Содержание
- Жертвоприношение Исаака
- Библейский рассказ
- В Коране
- Толкование
- В библеистике
- В философии
- В искусстве
- В литературе
- Примечания
- Ссылки
- Авраам приносит в жертву Исаака
- Жертвоприношение Ицхака
- Жертвоприношение Ицхака в Торе
- Духовное возвышение
- Талмудический мидраш
- Сложность испытания
- Возношение Ицхака на жертвенник
- Авраам и желание Всевышнего
- «Акедат Ицхак» для Ицхака
- Последнее испытание Авраама
- Жертвоприношение Исаака
- Праотец Ицхак, сын Авраама
- Исаак
- ИЦХАК, СЫН АВРААМА
Жертвоприношение Исаака
Жертвоприношение Исаака (ивр. עֲקֵדָת יצחק, акеда́т Ицхак — букв. «связывание Ицхака») — приношение Исаака в жертву Богу Иаковымом.
Библейский рассказ
Согласно библейскому рассказу (Быт.22:1-19), Бог пожелал испытать силу веры Авраама и повелел ему принести своего любимого сына Исаака «во всесожжение» «в земле Мория», «на одной из гор». Авраам, не колеблясь, повиновался. На третий день пути Авраам с Исааком взошли на указанное Богом место. Придя на место, Авраам «устроил жертвенник», связал Исаака (отсюда традиционное еврейское название истории), «положил его на жертвенник поверх дров» и уже занёс над ним нож (поскольку жертву, приносимую Богу во всесожжение, следовало сначала заколоть, а затем сжечь), когда ангел воззвал к нему с неба:
Авраам! Авраам! <…> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. |
Вместо Исаака в жертву был принесён баран, а Господь поклялся:
Следует заметить, что клятва умножить потомство Авраама давалась Господом и ранее (Быт.15:5; Быт.17:19; Быт.21:12). Таким образом, можно либо уяснить из текста, что Авраам верил этому более раннему обещанию; но можно истолковать такие сведения как результат дублирования традиций .
В Коране
История жертвоприношения Ибрахимом (Авраамом) своего сына излагается и в Коране, но лишь в немногих стихах (сура 37:99–109):
Когда сын достиг того, чтобы разделить усердие с ним, сказал: «О сын мой! Воистину, я видел во сне, что я приношу тебя в жертву с закланием. Что думаешь ты ?» Сын ответил: «О отец мой! Поступай так, как тебе велено. Если так будет угодно Аллаху, ты найдешь меня терпеливым». Когда они оба покорились и поверг его … Воистину, это и есть явное испытание. И Мы заменили ему на большую жертву.
Сын Ибрахима в этом эпизоде Корана по имени не назван, однако мусульманские богословы и толкователя Корана Средних веков и современности выводят из Корана и Сунны, что Исмаил (Измаил), а не Исаак был «дабиих Алла» — жертвой, выбранной Аллахом (на основании того что известие о даровании Аврааму сына Исаака пришло ему позднее, уже после жертвоприношения — 37, 112) .
Толкование
В иудаизме
Еврейская традиция рассматривает жертвоприношение Исаака как символ готовности к самым тяжёлым жертвам во имя преданности Богу. «Земля Мория», упоминаемая в этой истории, отождествляется в иудаизме с горой Мория в Иерусалиме, на которой Соломон построил Храм. Поэтому считается, что Храм был воздвигнут на том самом месте, где Авраам соорудил жертвенник для всесожжения.
Мишна свидетельствует о том, что уже в I-II вв. тема жертвоприношения Исаака содержалась в молитве, читавшейся в дни постов. Талмуд предписывает чтение рассказа о жертвоприношении Исаака в синагоге на второй день Рош ха-Шана и объясняет обычай трубить в шофар (изготовляемый из рога барана) в Рош ха-Шана как напоминание о том, что вместо Исаака в жертву был принесён баран.
В еврейской религиозной философии история жертвоприношения Исаака явилась предметом разнообразных толкований.
- Филон Александрийский считал, что Авраам руководствовался исключительно любовью к Богу.
- По Маймониду, Бог, повелев Аврааму принести Исаака в жертву, желал не испытать Авраама, а создать эталон человеческой любви к Богу и преданности человека Божьей воле.
- По Нахманиду, Бог знал, как поступит Авраам, однако для самого Авраама испытание было настоящим, так как он не знал, как поступит Бог.
- Согласно Книге Зогар, поскольку Авраам есть воплощение Божественного милосердия, Исаак — Божественной силы, а Иаков представляет собою принцип гармонизации, жертвоприношение Исаака приводит в движение сложный процесс, в итоге которого начала, представляемые Авраамом и Исааком, должны прийти к полной гармонии в Иакове.
- Различные толкования жертвоприношения Исаака, основанные также на понимании её как феноменализации любви человека к Богу и готовности следовать воле Его, дают выдающиеся представители хасидизма.
Тема жертвоприношение Исаака развивается в Талмуде и в ряде аггадических мидрашей. В средневековой еврейской религиозной поэзии тема жертвоприношения Исаака (акеды) разрабатывалась в специальном одноимённом жанре.
В христианстве
В раннехристианской доктрине жертвоприношение Исаака рассматривается как предсказание мученичества Христа. По мнению Отцов Церкви Иисус сам указал на эту историю как на прообраз предстоящей его голгофской жертвы: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин.8:56). Это мнение содержится уже в трудах Иринея Лионского (II век), Григория Богослова (IV век) и развивается последующими богословами. Ими сравнивается послушание Исаака воли Авраама и Иисуса воли Бога Отца, несение Исааком дров на гору называется прообразом несения Иисусом Креста, а его путь на гору — крестным путём на Голгофу. По причине такого толкования Православная церковь использует рассказ о жертвоприношении Исаака как паремию для вечерни пятницы пятой недели Великого поста и Великой субботы.
(икона, конец XVIII века)
Святитель Иоанн Златоуст, комментируя жертвоприношение Исаака восхищается мужеством Авраама и смирением его сына, проявленном в ходе этого Божьего искушения:
Но кому здесь более удивляться и изумляться? Мужественному ли духу праотца, или покорности сына? Он не убежал, не огорчился поступком отца своего, но повиновался и покорился его намерению и как агнец безмолвно возлежал на жертвеннике, ожидая удара от руки отца. Когда все было уже приготовлено и не оставалось ничего более, то благий Господь, желая показать, что Он дал ему такое повеление не для действительнаго заклания сына, а для обнаружения всей добродетели праведника, являет наконец и собственное человеколюбие, увенчавая праведника за самое произволение, то есть самую решимость праотца принимая за действительно принесённую жертву.
— Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия (Беседа 48)
В исламе
Авраам (Ибрахим), безропотно покорившийся Богу и готовый принести в жертву любимого сына, рассматривается как пример абсолютной покорности Богу. Отсюда сам термин «мусульманин», что означает «предавшийся», «покорившийся», впервые примененный Ибрахимом.
В память жертвоприношения установлен самый великий и значимый в исламе праздник – Ид-аль-Адха (Курбан-байрам). В течение четырех дней праздника мусульманин, имеющий соотвествующую возможность, должен принести в жертву животное — мелкий или крупный рогатый скот. При этом мясо раздается бедным.
В библеистике
В библеистике существует подход, согласно которому рассказ о жертвоприношении Исаака является этиологической легендой, которая призвана объяснить происхождение практики замены человеческих жертвоприношений принесением в жертву животных. Согласно другому мнению, эта история представляет собой выражение протеста против языческого обычая принесения ребёнка в жертву богам.
В философии
История жертвоприношения Исаака, как пример столкновения моральных норм и божественного повеления, рассматривалась рядом философов нового и новейшего времени, так или иначе решавших проблему соотношения морали и религии. Иммануил Кант, чья этика декларирует полную автономность морали «в силу чистого практического разума» и независимость её от религии (и, более того, зависимость веры в Бога от предписаний морали), приводит в трактате «Спор факультетов» ответ, который Авраам должен был дать на приказ принести в жертву своего сына:
Я уверен, что не должен убивать моего доброго сына. А вот в том, что ты, явившийся мне, действительно Бог, я не уверен, и не могу быть уверен.
Более того, по Канту, Авраам мог быть уверен, что услышанный им голос не принадлежит Богу. Приказание совершить что-либо противоречащее моральному закону не может, по Канту, исходить от Бога, то есть высшего морального существа, идея которого является производной, а не основой морали.
Попытки экзистенциалистского истолкования жертвоприношения Исаака были сделаны Сёреном Кьеркегором (1813—1855) и Львом Шестовым.
Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет», признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое, и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически). «Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы); «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному». Авраам — «рыцарь веры», верующий «силой абсурда». При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание, или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие» — в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке — любимейшем в его жизни».
В искусстве
(Лорен де Лагир, 1650 год)
Самыми ранними памятниками изобразительного искусства на тему жертвоприношения Исаака являются фрагменты росписи одной из двух синагог в Дура-Европос (III в. н. э.) и часть мозаики синагоги Бет-Альфа (VI в. н. э.).
Из большого числа музыкальных произведений на тему жертвоприношения Исаака (их насчитывается около 50) наиболее известна «священная баллада» Игоря Стравинского «Авраам и Исаак» (первое исполнение — Иерусалим, 1964).
28 сентября 2011 года вышла компьютерная игра The Binding of Isaac.
