Содержание
Ошибка в тексте, битая ссылка?
Касимов — один из древнейших городов Рязанского края, богатый памятниками национальной культуры. Он включен в число городов — исторических памятников.
Как свидетельствуют документы, возникновение города относится к 1152 году, когда первые летописи упоминают Городец Мещерский (располагался несколько ниже по течению Оки). По повелению князя Юрия Долгорукого Городец Мещерский был превращен в крепость, которую в 1376 году разгромили татары. При восстановлении город был отстроен на месте современного Касимова.
Свое современное название город получил во второй половине пятнадцатого века. Именно в этот период великий князь московский отдал Городец Мещерский в удел казанскому царевичу Касиму, который бежал под защиту Москвы, спасаясь от возникшей в ханстве усобицы. Вместе с Касимом в этот район переселилось много татар.
На пожалованных Касиму землях образовалось Касимовское царство, просуществовавшее более 200 лет. В состав царства входили уезды Рязанской и Тамбовской губерний (Касимовский, Шацкий, Елатомский, Темниковский).
Род касимовских царевичей закончился в 1700 году, хотя уже задолго до этого их правление было весьма относительно. Они, правда, сохраняли свой титул, но выполняли роль воевод Москвы. В 1773 году Касимов стал уездным городом Рязанского наместничества.
Своеобразие архитектурного облика Касимова обусловлено его историей.
От периода касимовского царства в городе сохранилось несколько интересных строений: минарет времен царевича Касима, мечеть, два мавзолея (текии), в мавзолеях погребали татарских царей.
Окружающие районы стали объектом феодальной эксплуатации, которая получила особенное развитие в восемнадцатом и первой половине девятнадцатого века. К моменту реформы 1861 г., по свидетельству П.П. и В.П. Семеновых, в уезде насчитывалось 42 дворянина-землевладельца. Некоторые из них были крупнейшими земельными магнатами, имевшими во владении несколько десятков тысяч десятин. Более 80% всех крестьян уезда находилось в крепостной зависимости от крупных и мелких землевладельцев.
В первой половине девятнадцатого века в городе стала развиваться промышленность, которая в ряде случаев основывалась на местных промыслах, широко развитых в уезде.
В конце девятнадцатого века Касимов становится довольно крупным для периферии торгово-промышленным городом. В нем проживало в то время (по переписи 1897 г.) 13500 человек.
Облик Касимова был типичным для многих уездных городов Российской империи. Здесь было около 40 трактиров и лишь одна больница на 50 коек; 15 церквей и только три средних учебных заведения.
В наши дни Касимов — один из самых крупных городов Рязанской области с населением более 35 тысяч человек. Город известен своими промышленными предприятиями и великолепными местами отдыха.
Исторические даты:
- 1129 — образование самостоятельного Рязанского княжества
- 1152 — основан Городец Мещерский
- 1376 — разорение Городца Мещерского в результате нашествия из Орды
- 1452 (неточная дата)- пожалование Городца Мещерского царевичу Касиму. Возникновение Касимовского ханства
- 1681 — упразднение Касимовского ханства
- 1778 — образование Касимовского уезда в составе Рязанской губернии
- 1918 — установление советской власти
- 1929 — образование Касимовского района в составе Московской области
- 1937 — переход города и района в состав Рязанской области.
Касимов.ru
Никольский храм Касимов
История Касимовского Никольского храма
К началу XVIII века на Руси стали активно строить и каменные церкви взамен деревянных — очень уж досаждали горожанам пожары, беспрестанно уничтожавшие плоды их рук.
В 1705 году дошел ход до деревянной Никольской церкви Касимова, каменную церковь здесь возвели небольшую, одноглавую. Благословенную грамоту на ее постройку дал известный сподвижник Петра Великого — митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский).
Никольский храм в Касимове оставался монастырским до 1778 года. Удивительно, но обитель уцелела в 1764 году, когда в ходе секуляризационной реформы упразднению подверглось более четырехсот монастырей (из 950-ти). После ее закрытия монастырский Никольский храм был обращен в приходскую церковь.
Венценосные гости
Никольскую церковь лицезрели два самодержца. Первым из них был Петр I. Впервые он побывал в Касимове в 1695 году, отправляясь в Азовский поход. Собственно, каменного храма тогда еще не было — стоял его деревянный предшественник. А вот в 1722 году, когда уже не царь, а император посетил захолустный Касимов, опять же отправляясь в военный поход — на этот раз Персидский, он видел именно каменный вариант Никольского храма.
Вторым венценосным гостем Касимова стал Александр II. Впрочем, тогда еще не Александр II, а наследник престола великий князь Александр Николаевич. Шел 1837 год, и до его воцарения оставалось почти двадцать лет. Цесаревич совершал ознакомительную поездку по России — одним из ее пунктов значился Касимов.
После 1917 года
После революции 1917 года настали тяжелые времена. Храмы в Касимове закрывались, разорялись, а то и вовсе уничтожались один за другим. Но Никольский продержался до 1941 года — приход оказался необыкновенно стойким и мужественно отражал все атаки богоборческих властей.
Удивительное дело — богоборцам церковь так и не досталась. Староста А. А. Вереина наотрез отказалась отдавать ключи от храма работникам исполкома — даже под угрозой ссылки и расстрела. В конце концов от нее отступились. Когда весной 1943 года Анастасию Авдеевну вновь вызвали в исполком, она решила, что настал ее смертный часу. Поплакала, попрощалась с родными, помолидась. Но в исполкоме ей неожиданно сказали: «Церковь открывать хотите? Ищите попа, регистрируйтесь и служите!» Любопытно, что случилось это за полгода до знаменитой встречи И. Сталина с тремя иерархами Русской Церкви, ознаменовавшей ослабление большевистского антирелигиозного прессинга.
Ликующая А. А. Вереина отправилась к представителю известного в Касимове священнического семейства Правдолюбовых отцу Сергию, в 2000 году прославленному в лике новомучеников Российских, и уже спустя несколько дней в Никольском храме возобновились богослужения. Через девять месяцев батюшку мобилизовали «на трудовой фронт», но церковь с тех пор уже не закрывалась. До 1990 года она оставалась единственным действующим храмом в Касимове.
Касимов Православные храмы.