Содержание
- Молитва чтобы Бог услышал и помог
- Чтобы Бог услышал нас
- ЕВАНГЕЛИЕ СОШЕСТВИЯ ЦАРСТВА
- Как правильно молиться дома, чтобы Бог услышал? (4 фото)
- Как правильно молиться, чтобы молитва не была напрасной?
- О том, как правильно молиться в церкви: ошибки, которых не стоит допускать…
- 2 правила, как правильно молиться дома Господу
- Как молиться дома: какие молитвы читать?
- Зачем молиться дома?
- Как правильно молиться дома?
- Молитвенное правило преподобного Серафима Саровского
- Как молиться, чтобы Господь услышал?
- Гордость как главное препятствие в молитве
- Грешники
- Когда еще молитва остается тщетной?
- Мечтательность
- Образец
- Что нужно для правильной молитвы?
- Православный молитвослов
- Магизм
Молитва чтобы Бог услышал и помог
Администратор сайта | 29.01.2018
Чтобы Господь Бог услышал Вашу молитву, важно научиться правильно к нему обращаться. Я делюсь с Вами текстом, читать который Вы будете дома.
Одна свеча, две, три. Это неважно.
Есть православная икона Спасителя – превосходно. Коли ее нет – не беда.
Возьмите в руки лист с молитвой, которую Вы обнаружите чуть ниже.
Успокойтесь, поудобнее сядьте.
Перекреститесь неспешно, созерцая в душе Божье присутствие.
Произвольное количество раз читайте опубликованный текст.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Услышь мою молитву покаянную, спаси душу в грехах окаянную. Помоги мне превозмочь свою слабость, даруй близким просветление, радость. Ты один, мой Бог – всесильный родитель, верный праведник и мудрый учитель. Отведи болезни, злобу и гнев, денег дай, но чтоб хватило на хлеб. Вразуми детей по совести жить, тем, что создал ты, всегда дорожить. Если в доме поселилась беда, верю в то, что ты со мной навсегда. Отпусти грехи мои и родных, помолюсь я за врагов и за них. Смилуйся над всеми грешными нами, запрети хулить дурными словами. Да будет воля твоя. Аминь.
Совсем не обязательно креститься три раза подряд.
Чтобы Бог услышал молитву, пусто ждать пока не угаснут все свечи.
Помощь не придет моментально. Ее надобно получить в награду от Всевышнего.
Мира Вам и благоденствия!
Чтобы Бог услышал нас
В Греции увидел свет шестой том «Слов» старца Паисия Святогорца «О молитве». Agionoros.ru предлагает Вашему вниманию третью главу этого издания.
Страсти — помехи в общении с Богом
— Батюшка, если во мне есть страстность, может ли моё сердце поработать в молитве?
— Как сердце станет работать в молитве, когда в тебе есть страсти? Возьми-ка ржавый провод и присоедини к телефону. Можно будет по нему говорить? Связь будет то и дело прерываться, и в трубке услышишь только треск. Так и человек, когда у него внутри ржавчина, страсти, то в его духовной жизни случаются замыкания, по его же собственной вине. Нужно беречь себя от гордости, эгоизма, своеволия, наглости. Потому что когда человеком обладают страсти, его не может посетить благодать Божия и он не в силах помолиться. Ему нужно очистить свои «провода» от ржавчины, чтобы они хорошо проводили ток, и он мог бы общаться с Богом. А чем больше человек будет очищаться от страстей, тем больше будет преуспевать в молитве.
Страсти — это помехи, мешающие нашему общению с Богом. Если помехи не исчезнут, то как общаться с Богом? На фронте радист, когда слышал помехи, говорил тому, кто его вызывал: «Не слышу вас, слышимость “ноль”» или «Слышимость “единица”, проверьте связь и повторите попытку». Из-за помех человека не было слышно. Слышимость должна была быть выше «трёх». Слышимость «пять» считалась очень хорошей. Иначе радист кричал, а его не было слышно из-за помех. Сначала он должен был настроить передатчик и приемник своей рации, а потом настроиться на одну частоту с центром.
Так и для того, чтобы настроиться на одну частоту с Богом, необходимо свой передатчик настроить на частоту любви, а приёмник на частоту смирения; чтобы Бог слышал нас и чтобы мы Его слышали, ведь Его частота — это любовь-смирение. Человек должен трудиться, сколько может, чтобы поймать эту частоту. Тогда он войдёт в общение с Богом, и его ум будет постоянно пребывать в Боге. Желаю вам войти в это общение. Аминь.
Корысть препятствует общению с Богом
— Батюшка, Вы сказали, что мне нужно зарядить мою батарею духовным содержимым. Как это сделать?
— Старайся приобрести духовное благородство, любочестие, чтобы ушла корысть. Корысть препятствует молитве, потому что разлучает человека с Богом, поставляет непроницаемую стену. Знаешь, что значит непроницаемая стена? Словно Бог тебе говорит: «Чадо, я тебя не понимаю!».
— Батюшка, может ли монах быть последовательным в исполнении своих монашеских правил, но при этом страдать отсутствием жертвенности и любви к братиям?
— Конечно, может. Если он думает только о себе, то может молиться, подвизаться и т. д., но при этом иметь большое о себе мнение и быть равнодушным к другим. Но тогда он всегда будет оставаться нищим. Ведь пока человек занят собой, не в смысле заботы об искоренении своих страстей, а в том, чтобы делать, что ему нравится, что удобно, он не может преуспевать.
— Значит, батюшка, и в послушании, во всём, всегда и везде нужно быть хорошим.
— Во всём! Чтобы иметь общение со Христом, нужно быть во всём угодным Христу. А Христу угодно, чтобы мы угождали нашему ближнему, в хорошем смысле. Поэтому я обращаю особое внимание на духовное благородство, на жертвенность. Ведь если монах исполняет правило, а на другое — жертвенность и т. д. — не обращает внимания, то и правила его становятся бесполезны.
Когда я пришел в монастырь1, меня как новоначального поставили помогать трапезарю. Тогда один престарелый монах восьмидесяти лет, совсем дряхлый, попросил, чтобы я ему в келью носил суп. Я заканчивал послушание и носил ему суп. Как-то раз это увидел один брат и сказал мне: «Не приучай его особо, а то потом станет просить то одно, то другое и совсем не даст тебе покоя, не сможешь даже правила своего исполнять. Со мной знаешь, что произошло? Помог я ему как-то раз, когда он болел, так он меня потом вообще в покое не оставлял, то и дело стучал в стену: “Окажи любовь, сделай чай” или “Окажи любовь, помоги повернуться”. Потом через несколько минут опять, тук-тук: “Окажи любовь, положи мне горячий кирпич2”. Кирпич — чай, кирпич — чай, какие уж тут правила, так что под конец я стал уже выходить из себя!». Ты только послушай! Кошмар! Старый человек страдает, стонет, просит его о помощи, а ему неохота идти, чтобы не прерывать правила! Бред какой-то. Для Бога гораздо важнее «кирпич — чай», чем все его поклоны и чётки, сотворённые… со всяческим прилежанием! С одной стороны говорил: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», а с другой: «Оставь меня в покое»!
— Батюшка, как может человек получить благословение Божие?
— Когда человек имеет родство с Богом, тогда Бог подаёт Своё благословение. А иначе зачем давать? Чтобы Его благословение попиралось? Я это по своему опыту знаю. Когда я ездил на Синай3, была сильная засуха. За несколько лет не упало ни капли дождя, так что приходилось тяжело и монастырю, и бедуинам, которые жили рядом. Монахи молились о даровании дождя, но безрезультатно. Когда пришла пора обрезать оливы4, я тоже пошёл помогать. После того как бедуины обрезали деревья, монахи толстые ветки оставили для монастыря, а тонкие отложили в сторону. Бедуины просили им отдать эти ветки, чтобы ими топить, варить на огне еду, согреваться по ночам, когда очень холодно; но монахи не разрешили и бедуины ушли расстроенные. На следующий день, когда бедуины снова пришли просить, я связал все тонкие ветки в охапки и их им отдал. Тогда один старый бедуин сказал: «Ты хороший человек; будет дождь». На самом деле, не успел я вернуться в монастырь, как пошёл дождь и шёл долго. Молитва бедуина открыла небеса. Тогда я никому об этом не сказал.
Бог не слушает молитву гордого
— Батюшка, после одного некрасивого с моей стороны поступка у меня есть помысел, что моя молитва неугодна Богу.
