года окончательно утверждается замещение обряда: «Вместо возложения рук в Церкви совершается Конфирмация». Несмотря на ряд изменений в форме Таинства, право его совершения в католической практике до сих пор сохраняется за епископами. Традиционно в католическом мире причастие впервые принималось после совершения Таинства Конфирмации. Однако сегодня данный порядок последования Таинств (Крещение, Миропомазание, Причащение) не является столь жестким. Поэтому Конфирмация может совершаться и после первого причастия (впервые такая практика стала применяться во Франции в середине XIX века).
КОНФИРМАЦИЯ
КОНФИРМАЦИЯ — в католицизме — одно из семи церковных таинств; во многих протестантских деноминациях — особая богослужебная церемония.
В отдельное священнодействие, как правило, значительно отстоявшее по времени от крещения человека и его первого причастия, конфирмация выделилась на христианском Западе в конце I — начала II тысячилетия.
В трактовке конфирмации как отдельного от крещения таинства католическая доктрина исходит из священно-исторических событий Пятидесятницы и основывается на новозаветных свидетельствах о возложении апостолами рук на новокрещёных с целью преподания им особых даров Св. Духа, а также на связанном с этими свидетельствами существовавшем в древней Церкви обряде послекрещального миропомазания и возложения рук на новокрещёного епископом.
В средние века и Новое время господствовало понимание конфирмации преимущественно как подтверждения зрелости религиозной веры крещёного в младенчестве человека, а также как его освящения и духовного укрепления. Богословие и практика конфирмации были закреплены вероучительными документами Римско-католической церкви на Ферраро-Флорентийском соборе и Тридентском соборе.
В католицизме таинство конфирмации считается необходимым для спасения. Его совершает епископ над подростками, достигшими 12-16-летнего возраста. В особых случаях (напр., при крещении взрослых с последующей непосредственно за этим конфирмации или в обстоятельствах смертельной опасности) допускается делегирование епископских полномочий священнику и совершение конфирмации в любом возрасте.
Как и при крещении, принимающему таинство конфирмации требуются восприемники (patrini). Материей таинства служит освящаемое епархиальным епископом в четверг Страстной седмицы миро (chrisma), которое после возложения рук и молитвенного призывания Св. Духа наносится в форме креста на лоб конфирмируемого. Формой таинства являются произносимые епископом при помазании слова: «Знаменую тебя знаком Креста и укрепляю (confirmo) миром спасения во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Правильно совершённая конфирмация запечатлевает душу (как и в таинствах крещения и священства) особым «неизгладимым знаком» (character indelebilis), вследствие чего это таинство не может быть повторено.
Предпринятая Ватиканским II собором литургическая реформа привела к некоторым изменениям в практике конфирмации, что должно было отразить экклезиологическое значение таинства как усовершенствование для крещёного связи с Церковью и возобновить идею трёхступенчатого единства христианской инициации (крещение, конфирмация, Евхаристия).
В совремеом обряде таинства конфирмация, которое рекомендуется совершать во время мессы, конфирмируемый в знак сакраментальной связи со своим крещением должен исповедовать Символ веры, произнесённый за него при крещении восприемниками. Конфирмация стала предшествовать обязательная, как правило полугодовая, катехетическая подготовка (см. Катехизация). Иногда перед конфирмацией рекомендуется совершение исповеди.
Апостольской конституцией папы Римского Павла VI «Divinae consortium naturae» (1971 год) была утверждена новая, близкая визант. чину тайносовершительная формула: «Приими печать (signaculum) дара Духа Святого» (ср.: Еф. 1:13, 4:30). За католиками восточных обрядов (см. Униатство) канонически закреплено совершение конфирмации священником сразу после крещения вне зависимости от возраста конфирмируемого. Современое католическое богословие подчёркивает также личностный аспект конфирмации, говоря о полноте общения верующего со Св. Духом как Личностью и об обращённом к верующему миссионерском призыве личного свидетельства о Христе в мире.
В средние века католическое учение о конформации подвергалось критике со стороны вальденсов, катаров, последователей Дж. Уиклифа, гуситов (см. Гуситское движение). М. Лютер в полемическом сочинении «О вавилонском пленении Церкви» (1520 год) категорически отверг сакраментальный статус конфирмации на основании того, что она не была заповедана Христом. Таким образом, он признавал конфирмацию не таинством, а лишь церковным обычаем или «церемонией». Ж. Кальвин также не видел в возложении апостолами рук сообщения верующему благодати, а мироосвящение и миропомазание считал суевериями. В полемике с анабаптистами немецким реформатор М. Буцер придал конфирмации смысл и образ литургического завершения периода катехизации подростков перед их допуском к причастию. Его идеи были широко восприняты в реформаторских кругах. Позднее под влиянием пиетизма в тех протестантских деноминациях, где сохранился обряд конфирмации, большую роль в нём стал играть мотив личного исповедания веры. Конфирмация стала пониматься как своего рода экзамен на религиозную зрелость юношей и девушек в возрасте примерно 14 лет после катехетической подготовки (продолжительностью до 2 лет) и как их литургическое посвящение в полноправные члены церковной общины.
