Содержание
- Как идея реинкарнации исчезла из христианства
- Жизнь души по-христиански
- Реинкарнация в христианских текстах
- Решение Пятого Вселенского собора 553 года
- Почему церковь против реинкарнации
- Реинкарнация: почему православие не может ее принять?
- Бог и бюрократия
- Почему жизнь одна?
- Человек создан для радости
- Мировые религии подтверждают перевоплощение души
Как идея реинкарнации исчезла из христианства
- 276поделились
- Odnoklassniki
- Mail.ru
- Viber
- Facebook Messenger
Это вторая публикация из цикла “Реинкарнация в мировых религиях”:
- Часть 1 — Реинкарнация в иудаизме
- Часть 2 — Реинкарнация в христианстве
- Часть 3 — Реинкарнация в индуизме
- Часть 4 — Реинкарнация в буддизме
- Часть 5 — Реинкарнация в исламе
В предыдущем материале мы рассматривали понятие реинкарнации в рамках иудаизма. А ведь христианство родилось из его истоков. У этих религий даже общее писание есть — Ветхий завет. И к тому же, христианство родилось на земле иудейской, и последователи Иисуса тоже изначально были иудеями.
Отсюда осмелимся предположить, что картина мира тех, кто стоял у истоков христианской религии, была схожей и реинкарнация наряду с вознесением были ее неотъемлемой частью.
Но что же произошло дальше? Почему современное христианство так категорично отрицает реинкарнацию? Хотя даже мне лично знакомы духовные лица, которые в нее верят и используют память души для исцеления своих учеников и прихожан.
Жизнь души по-христиански
Сначала разберемся с тем, как христианство видит путь души в прошлом и в будущем.
Во-первых, мы рождаемся на Земле не только физически, но и наша душа также рождается впервые.
Во-вторых, перерождение нас ждет лишь после смерти, когда душа выйдет из бренного тела и попадет в рай или ад, где будет жить вечно. Однако эта позиция уже тысячелетия назад казалась нелогичной. Как может бессмертная душа родиться?
Бессмертное должно быть вечным, а то, что рождается, то умирает. Именно такое рассуждение в совокупности с устойчивыми древними представлениями о перерождении душ заставляло даже основателей христианства придерживаться понятия бессмертности души, что подразумевает отсутствие ее зарождения в каком-либо виде.
Так как же получилось, что в итоге христианство стало одним из немногих религиозных течений, которое отрицает реинкарнацию?
В Библии нет прямого упоминания о переселении душ. Загадок добавляет откровение Иоанна, которое запрещает вносить новые священные писания. Дело в том, что очень трудно сказать, какие священные тексты были до этого, а каких не было.
Существует устойчивая теория, согласно которой учение о реинкарнации было еще задолго до «Апокалипсиса» и, возможно, входило в так называемую «доцензурную» Библию, когда нынешний взгляд на рождение, ад и рай вообще был нетипичным для ранних христиан.
Эту идею поддерживают известный писатель и священник методистской церкви Лесли Уайтхед, профессор теологии Фордхемского университета Джон Дж. Хирни и многие другие, в том числе известный экстрасенс первой половины XX века Эдгар Кейси, бывший учитель воскресной школы.
Многие из этих авторов уверены, что даже Иисус был не просто приверженцем реинкарнации, но и множество раз перерождался. И это не выглядит чем-то особенным, когда многие пророки в Ветхом Завете… появлялись на свет по нескольку раз в разных обличиях.
По сути, католическая идея чистилища, так же как и реинкарнация, не имеет прямых упоминаний в Библии, однако никто не сомневается в его существовании. Не сомневались в существовании перерождения такие ключевые для христианства личности, как Климент Александрийский, Григорий Нисский, Арнобий, Иероним и даже Блаженный Августин.
Реинкарнация в христианских текстах
Реинкарнация входила в систему мировоззрения философа Филона, и он подробно исследовал её. Он писал:
Те , что поддаются желанию смертной жизни, снова возвращаются к ней.
А ведь Филон оказал немалое воздействие на развитие христианства, и в современном православии он является почитаемой личностью.
В Ветхом Завете идея перевоплощений встречается не единожды. Например, в книге «Экклезиаст» (41:9) Соломон говорит:
О горе вам, безбожники, отказавшиеся от закона высшего Господа! Ибо когда вы родитесь, вы родитесь, чтобы быть проклятыми.
Вероятно, этими словами Соломон подтверждает возможность ещё одного рождения для человека.
Ветхий Завет заканчивается следующими словами:
Вот, Я пошлю к вам Илию, пророка, пред наступлением дня Господня, великаго и страшнаго.
(Мал. 4:5)
И затем, уже в Новом Завете, это пророчество исполняется, когда Иисус, после обезглавливания Иоанна Крестителя (который, по сути, являлся его предшественником), разговаривает со своими учениками, и те спрашивают его: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?
Иисус сказал им в ответ:
Правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё. Но говорю вам, что Илия уже пришёл, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын человеческий пострадает от них». Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе
(Мф. 17:1013) .
Современные сторонники учения о реинкарнации неоднократно ссылались на Иустина Мученика (100 — 165 гг. н.э.), одного из первых христианских апологетов. Анонимный британский клирик пишет: «Нет сомнения, что многие отцы церкви придерживались или были более-менее склонны к этому.
Иустин Мученик ясно говорит о том, что душа живет не в одном человеческом теле, и утверждает, что души, не справившиеся со своими обязанностями, переходят в более грубые формы. (Reincarnation and Christianity (London: Wm. Rider and Son, 1909), стр. 51)
Величайшие споры по поводу реинкарнации в ранней церкви были сосредоточены вокруг учений Оригена (185 — 254). Джозеф Хэд и С.Л. Крэнстон категорично утверждают:
Не подлежит сомнению, что Ориген проповедовал предсуществование души в прежних домостроительствах этого мира и ее реинкарнацию в будущих домостроительствах.
(Head and Cranston, Phoenix Fire Mystery, стр. 145)
Блестящие способности Оригена, одного из величайших мыслителей раннего христианства, приобрели ему в церкви как почитателей, так и противников.
Находясь под сильным влиянием греческой философии, Ориген действительно писал о предсуществовании душ, т. е. о том, что люди некогда были ангельскими существами, чьи хорошие или плохие дела определили их благоприятное или не столь благоприятное рождение на земле.
Иероним, живший в четвертом столетии, святой и выдающийся лингвист, также проповедовал реинкарнацию.
Дэвид Кристи-Мюррей в своей работе “Reincarnation: Ancient Beliefs and Modern Evidence” утверждает, что
Св. Иероним предположительно подтверждал учение о реинкарнации в своем «Послании Авиту» и что это учение проповедовалось среди первых христиан как эзотерическое. Кроме того, Иероним был переводчиком и почитателем Оригена.
(David Christie-Murray, Reincarnation: Ancient Beliefs and Modern Evidence (London: David and Charles, 1981), стр. 59)
Учение о реинкарнации было настолько распространено в раннем христианстве, что еще в середине VI века после Христа понадобилось созвать специальный собор церкви, чтобы наконец подавить его.
Леолин Райт (Leoline L. Wright, Reincarnation (San Diego, Calif.: Point Loma Publications, 1975), стр. 67)
Хэд и Крэнстон в своей книге о перевоплощении «Реинкарнация: Тайна огня Феникса» утверждают, что
Новый Завет не был записан еще в течение долгого времени после смерти Иисуса, и его книги впоследствии прошли через цензуру церковных соборов.
В шестом и последующих веках, когда была принята теперешняя Библия, существовало несколько различных евангелий. Те из них, которые сочли неприемлемыми, были сожжены.
(Joseph Head, S.L. Cranston, eds., Reincarnation: The Phoenix Fire Mystery (New York: Warner Books, 1977), стр. 134) к содержанию
Решение Пятого Вселенского собора 553 года
Известный оккультист Е. П. Блаватская тоже писала о том, что христианство признавало доктрину реинкарнации с самого момента своего зарождения.
Она говорила, что идея реинкарнации как основополагающий метафизический принцип, присуща всем религиям мира. А то, что она отсутствует в христианстве — намеренное искажение первоначального смысла этого учения недобросовестными популяризаторами.
Так и идея реинкарнации существовала лишь до Пятого Вселенского (или Второго Константинопольского) собора 553 года, созванного императором Юстинианом I, который значительно расширил территорию империи, построил храм святой Софии в Константинополе, находился под влиянием своей супруги Федоры, которая в прошлом была наездницей в цирке.
