На наши вопросы отвечает юрист Анна Удьярова, из БОО Перспективы.
Вопрос: Возможен ли в России анскулинг — форма совершенно свободного домашнего обучения, при которой ребенок официально не прикреплен ни к одной из школ. И если да, то как перевести ребенка на такое обучение.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает возможность получения образования вне образовательной организации:
«Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
1. В Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)».
Самообразование предусмотрено только для среднего общего образования.
Семейное образование важно отличать от обучения на дому (в тех случаях, когда ребенок по медицинским показаниям не может посещать школу). Обучение ребенка на дому осуществляется силами школы, в которую ребенок зачислен, а при семейном образовании учебный процесс организуется родителями самостоятельно.
Право родителей выбрать семейное образование
В статье 44 ФЗ «Об образовании в РФ» гарантируется право родителей «выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность…». В той же статье закрепляется обязанность родителей обеспечить получение детьми общего образования.
То есть родители должны обеспечить получение ребенком образования, но форму имеют право выбрать самостоятельно. При этом родители должны учесть мнение ребенка (по Семейному кодексу учет мнения ребенка с 10 лет является обязательным – ст. 57), рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии («заключение ПМПК», если есть, но такое заключение носит для родителей рекомендательный характер). При этом выбор семейного образования не связан с состоянием здоровья ребенка, для перехода на эту форму не нужно предоставлять медицинские документы, проходить ПМПК. Заключение ПМПК нужно в случае, если ребенку в связи с его особенностями требуются специальные условия (в том числе специальные условия прохождения аттестации), адаптированная программа (поскольку в случае, если нет заключения ПМПК, то ребенок должен будет проходить аттестацию по освоению обычной образовательной программы).
Основным критерием для выбора формы образования должны быть, конечно, интересы ребенка.
В той же статье прямо сформулировано право родителей «дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье» (п.2) ч. 3 ст. 44 ФЗ «Об образовании в РФ»).
Получению образования вне организации посвящено Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме», в котором подробно описан порядок получения семейного образования.
В Письме указано, что при выборе такой формы у родителей возникают «обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования — целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни».
Как указано в Письме, ребенок, который находится на семейной обучении, имеет право бесплатно получить учебники и учебные пособия (например, в той школе, в которой он будет проходить аттестацию). Но сам процесс получения образования родители должны организовать самостоятельно.
Как перейти на семейное образование
Если родители выбирают эту форму обучения, то они должны информировать орган местного самоуправления или городской округ, на территории которого они проживают. В Санкт-Петербурге нужно обращаться в отделы образования районов города. Вот, например, формы уведомлений и документы по семейному образованию, представленные на сайте администрации Приморского района: http://www.rprim.spb.ru/71-2009-05-06-11-12-21/2009-05-31-18-53-23/6812-semejnaya-forma-obrazovaniya-20160831-103141
Согласие ребенка можно подтвердить подписью на уведомлении (в форме уведомления есть графа подписи ребенка с 14 лет; если ребенок с 10 лет может расписаться, он тоже может поставить свою подпись на уведомлении). В уведомлении указано, что решение принято с учетом мнения ребенка. Если ребенок не может поставить подпись, то лучше заранее подготовить заключение специалиста о выявлении мнения ребенка по вопросу перехода на семейное обучение (на случай, если возникнут вопросы о том, учитывали ли родители мнение ребенка).
Если ребенок уже учится в школе, то нужно подать директору заявление о переходе на семейное образование. В этом случае ребенок исключается из числа обучающихся, родителям выдают документы, которые хранились в школе.
В любой момент ребенок может, по решению родителей и с учетом его мнения, «вернуться» в школу.
Как проходить аттестацию?
В случае выбора семейного образования родители должны обеспечить освоение ребенком образовательной программы по образовательным стандартам, поэтому ребенок должен проходить промежуточную и итоговую аттестацию.
Хотя обучение проходит вне школы, но для прохождения аттестации и получения документа об образовании все равно нужно подавать заявление в школу («Основаниями возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительный акт указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (часть 1 статьи 53 Федерального закона «Об образовании в РФ»)»).
В Письме Минобрнауки разъясняется разница между зачислением в образовательную организацию для обучения и для прохождения аттестации: «Необходимо отметить, что в отличие от случая, когда обучающийся зачислен в образовательную организацию, и она в соответствии со статьей 28 Федерального закона несет ответственность за качество образования при получении общего образования в форме семейного образования, организация, осуществляющая образовательную деятельность, несет ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося».
Отдел образования предоставляет родителям список школ, в которых можно пройти аттестацию. Поскольку аттестация является обязательной, то родители в любом случае должны выбрать школу и подать заявление в выбранную школу. В Распоряжении Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 29.10.2013 N 2516-р «Об утверждении Порядка организации промежуточной и(или) государственной итоговой аттестации экстернов в образовательных организациях» указано: «Сроки, порядок проведения, формы и периодичность промежуточной аттестации экстернов устанавливаются локальным актом образовательной организации». То есть в школе должен быть принят документ о порядке, периодичности и формах промежуточной аттестации, его нужно прочитать перед выбором школы. Выбрать конкретную школу можно уже после перевода на семейное обучение (но важно не пропустить сроки аттестации). После приема заявления о прохождении промежуточной аттестации в школе ребенку составляют график аттестации, в котором указываются предметы по программе, сроки и формы проведения аттестации.
Промежуточная аттестация предполагает проверку освоения ребенком образовательной программы. Важно знать, что есть норма о том, что в случае, если ребенок не прошел промежуточную аттестацию, он продолжает получить образование уже в школе («Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации (часть 10 статьи 58 ФЗ «Об образовании в РФ»)). Поэтому, выбирая семейное образование, важно узнать, как и в какие сроки ребёнку нужно будет проходить аттестацию.
Содержание
- Хоумскулинг, анскулинг или дистанционно: шесть способов учиться в школе
- Как отличить хоумскулера от обычного школьника
- Что такое хоумскулинг
- Различия между хоумскулером и обычным школьником
- Резюме
- Хоумскулинг: что это такое и с чем его едят?
- Похожие статьи
- В школу ни ногой: как устроен хоумскулинг и почему он эффективнее обычной школьной учебы
- Два часа на уроки и экзамены онлайн: как учатся хоумскулеры
- Другое отличие — семья сама решает, что и как учить, опираясь на интересы, способности и нужды ребенка. Кто-то ищет индивидуальный курс, другие берут наиболее близкую по духу школьную программу.
- Никто не мешает делать упор на интересные предметы, а заодно немного расслабиться в отношении тех, к которым душа не лежит. Грубо говоря, их можно вообще исключить из программы и не тратить на них время (главное, потом пройти аттестацию — об этом будет дальше).
- Проваленные экзамены можно пересдать дважды в течение года. Если не получится, ребенок возвращается в школу — это закон.
- Многодетные протестанты с высшим образованием: какие родители обращаются в хоумскулинг
- Плохое образование и семейные ценности: почему родители забирают детей из школы
- Образ жизни семьи
- Желание быть ближе
- Проблемы в школе
- «В традиционной педагогической системе мы рассматриваем ребенка как объект воздействия, — пишет Петр Щедровицкий, главный эксперт Института образования ВШЭ. — И даже в педагогическом словаре написано, что таким объектом является „ученик, исполняющий указания учителя, занимающий ответную позицию и не имеющий реальных возможностей для собственного целеполагания“.
- ВЦИОМ подсчитал, что в среднем на подготовку к школе родители тратят 21,1 тысячи рублей. В эту сумму входят форма, обувь, ранец, учебники и канцтовары, взносы за охрану, питание, техоснащение и моющие средства.
- К менее масштабным причинам, которые склоняют на сторону семейного обучения, относят плохое питание, недосып, неудобный график, множество бессмысленных правил и требований.
- Выше баллы и самооценка: что дает детям семейное обучение
- Душа компании или маргинал: социализация без школы
- Общественное порицание и большая ответственность: проблемы хоумскулеров
- Непопулярный формат
- Нет финансовой поддержки
- Сложно сориентироваться среди предложений
- Вся ответственность ложится на родителей
- К тому же адаптация после школы не всегда проходит гладко, и это еще больше распаляет родительскую тревогу и неуверенность. По словам Марии Лузиной и Натальи Медведевой, на каждый год, проведенный в стенах школы, приходится примерно месяц «расшколивания», когда ребенок учится заново слышать себя и свои потребности.
- Получается, мы отправляем детей в школу, потому что так принято (все ходят — и ты пойдешь), и чтобы их с пользой занять, пока взрослые на работе.
- Сколько стоит хоумскулинг?
- Нужно ли платить за хоумскулинг?
- На что придется потратиться?
- А в чем же экономия?
