Святитель Николай Японский
Иван Касаткин родился в 1836 году, он был сыном сельского диакона из Смоленской губернии. Семья испытывала такую нужду, что для того чтобы попасть в Смоленскую семинарию, Ване Касаткину пришлось пройти пешком до Смоленска более 150 верст. Но духовное образование он все-таки получил. И не только в семинарии, но и в Санкт-Петербургской духовной академии, где он за год до окончания курса принял постриг с именем Николай. А после окончания академии был рукоположен в иеромонаха и назначен настоятелем церкви при русском консульстве в Хакодатэ на острове Хоккайдо, где в 1861 году и началось его служение.
В то время в Японии под страхом смертной казни было запрещено распространять христианство. Около 8 лет иеромонах Николай изучал японский язык, историю, культуру, литературу и обычаи народа Японии.
Первый японец, обращенный им в Православие, — Такума Савабэ — сначала хотел его убить. Бывший самурай, жрец главного в Хакодатэ синтоистского храма, Такума считал, что все чужестранцы должны быть выдворены из Японии, а христианство — запрещено, так как оно может разрушить дух японской нации.
«Справедливо ли осуждать то, чего не знаешь?» — спросил у него иеромонах Николай. Савабэ согласился его послушать. А спустя некоторое время иеромонах Николай уже покрестил Савабэ и нарек его Павлом. Павел Савабэ вскоре станет и первым японцем, принявшим священный сан.
Постепенно число учеников иеромонаха Николая росло. Крещение принимали уже десятки его последователей. В 1873 году запрет на проповедь христианства в Японии был снят. Архимандрит Николай стал во главе учрежденной его стараниями Японской православной миссии и переехал в Токио.
По всей Японии появляются православные храмы. В Токио строится кафедральный собор Воскресения Христова. К этому времени число японских православных священников достигло тридцати человек, верующих — шести тысяч, а сам отец Николай стал епископом.
Владыка Николай открыл семинарию, несколько катехизаторских училищ, начальные школы для мальчиков и девочек, приют и библиотеку. Вместе со своим помощником ученым Павлом (Накаи Цугумаро) владыка перевел на японский язык Библию и богослужебные книги.
Святитель умер 16 февраля 1912 года. Император Мэйдзи лично дал разрешение на захоронение его останков в пределах Токио. К этому времени в Японии было более 33 тысяч православных христиан, 43 священника и более 100 храмов. В 1970-м году святой равноапостольный Николай Японский был канонизирован Русской Православной Церковью. Его память празднуется 16 февраля.
Рисунки Артема Безменова
Японское оглашение
150 лет назад святитель Николай крестил трёх первых православных японцев
Первые оглашаемые иером. Николая (Касаткина) стали его первыми помощниками в деле миссии и катехизации. Святитель Николай Японский (в центре), Павел Савабэ (слева) и Иоанн Сакаи (справа)
В апреле 1868 года отец Николай (Касаткин) – святитель Николай Японский – крестил первых трёх японцев, решивших принять православие. Савабэ Такума, Сакаи Токурэй и Урано Тайдзоо приняли имена апостолов – Павел, Иоанн и Иаков.
История обращения Савабэ Такума очень драматична. Синтоистский жрец, пользовавшийся уважением народа и получавший значительные доходы, он возглавлял группу борцов за возвращение императору власти, требовавшую выдворения из Японии всех иностранцев. Особенно неприязненно он относился к духовенству, так как был убеждён, что религия – это то, чем иностранцы собираются сокрушить японский дух изнутри, и потому священников надо уничтожать в первую очередь.
В 1865 году вооружённый мечом Савабэ Такума встретился с иеромонахом Николаем (Касаткиным), намереваясь его убить. Святитель спросил его, почему Савабэ гневается на него, на что Савабэ ответил: «Вы пришли сюда, чтобы погубить нашу страну». «Справедливо ли осуждать то, чего ты не знаешь? Позволь мне рассказать тебе о нашей вере», – ответил ему о. Николай. После этого разговора Савабэ начал изучать христианское учение. «Познакомившись с Верою, он почувствовал отвращение к своему служению, бросил его и решился посвятить свои силы на служение Богу истинному. Спустя год, он нашел себе товарища, а ещё в продолжение года они нашли себе третьего собрата…»1.
После крещения о. Николай «снабдил книгами и отправил в разные стороны… Целию их путешествия, кроме ближайшей – скрыться от опасности2, поставлено ещё то, чтобы они хорошенько разузнали везде направление умов, постарались найти людей, нужных для нашего дела и, наконец, если можно, положили по местам хоть начатки христианских обществ»3.
После крещения Павел Савабэ не стал скрывать своего обращения и отказался от жреческой должности. Его бывшие прихожане плевали ему вслед, вдогонку неслись оскорбления. Жена помешалась от горя и ужаса. В припадке безумия она подожгла свой дом. Жрецом в старой кумирне по наследственному праву семьи Савабэ стал восьмилетний сын Павла, который кормил этим себя и больную мать (впоследствии сын Павла принял православие). Павлу пришлось пережить и тюремное заключение.
Савабэ и Сакаи стали первыми проповедниками христианства в тех глубинных областях Японии, куда был пока ещё закрыт доступ самому архимандриту Николаю как иностранцу. Благодаря этому архимандрит Николай смог в 1871 году открыть православный приход в Токио. Святитель говорил про своего ученика: «Бедный Савабэ трудится для Христа так, как редкие в миру трудятся. Он весь предан своему труду, весь в своём труде, и что его труды не тщетны, свидетельствуют десятки привлечённых им ко Христу».
В 1875 году Павел Савабэ стал первым японским православным священником.
1 Из статьи иером. Николая (Касаткина) «И в Японии жатва многа… Письмо русского из Хакодате» (июль 1868 года).
2 В начале 1868 года вышли указы нового правительства, одним из которых запрещалось принимать христианскую веру.
3 «И в Японии жатва многа…»