Содержание
- Картина А.Иванова «Явление Христа народу» ошибка или шедевр?
- Картина мечты
- Рождение «Явления Христа народу»
- Возвращение на Родину
- Значение «Явления Христа народу» в искусстве
- «Явление Мессии»: зашифрованное послание современникам
- Факты о картине “Явление Христа народу”
- В чем уникальность «Явления Христа народу»?
- Необычные детали «Явления Христа народу»
- Почему «Явление Христа народу» не оправдало надежд Иванова?
- «Явление Христа народу» — картина, которой художник посвятил 20 лет и которая стала причиной его смерти
- «Явление Христа народу» (1837 — 1857) — зашифрованное послание современникам
- Энергетическая мощь гениального творения Александра Иванова
Картина А.Иванова «Явление Христа народу» ошибка или шедевр?
В 1806 году в семье выдающегося в то время художника-живописца А.И.Иванова родился сын Александр. С юных лет, живя в атмосфере любви к искусству, ему судьбой было предначертано стать последователем своего отца. Когда ему исполнилось чуть больше 10 лет, отец взял его учеником в Академию художеств при императоре. Досконально изучив в процессе учебы основы живописи, Александр неоднократно был награжден золотыми и серебряными медалями за отличные способности. Но самым значительным событием в его жизни была поездка на стажировку в Европу, а именно в Италию.
В течение трех лет юное дарование изучало живопись итальянских мастеров, вследствие чего у него возникло непреодолимое желание писать картины на религиозную тематику. Увлеченно и досконально изучая материалы библейских сцен, а особенно Новый Завет, молодой художник представляет свои будущие картины. И уже в 28 лет пробует писать свое первое произведение – «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». С огромным вдохновением выполненная картина произвела настоящий фурор среди почитателей живописи и знатоков художественного искусства. Ошеломляющий успех еще больше подстегнул автора к дальнейшей работе.
Проникшись библейскими сюжетами, он мысленно рисовал следующую картину. Мечтая создать полотно для московского собора Христа Спасителя, у творца уже был готов проект, но воплотить в реальность его так и не удалось. Заказ на написание холста был адресован Карлу Брюллову.
Не отчаявшись, Иванов пишет другие произведения на тему религии:
- о жизни Евы и Адама в райском саду,
- их грехопадении и изгнании из Рая,
- о создании мира Всевышним и ангелами,
- об эпизодах из жизни Иисуса Христа.
Картина мечты
Его замысел будущей картины был грандиозен. Масштаб предполагаемого полотна удивлял своими размерами. Холст в длину составлял 7,5м и 5,4 м в ширину. Многие не одобряли и не верили в исполнение Александром Ивановым своей мечты. Также не поддержал идею сына и отец. Не имея достаточно средств на написание своего полотна, художник даже отказался от текущих заказов, чтобы не отвлекаться от воплощения своего воображаемого шедевра. Семья автора тяготила и, уединившись в Италии на два десятка лет, он медленно и упорно шел к осуществлению своего замысла. Став затворником своей идеи, он закрыл свою мастерскую для публики.
Рождение «Явления Христа народу»
Долгими и мучительными были поиски автора картины подходящего пейзажа для задуманного полотна. Не имея финансовой возможности посетить Палестину, где в реальности происходили библейские события, он неустанно колесил по Италии в поисках похожего живописного уголка.
Также трудным было определение облика Иисуса. Художник стремился передать в картине «Явление Христа» не стандартный и общепринятый образ, а создать свой неповторимый и индивидуальный, в котором должны были быть воплощены многогранность эмоций и чувств Мессии. Александр Иванов пред тем, как приступить к написанию своего детища, рисовал множество пробных этюдов и эскизов портретов персонажей, которые являлись действующими лицами картины. Их насчитывалось более шести сотен. Только одно обличье Иисуса было составлено из трех вариантов: женского лица, античных статуй и образа Аполлона. На протяжении многих часов ожидания, творец полотна находился в храмах и синагогах, наблюдая за молящимся народом. Ему были необходимы истинные и неподдельные эмоции на их лицах, чтобы передать эти чувства в картине.
Прототипами изображенных на холсте людей явились и друг автора, истинный поклонник творчества и идеи Иванова – писатель Николай Гоголь, и сам художник в виде старца с посохом, расположенным на расстоянии от Иоанна Крестителя.
Всего художником было создано 3 эскиза будущей картины.
Дата написания | Название |
1830-1833 гг. | «Строгановский» (с изображением символов святости и голубя) |
1836 г. | С изображением людей в 1/3 роста человека |
1839 г. | «Венецианский» (окончательный) |
В общем подсчете более 33 лет жизни было потрачено автором на создание своей мечты. Но она, к сожалению, так и не была до конца воплощена. Быстро теряя зрение, Иванов успел только изменить первоначальный образ юноши на старца, а вот отражение его в воде — уже нет. Также бытует мнение, что Александр Иванов разочаровался в своей картине, потерял веру в свою мечту, о чем делился со своими друзьями.