Конфирмируемые исповедуют Символ веры в знак сознательного подтверждения своего крещения и принадлежности к Церкви, провозглашают обеты христианской морали и получают от пастора благословение через возложение рук. После этого они впервые приступают к причастию. Только прошедшие конфирмацию получают право голоса в церковной общине и могут быть избранными в церковный совет или исполнять церковные служения.
Конфирмация – что это?
Что такое конфирмация простыми словами
Под конфирмацией понимается одно из священных таинств, установленных в Католической и ряде Протестантских церквей и служащим своеобразным синонимом для «миропомазания» в одном случае, или значением осознанного выбора в вопросе религиозной принадлежности в другом.
Данный термин используется в некоторых традициях Иудаизма, где под ним понимается особая инициация во взрослую жизнь, только в глазах государства, в ходе которой молодые люди клянутся в верности ценностям иудейской веры и в частности – постулатам Торы.
Существует значение слова «конфирмация» в гражданском судопроизводстве – здесь, под ним понимается особый способ принятия и утверждения вынесенного решения представителем верховной власти; конфирмация как юридический документ, ратифицированный в особом порядке.
Конфирмация в католицизме
В католицизме, как в большинстве других христианских конфессий это особое таинство, означающее приобщение верующего к дарам Святого Духа, направляющие в дальнейшем к праведной жизни.
В этой традиции она совершается лишь два раза за всю жизнь, но лишь один раз считается приобщением к таинству. Первый раз этот обряд проводится сразу после рождения, после крещения. Кюре «помазывает» голову ребенка особым «елеем катехуменов», благословенный на мессе в «Великий Четверг».
Во время процесса читается особая молитва. Первое «миропомазание» не считается «таинство», но входит лишь в особый «Чин крещения».
Однако, далеко не всегда практика двух миропомазаний была принята в Католической традиции. Нововведения были внедрены только в X – XI в., и стало означать особую инициацию, когда ребенок входил в подростковый возраст, становился максимально приобщенным к труду и, следовательно, становился полноправным членом христианской общины.
Именно второй случай миропомазания в итоге вошел в список семи таинств, а процедуру мог совершить только епископ. Проведение обряда могло быть доверено рядовому священнику, но делалось это только в экстренных случаях и с указания вышестоящих церковных иерархов.
Внешне процедура выглядела довольно просто: на особой службе ребенка подводили к епископу, после чего первый со скрещенными на груди руками опускался на колени, а второй совершал помазание миром лба, и они вместе совершали особую молитву Святому Духу.
Процедура проведения конфирмация в католической традиции зафиксирована в документах Тридентского собора прошедшего в Тренте 13 декабря 1545 года. Согласно этим документам, прошедший данный обряд нарекался «воином Христа», что вероятно являлось отголоском эпохи Крестовых походов.
Конфирмация у лютеран
В лютеранской традиции конфирмация не вошла в число таинств, и сводится к особой молитве, прочитанной конфирмантом, после чего все завершается особой речью пастора и молитвой о прошедшем обряд прихожанине. Здесь она также является инициаторским элементом, означающим искреннюю и свободно выбранную веру в Иисуса Христа как «Сына Божьего» и «Спасителя человеческого».
Со стороны церковной конфессии, это значит испытание человека в вере. Как и в католичестве, обряд миропомазания лютеране проводят в подростковом возрасте, по истечению прихожанином возраста 14-15 лет.
Сама церемония проводится очень пышно – все участники облачаются в светлые праздничные наряды, а само действо проводится в конце богослужения во время больших церковных праздников.
Сегодня все чаще становится заметной тенденция сблизить традицию с католической, когда некоторые лютеранские иерархи настаивают на проведении обряда только «суперинтендентами» – своеобразными «аналогами» епископов.
Конфирмация в англиканстве
Проведение обряда в этой традиции почти идентично с обрядом в католичестве.
Англикансикие церковные иерархи настаивают, что обряд должен совершаться исключительно епископами, что, впрочем, и установлено особым «Каноном В27», в котором указано, что данный обряд может быть проведен другим церковным иерархом их соседней епархии, но в сане не ниже епископского.
Как и в прочих «протестантских» конфессиях, обряд у англикан не входит в число таинств, но до сих пор остается очень важным для большинства прихожан.
Конфирмация в иудаизме
Появление конфирмации в иудаистской традиции связано с осуществлявшейся в последней трети позапрошлого века «Реформацией», самым заметным идеологом которой стал иудейский теолог Авраам Гейгер.