В то время он стремился максимально распространить веру по всей империи, чтобы таким образом контролировать народы. Умер в 565 году.
На этом соборе были осуждены Платон, Ориген, Дидим Слепой, Несторий, их сочинения, платонизм и идеализм в целом, арианство, а также некоторые сочинения близкие к учению Нестория.
Тогда в мире преобладали взгляды, схожие с позицией Оригена, что было совсем не выгодно Юстиниану, потому что человек менее ответствен за свои поступки и менее упорен в жизни, если он знает, что у него будут еще другие жизни. Именно это заставило церковь поставить последнюю точку в спорах о перерождении.
Получается, сугубо корыстный интерес не самого добродетельного человека в истории заставил всех нас ныне веровать в ад, рай и рождение души.
Юстиниан обладал незаурядным умом и использовал религию для объединения масс и управления ими. Для этого он не гнушался управлением законами того же христианства.
И вот, на Втором Константинопольском соборе, который состоялся 5 мая 553 года, где председательствовал патриарх Константинопольский и присутствовали представители церковных властей западной и восточной частей христианского мира, решался вопрос оригенизма и его преемственность для христианства.
Некоторые считают, что на исход повлиял заговор против западных представителей, которые были наиболее подвержены теории переселения душ. И вот результат:
Если кто уверует в немыслимое существование души до рождения и в нелепейшее перерождение после смерти, того надлежит предать анафеме.
С тех пор реинкарнации в христианстве не стало, зато уже точно определилось существование ада и рая. Именно тогда наша непоколебимая вера рассталась с возможностью перерождения души, что было принято фактически голосованием, как на выборах.
Почему церковь против реинкарнации
Церквям, на самом деле, выгодно, чтобы человек старался «угодить Богу» именно сейчас. Пока он находится в «их епархии», пока он может прийти в церковь и исповедаться, помолиться, заказать требу и пр. Пока он находится в их власти.
Ведь именно стремлением к земной власти объясняется внушаемая мысль, что только в церкви существует спасение (причём каждая конфессия учит, что только в ней), без неё никак, «кому церковь не мать, тому Бог не отец».
Что именно своим послушанием церкви человек и спасается. Или послушанием своих близких, молящихся за его упокой в церкви же. Или стараниями самой церкви в виде молебнов-панихид.
Это удобное для земной власти церквей положение дел будет поколеблено, если признать, что путь человека гораздо больше, чем одна краткая земная жизнь, что эта данная земная жизнь лишь малый эпизод пути, который состоит из многих периодов жизни в материи и даже более длительных периодах существования в тонких мирах, «на том свете».
И ведь не важно, кто мы — православные, католики, протестанты, мусульмане или буддисты, если мы хорошие, добрые, чистые, любящие, справедливые люди. А достигается это не участием в земной жизни церквей, а любовью к ближним, внутренней чистотой, смирением и твердой приверженностью истине.
А истина проста и доступна даже детям, поэтому нам и сказано «будьте как дети». Ибо только детская непосредственность не даёт погрязать в мудрствованиях, отклоняясь от простого истинного пути. А что есть истина, по-моему, можно лишь почувствовать своим сердцем и душой.
В статье использованы материалы:
Михаил Радуга, «Загадки человека», Весь, 2015 г./>Марк Альбрехт “Реинкарнация, Библия и ранняя церковь” г. Санкт-Петербург/>Сергей Круглов “Почему церкви против реинкарнации”
А кому доверяете вы: учениям и писаниям или своим внутренним порывам и чувствам?
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по и нажать кнопку Join.
Консультант Реинкарнационики.
Капитан 1 и 2 курсов Института Реинкарнационики.
Ведущая проекта и автор книги «Путешествие одной души»
Реинкарнация: почему православие не может ее принять?
Этот разговор вырос из одной услышанной нами истории. Истории мальчика, который родился в семье алкоголиков, был сдан в детдом, а в подростковом возрасте связался с дурной компанией и после первого же «дела» угодил в детскую тюрьму. Там над ним надругались. И мальчик повесился… Ужасная жизнь, ужасная смерть. Заслуженная ли? Как ее объяснить?!
Для многих людей такие истории — аргумент в пользу реинкарнации, или веры в перевоплощение, переселение душ. Она, казалось бы, дает ясный и простой ответ: такая участь — не что иное, как наказание за прегрешения прошлых жизней.
Почему христианство не может принять реинкарнацию? Говорим об этом с протоиереем Игорем Фоминым.
Бог и бюрократия
— Отец Игорь, история этого мальчика — далеко не единственная в своем роде. Строго говоря, этого несчастного и за гробом ничего хорошего не ожидает, ведь он, получается, самоубийца. Такая судьба просто не укладывается в голове…
— Во-первых, мы с Вами должны сразу понять, что Бог — это не бюрократ. Допустим, если ты в заупокойной записке написал имя здравствующего человека — это не значит, что тот умрет. Бог не бюрократ!
ПРАВОСЛАВИЕ ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО МЫ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НЕ МОЖЕМ СЕСТЬ НА ПРЕСТОЛ СУДЬИ ВСЕВЫШНЕГО И РАСПОРЯЖАТЬСЯ, КУДА КОГО ПОСЛАТЬ — В АД ИЛИ В РАЙ.
В Православии почитаются святые, которые стяжали благодать у Бога и являются для нас образцом следования за Христом. Но это не значит, что кроме них больше никто благодать не стяжал, — это очень важный момент.
Если парнишка покончил жизнь самоубийством, его дальнейшую участь знает точно только Бог, ведающий всю его жизнь. Милосердный Бог разберется, понимаете?
Есть такая замечательная мысль в православном Предании. Если мы попадем в рай, то удивимся трем вещам: мы не увидим в раю тех, кто там должен бы быть по нашим человеческим понятиям; мы увидим тех, кого вроде бы там быть не должно; и, наконец, мы удивимся, что сами там оказались.
— А разве нельзя сказать, что судьба этого парнишки была фактически предопределена условиями, в которых он рос?
— Нет никакой предопределенности судьбы, Православие этого не принимает.
Я могу Вам привести аналогичный пример. В одном из церковных учреждений работал парень. Мама родила его очень рано, в 15 лет, и сразу отдала в детский дом. Это происходило еще в советское время, мама была бесправна, за нее решение принимала ее мать — бабушка этого парня.
Впоследствии он мне рассказывал о своем житии-бытии в детдоме — у нас в армии не было такого кошмара, какой происходил там! Однажды парень не выдержал, схватил стол и швырнул его в закрытое окно. Начальство, чтобы с ним не возиться, на основании этого случая оформило ему диагноз — слабоумие или что-то в этом роде — поставило самую тяжелую группу инвалидности и отправило в интернат для умалишенных. Там я с ним и познакомился — мы с женой ходили помогать в это учреждение еще до того, как поженились.
Так вот он, представьте себе, вырвался из этой системы! Как? Он «уцепился» за Церковь: сначала нашел священника Алексия Грачева* и стал его духовным чадом, а после его смерти попал ко мне. Нашел школу, восполнил свое образование и попросил, чтобы с него сняли группу инвалидности. А это было очень и очень непросто сделать! Но у него получилось. Затем он поступил в техникум, потом — в семинарию, окончил ее… Вы представляете, какими усилиями все это было сделано! Большинство его товарищей по детскому дому умерли, спились, стали бездомными…
Я хочу сказать, что мы свою судьбу творим сами, и этот парень тому пример. Тот, кто плывет по течению, может говорить: «Это мой фатум, мне это предначертано» — так легче жить и думать. Можно еще свалить на кого-нибудь — на папу, маму…
— Но ведь статистика говорит о другом: процент тех людей, которые растут в детдоме и потом вписываются в обычную жизнь, очень мал. Все остальные катятся по наклонной…
— Да, я согласен. Но мы сейчас говорим о личности, о том, что у любого человека есть возможность вырваться. Статистика в таком разговоре не есть последний аргумент, мне кажется. Допустим, сколько людей могут заболеть полиомиелитом? Скажем, один на миллион. Но какое дело родителю, у которого заболел ребенок, до статистики? Мы говорим сейчас о личности.
Почему жизнь одна?
— Но ведь, действительно, кто-то рождается, скажем, в православной семье, с детства знает, что такое Библия, у него есть интерес к духовной жизни. И есть дети, которые рождаются в «глубинке» в семье алкоголиков. Это значит, что предпосылок стать лучше у одного изначально больше, а у другого — меньше? Как это объяснить с христианской точки зрения?
