Содержание
bibliognost_ru
Японское Православие для иностранцев, да и для самих японцев, прочно ассоциируется с величественным токийским кафедральным Воскресенским собором, более известным как «Никорай-до». Мало кто, однако, знает, что всего в городе пять православных храмов, а именно, три японских: упомянутый собор, часовня при нём и церковь в Яматэ, и два, принадлежащих Московской Патриархии: церкви на Хонкомагомэ и в Мэгуро. Если информацию о Никорай-до легко можно найти в Интернете, то сведения о других храмах отрывочны и плохо проиллюстрированы. Постараемся показать, как они выглядят.
1. Собор Воскресения Христова в Токио («Никорай-до»)
Крупный крестообразный в плане храм в византийском стиле выстроен в 1884-1891 гг. на возвышенном месте по проекту арх. М. А. Щурупова (1815-1901). Работами руководил английский арх. Дж. Кондер (1852-1920), освящение состоялось 8 марта 1891 г. Здание было сильно повреждено в 1923 г. во время Великого землетрясения Канто, после которого восстановительные работы продолжались до 1929 г. С 1962 г. имеет статус важного памятника культуры Японского государства. В настоящее время, в связи со сложным финансовым положением ЯПЦ, неправославные японцы могут осмотреть собор, только уплатив 300 иен за вход.
Вид на Воскресенский собор с севера.
Вид на Воскресенский собор с востока.
Купол Воскресенского собора.
Вид на Воскресенский собор с северо-запада.
2. Часовня Николая, архиепископа Японского, в Токио
Кубическая одноглавая часовня под четырёхскатной крышей, с небольшой апсидой. Стоит по правую руку от входа в Воскресенский собор. Выстроена в память канонизации свт. Николая, освящена 19 марта 1978 г. В обычное время заперта.
Западный портал часовни.
3. Церковь Рождества Христова в Яматэ
История этого самого старого на территории Токио прихода восходит к рубежу 1870-1880-х гг. Она могла прерваться в 1945 г., когда здание храма было уничтожено, а верующие стали посещать богослужения в Никорай-до, но в 1954 г. удалось приобрести частный дом, который был перестроен в церковь, а в 1970-1971 гг. выстроено ныне существующее двухэтажное здание. На первом этаже находится зал для собраний, а на втором — собственно молитвенное помещение.
Ворота церковной ограды.
Замок на воротах. Типовой, но тоже интересен.
Интерьер храма на втором этаже здания.
Обратимся теперь к храмам Московского Патриархата.
4. Церковь Николая Чудотворца на Хонкомагомэ
Домовая церковь, расположенная на первом этаже двухэтажного здания Подворья РПЦ МП в Токио. Освящена в 1994 г. митрополитом Феодосием Нагасима. Внешних атрибутов храма не имеет.
Вид здания подворья со двора.
Вход в храм справа, слева — лестница на второй этаж в покои священника.
Интерьер Никольского храма.
«Тайная вечеря» над Царскими вратами.
Престол Никольского храма.
5. Церковь Александра Невского в Мэгуро
Участок для постройки храма был завещан Подворью РПЦ МП прихожанкой С. И. Кравцовой. Хотя это случилось в 1977 г., но ввиду различных препятствий только в 2006 г., после судебного разбирательства, Церковь вступила во владение наследством. Подготовительные работы на участке начались в январе 2008 г., а уже 12 сентября того же года храм был освящён. Строительство велось японской компанией, элементы внутреннего убранства привезены из России.
Имитация алтарной апсиды.
Внутренний вид Александро-Невской церкви.
Паникадило.
Средняя часть иконостаса.
Престол Александро-Невской церкви.
Tags: Православие, Храмы, Япония
100 лет со дня кончины святителя Николая Японского — репортаж из Токио (+ ФОТО)
В Воскресенском кафедральном соборе Японской Православной Церкви в Токио отпраздновали столетие со дня преставления одного из величайших миссионеров 19-го века, святого равноапостольного Николая Японского (Касаткина). Репортаж из собора — «Никорай-до», как его называют японцы, и рассказ о святителе — Владимир Клиншов из японской столицы специально для «Православие и мир».