Помимо конфирмации, был перенесен день отдыха с субботы на воскресенье, использовать орган во время богослужений и т.д. Все эти нововведения обособили «реформаторов» от ортодоксальных течений, что в итоге привело к оформлению «Реформистского иудаизма».
Конфирмация была заимствована из лютеранской традиции, и по сути представляет особый диалог с раввином, который проверяет в вере участника обряда. Введение конфирмации означало сохранение особой формы катехизиса, не получившей распространения в иудаизме той эпохи.
Конфирмация — это религиозный ритуал или понятие из судебной практики?
Конфирмация – это многозначный термин, к которому относятся несколько определений. Чаще слово употребляется применимо к сфере религии и учению церкви. Его значение несколько меняется в зависимости от конкретной ветви или направления: в католицизме, иудаизме, протестантизме конфирмация имеет свои характерные черты. Термин также применяют в судебной и юридической практике.
Таинства в христианстве
В христианской религии (а конкретно – в католичестве) под конфирмацией чаще всего понимают одно из семи таинств, иначе именуемое как миропомазание. Сами таинства подразумевают некоторые действия, в результате которых человек получает благодать от Бога. Первым из них является крещение. В православии одновременно с ним осуществляется и миропомазание. Потому отдельно термин «конфирмация» в этой ветви религии не применяется.
К остальным таинствам христианской церкви относятся причащение, покаяние, священство (или возведение в чин священнослужителя), брак и соборование. Все они представляют собой некие обряды или действия, тесно взаимосвязанные и имеющие большое значение для верующего. Их смысл заключается в спасении души человека еще при жизни, получении божественной помощи, приобщении к церкви.
Конфирмация у католиков
В католичестве конфирмации уделяется особое место. Этот обряд совершается не в младенчестве, а в уже осознанном возрасте человека, как правило, с 7 до 12 лет. Суть его в приобщении к церкви и утверждении в вере. Таинство совершает епископ, являющийся посредником между мирянином и Богом.
В католической религии конфирмация – это укрепление в вере уже крещеного человека. Внешнее ее проявление в помазании особым благовонным маслом – миром. В его составе оливковое масло и белое вино, а также ароматные смолы и душистые травы. Миро используется еще со времен Ветхого Завета. Его применяют не только в конфирмации, но и для освящения храмов.
Миропомазание появилось в результате умножения числа последователей христианства. Изначально обрядами приобщения к Богу и церкви были личная встреча мирянина с епископом, возложение рук и благословение. Вследствие роста количества христиан это стало невозможным, и стали использовать специальное освященное масло миро.
Как совершается обряд
Обряд конфирмации совершается единожды в жизни человека. Епископ предварительно долгими молитвами освящает миро. Это происходит в отдельный день недели – Великий четверг. В разных западных странах допускают к обряду детей определенного возраста. В Польше это только в 14 лет, в Испании же – в 9. Допустим обряд и в более позднем возрасте, в 18 и 20 лет. У каждого человека зрелость наступает в разное время.
Получив разрешение от епископа, обряд может совершать священник. В процессе конфирмации священнослужитель возлагает руки на голову подростка. Далее осуществляется помазание миром лобной зоны. Священнослужитель при этом говорит определенные молитвенные слова. Завершаться обряд может напутственным шлепком по щеке. Такой жест именуется алапой. Он не обязателен, иногда может представлять собой простое прикосновение к плечу.
Конфирмация это таинство Святого Духа, придающее сил человеку, очищающее его мысли, делающее веру еще крепче.
У протестантов
В протестантской церкви конфирмация — это не таинство, а некая церемония приобщения подростков к церкви. Для нее используют определенные одежды. Процесс подготовки к церемонии занимает довольно длительное время.
В Германии дети по несколько лет готовятся к конфирмации, чтобы осознать всю важность действия. Они изучают Библию, посещают лекции отцов церкви. Обряд совершается в подростковом возрасте, и в результате у молодых людей появляются новые права. Теперь они могут становиться крестными и голосовать на выборах в общине. К проведению обряда готовится и пастор, в обязанность которого входит дать напутствие юным последователям.
Процесс помазания миром отсутствует. Пройдя обряд конфирмации, человек может быть допущен к причащению. Одежду для церемонии выбирают либо праздничную (белую, но обязательно чистую и опрятную), либо более простую – черных и синих цветов. В одном из ответвлений протестантизма, баптизме, конфирмация осуществляется перед крещением, которое происходит в зрелом возрасте.
Обряд имеет большое значение для протестантов, потому на него приглашают родственников и друзей. Прошедшему обряд дарят подарки, а после устраивают праздничный обед или ужин в семейном кругу.
В иудаизме
В иудаизме также существует свой обряд конфирмации. Это связано с достижением подростком гражданского (а не религиозного) совершеннолетия. Обряд был введен только в XIX веке и не повсеместно. Совершается действие в праздник дарования Торы – Шавуот. К церемонии допускают как юноши, так и девушек.