— Человек отвечает только за свои поступки. Это однозначно. Да, люди рождаются в разных условиях, но жизненный итог любой человек подводит сам. И это будет единожды.
Мы не можем судить, у кого тяжелее жизнь, у кого легче — у каждого свои испытания.
Неблагополучные обстоятельства могут стать, наоборот, предпосылкой к тому, чтобы крепче «зацепиться» за Бога. А благополучные — вспомните фарисеев…
Они родились в религиозных семьях, получили прекрасное образование, закон знали назубок, но именно они распяли Христа. Из самого низкого состояния можно подняться, и из самого высокого пасть очень глубоко.
Человек живет однажды. Православие не исповедует перевоплощения. По многим причинам.
— Начнем с того, что теория реинкарнации подразумевает усиление добра и усиление зла в мире. Допустим, умирает бандит — и в следующей жизни воплощается в крысу, из крысы «выбраться» тяжело — ведь она только за счет воровства и живет. То есть следующее перевоплощение будет куда хуже.
Реинкарнация — это принцип утверждения такой жесткой справедливости: если ты воровал, у тебя потом будут воровать; если ты работал в гестапо, значит, тебя будут мучить. Но это, мне кажется, не совсем справедливо и правильно. Ведь человек, по этому учению, не помнит своей прошлой жизни. Даже если, скажем, он родится не животным, а человеком, которого всю жизнь будут обворовывать, он ведь не будет знать, почему его обворовывают. У него нет возможности сделать выводы.
Есть такие слова христианского философа первых веков, Тертуллиана: «Каждая душа по природе своей — христианка». Она вышла от Бога. Согласно Библии, человек творится для сорадования Богу. Он ни в коем случае не «зарабатывает» свое спасение хорошими поступками. Это просто исключено.
—Почему?
— Потому что с Богом не может быть рыночных отношений.
Допустим, мы придем к Господу и скажем: «Господи, я не убил, не украл, я не позавидовал, не блудил. Я выполнил Твои заповеди?» — Господь скажет: «Нет». — «Почему?!» — «Потому что Моя заповедь не в том, что бы „не делать“, Моя заповедь: люби!».
А реинкарнация, по сути, предлагает человеку сделку:
делай так — и будешь в следующей жизни жить лучше, а потом достигнешь нирваны.
— И Бог в такой схеме оказывается, в общем-то, человеку не нужен…
— Да, получается так. Если хорошие поступки совершаются из любви — отлично. А если из корысти — человек пытается откупиться. «Я Тебе — правильную жизнь, а Ты мне — вечное блаженство». Вот это Евангелием осуждается.
Кроме того, православные не исповедуют реинкарнацию потому, что ее результат — это слияние с мировым Абсолютом. Бог (Абсолют), по этой теории, всех делает одинаковыми, всех посылает в мир одинаковыми, «расщепляет», скажем так, для того, чтобы потом опять соединиться вместе.
— Допустим, это одна из возможных интерпретаций. Есть течения, которые считают, что нет такого слияния…
— Хорошо. Но тогда где конец совершенствования? Если человек остается личностью, где конечная точка его перевоплощений? Где критерий? Когда Господь прекращает перевоплощения?
В православии нет «финиша» — есть «старт», но нет «финиша».
Христианство говорит о том, что совершенен один Бог. Христос в Евангелии сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». То есть это призыв к совершенству, направление пути, недостижимый образец — потому что человек никогда не сможет сравняться с Богом, это невозможно. Бог есть совершенная Любовь, Он это показывает на кресте. А человек стремится уподобиться Христу в меру своих сил: Подражайте мне, как я Христу, — говорит апостол Павел. Но абсолютное совершенство запредельно, оно недостижимо…
И потом, еще одна очень важная сторона вопроса —христианское отношение к телу. Христиане верят в воскресение из мертвых, и Христос воскрес телесно и телесно вознесся к Отцу. И ведь
Православие придает большое значение телу — это не какой-то ненужный хлам, от которого человек избавится после смерти, тела тоже преобразятся.
А если за 1000 жизней накопилось 1000 тел — в каком ты воскреснешь?
И что с остальными, грубо говоря? Это просто мусор, который истлеет, — и все? Христиане верят иначе.
Человек создан для радости
— Отец Игорь, если страдания и несправедливость — не результат предыдущих неправедных жизней, ошибок, то результат чего?
— Господь творит человека для конкретной цели — для сорадования, творит свободного человека, который сам волен выбирать между добром и злом. Человек выбирает зло — происходит его падение, отпадение от Творца.
Не надо думать, что Бог людей как-то демонстративно изгоняет из рая.
Нет, просто
добро не может сосуществовать со злом.
Как горячая вода не может сосуществовать с холодной водой — получится теплая; или свет с темнотой тоже не могут — получится полумрак, так и тут. Это у нас в жизни есть какие-то полутона, мы находим себе оправдания, а на самом деле все очень конкретно: пограничного состояния между добром и злом нет.
Поэтому человек уходит от Бога — не Бог его выгоняет. У него был выбор — остаться. Для этого нужно соблюдать какие-то элементарные правила, причем из этих правил существовали исключения: только признайся, что ты действительно нарушил заповедь, съел запретный плод. А первые люди спрятались в кустах… Как ребенок, которому говорят: «Не ешь варенье», а он съедает всю банку и прячется. И потом с честными глазами и измазанным вареньем ртом сообщает маме: «Нет, я варенья не трогал».
Так вот, когда человек уходит от Бога — перестает пользоваться помощью Божьей, помощью Родителя, — начинаются страдания.
Наше состояние определяется нашими взаимоотношениями с Богом, а не какими-то внешними обстоятельствами. Если страдающий человек смог сквозь свою беду увидеть любовь Божию к себе, тогда эта радость у него может растворить в себе все: и страдания, и горе, и какие-то несчастья.
Иногда мы смотрим на другого человека и говорим: «Ой, бедный, как он страдает. Как ему не повезло». А разговоришься с ним, он скажет: «У меня все прекрасно, я счастлив».
Понимаете, страдания — философская величина, относительная. Мы можем видеть их только с одной стороны. Например, парень бросает девушку. Тут есть страдания?
— Да, допустим.
— Жуткие! Почему? Потому что тебя лишили чего-то — тебе больно. И когда начинаешь беседовать с такими людьми и говоришь: «Слава Богу, это прекрасно!», они, конечно, сильно удивляются: «Батюшка, что Вы такое говорите?» — «Ну, представь себе, что вы бы сейчас поженились, обвенчались, и этот разрыв произошел бы уже в браке, когда у вас дети родились. Он бы «загулял», а у вас уже семья?… Так что — слава Богу! Подумай, может быть, над тобой свершается промысл Божий».
— Разве физические страдания могут быть относительными?
— Страдания физические — относительные, потому что их может оценить только тот, кто их переносит. Тот, кто не перенес, не имеет права об этом говорить, оценивать. Я знаю много связанных с этим историй. У меня была замечательная прихожанка, в 6 лет она умерла от лейкоза. Она, бедная, столько «химии» перенесла… Ее привозили к нам в храм в маске, на колясочке, потому что ей тяжело было ходить. Но настолько радостный это был ребенок!.. Она всегда обнимет тебя, скажет: «Батюшка, а можно я Вас поцелую?» Я говорю: «Только не через маску, давай так». — «Конечно-конечно!» Ну совершенно замечательный ребенок, очень умный, очень глубокий. Когда у нее спрашиваешь: «Тебе больно?», она отвечает: «Больно. Мне тяжело». Иногда она была не в состоянии даже ручку поднять от слабости. А через минуту — уже могла смеяться! Вы сейчас скажете, что она так отвлекалась. Нет, эта девочка жила. Отвлечься от боли можно, когда ты руку сломал, когда тебе операцию сделали. А когда боль — это вся твоя жизнь, и ты при этом еще радостный…
— Говорят, дети, которые тяжело болеют, совсем другие?
— Абсолютно! Просто небо и земля. Они глубже. Кстати, священник Даниил Сысоев, которого убили три года назад — мы с ним вместе учились в семинарии, дружили семьями, — рассказывал, что в детстве тяжело болел. Умирал. Но в какой-то переломный момент все изменилось, он выздоровел, хотя проблемы со здоровьем у него оставались и впоследствии, до конца жизни. И он стал совершенно другим человеком! У отца Даниила ведь была потрясающая память, очень цепкий ум… Господь никогда не остается «должником» в этом смысле: у человека глухого — прекрасное зрение, если говорить упрощенно.
