Содержание
- Во сколько начинается и заканчивается утренняя служба в церкви, порядок проведения
- Основное церковное расписание
- Когда проводятся и сколько длятся литургии
- Обычная длительность церковной службы в православном храме
- Разновидности по дням
- Суточный круг богослужений
- Что еще нужно знать
- Что такое Родительская суббота?
- Парастас − Великая панихида
- Что нужно делать в Родительскую субботу
- Храм Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона в Ростове-на-Дону
- Службы Великого поста в 2020 году
- Вечерня с Чином прощения
- Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского:
- Стояние Марии Египетской, 1 апреля
- Литургия Преждеосвященных Даров
- Литургия св. Василия Великого
- Пассия
- Молебное пение святому великомученику Феодору Тирону, 7 марта
- Поминальные службы родительских суббот: 14, 21, 28 марта
- Чин Торжества Православия, 8 марта.
- Богослужение Крестопоклонной недели, 21 марта
- Служба Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля
- Акафист Пресвятой Богородице, 3 апреля
- Богослужение Вербного воскресенья, 12 апреля
- Богослужения Великого Четверга, 16 апреля
- Богослужения Великой Пятницы, 17 апреля
- Богослужения Великой Субботы, 18 апреля
- Великопостное богослужение
- Великопостные богослужения – «минимум», который нужно посетить (+аудио)
Во сколько начинается и заканчивается утренняя служба в церкви, порядок проведения
Богослужение – это ежедневный православный обряд, который традиционно проводится в храмах. Всего за сутки в церкви проходит девять служб, однако далеко не в каждом храме проходят все службы ежедневно. Кроме того, порядок и длительность может зависеть от конкретного дня недели, а также меняться во время праздников. Сегодня мы разберемся, из чего состоит и во сколько начинается и заканчивается утренняя служба в церкви.
Основное церковное расписание
Полный круг состоит из девяти служений. Их количество варьируется в зависимости от конкретного дня, особенно в праздники. Традиционно вечерняя служба считается первой. Самым главным служением является Божественная Литургия.
Во времена раннего христианства все службы проводились отдельно, но в наше время их объединили в три большие: вечернюю, утреннюю и дневную.
Когда проводятся и сколько длятся литургии
Церковь открывается ранним утром. Не существует строгих правил для всех христианских храмов, время открытия определяется священнослужителем в зависимости от пожеланий прихожан. Утренние и вечерние служения в большинстве храмов проводятся в православные праздники. Начало утренней Божественной Литургии обычно приходится на семь или восемь часов утра. Вечерня проводится в семь-восемь часов вечера. В большие праздники также проводится ночная служба.
Продолжительность служб также может различаться в разных церквях.
Обычная длительность церковной службы в православном храме
Длительность служения в будни составляет около двух часов времени, а по воскресеньям может продлиться до трех часов. По выходным и праздникам службы, проходящие вечером, объединяют в одну и проводят вместе – такая служба получила название Всенощное Бдение. В крупные православные праздники такая служба может идти в общей сложности до четырех часов.
Разновидности по дням
Литургии в православных храмах проводятся циклично. Существуют годичные, недельные и суточные циклы богослужений. Недельный круг богослужений является тематическим – в каждый из дней недели почитаются определенные святые и вспоминаются определенные каноничные события. Все дни недели в целом образуют собой недельный, или седмичный круг богослужения.
Воскресенье
По православному обычаю, неделя начинается с воскресенья. Воскресные службы в храме посвящены воскрешению Христа Спасителя. Согласно канону, Иисус Христос воскрес ночью с субботы на воскресенье, на третий день после страданий. Воскресенье считается праздничным днем, поэтому в этот день принято посвящать себя богослужению, забыв о мирских делах.
Воскресный день, помимо всего прочего, принято считать «малой Пасхой». Также именно этот день в древности называли «неделей» – день, в который принято ничего не делать, то есть забыть о бытовых хлопотах.
Понедельник
В понедельник проходит почитание ангелов и архангелов. Это день почитания небесных сил, призванных Богом охранять и помогать человеку. В некоторых монастырях в этот день соблюдается пост.
Вторник
Во вторник принято прославлять пророков и праведников Ветхого Завета, сумевших, благодаря своей верности, сделать возможным приход в этот мир Христа Спасителя. Особо почитается Пророк Иоанн, прославляемый, как ангел, пророк и мученик.
Понедельничные и вторничные богослужения содержат большое количество молитв покаянного рода.
Среда
Среда в недельном круге богослужения – это день, когда заканчивается почитание ветхозаветных событий и начинается воспоминание Нового Завета. В этот день вспоминают страдания и гибель Иисуса Христа Спасителя, отдавшего свою жизнь во искупление грехов человечества. В среду, согласно традиции, соблюдается церковный пост, за исключением, когда этот день выпадает на сплошную седмицу.
Песнопения и молитвы в среду посвящаются Святой Троице и Кресту. Также почитается Тайная вечеря – событие, когда Иисус Христос поведал апостолам о своей смерти и воскрешении. Вспоминается предательство Иисуса Иудой.
Четверг
В четверг продолжается прославление апостолов, в частности Николая Чудотворца. Вспоминаются события, последовавшие после Воскрешения Христова, когда апостолы отправились по миру проповедовать Слово Божье, тем самым распространив христианство по всей Земле.
Пятница
В пятницу традиционно вспоминается казнь Иисуса Христа на Голгофе. В этот день, как и в среду, принято соблюдать пост. Совершаются службы Кресту Животворящему. Иисус Христос своими страданиями и смертью спас человечество от вечных мук, искупив людские грехи. Поэтому в этот день особым образом отдается дань уважения Христу Спасителю.
Суббота
Суббота завершает недельный цикл богослужений в православной церкви. В субботу почитаются все святые, особенно Богородица. С утра на богослужении вспоминаются ушедшие на тот свет, вспоминается пребывание Иисуса во гробу. В субботу Господь Бог завершил сотворение мира. Поэтому в субботний день людям был завещан блаженный покой. Богородица почитается во все дни недели без исключения, но в субботу ее вспоминают особым образом. После завершения недельного круга он начинается заново с воскресенья.
Суточный круг богослужений
Суточным кругом принято называть последование божественных служб в пределах суток. Согласно традиции, в течение суток проводится девять служб. Ранее каждую проводили по отдельности, однако в наше время для удобства их объединили в три больше службы – вечернюю, утреннюю и дневную. Помимо основных суточных богослужений, в цикл включаются службы и молитвы, связанные с недельным и годичным кругом. Цикл начинается вечером. Первая служба – это Вечерня. Накануне воскресенья и праздников проводится Малая вечерня. Великая вечерня проводится отдельно, накануне крупных праздников. В будни проходит Вседневная вечерня.
Утреня, или Заутренняя Литургия, ранее проводилась утром, от того она получила такое название. Однако в наши дни ее проведение перекочевало на вечер, непосредственно после Вечерни. А во время Утрени выражается благодарность Богу за прошедший день. Перед крупными праздниками и перед воскресением проводится Всенощное Бдение. Это большая служба, включающая в себя сразу Вечерню, Утреню и Первый час.