В литературе
Жертвоприношение Исаака на протяжении веков служило темой христианской религиозной драмы.
В еврейской литературе на идиш известна пьеса А. Гольдфадена «Акейдас Ицхок» («Акеда Исаака», 1897). Мотив жертвоприношения Исаака как символа высокой жертвы проходит через творчество ряда израильских поэтов и писателей 1960-70-х гг.
В русской литературе тема жертвоприношения Исаака разработана в поэме Иосифа Бродского «Авраам и Исаак» (1963).
Значительное место решение «проблемы Авраама» исследователем истории этики Солом Вайнтраубом занимает в фантастических романах Дэна Симмонса «Гиперион» и «Падение Гипериона». Во сне он многократно слышит Голос, требующий от него принести свою дочь Рахиль в жертву на планете Гиперион ради будущего человечества, и даёт ответ: «Больше не будет жертвоприношений, ни детей, ни родителей! Жертв больше не будет! Время повиновения и искупления кончилось. Помоги нам, если ты друг, или убирайся!»
Авраам повиновался, и для него это был правильный выбор, — подумал Сол. — Ведь этически Авраам сам был ребёнком. В те времена все люди были детьми. Правильным выбором для детей Авраама было стать взрослыми и принести в жертву себя вместо детей. Каков же правильный ответ для нас?
Примечания
- в гл.15 бог именуется только Яхве, а в главе 22 — обычно Элохим, хотя упоминается и имя Яхве
- Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991. С.88
- 2Пар.3:1
- Мишна, Таанит 2:4
- Талмуд, Мегила 31а
- Талмуд, Рош ха-Шана 16а)
- Ириней Лионский, Против ересей. IV:5; Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Иоанна. VIII:56
- Григорий Богослов. Слово 45. На Святую Пасху
- Ветхозаветные чтения Сырной седмицы и Святого Великого поста
- Праздник жертвоприношения
- Приложение «Спор с богословским факультетом» к трактату «Спор факультетов» (7:63n). Рассмотрение истории Авраама и Исаака включено в контекст спора философского и богословского факультетов, тем самым перекликаясь и полемизируя со знаменитым «Амулетом» Паскаля: «Огонь. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова. А не философов и учёных» (Паскаль Б.. Мысли. М., 1994, стр. 61). См. также трактат Канта «Религия в пределах только разума» (Иммануил Кант. Собрание сочинений в восьми томах. Том 6. — М., 1994, стр. 93).
- «Страх и трепет». Как и большинство других произведений сторонника иронического метода философствования Кьеркегора, книга написана от лица вымышленного автора, и, строго говоря, должна рассматриваться как отстранённое выражение религиозной жизненной позиции, а не как собственная позиция философа. Жанр книги определён как «диалектическая лирика».
- Симмонс Д. Падение Гипериона, гл.30. М., 1998. С.295-296
- Симмонс Д. Гиперион. М., 1998. С.404
- Краткая еврейская энциклопедия, Изд. О-ва по исследованию еврейских общин. Иерусалим: 1976—2005.
Ссылки
Жертвоприношение Исаака на Викискладе
- Акеда — статья из Электронной еврейской энциклопедии
История Авраама | ||
---|---|---|
Персонажи | Авраам | Сарра | Агарь | Хеттура | Мелхиседек | |
События | Обрезание | Жертвоприношение Исаака | |
Основные понятия | Еврей | Авраамические религии | Пещера Махпела | Авраамово лоно | Авраамов завет | |
В разных источниках | Ибрахим | |
Дети Авраама | Измаил | Исаак |
Авраам приносит в жертву Исаака
Прошел год после того, как Авраама посетили три вестника от Бога, и Сарра родила сына. Авраам назвал его Исааком. Когда Исаак подрос, Господь решил испытать веру Авраама и его любовь к Нему. Бог обратился к нему со словами: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Трудно было Аврааму сделать это. Но он хотел исполнить все, что Бог повелевал ему, потому что он любил Господа всем сердцем своим. Поэтому он нарубил дров, положил их на осла, взял с собою двоих слуг и Исаака и пошел в указанное Господом место. Исаак, не зная, кого отец должен был принести в жертву, спросил его: «Отец мой!… Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?». Авраам ответил: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». Придя к горе Мориа, Авраам оставил слуг внизу, поднялся на гору устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник… Но вдруг ангел Божий воззвал к нему с неба: «Авраам! Авраам! …Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня… Я, благословляя, благословлю тебя…» Бог всегда посылает благословение тем, кто любит Его всем сердцем.
Читайте более подробно: Бытие 22:1-18.
Жертвоприношение Ицхака
Жертвоприношение Ицхака в Торе
Жертвоприношение Ицхака — десятое, последнее испытание праотца Авраама, в оригинале называется «Акедат Ицхак» — то есть «связывание Ицхака». Естественно, никаких человеческих жертв в ходе «жертвоприношения Ицхака» принесено не было. Произошло это испытание в еврейский месяц Тишрей, в 2085 году от Сотворения мира /1676 г. до н.э./. О «жертвоприношении» Ицхака рассказывается в Торе, в недельной главе Ваера (почитать самостоятельно можно — см. Берешит, 22)
Описано, как Всевышний повелел праотцу Аврааму: «И было… Б-г испытал Авраама. И сказал Он ему: Авраам! И сказал он: Вот я. И сказал Он: Возьми своего сына, своего единственного, которого любишь, — Ицхака, и пойди в землю Мория, и вознеси его там в жертву всесожжения на одной из гор, которую Я тебе укажу» (Берешит 22:1-2).
И на следующее утро Авраам отправился в путь, взяв с собой Ицхака, Ишмаэля и своего ближайшего ученика Элиэзера.
Духовное возвышение
В оригинальном тексте Торы повеление Всевышнего описано не словами «Принеси его в жертву», а словами, которые можно перевести на русский как «Вознеси сына так, как жертвоприношение», или буквально — «подними».
Мудрецы толкуют это в духовном смысле: имеется ввиду духовное возвышение Ицхака, душа которого должна была соединится со Всевышним — так же, как жертвоприношения: когда у приносящего жертву есть соответствующая кавана (намерение), то его жертва уносится из этого мира и, поднимаясь в небеса материальные, также и поднимается и принимается на Небесах духовных (читайте подробнее в теме «Жертвоприношения»).
Таким образом, остановив Авраама, Всевышний не поступил вопреки Своему повелению — это вообще не в Его правилах — а продемонстрировал Свое истинное намерение: Он не принимает человеческие жертвы вообще, а в случае с Ицхаком истинной задачей было возвышение (духовное) Ицхака, готового на самопожертвование, и испытание Авраама, чтобы он тоже достиг нового духовного уровня, пройдя это испытание.
Талмудический мидраш
В Талмуде (Санхедрин 89б) рассказывается следующий мидраш.
Сатан, представ перед Всевышним, пожаловался ему: «Люди просят у Тебя помощи, но как только Ты даешь им то, о чем они просят, — они Тебя забывают. Так и Авраам, сын Тераха, — когда у него не было детей, он строил жертвенники и приносил Тебе жертвы. Но с тех пор, как у него родился сын Ицхак, он не построил Тебе ни одного жертвенника и не принес ни одной жертвы. Он увидел, что Ты дал ему то, о чем он просил, и забыл Тебя».
И ответил Всевышний: «Нет на земле человека, подобного Моему служителю Аврааму! Даже если бы Я повелел ему принести в жертву его сына Ицхака, он не возразил бы Мне — и уж тем более, если бы я приказал ему принести в жертву барана или быка». И тогда, чтобы испытать Авраама, Б-г повелел ему принести сына во всесожжение.
Сложность испытания
Комментаторы Торы поясняют, что в этом испытании содержался и элемент наказания за то, что Авраам заключил союз с палестинским царем Авимелехом и его потомством — ведь земля палестинцев входила в состав страны, обещанной Аврааму и его потомкам от Ицхака, а в отношении всех народов, населявших эту землю в Торе повелевается: «Не оставляй в живых ни души» (Дварим 20:16).
Всевышний показал Аврааму, что если он будет проявлять чрезмерное милосердие, то лишится своего потомства.
Невероятная сложность этого испытания заключалась еще и в том, что приказ Всевышнего перечеркивал все Его прежние обещания, данные Аврааму: даровать ему многочисленное потомство именно через Ицхака и отдать этому потомству во владение Святую Землю. К тому же, выполнение этого приказа разрушило бы дело всей его жизни. В течение многих десятилетий Авраам приближал людей к Б-гу, учил их милосердию и добру, объяснял им преступность идолопоклонства, которое требует принесения человеческих жертв. А теперь, в глубокой старости, ему предстояло самому совершить действие, подобное этому, и его поступок мог бы стать в глазах его учеников величайшим осквернением Имени Б-га.
Но хотя Авраам совершенно не понимал «расчета Небес», тем не менее, единственным его желанием было как можно быстрее и совершеннее выполнить волю Б-га, не требуя от Того дополнительных разъяснений. Авраам даже не просил Всевышнего отменить Его страшное повеление, которое могло бы привести к осквернению Его Имени, — как он просил отменить решение уничтожить Сдом. Ведь в данном случае он чувствовал, что к его молитве может примешаться его собственное желание спасти жизнь сына, которое бы противоречило ясно выраженному повелению Всевышнего.