А у этой маленькой прихожанки, о которой я рассказывал, было потрясающее чувство справедливости. И очень много любви. Когда она умирала, ее мама с папой в какой-то момент очень сильно поссорились. А она умерла только тогда, когда их помирила…
В общечеловеческом плане мы не можем разобраться со смыслом страданий!
Потому что для человека, особенно советской формации, особенно, скажем так, любящего удовольствия и спокойствие, очень важно, чтобы жизнь была долгая, устроенная, комфортная, «дом — полная чаша» и так далее. А смерть и болезнь рассматриваются как наказание.
Но для человека верующего такой «математики» в мире нет. Для него смерть — освобождение. Например, когда умирал мой духовник, он был очень спокоен. Хотя, казалось бы, должен был тосковать — батюшка был потрясающим жизнелюбцем!.. Это не значит, что жизнь — наказание. Но лучшая участь человека ждет после смерти.
Для человека, любящего удовольствия, очень важно, чтобы жизнь была устроенная и комфортная. Смерть и болезнь для него — наказание. Для верующего смерть — освобождение.
Валерия Посашко
Реинкарнация и Православие — что может быть общего у этих столь далёких друг от друга понятий? Если в поисковой строке Интернета ввести запрос «Православие и реинкарнация», то в результате поисковик выдаст нам различные видеосюжеты, в одном из которых православный священник даёт ответы на вопросы дозвонившихся в студию слушателей. И на прозвучавший вопрос «о наличии понятия «реинкарнации» во многих религиях», отвечает резкое и категоричное «нет», утверждая, что понятие это молодое и практически не встречается в мировых религиях. Но так ли это на самом деле? Может, он заблуждается?
Переселение душ признают различные Восточные религии. Признают эскимосы, североамериканские индейцы, гностики, каббалисты, эзотерические христиане. Понятие реинкарнации встречается в китайском буддизме, даосизме, синтоизме и дзен. У евреев идея переселения душ называется «илгул» и является популярной среди евреев-ашкенази. В исламе существует три вида реинкарнации: перевоплощение святого или пророка; возвращение после смерти на Землю имама; перерождение души обычного человека — все они даже имеют свои конкретные термины. А в мусульманской богословской литературе исповедующие веру в переселение душ называются танасухитами. Кроме того, идея реинкарнация принималась древнегреческими философами, такими как Пифагор, Платон и Сократ. Также признают перевоплощение современные философские и религиозные движения: Американский трансцендентализм, Теософия, современное Неоязычество и течение Нью-Эйдж.
Отрицание современным Православием перерождения души со стороны выглядит странно. В Библии нет структурированной идеи реинкарнации, но в то же время нет и её отрицания. Хотя известно, что в раннем Христианстве, до 553 года ( дата, когда состоялся пятый Вселенский Собор), понятие, приближенное к реинкарнации, а именно «предсуществование человеческих душ», присутствовало. Оригену Адамати, греческому христианскому теологу, основателю библейской филологии, автору колоссального по объему труда «Гексала», написанного по Ветхому Завету, принадлежат следующие слова: «Умирающие здесь обыкновенною смертью распределяются на основании дел, совершённых здесь, так что признанные достойными так называемой адской страны получают разные места соответственно своим грехам. Также, может быть, и те, которые, так сказать, умирают там (на небе), нисходят в этот ад, признанные достойными обитать в различных, лучших или худших, жилищах на всём земном пространстве и родиться от таких или иных родителей. Так что израильтянин может когда-нибудь попасть в число скифов, а египтянин — перейти в Иудею».
Во время пятого Вселенского Собора Ориген был признан еретиком. Однако его учение существовало более трёх ста лет до этого Собора и ещё около ста лет после. Но современные православные профессоры богословия отрицают идею реинкарнации даже в этих словах Оригена.
Реинкарнация входила в систему мировоззрения философа Филона, и он подробно исследовал её. Он писал: «Те , что поддаются желанию смертной жизни, снова возвращаются к ней». А ведь Филон оказал немалое воздействие на развитие Христианства, и в современном Православии он является почитаемой личностью.
В Ветхом Завете идея перевоплощений встречается не единожды. Например, в книге «Экклезиаст» (41:9) Соломон говорит: «О горе вам, безбожники, отказавшиеся от закона высшего Господа! Ибо когда вы родитесь, вы родитесь, чтобы быть проклятыми». Вероятно, этими словами Соломон подтверждает возможность ещё одного рождения для человека. Ветхий Завет заканчивается следующими словами: «Вот, Я пошлю к вам Илию, пророка, пред наступлением дня Господня, великаго и страшнаго» (Мал. 4:5). И затем, уже в Новом завете, это пророчество исполняется, когда Иисус, после обезглавливания Иоанна Крестителя (который, по сути, являлся его предшественником, и при участии которого всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса), разговаривает со своими учениками, и те спрашивают его: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Иисус сказал им в ответ: «Правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё. Но говорю вам, что Илия уже пришёл, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын человеческий пострадает от них». Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф. 17:1013). Но Православие упорно не хочет принимать данные факты.
Основной идеей современного Православия является то, что Иисус на Голгофе уже спас всех людей от грехов, и тем, кто уверует в это, дарована будет вечная жизнь в раю. Вечная жизнь в райском саду или вечные муки в аду, и то и другое — по истечении этой жизни земной. Не является ли этот переход из одной формы существования в другую также проекцией реинкарнации? А может, Иисус Христос своим воскрешением тоже показал людям, что после смерти жизнь снова продолжается?
Одно из основных действий, которое совершает современная Православная церковь — это разрешение, т. е. прощение грехов, человеку, который покаялся. Если Православие открыто признаёт идею реинкарнации, то и данное действие не будет иметь смысла. Ведь сама идея перерождения для человека, находящегося на пути духовного развития, является ничем иным, как длительным путём эволюции Души. Душа сама несёт ответственность за исправление совершённых ею ошибок. Ей не нужно, чтобы ей отпускались грехи: она прекрасно понимает, что пожнёт лишь то, что сама посеет. Из жизни в жизнь, приобретая опыт, она совершенствуется и приближается к Всевышнему. В Евангелии от Матфея говорится: «Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный» (Мф. 5:48). И судите сами, разве может любящий Бог, Отец всех людей, дать своим детям всего лишь один шанс, в виде столь короткой и единственной жизни?
Все религии сходятся в одном — в человеке есть какая-то невидимая обычным взглядом часть, которая бессмертна. Можно ее называть по-разному, душа, дух, монада или по-другому, но воззрение древних от этого не меняется. Тема реинкарнации — перерождения души — встречается во многих религиях. При этом упоминания о перерождении душ можно найти не только в буддизме, индуизме и т.д., но, как это ни странно, и в христианстве, иудаизме и исламе. Здесь вы сможете больше узнать о роли реинкарнации в различных религиях.
Восточные религии и верования
Древний Египет
Индуизм
Джайнизм
Буддизм
Синтоизм
Западные религии и традиции
Классическая греческая философия
Иудаизм
Гностицизм
Христианство
Ислам
Друз
Коренные нации Америки
Восточные религии и верования
В восточных философских и религиозных концепциях отразились различные взгляды на идею перевоплощения. В них существует большое разнообразие представлений о происхождении души. Некоторые школы вообще отрицают ее наличие, в то время как другие верят в ее вечное существование. Третьи настаивают на том, что есть множество душ, которые могут появляться одновременно в разных отрезках времени и существовать параллельно, они также могут быть не только подобием «материнской» души, но и видоизменяться.
Для всех этих концепций основополагающей идеей является представление о реинкарнации или перевоплощении, включающая такие понятия, как сансара, мокша, нирвана, и бхакти.
Древний Египет
В религии Древнего Египта, центральным сюжетом которой был миф о смерти и возрождении бога Осириса, идея реинкарнации играла значительную роль. Дэвид Хаммерман в своей книге «Теория переселения душ» пишет: «В основе египетских верований лежит следующая концепция: боги давно покинули землю, но оставшиеся здесь были грешными духами, которые могли расплатиться за содеянное одним способом – 3000 лет перерождаться в виде растений и насекомых! Только после этого дух мог воплотиться человеком. Затем, если тело забальзамировать как положено, то дух сможет вернуться в него же… мумия была домом для будущего воплощения души…». Через 3000 лет души должны были вернуться в прежнее тело, сохранить которое для будущей жизни были призваны пирамиды – гробницы фараонов.