- Какое подспорье от школы?
- Стоит ли ждать помощи?
- Что получаем в сухом остатке?
Поделиться ссылкой:
Хоумскулинг, анскулинг или дистанционно: шесть способов учиться в школе
Учиться сейчас можно очень по-разному: хочешь — в школе, хочешь — дома, хочешь — в школе, но при этом заочно, или, допустим, на экстернате. Ксения Букша разбирается, какие формы обучения сегодня есть, чем они отличаются друг от друга и какая форма может подойти вашему ребёнку.
Первый класс. Рассылка Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
Для начала: закон разделяет «форму получения образования» и «форму обучения». Форм получения образования только две: образование можно получать «в организации» и «вне организации».
Получение образования в организации
Если ребёнок получает образование в организации, родители могут выбрать из трёх форм обучения: очная, заочная или очно-заочная.
Очная форма
Ребёнок ходит в школу пять-шесть дней в неделю, там же проходит промежуточные аттестации, получает оценки. В идеальной ситуации образование полностью становится делом учителей и ребёнка, даже если ребёнок ещё совсем маленький. Школа формирует мотивацию к учёбе, помогает пройти сложные темы, там ребёнок общается, находит друзей, в общем — живёт полной жизнью.
На практике бывает по-разному. Многим родителям приходится помогать детям с уроками, а в старших классах — нанимать репетиторов. Социализация в школе тоже бывает разной, а обстановка в классе — не совсем здоровой.
«Мне не очень нравится ходить в школу. Потому что у меня одноклассники плохие. Ян плохой. Сзади подходит, за горло двумя пальцами нажимает. И говорит, что это шутка. А потом дома, когда я валяюсь, мне почему-то очень трудно дышать. Одноклассника Диму ударил его друг. Его тоже зовут Вадик, только он плохой. Очень. Однажды он полез ко мне драться, я оттолкнул его и пошёл домой.
Из-за одноклассников мне трудно учиться. Потому что я что-то запоминаю, а когда бьют — мне ненавистью всю память занимает. И я злюсь больше, чем запоминаю»
Вадик, 4 класс («Когда меня бьют, мне ненавистью всю память занимает и я не могу учиться»)
«Мой сын говорит: „Зачем мы уже два месяца на математике повторяем умножение трёхзначных чисел на двузначные в столбик и деление пятизначных на двузначные. Для такой ерунды есть калькуляторы, лучше бы задачи решали, какой смысл в этих примерах. Кому какое дело, какой у меня почерк, я всё правильно сделал, а мне снижают за почерк. На музыке поём одно и то же, а она всё время кричит, что мы поём неправильно, а я вообще не хочу петь, никак“».
Наталья Татарникова, мама четвероклассника («Почему мой сын ненавидит школу»)
Один из вариантов очной формы обучения — надомное обучение (обучение на дому). Школа организует такое обучение для тех детей, которые не могут приходить в школу по состоянию здоровья. Всё остальное — как при обычном очном обучении: контрольные, оценки.
Очно-заочная форма
Ребёнок зачислен в школу, но ходит туда два-четыре раза в неделю, ходит не на все предметы, выполняет большое домашнее задание. Обязательно приходит писать четвертные и годовые контрольные.
На эту форму обучения в школах идут неохотно, если только родители не приводят каких-то очень весомых аргументов. Например, ребёнок всерьёз занимается спортом или музыкой — это обычно все понимают. Но иногда встречаются и те, кто хочет немного «отдохнуть» от школы, при этом не теряя связи с коллективом класса. Такой выбор объяснить директору или завучу всё-таки сложнее. Кстати, ребята тоже могу по-разному воспринимать «особое положение» очно-заочного ученика: почему это ему можно, а нам нельзя?! Впрочем, если процесс налажен хорошо, а руководство школы не ставит преград, это действительно отличный выход: берём в школе то хорошее, что в ней есть, и не тратим времени зря.
Заочная форма
Ребёнок (внимание!) по-прежнему зачислен в школу для обучения. Но может в неё не ходить. Даже промежуточную аттестацию (зачёты, диктанты, контрольные) ребёнок может проходить дистанционно, например, по скайпу. Перед аттестациями можно брать в школе консультации.
Заочная форма обучения годится для детей, которые вообще не хотят тратить время на сидение за партой, но сама по себе школьная система их устраивает. Например, они уже работают или, опять же, всерьёз занимаются спортом. А может, родители часто путешествуют и хотят в любой момент поехать с ребёнком куда угодно, не стесняя себя рамками школы. Иногда ребёнок может проучиться заочно какое-то время, а потом снова учиться очно в той же школе — это удобно, потому что школа его не отчисляет, он остаётся «в рядах коллектива», просто меняет форму обучения.
На практике школы обычно разрешают заочную форму старшеклассникам, а с младшими на это почти не идут. Считается, что заочник — большая ответственность для учителей, ведь он по-прежнему «наш, школьный», и за его успехи и неудачи отвечает педагоги. А вдруг не справится?
Получение образования вне организации
Если родители или ребёнок выбирают получать образование вне организации, это значит, что ребёнок зачисляется в школу не для обучения, а только для прохождения аттестации. Причём зачисляться он может весь учебный год или вообще только перед аттестацией.
Семейное обучение
Это может называться семейной формой образования (для всех детей) или самообразованием (для детей старше 15 лет). Фактически это именно то, что раньше называлось экстернатом (теперь этот термин означает не форму обучения, а только форму аттестации ученика). «Семейники» учат детей сами, или их дети учатся сами. Выбирают любую программу или обходятся вовсе без неё — с них никто не будет спрашивать, каким образом они учатся. Главное — пройти аттестации в конце года.
«В 6 классе стало совсем плохо. Нам задавали огромное количество домашнего задания, с которым нам, видимо, нужно было сидеть до полуночи. На следующий день опять в школу, а там контрольные и самостоятельные, практически каждый день и чуть ли не на каждом уроке. Было ощущение, что я не учусь, а бегу дистанцию на скорость. Пять дней в неделю школа, уроки, нервозность, усталость, недосып и больше ничего. Видя мою измотанность школой, мама предложила перейти на семейное обучение. Вот уже почти год я учусь дома. И сегодня, общаясь со своими бывшими одноклассниками, уверена, что мой выбор был правильным».
Паулина («Я хоумскулер: история школьницы, которая решилась»)
Далеко не все школы принимают семейную форму образования. Но есть специальные организации, в которых можно проходить эти аттестации очно или дистанционно — и получать аттестаты государственного образца.
Семейная форма образования подходит всем, кто не хочет стеснять себя рамками учебного плана и программы. В эту категорию попадают разные дети:
- Отстающие — на семейном у них улучшается самооценка, они идут в своём темпе, не нервничают. Но таким детям, конечно, понадобится что-то вроде «куратора», который будет заменять ему учителя. Например, работающая дома или вовсе не работающая мама, бабушка, тьютор.
- Отличники — на семейном они могут быстро пройти обязательную программу и больше времени на чтение, искусство и всё, что им нравится.
- Самостоятельные подростки, которые просто не вижут смысла сидеть за партой. «Я быстро выучу и пойду заниматься своими делами».
При этом у семейного образования есть два больших минуса:
Во-первых, иногда родители и дети не могут сами модерировать образование, и даже такой неплотный и формальный контроль как в современной школе — лучше, чем ссоры с подростком и растерянность родителя.
«Как-то вечером, придя с работы, я открыла учебник русского и со вздохом сказала: „Давай позанимаемся“. Передо мной была тема про правописание одного или двух „н“ в прилагательных, и там был разветвленный алгоритм, с помощью которого следовало определить, сколько в итоге будет „н“. И вдобавок к этому слова исключения. Помните, да? „Стеклянный, оловянный, деревянный“. Вечер, который мы обычно тратим на беседы, шутки, чтение вслух, превратился в мои попытки впихнуть эти правила в ребенка. Это при том, что ему бы хотелось смотреть свои ролики на ютьюбе, а мне читать книгу».
Варвара Оленченко («Как я разочаровалась в домашнем обучении»)
Во-вторых, дома подросток теряет связь со сверстниками, ему может не хватать общения, а «добрать» его на кружках не получится, потому что туда все приходят заниматься, а не тусоваться.
Что ещё почитать про домашнее обучение:
- Семейное образование на практике: самый подробный гид от практикующей семьи
- Почему я перевела дочь на домашнее обучение по математике (да, так можно)
- 10 типов школьников, которым пора на экстернат
Хоумскулинг и анскулинг: в законе нет, в реальности есть
Хоумскулинг — означает, что ребёнок не ходит в школу, то есть относится ко всем вышеупомянутым формам, кроме очной и очно-заочной.
