Содержание
Псалтирь | псалом 129
Данный псалом имеет отношение не к какой-то преходящей заботе – личной ли, всенародной ли, – но к общему состоянию души. Его причисляют к одному из семи покаянных псалмов, с помощью которых подчас совершается молитва покаяния, когда Церковь принимает кающегося. Воспевая данный псалом, каждый из нас должен позаботиться применить его к себе. Здесь псалмопевец выражает (I) свое желание Господу (ст. 1,2).
(II) Покаяние перед Всевышним (ст. 3,4).
(III) Ожидание Господа (ст. 5,6).
(IV) Упование на Бога (ст. 7,8).
Песнь восхождения.
Стихи 1-4. В этих стихах нас учат:
I. Независимо от условий, какими бы прискорбными они для нас ни оказались, настойчиво взывать к Господу (ст. 1). Лучшие из мужей подчас оказывались в глубине, их постигала большая беда и скорбь, и они совершенно не знали, как поступить, переживая глубокое горе, на грани полного отчаяния, подавленные и мрачные, упавшие духом в тревоге и унынии. Но мы имеем преимущество: даже из самых глубин можем воззвать к Господу, и Он нас услышит. Молитва способна достичь самых высот неба, и хотя не из преисподней, но из глубочайшего горя, которое только может нас постичь в этом мире. Так Иеремия взывал к Господу из ямы, Даниил – изо рва, Иона – из утробы кита. Взывать к Господу – в наших интересах, к тому же это – наш долг, ибо только так мы убережемся от дальнейшего падения вниз и выберемся из страшного рва, из тинистого болота (Пс 39:2,3).
II. Настойчиво взывая к Господу, заверять самих себя в том, что получим от Всевышнего ответ о мире. Ибо именно об этом с верою молился Давид: «Господи! услышь голос мой, мою жалобу и молитву. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих и к скорби моей» (ст. 2).
III. Смириться перед справедливостью Всевышнего, ибо мы виновны в Его очах и неспособны дать Ему ответ даже за одно-единственное из тысячи своих беззаконий: если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит? (ст. 3). То, что псалмопевец в такой короткой фразе называет Бога Господом дважды (Яхве и Адонай), свидетельствует об особой чуткости и безмерном благоговении перед славным величием Всевышнего и о страхе перед Его гневом. Нам следует научиться (1) признавать собственные беззакония и то, что мы не можем оправдаться перед Богом или претендовать на вердикт о невиновности. Ибо именно непризнание вины – самое вопиющее из всех наших беззаконий и подлежит порицанию.
(2) Признавать власть и справедливость Бога: если бы Ему было угодно вменить нам все наши неправедные деяния, надежды на выход уже бы не было. Око Всевышнего способно разоблачить наилучшего из людей и обосновать обвинительный приговор. И если Господь возбудит против нас дело, мы окажемся абсолютно беспомощными, выстоять не сможем, и, несомненно, будем низвергнуты. Если бы Всевышний поступил с нами справедливо и по всей строгости, мы бы пропали. Если Он примет во внимание все наши беззакония, то увидит, как их много и как они велики, насколько серьезны и дерзки. И тогда, если Господу пришлось бы поступать с нами по делам нашим, Он лишил бы нас всякой надежды на Свое расположение и подверг Своему гневу. И как бы мы смогли себе помочь? Мы не способны ни скрыться, ни сопротивляться, ни выжить под воздающей за беззакония руке Всевышнего.
(3) Так будем же восхищаться долготерпением и снисходительностью Господа; нас следовало бы уничтожить, если бы Ему пришлось вменить нам все наши беззакония, и Он это знает, поэтому терпит нас. Ибо по милости Бога нас не поглотил Его гнев.
IV. Нас учат отдаться прощающей милости Всевышнего и находить в этом для себя утешение, когда мы видим, насколько отвратительны в свете Его справедливости (ст. 4). В этих стихах (1) кающийся грешник открывает для себя Божью благодать и умоляет о ней: «Но у Тебя прощение». Всякий раз, приближаясь к Господу, мы испытываем невыразимое утешение, зная, что у Него прощение, ибо именно в последнем мы нуждаемся. Господь наделил Себя властью прощать грех, Он объявил Себя полным благодати и милости, готовым простить (Исх 34:6,7). Бог обещал простить грехи истинно кающихся. Ни разу Господь не обошелся безжалостно с обратившимися к Нему, они же нашли, что у Всевышнего можно вымолить милость, которую Он без промедления являет. У нас – беззакония, поэтому мы радуемся, что у Господа милость. Есть и такое чтение стиха: «У Тебя умилостивление». Иисус Христос – великая искупительная жертва — выкуп, предложенный Всевышним. Теперь наш Господь навеки с Отцом, чтобы ходатайствовать за нас, и через Него мы надеемся обрести прощение.
