Содержание
Зачем Бог сотворил мир?
Начнем с самого главного. По какой причине Бог принял решение создать мир? Это вопрос, который не имеет ответа. Однако мы не можем им не задаваться. И вероятный ответ на этот безответный вопрос мы находим у святого Максима Исповедника, когда он в своих “Главах о любви”, рассуждая об этом, говорит о взаимной радости: “Бог вседовольный произвел твари из небытия в бытие не потому, чтобы в чем-то имел нужду, но чтоб они, соответственно приемлемости своей, причащаясь Его блаженства, наслаждались, Сам же Он веселился о делах Своих, видя их веселящимися” (“Главы о любви”, сотница 3:46).
Мысль, которую Максим Исповедник выражает, рассуждая о взаимной радости, также можно связать и с понятием взаимной любви. “Бог есть любовь” (1 Ин. 4:8), – говорит нам евангелист Иоанн. И эта Божественная любовь не эгоцентрична, а взаимна, она распределяется между всеми, кто к ней причастен. Бог – это не просто некое Существо, независимое, обособленное и любящее лишь Само Себя. Бог есть Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Все Три Лица любят друг друга и соединены друг с другом в непрерывном движении взаимообщения. Бог не личен, но межличен, являя собой не просто объединение, но слияние. Один из характерных терминов, который отцы-каппадокийцы используют для описания Святой Троицы, – общение.
Следовательно, если Бог как Святая Троица представляет собой таинство разделяющейся любви, это означает, что решение о Сотворении мира находится в совершенном согласии с природой Бога, поскольку Сотворение позволяет и другим, помимо Него, разделить это движение Троичной любви. Говоря, что этот выбор находится в согласии с природой Бога, я не имею в виду, что Бог был в той или иной мере “обязан” сотворить мир. Напротив, никакие внутренние и внешние факторы не вынуждали Бога совершать такой жест. Он действовал абсолютно свободно. Бог необходим для мира, однако мир не является необходимым для Бога. Как говорил русский богослов Георгий Фроловский: “Мир существует. Но он начал существовать. И это значит: мира могло бы и не быть. В существовании мира нет никакой необходимости. Причина и основание мира вне мира. Бытие мира возможно только через внемирную волю Всеблагого и Всемогущего Бога” (“Тварь и тварность”).
Однако несмотря на тот факт, что Бог творит мир с абсолютной и совершенной свободой, а мир, соответственно, является выражением Его свободной воли, Бог в акте творения открывает и Свою истинную природу – любовь. Вспомним здесь слова святого Дионисия Ареопагита о том, что Божественная любовь экстатична, – это означает, что она находится вне Него. Бог сотворил мир, поскольку любовь его “разливается”. Без этой проливающейся любви мир никогда не стал бы существовать. И вместо того, чтобы говорить о сотворении ex nihilo (из ничего), правильней было бы говорить о сотворении ex amore (из любви).
Если мы будем смотреть на Сотворение таким образом – как на выражение взаимной радости и взаимной любви – тогда никакие теистические воззрения, утверждающие, что вселенная есть произведение, а святой Создатель – архитектор или мастер, не смогут удовлетворить нас. Мы не можем принять образ вселенной как неких часов, которые часовщик лишь изготавливает, заводит и впоследствии оставляет идти.
Несомненно, подобные точки зрения ошибочны. Согласно замечанию святых Максима Исповедника и Дионисия Ареопагита, Сотворение не является актом, в котором Бог действует лишь вне, но актом, посредством которого Бог выражается и внутренне. Бог находится не только за пределами творения, но и внутри него. Первые образы, с помощью которых мы описываем связь Бога с миром, не должны изображать Того, Кто придает миру форму, изменяет его и организует. Мы должны представить себе Бога как некую сущность, живущую внутри всего, присутствующую везде и вечно. Когда мы говорим о том, что Бог есть Создатель вселенной, мы имеем в виду то, что Бог есть “везде сущий и все исполняющий”, пользуясь словами, которыми Православная Церковь обращается как к Христу, так и Святому Духу.
