Содержание
Статуя, которой язычники поклоняются как божеству
Примеры употребления слова идол в литературе.
Он знает, какой это идол для двора, а в особенности для ближайшего окружения австриячки, Сиреневой лиги, — мода.
Чем дольше Барановский служил в белой армии, тем больше убеждался, что белые просто-напросто хотят залить кровью, закидать трупами ту огромную трещину, которая появилась на жирном чреве золотого истукана — идола старого, подлого мира, мира лжи, насилий и угнетения.
До этой святыни, поставленной дворянской честью и военным самолюбием, редко кто смеет касаться, да и редко кто так самобытно поставлен, чтоб безнаказанно мог оскорблять кровавый идол и принять на себя нарекание в трусости.
Вспомните, как один из коммунистических главарей — меднолобый, похожий на идола с бородавчатым лицом — ах, личико, одно личико чего стоит!
Некогда флорентийский зодчий, Филиппе Брунеллески,— продолжал Мерула,— под своим домом, в таком же точно погребе, нашел мраморную статую бога Меркурия: должно быть, в то время, когда христиане, победив язычников, истребляли идолов, последние поклонники богов, видя совершенства древних статуй и желая спасти их от гибели, прятали изваяния в кирпичные подземелья.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Статуя, которой язычники поклоняются как божеству.
Наконец главный идолопоклонник, изготавливавший идолов, прервал свою работу над яшмовым идолом для короля, который устал от Воша, и сжалился над Помбо, и сказал ему, что, хотя ни один идол в мире не будет внимать его мольбам, все же где-то на краю мира восседает один отверженный идол, который ничего не знает об этикете и внимает мольбам, которых ни один респектабельный бог никогда не согласится выслушать.
Поскольку идолопоклонство совершается и без идола, то когда идол уже наличествует, безразлично, из какого он вещества и каков по форме, так что пусть никто не полагает, что идолом следует считать лишь освященное человеческое изображение.
Это книга об обычных людях России и для обычных людей России, пусть же их глаза смотрят на нас, их улыбки согревают наши сердца, а их скорбные, порой измученные лица напоминают нам, что ужасы ХХ века не должны повториться в России, что человек, как высшая ценность, должен наконец восторжествовать в нашем миросозерцании и подчинить себе и идол государственной власти, и идол экономического могущества и идол социального или этнического превозношения.
«Ибо разве не Человек сотворил их?» – сказал главный идолопоклонник; о самих идолах он говорил долго и со знанием дела, объясняя божественный этикет, и как Помбо его нарушил, и почему ни один идол в мире не будет внимать молитве Помбо.
Подлинно, если из — за пищи, которая извергается в отхожие места, соблазняется брат мой, то не только воздерживаться буду от мяса, которое в несколько дней съедается в доме идола, но совсем не стану есть мяса вoвеки, дабы брата моего не соблазнить… Не то говорим, что идол есть что — либо; ибо я знаю, что то, что приносят в жертву язычники, они бесам приносят.
Вся последующая наша игра была как бы подчинена одной схеме: идол переходил из рук в руки, лейтенант ставил жизнь и выигрыва идола, затем его выигрывал я.
По свидетельству Евсевия, у карфагенян был даже особый железный идол с простертыми вперед руками; раскалив его сначала докрасна огнем, жрец брал у какой либо несчастной матери ея грудного ребенка и клал его на руки идола, на которых он начинал жариться, а затем падал вниз в пылавший огонь и там сгорал совершенно.
На том месте, где стоял их идол, построен монастырь, удержавший имя идола и названный перуновым монастырем.
Этот вендский идол, названный «золотой радостью в Колбетце», оказывал тем большее влияние на богомольцев, что он находился в тесной связи с семейными преданиями старых и могущественных властителей страны, — поэтому нельзя было и думать уничтожить этого идола и разом положить конец глупости.
И на том месте, где стоял этот их идол, построен монастырь, удержавший имя идола и названный Перунским монастырем.
