Таруса. 9 марта 2013 года.
Археологические находки позволяют уверенно говорить, что люди появились на территории современного Тарусского края еще в конце ледникового периода — более 10 тысяч лет тому назад. Это были охотники, кочевавшие вслед за стадами северного оленя.
Сохранила земля тарусская и свидетельства всех последующих исторических эпох: каменного, бронзового и железного веков.
Но обратимся непосредственно к истории Тарусы.
Летописные свидетельства говорят о существовании города уже в 1245 году. Первые упоминания связаны с именем Черниговского князя Михаила Всеволодовича, незадолго до смерти выделившего Тарусу в удел своему младшему сыну Юрию. Поэтому мы вправе считать св. Михаила Черниговского основателем города как столицы княжества на северо-восточной окраине его владений.
Нельзя не отметить, что потомки Юрия Михайловича Тарусского дали российской истории множество известных фамилий, игравших заметную роль на протяжении последующих веков. В первую очередь это конечно же князья Оболенские, от которых пошли многие княжеские роды: князья Тростенские, Серебряные и Золотые, Говдыревские, Лыковы, Щербатовы, затем Волконские и Барятинские и др. Многие из родов Спашские, Конинские «захудали и извелись» уже к XVI—XVII векам.
В самом конце XV века (1494 год) после долгих споров между Иваном Ш и великим князем Литовским было достигнуто соглашение, по которому в сферу влияния Литвы попадали Смоленск, Брянск, Мосальск и другие города. Таруса же и Оболенск оставались за Москвой.
XVI век — из самых беспокойных за всю историю Тарусы. В эту пору она являлась одним из центральных опорных пунктов в системе обороны Московского государства, звеном в цепи городов-форпостов на Оке, противостоящих набегам крымских татар, черкесов и др.
Таруса. 9 марта 2013 года.
Здесь периодически располагались войска Передового полка или полка Правой руки. Естественно, не следует понимать буквально, что многотысячное войско находилось на постое в самой Тарусе. Большая часть была рассредоточена по окрестным деревням или «становищам» (станам) вблизи города, но не непосредственно в нем самом: «У Тарусы, где пригоже, от Оки с версту или з две, а не на самом берегу».
Часто воеводами на Оку назначались потомки тарусских князей: Оболенские, Барятинские.
К середине XVII столетия Таруса уже полностью утратила свое военное значение и фигурирует в 1661 году в росписи городов, «в которых городовых и острожных крепостей нет».
Скудость информации в письменных источниках о Тарусе до конца XIV века для исторических реконструкций жизни города и княжества выдвигает на первый план данные археологии. Классические археологические раскопки в исторической части любого современного города чрезвычайно затруднительны по целому ряду объективных причин. К счастью, существуют и другие методики исследований: разведки, наблюдения за разрытиями строительных котлованов, траншей, зачистки обнажений культурного слоя в оврагах и по берегам рек и т.п.
В Тарусе археологам сопутствовала удача. При детальном обследовании центральной части города на мысу высокого правого берега реки Таруски, несколько выше ее устья, был обнаружен довольно мощный культурный слой, содержащий обломки керамики с линейным и волнистым орнаментом, изготовленной на гончарном круге.
Древняя глиняная посуда благодаря детальной изученности ее форм, типов, размеров, различию примесей в тесте> характеру обжига давно стала одним из главных датирующих признаков, по которым ученые могут уверенно говорить о времени ее лепки. В числе найденных отдельные фрагменты керамики по способу их изготовления, формам сосудов и характеру нанесения орнамента могут быть отнесены к XI веку. Большинство же обломков горшков и мисок датируется XI—XII веками. Также здесь были обнаружены различные предметы, многие из которых известны у всех славянских племен, а отдельные характерны только для славян-вятичей.
Таруса. 9 марта 2013 года.
Среди них обломки стеклянных браслетов — украшений, присущих именно городским модницам в конце XI — начале ХШ века; биллоновые (сплав меди и серебра) семилопастные височные кольца, типологически соотносимые с аналогичными украшениями XII века; бипирамидальная бусина из красного закавказского сердолика; бронзовые перстни и браслеты, пряжки и бубенчики, подвески; пряслица для веретен из розового шифера, известные в Древней Руси с середины XI века до середины XIII века; костяной гребень, железные ножи, так называемые «калачевидные» кресала для высекания огня, ключи и замки, наконечники стрел, бытовавшие с X по XIV век. Иными словами, часть этих предметов могла быть оставлена людьми, жившими здесь за сто, а то и двести лет до того, как Михаил Черниговский составил свою духовную грамоту.
В целом на археологическом материале в Тарусе вырисовывается картина, характерная для становления многих небольших городов и городков в черниговских и окрестных землях.
Но что же все-таки послужило причиной возникновения города Таруса в Черниговском княжестве, на землях вятичей?
Долгое время вятичи жили довольно обособленно даже от своих ближайших соседей. Русские летописцы неоднократно упоминают походы киевских князей в X—XI веках для завоевания вятичей. Составители так называемой Радзивилловской (или Кенигсбергской) летописи даже в конце XV столетия сочли необходимым проиллюстрировать факт получения дани «от вятичъ» киевским князем Святославом, в ряду важнейших внешнеполитических и исторических событий.
Среди иных восточнославянских племен, входивших в состав Древнерусского государства, вятичи дольше всех активно противились принятию христианства и, по образному выражению историка, «сохраняли свою племенную физиономию».
Таруса. 9 марта 2013 года.