Возвращение на Родину
Всего за несколько недель до своей кончины, весной 1858 года, Александр Иванов картину «Явление Христа народу» решил привезти в Петербург. В этом ему помогла знатная княгиня Елена Павловна. Транспортировать пришлось на корабле, так как другие варианты были неприемлемы. Свернутое полотно поместили прямо на палубе, размеры холста не позволяли поместить его в трюме. Только чудом и непрерывными молитвами художника картине удалось избежать повреждений во время шторма по пути домой. Автор картины очень надеялся, что его полотно купит Александр II, который посещал Иванова во время написания «Явления Христа» в его мастерской в Риме. Просимая тогда сумма за холст была 10 тыс. серебром. По истечении нескольких часов после смерти живописца, картину действительно выкупил император, но за более низкую цену, всего за 15 тыс. российских рублей. Впоследствии она была передана в Румянцевский музей, где был сооружен для полотна персональный павильон.
Привезенное произведение было выставлено на всеобщее обозрение в Академии Художеств. Значительная часть почитателей таланта, а также критики-искусствоведы, следившие за отшельническим воссозданием пришествия воскресшего Иисуса Христа, ожидали от живописца более грандиозного впечатления, чем от увиденной картины. Они считали, что предварительные наброски художника были эмоционально сильнее.
По мнению большинства творческой интеллигенции, критика, посыпавшаяся на Александра Иванова, здорово подкосила и так слабое здоровье художника. Подхватив холеру, через несколько дней, после возвращения в Петербург, он скончался, не достигнув своего 52 дня рождения.
Третьяковская галерея стала владельцем шедевра А.Иванова уже в 1932 году, для которого был специально построен свой выставочный зал. На время ВОВ картина была вывезена в Новосибирск.
Значение «Явления Христа народу» в искусстве
Мнение о значимости библейского события, запечатленного на холсте художника Александра Иванова, двояко. Одно из них свидетельствует о том, что картина, воплощающая в основном эмоциональное состояние изображенных персонажей, была преждевременной для того времени, а краткое описание произведения не могло передать всю полноту ощущений автора. Многим слоям общества было непонятно олицетворение чувственности образов, их внешняя и смысловая нагрузка. Ведь картину следовало не только созерцать, но и думать над ней.
Второе гласит о том, что слишком много времени ушло на создание такого гиганта. А время не ждет. Многое изменилось в жизни людей, и красочная актуальность полотна стала стираться, что и повлекло за собой потерю интереса к своей работе и самого творца. Но простые ценители искусства считают работу художника А.Иванова поистине непревзойденным уникальным произведением живописи.
«Явление Мессии»: зашифрованное послание современникам
Однако искусство художника, вложившего так много духовных смыслов в своё творение, требует не меньшего искусства от зрителя, призванного их дешифровать. О том, как правильно «читать» картину Иванова, рассказывает культуролог и бакалавр богословия Александр Архангельский.
«Явление Христа народу» (или «Явление Мессии») Иванов писал около 20 лет в Италии, но так и не дописал до конца. В 1857 году он отправляет картину в Петербург не законченной. А в июле 1858 года умирает. Иванов не дописывает картину, потому что переживает в то время кризис веры, прежде всего веры в человека: он наблюдал, как во время франко-итальянской войны люди, называвшие себя верующим, творили безумные поступки. Это вылилось в кризис его отношения к Богу, поскольку в христианстве эти две веры существуют только вместе. Иванов считал, что писать картину на библейский сюжет, не имея благоговения веры и полного доверия Богу, он не может.
А. Иванов. Явление Христа народу
Когда Иванов уезжал в Италию на три года (а в результате пробыл там 20 лет), он ещё не определился до конца, какой сюжет выберет. Выбранный им в итоге сюжет – это, по сути, синтез нескольких мест из Евангелия: крещение в Иордане, обличение фарисеев и момент узнавания в Иисусе Мессии. Когда Христос крестился, многие Его ещё не узнавали, даже ближайшие ученики (они написаны левее Иоанна Крестителя) долгое время осмысляли эту новую для них реальность, пытаясь вместить её. Иванов задумал на огромном полотне показать, что происходит с человеком, когда случается его встреча со Христом. Что значит эта встреча для любого верующего человека? Это не просто знакомство, это встреча, которая переворачивает всю жизнь, делает её качественно иной. После неё невозможно оставаться таким, как прежде. Мы знаем, что иудеи ждали этого момента сотни лет. И вот этот момент наступает.
