Содержание
Круг земной. Колодозеро и «чувак, одетый в ковер»
Совершенно русский фотограф
Катя выросла в подмосковном Пушкине. С детства, наравне с дзюдо и лыжами, занималась фотографией, очень увлеклась – в местном кружке был прекрасный учитель. С тех пор предпочитает снимать только на пленку.
Ее дед был родом из старинного города Грязовец, что на Вологодчине, а отец ездил в сложные экспедиции и заразил дочку пожизненной хронической болезнью – любовью к Русскому Северу. Страдающие ею узнают друг друга сразу – по кодовым названиям мест и именам людей.
Екатерина Соловьева
– Кенозерье, Каргополь – отец рассказывал, а меня сами слова завораживали. Я выросла на рассказах о Русском Севере, рядом с иконой из брошенной кенозерской часовни, которую отец привез из экспедиции. Я прочитала всего Белова – это моя Вологодчина! Это настолько мое! С 97-го года я стала сама постоянно ездить на Север. Просто села в поезд – поехала в Вологду, приехала – хожу, смотрю… Дальше села в автобус – поехала в Ферапонтово. Сейчас мне пишут люди: а как вы ездили? Люди, я ездила без всякого интернета! Пошел в библиотеку, изучил все, посмотрел расписание, купил билет – поехал! Если человеку это нужно и важно – он берет сам и едет. Я была таким человеком в 18-19 лет.
В 2001 году родился старший сын Дима. Мужа пригласили работать в институт в Штутгарте. Упускать такой шанс молодому ученому было бы глупо, а в России в плане науки ловить было нечего, и в 2002 году семья переехала в Германию. Там уже родилась дочь Аня.
– Я сразу сказала: «Дорогой, мы никогда не накопим много денег, потому что я буду постоянно ездить в Россию! И возить туда детей!»
Несмотря на то, что семья теперь жила в Европе, поездки на Русский Север были жизненной необходимостью. Она постоянно ездила по своим любимым местам, разбиралась в их прошлом и настоящем, снимала, думала и в 2005 году организовала группу в тогда еще живом и модном ЖЖ.
Из ФБ Екатерины (20 марта):
А-а-а-а-а, я изобрела машину времени – написала пост в ЖЖ. Захар Мухин, спасибо за непередаваемые ощущения 🙂
Итак, в первые полчаса объявился лесник из Пудожа, который бывал в Корбозере, товарищ из Мурманска, знавший Аркадия, интернет-старпер с тупыми шутками и два коммента-хита:
– А зачем чувак, одетый в ковер, ребенка в болоте топит?
– СПРЯЧЬТЕ ПОД КАТ.
Кто сказал, что ЖЖ мертв? :))))
«Чувак, одетый в ковер» – это священник в облачении, который крестит ребенка, одна из самых популярных фотографий, на которой запечатлен отец Аркадий, и Катя знает: тот, про кого это написали, посмеялся бы от души!
Несколько раз в поездках она слышала название Колодозеро – там шла какая-то «движуха», строили храм, многие об этом знали. Но доехать туда получилось только спустя несколько лет, благодаря подруге Веронике, которая сама была супругой священника и сказала: «А поехали?!»
Легенда о батюшке в глуши
– Летом 2009 года мы с ним увиделись – и через полчаса это был мой лучший друг. Он обладал поразительной способностью общаться и огромным даром любви к людям. Я такого не видела ни до, ни после! Безусловно, без вопросов – тебя принимали. Это и есть настоящее христианство.
Восстановленный храм в Колодозере, вообще само Колодозеро как социальный и культурный проект было детищем нескольких молодых горящих москвичей, в первую очередь Михаила Скуридина, Александра Шумских, ну и, конечно, самого Аркадия, который тогда был не отцом, а только учился в семинарии, недавно закончив РГГУ. Когда строили храм Рождества Богородицы, уже было получено согласие епископа на то, чтобы Аркадия рукоположили на служение именно в этом новорожденном храме. Это был проект возрождения Русского Севера.