На рубеже XI—XII веков ситуация начинает меняться. К этому времени единая в прошлом земля вятичей оказывается разделенной между Черниговским, Смоленским, Ростово-Суздальским и Рязанским княжествами. По ее территории прокладываются новые торговые пути, связывающие стольные города. На этих путях-дорогах и вблизи них возникают небольшие крепости-городки как опорные пункты для их охраны. Некоторые из этих крепостей-городков позднее станут столицами небольших княжеств. Говоря о Тарусе, следует сказать, что, несмотря на находки здесь типичных для XII века «городских» материалов, это не означает, что уже тогда город был столицей удельного княжества. Хотя, несомненно, имел значение оборонительного пункта на Оке и являлся центром значительной сельской округи.
В ХШ веке страшным огненным ураганом обрушились на Русь монголо-татарские орды. Их жертвами стало множество городов, городков, поселков, замков, сел и деревень. Далеко не всем городам удалось возродиться на пепелищах. Многие, как, например, Рязань, Козельск, были перенесены и вновь отстроены на новых местах.
У Тарусы судьба иная. Она сумела пережить разрушительное нашествие. И в конце ХШ — начале XIV века можно даже говорить о некотором возвышении ее роли в истории верховских княжеств .
В первую очередь благодаря выгодному расположению на окском берегу и, возможно, личностям князя Юрия Михайловича и его сыновей Всеволода Тарусского и Константина Оболенского.
К середине XIV века, находясь на пограничье Литовских и Московских земель, в отличие от других верховских княжеств, ставших подручниками князя Литовского, «князи торусские» тяготеют к бурно развивающейся Москве и вскоре оказываются в вассальной зависимости от нее. Становятся «слугами» Московского великого князя — «брата старейшего», но остаются при этом полноправными землевладельцами своих «отчин и дедин», сохраняя значительную степень независимости.
В середине XIV века князья тарусские уже не являлись фактическими, а скорее номинальными, владельцами удела. А после кончины в 1481 году последнего жалованного владетеля города князя Андрея Васильевича Меньшого (княжил с 1473 года) Таруса была взята «под руку» Великого князя Московского и утратила свое самостоятельное значение на политической карте Руси.
Таким образом, перед нами предстает довольно непростая эволюция города в эпоху Средневековья. Первоначальный этап его истории — трансформация из сельского поселения в небольшой пограничный городок Черниговского княжества в XII — начале ХШ века. Следующий этап, который можно назвать «удельным» — с 1245 года до конца XIV века. И наконец, «московский» — с конца XIV и до начала XVII века.
Таруса, славный русский городок в Калужской области, уютно расположился у берегов Оки еще в далеком 13 веке. С тех пор прошло немало столетий, а он жил своей жизнью и предстал перед нами в удивительной красе. Сейчас Таруса – небольшой районный центр, занесен в список исторических городов России, и наделен статусом природно-архитектурного заповедника.
Славится тем, что связывали с ним свою судьбу люди, которые внесли огромный вклад в культуру своей родины. Он больше похожий на деревню привлекал своей тишиной и очарованием, скучной жизнью, в которой мастера находили покой, вдохновляющий на творческую деятельность. А про чудесное озеро Ая на Алтае читайте здесь – https://www.moyaindia.ru/puteshestviya/rossiya/ozero-aya.html.
Содержание
История славной Тарусы
Точную дату первого заселения на месте современного города Таруса неизвестно, а вот упоминания о поселении датируются концом 10 века. Предполагается, что жили здесь уже тогда славяне – вятичи, которые занимались рыболовством, домашним хозяйством и торговлей, поскольку Ока во все времена связывала русские земли между собой.
О городе под названием Таруса есть архивный документ с датой 1246 г., в котором есть информация о владении этим поселением сыном Юрием князя черниговского Михаила Всеволодовича. В те времена Таруса уже был опорным пунктом и центром княжества. Славится таким фактом: княжна Ксения является покровительницей земель близ Оки, поскольку канонизирована церковью давно.
Есть легенда, рассказывающая о том, откуда пошло название городка:
Княжеский двор был окружен высоким забором, который долгое время хотели сломать ханские полчища, преодолевая реку на конях и ловко владея кривыми национальными саблями. Они бросались на стены с криками «Та Русь! Та Русь!». Город устоял и с тех пор его стали называть местные жители Тарусь, переименовав позднее в официальное название Таруса.
А эта Тарусская крепость отбивалась не раз от непрошенных гостей, и звучал призыв к защите так: «К оружию, русичи – тарусичи!”. Помогали княжеские воины сородичам в Куликовской битве, в защите Москвы, воевали с крымскими татарами и другими недругами – соседями, желающими захватить Тарусу.
В 14 веке небольшое княжество Тарусы объединилось с Московским, укрепив мощь русскую.
В 17 веке чума практически уничтожила все население города, в котором выжили около сотни человек. И лишь спустя несколько десятилетий город стал возвращаться к прежней жизни, расстраиваясь, восстанавливаясь и развиваясь.
Таруса сегодня
В этих местах обнаружена не только глина, которая годится для изготовления качественного кирпича, но и так называемая керамзитовая глина, пригодная для производства керамических изделий. По причине существования здесь таких месторождений, в Тарусе открыты соответствующие производства. А керамика тарусская славится далеко за пределами области.
Также добывается в окрестностях строительный песок, ведется заготовка деловой древесины. Открыты источники минеральных целебных вод, что привлекает сюда туристов, желающих подлечиться в местных пансионатах.
Слава местного строительного известняка распространилась в округе по причине его невероятного качества. Из него строят фундаменты и цокольные этажи многих зданий, что увеличивает срок службы строений. Прочный, но легкий известняк достаточно удобен в обработке и поэтому нарекли его «тарусским мрамором».