Второе слово «анскулинг» потруднее. Анскулинг предполагает, что ребёнок вообще ничему не учится целенаправленно, а, так сказать, вбирает знания из окружающей среды исключительно по собственной инициативе. Анскулинг — это не форма обучения, а скорее философия жизни. На практике анскулинг в российских условиях — это семейная форма обучения без промежуточных аттестаций до конца 9 класса. Ничему не учась формально, ребёнок должен каким-то образом сдать ГИА.
Среднее образование в России считается обязательным (статья 44 ФЗ «Об образовании», пункт 4). И родителями, которые не обеспечивают его ребёнку, могут заинтересоваться органы опеки. На тотальный анскулинг могут решиться только экстремалы. Но элементы этого мировоззрения могут украсить жизнь бывшего школьника, особенно если учителя совсем его достали. Анскулинг помогает соскучиться по знаниям и понять, чего же на самом деле хочется и куда тянет.
Закончим всё на оптимистической ноте: вы необязательно должны выбирать форму обучения и получения образования раз навсегда. Для многих детей здорово получить разный опыт — поучиться в школе, отдохнуть дома, походить в школу только на английский и пение. Важно хорошо взвесить свои возможности и возможности ребёнка, не бояться необычных решений, да и вообще — ничего не бояться. Школьные годы даются ребёнку только раз, и хочется, чтобы он прожил их с удовольствием.
Возможен ли в России анскулинг На наши вопросы отвечает юрист Анна Удьярова, из БОО Перспективы. Вопрос: Возможен ли в России анскулинг — форма совершенно свободного домашнего обучения, при которой ребенок официально не прикреплен ни к одной из школ. И если да, то как перевести ребенка на такое обучение. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает возможность получения образования вне образовательной организации: «Статья 17. Формы получения образования и формы обучения 1. В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)». Самообразование предусмотрено только для среднего общего образования. Семейное образование важно отличать от обучения на дому (в тех случаях, когда ребенок по медицинским показаниям не может посещать школу). Обучение ребенка на дому осуществляется силами школы, в которую ребенок зачислен, а при семейном образовании учебный процесс организуется родителями самостоятельно. Право родителей выбрать семейное образование В статье 44 ФЗ «Об образовании в РФ» гарантируется право родителей «выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность…». В той же статье закрепляется обязанность родителей обеспечить получение детьми общего образования. То есть родители должны обеспечить получение ребенком образования, но форму имеют право выбрать самостоятельно. При этом родители должны учесть мнение ребенка (по Семейному кодексу учет мнения ребенка с 10 лет является обязательным – ст. 57), рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии («заключение ПМПК», если есть, но такое заключение носит для родителей рекомендательный характер). При этом выбор семейного образования не связан с состоянием здоровья ребенка, для перехода на эту форму не нужно предоставлять медицинские документы, проходить ПМПК. Заключение ПМПК нужно в случае, если ребенку в связи с его особенностями требуются специальные условия (в том числе специальные условия прохождения аттестации), адаптированная программа (поскольку в случае, если нет заключения ПМПК, то ребенок должен будет проходить аттестацию по освоению обычной образовательной программы). Основным критерием для выбора формы образования должны быть, конечно, интересы ребенка. https://autisticforcivilrights.com/
Как отличить хоумскулера от обычного школьника
Что такое хоумскулинг
Хоумскулинг — англоязычное слово для термина «семейное образование». Это форма получения образования, при которой общеобразовательная программа осваивается без посещения традиционной школы.
Семейное образование полностью легально в России. Мама с папой вправе решить, посещать детям школу или учиться дома. Ответственность за качество знаний в последнем случае лежит на родителях.
Переход на семейное обучение производится в три этапа.
- Уведомление органов управления образования.
- Отчисление из контингента школы (если ребёнок учился ранее).
- Прикрепление к образовательной организации для аттестаций в качестве экстерна.
Пошаговая инструкция по переходу на семейное обучение →
Семейное обучение не следует путать с заочным. Заочное обучение — это форма, при которой ребёнок «числится» в школе, но не ходит туда каждый день.
За освоение программы и качество знаний отвечает администрация образовательной организации. Школьные педагоги предоставляют заочникам учебные материалы и консультации. Ученик должен сдавать контрольные, проверочные и другие работы по программе и учебному плану школы. И в этом заключается ключевая разница семейного и заочного обучения.
Не путайте семейное образование и с надомным. Надомное обучение предполагается только для детей с определёнными заболеваниями. Школьные педагоги посещают детей прямо на дому.
А вот термин «домашнее обучение» можно назвать синонимом семейному образованию.
Надомники и заочники учатся по предоставленному школой плану, а также под руководством школьных педагогов. Семейное образование, напротив, гибкое и вариативное. Родители вправе выбрать любую программу и по-разному организовать учебный процесс. Кто-то учит детей самостоятельно, а кто-то подключает репетиторов и онлайн-школы. Главное, чтобы хоумскулер успешно сдавал аттестации.
Поэтому семейное образование предоставляет максимум свободы в обучении. Но как эта свобода влияет на развитие ребёнка?
Различия между хоумскулером и обычным школьником
Попробуем представить, какие личностные качества у хоумскулеров развиты лучше.
Любознательность
Все дети любознательны от природы. Но массовая школа нередко убивает эту любознательность. Огонёк в глазах гаснет, а проявлять инициативу больше не хочется. У хоумскулера интерес к учёбе, как правило, выше. Их поощряют за вопросы и не ругают за незнание.
Креативность
Одна из причин ухода из массовой школы — шаблонность её подходов к обучению. Нужно решать задачи показанным на уроке способом, отсчитывать регламентированное количество клеточек в тетрадке и носить одинаковую школьную форму.
Хоумскулерам не нужно быть унифицированными. Каждый проявляет свою индивидуальность и не боится выделяться.
Отсутствие страха ошибок
Хоумскулерам не угрожают плохие отметки.
Нынешним второклассникам в обычной школе, например, снижают оценку просто за помарку в задании. Казалось бы — всё сделано правильно. Но почему-то считается, что для семилетних и восьмилетних детей важно умение писать каллиграфическим почерком без единого зачёркивания.
Как результат — школьники боятся отступить в сторону хотя бы на шаг. Система приучает их идти проверенным путём, чтобы не схлопотать двойку. Хоумскулер же без опаски выберет новое и неизвестное.
Самостоятельность
Хоумскулер привык полагаться только на себя. В обычной школе то спишешь домашку у друга, то при ответе у доски подскажут одноклассники. Когда учишься самостоятельно, приходится находить все ответы самому. И тогда лучше понимаешь.
Резюме
Хоумскулинг — это свобода. Уход от традиционной модели обучения помогает детям получать знания с интересом и без страха.
И появляется всё больше образовательных площадок, поощряющих креативность, любознательность и инициативность. Программа домашней школы «Фоксфорда» направлена на то, чтобы подогревать самостоятельность и интерес ребёнка в учёбе. Мы прокладываем индивидуальные образовательные маршруты, чтобы каждый ребёнок мог сфокусироваться на предметах, к которым имеет склонность. Но главное — в нашей домашней онлайн-школе не ругают за ошибки или незнание. Ребята задают любые вопросы педагогам и кураторам. Это формирует здоровую созидательную атмосферу.
Хоумскулинг: что это такое и с чем его едят?
В последнее время среди осознанных родителей все чаще обсуждается тема хоумскулинга для детей. Кто-то принимает такой стиль обучения для своего ребенка лишь на теоретическом уровне и, в конце концов, когда приходит время, протискивается в систему, выбрав подходящую школу; более смелые всерьез задумываются о домашнем образовании для своих чад, подходя к вопросу вплотную.
О том, как на сегодняшний день в Украине обстоит дело с хоумскулингом на законодательном и идейно-личностном уровне, рассказала мама троих «хоумскулеров», киевлянки Алины Туз, которая является основателем подобной семейной школы.
Итак, после того как родители приняли решение не сажать своего ребенка за школьную скамью, а предоставить ему относительную свободу в развитии способностей, культивации интересов и приобретении тех или иных знаний в рамках семьи, они сталкиваются с государственной машиной. Здесь наиболее распространенным вопросом остается: насколько такая свобода возможна в системе современного общества, в частности украинского?
При переходе на домашнее обучение есть два варианта поведения:
1. Путь наименьшего сопротивления – дистанционная форма в тех школах, где это возможно.
2. Драка за экстернат в любой государственной школе. Родители могут доказать свое право обучать ребенка, опираясь на старый Закон об образовании (ст. 57), Положение об экстернате (часть 1 п. 1.3), Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (ст. 3 Протокола 1). Это реально – есть прецеденты.
