Содержание
- Фильм Если я останусь
- Соблазнение не по сценарию (17 стр.)
- Люби ближнего, как самого себя.
- Создание первых людей
- Первородный грех
- Наказание: изгнание из рая
- Дети Адама и Евы
- История об Адаме и Еве в мировой мифологии
- Адам и Ева в Коране
- Почему за грех Адама и Евы расплачиваемся мы
- Вы представить себе не можете!
- Песочница заминирована
- Не виноватые мы!
- Все в Адама
Фильм Если я останусь
Миа Холл – талантливая, симпатичная и очень смышленая девушка. Она учится в старшей школе, обожает классическую музыку, играет на виолончели, встречается с красивым парнем Адамом, который играет в рок-группе, и просто наслаждается жизнью. Родители поддерживают ее во всем и хотят, чтобы их девочка была счастлива.
Однажды жизнь Мии кардинальным образом меняется. Машина, в которой едет семейство Холл, попадает в аварию. Папа не справился с управлением, и это стало причиной смерти всех родных школьницы. Сама она выжила, однако впала в кому. И пока тело лежит в палате, душа бодрствует, все чувствует и ощущает.
Сначала девушка не понимает, что же произошло, она находится в шоковом состоянии. Она не может осознать то, что ее родителей больше нет в живых. Пока душа героини мечется по больнице, туда приходят ее бабушка с дедушкой, а также Адам. Они безумно переживают за девушку и надеются, что ей удастся выйти из комы. В это же время Мия вспоминает историю знакомства со своим парнем, первое свидание, невинный поцелуй и ужасную ссору. Ее душа должна сделать сложный выбор: отправиться вслед за родителями на небеса или вернуться в тело и продолжать жить, невзирая на боль потери.
Девушка хочет, чтобы Адам, находящийся в больнице, прикоснулся к ней. Однако как только парень нарушает запрет докторов и забегает в палату, его ловит охрана. Родственница Холлов, которая подоспела как раз вовремя, улаживает эту ситуацию. Она также сообщает, что младший братик Мии тоже умер.
Она слышит, как любимый признается ей в любви. Кроме того, он сообщает ей, что нашел в ящике письмо из колледжа, в который девушка так хотела поступить. Ей дали положительный ответ. После этого душа делает свой выбор и возвращается обратно в тело. Первое, что она видит – это лицо Адама.
Соблазнение не по сценарию (17 стр.)
Никаких шуток. Все было очень серьезно. Адам был серьезным, и ее немного напугало напряжение, огнем горевшее в его глазах. Он начал сжимать и ласкать ее руки, как будто они были из драгоценного металла. Мия закрыла глаза от удовольствия и предвкушения большего. Адам потянул ее к себе, и она упала ему на грудь. Он жадно набросился на нее с поцелуем. Ее соски касались его мускулистого торса. Руки Адама скользнули к ним, и Мия почувствовала, как горячо стало внизу живота. Она протяжно застонала, а он продолжал целовать и ласкать ее, заставляя забыть обо всем на свете.
Возбужденная плоть Адама требовательно упиралась ей в живот. Мия коснулась его разгоряченного шелковистого естества, и вскоре Адам глухо зарычал и со стоном начал умолять ее не останавливаться.
Его глаза потемнели, а дыхание стало сбивчивым. Он схватил Мию за талию и, приподняв ее, мягко вошел в ее трепещущее лоно, и из их груди одновременно вырвался стон облегчения.
– Превосходно, – прошептал Адам.
Мия согласно кивнула. Чувствуя его в себе, она пребывала на вершине блаженства, и ее ощущения только усилились, когда Адам начал двигаться, направляя ее и помогая выбрать ритм, который подходил им обоим. Их движения набирали скорость, которую невозможно было терпеть слишком долго. Его руки скользнули к ее бедрам, и Адам немного приподнялся, чтобы Мия могла обвить его своими ногами. Не сводя глаз друг с друга, они взлетали все выше и выше. Адам целовал ее груди, шею, подбородок и, когда дотянулся до ее губ, упал на подушки, увлекая Мию за собой.
– Ты здесь? – прошептал он, убирая волосы с ее влажного лба.
Мия в ответ молча кивнула.
И тогда Адам высвободил мощь своего тела, еще глубже погрузившись в Мию, которая тихо застонала. Еще несколько сильных толчков, и они оба закричали от острого наслаждения.
