Содержание
- Отец Власий, Боровский монастырь: биография, прием и интересные факты
- Биография
- Розыск и новое имя
- Возвращение в Смоленск
- Боровский монастырь
- Немного истории
- Интересные факты
- Диагноз
- Настоящее время
- Прием
- Как добраться
- P. S.
- Экскурсия в Ужгороде:Название экскурсии: Православные монастыри Закарпатья
- История Закарпатья
- История Закарпатья. Основные вехи. Часть 1
Отец Власий, Боровский монастырь: биография, прием и интересные факты
В Православии насчитывается немало примеров чудесных явлений и исцелений людей от тяжелых болезней. Божественная сила приходит к нам через святые образы, водные источники, мощи великомучеников, руки и молитвы живых старцев-священнослужителей. К последним можно отнести отца Власия из Боровского монастыря. По сей день он являет чудеса людям, обращающимся к нему за советом и утешением.
В данной статье познакомимся с биографией старца и интересными фактами, которыми охотно делятся паломники. А также узнаем, как добраться до Боровского монастыря и как попасть на прием.
Биография
Власий (Перегонцев) (настоящее имя неизвестно) появился на свет в Смоленской области 8 февраля 1934 года. Рождение его само по себе считается чудом, так как его матери на тот момент было уже больше 50 лет. Семья его, несмотря на богоборческое время, была верующей. Бабушка носила сан схимонахини. Именно от нее внук перенял любовь к Богу.
После окончания школы юный Власий поступил в медицинский институт в Смоленске. В тоже время он дружил с девушкой, но скрывал от нее, что по вечерам посещает Успенский кафедральный собор. Однажды эта девушка в порыве ревности, думая, что он тайком ходит на свидания к другой, выследила его и доложила обо всем в ректорат. Началась настоящая травля. Молодой студент вынужден был уйти из института, не забрав даже документы.
Розыск и новое имя
Вскоре он вовсе сменил место жительства, уехав в Тамбовскую область, город Козлов, где встретил своего духовного наставника Илариона (Рыбаря). Они вместе отправились в монастырь Флора и Лавра (Закарпатье). Это была в некотором смысле вынужденная мера, потому как молодого студента, внезапно исчезнувшего, объявили во всесоюзный розыск.
После пяти лет пребывания в монастыре Перегонцев постригся в монахи. Тогда же он сменил имя на Власия (в честь священномученика Власия Севастийского). Далее он 11 лет служил келейником у своего духовника Илариона.
Возвращение в Смоленск
Во времена правления Хрущева на Православную церковь были гонения. Монастырь Флора и Лавра закрыли. Власию ничего не оставалось, как вернуться в Смоленск. Там в качестве регента и псаломщика он был принят в знакомый ему Успенский собор. Вскоре молодой монах сблизился с епископом Гедеоном (Докуниным), который рукоположил Власия в сан иеромонаха и иеродиакона.
В 1972 году религиозный путь привел его в Новосибирск, куда он отправился вслед все за тем же Гедеоном, уже получившим назначение управляющего Новосибирской епархии.
Боровский монастырь
Однако на этом скитания иеромонаха Власия не закончились. До Боровского монастыря он служил еще в храме Спасителя Иоанна (Тобольск). Однако там у него возникли разногласия с местным архиереем. Поэтому иеромонаху пришлось переехать в Тюмень. Но и там храм не стал его домом. И уже вскоре Власия направили в Белгородскую область, где архимандрит Серафим (Тяпочкин) постриг его в схиму (это отречение от всех мирских радостей). Имя его осталось тем же, только теперь его рукоположили в честь Власия Кесарийского.
Немного позже в 1979 году молодого схимника поставили священником в церковь Дмитрия Солунского, в деревню Рябушки (Калужская область). И лишь после недолгой службы здесь митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) благословил и назначил Власия духовником Пафнутьево-Боровского монастыря.
Немного истории
Новая обитель схиархимандрита в то время переживала этап возрождения после исторических волнений и перестроек. Свято-Боровский монастырь был основан в 1444 году преподобным Пафнутием. Для строительства была выбрана окраина города Боровска (Калужская область). Монастырь расположился в живописном месте: на возвышенности в окружении лесов, где недалеко река Истерьма впадает в Протву.
Изначально в Боровском монастыре была деревянная церковь. На ее месте в 1467 году был построен белокаменный Рождественский собор. Его расписывал известный в то время мастер Дионисий. Фрески содержали фрагменты жития преподобного Пафнутия. Однако спустя чуть более века собор по приказу царя Федора Блаженного был разобран, а вместо него возвели пятиглавый храм. Для его строительства использовали балки с росписью 15 века. Благодаря этому фрески Дионисия и другого известного иконописца Митрофана сохранились до настоящего времени.
В 16 веке Пафнутьево-Боровский монастырь был окружен каменным забором и превращен в пограничную крепость. В это время на территории были возведены еще один храм во имя Рождества Христова, трапезная, сторожевая и входная башни, звонница (позднее переделанная в колокольню).
Как крепость Боровский монастырь оказал сопротивление полякам в 1610 году, но был сожжен. За одну ночь здесь было убито пять тысяч человек. Среди них были и монахи. Тела захоронили на территории в двух братских могилах. После этого обитель не раз восстанавливалась, разрушалась и вновь восстанавливалась. Виной этому было Смутное время, война с Наполеоном.
Во второй половине 17 века здесь в темнице, в подвале одного из храмов Боровской обители сидел борец за старую веру протопоп Аввакум. Впоследствии он вместе со своей женой Анастасией был сослан в Сибирь. К слову, сегодня паломникам в качестве экскурсии предлагают заглянуть в эти самые подвалы и прикоснуться к истории Православной церкви.
Было время, когда религиозный комплекс потерял статус монастыря и использовался в качестве исправительной колонии, сельскохозяйственного техникума и краеведческого музея. И лишь весной 1991 года Боровский монастырь был передан Православной церкви. И именно в это время духовником здесь назначили отца Власия. Сегодня здесь, помимо монахов, живут трудники. Чаще всего это мужчины, вышедшие из тюрьмы и не имеющие своего жилья.
Интересные факты
- В Боровском монастыре отец Власий бывал еще до передачи его Православной церкви. В лунные ночи здесь слышались стоны, а местные жители утверждали, что видели призрак монаха. Все это связывали с военным историческим прошлым монастыря, а дух принадлежал якобы святому Пафнутию, который охранял обитель. Тогда отец Власий стал читать Псалтырь, и все странности прекратились.