— Если этот помысел происходит от настоящего смирения и ты говоришь: «Я прогневляю Бога своим некрасивым поведением», тогда чувствуешь божественное утешение. Если же огорчаешься из-за эгоизма и говоришь: «Как я могла до этого дойти?», то не получаешь утешения, потому что «Бог гордым противится» (1 Петр. 5, 5). Бог не слышит молитвы гордого, потому что гордость это преграда.
Чтобы молитва наша была услышана, она должна исходить из «сердца сокрушенна и смиренна»5. Стоит нам со смирением сказать: «Господи, такого, как я, как можно слушать?», и тут же Благой Бог нас слышит.
— Батюшка, почему иногда, когда меня постигает какое-нибудь искушение, я не могу молиться?
— Когда находит искушение и не можешь молиться, знай, что в тебе есть эгоизм и тщеславие. Искушение остаётся, пока человек не начнет себя презирать. Как только он осознает свое непотребство, приходит помощь от Господа и искушение проходит.
— Батюшка, я прошу Бога, чтобы Он помог мне освободиться от дерзости, но не вижу никакого результата.
— Когда человек старается и молится, а результата нет, то это значит, что либо в нем живут эгоизм и гордость, либо есть предрасположенность к гордости, и это препятствует благодати Божией действовать через молитву. Если мы чего-то просим в молитве, то Благой Бог подаёт это, если в нас есть смирение и осознание собственной греховности.
— Батюшка, когда я горячо прошу Бога, чтобы Он избавил меня от одной моей слабости и со своей стороны борюсь с ней, но из-за гордости не получаю просимого, то что мне делать?
— Прежде попроси прощения у Бога. Скажи: «Боже мой, во мне есть гордость, из-за которой ко мне не приходит от Тебя помощь, но, прошу Тебя, просвети меня, чтобы я поняла, что нужно делать, чтобы преодолеть свою слабость». Как только ты признаешь, что в тебе есть гордость и поэтому тебя не оставляет определённая слабость, Бог известит тебя, в чем её причина и как её искоренить.
— Батюшка, как я должна себя чувствовать во время молитвы?
— Чувствуй смиренно, чтобы Бог тебе помогал. У смиренного человека нет собственной воли; он послушен воле Божией и творит Его заповеди, потому Бог и слышит его молитву и подаёт небесное благословение. Насколько человек слушает Бога, настолько и его слушает Благой Бог.
В молитве нужна настойчивость и терпение
— Батюшка, иногда, когда я прошу Бога о чём-то и не получаю, то задаю себе вопрос: «А слышит ли Бог мою молитву?».
— «Ли» означает, что ты сомневаешься в любви Божией и таким образом сама аннулируешь свое прошение в самый момент его подачи, а значит и теряешь право на внеочередное обслуживание.
— Когда, батюшка, я прошу Бога о чём-то и не получаю этого сразу, нужно ли настаивать?
— Да, нужно. Смотри, когда мы идём в какое-нибудь учреждение и обращаемся к ответственному лицу с просьбой, то иногда приходится проявлять настойчивость, чтобы добиться желаемого. «Прошу, помогите, а иначе я не уйду отсюда». Так и в молитве требуется настойчивость; с настойчивостью просила и хананеянка Христа6, и вдова неправедного судию7.
— Но чем больше проходит времени, батюшка, и моя просьба остаётся без ответа, тем больше я расстраиваюсь.
— Когда мы просим чего-либо в молитве, то должны ждать с терпением. Однажды у меня опух глаз и сильно болел. Я трижды ходил к иконе Божией Матери и просил её об исцелении, чтобы я мог по ночам читать Псалтирь. Взял и масло от лампады перед иконой, помазал им глаз, но он не проходил. Через несколько дней стало ещё хуже; глаз болел сильнее и опухал всё больше. Прошло пятнадцать дней. Тогда я опять со смирением пошёл к иконе Богородицы и сказал: «Матерь Божия, прости меня; ещё раз Тебя побеспокою». Опять взял масло из лампадки и только помазал им глаз, как он тут же выздоровел. Неужели Богородица не могла и в первый раз исцелить мне глаз? Но для моей пользы Она оставила меня пострадать. И ты проси со смирением и терпеливо жди. Молитва, которая творится с верой, болезнованием, настойчивостью и терпением, если просимое будет нам во благо, бывает услышана.
Перевод Издательского Дома «Святая Гора».
ЕВАНГЕЛИЕ СОШЕСТВИЯ ЦАРСТВА
Чэн Ши
Братья и сестры,
Мир вам в Господе! Молитва — это важный способ для нас, христиан, установить нормальные отношения с Богом. Речь в особенности идет об утренней и вечерней молитве. Вот почему крайне важно научиться молиться. Однако многие братья и сестры чувствуют себя озадаченными. Каждый день мы молимся и утром, и вечером, мы молимся также перед едой и после еды в дополнение к молитвам на собраниях. Далее, каждый раз во время молитвы мы много говорим Господу и долго молимся. Однако мы не чувствуем присутствия Бога. Впечатление такое, будто во время молитвы мы просто говорим сами с собой, и наш дух не чувствует мира или радости. Почему Бог не слушает наши молитвы? Как нам следует молиться, чтобы заслужить Божью похвалу?
На самом деле, есть несколько причин, почему Бог может не слушать наши молитвы. Я поделюсь своим личным пониманием вопроса со всеми.
Прежде всего, молимся ли мы Богу с искренним сердцем?
Господь Иисус сказал: «Когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (От Иоанна 4:23). Божьи слова показали нам, как мы должны молиться, чтобы поклоняться Богу в соответствии с Его намерениями. Самое большое внимание Бог уделяет тому, есть ли у нас искреннее сердце, когда мы находимся перед Ним, и говорим ли мы Ему искренние и правдивые слова. Если в нашем сердце есть благоговение перед Богом и искренность в молитве, Бог сочтет наши молитвы приемлемыми. Однако, когда мы молимся Богу, мы часто неспособны успокоиться перед Богом и молиться Ему от чистого сердца. Наши уста двигаются, но в душе мы думаем о семье или работе и наполнены беспокойными мыслями. Иногда наши губы двигаются, а сердце безмолвно. Мы не подходим к молитве честно, а просто выполняем формальность, поверхностно произнося одно и то же. Зачастую мы даже говорим некие возвышенные, напыщенные и пустые слова, слова, которые только звучат хорошо, или выхолощенные слова, чтобы ввести Бога в заблуждение. Например, мы любим родителей больше, чем Господа, и карьеру мы любим больше, чем Господа, но когда молимся, то говорим: «О Господи, я люблю Тебя! Я готов отказаться от всего и всем сердцем посвятить себя полностью Тебе!» Когда наши семьи сталкиваются с какими-либо несчастными случаями, наши сердца унывают, и мы жалуемся Господу. Но все равно в молитве мы благодарим Господа и говорим Ему слова хвалы… По сути, обманывает Бога тот, кто не искренен и только исполняет формальность, говоря громкие, пустые и фальшивые слова, или тот, кто маскируется перед Богом и говорит только приятные слова. Бог не станет слушать неискренние молитвы.
Во-вторых, разумно ли мы молимся Богу?
Большую часть времени мы бездумно предъявляем требования к Богу в молитве или высказываем всевозможные нелепые просьбы. Например, если у нас нет работы, мы просим Бога обеспечить нас работой. Если у нас нет ребенка, мы просим Бога подарить нам ребенка. Если мы больны, то просим излечить нас от болезни. Если наши семьи переживают трудности, мы просим Бога помочь нам. Бизнесмены молятся Богу и просят Его благословить их, чтобы они заработали много денег. Студенты просят Бога благословить их умом и мудростью. Старики просят Бога защитить их от недомогания и бедствий, чтобы они спокойно дожили свои последние годы. В своей жизни мы не способны покориться Божьим обустройствам, несмотря на испытываемые трудности и испытания. Мы всегда надеемся, что Бог спасет нас от проблем, и что нам больше не придется страдать. Мы всегда просим Господа защитить нас, чтобы мы жили в счастье и мире. Молитва такого рода — это не молитва к Богу одного из Божьих творений. Напротив, в ней мы обращаемся к Богу с просьбами сделать что-либо в соответствии с нашими собственными мыслями. Когда люди верят в Бога, они надеются, что Бог удовлетворит все их просьбы и желания. По сути, это коммерческая сделка с Богом, в которой нет ни капли совести или разума. Люди такого рода не имеют настоящей веры в Бога и любви к Нему, они по-настоящему не повинуются Богу и не благоговеют пред Ним. Вместо этого они используют Бога для достижения своих целей. Бог сказал именно об этом: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (От Матфея 15:8). Поэтому Бог не слушает молитвы, которые люди совершают с неподобающими намерениями.