Христос
Центральная фигура на этой картине – Христос. Есть эскизы, где фигура Христа крупная, почти такого же размера, как Иоанн Креститель. Но в окончательном варианте (а художник сделал около 300 эскизов) Иванов уменьшает Христа, так что Он становится меньше всех. И для этого есть свои основания. До второго пришествия Христа может увидеть только тот, кто очень этого хочет. Есть в Евангелии такие слова: «Льна курящегося не угасит, трости надломленной не переломит». Это уважение к человеческой свободе: если человек не хочет этой встречи, она не произойдет.
А. Иванов. Явление Христа народу. Христос. Фрагмент
В числе сотен эскизов лица Христа есть какое-то количество женских портретов. Художник хотел изобразить Христа так, чтобы в Нем воплотилась вся полнота человеческого – и мужское, и женское начало. И ему это удалось. У Иванова есть ряд эскизов, где у Христа лицо очень брутальное, холодное, жесткое. В окончательном варианте лицо мужественно, но не брутально, в нем действительно воплощена вся полнота и мужского, и женского.
Иоанн Креститель и группа апостолов
А. Иванов. Явление Христа народу. Иоанн Креститель и апостолы. Фрагмент
Самый высокий, почти огромный – Иоанн Креститель. Он указывает на Христа. За ним мы видим группу апостолов. Первый, рыжий, – апостол Иоанн, самый молодой из них. Мы видим его молодость, порывистость и устремленность всего его существа туда, ко Христу. За ним стоит апостол Пётр. Он был тоже очень горячим и порывистым. Но как отличается порывистость одного от порывистости другого! У Петра ухо обращено в ту сторону, где Христос, но голова при этом развернута. Видно, что внутри него что-то происходит. Это тоже порыв, но немного другой. Рядом с Петром – апостол Иаков, он смотрит не на Христа и не на Иоанна Крестителя, а куда-то внутрь себя. Иаков здесь воплощает тип человека спокойного, не порывистого, но такого, которому для принятия решения нужны очень серьёзные основания. В нём нет отторжения, нет торопливости. Иаков смотрит внутрь себя, он хорошо знает Ветхий Завет, а это закон и пророки. Закон говорит о том основании, том минимуме, ниже которого человек не должен падать. Соответственно, явление Иисуса как Мессии не должно было противоречить этому основанию и пророчествам о том, каким должен прийти Христос. В одном из пророчеств сказано, что в Нём не будет ни вида, ни величия. А ведь многие иудеи ждали именно царя, который придёт во всём великолепии – сильный, красивый.
Рядом лицо ещё одного ученика – Нафана. Сравните эти два лица: Иаков смотрит внутрь себя, где идет глубокий анализ, лицо же Нафана выражает что-то вроде «не знаю, не знаю, может ли быть что-то хорошее из Назарета?». По пророчествам, Мессия должен был прийти из Вифлеема, а тут внешним образом человек приходит из Назарета (мы знаем, что Иисус родился в Вифлееме, но потом Иосиф с семьёй бежал в Египет, а после смерти Ирода они поселились в Галилее, так как возвращаться было опасно). Взгляд Нафана направлен вниз и в сторону, лицо выражает предубеждённость. Таким образом, два внешне похожих подхода (сомнение Иакова и Нафанаила) внутренне противоположны.
Старик и юноша
А. Иванов. Явление Христа народу. Старик и юноша. Фрагмент
Еще одна интересная пара – юноша и старик внизу картины. С этой парой композиционно соотносится изображение дерева: оно одновременно и молодое, и зрелое, и старое (сухие ветви наверху), в нём как бы заключена вся полнота возрастов. «Полнота возрастов» повторяется в этой паре «старик и юноша». Художник показывает, что встреча со Христом может произойти в любом возрасте. Юноша похож на мраморную скульптуру, его тело идеально выписано. В этом юноше многие современники Иванова видели символ античности. Античность как детство человечества: античные греки впервые обращают внимание на человека, начинают размышлять об идеальном человеке, о том, что делает его таким. До появления греческой философии, поменявшей представление о человеке, вера древних греков была очень мрачной, человеконенавистнической, их мифы – это круговорот страданий, измен, бойни и крови.
«Дрожащие»
А. Иванов. Явление Христа народу. «Дрожащие». Фрагмент
Определение «дрожащие» закрепилось за следующей парой персонажей – ребёнком и мужчиной, которые только что вышли из реки. Этим, с одной стороны, объясняется их дрожь. Но, с другой стороны, эта дрожь знакома всякому человеку, соприкоснувшемуся с чем-то очень важным, самым главным, значительным в своей жизни, когда от этого момента (узнает – не узнает, отличит – не отличит) зависит очень многое.