В юридической практике
В юридической практике конфирмация – это согласие сторон принять все условия соглашения. Понятие применяется и в международном праве. Конфирмация договора фактически означает его утверждение, одобрение. Существует отдельный документ об утверждении, который подписывает уполномоченное лицо. В международном праве эта обязанность возлагается на министра иностранных дел.
В судебной практике конфирмацией называют утверждение приговора заключенному одной из высших инстанций. Обычно термин в данном значении применяют в буржуазных странах.
Пришедшим из латинского языка словом «конфирмация» называют понятия из разных областей знаний. Значение слова существенно меняется, но основная суть остается в утверждении, принятии каких-либо основ или законов.
В чем смысл конфирмации у католиков (разжуйте идиоту, ничего не понявшему в «Википедии»)?
Ivan Renard 7557 2 года назад история Катoлическoй Церкви, ватиканистика Пользователю можно задать вопрос
Миропомазание — дополнение, завершение крещения, духовное обогащение силой Духа Святого. Оттого на Западе миропомазание ещё называют конфирмацией, т.е. укреплением. Это, своего рода, таинство христианской зрелости — крестить могли неразумного младенца, а миропомазание принимают в сознательном возрасте. Принимающий миропомазание обязуется быть солью земли и светом миру, верным Христу и свидетельствовать о Боге своими поступками и словами.
В Катехизисе Католической Церкви читаем: «Миропомазание (Конфирмация) совершенствует благодать Крещения; это таинство, которое дает нам Святого Духа для того, чтобы мы укоренились глубже в божественном сыновстве, крепче соединились со Христом, чтобы наша связь с Церковью стала более прочной, чтобы мы больше участвовали в ее миссии, а также для помощи нам, чтобы мы свидетельствовали о христианской вере словом, сопровождаемым делами. Миропомазание, как и Крещение, налагает на душу христианина духовную печать, или неизгладимый «характер»; вот почему это таинство можно принимать только один раз в жизни. На Востоке это таинство совершается сразу после Крещения; за ним следует участие в Евхаристии, и эта традиция подчеркивает единство трех таинств христианского посвящения. В Латинской Церкви таинство Конфирмации дается по достижении сознательного возраста, и его служение сохраняется обычно за епископом, что знаменует укрепление связи с Церковью».
И ещё: «Как следует из самого обряда, результатом Миропомазания является особенное излияние Святого Духа, как прежде оно было даровано апостолам в день Пятидесятницы. Благодаря этому, Миропомазание дает возрастание и углубление благодати Крещения: оно глубже укореняет нас в сыновней связи с Богом, дающей нам возможность восклицать: «Авва, Отче!» (Рим 8, 15); оно крепче связывает нас со Христом; оно глубже укореняет нас в сыновней связи с Богом, дающей нам возможность восклицать: «Авва, Отче!» (Рим 8, 15); оно крепче связывает нас со Христом; оно умножает в нас дары Духа Святого; оно делает более совершенной нашу связь с Церковью; оно дает нам особую силу Духа Святого, чтобы словом и делом распространять и защищать веру, как подлинные свидетели Христовы, смело исповедовать имя Христово и никогда не стыдится Креста».
Теперь смотрим про совершение таинства: «Один обычай Римской Церкви облегчил развитие западной практики. Там существовало двукратное помазание святым миром после Крещения: первое совершал священник над крещаемым по выходе из крещальной купели, а завершал его епископ вторым помазанием на лбу каждого новокрещеного. Первое помазание миром — то, что совершает священник, — осталось связанным с обрядом Крещения; оно означает участие крещеного в священнической, пророческой и царской функциях Христа. Если Крещение принимает взрослый человек, то есть только одно помазание после Крещения: помазание Конфирмации». То есть помазания два? : «В латинском обряде обычным (ординарным) служителем Конфирмации является епископ. Хотя епископ может в случае необходимости передать священникам право служить таинство Конфирмации, подобает, учитывая суть этого таинства, чтобы сам епископ преподавал его, памятуя о том, что именно по этой причине совершение Конфирмации было отделено по времени от Крещения. Епископы — преемники апостолов, они получили всю полноту таинства священства. Совершение ими обряда таинства Конфирмации подчеркивает, что одним из последствий этого таинства является более тесное единение принимающих его с Церковью, с ее апостольским происхождением и с ее миссией свидетельства о Христе». И ранее: «Помазание святым миром — благовонным маслом, освященным епископом, означает дар Святого Духа новокрещенному. Он стал христианином, то есть «помазанником» Духа Святого, воплощенным во Христа, помазанного как Священник, Пророк и Царь. В литургии Восточных Церквей помазание миром после Крещения является таинством Миропомазания (Конфирмации). В римской литургии оно предвещает второе помазание святым миром, которое будет совершено епископом: таинство Миропомазания, или Конфирмации, которое в своем роде «утверждает» и завершает помазание Крещения».