(2) Совершив данное открытие, мы узнаем, в чем состоит наш долг: «Но у Тебя прощение, не для того, чтобы нам превозноситься и дерзить, но чтобы благоговеть пред Тобою, дабы Тебе, Господи, поклонялись и служили сыны человеческие, которые, будучи грешниками, не могли бы общаться с Богом, если бы только Он Сам не был Господином, который волен не замечать великое множество недостатков». Итак, мы с вдохновением приступаем к служению Всевышнему, ибо знаем, что нас не отвергнут за мелкие проступки, если наше покаяние было истинным. В данном псалме по-особому звучит призыв к грешникам покаяться и вернуться к страху Господню, ибо Бог полон благодати и милости и примет кающегося грешника (Иоил 2:13; Мат 3:2). И особо нам надлежит иметь святой страх и благоговение перед прощающей милостью Всевышнего. «…И будут благоговеть пред Господом и благостью Его» (Ос 3:5). И тогда мы вправе ожидать благословения прощения, которое у Господа, если только сделали сие прощение объектом своего святого страха.
Стихи 5-8. Здесь:
I. Псалмопевец говорит о своем твердом намерении довериться Господу и ожидать Его (ст. 5,6). Обратите внимание:
(1) свое упование на Всевышнего автор псалма выражает в кульминационном моменте, или подъеме песни восхождения: «Надеюсь на Господа; именно от Него я жду облегчения и утешения, веруя в то, что оно придет, страстно жажду и в то же время полон терпения и решимости, пока оно не наступило, не принимать помощи ни от кого другого. Надеется душа моя; я искренне уповаю на Всевышнего и не только на словах. Я жду, и именно на Господа надеется душа моя, на дар Его благодати и действия Его власти.
(2) Основание для такого упования: на слово Его уповаю. Мы должны надеяться только на то, что Господь обещал в Своем слове, а не на химеры собственных фантазий и плод воображения; мы должны надеяться на это, потому что Всевышний обещал, а не просто потому, что мы так себе думаем.
(3) На силу упования – «более, нежели стражи – утра, стражи, которые уверены, что утро наступит, так и я уверен, что Господь вернет мне милость по обетованию; ибо Божий завет надежнее, чем порядок смены дня и ночи, ибо когда-то им придет конец, в то время как Божий завет вечен».
Жаждут наступления утра. Часовые, стоящие в дозоре у стен города, сиделки у постели больных и путешественники, отправившиеся в дальние страны, желают увидеть рассвет задолго до его наступления; но еще усерднее этот благочестивый муж жаждет увидеть знаки Божьего расположения и явление благодати Всевышнего, и он узнает об их приближении быстрее, чем ждущие утра увидят первые признаки рассвета. Доктор Хаммонд предлагает такое чтение стиха: «Моя душа спешит к Господу от утренней стражи, от утренней стражи» и толкует его следующим образом: «Каждый день я обращаюсь к Тебе, с раннего утра – к Тебе мои молитвы, сама моя душа пред Тобою, когда священники совершают утреннее жертвоприношение».
II. Псалмопевец воодушевляет весь Божий народ таким же образом довериться Всевышнему и уповать на Него: да уповает Израиль на Господа и ожидает Его, не только народ в целом, но каждый благочестивый человек, прозывающийся именем Израиля (Ис 44:5). Пусть всякий, посвятивший себя Господу, с радостью пребывает в Нем (ст. 7,8) по двум причинам:
(1) ибо сам свет природы открывает нам, что у Господа милость, что Бог Израиля – Бог милостивый и Отец милосердия. У Него милость; она не просто присуща естеству Всевышнего, но Господь находит в ней радость, это одно из самых любимых Его свойств. Милость присутствует во всех делах Бога и во всех Его советах.
(2) Ибо свет Евангелия открывает нам, что многое у Него избавление, которое Господь Сам замыслил, дабы оно исполнилось при наступлении полноты времен; с самого начала оно было сокрыто в Боге. Здесь обратите внимание на природу данного избавления; это – избавление от греха, от всего греха, поэтому оно не может быть ничем иным, кроме вечного искупления, совершенного Иисусом Христом, ибо именно Он спасет людей Своих от грехов их (Мат 1:21), именно Он избавляет нас от всякого беззакония (Тит 2:14) и отвращает нечестие от Иакова (Рим 11:26). Именно Христос избавляет нас и от осуждения, и от доминирующей власти греха.
На полноту данного избавления; речь идет о многом избавлении; оно заключено во вседостаточной полноте заслуги и благодати Искупителя, которой хватит на всех и каждого. «Хватит и для меня», – говорит верующий. Избавление от греха включает избавление от всех других зол, поэтому оно – многое. На людей, которым принадлежит данное избавление: Он избавит Израиля, Израиля по духу, каждого, как Израиль, состоящего с Богом в завете, каждого, кто подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
Помимо молитвенного обращения к Богу и покаяния, строки христианского псалма 129 пронизаны надеждой, что характерно для всех религиозных гимнов Псалтири.
Текст молитвы псалом 129
На церковнославянском языке
Песнь степе́ней.
1 Из глубины́ воззва́х к Тебе́, Го́споди, Го́споди, услы́ши глас мой.