В течение дня проводятся короткие службы с молитвами: Первый час, соответствующий семи часам утра, Третий – в девять часов утра, Шестой – в двенадцать часов, а также Девятый час, проводящийся в три часа дня. Чаще всего на практике Первый час объединяют с Заутренней, а Третий и Шестой совершают перед Божественной Литургией. Девятый час проводят перед вечерней службой.
Божественная литургия – это основное богослужение, проходящее после Шестого и перед Девятым часом. В свою очередь, она делится на три вида литургий: Литургия Иоана Златоустого, Литургия Василия Великого и Литургия Григория Двоеслова. Первая литургия – это служба, которая проводится каждый день по будням, остальные две проводят по особым православным праздникам. Вечером, после трапезы проходит Повечерие. За ним, в полночь, следует Полунощница. На практике чаще всего Полунощницу проводят только в монастырях рано утром, в приходских храмах ее не проводят.
Что еще нужно знать
Вышеприведенный порядок проведения служб в храме является каноничным, однако на практике он не соблюдается каждый день в строгом соответствии. Сами службы сгруппированы в утреннюю и вечернюю часть, и проводятся в соответствующие часы.
Приходить на литургию следует заранее, примерно за десять-двадцать минут до ее начала. Перед входом в здание церкви нужно перекреститься и поклониться. Перед входом в храм мужчинам следует снять головные уборы, а женщинам – накинуть платки. В церковь нужно заходить со смирением и духовной радостью.
Прихожанам во время проведения литургии следует вести себя скромно и не мешать процессу. Запрещается громко разговаривать. Не держите руки в карманах и не жуйте жевательную резинку. Мобильные телефоны в церкви нужно отключить. Если вы приходите в храм с детьми, позаботьтесь о том, чтобы они не шумели и не отвлекали священнослужителей и прихожан. Если ребенок плачет, и его не получается успокоить, лучше покинуть храм.
Хору во время песнопений подпевать следует тихим голосом. Во время проведения службы в храме прихожанам нужно находиться в стоячем положении. Присесть разрешается только в случае плохого самочувствия. И, конечно же, в храме не допускается курение, а также нельзя приходить в церковь с домашними животными.
Боль потери близких и родных людей со временем угасает, а память остается навсегда. Нам не хватает наших ушедших в иной мир родителей, коллег, друзей. Но у нас есть возможность сделать их загробную участь радостнее и светлее. Что такое Парастас – Великая Панихида? Как поминать усопших и заказать панихиду – в нашем материале.
«Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыни: всё это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга»
Святитель Иоанн Златоуст
Что такое Родительская суббота?
Икона Соществия во ад
Заглянем в глубины своей души. Нам хорошо, плохо, тепло или холодно? Примерно так чувствует себя наша бессмертная душа. Когда умирает тело человека, душа переходит в другой мир, где остается наедине со своим внутренним состоянием. Там уже не будет возможности отвлечься, посмотрев телевизор или выйдя на прогулку. Человек останется наедине с самим собой до Страшного Суда.
Как мы можем помочь умершему человеку? У нас есть тело − инструмент спасения. Мы имеем возможность спаться сами и помогать другим, даже усопшим. С помощью молитвы нам открывается возможность просить Бога облегчить их загробное состояние. Наши молитвенные просьбы озаряют души усопших светом и теплом любви и заботы.
У христиан издавна существовал обычай молиться об умерших в специально установленные дни. В каждое воскресенье вспоминается победа Христа над смертью. А в субботу, накануне, – сошествие во ад, то есть Божественная помощь душам усопших христиан.
У термина «родительская» суббота несколько версий происхождения.
- Во-первых, умерший попадает в иной мир к праотцам, то есть встает в ряд родителей.
- Во-вторых, в христианских общинах было принято первым делом поминать усопших родственников.
Парастас − Великая панихида
Накануне, в пятницу, в храмах совершается парастас − Великая панихида по всем православным христианам. В отличие от общепринятой практики молитвы на панихидах, во время парастаса к молитвенному чину добавляется пение 17 кафизмы и чтение заупокойного канона. Сохранилась благочестивая традиция на следующий день дома совершать панихиду мирским чином.
Также стоит посетить могилы усопших, пригласить священника или самостоятельно совершить там литию. Лития – это малая панихида, очень короткое чинопоследование, которое мирянин может самостоятельно прочитать как на кладбище, так и дома перед иконами.
Не стоит забывать и о богослужении самой Родительской субботы. Когда мы «заказываем» требы на поминовение усопших, мы не снимаем себя ответственности, а лишь призываем священника помолиться вместе с нами. Ведь в какой нужде двое или трое собрались молиться, посреди них Бог, говорит нам Священное Писание. А значит, Господь услышит ваши молитвы о почивших родственниках.
Что нужно делать в Родительскую субботу
Мытарства души на иконе
Рай и ад – состояния души человека, которые он создает себе еще в земной жизни. Старец Паисий Святогорец сравнивал пребывание человека в загробной жизни, в аду, как заточение в темнице. По словам святого, умершие отдали бы все, чтобы Бог дал им пять минут земной жизни для покаяния. И молитва живых за усопших сравнима с тем, как если бы мы ухаживали за заточенными в темнице пленниками, принося им воду или продукты, залечивая их раны.
Обращаясь к Богу с молитвами об усопших, мы просим Его не только облегчить их загробные страдания, но и увеличиваем число наших «ходатайств» перед Страшным Судом. Мы верим, что по нашим молитвам Господь помилует умерших родственников.
Живым необходимо вести христианскую жизнь и молиться об усопших. Молитва − это разговор с Богом или дыхание души. Чем больше мы молимся, тем прочнее наша связь с Господом, а значит, полнее и счастливее жизнь. Обращаясь к Богу с просьбой помиловать души усопших людей, мы вступаем с Ним в общение и даже своей душе доставляем пользу. Молясь об умерших, мы памятуем о смерти. Когда мы понимаем, что наши дни в этом мире ограничены, мы начинаем правильно расставлять приоритеты и стремиться к разумной жизни. Наконец, как и молитва, наша жизнь по христианским законам также доставляет радость душам усопших.
Важно не упускать возможностей молиться о своих упокоившихся близких и родственниках. Тем самым мы показываем свою любовь и заботу о них, а также оказываем неоценимую помощь их душам.
Итак, подводя итоги сказанному, 5 шагов, которые мы можем сделать для наших усопших близких в Родительскую субботу:
- В пятницу желательно посетить заупокойную службу Парастас, либо подать записки на это богослужение в любом храме. В пятницу также можно подать записки заранее на утреннюю субботнюю литургию и на панихиду, если вы не можете посетить в субботу храм лично.
- В субботу прийти на литургию. На проскомидии во время литургии вынимаются частицы за имена усопших православных христиан. После литургии в субботу служится панихида, на которой молятся об усопших. Записки на панихиду подаются отдельно.
- Если позволяют погодные условия, желательно сходить на кладбище, пригласить священника отслужить литию, либо прочитать чин литии самостоятельно, текст есть в любом молитвослове.
