Содержание
Русский патриарх или Константинопольский: кто главнее 
Но кто главенствует над всеми? Разве не Константинополь имеет право на верховодство, раз он сам дал Русской православной церкви самостоятельность (автокефалию)? Оказывается, нет! Ни один из экзархов не подчиняется Константинопольскому патриархату, это не зависит от количества прихожан и территорий, каждая христианская церковь абсолютно самостоятельна и подчиняется только постановлениям Вселенских соборов. Это отличает православных от католиков, где папа Римский объявлен наместником Бога на Земле, и ему подчинены все католики мира. Константинополь имеет только «первенство чести», является «первым среди равных», и его название ставится первым в списке церквей, а патриарх должен председательствовать на Вселенском соборе. До раскола XI| века право первенства принадлежало Риму. А Кoнстантинoпoль был лишь вторым — и это даже было увековечено в решении Вселенского собора в конце IV века, где сказано, что «Константинопольский епископ имеет преимущество чести… потому что град сей есть новый Рим». Но и Константинопольская церковь, как все остальные, обязан подчиняться общему решению церквей и не имеет права единолично решать важные вопросы, касающиеся других церквей. При этом Константинополь иногда пытается взять вверх над другими церквями и распространить свое влияние на территории, которые ему исторически не подчиняются. Например, в XX веке он, не спрашивая РПЦ, раздавал автокефалии Польше, Эстонии и Финляндии (последняя была признана РПЦ уже после войны) на том основании, что они оказались за границей СССР. Патриарх Фотий II даже указывал в своих письмах в Сербию, что все оказавшиеся за границе православные «должны… быть подчинены Святейшему Патриаршему Престолу». На этом же основании Константинопольский патриархат выдвигал требования, что все прихожане Американской церкви должны были подчиняться непосредственно ему. Однако все 14 поместных церквей считают, что такие новые претензии ничем не обоснованы. Издревле соблюдалась совершенно другая норма, по которой новая православная церковь подчинялась той, на чьей территории появилась и считала ее как бы Церковью-матерью, находясь от нее в канонической зависимости. Автокефалию ей могла даровать только Церковь-мать, но никак не Константинополь. Таким образом, Константинопольский патриархат не может главенствовать над Русской православной церковью, которая больше 600 лет назад вышла из-под канонической зависимости, и ныне является самой крупной православной церковью. Обе церкви равны и подчиняются лишь Вселенскому собору.
Разница между иереем и протоиереем
Иерей и протоиерей – это титулы православных священников. Присваиваются они так называемому белому духовенству – тем священнослужителям, которые не дают обет безбрачия, создают семьи и имеют детей. Чем отличается иерей от протоиерея? Различия между ними есть, о них мы сейчас и поговорим.
Что означают титулы «иерей» и «протоиерей»?
Оба слова имеют греческое происхождение. «Иерей» издавна использовалось в Греции для обозначения жреца и в дословном переводе означает «священник». А «протоиерей» – «первосвященник». Система церковных титулов стала складываться с первых веков христианства, причем и в западной, католической, церкви, и в восточной, православной, большинство терминов для обозначения разных рангов священства – греческие, так как религия зародилась на востоке Римской империи, и первыми адептами были преимущественно греки.
Отличие иерея от протоиерея состоит в том, что второй термин применяется для названия священников, стоящих на более высокой ступеньке церковной иерархии. Титул «протоиерей» присваивается священнослужителю, уже имеющему звание иерея, в качестве награды за заслуги перед церковью. В разных православных церквях условия присвоения титула протоиерея немного отличаются. В Русской православной церкви иерей может стать протоиереем через пять лет (не ранее) после того, как он награжден наперсным крестом (носимым поверх одежды). Или через десять лет после хиротонии (в данном случае – посвящение в сан иерея), но только после того, как он назначен на руководящую церковную должность.
Сравнение
В православии существует три степени священства. Первая (низшая) – диакон (дьякон), вторая – священник (иерей) и третья, высшая, – епископ (архиерей или святитель). Иерей и протоиерей, как нетрудно понять, относятся к средней (второй) ступеньке православной иерархии. В этом они схожи, а в чем же между ними разница, кроме того, что звание «протоиерей» дается в награду?
Реклама
Протоиереи обычно являются настоятелями (то есть старшими священниками) храмов, приходов или монастырей. Они находятся в подчинении у епископов, организуя и возглавляя церковную жизнь своего прихода. К иерею принято обращаться «Ваше Преподобие» (в торжественных случаях), а также просто «Батюшка» или по имени – например, «отец Сергий». Обращение же к протоиерею – «Ваше Высокопреподобие». Раньше были в ходу обращения: к иерею – «Ваше Благословение» и к протоиерею – «Ваше Высокоблагословение», но сейчас они практически вышли из употребления.