2 Да бу́дут у́ши Твои́ вне́млюще гла́су моле́ния моего́.
3 Аще беззако́ния на́зриши, Го́споди, Го́споди, кто постои́т? Яко у Тебе́ очище́ние есть.
4 И́мене ра́ди Твоего́ потерпе́х Тя, Го́споди, потерпе́ душа́ моя́ в сло́во Твое́, упова́ душа́ моя́ на Го́спода.
5 От стра́жи у́тренния до но́щи, от стра́жи у́тренния да упова́ет Изра́иль на Го́спода.
6 Яко у Го́спода ми́лость, и мно́гое у Него избавле́ние, и Той изба́вит Изра́иля от всех беззако́ний его́.
На русском языке
Песнь восхождения.
1 Из глубины взываю к Тебе, Господи.
2 Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих.
3 Если Ты будешь замечать беззакония, Господи, Господи, кто устоит? Ибо у Тебя умилостивление.
4 Ради имени Твоего я ожидал Тебя, Господи, положилась душа моя на слово Твоё, уповала душа моя на Господа.
5 От стражи утренней до ночи, от стражи утренней да уповает Израиль на Господа.
6 Ибо у Господа милость, и велико́ у Него избавление, и Он избавит Израиль от всех беззаконий его.
История написания
Одна часть христианских исследователей полагает, что псалом 129 был написан во времена вавилонского пленения евреев. Другие толкователи считают, что текст был написан уже после него, во времена Ездры и Неемии. Автор взывает к Богу с мольбой о прощении грехов народа Израиля. Текст псалма 129 – это молитва угнетенного народа, возлагающего на Бога свои чаяния на спасение.
Когда читать псалом 129?
Псалом 129 читается на вечерней службе перед пением стихир на «Господи, воззвах» на старославянском языке. Но можно читать его и дома.
Автор подчеркивает, что Бог справедлив, и Его кара является заслуженной. Но Господь имеет великую силу прощать грехи как отдельного человека, так и целых народов. Псалмопевец твердо убежден, что Он поступит так и на этот раз.
Но всепрощение Господа пробуждает в благочестивых людях и благоговейный страх перед Ним. В Священном Писании немало примеров того, как люди меняются под влиянием этого чувства перед Богом. Господь прощает, но нельзя подходить к этому обстоятельству легкомысленно.
Дома псалом 129 читают на русском языке с ощущением благоговейного страха перед Господом в следующих случаях:
- с просьбой о сохранении благополучия;
- с мольбой о снисхождении Господа к сделанным в течение дня беззакониям.
Считается, что если читать текст псалма 129 с усердием, то он поможет в поисках работы.
Толкование псалма 129
Этот псалом – молитвенное воззвание к Господу явить милость Своему народу. Когда псалом воспевался иудеями, не сомневающимися, что Бог прощает грехи, в нем выражалось упование народа Израиля, что наступит час, когда Господь избавит его от последствий всех грехов, навлекших тяжелые испытания.
Псалом 129 причисляют к одному из семи покаянных псалмов, с помощью которых совершается молитва покаяния.
Чтобы лучше понять его глубинный смысл, следует разобрать толкование псалма 129 по каждому стиху:
- Стих 1: автор взывает «из глубины», т.е. из бедствий плена и отвержения от Бога.
- Стих 2-3: пленники молят Господа о снисхождении к своим грехам, ведь на земле нет безгрешных людей. Если бы Господь насылал кару на каждого, то никто бы не избежал наказания.
- Стих 4: Господь может освободить от грехов, а затем и помиловать.
- Стих 5: уповая на Господа, автор ожидает проявления Его милости с нетерпением гораздо большим, чем ожидают стражи утра (имеются в виду ночные стражи, ходившие по городу в ожидании своей утренней смены).
- Стих 6: заключительная мольба об избавлении Израиля от всех беззаконий его.
БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 129
1 Пeснь степеней. Из глубины воззвах к тебe, Господи: Господи, услыши глас мой. | 1 Песнь степеней. Из глубины (сердца) я воззвал к Тебе, Господи: |
2 Да будут уши твои внемлющe гласу моления моего. | 2 Господи, услышь голос мой! Да будут уши Твои внимательны ко гласу моления моего. |
3 Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? яко у тебе очищение есть. | 3 Если беззакония будешь усматривать, Господи, Господи, кто устоит? |
4 Имене ради твоего потерпeх тя, Господи, потерпe душа моя в слово твое: упова душа моя на Господа. | 4 Ибо у Тебя (лишь) очищение. Ради имени Твоего, |
5 От стражи утренния до нощи, от стражи утренния да уповает Израиль на Господа: | 5 Господи, я уповал на Тебя, потерпела душа моя в слове Твоем, |
6 яко у Господа милость, и многое у него избавление: и той избавит Израиля от всeх беззаконий его. | 6 уповала душа моя на Господа; От стражи утренней до ночи, от стражи утренней |
7 да уповает Израиль на Господа. Ибо у Господа милость и великое у Него избавление, | |
8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его. |
«Песнь степеней. Из глубины (сердца) я воззвал к Тебе, Господи: Господи, услышь голос мой!» (ст. 1).
