Объясняет иерей Андрей Чиженко.
По православному вероучению человек – двусоставное существо: духовно-телесное. Душа является образом и подобием Божиим в человеке. Через тело человек соединяется с материальным животным миром. В этом состоит великая задача человека. Обожиться самому (т. е. начать путь восхождения к Богу, путь познания Его, соединения с Ним, вернее, с Божественными нетварными энергиями) и через обожение обожить-освятить и всю остальную материальную природу, так как человек – центр и царь ее. Он существует словно бы на пересечении двух миров – духовного и материального. Исходя из этого, тело человеческое – сотрудник души в деле спасения. Оно суть храм Божий. Именно потому в православии так бережно относятся к телу. Это видно из чина погребения.
Поэтому все Таинства церковные и, как следствие, богослужение имеют также двойственную природу. Пример: в Таинстве Крещения священник призывает имя Святой Троицы – это духовная главная составляющая. Но вещество крещения вполне материально – вода. Таинство Причащения. Его сердцевина – Тело и Кровь Христова. А вещества для Таинства – просфора, вино, вода. Поэтому православное богослужение воздействует благодатью Святого Духа не только на душу, но и на тело. Елей для помазывания (осязание), колокольный звон, пение (слух), иконы, роспись (зрение), просфора, крещенская вода (вкус), каждение ладаном (обоняние).
Семья – малая церковь. Это тоже своего рода служение Богу и ближним своим. Естественно, мы хотим, чтобы Божья благодать освящала и нас самих, и наши жилища, защищала нас от всякого зла да скверны. Кроме того, в раю праведники и святые Ангелы пребывают в непрерывном богослужении – славословии Всевышнего. Поэтому мы с Божьей помощью стараемся будто бы продолжить храмовое богослужение (в разумных пределах, конечно) и у себя дома. Сродни этому монашеский чин панагии (с греческого языка – «всесвятая»), когда богородичную просфору, из которой вынимается частичка в честь Девы Марии на проскомидии после Литургии, монахи торжественно переносят из храма в трапезную, где вкушают ее с определенными молитвами, а затем начинают трапезу. Таким образом Литургия как будто бы продолжается, и она длится и в келейных условиях монашеских общежитий. Примерно то же в духовном смысле происходит и с нами, когда мы словно бы «приносим храм и богослужение домой», устраивая из своей жизни богослужение, жертву Всевышнему. Потому, например, раньше в каждом православном доме был «красный» (красивый из устаревшего) угол, где помещались иконы, воскуряли ладан, зажигали лампадку. Часто он делался на восток, наподобие алтаря храма. Собственно говоря, красный угол и есть своеобразным домашним алтарем. Вообще, это очень хорошая традиция. Правильная. Семья делает посильную жертву Богу и устраивает для Него жилище в своем доме, и Он, конечно, поселяется в нем, потому что любящие сердца Его чад жаждут встречи со своим Отцом Небесным.
Не всегда, конечно, получается устроить красный угол на восток в современных условиях, но, в принципе, сделать его вообще по силам каждой семье. Это наше выражение любви к Богу. Единственное, что хотелось бы по этому поводу сказать из опыта… Нужно для образов святых все-таки отделить место в доме, так сказать, расчистить его от других мирских вещей. А то часто приходится видеть в домах, как иконы заставлены рюмками или другими вполне мирскими вещами. Иногда происходят и другие невольные святотатственные действия, когда иконы помещают вместе с набравшими популярности японскими божками-нэцкэ, различными «денежными жабами», «приносящими» богатство и успех, или эротическими картинами. Безусловно, это неприемлемо. Человек должен разобраться в себе, Кому он служит: Христу или велиару. Языческие идолы лучше выбросить или сжечь, не держать у себя дома.
Что касается лампадки, то, например, у меня она горит постоянно сутками. Вспомним притчу о десяти девах (см. Мф. 25:1–13). На мой взгляд, горящая лампада, уход за ней, покупка лампадного масла, свечей для ее возжжения – наша посильная жертва Христу (своеобразная тактильная молитва Богу) и посильная финансовая жертва Церкви (лампадное масло, свечи, фитильки, сама лампадка). Некоторые зажигают лампадку перед молитвой. Это тоже хорошо и благотворно. Любую посильную для человека жертву примет Бог, если она совершена с благоговением любящим сердцем. Лампадка, конечно, возжигается перед иконами.