Раб
А. Иванов. Явление Христа народу. Раб. Фрагмент
Фигуру раба Иванов пишет посредине и ровно под фигурой Христа. Если вспомнить иконографию сюжета «Сошествие Христа в ад», там под изображением Христа по вертикали располагается ад – чернота и образы боли человеческой. На картине Иванова Христос по вертикали как бы спускается к рабу. В этом многие современники Иванова увидели почти политический манифест. Эту картину художник начал писать ещё до отмены крепостного права. В 1830–1840-е годы говорить о крепостном праве в критических тонах было очень опасно, в этом усматривали крамолу. Иванов написал много эскизов раба: с выбитым глазом, с клеймом на лбу, лысого, с ещё более воспалёнными глазами. Но в конце концов он убрал все эти увечья и оставил единственный признак рабства – верёвку на шее. На картине раб не видит Христа, он обращен к Нему спиной, развернут так, как нужно его господину. Раб делает своё дело: наклоняется к покрывалам, чтобы накрыть господина, но в то же время слушает, о чем говорит Иоанн Креститель, и его наполняет радость.
«Ближайший ко Христу»
Так принято называть темноволосого мужчину, повернутого ко Христу. Примечательно, что в ряде ранних эскизов он отвернут. Иванов (в особенности в ранних эскизах) делает это лицо очень похожим на своего друга Гоголя, с которым они очень тесно общались. Размышляя над непростым путем Гоголя, его духовными поисками, Иванов поначалу писал его отвернутым. Но в последнем варианте картины, зная, что происходит в сердце друга, художник разворачивает «Гоголя»: он уходит, но лицо обращает ко Христу.
А. Иванов. Явление Христа народу. Фрагмент
Римские кавалеристы
Еще Иванов изображает двух римских кавалеристов. (Исторически их, скорее всего, там не было: римляне чаще бывали в городах.) Этих двух всадников Иванов пишет с французских кавалеристов. В 1840-е годы художника очень поразила война Франции с Италией, он воспринял её как личную трагедию. И французы, и итальянцы считались культурными, высокопросвещёнными людьми, две христианские нации. Но тут начинается война, и французы вторгаются в Древний Рим. Иванов наблюдает, как просвещённые, культурные люди с остервенением уничтожают друг друга, тысячелетние здания, дворцы, храмы, скульптуры. С каждым днём снаряды взрывались всё ближе и ближе к мастерской Иванова. Если бы так пошло и дальше, то вскоре дом художника был бы разрушен и картина оказалась бы утраченной. Когда французы заняли Рим и французские кавалеристы скакали по городу, Иванов наблюдал за ними и понимал, что это тоже оккупация. Через этот наглядный образ оккупации он изображает оккупацию римлян. Обратите внимание, как он пишет лица кавалеристов: это не лица злодеев. В особенности у солдата слева: он всматривается в Христа без агрессии, без презрения, это вопрошающий взгляд. Мы знаем, что Христос пришёл не только к иудеям, но ко всем, и к римлянам в том числе.
Книжники и фарисеи
Интересна также группа левитов и книжников, хранителей Закона. Обратите внимание на эти два лица. Это люди, не просто знающие Закон, они сами себя олицетворяют с Законом. В их лицах читается пренебрежение, осуждение, холод и зарождающаяся злоба, зависть – то, что приведёт к непримиримому конфликту.
Автопортрет
Человек в серой шляпе с посохом, находящийся ближе всего к Иоанну Крестителю, – это автопортрет самого художника. Была такая традиция – вносить себя в библейские сюжеты и на иконы (об этом часто просили заказчики). Каким себя видит Иванов? Он в шляпе и с посохом путешественника – он путешествует. С другой стороны, он сидит у ног Иоанна Крестителя как ученик – он видит себя учеником. Он очень внимательно слушает, что говорит Иоанн Креститель, и смотрит туда, куда тот показывает. Этот образ, по свидетельству знающих Иванова людей, очень точно передает его характер и его позицию.
А. Иванов. Явление Христа народу. Мужчина с посохом. Фрагмент
Люди за деревьями
В зале этого почти не видно, но если приглядеться, можно увидеть, что за деревьями идет огромное множество людей. Это те, кто ещё в пути и, возможно, придут ко Христу только через несколько сотен лет и даже через тысячелетия.
А. Иванов. Явление Христа народу. Люди за деревьями. Фрагмент
Факты о картине “Явление Христа народу”
«Явление Христа народу». 1837—1857 года. А. Иванов (кликабельно)
Над созданием главного шедевра всей своей жизни Иванов трудился двадцать лет.
С одиннадцати лет Александр Иванов учился живописи в Императорской Академии художеств. За успехи в рисовании, в разные годы, был награжден серебряной и золотыми медалями, и отправлен в Италию на четырехлетнюю стажировку. Стажировка затянулась на тридцать три года.
А. А. Иванов
По прибытию в Рим художник приступает к копированию фрески Микеланджело “Сотворение мира” и начинает увлекаться религиозной темой. В это же время Иванова посещает идея создать грандиозное полотно на евангельский сюжет, а именно “Явление Христа народу”.