1. Что значит: «из глубины»? Не просто устами, не просто языком, – потому что слова льются и тогда, когда мысль блуждает, – но из глубины сердца, с великим усердием и ревностью, из самых оснований души. Таковы души скорбящих: они потрясаются всецело, в самом сердце, призывая Бога с великим сокрушением; потому и бывают услышаны. Такие молитвы имеют великую силу, не рассеиваясь и не колеблясь, хотя бы диавол нападал с великою дерзостью. Как дерево крепкое, весьма глубоко пустившее корни в землю и обхватившее недра ее, противостоит всякому порыву ветра, а дерево, держащееся на поверхности, колеблется при малом дуновении ветра, вырывается с корнем и падает на землю, так точно и молитвы, исходящие из недр души и имеющие корень в глубине ее, остаются крепкими и неослабными и не колеблются, хотя бы приступали бесчисленные помыслы и все полчище диавола; а молитвы, исходящие из рта и с языка, но не происходящие из глубины души, не могут даже взойти к Богу, по беспечности молящегося, потому что малейший стук возмущает его и всякий шум отвлекает его от молитвы, – уста его издают звук, но сердце пусто и ум не занят. Не так молились святые, но с такою ревностью, что преклонялось и все тело. Блаженный Илия, готовясь молиться, во-первых, искал уединения; потом, положив голову между коленами и воспламенив в себе великую горячность, таким образом совершал молитвы (3Цар.18: 42). Если хочешь видеть и прямо стоящего на молитве, то посмотри опять на него же, когда он обратился к небу и молился с таким напряжением, что низвел огонь свыше (3Цар.18:36). Также, когда он хотел воскресить сына вдовы, то простерся весь и совершил это воскрешение, не рассеиваясь и не зевая, подобно нам, но воспламеняясь ревностною молитвою. Впрочем, для чего говорить об Илие и других святых?
Я часто видал женщин, которые за отсутствующего мужа или больного ребенка так молились из глубины души, проливали такие потоки слез, что достигали цели молитвы. Если же так пламенно молятся женщины за ребенка и отсутствующего мужа, то может ли получить прощение муж, молящийся безжизненно, с мертвою душою? Потому мы часто и отходим тщетными после молитвы. Послушай, как Анна молилась из глубины души, какие проливала потоки слез, как возвышалась посредством молитвы (1Цар.1:10). Кто молится таким образом, тот еще прежде, нежели получить просимое, получает от молитвы великие блага: укрощает все страсти, смиряет гнев, изгоняет зависть, подавляет похоть, ослабляет любовь к вещам житейским, доставляет душе великое спокойствие, восходит на самое небо. Как дождь, падая на твердую землю, размягчает ее, или как огонь смягчает железо, так подобная молитва, еще сильнее огня и лучше дождя, смягчает и орошает ожестевшую от страстей душу. Душа сама по себе нежна и восприимчива; но как вода Истра часто окаменевает от холода, так и душа наша от греха и беспечности отвердевает и делается камнем. Поэтому нам нужна великая горячность, чтобы размягчить затверделость ее. Это преимущественно совершает, молитва. Итак, когда ты приступаешь к молитве, то заботься не о том только, чтобы получить просимое, но чтобы и во время самой молитвы сделать свою душу лучше, – потому что и это производит молитва. Молящийся таким образом становится выше всего житейского, окрыляет свой ум, делает мысль свою легкою, не уловляется никакою страстью. «Из глубины (сердца) я воззвал к Тебе, Господи». Здесь пророк употребляет два выражения: «из глубины» и «воззвал», разумея под воззванием не звук голоса, а расположение души. «Господи, услышь голос мой!». Отсюда мы научаемся двум истинам: во-первых, той, что невозможно получить чего-нибудь от Бога, если не будет должного с нашей стороны; потому он наперед сказал: «из глубины воззвал», а потом: «услышь»; во-вторых, той, что молитва напряженная и исполненная слез умиления может с великою силою преклонять Бога к принятию молитвы; потому пророк как бы совершив нечто великое и исполнив должное с своей стороны, продолжает: «Да будут уши Твои внимательны ко гласу моления моего» (ст. 2). Ушами он называет способность слушать; а под гласом опять разумеет не звук дыхания, не крик, а напряженное состояние души. «Если беззакония будешь усматривать, Господи, Господи, кто устоит? Ибо у Тебя (лишь) очищение» (ст. 3)? Дабы кто-нибудь не сказал: я, грешник, исполненный бесчисленных зол, не могу приступать, молиться и призывать Бога, пророк для уничтожения такого недоумения говорит: «если беззакония будешь усматривать, Господи, Господи, кто устоит?» Слово: «кто» здесь означает: никто, потому что невозможно, поистине невозможно, никому никогда удостоиться милости и человеколюбия, если будут исследованы дела его со всею строгостью.