Ответы на кроссворд дня № 21337 из «Одноклассников»
21336 21338
По горизонтали:
— Каждый из участников телевизионного проекта по выпуску звёзд
— Музыка Моцарта, Бетховена, Бородина
— Кассетный магнитофон (разговорное)
— Книжное название надежды
— Нарост
— Деспот в рифму к демократу
— Что достают из кисета
— Египетский город напротив Каира
— Дерево с «дрожащими» листьями
— «Жильё» Спящей Красавицы
— Оратор в Древних Риме и Греции
— Разрешительная подпись
— Заточка гусиного пера
— На футбольном поле арбитр, а на ринге
— Неспешный бег лошади
— Настоящее имя Алики Смеховой
— Росийский футбольный комментатор
— Крик о помощи или почетный часовой
— Восточнославянский злой дух без спины
По вертикали:
— Статуя, идол
— Параметр конденсатора
— Детский собрат древней пращи
— Военный стиль в одежде
— Северная соседка Флориды
— Девица — не рыба, и не девица
— «Волны Чёрного моря» (писатель)
— Внезапно пришедшая мысль
— Полный беспорядок
— Лидер группы Наутилус Помпилиус
— Русский большой глиняный сосуд
— Спортивный акробат
— Знаменитая гимнастка по имени Алина
— Город Международного Красного Креста
— Дензнак в кармане испанца и испанки
— Пресмыкающееся отряда крокодилов
ФАБРИКАНТ — Владелец большой фабрики.
ФАБРИКАНТ — устар. То же, что: фабрикатор.
СИМФОНИЯ — 1. Большое музыкальное произведение для оркестра, состоящее обычно из 3- частей, отличающихся друг от друга характером музыки и темпом. // перен. Гармоническое звучание чего-л. 2. перен. Что-л., характеризующееся необыкновенной гармоничностью образующих его частей.
УПОВАНИЕ ср. устар. Твердая, стойкая надежда на кого-л., что-л.
НАСЛОЕНИЕ ср. 1. Процесс действия по знач. глаг.: наслоить, наслаивать. 2. Осадочное образование в виде ряда налегающих друг на друга слоев почвы. // То, что наслоилось на чем-л. 3. перен. Особенности, черты в культуре, сознании, характере и т.п. более позднего или чужого происхождения.
АВТОКРАТ — Лицо, обладающее неограниченной верховной властью.
ТАБАК — 1. Травянистое растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин. 2. Высушенные и мелко нарезанные или растертые листья и стебли такого растения, употребляемые для курения, нюхания, жевания.
ТАБАК — 1. Травянистое декоративное растение семейства пасленовых с душистыми белыми, розовыми или светло-фиолетовыми цветками.
ОСИНА — 1. Лиственное дерево семейства ивовых с листьями на длинных черенках, очень легко приходящими в движение. 2. Древесина такого дерева.
ПЕЩЕРА — 1. Пустота в земной коре или в горном массиве с выходом наружу, образующаяся в результате действия подземных вод или вулканических процессов. 2. Вырытое в земле или выдолбленное в скале углубление, служащее для жилья или хранения чего-л. 3. Жилище монаха, отшельника и т.п.
ВИЗА — 1. Разрешение на въезд в страну, на выезд или проезд через нее. 2. Подпись ответственного должностного лица на каком-л. документе, удостоверяющая ознакомление этого лица с чем-л. или получение разрешения от него на что-л.
ЧИНКА — 1. Действие по знач. глаг.: чинить. 2. разг. Приспособление для очинки чего-л.
РЕФЕРИ — нескл. Судья в некоторых видах спортивных состязаний.
РЫСЦА — 1. Небыстрая, мелкая рысь. 2. Небыстрый бег различных животных. 3. разг. Бег быстрым мелким шагом (о человеке).
ИСТУКАН — устар. 1. Статуя, которой язычники поклонялись как божеству; идол. 2. Плохая статуя.
ИСТУКАН — разг. 1. Тупое, бесчувственное существо, равнодушное к окружающему. 2. Употр. как бранное слово.
РОГАТКА — 1. Переносное заграждение в виде продольного бруса на крестообразных стойках. // Оборонительное заграждение против пехоты и конницы в виде скрещенных и соединенных между собою деревянных или железных кольев, опутанных колючей проволокой. 2. Палка с развилиной. // Приспособление, имеющее форму развилки и предназначенное для удерживания каких-л. предметов, вкладываемых в него. 3. Деревянная развилка с привязанной к ее концам резинкой для метания. 4. Деревянный ошейник для домашних животных с выступающими концами, не позволяющими пройти через узкий проход. 5. устар. Железный ошейник с длинными остриями, надеваемый в виде наказания на шею кому-л. 6. местн. Палочка с сучками на конце для взбалтывания, взбивания чего-л.; мутовка.
РУСАЛКА — Живущее в воде сказочное — по древним народным поверьям — существо в образе прекрасной обнаженной женщины с длинными распущенными волосами.
НАИТИЕ ср. Вдохновение, как бы внушенное свыше.
ТАРАРАМ — разг. 1. Шум, грохот. 2. Шумное, беспорядочное веселье. // Переполох, суматоха. // Скандал.
КОРЧАГА — 1. Большой, обычно глиняный сосуд, служащий для разных хозяйственных надобностей. 2. Количество чего-л., вмещающееся в такой сосуд.
ГИМНАСТ — 1. Тот, кто занимается гимнастикой. 2. Спортсмен, занимающийся гимнастикой. 3. Артист цирка, выступающий с гимнастическими упражнениями.
Вопрос:
Прочитал Ваш ответ по поводу протестантизма. Несомненно, М. Лютер отверг множество очевидных истин Писания. Но, все-таки, стоит ли такое внимание уделять святыням, какое существует в Православной Церкви? Не может ли увести это от Бога в идолопоклонство?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Почитание икон и других святынь в Православной Церкви основывается не только на многовековой традиции, но и на твердом богословском фундаменте. Особое значение имеют труды преподобного Иоанна Дамаскина, который опирался на идеи святого Максима Исповедника. Последний в «Мистагогии» дает толкование литургических образов. Между образом и первообразом может существовать не только условная, но и реальная (онтологическая) связь. «Для обладающих зрением весь умопостигаемый мир представляется таинственно отпечатленным во всем чувственном мире посредством символических образов. А весь чувственный мир при духовном умозрении представляется содержащимся во всем умопостигаемом мире, познаваясь благодаря своим логосам. Ибо чувственный мир существует в умопостигаемом посредством своих логосов, а умопостигаемый в чувственном – посредством своих отпечатлений» (Максим Исповедник, преподобный. Мистагогия. Введение). Вещественное начало способно к обожению. Оно при определенных условиях может вместить в себя божественные энергии. Эта мысль имеет основание в Священном Писании. В Деяниях святых апостолов говорится об апостоле Павле: «На больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19: 12). Вещественные предметы, которыми пользуется угодник Божий, освящаются и приобретают целительную силу. Тем более тело святого, которое становится чистым сосудом благодати Божией, может воспринимать сверхъестественные благодатные силы. На этом основано почитание святых мощей. Это тоже имеет подтверждение в Библии: «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13: 20–21).
Для чего создается икона? Святой Иоанн Дамаскин объясняет: «Итак, мы знаем, что невозможно увидеть глазами природу как Бога, так души, так и демона, но что они созерцаются посредством некоторого приспособления, когда Божественный Промысл облекает образами и формами то, что бестелесно, и лишено образов, и не имеет телесной фигуры, для руководительства нами и для поверхностного и частичного знания их, чтобы мы не находились в совершенном неведении Бога и бестелесных созданий. Ибо Бог, конечно, по природе совершенно бестелесен. Ангел же, и душа, и демон, по сравнению с Богом, Который, , Один только выше сравнения, суть тела. По сравнению же с материальными телами они – бестелесны. И так Бог, не желая, чтобы мы совершенно не знали того, что бестелесно, облек его формами, и фигурами, и образами, применительно к нашей природе; фигурами, , телесными, созерцаемыми при помощи невещественного зрения ума. И этому мы даем формы, и это изображаем» (Иоанн Дамаскин, преподобный. Третье защитительное слово против порицающих святые иконы. XXV).
В точном значении мы поклоняемся не иконам, не веществу, но посредством их Тому, Кто на них изображается. Воздаваемая иконе честь переходит на Первообраз. Поэтому в богословии проводится различие между служебным поклонением (греч. latreia – «служение, поклонение, культ») и почитанием (греч. proskunesis). В первом случае служебное поклонение воздается только Богу, тогда как неслужебное поклонение может относиться к святыням и святым. Неслужебное поклонение, воздаваемое святым, основывается на том, что они являются сосудом Божественной благодати.
Но допустимо ли неслужебное поклонение, в чем православных упрекают протестанты? Вновь обратимся к священным текстам.
«А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс. 5: 8).
«Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!» (Пс. 98: 5).
«Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его» (Пс. 131: 7).
«Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою» (Пс. 137: 2).
«Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего» (Евр. 11: 21).
Иногда возражение против святынь основывают на том, что некоторые верующие готовы молиться иконе. Надо определенно сказать: во все времена были люди, которые имели неверные религиозные понятия. Причина здесь не в святыне, а в том, что некоторые не имеют необходимой духовной зрелости. Их надо просвещать. Есть люди, которые страдают обрядоверием. Формально-уставные стороны религиозной жизни для них важнее заповедей, но это не значит, что надо отказываться от обряда. Без него невозможно богослужение. Фарисеи и книжники заменили заповеди о любви и милосердии предписаниями закона (например, о субботе), но разве причина в законе, который был дан Богом, а не в них самих?
Переписка с протестантами убеждает, что все их выступления против святынь имеют начетнический характер. Мне ни разу не встретился протестант, который бы добросовестно изучил реальную практику Православия. Схоластические прения, основанные преимущественно на цитатах, не рассматривают такие принципиальные вопросы. Почему некоторых, одержимых демонами, невозможно подвести к чудотворным иконам или к святым мощам? Они начинают бесноваться и хулить. Почему ни одна картина на религиозную тему ни в одном музее мира ни разу не мироточила, а с иконами это происходит? Что мешало любому протестанту тщательно изучить Монреальскую Иверскую икону, которая 18 лет находилась в центре храма? Она была написана на Афоне в 1981 году греческим монахом с оригинала иконы Богоматери Вратарницы. В 1982 году эту икону привез с Афона в Монреаль Иосиф Муньос Кортес, испанец, принявший Православие. Началось мироточение, когда икона была в его доме: «24 ноября, в три часа ночи, я проснулся от сильного благоухания. Вначале подумал, что оно исходит от мощей или разлитого флакона духов, но, подойдя к иконе, я поразился: вся она была покрыта благоухающим миром! Я застыл на месте от такого чуда!» Вскоре мироточивая икона была отнесена в храм. С тех пор эта икона Божией Матери постоянно мироточила, за исключением Страстных недель. Замечательно, что миро истекало главным образом из рук Богоматери и Христа, а также звезды, находящейся на правом плече Пречистой. В то же время задняя сторона иконы всегда была сухая. Миро Монреальской иконы янтарных оттенков с нежным, но стойким благоуханием. И только первое миро, источаемое иконой на Пасху, после Страстной седмицы, бывало особенным: очень светлым и со своеобразным ароматом. Другим чудесным свойством мира была его способность умножаться, что отмечали многие его обладатели. Чудотворный образ побывал в Америке, Австралии, Новой Зеландии, в Болгарии и в странах Западной Европы. Везде, куда бы ни прибыла эта икона, она распространяла любовь и согласие, как, например, в одной общине, где ссорившиеся прихожане вновь обрели путь к молитве и церковному единению.
Недавно перешел в Православие известный немецкий лютеранский богослов профессор Карл Христиан Фельми. Произошло это потому, что он в течение нескольких лет честно изучал богословие и духовную жизнь Православной Церкви. У него не было предвзятого отношения к иконе. Он рассказывает в одном из интервью: «В 1956 году в Реклингхаузене, в 70-и километрах от Мюнстера, открылся Музей икон – самое богатое собрание икон в Западной Европе. Я часто ездил туда. И до сих пор поддерживаю самые тесные контакты с этим музеем. Иконы, по моему убеждению, являются важным источником для изучения православного богословия, без них невозможно понимание его богословской сути».