Но, за “Явление” художник принялся не сразу. Сперва потренировался на картине поменьше. В 1834 Иванов закончил “Явление воскресшего Христа Марии Магдалине”, за эту работу художник получил звание академика. Успех укрепил желание взяться за масштабное произведение, в котором Мессия является народу и для народа это самый важный переломный момент в истории.
Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. 1835 . А. Иванов.
Работа началась и длилась двадцать лет. Одна лишь подготовка заняла три года. Иванов с педантичной точностью изучил Евангелие, чтобы не упустить важных деталей. В поисках подходящих иудейских образов посетил множество храмов и синагог, где часами наблюдал за верующими. Ехать в Палестину за правильным пейзажем денег не было, пришлось исколесить половину Италии.
Наброски для изображения Христа. А. Иванов
В погоне за идеалом художник создал шестьсот набросков. Переписывая вновь и вновь картину, Иванов составлял персонажей трепетно, по кусочкам; для изображения лица Спасителя художник позаимствовал образ у статуй античных богов.
Наброски для изображения Христа. А. Иванов
В Риме художник поддерживал отношения с близким другом Николаем Васильевичем Гоголем и часто общался с ним о религии. Николай Васильевич был человеком набожным и всегда мог составить компанию в тематической беседе. В итоге Иванов изобразил друга на картине; Гоголь в красной одежде, стоит недалеко от Христа.
Портрет Гоголя на картине «Явление Христа народу»
О себе Иванов тоже не забыл; автопортрет художника можно разглядеть в старце с посохом, который стоит недалеко от Иоанна Крестителя.
Автопортрет художника на картине «Явление Христа народу»
Все, кто в какой-то мере были близки к изобразительному искусству, знали о затянувшейся работе Иванова. Народ жаждал увидеть, что же такое творит художник, но долгие годы видели лишь наброски. Самые нетерпеливые обвиняли Иванова в лентяйстве и растрате впустую денег академии.
Эскиз к картине «Явление Христа народу»
В 1857 году Иванов закончил “Явление Христа народу” и решил везти ее в Санкт — Петербург. Перевозить такую громадину, пять метров сорок сантиметров на семь с половиной метров, оказалось делом затратным. Транспортировку спонсировала Великая княгиня Елена Павловна. Картину погрузили на корабль, разместили прямо на палубе, ни один трюм не смог вместить полотно, и отправили по морю из Рима в Санкт-Петербург.
В России для показа картину и все ее этюды разместили в Академии искусств. “Явление Христа народу” произвела мощное впечатление на зрителей, но были и те, кто остался не доволен. Картину слишком долго ждали и надеялись увидеть совершенство, запредельный академизм в изображении людей. Иванов же отошел от классических канонов и сделал ставку на психологизм, на эмоции персонажей, которые наблюдают явление Спасителя. Этого многие не поняли.
Практически сразу после выставки Иванов заболел холерой и скоропостижно скончался. Через пару часов после смерти художника картину купил император Александр второй и Румянцевскому музею. Для “Явления Христа народу” в музее построили отдельный павильон. Все шестьсот эскизов купил Третьяков.
Эскиз к картине «Явление Христа народу»
После расформирования Румянцевского музея картину отдали в Государственную Третьяковскую галерею, но ни один зал не вмещал в себе такую большую картину. Пришлось к основному зданию галереи пристроить отдельное помещение, где сейчас и храниться “Явление Христа народу”.
«Явление Христа народу» в Третьяковской галерее.
См.также:
Самые известные работы Микеланджело
Русь в картинах Бориса Ольшанского
Художник Иванов Всеволод Борисович, Русское фэнтази
Русский живописец Неврев Николай Васильевич
Русский художник Константин Васильев
Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837—1857. Третьяковская галерея, Москва.
В Третьяковской галерее сложно пройти мимо «Явления Христа народу» Александра Иванова. Огромное полотно длиной 7,5 м. В отдельном зале.
Но что зрители чувствуют, когда стоят перед этой картиной? Изумление? Да, однозначно. Особенно если видят ее впервые. Как же не удивиться живописным 40 квадратным метрам.
Еще наверняка зритель поражается тому, с каким мастерством художник проработал детали. Насколько реалистичны позы и жесты персонажей.
Эрик Булатов. Картина и зрители. 2011—2013. Третьяковская галерея, Москва.
Но он вряд ли почувствует то, на что рассчитывал Иванов. 20 лет работы привели не совсем к тому, чего ожидал художник.
Но об этом позже. Сначала о том, что ещё, помимо размеров, делает картину уникальной.
В чем уникальность «Явления Христа народу»?
Иоанн Креститель указывает людям на приближающегося Христа.
Иванов не просто так выбрал этот фрагмент из Библии для главной картины своей жизни.
Это невероятно важное событие, которое разделило историю христианского мира на «до» и «после».