- Немного позже на празднование дня Пафнутия Боровского (14 мая) неожиданно обвалился купол в храме Рождества Богородицы. Всем открылись фрески, которые еще в 15 веке создал иконописец Дионисий. Так началось восстановление собора. А возглавил работы и сам монастырь отец Власий.
- Еще известно, что схиму он принял от архимандрита Серафима (Тяпочкина) неслучайно. Отец Власий обратился к тому самому духовнику, что брал икону у «каменной» Зои в Куйбышеве. Известен случай, когда молодежь еще в советское время собралась у кого-то в доме. Начали танцевать по парам, а девушке Зое не достался партнер. Тогда она взяла икону Николая Чудотворца и стала танцевать с ней. Так она и застыла. Ни врачи, ни родные не могли сдвинуть ее с места. Лишь отцу Серафиму удалось освободить девушку из оцепенения. Вот к нему и обратился иеромонах Власий для пострига в схиму.
- Буквально с первых дней его появления в Боровске местные жители стали говорить, что новый игумен видит людей насквозь. Стоило ему только посмотреть на человека, и он уже знал, с каким вопросом и проблемой к нему обращаются. Паломники вспоминают, что не успевали произнести и слова, а уже получали совет.
- В первые годы пребывания в обители отец Власий выходил за ее пределы, чтобы погулять в лесу и порыбачить. Однажды его избили хулиганы. После этого игумен стал хромать.
- По словам все тех же паломников, к старцу приезжают известные люди, имена которых не разглашаются. Однако известно точно, что в свое время к отцу Власию в Боровский монастырь приезжал известный танцор балета Андрис Лиепа. Он даже крестил дочь у него. Некогда сюда приезжал и писатель А. Солженицын с женою. Правда, поездка эта происходила в сопровождении милицейского эскорта. Отца Власия на тот момент не было в монастыре, он пребывал на Афоне. А писатель просто собирал материал о России.
- Сам отец Власий скромно отзывается о своем даре. Прихожане прозвали его чуть ли не экстрасенсом, так как он видит и прошлое, и будущее людей. А настоятель говорит, что в свое время хорошо изучил иридодиагностику (определение заболеваний по радужной оболочке глаза). По его мнению, прежде необходимо лечить душу человека. Именно через нее все хвори и появляются.
Диагноз
В 1998 году отец Власий и сам столкнулся с тяжелым недугом. У него был диагностирован рак. Он не стал обращаться к традиционной медицине, а пошел своим путем. Настоятель оставил обитель и отправился на греческий Афон.
В Боровский монастырь отец Власий вернулся лишь через пять лет. Все это время он провел в затворе (уединении). Силой веры, любви к Богу и неустанных молитв ему удалось победить болезнь. По возвращении паломников у старца стало еще больше.
Настоящее время
Сегодня отцу Власию 84 года, а он до сих пор помогает обращающимся к нему людям. Известность о чудесном старце достигла практически всех уголков России и даже вышла за ее пределы. Этому способствовала не только людская молва, но и многочисленные статьи в СМИ.
Как попасть к отцу Власию в Боровский монастырь — один из самых наболевших вопросов страждущих. Ведь обитель мужская, жить на территории разрешено по правилам только духовникам, монахам и трудникам-мужчинам. Да и очередь к отцу Власию всегда немаленькая, примерно 100-200 человек ежедневно. Из-за такого большого наплыва людей монастырская гостиница переполнена, поэтому иногда паломникам разрешают ночевать в храме Ильи Пророка, либо местные жители приглашают к себе.
Прием
Прежде всего необходимо помнить, что прием у священнослужителя — это не обычный поход к доктору. Здесь нельзя вот так просто прийти с проблемой и тут же получить ее решение. Существует определенный путь, который должен преодолеть прихожанин.
За прием плату отец Власий не берет. Однако паломники все равно пытаются отблагодарить его. Кто-то продукты оставляет, а кто-то деньги в качестве пожертвований храму. Все эти дары потом идут на стол монахам, паломникам-трудникам и на другие нужды монастыря. По свидетельству прихожан, может понадобится больше недели, чтобы добиться официальной аудиенции с отцом Власием.
В Боровском монастыре, помимо старца, есть святой источник преподобного Пафнутия. Говорят, что купание в нем (не менее трех раз) укрепляет здоровье и исцеляет от недугов опорно-двигательной системы.
Также перед приемом следует исповедаться и поклониться иконе святого Пафнутия. Для этого хотя бы один день нельзя употреблять скоромную пищу. Исповедь и причастие проводит сам игумен в традиционной форме (после службы). Чтобы было легче собраться с мыслями, свои грехи можно написать на листе бумаги.
Как добраться
Только после этого в порядке очереди можно записаться к отцу Власию. Как попасть в Боровский монастырь — другой вопрос. Город, где расположена обитель, находится в 84 км от Москвы. Поэтому самый известный путь проложен из столицы. Добраться оттуда можно с Киевского вокзала на электричке или на автобусе. Также в 20 км от Боровска расположен город Балабаново. Там есть железнодорожные пути также Киевского направления.
По прибытии в город лучше обратиться к местным жителям. Там все, пожалуй, смогут подсказать, как попасть в Боровский монастырь, на каком транспорте и даже в какой день.
P. S.
Старчество в России появилось еще до революции. В богоборческие времена создавались тайные монастыри, где священнослужители принимали верующих, либо отчаявшихся и потерявших ориентир в жизни людей. Эта святая миссия продолжается и по сей день. Но сегодня в России Православная церковь уже имеет большое значение и влияние.
Старец Власий в Боровском монастыре — яркий пример такой самоотверженной любви и служения Богу. Уже много лет поток паломников к нему не уменьшается. И все получают утешение и помощь. Чудеса происходят в жизни обычных людей, в них только нужно верить.
Отец Власий — просветленный человек. Его называют старцем, так как его духовный жизненный путь лежит через православие.
По нашей оценке в России есть немногим больше 10 настоящих православных старцев, но практически никто из них широко не известен, и они не хотят открывать себя, быть публичными, обучать широкий круг людей. Каждый занят в своей сфере деятельности.
Отец Власий прошел нелегкий жизненный путь и до сих пор продолжает активно служить людям, ведя ежедневный приём всех, кто в состоянии до него добраться в .