Всевышний приказал Аврааму принести жертву не сразу и не около Беэр Шевы (в районе которой тогда Авраам разбил свои шатры), а на далекой горе, чтобы он мог выполнить это повеление осознанно и обдуманно. Ведь если бы он должен был совершить всесожжение немедленно, то можно было бы подумать, что он действовал в спешке и в возбуждении, не ведая, что творит. Поэтому трехдневный путь от Беэр Шевы до горы Мория тоже стал частью грозного испытания.
По пути Авраам встретил глубокого старца, смиренного и благочестивого видом, который обратился к нему со следующими словами: «Ты идешь, чтобы без всякой вины убить своего единственного сына, которого Б-г даровал тебе на старости лет. Но ты и сам знаешь, что такое повеление не могло исходить об Б-га, ведь Б-г не причинит человеку такого зла на земле!». И тогда Авраам понял, что это Сатан, принявший облик старца, пытается отвратить его от выполнения воли Творца.
Возношение Ицхака на жертвенник
На третий день пути, десятого Тишрея 2085 года /1676 г. до н. э. /, в Йом Кипур, Авраам увидел издали гору Мория, над которой он различил облако и огненный столп, поднимающийся от земли до небес.
Он спросил у Ицхака, видит ли и он это проявление Шехины. Оказалось, что это облако видят только они — но ни Ишмаэль, ни Элиэзер его не замечают.
Дальше, к горе Мория, Авраам и Ицхак подошли вдвоем: сын нес дрова, приготовленные для всесожжения, а отец — нож для забоя жертвы и факел, чтобы развезти на жертвеннике огонь.
По пути Ицхак спросил: «Мы несем с собой огонь и дрова. А где же агнец для всесожжения?» «Сынок, — отвечал ему Авраам, — тебя Б-г избрал в жертву».
Ицхак безоговорочно поверил в истинность пророчества, полученного его отцом. Он сказал: «Отец, все, что повелел тебе Б-г, выполни с радостью и со спокойным сердцем» (Санхедрин 89б; Сефер аЯшар).
На горе Авраам начал восстанавливать жертвенник, на котором приносили жертвы и Адам — первый человек, и Ноах (Ной), и его сын Шем. Сын подавал ему камни, а Авраам укладывал их. Затем Авраам связал сыну руки и ноги, возложив его на жертвенник, поверх дров. Его сердце переполняла радость оттого, что он выполняет волю Б-га, — и, вместе с тем, он плакал от жалости и любви к своему сыну.
После полудня, когда отец собрался возложить Ицхака поверх дров на жертвенник, Ицхак попросил: «Пожалуйста, отец, свяжи меня как можно крепче. Ведь я еще молод, и, возможно, от страха перед ножом мое тело содрогнется — как бы из-за меня совершенная тобой шхита не стала бы непригодной, и тогда твоя жертва не будет принята». А увидев, что Авраам плачет от жалости и любви к нему, Ицхак, сдерживая рыдания, сказал: «Отец, поспеши, выполни по отношению ко мне волю Б-га — сделай все, как Он тебе повелел» (Берешит 22:9; Пиркей де раби Элиэзер 31; Зоар 1, 164б)
И лишь когда Авраам коснулся острием ножа шеи сына, он услышал голос ангела, повелевающий: «Не протягивай своей руки к отроку…».
Авраам и желание Всевышнего
Авраам, охваченный желанием выполнить волю Б-га и довершить жертвоприношение, возразил ангелу: «Если так, то я напрасно пришел сюда! Дай я хотя бы сделаю надрез, чтобы вышло немного крови!» (Берешит раба 56:7; Раши, Берешит 22:12). На это Всевышний сказал: «Не делай ему ничего!»
И тогда Авраам выразил свое недоумение: «Я не в силах понять то, что произошло. Сначала Ты сказал мне, что мой род продолжится именно через Ицхака, затем Ты повелел мне принести его в жертву, а теперь говоришь: Не делай ему ничего!».
И Творец сказал: «Я не изменяю Своих речений — ведь Я не повелевал тебе зарезать Ицхака, но сказал: вознеси его во всесожжение. Ты выполнил Мою волю, а теперь сними его с жертвенника. Теперь Я знаю, что ты боишься Б-га и своего единственного сына не пощадил ради Меня».
«Но я не могу уйти отсюда, не принеся Тебе жертвы!» — настаивал Авраам. И тут он увидел невдалеке барана, запутавшегося рогами в кустарнике, и принес его в жертву всесожжения вместо своего сына.
Авраам обрызгал жертвенник кровью жертвенного животного и сказал: «Владыка Вселенной! Этого барана я приношу во всесожжение вместо моего сына, и пусть его кровь будет воспринята как кровь моего сына. И да будет мне засчитано, будто я принес Тебе в жертву своего сына Ицхака».
И хотя принесение Ицхака в жертву не было доведено до конца, оно было засчитано Всевышним как совершённое (Берешит раба 55:5)
«Акедат Ицхак» для Ицхака
В тот момент, когда острие ножа коснулось горла Ицхака, душа покинула его тело — он видел над жертвенником Шхину (Б-жественное Присутствие) и высших ангелов, скрытых от глаз Авраама.
И лишь когда один из ангелов передал Аврааму повеление Всевышнего: «Не протягивай своей руки к отроку…» (Берешит 22:12), душа Ицхака вновь возвратилась в тело, и он пережил воскресение из мертвых.
После того как Авраам развязал веревки, Ицхак вновь поднялся на ноги и произнес благословение: «Благословен Ты, Б-г, воскрешающий мертвых» (Пиркей де раби Элиэзер 31; Берешит раба 65:10).
В кабалистической книге Зоар указано, что душа вернулась к нему в измененном и исправленном виде: «вместо души этого мира в него вселилась душа Грядущего мира» (Зоар 1, 60а).
В час вознесения на жертвенник Ицхак достиг духовного уровня Адама в день его сотворения. Он сумел постичь, что в мире не существует иной реальности, кроме абсолютного единства Творца, и в сопоставлении с этой единственной подлинной реальностью индивидуальная жизнь человека является относительной и иллюзорной (Михтав меЭлияу; Мимаамаким, Берешит с. 144).
Последнее испытание Авраама
Это вознесение сына на жертвенник стало последним из десяти испытаний праотца Авраама.
Комментаторы отмечают, что в большинстве случаев испытанию подвергалось основное качестве Авраама — абсолютное милосердие (хесед).
Так, следуя повелению Всевышнего, он должен был оставить в Харане престарелого отца, чтобы навсегда переселиться в землю Кнаан. В войне против четырех царей он вынужден был убить множество людей. Позднее он изгоняет из дома сына Ишмаэля и его мать Агарь, и, наконец, возносит на жертвенник своего любимого сына — Ицхака.
Выполняя волю Всевышнего, он готов пожертвовать всеми своими духовными достижениями: ведь обрезание, выполненное им в возрасте 99 лет, могло оттолкнуть большинство учеников, которых он приближал к Б-гу, так как в глазах окружающих эта заповедь выглядела просто членовредительством. И уж тем более, могло оттолкнуть учеников изгнание Ишмаэля и принесение младшего сына Ицхака в жертву!
Однако Авраам достиг высочайшего уровня смирения перед Всевышним (итбатлут) и, не вдаваясь в расчеты, выполнял Его заповеди — с верой, что в дальнейшем все кажущиеся противоречия разъяснятся.
Выстояв во всех десяти испытаниях, Авраам достиг такой внутренней гармонии и совершенства, что и свое дурное влечение (йецер ара) — например, жесткость и даже жестокость, доходящую до готовности принести в жертву сына, — обратил на службу Творцу.
После того как Авраам проявил абсолютное подчинение воле Всевышнего, Творец открыл ему, что дал это испытание лишь из любви к нему, желая увеличить его заслуги, — чтобы он смог реализовать свои потенциальные возможности в реальном поступке и получить вознаграждение не только за добрые порывы сердца, но и за реальное действие.
И, тем не менее, завершив свою жертву всесожжения, Авраам потребовал от Всевышнего: «Я не сдвинусь с этого места, пока Ты мне не поклянешься, что больше никогда не будешь испытывать ни меня, ни моего сына Ицхака», — и Всевышний поклялся в этом. «Ты можешь идти и в радости есть свой хлеб, — повелел Он, — ибо твои поступки угодны Б-гу».
Жертвоприношение Исаака
Эта история известна едва ли не больше всех остальных историй Ветхого Завета: однажды Бог потребовал от праотца Авраама принести Ему в жертву Исаака, любимого сына, которого Бог ему в свое время обещал и которого так долго пришлось ждать. Теперь Бог потребовал его убить. А когда Авраам уже занес над сыном нож, то Богу эта жертва оказалась ненужной. Зачем всё это?
Одни считают, что эта история как в капле воды высвечивает всю жестокость древних еврейских легенд, не имеющих к нам, по счастью, никакого отношения (так полагал, к примеру, Лев Толстой). Другие, напротив, видят здесь нечто очень важное – не случайно история о несостоявшемся жертвоприношении Исаака играет такую важную роль и в христианстве, и в иудаизме. Христиане вообще полагают, что именно здесь Ветхий Завет подошел ближе всего к тайне, которая открывается в Новом Завете. Но разве есть смысл в таких повелениях, разве не выглядит подобная проверка жестокой насмешкой?
«Авраам приносит Исаака в жертву». Рейтерн Е., 1849 г.