С этой проблематикой тесно связана и другая тема, которую я хотел бы затронуть. Сотворение мира должно трактоваться не как некое событие, единожды произошедшее в прошлом, но как продолжающее быть связанным с настоящим. Мир существует, поскольку Бог любит его, и не потому, что полюбил некогда в далеком прошлом, в самом начале, но поскольку любит его здесь и сейчас, в этот самый миг и в каждый следующий. Нам следует говорить о Сотворении не в какой-то неопределенный момент времени, но в настоящем. Мы не должны говорить, что некогда, много лет назад, Бог создал мир. Речь идет о том, что Бог творит мир со мной и тобой внутри него сейчас и всегда. Если бы святой Творец не пользовался своей творческой волей каждую долю секунды, то вселенная затерялась бы во мраке небытия. Как говорил святой Филарет Московский, “творческое слово есть как адамантовый мост, на котором поставлены и стоят твари, под бездною Божией бесконечности, над бездною собственного ничтожества” (“Слово в день обретения мощей иже во Святых Отца нашего Алексия Митрополита Московского и всея России Чудотворца и по случаю возвращения к Московской пастве”). Это творческое слово Бога, “адамантовый мост” святого Филарета, есть слово, произносимое не единожды, но непрестанно, слово, сказанное вчера, сегодня и повторяемое “во все дни до скончания века” (Мф. 28:20).
Как творение Божье, мир является по рождению прекрасным: “И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма” (Быт. 1:31). Но одновременно это и мир грехопадения, изломанный, сокрушенный, разрушенный и искаженный грехом – первородным грехом наших предков и личными прегрешениями каждого из нас. Как говорит апостол Павел, все творение “покорилось суете” и “стенает”, ожидая часа, когда вновь станет свободным (Рим. 8:20-22). Однако это падение не является всецелым. В тварной природе даже в падшем состоянии продолжают слышаться отзвуки священнодейственного присутствия Божьего. И мир продолжает оставаться прекрасным, пусть и красота его несовершенна. И мы поистине можем сказать слова, произносимые на каждой вечерне: “Дивны дела Твоя Господи”.
Неизвестный автор произведения русской прозы XIX века “Откровенные рассказы странника своему духовному отцу” ярко подчеркивает эту врожденную красоту и великолепие мира. Проходя сквозь нескончаемую лесную чащу с Иисусовой молитвой на устах, странник чувствовал, как сердце его наполняется любовью ко всем людям, и не только к ним, но и ко всему сущему: “Когда при сем я начинал молиться сердцем, все окружающее меня представлялось мне в восхитительном виде: древа, травы, птицы, земля, воздух, свет, все как будто говорило во мне, что существуют для человека, свидетельствуют любовь Божию к человеку и все молится, все воспевает славу Богу. И я понял из сего, что называется в Добролюбии “ведением словес твари” (Рассказ второй). Опыт этого конкретного момента является не ложным ощущением, но подлинным познанием истинной природы тварного мира.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
Зачем Бог сотворил мир
Автор Редакция рубрики «Общество» 17.07.2018 19:01
Как, а главное, зачем Бог сотворил мир? Действительно ли Бог создал мир для человека? И правда ли, что человек — венец творения? Как человек получил дыхание жизни и стал человеком? И как нам стать людьми? Для чего и как нужно жить? Об этом «Правде.Ру» рассказал настоятель Богоявленского кафедрального собора протоиерей Александр Агейкин.
— Зачем Бог сотворил мир?
— Это и есть основной вопрос: зачем Бог сотворил мир? А мы — часть этого мира. То есть следующий вопрос: зачем мы живем? Для чего? Каков вообще смысл нашей жизни? Что такое человек? В свое время пророк Давид в одном из псалмов тоже спрашивал: что такое человек, что Ты любишь его, что вообще есть человек, что Ты посещаешь его, — обращаясь к Богу.
Что такое человек по сравнению с этим мирозданием? Такое маленькое существо, а вокруг него — этот огромный мир, такой огромный и совершенно непознаваемый Космос. Человек тратит всю свою жизнь на то, чтобы что-то понять в этом мире и уходит из него, можно сказать, совершенно ничего не узнав.
Для чего Бог сотворил этот мир? Наверное, ни для чего. Это акт любви Божьей. Просто по своей любви сотворил, потому что он не мог поступить иначе. В Священном писании первые строки: «Вначале Бог сотворил небо и землю». С этого начинается Библия, с этого вообще все начинается.
До этого творческого акта ничего, кроме Бога, не было. Учение Церкви говорит о том, что Бог сотворил мир из ничего. Вот ничего не было, и из ничего Бог дает начало всему. И если дальше читать книгу Бытия, то там все это достаточно подробно, поэтапно описано.
Уже в первой главе Библии раскрывается, что за чем сотворил Бог. Дни творения — это этапы развития Вселенной, огромные эпохи. И последнее, что творит Бог, — это человек. Значит, человек — это венец творения, это завершение творения, это апогей этой любви.
Поэтому Бог сотворил этот мир для человека, потому что Он его последним вводит в этот мир и дает ему этот дар — владеть миром. И вот надо, чтобы человек своей свободной волей, которую он получил от Бога в этом творении, привел что-то хорошее в этот мир, опять же, как дар Богу.
Вот для этого, наверное, Бог все и сотворил. Поэтому, осмысляя это, говоря об этом, мы и понимаем, для чего мы живем, какое наше место в этом мире.
Во Второй книге Маккавейской мать, наставляя своих сыновей, которые противостоят последователям Александра Македонского, умирают как первые мученики за свой мир, говорит, как бы укрепляя их, что они должны понимать: этот мир сотворен Богом из ничего. Это первый раз Священное писание упоминает термин «из ничего».
Молитва — это есть некий акт благодарности Богу, стремления к восстановлению той изначальной гармонии в мире, которая наступила к седьмому дню творения, когда Бог почил от трудов своих, видя этот мир прекрасным и гармоничным.
И ежедневно священник в одной из главных молитв говорит такие слова благодарности Богу и обращения к Нему: «Ты от небытия в бытие нас привел еси». То есть мы благодарим Бога за то, что Он вообще дал нам бытие, породил нас к этой жизни в этом мире, который он нам дал.
Богослужение поделено на особые типы богослужений. Есть вечернее и утреннее богослужения, есть служба, которая над всеми богослужениями. Это Божественная литургия как некий венец богослужений, главное богослужение. И у каждого богослужения есть своя тема. Вечерня начинается как раз с благодарности Богу за это творение.
Тема начала вечернего богослужения — воспоминание о сотворении мира. 103-й псалом пророка Давида читается в начале вечерни. Это песнь Богу-Творцу, благодарственная песнь, когда мы благодарим Бога за этот великий дар, наследниками которого мы сегодня и являемся, каждый из нас. Наверное, так можно сказать о том, почему или зачем Бог сотворил мир и нас.
— Вы говорите, что человек был сотворен уже после всего, когда уже все было создано. Но означает ли это все-таки, что именно он венец творения? Не проще ли было сначала сделать человека, а потом уже под него создавать природу, зверей, небо?
— Мы же говорим о любящем Боге, о том, что Бог есть любовь. Нам тоже Священное писание об этом свидетельствует. И вот, опять же, обращаясь к книге Бытия, можно вспомнить, что «Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездной. И Дух Божий носился над водами». «Безвидна и пуста» — мог ли Бог такую землю подарить человеку?…
— Наверное, там было бы пусто и холодно.
— Вот. И там еще есть другой смысл, очень глубокий в премудрости этого творческого акта. Потому что сначала Бог сотворил все из ничего. А человека — уже не из «ничего».
— Бог и физика, может быть, находятся где-то в разных измерениях. Тем не менее, мы же знаем, что из «ничего» не бывает чего-то. Как можно сотворить из ничего? Как это можно совместить?
— Священное писание очень четко говорит: И сказал Бог… И стало так. То есть Словом божьим. «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть», — говорит евангелист Иоанн Богослов. Это Евангелие мы читаем на Пасху — на самый главный, особый праздник.
И об этом как раз говорится в пасхальном евангелии. «Все, что начало быть, начало быть через Слово Божье». А Слово Божье — это Логос, Сын Божий. То есть такой творческий акт: Слово, которое сказал Бог, сотворило все из ничего.
— А из чего сделан человек?
— А вот человек — из земли. Дальше же мы читаем, что взял Господь персть и из персти сотворил человека. Значит, это уже вещество, сотворенное Богом, в котором, можно сказать, сосредоточен весь мир. Только представьте, что Бог творит человека из земли, то есть из всего мира, который Он уже сотворил.
Получается, что человек вобрал в себя весь мир, вот в этом и есть величина человека — в нем все. В нем и земля, и воздух, и птицы, и гады, и все животные, и весь космос… Ведь земля впитала в себя весь творческий акт. А потом из нее, из этой глины, Бог лепит, создает человека. Но чтобы человек стал человеком, он вдыхает в него дыхание жизни — Дух Божий.
К публикации подготовил Юрий Кондратьев
По теме:
Совет Троицы: от Авраама к Христу
Кто такой Авраам: мифологический персонаж или историческая личность?
Бог сожалеет о том, что создал человека?
История Авраама: все бросить ради Бога
Бог спасает человека или делает его виновным?
Как Бог вел человечество?
Как возвратиться в Рай
Что такое обетование Божие?
Адам и Ева и первородный грех
Для чего мы созданы в этом мире?
Олег Останин 2 года назад
В бесконечном количестве пространства и материи, возможно многое.
Конечно, как считаеться сейчас физические законы и закономерности сохраняются в большей части этой бесконечности.
Но бесконечность на то и бесконечна.
Вполне возможно, что физические, химические, а возможно даже логические законы будут работать не на всех просторах вселенной, по крайне мере это может быть возможным вне наблюдаемой вселенной.
А если мы с вами предположим что действительна не только теория обозримой вселенной, но и мультивселенных(чисто мысленный эксперимент), то получим бесконечное количество вариантов и вообще наверное возможностей.
Почему бы при подобных условиях, случаю не породить жизнь и сознание?
Мало того что мы не можем с вами представить бесконечность случаев, но мы можем поверить, что из всех возможных комбинаций материи и ее параметров, могла получиться такая материя, которая может вести наблюдения и даже иметь сознания.
Но нам по настоящему сложно что-либо говорить на этот счет.
Я бы сказал, что нам просто не хватает материала для чего-то подобного( по крайне мере мне), и только на основе неких абстрактных и отдаленных материй и с помощью сознания, мы можем что-либо предполагать.
Разумеется, сознание могло получиться не просто так.
Оно могло быть ходом развития и действия некоторых сверхъестественных сил, пришельцев, и так далее.
Возможно они даже создали для нас некую цель.
Но в действительности, она не известна наверняка никому.
Чем больше мы с вами можем найти вариантов, тем в большей мы окажемся растерянности.
А на основе известного нам количество идей и прочего, мы почти никак не можем сузить количество этих вариантов
0 Ответить
Кто мы? Откуда? Какова логика мироздания? Кто создал вселенную и для чего?
Мы изо дня в день ходим на работу, на учёбу, в школу, садик, в магазин за продуктами и т.д., в итоге приходим всегда к одному — к смерти.. Мало кто задумывается, почему, зачем, для чего мы это делаем? Зачем же думать, ведь все об этом итак знают?! В магазине мы покупаем продукты, одежду и прочее, в садике нас подготавливают к школе, в школе обучают разным наукам, подготавливая нас к институту, работаем чтобы прокормить себя и своих родных, и жить более менее в достатке.. А я спрашиваю себя, зачем всё это? Неужели нету другого способа проживания жизни? Почему я должен тратить своё время на работу, почему я должен большую часть своей жизни находиться вне своей семьи, там где мне не нравится, там где чужие мне люди, которым я абсолютно безразличен? Почему моя семья, мои дети, мои родные и любимые мне люди, должны обходиться без меня? И вообще, очень много подобных вопросов возникает по истечении жизни..
Разве смысл жизни людей в зарабатывании денег? Разве для этого был создан мир? Я не вижу в этом никакой логики! Неужели наш мир нелогичен? Неужели тот, кто создавал мир — глупец? Бред какой-то!!! Этот кто-то, кто создал такую природу, человека, вселенную, где всё между собой связано, где всё построено на чувствах, ощущениях, восприятии — он не логичен? Кто-то утверждает, что мир был создан в результате взрыва — возможно, но для взрыва же должны быть созданы какие-то определённые условия, не просто же так ВЗРЫВ и на тебе, зарождение жизни на земле? Тот, кто создал такие условия для появления жизни, не может быть глупцом! Значит есть в этом какой-то смысл! Значит не просто так создан мир! Вся эта логическая цепочка наводит на вопрос: «Кто Он, этот загадочный создатель — Бог?! Я не знаю как считаете вы, но я думаю именно так — Бог создал жизнь! Бог создал вселенную! В связи с этим напрашиваются другие вопросы, более серьёзные, более глобальные:
Зачем же Богу деньги?! Зачем он заставляет нас трудиться, зарабатывать их?! Для чего Он создал мир в таком виде, в каком представлен мир сейчас?! Для чего мы живём — для денег?!