Мия упала на грудь Адама и подумала, что это была самая лучшая ночь любви в ее жизни.
Мия поднялась с кровати Адама и на цыпочках прошла мимо тумбочки, на которой остались лежать два нераспечатанных презерватива. Ее тело давно так не болело от любовных утех, но это не самое худшее, что случилось в эту ночь. Она умудрилась три раза заняться любовью с отцом Розы. После первого раза ребенок проснулся, и Мия помчалась к ней. Адам поспешил за ней. Он подогрел бутылочку со смесью, а Мия поменяла малышке подгузник. Когда Роза уснула, Мия передала ее Адаму, и он уложил дочку в кроватку.
Мия была на полпути в свою комнату, когда ее догнал Адам и снова потянул к себе на свою королевскую кровать. Она не сопротивлялась, потому что ей было так хорошо, что она желала, чтобы эта ночь никогда не кончалась.
Потом Адам держал ее в своих объятиях и нашептывал ей на ухо всяческие нежности, но он не попросил ее остаться с ним до утра.
Как только он уснул, Мия вернулась к себе.
Утром она проснулась, услышав шаги, направляющиеся к ее комнате. Ее дверь тихонько отворилась, и Мия увидела Адама, на лице которого читалось недовольство.
– Я иду искупаться. А Мэри придет только через три часа.
– Хорошо, я присмотрю за Розой.
Он кивнул в ответ и посмотрел на одеяло, которым она укрылась до самого подбородка. Глупо, конечно, после всего того, что они делали этой ночью. Но Мия чувствовала себя беззащитной и не знала, что творится сейчас в голове у Адама. Он был не из тех, кто дает волю своим эмоциям. Даже теперь, после столь страстной ночи, выражение его лица было непроницаемым, разве только на нем была тень осуждения, которую Мия не могла не заметить.
– Замечательно, – сказал Адам. – Ты в порядке?
Она провела горячую ночь в объятиях самого красивого мужчины на всем их побережье, и все, что она могла сказать в ответ, было краткое «да».
Он растерянно посмотрел на нее и вышел, закрыв за собой дверь.
Мия уронила голову на подушки. Что все это значит, черт бы его побрал?
Она отказывалась думать, что произошедшее этой ночью было ошибкой, но эта мысль все больше не давала ей покоя.
И никто не знал, что будет дальше.
Мия взяла пульт от радионяни и пошла в ванную. Она зажгла несколько свечей, и вскоре комнату наполнил аромат ванили и клубники. Мия погрузилась в теплую воду и принялась размышлять над чувствами, которые она испытывала к Адаму Чейзу.
Этому гениальному затворнику.
Адам стоял на террасе, наблюдая, как Мия играет с Розой у кромки воды. Он пил кофе и думал о том, как усложнилась его жизнь в последнее время.
Он проснулся сегодня утром и подумал, что увидит Мию рядом с собой, но она ушла. Адам хотел, чтобы она оказалась в его постели, мечтал о том, как утром вдохнет сладкий запах ее тела и увидит ее густые шелковистые волосы, разметавшиеся по подушке. Он думал о том, как покроет поцелуями нежную кожу ее плеч и прошепчет ей «Доброе утро».
Возможно, он был слишком груб с ней, слишком настойчив? Может быть, ему вообще не стоило заниматься любовью с тетей своей дочери? Страсть страстью, но Адаму не хотелось портить их отношения, ведь Мия будет всегда присутствовать в жизни Розы.
– Адам, отнеси это Мии. – Адам не услышал, как подошла Мэри с плетеной корзинкой в руках.
– Что это?
– Ее завтрак: йогурт, гранола, тост и сок. У нее сегодня выходной, но она еще не завтракала. В корзинке есть еще кое-что помимо этого, так что, если хочешь…
– Нет, спасибо.
Мэри отобрала у него чашку с недопитым кофе.
– Иди же. Отнеси ей завтрак. Я же вижу, что ты хочешь присоединиться к ним. – В ее глазах плясали искорки.
– Отлично, теперь я буду делать твою работу.
– Да, я такая, все время ищу, на кого бы свалить свои обязанности.
Адам улыбнулся. Мэри была самой лучшей помощницей по дому, и он не променял бы ее ни на кого другого.
– Ладно, симулянтка.