В-третьих, есть ли в нашей церкви труд Святого Духа?
Вспомните начальный этап Периода Закона, когда в храме имелась работа Святого Духа. Когда люди совершали грехи, они получали наказание от Святого Духа. Если служащие Богу священники нарушали закон, прямо с неба нисходил огонь и сжигал их дотла. Люди испытывали большой страх, и их сердца благоговели пред Богом. Однако в конце Периода Закона, когда явился и трудился Иисус, иудеи не могли соблюдать закон и использовали храм как место обмена денег и продажи скота. Они превратили храм в вертеп разбойников. В нем больше не было дисциплины Святого Духа. Поскольку Святой Дух уже покинул храм, чтобы защитить труд Иисуса, те, кто остались в храме и отказались принять спасение Иисуса, были отсеяны Божьей работой и провалились во тьму. Хоть они и молились во имя Иеговы, Бог не слушал их. Более того, они были не способны получить труд Святого Духа.
Давайте посмотрим на нашу сегодняшнюю церковь. Проповеди пасторов и старейшин скучны. Нет нового света. Братья и сестры не получают питания жизни, их дух становится все более увядшим и темным, и они не способны чувствовать присутствие Святого Духа. Они даже начинают угождать плоти и искать жизненные удовольствия, а также положение и власть. Между соработниками вспыхивают конфликты. Их грехи часто берут над ними верх, и они не чувствуют себя в долгу перед Господом. Они не следуют за словами Господа и не исполняют Его заповеди. Они полностью преступили Божью волю, став противниками Бога… Какова разница между церковью такого рода и храмом конца Периода Закона? Это полностью исполняет библейское пророчество: «И удерживал от вас дождь за три месяца до жатвы; проливал дождь на один город, а на другой город не проливал дождя; один участок напояем был дождем, а другой, не окропленный дождем, засыхал. И сходились два-три города в один город, чтобы напиться воды, и не могли досыта напиться; но и тогда вы не обратились ко Мне, говорит Иегова» (Амос 4:7–8). Фактически Бог покинул церковь Периода Благодати. Есть много братьев и сестер, которые четко ощущают, что в церкви больше нет работы Святого Духа, и что Бог уже закрыл лицо Свое от нас. Поэтому разве возможно, чтобы наш дух не увял? Как может Бог слушать наши молитвы?
Три вышеупомянутых обстоятельства являются главными причинами того, что Господь не слушает наши молитвы. Все, что мы можем сделать — это прийти к Господу, искать Его намерений и размышлять об этих вопросах. Мы должны также пытаться понять, как молиться Господу так, чтобы Он нас слушал. Это истина, в которую нам как можно скорее необходимо войти. Теперь я поделюсь со всеми тремя практическими методиками, чтобы вы знали, как молиться в соответствии с Божьими намерениями. Если мы будем в состоянии каждый день искренне практиковать их и претворять их в жизнь, я думаю, что Господь будет слушать наши молитвы.
Во-первых, мы должны молиться в духе, молиться искренне и говорить правдиво и от сердца.
Мы все знаем, что Бог верен. У Бога нет коварства, лицемерия и лжи. Бог искренен с каждым их нас. Бог также надеется, что мы будем молиться Ему искренне и честно. Как о том сказал Иисус: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (От Матфея 5:37). Поэтому в молитве мы должны говорить с Богом откровенно. Если мы слабы, то должны сказать, что слабы. Какие бы у нас ни были мысли, идеи, боль, трудности или поступки, совершенные не в согласии с Божьими намерениями, мы должны полностью открыть сердце и рассказать Богу обо всем. Есть слова и ситуации, в которых нам может быть неудобно признаться другим. Однако мы не можем скрывать все это от Бога. Мы должны открыть сердце Богу и честно рассказать Ему обо всем. Когда Бог увидит, что наши сердца широко открыты Ему и что мы ничего от Него не скрываем, и, более того, что мы говорим с Богом прямо от сердца и очень честно, Он приведет нас к пониманию Своих намерений и осознанию всех аспектов истины. Это укажет нам путь.
Кроме того, во время молитвы мы должны успокоиться перед Богом. Мы должны молиться Богу сосредоточившись. Мы не должны быть нерешительными или говорить неискренние слова. Когда мы говорим с родителями, у нас получается уважать их. Наше отношение к ним искреннее. Разве это не потому, что они старше и вырастили нас? Бог сотворил нас, подарил нам жизнь, снабдил нас всем необходимым для жизни и одарил нас истиной. Разве не тем более важно молиться Богу с благоговением в сердце? О чем бы мы ни молились Богу, мы должны обладать преданным сердцем и искать Божьих намерений, говорить Ему честно о своих мыслях и трудностях и терпеливо ждать Божьего времени. Только таким образом мы получим Божье просвещение и руководство и поймем Его намерения. Тогда наши трудности будут разрешены вовремя.
Во-вторых, мы должны занимать место сотворенных существ и ничего не требовать от Бога; мы должны молиться Богу покорным Ему сердцем.
Когда мы молимся, мы должны четко понимать, что мы — творение, а Бог — наш Творец. Бог держит все вещи и события в Своей руке. Все, что у нас есть, находится под Божьим контролем. Все, с чем мы сталкиваемся каждый день, будь то значительные или несущественные события, все это происходит по Божьему обустройству. Во время молитвы нам следует прочно занимать свое место сотворенных существ и искать Божьей воли с преданным и покорным отношением к Богу. У нас не должно быть к Богу никаких требований. Например, когда мы сталкиваемся с трудностями и не знаем, что делать, мы можем молиться так: «Боже! Я не понимаю истину в этом вопросе. Я не знаю, как мне следует поступить в согласии с Твоими намерениями. Однако я готов обращаться к Твоему слову, делать все в согласии с Твоими требованиями и угождать Твоим намерениям. Пожалуйста, просвети меня и руководи мной. Аминь!» Когда в наших сердцах будет место для Бога, и когда мы сможем занять место сотворенных существ и молиться, падать ниц и поклоняться нашему Творцу, и когда мы сможем повиноваться Его работе и претворять в жизнь Его слова, только тогда мы построим нормальные отношения с Богом и получим труд Святого Духа. Нам всем известно, что Иов был человеком богобоязненным и удаляющимся от зла. Когда он потерял весь свой скот, сыновей и дочерей, был покрыт струпьями с головы до ног и терпел огромную боль, он верил, что Бог управляет всем и что без Божьего позволения все это не постигло бы его. Более того, он знал также, что все, включая его жизнь, было дано ему Богом. Когда бы Бог ни пожелал забрать ее, это естественно и правильно. Поэтому он не жаловался Богу и не предъявлял Ему никаких требований. В результате он склонился и поклонился Богу и помолился Ему с покорным сердцем. Он сказал следующие слова: «Иегова дал, Иегова и взял; да будет имя Иеговы благословенно!» (Иов 1:21). «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:10). Иов был тверд в своем свидетельстве о Боге. Его здравый смысл и покорность Богу заслужили Божью похвалу. Если мы тоже будем способны обращаться к Богу так же, как это делал Иов, если в наших сердцах будет место для Бога и если мы сможем молиться Богу, покорившись в сердце Ему в любых испытаниях, Бог будет руководить нами и просветит нас так, что мы поймем истину. Наш дух станет все более восприимчивым, и наши мысли прояснятся. Когда мы проявляем какое-либо развращение или переживаем неприятности, нам будет легче сохранять осознание и вовремя разрешать эти вопросы. Тогда наши отношения с Богом будут становиться все ближе, и наша жизнь будет возрастать все быстрее.
В-третьих, если в нашей церкви нет работы Святого Духа, мы должны молиться о ее обретении.