Отсюда такое желание проработать каждое лицо, каждую эмоцию. Иванов жаждал показать нам реакцию людей в такой момент.
Кто-то испытывает радость и надежду на лучшую жизнь. Ведь иудеи ждали прихода Мессии несколько столетий!
Александр Иванов. Явление Христа народу (деталь «Дрожащие»).
Кто-то тут же засомневался: а Мессия ли это. И даже если Мессия, сулит ли это им что-то хорошее.
Александр Иванов. Явление Христа народу (деталь «Апостолы»).
А для некоторых слова Иоанна — удар по самолюбию. Для священников этот Мессия — ненужный конкурент.
Александ Иванов. Явление Христа народу. Деталь (фарисеи).
Каждое лицо выражает конкретные эмоции. В этом, конечно, Иванов превзошёл себя и опередил своё время.
Ведь не этого ожидали от художника. В первой половине XIX века балом правил академизм. Это приглушённые цвета и герои с чётко прописанными ролями. Они испытывают одну, максимум две эмоции. Остальные же персонажи идут фоном, чаще с равнодушными лицами.
А тут целая симфония цвета и эмоций. Что-то от импрессионизма. Когда каждый испытывает свою эмоцию, как будто вне воли художника. И все это подчеркивается невероятным разноцветьем.
Чтобы Вы понимали, насколько Иванов противоречит сам себе в технике, посмотрите на его раннюю работу «Явление Христа Марии Магдалине».
Александр Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после воскрешения. 1834. Русский музей, Санкт-Петербург.
В этом и состоит уникальность работы. Она олицетворяет эволюцию в русской живописи, которую в одиночку совершил Иванов.
Необычные детали «Явления Христа народу»
В картине за счёт масштаба и многочисленности героев набралось немало загадок. Поделюсь самыми захватывающими.
1. Зеленое лицо раба
Александр Иванов. Деталь «Явления Христа народу» (раб).
Я долгое время пребывала в заблуждении. Как-то один искусствовед рассказал, что Иванов привез свое «Явление» незаконченным. И зеленое лицо раба в самом центре толпы — это результат этой незавершенности. И я искренне верила в эту версию.
Но сейчас у меня критическое мышление более развито. И мне как-то расхотелось верить в эту версию.
Сами подумайте: Иванов решился везти свою картину из Рима в Петербург с уверенностью, что ее приобретёт император. Даже цену назначил в 15000 рублей.
Разве мог он себе в таком случае позволить не дописать одну из центральных деталей картины?
Кто был в Третьяковке, поймёт, о чем я говорю. Когда Вы стоите перед картиной, взглядом упираетесь прямо в лицо раба.
«Явление Христа народу» А. Иванова в Третьяковской галерее (зал 10). Фото В. Журавлева, 2015.
Так вот я решила поискать, какие ещё версии существуют. И наиболее правдоподобной мне кажется только одна из них.
Во времена Христа лица рабов красили плохо смываемой краской. Это затрудняло их попытки побега.
Либо несчастный терял время, чтобы смыть предательскую краску и его успевали поймать, либо он был легко узнаваем среди свободных граждан.
2. Ошибка в цветах
Все же некоторая незавершенность в картине Иванова есть. Детали, которые не бросались в глаза зрителю, художник и в самом деле не доделал.
Посмотрите на старика слева. Ткань на его бёдрах серого цвета. При этом в воде отражаются красные одежды.
Александр Иванов. Деталь «Явления Христа народу» (старик).
Такому несоответствию легко найти объяснение. Прежде чем начать писать это огромное полотно, Иванов создал версию гораздо меньших размеров. Она хранится в Русском музее.
Александр Иванов. Явление Христа народу (малый вариант). 1838. Русский музей, Санкт-Петербург.
На картине мы как раз видим на старике ткань красного цвета. Видимо, такого же цвета ткань была перенесена и на большой холст.
3. Необычные верующие в гуще деревьев
Одну любопытную деталь Вы вряд ли увидите, если не знаете о ее существовании.
Александр Иванов. Явление Христа народу (с указателем).
Посмотрите повнимательнее на очень мелкие фигуры в гуще листвы. Они ведут себя несколько иначе, чем люди на переднем плане.
Александр Иванов. Верующие в гуще деревьев (деталь «Явления Христа народу»).
Главные герои картины испытывают разные чувства, но, скорее, удивление, радость или недоверие. А эти люди простерли руки: они полны веры и жажды приблизиться к Христу.
Такое ощущение, что они ещё (или уже) далеко от Христа. Потому что родятся они через 100, 500, 1000 лет после изображённых событий. У них уже нет сомнений в значительности фигуры Христа. Они уже знают, что он сделал ради них.
Почему «Явление Христа народу» не оправдало надежд Иванова?
