Архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в Сретенском монастыре (ВИДЕО)
12 июля, в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в храме Воскресения Христова и новомучеников и исповедников Церкви Русской в Сретенском монастыре ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий совершил Божественную литургию.
Слова Петра и дела Павла показывают, какова правильная цель нашей жизни. «Ты Христос, Сын Бога Живого», — исповедовал Петр свою веру в Спасителя Христа. Он засвидетельствовал, что его жизнь строится на исповедании Христа Богом. Сам Христос указал на эту веру как на камень – неподвижное, нерушимое основание жизни. А Павел, апостол язычников, каждую минуту своей жизни посвятил тому, чтобы окружающие его люди узнали о Христе – заложили в свою жизнь камень веры.
Перед Божественной литургией владыка помолился у мощей святителя Илариона, архиепископа Верейского. На Божественной литургии архиепископу Амвросию сослужили: исполняющий обязанности наместника Сретенского монастыря иеромонах Иоанн (Лудищев) и братия обители, а также ректор Санкт-Петербургской духовной академии, избранный во епископа Петергофского, иеромонах Силуан (Никитин).
После Евангелия ректор МДА обратился к присутствующим в храме с архипастырским словом. Архиепископ отметил: Христос обещал Своей Церкви, что ничто не сможет поколебать ее, а потому всё, что с ней происходит, совершается по воле Спасителя:
Сегодня в Евангелии мы слышали слова, сказанные Господом нашим Иисусом Христом апостолу Петру: “Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее” (Мф. 16:17). Эти слова не могут не вселять в нас надежду, они согревают сердце в самых трудных ситуациях. Церковь всегда в руках Христа. Что бы ни происходило, какие бы ошибки, чисто по-человечески, мы ни допустили — ничто не сможет поколебать эту твердыню, “столп и утверждение Истины” (1Тим. 3:15).
Желчь и отраву в тело Церкви, которое состоит из всех нас, всегда хочет впустить диавол. И когда он пытается нас поссорить, мы должны быть особенно бдительны и понимать, на чью сторону, спровоцированные каким-либо поводом, мы можем встать. Это либо сторона Бога, Который любит каждого из нас и призывает нас обнять друг друга любовью; либо это сторона человеконенавистника, который находит поводы даже там, где поводов нет, для того, чтобы столкнуть лбами, разжечь ненависть, подсказать какие-то домыслы, посеять непонимание, неприязнь, злобу.
На сугубой ектении собравшиеся в храме молились об избавлении Православной Церкви от расколов, а после ектении — о мире на Украинской земле.
Перед Причастием с проповедью к молящимся обратился иеромонах Игнатий (Шестаков). Он напомнил собравшимся о жизни апостолов Петра и Павла и подчеркнул их подвиг в истории становления Церкви.
После Божественной литургии иеромонах Иоанн (Лудищев) обратился к архиепископу Амвросию. Он передал благодарность Святейшему Патриарху Кириллу и поблагодарил ректора МДА за совершение Божественной литургии в этот праздник. Как и.о. наместника монастыря, он рассказал о глубоких взаимосвязях Сретенской семинарии и Сретенской обители:
Сретенская духовная семинария, исполняющим обязанности ректора которой Вы назначены, была открыта в 1999 году наместником Сретенского монастыря, ныне уже владыкой Тихоном, митрополитом Псковским и Пороховским. С самых первых дней открытия Сретенской семинарии монастырь при ней видел одним из главных своих послушаний воспитание будущих священников. Необычайно важно в деле единства всех насельников обители и студентов семинарии было и является то, что с самых первых дней поступления, с бакалавриата мы занимались воспитанием будущего священника и далее продолжали это в магистратуре. За эти годы они становились близкими нам людьми. И мы становились близкими для наших выпускников.
Жизнь Сретенской духовной семинарии неразрывно связана с монастырем. Сретенский хор поет на наших монастырских и приходских богослужениях. Семинаристы трудятся и на просфорне, и в издательстве, на сайте Православие.ру, во многих просветительских проектах. Начиная с 2013 года, они участвуют в выставке в Манеже “Россия – моя история”: подготавливали выставки, водили экскурсии. В монастыре проводились и проводятся просветительские курсы, в которых также принимают участие семинаристы. Как и в других миссионерских проектах: например, восстановление храмов Севера. Обучаясь здесь, в Сретенской обители, студенты имели возможность познакомиться с жизнью монастыря, посещая братские службы, исповедуясь у семинарских и братских духовников. Многие из насельников нашего монастыря именно таким образом и пришли в обитель.