2. Это мы говорим не для того, чтобы ваши души предавались беспечности, но чтобы ободрить впадающих в отчаяние. «Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?» (Притч.20:9)? Но для чего говорить о других? Если бы я вывел Павла и стал требовать от него строгого отчета в делах его, то и он не мог бы устоять. В самом деле, что он мог бы сказать? Он тщательно изучил пророков, был ревнителем отеческого закона, видел совершавшиеся знамения, и однако, оставался гонителем и переменился не прежде, как получив чудное видение и услышав страшный глас; а до того времени все приводил в смятение и разрушал. Но Бог, не смотря на все это, призвал его и удостоил великой благодати. А верховного Петра, не обвиняет ли то, что он подвергся тяжкому падению после бесчисленных чудес и знамений, после такого предостережения и совета? Но Господь, не смотря на это, поставил его первым апостолом. Потому и говорил: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк.22:31-32). После этого, если бы Бог пришел судить не с милостью и человеколюбием, но требовать строгого отчета, то непременно всех нашел бы виновными. Вот почему и Павел говорил: «хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь» (1Кор.4:4). «Если беззакония будешь усматривать, Господи, Господи». Не напрасно пророк употребляет повторение, но в знак своего удивления и изумления великому человеколюбию Господа, бесконечному Его величию и неизмеримой пучине Его благости. «Кто устоит?» Не сказал: кто убежит, но: «кто устоит?» Не в состоянии будет, говорит, даже устоять. «Ибо у Тебя (лишь) очищение». Что значит: «ибо у Тебя очищение» Избежать наказания можно не за наши добродетели, но по Твоей благости, потому что избавить от суда зависит от Твоего человеколюбия. Если мы не удостоимся его, то наши дела не в состояние спасти нас от будущего гнева.
Детально: из глубины воззвах к тебе господи — со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.
Оглавление
Из глубины воззвах к тебе, Господи; Господи, услыши глас мой. Да будут уши твои внемлюще гласу моленiя моего. Аще беззаконiя назриши, Господи, Господи, кто постоит? яко у тебe очищенiе eсть. Имене ради твоего потерпех тя, Господи, потерпе душа моя в слово твое; упова душа моя на Господа. От стражи утреннiя до нощи, от стражи утреннiя да уповает Израиль на Господа; яко у Господа милость, и многое у него избавленiе; и той избавит Израиля от всех беззаконiй eго.
Перевод
Из глубины взываю к Тебе, Господи. Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих. Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит? Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою. Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю. Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи – утра, более, нежели стражи – утра. Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление, и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
Песнь степеней |
Песнь ступеней. |
1 Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой. |
1 Из глубины я воззвал к Тебе, Господи, Господи, услышь голос мой: |
2 Да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего. |
2 да будут уши Твои внимательны к голосу моления моего. |
3 Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Яко у Тебе очищение есть. |
3 Если Ты будешь замечать беззакония, Господи, Господи, кто устоит? Ибо у Тебя умилостивление. |
4 Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, упова душа моя на Господа. |
4 Ради имени Твоего я ожидал Тебя, Господи, положилась душа моя на слово Твоё, уповала душа моя на Господа. |
5 От стражи утренния до нощи, от стражи утренния да уповает Израиль на Господа. |
5 От стражи утренней до ночи, от стражи утренней да уповает Израиль на Господа. |
6 Яко у Господа милость, и многое у Него избавление, и Той избавит Израиля от всех беззаконий eго. |
6 Ибо у Господа милость, и велико у Него избавление, и Он избавит Израиль от всех беззаконий его. |
Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой. Да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего. Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Яко у Тебе очищение есть. Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, упова душа моя на Господа. От стражи утренния до нощи, от стражи утренния да уповает Израиль на Господа. Яко у Господа милость, и многое у Него избавление, и Той избавит Израиля от всех беззаконий его.
Из глубины воззвах к Тебе, Господи!
св. Иаков Персянин.
На днях некто сказал мне, что модернисты и «церковные либералы» гораздо активнее, харизматичнее и пассионарнее, нежели православные. Я не понял этого человека, и не понимаю до сего момента.
Модернисты непрестанно — начиная с B. C. Соловьева — выдвигают бессмысленные положения и абсурдные обвинения против Православия. Я согласен с тем, что это тяжкий труд, одушевленный некоей идеей, окрашенный страстью к словопрениям и враждой против истины. Блж. Августин писал о «беспокойной горячности» еретиков следующее: «Хам же, имя которого в переводе значит «горячий»… означает род еретиков, пылающий духом не мудрости, а нетерпения, которым обыкновенно воспламеняются страсти еретиков и возмущают мир святых» (Августин блж. О Граде Божием // Творения. Киев, 1907. Часть 5. С. 138-139).
Дух мудрости и дух нетерпения не поддаются взаимному сопоставлению. Поэтому никак невозможно сравнить активность еретиков-модернистов с православными действиями. Их духовность ничего не имеет общего с христианской духовностью. Так же и беспокойная горячность еретиков несравнима по величине или по степени с ревностью о Христе.