Люди, общавшиеся с ним, говорят, что возникает ощущение, будто старец «в сердце читает». По мнению тех, кто его знает, отец Власий наделен даром духовного рассуждения, утешения, провидения. Его называют «прозорливым старцем». На языке религии это означает, что он обладает истинным ясновидением, когда информация человеку приходит свыше, а не благодаря развитой чувствительности. Через это он помогает людям поставить акценты в жизни, увидеть, что нужно поменять и к чему стремиться.
Биография Отца Власия.
Православный старец, схиархимандрит Власий (Перегонцев) родился 8 февраля 1934 году в верующей семье. Его бабушка, будучи схимонахиней, с раннего детства воспитывала мальчика в вере и благочестии. Однако в те времена приходилось это скрывать. Окончив школу, он поступил учиться в Смоленский медицинский институт. Обучаясь в институте, Перегонцев тайно ходил молиться и прислуживать в Успенский собор. Об этом донесли в ректорат института, после чего начались гонения и травля верующего студента. Тогда Перегонцев решил оставить учебу и уехать из Смоленска. Он поехал в Тамбовскую область, в город Козлов, где встретился с отцом Иларионом (Рыбарем), и по его предложению уехал вместе с ним в Закарпатье, в монастырь Флора и Лавра. Там ему пришлось поменять имя, поскольку пропавшего студента объявили во всесоюзный розыск. Через пять лет послушания отец Власий был пострижен в иноки и одиннадцать лет был келейником у своего духовного наставника отца Илариона. Во время хрущевских гонений монастырь закрыли, поэтому пришлось возвращаться в Смоленск и идти выправлять настоящие документы. Ему предлагали бросить монашество и восстановиться в институте, однако отец Власий отказался, сказав, что изменить уже ничего нельзя.
Он пошел к епископу смоленскому Гедеону, и тот взял его в собор. Начинал свое служение с уборки алтаря, потом стал псаломщиком, регентом, диаконом, священником, затем келейником отца Гедеона. Когда в 1972 году епископа Гедеона перевели в Новосибирскую епархию, поехал вместе с ним в Сибирь. Некоторое время спустя, по его благословению уехал служить в Тобольск, в храм Святителя Иоанна Тобольского. Однако разногласия с местным архиереем привели к тому, что отца Власия хотели даже лишить сана, но добились у Патриарха Пимена только запрещения в служении. В тяжелом состоянии духа, в одном подряснике и скуфейке он уехал сначала в Тюмень, а затем отправился в Белгородскую область к известному подвижнику архимандриту Серафиму (Тяпочкину). Отец Серафим утешил его, сказав, что и сам через подобное прошел, но все равно — прежде всего должно быть послушание, а настоящая правда рано или поздно откроется. Отец Власий попросил у подвижника постричь его в тайную схиму, поскольку не знал — придется ли еще служить или нет. Архимандрит Серафим, видя душевную скорбь просителя, согласился. Так отец Власий стал схимником с тем же именем, в мантии он в честь Власия Севастийского, а в схиме в честь Власия Кесарийского.
С 1979 года по благословению Митрополита Калужского и Боровского Климента схиархимандрит Власий является духовником Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Поначалу приходилось жить в здании сельскохозяйственного техникума, построенного при советской власти на территории монастыря, поскольку сам монастырь только начинали восстанавливать. Постепенно монастырь восстановили, и люди стали обращаться к отцу Власию за советом. В 1998, мучимый онкологической болезнью, он уехал в монастырь святого Пантелеймона на Афоне, где и пробыл в затворе среди монахов шесть лет. Затем вернулся в Боровский монастырь, куда и по сей день, прослышав о чудотворной силе его советов, приезжают тысячи прихожан из многих российских городов. К отцу Власию люди приходят по разным причинам: кто-то хочет избавиться от неизлечимого заболевания, кому-то нужен житейский совет по важному для него мирскому делу, а кто-то ищет духовной поддержки на своем жизненном пути. Каждому старец находит ответ, говорит очень просто и доходчиво.
О том, как можно попасть на приём к Отцу Власию, читайте .
Старец. Русское чудо
Я не чудотворец
Экскурсия в Ужгороде:
Название экскурсии: Православные монастыри Закарпатья
Украина
В програме посещения:
• 3 православных монастыря Закарпатья:
• Свято-Покровский мужской монастырь,
• Свято-Николаевский женский монастырь,
• Свято-Кирило-Мефодиевский женский монастырь,
• Пункт начала экскурсии: Ужгород.
• Длительность:6часов
• Стоимость услуг экскурсовода 60евро,
Транспорт оплачивается отдельно.
• Тип транспорта: автомобильный, пеший
• Вид экскурсии: Обзорная, историческая,паломническая.
• Об экскурсии: Обзорная автомобильно-пешая экскурсия по трем православным монастырям Закарпатья:
Посещаемые достопримечательности:
Свято-Покровский мужской монастырь,с. Ракошино Ракошинский мужской монастырь известен далеко за пределами Закарпатья. Паломники едут сюда за успокоением, а отчаявшиеся — за помощью. Монахи никому не отказывают — молятся. И молва передает из уст в уста — да, помогает.
Главная святыня монастыря — Иверская Икона Божией Матери — подарена Иерусалимским патриархом Иоаникием патриарху Московскому и всея Руси Алексию І (Симанскому), который в свою очередь за верную службу в патриархии, дарит икону схимонахине Мокрине насельнице Свято–Николаевского мукачевского монастыря. А уж оттуда в 1994 году чудотворная икона переходит в Ракошино. Матушка передает ее своему земляку, духовному чаду, настоятелю Свято-Покровского монастыря — архимандриту Митрофану (Шимону).
Икона источает множество чудес: исцеляет онкологические болезни, дарует детей просящим и с верой притекающих к Ней, исцеляет болезни головы и многие другие болезни, людей, прибегающих к молитвенному заступничеству Пресвятой Богородицы.
Другие святыни монастыря: Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицею мощей письма начала ХІХ столетия. Написана и привезена со Святой Горы Афон, из Свято-Пантелеимонова Русского монастыря. Подарена епископу Агапиту (Бевцику). Владыка в 2005 году подарил икону для поклонения братии и прихожан монастыря.
Икона Знамения Божьей Матери, была написана архимандритом Андреем (Коломацким) в 20-е гг.