Резюмируя: «Таинство Миропомазания, подобно Крещению, довершением которого оно является, дается только один раз. Миропомазание налагает на душу неизгладимую духовную печать (характер), являющуюся знаком того, что Христос отметил христианина печатью Своего Духа, облекши его силою свыше, чтобы тот был Его свидетелем».
Ivan Renardотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 2 0
Таинства Католической церкви
Основу церковного культа составляют таинства — видимые знаки невидимой благодати Божией. Таинствами именуются установленные Иисусом Христом для блага и спасения людей действия. Их символика помогает верующим осознать любовь Бога к людям. Участвуя в этих действиях, человек, согласно учению Церкви, получает благодатную помощь свыше.
Католическая Церковь, как и Православная, признаёт семь таинств: крещение, миропомазание (или конфирмация), евхаристию, покаяние, елеосвящение (или елеопомазание больных), священство и брак. Понимание смысла этих таинств в Католической Церкви сходно с православным. Есть лишь частные отличия в толковании отдельных их сторон. Различаются также исторически сложившиеся внешние формы осуществления таинств и некоторые церковно-правовые предписания, связанные с ними.
Согласно вере Церкви, таинство совершается ни кем иным, как Богом, оно лишь осуществляется благодаря посредничеству земного служителя — епископа или священника.
Крещение. Согласно учению Церкви, при крещении человек приобщается к освящающей благодати Божией, от которой весь человеческий род отпал в грехопадении, и очищается от первородного греха, а если крещение принимается в сознательном возрасте, то от всех своих прежних грехов. Крещение возрождает человека и вводит его в Церковь — в семью детей Божиих. Существуют некоторые отличия между крещением в Православной и Католической Церквах. Если в православии практикуется троекратное погружение крещаемого в воду (в особых случаях оно заменяется возлиянием воды), то у католиков латинского обряда крещение совершается посредством троекратного возлияния воды на голову крещаемого.
Католическая Церковь, как и Православная, предписывает верующим крестить детей вскоре после рождения. Крещение, таким образом, происходит по вере родителей, на которых ложится ответственность за дальнейшее христианское воспитание ребёнка. Поэтому в тех случаях, когда родители недостаточно готовы к этому, католический священник может отложить крещение, если жизни младенца ничто не угрожает. Взрослые, желающие принять крещение, должны подготовиться к таинству, т. е. пройти катехизацию.
Её сроки неодинаковы в разных поместных Церквах (в России — один год), а в некоторых случаях устанавливаются индивидуально. За время катехизации кандидату (именуемому катехумвном, или оглашаемым) надлежит изучить основы веры и убедиться в серьёзности своего намерения войти в Церковь. Существуют особый обряд вступления в число катехуменов Церкви, ритуалы испытаний — скрутиний, когда кандидат перед священником и общиной подтверждает свою готовность стать христианином. Перед крещением он публично отрекается от сатаны и зла и заявляет о своём намерении исповедовать христианскую веру. Обычно крещение совершает священник, но в случае необходимости это может сделать и любой верующий.
Миропомазание, или конфирмация. Слово конфирмация в переводе с латинского языка означает «утверждение», «укрепление», так как, согласно учению Церкви, через это таинство христианин укрепляется силой Святого Духа, обретая Его благодатные дары и тем самым ещё теснее соединяясь с Церковью. Внешним знаком конфирмации является помазание святым миром, знаменующим печать дара Святого Духа. В отличие от Православной и восточных католических Церквей, в которых миропомазание совершается сразу после крещения (включая младенцев), в Латинской Церкви конфирмацию обычно откладывают до того возраста, когда вера принимается человеком вполне сознательно (в России — не раньше 15 лет). Конфирмация, как и крещение, совершается только однажды и не может быть повторена.
Евхаристия. Таинство евхаристии (греч. «благодарность»), или причащения, было установлено Иисусом Христом на Тайной Вечере и заповеданное Им Церкви. Суть его заключается в воспоминании крестной жертвы Иисуса, в приобщении верующих всей полноте Его Божества и Человечества через вкушение Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. Евхаристия считается в Католической Церкви средоточием церковной жизни, постоянным источником освящения верующих. Евхаристическое богослужение — месса — совершается в Церкви постоянно (в большинстве приходов ежедневно). Тело Христово всегда присутствует на алтаре каждого храма в дарохранительнице. Все другие таинства католики стараются по возможности соединять с евхаристическим богослужением.
В отличие от Православной Церкви, использующей для евхаристии квасной хлеб (т. е. выпеченный из заквашенного теста), Латинская использует пресный хлеб. В Средние века это вызывало серьёзные споры, доходившие до взаимных обвинений в ереси, хотя древняя Церковь признавала оба вида хлеба.