Человеческие жертвоприношения были широко распространены в древности. Чтобы получить от богов что-то особо ценное и нужное, им следовало отдать самое дорогое – а что может быть дороже человеческой жизни? Многие язычники время от времени резали на алтарях пленников или рабов, а некоторые (например, инки в Южной Америке) посылали к нему знатных и красивых юношей, которые шли на смерть добровольно, окруженные почетом. Они умирали, чтобы жил их народ.
Наконец, самая дорогая жертва – это собственные дети, особенно мальчики-первенцы, которые должны унаследовать имя и титул отца. Религия хананеев и других народов, населявших Палестину до израильтян, считала такие поступки весьма похвальными (это к вопросу о том, за какие именно грехи Бог впоследствии обрек эти народы на полное уничтожение).
Впрочем, Библия рассказывает и об одном эпизоде, когда такая жертва была принесена израильтянином. Много позже судья (т.е. правитель) Иеффай в благодарность за дарованную Богом победу неосторожно пообещал принести Ему в жертву первое животное, что выйдет из ворот его дома. Первой навстречу выбежала радостная дочь… Иеффай исполнил свой обет, хотя, пожалуй, мог бы этого и не делать. Увы, всегда и везде были люди, слишком рьяно бравшиеся за исполнение своих религиозных обязательств, даже если это и стоило жизни кому-то из окружающих.
Но вернемся к нашей истории. Исаак был не просто долгожданным сыном – его обещал бездетным Аврааму и Сарре сам Господь, и сказал, что от него произойдет великое потомство, избранный народ. Супруги терпеливо ждали, когда сбудется это обещание – и оно сбылось только тогда, когда уже никакой надежды на продолжение рода у этой пары не осталось, они были слишком стары, чтобы рождать детей. Да, Богу было нужно испытать их верность, показать им, что все в этом мире верующие получают именно от Него, зачастую вопреки собственным расчетам и здравому смыслу. Но неужели Авраам был недостаточно верен? Неужели не научилась всему за время их странствий Сарра?
И зачем, наконец, было подвергать доверие Авраама еще одному, самому страшному испытанию… Бог обратился к Аврааму с такими словами: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе».
Авраам ничего не отвечал Господу, и мы можем лишь догадываться о его чувствах и мыслях. Библия описывает лишь его поступки: «Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог». Три долгих дня продолжалось это путешествие. Наконец, они подошли к горе, взойти на которую должны были только Авраам с Исааком, а вот вернуться… Слугам Авраам сказал, что они вернутся вдвоем. Хотел ли он их успокоить? Или действительно думал, что все как-нибудь обойдется, и сын останется в живых? Автор новозаветного Послания к Евреям, например, считал, что Авраам верил: после жертвоприношения Бог воскресит Исаака.
Мальчик и сам, наверное, начинал о чем-то догадываться и спросил отца: «вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». Как бы ни складывались обстоятельства, он был уверен, что Бог придумает для этой истории хороший конец. Так оно и случилось. Когда мальчик уже лежал на жертвеннике, а Авраам занес над ним руку с ножом, с неба раздался голос: «Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».
Испытание было пройдено. Зачем оно было нужно, ведь Всеведущий Бог знал наверняка, что Авраам его выдержит? Да, Он знал – но этого еще не знал Авраам. Значит, ему был необходим и этот опыт, и эта победа.
А зачем он нужен нам, или зачем был нужен древним евреям или даже их соседям? Рассказ об Аврааме и Исааке объяснял, почему израильтяне категорически отказались от человеческих жертв. Дело вовсе не в том, что они были слишком изнежены или недостаточно высоко ставили своего Бога, чтобы отдавать ему жизни своих любимых. Нет, Авраам был готов на это пойти, но Бог Сам отверг ненужное жертвоприношение невинного ребенка.
«Распятие». Дюрер А., 1497 г.
Можно, конечно, добавить, что каждого верующего рассказ об Аврааме и Исааке призывает к готовности пожертвовать для Бога самым дорогим и не воспринимать даже единственного ребенка как свою личную собственность.
А можно найти у этой истории множество иных граней. Например, она рассказывает нам, что путь веры состоит из парадоксов, и жестоких парадоксов, если подходить к ним с земными мерками. Ты получаешь всё, что тебе обещано, и много больше того, но совсем не таким легким и удобным путем, как тебе бы хотелось, и как можно было бы сделать – именно потому, что
Богу ты нужен не просто таким, какой ты есть сейчас, а самым лучшим, самым сильным, самым верным и самым прекрасным, каким ты только можешь стать.
В том месте, где Авраам некогда занес нож над Исааком, со временем будет построен Храм, и рядом с этим местом будет принесена Голгофская жертва – самый странный и страшный парадокс библейской истории, самая большая жертва, которую принес – на сей раз – Бог ради спасения людей.
Праотец Ицхак, сын Авраама
Ицхак, сын Авраама
Родился в полдень 15 Нисана 2048 года недалеко от города Грара, столицы палестинского царя Авимелеха (Берешит 21:2—3; Рош ашана 10б-11а; Берешит раба 53:6; Сефер аяшар; Седер олам зута 1:3; Седер адорот).
Более чем за год до его рождения Всевышний предсказал праотцу Аврааму: «Твоя жена Сара родит тебе сына, и назовешь его именем Ицхак. И с ним Я скреплю Свой союз навечно…» (Берешит 17:19).
Имя Ицхак было образовано от слова цхок (смех) — в память о том, что, когда Авраам услышал пророчество о рождении сына, он «пал на свое лицо и (радостно) рассмеялся (וַיִּצְחָק — ва-ицхак), подумав про себя: Неужели у столетнего родится?! Неужели девяностолетняя Сара родит?!» (там же 17:17, Рамбан; Раши, Берешит 17:19).
А ровно за год до рождения ребенка ангел оповестил об этом и его будущую мать — пророчицу Сару (Берешит 18:10, Раши).
По свидетельству кабалистов, в Ицхаке воплотилась «искра души» ангела Гавриэля. Вместе с тем он был новым воплощением души Хавы, жены Адама — прародительницы всего человечества (Седер адорот). А внешне лицо младенца было удивительно схоже с лицом отца — Авраама (Таргум Йонатан, Берешит 25:19; Бава меция 87а; Берешит раба 53:6).
Был первым ребенком, обрезанным, согласно закону Торы, на восьмой день от рождения (Берешит 21:4).
В 2050 году /1710 г. до н.э./, в день, когда двухлетний Ицхак был отнят от груди, Авраам устроил большой пир, на который пригласил своих наставников Шема и Эвера, своего отца Тераха, а также палестинского царя Авимелеха (Берешит 21:8; Бава меция 87а; Сефер аяшар).
Ицхак учился у Авраама (Берешит раба 95:3; Рамбам, Законы идолопоклонства 1:3). Обучая сына заповедям, Авраам говорил ему: «В будущем Творец заповедует твоим потомкам делать то-то и то-то» (Рамбан, Шмот 15:25, Бейт аяйн).
В 2074 году /1686 г. до н.э./ семья переселилась в глубь страны, разбив свой стан у пересечения караванных путей — в месте, названном впоследствии Беэр-Шева. Там в течение многих лет они принимали на ночлег странников, обеспечивали их всем необходимым и приближали к вере в Единого Б-га (Берешит 21:33; Берешит раба 54:6; Седер адорот).
Однако Ицхак не просто копировал путь служения отца, основой которого являлось милосердие (хесед). Главным качеством Ицхака стало мужество (гвура): его путь служения предполагал бескомпромиссное преодоление негативных свойств характера и желаний. Он относился к себе с мерой суда, не предполагавшей никаких поблажек и послаблений, — в том числе, и со стороны Творца (Зоар 1, 137б; Михтав меЭлияу т.2 стр. 208, т.5 стр. 58).
Жертвоприношение Ицхака
Предание рассказывает, что однажды, в месяце Тишрей 2085 года /1676 г. до н.э./, старший брат Ицхака Ишмаэль укорил его: «Я более велик в служении Творцу, чем ты, — ведь я сделал обрезание в тринадцать лет, сознательно перетерпев боль, чтобы выполнить волю Бога и повеление отца. А тебя обрезали в восемь дней, когда ты еще ничего не понимал». «Тут нечем хвалиться! — ответил ему Ицхак. — Даже если Б-г повелит отцу принести всего меня в жертву, я с радостью выполню Его волю». И немедленно Творец обратился к Аврааму: «Возьми твоего сына, твоего единственного, которого любишь, — Ицхака, и пойди в землю Мория, и вознеси его там в жертву всесожжения на одной из гор, которую Я тебе укажу» (Берешит 22:2; Санхедрин 89б; Сефер аяшар, Ваера).
В тот же день Авраам известил Сару, что назавтра поведет Ицхака учиться в ешиву к своим наставникам — Шему и Эверу. На рассвете отец и сын отправились в путь, взяв с собой также Ишмаэля и ближайшего ученика Авраама — Элиэзера. Авраам предупредил своих спутников, что по дороге они взойдут на одну из гор в земле Мория, чтобы совершить там жертвоприношение Творцу (Берешит 22:3; Пиркей дераби Элиэзер 31; Сефер аяшар).