- Не оставлять домашней молитвы об умерших.
- Для поддержания домашней молитвы желательно подать поминовение об усопших в монастыри, где всегда особая молитвенная традиция.
«Бог не есть Бог мертвых, но живых»
Храм Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона в Ростове-на-Дону
1 Февраля – Суббота.
Преподобного. Макария Великого, Египетского (390-391). Святителя. Марка Евгеника, архиеп. Ефесского (1444). День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
08:00 – Исповедь для болящих и немощных.
08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Благодарственный молебен. Панихида о упокоении.
15:45 — Исповедь.
16:00 – Вечернее Богослужение воскресного дня
2 Февраля – Воскресенье. Неделя 33-я по Пятидесятнице. Глас 8-й.
Преподобного Евфимия Великого (473). Святителя Евфимия, патриарха Терновского, Болгарского (XIV). Преподобного Евфимия Архангелогородского (ок. 1523).
06:20 – Часы, Ранняя Божественная Литургия.
08:20 – Исповедь для болящих и немощных.
08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия.
10:30 — Молебен о здравии.
16:00 — Молебен с Акафистом Богородице при иконе «Избавительница от бед».
3 Февраля – Понедельник.
Технический день. С 9-00 в храме дежурит священник.
4 Февраля – Вторник.
Технический день. С 9-00 в храме дежурит священник.
5 Февраля – Среда.
Священномученика Климента, епископа Анкирского, и мученика Агафангела (312). Преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского (1565). Собор Костромских святых.
08:00 – Исповедь для болящих и немощных.
08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Лития.
16:00 — Молебен с Акафистом Святым Целителям.
По окончании Исповедь
6 Февраля – Четверг.
Преподобной Ксении, диакониссы Милосской, Римлянки (V). Блж. Ксении Петербургской (XIX).
08:00 – Исповедь для болящих и немощных.
08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия.
10:30 — Молебен Богородице при иконе «Неупиваемая Чаша».
16:00 — Молебен с Акафистом «Достойно есть».
По окончании Исповедь.
7 Февраля – Пятница.
Свт. Григория Богослова, архиеп. Константинопольского (389). Сщмч. Владимира, митр. Киевского и Галицкого (1918). Иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали»
08:00 – Исповедь для болящих и немощных.
08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Лития.
16:00 — Молебен с Акафистом Св. Вмч. и Целителю Пантелеимону.
По окончании исповедь.
8 Февраля – Суббота.
Преподобных Ксенофонта, супруги его Марии и сыновей их Аркадия и Иоанна (V-VI).
08:00 – Исповедь для болящих и немощных.
08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия.
10:30 — Панихида о упокоении.
15:45 — Исповедь.
16:00 – Вечернее Богослужение воскресного дня
9 Февраля – Воскресенье. Неделя о мытаре и фарисее. Глас 1-й. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста (438).
Начало Постной Триоди.
06:20 – Часы, Ранняя Божественная Литургия.
08:20 – Исповедь для болящих и немощных.
08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия.
10:30 — Молебен о здравии, лития.
16:00 — Молебен с Акафистом Богородице при иконе «Избавительница от бед».
Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову
10 Февраля – Понедельник. Седмица сплошная
Технический день. С 9-00 в храме дежурит священник.
11 Февраля – Вторник. Седмица сплошная
Перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца. Свтт. Герасима, Питирима и Ионы, епископов Великопермских, Устьвымских.
Технический день.
С 9-00 в храме дежурит священник.
15:45 – Исповедь
16:00 — Вечернее Богослужение Трех Святителей.
12 Февраля – Среда. Седмица сплошная
Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
08:00 – Исповедь для болящих и немощных.
08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Молебен.
16:00 — Молебен с Акафистом Святым Целителям.
По окончании Исповедь
13 Февраля – Четверг. Седмица сплошная
Бессребреников мчч. Кира и Иоанна и с ними мцц. Афанасии и дщерей ее Феодотии, Феоктисты и Евдоксии (311), Святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского, чудотворца (1108).
08:00 – Исповедь для болящих и немощных.
08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия.
10:30 — Молебен Богородице при иконе «Неупиваемая Чаша».
16:00 — Молебен с Акафистом «Достойно есть».
По окончании Исповедь.
14 Февраля – Пятница. Предпразднство Сретения Господня.
Седмица сплошная
Мученика Трифона (250). Мученицы Перпетуи, мучеников Сатира, Ревоката, Саторнила, Секунда и мученицы Филицитаты (ок. 202-203).
08:00 – Исповедь для болящих и немощных.
08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Лития.
15:45 – Исповедь
16:00 — Вечернее Богослужение праздника Сретения Господа нашего Иисуса Христа.
15 Февраля – Суббота. Сретение Господа Нашего Иисуса Христа. Седмица сплошная
06:20 – Часы, Ранняя Божественная Литургия.
08:20 – Исповедь для болящих и немощных.
08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия.
10:30 – Водосвятный молебен. Освящение свечей для домашней молитвы.
15:45 — Исповедь.
16:00 – Вечернее Богослужение воскресного дня
16 Февраля – Воскресенье. Неделя о блудном сыне.
Глас 2-й. Попразднство Сретения Господня.
Иконы Божией Матери, именуемой «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение». Праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы (I). Благоверного князя Романа Угличского (1285). Равноапостольного Николая, архиепископа Японского (1912).
06:20 – Часы, Ранняя Божественная Литургия.
08:20 – Исповедь для болящих и немощных.
08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия.
10:30 — Молебен о здравии.
16:00 — Молебен с Акафистом Богородице при иконе «Избавительница от бед».
17 Февраля – Понедельник. Попразднство Сретения Господня.
Преподобного Исидора Пелусиота (ок. 436-440). Благоверного великого князя Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского (1238). Преподобного Кирилла Новоезерского (1532).
Технический день. С 9-00 в храме дежурит священник.
18 Февраля – Вторник. Попразднство Сретения Господня.
Мученицы Агафии (251). Святителя Феодосия, архиепископа Черниговского (1696).
Технический день. С 9-00 в храме дежурит священник.
19 Февраля – Среда. Попразднство Сретения Господня.
Иконы Божией Матери «Елецкой-Харьковской», Преподобного Вукола, епископа Смирнского, ученика св. Иоанна Богослова (ок. 100),
Мучениц Дорофеи, Христины, Каллисты и мученика Феофила (ок. 288-300).
08:00 – Исповедь для болящих и немощных.
08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Лития.
16:00 — Молебен с Акафистом Святым Целителям.
По окончании Исповедь
20 Февраля – Четверг. Попразднство Сретения Господня.
08:00 – Исповедь для болящих и немощных.
08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия.
10:30 — Молебен Богородице при иконе «Неупиваемая Чаша».
16:00 — Молебен с Акафистом «Достойно есть».
По окончании Исповедь.
21 Февраля – Пятница. Отдание праздника Сретения Господня.
08:00 – Исповедь для болящих и немощных.
08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Лития.