Икона Иисуса Христа – Солнце Правды, привезена из Одессы. В 1998 году подарена отцом Михаилом настоятелю Свято – Покровского мужского монастыря архимандриту Митрофану (Шимон).
Монастырь основан в 1922 году протоиереем, а (в последствии архимандритом Андреем) Всеволодом Коломацким.Отец Всеволод решает построить храм в древнерусском стиле в форме креста и увенчать его семью куполами. Буквально по крупицам о. Всеволод собирает деньги на постройку. Но когда строительство храма было почти завершено 6 декабря 1927 года у о. Всеволода умирает матушка и маленькая дочка. Их похоронили под алтарной стеной храма.
В 1977-1978 годах советская власть храм закрыла и сделала из него музей религии и атеизма .
24 февраля 2001 года, указом епископа Мукачевского и Ужгородского Агапита (Бевцика), на базе храма был основан Свято-Покровский мужской монастырь.
Cвято-Николаевский женский монастырь. Мукачево
Мукачевский монастырь берет свое начало в XI веке от потомков великого князя Ярослава Мудрого, т.е. от его дочери Анастасии и ее мужа венгерского короля Андрея I. По преданию с королем из Киева приехали монахи Киево-Печерской монастыря, которые и заложили Мукачевскую обитель.
В 1339 г. наместником г. Мукачево Федором Корятовичем были воздвигнуты новые стены монастыря, а также обители было передано много земель. Монастырь тогда становится центром православия и культуры Закарпатья.
В 1661г. Семиградская княгиня София Батури передает монастырь греко-католикам.
В середине XVIII начале XIX века при покровительстве градоначальника Дмитрия Орася на его личные деньги и на казну города был сооружен келийный корпус и церковь Святителя Николая.
В 1946 году после роспуска Ужгородской унии, монастырь вернули православной церкви, и с тех пор он становится женским.
Еще в XVII веке в монастыре возникла библиотека, в которой было собрано много ценных церковно-славянских книг, изданных в Остроге, Киеве, Львове, Чернигове и др. городах. В библиотеке сохранились и стали общедоступными редчайшие памятники письменности, в т.ч. «Закарпатское Евангелие» (1401г.), библия русского первопечатника Ивана Федорова (1581г.).
В монастыре находится много чтимых Святынь. Среди них Икона Божией Матери, Скоропослушница, Иверская Икона Божией Матери, привезенная из святой горы Афон,и рака с частью мощей Преподобного Моисея Угрина мощи архимандрита Василия (Пронина), готовящиеся к канонизации.изации;
Святотроицкий Кирилло-Мефодиевский женский монастырь
Вы посетите: Свалявский Свято-Троицкий Кирилло-Мефодиевский женский монастырь. Святыни: частицы мощей преподобных Киево-Печерских, список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица», написанный на Афоне.
Основателем обители является настоятель Святого Рождества Богородицы храма в г.Свалява, протоиерей Василий Барна. Именно он обратился за благословением к епископу Мукачевскому и Ужгородскому Евфимию (Шутаку) спросьбой об основании нового монастыря и начале строительных работ.
Отправить заявку:
История Закарпатья
Уже в древности на Закарпатье были поселения людей. Если бы мы с вами были археологами, то долго могли бы беседовать о различных памятниках, среди которых наиболее давним — 1 000 000 лет.
Собственно, наиболее давние находки Закарпатья относятся к палеолиту («старый камень»), который делится на периоды: нижний палеолит (2 млн. лет до н.э. — 40 тыс. лет до н.э.) и верхний палеолит (40 тыс. лет до н.э. — 12 тыс. лет до н.э.). Самые первые люди на территории Закарпатья останавливались около таких мест, как Королево (наиболее давняя стоянка в Центральной и Восточной Европе — 1 млн.100 тыс. лет), Рокосово, Ужгород, пещера Молочный камень (Тячевский район). Первобытные люди имели орудия труда из камня, костей, дерева — рубила, скребницы, остроконечники, резцы, чоперы, ножи. На территории края в это время был теплый климат в горах, а в низменности шумело море, о чем свидетельствуют находки раковин вымерших моллюсков. Позже климат стал более холодным и более сухим, в горах росли сосна, береза, орех, граб, бук, пихта, в низменности — степные травы. В это время изобретен способ добывания огня, появилась первая одежда, первые жилища в пещерах, первые произведения искусства (наскальные рисунки). Люди занимались охотой на мамонтов, гиен, пещерных медведей, собиранием корней, диких плодов, трав.
В период мезолита («средний камень»; 12 тыс. лет до н.э. — 5 тыс. лет н.э.) находим древние стоянки около Каменного дома, Дубравы. Именно тогда к охоте, собирательству добавляется рыболовля. Люди мезолита жили в землянках, летом — в куренях. Они уже имели лучшие орудия труда: тесаки, долота, разнообразные наконечники, лук и стрелы, гарпун. В это время формируются племена. Человек постепенно переходит к оседлому способу жизнь, приручает животных, начинает торговать.
В период неолита («новый камень», 5 тыс. лет до н.э. — 3 тыс. лет до н.э.) появились новые способы возделывания камня (шлифование, сверление), новые орудия труда (топоры, крючки, пряслицы), ткачество, гончарство (разрисованная керамика). Постепенно человек становится независимым от природы, он живет в землянках, полуземлянках, вблизи рек. В углах жилища ставили глиняные печи. Люди часто меняли место проживания из-за истощения почвы. В период неолита человек перешел от присваивания даров природы к их производству. Произошло распределение на земледельцев и скотоводов. Скотоводство способствовало заселению горных районов, о чем свидетельствуют очень давние наименования урочищ, которые впоследствии стали названиями соответствующих поселений: Воловье, Воловец, Скотарское, Бычков, Чабанивка. Вместе со скотоводами переселялись их семьи, строились горные избы-колыбы, с увеличением семей формируются такие культуры, как Криш, буковогорная, линейно-ленточной керамики, Тисаполгар.
Археологические находки медно-бронзового века (3 тыс. лет до н.э. — 1 тыс. лет до н.э.) на территории Закарпатья — это поселения, могильники, курганы, сокровища-памятники. Культуры медно-бронзового века: Ниршег-Затин, Восточно-Словацкая, Отомань, Станово, Виттенберг.