– Если я понадоблюсь, ищите меня на мягком диване с чашечкой горячего кофе, – уходя, бросила Мэри.
– Нахалка, – буркнул Адам и шагнул босиком на теплый песок.
Он предполагал, что Мии захочется «поговорить». Адам ненавидел все эти «дорогой, что происходит», – вопросы, на которые он не мог ответить. Начиная с Жаклин, почти все женщины, с которыми он встречался, после ночи, проведенной в его объятиях, начинали выяснять, какое место они занимали в его жизни.
Адам поставил корзинку рядом с Мией.
– Вот. Подношение от Мэри. Твой завтрак.
Мия повернулась к нему; ее глаза закрывали большие солнцезащитные очки. Она сняла их и заглянула в корзинку.
– Очень мило с ее стороны, – заметила Мия и наконец подняла глаза на Адама. – Я поблагодарю ее, когда вернусь в дом.
Роза тоже посмотрела на Адама, и ее нижняя губка задрожала. Его сердце сжалось от боли. Что нужно сделать, чтобы его собственный ребенок принял его?
– Не против, если я присоединюсь к вам?
– Добро пожаловать. – Она сказала это после паузы, которая тянулась дольше, чем ему хотелось бы.
Адам осторожно присел на краешек покрывала по другую сторону от Розы. Его раздражало то, что ему приходится держаться от дочери на расстоянии, чтобы не расстраивать ее. Может быть, ему следует держаться подальше и от Мии тоже.
Но эта мысль пришла ему в голову слишком поздно. Адам смотрел на прибрежные волны. Молчание Мии не давало ему покоя. Что он сделал не так?
– Ты не осталась со мной на ночь, – после длительной паузы сказал Адам. – Почему?
– Ты не просил об этом.
Его брови удивленно поползли вверх.
– Я думал, ты догадаешься, что я хочу проснуться рядом с тобой.
– Адам, – вздохнула Мия, – ты точно хочешь обсудить это?
– Ну да. Я думаю, нам следует поговорить. Или ты против?
– Не вижу в этом смысла.
– Ты не видишь в этом смысла? – нахмурился он.
– Адам, это неправильно. После того что случилось между тобой и моей сестрой. Ты наверняка сравниваешь нас. Ну и как я смотрюсь на ее фоне?
Он растерянно посмотрел на Мию.
– Мия, то, что происходит между нами, не имеет к этому никакого отношения. Разве только косвенное, потому что, если бы не Роза, я бы никогда не встретился с тобой. Мия, что сделано, то сделано, и я не могу изменить прошлое. Именно это тебя огорчает?
– Нет, Адам, не это.
– А что тогда?
Они начали говорить на повышенных тонах. У Розы тут же задрожали губки, а ее личико покраснело – верный знак того, что она собиралась заплакать. Мия поднялась и взяла малышку на руки.
– Ничего. Я иду в дом. Становится слишком жарко для ребенка.
– Подожди, – тоже поднялся Адам. – Мия, не уходи. Нам нужно разобраться.
– Это приказ?
Адам вздохнул, ему не нравилось, что Мия строит из себя жертву. Если она чувствует неловкость, что ж, он тоже это чувствует. Но то, что происходило между ними этой ночью, было просто потрясающе.
– Это просьба. Что на тебя нашло?
– Ты, Адам. Все дело только в тебе. Нравится, когда твои вопросы остаются без ответов, когда ты чувствуешь неопределенность? Не очень? А я так живу.
Чушь какая-то. Адам стоял и озадаченно смотрел вслед уходящей Мии.
Он не мог понять, что она от него хотела.
Но когда он узнает ответ, сможет ли дать ей это?
– Не могу поверить, что мой сын не сказал мне об этом маленьком чуде в ту же минуту, как только узнал, что стал отцом, – обратилась Елена Чейз к Мии.
Мия сидела на диване рядом с матерью Адама, а Роза удобно устроилась у нее на коленях. Празднование дня рождения Елены было назначено на шесть вечера, и Адам привез мать пораньше, чтобы поделиться с ней новостью о ребенке. Сам он в данный момент давал последние распоряжения Мэри и обслуживающему персоналу.
Люби ближнего, как самого себя.
Сотворение мира. Адам и Ева.
Бытие 1.
В этой главе рассказывается о том, что Бог сотворил нашу галактику и планету “Земля” за шесть дней.