По пути к Ицхаку подошел симпатичный молодой человек и спросил его о цели их путешествия. «Я иду изучать мудрость Торы», — ответил Ицхак. «При жизни или после смерти?» — уточнил встречный. И он открыл Ицхаку, что отец обманул его: на самом деле Авраам собирается зарезать его и принести в жертву. «Я готов к этому», — ответил Ицхак. «Не слушай его и не подчиняйся ему, — продолжал уговаривать встречный, — ведь он стар и уже выжил из ума. Сколько лет он постился и молился, чтобы Б-г даровал ему сына, а теперь он собрался тебя зарезать! Береги свою жизнь — это величайшая драгоценность». «Как бы то ни было, — ответил Ицхак, — я не ослушаюсь заповедей моего Создателя и повелений отца».
А когда он пересказал слова молодого человека Аврааму, тот предостерег: «Сынок, не слушайся его и не подчиняйся ему, ведь это — Сатан, который стремится отвратить нас от выполнения заповедей Всевышнего» (Танхума, Ваера 22; Сефер аяшар; Берешит раба 56:4).
На третий день пути, десятого Тишрея 2085 года, в Йом Кипур, Авраам увидал над одной из гор облако, как будто прикрепленное к ее вершине, и понял, что это Шехина (Б-жественное присутствие). Он спросил у Ицхака, видит ли и он это проявление Шехины. Оказалось, что это облако видят только они — но ни Ишмаэль, ни Элиэзер его не замечают (Берешит 22:4; Танхума, Ваера 23; Берешит раба 56:2; Ягель либейну).
Дальше, к горе Мория, Авраам и Ицхак подошли вдвоем: сын нес дрова, приготовленные для всесожжения, а отец — нож для забоя жертвы и факел, чтобы развезти на жертвеннике огонь.
По пути Ицхак спросил: «Мы несем с собой огонь и дрова. А где же агнец для всесожжения?» «Сынок, — отвечал ему Авраам, — тебя Б-г избрал в жертву» (Берешит 22:5—8; Пиркей дераби Элиэзер 31; Танхума, Ваера 23; Сефер аяшар).
Ицхак безоговорочно поверил в истинность пророчества, полученного его отцом. Он сказал: «Отец, все, что повелел тебе Б-г, выполни с радостью и со спокойным сердцем» (Санхедрин 89б; Сефер аяшар).
На горе Авраам и Ицхак восстановили древний жертвенник, на котором приносили жертвы еще Адам и Ноах: Ицхак подавал камни, а отец их укладывал. Их сердца переполняла радость оттого, что они вместе выполняли волю Творца: Авраам был подобен отцу, который возводит брачный чертог для своего сына, а Ицхак будто возводил свадебный чертог для себя.
И вот, после полудня, когда отец собрался возложить его поверх дров на жертвенник, Ицхак попросил: «Пожалуйста, отец, свяжи меня как можно крепче. Ведь я еще молод, и, возможно, от страха перед ножом мое тело содрогнется — как бы из-за меня совершенная тобой шхита не стала бы непригодной, и тогда твоя жертва не будет принята». А увидев, что Авраам плачет от жалости и любви к нему, Ицхак, сдерживая рыдания, сказал: «Отец, поспеши, выполни по отношению ко мне волю Б-га — сделай все, как Он тебе повелел» (Берешит 22:9; Пиркей де раби Элиэзер 31; Берешит раба 56:8; Сефер аяшар; Ялкут Шимони, Ваера 101; Зоар 1, 164б).
В тот момент, когда острие ножа коснулось горла Ицхака, душа покинула его тело — он видел над жертвенником Шехину (Б-жественное Присутствие) и высших ангелов, скрытых от глаз Авраама.
И лишь когда один из ангелов передал Аврааму повеление Всевышнего: «Не протягивай своей руки к отроку…» (Берешит 22:12), душа Ицхака вновь возвратилась в тело, и он пережил воскресение из мертвых. После того как Авраам развязал веревки, Ицхак вновь поднялся на ноги и произнес браху: «Благословен Ты, Б-г, воскрешающий мертвых» (Пиркей де раби Элиэзер 31; Таргум Йонатан, Берешит 22:10; Берешит раба 65:10).
В кабалистической книге Зоар указано, что душа вернулась к нему в измененном и исправленном виде: «вместо души этого мира в него вселилась душа Грядущего мира» (Зоар 1, 60а).
В час вознесения на жертвенник Ицхак достиг духовного уровня Адама в день его сотворения. Он сумел постичь, что в мире не существует иной реальности, кроме абсолютного единства Творца, и в сопоставлении с этой единственной подлинной реальностью индивидуальная жизнь человека является относительной и иллюзорной (Михтав меЭлияу т. 5, стр. 123, 434; Мимаамаким, Берешит стр. 144). И хотя принесение Ицхака в жертву не было доведено до конца, оно было засчитано Всевышним как совершённое (Берешит раба 55:5).
После жертвоприношения
Возвратившись вместе с Авраамом в Беэр-Шеву, Ицхак уже не застал мать в живых: Сара, гонимая тревожным предчувствием, отправилась их разыскивать и умерла по пути, в городе Хевроне.
Авраам и Ицхак похоронили ее в пещере Махпела, возле Хеврона (Берешит 23:2, 19; Сефер аяшар).
По истечении дней скорби Ицхак отправился в ешиву Шема и Эвера, чтобы изучать пути служения Всевышнему, и провел там около трех лет (Сефер аяшар; Берешит раба 56:11; Седер адорот).
В 2088 году /1672 г. до н.э./, в возрасте сорока лет, Ицхак возвратился в дом отца. Он женился на юной Ривке, внучке брата Авраама, Нахора, — невеста прибыла к нему из земли Харан вместе с посланным за нею учеником Авраама Элиэзером (Берешит 24:2—67, 25:20; Седер адорот). По одной из версий Ривке было к тому времени четырнадцать лет (Тосафот, Йевамот 61б), по другой — десять (Сефер аяшар), а по третьей — даже три года (Седер олам раба 1; Софрим 21:9; Зоар 1, 136б).
Ривка была очень похожа на Сару, и когда Ицхак поселил ее в шатре, где когда-то жила его мать, в этот шатер возвратилась Шехина: свеча, которую зажигала Ривка перед Шабатом, горела всю неделю — до следующего Шабата (Зоар 1, 133а).
Эйсав и Яаков
Однако оказалось, что и Ицхак, и его жена бесплодны, и в течение двадцати лет супружества у них не было детей (Таргум Йонатан, Берешит 25:21; Йевамот 64а, Раши).
В 2107 году /1653 г. до н.э./ Ицхак и Ривка отправились на гору Мория, к месту, где Ицхак был вознесен на жертвенник, и молились там о потомстве, — и их молитва была принята (Берешит 25:21; Пиркей дераби Элиэзер 32; Сефер аяшар; Седер адорот).
Вскоре Ривка зачала, но беременность оказалась очень тяжелой. Когда она отправилась в ешиву Шема и Эвера, чтобы спросить у них совета и наставления, они открыли ей, что в ее чреве находятся родоначальники двух народов, которые будут сражаться между собой за власть над миром и, в конце концов, «старший станет служить младшему» (Берешит 25:23; Берешит раба 63:6—7).
В 2108 году /1652 г. до н.э./ у Ицхака и Ривки родилось два близнеца: вышедшего первым назвали Эсавом, а второго — Яаковом (от слова экев — пята), так как при появлении на свет он держался за пятку старшего брата (Берешит 25:24—26; Дерех эрец зута 4:4; Седер адорот).
В детстве близнецов трудно было отличить друг от друга, и они вместе учились у отца и деда путям служения Творцу (Танхума, Ки теце 4; Берешит раба 63:10; Зоар 1, 138б).
И все же Ицхак испытывал особенную любовь к старшему сыну, с которым ощущал исключительное духовное родство (Берешит 25:28; Зоар 1, 137б). Это духовное предпочтение сказывалось и на практическом отношении Ицхака к двум своим сыновьям: он сурово наставлял и наказывал Яакова, а Эсава ни в чем не укорял — и об этом сказали наши мудрецы: «Если отец не наказывает своего сына, тот в, конце концов, сойдет на путь зла и возненавидит отца» (Шмот раба 1:1)
И с тринадцати лет пути сыновей Ицхака разошлись: в 2121 году /1639 г. до н.э./ Яаков отправился учиться в ешиву Шема и Эвера, а Эсав стал большую часть дня проводить в пустыне, у перекрестка дорог, где он грабил, а в случае сопротивления и убивал путников. А отцу Эсав объяснял, что уходит в пустынные места для углубленной молитвы (Берешит 25:27; Берешит раба 63:10; Зоар 1, 139а).
Чтобы завоевать любовь Ицхака, Эсав постоянно обсуждал с ним мудреные алахические проблемы: спрашивал, например, нужно ли отделять десятину от соли или от воды, — и Ицхак с радостью поражался тому, насколько его старший сын скрупулезен и пунктуален при выполнении заповедей (Танхума, Толдот 8; Оцар ишей аТанах, Ицхак).
Вместе с тем, Эсав, безусловно, не мог обмануть Ицхака, обладавшего прозорливостью пророка. Но в соответствии со своим путем служения Творцу Ицхак считал: чем труднее человеку побороть свое дурное влечение, тем большее освящение имени Творца достигается в случае успеха — и поэтому особая любовь к Эсаву, направленная на приближение его к Творцу, была для Ицхака высочайшим видом служения. К тому же, после вознесения на жертвенник Ицхак обладал такой совершенной духовной чистотой, что просто не видел зла в других людях, — в том числе, и в Эсаве — выделяя в каждом только самое лучшее (Михтав меЭлияу 5, стр. 59, 123, 405).