В новом Законе об образовании наконец-то появилась семейная (домашняя) форма получения образования. Но для того, чтобы родители могли прийти в произвольную школу и договориться о семейной форме обучения, нужно отдельное положение о том, кто и как аттестует «семейников», – говорит Алина Туз.
Основными аргументами родителей, выступающими за домашнее образование, являются не только несовершенство современной школьной системы: перегруженность детей (отсутствие свободного времени для развития своих способностей), отсутствие индивидуального подхода к ребенку, авторитарная оценочная система в школах, – но и полная уверенность в естественной потребности каждого человека познавать мир.
Именно последнее подводит некоторых «несистемных» родителей к выбору анскулинга – необучения. Здесь, в отличие от хоумскулинга, не должно быть вообще никакой системы образования и привязки к школе – только живой интерес ребенка, подпитываемый родителями. Автор этого метода обучения – Джон Холт. Где-то в 70-х годах прошлого века американец, вдохновившись природной любознательностью детей, их постоянным желанием узнавать что-то новое, а не планом родителя по обучению чада, положил начало целому направлению в домашнем обучении. «Ребенок-анскулер сам выбирает тему для изучения, интерес к которой возникает в данный момент его развития. Как только исследуемый предмет исчерпан, он по своей воле обращается к следующей теме», – говорят поклонники анскулинга, настаивая на том, что они совершенно не ставят целью изменить систему образования или бороться со школой. Они вовсе не хотят иметь отношения к этой системе. Однако на сегодняшний день в Украине анскулинг на законном уровне невозможен.
– Анскулинг означает свободное обучение, без привязки к школе. Родители ориентируются не на тесты, программы, учебники, а на интересы, увлечения и темпы развития ребенка. В некоторых штатах США и Канаде родители могут сами выдать документ об образовании: «Мы, родители такого-то, имеем высшее образование такое и такое, учили ребенка дома», – все! В Украине раз в месяц, семестр, год ребенок должен пройти оценивание, чтобы попасть в следующий класс. Так или иначе он должен усвоить содержание программ МОН и получить аттестат государственного образца. Считаю, что из-за такой жесткой привязки к стандарту анскулинг у нас невозможен, – подчеркивает Алина Туз.
Возвращаясь к возможностям домашнего образования в нашей стране, обратимся к наиболее распространенным вопросам родителей, которые готовы дать детям относительную свободу в обучении в рамках системы. Опытные родители хоумскулеров уверяют, что зачастую дети, получающие домашнее образование, в разы быстрее и увлекательнее проходят школьную программу. При этом у начинающих хоумскулеров одним из самых актуальных остаются вопросы, насколько далеко в школьную программу сможет углубиться сам родитель и где та черта, за которой он просто не сможет быть проводником знаний для своего ребенка в силу сложности программы старших классов?
– По моему субъективному опыту, родитель может уверенно курировать школьную программу до 6-го класса включительно. Но здесь следует учесть и количество детей. В моей семье на домашнем образовании трое детей – это 3-й, 5-й и 7-й классы. Если ребенок один – можно дойти и до 11-го класса, вместе с ним изучая тот или иной предмет. Надо только научить ребенка работать с информацией. Очень советую послушать вебинары М. Ягодкина, основателя Аdvanced, об умении структурировать и запоминать информацию. Важно также помочь старшим детям организовать процесс – выделять время для занятий, соблюдать дедлайны. Мы, например, столкнулись с тем, что закрыть программу средней школы силами одной семьи не можем. Оказалось самое удивительное: детям интересно не просто сдать, а таки знать. А родительского багажа не хватает для вдохновленного погружения в украинский язык, химию, биологию, историю уже на уровне седьмого класса. Отдать снова в «серый домик» – не отдадим, – говорит автор семейной школы.
Что до естественных мотиваций в обучении, удержания интереса ребенка и систематизации, то опытный родитель хоумскулеров настаивает на том, что четкого непоколебимого и неизменного распорядка дня следует избегать, чтобы не превратить домашнее образование в ту же школу.
– Не стоит превращать дом в школу с уроками по 45 минут, а родителей в классических учителей. Организация и расписание нужны для удобства – не более. Дома у вас есть возможность наблюдать за детьми, за собой и учиться более естественным способом. На примере нашей семьи скажу, что младшему третьекласснику нужен определенный ритуал: утро – значит учимся, одно или два занятия – и 2 часа свободного времени. Ритуал и привычка позволяют почти полностью устранить нытье: «не хочу, не буду писать, считать, говорить по-английски». Еще очень важно заинтересовать учебой, пока дети маленькие. Поэтому учимся играя и играя учимся. Не заставляю, а убеждаю, аргументирую. А если ну совсем нет настроения – не учимся. День, два, три – после догоняем с полными силами и настроением, – рассказывает Алина Туз.
Что такое хоумскулинг для запорожских родителей и насколько сложно адаптироваться ребенку-«домашнику» при необходимости в классической школе, рассказала мама троих детей, основатель центра осознанного родительства «Цветок жизни» Таисия Степина.
– Считаю, что хоумскулинг – это сплоченное семейное решение, это стиль жизни, а не спонтанные необдуманные действия. В нашей же ситуации получилось все довольно спонтанно, в силу образа жизни. С первого класса моя дочка была на домашнем обучении. И получилось так не из-за каких-то принципов, а из-за того, что мы все время путешествовали. Мы решили учиться дома, но при этом я понимала, что сама не смогу все это дело осилить. Нам повезло, что был на примете очень хороший учитель – творческий человек, который работал частным образом. Мы пригласили ее поработать к нам домашним учителем. Потом, посмотрев на то, насколько загружены дети в школе, мы пришли к выводу, что хотим и далее заниматься дома. Однако в пятый класс нам пришлось пойти в школу, поскольку мы уже не могли финансово позволить себе обучение на дому, – поделилась Таисия Степина.
Сейчас дочь Василиса учится в лицее «Перспектива», и, по словам мамы, ей там очень нравится, и не было никаких проблем с адаптацией. Что до оценок, Таисия уверена: они не имеют решающего значения в жизни дочери, ведь главное – это отношения, присутствие здесь и сейчас.
– Я вообще никак не стимулирую ребенка к обучению и не мотивирую. Если я вижу, что у нее что-то не идет или нет настроения, то я не настаиваю. У меня нет вопроса о том, кем она хочет быть в будущем или что делать, мне интересно, что дочка хочет делать прямо сейчас. Меня не интересует, какие у нее оценки или успехи в том или ином предмете – меня интересует только то, как складываются ее отношения с другими ребятами и учителями. Думаю, что отношения – это самое важное. Для меня важно то, что она с улыбкой убегает в школу и в хорошем настроении оттуда приходит. Все остальное – это мелочи. Человек может научиться чему угодно вне школы. Сейчас век открытой и доступной информации, было бы желание научиться. И для взрослых главное – не убить желание ребенка учиться, узнавать и познавать мир, – считает Таисия Степина.
Скептики в вопросе хоумскулинга часто говорят о большой моральной ответственности родителей, принимающих решение давать ребенку домашнее образование. Однако само родительство – уже огромная ответственность, которой не избежать, так стоит ли бояться идти навстречу свободе в воспитании и обучении своего ребенка, предоставляя ему самому выбор и место для творчества? Здесь, пожалуй, единственно важный вопрос – это вопрос мотивации родителей будущих хоумскулеров.
– Все стремятся к лучшему для детей. Но мало взрослых готовы отдать им львиную долю своего времени и внимания. Если родители любят и хотят быть с детьми – это лучший повод для хоумскулинга. Обычно мыслящие люди просто вынуждены не отдавать ребенка в школу, чтобы не покалечить его. Иногда этого основного инстинкта хватает для домашнего обучения, иногда нет. В конце концов, обучение на дому требует значительных вложений времени, денег, усилий и не может быть панацеей, – говорит Алина Туз.
В то же время мама хомскулеров считает, что для обучения ребенка на дому родителю вовсе не обязательно полностью отказываться от себя и своих интересов. Но и не продумать свой стиль жизни, не взвесить все за и против заранее – глупо и безответственно.
– Если вы забрали ребенка из системы, но не создали условий для обучения на дому – ничего хорошего не получится. Лично знаю 4 примера, когда работающие мамы переводили подростков на домашнее обучение, а через полгода-год возвращали в школу из-за непрерывных компьютерных игр и лени. Но и жертвовать собой, с головой погружаясь в детский мир, не стоит. Хоумскулинг хорошо сочетается с фрилансом, дистанционной работой, проектами под заказ, если профессия позволяет. Можно рассчитывать, что на обучение ребенка без репетиторов нужно по 2–3 часа в день, – констатирует Алина Туз.