Св. равноапостольный Николай Японский (икона из токийского кафедрального собора)
Праздник в «Никорай-до»
Если вспомнить, что Православную Церковь называют восточно-христианской, то мне посчастливилось попасть на территорию самой православной, то есть самой восточной Церкви – Японской. Многие люди в России, да и в самой Японии, бывают удивлены, когда узнают о существовании Японской Православной Церкви. А между тем история православия в стране восходящего солнца насчитывает уже более полутора веков. Распространение здесь православной веры связано с именем одного из величайших миссионеров 19-го века, святого равноапостольного Николая Японского (Касаткина). Сегодня, 16 февраля (н.ст.) 2012 года, исполняется ровно сто лет со дня его преставления. На празднование этого события я отправился в Воскресенский кафедральный собор Японской Православной Церкви в Токио.
Сами японцы называют Воскресенский собор очень просто: «Никорай-до». Само это название свидетельствует о почитании святого Николая, ведь слово «Никорай» – это не что иное как японская транскрипция его имени. Храм был построен самим владыкой Николаем в конце девятнадцатого века, когда первая домовая церковь в Токио перестала вмещать всех верующих. Дорогу к «Никорай-до» укажет любой прохожий в районе Очаномизу, а дойти до храма можно за десять минут пешком от одноименной станции. Собор в русско-византийском стиле кажется несколько зажатым окружающей его плотной городской застройкой, но внутри не по-японски просторно: храм может вместить до двух тысяч человек.
Обстановка внутри храма вполне привычна для русского глаза, понять, что ты находишься не в России, можно лишь по некоторым деталям – например, по традиционным для Японии обогревателям.
Дисциплинированные японцы начали собираться в храме задолго до начала службы. В основном это люди преклонного возраста, для них в храме даже поставлены стулья. Некоторые женщины пришли на службу в кимоно – традиционном японском костюме, который редко можно увидеть теперь в обыденной жизни.
Православные японки в кимоно
К началу службы все уже давно стояли на своих местах, а немногочисленные опаздывающие оказались, к моему стыду, сплошь русскими. Надо сказать, молящихся в храм пришло совсем не много – порядка ста человек. Как мне объяснили, это связано с тем, что день сегодня рабочий, а к работе в Японии относятся очень ответственно. Зато на праздник собралась большая часть священства Японской Православной Церкви, а также весь епископат – в количестве двух человек.
Епископ Сендайский Серафим и Митрополит Токийский и всея Японии Даниил.
Возглавил богослужение епископ Сендайский Серафим (Цудзиэ), митрополит Токийский и всея Японии Даниил (Нусиро) уступил ему эту честь. Сам предстоятель Японской Церкви молился в алтаре, и только перед службой благословил своих прихожан словами «спаси Господи» – именно так, по-русски. Сама литургия совершалась, конечно, на японском языке – перевод богослужебных текстов сделал еще сам святой Николай. Ход богослужения в Японской Церкви, в общем-то, почти не отличается от русской традиции, разве что, пожалуй, у нас архиерейские службы обычно проходят более торжественно.
К сожалению, на празднике не было делегации от Русской Церкви, из официальных представителей Патриархии присутствовал лишь сотрудник ОВСЦ Дмитрий Петровский. Запланированный ранее визит в Японию Патриарха Кирилла был отменен после Великого Японского землетрясения в марте прошлого года и перенесен на сентябрь нынешнего. Зато разделить радость православных японцев пришли многие русские, живущие в Японии постоянно. В их числе были настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Японии протоиерей Николай Кацюбан, монахини из монастыря Святой Софии в Тибо и многие другие.