1-2 В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
(Дух — это разум и сознание).
3-5 И сказал Бог да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
(Здесь говорится о другом свете, не том свете, которое дают солнце, луна и звёзды).
6-8 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй.
(Здесь говорится о том, что за пределами нашей галактики осталась вода).
9-13 И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так…. И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так…. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.
14-19 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, времён, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды; … И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвёртый.
20-23 И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю по тверди небесной. И стало так…. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день пятый.
24-25 И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. … И увидел Бог, что это хорошо.
26-31 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землёю, и над всяким животным пресмыкающимся по земле.
Далее говорится, что Бог дал, людям и животным, в пищу растения.
И увидел Бог, что всё, что Он создал, весьма хорошо. И был вечер, и было утро: день шестой.
Бытие 2.
Эта глава дополняет первую.
1-6 Так совершенны небо и земля и всё воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих….
7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою.
( Здесь говорится о том, что Бог дал людям дух. Дух – это разум и сознание ).
8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
(Рай — это место, где проживают люди, которые слушаются Бога).
9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
13 Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.
14 Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
(Здесь имеется в виду то, что когда человек познаёт зло, то начинает грешить. Любое зло является грехом. Грешники, после смерти на земле, попадают в ад (Лука 16:19-31), где существует смерть вторая (Откровение 20:11-15). На земле существует смерть первая, в аде — смерть вторая.
18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
(Животным Бог не дал разума и сознания (духа), поэтому они не осознают происходящего вокруг них, а значит и не умеют говорить).
21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
Бытие 3.
1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
(Бог, через змея, испытал Адама и Еву на послушание (1 Петра 4:12-19; Иакова 1: 12-18). Они ослушались Бога. Нельзя создать человека святым, для этого он должен пройти свой путь, то есть познать и добро, и зло, а затем отказаться от зла и не грешить. Например: если человек не страдал, то он не может жалеть других людей.)
7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.
21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
(Дерево жизни — это бессмертие. Бог закрыл людям путь в рай. Человечеству предстояло прожить несколько тысячилетий, после которых будет этот путь открыт. Культура, на земле, находилась на очень низком уровне, поэтому люди не могли логически мыслить, а это значит, что слушаться Бога они так же не могли. Рим. 5:12-21 — 14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего).
Бытие 4.
1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.
3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.
6 И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?
7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
8 И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
9 И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?
10 И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;
11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;
12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
13 И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно;
14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.
15 И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.
16 И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.
17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
18 У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.
19 И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла.
20 Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.
21 Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.
22 Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема.
23 И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне;
24 если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.
25 И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.
26 У Сифа также родился сын, и он нарёк ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа.
Бытие 5.
1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,
2 мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.
3 Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.
4 Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.
5 Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.
6 Сиф жил сто пять лет и родил Еноса.
7 По рождении Еноса Сиф жил восемьсот семь лет и родил сынов и дочерей.
8 Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер.
9 Енос жил девяносто лет и родил Каинана.
10 По рождении Каинана Енос жил восемьсот пятнадцать лет и родил сынов и дочерей.
11 Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер.
12 Каинан жил семьдесят лет и родил Малелеила.
13 По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок лет и родил сынов и дочерей.
14 Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер.
15 Малелеил жил шестьдесят пять лет и родил Иареда.
16 По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать лет и родил сынов и дочерей.
17 Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер.
18 Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха.
19 По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей.
20 Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер.
21 Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала.
22 И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей.
23 Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет.
24 И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.
(Из всех людей, проживающих до потопа, в рай попал один Енох).
25 Мафусал жил сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха.
26 По рождении Ламеха Мафусал жил семьсот восемьдесят два года и родил сынов и дочерей.
27 Всех же дней Мафусала было девятьсот шестьдесят девять лет; и он умер.
28 Ламех жил сто восемьдесят два года и родил сына,
29 и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь.
30 И жил Ламех по рождении Ноя пятьсот девяносто пять лет и родил сынов и дочерей.
31 Всех же дней Ламеха было семьсот семьдесят семь лет; и он умер.
32 Ною было пятьсот лет и родил Ной Сима, Хама и Иафета.
Бытие 6.
1 Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,
2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.
(Сыны Божии — это те, которые призывали имя Господа).
3 И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.
4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.
5 И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
6 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
8 Ной же обрел благодать пред очами Господа.