Достопримечательности Тарусы
Внешне и сегодня город выглядит как идиллия среднерусского привлекательного городского пейзажа: невысокие одноэтажные дома, над которыми возвышаются лишь церковные купола Петропавловского собора 18 века и Воскресенской церкви 17 века, перестроенной в начале прошлого столетия. На окраине города примостился Старый погост с особыми канонами внешнего облика. Вокруг города множество оврагов, ведущих к реке, по которым резвится местная детвора.
Картинка сегодняшней Тарусы не многим отличается от тех времен, когда здесь проживали и творили великие мастера слова и кисти.
Известные жители Тарусы
Перечислять всех известных людей, которые посещали Тарусу, можно долго, рассказывая о целях их посещениях или времени проживания в уютнейшем и очаровательном русском городке. Здесь бывали Чехов и Сумароков, Рихтер и Тарковский, заезжали Поленов и Алексей Толстой.
- Среди всех известных людей особое место занимает семья Цветаевых. В городе сохранилась усадьба, где проживало семейство великой поэтессы, а вот ее дом утрачен. Он реконструирован и превращен в музей. Невдалеке от собора Петра и Павла в парке установлен памятник знаменитой поэтессе М. Цветаевой в образе женщины, смотрящей на Оку и окрестности. Благодарные жители в 1960 г. установили огромный камень, напоминающий о любви поэтессы к городу.
Но сбылось желание быть похороненной на Старом кладбище города ее дочери, Ариадны Эфрон. Там увековечено место захоронения женщины, проведшей в лагерях много лет.
- Жителем Тарусы был известный мастер кисти Виктор Борисов-Мусатов, творящий свои неповторимые картины, которые были навеяны скорее всего атмосферой города, его красот и невероятного и непознанного духа Руси великой.
Почтить память художника приходят и местные жители, и туристы. Живые цветы почти всегда лежат у ног скульптуры мальчика. Каждый подходящий к памятнику думает о бренности жизни, о ее тревогах и проблемах. Именно такие мысли возникают, когда смотришь и картины мастера.
- Самым известным и любимым гением Тарусы является, конечно же, Константин Паустовский. Дом – музей великого русского писателя, произведения которого были предоставлены на суд комиссии по присуждению Нобелевской премии, является самой известной достопримечательностью Тарусы. Паустовский прожил в этом городе свои последние годы, отдавая все свои силы на улучшение жизни горожан. Благоустройство улиц того времени было заслугой писателя.
Музей проводит множество экскурсий по местам, где любил бывать К. Паустовский. Музейные работники проводят литературные вечера и встречи, посвященные работам Паустовского, его активной деятельности. Писатель любил приокский городок, «где по весне буйно цветет между берез и сосен черемуха».
История Тарусы
Небольшой город Таруса возник на берегу Оки в 11 веке. Но еще 17 тысяч лет назад, по сведениям исторических раскопок, здесь начали селиться славятичи. Первая запись в летописи зафиксирована уже в 1246 г. Возможно, тогда и появился большой город.
В 13 веке Таруса становится центром удельного княжества. На княжеском троне тогда сидел князь Черниговский. В это время город становится крепостью. Княжеский двор соорудили на берегу реки, окружили стеной из брёвен, рядом возвели церковь. 100 лет город носил статус столицы княжества. Княжеский титул переходил по наследству.
В 1375 году три княжества объединились и бились с литовцами. В 1380 году тарусские князья со своими дружинами встали под знамена Дмитрия Донского в поле Куликовом. Многие погибли в этой неравной битве. В 1392 году Тарусское княжество осталось без наследника и было присоединено к Москве. Теперь Московское княжество укрепилось, но князьям приходилось биться одновременно и с литовцами и с татарами. В середине 15 века литовцам удалось захватить Тарусу. В 1508 году, после долгой войны с литовским князем Сигизмундом, русские войска заставили его уйти из Тарусы и других городов Калужской земли.
Теперь Таруса становится укрепленным крепостью для защиты южных границ Москвы. Вокруг города выстроили надежные заставы, оборонительную линию вдоль реки-Оки. В случае опасности, в Москву высылали гонца.
В 16 веке город подвергался нападениям крымских и ногайских татар. В одном из сражений татары разграбили и сожгли Тарусу при отступлении из Москвы. Потом состоялось сражение продолжавшееся двое суток, в котором русскими воинами было полностью разбита татарская армия. До 17 столетия Таруса остаётся надёжной крепостью-защитницей на Оке.
Далее о городе известно очень мало. В крае свирепствует чума. Уцелевшие жители, наслышанные о богатых южных землях, устремились на юг; в Тарусе остается два десятка жилых домов.
В 1719 году под влиянием богатого города Серпухова, Таруса объединяется с ним в один уезд. Большинству тарусчан приходилось работать на фабриках, производящих парусину. Тут часто бывали летние ярмарки, где проходила бойкая торговля различным товаром: кожей, холстом, тканями, медом, пенькой и пр.
В 1776 году Таруса становиться уездным городом. Постепенно количество жителей увеличивается до 600. Строится маленький кирпичный завод, который обслуживает только 10 человек. Город развивается очень медленно, так как мастеровые люди предпочитают работать в Москве, Серпухове, Алексине.
В отечественную войну 12 года жители города, работая в тылу, собирали для русской армии продовольствие, одежду, боеприпасы, фураж для скота. Конные летучие посты каждый день доставляли сведения о продвижении французских войск.
После войны население увеличивается, строятся каменные дома, город процветает. Петровская ярмарка ежегодно приносит доходы более 12 тыс. рублей в серебре. В середине 19 века в городе проживает уже 3 тыс. человек, десятая часть населения становится купечеством. Развивается торговля, художественные промыслы, город благоустраивается. Деревянные лавки на площади заменены каменным зданием для купеческих магазинов. Открываются аптека, первое училище, работают бумажно-ткацкая фабрика, кожевенный завод.