Из своего опыта скажу, что для лампады лучше брать очищенное специализированное лампадное масло. Сколько я не пробовал использовать обычное подсолнечное масло и даже очищенное рафинированное, оно горит плохо, лампадка коптит и засоряется.
Что касается благовоний – ладана и фимиама, тоже вполне возможно применение его в домашних условиях. Только нужно не имитировать каждение священнослужителем в храме (это все-таки прерогатива священника), скорее воскурять ладан, а не кадить им.
Сейчас в церковных лавках очень большой выбор и ладана, и кадильниц. Есть специальные «паучки» – легкие металлические конструкции, которые крепятся на лампадку. Сверху на них площадка. На нее кладется ладан. От теплоты лампадного огня металл нагревается – и ладан начинает благоухать. Есть специальные стационарные кадильницы – глиняные, фарфоровые, металлические. Для них нужен уголек. Он зажигается, кладется в кадильницу, сверху кладутся кусочки ладана. В крышечке данной кадильницы есть специальные отверстия для дыма. Можно зажигать кадильницы перед молитвой, можно пройтись с Иисусовой или любой другой молитвой по дому, наполняя его комнаты сердечным воззванием к Богу, которое возносится в небо так легко, как дым от кадильницы.
Утилизировать сгоревшие угольки нужно следующим образом. Если вы живете в частном доме, желательно сделать в палисаднике или в саду ямку в чистой земле, можно под деревом или кустом, куда вытряхивать пепел (в том числе и кадильный) от сжигания освященных вещей. Можно выбрасывать пепел в проточную воду, в реку. Если вы живете в квартире, то сжигать остатки освященных вещей также целесообразно где-то в парке или на клумбах, потом закапывать пепел в чистую землю. Можно вытряхивать остатки сгоревшего угля в вазоны с комнатными растениями.
От чего хотелось бы предостеречь.
Не нужно превращать весь дом в церковь. Важно понимать, что в доме следует не только молиться, но и жить. Достаточно одного-двух-трех мест в доме, выделенных на духовные нужды. Оставьте пространство в жилище и для себя, для супруга (супруги), детей своих. Все хорошо в меру.
Иерей Андрей Чиженко
Содержание
Зачем нужна лампадка дома
В церкви можно увидеть множество лампад: у каждой иконы, на Престоле. Это – неотъемлемый атрибут храма. Но зачем нужен дома этот предмет?
Что такое лампада
Это специальный сосуд, в котором налито лампадное масло. Она ставится перед иконой дома и в храме.
Лампада состоит из:
- пластмассового или стеклянного сосуда;
- фитиля;
- поплавка;
- подстаканника.
Лампады бывают нескольких видов:
- Настенные. Вешаются с помощью цепочки на стену перед иконой.
- С подставкой. Их ставят на пол в храме.
- Семисвечник. Семь лампад, называемые семисвечником, стоят на Престоле в алтаре. Располагаются лесенкой.
- Лампада-фонарь. Используется на крестных ходах. Есть маленькие лампадки, которые несут на крестном ходу прихожане, а есть большая лампада-фонарь в специальном футляре с длинной ручкой, которую несут алтарники во время крестного хода.
- Домашние. Ставятся на полочку перед домашним иконостасом.
Все они выглядят по-разному, но суть их одна – горящий фитиль. Церковные лампады красиво украшены резьбой по металлу, позолотой. Особенно красиво выглядят семисвечники.
Предназначение лампады
Горящая лампада олицетворяет горящее молитвой и верой сердце человека. Впервые упоминание о них встречается еще в Ветхом завете. Они стояли в Скинии Завета, где находился Ковчег с самыми дорогими предметами, напоминающими о чудесах Божиих (сосуд с манной небесной, жезл Ааронов расцветший и т.д.) Евреи очень благоговейно относились к Скинии, а также ко всему, что с ней было связано. Поэтому лампады для них были – священные вещи.
В наше время лампада имеет больше бытовой характер. Некоторые предпочитают иметь их дома, но зажигают редко, не видя в этом большого смысла. А некоторые верующие и вовсе обходятся без них.
Когда зажигать лампадку дома
По сути, перед каждой иконой должна гореть зажженная лампада. Наши предки на Руси весьма благоговейно относились к ней и не позволяли ей даже потухнуть. Это означало недобрый знак. Особое значение имела Четверговая лампада. На утрене в Великий четверг, когда читались двенадцать евангельских отрывков про страдания Христа, прихожане стояли с зажженными свечами. Их не тушили, а их огонь стремились донести до дома, и именно им зажигали домашнюю лампаду.