Иногда ответом на вопрос «школа или дом?» может стать настоящий взгляд не только на себя – собственные возможности, – но и на своего ребенка: какой он, каковы его желания и устремления? Ведь, по словам нашего эксперта, есть дети, которым показан коллектив. Здесь важен аспект разумного выбора коллектива, который не сломает, а поможет и вдохновит.
– Да, есть дети, которым важно быть на виду, быть лидерами, заводилами. Для самореализации таким звездочкам необходим коллектив и если не государственная, то семейная школа, – подчеркивает Алина Туз.
Так или иначе, вопрос быть или не быть хоумскулингу именно в вашей семье, как правило, решается коллегиально и взвешенно. Оформить документы для заочного обучения или найти лазейку для экстерната собственному ребенку – не такая большая проблема при желании; иное дело – трезвое понимание того, что в домашнем образовании именно родители должны стать главными катализаторами, не диктаторами, а увлеченными мотиваторами для собственного ребенка.
– Наблюдая за родителями хоумскулеров, могу сказать, что все они разные и домашнее обучение у них тоже разное. Общей чертой, пожалуй, является то, что родители дают ребенку возможность быть собой: подмечают, к чему ребенок тянется, подтягивают книги, видео, кружки, секции, курсы этого направления. Сдерживают свои родительские амбиции: чтобы быстрее читал, считал и играл на скрипке, принимают индивидуальный темп развития и способности ребенка. В общем, точным описанием здесь может быть тьюторский подход: мы здесь, рядом, готовы выслушать, поддержать, подсказать, но это твое обучение и твоя жизнь, – подытожила Алина Туз.
Похожие статьи
Лейла Сазонтова
Всегда интересно, как живут в других странах люди с близкими нам ценностями и интересами, не правда ли? Чтобы немного приоткрыть завесу тайны, сделала для вас перевод статьи Мэри Прайд. Она — американка и мама девяти детей, обучающихся в форме семейного образования.
***
Названия забавны. Возьмите слово «хоумскулинг». О чем вы подумали? Если вы сказали: «Школа дома», я не удивлюсь. «Домашний» + «школа» — не остается других вариантов.
Но есть два принципиально важных момента:
1. Обучение на дому — хоумскулинг — не является «школой». Это совершенно другой подход к образованию.
2. Домашнее обучение не обязательно происходит дома.
Если хоумскулинг — это не школа, то что это такое?
В верном понимании хоумскулинг — это образование, разработанное родителями. Это автоматически делает его принципиально отличным от образования, разработанного чиновниками. Он также резко отличается от «частного» обучения. Независимо от разговоров об индивидуальных подходах, на практике частные школы готовят и используют обычный учебный план для учителей и стандартные учебники.
Таким образом, хоумскулинг не является «школой», когда дело доходит до того, кто отвечает за разработку учебного плана. Вовлеченность и активное участие родителей в создание учебной программы радикально отличается от того, что происходит в любой школе.
Удивительно, на первый взгляд, учебная программа, разработанная родителями, дает лучшие результаты, чем учебная программа, разработанная профессиональными педагогами. Именно об этом говорят многие исследования. Причина этого на самом деле весьма проста: учебная программа, выбранная из всех возможных вариантов (а скромный список, «одобренный» государственным или школьным советом) и нацеленная на конкретного ребенка априори дает лучшие результаты.
Источник
Хоумскулинг также не является «школой», когда речь идет о планировании и приоритетах. У тех, кто учится дома, нет собраний, звонков на урок и предметов, которые то и дело вводят на законодательном уровне. Если нам это не нужно, то этого и нет!
Это означает, что у детей, обучающихся дома, есть гораздо больше возможностей сконцентрироваться, чем у тех, кто посещает школу, где нужно постоянно прерываться на середине придумывания проекта, решения примера, выполнения письменного задания и т. д.
Человек не живет в одиночестве. Вот почему наши соседи продолжают задавать нам этот старый вопрос: «А как насчет социализации?» На самом же деле они подразумевают под этим «Может ли ваш ребенок стать полноценным взрослым, когда просто сидит дома, выполняя там проекты и уроки?»
Источник
Наши бедные соседи ошибаются, когда представляют семейное образование именно так. Какая дикая мысль: будто родители, которые платят за уроки искусства, музыки и балета, которые возят детей на футбол и каратэ, подписывают их на образовательные курсы в интернете или водят на занятия в местные общинные центры, являются теми, кто только и делает, что держит детей дома!
Единственное, что мы, «настоящие» хоумскулеры, делаем в дополнение к обычным родителям — добавляем академические уроки дома, нанимаем детям репетитора или покупаем доступ к образовательным ресурсам в интернете. Иными словами, как только мы понимаем, что хоумскулинг не является «школой дома», мы получаем возможность искать образовательные приключения в любом месте в реальном мире. Весь мир — наша школа. И мы всегда находимся в учебном классе.
Обложка поста
В школу ни ногой: как устроен хоумскулинг и почему он эффективнее обычной школьной учебы
Кратко:
— Хоумскулинг — это легальная форма получения среднего образования вне школы.
— В России около 20 тысяч хоумскулеров, это 0,13% от общего числа школьников.
— Хоумскулеры не привязаны к школьной программе, но имеют право ежегодно проходить промежуточные аттестации по основным предметам.
— Хоумскулер может в любой момент вернуться в школу добровольно. И в обязательном порядке — если не сдаст «хвосты» по экзаменам в течение года с момента аттестации.
— Чаще всего родители переводят детей на семейное обучение из-за недовольства школой, «кочевого» образа жизни или желания быть ближе, разделять их интересы и ценности.
— Исследования показали, что хоумскулеры учатся лучше сверстников.
— Социализация остается предметом споров педагогов и психологов. В конечном счете правильнее опираться на индивидуальные особенности каждого ребенка.
— Распространение семейного образования ограничивают традиционные установки в обществе, отсутствие финансовой поддержки властей, организационные и психологические барьеры в семье.
Хоумскулинг, или семейное образование, позволяет ребенку учиться дома и не зависеть от школы ни в чем, кроме экзаменов раз в год. На юридическом языке — это форма обучения вне образовательной организации. Своей автономией хоумскулинг принципиально отличается от надомного и дистанционного обучения, на которые переходят по медицинским показаниям: в этих случаях ученик числится в конкретной школе и удаленно осваивает ее программу с ее же учителями.
На начало 2015/16 учебного года в России было 8,2 тысячи хоумскулеров, а к концу 2018/19 года — уже 20 тысяч. «Численность экстернов каждый год увеличивается в среднем на 19%, — подтверждает Юлия Шароватова, руководитель „Экстерната Фоксфорда“. — В прошедшем учебном году только в нашей домашней онлайн-школе было свыше 800 учеников».
В 1992 году внесли правки в Закон об образовании, и с тех пор семейное обучение столь же легально, как и школьное.
Каждая семья имеет право учить ребенка дома, но об этом нужно предупредить местный департамент образования. Там предложат формально прикрепиться к одной из школ города. Это нужно, чтобы ученик мог пользоваться инфраструктурой школы (спортзалом, библиотекой) и проходил там аттестации.
Еще это позволяет рассчитывать на денежную компенсацию, предусмотренную федеральным законом, но тут всё сложно: решение о выплатах принимают региональные органы власти, и пока они есть только в Пермском крае — от 20 до 40 тысяч в год, и в Омской области (хотели отменить, не получилось) — от 73 до 113 тысяч в год в зависимости от класса.
Два часа на уроки и экзамены онлайн: как учатся хоумскулеры
В среднем хоумскулеры тратят на учебу меньше времени. «Дома мой ребенок осваивает программу за полтора-два часа в день, а в школе он проводил шесть часов, — говорит психолог Анна Домченко. — Плюс дорога, плюс домашние задания. В общей сложности ребенок учился около девяти часов в день. А судя по нашему родительскому чату, в первом классе многие делали домашнюю работу до 23 часов».
Легко поверить, что дома с программой справляешься быстрее: из 45 минут школьного урока чуть ли ни половину времени отнимают организационные объявления, ответы одноклассников у доски, укрощение нарушителей дисциплины и прочее.
Другое отличие — семья сама решает, что и как учить, опираясь на интересы, способности и нужды ребенка. Кто-то ищет индивидуальный курс, другие берут наиболее близкую по духу школьную программу.
Можно традиционно проходить несколько дисциплин в день или продвигаться блоками: день математики, геометрии и так далее.
«В обучении учитываются сильные стороны и интересы детей, чтобы стимулировать мотивацию к учебе, — говорит руководитель „Экстерната Фоксфорда“ Юлия Шароватова. — В нашей домашней онлайн-школе, например, с 5-го класса кроме базы можно проходить углубленные и олимпиадные курсы по дисциплинам, к которым есть интерес и задатки. А с ними — курсы по развитию эмоционального интеллекта и навыка самообразования».