Среди культур железного века (1 тыс. лет до н.э. — наше время) выделяются: культура Гава-Голиграды, куштановицкая, латенская (последняя представлена, в частности, большим металлургическим центром на р.Ботар, Виноградовский район). Кельты принесли на Закарпатье наиболее развитую культуру Центральной Европы того времени. Около Мукачева находился наибольший металлургический центр, второй в Европе, опидум-городище Галиш-Ловачка, где делали монеты, здесь же нашли около тысячи инструментов, мастерские (ювелирные, кузницы), ножницы для стрижки овец, оковки горных лодок, косы, зернотерки, мечи, млынки, наковальни, щиты, фибулы, серебряные монеты.
Следующий период ознаменовался приходом гето-дакийских племен (фракийцев). Даки разгромили кельтов, которые отошли к Германии. Даки строили поселения на высоких берегах рек: Стремтура (Иршава), Шелестово, Арданово, Читатье (Солотвино). Укрепления создавались на случай войны и для охраны торговых путей (закарпатская соль имела большую ценность), в самих городищах жили только охранники. Позже образовалось сильное патриархально-рабовладельческое государство гето-даков. Наибольший его расцвет был в 40-е годы до н.э. в период правления царя Буребисты, а позже — при Децебале. Но легионы римского императора Марка Ульпия Траяна (98-117 г.) разгромили даков, разрушили на Закарпатье городище в Малой Копане. И в 107 г. образовалась провинция Рима — Верхняя Дакия, «Dacia Superior» (северная граница по р.Самош). Закарпатье вошло в непосредственную контактную зону с Римской империей. Археологи нашли римские монеты-динарии и остатки римского солерудника в Солотвине, сокровища в Нанково (1 тысяча серебряных римских монет), Брестове (25 золотых монет), Русском Поле, Гайдоше. В это время действовал Затисянский металлургический центр (Дяково, Вовчанское), а у реки Миц возник самый большой в Центральной Европе гончарный производственный район.
В IV в. к Паннонии пришли гунны. К середине V в. в междуречье Дуная и Тисы образовался политический центр гуннов во главе с легендарным вождем Атиллой. Во время большого переселения народов в Потисье появились племена гепидов, вандалов, бургундов, остготов, лангобардов, славян. Во власти аварского каганата наш край оказался под конец VII в. Что касается появления на Закарпатье славянского населения, то можно выделить такие этапы расселения славян в Верхнем Потисье: 1. Первая половина I тыс. н.э. — появление первых славянских групп (пшеворская, пряшевская культуры). 2. V-VII в. — массовое заселение Закарпатья носителями пражской культуры. Тогда еще не было деления на восточных, западных, южных славян, т.е. существовал общеславянский мир. 3. VIII-IX в. — формирование на восточнославянських землях древнерусской культуры, распространение именования «Русь» на территорию хорватского населения Верхнего Потисья.
Часть хорватов после переселилась на Балканский полуостров, а часть осталась в Карпатах, создав объединение Великая Хорватия. Очевидно, в IX веке здесь появляется новообразованное славянское княжество, возглавляемое легендарным князем Лаборцем. На западе княжество Лаборца граничило с Великоморавским княжеством, а на юге — с Болгарским царством. Именно тогда и произошло распространение христианства на Закарпатье. Уже в 80-90 гг. IX в. изгнанные из Великой Моравии ученики Кирилла и Мефодия приходят на Закарпатье, где основывают монастыри в идеальной неприступной горной местности. В это время Закарпатье попадает под влияние Киевской Руси.
Новым этапом нашей истории стал переход угров, возглавляемых вождем Алмошем, в 896 году через Верецкий перевал (по долине речки Латорицы) к Закарпатью и Паннонии. Именно об этом эпизоде, но в 898 году, вспоминает в своей летописи известный Нестор-летописец: «воевати на живущие валах и словины». А вот в соответствии с хроникой Анонима, в 903 г. состоялся поход венгров, во время переселения, во главе с вождем Арпадом на Закарпатье и захват крепостей Унг, Вары. В этот период наш край именовался «res nullis» — ничья территория, или «terra indagines» — буферная зона.
Сначала здесь сохранялась власть местной славянской знати. А начиная с ХI в. и завершая ХIII в., Закарпатье постепенно вошло в новообразованное европейское государство, королевство Великая Венгрия. В документах наш край упоминался как «Marchia Ruthenorum». В ХII в. король Гейза II пригласил сюда из Рейнской области саксонцев, которые выращивали виноград и добывали в горах золото, а супруга короля Ендре I, Анастасия (дочь киевского князя Ярослава Мудрого), по мнению некоторых ученых, содействовала учреждению монастыря на Монашеской горе, где жили монахи Киево-Печерского монастыря. Постепенно в этом крае создаются новые территориальные структуры венгерского королевства: в 1214 г. оформился Ужанский комитат, в 1262 г. — Угочанский комитат, в 1263 г. — Бережский комитат, а в 1303 г. образовался Мараморошский комитат.
Трагической страницей нашей истории стал март 1241 г., когда армия жестоких завоевателей прорвала оборону в Карпатах, и монголо-татары хана Бату перешли через Верецкий перевал. Они захватили и разрушили Мукачево, Ужгород, Тячево, Солотвино, много сел. А потом, в 1242 г., татаро-монголы внезапно отошли из Венгрии. В 1254 г. венгерский король Бейла IV пригласил немецких и итальянских виноградарей и виноделов (винцелеров) на опустошенные монголами земли Закарпатья. Некоторое время часть Закарпатья входила в состав Галицко-Волынского государства. Но уже в 1308 г. к власти приходит новая династия в Венгрии — Анжуйская. Но жупан Унга (П. Пете), жупан Берега (Б. Копас), жупан Угочи (И. Мойш) подняли восстание против окатоличивания славянского населения, против нового короля Карла Анжу, который стремился к централизации государства. Еще раньше жупаны вели с князем галицким Львом Даниловичем переговоры об избрании королем Венгрии его сына Юрия, внука Бейлы IV. Но все-таки в 1317 г. произошло поражение оппозиционной феодальной фронды. Победил молодой король Карл Роберт, которому сильно помогли в этом графы Другетти из Италии.