Мы все знаем, что в конце Периода Закона сатана все больше развращал людей. Люди жили во грехе и подвергали себя опасности быть осужденными по закону и преданными смерти. Тогда Бог под именем Иисуса завершил Период Закона, начал Период Благодати и совершил труд искупления человеческого рода. С тех пор иудейская религия полностью утратила славное присутствие Божье. С какими бы обстоятельствами ни сталкивались все те, кто не принял имя и труд Господа Иисуса, и как бы они ни молились и ни взывали к Богу Иегове, Бог не слушал их, и они не обрели работы Святого Духа. Однако все те, кто принял новый труд Иисуса и молился во имя Его, пользовались питанием из Божьего источника живой воды. Когда они призывали Господа, они могли видеть дела Божьи, и их сопровождала работа Святого Духа.
В настоящее время, как бы мы ни молились во имя Господне, мы не чувствуем работы Святого Духа и не можем ощутить Его присутствия. Мы не можем получить питания для своей жизни, совершаем грехи, но не получаем наказания. Очень вероятно, что работа Святого Духа снова изменила направление. В Библии говорится: «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (От Иоанна 12:47–48). «Ибо время начаться суду с дома Божия» (1-e Петра 4:17). Из этих стихов мы можем видеть, что в последние дни Бог вернется еще раз, чтобы выполнить этап работы суда. Господь верен. Что Он скажет, то и произойдет. Что касается нас, то мы должны искать и молиться, прося Бога вести нас к источнику жизни, чтобы мы смогли получить полив и питание и пойти по стопам нашего Господа. Я верю, что если у нас жаждущее и ищущее сердце, мы получим Божье водительство. Так будет, потому что Бог обещал нам: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (От Матфея 7:7).
Благодарение Богу за Его водительство. Я надеюсь, что представленная информация о том, как молиться, принесет пользу всем. Молитва — это важный шаг в установлении нормальных отношений с Богом. Это также основной путь, посредством которого мы можем получить труд Святого Духа. Только когда мы понимаем, как молиться, чтобы получить ответ от Господа, и у нас есть практический путь, по которому мы следуем, и который регулярно практикуем, Господь услышит наши молитвы. Пусть наши молитвы вскоре будут в согласии с Божьими намерениями.
Да будет Богу вся слава!
Рекомендуемые:
Знаете ли вы 4 основных элемента христианской молитвы?
О практике молитвы
Как правильно молиться дома, чтобы Бог услышал? (4 фото)
Как правильно молиться: 8 общих советов, 5 правил творения молитвы в церкви, 7 коротких молитв на каждый день, 5 обращений к Богу, которые должен знать каждый верующий.
Молитва – речь, с которой мы обращаемся к Богу. Если наше воззвание искреннее, а вера сильна, то не столь важно, допускаем ли мы какие-то мелкие ошибки, на которые часто указывают особо рьяные старушки в церквях.
И все же в вопросах веры, как и в любых других, существуют свои правила, которых нужно придерживаться. Вот почему желательно узнать, как правильно молиться, чтобы ваши слова были услышаны адресатом.
Советов будет не так много, но лучше их придерживаться, чтобы не нарываться на осуждение окружающих и не испытывать чувство неловкости за то, что вы делаете что-то не так.
Как правильно молиться, чтобы молитва не была напрасной?
Молитва не может быть напрасной, если ваше обращение к Богу искренне и вы думаете, прежде всего о нем, а не о себе и своих потребностях.
Кроме этого правила, существует еще несколько обязательных рекомендаций, которые стоит выполнять, независимо от того, где вы молитесь: в церкви или дома.
1. Как правильно молиться Богу, чтобы быть услышанным?
Люди часто путают веру с бизнесом.
Им почему-то кажется, что обращение к Богу – нечто вроде коммерческой сделки: я пришел, пожертвовал на храм, купил свечу и обратился к Тебе с просьбой. Все – свою часть сделки я выполнил, теперь твоя очередь дать мне то, о чем я прошу.
Вот в этом и состоит главная ошибка!
Правильно молиться – обращаться к Богу:
- отбросив гордыню;
- поставив на первое место любовь к Господу, а не самолюбие;
- думая о духовном, а не материальном;
- с просьбой, а не требованием;
- искренне веря в Него, а не сомневаясь: «А существует ли Он на самом деле».
Существуют чувства, с которыми правильно адресоваться Богу и те, которых следует избегать.
С какими чувствами правильно молиться Богу | Какие чувства нужно откинуть |
---|---|
смирение; | экзальтацию; |
искренность; | поиск наслаждения; |
готовность принять его волю; | гордыню; |
благоговение; | недоверие; |
раскаянье. | скуку. |
В то же время церковь утверждает, что во время молитвы не стоит искать каких-то особых чувств или доводить себя до такого эмоционального состояния, когда начинается истерика.
Оставайтесь спокойным, очистите голову от непотребных мыслей и обратитесь к Богу с искренними словами – тогда Он вас услышит.
При этом важно принять Его волю, а не навязывать свою. Проще говоря, вы можете попросить, но не имеете права требовать и завершать молитву с твердым убеждением, что ваша просьба пренепременно должна быть выполнена.
Помните: «Да будет воля Твоя»!
2.Основные правила, как правильно нужно молиться.
Существует не так много правил, касающихся молитв, которые стоит выполнять верующим. Все дело в уровне вашего смирения перед Его волей и искренности веры.
То есть, главными являются чувства, а не детали: где стать, как сложить руки, правильно ли опускаться на колени и т.п.
И все же вот несколько советов для тех, кто хочет молиться Богу правильно:
- Не нужно ограничиваться лишь церковью и иконами. Чем чаще вы вспоминаете Бога в течение дня, тем лучше. То есть, молиться можно где угодно.
- Не стоит вводить себя искусственно в состояние самовозбуждения и экстаза. Молитва – это смирение и послушание, а не цирковое представление. Она должна дарить покой душе, а не вгонять вас в нервное состояние.
- Если вы творите полноценную молитву, то делать это нужно перед иконой с открытыми глазами. Это позволит вам полностью сосредоточиться на том, что вы делаете.
- Молиться следует к адресату. Это может быть: Господь Бог, Богородица, Святая Троица, кто-то из Святых Великомучеников. Разработаны специальные молитвы для особенных эпизодов, допустим, о выздоровлении лучше просить у Св. Пантелеймона и т.п.
- Нельзя молиться формально, то есть губами произносить правильные слова, но скучать и думать о чем-то своем. Бог вряд ли услышит такое обращение.
- Неправильно желать себе счастья за счет несчастья других. Есть ряд просьб, с которыми к Богу лучше не обращаться:
- оБогащение сверх всякой меры;
- пожелание скорби и болезней врагам своим;
- желание забрать чужого мужа из семьи и т.п.
Да и вообще, о материальных вещах лучше не просить, только если вы совсем уж нищенствуете или потеряли все в результате какого-то несчастного случая.
- Правильно не только просить, но и благодарить. Почему-то считается, что все хорошее – результат наших трудов и благодарить за это Бога не нужно. А вот всякие несчастья – Его рук дело и нужно обратиться с просьбой убрать их из вашей жизни. Сохраняйте разумный баланс между просьбами и благодарностями.
- Избегайте бессмысленности. Если вы хотите молиться своими словами, то немного подумайте, о чем именно вы хотите попросить Бога. Сумбур мыслей, бессвязные слова приведут к тому, что Господь может вас и не услышать.
3.Правильно ли молиться Богу своими словами или нужны специальные молитвы?
Если вы человек верующий, то ряд обязательных молитв обязаны помнить. К таковым относятся:
1.Отче наш.
Молитва
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
ПЕРЕВОД
Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
2.Царю Небесный.
Молитва
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
ПЕРЕВОД
Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Источник благ и Податель жизни, приди и вселись в нас и очисти нас от всякого греха и спаси, Благой, души наши.
3.Богородице, дево, радуйся.
Молитва
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
ПЕРЕВОД
Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женщинами и благословен плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.
4. Достойно есть.
Молитва
Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
ПЕРЕВОД
Поистине справедливо ублажать Тебя, Богородицу, вечно блаженную и пренепорочную, и Мать Бога нашего. Ты честью превосходишь херувимов и во славе своей несравненно выше серафимов. Ты девственно родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем.
5. Символ веры.
Если вы не забываете молиться часто днем, то можно обращаться к Иисусу Христу так:
Но огромное количество молитвенных стихов заучивать не нужно. Вполне правильно обращаться к Богу своими словами, на своем родном языке, а не церковнославянском. Он услышит.
О том, как правильно молиться в церкви: ошибки, которых не стоит допускать…
Часто верующие, стремясь молиться правильно до мелочей, забывают о том, что такое молитва и зачем люди вообще идут в храм.