9 Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.
10 Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.
11 Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями.
12 И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.
13 И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.
14 Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.
15 И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.
16 И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье.
17 И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.
18 Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.
19 Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут.
20 Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых.
21 Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею.
22 И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал.
Историю об Адаме и Еве знает, каждый человек, имеющий хотя бы поверхностное представление о Вере. Их имена упоминаются в самой древней части Ветхого Завета — книге Бытие. Древние события, описанные в этой библейской легенде, повлияли на жизнь всех людей на земле.
Создание первых людей
В шестой день творения мира Бог сотворил из земного праха человека, которому дано было имя Адам. В буквальном переводе с древнееврейского языка оно означает «красный». Видимо, это слово является производной от adamah — земля (краснозем). Таким образом, имя первого человека прямо указывает на способ его появления на Земле.
История Адама и Евы берет начало в Эдемском саду
В Священном Писании упоминается, что Всевышний создавал Адама по образу и подобию Своему. Образ проявился в телесном совершенстве первого человека, а подобие достигается и поддерживается на протяжении всей жизни.
Адам стал венцом Творения, в которое Бог вложил частицу своего духа. Всевышний поселил его в совершенном месте — райском саду, который называется в древних текстах Эдемом. Повелел Создатель своему идеальному творению ухаживать за эдемским садом и хранить его, и всех обитающих в нём тварей, которым необходимо дать имена.
Но один жил Адам в райском месте и не было помощника у него. Бог послал его крепкий сон, и забрал одно ребро человека, сделав из него женщину, названную Евой. В Библии говорится, что Адам назвал её женой своей, так как создана она из его плоти. Создание Евы, окружившей мужа любовью, — проявление образа Бога в человеке, так как в священных текстах говорится, что Бог есть любовь.
Следует знать, что совершенство первых людей не носило абсолютный характер. Так должно было осуществляться им в течение всей жизни, которая становилась богоподобной и вечной только в единстве духовном с Господом.
Бог не подчинил себе человека, а дал ему выбор, который определялся свободной волей человека. Отражением этого стала единственная заповедь, данная Создателем первым людям, в которой запрещалось есть плоды с Древа познания добра и зла.
Первородный грех
В Святых текстах не указывается, сколько первые люди жили в райском саду. Некоторые исследователи считают, что от появления Адама и Евы в Эдеме до их грехопадения прошло семь лет. Они жили в благодати и чистоте, но в райское место проник дьявол в образе змея и начал искушать женщину. Он сказал, что Бог обманул их, и не смерть ждём отведавших плод с запретного дерева, а богоподобие, достигнутое без единения с Создателем.
Змей хитростью убедил Еву попробовать плод запретного дерева познания добра и зла
Наличие свободной воли и желание не просто быть подобием Бога, а обрести Силу Его подтолкнули первых людей к совершению первого греха. Дьявол в образе змея лишь подталкивает Еву к нарушению запрета Господа на вкушение плодов с древа Познания, но свой выбор она, как и её муж, сделала самостоятельно. Первая женщина вкусила запретный плод и уговорила сделать это же своего мужа. Своим непослушанием они разгневали Господа и были жестоко наказаны за него.
О грехе в православии:
- Грех празднословия
- Грех злословия
- За какие грехи даются болезни
Не физическая смерть ждала их после грехопадения, а конец благодатной жизни, в которой не было места порокам, боли, злости и стыду. Первым чувством, появившемся в людях после грехопадения был стыд, так как они лишились сияния славы — своей неувядающей одежды. Потеряв связь с Господом и испугавшись Его гнева, люди укрылись от него в саду. Адам и Ева пытались сложить с себя ответственность за свой поступок: мужчина обвинил женщину, которая указывал на змея-искусителя.
Интересно: фигура змея имеет глубокий символизм. В еврейском вероучении змей олицетворяет многобожие и противопоставляется Яхве — единому Богу-демиургу.
Наказание: изгнание из рая
Бог, разгневавшись на людей, жестоко покарал их. Он лишил их возможности жить вечно в единении с ним и изгнал из райского сада. Следствием этого становятся следующие обстоятельства:
- необходимость возделывать землю для получения пропитания;
- появление болезней, физических и душевных страданий, страха и пороков;
- испытание женщинами сильных физических страданий в процессе деторождения;
- возникновение соперничества и конфликтов в межполовых отношениях, основанных на борьбе за главенство и власть.