История потекла новым руслом. Уже в конце XV в. в комитате Унг насчитывалось 205 поселений, в комитате Берег — 122, в комитате Угоча — 76, в комитате Мараморош — 128. Общая численность населения нашего края составляла около 100-115 тысяч человек. Интересно то, что в селах Липча, Иза, Долгое, Драгово, Бедевля, Вышково, Вильхивци, Кричево, Чумалево, Угля, Колодное, Вонигово проживали свободные крестьяне-немеши. А вот на правах городов существовали Ужгород, Мукачево, Берегово, Хуст, Севлюш, Вар, Билки, Вышково, Тячево, Вилок, Косино, Чинадиево и т.д. Всего на Закарпатье в то время насчитывалось около 20 городов. Среди мастеров наиболее распространенными были такие профессии, как: каменщики, портные, швеи, пекари, столяры, цирюльники, гончары, золотильники, колесники, кузнецы, скорняки. Именно в XVI в. на территории Закарпатья начали распространяться протестантские религиозные движения в виде лютеранства, кальвинизма и цвинглианства. К тому же в горной местности, с разрешения венгерских королей, началась галицкая колонизация: украинцы-лемки заселяли комитаты Унг, Берег, украинцы-бойки — Берег, Унг, а украинцы-гуцулы — Мараморош.
В 1376 г. королева Венгрии и Польши, Эржибет, предоставила Мукачеву статус привилегированного города, а также дала разрешение пользоваться собственной печатью. И вот в 1394 году на Закарпатье из Литовско-Русского государства прибыл известный подольский князь Федор Корятович, который сделал много полезного для культурного развития и обогащения нашего народа. Он учредил монастырь на Монашеской горе, а уже в 1440 г. было основано отдельное Мукачевское епископство. В 1514 г. в Венгрии вспыхнуло большое крестьянское восстание куруцев-крестоносцев под предводительством Дердя Дожи (в восстании участвовало около 100 тысяч человек). Повстанцы неоднократно нападали на Ужгород, Мукачево, Хуст, Королево. Но все изменилось в 1526 г., когда состоялась битва на реке Могач, в которой венгры потерпели поражение от турков и потеряли своего короля Лайоша II, последнего из династии Анжу.
Венгерское королевство было разделено на три части:
1. Трансильванское княжество — вассал турецкой империи.
2. Центральная Венгрия — во власти турецкой империи.
3. Западная и Северная Венгрия — во власти австрийских Габсбургов. В 1526 г. Янош Заполяи становится князем Трансильвании-Семигородщины, в состав которой вошли наши комитаты Берег, Угоча, Мараморош. Австрия контролировала закарпатский комитат Унг. В это время и начались войны между католической Австрией и протестантской Трансильванией.
Наиболее давние находки Закарпатья относятся к палеолиту («старый камень»), который делится на периоды: нижний палеолит (2 млн. лет до н.э. — 40 тыс. лет до н.э.) и верхний палеолит (40 тыс. лет до н.э. — 12 тыс. лет до н.э.). Самые первые люди на территории Закарпатья останавливались около таких мест, как Королево (наиболее давняя стоянка в Центральной и Восточной Европе — 1 млн.100 тыс. лет), Рокосово, Ужгород, пещера Молочный камень (Тячевский район). В период неолита человек перешел от присваивания даров природы к их производству. Произошло распределение на земледельцев и скотоводов. Скотоводство способствовало заселению горных районов, о чем свидетельствуют очень давние наименования урочищ, которые впоследствии стали названиями соответствующих поселений: Воловье, Воловец, Скотарское, Бычков, Чабанивка.
Археологические находки медно-бронзового века (3 тыс. лет до н.э. — 1 тыс. лет до н.э.) на территории Закарпатья — это поселения, могильники, курганы, сокровища-памятники. Культуры медно-бронзового века: Ниршег-Затин, Восточно-Словацкая, Отомань, Станово, Виттенберг. Следующий период ознаменовался приходом гето-дакийских племен (фракийцев). Даки разгромили кельтов, которые отошли к Германии. Даки строили поселения на высоких берегах рек: Стремтура (Иршава), Шелестово, Арданово, Читатье (Солотвино). Укрепления создавались на случай войны и для охраны торговых путей (закарпатская соль имела большую ценность), в самих городищах жили только охранники. Но легионы римского императора Марка Ульпия Траяна (98-117 г.) разгромили даков, разрушили на Закарпатье городище в Малой Копане. И в 107 г. образовалась провинция Рима — Верхняя Дакия, «Dacia Superior» (северная граница по р.Самош).
В IV в. к Паннонии пришли гунны. К середине V в. в междуречье Дуная и Тисы образовался политический центр гуннов во главе с легендарным вождем Атиллой. Во время большого переселения народов в Потисье появились племена гепидов, вандалов, бургундов, остготов, лангобардов, славян. Часть хорватов после переселилась на Балканский полуостров, а часть осталась в Карпатах, создав объединение Великая Хорватия. Сначала здесь сохранялась власть местной славянской знати. А начиная с ХІ в. и завершая ХІІІ в., Закарпатье постепенно вошло в новообразованное европейское государство, королевство Великая Венгрия. Трагической страницей истории стал март 1241 г., когда армия жестоких завоевателей прорвала оборону в Карпатах, и монголо-татары хана Бату перешли через Верецкий перевал. Они захватили и разрушили Мукачево, Ужгород, Тячево, Солотвино, много сел. Некоторое время часть Закарпатья входила в состав Галицко-Волынского государства. Но уже в 1308 г. к власти приходит новая династия в Венгрии — Анжуйская.
История потекла новым руслом. В 1376 г. королева Венгрии и Польши, Эржибет, предоставила Мукачеву статус привилегированного города, а также дала разрешение пользоваться собственной печатью. И вот в 1394 году на Закарпатье из Литовско-Русского государства прибыл известный подольский князь Федор Корятович, который сделал много полезного для культурного развития и обогащения нашего народа. Он учредил монастырь на Монашеской горе, а уже в 1440 г. было основано отдельное Мукачевское епископство. В 1690 г. прекратило свое существование Трансильванское княжество. Теперь уже все Закарпатье вошло в состав Австрийской империи. Но уже в 1703 г. началась освободительная война венгров против Австрии под предводительством князя Ференца II Ракоци. Сначала его поддержали только 6 тысяч человек, из которых только 800 были вооруженными. 7 июня 1703 г. произошла первая памятная битва куруцев около села Долгое, а затем, 15 февраля 1704 г., повстанцы захватили замок в Мукачеве.