Четверговый огонь должен был гореть вплоть до Пятидесятницы. Он, по преданию, лечил душу от тоски, страхов, отчаяния. Горели лампадки перед иконами в доме наших прапрадедов и днем, и ночью. Когда гасили свет на ночь, огонек горящей лампады разгоняла ночные страхи.
Но в настоящее время немногие могут себе позволить такую роскошь, ведь для этого требуется немалое количество лампадного масла. Поэтому зажигают ее редко. Обычно это делают перед утренним или вечерним правилом, чтением акафиста или канона. Или перед любой молитвой, когда душа требует обращения к Богу. После молитвенного правила огонь лампады гасят.
Если нет под рукой лампадного масла, то можно наливать в лампаду и растительное масло. Первоначально, так и было, в лампады древние люди наливали оливковое масло. Лампадное масло может быть как растительного происхождения, так и нефтяное (вазелиновое). Поэтому большого значения, какое масло наливать в лампаду, нет. Главное – чтобы она горела, согревая взгляд и сердце и символизируя сердце человеческое, горящее любовью к Богу, и вдохновляла человека на постоянную молитву.
Ну а когда человек и так имеет непрестанную молитву и горящее сердце, то никакие внешние атрибуты, конечно, ему не нужны. Навряд ли у подвижников в пустыни были лампадки перед иконами. Они нужны, скорее всего, для новоначальных христиан.
прот. Андрей Ткачев: «Зачем зажигать лампадки дома?»
Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!
Можно ли оставлять лампаду на всю ночь. Зачем перед иконой зажигается лампадка
В домах православных христиан лампадки есть всегда. Ставят их рядом с наиболее чтимыми иконами. Считается, что огонь лампады очищает воздух от всякой скверны. Те, кто имеют такую возможность, стараются, чтобы лампадки горели постоянно. Но современные условия не всегда это допускают. Семей, где кто-то мог бы всегда находиться дома, не так уж много. Поэтому в большинстве случаев люди зажигают лампадки, когда возвращаются домой и гасят, когда уходят. Даже в таком священном деле необходимо соблюдать элементарные правила пожарной безопасности, иначе священный огонь может начать вести себя как обычный, и тогда беды не избежать.
Вам понадобится
- — Лампада.
- — Лампадное масло.
- — Церковная свеча.
- — Спички или зажигалка.
- — Марля или хлопчатобумажная ткань.
Инструкция
- Лампадное масло и фитиль купите в специальном церковном магазине или в лавке при храме. Если таковых по соседству нет, то фитиль можно сделать и самим. Отрежьте кусочек бинта или другой хлопчатобумажной ткани. Туго скрутите его в жгут и вставьте в поплавок лампадки. Вместо специального лампадного масла можно использовать оливковое.
- Сейчас некоторые верующие зажигают лампадки от всего, что есть под рукой. Но раньше считалось, что лампадку нельзя зажигать непосредственно от спички, а надо обязательно использовать церковную свечу, которая в православном доме всегда есть. Купить свечи можно в том же церковном магазине. Свечу можно зажечь и от спички, и от зажигалки. Сделайте это и прочитайте молитву «Отче наш».
- От свечи зажгите лампаду . Для этого случая есть специальная молитва: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».
- Следите за тем, чтобы огонь лампады не был слишком большим. Лампада, в любом случае, не должна коптить. Достаточно будет огонька чуть больше спичечной головки. Если у вас в доме несколько лампадок, зажгите их по очереди от той же самой церковной свечи с соответствующей молитвой. Можно в разные дни зажигать лампады разных цветов. Для поста предназначены темные лампады, а в праздник необходимо зажечь красную.
В домах Православных Христиан перед иконами принято вешать или ставить на подставке лампадки. Это древняя благочестивая традиция, которая символизирует непрестанную молитву Христиан к Богу. Если в доме нет лампады, то дом этот как бы духовно слеп, темен, здесь не всегда прославляют Имя Божие.
В доме может быть как одна лампада, так и больше. Есть благочестивая традиция зажигать в домах негасимые лампады, которые горят и ночью, и тогда, когда хозяев нет дома. Но в современных условиях это не всегда возможно и желательно, так как может стать соблазном для неверующих или маловерующих членов семей. Чаще всего Христианин зажигает лампадку, когда приходит домой, и не гасит ее до тех пор, пока не уходит из дома. В случае если нет лампад, зажигают церковные свечи во время молитвы.