Этот тихий город, живописные места, особенно полюбились писателям и художникам. Здесь жил замечательный художник Поленов, семья Марины Цветаевой. В Тарусе довелось работать и отдыхать Чехову, Сумарокову и др.деятелям культуры.
Фермер из Швейцарии вернул к жизни российскую глубинку
Йорг Дусс: «Жизнь это ты должен найти место, которое ты хочешь развивать. Здесь я его нашел. Мне нравится здесь, с людьми. Я чувствую себя свободным».
Уехав из комфортной Швейцарии в командировку всего на полгода, Йорг оказался в промерзшем общежитии Калужского ПТУ и понял, где настоящая жизнь. Уехать он уже не смог. Его бег от цивилизации продолжается до сих пор.
Весной Йорг планирует запустить производство швейцарского сыра. Накормить не Россию, но хотя бы Тарусский район Калужской области, кажется, задача всей его жизни.
Продовольственную программу он начал в 1998 году, когда оказался в России. На свои деньги покупал продукты и разносил в семьи нуждающихся.
Йорг Дусс: «К сожалению, проект не сработал. Часто отцы брали эти пакеты, меняли у соседей на самогон, а дети опять голодными оставались».
Тогда Йорг решил действовать системно. Организовал благотворительный фонд, почти весь бюджет которого состоит из пожертвований швейцарцев. У них есть традиция раз в год отчислять деньги на благотворительность. Сотрудники фонда занимают весь первый этаж дома фермера. На стене вместо семейных фото висят благодарственные письма от местной администрации.
Когда богатые русские переводили деньги в швейцарские банки, он привез швейцарские деньги, чтобы накормить русских бедных. В период европейских санкций он решил научить русских фермеров по-европейски работать. У швейцарца, шутят и прежние, и нынешние его земляки, по-русски загадочная душа.
Подробности в репортаже корреспондента НТВ Сергея Сыркина.
Инженер Йорг Дусс (на фото) десять лет назад приехал в Тарусу — и остался насовсем. Все это время он пытается изменить жизнь к лучшему, заслужив сложносоставную репутацию «кормильца» и «попрошайки». Однако главное он уже сделал: теперь Тарусскому району помогает вся родная деревня Йорга
Наталья РАДУЛОВА
Фото Андрея НИКОЛЬСКОГО
В 97-м году тихий и маленький городок Таруса лихорадило: «Слышали? К нам приехал чокнутый швейцарец!» Чокнутый вроде как прибыл в командировку, должен был заниматься отладкой швейцарских деревообрабатывающих станков, но помимо основной работы он еще ходил по улицам и собирал мусор. За ним с улюлюканьем бегала толпа ребятишек. Старушки крестились: «Свят-свят». Чиновники из администрации волновались: «Что он ищет?» В общем, визит инопланетян произвел бы на местное население меньшее впечатление, чем странный парень Йорг Дусс, который хотел навести в Тарусе порядок.
— Мое первое впечатление от России — шок, — говорит Йорг. — Я не подозревал, что люди могут так бедно и грязно жить. Я попал не просто в другую страну — в другой мир. На всю Тарусу был один компьютер — в Сбербанке. На телеграфе у меня спрашивали, куда я хочу позвонить и какой номер нужен. Я жестами показывал — у меня есть деньги, пустите к телефону, но почему-то это было невозможно. Ужас.
Поселили гостя в общежитии профтехучилища. Лишней кровати не было, так что полтора года заморский специалист спал на полу. Зато комната была отдельная, без соседей: «Только ночью крысы иногда заходили». С едой тоже была напряженка: в столовой, кроме картошки и чая, ничем не угощали. Переводчика не предоставили, хотя и обещали. В общем, через три дня картофельного поста Йорг решил сходить в местный продуктовый магазин. Он, наивная душа, надеялся, что продавщица сразу к нему подскочит с улыбкой: «Чего изволите?» — и тогда он покажет пальцем на витрину. Но продавщица угрюмо читала в углу книгу и на посетителя никакого внимания не обращала. Йорг помялся, повздыхал да и вернулся в общежитие. Там ему весело объяснили: «Это тебе не Швейцария. Тут ты сам должен крутиться, чтобы добыть пищу». На следующий день Йорг отправился в магазин подготовленным — выучил фразу «Дайте, пожалуйста, хлеб». Но работница торговли так на него рявкнула из-за своей Донцовой, что он снова в ужасе убежал. Потом выяснилось, что она всего лишь спросила: «Черный или белый?»
Но потихоньку Йорг пообвык. Похудел, научился мыться в тазике, сработался с коллективом и уже через пару месяцев вполне сносно изъяснялся матом. «Эй, сука, дай, мать твою за ногу, хлеба, пожалуйста», — вежливо улыбался он в магазине. «Здорова, п… с!» — приветствовал он начальство. А потом недоумевал: «Почему Петр Иванович обиделся? Его же все так называют». Коллеги хохотали и хлопали Йорга по плечу: «Наш парень!»
«Я ТАК КУШАТЬ ХОЧУ»
Своих действий по облагораживанию города Йорг никогда не прекращал. Старался по мере сил, чтобы вокруг было чисто, спокойно и сыто. Как дома. Подметал улицы, организовал бесплатный клуб бальных танцев (умеет, да), устраивал для детишек из профтехучилища, среди которых большинство были сиротами, праздники — с лимонадом и тортами. «Я долго жил здесь, как обычный русский человек, на тех же условиях. Поэтому узнал все проблемы изнутри и помогал, как мог». Однажды он заметил, как бабушка покупала половинку буханки хлеба. Развернула носовой платочек и начала пересчитывать копейки. Не хватило. Бабушка ушла, а Йорг, быстро набив сумку продуктами, помчался за ней. Догнал, что называется в темном переулке, и сказал: «Я вас не знаю, вы меня не знаете, поэтому никому не будет стыдно. Возьмите вот этот пакет с едой. Это подарок». Старушка расплакалась: «Сыночек, я так кушать хочу».
В конце концов Йорг взял под опеку несколько стариков. Но личных средств и времени не хватало, поэтому он решил сделать благотворительную деятельность своим основным занятием и организовал фонд «Радуга Тарусы». Фонд — это, конечно, громко сказано. Просто однажды, съездив в отпуск в свою родную швейцарскую деревню, Йорг рассказал землякам, как плохо живут русские. О том, что в ста километрах от Москвы люди зарабатывают так мало, что не могут даже полностью оплатить коммунальные услуги. Рассказал о детях, которые едят через день, потому что родителей интересует только водка. О покинутых стариках, которые лежат в домах престарелых на мокрых простынях, потому что персонала не хватает, а о памперсах для взрослых никто и не слышал. О матерях-одиночках с зарплатой полторы тысячи рублей, треть из которой им приходится отдавать за детский сад.
Услышанное так тронуло швейцарцев, что на общем собрании они решили поучаствовать в спасении россиян. Так швейцарская деревня Пфеффикон с населением в 700 человек стала «спонсором» Тарусского района в 16 тысяч жителей. Ничего особенного они не делают — просто группа пенсионеров и прочих сочувствующих, кого Йоргу удалось разжалобить, помаленьку скидываются и помогают детским домам в Тарусском районе, дому престарелых, одиноким старикам, малоимущим. Построили детский сад в селе, восстановили три фельдшерско-акушерских пункта. Два раза в день обеспечивают питанием десять сельских школ и два садика — пусть хоть там дети едят, раз уж дома ничего нет. Покупают одежду, игрушки, медицинское оборудование в районную больницу.
Йорга выбрали президентом фонда и назначили ему скромную зарплату: «В Швейцарии на эти деньги не проживешь, а в России ничего, можно». За каждый евро Йорг отчитывается, составляет ведомости. Перед Рождеством арендует в Пфеффиконе спортивный зал, собирает своих благотворителей и рассказывает, что удалось сделать в этом году. Туда же он привозит поделки российских детей, которые продаются на аукционе.
В Тарусском филиале фонда всего четыре работника: президент, бухгалтер Юлия Терехова, социальный педагог Лидия Стародубцева и водитель Сергей Евгеньевич Климов, по совместительству тесть президента. Работают дружно, без конфликтов, если не считать редких взбрыков водителя: «Не будь он мне родственником, давно бы ушел на другие деньги».
В Тарусе Йорг женился, да. «Когда выходила за него — думала, наиграется он в благотворительность и бросит, — говорит жена Татьяна. — Но вот уже десять лет прошло, а он все никак не успокоится». Таня не верит, что муж может что-то изменить в России. Ну накормит он ребятишек, подарит им кукол, которых им никто купить не может, и что? Они вырастут и станут такими же алкашами, как их родители. Бесперспективняк.
«Слишком русская», — говорит о жене Йорг. Не понимает пока Татьяна Дусс, что каких-то глобальных целей ее супруг перед собой и не ставит. Он знает, что вся его деятельность — яркий пример швейцарской поговорки «Капля воды на раскаленный камень», но упорно продолжает делать свое дело. Пусть капля, но зато сегодня дети не пойдут домой голодными. Бабушка, которой надо наносить воды и нарубить дров для стирки, придет в прачечную фонда и постирает свои вещи. Инвалид, у которого мерзнут ноги, наденет новые ботинки на меху. Школьники, которые не могут своим ходом добраться из села на экзамен, приедут туда на машине. Вроде небольшая услуга, а все-таки полегче жить.
«ПОПРОШАЙКА ШВЕЙЦАРСКАЯ!»
— Сейчас уже труднее стало собирать средства, — вздыхает Йорг. — Десять лет назад Россию все жалели, а теперь, бывает, негодуют. Ко мне подходят люди и говорят: «Йорг, у нас так много пишут о русских олигархах, так почему же Абрамович не помогает детям своей страны? Разве это не странно, что я, пенсионер, отдаю двадцать евро, чтобы купить макароны в сельскую школу, а богатые русские тратят свои деньги на шикарные яхты?» Йорг не знает, что ответить. Он сам много раз обращался за помощью к российским предпринимателям, но все ему отказывали. Один даже с лестницы спустил. «Они не виноваты, — пытается господин Дусс найти оправдание. — И хоть мы просим не миллионы, все равно тяжело изменить менталитет. В Швейцарии много лет все спокойно, поэтому люди привыкли заниматься благотворительностью. А русские еще не наелись досыта, еще слишком сосредоточены на себе и своих нуждах. Некоторые просто нам не доверяют. Психология такая — если сам воруешь, то не веришь, что другие не прикарманят денежки. Но подождите, придет срок и в России люди поймут, что, заботясь о ближнем, они заботятся о себе. Ведь это прекрасная схема: сегодня ты кому-то помог, а завтра, случись что, помогут тебе.
Время от времени совсем уж вопиющие случаи и Йорга приводят в ужас. Недавно он обратился за помощью к владельцу одного хозяйственного магазина. Попросил три пластиковых ведра с крышками для столовой детского сада. Был уверен, что хозяин ему не откажет — ведь его ребенок только что окончил этот самый садик, где питался именно за счет «Радуги Тарусы». Но в ответ услышал: «Да пошел ты к черту, попрошайка швейцарская!» Директор другого предприятия пожалел для школы кусочек гудрона — крышу надо было залатать. Учителя удивились: «Мы же знаем — у него полный склад этого гудрона. Как так можно?»