15:45 — Исповедь.
16:00 – Вечернее Богослужение Вселенской родительской субботы.
22 Февраля – Суббота. Суббота мясопустная.
Вселенская родительская суббота.
Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших.
08:00 – Исповедь для болящих и немощных.
08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия.
10:30 — Панихида о упокоении.
15:45 — Исповедь.
16:00 – Вечернее Богослужение воскресного дня
23 Февраля – Воскресенье. Неделя мясопустная,
о Страшном Суде. Глас 3-й. Заговенье на мясо.
Иконы Божией Матери «Огневидная». Священномученика Харалампия, епископа Магнезийского, и с ним мучеников Порфирия, Ваптоса и Феоктиста и 3-х мучениц (202).
06:20 – Часы, Ранняя Божественная Литургия.
08:20 – Исповедь для болящих и немощных.
08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия.
10:30 — Молебен о здравии.
16:00 — Молебен с Акафистом Богородице при иконе «Избавительница от бед».
24 Февраля – Понедельник сырный. Седмица сырная (масленица) – сплошная
Технический день. С 9-00 в храме дежурит священник.
25 Февраля – Вторник сырный.
08:00 – Исповедь для болящих и немощных.
08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Лития.
16:00 — Молебен Богородице при иконе «».
26 Февраля – Среда сырная.
Технический день. С 9-00 в храме дежурит священник.
Литургия в этот день не совершается.
27 Февраля – Четверг сырный.
08:00 – Исповедь для болящих и немощных.
08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия.
10:30 — Молебен Богородице при иконе «Неупиваемая Чаша».
16:00 — Молебен с Акафистом «Достойно есть».
28 Февраля – Пятница сырная.
Апостола от 70-ти Онисима (ок. 109). Мучеников Маиора (304); 2-х воинов во Фракии. Преподобномученика Арсения.
08:00 – Утреннее Богослужение.
16:00 — Молебен с Акафистом Св. Вмч. и Целителю Пантелеимону.
По окончании исповедь.
Литургия в этот день не совершается.
29 Февраля – Суббота сырная. Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших
08:00 – Исповедь для болящих и немощных.
08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия.
10:30 — Панихида о упокоении.
15:45 — Исповедь.
16:00 – Вечернее Богослужение воскресного дня
10:30 – Водосвятный Молебен. 16:00 — Молебен с Акафистом Св. Вмч. и Целителю Пантелеимону. По окончании исповедь. 3 Августа – Суббота. Пророка Иезекииля(VI в. до Р.Х.). 08:00 – Исповедь. 08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. 10:30 — Панихида о упокоении. 15:45 — Исповедь. 16:00 – Вечернее Богослужение воскресного дня. 4 Августа – Воскресенье. Неделя 7-я по Пятидесятнице. Глас 6-й. Мироносицы равноап. Марии Магдалины(I). 06:20 – Часы, Ранняя Божественная Литургия. 08:20 – Исповедь для болящих и немощных. 08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. 10:30 — Молебен о здравии. 16:00 — Молебен с Акафистом Богородице при иконе «Избавительница от бед». 5 Августа – Понедельник. Почаевской иконы Божией Матери(1675). 08:00 – Исповедь. 08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Молебен о здравии. Лития. 6 Августа – Вторник. Мчч. блгвв. кнн.Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида.(1015). Собор Смоленских святых. Технический день. С 900 в храме дежурит священник. 7 Августа – Среда. Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Свв. жен Олимпиады диаконисы и Евпраксии девы, Тавеннской. Прп. Макария Желтоводского, Унженского. Технический день. С 900 в храме дежурит священник. 8 Августа – Четверг. Сщмч. Ермолая и иже с ним (ок. 305). Прп. Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1043). Прмц. Параскевы (138-161). Прп. Моисея Печерского, в Дальних пещерах. 08:00 – Исповедь. 08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. 10:30 — Молебен Богородице при иконе «Неупиваемая Чаша». 15:45 — Исповедь. 16:00 — Вечернее Богослужение Престольного праздника. 9 Августа – Пятница. Вмч. и целителя Пантелеимона (305). Престольный день храма. 06:00 – Часы, Ранняя Божественная Литургия. 07:30 — Водосвятный молебен 08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия, Крестных ход, 16:00 — Молебен с Акафистом Св. Вмч. и Целителю Пантелеимону. По окончании исповедь. 10 Августа – Суббота. Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрей» (Путеводительница) (принесена из Царьграда в 1046 г.). Собор Тамбовских святых. 08:00 – Исповедь. 08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. 10:30 — Панихида о упокоении. 15:45 — Исповедь. 16:00 – Вечернее Богослужение воскресного дня. 11 Августа – Воскресенье. Неделя 8-я по Пятидесятнице. Глас 7-й. Мч. Каллиника(III-IV). Прпп. Константина и Космы Косинских, Старорусских (XIII). 06:20 – Часы, Ранняя Божественная Литургия. 08:20 – Исповедь для болящих и немощных. 08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. 10:30 — Молебен о здравии. 16:00 — Молебен с Акафистом Богородице при иконе «Избавительница от бед». 12 Августа – Понедельник. Апп. от 70-ти Силы, Силуана и иже с ними. Мч. Иоанна Воина. Собор Самарских святых. Технический день. С 900 в храме дежурит священник. 13 Августа – Вторник. Предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Сщмч. Вениамина, митр. Петроградского, и с ним прмч. Сергия Шеина и мчч. Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова(1922). На утрене после Великого славословия – вынос Креста и поклонение ему 08:00 – Исповедь. 08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Лития 15:45 — Исповедь. 16:00 — Вечернее Богослужение праздника Происхождения(изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Вынос и поклонение Кресту Господню. Заговенье на Успенский пост. 14 Августа – Среда. Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Семи мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя их Елеазара. Начало Успенского поста 06:20 – Часы, Ранняя Божественная Литургия. 08:20 – Исповедь для болящих и немощных. 08.30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. 10.30 — Водосвятный молебен. 16:00 — Молебен с Акафистом Животворящему Кресту Господню. По окончании Исповедь. 15 Августа – Четверг. Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч. архидиакона Стефана( ок.428) и обретение мощей Никодима, Гамалиила и сына его Авива. 08:00 – Исповедь. 08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. 10:30 — Молебен Богородице при иконе «Неупиваемая Чаша». 15:45 – Исповедь 16:00 — Вечернее Богослужение. 16 Августа – Пятница. Прп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца(1147). 08:00 – Исповедь. 08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Лития. 16:00 — Молебен с Акафистом Св. Вмч. и Целителю Пантелеимону. По окончании исповедь. 17 Августа – Суббота. Свв. семи отроков, иже во Ефесе.: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана(Константина) и Антонина(ок.250) Иконы Божией Матери, именуемой «Казанская-Пензенская». 08:00 – Исповедь. 08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. 10:30 — Панихида о упокоении. 15:45 — Исповедь. 16:00 – Вечернее Богослужение воскресного дня. 18 Августа – Воскресенье. Неделя 9-я по Пятидесятнице. Глас 8-й. Предпразднство Преображения Господня. Мч. Евсигния. 06:20 – Часы, Ранняя Божественная Литургия. 08:20 – Исповедь для болящих и немощных. 08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия 10:30 – Молебен о здравии. 15:45 — Исповедь. 