Иванов был мечтателем. При этом его мечты были грандиозны. Он очень хотел, чтобы живопись влияла на людей и делала их духовно богаче.
Эту миссию он и возлагал на «Явление Христа народу».
Когда-то иудеи встретились с Мессией. И их жизнь изменилась навсегда. Художник очень хотел, чтобы зритель прочувствовал все величие момента. Чтобы картина преобразила его духовный мир.
Поэтому он так всецело и так надолго отдался работе. Мечтая, что когда-нибудь полотно будет висеть в огромном храме и поражать прихожан.
Но что же в результате получилось?
Мы видим набор невероятно интересных деталей. Но в совокупности они не создают того впечатления, на которое рассчитывал Иванов.
Может, потому что он шёл от деталей к общему, а не наоборот?
Где-то через 15 лет работы Иванов это уже понял. Этим объясняется его охлаждение к работе. Он увлекся другим проектом, создав множество акварелей с библейскими сюжетами.
Александр Иванов. Акварельный эскиз «Богоматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за ним, смотрят на распятье». Конец 40-х — начало 50-х XIX века. Третьяковская галерея, Москва.
Эти эскизы — уже даже не импрессионизм. Они ближе к экспрессионизму и говорят об эволюции Иванова.
В какой-то момент ему захотелось двигаться дальше. Он планирует поездку на Восток. Нужны были деньги. И он наконец решается продать картину.
Но его планам не суждено было сбыться. Вернувшись в Россию вместе с картиной, Иванов неожиданно заболел холерой и умер. Даже не дождавшись продажи.
Картину купил Александр II за 13000 рублей, отправив деньги семье художника.
«Явление Христа народу» осталось бы незавершенным в любом случае. Вовсе не смерть художника помешала окончанию работы. Несмотря на то что результат не соответствовал ожиданиям самого Иванова, картина заняла очень важное место в музее и в сердцах людей.
«Явление Христа народу» — картина, которой художник посвятил 20 лет и которая стала причиной его смерти
«Явление Христа народу». (1837-1957). Фрагмент. Александр Иванов.
Иванов Александр Андреевич (1806 — 1858) в самом начале своей творческой карьеры написал несколько полотен на библейскую тематику. А остальные более двадцати лет он посвятил лишь одному полотну, сюжет для которого позаимствовал в Евангелии. Художник искренне рассчитывал, что его грандиозная работа «Явление Христа народу», в которую он вложил пол жизни, произведет фурор среди современников, критиков и потомков. Но, увы, картина потерпела фиаско.
Иванов Александр Андреевич — русский художник.
Будучи рожденным в 1806 году в семье живописца Андрея Ивановича Иванова, Александру как бы на роду было написано стать художником. Мальчик, с раннего детства подрастая в атмосфере любви к искусству, уже в одиннадцать лет станет «посторонним» учеником в Императорской Академии художеств, где под руководством отца начнет осваивать азы классической живописи. В процессе учебы были на счету молодого художника и серебряные медали и золотые и поездка в Европу за особые успехи. И вместо планируемых трех лет за границей Иванов прожил на чужбине тридцать три года.
«Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения». (1835).
В Италии, ознакомившись с работами великих мастеров эпохи Возрождения, Иванов увлекся религиозными сюжетами и досконально начал изучать Священное Писание, а в особенности Новый Завет. Художника манила идея написать на огромном полотне первое явление Мессии народу. Но изначально, решив испробовать свое мастерство на менее масштабной картине, он напишет в 1834—1835 годах «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине», которая будет иметь колоссальный успех в Италии и в России. Академия художеств за это полотно в 1836 году удостоит Иванова звания академика.
«Явление Христа народу». (1837-1957). Александр Иванов.
Успех вдохновил мастера и он безотлагательно взялся за «Явление Христа народу». Кропотливый труд живописца затянулся более чем на 20 лет (1837—1857), и только в мае 1858 года Иванов решает везти гигантское полотно в Санкт-Петербург. Выставка картины и всех этюдов с натуры, а было их около 600, проводилась в Академии Художеств и произвела противоречивое впечатление на посетителей.
Надгробный памятник А.А. Иванова.
Получилось так, что все кто интересовался живописью и наблюдали за творчеством
Иванова — ожидали большего. И поговаривали, что эскизы к картине были намного впечатляющими. Остальные же зрители не прочувствовали значимости и величия момента, так как в то время бурно шло обсуждение грядущей отмены крепостного права и как-то было ни до Христа, ни до его явления. А некоторых больше впечатлил Иоанн Креститель нежели сам Мессия.
На фоне всеобщего непонимания и критических замечаний жизнь художника закончилась трагически вскоре после презентации полотна. Многие склонны были считать, что здоровье мастера подорвали стрессы из-за критики современников. А некоторые мистически настроенные приписывали это тому, что «автор сделал свое дело — автор может уходить». Скончался А.А. Иванов в июне 1858 года от холеры, захоронен в Санкт-Петербурге.