– Это была потрясающая идея, которая могла возникнуть только в 90-х годах, – говорит Катя, – когда бурлило неофитство, все только начиналось, и все расцветало. Они все были молодые, очень умные и начитанные, настоящие, из одной тусовки – слушали «Гражданскую оборону», дружили с Вадимом Кузьминым («Черным Лукичем»), который потом много раз бывал в Колодозере и давал там концерты, все были влюблены друг в друга и в Россию, в Русский Север, и в жизнь…
Для огромного количества творческих людей Колодозеро с новым приходом стало местом притяжения – туда вереницей тянулись многочисленные друзья и знакомые Аркадия, и просто наслышанные о харизматичном батюшке. Всех он кормил и окормлял, для всех находил слова и силы. Истории о том, как он шел вброд по ледяной воде, чтобы донести бабушке лекарства, добирался до пяти (5) своих приходов – в жару и стужу, то на хлебовозках, то на попутках – стали легендами.
– Он всегда был совершенно свободным внутри и абсолютно свободным внешне – ему было все равно, что о нем подумают и что о нем скажут. Он, по сути, не переставал панковать, и когда стал священником. Отец Аркадий, говорим ему – поменяй штаны, они у тебя драные! А, что, где? – говорит. На моей памяти было такое, что два человека держат его, а другой переодевает! А он огромный, сильный! Такой викинг рыжий! И вообще один из самых красивых людей, которых я знала в жизни. Но вот с личной жизнью у него не сложилось, и, я думаю, не могло сложиться. Он принадлежал всем…
Для всех Колодозеро стало местом силы. И гением этого места был отец Аркадий. И кажется, что людям из его круга, условно говоря, столичной интеллигенции, он и его храм были нужнее, чем местным жителям. Часто отец Аркадий служил Литургию в пустом храме. Но появилась легенда о батюшке, который живет в глуши и к которому можно взять и поехать – любому человеку, в любое время.
Круг земной
Катя много раз писала об отце Аркадии. Она пишет о его общении с местными, проблемы и беды которых он знал наизусть, о том, как он селил у себя сирот и привечал бывших сидельцев. «Всему верил, всего надеялся, все покрывал…» Однажды его постояльцы украли у него очень крупную сумму и ушли. Мальчик, которого он воспитывал, не оправдал надежд. В ее текстах слышится и Белов, и Шмелев, и Распутин. И бесконечная боль и любовь…
Через ее фотографии открывается портал в колодозерский космос. Колодозеро и отец Аркадий – как точка сборки России и себя.
– Я бросала все и ехала туда. Мне говорили: «Чего ты туда едешь, ты уже там сто раз была!» Я отвечала, мол, вы родителей своих навещаете? У меня была потребность общаться с Аркадием – мне хотелось рассказать ему про то и это, выпить чаю, потрындеть, фильм посмотреть. Я жила с теплотой внутри, потому что знала, что на краю земли, в своем доме, со своими котами, гусями, жуткими кашами, которые он разводил для них, в этом неустройстве живет Аркадий, к которому я могу приехать в любое время и рассказать абсолютно все! И из этого ощущения и родилось Колодозеро. Оно мое! Что я увидела – то и показала. И потом поняла, что побывала в Колодозере во все времена года. Вот он – круг земной! Так называется цикл исландских саг, я в свое время ими зачитывалась, а Аркадий похож на викинга, поэтому и этот цикл назвала «Круг земной». Круг. Коло. Зеро. Тут много всего спрятано.
Фрагменты вечности
Во время многочисленных поездок в гости к священнику Аркадию Шлыкову Катя сделала лучшие свои фотографии, которые оказались очень популярны, в частности у немцев.