16:00 – Вечернее Богослужение Праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. По окончании Богослужения совершается освящение винограда и плодов. 19 Августа – Понедельник. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа После Литургии и водосвятного молебна совершается освящение винограда и плодов. 06:20 – Часы, Ранняя Божественная Литургия. 08:20 – Исповедь для болящих и немощных. 08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия 10:30 – Водосвятный Молебен о здравии. Освящение плодов. 16:00 — Молебен с Акафистом Преображению Господню. 20 Августа – Вторник. Попразднство Преображения Господня. Обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского(1832) Технический день. С 900 в храме дежурит священник. 21 Августа – Среда. Попразднство Преображения Господня. Перенесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких(1566). 08:00 – Исповедь. 08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Лития. 16:00 — Молебен с Акафистом Святым Целителям. По окончании Исповедь. 22 Августа – Четверг. Попразднство Преображения Господня. Апостола Матфия (ок. 63). Собор Соловецких святых. Толгской иконы Божией Матери. 08:00 – Исповедь. 08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. 10:30 — Молебен Богородице при иконе «Неупиваемая Чаша». 15:45 – Исповедь 16:00 — Вечернее Богослужение. 23 Августа – Пятница. Попразднство Преображения Господня. Мчч. архидиакона Лаврентия, Сикста папы, Феликиссима и Агапита диаконов, Романа, Римских (258). 08:00 – Исповедь. 08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Лития. 16:00 — Молебен с Акафистом Св. Вмч. и Целителю Пантелеимону. По окончании исповедь. 24 Августа – Суббота. Попразднство Преображения Господня. Мч. Архидиакона Евпла(304). 08:00 – Исповедь. 08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. 10:30 — Панихида о упокоении. 15:45 — Исповедь. 16:00 – Вечернее Богослужение воскресного дня. 25 Августа – Воскресенье. Неделя 10-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Попразднство Преображения Господня. Мчч. Фотия и Аникиты и многих с ними(305-306). 06:20 – Часы, Ранняя Божественная Литургия. 08:20 – Исповедь для болящих и немощных. 08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. 10:30 — Молебен о здравии. 16:00 — Молебен с Акафистом Богородице при иконе «Избавительница от бед». 26 Августа – Понедельник. Отдание праздника Преображения Господня. Преставление(1783), второе обретение мощей(1991) свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца. Максима, Христа ради юродивого, Московского. Иконы Божией Матери, именуемой «Страстная». Иконы Божией Матери, именуемой «Семистрельная». Минской иконы Божией Матери. Технический день. С 900 в храме дежурит священник. 27 Августа – Вторник. Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение мощей прп. Феодосия Печерского(1091). 08:00 – Исповедь. 08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Лития 15:45 – Исповедь 16:00 — Вечернее Богослужение Праздника Успения Богородицы и Приснодевы Марии. 28 Августа – Среда. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 06:20 – Часы, Ранняя Божественная Литургия. 08:20 – Исповедь для болящих и немощных. 08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. 10:30 — Молебен о здравии. 16:00 — Молебен с Акафистом Пресвятой Богородице при иконе Ея «Успение Пресвятой Богородицы». 29 Августа – Четверг. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944). 08:00 – Исповедь. 08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. 10:30 – Праздничный водосвятный молебен. 15:45 – Исповедь 16:00 — Вечернее Богослужение. 30 Августа – Пятница. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Мирона. (250). 08:00 – Исповедь. 08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Лития. 16:00 — Молебен с Акафистом Св. Вмч. и Целителю Пантелеимону. По окончании исповедь. 31 Августа – Суббота. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мчч. Флора и Лавра (II) 08:00 – Исповедь. 08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. 10:30 — Панихида о упокоении. 15:45 — Исповедь. 16:00 – Вечернее Богослужение воскресного дня.
Службы Великого поста в 2020 году
Великий пост – время покаяния и подготовки к встрече главного христианского праздника – Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Особенности великопостного времени в Церкви выражаются в первую очередь в богослужебной традиции. Великопостные службы помогают нам сосредоточится на нашем покаянии, напоминают о событиях, предшествовавших Воскресению Иисуса Христа. В материале “Фомы” мы собрали те богослужения, которые совершаются только Великим постом, или связаны с праздниками, приходящимися на Великий пост.
Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК и в качестве информационного приходского листа. Вы можете скачать и распечатать его в формате А4.
Вечерня с Чином прощения
Вечером Прощеного воскресенья, накануне первого дня Великого поста, служится богослужение, во время которого священнослужители и миряне просят друг у друга прощения.
Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского:
Самый древний и длинный канон, написанный преподобным Андреем Критским в VII веке. В первую неделю поста канон читается по частям с понедельника по четверг на великом повечерии. Полностью канон прочитывается на 5-й неделе Великого поста в среду (Мариино стояние).
Стояние Марии Египетской, 1 апреля
5-я неделя Великого поста. На утрене четверга (в среду вечером) читается житие Марии Египетской и Великий покаянный канон Андрея Критского целиком.
Литургия Преждеосвященных Даров
Богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде на полной литургии (Преждеосвященные). Совершается во время Великого поста в будние дни.
В марте: 4, 6, 11, 13, 18, 20, 25, 27-го числа
В апреле: 1, 2, 3, 8, 10, 13, 14, 15-го числа
Литургия св. Василия Великого
Чинопоследование литургии византийского обряда, составленное святителем Василием Великим.
Служится 10 раз в году, 7 из которых — в Великий пост: с 1 по 5-е воскресенья Великого поста, а также в Великий Четверг и в Великую субботу.
В марте: 8, 15, 22, 29-го числа
В апреле: 5, 11, 16, 18- го числа
Пассия
Вечерняя служба с акафистом Страстям Христовым (страданиям). Как правило, служится 4 воскресенья Великого поста подряд.
Молебное пение святому великомученику Феодору Тирону, 7 марта
Молебен совершается в день накануне дня памяти святого Феодора Тирона после литургии Преждеосвященных Даров, затем читается молитва над коливом (вареная пшеница с медом). В сам праздник (7 марта) служится литургия свт. Иоанна Златоуста.
Поминальные службы родительских суббот: 14, 21, 28 марта
Накануне на всенощном бдении служится парастас — последование Великой панихиды по всем усопшим православным христианам. Утром совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.
Чин Торжества Православия, 8 марта.
Первое воскресение Великого поста. После литургии Василия Великого служится особый чин Торжества Православия.
Богослужение Крестопоклонной недели, 21 марта
Накануне третьего воскресенья (21 марта, суббота) на всенощном бдении из алтаря торжественно выносится Крест для поклонения.
Также поклонение Кресту совершается еще на богослужениях в среду утром и пятницу утром, после чего он заносится обратно.