Современные подвижники говорят, что зажженная лампадка очищает воздух от всякой скверны и тогда в доме царит благодать. Ни в коем случае нельзя использовать огонь от лампады в бытовых целях — это неблагоговейно по отношению к святыне. Не принято зажигать лампаду от спички или зажигалки , для этого используется церковная свеча (т.к. церковная свеча освящена; рекомендуется, чтобы эта свеча была обожена благодатным огнем от Гроба Господня). Про неблагоговейных монахов в монастырях раньше говорили: «Он от спички лампаду зажигает…» Лампадное масло (изначально — оливковое), так же как и фитилек, можно купить в церковной лавке или в Православном магазине. Можно сделать фитилек самому из бинта или другой тряпицы: узкую полоску тонкой материи туго скручивают в жгут и протягивают через поплавок лампадки. Лампадки бывают разных цветов — красная, синяя, зеленая, желтая. Есть традиция в посты зажигать более темные по цвету лампадки (синюю), а в праздники, на всем протяжении праздника Пасхи — красную, на праздник Троицы и вербного воскресенья — зеленую. Желтая или золотая — это повседневный цвет, и ставится в обычные дни.
Висящую лампаду прикрепляют к потолку или к киоту икон. Ее принято вешать возле наиболее чтимых икон. Есть благочестивая традиция в случае болезни или неблагополучных обстоятельств крестообразно помазывать маслом от лампады детей и близких. Так поступал Преподобный Серафим Саровский, помазывая маслом от лампадки всех приходивших к нему.
Не нужно, чтобы лампадный огонек горел очень сильно и коптил, достаточно, чтобы он был размером с одну-две спичечные головки. Детей нужно приучать зажигать лампаду.
Есть специальная молитва, читаемая при зажжении лампады: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».
В домах Православных Христиан перед иконами принято вешать или ставить на подставке лампадки. Это древняя благочестивая традиция, которая символизирует непрестанную молитву Христиан к Богу. Если в доме нет лампады, то дом этот как бы духовно слеп, темен, здесь не всегда прославляют Имя Божие.
В доме может быть как одна лампада, так и больше. Есть благочестивая традиция зажигать в домах негасимые лампады, которые горят и ночью, и тогда, когда хозяев нет дома. Но в современных условиях это не всегда возможно и желательно, так как может стать соблазном для неверующих или маловерующих членов семей. Чаще всего Христианин зажигает лампадку, когда приходит домой, и не гасит ее до тех пор, пока не уходит из дома. В случае если нет лампад, зажигают церковные свечи во время молитвы.
Современные подвижники говорят, что зажженная лампадка очищает воздух от всякой скверны и тогда в доме царит благодать.
Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОГОНЬ ЛАМПАДЫ В БЫТОВЫХ ЦЕЛЯХ — это неблагоговейно по отношению к святыне.
НЕ ПРИНЯТО ЗАЖИГАТЬ ЛАМПАДУ ОТ СПИЧКИ, для этого используется церковная свеча. Про неблагоговейных монахов в монастырях раньше говорили: «Он от спички лампаду зажигает…» Лампадное масло (изначально — оливковое), так же как и фитилек, можно купить в церковной лавке или в Православном магазине. Можно сделать фитилек самому из бинта или другой тряпицы: узкую полоску тонкой материи туго скручивают в жгут и протягивают через поплавок лампадки. Лампадки бывают разных цветов — красная, синяя, зеленая. Есть традиция в посты зажигать более темные по цвету лампадки (синюю, зеленую), а в праздники — красную.
Висящую лампаду прикрепляют к потолку или к киоту икон. Ее принято вешать возле наиболее чтимых икон. Есть благочестивая традиция в случае болезни или неблагополучных обстоятельств крестообразно ПОМАЗЫВАТЬ МАСЛОМ ОТ ЛАМПАДЫ детей и близких. Так поступал Преподобный Серафим Саровский, помазывая маслом от лампадки всех приходивших к нему.
Не нужно, чтобы лампадный огонек горел очень сильно и коптил, достаточно, чтобы он был размером с одну-две спичечные головки. Детей нужно приучать зажигать лампаду.