Индуизм
В Древней Индии теория перевоплощения была известна уже в 800 году до нашей эры. Эти сведения дошли до нас в текстах Упанишад. При этом стоит отметить, что в Ведах, в одном из самых древних священных текстов, понятие реинкарнации еще отсутствует.
Как сказано в Упанишадах, в мире есть только Бог, нет никого, кроме Него, включая и человека. Бог попеременно рождает и поглощает мироздание. Таким образом, перевоплощается не человек, а Брахман, Единое Божественное. Любой индивид ему единосущен.
«Важное место в Упанишадах занимает нравственный кодекс жизни, в первую очередь обращающий внимание на внутренний мир человека, высокую культуру мыслей, утонченность чувств, развитость сердца, любовь к истине. Высшая цель человека – единение с Брахманом. На этом пути главным является не обрядовая практика, культовые служения, а внутренний подвиг человека, самоотверженно вступившего на путь познания Сущего <…>. Упанишады, изложенные в системе веданты, имеют много параллелей с йогой (в методах духовного пути), санкхьей (учение о Вселенной, Пуруше), буддизмом (учение о карме, отказе от желаний, очищении сознания) и другими индийскими даршанами (школами). Их значительное влияние прослеживается в “Бхагават-Гите”. Идеи Упанишад впервые были систематизированы Бадараяной в “Брахмасутре”. Особое развитие они получили у Шанкары и Рамануджи».
В «Бхагавад-Гите» сказано, что душа вечна, в то время как тело подвержено смерти и новому перерождению:
«Старые одежды – навес для тела; старые тела – навес для обитателя в пределах тела. Новые тела – одеяние для обитателя, подобно одеждам».
Душа любого существа (животных, людей, растений) проходит круг перевоплощений. Эта идея весьма сложно взаимосвязана с представлением о карме или судьбе. Карма – это результат действий, духовного развития, сила, накопленная в течение жизни. Она предопределяет следующее воплощение. Цикл жизни и смерти, основанный на вере в карму, называется сансарой.
Неоднократно воплощаться может каждый, кто пожелает. Человек, желающий наслаждаться мирскими удовольствиями, будет рожден. Если он, пройдя цикл жизни и смерти, захочет вновь вернуться и вновь получить удовольствия, то будет снова перерожден. Не все мирские удовольствия являются греховными, но они никогда не смогут принести вечного и глубокого счастья или мира (ананда).
Как пишет индийский мудрец Adi Shankaracharya, тот мир, который мы считаем реальным, подобен сну, мимолетной иллюзии. Вовлечение в круг сансары – результат невежества и непонимания истинного характера существования.
После многочисленных перевоплощений человек перестает наслаждаться мирскими удовольствиями, ведь они могут доставить только бренное и мимолетное счастье. Он начинает искать более высокие формы счастья, которые могут быть достигнуты только через духовный опыт. Когда после накопления большого опыта духовной практики (садхана), человек понимает собственную божественную природу, то есть осознает, что истинное «Я» – это бессмертная душа, а не тело или эго, тогда исчезает стремление ублажать свою плоть, желание мирских удовольствий. Они будут казаться безвкусными и, воистину, низшими по сравнению с ананда. После этого прекращается цикл жизни и смерти.
Когда цикл реинкарнаций пройден, человек достигает мокши или спасения. Все школы соглашаются с тем, что мокша – некое совершенное духовное состояние, при наступлении которого прекращается «бренное телесное существование».
Последователи Адвайта-веданта школы (часто связываемые с Джнана-йогой) представляют вечность в совершенном мире и счастье, которое придет после осознания, что все существование является Одним (Брахманом), и что бессмертная душа – часть этого бытия.
Махараджа Бхарата достиг очень высокой ступени преданного служения, и тем не менее из-за привязанности к олененку он сошел с духовного пути. Однажды, совершив омовение в реке Гандаки, он повторял мантру на берегу и увидел беременную олениху, которая пришла на водопой. Внезапно из лесной чащи раздался громоподобный львиный рык. Перепуганная олениха бросилась в реку, и в этот самый миг у нее родился детеныш. Она достигла другого берега, но, едва выбравшись на сушу, испустила дух. Пожалев оставшегося без матери олененка, Махараджа Бхарата спас его, принес к себе в ашрам и стал за ним ухаживать. Постепенно он привязался к своему питомцу и всегда с любовью думал о нем. Когда олененок подрос, он ни на шаг не отходил от Махараджи Бхараты, и тот неустанно окружал его заботой и вниманием. Постоянно думая об олененке, царь утратил душевный покой. Эта привязанность все росла, и он стал меньше внимания уделять преданному служению Господу. Хотя Махараджа Бхарата смог отречься от процветающего царства, он привязался к олененку и з-за этого в конце концов оставил практику мистической йоги . Как-то раз олененок ушел в лес и долго не возвращался, и Махараджа Бхарата, встревоженный, пошел его искать. Бродя по лесу в поисках олененка и скорбя о нем, он сорвался со скалы и разбился. В момент смерти мысли его были сосредоточены на олененке, поэтому в следующей жизни Махараджа Бхарата родился в теле оленя. Однако поскольку до этого он уже достиг высокого духовного уровня, то, даже оказавшись в теле оленя, он не забыл свою предыдущую жизнь. Помня роковую ошибку, из-за которой ему пришлось получить тело оленя, он ушел от матери-оленихи и вернулся в ашрам Пулахи. Живя там, он исчерпал карму, которая заставила его родиться оленем, и в конце концов покинул это тело.
Джайнизм
В джайнизме существует представление, что боги также перевоплощаются после смерти. Человек, накопивший достаточного количества «хорошей судьбы», также может стать Богом. Но это, как правило, считается нежелательным, так как Бог вскоре умирает и его новое воплощение может быть в облике куда меньшего существа. Такая вера имеет место и во множестве других философских и религиозных школ индуизма.
Буддизм
В учении Будды содержится понятие возрождения, трактовка которого отличается от любой современной ему индийской интерпретации этого понятия. Согласно Будде, возрождение – это последовательность связанных жизней. После смерти одной индивидуальности возникает новая, поскольку пламя умирающей свечи может служить для того, чтобы зажечь пламя другой (Tucker, 2005, p. 216). Существование души, атмана, «высшего Я» здесь отрицается, поэтому нет и представления о реинкарнации. Однако в этом религиозно-философском учении есть понятие сантаны – протяженности сознания, потока жизни в колесе смертей и перерождений. Сантана – это цепь постоянных изменений. Нет никакого неизменяющегося состояния личности и трансмиграции как таковой.
Однако этому тезису противоречит упоминание самого Будды о своих прошлых жизнях. Данные идеи согласовываются, так как, по буддизму, человек – это всего лишь момент времени, который дает импульс другому моменту, даже после собственной смерти. Это очень тонкое определение понятия перевоплощения, отражающее гораздо более сложную концепцию индивидуального существования.
Буддизм никогда не отклонял сансару, процесс возрождения, но в нем отмечается, что он происходит через воплощение в шести царствах «(адских существ, голодных духов, животных, людей, асуров, богов), при этом только два мира – животных и людей – связаны с материальным воплощением. Эти блуждания происходят как на протяжении жизни, так и после смерти. В момент смерти происходит переход в другую часть сансары в зависимости от предыдущих деяний (кармы). Только человек своим разумным выбором может влиять на блуждания в сансаре». Вероятность перевоплощения человека в следующей жизни человеком считается весьма редким явлением. «Процесс перерождений продолжается, повторяясь, до тех пор, пока существо или “распадется” в момент смерти, или достигнет уровня Будды. Лишь немногим доступно такое совершенстве. Для большинства же предъявляемые требования оказываются слишком строгими, а удовольствия материального мира слишком соблазнительными».
Стивен Розен в книге «Реинкарнация в мировых религиях» пишет: «Мысль о повторных рождениях подразумевается в буддизме: просветленного состояния (буддхи), говорят буддисты, нельзя достичь в течение одной жизни, на это потребуется много тысяч лет. Ученый-буддолог Эдвард Конзе пишет: “Состояние Будды — одно из высших совершенств, которого можно достичь, и для буддистов является самоочевидным, что для того, чтобы достичь его, потребуется прикладывать колоссальные усилия на протяжении многих жизней”».