– Я никогда не просчитываю кадр. Есть фотографы, которые, пока не докажут что-то, пока не сложат какие-то углы, не нажмут на кнопку. Один фотограф как-то рассказывал, как ходит на одну точку несколько месяцев, как на дежурство, смотрит, куда какой луч упадет. Он классный фотограф, но мне так скучно стало! Я не умею так. Я что чувствую, то и снимаю…
Вот фотография, например, где корова в камышах. Даже не пытайся ее снять – говорят мне. Я балансирую на краю пирса, нажимаю на спуск. И забыла про этот кадр. Потом проявила – опа! Получилось!
Фотографии, выхватившие фрагменты вечности, сложились в цикл. Так появилась идея книги. А дальше все шло само. Кате дали контакты Кости Еременко (не погуглила), с которым она списалась и отправила фото и тексты. Через две недели получила готовый макет книги, который до печати почти не менялся, и узнала, что Костя – крутейший дизайнер, известный всему книжному миру, макет у которого стоит от полумиллиона рублей, а для Кати он сделал его бесплатно – потому что, как написал, «его очень тронула история Колодозера и отца Аркадия». Промысл?
Потом за издание книги взялся Мартин Шильт, голландский издатель, который много работает с русскими фотографами и издаться у которого очень трудно. Он издал книгу. Книга вышла 8 февраля 2018 года.
А спустя несколько дней отца Аркадия не стало.
– Его уход, который совпал с выходом книжки – был полной катастрофой. Он умер 12 февраля, его нашли 15-го. А книга вышла 8-го. И презентация стала вечером памяти…
В последнее время я понимала, что он в депрессии, и я сильно жалею, что меня не было там на Рождество… В 2017 году я приезжала из Гамбурга 5 раз, потому что было понятно, что все куда-то летит… Еще в 2009 году погиб в автокатастрофе Миша Скуридин, человек, без которого не было бы Колодозера, и это Аркадия сильно подкосило. На фотографии, где он сидит на крылечке, уже сквозит безысходность. Хотя за минуту до этого он смеялся… Он по сути был очень одинок. У него было много друзей, которые ехали к нему со всего мира, но потом они уезжали, и он оставался один в своем огромном доме. С одной стороны, он был всем открыт, а с другой – он очень мало о себе рассказывал. За три года до смерти он осознал, что я пишу про него систематически. Я записывала. Летом 17-го, когда жить ему оставалось сильно меньше года, он сел и за 40 минут разложил мне свою жизнь по полочкам – а я не включила диктофон.
Осталась книга, которую издатель стал распространять через свою дистрибьюторскую сеть – и оказалось, что история русского священника из дикой глуши трогает людей со всего мира. Книги разлетаются как горячие пирожки. Успешно проходят презентации и выставки. Кате пишут из Китая и Америки. На выставках всегда людно, и люди на разных языках задают вопросы о странном хипповатом батюшке из холодной русской деревни на берегу озера со странным названием.
– Первый вопрос: это Сибирь? Второе – это как Тарковский? Черно-белая Русь ведь! Третье: а там электричество есть? Успокойтесь, говорю я, там и вай-фай есть! А отец Аркадий – гражданин Евросоюза, как и вы, у него паспорт эстонский.
Последняя фотография о. Аркадия
Из ФБ Екатерины (12 апреля):
А между тем, эта глючная книжка про Гагарина была последней, что мы листали вместе с о. Аркадием. Листали и ржали. Он говорил, что не видел еще такого бреда. Октябрь 2017-го, последний раз, когда я фотографировала Аркадия живым.
Русская хтонь
Русский Север – не только красота и полет, деревянные церкви, туманы и просторы, в которые так легко влюбиться летом. Это еще и мертвые деревни (местные говорят «порушенные»), длинные зимы, непростой народ – «чудь начудила да меря намеряла». И, как следствие, «не смотри, что я пью с утра, это йога наших широт». Алкоголь. Одно дело – радостно колесить по Северу летом, другое – поселиться где-нибудь в деревне. Туризм и эмиграция – разные вещи. У прекрасной мечты под названием Колодозеро, которую воплощали в жизнь молодые идеалисты, оказалась оборотная сторона. Неустроенность. Одиночество. Выгорание. Обогреть собой улицу оказалось сложно.