В месяце Тишрей 2123 года /1637 г. до н.э./ умер отец Ицхака — Авраам (Берешит 25:7—8; Рош ашана 10б; Седер адорот).
Ицхак получил в наследство не только всё имущество отца, — но и его основное богатство: право на Землю Израиля (Санхедрин 91а).
Ицхак и его старший брат Ишмаэль похоронили отца в пещере Махпела рядом с Сарой (Берешит 25:9—10; Зоар 3, 164а). День похорон стал поворотным для сыновей Ицхака: в этот день Эсав совершил убийство, прелюбодеяние и склонился к идолопоклонству, а затем продал Яакову свое право первородства, предполагающее особые обязанности в служении Творцу (Берешит 25:29—34; Бава батра 16б; Берешит раба 63:12—13).
Ицхак в Граре
В том же, 2123 году, вскоре после смерти Авраама, в земле Кнаан начался суровый голод, и Ицхак намеревался переждать это время в Египте, как когда-то поступили его родители. Но по пути ему впервые открылся Творец и повелел оставаться на святой земле, которая в будущем будет отдана во владение его потомкам (Берешит 26:1—5, Раши; Седер адорот).
В мидраше поясняется, что после того, как Ицхак был вознесен на жертвенник, ему не следовало покидать пределы святой земли, подобно тому, как жертвенное животное, вознесенное на жертвенник, запрещено выносить из храмового двора (Берешит раба 64:3, Эц Йосеф).
Следуя повелению Творца, Ицхак поселился на этот период в Граре, где правил Авимелех, сын предыдущего палестинского царя, заключившего союз с Авраамом. Ицхак и Ривка жили рядом с дворцом царя и пользовались его особой защитой: по приказу царя их облачили в царственные одеяния и провезли по улицам города, провозглашая: «Тот, кто дотронется до этого человека или его жены, умрет».
В этот период Ицхак чрезвычайно разбогател: он получал в полях Грара обильные урожаи, а его стада быстро умножались. Его богатство превзошло даже состояние царя Авимелеха (Берешит 26:6—14; Берешит раба 64:6—7; Сефер аяшар).
После того как в Кнаане завершился период неурожаев и голода, Ицхак возвратился в Беэр-Шеву (Берешит 26:23), а затем поселился в Хевроне (Сефер аяшар; Седер адорот). Он избрал себе для молитвы постоянное место в поле рядом с пещерой Махпела, в которой были похоронены его родители, — он ощущал в этом месте Шехину (Б-жественное Присутствие) (Зоар 2, 39б). Ицхак молился, как правило, в предвечернее время — и его потомки по линии Яакова установили в это время молитву Минха (Брахот 26б).
В 2126 году /1634 г. до н.э./ Ицхак вновь отправил Яакова в ешиву Шема и Эвера, а Эсав остался с отцом (Сефер аяшар; Седер адорот).
«Любимый» сын
В 2148 году /1612 г. до н.э./ сорокалетний Эсав женился на Йеудит и Басмат, происходивших из кнаанского племени хеттов (Берешит 26:34; Седер адорот). Стремясь сохранить расположение отца, Эсав лицемерно подчеркивал, что во всем подражает ему, — ведь и Ицхак женился в возрасте сорока лет (Берешит раба 65:1). Семья Эсава поселилась рядом с шатром Ицхака, и его жены-кнаанки продолжали совершать воскурения своим племенным идолам, доставляя Ицхаку и Ривке острую душевную боль (Берешит 26:35; Седер адорот).
В этот период из-за постоянной близости идолопоклонниц Ицхак лишился духа пророчества (руах акодеш)(Танхума, Толдот 8; Берешит раба 65:4, Эц Йосеф).
К старости глаза Ицхака крайне ослабли (Берешит 27:1). В мидраше объяснено, что он находился на таком высоком уровне служения, что сам попросил у Творца страданий, чтобы искупить все, в том числе и невольные, прегрешения, совершенные им в течение жизни. Он хотел в час смерти предстать перед Творцом очищенным. И тогда Всевышний даровал ему слепоту. Кроме того, слепота избавила его от людской хулы: когда Ицхак появлялся на улице, люди, хорошо знавшие о злодеяниях Эсава, говорили: «Вот идет отец этого нечестивца!». Но теперь из-за слепоты он почти не покидал своего дома (Берешит раба 65:9—10, Эц Йосеф).
И все эти годы Эсав трогательно заботился об отце — это была единственная заповедь, которую он выполнял искренне и от всего сердца. За всю историю мира не было человека, который бы оказывал своему отцу такое уважение и почитание, как Эсав (Дварим раба 1:15; Зоар 1, 146б).
В 2158 году /1602 г. н.э./, после тридцати двух лет непрерывных занятий у Шема и Эвера, к Ицхаку возвратился и Яаков (Сефер аяшар).
Яаков получает благословение
14 Нисана 2171 года /1589 г. до н.э/ Ицхак, которому было уже 123 года, почувствовав скорое приближение смерти, благословил сыновей. Первоначально он намеревался передать свое основное благословение, дающее право на Землю Кнаан, старшему сыну Эсаву. Но Ривка уговорила Яакова, чтобы он, воспользовавшись слепотой отца, выдал себя за Эсава и получил благословение вместо него.
Так и произошло. И хотя Ицхак почувствовал неладное, на его вопрос: «Кто ты, сын мой?» Яаков уверенно ответил: «Я — твой первенец Эсав». И даже когда Ицхак ощупал руки сына, он тоже не различил обмана, поскольку Ривка предусмотрительно одела на руки Яакова шкурки козлят — и они стали такими же волосатыми, как у Эсава. Тогда Ицхак недоуменно воскликнул: «Голос — голос Яакова, а руки — руки Эсава!», и еще раз спросил: «Ты ли это, сын мой Эсав?!».
Получив утвердительный ответ, Ицхак произнес свое благословение: «…Будут народы служить тебе, и поклонятся тебе нации. Будешь ты господином над твоим братом. …Проклинающий тебя будет проклят, а благословляющий тебя — благословен» (Берешит 27:1—29, Рамбан 4; Таргум Йонатан 27:1; Седер адорот).
От Ицхака было скрыто, кто находится перед ним, чтобы он благословил Яакова по неведению — как бы не от себя, а от Б-га. И поскольку Ицхак хотел передать Эсаву то, что с Небес предназначалось другому сыну, Творец повернул события таким образом, чтобы Яаков получил свою долю, а Эсав — свою (Зоар 1, 139а, 143б). Ведь только таким путем Яаков смог получить главное благословение отца, данное с желанием и от всего сердца (Рамбан, Берешит 30:33).
И как только Яаков покинул комнату, к Ицхаку вошел настоящий Эсав. Обнаружив обман, Ицхак «содрогнулся в великом ужасе» (Берешит 27:30-33).
По свидетельству мидраша, его охватил даже больший ужас, чем в тот час, когда он был вознесен на жертвенник (Берешит раба 67:2). Пережитое им потрясение было связано, в первую очередь, с тем, что Ицхак понял: его любимый сын Эсав навсегда утратил это благословение, а вместе с ним право на святую землю и особую близость к Б-гу (Рамбан, Берешит 30:33). И все же, постигнув пророческим путем, что это благословение не сможет перейти ни к кому, кроме Яакова и его потомства, Ицхак подтвердил: «Пусть же будет он (т.е. Яаков) благословен!» (Берешит 27:33, Рамбан).
А затем Ицхак благословил и Эсава: «…Твоим мечом будешь жить. И будешь служить твоему брату, но, когда восстанешь, сбросишь его ярмо с твоей шеи» (Берешит 27:30-40). Как объясняется в мидраше, смысл этого благословения заключался в следующем: сила Эсава будет зависеть от заслуг Яакова, и если Яаков или его потомки сбросят с себя ярмо Торы и заповедей, тогда Эсав приобретет власть над ними (Берешит раба 67:7).
И на более глубоком уровне понимания, даже благословение «Твоим мечом будешь жить» было дано Эсаву, в сущности, только ради Яакова — чтобы потомки Эсава были «карающим бичом», возвращающим заблудившихся потомков Яакова к своему еврейству и Торе (Михтав меЭлияу т. 4, стр. 38).
После благословения Яакова
В тот же день Яаков бежал от гнева Эсава в дом своего наставника Эвера, а Эсав, обидевшись на отца и мать, которые, как он считал, его обманули, ушел в землю Сеир, на родину своих жен, однако через шесть месяцев все же возвратился в Хеврон, к отцу (Сефер аяшар).
А четырнадцать лет спустя, в 2185 году /1575/ году, домой возвратился и Яаков, но Ицхак вскоре отослал его в Харан, чтобы тот нашел себе невесту из семьи своей матери Ривки (Берешит 28:1; Сефер аяшар; Седер адорот).
В 2206 году /1554 г. до н.э./ к Ицхаку прибыл вестник от Яакова, вернувшегося в землю Кнаан с двумя своими женами и детьми: возле города Шхем его семья попала в беду — кнаанские цари из семи окружающих городов собрались расправиться с непрошенными пришельцами. И тогда Ицхак вооружил и направил в помощь сыну всех своих слуг. Вместе с тем, он молился, чтобы Творец вселил в сердца царей страх, и они отказались бы от своего замысла. Так и произошло: на военном совете кнаанские цари, вспомнив о том, как отец Ицхака, Авраам, расправился с могучим войском Нимрода и его союзников, сказали: «Евреи немногочисленны, но с ними Б-г» и в страхе повернули свои дружины от стана Яакова (Сефер аяшар).