ЧИСТИМ ЛАМПАДУ: лучше для этого иметь отдельную емкость, нельзя выливать воду в которой вы чистили и мыли лампаду в общий канализационный сток, т.к. в лампаде могут быть остатки масла, а это уже святыня. Воду выливаем куда то под дерево где никто не ходит.
МОЛИТВА ЧИТАЕМАЯ ПРИ ЗАЖЖЕНИИ ЛАМПАДЫ
«Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».
Прерванный путь в загробный мир
Все знают, что лампадки зажигают перед ликами святых. Но часто их зажигают и перед фотографиями умерших родных и близких в день смерти. Оставим философские рассуждения об оскорблении чувства верующих. Многие боготворят родных, близких, друзей, и так далее, которые для них словно святые. Именно о таких речь. И в день их смерти ставят перед фотографиями в траурной рамке лампадки, тем самым освещая путь в потусторонний мир. И я не считаю это кощунством. Только не все знают о том, что лампадка в этом случае должна непрерывно гореть до двенадцати ночи третьего дня. Не буду залезать в глубокие разъяснения о переходе души в мир иной. Не люблю объяснять и цитировать то, о чем уже много написано. Огонек из «дома», как яркий фонарик, освещает трехдневное путешествие умершего по любимым местам на Земле, помогая ему не заблудиться. На третий день, в двенадцать ночи, лампадка погаснет сама, не сомневайтесь. И происходить это без чьего−либо участия. Крайне редко кому−либо удается увидеть то, как она погаснет. Но если лампадка не погасла в назначенное время, в последующие три года в семье будет следующий…
Мне известны случаи, когда люди сидели и ждали когда потухнет лампадка. Ждали, как отправления поезда, в котором уезжает близкий и родной человек. Но этого видеть не дано никому. Хоть приклей взор к огоньку лампадки, именно в ту самую секунду неведомая сила закроет вам веки. Вы НЕ должны видеть «слезы» умершего, покидающего родные места, дом, Землю. Эти «прощальные слезы» и гасят огонек лампадки. Но если погасить лампадку раньше, то умерший, особенно тот, который покончил жизнь самоубийством, начинает метаться от одного любимого места в другое — ищет тот самый огонек. Не найдя его там, откуда он уходит, отправляется туда, где бывал чаще всего, где его любили больше. И до самого сорокового дня он не может оттуда вырваться, несмотря на то, что у него есть возможность уйти беспрепятственно. Он считает, что его не хотят отпускать, переживает за близких ему людей, пытается помочь. Но его «забота» похожа на заботу раба, который готов «убить» своего хозяина. И пугает не только людей, но и животных. Расскажу историю из своей жизни, и вы все поймете.
Тринадцать лет назад, в сентябре, мой брат покончил жизнь самоубийством. Почему, отчего — уже неважно. Только он знает причину того, почему от выбрал такой путь на тот свет. Эта его тайна, о которой он не говорит никому. Даже мне. Но я не об этом. Посидев за поминальным столом не более часа я уехала, совершенно забыв предупредить родственников о том, чтобы не потушили лампадку раньше времени. И наша тетушка погасила лампадку в три часа дня. И брат «рванул» туда, где всегда чувствовал себя наиболее комфортно — к нашей сестре — для него старшей, для меня — младшей. К вечеру поминального дня, когда сестра с мужем приехали домой, на площадке её встретила соседка и сказала, что собака у сестры лает и рычит уже несколько часов. Сестра с мужем вбежали в квартиру — мало ли что там, может вор забрался и собака его заблокировала в комнате. Но никого в квартире не обнаружила. Дарт (сенбернар, кобель), стоял на тахте, злобно рычал и лаял, смотря под потолок в угол комнаты. Пса трясло, на шерсти выступали капельки пота. Моя сестра не поняла, что происходит с собакой. Осторожно пройдя мимо собаки, выйдя на балкон, позвала пса. Он послушно вышел на балкон. Сестра захлопнула дверь.
Дарт ворчал еще минут пять. Затем лег и успокоился. Через полчаса она запустила собаку в квартиру. И прямо с двери балкона Дарт со злобным лаем снова стал бросаться в тот же угол. На этот раз сестра увела собаку в другую комнату. Там пес снова успокоился. Но как только он оказывался в той, комнате, где любил спать брат, начиналось все снова: злобное рычание, лас с пеной в пасти, тряска, потение. Успокоить пса ни ей, ни её мужу не удавалось. Думая, что Дарт сошел с ума, взбесился, она испугалась, что может пострадать её четырнадцатилетний сын. Она отправила сына к соседке. Муж сестры был охотником. Он взял ружье в руки. Прогремел выстрел. На следующий день рано утром сестра позвонила мне, и захлебываясь слезами, сказала мне, что они застрелили Дарта. Я была в шоке. Спокойный и незлобивый пес. Она рассказала мне что произошло. И я поняла. Спросила, кто погасил лампадку. Она сказала.