Служба Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля
Обычно в праздник Благовещения накануне вечером служится Всенощное бдение, а утром – Литургия Иоанна Златоуста.
Акафист Пресвятой Богородице, 3 апреля
В честь праздника Похвалы Пресвятой Богородицы (4 апреля, суббота) в пятницу вечером поется акафист Пресвятой Богородице. В сам праздник служится литургия свт. Иоанна Златоуста.
Богослужение Вербного воскресенья, 12 апреля
Вход Господень в Иерусалим. Всенощное бдение накануне вечером и литургия свт. Иоанна Златоуста. Накануне вечером на всенощном бдении и утром после литургии совершается освящение ветвей вербы.
Богослужения Великого Четверга, 16 апреля
Воспоминание Тайной Вечери и установления таинства Евхаристии Иисусом Христом.
Утром служится вечерня с литургией свт. Василия Великого и заготавливаются запасные Дары для причащения больных. По ее окончании при архиерейском богослужении совершается чин Омовения ног.
Вечером служится утреня с чтением 12 отрывков из Евангелий, посвященные Страстям (страданиям) Господним. Есть старинный русский обычай приносить домой горящие свечи с этого богослужения.
Богослужения Великой Пятницы, 17 апреля
Утром совершается последование часов Великого Пятка с изобразительными, литургия не служится.
После полудня — вечерня с выносом плащаницы, в конце службы поется канон «Плач Пресвятой Богородицы».
Вечером в пятницу или в ночь на субботу служится утреня с чином Погребения плащаницы Спасителя.
Богослужения Великой Субботы, 18 апреля
Служится литургия свт. Василия Великого, которая соединяется с вечерней. Читается 15 паремий (избранные фрагменты Ветхого Завета), в которых собраны прообразы и пророчества о Страданиях и Воскресении Христа. После литургии — освящение пасхальных яств.
Вечером перед пасхальной службой в храме читаются Деяния святых апостолов.
Каждый день, кроме суббот и воскресений, на всех богослужениях суточного круга читается молитва преподобного Ефрема Сирина:
Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
На заставке фрагмент фото spda/www.flickr.com
Великопостное богослужение
Литургию Преждеосвященных Даров принято совершать в среду и пятницу каждой седмицы Великого поста, а также в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы.
Кроме того, по уставу, литургию Преждеосвященных Даров полагается совершать: 1) в четверг 5-й седмицы Великого поста («стояние Марии Египетской»); 2) в день Первого и Второго Обретения главы св. Иоанна Предтечи (24 февраля); 3) в день памяти сев. 40 мучеников Севастийских (9 марта); 4) в день храмового праздника15.
Святые Дары16 для литургии Преждеосвященных Даров освящаются в предшествующее воскресенье на литургии святителя Василия Великого или святителя Иоанна Златоуста.
На 9-м часе, во время молитвы Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш… священнослужители читают пред Царскими вратами входные молитвы17, и затем входят в алтарь. В алтаре они трижды поклоняются пред святым престолом, целуют, по обычаю, святой престол, напрестольный крест и святое Евангелие и облачаются во все священные одежды, но при этом не читают молитвы на облачение, а только «назнаменуя» (благословляя) каждую одежду, целуют ее и тихо произносят: Господу помолимся. Господи, помилуй.
Во время пения Во Царствии Твоем… отверзается завеса Царских врат. После чтения изобразительных священник произносит на амвоне, при закрытых Царских вратах, малый отпуст.
Облачившись, священник и диакон трижды благоговейно поклоняются перед святым престолом со словами: Боже, очисти мя, грешного. Священник целует святое Евангелие, а диакон – святой престол. Получив у священника благословение и поклонившись ему, диакон выходит через северную дверь на солею, становится на амвоне и, помолившись, возглашает: Благослови, владыко.
Священник, творя святым Евангелием знамение креста над антиминсом, возглашает: Благословено царство… после чего полагает святое Евангелие на антиминсе.
Хор: Аминь.
Священник во время чтения 103-го псалма тайно читает пред закрытыми Царскими вратами светильничные молитвы, начиная с 4-й (первые три читаются на малых ектениях), после чего уходит в алтарь.
Диакон произносит великую ектению.
Священник по окончании ектении возглашает: Яко подобает…
Хор: Аминь.
Чтец читает 1-ю «Славу» 18-й кафизмы18.
Во время чтения 1-й «Славы» священник полагает Святой Агнец на дискос следующим образом. Поклонившись пред святым престолом, священник берет святое Евангелие, лежащее на антиминсе, ставит его справа от дарохранительницы (ковчега), раскрывает антиминс, полагает губку в сторону и ставит дискос с лжицею и копием на середину антиминса. Положив (вместе с диаконом) два земных поклона, священник «с благоговением многим» с помощью лжицы и копия взимает из дарохранительницы преждеосвященный Святой Агнец, полагает его на дискос, после чего отирает губкой копие и лжицу над дарохранительницей. Затем священнослужители делают земной поклон перед Святыми Дарами.
Диакон по окончании 1-й «Славы» произносит малую ектению.
Священник, тайно прочитав молитву Господи щедрый и милостивый…
возглашает: Яко Твоя держава…
Хор: Аминь.
Чтец читает 2-ю «Славу» 18-й кафизмы.
Священник и диакон по возгласе Яко Твоя держава… дважды земно кланяются перед Святыми Дарами. Затем священник берет кадило и в сопровождении диакона, держащего свечу, совершает троекратное каждение вокруг святого престола19. По окончании каждения оба священнослужителя делают земной поклон перед Святыми Дарами.
Диакон по окончании 2-й «Славы» произносит малую ектению.
Священник, тайно прочитав молитву Господи, да не яростию Твоею…
возглашает: Яко благ и человеколюбец…
Хор: Аминь.
Чтец читает 3-ю «Славу» 18-й кафизмы. Во время чтения 3-й «Славы» священник, положив вместе с диаконом два земных поклона перед Святыми
Дарами, ставит дискос себе на главу (в этот момент алтарник или пономарь звонит в колокол20, и все молящиеся падают ниц) и, держа его обеими руками, переносит на жертвенник, проходя между престолом и горним местом. Священнику предшествует диакон, держащий свечу в левой руке и совершающий каждение Святых Даров. С благоговением поставив дискос на жертвенник (в этот момент алтарник или пономарь вновь ударяет в колокол, и все встают), священник вливает в чашу вино и воду. Затем он берет звездицу и, покадив ее, ставит на дискос над Святым Агнцем; взяв один покровец и покадив его, он покрывает им дискос, а другим покровцом (предварительно покадив его) – чашу; покадив воздух, он покрывает им дискос и чашу вместе21. Диакон ставит перед Святыми Дарами свечу. Священник кадит Святые Дары и произносит: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас, после чего священнослужители делают земной поклон. Священник отходит к престолу, складывает антиминс и полагает на него Евангелие.
Диакон по окончании 3-й «Славы» произносит малую ектению.
Священник, тайно прочитав Господи Боже наш, помяни нас… по окончании ектении возглашает: Яко Ты еси Бог наш…
Хор: Аминь. Господи, воззвах… во глас стихир Триоди, стихиры на 10 (из Триоди и Минеи) и Богородичен.