Протоиерей Николай Кацюбан
После окончания службы Митрополит Даниил вышел из алтаря и поздравил свою паству с днем памяти основателя Японской Церкви. Он вкратце пересказал историю приезда святого равноапостольного Николая в Японию, его проповеди и трудов по устройству Церкви. После литургии все молящиеся во главе с митрополитом Даниилом и епископом Серафимом поехали на старинное Токийское кладбище Янака, на котором в 1912 году был похоронен архиепископ Николай. Там на могиле святого был совершен торжественный молебен.
Также собравшиеся помолились об упокоении душ усопших митрополита Сергия (Тихомирова), епископа Николая (Оно) и митрополита Феодосия (Нагасима) – преемников владыки Николая на Японской кафедре, похороненных тут же рядом с ним.
Торжественный молебен на могиле святого Николая на кладбище Янака.
Японцы после этого вернулись в Ниорай-до, а русскоязычные православные во главе с протоиереем Николаем Кацюбаном задержались на кладбище и совершили молебен святителю Николаю на церковно-славянском языке. Во время молебна неожиданно пошел небольшой снег, что в Токио бывает очень редко. На лицах многих русских появились улыбки: столь привычный на родине, здесь этот снег показался нам каким-то особым знаком, напомнившим о России, знаком особого благоволения Божьего в день памяти великого святого, навсегда связавшего Россию и Японию.
Русские православные христиане на могиле святого Николая. В центре – протоиерей Николай Кацюбан
Святой равноапостольный Николай Японский
Очерк о жизни и служении святителя
Святой равноапостольный Николай (Касаткин) прибыл в Японию в 1861 году двадцатипятилетним молодым человеком. Привел его сюда особый зов Божий. Будучи студентом Санкт-Петербургской духовной академии, он случайно прочитал объявление о вакансии священника для службы в русском консульстве в Японии.
Позже во время молитвы святой Николай вдруг остро почувствовал, что это его призывает Господь, что именно он должен поехать в эту далекую страну и проповедовать там Христа. Далекая Япония представилась ему невестой, уготованной ему самим Богом, и он не долго думая принял монашество, священнический сан и отправился к ней.
Святой Николай в молодости. Фотография приводится по изданию «История Японской Православной Церкви 1» Кафедрального Собора Воскресения Христова, Токио
Невеста, однако, приняла отца Николая поначалу очень холодно. К XIX веку японцы уже имели опыт знакомства с христианством в его западной версии: иезуиты проповедовали здесь с XVI века. За четыреста лет в Японии сформировалось весьма негативное представление об иностранцах и иноверцах, так что проповедь христианства была даже официально запрещена. Местное население отнеслось к русскому священнику очень и очень настороженно.
Но святой Николай не отчаялся. Восемь лет он неустанно изучал язык, историю и обычаи страны, не имея ни помощников, ни поддержки из России, и постепенно сумел завоевать расположение японцев. Появились первые ученики. Самым первым стал жрец и самурай Такума Савабе. Поначалу он видел в святом Николае опасного врага своего народа и даже хотел убить его, но со временем кроткая проповедь православного священника коснулась его сердца и привела его ко Христу и ко крещению.
Первые японцы принимали Православие в чрезвычайно тяжелых условиях, когда за этот шаг им грозило преследование государства вплоть до смертной казни. Ситуация улучшилась с реформами императора Мейдзи, даровавшего в 1873 году своим подданным свободу вероисповедания. В том же году святой Николай переехал в новую столицу Японии, Токио. Здесь он начал активно обустраивать жизнь зарождавшихся православных общин. Он строит храм, открывает духовное училище и семинарию, приглашает из России иконописцев и регентов, издает журналы на японском языке и проповедует, проповедует, проповедует.
Огромное значение для проповеди имели сделанные святым Николаем переводы на японский язык Священного Писания и богослужебных книг. Эту титаническую работу святой проделал фактически один в течение тридцати лет. Зачастую ему приходилось не только переводить, но и придумывать новые для японского языка термины для передачи незнакомых японцам понятий.