– Я начинала восторженной дурочкой, которая ехала за сказочкой – ой, рыжий священник, классный такой, в глуши служит, все поднимает. Были надежды, был крест, который они взвалили на себя тогда, 20-летними, вот это служение – построить церковь, все это поднять… Все это очень сложно оказалось. Русский Север это все сожрал. Наша русская тягучая хтонь все это съела. Аркадий сколько мог – шел. А потом устал. Храм сейчас стоит закрытый. При Аркадии он всегда был открыт, а когда следить стало некому, туда стали забредать собаки, дети заходили и жгли свечи. Пришлось закрыть. Благочинный сказал: Катюха, попов нет на Севере! Никто сюда не поедет.
Прошло еще слишком мало времени со дня смерти Аркадия – немногим больше года. И Катя и другие его друзья не могут говорить об этом спокойно – они как будто обижаются на Русский Север. Но та общность, которую он создал – прочнее смерти.
Его и при жизни знало огромное количество людей, потому что он обладал невероятным даром любви, совершенной бескорыстностью. Но после смерти он связал людей еще больше.
Отец Аркадий соединяет людей в огромный круг. Колодозеро. Круг земной. Круг вечный.
Выставка, на которой можно увидеть работы Екатерины Соловьевой, проходит в домовом храме святой вмц. Татианы при Московском университете, Большая Никитская, 1 – до 22 апреля.
Иерей Аркадий Шлыков умер в Карелии 15 февраля. Отец Аркадий являлся настоятелем храмов Рождества Богородицы в поселке Колодозеро и преподобного Антония Сийского в поселке Шальский. В 2001 году он вместе с несколькими друзьями и добровольцами собрал деньги и возродил сгоревший в 1977 году храм Рождества Пресвятой Богородицы в карельской деревне Колодозеро.
Священнослужитель родился 3 ноября 1972 года в городе Владивостоке в семье служащих. Принял святое крещение в 1973 году в храме Сорока Севастийских мучеников в Печорах Псковской области. В 1989 году окончил среднюю школу в городе Таллине, затем в 1994 Российский государственный гуманитарный университет. Получил духовное образование в Московской семинарии, которую успешно окончил в 2000 году. В 2001 году он возродил храм, где впоследствии и стал служить. Его силами был воссоздан не только храм, но и возрождена местная православная община.
«Необычайный духовный подъем, радость соучастия. Храм возрождался сильными и смелыми людьми… И основанием всего этого был отец Аркадий. Живший там, в этой далекой карельской глуши. Служивший в храме часто без прихожан – Богу. Потому что видел в этом основной смысл. Его любили дети и те, кто живет в окормляемых им деревнях… Вокруг было много людей, которые ехали спасаться его участием. Но Аркадий принимал всех. Служил. Дорожил. Потому что не мог иначе. Но я верю, что заложенное им основание любви и милосердия выдержит и Колодозеро будет жить. Дай Бог. Вечный Покой новопреставленному отцу Аркадию. И вечная память нас живых», – написал на своей странице в Facebook Александр Гезалов.
«Заботиться о себе он запрещал. В последний год заявлял, что объявит бойкот всем, кто хоть заикнется о его здоровье. Его сердце, которым он делился со всеми, не выдержало. Выдержат ли наши осиротевшие сердца? Как нам теперь жить без него? Подвижника, панка, юродивого и самого доброго человека на свете? У меня нет ответа. Знаю точно – в книге, в рассказах, в бесконечных колодозерских байках, на фотографиях он живой. Теперь он живет в них и нашей памяти. Помолитесь о новопреставленном иерее Аркадии», – написала в Facebook Екатерина Соловьева.
В паблике Муромского Свято-Успенского монастыря указано, что, по предварительной версии, иерей умер от угарного газа в своем доме. Сейчас ведется следствие.