Никто не мешает делать упор на интересные предметы, а заодно немного расслабиться в отношении тех, к которым душа не лежит. Грубо говоря, их можно вообще исключить из программы и не тратить на них время (главное, потом пройти аттестацию — об этом будет дальше).
Сложилось мнение, будто хоумскулеров учат мамы-папы, но это верно только отчасти. На самом деле, вариантов много: репетиторы, онлайн-программы с кураторами и без, кружки, секции и семейные клубы, организованные родителями нескольких детей. Форматы можно чередовать и сочетать. Кроме того, у хоумскулеров есть время ходить в музеи, на экскурсии, в походы — всё это тоже считается способом получать знания.
Семейное образование получили Авраам Линкольн и Франклин Делано Рузвельт, Андрей Сахаров, Константин Циолковский и Сергей Королев. А еще Марк Твен, который однажды сказал: «Я никогда не позволял школе вмешиваться в мое образование».
Раз или два в год ученики аттестуются по обязательным предметам: экзамены проходят как обычные контрольные или тесты. По физкультуре, музыке и ИЗО нужно принести справку из соответствующей секции или реферат, по технологии — поделку. Обычно сроки аттестации выпадают на окончание четвертей, и ученику надо лично показаться в школе, но уже есть специальные центры, в которых экзамены сдают удаленно в любое время, даже за два класса в год. Правда, это уже платно — минимум от 10 тысяч рублей в год в зависимости от класса и центра.
Проваленные экзамены можно пересдать дважды в течение года. Если не получится, ребенок возвращается в школу — это закон.
ОГЭ и ЕГЭ сдают в том же порядке: прикрепляются к школе, идут на экзамен, получают аттестат государственного образца. Он ничем не отличается от аттестатов «обычных» школьников, так как форму обучения в нем не указывают.
Важно, что обязательной является только государственная итоговая аттестация по окончании 9-го класса (ОГЭ), после которой школьник получает свидетельство о среднем образовании. Промежуточные аттестации и ЕГЭ — право, а не обязанность ученика. Это тоже закон. Парадокс системы в том, что к итоговой аттестации не дадут допуск без промежуточных, то есть сдать их всё-таки придется, но это можно сделать непосредственно перед итоговыми экзаменами, если так удобнее. В остальном в законах о семейном образовании пока нет ясности.
«Эта форма образования не получила ни подробного правового регулирования, ни внимания со стороны исследователей и проверяющих органов, — говорит Надежда Княгинина, младший научный сотрудник Центра образовательного права Института образования ВШЭ. — До сих пор возникают вопросы о том, нужно ли предоставлять таким обучающимся учебники, как определить, что родители не справляются с обучением дома, если ребенок учится в первом классе, где нет промежуточных аттестаций, почему в одних регионах выплачивается компенсация родителям за семейное образование, а в других нет».
Многодетные протестанты с высшим образованием: какие родители обращаются в хоумскулинг
В мире не много статистики по семейному обучению. Одно из самых крупных исследований прошло в 2009 году в США. Ученые опросили 11 739 родителей хоумскулеров (всего на тот момент их было около 2 миллионов), и вот какие результаты они получили:
Большинство семей хоумскулеров в США — полные, минимум с тремя детьми. Родители имеют высшее образование, нормально зарабатывают, исповедуют христианство.
По России данных меньше. Наших хоумскулеров в 2017 году изучила ВШЭ: большинству родителей от 25 до 49 лет, у них двое детей, они живут в городах (по некоторым данным, треть — в Москве и Московской области), имеют высшее образование и работу.
Плохое образование и семейные ценности: почему родители забирают детей из школы
Образ жизни семьи
Дома удобнее учиться, если родители много путешествуют или их работа связана с постоянными переездами. Иногда из школы уходят дети знаменитостей и дети-знаменитости, у которых из-за статуса проблемы с одноклассниками или просто нет времени осваивать программу.
А для кого-то семейное обучение — вопрос безопасности. «Внутрисемейный киднеппинг в России стал очень распространенным явлением, — говорит адвокат Максимилиан Буров. — Мать утром отводит ребенка в школу или детский сад, а вечером узнает, что ребенка забрал отец и увез в неизвестном направлении. Семейное обучение позволяет исключить подобные ситуации. Так учатся многие дети, которые уже стали жертвами похищения (и затем, к счастью, вернулись домой. — Прим. ред.)».
Желание быть ближе
Семейное обучение помогает сблизиться с ребенком (или не отдаляться от него), разделять его интересы, передать семейные ценности, проводить больше времени вместе — с нашим темпом жизни это становится проблемой.
«Главный плюс семейного образования — тесное общение с родителями, их участие в процессе и моральная поддержка, — говорит Диана Авсюкевич, руководитель креативного отдела TutorOnline. — Часто родители даже не догадываются, какие проблемы возникают у ребенка в школе. Дети, особенно в период пубертата, становятся скрытными, не хотят делиться своими страхами и переживаниями. В итоге между поколениями возникает пропасть, которую можно преодолевать годами».
Основатель проекта «Игра в каллиграфию» Анастасия Камаева учит детей дома, потому что хочет быть свободной в передвижениях и не зависеть от школы. Источник
Проблемы в школе
В этой категории десятки «подпричин», и чтобы подробно о них рассказать, нужна отдельная статья (одну мы уже написали). Но в основном детей забирают из школы из-за неподходящей программы (слишком сложной или простой), плохих отношений со сверстниками или из-за принципиальных расхождений во взглядах на преподавание.
«В традиционной педагогической системе мы рассматриваем ребенка как объект воздействия, — пишет Петр Щедровицкий, главный эксперт Института образования ВШЭ. — И даже в педагогическом словаре написано, что таким объектом является „ученик, исполняющий указания учителя, занимающий ответную позицию и не имеющий реальных возможностей для собственного целеполагания“.
Такова традиционная концепция учебного процесса, которая заложена в основу всей институциональной структуры современной системы обучения. Она же как система принципов заложена в сознание всех тех людей, которые работают в сфере педагогического производства и занимают там разные позиции. Никаких возможностей быстро переделать или как-то существенно поменять укорененную педагогическую практику у общества нет».
Исследование ВШЭ: 52% опрошенных в России семей перешли на семейное обучение, потому что были недовольны качеством образования. Респонденты также отметили, что школа нерационально расходует время на изучение предметов.
Несмотря на то что по закону среднее образование должно быть бесплатным, учиться в школе довольно накладно. И вопрос здесь не столько в деньгах, а в том, на что они уходят: «С первого дня в школе начинаются поборы: давайте соберем на учебники, на окна, давайте купим диспенсер, диван, еще что-то, — рассказывает психолог Анна Домченко. — Одно дело — тратить на то, чтобы твой ребенок лучше учился, но ты постоянно вынужден вливать деньги в благоустройство территории, которое вообще не сказывается на качестве образования».
ВЦИОМ подсчитал, что в среднем на подготовку к школе родители тратят 21,1 тысячи рублей. В эту сумму входят форма, обувь, ранец, учебники и канцтовары, взносы за охрану, питание, техоснащение и моющие средства.
По словам председателя национального родительского комитета Ирины Волынец, многие родители берут потребительские кредиты, чтобы собрать ребенка к Первому сентября. Для сравнения: в одной из российских онлайн-школ учебный год с личным куратором с пятого по восьмой класс будет стоить 36 000 рублей. Получается больше среднего чека по стране, но в этом случае родители инвестируют непосредственно в знания. Строго говоря, они покупают услугу, а значит, имеют право предъявлять требования к ее качеству. Все знают, что с государственной школой такое обычно не работает: если вы недовольны результатами ребенка, виноват ребенок — наймите репетитора (среди наших же учителей) или ищите другую школу.
К менее масштабным причинам, которые склоняют на сторону семейного обучения, относят плохое питание, недосып, неудобный график, множество бессмысленных правил и требований.
Например, форма — часто в ней некомфортно, да и просто детям она не нравится. Педагоги настаивают, что форма помогает замаскировать социальное неравенство, но в таком случае нужно также запретить ученикам доставать смартфоны (хотя к этому идем) и общаться друг с другом.
Дима Зицер, педагог, автор книг, основатель Института неформального образования и школы «Апельсин»: Родители должны понимать, что учеба в школе — это огромный кусок жизни, а для человека в семнадцать лет это бо́льшая часть жизни. И в этом куске жизни он имеет право быть счастливым, понимать, как что устроено, получать удовольствие.
Выше баллы и самооценка: что дает детям семейное обучение
Исследования, проведенные в США, однозначно говорят о том, что хоумскулеры учатся лучше сверстников.