В Православной Церкви детей начинают причащать с младенческого возраста, сразу после крещения, а в латинском обряде ребёнок принимает причастие, когда имеет некоторое представление об основах веры и понимает различие между обычным хлебом и Телом Христовым (как правило, с семи лет или даже позже). Но это лишь проявление разнообразия традиций, а не принципиальное противоречие. В восточных обрядах Католической Церкви практикуется и причащение младенцев.
В латинском обряде первое причастие — настоящий праздник для каждого ребёнка и всей его семьи. Обычно в приходах первое причастие детей происходит в определённый день года и в торжественной обстановке. Существенным отличием евхаристических богослужений латинского обряда на протяжении многих веков являлось причащение мирян только Телом Христовым, т. е. хлебом. Телом и Кровью Христовыми (хлебом и вином) причащалось лишь духовенство. Подобный порядок сохраняется в значительной части приходов до сих пор. Этот обычай, утвердившийся в Католической Церкви в эпоху позднего Средневековья, в последнее время пересматривается. Постепенно возвращаются к древней практике причащения. Церковь, не считая возможным поспешно нарушать традиции, оставляет это на усмотрение местных церковных властей.
Причащение мирян Телом и Кровью Христовыми практикуется сейчас во многих приходах, особенно на мессах в малых общинах.Считая евхаристию центром духовной жизни христианина, Католическая Церковь побуждает верующих к частому (и даже ежедневному) причащению. Она не предписывает каких-либо жёстких правил подготовки к нему. В прежние времена католики, подобно православным, соблюдали евхаристический пост — воздержание от пищи и питья перед причащением с полуночи. В середине XX столетия Католическая Церковь, принимая во внимание изменившиеся ритм и условия жизни людей, постепенно свела евхаристический пост до одного часа перед причащением. Было также введено в обиход служение вечерних месс, что позволяет верующим участвовать в евхаристии в будни после работы. Это особенно важно в те церковные праздники, которые приходятся на рабочие дни.
Покаяние. Согласно католическому учению, в таинстве покаяния верующий по милосердию Божию получает отпущение грехов, а также примиряется и воссоединяется с Церковью, от которой отдаляет христианина каждый совершённый им тяжкий грех. Властью, полученной от Самого Христа, священник отпускает грехи тому, кто искренне кается в них. Таким образом верующий получает даруемое Богом прощение, избавляется от вечного наказания за тяжкие грехи и приобретает благодать для борьбы с искушениями. Для Католической Церкви исповедь — не автоматически действующее средство очищения от грехов. Иногда ошибочно полагают, что достаточно рассказать священнику о своём грехе, и Бог сразу же простит его.
Таинство покаяния, согласно католическому учению, действенно лишь когда верующий искренне сожалеет о своих проступках и твёрдо намеревается впредь избегать всякого добровольного греха. Другим важным условием является так называемое удовлетворение за грехи Богу и ближнему. Это посильное возмещение ущерба, причинённого другим людям, а также исполнение наложенного священником условного наказания — епитимий (как правило, молитвы или дела милосердия). Грешник исповедуется перед Самим Богом, Тем Единственным, от Кого он может получить прощение; священник же — только свидетель исповеди.
Традиционное устройство исповедальни, когда кающийся отделён от священника перегородкой, помогает ему ощутить, что обращается он не к человеку, а к Богу. Однако исповедь перед священником даёт верующему возможность получить у него духовный совет, помогающий будущему совершенствованию христианина. Поэтому в последнее время во многих храмах оборудуют специальные комнаты для исповеди, и кающийся сам выбирает, как ему исповедоваться: стоя на коленях за перегородкой или сидя напротив священника. В наглухо закрытом от внешнего мира и надёжно отгороженном от священника средневековом конфессионале грешник вполне мог рассчитывать остаться неузнанным.
Но в любом случае важнейшей обязанностью католического священника является сохранение тайны исповеди, нарушать которую нельзя ни при каких обстоятельствах. За нарушение священником тайны исповеди церковное право предписывает отлучение от Церкви. С таинством покаяния теснейшим образом связана практика предоставления индульгенций, учение о которых — специфическая особенность католического богословия. Оно всегда вызывало много споров и кривотолков и хотя бы поэтому нуждается в пояснении. Согласно католическому вероучению, отпущение грехов означает снятие вины за них, дающее раскаявшемуся возможность воссоединиться с Церковью и избежать вечного осуждения после смерти (если речь идёт о тяжких грехах).
Однако само по себе отпущение грехов не снимает временной кары за них: наказание грешник может понести как при жизни, например, в виде болезней, лишений, других страданий, так и после смерти, т. е. в чистилище. В Средние века католическими богословами было сформулировано учение о том, что подобная кара может предотвращаться благодаря заслугам святых и Самого Христа. Считается, что Церковь накапливает и хранит эти заслуги, поэтому может снять и временное наказание. Именно это действие стало называться индульгенцией (лат. «прощение»). Индульгенции предоставлялись на исповеди, причащении, а также если раскаявшийся исполнял некоторые конкретные требования (молился, совершал паломничество, благотворительность и т. п.).