Начало XIX века ознаменовалось экономическим подъемом. На Закарпатье начал развиваться капиталистический уклад, хотя и в рамках феодализма появились первые фабрики. В 1849 году Ужгород стал центром Русского округа — нового территориального образования в Австрийской империи. Но уже в 1850 году округ был ликвидирован. В 1869 году в Ужгороде функционировал первый на Закарпатье лесопильный завод; в 1872 году начала работать первая железная дорога — Ужгород-Чоп. В 1907 г. построен первый театр — в Ужгороде. Первая мировая война замедлила темп развития края. После распада Австро-Венгрии осенью 1918 г. много закарпатцев изъявило желание присоединиться к Украине, о чем четко было заявлено на съезде в Хусте 21 января 1919 г.
Но 10 сентября 1919 года Закарпатье официально вошло в состав Чехословацкой республики. Город Ужгород стал административным центром края. Именно во времена Чехословацкой республики Закарпатье приобрело современный архитектурный и культурный облик: в 1921 году Но решением Венского арбитража от 2 ноября 1938 г. часть Закарпатья была передана Венгрии. В другой части Закарпатья 15 марта 1939 г. было провозглашено новое государственное образование — Карпатская Украина, с центром в городе Хуст, а первым ее президентом стал Августин Волошин. К сожалению, это карпатское государство просуществовало совсем недолго, поскольку вскоре было оккупировано Венгрией. А уже в 1941 году Венгерское государство, в состав которого входило и Закарпатье, вступило во вторую мировую войну.
К концу 1944 года бои докатились до Ужгорода. Период освобождения привнес в жизнь края существенные перемены. Так, 26 ноября 1944 года состоялся первый съезд Народных комитетов, на котором был провозглашен Манифест о воссоединении Закарпатской Украины с Советской Украиной. А уже 29 июня 1945 года, в Москве, был подписан официальный договор о воссоединении Закарпатья с УССР. 18 октября 1945 года был открыт Ужгородский государственный университет, в 1956 году была построена Теребле — Рицкая ГЭС (на 130 млн. кВт/ч в год), в 1956 году поехал первый электровоз — от Мукачева до Лавочного.
И вот в августе 1991 было провозглашено образование нового независимого государства, которое теперь является одним из наибольших государств Европы, — Украины. Кстати, первыми признали независимость этого государства исконные соседи Закарпатья — Венгрия и Польша. Именно с новым периодом связаны такие события в крае, как решение о создание на Закарпатье специальной экономической зоны, проведение первого официального матча сборной Украины со сборной Венгрии по футболу, увеличение количества высших учебных заведений и, наконец, — встреча «Миллениума» — рубежа двух тысячелетий, двух веков, двух эпох.
История Закарпатья. Основные вехи. Часть 1
Раз уж мы вспомнили про Закарпатье (смотрите пост чуть ниже), то полезно будет сделать еще один шаг в том же направлении и припомнить, что и как происходило в этом крае в течение его непростой истории.
Итак…
* * * *
Поселения людей в Закарпатье существовали уже в глубокой древности. Результаты археологических раскопок показывают, что наиболее старые такие поселения относятся еще ко временам палеолита. Самые первые люди на территории Закарпатья останавливались около таких мест, как Королево (наиболее древняя стоянка в Центральной и Восточной Европе — 1 млн. 100 тыс. лет), Рокосово, Ужгород, пещера Молочный камень (Тячевский район).
Первобытные люди делали орудия из камня, кости, дерева — рубила, скребки, остроконечники, резцы, чоперы, ножы. На територии края в это время был теплый климат в горах, а в низинах шумело море, о чем свидетельствуют находки черепашек, вымерших молюсков. Позднее климат стал холодным и сухим, в горах росли сосна, береза, граб, бук, ель, в низовине — степные травы. В это время был изобретен способ добывания огня, появилась первая одежда, первые жилища в пещерах, первые произведения искусства (наскальные рисунки). Люди занимались охотой на мамонтов, гиен, пещерных медведей, собирательством (коренья, дикие плоды, травы).
Ко времени мезолита (средний Каменный век, 12 тыс.лет до н. э. — 5 тыс. лет до н. э.) относятся древние стоянки около Камяницы, Диброва. В это время формируются племена. Человек постепенно переходит к оседлому образу жизни, приручает животных, начинает вести обмен вещами и плодами.
В эпоху неолита (новый Каменный век, 5 тыс. лет до н. э. — 3 тыс. лет до н. э.) появились новые способы обработки камня (шлифование, сверление), изготовления орудий труда (топоры, крючки, пряслицы), ткачество, гончарство (разрисованная керамика). Постепенно человек выходит из зависимости от природы, он живет в землянках, полуземлянках, поблизости от рек. В углах жилищ ставили глиняные печи. Люди часто меняли места жизни из-за истощения почвы. В эпоху неолита человек перешел от присвоения даров природы к их производству. Произошло разделение на земледельцев и скотоводов. Скотоводство способствовало заселению горных районов, об это свидетельствуют очень давние названия урочищ, которые впоследствии стали названиями соответствующих поселений: Воловье, Воловец, Скотарское, Бычков, Чабановка.
Археологические находки медно-бронзового века (3 тыс. лет до н. э. — 1 тыс. лет до н. э.) на територии Закарпатья — это поселения, могильники, курганы, клады. Здесь нашли немало металлических орудий труда, оружие и украшения (топоры, браслеты, серпы, слитки бронзы, мечи, подвески, фибулы). Кстати, бронзовая коллекция Закарпатья — одна из самых крупных в Украине, она насчитывает до 2 тысяч бронзовых предметов. И это не удивительно, ведь в период ХІІ- VІІІ веков до н.э. Закарпатье было одним из центров среднеевропейского бронзолитейного производства.
Среди культур железного века (1 тыс. лет до н. э. — наше время) выделяются: культура Гава- Голиграды, Куштановицкая, Латенская (последняя представлена, в частности, большим металургическим центром на р. Ботар, Виноградовский район). Кельты принесли на Закарпатье самую развитую культуру тогдашней Центральной Європы. Близ Мукачево находился весьма крупный металургический центр.