Лампадку потушили и брат вернулся к сестре. Такое возвращение чревато. Он−то потом уйдет, а на его место подселяются другие, более злобные и коварные, которые могут отравить жизнь хозяевам квартиры и их родным и близким, кошкам, собакам, птицам. Животные могут погибать, защищая вас от невидимых вам незваных гостей, «квартирантов». Я сказала сестре, что если бы они позвонили мне, я сказала бы, что нужно сделать. Но они так растерялись и испугались, что даже не додумались мне позвонить. Не связали это с потушенной лампадкой. И собака погибла, пытаясь выгнать из квартиры брата, который вернулся в дом, где его очень любили и всегда привечали. Бывает и по другим причинам умершие не уходят. Но это уже нужно выяснять, почему остались и чего хотят.
Лампада (греч. «светильник» ) — это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике. Символическое значение лампады — вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия. В домах Православных Христиан перед иконами принято вешать или ставить на подставке лампадки. Это древняя благочестивая традиция, которая символизирует непрестанную молитву Христиан к Богу. Если в доме нет лампады, то дом этот как бы духовно слеп, темен, здесь не всегда прославляют Имя Божие.
Еще в Ветхом Завете написано: «И сказал Господь Моисею… чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровений в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда; это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны ставить они светильник пред Господом всегда» (Лев. 24:1-4).
В доме может быть как одна лампада, так и больше. Есть благочестивая традиция зажигать в домах негасимые лампады, которые горят и ночью, и тогда, когда хозяев нет дома. Но в современных условиях это не всегда возможно и желательно, так как может стать соблазном для неверующих или маловерующих членов семей. Чаще всего Христианин зажигает лампадку, когда приходит домой, и не гасит ее до тех пор, пока не уходит из дома. В случае если нет лампад, зажигают церковные свечи во время молитвы.
Современные подвижники говорят, что зажженная лампадка очищает воздух от всякой скверны и тогда в доме царит благодать. Ни в коем случае нельзя использовать огонь от лампады в бытовых целях — это неблагоговейно по отношению к святыне. Не принято зажигать лампаду от спички, для этого используется церковная свеча. Про неблагоговейных монахов в монастырях раньше говорили: «Он от спички лампаду зажигает…».
Не нужно, чтобы лампадный огонек горел очень сильно и коптил, достаточно, чтобы он был размером с одну-две спичечные головки.
Для лампадки используют лампадное масло (изначально — оливковое), которое можно купить в церковной лавке в любом храме.
Лампадку можно зажигать только от свечи, с молитвой и благоговением. Есть специальная молитва, читаемая при зажжении лампады: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».
Святитель Николай Сербский по поводу того, зачем мы возжигаем лампады, писал следующее:
Во-первых, потому, что вера наша есть свет . Сказал Христос: «Я свет миру» (Ин. 8:12). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.
Во-вторых, для того, чтобы напомнить нам о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы «сынами света» (Ин. 12:36).
В-третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света , чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела» (Мф. 5:16).
В-четвертых, чтобы стала она нашей малой жертвой Господу , Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к Тому, у Кого в наших молитвах мы просим жизни, здоровья и спасения — всего того, что может дать одна только безграничная Небесная Любовь.
В-пятых, чтобы устрашить силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца . Ибо силы зла любят тьму и трепещут света, особенно того, который служит Богу и угодникам Его.
В-шестых, чтобы побуждать нас к жертвенности. Подобно тому как горят в лампадке елей и фитиль , покорные нашей воле, так же пусть горят пламенем любви и наши души, во всех страданиях покорные воле Божией.
В-седьмых, чтобы напоминать нам о том, что как лампадка не может зажечься без нашей руки, так и сердце наше, эта наша внутренняя лампадка, не сможет загореться без святого огня Божественной благодати, даже если будет исполнено оно всякой добродетели. Ибо добродетели наши — горючее, которое воспламеняет Своим огнем Господь.
Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах