При жизни у Ивана Айвазовского было более ста персональных выставок. При этом его ретроспектива в стенах Третьяковской галереи стала первой в истории. В залы музея на Крымском Валу привезли 120 полотен живописца, которые отобрали из 16 музеев и ряда частных собраний. Масштабную выставку организаторы приурочили к 200-летию со дня рождения художника, вот только праздновать начали загодя. Иван Айвазовский родился 29 июля 1817 года, но календарный юбилей отдан главному хранилищу его работ — Русскому музею в Санкт-Петербурге. Но оттого, что Третьяковка представила ретроспективу Айвазовского ровно за год до торжеств, ее масштаб ничуть не меркнет.
Экскурсоводы Третьяковской галереи, начиная рассказ об Айвазовском, уточняют, что писал он не только море. В его богатом наследии (а сам художник утверждал, что написал более 6 тыс. картин) были и степи, и сюжетные зарисовки, и даже портреты. Но все равно для русской живописи именно он открыл жанр морского пейзажа, который затем превратил в важнейшее явление в изобразительном искусстве XIX века.
Успех к Айвазовскому пришел рано. В 1840 году 23-летний художник путешествовал по Италии и там написал картину «Хаос», приобрести которую захотел сам Папа Римский Григорий XVI. Айвазовский подарил понтифику полотно, которое затем оказалось в постоянной экспозиции Ватиканского музея. Гоголь тогда шутливо говорил художнику: «Твой «Хаос» поднял хаос в Ватикане».
Мнения современников об Айвазовском разнились. Власти высоко ценили его творчество, а Николай I даже называл художника «царем моря». Живописец властям отвечал почтительностью, над которой умилялся его приятель Иван Крамской. Художники-реалисты упрекали Айвазовского в его увлечении внешними эффектами, а Антон Чехов фельетонно описывал генеральские манеры уже стареющего мастера. Но Айвазовского все это мало волновало. Он был крайне успешным живописцем и даже, как сказали бы сегодня, бизнесменом.
Художник писал масштабные полотна, работал над дорогими заказами, но при этом выпускал массовую и даже сувенирную продукцию, которую желающие иметь «кусочек Айвазовского» могли приобрести за небольшие деньги. Благодаря всему этому недостатка в средствах у художника не было. Он писал на идеальных сахарных грунтах, лучшими кистями и дорогими красками. А еще делал это исключительно по памяти, никогда не изображая море с натуры.
Монтаж картины «Девятый вал» И.К.Айвазовского © Юрий Белинский | ТАСС
Моря в залах Третьяковской галереи в ближайшие четыре месяца будет в избытке. Зрителя захлестнут «Сотворение мира» (1864) и хрестоматийный «Девятый вал» (1850), а успокоят «Лунная ночь в Крыму» (1859) и «Побережье в Амальфи» (1841). Часть представленных на выставке полотен имеют столь масштабные размеры, что у стоящих рядом с ними действительно создается впечатление, будто через край картины вот-вот хлынет вода.
Отвечая на вопрос, ждать ли рекордов от Айвазовского, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова ответила, что посещаемость прошедшей экспозиции Валентина Серова вряд ли будет превышена. «Выставку Валентина Серова за три месяца и три недели посетили 485 тыс. чел. Это абсолютный рекорд для любой выставки русского художника в нашей стране, — сказала Трегулова. — Здесь, если говорить о наших прогнозах, мы ожидаем где-то до трехсот тысяч человек». На этот раз в музее решили перестраховаться, чтобы избежать очередей и давки на входе. Для этого еще до старта выставки была открыта предпродажа билетов, а все посещения будут разделены на сеансы.
По доброй традиции поддержки важных культурных событий один из культовых символов Армении, коньячный дом «Арарат», выступил партнером торжественного открытия выставки и подготовил для гостей специальный коктейль-бар с напитками на основе знаменитого коньяка.
Содержание
- Открылась выставка Айвазовского в Третьяковской галерее
- Другие публикации
- Майофис в Новом музее: старинный бромойль и очки виртуальной реальности, выставка Mixed Reality
- «Город на память». 507. Крымский Вал, 10. Третьяковка минус ЦДХ
- Фотографии, ожившие в акварели
- «Город на память». 505. Лаврушинский переулок и Третьяковская галерея
- ЦДХ всё
- Миру мир
- Московский зоопарк знакомит с творчеством художника Владимира Смирина
- EroExpo 2018 — на переднем крае индустрии для взрослых
- Правила съёмки. Фестиваль современной фотографии «Фиксаж» 2018
- Состоялась выставка Faces&Laces
- Только на ВДНХ — писк курортной моды
- Куда не ступала нога плюшевой игрушки
- Московский автосалон совсем близко!
- Казахстан возвращается на ВДНХ
- Иван Айвазовский и его выставка в Третьяковке
- Выставка Айвазовского в Третьяковке — новый взгляд
- Каталог выставки Айвазовского в Третьяковке — темы и мотивы
- LiveInternetLiveInternet
- Картины Айвазовского Ивана Константиновича в Третьяковской галерее
Открылась выставка Айвазовского в Третьяковской галерее
Текст и фото: Александр Кочубей
В Москве открылась выставка выдающегося русского художника Ивана Айвазовского, приуроченная к 200-летию со дня рождения мастера. Известнейший и любимый маринист нашей страны, Айвазовский оставил нам более шести тысячи картин. На одну картину у художника могло уходить от двух до пяти часов работы в мастерской, где он по памяти мог воссоздать сюжет, кажется, любого боя, в котором участвовал русский флот, любой портовый или ландшафтный пейзаж и самое разнообразное состояние моря, волн, идеально показав как гибельный шторм, так и утреннюю зеркальную водную гладь. При жизни у Айвазовского прошло около шестидесяти персональных выставок. Но такой масштабной по количеству работ и по собранию значимых и знаковых полотен не было еще никогда.
Невероятная работоспособность, мастерство и великое множество морских сюжетов делали Айвазовского необычайно популярным у публики, но эта великая слава сослужила художнику дурную побочную услугу. Критика посчитала себя присыщенной его работами, приклеила к нему ярлык мастера устаревшего жанра — пейзажа, последнего романтика, «салонного» и «коммерческого» художника, как следствие, не нуждающегося в серьезных исследованиях и ретроспективных показах. И вот в двадцать первом веке Третьяковская галерея стремиться развеять этот, все еще окутывающий Айвазовского снобизм, прежде всего, профессионального сообщества.
Другая задача выставки, познакомить поколения людей помоложе и совсем молодых, не видевших или мало видевших, мало ходивших в последние десятилетия в музеи, с творчеством всегда бывшего любимым у широкой публики Айвазовского. И лучше возможность для такого знакомства представить трудно. Итак, пред зрительские очи предстали 120 полотен, среди которых лишь 33 из московской Третьяковской галереи, имеющей скромную коллекцию мастера. Большинство полотен художника хранятся в Санкт-Петербурге и его роскошных пригородах и были предоставлены для выставки. Две важнейшие картины Айвазовского в творчестве и в собрании Русского музея – «Девятый вал» и самое масштабное полотно выставки «Морская волна». Из Центрального Военно-морского Музея на выставку прислали «Синопский бой», занимающий центральное место в экспозиции. И чтобы не остаться с пустой дырой в экспозиции, Третьяковская галерея отреставрировала и предоставила Музею «Синопский бой» Андрея Боголюбова. Всего 17 музеев и галерей. Работы из частных собраний, разбитые в экспозиции не по годам исполнения, а по «галсам» — темам и мотивам. От состояния, в котором находится море, через путешествия и морские сражения к библейским сюжетам и «сухопутным» произведениям. На втором этаже попытка воссоздания кабинета Айвазовского с документальной экспозицией и графическими произведениями художника. И как сюрприз, на выставке отреставрированная и никогда не экспонировавшаяся картина «У берегов кавказа».
Двери Третьяковской галереи на Крымском валу усилены после ажиотажа предыдущей выставки Серова, и будут распахнуты для зрителя с 29 июля с 10 утра. Во избежание давок, галерея впервые вводит сеансы для посещений. Запускаться публика будет каждые полчаса по 250 человек, а билеты будут действительны лишь на тот сеанс, на который были куплены. Купить билеты можно онлайн на сайте галереи. Еще до начала выставки через интернет было куплено 20 000 билетов, а всего Третьяковская галерея ожидает увидеть на выставке 300 000 посетителей, которая продлиться до 20 ноября, после чего отправится в Санкт-Петербург.
Выставка «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения»
Третьяковская галерея на Крымском валу. 29 июля – 20 ноября
Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: выставка, Третьяковская галерея, Айвазовский.
Другие публикации
Дата мероприятия: 13.12.2019
Майофис в Новом музее: старинный бромойль и очки виртуальной реальности, выставка Mixed Reality
Смешанная реальность от Григория Майофиса уже в Петербурге
Евгений Чесноков 19.10.2019 в 21:55
«Город на память». 507. Крымский Вал, 10. Третьяковка минус ЦДХ
В 1956 году было принято решение о строительстве Выставочного зала Союза художников СССР на месте стадиона в Бабьем городке.
14.10.2019 в 15:06
Фотографии, ожившие в акварели
В Москве открылась необычная выставка Константина Путинцева.
Евгений Чесноков 11.10.2019 в 21:25
«Город на память». 505. Лаврушинский переулок и Третьяковская галерея
На четырёхстах метрах Лаврушинского переулка уместились почти все этапы эволюции московской архитектуры — от белокаменных палат XVII века до жилого комплекса 2007 года.
02.04.2019 в 01:42
ЦДХ всё
Современные мастера кисти лишились своего дома. Центральный дом художника закрыт.
12.11.2018 в 16:53
Миру мир
Пословица гласит, что худой мир лучше крепкой ссоры. А как хорош оказался прошедший 10 ноября фестиваль алкогольных напитков «Крепкий Мир».
07.11.2018 в 11:27
Московский зоопарк знакомит с творчеством художника Владимира Смирина
6 ноября в «Доме Клюева» прошла презентация экспозиции, посвящённой творчеству художника-анималиста Владимира Смирина.
22.10.2018 в 18:15
EroExpo 2018 — на переднем крае индустрии для взрослых
Выставка EroExpo 2018 — это специализированная выставка индустрии товаров для взрослых, которая открыта только для профессионалов интимного ритейла.
28.09.2018 в 11:21
Правила съёмки. Фестиваль современной фотографии «Фиксаж» 2018
Фестиваль современной фотографии «Фиксаж» уже третий год проходит при участии и поддержке нашего издания.
23.08.2018 в 11:17
Состоялась выставка Faces&Laces
Faces&Laces открыла свои двери в двенадцатый раз. На выставке рассказали об уличной культуре, спорте, современной моде и искусстве.
03.08.2018 в 20:30
Только на ВДНХ — писк курортной моды
Открытие выставки «Курортная мода».
27.07.2018 в 12:03
Куда не ступала нога плюшевой игрушки
Студентки ВШЭ представляют на ВДНХ свою выставку «Космическая эстафета»
13.07.2018 в 15:59
Московский автосалон совсем близко!
«Крокус Экспо» открывает Московский международный автомобильный салон
30.06.2018 в 09:06
Казахстан возвращается на ВДНХ
На ВДНХ открылась выставка, посвящённая архитектурному облику Астаны — молодой столицы Казахстана, побратима Москвы.
Иван Айвазовский и его выставка в Третьяковке
Картины Айвазовского в Третьяковке выставлялись не один раз, не так давно была открыта очередная, но самая масштабная за все времена выставка картин известного русского мариниста, романтика до глубины души Ивана Айвазовского. Поводом ее организации стала юбилейная дата с даты рождения Ованнеса.
Родился знаменитый живописец в 1817, очередная выставка Айвазовского в Третьяковке была посвящена тому, что прошло уже почти 200 лет с его дня рождения. Именно этим художником был представлен жанр морских пейзажей русскому искусству. Любовь Ованнеса к морю сделала это открытие важным событием в художественном творчестве девятнадцатого века.
Картины Айвазовского в Третьяковке не могли не привлекать внимание, собирали множество истинных ценителей. Деятель искусства, имеющий армянские корни, прожил около 100 лет, его творческий путь был начат под влиянием немецкой философии, основанной на идеализме. Это был длительный период позднего романтизма, художник долгое время был верен описываемому направлению. Иван общался с выдающимися деятелями отечественной культуры, такими как Гоголь, Репин, Глинка, Третьяков и др. Несмотря на армянскую кровь, текущую по венам Ованнеса, живя в морском городке, ему удалось проникнуться культурой русского народа. Его даже причислили к выдающимся ее представителям.
За всю свою жизнь живописцу удалось организовать множество выставок. Публичные представления достижений в области искусства проходили не только на территории России. В 1844 Ивана назначили живописцем Главного морского штаба, этому предшествовало признание автора тысяч картин академиком, профессором в этой области.
Выставка Айвазовского в Третьяковке — новый взгляд
Художник имел громкую пожизненную славу, из-под его руки вышло огромное количество полотен, но все это сыграло с ним злую шутку. Несмотря на то, что публика не переставала восхищаться его творчеством, критикам надоело обсуждать его работы и отвернулись от него. По их мнению, полотна художника перестали отвечать запросам времени, век был динамичным. Долгое время масштабных выставок, фундаментальных исследований не проводилось.
Выставка Айвазовского в Третьяковке — это не что иное, как попытка взглянуть на работы русского мариниста по-новому, поменять отношение к его картинам в положительную сторону. Люди, желающие открыть для себя новые границы, перестали относиться предвзято к творчеству живописца, поэтому выстраиваются целые очереди в Третьяковку на Айвазовского.
Организованная в Третьяковке выставка Айвазовского позволяет лично познакомить молодое поколение с творчеством человека, который на протяжении долгого времени был кумиром многих поколений. Метафизика его работ, имеющая что-то общее с работами современников, не может не заинтересовать ценителей искусства. Организаторами не преследовалась цель собрать в одном месте максимальное количество его работ, наоборот, хотелось просто объединить в выставке Ивана Айвазовского в Третьяковке самые значительные и качественные произведения.
Каталог выставки Айвазовского в Третьяковке — темы и мотивы
Экспозиция подразумевает разделение на тематики.
- В каталог выставки Айвазовского в Третьяковке вошел раздел, именуемый «Морские симфонии». Зрителю представлены различные состояния моря, начиная от безветренной погоды, заканчивая бурей со скоростью ветра более 30 м/с.
- «Сухопутные» пейзажи представлены в разделе «Между Феодосией и Петербургом».
- Много картин создано на тему путешествий по миру.
- В разделе с названием «Плененный тайной мироздания» вниманию зрителя предлагаются картины на библейскую тематику.
Билеты в Третьяковку на Айвазовского разлетаются «на ура», ведь и сейчас поклонников творчества Ованнеса предостаточно. Что же касается отзывов о работах Айвазовского в Третьяковке, то они очень разные.
Постоянный список работ
Вид на взморье в окрестностях Петербурга. 1835 год.
Конец бури на море. 1839 год.
Морской берег. 1840 год.
Лунная ночь на Капри. 1841 год.
Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива. 1842 год.
Венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джорджо. 1844 год.
Вид Леандровой башни в Константинополе. 1848 год.
Буря. 1857 год.
По дороге в Ялту. 1860-е год.
Лунная ночь. Окрестности Ялты. 1863 год.
Бурное море. 1868 год.
Стычка ширванцев с мирюдами на Гунибе. 1869 год.
Украинский пейзаж с чумаками при луне. 1869 год.
Радуга. 1873 год.
Мельница на берегу реки. Украина. 1880 год.
Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря). 1881 год.
У крымских берегов. 1890-е год.
Неаполитанский залив утром. 1893 год.
Лунная ночь на Босфоре. 1894 год.
Неаполитанский залив ночью. 1895 год.
Неаполитанский залив ранним утром. 1897 год.
Кораблекрушение у берегов Гурзуфа. 1898 год.
и другие.
LiveInternetLiveInternet
Несмотря на мертвый летний сезон в Москве, перед Третьяковской галереей на Крымском валу, где проходит выставка художника Ивана Айвазовского, большие очереди.Билеты покупают по 2 тысячи человек ежедневно!
В 2017 году в России отметят 200-летие великого художника Ивана Константиновича Айвазовского (29.07.1817 — 02.05.1900 год). В честь этого события в здании Третьяковки на Крымском валу 29 июля 2016 года открылась самая масштабная выставка работ мастера. Из запасников Третьяковской галереи на выставку поступили 33 картины и девять рисунков. Для текущей выставки в Москву привезли лучшие работы из 17 музеев и шесть частных коллекций, ведь большинство полотен находятся в Санкт-Петербурге: в Русском музее, Центральном военно-морском музее, в загородных дворцах (Петергоф, Павловск, Царское Село),остальные рассредоточены в региональных музеях России и других странах.
На ближайшие дни все билеты распроданы, так что приглашаю Вас, друзья, на виртуальную прогулку по экспозиции, которая продлится — до 20 ноября 2016 года.
Архитектура выставки, под стать морской тематике, решена «галсами»: зритель может следовать зигзагообразными курсами от раздела к разделу, где представлены образцы творчества Айвазовского-мариниста, баталиста, графика. Экспозиция строится по темам и мотивам.
Раздел «Морские симфонии» представляет основные состояния марин Айвазовского — от штиля к урагану: море спокойное, бушующее, при разном освещении.
Раздел «Художник Главного морского штаба» включает исполненные по заказу императора и Морского ведомства виды русских приморских городов и портов, изображения главных морских сражений русского флота. В разделе «Между Феодосией и Петербургом» представлены «сухопутные» пейзажи Айвазовского.
Раздел «Весь мир ему был мал» объединяет картины художника, созданные по мотивам его путешествий по Кавказу, Италии, Турции и другим странам.
В разделе «Плененный тайной мироздания» демонстрируются картины на библейские сюжеты. Главный акцент в экспозиции сделан на наиболее значимых полотнах художника, таких как «Радуга» (1873), «Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря)» (1881, оба — ГТГ), «Девятый вал» (1850) и самое масштабное произведение на выставке «Волна» (1889, оба — ГРМ). Впервые так цельно и полно демонстрируются рисунки Айвазовского — 55 листов.
Море всегда завораживало и восхищало человека своей невероятной, чарующей красотой. Разумеется, оно привлекало множество художников. Живописцы, мастера пейзажей вдохновлялись прекрасными морскими видами и переносили свои эмоции от увиденного на холсты.
Родившись в Феодосии, в бедной армянской семье, Иван Константинович всегда тонко чувствовал море. Обучаясь в Академии Художеств и побывав во множестве европейских стран художник творил под влиянием французского классицизма.
Айвазовский с лёгкостью передает зрителю «настроение» морских вод: их двойственность, тишину или ярость. Его картины просто зачаровывают, создают иллюзию погружения в морские пучины, его пейзажи, запечатлевшие восходы и закаты на море просто грандиозны.
Айвазовского любили и публика, и критики, и даже императорская семья. Он писал для Морского Ведомства Санкт Питербурга на заказ (как фотокорреспондент). В 1864 году Александр II наградил художника дворянским титулом с правом наследования.
В течение жизни Айвазовский участвовал более чем в 120 выставках, свыше 60 из которых были персональными. Они открывались как в России, так и во многих городах Европы и Америки.
Айвазовский стал почетным членом Амстердамской, Римской, Флорентийской, Штутгартской, Парижской академий художеств. Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге признала его академиком, а затем и профессором живописи.
Художник прожил жизнь длиною почти в век. Громкая прижизненная слава, великое множество полотен, созданных им благодаря титанической работоспособности, сыграли с художником злую шутку.
Публика не переставала любить Айвазовского, но критика, пресытившись его работами, отвернулась от художника как от «устаревшего», не отвечающего запросам динамичного ХХ века, поставив на его произведениях ярлык «салонные и коммерческие».