Потом пришли гето- дакийские племена (фракийцы). Даки разгромили кельтов, которые отступили в Германию. Даки строили поселения на высоких берегах рек: Стремтура (Иршава), Шелестово, Арданово, Читаттье (Солотвино). Укрепления строили на случай войны и для охраны торговых путей (закарпатская соль имела большую ценность), в самих городищах жили только охранники. Позже образовалось мощное патриархально-рабовладельческое государство гето-даков. Наибольший его расцвет имел место в 40 — е годы до н. э. и в период правлення царя Буребисты, а познее — при Децебале. Но легионы римского императора Марка Ульпия Траяна (98-117 г.) разгромили даков, разрушили на Закарпатье городище в Малой Копане. И в 107 г. образуется провинция Рима, Верхняя Дакия, «Dacia Superior» (северная граница по р. Самош). Закарпатье входило в непосредственную контактную зону с Римской империей. Археологи нашли римские монеты-динарии и остатки римской солекопи в Солотвине, клады в Нанково (1 тысяча серебряных римских монет), Брестово (25 золотых монет), Руском Поле, Гайдоше. В это же время действовал Затисянскиц металургический центр (Дяково, Вовчанское), а у реки Миц возник самый крупный в Центральной Европе район гончарного производства.
В IV веке н.э. в Паннонию пришли гунны. В середине V века в междуречье Дуная и Тиссы образуется политический центр гунннов во главе с легендарным вождем Аттилой. Во время большого переселения народов в Потиссье появились племена гепидов, вандалов, бургундов, остготов, лангобардов, славян. Под властью аварского каганата Закарпатье оказалось в конце VII века.
Новым этапом закарпатской истории стал переход мадьяров во главе с вождем Алмошем в 896 году через Верецкий перевал (по долине реки Латорицы) в Закарпатье и Паннонию. Именно об этом эпизоде, но в 898 году, вспоминает в своей летописи известный Нестор- летописец : «воевати на живущие валахи и словины». А вот по хронике Анонiма, в 903 г. случился поход угорцев, во время переселения, во главе с вождем Арпадом на Закарпатье и захват крепостей Унг, Вары. В этот период Закарпатье назывался «res nullis» — ничья територия, или «terra indagines» — буферная зона.
Вначале в Закарпатье сохранялась власть местной славянской знати. А в ХII — ХIII веках Закарпатье постепенно вошло в новообразованное европейское государство, королевство Большая Венгрия. В документах того времени закарпатский край упоминался как «Marchia Ruthenorum». В ХІІ веке король Геза II, пригласил сюда из Рейнской области саксонцев, которые выращивали виноград и добывали в горах золото, а жена короля Эндре I, Анастасия (дочь киевского князя Ярослава Мудрого), по мнению некоторых ученых, способствовала основанию монастыря на Чернечей горе, где жили монахи из Киево-Печерского монастыря. Постепенно на этих территориях образуются новые территориальные структуры венгерского королевства: в 1214 г. оформился Ужанский комитат, в 1262 г. — Угочанський комитат, в 1263 г. — Берегский комитат, а в 1303 г. образовался Марамороский.
Трагической страницей истории стал март 1241 г., когда армия жестоких завоевателей прорвала оборону в Карпатах, и монголо-татары хана Бату перешли через Верецкий перевал. Они захватили и разрушили Мукачево, Ужгород, Тячев, Солотвино, многие села. А потом в 1242 г. случился внезапный отход татаро-монголов из Венгрии. В 1254 г. венгерский король Бела IV пригласил немецких и итальянских виноградарей и виноделов (винцелеров) на опустошенные монголами земли Закарпатья. Некоторое время часть Закарпатья входила в состав Галицко-Волынского государства. Но уже в 1308 г. к власти в Венгрии приходит новая династия, Анжуйская.
Но жупан Унга П. Пете, жупан Берега Б. Копас, жупан Угочи И. Мойш подняли восстание против окатоличивания славянского населения и против нового короля Карла Анжу, который хотел централизовать государство. Еще раньше жупаны вели с князем галицким Львом Даниловичом переговоры об избрании королем Венгрии его сына Юрия, внука Белы IV. Но в конце концов в 1317 г. произошло поражение оппозиционной феодальной фронды. Победил молодой король Карл Роберт, которому сильно помогли в этом графы Другетты из Италии.
С тех пор история Закарпатья потекла по новому руслу. Уже в конце ХV века в комитате Унг насчитывалось 205 поселений, в комитате Берег — 122, в комитате Угоча — 76, в комитате Марамарош — 128. Общая численность населения края была около 100-115 тысяч человек. Интересно то, что в селах Липча, Иза, Длинное, Драгово, Бедевля, Вишково, Вильховцы, Кричево, Чумалево, Угля, Колодне, Вонигово проживали свободные селяне-немеши. А вот городское право имели Ужгород, Мукачево, Берегово, Хуст, Севлюш, Вары, Билки, Вишково, Тячево, Вилок, Косино, Чинадиево и так далее. Всего на Закарпатье тогда было около 20 городов и городков. Среди мастеров были наиболее распространении такие профессии, как: каменщики, сапожники, портные, пекари, столяры, цирюльники, гончары, золотари, колесники, кузнецы, меховщики. Как раз в XVI веке на территории Закарпатья начали распространяться протестантские религиозные движения в виде лютеранства, кальвинизма и цвинглианства. К тому же в горной местности началась с разрешения венгерских королей галицкая колонизация: украинцы-лемки
заселяли комитаты Унг, Берег, украинцы-бойки — Берег, Унг, а украинцы-гуцулы — Марамарош.
В 1376 г. королева Венгрии и Польши Ержибет предоставила Мукачево статус привиллегированного города, а также дала разрешение пользоваться собственной печатью. И вот в 1394 году на Закарпатье из Литовско-руского государства прибыл известный подольский князь Федор Корятович, который сделал много полезного для культурного обогащения народа в Закарпатье. Он учредил монастырь на Монашеской горе, а уже в 1440 г. было основано отдельное Мукачевское епископство. В 1514 г. состоялось большое крестьянское восстание в Венгрии под руководством Дьорджа Дожи (в восстании участвовало около 100 тысяч человек). Повстанцы неоднократно нападали на Ужгород, Мукачево, Хуст, Королево.
Но все изменилось в 1526 г., когда случилась битва при реке Могач, где венгры потерпели поражение от турок и потеряли своего короля Лайоша II, последнего из династии Анжу. Венгерское королевство было разделено на три части:
1.Трансильванское княжество — вассал Турецкой империи.
2.Центральная Венгрия — под властью Турецкой империи.
3.Западная и Северная Венгрия — под властью австрийских Габсбургов.
(Продолжение следует.)
Источник: интернет-издание «Колыба. Портал про Закарпатье» (https://www.kolyba.org.ua)
Перевод с украинского — наш собственный.