Говоря о характерных чертах понятия о реинкарнации в буддизме, необходимо упомянуть и о “Сказаниях Джатаки” «(“Рассказах о рождении”), которые, согласно преданию, первоначально были рассказаны самим Буддой. Это 547 рассказов о прошлых воплощениях Просветленного. Они, часто в аллегорической форме, описывают странствия Будды в различных телах и показывают, как человек может достичь совершенства, следуя изложенным в них принципам. Здесь подробно говорится о том, как Будда принимал тела девов, животных, чтобы помочь душам. Широко известная маха-кавья (“великое высказывание”) буддийской традиции гласит: “Нет такой части Земли, где бы Будда не жертвовал своей жизнью ради живых существ”. В одном из сказаний он воплощается в теле слона и приносит одной женщине великие жертвы, главным образом тем, что стачивает для нее свои бивни. Запомнив его самоотверженность в этой жизни, в следующей она становится его учеником и, в конце концов, – великим святым. Реинкарнация играет центральную роль почти во всех 547 сказаниях “Джатаки”».
Важным представлением в тибетском буддизме является и понятие промежуточного состояния (бардо), когда «сознание выскакивает на границы сансары. Например, в момент смерти происходит переживание ясного света. Практика тантры связана с культивацией промежуточных состояний.
Особое значение в тибетском буддизме приобретают некоторые высшие ламы, которые считаются воплощением (тулку) будд и бодхисаттв. После смерти такого ламы ищется недавно родившийся ребёнок, являющийся продолжением линии».
Синтоизм
Синтоизм «признает возможность реинкарнации, при этом обычно считается, что возродившаяся в новом теле душа умершего не сохраняет воспоминаний о предыдущих воплощениях, но может проявлять умения и таланты, приобретенные и проявленные в прошлой жизни».
Западные религии и традиции
Классическая греческая философия
Столь известные древнегреческие философы, как Сократ, Пифагор, Платон, Эмпедокл разделяли идею перевоплощения. В конце своей жизни Пифагор сказал: «Я уверен, что перевоплощение действительно существует, и, возможно, оно происходит после смерти». Пифагор утверждал, что помнит свои предыдущие жизни. Платон детально рассмотрел перевоплощение в своих главных работах.
«“Бродяга, изгнанный из божьего рая – говорил о себе Эмпедокл, – я был уже раньше мальчиком и девочкой, кустом и птицей, немой рыбой, плавающей в море” (очищения). Он говорил ещё: “Я навсегда избавлен от смерти”.
Рассказывая о Пифагоре, Эмпедокл описывал его как “человека чрезвычайных познаний”, так как “там, куда он направлял всю силу своего разума, он с лёгкостью постигал, что он когда-то жил в десяти, двадцати человеческих существованиях”».
Иудаизм
Различные школы иудаизма по-разному относятся к учению о реинкарнации: от полного непризнания перевоплощений до полного принятия трансмиграции душ, подобно индийской традиции.
«Наиболее знаменательна теория реинкарнаций (гилгул), изложенная в классическом каббалистическом трактате Ицхака Луриа Шаар ха Гилгулим (“Ворота реинкарнаций”), где приведены сложные законы реинкарнаций (гилгул) и зачатия (иббур) для пяти различных типов душ. <…>
Это понятие есть уже в средневековом мистическом сочинении “Багир”, которое ведется от мистика первого века Нехунии бен-ха-Каны. “Багир” получил широкое распространение с 1150 года. После публикации книги “Зогар” в конце XIII века идея реинкарнации распространилась во многих еврейских общинах».
Ссылаясь на представление о прошлых жизнях, можно было объяснить, «почему благочестивые люди и безгрешные дети нередко страдают или оказываются безвинно убитыми. Добродетельные в этой жизни, они могли быть грешниками в предыдущей.
Немало историй о гилгулах приводится в коллекции хасидских историй Мартина Бубера.
Другой взгляд на реинкарнации состоит в том, что душа (нешама) перерождается заново при условии, что она не выполнила определенной миссии. Последователи этой теории считают гилгул явлением редким, и не разделяют мнения, что души переселяются постоянно.
Идея гилгул стала популярной в народной литературе на языке идиш. Некоторые каббалисты утверждали также, что человеческие души могут, например, перерождаться в души животных. Сохранились работы на эту тему, датированные XII – XV веками».
В современном иудаизме, как правило, к идее реинкарнации относятся отрицательно, однако вера в гилгул часто встречается среди многих ортодоксальных и хасидских групп.
Гностицизм
В большинстве гностических вер сохранялось представление о перевоплощении. Но оно считался наказанием, ведь человек возвращается в этот мир в «злом», бренном теле. Не быть перевоплощенным – это лучше, чем существовать «хорошей» душе в этом «злом» теле.
Христианство
Реинкарнация в корне противоречит основам христианского вероучения в понимании его традиционными консервативными конфессиями, такими, как католицизм и православие.
Множество евангелистских и (в США) фундаменталистических групп христианства называли любую веру в перевоплощение еретической и объясняли любые явления, наводящие на размышления об этом, обманами дьявола.
Однако в реинкарнацию верили «многие видные известные европейцы-христиане – например, Джордано Бруно. На бытовом уровне вера в метемпсихоз широко распространена в различных направлениях христианства. Веру в реинкарнацию открыто провозглашали катары, что послужило одной из причин объявления этого учения ересью. …Верят в переселение душ и современные ариане (учение которых также является с точки зрения ортодоксального христианства еретическим)».
Здесь важно привести цитату из книги Стивена Розена «Реинкарнация в мировых религиях», где анализируются некоторые строки Ветхого и Нового Завета, приводятся мнения исследователей священных текстов: «Современные христиане отвергают доктрину реинкарнации потому, что не находят в Библии ее подтверждения. Они утверждают, что учение о переселении душ является поздним дополнением к библейской традиции, а Откровение Иоанна запрещает добавлять что-либо к священным текстам или удалять что-либо из них. Однако следует заметить, что именно этот запрет на вольное обращение со священными писаниями породил множество критических замечаний, поскольку современные исследователи установили, что некоторые библейские книги были составлены после “Апокалипсиса”.
<…> Многие исследователи Библии настаивают на том, что идея реинкарнации появилась раньше, чем Книга Откровений. Они утверждают, что учение о переселении душ древнее, чем “Апокалипсис”, и что оно входило в так называемую “доцензурную” Библию. Выдающиеся церковники и ученые, принадлежащие к различным направлениям христианства, признают возможность того, что ранние христиане склонялись скорее к теории перерождения, нежели к идее воскрешения и водворения в рай или ад. Лесли Уайтхед, священник методистской церкви и писатель, считает, что в христианских писаниях трудно найти прямые доказательства учения о переселении душ, но, несмотря на это, идея о перевоплощении вполне совместима с учением Христа”.
Согласно воззрениям большинства христианских теологов, в последних строках Ветхого Завета пророк Малахия предрекал то, что должно было случиться непосредственно перед пришествием Иисуса Христа: “Я пошлю к вам Илию-пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного”. Малахия произнес эти слова в пятом столетии до нашей эры, предсказывая новое появление Илии спустя четыреста лет после жизни Илии. Этот факт должен весьма озадачить тех, кто… отвергает доктрину перевоплощения душ.
В первой книге Нового Завета Матфей несколько раз упоминает об этом предсказании. В целом, евангелисты ссылаются на пророчество об Илии не менее десяти раз. Из нижеприведенных стихов Нового Завета ясно, что авторы и первые толкователи Евангелий верили, что пророк Илия вернется в образе Иоанна Крестителя и другие древнееврейские пророки также придут в иных обличьях:
“Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или же за одного из пророков (Мф. 16:13-14).
И спросили Его ученики: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить все, но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын человеческий пострадает от них.
Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе (Мф. 17:10-13).
Истинно говорю вам: из рожденных женами никто не возносился выше Иоанна Крестителя; но ничтожнейший в Царстве Небесном выше его.
Ибо можете принять, что он есть Илия, которому должно прийти.
Кто имеет уши, да услышит!” (Мф. 11:11,14-15).
Несмотря на то, что эти строки явно отсылают нас к реинкарнации, некоторые исследователи пытаются опровергнуть очевидное, цитируя стихи 19 и 20 Евангелия от Иоанна. К Иоанну Крестителю подошли иерусалимские священники и спросили его: “Ты – Илия?” Он ответил им: “Нет”. Тогда они вновь спросили его: “Ты – пророк?” И он снова ответил: “Нет”. Иоанн отверг всяческие попытки отождествления его с Илией и вообще отрицал наличие у него пророческого дара, хотя это часто объясняют скромностью Предтечи.