Вот почему часто неопытные воцерковленные нарываются на замечания и придирки тех, кто считает себя всезнающим, а значит – достойным того, чтобы критиковать других.
Но ведь мы ходим в церковь для того, чтобы молиться, а не за тем, чтобы следить за другими. Делать замечания, искать конфликта – значит набираться дополнительного греха, ставить на первое место гордыню, а не любовь к Богу.
Если же вы стали жертвой такого замечания, не нужно возмущаться, говорить какие-то оскорбительные слова, злиться. Просто поблагодарите человека, который дал вам совет, ведь он хотел сделать как лучше, и вернитесь к своему делу.
Вот 5 советов тем, кто сомневается, как правильно молиться в церкви:
- Совместные молитвы лучше совершать в храме. Если вы просите, например, о мире в вашей стране или о мудрости для государственных руководителей, или о прекращении какого-то стихийного бедствия, то лучше это делать в церкви вместе с другими верующими, да и личные молитвы тоже лучше творить перед иконами.
- Посещайте церковь не раз в год. Люди, считающие себя верующими, не должны посещать церковь лишь на Пасху и тогда, когда им плохо. Возьмите за привычку приходить на воскресную службу. Будучи частым гостем в храме, вы перестанете чувствовать себя неуютно здесь.
- Не бойтесь совершить ошибку. Некоторые люди не идут в церковь не потому, что являются атеистами, а из-за боязни совершить какую-то ошибку: не там стать, не туда поставить свечу, перекреститься не вовремя и т.п. Это мелочи, в которых со временем вы научитесь разбираться. Если сомневаетесь, что и как сделать, спросите у тех, кто прислуживает в церкви – они всегда готовы помочь.
- Не стоит думать, что чем громче вы говорите, тем быстрее вас услышит Господь. Это не так работает. Вы можете вообще ничего не говорить вслух, обращаясь к Богу про себя, можете тихо шептать. Но вот громкое произношение слов молитвы нежелательно – так вы можете помешать присутствующим.
- Придерживайтесь правильного ритуала начала и окончания молитвы. Собственно, ритуал – это слишком громкое название. Просто прежде чем начать, следует настроиться на нужный лад. Нельзя произносить механически слова и думать при этом о чем-то своем. Очистите разум и сосредоточьтесь на том, что делаете. Завершать молитву нужно правильно: постоять некоторое время перед иконой, а не сразу же бежать по своим делам, будто бы вы только что не молились, а занимались какими-то мирскими, ничего не значащими делами.
Позаботьтесь о своем внешнем виде, когда идете в церковь.
Воспринимайте рекомендации по поводу длинной юбки, платка (для женщин), отсутствия головного убора и запрета на шорты (для мужчин), как обязательный дресс-код. Не нужно из духа противоречия и гордыни оскорблять других и приходить в церковь в вызывающем виде.
И памятуйте о том, что, при входе в храм и выходе из него, следует перекреститься.
2 правила, как правильно молиться дома Господу
Для того, чтобы быть услышанным Богом, необязательно ежедневно посещать храм.
Достаточно участвовать в воскресных и праздничных Богослужениях, а в остальное время обращаться к Господу дома.
а) Как правильно молиться дома, чтобы Бог услышал и выполнил просьбу?
Мало у кого из людей есть возможность посещать церковь каждый день. Это вполне понятно, ведь существует работа, семья, мирские обязанности. Хочется и отдохнуть, сделать что-то приятное для себя.
Но нельзя вспоминать Господа лишь в тех случаях, когда приходишь в церковь. Молиться можно (более того – нужно) и дома.
Возьмите за привычку отходить ко сну и начинать новый день с молитвой на устах.
Самый простой и знакомый многим с детства вариант – вот такой:
Чтобы встретить новый день с Богом, следует молиться, едва встав с кровати, говоря такие же слова, как и на ночь.
Правильно молиться и своими словами:
- произнесите благодарность Богу за то, что все живы и здоровы, что не случилось каких-то несчастий;
- попросите о том, чтобы и дальше все было хорошо;
вспомните тех, кто находится в дальней дороге или подвергается какой-то опасности.
Говорите о том, что у вас на душе. Закончить свое обращение к Господу нужно традиционным: «Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь», осеняя себя крестным знаменем.
Правильно молиться нужно дома перед иконами – у каждого верующего они должны быть в жилище, и не как модное украшение, а как напоминание о необходимости чаще обращаться к Богу.
Как приблизиться к богу, молясь в церкви:
б) Можно молиться только в церкви и дома или – где-то еще?
Верующих людей можно разделить на два лагеря, что часто враждуют между собой:
- Тех, кто не демонстрирует свою веру, практически никогда не посещает церковь и предпочитает молиться наедине.
- Тех, кто очень много внимания уделяет формальностям и демонстрации своих христианских чувств.
Неправы во многом и первые, и вторые.
Первые, потому что не считают нужным посещать храм, придерживаться церковных ритуалов, таких как пост, причащение, исповедь и т.д. Их гордыня проявляется фразой: «Я верю в душе». Но разве вера в душе может помешать посещать церковь и искать помощи у духовного наставника?
Вторая группа в погоне за идеальным выполнением всех правил даже молиться начинает формально, ставя на первое место не искренность своего обращения, а красоту коленопреклоненной позы, идеальность сложенных для крестного знамени пальцев и т.д.
Да, вы должны посещать церковь, читать Библию, выполнять общие христианские правила, жить по Божьим заповедям, то есть – не бояться показать миру свою веру, но и подчеркнуто демонстрировать свою приверженность религии не нужно.
Правильно молиться не только в церкви и дома в одиночестве, но и вспоминать Бога в течение дня:
- перед тем, как принимать пищу;
- перед выполнением важного задания;
- после того, как успешно с чем-то справились;
- после греховных поступков или мыслей;
- просто так, потому что вы – человек верующий.
Молиться в течение дня нужно кратко и про себя. Это правильно. Можно дотронуться рукой до нательного крестика или взглянуть на икону, если она есть в непосредственной близости.
Можно использовать вот такие краткие обращения, чтобы Бог вас услышал:
Не стоит слишком долго размышлять над тем, как правильно молиться. Если ваша вера искренняя и просите вы что-то хорошее не только для себя, но и для других, то Бог обязательно вас услышит.
Как молиться дома: какие молитвы читать?
Зачем молиться дома?
Зачем нам нужны молитвы дома, если мы ходим в храм? Как правильно молиться дома? Может ли молитва быть вменена человеку во грех, если он «неправильно» или «плохо» молится?
Каждый христианин хочет, чтобы его молитва была услышана. В катехизисе для христиан мы читаем важные слова:»Молитва есть возношение ума и сердца Богу и является благоговейным словом человека к Богу». Разговор с Богом, молитвенный диалог — это естественная потребность верующего человека. Можно ли молиться неподобающим образом? Скорее, человек может совершать ошибки, но мы постараемся кратко рассказать о том, как правильно молиться дома.
Как правильно молиться дома?
- Молитва — это не список требований.
К кому нам обращаться с нашими просьбами, как не к Небесному Отцу. Часто мы просим о помощи в решении даже самых мелких бытовых проблем, и в этом нет ничего плохого! Но, что, если они не исполняются? Не стоит таить обиду на Бога. Когда мы приводим маленького ребенка ко врачу, чтобы вылечить его и сделать болезненный укол, малыш плачет, мы жалеем его, но знаем — так будет лучше для него, хоть он в силу младенчества пока не может этого понять. Возможно, Господь так же смотрит на наши просьбы «помочь найти новую работу» или «познакомить с хорошим женихом». Господь видит тайное и для нашего же спасения не вмешивается в нашу историю.
- Молитвослов рекомендован к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.
Мы не можем сказать, что один текст молитвы лучше, а другой — хуже. Но иногда молитвы составлены с участием странных суеверий и со словами, совершенно далекими от жизни Церкви. Нередко можно увидеть такие парадоксальные сборники молитв, как «молитвы на удачу в казино», «молитвы для богатства и власти», «молитвы от лихого глаза и изгнания злых духов». Можно молиться и своими словами, но логично, что текст молитвы не противоречит христианскому вероучению, которое стоит хорошо изучить. Чтобы не ошибиться можно воспользоваться молитвословом, который составлен в Церкви.
- Разнообразнее — не значит лучше.