В 1998 году ученые из Университета Мэриленда проверили 20 760 школьников с первого по двенадцатый класс (с 6 до 16 лет по-нашему). Дети прошли тест базовых умений Айова (Iowa Test of Basic Skills, или IТBS), и оказалось, что «домашники» опережают учеников государственных и даже частных школ в среднем на 20–30 пунктов.
Похожие результаты показало исследование 2009 года, о котором мы писали выше. Очевидно, что за 11 лет высокие показатели хоумскулеров (как тенденция) сохранились:
Баллы, набранные хоумскулерами и школьниками по основным предметам. Базовые знания — средние показатели по чтению, родному языку и математике. Общие результаты — средние показатели по всем тестам.Источник
Исследование также выявило, что на академические результаты хоумскулеров не влияет совсем или влияет незначительно:
— пол ребенка;
— образование родителей или его отсутствие;
— доход семьи;
— формат обучения — от максимально организованного до свободного;
— степень госрегулирования домашнего образования в разных штатах.
При этом ученые отмечают, что перечисленные параметры имеют куда бо́льшее влияние на успеваемость в государственных школах.
Кроме того, профессор Брайан Д. Рэй обнаружил, что 24,5% хоумскулеров знают программу на один и более класс выше своего возраста. В начальной школе опережение составило в среднем год, к восьмому классу — уже четыре.
С другой стороны, далеко не все родители гонятся за высокими оценками. Сейчас на первый план выходит индивидуальность и эмоциональный интеллект, поэтому многих волнует, какие личные качества приобретает ребенок в процессе обучения.
«Модель семейного обучения способствует более свободному типу мышления, — считает Дмитрий Еныгин, доцент кафедры иностранных языков № 1 РЭУ имени Г. В. Плеханова. — Ребенок учится самостоятельно выбирать, планировать свое время, проектировать свою жизнь. В этом возрасте уже появляются некоторые отголоски целеполагания. У ребенка, обучающегося на дому, будет меньше комплексов, но и социальных навыков меньше. Как показывает практика, после семейного обучения дети более свободны вообще по жизни, у них не так много страхов, ограничивающих установок, которые появляются в ходе обучения в традиционной школе».
С ним согласна Татьяна Красильщикова, психолог и гештальт-терапевт: «Я наблюдаю, пожалуй, важнейшее отличие „домашников“: их самооценка не привязана жестко к внешней оценке. Они лучше способны услышать критику, шире мыслят, у них смелая фантазия, они оригинальны, больше умеют доверять взрослому, при этом не теряют себя».
Исследование ВШЭ: чаще всего в российских семьях первый и второй ребенок переходили на семейное образование в начальной школе (1–4-й классы), а вот третий и последующие дети начинали уже с семейных детских садов, организованных родителями. Это может свидетельствовать о том, что родители не только не разочаровались в семейном образовании, но и стали доверять ему больше.
Душа компании или маргинал: социализация без школы
Социализация — главный аргумент скептиков против семейного обучения. Педагоги и психологи разделились на два лагеря. Одни говорят, что без школы ребенок не научится взаимодействовать с миром, другие — что школа отнюдь не единственное место, где можно освоить эти навыки.
Дима Зицер, педагог, автор книг, основатель Института неформального образования и школы «Апельсин»: «Социализация — это построение социальных связей. А для построения социальных связей совершенно необязательно ходить в школу. Можно ходить в музей, а можно ходить в кружок, а можно иметь отличную компанию во дворе, в которой у тебя понятно устроены отношения. Если вы ставите вопрос о тоталитарном государстве, то тогда социализация — государственный интерес. Тогда человек должен вырасти в маленький винтик, научиться взаимодействовать с другими винтиками и выполнять волю высшего существа».
В 1997 году американские ученые опросили хоумскулеров, чтобы узнать, как они проводят время. График в процентах показывает, сколько детей занимаются в разных секциях:
Молодежный клуб — это национальная молодежная организация 4-Н. В пункте «Общение с друзьями» речь идет именно о внесемейных людях, а не о родственниках, братьях и сестрах. Это важно, ведь критики часто говорят, что круг знакомств хоумскулеров ограничен семьей. А в последнем пункте подразумевается, что ребенок совмещает минимум две активности из списка.Источник
Дмитрий Еныгин, доцент кафедры иностранных языков № 1 РЭУ имени Г. В. Плеханова: «Если сравнивать классическую модель и говорить о психологии в целом, то, конечно, школьное обучение выигрывает. В школе социальная модель более жесткая, там дети сталкиваются с большим количеством трудностей в общении со сверстниками, учителями и даже родителями. И в этих трудностях происходит рост и социализация. Есть много мнений о том, что, обучаясь на дому, ребенок посещает различные секции, бассейны и там общается с другими детьми — но это совершенно другое качество общения. То общение носит фрагментарный и исключительно положительный характер, потому что мы говорим об увлечениях. Вне школы ребенок не сможет пройти все этапы социализации. Когда он вырастет и пойдет на свою первую работу, у него будут сложности».
Замечание о работе справедливое, но как долго еще будут востребованы профессии, требующие дисциплины и субординации? В обозримом будущем таких специалистов частично или полностью заменит робототехника, а на рынке труда в цене будут креативность и эмоциональный интеллект, которым в традиционной школе пока не учат.
Исследование ВШЭ: 67% опрошенных российских школьников становились жертвой травли, 59% были инициаторами травли хотя бы раз.
Татьяна Красильщикова, психолог и гештальт-терапевт: «Согласно теории привязанности Джона Боулби, чем крепче и теплее связь родителей и ребенка, тем более уверенным и счастливым он сможет стать в будущем, тем гармоничнее будут его отношения с другими людьми. Соответственно, дети, которых не „выбрасывают в общество“ рано, а оставляют в комфортных условиях, получают максимум той самой опоры и поддержки, которая необходима для дальнейшего пути.
Говорят, дети в школе учатся общаться. Не вина детей, а вина системы — но дети в школе зачастую учатся еще и манипулировать, ябедничать, закрываться, притворяться, ожесточаться — всё для того, чтобы выжить в системе. Это им, безусловно, помогает жить во взрослом мире, но жить хорошо — вряд ли.
Если под социализацией иметь в виду способность сотрудничать, опираться на себя и на других людей, соблюдать свои и чужие границы, хорошо слышать себя и окружающих, то домашнее обучение помогает социализации».
Многие родители создают семейные клубы, проводят регулярные встречи, мероприятия, даже организуют лагеря. На фото — летний лагерь под Минском. Источник
Андрей Великанов, перевел сына на семейное обучение: «На мой взгляд, в нашей стране так долго всех социализировали, что полезно вырастить хотя бы одно поколение абсолютно асоциальных и даже девиантных людей. Тогда, может быть, что-то изменится, и слово „личность“ перестанет быть пустым звуком».
Общественное порицание и большая ответственность: проблемы хоумскулеров
Казалось бы, если всё так хорошо, почему хоумскулеров в России всего 0,13% от общего числа школьников. Сложностей и здесь хватает — перечислим те, что на поверхности.
Непопулярный формат
В нашей стране хоумскулинг не распространен, а значит, велика вероятность быть непонятым и снискать общественное порицание. Многие родители признаются, что сталкивались с реакцией «учится дома — значит, больной».
Нет финансовой поддержки
Так или иначе за образование надо платить — деньгами или временем, которое родители могли бы потратить на заработки. А компенсация предусмотрена только в двух регионах, и неизвестно, будут ли ее давать где-то еще. Депутаты опасаются, что деньги будут использовать не по назначению. «Я очень боюсь, что некоторые асоциальные субъекты будут тратить компенсацию на водку, — сообщила Ксения Мишонова, уполномоченный по правам ребенка в Московской области. — Ради выгоды они переведут ребенка на семейное образование и сломают ему жизнь».
Сложно сориентироваться среди предложений
Бизнес уже активно отвечает на запросы аудитории: появляются дистанционные курсы, репетиторы, тьюторы, консультанты, центры образования и прочее. Невозможно даже надеяться, что качество услуг у всех одинаково хорошее. И чем дальше, тем сложнее будет отличить специалиста от неспециалиста. А раз речь идет о детях, это обстоятельство вызывает особую тревогу.
Вся ответственность ложится на родителей
Родители школьников сваливают вину за тройки на учителей и систему, а хоумскулеры пенять могут только на себя. Одним сложно эффективно организовать график, другие в принципе боятся ответственности, третьи борются с собой, чтобы не превратить ребенка в того, кем сами когда-то не стали.
«Родителям и педагогам альтернативного образования приходится сталкиваться в первую очередь со своими страхами, паттернами поведения, учиться выстраивать границы, чтобы не перемешивать роли, — считают Мария Лузина и Наталья Медведева, редакторы Freefromschool. — Под ролями мы понимаем отношения „родитель—ребенок“, „учитель—ученик“ или „тьютор—ученик“, в которых легко запутаться при переходе на семейное образование».