За это время была проделана громадная работа: по благословению Святейшего Патриарха, были аккредитованы бакалавриат и магистратура. За эти годы состоялось шестнадцать выпусков специалитета и бакалавриата и шесть выпусков магистратуры. Большая часть выпускников нашей семинарии была рукоположена в священный сан и несет свое служение в разных уголках страны и за рубежом. Многие работают в синодальных структурах.
Вы знаете, владыка, ведь Вы стояли у истоков ее развития: Сретенская духовная семинария вначале находилась в разных монастырских корпусах, ей приходилось много раз переезжать до тех пор, пока владыкой Тихоном, по благословению Святейшего Патриарха, не было построено новое здание Сретенской духовной семинарии. Детали проектов аудиторий, библиотеки семинарии обсуждались всеми вместе. Иногда эти обсуждения переходили далеко за полночь. Но каждую деталь, которая находится в здании Сретенской семинарии, пытались наполнить пастырским содержанием для того, чтобы она чему-то учила будущего пастыря. В Сретенской семинарии за эти годы сложился свой строй внутренней жизни для должного воспитания священника.
19 лет назад архиепископ Амвросий участвовал в становлении Сретенской семинарии. На протяжении 4,5 лет – с августа 2000 до марта 2005 года – иеромонах, а затем игумен Амвросий нес послушания благочинного Сретенского монастыря, проректора Сретенской семинарии и регента праздничного хора монастыря. Здесь его и застало распоряжение Синода о возведении в сан епископа Прокопьевского, викария Кемеровской епархии.
Архиепископ Верейский Амвросий передал благословение Святейшего Патриарха Кирилла и обратился к присутствующим в храме:
Решением своим и Священного Синода Святейший Патриарх назначил меня быть исполняющим обязанности ректора Сретенской духовной семинарии, в которой я трудился в первые годы ее становления. Безусловно и вне всякого сомнения: те труды, которые были здесь положены отцом, а затем владыкой митрополитом Тихоном, останутся не только во времени, но и в вечности. То, что ему удалось сделать за эти прошедшие десятилетия, очень дорогого стоит. Он делал это не для себя, а для Бога и Его Церкви, которую он бесконечно любит, которой он верен, и любви к которой он всегда учил и продолжает учить и духовенство, и монахов, и свою богоспасаемую паству. Все те традиции, которые были заложены владыкой Тихоном, безусловно будут продолжаться дальше.
Единство обители и духовной школы – это тот драгоценный дар, который не всякой духовной школе дан. Это есть и в Троице-Сергиевой Лавре и в Сретенском монастыре, это есть в некоторых других обителях; но не все духовные школы находятся на территории монастырей, и не все духовные школы могут питаться от источника, вкушая от которого глаголы жизни, можно получать не просто теоретические знания, а пример жизни. И именно примером в поступках, словах и даже в мыслях своих каждый из нас должен быть для молодых людей, которые раз и навсегда доверили себя Богу, которые раз и навсегда приняли решение служить Ему беззаветно, служить Ему, несмотря ни на какие обстоятельства, ни на какие превратности судьбы.
Апостольский жребий такой, что сегодня мы в одном месте, а завтра в другом. Я очень хорошо знаю это по себе. И это сопровождает человека, а особенно в епископском сане, на протяжении всей жизни. Но мы все дали присягу. Присягу перед крестом и Евангелием. И священники, и архиереи — всегда находятиться в послушании у Святейшего Патриарха и Священного Синода. И эту присягу никто из нас не вправе нарушить даже перед страхом смерти. Мы живем как монахи в послушании, и поэтому исполняем то, что нам благословляется. И конечно же не нужно бояться страха “идеже не бе страх”. Я провел здесь почти пять лет и очень хорошо знаю традиции, по крайней мере, тех лет, в которые здесь был, и очень хорошо знаю, как непросто созидалась эта обитель и эта духовная школа.
Конечно, единство братии и студентов – это то, что никогда не нужно уносить в некое небытие. Это нужно продолжать и развивать. Так должно быть, потому что молодые всегда учатся у старших, менее опытные учатся у более опытных, не через слово, а через пример жизни. И я желаю, чтобы братия святой обители подавала этот пример подлинной церковности, истинной веры и верности Христовой Церкви.