Первые православные христиане-японцы. Фотография приводится по изданию «История Японской Православной Церкви 1» Кафедрального Собора Воскресения Христова, Токио
К 1880-му году в Японии насчитывалось до десяти тысяч православных, появились и первые священники-японцы. В этом году святой Николай был рукоположен во епископа, для чего он предпринял поездку в Россию. Православная церковь в Японии продолжала расти и становилась по численности сравнимой с католической и протестантской – и это при том, что св. Николай трудился один, а западных проповедников в Японии действовали сотни.
Когда святого спрашивал, в чем секрет успеха его проповеди, он отвечал, что весь секрет состоит в помощи Божией и в хорошем знании им местных условий. Пожалуй, сюда следует прибавить и еще одну черту, которая резко отличала святого Николая от западных миссионеров: он никогда не смешивал Божие и кесарево, веру и политику, и японцы хорошо это чувствовали. Особенно ярко эта черта проявилась в труднейшее для святого Николая время Русско-японской войны.
Война между Россией и Японией – что может быть губительней для проповеди русской веры в Японии? Казалось бы, эта война должна была положить конец делу святого Николая. Но случилось обратное. Воистину, вызывает восхищение мудрость и мужество святого Николая в сложившейся ситуации. После нападения Японии на Россию он не стал пытаться использовать свой авторитет и внушать своей пастве пророссийские настроения.
Позиция владыки была однозначной: как христиане православные японцы обязаны следовать за Христом и исполнять его заповеди, а как граждане своей страны они обязаны сражаться за свое отечество и молиться о победе Японии над врагом, то есть над Россией. Сам святой Николай, как русский, не мог, конечно, молиться о поражении России, поэтому перестал до конца войны принимать участие в общественных богослужениях.
Таким образом, из величайшего испытания святой Николай сумел выйти с честью. За время войны авторитет владыки в Японии возрос настолько, что его стали называть вторым человеком в стране после императора. В 1906-м году святой Николай был возведен в сан архиепископа Японского, а в 1911-м все Токио собралось на торжества по случаю пятидесятилетия его деятельности в Японии.
До последних своих дней владыка отказывался уходить на покой и продолжал дело всей своей жизни, дело просвещения Японии, своей возлюбленной невесты, которая пусть не сразу, но тоже приняла и полюбила его. Скончался святой Николай в 1912 году. По личному разрешению императора Мейдзи он первым из европейцев был похоронен на Центральном кладбище в Токио.
За столетие, прошедшее со времени смерти святого Николая, в жизни Японской православной церкви произошло немало событий. Революция 1917 года в России, великое Токийское землетрясение 1923 года, Вторая мировая война и американская оккупация – все это были непростые времена для православных японцев. В 1970 году Японской церкви, практически уж более полувека жившей в отрыве от Русской, был официально предоставлен автономный статус. В том же году ее основатель архиепископ Николай Касаткин был прославлен как святой равноапостольный просветитель Японии.
В настоящее время число православных японцев по разным оценкам составляет около 30 тысяч человек. Порой кажется, это лишь незаметная капля в море ста тридцати миллионов населения Японии. Но это по нашему, человеческому счету, а в очах Божиих это – десятки тысяч душ, просвещенных светом учения Христова, каждая из которых для Него драгоценна. И все эти люди своим обращением ко Христу обязаны святому Николаю, его мудрости, кротости, бесконечному усердию и его любви. Впрочем, сам он о себе говорил очень скромно:
«Роль наша не выше роли сохи. Вот крестьянин попахал, соха износилась, он ее и бросил. Износился и я. И меня бросят. Новая соха начнет пахать… Пусть Божье дело растет». И еще добавлял: «А все-таки приятно, что именно тобой Бог пахал. Значит – и ты не заржавел… Значит, и твоя душа немного очистилась».
И кажется, что, читая эти слова, можно почувствовать тихую, спокойную радость, которой они полны. Радость исполненного долга, радость состоявшейся жизни.