Для ереси и Православия нет никакой общей меры.
Сравнивать себя с модернистами весьма опасно. Мы уже сталкиваемся с рассуждением: если 10 статей в защиту Православия — это хорошо, то 100 — в десять раз лучше. Но это значит не понимать самой сути православного действия. Здесь аргументы надо взвешивать, а не подсчитывать. И не только одна книга может быть весомее сотен других книг, но даже само молчание может оказаться сильнее всех выступлений.
Пророк Амос говорит: «Разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время» (Ам. 5:13). Св. Ефрем Сирин так толкует эти слова Пророка: разумный богач «освободит себя от саждения и созидания, приобретет же душу свою покаянием, и наздаст себя милостынями» (Ефрем Сирин св. Толкование на книгу пророчества Амоса// Творения: В 8-ми томах. Сергиев Посад, 1901. Т. 6. С. 131).
Этим самым различается между тем, что можно делать всегда, и тем, для чего нужно подходящее время. Совершать дела милосердия нужно всегда, а созидание и насаждение требует подходящего времени и условий.
Так почему — без всякого рассуждения и основания — мы уверены, что способны исправить ситуацию, сделав то-то и то-то, написав статью или сотни статей и книг, собрав круглый стол или сотни «столов» и конференций? Почему мы заведомо считаем, что ситуация поправима: «все не так уж плохо»?
А я вижу, что болезнь мира неизлечима и, во всяком случае, превышает наши средства для уврачевания. Я пытаюсь этого не видеть, я не хочу это понимать, но не могу.
Я вижу и другое. Те, кто призывает действовать, потому что «надо что-то делать», потеряли веру в то, что делают они сами. Они утратили веру в собственный успех, и поэтому безразлично относятся к успеху или неуспеху других. «Надо что-то делать»? Не «что-то», а то, что должно.
В чем успех и в чем неуспех? Успех в том, чтобы сказать правду. Поражение — сказать не всю правду. Но откуда такая смелая задача: сказать всю правду? От страха Божия. Поскольку мы помним, как наказаны Анания и Сапфира, утаившие из цены и лишь некоторую часть принесшие к ногам Апостолов (Деян. 5:1-10).
Насколько трудно сказать всю правду, до конца, до последней капли! Трудно даже желать этого. Сердце с трудом переносит эту жажду правды. Если это действительно желание правды, то оно трансцендентно. Это любовь к Богу, превосходящая и побеждающая все мирское и здешнее.
«Православные страдают слабостью воли», — сообщил мне мой собеседник. Воли не хватает? Да в воле ли дело! Не в направлении ли ее? Того ли мы желаем? Потому что одной силы желания здесь мало.
Что же ты предлагаешь, спросят меня: ничего не делать?
Я лишь не хочу забывать о том, что центром христианской деятельности является надежда на Бога и вера в Бога. Разве христианская вера и надежда есть проявление апатии и бездействия? С каких это пор?
В чем наша надежда и вера: в том, что мы надеемся, что все не так плохо, как кажется? Или мы надеемся на Бога, всесильного и всемилостивого, даже в безвыходных для нас ситуациях? Это разная надежда.
Вера в то, что Бог Всемогущ, побуждает нас положиться на волю Божию. Но чтобы положиться на волю Божию (относительно судеб мира, народов, царств), надо сначала ее познать!
Надо знать положение вещей, а не желать его знать — глупость.
Надо верить в Бога, верить, что только Он действует и побеждает. А не верить этому нельзя.
Мы не можем остановить тысячу и одну ересь, выступающую под единым флагом модернизма. Мы не можем восстановить Христианскую государственность. Мы понимаем, что эти и другие наши бедствия — результат Божия суда над Россией и Русской Церковью.
В этом отношении мы бессильны пред злом. Все плохо — и хуже, чем мы способны осознать. Но разве признание в этом — признак слабости, капитуляции, бездеятельности? Вовсе нет. Это сила, а не слабость, потому что, оставив опору на свои силы и на «все не так уж плохо», мы переходим к надежде на Бога и к вере в Одного Бога.
Признав, что болезнь неизлечима, мы обращаемся к Тому, Кто победил саму смерть. «Когда я немощен, тогда силен», — говорит Апостол (2 Кор. 12:10). Св. Иоанн Златоуст принимает эту немощь и одобряет: «В немощах наших обнаруживается сила Божия, и я тогда бываю силен. Ибо тогда наипаче действует благодать Божия. «По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор. 1:5). Где скорбь, там и благодать; а где благодать, там и утешение и сила к подъятию скорби» (Феофан Затворник св. Толкование посланий св. Апостола Павла. Второе послание к коринфянам. М., 1894. С. 414).
Возвестивший о своей немощи Апостол говорит в другом месте: «Все .могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13). Что такое «все», что может Апостол и всякий христианин?