В нынешний апостольский день мы рассуждали о том, какой должна быть община Христова. Эта община должна скрепляться главным – любовью. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, покровитель духовного образования, в самые последние годы своей жизни, будучи научен и духовным и жизненным опытом, произносил практически лишь одни слова: “Дети! любите друг друга!” Это тот завет, который Бог передает через Своего апостола любви каждому из нас, и по тому узнают, что мы Христовы ученики, если будем иметь мир и любовь между собой. И поэтому всё, что мы будем созидать дальше, продолжая дело владыки Тихона и выводя его на новые вершины, будем совершать в единстве мира и любви.
Архиепископ Амвросий еще раз поздравил всех с праздником, поблагодарил молящихся за молитву, братию – за сослужение, хор Сретенского монастыря – за пение.
После трапезы врио ректора Сретенской семинарии встретился с насельниками Сретенского монастыря.
Позднее в своем Telegram-канале архиепископ Амвросий поделилсямыслями о будущем Сретенской семинарии.
Справка:
Ректору МДА, врио ректора Сретенской семинарии архиепископу Верейскому Амвросию сослужили: и.о. наместника Сретенского монастыря иеромонах Иоанн (Лудищев), иеромонах Лука (Ауле), архимандрит Андрей (Пашко), иеромонах Ириней (Пиковский), иеромонах Игнатий (Шестаков), ректор СПбДА, избранный епископ Петергофский, иеромонах Силуан (Никитин), иеромонах Андроник (Пантак). Диаконский чин возглавил диакон Иоанн Зорин.
Песнопения богослужения пел хор Сретенского монастыря под управлением Никона Жилы.
Пресс-служба МДА
Фотогалерея
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
У Бога всё ясно и просто. (MP3 файл. Продолжительность 10:19 мин. Размер 9.44 Mb)
https://monastery.ru/upload/iblock/6ea/6ea962fc28589a6b1e8bba0203635798.mp3
о имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня в Евангелии мы слышали о том, как ученики Господа отправились в лодке на другой берег Геннисаретского озера. И вот ночью «пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14: 25–31).
Чему учит нас сегодняшнее Евангелие? Оно учит нас живой вере Богу и надежде на Него. Когда мы полны этой надежды, мы спокойно, твердо идем с Богом через все трудности, беды, неприятности. Но порой за тяжестью переживаемых обстоятельств мы забываем о Боге, нас начинают переполнять, поглощать страх, печаль, отчаяние, и тогда мы утопаем подобно апостолу Петру.
Когда нет живой веры в то, что Господь управляет жизнью мира и промышляет о каждом человеке, когда нет веры во всемогущество Бога, в Его безграничную милость, тогда приступает к нам враг Божий и враг человеческий со своими страхованиями, лишая нас спокойствия духа и мира. И выматывающий страх делает человека больным. Боюсь всего, боюсь за всех, боюсь людей. И мы утопаем в этих тревогах. Враг навевает страх там, где нет ничего страшного для души, предавшей себя Господу и верующей, что без Его воли и волос главы нашей не погибнет. Мы слишком много воли даем своей фантазии (многое надумываем). И эти беспокойные, тревожные мысли создают паническое отношение к жизни. Нам хочется, чтобы никакая пылинка не омрачала око, никакие, не только страдания, а просто невзгоды и мелкие неприятности не раздражали нас.
Самое тяжелое бывает в нашем состоянии – не трудные обстоятельства, но уныние и смятение которые они приносят с собой. И это отсутствие доверия к Богу и веры в Него как Промыслителя. Можем ли мы, ограниченные люди, знать, отчего спасает нас Господь покровом переживаемых обстоятельств. И если бы верить, что суд Божий всегда во благо человеку, то и уныние кануло бы в небытие и каждый день, трудный или легкий, радостный или унылый, принимался бы с благодарностью Богу.
А мы унынием, отчаянием, и маловерием в Промысел Божий сокращаем себе и земную жизнь, расстраивая неуемными (непрекращающимися) печалями свое здоровье, и закрываем для себя Царство Небесное.
Переживая те или иные тяжелые обстоятельства, мы порой видим только нестройность нашей жизни. Мешает нам в правильном восприятии жизненных обстоятельств – отсутствие живой веры. Потому люди Божии постоянно нам напоминают: Кажущиеся сложности обстановки существуют только в твоем понятии, у Господа же всё просто, ясно и последовательно. И если твой путь – не триумфальное шествие, то это тоже промыслительно – и учит тебя то потерпеть, то подождать. И нужно идти спокойно сквозь трудности, принимая все отклонения от намеченной цели – даже не понимая смысла их – как нужное для главного. Всё пройдет, если не по-человечески, а по-Божьи будем воспринимать происходящее.