Как следствие — отсутствие масштабных выставок и фундаментальных исследований творчества живописца на протяжении многих десятилетий. Третьяковская галерея решила взглянуть на Айвазовского по-новому и изменить отношение к его наследию, открыть поклонникам в его произведениях новые смыслы, сбить снобизм в отношении к нему у профессионального сообщества.
Сюрприз проекта — при входе на выставку зрителей встречает видеоинсталляция современных художников группы «Синий суп», которая создает «эффект присутствия» в водах Черного моря. Произведения Айвазовского привлекают зрителя эмоциональностью, красотой живописи, виртуозностью и утонченностью технического мастерства. В его искусстве заложены темы, которые интерпретировали многие поколения художников и зрителей: интерес к передаче бесконечного, безграничного пространства, ощущения человека перед лицом стихии. Мастер строит композицию работ так, что создается особая магия: зритель смотрит на морской пейзаж глазами художника как бы изнутри картины, чувствует себя погруженным в изображение, испытывает эмоции участника действия, что сродни современному 3D-эффекту.
Айвазовский предстанет на выставке — художником не только искренних чувств, романтических эмоций, но и глубоких идей и символических обобщений. Его узнАют как собеседника по переписке с католикосом Армении, визионера, предчувствовавшего катаклизмы будущего века.
Великий художник создал около 6 тысяч полотен. На выставке представлены около 100 живописных произведений и 50 графических листов.
— самые лучшие образцы творчества Айвазовского-мариниста, баталиста, графика.
На выставке демонстрируются вместе четыре наиболее значимых полотна художника: «Радуга» (1873 г.), «Черное море» (1881 г.), «Девятый вал» (1850 г.) и «Волна» (1889 г).
Впервые зрители увидят никогда ранее не экспонировавшееся масштабное полотно «У берегов Кавказа» (1885 г.).
Кроме того, документальный раздел познакомит с Айвазовским-меценатом, первым почетным гражданином Феодосии.
В экспозицию также вошли макеты кораблей, компасы, глобус, подзорные трубы.
Мало кому известно, что у Айвазовского был и еще один талант — музыкальный. Он сам научился играть на скрипке, его импровизации оценил великий Глинка. «Мелодии, которые наигрывал Айвазовский, так понравились композитору, что он использовал их в своей опере «Руслан и Людмила», — делится куратор выставки Галина Чурак.
На видео зрителю показывают последние секунды жизни великого мариниста. Он умер в 83 года, когда писал картину «Взрыв турецкого корабля». Казалось бы, трагичный момент, но все кадры наполнены светом и спокойствием, а в качестве звукового сопровождения приятный мужской голос неторопливо читает стихотворение Фёдора Тютчева «Ты волна моя морская».
Важнейшее качество полотен Айвазовского, которое подкупает зрителя, состоит в том, что в них всегда считывается оптимистический настрой и вера в положительный исход трагических событий. Даже в картинах с изображением самых грозных и разрушительных морских штормов художник лучом света из туч, радугой, пролетающей птицей или другой деталью дает гибнущим кораблям и людям надежду на спасение.
Не верится, что художник работал в мастерской, окна которой выходили не на море, а во двор. Все шторма, грозы и бушующие волны он писал по памяти….
Картины Айвазовского Ивана Константиновича в Третьяковской галерее
Дойдя до 19-го зала Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, д. 10, мы попадаем вдруг в мир, не похожий ни на какие другие. Вокруг море, бьющиеся о берег волны, парусники… Кажется, сделаешь еще шаг — и с ног до головы обдаст солеными брызгами. Это зал картин Айвазовского Ивана Константиновича (1817–1900).
Родившись в Феодосии, в бедной армянской семье (его отец к этому времени разорился), Айвазовский (Гайвазовский) Иван (Оганес) Константинович много учился и рано показал выдающиеся успехи в рисовании. В 1833 г. он поступил в Санкт-Петербургскую Академию Художеств и достаточно быстро стал известным живописцем. Признание публики ему принесли морские пейзажи.