Отпевание состоится в Колодозере 20 февраля. Позже его отвезут в Печоры, где в пятницу, 23 февраля, состоится отпевание. В Печорах он будет похоронен.
ШЛЫКОВ АРКАДИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ
Священник Аркадий Шлыков
Аркадий Анатольевич Шлыков (1972 — 2018), иерей, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в посёлке Колодозеро и храма преподобного Антония Сийского в посёлке Шальский
Родился 3 ноября 1972 года во Владивостоке в семье служащих. Крещен в 1973 году в храме Сорока Севастийских мучеников в городе Печеры Псковской области.
В 1989 году окончил среднюю школу в Таллине. В 1994 году окончил историко-архивный факультет Российского государственного гуманитарного университета.
Увлекался панк-роком, «изучал культы мексиканских индейцев, ездил на концерты «Гражданской обороны», много путешествовал по Северу и вращался в неформальных кругах» . В студенческие годы работал сторожем в храме Василия Блаженного, разгружал вагоны, имел возможность путешествовать. Ездил с друзьями на Алтай, на Урал, в Крым.
Судьбоносной оказалась поездка в Пюхтицкий монастырь, первая глубокая исповедь и причастие в монастырском храме. Следующие события в жизни молодого человека связаны с погружением в церковную жизнь. Внутренний поиск приводит его к старцу Николаю Гурьянову на остров Залит. Отец Николай благословил Аркадия на тяжелый путь священника.
В 2000 году Аркадий окончил Московскую духовную семинарию.
Однажды вместе cо своими друзьями Александром Шумских и Михаилом Скуридиным решили съездить отдохнуть туда, где ещё не были ни разу. Для этого они взяли карту России и просто ткнули пальцем, в результате чего им выпала маленькая деревня Колодозеро. Когда добрались до места, аж рот открыли от восхищения — красота какая — лес, вода в озере прозрачная! До этого многое повидали — Урал, Алтай, но такого — никогда. С той поры ребята больше уже никуда не ездили — только в Колодозеро и летом, и зимой. В северную вьюгу от Петрозаводска на перекладных добирались — так полюбилось им это место. Как-то услышали они о храме, что стоял раньше в деревне, и решили: надо отстроить его заново. Тогда эта мысль многим показалась бредовой, а местные жители вообще приняли пришлых москвичей неприветливо, насторожено. Но ребята отступать от своей затеи не стали — своими руками начали расчищать место для храма. Восстанавливать решили там же, где стояла старая церковь. В 2002 году архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил (Павлов) дал благословение, и ребята принялись за работу. Наняли плотников, мастеров. Аркадий работал на стройке постоянно даже зимой. Совместными усилиями друзей строительство храма шло быстро. Церковь очень похожа на ту, что некогда стояла в Колодозере – тоже в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Немалое участие в строительстве принимали колодозерские мальчишки и девчонки. Они постоянно были на стройке, на подхвате у плотников.
11 сентября 2005 года Аркадий Анатольевич был рукоположен в сан диакона архиепископом Мануилом (Павловым) в храме великомученицы Екатерины города Петрозаводска. 27 сентября того же года рукоположен в сан священника тем же архиереем.
Для колодозерских детей устраивались разные спортивные мероприятия, в школе организован кружок резьбы по дереву. Отец Аркадий говорил: «Очень хочу, чтобы отношения между людьми были лучше. Каждому, кто обращается, стараюсь помочь».
Эксперт по социальному сиротству Александр Гезалов возрождение храма и духовной жизни в Колодозере назвал «чудом»:
«Необычайный духовный подъём, радость соучастия. Храм возрождался сильными и смелыми людьми…. И основанием всего этого был отец Аркадий. Живший там, в этой далёкой карельской глуши. Служивший в храме часто без прихожан — Богу. Потому что видел в этом основной смысл. Его любили дети и те, кто живет в окормляемых им деревнях… Вокруг было много людей, которые ехали спасаться его участием. Но Аркадий принимал всех. Служил. Дорожил. Потому что не мог иначе».