Когда священники, наконец, дали Иоанну возможность высказаться, он ответил на их вопросы, процитировав пророчество Исайи (40:3): “Я – глас вопиющего в пустыне. Приготовьте путь Господу”. Фактически, он так и не сказал священникам, кто он такой. Возможно, он не помнил своих предыдущих воплощений; такое случается довольно часто. Однако создается впечатление, что Иоанн Креститель хотел найти более глубокий ответ, который не свелся бы к обычному переиначиванию уже существующей традиции. Он был не просто Илия, но Илия, пришедший с новой, особой миссией. Хотя такое толкование может показаться надуманным, оно предоставляет нам единственно возможное решение спорного вопроса. Нет иного способа примирить отрицательные ответы Иоанна Крестителя с вышеприведенным высказыванием Иисуса Христа, недвусмысленно отождествляющим Илию-пророка с Иоанном. Христианское учение основано на вере в слово Иисуса, и, поскольку он засвидетельствовал тождество Илии с Иоанном, его утверждение должно перевесить слова самого Иоанна Крестителя. Фактически, христианские теологи приняли это толкование именно потому, что им тоже кажется абсурдной и даже еретической частичная вера в слово Иисуса.
В другом эпизоде, о котором также упоминается в Евангелиях, Христос снова высказывается в поддержку идеи перевоплощения душ. Когда Христос и его ученики повстречали человека, слепого от рождения, ученики спросили: “Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?” (Ин. 9:2). Сам факт того, что первые последователи Иисуса задали ему такой вопрос, предполагает веру в предыдущее существование и реинкарнацию. Скорее всего, они были уверены в том, что до своего рождения этот слепец жил в другом теле. В противном случае, как человек, слепой с самого рождения, мог быть наказанным слепотой за якобы совершенный грех?
Один из исследователей Библии, Р.С.Х. Ленски, анализируя эти слова, высказывает предположение, что и в данном случае имеет место указание на некий особый грех, караемый потерей зрения. Использование греческого глагола прошедшего времени “hemarton”, по утверждению Ленски, говорит о том, что некто действительно согрешил – если не сам слепец, то его родители.
Другой известный исследователь Библии, Маркус Доде, произвел анализ скрытых значений глагола “hemarton” и в результате предложил пять возможных объяснений. Первое: грех был совершен слепцом в некоем аморфном состоянии, предшествующем рождению. Второе: грех был совершен им в прошлой жизни, что подразумевает существование реинкарнации. Третье: грех был совершен во чреве матери, после зачатия, но до рождения. Четвертое: грех должен свершиться в дальнейшей жизни этого человека, и он понес наказание за некое будущее деяние. И, наконец, пятое: это был досужий вопрос, и к нему не стоит относиться чересчур серьезно.
Однако Геддес Мак-Грегор недвусмысленно заявляет в отношении этого эпизода:
“Здесь подразумевается прошлая жизнь (или жизни) этого человека, в течение которой был совершен грех, повлекший за собой столь ужасные последствия. Новорожденный младенец не мог быть грешником, разве что мы допустим, что он согрешил, находясь во чреве матери, что, конечно же, абсурдно”.
Несмотря на утверждения ученых, согласных с мнением МакГрегора, многие христианские теологи намеренно дискредитируют высказывания в пользу доктрины реинкарнации. По их словам, ответ Христа ученикам подразумевает, что причиной недуга слепца были вовсе не грехи, совершенные им или его родителями. Он был рожден слепым для того, чтобы Иисус мог исцелить его и тем самым умножить славу Господа.
Иисус, действительно, ответил именно так, но он вовсе не говорил, что вопрос, заданный учениками, глуп или некорректен, – а ведь в тот момент у него была прекрасная возможность осудить идею переселения душ. <…>
О реинкарнациях в христианстве
Ислам
Господствующий ислам отвергает концепцию перевоплощения. Вера в реинкарнацию могла расцениваться здесь как отступничество. Очень немногие суфийские группы разделяют это представление, ссылаясь на упоминание в Коране:
«Как вы можете не веровать в Аллаха, если нет никакого повода для вашего сомнения, на который можно было бы опереться в вашем неверии? Он оживил вас, дал вам жизнь, и Он умертвит вас, когда наступит определённый час для вашей смерти. Потом, в предопределённый срок, оживит вас, и к Нему только вы будете возвращены на Суд и наказание». (Коран 2:28).
Ислам отклоняет реинкарнационную интерпретацию этих строк, утверждая, что данная фраза относится к мирской жизни и воскрешению после нее.
Но некоторые суфийские группы, мистики и поэты все-таки убеждены в реинкарнации, ссылаясь на:
«Я умер как минерал и стал растением,
Я умер как растение и поднялся к животному,
Я умер как животное, и я стал человеком.
Почему я должен бояться?
Когда был я меньше, умирая?» (Nicholson, 1950, p. 103).
Еще одно положение Корана также поддерживает идею перевоплощения:
«Ты установил Свои законы и правила, по которым Ты вводишь часть ночи в день, удлиняя день, и вводишь часть дня в ночь, удлиняя ночь, и Ты выводишь живое из мертвого и мертвое из живого. Ты щедро даруешь, кому пожелаешь, по законам Твоей мудрости. Никто не может ни наблюдать за Тобой, ни судить Тебя. Ты – Тот, который обладает силой и мощью, чтобы одарить Своего посланника и избранников господством, властью, богатством и благом, как обещал!» (Коран 3:27).
А есть и такие строки в Коране, которые отвергают перевоплощение как таковое:
«Из земли Аллах сотворил Адама и его потомство, и в землю Он их вернет после смерти, где они будут погребены. И из земли Он опять их изведет живыми в День воскресения и расчета для наказания и награды» (Коран, 20:55).
«И Аллах создал вас из глины и взрастил вас на земле, как будто чудесное растение. Потом Он вернёт вас в землю после смерти, а потом, непременно, выведет вас из неё (в День воскресения)» (Коран, 71:17-18).
«В раю они не вкусят смерти после того, как они вкусили её в ближней жизни по истечении их жизненного срока. И их Господь избавил их от наказания адским огнем» (Коран, 44:56).
«Будем ли мы вечными обитателями рая блаженства и не умрём опять, после первой смерти, и не подвергнемся наказанию, вошедши в рай?!»
«Это благо, дарованное нам Аллахом в раю – наивысшая награда и величайшее спасение от кары Аллаха – наказания, которого мы боялись в земном мире».
«Ради подобного блага в раю в дальней жизни, дарованного тем, кто уверовал в Аллаха, пусть усердствуют в ближайшей жизни все, кто старается возыметь подобное награждение в будущей жизни». (Коран, 37:58-61).
К современным суфиям относятся Бава Мухайадин («Умереть до смерти: суфийский образ жизни») и Хазрат Икайат Хан («Суфийское сообщение», издание V, часть 3).
Стивен Розен в книге «Реинкарнация в мировых религиях» писал: «Следует отметить, что приверженцы традиционных направлений ислама… боятся прослыть еретиками, поэтому доктрина реинкарнации обсуждается и толкуется лишь в русле суфийской традиции. Однако многие ортодоксальные теологи уверены в том, что без веры в перерождение души трудно примирить проповедуемую исламом мораль и религиозное учение. Г.Ф. Мур, например, в своей Ингерсоллской лекции на тему переселения душ отмечает, что “невозможность совместить страдания невинных детей с идеей Господней милости или, на худой конец, справедливости заставляет некоторых вполне либеральных мусульманских теологов (мутазилитов) искать причины мучений в грехах, совершенных в прошлой жизни… Учение о реинкарнации – неотъемлемая часть культа имама, исповедуемого шиитами; это учение в специфической форме бытует также среди измаилитов и является важнейшей частью доктрины бабизма”.
Специалист по истории ислама, И.Г Браун, развивает эту мысль в своем классическом трехтомном труде “Литературная история Персии”. Рассказывая об эзотерических направлениях ислама, он упоминает три вида перевоплощения, которые признаются мусульманскими мыслителями: 1) Hulul, повторяющееся воплощение святого или пророка; 2) Rij’at, возвращение Имама или другого религиозного деятеля сразу же после его смерти; 3) Tanasukh, обычное перевоплощение любой души. Измаилиты утверждают даже, будто Кришна, Бог индуистского пантеона, пришел в мир как Будда, а позднее – как Магомет; члены этой секты верят в то, что великие учителя рождаются вновь ради блага новых поколений”.