Опять нету никакой логики.. Ведь изначально наш мир выглядел по другому. Да и жизнь была другой.. И я считаю ложью то, что нам говорят историки о наших предках: в древности люди добывали себе пищу невыносимым трудом и коварным убийством животных.. Вот вы разве не чувствуете обмана, ведь что-то есть нелогичное в наших учебниках по истории. Ну видно же, кто-то специально вводит нас в заблуждение..
А может быть есть кто-то, кому надо чтобы мы с вами так думали!? А может быть есть ещё кто-то, кому выгодно наше сегодняшнее положение?! А если есть такой, то для чего он уводит нас от истины?!
Вопрос на вопросе, сложно всё это, но если начать разбираться с самого начала, попробовать поразмыслить, постараться выстроить логическую цепочку — ответ найдётся непременно..
Когда я был совсем ещё ребёнком, мне читали Библию, Ветхий завет, Новый завет, что-то я и сам читал. Некоторые эпизоды мне запомнились более ярко.. Возьмём самый главный, на мой взгляд, эпизод, это эпизод мироздания: Бог в течении семи дней создал мир, землю, птиц, животных, живую природу и самое главное, самое любимое Его создание — ЧЕЛОВЕКА! Дал ему имя Адам. Из Адамова ребра создал женщину Еву и поместил их рядом с собой в Раю, даёт им определённые наказы. Проходит некоторое время, Адам с Евой съедают грешный плод — яблоко, ослушиваясь Бога, и Он их изгоняет из Рая, из дома своего..
Подождите, разве любящий родитель за какую-то провинность выгонит своё любимое дитя из дома? И откуда в Раю взялся тот самый запретный плод? Да и какая это провинность должна быть, чтобы так поступить со своими детьми? Да какая бы она не была, я своего ребёнка так сильно не накажу! В угол поставлю, повзрослее будет — ремня всыплю, но из дому выгонять..!
Что-то тут не так, в чём же подвох, где она — логика?! А не попахивает ли обманом?! Хорошо, идём дальше.. Затем проходит время, у Адама с Евой рождаются дети — Кайн и Авель.. Один из них занимается земледелием, другой животноводством, и чтобы задобрить Всевышнего, получить Его благоволение, показать Ему свою веру, Кайн и Авель приносили ему ЖЕРТВУ!!!
КАК???!!! ЗАЧЕМ Богу какие-то жертвы???!!! Зачем Ему доказательства веры в Него, тем более что Бог, якобы, спускался на землю и общался с ними??? Значит Богу присущи такие чувства, как гордыня, самодовольствие и другие низменные чувства??? Значит Бог создал зверей и растения для того, чтобы мы это приносили в жертву??? Разве вы, как любящий родитель, просите у своих детей приносить вам жертвы, доказывать вам, что ваши дети в вас верят??? Вы не находите это странным?
Конечно же, расписывать здесь всю Библию не гуманно, но если продолжать перечислять все эпизоды не только библии, но и всей истории человечества до сегодняшнего дня и начать разбираться, вопросов становится хоть отбавляй. Нам людям даны органы чувств для осязания и ощущения, даны чувства любви, радости, счастья для их проявления, даны мысли для размышления, есть руки, ноги, есть у нас и голова для того, чтобы не только кушать, видеть, слышать, она ещё и для того,чтобы думать.. Во всём есть своя логика, так неужели в библейских писаниях есть какая-то ложь?
Я ни в коем случае не хочу обидеть чувства верующих, я и сам человек верующий, но эти вопросы засели глубоко в моей душе.. Я с детства задавался вопросом о моём предназначении, ведь не просто так я взял и появился на земле? Я думаю, я не один задаюсь такими вопросами, скорее всего есть люди, которых тоже мучают вопросы о предназначении человека на земле.. Я уверен, вопросы не останутся без ответа.. На любой вопрос, обязательно есть ответ, иначе не было бы вопроса..
Это просто мои размышления, я никого не прошу и не заставляю соглашаться с ними, воспринимать их серьёзно.. Думайте сами, делайте свои выводы.. Спасибо за внимание!