Фотожурналист Екатерина Соловьева, неоднократно снимавшая о Колодозере фоторепортажи, вспоминала об отце Аркадии, что «ему надо было постоянно о ком-то заботиться», но «заботиться о себе он запрещал. В последний год заявлял, что объявит бойкот всем, кто хоть заикнется о его здоровье. Его сердце, которым он делился со всеми, не выдержало».
Скончался 15 февраля 2018 года в Колодозере.
Использованные материалы
- «Почил в Бозе клирик Петрозаводской епархии иерей Аркадий Шлыков» // Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии
- Скончался иерей Аркадий Шлыков, возродивший храм и приход в карельской деревне Колодозеро
Екатерина Соловьева. «Дураки» на краю света // «Вода живая» № 11 (ноябрь) 2016 —
Состоялось освящение закладного камня на начало строительства храма-музея икон Пресвятой Богородицы
Москва, 4 июня 2007 г.
2 июня, в день памяти обретения мощей святителя Алексия, митрополита Московского, архиепископ Истринский Арсений совершил праздничную Божественную литургию, а затем чин закладки храма в Патриаршем подворье святителя Алексия в селе Исаково Солнечногорского района Московской области.
Владыке сослужили благочинный храмов Зеленоградского округа протоиерей Владимир Харитонов, настоятель Патриаршего подворья протоиерей Андрей Шлыков, настоятель храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках протоиерей Николай Карасев, а также духовенство храма. Диаконский чин возглавил протодиакон Валерий Щеглов, сообщает Патриархия.ru.
В своем приветственном слове по окончании крестного хода владыка Арсений отметил, что радостно видеть стремление благотворителей делать так много для Православия на русской земле. Владыка пожелал всем присутствующим помощи Божией в трудах и выразил надежду на то, что «все мы в скором будущем будем участниками того события, когда Святейший Патриарх посетит это место и совершит здесь Патриаршее богослужение и сам определит статус этого комплекса зданий». В дар Святейшему Патриарху С.А. Веремеенко передал панно с изображением Московского Кремля. По окончании богослужения для всех собравшихся на праздник был организован торжественный обед под открытым небом.
В беседе с корреспондентом Пресс-службы Московской Патриархии С.А. Веремеенко сообщил, что строительство нового храма будет завершено в течении года, а в настоящее время начинаются работы по благоустройству территории; помимо строительства этого комплекса зданий сейчас происходит строительство кафедрального собора в Уфе.
На праздник собрались многие представители власти и частного бизнеса. Среди посетивших праздник был заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин. Настоятель храма отметил, что очень многие известные люди помогают строительству храма, например певица А.Б. Пугачева. «Несмотря на то, что храм отдален от Москвы, большинство прихожан регулярно приезжают сюда из города, люди не только участвуют в богослужении, но также имеют возможность общаться после службы, что очень важно для современного человека», — сообщил протоиерей Андрей Шлыков.
Храмовый комплекс святителя Алексия, являющийся Патриаршим подворьем, постоянно расширяет свои границы. В этом году при поддержке почетного ктитора храма С.А. Веремеенко был заложен первый камень в основание будущего храма в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет». В этом храме по замыслу устроителей и по благословению Святейшего Патриарха разместится коллекция икон Пресвятой Богородицы, которая насчитывает более 450 экспонатов, выкупленных из частных коллекций. Выставка икон из коллекции Веремеенко проходила в музее Храма Христа Спасителя в феврале этого года. Сейчас храмовый комплекс рядом с деревней Исаково включает в себя пятикупольный храм в стиле древне-русского зодчества, колокольню, гостевой корпус и служебные постройки.
В перспективных планах музея значатся организация цикла лекций и экскурсий по теме «Иконография Богоматери», а также проведение на постоянной основе выставок в различных регионах России. Планируется, что первых посетителей и паломников музей сможет принять после завершения строительных работ уже во второй половине 2007 года.