«Явление Христа народу». (1837-1957). Александр Иванов.
Спустя несколько часов после смерти живописца это грандиозное творение приобрел император Александр II за пятнадцать тысяч рублей, отдав распоряжение соорудить для него павильон в Румянцевском музее. А все эскизы выкупил Павел Третьяков. После революции 1917 года в 20-х «Явление Христа народу» было перенесено в Третьяковскую галерею, где был специально для картины построен выставочный зал.
«Явление Христа народу» (1837 — 1857) — зашифрованное послание современникам
Это полотно — Евангелие на холсте, художник замыслил как масштабное творение и выбрал для него соответствующие размеры: более пяти с половиной метров в высоту и семь — в длину. На таком гигантском полотне мастер задумал «донести до зрителя всю мощь и силу веры в деяния и слова Божьи».
Александр Андреевич с фанатизмом продумал все детали будущей работы, на одну только подготовку к которой ушло три года. Он изучал Евангелие, археологические изыскания о Палестине, объездил всю Италию в поисках нужного вида, легшего в основу полотна; посетил множество храмов и синагог разыскивая типажи исконных иудеев для натуры. Мастер написал огромное множество этюдов, эскизов и зарисовок.
На первый взгляд картина впечатляет многолюдностью и многоплановостью композиции, где автором задумано два композиционных центра, вокруг которых развивается сюжет: на первом плане — Иоанн Креститель, на втором — Мессия. И взором, переходя от образа к образу, наблюдаем за происходящим на полотне событием: появление Христа в момент крещения Иоанном Предтечей иудеев, поверивших в Спасителя, в реке Иордан.
«Иоанн Креститель и апостолы». Фрагмент.
Иоанн, за спиной которого видим апостолов Иоанна Богослова, Петра, Андрея Первозванного, увидев Христа, указывает на него движением руки. И многие из присутствующих устремили свои взоры на одинокую фигуру, идущую по пустыне. Спаситель является народу как чудо, которое предрек праведный Иоанн. Чудо которое должно было произвести коренные перемены в жизни человечества.
«Христос». Фрагмент
Полотно наполнено большим количеством образов, противоречиво настроенных к происходящему: одни с верой и восхищением, другие с испугом и ненавистью, третьи с неподдельным интересом. Художник показал ни одного безразличного лица, все подчинены единому порыву.
«Римские кавалеристы» Фрагмент.
«Дрожащие». Фрагмент.
«Раб и господин». Фрагмент.
В центре — богатый, услышав о пришествии Мессии отшатнулся от Христа, и его обрадованный раб, о котором Иванов скажет: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада».
«Старик и юноша». Фрагмент.
Образы юноши и старика внизу картины слева, выходящих из воды, как аллегория Древнего Израиля и Израиля после пришествия Иисуса, как соотношение молодого и зрелого, старого и нового. Это образы непрекращающейся жизни.
«Книжники и фарисеи». Фрагмент.
Интересны образы фарисеев и книжников, хранящих Закон, от лиц которых сквозит холодом, злобой, завистью пренебрежением и осуждением.
«Ближайший ко Христу». Фрагмент.
Как было сказано выше, типажи для своего творения живописец собирал годами. Так, для образа одного из героев полотна позировал сам Николай Гоголь, известный своей набожностью. Он то и вдохновил художника на создание образа темноволосого мужчины, ближайшего ко Христу.
«Мужчина с посохом». Фрагмент.
В образе мужчины в серой шляпе с посохом, что невдалеке от Иоанна Крестителя, художник запечатлел себя. По давней традиции живописцы часто писали свои образы в картинах такого плана. Иванов также не упустил такого случая и изобразил себя в качестве ученика Иоанна Крестителя, путешествующего вместе с праведником и апостолами по миру.
«Люди за деревьями. Фрагмент».
Энергетическая мощь гениального творения Александра Иванова
Давно известно, что любое творение рук человеческих несет в себе энергетическое биополе, воздействующее на окружающих. Так, исследовав биолокационным методом «Явление Христа народу», ученые заявили, что это произведение несет в себе мощнейшую положительную биоэнергетику, что относится и ко всем остальным работам мастера.
«Явление Христа народу». Фрагмент. Александр Иванов.
Исследование показало, что «…радиус биополя Иисуса составляет восемь метров, Иоанна Креститетя — пять, а всех остальных персонажей намного меньше. И это при том, что фигура Христа почти в три раза меньше чем все остальные образы, изображенные на холсте.»
Почти через сорок лет гениальный русский художник Константин Маковский напишет свое гигантское полотно на исторический сюжет «Воззвание Минина к нижегородцам» (1896), которое будет вызывать чувство гордости и патриотизма за простой русский народ.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: