Содержание
Мастерская Веры Мухиной — Иконотека Адольфа Овчинникова
Мастерская Веры Мухиной, где скульптор работала с 1947 по 1953 год, в феврале 2018 года открылась как выставочное и образовательное пространство Реставрационного центра имени Грабаря. В разработке архитектурного проекта вместе с Мухиной принимал участие Иван Жолтовский, один из крупнейших архитекторов неоклассицизма. Теперь в бывшей мастерской знаменитого скульптора располагается Иконотека А.Н. Овчинникова.
Адольф Николаевич Овчинников — художник, реставратор и исследователь древнерусской живописи. В 1960-90-е годы он много работал в экспедициях и занимался изучением и копированием монументальной живописи. Он детально воспроизвел фрески VIII — XV веков из восьми церквей, в том числе знаковые для древнерусского искусства росписи Георгиевского храма в Старой Ладоге и церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде, где в 1378 году работал Феофан Грек, а также древних храмов Грузии. В экспозиции представлены кальки (прориси фресок, бережно снятые непосредственно с росписей) и полноразмерные копии-реконструкции, выполненные в материале, близком авторскому.
Репортажи
«Иконотека» Адольфа Овчинникова открылась в центре Москвы
Знаменитый реставратор и иконописец может обучать здесь своих преемников
В. Сергеев, А. Овчинников, А. Горматюк
Москва, 19 февраля, Благовест-инфо. «Иконотека» – так называется новое выставочное пространство, которое открыл 15 февраля в центре Москвы Всероссийский художественный научно- реставрационный центр им. И. Э. Грабаря (ВХНРЦ). В бывшей мастерской скульптора Веры Мухиной в Пречистенском переулке экспонируется часть огромного наследия знаменитого реставратора и иконописца Адольфа Овчинникова, который более 60 лет создает копии-реконструкции средневековых фресок. «Иконотека» задумана не только ради выставок, ее статус – научно-реставрационная мастерская.
На торжественной церемонии открытия «Иконотеки» директор ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря Дмитрий Сергеев отметил, что это значимое событие происходит в год столетия самого известного реставрационного учреждения России. По его словам, А.Н. Овчиников олицетворяет традиции того наследия, которое было заложено Игорем Эммануиловичем Грабарем 100 лет назад. Директор выразил надежду, что «Иконотека» «не просто даст новую жизнь сохраненным памятникам», но и послужит как художественный и образовательный центр.
Адольф Николаевич Овчинников рассказал, что за многие годы работы им скопированы фрески восьми древних храмов и монастырей, половины из которых уже не существует: «приедешь на другой год – уже нет этой композиции». Дело не только во времени и естественных разрушениях: по словам реставратора, в последнее время, благодаря новым технологиям, фрески научились воровать, а потом вывозить за границу и продавать (особенно в Грузии). Поэтому в деле сохранения средневекового наследия «нужно поспешать». Но говорить об учениках-преемниках, к сожалению, пока не приходится – слишком трудна работа художника-реставратора: по словам А. Овчинникова, иконописцы, которые придут ему на смену, должны иметь в виду, что это искусство невозможно без самоотречения, иначе получается «попса да и только».
Бывшая мастерская Веры Мухиной представляет собой квадратное в плане небольшое здание с высокими световыми окнами. Создатели экспозиции расположили копии фресок таким образом, чтобы воссоздать часть интерьера средневекового восточного храма. Как рассказал «Благовест-инфо» А. Овчинников, в «Иконотеке» сейчас представлена примерно одна сотая от того количества копий-реконструкций, которые ему удалось сделать в разных частях света (всего – более 1600 композиций). По замыслу художника-реставратора, представленные в экспозиции фрагменты должны показать разные этапы развития фресковой живописи: это и древние грузинские монастыри (Сабирэби VIII в., Ачи XII в.), и Георгиевская церковь в Старой Ладоге (XII в.), и храм Богородицы в Бетании XIII в.
Прямо на пороге посетители попадают под строительные леса, на которых стоят ведра с красками, лежат кисти: фрагмент экспозиции дает представление о том, как работает художник-копиист, иногда – высоко под сводами древнего храма, а иногда – в пещере. Адольф Николаевич рассказал, что работа копииста далека от комфорта, а иногда и рискованна: например, он расстилал на полу в пещерных храмах листы бумаги, чтобы по шороху услышать приближающихся змей или скорпионов. «Нужно уходить с позиций туриста, а быть в шкуре мастера. Важно понять одно: пока вы не окажетесь на той дистанции, с которой мастер писал, все будет мимо. Это можно понять только в процессе работы», – утверждает реставратор, подчеркивая, что никакая, даже самая совершенная фототехника, не в состоянии «понять», из чего исходил средневековый художник в своем искусстве. К пониманию «кухни» древнего иконописца можно также приблизиться, поднявшись на второй этаж экспозиции, где показаны все этапы создания иконы: от технологии приготовления минеральных красок до работы с прорисями и собственно написания ликов.
Кроме того, в экспозицию включен документальный фильм о работе «классического реставратора», как выразился директор ВХНРЦ. В качестве такового в картине, созданной в 1976 г. выпускником ГИТИСа, фигурирует молодой Адольф Николаевич, который подробно рассказывает с экрана о своей работе.
Руководитель «Иконотеки» Александр Горматюк, художник-реставратор высшей категории ВХНРЦ, так говорит о концепции нового центра: «Для нас это совершенно новый путь – найти то пространство, в котором наследие Адольфа Николаевича могло бы расцвести. Еще с начала 60-х гг. он рассчитывал на создание банка данных церковного искусства, который служил бы и сохранению бесценного наследия, и изучению, и появлению нового поколения специалистов. Поэтому в «Иконотеке» мы хотели бы сделать и экспозицию, где создаются фрагменты интерьеров храмов, и образовательное, и реставрационное пространство. Здесь будут проходить лекции, мастер-классы, семинары. Один реставратор сказал, что «Иконотека» может даже стать своеобразным «центром реабилитации» для иконописцев, чтобы они могли увидеть, что такое настоящее древнее искусство, как его понимать и ценить. Самое главное – все это должно служить тому, чтобы акцент средневековой церковной живописи, ее внутреннее содержание, драматизм привнести в современное искусство». Кроме того, А. Горматюк упомянул об особенности жанра копии-реконструкции: «Многие реставраторы – творческие люди, им хочется иногда иконочку «подштопать», как говорил Грабарь. А копия-реконструкция – это прекрасная возможность на подлиннике ничего не трогать, максимально сохраняя его, но на копии восстанавливать утраты, исходя из логики данного произведения. Творите!»
Адольфа Николаевича пришли поздравить с открытием «Иконотеки» многие коллеги и друзья. Доктор искусствоведения Лев Лифшиц, заведующий сектором древнерусского искусства Государственного института искусствознания, сразу предложил, как это новое пространство можно «обживать»: где можно поставить мольберты, что предпринять для оцифровки огромного архива слайдов Адольфа Николаевича, как записать в аудиоформате его лекции.
Дж. Парравичини, А. Овчинников
Джованна Парравичини, член итальянского фонда «Христианская Россия», советник представительства Мальтийского ордена в РФ, рассказала «Благовест-инфо», что первое знакомство с Адольфом Николаевичем состоялось в 1990 г. в Риме, на выставке «100 шедевров из российских музеев» в Ватикане. «Нас познакомил отец Александр Мень, который тогда сказал: «Это великий мастер, великий реставратор, вы можете многому научиться у него». Мы тогда подошли с трепетом, и Адольф Николаевич согласился приехать в нашу иконописную школу в Сериате. Он провел с нами месяц. Для нас это было открытие целого мира смыслов – это было новое рождение нашей иконописной школы. Такие люди своими подвигами спасли и передали новым поколениям целые пласты древней христианской культуры. Копии фресок, которые создал Адольф Николаевич, – это настоящее сокровище, очень важный и ценный материал. Тот факт, что сейчас есть возможность экспонировать его хотя бы по частям, – это грандиозно!»
Юлия Зайцева
Отзывы
- Гарри — 05.03.2018 17:54
В Зеленограде более 30 лет действует одна из лучших иконописных мастерских России.
МКТП ООО «Московская Иконописная Мастерская» пишет иконостасы и иконы на заказ,
реставрирует старинные иконы, изготавливает киоты и оклады.
Обучает русской канонической иконописи. В наличие имеется большой выбор писаных икон.
Сайт http://iconamaster.ru/shop WhatsApp +7 (916) 655 45 95
E-Mail: iconamaster@yandex.ru https://www.instagram.com/russkia_ikona/
Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.
На главную | В раздел «Репортажи»
Башня танка Т-34 и копии фресок утраченных храмов: в Москве открылся новый интересный музей.
В тихих переулочках Пречистенки совсем недавно открылся музей с необычным и неожиданным словом в названии — «иконотека».
Впрочем, в новом музее не только это неожиданно и необычно.
Возьмем, к примеру, название. В большинстве источников вместо официального названия «Иконотека Адольфа Овчинникова» музей обозначен как «Дом-мастерская скульптора Веры Мухиной».
И вот Вы ожидаете, что попадете в пыльную мемориальную квартиру, где Вам будут рассказывать о судьбе знаменитого советского скульптора (Вера Мухина – если кто не помнит, автор «Рабочего и колхозницы»), показывать оставшиеся с ее времен вещи, стол, за которым она работала, а также ее инструменты, вроде шпателя, зубила, или что там еще используют скульпторы в процессе работы.
Но ничего этого Вы не найдете. Про Веру Мухину вообще почти не рассказывают в новом музее, максимум дадут краткую справку о ее биографии (дальше объясню почему).
Но ряд интересных фактов о скульпторе Вы все же узнаете, так что разочарованы не будете.
Например, то, что Вера Мухина, вместе со своим мужем, известным медиком Замковым, жила в этом доме несколько последних лет своей жизни, с 1947 по 1953 г.
Что она разрабатывала проект дома самостоятельно, что называется, «под себя», а консультировал ее в этом, по некоторым источникам, знаменитый русский и советский архитектор Иван Владиславович Жолтовский.
Ивана Жолтовского называют «рыцарем классицизма», он всю свою жизнь был предан одному стилю – классицизму, и считал себя «палладианцем» — последователем школы великого архитектора Возрождения Андреа Палладио.
Авторский стиль Жолтовского прекрасно чувствуется в общем облике здания, несмотря на то, что официальным автором проекта является брат мужа Веры Игнатьевны – архитектор С. Замков.
Пропорции здания необыкновенно гармоничны, декор сдержанный и одновременно изысканный. Так что просто увидеть это здание снаружи – уже само по себе большое эстетическое удовольствие.
Тем более что буквально на днях закончилась реставрация, и дом буквально скрипит от новизны и свежести. Высокое качество реставрационных работ сразу оценили — дом стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» в номинации «лучшая организация ремонтно-реставрационных работ» и сейчас имеет статус «объекта культурного наследия регионального значения».
Но внутри не менее интересно, чем снаружи. Вы попадаете в чудесное двусветное пространство – и компактное, и просторное одновременно.
Это поразительно – лично убедиться в том, как высокие потолки преображают восприятие помещения. Сама площадь основного зала мастерской совсем невелика – в ней едва-едва поместилось несколько рядов стульев для слушателей экскурсий и мастер-классов.
Но за счет «двухэтажной» высоты потолков, гигантского окна во всю стену и стеклянного купола в центре зала пространство наполняется воздухом, светом и дышит простором.
В этой связи мне вспомнился Дом Наркомфина – там залы в квартирах также спроектированы Гинзбургом двусветными, и точно так же небольшая площадь воспринимается жильцами и их гостями как помещение гораздо большего размера.
Главная «фишка» мастерской – внутренний балкон.
Он был спроектирован Верой Игнатьевной для того, чтобы подниматься на него и с высоты рассматривать свои работы. Как мы знаем, скульптуры Веры Мухиной, как правило, большого размера, так что возможность обозреть работу с достаточно отдаленного расстояния было необходимым условием для работы.
А симпатичная винтовая лесенка, ведущая под крышу – это уже позднейшее изобретение. Ее поставили после смерти скульптора, когда в здании разместились художественно-реставрационные мастерские центра Грабаря. Она вела в маленькую кладовку.
Было также на противоположной от балкона стене большое окно, сквозь которое в жилую часть дома попадал дневной свет. С советских времен оно заложено, но в стене остались очертания (на фото это видно, в левой части стены).
С советских времен и по настоящее время в жилой половине дома живут наследники Веры Мухиной. Но, судя по всему, они с нынешним музеем почти не контактируют и совместной деятельности не ведут. У них — своя жизнь, а сотрудники музея лишь иногда видят, как они проходят по двору на свою половину дома (там есть собственный вход.)
Что касается растиражированной истории о том, что в здании при проведении ремонтно-реставрационных работ был найден поворотный механизм от башни танка Т-34, то она, действительно, является правдой.
Вера Игнатьевна, хрупкая маленькая женщина, придумала оригинальный способ поворота своих массивных и габаритных произведений в процессе работы над ними. Поворотный механизм был вделан прямо в пол мастерской.
Но сейчас, как видите, пол совершенно обычный – чистый новый паркет и никаких следов былого. Сотрудники музея говорят, что башня, видимо, была демонтирована сразу после того, как ее нашли. Никому, к сожалению, в голову не пришло оставить этот интересный «экспонат» для потомков.
В советское время в мастерской Веры Мухиной располагались мастерские художников, а также мастерские центра Грабаря, который, собственно, и открыл в 2018 году на базе этого здания новый музей «Иконотека Адольфа Николаевича Овчинникова». Музей стильный и необычный, такого больше нет во всей России.
Но это уже совсем другая история :-).
Адрес музея «Дом-мастерская Веры Мухиной»
Пречистенский пер., д. 5а.
P.S. Кстати, в том же Пречистенском переулке, в самом его начале, находится памятник Вере Мухиной.