Вы произносите «Отче наш», знаете нашу главную — евхаристическую молитву и никогда не обращались к новым текстам? Душа знает, чего просит. Даже, если все вокруг ищут новые молитвословы для «келейной молитвы», верьте, что Господь ждет от нас не высот выдающегося красноречия, а искренней веры и покаяния.
- Не стоит ждать «особого состояния».
Да, молитва призвана помочь нам «достучаться до Неба», отвлечься от наших мирских сует, чтобы обратиться к самым важным для человека вопросам. Но не стоит ждать, что во время молитвы вы впадете в некий транс, увидите видения, обязательно станете свидетелями некого христианского чуда. Иногда, мы знаем из Жития Святых, во время молитвы действительно происходят чудеса. Но, если духовный опыт пока не позволяет достичь этого, то помните, что молитвенное общение с Богом — уже есть чудо.
- Не молитесь неодушевленным предметам.
Это может показаться странным, но иногда по незнанию люди, которые молятся в Церкви Господу нашему, вдруг начинают дома молиться природе, небесным светилам, куличу, абстрактному мирозданию. Не стоит уподобляться язычникам.
Великопостная молитва святого Ефрема Сирина
- Не стоит молиться формально.
Если вы очень устали, хотите спать, плохо себя чувствуете, но, вздыхая, думаете «надо помолиться, вдруг, иначе Господь накажет меня», молиться не стоит. Как правильно молиться дома, если молиться сейчас не получается? Бог ждет от нас диалога, но это — не формальная беседа, а искреннее и живое общение. Не стоит считать Церковь карательным органом и думать «что же будет, если я не помолюсь». В вопросах веры нет места слепому формализму. У каждого таинства, у каждого действия есть глубокий смысл. Смысл молитвы в общении с Богом, не формальном общении.
Молитвенное правило преподобного Серафима Саровского
- Утром нужно встать перед иконами и прочитать по три раза «Отче наш…», «Богородице Дево, радуйся…» и один раз Символ веры.
- Днем, до обеда, оставшись в одиночестве, нужно читать тихо Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а если вокруг люди, то в уме повторять «Господи, помилуй».
- После обеда и до вечера нужно так же повторять «Пресвятая Богородице, спаси мя».
- Вечером же, перед тем как отойти ко сну, нужно помолиться так же, как и утром.
Как молиться, чтобы Господь услышал?
Этот вопрос, пришедший в нашу редакцию, определил тему новой беседы с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.
— Владыка, мы с Вами уже говорили: молитва — это наше общение с Богом, для христианина она должна быть необходимой как дыхание. Но мы знаем и из собственного опыта, и из опыта наших читателей, у которых много вопросов на эту тему, что научиться молиться и любить молитву очень трудно. Даже святые говорили: молиться — значит кровь проливать; молитва требует труда до последнего дня человека… Владыка, почему молиться бывает так трудно?
— Действительно, молитва —это труд, об этом говорили многие святые. А русский народ сложил очень точную поговорку: самое трудное на свете — это Богу молиться и старых родителей кормить.
Почему же молиться трудно, хотя многие святые имели навык постоянной непрестанной молитвы? Надо напомнить себе, что такое молитва. Это предстояние Богу, можно сказать, разговор с Богом, общение с Ним. А что нужно для того, чтобы в нашей обычной жизни постоянно хотеть общаться с человеком?
— Любить его…
— Совершенно верно. Например, вот жених и невеста —они все время хотят общаться друг с другом, 24 часа в сутки. Потому что есть любовь, влечение друг к другу. Так и с Богом: должно быть стремление к Нему для того, чтобы молитва не была нудной обязанностью. Знаете, как иногда говорят: «вычитал правило»? Как будто яму копал… Конечно, молиться постоянно, живя в миру, сложно, но, по крайне мере, можно обращаться к Богу часто и с любовью.
Я вспоминаю свою юность, когда я просто бежал в храм. Знаю и других своих ровесников, тех, кто приходил в Церковь еще в советское время. Для нас это было самым главным, что может быть на земле, и заслоняло абсолютно всё: и учебу, и работу, и какие-то семейные связи. Мы буквально «утреневали» ко храму (как сказано в молитве: «утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему»), то есть с самого раннего утра постоянно хотелось быть в храме, видеть, слышать то, что там происходит. Я помню это чувство, до сегодняшнего дня память о нем в моем сердце.
Такое живое чувство к Богу должно быть у человека для того, чтобы ему хотелось молиться. Но, конечно же, оно есть не всегда. Человек —существо крайне непостоянное, и даже когда он достигает в своей жизни каких-то вершин, потом у него бывают периоды охлаждения и падения. Но память о том, что было — о прежних вершинах, будь то отношения с Богом или людьми — должна согревать человеческое сердце, когда пик чувств постепенно проходит. Тогда вместо охлаждения будет ровное горение, и потом оно будет разгораться все ярче. Есть ведь такие случаи, когда супруги, прожив друг с другом многие десятилетия, в конце своей жизни любят друг друга ничуть не меньше, а наоборот, даже сильнее, глубже, чем это было в юности.
Примерно такие же отношения могут быть у человека с Богом. Возможно, кому-то этот пример покажется не совсем корректным, но он понятен. Не надо забывать, что общение человека и Бога — это общение двух личностей, и оно требует того, чтобы человек постоянно возгревал, подпитывал свои чувства памятью о тех моментах, когда Господь Сам являлся человеческому сердцу. Вообще, каждый человек, который ходит в храм,— я в этом глубоко убежден — хотя бы однажды увидел Бога, почувствовал Его близость и еще здесь, на земле, испытал то чувство, о котором говорил апостол: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Память об этом дает человеку силы, когда приходит охлаждение.
Когда одна из духовных чад жаловалась в письме святителю Феофану Затворнику на свою холодность, на то, что она никак не может молиться, хотя еще вчера радовалась всему и Бога благодарила, он ответил так: посмотрите за окно — вчера солнышко светило, а сегодня дождик пошел. Это не зависит от нас с вами. Так же, говорит, и в человеческом сердце — то одно состояние, то другое. Но нужно научиться претерпевать периоды охлаждения, уныния, забвения о Боге и вновь к Нему возвращаться.
— Владыка, мы хотели бы задать Вам вопросы о молитве, которые есть у многих прихожан наших храмов. «У меня сложная жизненная ситуация. Молюсь, но она не разрешается, а становится все хуже. Что делать, как молиться, чтобы Господь услышал?» — спрашивает Сергей.
— Молиться надо неотступно. Но кроме того, нужно обязательно разбираться в ситуации, пытаться понять, почему она так складывается. Ведь иногда Господь хочет он нас, чтобы мы в чем-то изменились, чтобы мы потрудились сами. Допустим, мы просим Бога о чем-то, и Он ставит нас в такие обстоятельства, в которых мы можем волю Божию исполнить, сделав что-то своими собственными руками. Господь очень редко действует в человеческой жизни напрямую, с помощью какого-то явного чуда. Обычно люди исправляются людьми же.
Поэтому, я думаю, Сергею и тем, кого волнуют похожие вопросы, надо прежде всего очень внимательно разобрать эту сложную ситуацию, может быть, посоветоваться с кем-то из духовно опытных людей, чтобы понять: в чем именно моя вина в случившемся? Что я могу изменить не в окружающих людях, а в самом себе? И если мы что-то в себе изменим, то и ситуация после этого начнет меняться.
— Еще вопрос, скажем так, о действенности молитвы: «Хотел бы выяснить важные для меня вопросы. Как лучше (эффективней) исполнять молитвенное правило: мысленно или вслух? Если вслух, то шепотом или громко? К какой интонации при этом стремиться: церковной или своей собственной? Игорь»
— Вообще, подходить к молитве с точки зрения «эффективности» неправильно. А исполнять правило нужно так, чтобы это было наиболее полезно для нас. Все мы люди очень разные: у нас разные навыки, привычки, характеры. Кому-то удобнее читать про себя, кому-то вслух. Главное,чтобы тексты молитвословий, которые мы читаем, проходили через наше сердце, наше сознание. А темп молитвы, способ ее произнесения зависят от того, как человеку легче ее воспринимать. Лично у меня есть одна проблема с юности: в свое время я прочитал множество книг и читаю очень быстро. Скажем, молитвенное правило (три канона с акафистом) я могу прочитать про себя минут за пятнадцать, причем вполне осознанно. Поэтому, когда я служу, я всегда произношу молитвы вслух для того, чтобы это было чуть медленнее. Другой человек, может быть, наоборот, вслух читает по слогам, и ему удобнее читать про себя.