К тому же адаптация после школы не всегда проходит гладко, и это еще больше распаляет родительскую тревогу и неуверенность. По словам Марии Лузиной и Натальи Медведевой, на каждый год, проведенный в стенах школы, приходится примерно месяц «расшколивания», когда ребенок учится заново слышать себя и свои потребности.
«Родителям нужно четко чувствовать своего ребенка, его возможности, потребности и ограничения, при этом не требуя сверхъестественного и не накладывая свои проекции. Только постоянно слушая своего ребенка возможно спланировать и осуществить качественную модель семейного образования», — уверен Дмитрий Еныгин.
Исследование ВШЭ: 44% респондентов не отметили никаких проблем в процессе перехода на семейное образование, 40% указали на организационные трудности, 16% — на психологические. При этом уже в процессе семейного обучения психологические проблемы возникли у 27% опрошенных.
Семейное обучение — не универсальное решение. Специалисты сходятся на том, что, если ребенок любит ходить в школу, забирать его оттуда ни в коем случае не нужно. Другое дело, если школа — это проблема, или если родители в принципе задаются вопросом, зачем она детям. И действительно — чего мы хотим от школы? По качеству образования большинство государственных школ не дотягивают до мировых стандартов, а насчет социализации даже профессионалы спорят.
Прошлые поколения ожидали, что школа даст важные для жизни установки, но и здесь всё неоднозначно: «Давать установки в первую очередь должна семья. Если семья опорная, родители умеют разговаривать с ребенком и обсуждать сложные ситуации, то ребенок будет полагаться на установки семьи, что бы ни происходило в школе, — считает психолог Татьяна Красильщикова. — Если семья не смогла этого дать, эту роль выполнит школа, и здесь как повезет. Бывают учителя, которые дают много тепла и поддержки, а бывает и наоборот. У нас часто оценивают не результат труда, а самого ребенка („двоечник“ = плохой), и это влечет за собой множество переживаний».
Получается, мы отправляем детей в школу, потому что так принято (все ходят — и ты пойдешь), и чтобы их с пользой занять, пока взрослые на работе.
Жизнь без школ пока невозможно представить, но тенденция анскулинга рано или поздно должна изменить систему образования. «Это глобально может привести к тому, что те люди, которые занимаются в стране образованием, наконец-то начнут думать и брать на себя хотя бы минимальную ответственность, — считает Дима Зицер. — Представьте себе большой супермаркет, и половина посетителей перестала в него ходить. К чему это приведет? Либо к закрытию супермаркета, либо к тому, что дирекция супермаркета начнет соображать „что-то некомфортно у нас покупателям, может, надо товары переставить, может, музыку включить, может, надо что-то другое предложить“ и так далее. Школа абсолютно также устроена».
Сколько стоит хоумскулинг?
Мама хоумскулера из Перми Лейла Сазонтова рассказывает о финансовой стороне семейного образования. Лейла — член Союза журналистов России, автор книги “Жизнь без школы” и консультант по хоумскулингу.
Почти четыре года назад я забрала своего сына Льва из второго класса школы. Тогда начался наш путь семейного образования. За эти годы мне пришлось узнать и развеять многие мифы о хоумскулинге. Один из них звучит так “Хоумскулинг – это для богатых”. И сегодня я хочу рассказать о том, сколько на самом деле стоит хоумскулинг.
Сколько стоит хоумскулинг? Фото — фотобанк Лори
Нужно ли платить за хоумскулинг?
Нет, семейное образование прописано в Федеральном законе “Об образовании” наравне с другими формами – очной и заочной. Это значит, что ребенок-хоумскулер сдает аттестации бесплатно, так же, как и его ровесники, которые обучаются в школе.
Однако если родители принимают решение аттестовывать ребенка не в муниципальной школе, а в частной или в формате онлайн, то за такие услуги, конечно, придется платить. Цена вопроса разная в зависимости от города и требований. В среднем аттестация в дистанционном варианте (сейчас в интернете есть из чего выбрать и можно не бояться: у большинства таких учреждений есть и лицензия и договор со школой-партнером, которая потом выдаст ребенку совершенно обычный аттестат) обходится в 17-20 тысяч за один класс. Но повторю: это траты не обязательные, вполне можно прикрепиться для аттестации к муниципальной школе и не платить ни копейки.
На что придется потратиться?
По идее на семейном образовании можно вообще ни на что не тратиться. Например, до 5 класса у нас не было репетиторов. И единственное, на что мы тратились – это доступ к платным ресурсам и занятия английским языком.
Сейчас к нашим обязательным тратам добавились расходы на репетитора по алгебре. Но я не исключаю того варианта, что он бы понадобился сыну и в том случае, если бы он учился в школе. При этом наши траты на образование в месяц не достигают и десятой части семейного бюджета.
Вместе с тем я знаю семьи, в которых дети-хоумскулеры учатся без помощи репетиторов вплоть до сдачи ЕГЭ, равно как и знаю семьи, в которых у детей-школьников есть репетиторы чуть ли не по каждому предмету. Чёткой зависимости между формой обучения и необходимостью репетиторов нет.
А в чем же экономия?
На самом деле – во многом. Не нужно покупать школьную форму (честно говоря, даже не знаю, сколько она сейчас стоит, но когда мой сын пошел в первый класс, комплект-двойка обходился в 3 тысячи). Не нужно покупать рюкзак, тетради на печатной основе и кучу канцелярии, которая используется несколько раз за учебный год (я говорю про цветной картон, счетные палочки, фигурные ножницы и т.д. Конечно, мы и сейчас покупаем сыну то, что может пригодиться в учебе, но делаем это по своему усмотрению.
А еще на семейном образовании не нужно вносить деньги в фонд класса, на ремонт школы, на охрану, на обязательные мероприятия и т.д. Можете мне возразить: “Эти траты не обязательные”. Да, я согласна: теоретически они, конечно, не обязательны, но на практике – “добровольно-принудительные”. Затрудняюсь сказать, сколько составляет экономия: вот уже пять учебных лет нашей семьи не касаются эти траты. Но смею предположить, что сэкономленная сумма вовсе не маленькая.
Какое подспорье от школы?
Как правило, семьи, в которых растут хоумскулеры, заключают договор с учебными заведениями на сдачу аттестаций. Если речь идёт о муниципальных или частных школах (не об онлайн-платформах), то детям выдаются учебные пособия, они могут пользоваться услугами школьной библиотеки, посещать внеклассные мероприятия, а также бесплатные кружки и секции наравне с детьми, обучающимся очно.
Единственный минус – детям, находящимся на семейном образовании, не положен школьный проездной (как и студентам-заочникам, например). Однако при его покупке требуется справка из школы, а учебные заведения легко дают их и хоумскулерам, не указывая форму обучения.
Более того, мне знакомы случаи, когда родители-хоумскулеры добивались от школы компенсации питания (в «очном» варианте на это претендуют ученики, находящиеся в социально-опасном положении), и детей во время аттестаций бесплатно кормили в школьной столовой. Мне, правда, кажется, что это уже перегибание палки, однако у каждой семьи свои финансовые возможности и решения, исходящие из них.
Стоит ли ждать помощи?
Открою секрет. Некоторым хоумскулерам повезло настолько, что им ещё и платят за то, что они не ходят в школу. Федеральный закон «Об образовании», который регламентирует отношения между школьниками, обучающимися по любой из форм, оставляет за регионом право компенсировать расходы на образование хоумскулерам.
Конечно, регионов, где такая компенсация есть, крайне мало. Нам, например, повезло. Не могу сказать, что это какие-то огромные деньги, но их хватает, чтобы оплатить несколько месяцев занятий иностранным языком. Если говорить точнее, то в среднем в нашем регионе (мы живем в Пермском крае) эта сумма составляет 20 тысяч рублей за учебный год.
Важно отметить, что в Москве и Санкт-Петербурге таких выплат не предусмотрено. Жителям других регионов, чтобы узнать о такой возможности, стоит обратиться в местное Министерство образования.
Что получаем в сухом остатке?
Истина всегда где-то посередине. С одной стороны нельзя сказать, что семейное образование подходит только очень обеспеченным семьям. А с другой стороны, будет неправильным заявлять, что хоумскулинг даёт возможность избежать всяческих трат или сэкономить определённую сумму. При хоумскулинге траты на обучение не исчезают из семейного бюджета. Однако такая форма обучения позволяет сделать эти траты более оправданными, более прицельными и опциональными, когда семья платит только за то, что сама считает важным, не за то, что считает важным учитель или администрация школы.