Диакон в это время совершает каждение храма. При пении Богородична Минеи священнослужители совершают вечерний вход с кадилом или со святым Евангелием (если положено евангельское чтение, а также при архиерейском служении).
Диакон, начертав кадилом пред Царскими вратами знамение креста, возглашает: Премудрость, прости.
Хор: Свете тихий…
Священник целует икону Спасителя, благословляет свещеносца, затем целует икону Божией Матери, входит в алтарь, целует святой престол и становится на горнем месте (с правой стороны святого престола).
Диакон: Вонмем. Священник: Мир всем. Хор: И духови твоему. Диакон: Премудрость.
Чтец: Прокимен, глас (название гласа) и произносит прокимен Триоди. Хор поет прокимен.
Диакон: Премудрость.
Чтец: Бытия чтение.
Диакон произносит: Вонмем и закрывает Царские врата. Чтец читает 1-ю паремию22.
Диакон по окончании 1-й паремии произносит: Вонмем и отверзает Царские врата.
Чтец: Прокимен, глас (название гласа) и произносит прокимен Триоди. Хор: поет прокимен.
Диакон, обращаясь к священнику, возглашает: Повелите23.
Алтарник звонит в колокол, и все молящиеся падают ниц.
Священник, стоя лицом к престолу и взяв в руки кадило и возжженную свечу, начертывает знамение креста и возглашает: Премудрость, прости. Затем, обратясь на запад, к молящимся, крестообразно осеняет их, произнося: Свет Христов просвещает всех. (В это время алтарник вновь звонит в колокол, и все встают.)
Чтец: Притчей чтение.
Диакон произносит: Вонмем и закрывает Царские врата. Чтец читает 2-ю паремию.
По окончании 2-й паремии отверзаются Царские врата. Священник, стоя в Царских вратах, благословляет чтеца: Мир ти. Чтец (тихо): И духови твоему.
Диакон: Премудрость. (Алтарник ударяет в колокол, стоящие в храме опускаются на колени.)
Канонарх или певчие, став напротив Царских врат, поют прокимен (избранные стихи 140-го псалма) Да исправится молитва моя…
Священник, не снимая камилавку24, стоит перед святым престолом и совершает каждение. Во время пения 3-го стиха Не уклони сердце мое… священник переходит к жертвеннику и кадит Святые Дары.
Диакон тоже переходит к жертвеннику и становится на колени рядом со священником.
Священник, когда поется в последний раз Да исправится… сделав поясной поклон, отдает кадило диакону, который продолжает кадить Святые Дары, а сам идет к престолу и повергается ниц25. По окончании пения алтарник ударяет в колокол, и все встают.
Священник перед престолом произносит молитву святого Ефрема Сирина с 3-мя земными поклонами.
Молитвой святого Ефрема Сирина заканчивается вечерня и начинается литургия Преждеосвященных Даров26.
Диакон произносит сугубую ектению.
Священник во время ектении тайно молится словами прилежной молитвы Господи Боже наш, прилежное сие моление… после чего (во время чтения Еще молимся о Великом Господине…) ставит Евангелие справа от дарохранительницы, раскрывает антиминс с трех сторон и по окончании сугубой ектении возглашает: Яко милостив…
Хор: Аминь.
Царские врата закрываются.
Диакон произносит ектению об оглашенных: Помолитеся, оглашеннии, Господеви…
Священник в это время читает молитву об оглашенных и при словах Открыет им Евангелие правды разворачивает антиминс полностью. По окончании ектении священник произносит: Да и тии с нами славят… При этом возгласе он начертывает на антиминсе знамение креста губкой, целует ее и полагает на правой стороне антиминса.
Хор: Аминь.
Диакон произносит Елицы оглашеннии, изыдите…27 и малую ектению Паки и паки…
Священник читает 1-ю молитву верных Боже великий и хвальный… и возглашает: Яко подобает…
Хор: Аминь.
Диакон произносит малую ектению: Паки и паки…
Священник тайно читает 2-ю молитву верных Владыко святый, преблагий… после чего возглашает: По дару Христа Твоего… и снимает камилавку.
Хор:
Аминь. Ныне силы небесныя…
Диакон входит в алтарь северными дверями, открывает Царские врата, берет кадило и кадит алтарь и священника, тайно читая 50-й псалом28, а по окончании каждения становится у престола рядом со священником.
Священник и диакон кладут 3 малых поклона перед престолом с молитвой
Боже, очисти мя, грешнаго…
Священник (с воздетыми горе руками) произносит: Ныне силы небесныя…
(трижды).
Диакон каждый раз читает окончание молитвы… верою и любовию приступим… Затем священнослужители трижды поклоняются святому престолу. Священник целует антиминс и святой престол, а диакон – святой престол, и оба они идут к жертвеннику29.
Здесь они совершают 3 малых поклона со словами Боже, очисти мя, грешнаго, затем священник трижды кадит Святые Дары и, отдав кадило диакону, возлагает на его плечо большой воздух30, сам же берет дискос правою рукою, поставляет его на своей голове, а левой берет чашу («при персех несет»). Через северные двери священник исходит из алтаря. В это время алтарник звонит в колокол, и все молящиеся падают ниц.
Диакон идет, обратясь лицом к Святому Агнцу, перед священником, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, и кадит по возможности часто Святой Агнец.
Священник, входя в Царские врата, вполголоса произносит: Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем.
Хор: Верою и любовию приступим… Аллилуия (трижды).
Священник, войдя со Святыми Дарами в алтарь, ставит сначала на святой престол (на антиминс) святую чашу, а затем обеими руками снимает с головы дискос (в это время алтарник звонит в колокол, и все встают), снимает с дискоса и чаши покровцы, берет с плеча диакона воздух и, покадив его, покрывает воздухом Святые Дары, кадит их, по обычаю, но при этом ничего не произносит и затем молча благословляет диакона.
Священник по окончании пения Верою и любовию приступим… в алтаре произносит молитву святого Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего… с 3 земными поклонами.
Царские врата закрываются, и завеса задергивается наполовину.
Диакон на амвоне произносит просительную ектению: Исполним вечернюю молитву…
Священник в это время читает тайную молитву Иже неизреченных таин…
и возглашает: И сподоби нас, Владыко…
Хор: Отче наш…
Священник: Яко Твое есть царство…
Хор: Аминь. Священник: Мир всем. Хор: И духови твоему.
Диакон: Главы наша Господеви приклоним.
Хор: Тебе, Господи.
Священник, наклонив голову, читает тайную молитву Боже единый и благий… и возглашает: Благодатию и щедротами…
Хор: Аминь.
Священник читает тайную молитву Вонми, Господи… После этой молитвы священник в алтаре, а диакон на амвоне поклоняются трижды, тайно произнося: Боже, очисти мя, грешнаго.
Диакон: Вонмем (завеса закрывается до конца).
Священник, благоговейно прикасаясь рукой к Святому Агнцу, возглашает:
Преждеосвященная святая святым и отлагает воздух и звездицу.