Вскоре после этого Яаков со своей семьей поселился возле отца, в Хевроне. Из двенадцати своих внуков — сыновей Яакова, Ицхак более всего сблизился с восьмилетним Йосефом: мальчик ухаживал за ним, а Ицхак обучал его путям служения Творцу. И когда в 2213 году /1547 г. до н. э./ стало известно об исчезновении Йосефа, которого, по предположению его братьев, растерзали в пустыне дикие звери, Ицхак горько его оплакивал (Седер олам раба 2; Седер адорот).
Праотец Ицхак завершил свой земной путь в Хевроне в 2228 году /1532 до н.э./ — ему было 180 лет (Берешит 35:27—28; Седер олам раба 2; Седер адорот). Перед смертью он благословил одиннадцать сыновей Яакова, а также сыновей Эсава (Седер адорот).
Яаков и Эсав похоронили отца в пещере Махпела — рядом с Авраамом. В траурной процессии участвовали многие цари Кнаана (Берешит 35:29; Эрувин 53а; Сефер аяшар; Зоар 3, 164а).
Заслуги праотца Ицхака
Как и его отец Авраам, Ицхак принадлежит к числу шести величайших праведников, умерших особой смертью, которую знатоки тайного учения называют «поцелуем Шехины», — тела людей, умерших подобной смертью, неподвластны тлению (Бава батра 17а, Раши).
Праотец Ицхак продолжил исправление мира, начатое Авраамом. Ведь из-за грехов двадцати поколений, живших до Авраама, Шехина удалилась с земли на седьмой уровень Небес. Но затем Авраам и его потомки изменили направление истории: в заслугу Авраама Шехина опустилась с седьмого уровня на шестой, в заслугу Ицхака — на пятый, — и так до тех пор, пока она вновь не обрела обиталище в нижнем мире (Берешит раба 19:7, Эц Йосеф).
И именно заслуги праотца Ицхака будут в наибольшей степени защищать его потомков, народ Израиля, на протяжении истории. В Иерусалимском Талмуде говорится, что во всех грядущих веках Б-г будет видеть перед Собой жертвоприношение Ицхака, чтобы из года в год в заслугу его самозабвенной жертвенности даровать прощение его потомкам и спасать их от бедствий (Йерушалми, Таанит 2:4; Танхума, Ваера 23). А выдающийся знаток сокровенного учения Маараль из Праги поясняет, что именно жертвенность Ицхака придала искупительную силу жертвоприношениям, которые совершались в Храме, — каждое жертвоприношение было напоминанием о том, как Ицхак позволил себя связать и возложить на жертвенник (Дерех хаим 1:2, Ве теда).
Вместе с тем, самоотверженность праотца Ицхака во имя Б-га стала неотъемлемым свойством его потомков. Если еврей гибнет за свое еврейство, он как бы завершает жертвоприношение Ицхака. «Ведь, когда Авраам вознес сына на жертвенник, были испытаны только их намерения, но само жертвоприношение в реальности не было доведено до конца, так как ангел сказал Аврааму “Не протягивай своей руки к отроку…”, — писал в 5701 /1940/ году р. Калонимус-Калмиш Шапиро, Адмор из Пясечны, находившийся в оккупированной нацистами Варшаве. — Но с тех пор при каждой гибели еврея от рук чужеземцев, даже без намерения еврея пожертвовать собой, происходит жертвоприношение, и этим как бы завершается жертвоприношение Ицхака, так как там было желание и намерение, а здесь — совершенное действие» (Эш кодеш, Суккот 5701; Мимаамаким, Берешит стр. 132).
Потомки Ицхака в мировой истории
Согласно исторической концепции наших мудрецов, главную канву всей дальнейшей истории человечества составило противостояние между потомками двух сыновей Ицхака — Яакова и Эсава. И по образному выражению мидраша, в Грядущем мире лицо Ицхака будет покрыто из-за Эсава краской стыда (Бемидбар раба 2:13).
По взаимному соглашению между братьями, все имущество Ицхака перешло к Эсаву, а Яаков получил в наследство право на страну Кнаан — от египетской реки до Евфрата. Забрав все имущество отца, Эсав окончательно обосновался в земле Сеир (Берешит 36:6—8; Сефер аяшар).
В заслугу за то, что Эсав уступил землю Кнаан своему брату Яакову, ему было дано во владение сто стран от Сеира до Рима (Пиркей дераби Элиэзер 38) — т.е. именно потомки Эсава правили Древним Римом, и они разрушили Иерусалимский Храм и изгнали потомков Яакова из Святой Земли (Рамбан, Берешит 36:43).
Но, согласно предсказанию Торы, в конце времен «Эдом (народ потомков Эсава) будет разгромлен и будет разгромлен Сеир — враги его (т.е. народа Израиля), а Израиль одержит победу, и пребудет власть у Яакова…» (Бемидбар 24:18—19). И тогда, с приходом царя-Машиаха, осуществится благословение Ицхака, данное Яакову: «…Будут народы служить тебе, и поклонятся тебе нации», как сказано (Теилим 72:11): «И склонятся перед ним все цари, все народы будут ему служить» (Зоар 1, 143а).
Маараль из Праги отмечает, что народ Израиля удостоится конечного избавления, в первую очередь, в заслугу Ицхака, безраздельно принесшего себя в жертву Б-гу, — а также в заслугу тех праведников Израиля, которые во всех поколениях жертвовали собой ради того, чтобы сохранить верность Б-гу и Его Торе (Нецах Исраэль 13).
Как указывают знатоки сокровенного учения, последующим воплощением души Ицхака стал коэн Пинхас, сын Элазара и внук Аарона. А «искра» души Ицхака была также в пророке Йоне (Седер адорот).
Исаак
Исаак , «Он смеется» или «смех» ]. В Быт. 17 Бог дал такое имя сыну ⇒ Авраама и ⇒ Сарры еще до его появления на свет, поскольку Авраам смеялся, не поверив в Божье обетование о рождении сына. Далее говорится, что смеялась и Сарра, также не поверившая обещанию Божьему, но имя И. при этом не упоминается (Быт. 18:12–15). После рождения И. Сарра сказала: «Смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется» (Быт. 21:6). Т.о., это имя говорит о невероятном и чудесном рождении И.: когда он родился, Аврааму было 100 лет, а Сарре – 90 (Быт. 17:17; Быт. 21:5). Согл. хронологии эпохи патриархов (⇒ Летосчисление), И. родился прим. в 1900 г. до Р.Х. вблизи Герара или Вирсавии (см. Быт. 20:1; Быт. 21:14.31). На восьмой день после рождения ребенка Авраам совершил над ним обряд обрезания. День, когда И. был отнят от груди (вероятно, в два или три года от роду), был ознаменован пиром. Сарра заметила, что Измаил, сын Агари, которому в то время было 16 лет, насмехается над И.. И она настояла на том, чтобы Авраам прогнал из дома Агарь и ее сына. Авраам подчинился, поскольку Бог в Своем откровении повелел Аврааму послушаться Сарру (ср. Гал. 4:21–31). Бог, испытывая Авраама, потребовал от него принести сына в жертву всесожжения. По дороге на гору Мориа, где должно было состояться жертвоприношение, И. нес дрова, проявляя послушание и доверие (Быт. 22:1–19). Но в тот момент, когда Авраам занес нож над сыном, который связанным лежал на жертвеннике, ангел остановил руку отца, ибо Авраам выдержал испытание. Увидев овна, «запутавшегося в чаще», Авраам принес его в жертву всесожжения вместо И., который, т.о., стал прообразом смерти и воскресения Христа. Когда И. было 40 лет, он женился на ⇒ Ревекке, которую раб Авраама привез для него из Месопотамии. Она была дочерью Вафуила, сына Нахора и Милки, и сестрой Лавана (Быт. 24:1; Быт. 25:20). К этому времени Сарра уже умерла (Быт. 23:1; Быт. 24:67). Первая встреча И. с Ревеккой состоялась в поле. И. производит впечатление человека спокойного и менее деятельного, чем Авраам. В течение 20 лет его брак с Ревеккой оставался бездетным. Затем у 60-летнего И. родились сыновья-близнецы ⇒ Исав и ⇒ Иаков (Быт 25 и след.). В то время Аврааму исполнилось 160 лет. Когда он умер, в возрасте 175 лет, И. и Измаил погребли отца в пещере Махпеле (Быт. 25:7–10). После смерти Авраама Бог благословил И., жившего при Беэр-лахай-рои («колодец Живого, Который меня видит», Быт. 25:11). Когда начался голод, И. прибыл в Герар к филистим. царю Авимелеху (Быт 26 и след.). Здесь он выдал свою жену за сестру, боясь, что жители Герара могут убить его за Ревекку, т.к. она была «прекрасна видом» (Быт. 25:7). Авимелех обнаружил обман после того, как «увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею» (Быт. 25:8). Это произошло до рождения Исава и Иакова. Ранее И. было явление Господа, обетовавшего ему многочисл. потомство (Быт. 25:1–6). Видимо, И. испросил у Господа благословения для жены, и Ревекка стала матерью (Быт. 25:21). Получив Божье благословение, И. разбогател (Быт. 26:12–22). В спорах с филистимлянами за обладание колодцами он дважды уступал им, а затем ушел через Реховоф («пространное место») в Вирсавию. Там, получив Божье откровение, И. устроил жертвенник и призвал имя Господа (Быт. 25:23–25). В Вирсавии к Исааку пришли Авимелех, друг царя Ахузаф (⇒ Друг царя) и цар. военач. Фихол. Царь и И. заключили дружеский союз. В честь этого события вновь выкопанный колодец получил название Шива – «клятва». Поэтому это место называется Беэр-Шива («колодец клятвы»; ⇒ Вирсавия,
ИЦХАК, СЫН АВРААМА
Иосиф Флавий, из книги «Иудейские древности»: «Авраам жил вблизи дуба… (в Ханаане, невдалеке от города Хеврона); он был огорчен бесплодием жены своей и стал умолять Господа Бога даровать ему дитя мужского пола».
Сарра, жена Авраама, была красавицей среди красавиц. Все женщины по сравнению с ней выглядели как обезьяны рядом с людьми, и древний еврейский свиток так описывает ее внешность:
Жена Авраама была бездетной и оттого печалилась, ибо вошла в такой возраст, когда «перестало быть у Сарры обычное у женщин». У престарелой пары не оставалось никаких надежд на наследника, но в один из дней Бог пообещал Аврааму, что у него родится сын. Засмеялся Авраам, говоря в сердце своем: «Неужели у столетнего старца кто-то родится?» Сарра, его жена, рассмеялась: «Возможно ли, чтобы, одряхлев, я помолодела? Да и господин мой стар!»
Однако через год, когда Сарре исполнилось 90 лет, она родила мальчика, и дали ему имя Ицхак, от слова на иврите «цхок» – смех.
Известно из житейских наблюдений: «Прежде чем закатиться солнцу одного праведника‚ Господь зажигает солнце другого праведника».
Мидраши расцвечивают рождение Ицхака многими подробностями.
Когда младенец появился на свет‚ солнце‚ луна и звезды ликовали на небе и водили хороводы; люди веселились, подчас не догадываясь о причинах веселья; воды шумели‚ горы скакали‚ льды таяли от восторга; бесплодные женщины забеременели‚ к слепым вернулось зрение‚ к глухим слух‚ к слабоумным разум. Но соседи престарелой пары усомнились и начали перешептываться:
– Как они могли кого-то родить, этот старик и бесплодная старуха? Не иначе, подобрали на дороге подкидыша и выдают его за собственного ребенка
Услышав эти слова, Авраам созвал на торжество соседей с их женами и грудными детьми, и случилось чудо: у престарелой Сарры оказалось столько молока, что она смогла накормить грудью не только Ицхака, но и всех младенцев.
Отрицать материнство было невозможно, и тогда заговорили о том, что Сарра зачала ребенка с другим мужчиной, ибо для столетнего Авраама такое невозможно. Но лицо Ицхака оказалось неотличимо похожим на лицо отца, и все признали: «Да, Ицхак – сын Авраама».
Они жили на Святой Земле, Авраам был «очень богат стадами, серебром и золотом», но когда ему исполнилось 137 лет, случилось одно из самых волнующих событий, описанных в Торе.
«И было… Бог испытывал Авраама, и сказал ему: «Авраам!» И он ответил: «Вот я!» И сказал Бог: «Возьми сына твоего Ицхака, единственного твоего, которого ты любишь, и пойди в страну Мориа, и принеси его там в жертву всесожжения… И встал Авраам рано утром и взнуздал осла своего…»
Три дня они шли к тому месту, где отец собирался принести в жертву сына своей старости. Три дня были даны Аврааму, чтобы никто не мог сказать: он совершил это необдуманно, схватился за нож в состоянии аффекта, сразу после повеления Всевышнего, которое застало его врасплох, не успев опомниться и понять, что же он делает.
Три дня были ему даны, три дня…
«На третий день поднял Авраам глаза свои и увидел это место издали…»
Из мидраша узнаём: когда они находились в пути, встретился Аврааму Сатан в облике человека и сказал (а может, то прозвучал внутренний голос в душе Авраама, сомнения с колебаниями, спор с самим собой?):
– Старик, затмился твой разум! Сын, который дан тебе в столетнем возрасте, – его ведешь на заклание?
– Да, – ответил Авраам.
– А если впереди поджидают новые испытания – выдержишь?
– Да, – ответил Авраам.
Иосиф Бродский, из стихотворения «Исаак и Авраам» (1963 год):
Снова слова Торы:
«И сказал Ицхак Аврааму, отцу своему, говоря:
– Отец мой!
И сказал он:
– Вот я, сын мой.
И сказал:
– Вот огонь и дрова, где же ягненок для всесожжения?
И сказал Авраам:
– Бог высмотрит себе ягненка для жертвы всесожжения, сын мой.
И пошли оба вместе…
На третий день поднял Авраам глаза свои и увидел это место издали…»
Почему же на его долю выпало такое испытание? Еще раз обратимся к рабби Моше бен Маймону:
«Знай, что смысл и цель любого испытания, о котором рассказывает Тора, состоит в том, чтобы известить людей, что им надлежит делать… Суть испытания – не в самом действии, а в том, чтобы оно превратилось для людей в образец, который они будут изучать и которому они будут следовать… не помышляя о награде и не боясь наказания».
Продолжим рассказ об этом событии, записанный в мидрашах.
Когда Авраам шел с сыном, чтобы принести его в жертву, явился Ицхаку Сатан, сын погибели, и сказал:
– Несчастное создание несчастной матери! Сколько дней провела она в молитвах, чтобы Бог дал ей наследника, а теперь этот безумный старик ведет тебя на убой.
Ицхак ответил на это:
– Не стану противиться желанию Творца и повелению моего отца.
Евреи многих поколений считали и считают это величайшей заслугой праотца Ицхака перед Богом, а потому верят, что он является одним из главных заступников Израиля. Ицхак говорит Всевышнему: «Если пожелаешь, бери на Себя грехи Израиля; если же нет, я возьму их, – ведь это я готов был принести себя в жертву Тебе».
Трубление в шофар (бараний рог) на Рош га-Шана и Йом Кипур служит напоминанием о ягненке, которого Бог послал Аврааму на горе Мориа, чтобы принес его в жертву вместо Ицхака.
Всё, как известно, закончилось благополучно. Авраам доказал свою исключительную верность Всевышнему, Ицхак остался жив, однако существует предположение, что это событие повлекло за собой смерть Сарры.
Она не знала истинной причины отсутствия мужа и сына, но явился ей Сатан, принявший облик Ицхака, сказал: «Отец взял меня с собой, чтобы принести в жертву», – и Сарра умерла от потрясения.
А вот иной вариант того же печального события. Явился к ней Сатан и заявил: «Старик, муж твой, принес в жертву сына твоего; напрасно плакал он и молил о пощаде». Услышала это Сарра и упала бездыханной.
Третья версия ее смерти.
Сарра не поверила демону зла, однако сомнение закралось в ее душу. Она поспешила в город Хеврон, где жили три великана – Ахиман, Шешай и Талмай, родившиеся после потопа, сказала им:
– Посмотрите, пожалуйста, на север. Не увидите ли старого человека с сыном?
Великаны встали во весь рост, приставили ладони ко лбу, чтобы уберечься от солнца, и ответили:
– Мы видим старика на вершине горы. Его сын привязан к алтарю, а у старика в руке нож.
Услышав эти слова, Сарра вскрикнула, и душа ее отлетела.
Тора сообщает об этом кратко: «И было жизни Сарры сто лет и двадцать лет и семь лет – годы жизни Сарры. И умерла Сарра в Кирьят-Арбе, она же Хеврон, в земле Кнаан. И пришел Авраам скорбеть по Сарре и оплакивать ее…»
Когда завершились дни жизни Авраама, Бог – чтобы не напугать праведника – послал ему страшного ангела смерти в облике прекрасного юноши. Но Авраам догадался, кто стоит перед ним, и тот признался, что он – «горестное имя, плач, гибель для людей», которых убивает одним своим видом.
Авраам отказался отдать ему душу, попросил показаться в настоящем облике, и ангел смерти явил семь своих голов и четырнадцать лиц. Но недаром Бог обещал Аврааму: «В мире отойдешь к отцам твоим…», и Сам забрал его душу.
Патриарху Аврааму, родоначальнику еврейского народа, было в день смерти 175 лет. «И скончался Авраам, умерев в доброй старости, мудрец, насыщенный днями, и был приобщен к народу своему».
Авраама похоронили рядом с Саррой в Хевроне, в Маарат га-Махпела – Двойной пещере, которую он купил при жизни у местного жителя. За гробом Авраама шли его предки Шем и Эвер: тогда они были еще живы (Шему оставалось до смерти 35 лет, Эверу – 64 года).
Современники Авраама скорбели: «Горе кораблю, который потерял своего кормчего! Горе человечеству, которое потеряло своего вождя!»
Издавна говорят: «Души умерших праведников пребывают в лоне Авраамовом» (из Толкового словаря: «Лоно – грудь, утроба, недра, как символ ласки, нежности, материнства»). Еще говорят: прошел обряд обрезания – «принят в союз Авраама».