Хотя католические богословы неоднократно подчёркивали, что действие индульгенции не механистично, а полностью зависит от внутреннего расположения того, кто её получает, в средневековой Европе постепенно сложилось «магическое» отношение к индульгенциям. Со временем их стали заверять специальными сертификатами, которые часто выдавались корыстолюбивыми священнослужителями за плату. Это способствовало развитию антицерковных настроений в XV— XVI вв. и явилось одним из побудительных мотивов Реформации.
Очевидное извращение учения об индульгенциях и злоупотребления, связанные с их предоставлением, вынудили и саму Католическую Церковь пересмотреть существующую практику: в 1 547 г. папа Павел III категорически запретил продажу индульгенций как противоречащую нормам церковного права.
В наши дни практика предоставления индульгенций сильно отличается от средневековой. Индульгенции не раздаются отдельным людям и не предполагают тех или иных послушаний, а объявляются папой в особые дни, приуроченные к церковным праздникам. Эти послушания может получить каждый католик, выполнивший указанные условия (как правило, к исповеди и причащению добавляются определённые молитвы). Сегодня верующим предоставлено больше возможностей самим решать, какие добрые дела следует избрать, чтобы получить индульгенцию.
Елеосвящение. Через елеосвящение (или елеопомазание) Церковь препоручает Господу больных для облегчения их страданий, исцеления тела и спасения души. Елеосвящение совершается для того, чтобы больной получил благодать, которая по воле Божией либо способствует его выздоровлению, либо освящает его переход в иную жизнь. Внешним знаком этого таинства является, как и в православии, помазание больного освящённым елеем (оливковым маслом). Бытует ошибочное мнение, что Католическая Церковь разрешает принимать елеосвящение только один раз в жизни. Елеосвящение — таинство повторяющееся, хотя рекомендуется осуществлять его не более одного раза за время болезни (или одной стадии болезни).
Священство. В таинстве священства христианин, удостоенный рукоположения в диакона, священника или епископа, благодатью Божией возводится в соответствующую степень священства и поставляется для особого церковного служения. Совершать таинство священства может только епископ. Рукоположение в епископа обычно выполняют несколько епископов.
Вопреки распространённому мнению, католики не рассматривают папство как особую благодать священства, ибо по благодати папа равен всем другим епископам Церкви.
Брак. Кодекс канонического права в Католической Церкви гласит: «Супружеский союз, посредством которого мужчина и женщина утверждают между собой сообщество всей жизни, предназначенный по своему естественному характеру для блага супругов, а также для рождения и воспитания детей, между крещёными возведён Христом Господом в достоинство таинства». Через таинство брака освящается супружеская жизнь и даруется благодать, способствующая подлинной любви между супругами, а также их плодотворному семейному служению. В Латинской Церкви таинство брака отличается от всех других таинств тем, что его совершителями являются сами жених и невеста: перед лицом свидетелей будущие супруги заключают супружеское соглашение, принося брачные обеты. Священник (его в исключительных случаях может заменить диакон или даже мирянин) присутствует при заключении брака как главный свидетель и властью Церкви подтверждает и благословляет супружеский союз.
В прежние века Католическая Церковь старалась не допускать браков между католиками и некатоликами. В наши дни, по-прежнему считая единомыслие супругов важным условием семейного благополучия, она тем не менее не препятствует заключению смешанных браков (хотя и не рекомендует их). Допускаются браки между католиками и другими крещёными; они совершаются как таинство в Католической Церкви или признаются ею, если были заключены в любой другой христианской конфессии (вместе с тем католическая сторона обязуется воспитывать детей по мере возможности в католической вере).
Браки между христианами и неверующими также возможны, ибо, как сказал апостол Павел, «…неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7.14). В таком случае брачные обеты приносят только верующие. Таинство брака считается действительным, если оно осуществилось сакраментально (т. е. по установленным Церковью правилам и подтверждено ею) и физически (т. е. супруги вступили в интимную близость). Таинство брака не считается действительным, если брак заключён вопреки каноническому праву. Например, в брак не может вступить человек, уже находящийся в действительном браке или принявший монашество; брак не может быть совершён по принуждению и т. д. При выявлении нарушения этих или других предусмотренных церковным правом обстоятельств заключённый брак признаётся Церковью недействительным.
Брак, действительный как таинство, согласно католическому учению, нерасторжим. Он прекращается только со смертью одного из супругов. Следуя заповеди Христа, «…что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19.6), Католическая Церковь не допускает возможности расторжения действительных браков. Вопреки широко бытующему мнению, даже папа не вправе расторгнуть действительный брак. Специальные церковные трибуналы рассматривают только прошения о признании брака недействительным. Нерасторжимость брака исключает повторное вступление в брак; вместе с тем допускается разлучение (сепарация) супругов в тех случаях, когда совместная жизнь становится невозможной. Однако Католическая Церковь призывает избегать этого.