Но встречаются и другие люди. Иногда фонд дает объявления в местную газету о сборе одежды для малоимущих, и очень многие жители Тарусы на этот призыв откликаются. Как правило, это не олигархи. Одна бабушка, у которой пенсия 900 рублей, принесла в «Радугу» 40 рублей — «для деток». Даже стыдно было брать. Но Йорг не отказал пожилой женщине. Потому что после этого пожертвования она чувствует себя нужным, важным для общества человеком. «Это круто, — говорит Йорг, — помогать тем, кто не может помочь себе сам. Я в России смысл жизни нашел. Вот жил бы я в Швейцарии, и что? Работал бы на дядю и радовался, если бы он очередной «мерседес» себе купил? А так я что-то меняю здесь. Вот приехал сегодня в школу, увидел, что дети сыты — и большего удовольствия мне не надо. Это и есть настоящий кайф».
ЗА ПУТИНА — В ДРАКУ
«Кормилец и поилец наш! — с улыбкой встречает Йорга директор Вознесенской школы Елена Торосян. — От наших не допросишься ничего, а чужие люди вон как помогают». Дети тоже очень хорошо знают Йорга, он тут частый гость. Именно Йорг решил устроить при школах огороды — свои овощи еще никому не мешали. Сначала все думали, что это пустая затея и отлынивали кто как мог. Но когда фонд решил устроить конкурс на лучший пришкольный участок — засуетились. В прошлом году Вознесенская школа как раз была победителем, и помимо улучшения рациона школьники получили новый телевизор. «Русские — не шустрые, — объясняет Йорг. — Они привыкли смиряться с судьбой, делать только то, что им скажут. Поэтому приходится пока что подбрасывать им идеи. Как с этими огородами. Вот за что я коммунизм ненавижу, так это за то, что людей искалечили. Непробивные, пассивные все. Очень много времени надо, чтобы перевоспитались».
Но все равно свою новую родину Йорг очень любит и уезжать отсюда не намерен. Когда говорит о России — волнуется и потому вещает с сильным акцентом: «Я ваш страна очн уважаю. Природа богатая, красиво, много земли. А перед ваш прездент я ваще шлапу снимаю». Очень Йорг Владимира Владимировича уважает. Потому что считает, что при его правлении народ стал жить лучше, чем в девяностых. Если раньше надо было помогать всем, то сейчас только пенсионерам, инвалидам и многодетным. Учителям и врачам подняли зарплату. Увеличили пенсии. На питание детей в школах стали выделять по 1 руб. 52 коп. Это для Йорга существенная помощь. Правда, чиновников всех рангов он ненавидит: «Козлы, а не луди. Болшие денги и у нас в Тарусе отмывают, я знаю, у меня Таня юрист в администрации, видит всо. И там, наверно, наверху, то же самое». Но в Путина верит. В Швейцарии из-за него чуть не подрался. Какие-то знакомые, начитавшись швейцарских газет, стали утверждать, что Путин диктатор. Но Йорг за кумира стоял грудью: «Какой диктатор? Что он мне диктует? Он спаситель!»
«Йорг, а ты не спаситель?» — спрашиваем мы его. Йорг ведет машину и улыбается: «Чут-чут. У меня обычный жизн. Тока одна мечта — встреча с Путиным. Сплю и вижу. Он тоже хочет помогать Россия, как и я. Он болший Дон Кихот, чем я. Если встречу — буду благодарит его».
А пока, раз уж визита президента в Тарусу не ожидается, Йорг занимается своими обычными делами: утром, подпрыгивая на ухабах, развозит по столовым продукты, днем тащит гудрон на крышу и передает в детский сад подарки от читателей «Огонька», вечером убаюкивает свою младшую дочку Вивьен и рассказывает швейцарские сказки старшей дочери Настеньке. Жизнь как жизнь.
Швейцарский столяр Йорг Дусс приехал в Россию случайно, едва ли не из любопытства, 17 лет назад. И стал жителем города Таруса. С тех пор он организовал там благотворительный фонд и свою строительную компанию, чтобы обеспечить рабочие места «тарусским пацанам». Теперь у Дусса новый план: вернуть Россию в Россию — путем возрождения традиционных общин
«Я не хочу хвалиться, но российское общество я знаю получше любого русского. За 17 лет, что я здесь живу, я видел столько, что пора уже книжку писать. Я дружил с бомжами, алкоголиками, брошенными бабушками, детдомовцами и с десятком ваших миллиардеров.
В Россию я попал совершенно случайно. Доучился в Швейцарии на столяра, и мне предложили съездить в Тарусу поработать на три месяца. Сначала я ничего не понял. Люди на моих глазах бросали фантики прямо на улицу. Я бегал за ними, поднимал фантики и жестами объяснял, что так нельзя. Потом я понял, что не надо злиться на русских — они столько перенесли за последние 100 лет, что не мне, швейцарцу, 200 лет не видевшему войны, учить их.
Я понял, что остаюсь, после одного случая. Прошло уже, наверно, два месяца, как я жил в Тарусе, когда я стоял в магазине в очереди. Передо мной стояла бабушка. Когда подошла ее очередь, она развернула свой платочек с монетками, увидела, что ей не хватает даже на половину хлебушка, и ушла. Я попросил кассиршу: «Соберите мне всю ту полку в пакеты». Побыстрее все схватил и побежал догонять бабушку. Я подождал, пока она зашла в пустой переулок, не хотел делать это на людях. Откуда я знаю, может, она начала бы кричать, я ведь чужой мужчина. И я сказал ей: «Смотрите, бабушка, я вас не знаю, вы меня не знаете. Но я хочу вам помочь». И дал ей этот пакетик. Она в него посмотрела и заплакала.
Я помогал одному бывшему директору колхоза, который был при смерти. Он один лежал на социальной койке в больнице, без семьи, без еды и без одежды.
Тогда я ненадолго вернулся в Швейцарию и рассказал знакомым, что я видел. Я просил их помочь бедным русским. Мне стали давать деньги пенсионеры и простые служащие в Швейцарии. В год я собирал по 50 тысяч евро. Так получился мой фонд «Радуга Тарусская». На эти деньги я смог в 90-е прокормить и одеть сотни людей. Сейчас, конечно, жизнь другая, но работы все равно хватает. Нужно найти угол бабушке, которую дети выгнали из дома, отправить пацанов из спортивной секции на чемпионат мира по единоборствам и найти дрова на зиму для многодетной семьи. Только деньги стало труднее собрать.
В Швейцарии мне многие говорят: «Зачем ты просишь деньги у нас, когда в России столько миллиардеров. Проси у них». Да еще и эти СМИ в Европе — они постоянно критикуют Россию, все время говорят, что в России живут твари. И мне говорят: «Смотри, где ты живешь». Они думают, что тут милиция на каждом углу всех избивает. Кому захочется помогать такой стране? Я уже со многими старыми знакомыми в Швейцарии из-за этого поссорился. Они не любят Россию, а мне обидно.
Или та же политика. Вот про Навального. В Европе у него вообще не было бы шансов стать мэром. Тебе 37 лет, и ты хочешь руководить самым большим городом в Европе, когда ни разу не сидел на государственной должности, не знаешь аппарата? Это смешно. Стань мудрее и потом уже иди. Но Запад с первой минуты кричит: «Вот это кандидат!». А сами такого никогда не поставят.
Я очень уважаю Владимира Владимировича. Сейчас я понимаю — чем больше Запад пишет о нем плохо, тем больше он делает для России. Я могу вам о Путине составить список в несколько листов А4 из вещей, которые он сделал для России. Я видел жизнь при Ельцине, и сейчас наконец-то стало стабильно. И правильно, что он семью не показывает. Работа отдельно, семья отдельно. Я тоже года два уже как перестал показывать свою семью журналистам. Но в Швейцарии ничего этого не понимают. Не хотят понимать. Они там заняты своими проблемами.
Вот в прошлый раз, когда был там, слышал: у них там в каком-то болоте живут какие-то лягушки. И жители города жалуются на этих лягушек, потому что те слишком громко квакают и мешают им в субботу отдыхать. Слишком громко квакают! В мире такие проблемы, а вы такую херню обсуждаете.
Не могу себя назвать авторитетом в Тарусе, но знаю, что местные пацаны за меня постоят. Недавно приезжал ко мне в гости знакомый. Пошел вечером погулять, а эти пацаны, мастера спорта, которых я отправляю на чемпионат мира, к нему привязались: «Ты почему здесь?» — «У знакомого». — «Какого?» — «Дусса». — «А, все, все, уважаем». Это мне, конечно, приятно было. Хотя не все в Тарусе понимают, что я здесь делаю. Чиновник местный мне один раз говорит: «Ты же из Швейцарии, капиталистической страны. Вот ты строишь этот детский сад, а я сижу и не понимаю — откуда выкат-то у тебя от этого?». Я ему говорю — нет выката. А он не верит. Потом говорю ему: «Ты знаешь, у меня есть выкат большой, просто не финансовый, а эмоциональный». Он ничего не понял. А помогать людям же очень легко. Другу грустно — принесите ему пончик. Человеку ужасно мало надо для счастья. И к тому же вы никогда не знаете, где будете завтра. Я помогал одному бывшему директору колхоза, который был при смерти. Он один лежал на социальной койке в больнице, без семьи, без еды и без одежды. И я не могу выкинуть это из головы. Директор колхоза, такой большой человек, — и так закончить свою жизнь.
Каждые восемь лет я отстреливаю зайца. Я это так называю. Каждые восемь лет я меняю свою жизнь. Спустя восемь лет в России я понял, что мой фонд стоит на ногах. Люди в Тарусе знают о нас, знают, куда идти, если им нужна помощь. Мне оставалось только заниматься рекламой и сбором денег. Тогда я понял, что пора браться за следующий проект: пора создавать рабочие места. Я верю в то, что лучше давать людям работу, чем пакетики с едой. И, если честно, я еще хотел проверить себя — смогу ли я здесь без всяких связей сделать бизнес.
Это как Швейцария: все чисто, отлично, фантики не бросают, дома красивые, везде цветочки. Но это же фасад.
Мои швейцарские знакомые представили меня одному русскому дизайнеру — она оформляла интерьеры для богачей. У нее был заказ в двухэтажной квартире банкира в Обыденском переулке, который недалеко от храма Христа Спасителя. Ей была нужна строительная бригада, и она попросила помочь. Я сначала испугался, а потом согласился. Так появилась моя строительная компания «АРТ 3D», которая занимается отделочными работами у богачей. И там у меня работает 100 наших тарусских пацанов.
Я бывал в домах наших главных миллиардеров. Я не сразу привык к коврам из золота. К кухням площадью 200 м² я не могу привыкнуть до сих пор. Помню, работал у одного миллиардера на кухне — он попросил там веранду пристроить. И вот он спит на втором этаже, а два повара готовят ему завтрак. И там такой стол! Такие фрукты, такие сыры, такая рыба. Это не передать. Я не мог поверить своим глазам. Помню, что вышел от него и подумал: «Что же он тогда кушает на Новый год?».
Постепенно я вошел в их общество. С одним мы завтракали в его доме на Рублевке два раза в месяц. Он говорил мне: «У меня у бабушки в Волгоградской области есть избушка. Я бы поехал туда и занимался огородом. Но я не могу. Я слишком много знаю, меня не отпустят». Я как-то смеюсь и одному говорю: «Вот я могу себе купить „Жигули“, а ты нет». Тот мне: «Почему это?». Говорю: «Ты не на том уровне, тебя не поймут». В один дом приходил, и там женщина меня спрашивала: «Ну что, как дела?» Говорю: «Отлично! Такой выходной был! За грибами ходил». И у нее глаза загораются. Я говорю: «А ты?» — «В Милане опять были». У нее свой собственный самолет, но как он ее заколебал. Этих людей уже не знаешь, как радовать.
А вот нашу бабушку, которую дети выгнали из дома и которая теперь живет у нас в фонде, так легко радовать. Мы ей дали комнату, и ей уютно и тепло. Приготовишь ей на праздник окорочок, и она безумно рада.
Один день я вижу богатых детей. У них игрушек больше, чем в любом магазине. Они выходят на улицу только с няней и с охраной. Они не могут плакать, им нельзя плакать. Мама говорит няне: «Мой ребенок никогда не должен плакать». Но это все ненастоящее, эти дети не понимают реальности. А другой день я в детдоме с детьми, которые если бы попали в такой дом, то обалдели бы: «Там столько каши дают». Но ничего бы не поняли. Детдомовский ребенок очень захотел бы этой жизни, но это же фасад. Это как Швейцария: все чисто, отлично, фантики не бросают, дома красивые, везде цветочки. И вы этого хотите. Вы не знаете, что люди здесь — роботы, что в их ежедневнике записаны дела на полгода вперед, что у этих людей не бывает спонтанных праздников. Вы всего этого не знаете, но ужасно хотите такой жизни. Потому что дома красивые, потому что цветочки.
Хорошо, что моя жена это поняла. Может быть, у нее и были мысли о переезде в Швейцарию, когда мы только познакомились, но сейчас я о таком не слышу. В моей семье только моя 12-летняя дочка говорит, что хотела бы переехать в Швейцарию жить. Но это легко объясняется: она проводит лето у бабушки в Швейцарии, а бабушка очень вкусно готовит, не более того.
Хожу там по фазенде, говорю со своими поросятами — хорошо.
Конечно, в России есть вещи, которые меня бесят. Вчера я одной женщине пакеты носил, спрашивал, чем еще можно помочь. Она говорит: «Помогите с дровами, не знаю, как топить, зима уже скоро». Говорю: «Конечно». А потом идем во вторую комнату, а там мужик лежит. Время — полдень. А он лежит и смотрит телевизор. Не пьяный, трезвый лежал. Как я разозлился! Меня это бесит. Меня это очень бесит. Бесят лентяи. Еще меня бесит пьянство. Я борюсь с пьянством в Тарусе. Из Швейцарии специально привез бумажку, в которой 24 вопроса, по ним можно определить, алкоголик ли вы. Например: «Можете ли вы пить один?» И трое рабочих с моей помощью уже больше не пьют. Про цирроз не говорю — это слишком жестко. Им нужно нарисовать перспективу жизни без алкоголя, чтобы они свет видели. Русские женщины делают ошибку, когда запрещают мужу пить. От запретов он будет пить назло. Я же вижу, как это происходит. Он пьяный, она его бьет крапивой по шее, потом он спит два дня у забора, ну а потом она сжалится и берет его обратно в дом.
Каждые восемь лет я отстреливаю зайца. Год назад я сидел в бане и понял, что хочу возродить общины в русской деревне. Благотворительный фонд уже отлично работает без меня, для своей строительной компании я нашел исполнительного директора. Теперь пора выкинуть часы, отключить мобильник и уезжать в лес. Проект я уже продумал — весь прошлый год я посвятил чтению книжек про историю России, про сельское хозяйство, ходил по дворам, собирал информацию. Кто-то очень мудрый когда-то сказал: «Если хочешь ломать Россию, ломай общины». Самая плохая выдумка — это пенсия. Потому что люди перестают беспокоиться о своих родителях. Община это исправит: молодежь будет держать стариков, если инвалид — помогут. В общине нет «я хорошо живу», есть «мы хорошо живем».
Я всегда говорил, что в России идеальной властью была бы анархическая монархия. То есть в Москве сидит царь и защищает границы, но деревни живут сами по себе. Мой проект поможет людям зарабатывать. Продукты мы будем сбывать. Я сейчас занимаюсь поиском каналов сбыта. Хорошо, что у меня есть друзья-миллиардеры. Фермерские продукты все больше и больше в моде. А то у фермеров здесь продуктов много, но из-за того, что сбыт не налажен, картошка гниет целыми грузовиками. Я уже купил участок в40 кмот Тарусы в глубоком лесу, этой деревни даже нет на карте. Там у меня 3 барана, 20 гусей и 25 кроликов. Сейчас я туда езжу на выходные, но через год планирую перебраться насовсем. Там нет холодильника, капусту мы квасим в дубовой бочке, окорочка коптим. Через месяц мне привезут улей. Хожу там по фазенде, говорю со своими поросятами — хорошо. Там для начала четыре дома. Мне и еще трем семьям. Семьи еще не нашел — ищу. Тяжело. Когда наладим быт в четырех домах, будем расширяться. Я с ужасом вспоминаю, как сказал какому-то журналисту лет пять назад, что еще пара лет, я закончу здесь дела и уеду обратно в Швейцарию. Что за глупости? В России никогда не кончатся дела.»
Записала: Полина Еременко