Что касается интонации, которую Игорь называет церковной (это чтение на одной ноте, спокойное, без эмоциональных всплесков),—я думаю, она предпочтительнее, потому что так человек лучше привыкает и к чтению в храме, ему потом легче в нем разбираться. Такое чтение в церкви на самом деле является более правильным, потому что в словах молитвословий должна звучать сама молитва, а не наши личные эмоции. Хотя относительно домашнего правила повторю — все это очень индивидуально и не имеет большого значения, лишь бы молитва была понятна человеку и проходила через его сердце.
— «Около десяти лет я молюсь и обращаюсь со своими нуждами к святой Матронушке. Просила, конечно, о земном: здоровья, замужества, чтобы дочь на бюджетное отделение поступила и т.д. Потому что еще перед смертью она сказала: “Все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях”. Я слово “скорби” понимаю как земные трудности, проблемы, печали, неудачи. Но в лекциях богослова профессора А.И Осипова говорится, что мы неправильно молимся, прося земные блага. Мы должны молиться, просить помощи в избавлении от грехов. А когда избавимся от греха, то Господь, видя наши нужды, Сам даст необходимое. Я теперь в сомнениях: и Матронушке верю, и профессору А.И. Осипову тоже верю. Поясните, как правильно молиться? Надо ли исповедоваться в том, что просила о земных благах? Ангелина»
— Нет, каяться в этом не надо. Профессор Осипов говорит о высоких вещах. Но мы пока живем в этом мире, и поэтому нас беспокоят, в том числе, и вещи житейские, о которых Вы пишете. Я всегда в таких случаях вспоминаю эпизод из жизнеописания преподобного Амвросия Оптинского. Однажды к нему пришла крестьянка из соседнего села и пожаловалась, что у нее мрут индюшата. И старец слушал, сочувствовал, объяснял ей, что и как делать. Крестьянка ушла утешенная. Было ли такое отношение правильным? У каждого есть какие-то нужды и скорби, и я думаю, что это нормально, когда человек обращается с ними к Богу.
Другое дело —и здесь я согласен с профессором Осиповым, сам часто об этом говорю,—чтонаши отношения с Богом ни в коем случае не должны ограничиваться только вот этим «дай, дай, дай»… Если мы христиане, нужно, чтобы мы думали и о каких-то более глубоких вещах, сами старались что-то принести Богу в жертву. «Сыне, даждь ми твое сердце»,— говорит Господь. Он ждет от нас нашего сердца, думаю, что это важнее всего.
Поэтому при видимой противоречивости позиций, которые приводятся в письме, правы обе стороны. Просить у Бога земных благ можно, и в этом нет ничего ни преступного, ни плохого. Но ограничиваться только этим нельзя, потому что наша земная жизнь — это подготовка к вечности. Самое главное —спасение нашей души. Именно этого надо просить у Бога и самим делать все, что от нас зависит.
— Еще один вопрос из числа тех, что часто можно услышать: «Говорят, чтобы понять волю Божию, надо помолиться. А как правильно молиться и как понять, что ответ действительно от Бога?»
— Есть такое правило: следовать тем обстоятельствам, в которые Господь тебя поставляет. Особенно если человек от сердца помолится и попросит Бога о помощи. А вообще надо во всех жизненных ситуациях руководствоваться Евангелием, и тогда ты исполнишь волю Божию, потому что в Евангелии воля Божия о нас совершенно четко определена.
— Следующие несколько вопросов, Владыка, опять об охлаждении в молитве. Это очень распространенный недуг… «Если сердце на молитву не отзывается уже продолжительное время, с этим надо смириться и принять? Например, молятся в храме, а я хочу, но не могу, а потом молитвы даже начинают раздражать: “Сколько же можно одно и то же?..” Ирина».
— Нет, смиряться с этим не надо, а нужно, как сказано у святителя Феофана Затворника, которого я только что цитировал, это состояние как-то переждать. В древнем Патерике есть интересный эпизод. Один новоначальный монах спрашивает более опытного: что делать, если нет желания молиться, наоборот, расслабление, уныние пришло? Старец советует: вставай, пересиливай себя, пытайся разогреть свое сердце. Монах жалуется, что не получается. Тогда, говорит старец, возьми свою мантию, завернись в нее и спи.
Этот совет, хоть он и выглядит шутливым, на самом деле очень мудрый. Потому что иногда бывает так, что человеку нужно просто прийти в себя, взять паузу. Но ни в коем случае не соглашаться с таким состоянием, а, отдохнув, постепенно возвращаться к молитве. И здесь, как я уже сказал, очень важное значение имеет память о том периоде, когда человек молился и был услышан Богом, когда ощущал единение с Ним, Его близость.
— «Уже много лет читаю вечерние и утренние молитвы, но встаю на правило с огромным трудом. Чем бы ни заниматься — лишь бы не молиться… Как изменить свое отношение к молитве, как полюбить ее? Татьяна»
— Бывает, что человек просто, что называется, осуетился, то есть обычные дневные заботы и хлопоты заняли слишком большое место в его жизни. Но при этом остался такой рудимент: надо встать на молитву утром и вечером. Конечно, когда живого отношения к Богу нет, через какое-то время этот рудимент начинает раздражать: ну зачем, спрашивается, тратить время на то, чтобы одни и те же слова повторять, когда сердце молчит? Нужно опять же остановиться и разобраться в себе. Причина всегда в самом человеке.
Еще бывает, что человек перестает молиться, держать пост, ходить в церковь, когда его образ жизни становится далеким от христианского. Мы ведь какие? Согрешили в одном, в другом, в третьем — но нам ведь тяжело, и времена такие, все так живут… Все мы знаем этот набор самооправданий. И постепенно, когда накапливаются какие-то недостатки, грехи, может быть, даже пороки, молиться становится невозможно. Попытки молиться вызывают только отторжение.
Причиной может быть все что угодно. Поэтому Татьяне и всем, у кого похожее состояние, надо подумать, разобраться в себе, в своей жизни и постараться внести коррективы. Тогда человек снова сможет молиться внимательно.
— Вы как-то говорили, Владыка, об опыте непрестанной молитвы. Но эти дела, хлопоты, о которых пишет наша читательница, они же не всем мешают молиться, по слову преподобного Серафима Саровского, который говорил, что молитва делу не помеха?
— Непрестанная молитва — это все-таки делание монашествующих, да и то не всегда в наше время это встретишь. В миру к этому стремиться не надо, но молиться часто можно и нужно. Знаете, есть непрестанная молитва, а есть ее противоположность —непрестанная суета… Вот эту непрестанную суету надо все-таки отодвинуть в сторону. Кроме того, молитва — это память о Боге. И хорошо приобрести такой навык: вот я хожу, разговариваю, что-то делаю —и все время помню, что есть Бог, Он над всеми моими делами. А обычно мы живем так, как будто Его нет, и вспоминаем о Нем редко. На самом деле, надо о Нем помнить всегда.
— «Подскажите, пожалуйста, как правильно поступать, если во время молитвы в голову лезет все что угодно, кроме самой молитвы… Читала два совершенно полярных мнения: перестать молиться, так как Бог все равно такую молитву не слышит,— или понуждать себя, молиться через силу. Инна»
— Останавливаться ни в коем случае не надо, следует понуждать себя. Чтобы восстановить внимание на молитве, можно время от времени делать такое упражнение: когда вы читаете правило и вдруг понимаете, что внимание «улетело», надо вернуться назад и читать уже со вниманием. Это сложно, и не нужно это делать постоянно, но пробовать надо, чтобы наладить в себе навык внимательного чтения.
Еще у того же святителя Феофана есть замечательный ответ на похожий вопрос. Одна из его духовных чад спросила: «Иногда я понимаю, что постояла на молитве и ничего в моем сердце не шевельнулось. Что делать?». Он ответил: «Тогда встаньте перед иконами, перекреститесь, вздохните, и скажите: “Господи, я не смогла Тебе сегодня принести мое сердце, прими от меня хотя бы ноги”». Он много говорит в своих письмах, что надо приучаться держать себя в порядке, быть собранным. Например: вот ты лежишь на диване, вспомни, что это неправильно, и вместо этого сядь, как полагается, выпрямись. Такие вроде бы мелкие внешние вещи помогают человеку держать себя в необходимых рамках, потому что, когда мы эти рамки упраздняем, мы растекаемся, теряем свою собранность. А без этого многое невозможно, не только Богу молиться — например, учиться. Посмотрите, многое из того, что мы говорим о молитве, можно сказать студенту, который не умеет учиться, потому что там точно то же самое: нет внимания. Поэтому многое в жизни человека изменится, многое станет делать легче, человек будет достигать больших успехов, если он настроит себя на правильную внимательную молитву.