Св. великомученик Иаков Персянин претерпел ужасные мучения, ему были отрезаны все конечности, и в этом страдании он молился:
Свят, свят, свят Ты, Бог Вседержитель, Отец и Сын и Святый Дух, восхваляемый Херувимами и прославляемый Серафимами и славимый всем небесным воинством и всякою тварью, Бог живых и мертвых. Помоги мне, еле живому, потому что все мои члены отрезаны и тело мое лежит, как мертвое, и только чуть-чуть теплится во мне жизнь: я не имею ног, на которых бы стоял пред Тобой, Господи; не имею рук, которые воздевал бы, молясь Тебе, Владыке моему; не имею колен, на которые мог бы припасть, поклоняясь Тебе, моему Создателю: руки, ноги, плечи и голени отсечены у меня, и я повержен пред Тобою, Владыка, как развалившийся храм, или дерево без ветвей; посему умоляю Тебя, Человеколюбче, не оставь меня до конца, но избавь из темницы душу мою.
Вот «всё», что может христианин совершить верой: дать Богу действовать в себе могущественно (Кол. 1:29).
Роман Вершилло
5 января 2008
Православное
из переписки…
Вот начало 129-го псалма:
Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой. Да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего. Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Яко у Тебе очищение есть. Мы находимся в глубине: нашей души, наших проблем, наших грехов, нашего беззакония. И в этой глубине все беспросветно, и любые действия лживы… И тогда мы обращаемся к Тому, Кто больше, Кто дарует очищение, Кто дает жизнь. Это обращение безусловное: мы понимаем, что сами ничего не можем, что все наши усилия тщетны – и взываем из глубины своего бессилия. Такое обращение перекидывает мостик через бездну нашего “не могу” и прокладывает путь через горы нашего самоутверждения.
Надо совершить совсем простое действие: позвать Его. И Он услышит и отзовется. Проблема остается в нас: мы не слышим Его ответ из-за гулкого грохота пустой жизни, мы не поднимаем глаза, которые прикованы к бесконечным делам и очень важным проблемам.
Если человек задает вопрос о пути к Богу, то уже услышал Его ответ, ибо тот, кто нем, глух и слеп на большее, живет стихией земной жизни – и не задает таких вопросов.
Вопрос о пути к Богу – начало пути. И в христианстве существует золотое правило для идущих по этому пути: не принимать и не отвергать. Это правило не легко соблюсти, но оно позволяет пройти через противоречия, не отказаться от пути и не соблазниться на нем.
Когда человек встает на следующую ступеньку лестницы, то его цель не эта ступень, цель – пройти по лестнице, используя ступени. Ступень лестницы не отвергается (потому что без нее не пройти дальше), но и не принимается (если принять – застрять на этой ступени).
Так же и с мистической (любой другой) практикой. Цель – пройти через нее к Богу. Сама же мистическая практика не принимается (чтобы она не стала еще одним способом самоутверждения) и не отвергается (иначе и идти невозможно). И разрывается порочный круг.
Из глубины воззвах к Тебе, Господи!
св. Иаков Персянин.
На днях некто сказал мне, что модернисты и «церковные либералы» гораздо активнее, харизматичнее и пассионарнее, нежели православные. Я не понял этого человека, и не понимаю до сего момента.
Модернисты непрестанно — начиная с B. C. Соловьева — выдвигают бессмысленные положения и абсурдные обвинения против Православия. Я согласен с тем, что это тяжкий труд, одушевленный некоей идеей, окрашенный страстью к словопрениям и враждой против истины. Блж. Августин писал о «беспокойной горячности» еретиков следующее: «Хам же, имя которого в переводе значит «горячий»… означает род еретиков, пылающий духом не мудрости, а нетерпения, которым обыкновенно воспламеняются страсти еретиков и возмущают мир святых» (Августин блж. О Граде Божием // Творения. Киев, 1907. Часть 5. С. 138-139).
Дух мудрости и дух нетерпения не поддаются взаимному сопоставлению. Поэтому никак невозможно сравнить активность еретиков-модернистов с православными действиями. Их духовность ничего не имеет общего с христианской духовностью. Так же и беспокойная горячность еретиков несравнима по величине или по степени с ревностью о Христе.
Для ереси и Православия нет никакой общей меры.
Сравнивать себя с модернистами весьма опасно. Мы уже сталкиваемся с рассуждением: если 10 статей в защиту Православия — это хорошо, то 100 — в десять раз лучше. Но это значит не понимать самой сути православного действия. Здесь аргументы надо взвешивать, а не подсчитывать. И не только одна книга может быть весомее сотен других книг, но даже само молчание может оказаться сильнее всех выступлений.
Пророк Амос говорит: «Разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время» (Ам. 5:13). Св. Ефрем Сирин так толкует эти слова Пророка: разумный богач «освободит себя от саждения и созидания, приобретет же душу свою покаянием, и наздаст себя милостынями» (Ефрем Сирин св. Толкование на книгу пророчества Амоса// Творения: В 8-ми томах. Сергиев Посад, 1901. Т. 6. С. 131).