Освящение жизни христианина не ограничивается таинствами. Помимо них существуют многочисленные тайнодейственные обряды, или сакра-менталии (от лат. sacramentalis — «священный»). Это освящение храмов, жилищ, различных предметов и т. п. Важнейшее место среди таких обрядов занимают христианское погребение и иные заупокойные ритуалы.
Католическая Церковь охотно вводит в свою обрядность обычаи многих народов, отдавая дань уважения заложенной в них человеческой мудрости. Вместе с тем для Церкви неприемлемы народные обычаи, которые противоречат почитанию единого Бога, евангельской вере и христианской нравственности.
Конфирмация
Значения в других словарях
- Конфирмация — (от лат. confirmatio — утверждение) миропомазание, 1) христианское таинство (в католицизме и православии). См. в ст. Таинства… Большая советская энциклопедия
- конфирмация — КОНФИРМАЦИЯ, и, ж. 1. У католиков: совершаемое епископом таинство миропомазания ребёнка 712 лет, приобщающее его к церкви. 2. У протестантов: обряд приобщения к церкви юношей и девушек 1416 лет, а также время их подготовки к такому обряду. | прил. конфирмационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
- конфирмация — конфирмация I ж. Утверждение постановления, судебного приговора и т.п. высшей государственной властью. II ж. Обряд приёма в церковную общину подростков, достигших определённого возраста (у католиков и протестантов). Толковый словарь Ефремовой
- конфирмация — КОНФИРМАЦИЯ -и; ж. 1. В некоторых странах: утверждение высшей государственной властью судебных приговоров. 2. Утверждение католических епископов папой римским. Толковый словарь Кузнецова
- конфирмация — орф. конфирмация, -и Орфографический словарь Лопатина
- Конфирмация — Утверждение проекта верховной властью. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь
- Конфирмация — Так называемое таинство миропомазания в католицизме, совешающееся над детьми 7-12 лет; у протестантов — обряд приобщения к церкви юношей и девушек, достигших 14-16 лет. Имеет огромное воспитательное значение. (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. — М., 2005. С. 64) Педагогический терминологический словарь
- конфирмация — Конфирм/а́ци/я . Морфемно-орфографический словарь
- КОНФИРМАЦИЯ — (от лат. confirmatio — утверждение) — христ. таинство миропомазания (смазывания миром — смесью масла и душистых веществ — различных частей тела). Советская историческая энциклопедия
- конфирмация — Конфирмации, ж. (книжн.). 1. Утверждение высшей властью постановления (офиц. устар.). Конфирмация приговора. 2. У протестантов – обряд принятия в число членов церкви, совершаемый над юношами и девушками, у католиков – т. наз. таинство миропомазания (церк.). Большой словарь иностранных слов
- конфирмация — конфирма́ция «миропомазание, обряд приобщения к церкви юношей и девушек», начиная с 1705 г.; см. Христиани 21. Через польск. konfirmacja от лат. confirmātiō; конфирмова́ть, начиная с Петра I (см. Смирнов 160), из польск. konfirmować от лат. confirmāre «подтверждать». Этимологический словарь Макса Фасмера
- конфирмация — сущ., кол-во синонимов: 4 миропомазание 6 обряд 64 таинство 23 утверждение 30 Словарь синонимов русского языка
- конфирмация — -и, ж. 1. Утвержение высшей государственной властью судебных приговоров (в буржуазных странах). 2. Утверждение католических епископов папой римским. Малый академический словарь
- КОНФИРМАЦИЯ — КОНФИРМАЦИЯ (от лат. confirmatio — утверждение) — у католиков и протестантов (в разных формах) обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста. Большой энциклопедический словарь
- конфирмация — Конфирмация, конфирмации, конфирмации, конфирмаций, конфирмации, конфирмациям, конфирмацию, конфирмации, конфирмацией, конфирмациею, конфирмациями, конфирмации, конфирмациях Грамматический словарь Зализняка
- конфирмация — КОНФИРМ’АЦИЯ, конфирмации, ·жен. (·лат. confirmatio) (·книж. ). 1. Утверждение высшей властью постановления (офиц. ·устар. ). Конфирмация приговора. 2. У протестантов — обряд принятия в число членов церкви, совершаемый над юношами и девушками, у католиков — ·т.н. таинство миропомазания (церк.). Толковый словарь Ушакова
- конфирмация — См. конфирмовать Толковый словарь Даля
- конфирмация — КОНФИРМАЦИЯ и, ж. confirmation f., нем. Konfirmation, пол. konfirmacya <, лат. confirmatio. 1. Подтверждение известия, сообщения. Сл. 18. Словарь галлицизмов русского языка