Таблица
В представленной вашему вниманию таблице указано, в чем разница между иереем и протоиереем.
Иерей | Протоиерей | |
Что означает | В переводе с греческого означает «священник». Раньше этим словом называли жрецов, а в современной церкви оно служит для обозначения священника определенного ранга | В переводе с греческого означает «первосвященник». Титул является наградой иерею за многолетний труд и заслуги перед церковью |
Уровень церковной ответственности | Проводят церковные службы, могут совершать шесть из семи таинств (кроме таинства рукоположения – посвящения в священнослужители) | Проводят церковные службы, могут совершать шесть из семи таинств (кроме таинства рукоположения – посвящения в священнослужители). Обычно являются настоятелями храма или прихода, находятся в прямом подчинении у епископа |
Иерархия в Православной Церкви
Церковная иерархия – это три степени священства в их соподчиненности и степени административной иерархии священнослужителей.
Священнослужители
Служители Церкви, которые в Таинстве Священства получают особый дар благодати Святого Духа для совершения таинств и богослужения, научения людей христианской вере и управления делами Церкви. Существует три степени священства: диакон, священник и епископ. Кроме того, все духовенство делится на «белое» — женатых или давших обет безбрачия священников и «черное» — священников, принявших монашеский постриг.
Епископа поставляет собор епископов (т. е. несколько епископов вместе) в Таинстве Священства путем особой епископской хиротонии, т. е. рукоположения.
Епископом в современной русской традиции может стать только монах.
Епископ имеет право совершать все таинства и церковные службы.
Как правило, епископ стоит во главе епархии, церковного округа и окормляет все приходские и монастырские общины, входящие в его епархию, но может исполнять и особые общецерковные и епархиальные послушания, не имея своей епархии.
Звания епископов
Епископ
Архиепископ — старейший, наиболее заслуженный
епископ.
Митрополит — епископ главного города, области или провинции
или наиболее заслуженный епископ.
Викарий (лат. наместник) — епископ — помощник другого епископа или его наместник.
Патриарх — главный епископ в Поместной Православной Церкви.
Священника поставляет епископ в Таинстве Священства путем священнической хиротонии, т. е. рукоположения.
Священник может совершать все богослужения и таинства, кроме освящения мира (масло, используемое в Таинстве Миропомазания) и антиминсов (особый плат, освященный и подписанный епископом, на котором совершается литургия), и Таинства Священства — их может совершать только епископ.
Священник, как и диакон, как правило, служит в каком-то определенном храме, приписан к нему.
Священник, стоящий во главе приходской общины, называется настоятелем.
из белого духовенства
Иерей
Протоиерей — первый из иереев, обычно заслуженный священник.
Протопресвитер — особое звание, присваивается редко, как награда для наиболее достойных и заслуженных священников, обычно настоятелей кафедральных соборов.
из черного духовенства
Иеромонах
Архимандрит (греч. начальник овчарни) — в древности настоятель отдельных знаменитых монастырей, в современной традиции — наиболее заслуженный иеромонах, соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве.
Игумен (греч. ведущий)
в настоящее время настоятель монастыря. До 2011 года — заслуженный иеромонах. При оставлении должности
настоятеля звание игумена сохраняется. Награждённым
саном игумена до 2011 года и не являющимся настоятелями монастырей это звание оставляется.
В диакона посвящает епископ в Таинстве Священства путем дьяконской хиротонии, т. е. рукоположения.
Диакон может непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств и богослужений, но не может совершать их самостоятельно.
Таинства и богослужения могут совершаться и без диакона.
Диакон
Протодиакон — старший диакон
Иеродиакон
Архидиакон — старший иеродиакон
Церковнослужители
Не являются частью основной иерархии священнослужителей. Это служители Церкви, которые поставляются на свою должность не в Таинстве Священства, а путем хиротесии, т. е. по благословению епископа или по благословению настоятеля храма. Они не имеют на себе особого дара благодати Таинства Священства и являются помощниками священнослужителей.
Иподиакон — участвует в архиерейском богослужении в качестве помощника епископа.
Псаломщик/чтец, певчий— читает и поет во время богослужений.
Пономарь/алтарник — наиболее общее название помощников при богослужении. Созывает верующих на богослужение звоном в колокола, помогает в алтаре при богослужениях. Иногда обязанность звонить в колокола поручается особым служителям — звонарям, но такая возможность есть далеко не во всяком приходе.