Уныние и расслабление появляются у нас от того, что строим свои планы. Душа болит от грехов, от самости, от того что всё вокруг не так, как я хочу. Надо Богу покориться, Он ведь лучше знает, в каком горниле должны испытаться души наши и какая боль будет наковальней душе, чтобы не мнимо, а действительно познала она и себя, и величие Божие.
В какой мере человек сам устраивает свою жизнь по указанию собственного представления (человеческой рассудочности) без упования на Бога, в такой же мере он связывается, пленяется тревогой, страхом (за себя, и все свое), и не может освободиться от них. Собственное представление (мнение) и рассудочность без упования на Бога всюду встречают преграды. И не может быть иначе. Текучее естество воды не может выдержать человека, но уповающая вера властно преодолевает эти естественные законы по слову Божию.
И когда мы снова с надеждой вспоминаем о Боге, Господь поддерживает нас, и мы снова продолжаем свой жизненный путь, твердо перенося с Богом все встречающиеся на этом пути невзгоды.
Вера основывается на той несомненно истинной уверенности, что всё, с нами происходящее, от малого до великого, от влияющих на нашу жизнь событий до незначительных встреч, бывает по Божиему Промыслу. Поставляя нас в те или другие обстоятельства, Господь ожидает, чтобы мы поступали достойно попечению Его о нас (не роптали, не малодушествовали, не унывали). Он везде есть, следовательно, и с нами. Потому мы не можем поступать как придется, а должны рассуждать, чего именно ждет от нас Бог в том или другом случае, и соответственно тому поступать.
При этом необходимо и ясное понимание того доброго, полезного, значимого, что происходит из случающихся событий (трудностей, препятствий). Такого, например, как очищение страстей, утверждение смирения, оставление грехов, укрепление характера, приобщение Христовым страстям.
Нам надо терпеливо расти духовно, проходя сквозь болезни, скорби, тревоги и при этом являть свою живую непоколебимую веру, что всё это попускает нам Господь во благо. Не унывайте, если будет приходить горе за горем. Покажи свою веру, когда тьма смущающих помышлений будет окружать твою душу и повергать в уныние. Твердо верь, что Господь определил не на погибель, а на спасение. Вера истинная свидетельствуется в благонадежии на Бога и в принятии от Него всего того, что Он благоволит послать для нас на нашем жизненном пути.
Так, есть некий сокровенный Промысел Божий. Сподобишься увидеть его действие и ты, если с верою потрудишься упование свое возложить на Бога и свою многозаботливость заменить Его промышлением. И когда Бог увидит, что ты со всей чистотой мыслей доверился Ему более, чем самому себе, и постарался уповать на Него более, чем на душу свою, тогда вселится в тебя неодолимая, непобедимая, несокрушимая сила упования, которая укрепляет душевные чувства человека, и он ощущает в себе, что как будто что-то невидимое убеждает его не внимать, не ужасаться видению вещей страшных и не взирать, не ослабевать, глядя на видение, невыносимое для чувств. Человек чувствует в себе какую-то внутреннюю силу, поддерживающую его, утешающую его среди скорбных, недоуменных обстоятельств, устраивающую его внутреннюю жизнь.
Если однажды ты вверил себя Господу, имеющему всё для сохранения тебя и попечения о тебе, и если пойдешь вслед Его, то не заботься уже ни о чем относительно себя, но скажи душе своей: на всякое дело довольно для меня Того, Кому однажды предал я душу свою. Тогда на деле увидишь чудеса Божии, – увидишь, как во всякое время Бог близок, чтобы избавлять надеющихся, уповающих на Него, увидишь, что и Промысл Его окружает их, хотя и невидим. Когда утвердишься в таком уповании, тогда побегут от тебя устрашающие и ужасающие тебя мысли, и всё, что встретится тебе трудного и неудобного, покажется тебе удобным и легким.
Так, от суеты мира до истинной христианской жизни, ко Христу по книгам скоро можно дойти; но делом пройти – ох, как тяжело! Придется и остановиться, сесть на мель, не раз вздохнуть, прослезиться, не раз сказать: «Господи, помоги!».
Господь по-разному ведет к совершенству тех, которые обращаются к Нему с искренней любовью и Ему посвящают жизнь свою. Но пути Его дивны и, главное, сокровенны. И человек, идущий по пути духовной жизни, постигает их уже после, оглядываясь назад. Как важна потому всегдашняя молитва: имиже веси судьбами, спаси мя! (То есть Тебе ведомыми путями спаси меня!) А с молитвою и предание себя в руки Божии – всецелое, безвозвратное. Аминь.