Хор поет Един свят… и причастен Вкусите и видите…
Диакон входит в алтарь и, став около священника, тихо произносит:
Раздроби, владыко, Святый Хлеб.
Священник раздробляет Святой Хлеб на четыре части, произнося: Раздробляется и разделяется… и влагает частицу с надписью «IС» в святую чашу, ничего не произнося. Диакон вливает в чашу теплоту. Священник при этом ничего не произносит. Затем священник раздробляет частицу с надписью «ХС», по числу служащих.
Священник, обращаясь к диакону, говорит: Диаконе, приступи.
Диакон поклоняется, тихо произносит: Се прихожду к безсмертному Царю… и целует святой престол.
Священник преподает ему половину частицы с надписью «ХС» со словами:
Священнодиакону (имя рек) преподается…
Диакон целует руку священника и становится у престола, приклонив голову. Священник берет вторую половину частицы с надписью «ХС», произносит: Честное и пресвятое тело и кровь Господа и Бога… и, приклонив голову, молится: Верую, Господи, и исповедую… Затем священнослужители причащаются «со страхом и всяцем утверждением».
Священник, взяв губку, отирает руку, произносит Слава Тебе, Боже (трижды) и полагает губку на антиминсе, затем берет святую чашу с платом обеими руками и пьет из нее, ничего не произнося (если служит один священник, то он не пьет из чаши, не принимает антидор с теплотой и не замывает уста до потребления Святых Даров), отирает платом уста и чашу и поставляет ее на престол, после этого принимает антидор с теплотой, умывает руки и уста и, став немного в стороне, читает благодарственную молитву: Благодарим Тя, Спаса всех Бога… (Диакон пьет из чаши только после потребления Святых Даров после заамвонной молитвы).
Священник, раздробив частицы с надписью «НИ» и «КА», полагает их в чашу, ничего не произнося, и покрывает чашу покровцом.
Диакон: Со страхом Божиим…
Хор:
Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих.
Священник на амвоне читает молитву Верую, Господи, и исповедую… и причащает мирян31.
Хор:
Тело Христово приимите…
Священник по причащении возглашает: Спаси, Боже, люди Твоя…
Хор:
Хлеб небесный и чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь.
Аллилуия (трижды).
Священник трижды кадит Святые Дары, затем отдает кадило диакону, и, взяв дискос, поставляет его на голову диакону. Диакон с благоговением принимает дискос и, по- вернувшись к Царским вратам, молча отходит к святому жертвеннику и поставляет на него дискос.
Священник, помолившись и взяв святую чашу, творит чашей крест над антиминсом, тайно произнося: Благословен Бог наш… затем идет к Царским вратам и, обратясь к молящимся, в Царских вратах возглашает: Всегда, ныне и присно… и относит на жертвенник святую чашу.
Хор:
Аминь. Да исполнятся уста наша…
Священник трижды кадит Святые Дары.
Диакон выходит северными дверями на амвон и произносит: Прости, приимше…
Священник складывает антиминс и, творя крестное знамение Евангелием над антиминсом, возглашает: Яко Ты еси освящение наше…
Хор: Аминь.
Священник: С миром изыдем.
Хор: О имени Господни. Диакон: Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй.
Священник читает заамвонную молитву (особую для Преждеосвященной литургии): Владыко Вседержителю, Иже всю тварь…
Хор: Аминь32. Буди имя Господне… (трижды).
Чтец произносит: Слава, и ныне и читает 33-й псалом «Благословлю Господа…»
Священник читает молитву перед потреблением Святых Даров: Господи Боже наш… Диакон с благоговением слушает молитву и затем потребляет Святые Дары.
Священник (по окончании чтения псалма): Благословение Господне на вас…
Хор: Аминь.
Священник:
Слава Тебе, Христе Боже наш, упование наше, слава Тебе.
Хор: Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови.
Священник произносит полный отпуст: Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою честнаго и животворящаго креста, святаго (имя рек, его же есть храм и его же есть день), иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы Римского, святых и праведных богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец.
Хор поет многолетие.
Чтец читает благодарственные молитвы по святом причащении.
Великопостные богослужения – «минимум», который нужно посетить (+аудио)
Протопресвитер Александр Шмеман
Никто не может посещать все великопостные богослужения. Но каждый может быть на некоторых из них. Великим постом, прежде всего, надо чаще ходить в церковь и участвовать в церковном богослужении; нельзя извинить тех, кто этим пренебрегает. Конечно, здесь опять встречаются разные личные обстоятельства, индивидуальные возможности и невозможности, которые приводят к различным решениям, но решение как таковое должно быть; должно быть сделано усилие, должно быть постоянство. С богослужебной точки зрения мы можем предложить нижеследующий «минимум», цель которого не в духовно разрушительном чувстве исполненной обязанности, а в усвоении хотя бы самого существенного в великопостном богослужении.
В первую очередь, особое внимание должно быть обращено в приходах на надлежащее совершение вечерни в Прощеное воскресенье. Поистине трагично, что в стольких церквах эта служба либо вообще пропускается, либо совершается без должного внимания и заботы. Эта вечерня должна стать одним из больших ежегодных «приходских событий» и, как таковая, быть особенно хорошо подготовлена. Приготовление состоит из спевок приходского хора, объяснения этой службы в проповедях или приходских листках, выбора удобного времени, когда большинство прихожан может быть в церкви; в общем, надо сделать эту вечерню настоящим духовным событием. Потому что, повторяем еще раз, эта вечерня лучше и больше всего открывает нам значение Великого поста как времени покаяния, примирения, согласного начала постного пути.
Следующее за этой вечерней первенствующее место должно быть отведено первой неделе Поста. Особое усилие должно быть приложено к тому, чтобы хоть один или два раза прослушать Великий Канон Андрея Критского. Как уже было сказано, смысл и цель богослужений этих первых дней направлены на то, чтобы ввести нас в духовное настроение Великого поста, то, которое мы назвали «светлой печалью».
Затем, в течение всего Великого поста, совершенно необходимо, чтобы хоть один день был посвящен присутствию на Литургии Преждеосвященных Даров со всеми ее духовными переживаниями – постом, превращением хотя бы одного дня в настоящее ожидание и суда и радости. Тут не могут быть убедительными никакие ссылки на условия жизни, недостаток времени и прочее, ибо если мы будем исполнять только то, что «удобно» при условиях нашей теперешней жизни, то самое понятие постного подвига станет совершенно бессмысленным.
На самом деле не только в XX веке, но со времен Адама и Евы «мир сей» всегда препятствовал исполнению заповедей Божиих. Поэтому и в современном образе жизни нет по существу ничего нового, особенного. В конце концов, всё опять зависит от того, серьезно ли мы относимся к религии; если да, то для восьми или десяти раз, что мы пойдем в церковь, потребуется минимальное усилие. Но, лишая себя этих восьми-десяти раз, мы лишаем себя не только красоты и глубины великопостных богослужений, но и того, что придает нашему пощению смысл, делает его действенным.
Аудио предоставлено порталом Предание.ру