Картины Айвазовского с названиями «Девятый вал», «Лунная ночь на Капри», «Буря», «Черное море» и многие другие известны всем любителям русской живописи. Творчество художника было очень плодотворным: за свою жизнь он написал около 6 000 полотен. По сравнению с этим количеством, выставка Айвазовского в Третьяковской галерее небольшая, всего несколько работ, но они считаются одними из лучших его полотен.
Невероятно романтичное ночное море, лодки, приближающийся парусник — перед нами «Ночь на Капри» (1841 г.). Теплое летнее спокойствие создает атмосферу сказки, невольно вспоминается Русалочка, и мы с трепетом пытаемся угадать, а кто плывет на этом корабле, кого ждут сидящие в лодке со спущенными парусами люди?
Не менее романтична картина, расположенная рядом, — «Венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джорджо» (1844 г.). Небольшая по размеру, она написана маслом на дереве, что, видимо, придает ей еще больше теплоты и нежности. Мягкий свет, наполняющий изображение, делает море и небо с золотистыми облаками единым целым. А на остров мы смотрим глазами тех, кто подплывает к нему на корабле.
Выставка работ художника представляет полотно, одновременно передающее любовь мастера к морю и показывающее его классическое художественное образование. Это «Вид Леандровой башни в Константинополе» (1848 г.). На картине изображено не только перламутрово-золотистое от лучей заходящего солнца море, но и памятник архитектуры — Леандрова, или Девичья, башня. С этой знаменитой башней, уже много веков служащей ориентиром морякам, связаны две интересные легенды. Одна из них гласит, что когда-то встречались в ней молодой человек по имени Леандр и девушка Геро, жрица богини Афродиты. Она каждый вечер ждала его с факелом на берегу, а он плыл к ней по морю. Но однажды факел погас и Леандр не увидел знакомого огонька. Молодой человек утонул, а его возлюбленная Геро, узнав об этом, бросилась в море. Так и назвали башню Леандровой. Согласно другой легенде, турецкий султан прятал здесь свою любимую дочь: ей предсказали смерть от укуса змеи. Но влюбленный молодой человек пробрался в башню под видом торговки цветами, чтобы увидеть девушку. Случайно в цветочной корзине оказалась змея, она укусила принцессу, но возлюбленный спас ее, а султан разрешил им пожениться. Так башня стала Девичьей. В зале картин Айвазовского Ивана Константиновича это самое загадочное и, может быть, самое трогательное полотно.
Среди картин Айвазовского отнюдь не только спокойные и нежно-романтичные морские пейзажи. Грозовое небо и бушующее море почти сливаются, неся гибель кораблям, на картине «Буря» (1857 г.). Грозность пейзажа усиливается еще и тем, что на заднем плане проступают едва различимые горные вершины. Корабли зажаты между небом, морем и горами, но посмотрите, какими они остаются гордыми и прекрасными!
Совершенно другой шторм на холсте Айвазовского «Радуга» (1873 г.). Мы как будто находимся внутри жемчужной раковины, перламутровые переливы розового, голубого, серебристого, сиреневого создают необыкновенно красивую картину. Однако она полна тревоги за тех людей, которые пытаются в легкой лодке спастись с тонущего корабля.
Если на предыдущих работах живописца море буквально сливалось с небом, то на полотне «Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря)» (1881 г.) воздушная и водная стихии четко разграничены линией горизонта. Картина разделена пополам, художник показал все переливы волнующегося моря — от непроницаемой черноты до перламутрово-белых барашков на гребнях волн, и все оттенки грозового неба, на котором постепенно сгущаются тучи.
Зал с картинами Айвазовского в Третьяковке притягивает посетителей красотой морских пейзажей, не зря Иван Константинович и по сей день считается одним из самых известных маринистов в мире. Ни одно фото, даже выполненное прекрасным фотохудожником, не передаст настроение моря, неба, стихии так, как изображено оно на картинах Айвазовского. Его любовь и романтичное отношение к морю сказалось во всех работах, которыми по праву может гордиться Третьяковская галерея.