Друз
Коренные нации Америки
Вера в перевоплощения свойственна многим коренным нациям Америки и эскимосам. Ими были сохранены древние письмена о перевоплощении на инуитском языке. Но идея перевоплощения там, как и везде, находит как своих приверженцев, так и людей, яростно отрицающих данное представление. Это было связано, прежде всего, с тем, что эти народы находятся между восточными (родными) и западными вероисповеданиями и традициями. Все это привело к разрушению целостности верования.
Для многих народов Севера было характерно представление о бессмертии души и реинкарнации – возвращении души к людям в облике новорожденного младенца.
Подобные представления вызывали весьма спокойное отношение к смерти. Существовал устойчивый институт добровольного ухода из жизни. У эскимосов, чукчей и коряков человек, будучи больным, старым, немощным или не желая умереть от горя, бедности и других причин, просил родственников или друзей убить его копьем, ножом или задушить ремнем – считалось, что в такой просьбе нельзя отказать. Также полагали, что в мире мертвых человеку понадобятся те же предметы, какими он пользовался при жизни, поэтому все необходимое клали вместе с умершим.
Мировые религии подтверждают перевоплощение души
«Душа попадает в человеческое тело, как во временное жилище, извне, и снова-таки выходит из него… она перемещается в другие обители, поскольку душа бессмертна».
Ральф Вальдо Эмерсон
Рано или поздно мы задумываемся о смерти, это то, что неизбежно ждёт нас в конце нашего пути, который мы называем жизнь.
- Куда уходит жизненная сила после смерти тела?
- Что означает наше столь короткое пребывание на земле?
- Зачем наша душа раз за разом возвращается, проживая новую жизнь сначала?
Давайте попробуем отыскать ответы на эти волнующие вопросы в священных писаниях.
Как известно, христианство на сегодняшний день не признаёт идею реинкарнации. Тут уместно задать вопрос: «А всегда ли было так?» Сейчас появляются доказательства того, что она специально была убрана из священных писаний.
Несмотря на это, в Библии, а особенно в Евангелии, всё ещё можно найти отрывки, подтверждающие то, что идея перевоплощения души присутствовала в христианской религии.
«Между фарисеями был некто, именем Никодим, из начальников Иудейских. Он пришёл к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше…»
Отрывок из Евангелия от Иоанна, Глава 3
Я пошлю к вам Илию-пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного.
Из книги пророка Малахии
На первый взгляд никакого скрытого смысла в этих словах нет. Вот только данное пророчество было сделано в V веке до н. э., а это через четыреста лет после жизни Ильи. Получается, Малахия утверждал, что пророк Илия вновь ступит на Землю в новом обличии?
Также недвусмысленные слова произносил и сам Иисус Христос: «И спросили Его ученики: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё, но говорю вам, что Илия уже пришёл, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе».
Манихейство
Манихейство — это религия, которая включала в себя элементы христианства, буддизма, а также зороастризма. Её родоначальником являлся некий Мани, по происхождению перс. Он прекрасно знал восточную мистику, иудаизм и создал стройную мировоззренческую систему.
Особенностью манихейства является то, что данная религия содержит постулат о реинкарнации, даже больше того, идея о перевоплощении души является основой этой религии. Кстати, именно из-за этого ортодоксальные христиане считали манихейство «чистой воды» ересью, при этом сами манихеи утверждали, что именно они являются истинными христианами, а церковные христиане — это только полухристиане.
Манихеи верили в то, что апостолы в трудные времена всегда перевоплощались в другие тела, дабы прийти на Землю и наставить человечество на путь истинный. Хочу заметить, что сам Блаженный Августин в течение 9 лет исповедовал данную религию.
Манихейство исчезло в конце XII в., навсегда оставив свой след в религиях христианства и ислама.
Идея реинкарнации в буддизме и связанных с ним религиях
Религия буддизма вышла из индуизма, поэтому совсем не странно, что данные вероисповедания сильно схожи между собой. Хотя учения Будды позже начнут восприниматься в Индии как отступнические.
Основой раннего буддизма, как и манихейства, была идея о перевоплощении душ. Считалось, что от того, как человек проживёт свою жизнь, зависит то, кем он будет в своём следующем воплощении. Если говорить другими словами, то ранние буддисты были уверены, что человеку дано прожить далеко не одну жизнь, однако каждое последующее воплощение зависело от предыдущего.
Так было во времена жизни Будды, после его смерти начался самый драматический период данной религии. Всё дело в том, что вскоре после ухода Просветлённого его единомышленники создали 18 школ, в каждой из которой все учения Будды объяснялись по-своему. Поэтому появилось много противоречивых мнений.
Одной из самых влиятельных была школа Теравада, которая распространила свои учения на многие уголки Южной Азии. Приверженцы данной религии считали, что душа человека умирает с телом, то есть они полностью отрицали возможность реинкарнации.
Главными и в какой-то мере непримиримыми оппонентами теравадиков являются тибетские ламы и все те, кто исповедует буддизм Махаяны.
Будда учил, что душа — это вечная субстанция, и она не может бесследно исчезнуть после физической смерти. Его противники монахи-индуисты, напротив, говорили, что не существует вечного «я», они были убеждены, что всё приходит и возвращается в небытие.
Гаутама же учил, что в каждом существует частица божественного света — атман, который раз за разом воплощается на Земле, чтобы помочь человеку достичь просветления.
Реинкарнация в северном буддизме
Идея перевоплощения души имела своё место в северном буддизме, основанном на традициях Махаяны («большой колесницы воплощения»). К этой же религии можно также отнести тибетский буддизм и ламаизм.
Именно в доктрине Махаяны большое распространение получило понятие «бодхисаттвы». Бодхисаттва — это люди, достигшие просветления, но сознательно выбравшие бесконечное перерождение, дабы помочь страдающему человечеству. В Тибете таким бодхисаттвой является Далай-лама, который постоянно возвращался в обличии другого человека, то есть его душа постоянно перевоплощалась.
Тибетская доктрина весьма противоречива, с одной стороны, они признают то, что человек проживает далеко не одну жизнь, но при этом они относятся к идее реинкарнации скептически. Для тибетского буддизма чрезвычайно важен закон кармы, обуславливающий всё происходящее.
Реинкарнация в Китае
Китайцы в принципе не признают идею реинкарнации, а если точнее, то она противоречит их мировоззрению, так как все они верят, что душе после смерти предстоит очень длинное путешествие в загробном мире, к которому нужно подготовиться, ещё проживая жизнь на Земле. Именно поэтому с усопшим в могилу клали все те вещи, которыми он пользовался при жизни. К примеру, гробницы царей содержали всё, к чему привыкли правители при жизни: богатая утварь, одежда, пища, жёны и слуги.
Такая серьёзная подготовка является доказательством того, что все китайцы верят, что после смерти они будут долго и счастливо жить в загробном мире, а воплощение в новом обличии на Землю в их планы совсем не входит.
Особенно китайцы почитали культ предков, они считали, что все умершие родственники становились их охранниками на Земле, поэтому им нужно постоянно приносить дары, общаться с ними и обязательно спрашивать совета. Это также доказательство того, что китайцы не верили в возможность реинкарнации.
Реинкарнация и Далай-лама
В странах, где ламаизм является официальной религией, на государственном уровне признано, что человек после смерти может родиться в новом обличии. Далай-лама — яркий тому пример, ведь он является воплощением бодхисаттвы милосердия — Ченрези, который реинкарнирует на Землю в течение последних 500 лет. Приверженцы ламаизма верят, что душа Далай-ламы самостоятельно выбирает себе новое тело. Задача монахов — отыскать мальчика, в которого на этот раз решит воплотиться усопший лама.
Будущий Далай-лама родился в 1935 г. на северо-востоке Тибета в провинции Амдо, в маленькой деревушке Такцер, в бедной семье скотоводов, через два года после смерти тогдашнего первосвященника.
Далай-дама отвечает на вопрос о реинкарнации, заданный Марисом Дрешманисом — руководителем Института Реинкарнационики.
P.S. А что вы думаете по этому поводу? Верите ли вы в возможность реинкарнации?
Взято из журнала «Реинкарнационика».