Этим самым различается между тем, что можно делать всегда, и тем, для чего нужно подходящее время. Совершать дела милосердия нужно всегда, а созидание и насаждение требует подходящего времени и условий.
Так почему — без всякого рассуждения и основания — мы уверены, что способны исправить ситуацию, сделав то-то и то-то, написав статью или сотни статей и книг, собрав круглый стол или сотни «столов» и конференций? Почему мы заведомо считаем, что ситуация поправима: «все не так уж плохо»?
А я вижу, что болезнь мира неизлечима и, во всяком случае, превышает наши средства для уврачевания. Я пытаюсь этого не видеть, я не хочу это понимать, но не могу.
Я вижу и другое. Те, кто призывает действовать, потому что «надо что-то делать», потеряли веру в то, что делают они сами. Они утратили веру в собственный успех, и поэтому безразлично относятся к успеху или неуспеху других. «Надо что-то делать»? Не «что-то», а то, что должно.
В чем успех и в чем неуспех? Успех в том, чтобы сказать правду. Поражение — сказать не всю правду. Но откуда такая смелая задача: сказать всю правду? От страха Божия. Поскольку мы помним, как наказаны Анания и Сапфира, утаившие из цены и лишь некоторую часть принесшие к ногам Апостолов (Деян. 5:1-10).
Насколько трудно сказать всю правду, до конца, до последней капли! Трудно даже желать этого. Сердце с трудом переносит эту жажду правды. Если это действительно желание правды, то оно трансцендентно. Это любовь к Богу, превосходящая и побеждающая все мирское и здешнее.
«Православные страдают слабостью воли», — сообщил мне мой собеседник. Воли не хватает? Да в воле ли дело! Не в направлении ли ее? Того ли мы желаем? Потому что одной силы желания здесь мало.
Что же ты предлагаешь, спросят меня: ничего не делать?
Я лишь не хочу забывать о том, что центром христианской деятельности является надежда на Бога и вера в Бога. Разве христианская вера и надежда есть проявление апатии и бездействия? С каких это пор?
В чем наша надежда и вера: в том, что мы надеемся, что все не так плохо, как кажется? Или мы надеемся на Бога, всесильного и всемилостивого, даже в безвыходных для нас ситуациях? Это разная надежда.
Вера в то, что Бог Всемогущ, побуждает нас положиться на волю Божию. Но чтобы положиться на волю Божию (относительно судеб мира, народов, царств), надо сначала ее познать!
Надо знать положение вещей, а не желать его знать — глупость.
Надо верить в Бога, верить, что только Он действует и побеждает. А не верить этому нельзя.
Мы не можем остановить тысячу и одну ересь, выступающую под единым флагом модернизма. Мы не можем восстановить Христианскую государственность. Мы понимаем, что эти и другие наши бедствия — результат Божия суда над Россией и Русской Церковью.
В этом отношении мы бессильны пред злом. Все плохо — и хуже, чем мы способны осознать. Но разве признание в этом — признак слабости, капитуляции, бездеятельности? Вовсе нет. Это сила, а не слабость, потому что, оставив опору на свои силы и на «все не так уж плохо», мы переходим к надежде на Бога и к вере в Одного Бога.
Признав, что болезнь неизлечима, мы обращаемся к Тому, Кто победил саму смерть. «Когда я немощен, тогда силен», — говорит Апостол (2 Кор. 12:10). Св. Иоанн Златоуст принимает эту немощь и одобряет: «В немощах наших обнаруживается сила Божия, и я тогда бываю силен. Ибо тогда наипаче действует благодать Божия. «По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор. 1:5). Где скорбь, там и благодать; а где благодать, там и утешение и сила к подъятию скорби» (Феофан Затворник св. Толкование посланий св. Апостола Павла. Второе послание к коринфянам. М., 1894. С. 414).
Возвестивший о своей немощи Апостол говорит в другом месте: «Все .могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13). Что такое «все», что может Апостол и всякий христианин?
Св. великомученик Иаков Персянин претерпел ужасные мучения, ему были отрезаны все конечности, и в этом страдании он молился:
Свят, свят, свят Ты, Бог Вседержитель, Отец и Сын и Святый Дух, восхваляемый Херувимами и прославляемый Серафимами и славимый всем небесным воинством и всякою тварью, Бог живых и мертвых. Помоги мне, еле живому, потому что все мои члены отрезаны и тело мое лежит, как мертвое, и только чуть-чуть теплится во мне жизнь: я не имею ног, на которых бы стоял пред Тобой, Господи; не имею рук, которые воздевал бы, молясь Тебе, Владыке моему; не имею колен, на которые мог бы припасть, поклоняясь Тебе, моему Создателю: руки, ноги, плечи и голени отсечены у меня, и я повержен пред Тобою, Владыка, как развалившийся храм, или дерево без ветвей; посему умоляю Тебя, Человеколюбче, не оставь меня до конца, но избавь из темницы душу мою.
Вот «всё», что может христианин совершить верой: дать Богу действовать в себе могущественно (Кол. 1:29).
Роман Вершилло