Хочу посоветовать авторам этих вопросов и всем нашим читателям обязательно прочитать книгу святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Это ответы на подобные вопросы в форме писем. А тем, кто любит читать и не боится толстых книг, я рекомендовал бы собрание писем святителя Феофана, в которых содержатся исключительно глубокие, очень ценные, вполне современные материалы. Святитель отвечает на вопросы своих духовных чад, которые не так уж отличаются от тех, которые задаются сегодня. В свое время мне самому эти книги очень помогли.
Фото Алексея Лузгана и Андрея Гутынина
В молитве человек общается с Богом. В Православном «Катехизисе» митр. Филарета так и сказано: разговор души с Господом, т.е. диалог. Порой молитва может превратиться в монолог и со стороны, бывает, выглядит как малоразборчивое беглое вычитывание молитвенного правила или Псалтыри.
Молитвенный диалог не означает, что Господь явным образом отвечает на молитву человека, а скорее то, что человек должен так или иначе:
- быть уверен, что Бог существует;
- ощущать присутствие Божие;
- надеяться, что Бог примет его молитву.
Гордость как главное препятствие в молитве
Фото: .com
Апостол Петр в своем первом Послании (глава 5, стих 5) писал: «Бог гордым противится». Поэтому, чтобы человек был услышан в своих молитвах, ему необходимо молиться смиренно и сокрушенно. По этому поводу вспоминается притча Христа о фарисее и мытаре. Фарисей в молитве возвышал самого себя, хотя и благодарил Бога, но из-за своего тщеславия не снискал благоволения Божия. Грешный мытарь, ударяя себя в грудь, сокрушенно произносил: «Боже, будь мне милостив грешному» и перед очами Божиими стал выше фарисея, праведного в выполнении внешних обрядов.
Грешники
В Евангелии от Иоанна мы находим такие строки: «Грешников Бог не слушает». И там же далее читаем: «Слушает того, кто чтит Бога и творит Его волю».
Казалось бы, Господь ведь человеколюбец, как же Он не слушает грешных людей? Дело в том, что грешник грешнику рознь:
- Грешник, не кающийся в своих грехах, не будет услышан Богом.
- Грешник, искренне кающийся, умилостивляет Бога и более имеет надежды на то, что его молитвы будут услышанными и исполненными.
Когда еще молитва остается тщетной?
Фото: .com
Пожалуй, всякий богомолец сталкивался на личном опыте с тем, что Господь не всякий раз спешил исполнять просимое в молитве. Кое-кто даже после этого переставал вообще просить Бога о чем-то и даже терял веру. Почему так происходит?
Важно: Об этом писал еще апостол Иаков, что человек может не получать просимое оттого, что просьбы его не на добро, а ради удовлетворения своих вожделений.
К Богу нельзя подходить с человеческой логикой – Он бесконечно ее выше и мудрее. Он не действует по человеческим прихотям подобно джину. Ему ведомо и прошлое, и настоящее, и будущее, и помыслы каждого человека. Таким образом, от Него не скроется лукавство человека, если тот будет просить о чем-то, но питать при этом неправедные замыслы.
Мечтательность
Святые отцы предостерегают от стремлений во время молитвы к откровениям, высоким духовным состояниям, сладостным чувствам и мечтательности, которые так популярны в восточных культах и у католиков. В Православии подобные состояния опасны тем, что они могут вовлечь человека в «духовную прелесть», или «прельщенность», что означает:
- Принятие демонического воздействия или собственных фантазий за божественное, и как следствие второй пункт;
- Представление о том, что достиг определенной степени чистоты или праведности.
В православном понимании молитва должна быть трезвенной, без представлений образов святых или ангелов в воображении.
Важно: Если во время или после молитвы вас посетил образ в виде Христа, Богородицы, святого или ангела, проявите предельную бдительность, поскольку демоны могут обманывать людей, являясь в облике какого-нибудь святого.
Меры предосторожности:
- Грешнику святые являться вряд ли могут. По утверждению святых отцов, человек, не очищенный от страстей и не стяжавший христианского смирения, не способен воспринимать общение со святыми.
- Перекреститесь сами и перекрестите явившийся вам образ, затем попросите его прочитать Иисусову молитву. Святой не обидится от этой просьбы, а наоборот похвалит за рассудительность. Демоны же неспособны прочитать внятно эту молитву, они непременно ее начнут коверкать или не смогут произнести до конца.
Примеры:
- Преподобному Никите было явление демона в образе ангела. Святой не распознал обмана и поклонился такому «ангелу». После этого Никита долгое время пребывал в «прелести» и в повиновении нечистому духу, пока, наконец, по молитвам монахов он не освободился от демонического воздействия.
- К святому Исаакию ночью во время молитвенного бдения явились демоны в обличии ангелов, которым он поклонился, забыв о мерах предосторожности. Бесы тогда возымели над ним власть и заставили его плясать до потери сознания. Святой долгое время после случившегося не мог ни пошевелиться, ни говорить, ни слышать, ни вкушать пищи. По молитвам преп. Феодосия он спустя какое-то время пришел в себя и искренне покаялся.
Образец
Господь просит нас быть немногословными в наших молитвенных прошениях: «Не говорите лишнего, когда молитесь…» (Матф. 6 глава)
Когда апостолы просили Христа научить их правильной молитве, Он им передал «Отче наш». Несмотря на всю ее простоту и краткость, в ней есть все то, о чем нужно просить у Бога. В строках «хлеб наш насущный» следует понимать пищу вообще, в «избави от лукавого» – просьбу сохранить от всякого зла, конфликтов, ссор, нападок и искушений.
Св. Иоанн Златоуст утверждал, что «Отче наш» – это образец молитвы и что Богу угодны не обилие слов, а бдительность души. На основе этой молитвы не возбраняется молиться собственными словами. Как говорил св. Василий Великий, порядок молитвословий должен быть при этом таким:
- Прославление Бога;
- Благодарение за все благодеяния Божии;
- Исповедание своих грехов;
- Испрашивание благопотребного для себя, но более всего того, что необходимо для спасения души.
Что нужно для правильной молитвы?
Фото: Flickr.com
Некоторые люди считают, что молиться нужно только в храме. На самом деле личная молитва может совершаться в любом месте и во всякий час, как писал о том апостол Павел.
Молиться можно как перед иконой, так и без нее.
Важно иметь:
- Внимание и сосредоточенность;
- Смирение;
- Покаянное чувство;
- Страх Божий;
- Настойчивость в прошениях;
- Благодарность Богу.
Православный молитвослов
Фото: .com
Известен также под названием «молитвенное правило». В нем собраны древние молитвы святых отцов (в основном 4 века), которые позднее были переданы верующим. Оно помогает усвоить правильный молитвенный настрой.
Совет: Не вычитывайте молитвенное правило механически и поспешно ради соблюдения формальности.
Важно: По выражению св. Игнатия Брянчанинова, молитвенное правило восполняет душу верующего недостающим числом правильных молитвенных и богоугодных мыслей/чувствований.
Магизм
К сожалению, в наше время есть немало людей, далеких от Церкви, с магическим отношением к молитве, т.е. когда практикуется вычитывание «правильных» (на самом деле неправославных) молитв да еще и в определенном количестве. Когда к таким людям попадает текст некой редкой и таинственной молитвы, у них возникает убежденность, что благодаря ей все дела пойдут в гору и болезни пройдут, и муж завяжет с алкоголем, и дети станут прилежнее учиться.
Было немало примеров святых отцов, которые молились по ночам, чтобы предотвратить какое-нибудь бедствие или ради спасения кого-то. Молитва при этом могла быть самой простой, например, «Господи, помилуй!». Святой произносил только слова или себя целиком обращал к Богу? Настоящий молитвенный труд тяжкий, это как пот кровавый проливать, тут не дело только в часто повторяемых словах.