Изгнание из рая Адама и Евы
Следует отметить, что наказание коснулось не только первых людей, но и всех их потомков, в том числе и современных людей. Но, наряду с наказанием, Господь дал людям надежду на приход Спасителя, который искупит первородный грех физических прародителей. В Библии указывается, что человек несёт в себе наследство двух Адамов:
- от ветхозаветного прародителя люди получили греховный образ жизни, наполненный похотью и пороками;
- Иисус Христос — второй и последний Адам — искупил своим самопожертвованием все грехи человечества, в том числе и первородный грех прародителей, дав возможность каждому человеку достигнуть божьей благодати праведной жизнью.
Таким образом, Милостивый Господь, наказав первых детей своих и всех их потомков, дал им надежду на единение с ним в благодатном Царстве Небесном через праведную земную жизнь.
Дети Адама и Евы
Первыми рожденными земными людьми были дети Адама и Евы — братья Каин и Авель.
Каин — старший сын — занимался возделыванием растений. Его младший брат Авель разводил скот. Он вёл праведную жизнь, часто молился, в его душе жили почтение и любовь к Господу и близким людям. Каин же не думал о духовном совершенствовании, а искал лишь личную выгоду. Душа его наполнялась злостью, гордыней и завистью. Поддавшись этим порокам, он убил младшего брата, совершив один из самых тяжёлых грехов — братоубийство. В наказание Всевидящий Бог обрёк братоубийцу на пожизненное скитание по миру и постоянные угрызения совести.
Авель и Каин — первые сыновья Адама и Евы
Каин и его жена Аван имели сына Еноха, потомки которого упоминаются в Ветхом Завете до времени Великого потопа. Содеянное Каином убийство привело к появлению в жизни человечества величайшего горя — потери близкого человека. Пораженная страшным известие Ева испытывала сильные душевные страдания, но Всемилостивый Господь даровал ей ещё одного сына — Сифа, потомком которого стал благочестивый Ной.
Всего же 930 лет жизни у Адама родилось 3 сына и неизвестное число дочерей. Место упоения прародителя человечества точно не известно. По этому вопросу существует две версии:
- в иудейской традиции местом погребения Адама считается Иудея;
- христиане располагают могилу первого человека на горе Голгофе.
Ева после смерти мужа прожила ещё шесть дней. Перед кончиной она завещала увековечить историю их жизни на камне.
История об Адаме и Еве в мировой мифологии
Ветхозаветное библейское предание о первых людях основывается на шумерском мифе о сотворении человека. На глиняных клинописных табличках, составленных за 2 тыс. лет до рождения Спасителя, сохранилась надпись о создании богом Хао пары людей. Из этого же источника следует, что сюжет искушения женщины змеем и вкушения плода с запретного дерева, а также последующего изгнания из райского сада и появление в нём охраны из херувимов тоже заимствованы из ассиро-вавилонской культуры.
Легенда о происхождении человечества, схожая с иудейской, существует у персидских народов. Верховный бог Ормузд создал прародителя человечества, объединив четыре основных стихии и поместив в него часть своей бессмертной души. Создав таким образом мужчину и женщину, он поселил их на золотой горе в саду Эдем. Верховный дев — Ариман — соблазнил прародителей вкусить плод с дерева вечной жизни. Люди были изгнаны из Рая, а золотую гору стали охранять большие грифы.
Интересно: миф о создании пары первых людей богом-демиургом существует у многих народов мира от Австралии до Южной Америки. Во всех них присутствует образ змея-искусителя, являющегося олицетворением злых сил.
Интересно о православии:
- О воскрешении мертвых
- Иконопочитание в православии
- О православии в современном мире
Адам и Ева в Коране
Иудейско-христианские представления о происхождении первых людей в частично измененном виде вошли в состав исламского учения. Согласно священной книге мусульман Адам не только первый человек, но и первый в ряде пророков, предшествовавших появлению Мухаммеда. Аллах создал его из смеси глины с водой и вдохнул в него часть себя.
В Коране говорится, что Бог создал тело Адама из глины, а душу — из огня
Бог возвысил человека над всеми другими своими созданиями, заставив даже ангелов небесных признать первенство Адама. Но один из них — джинн Иблис — не пожелал подчиниться воле Создателя, и был свергнуть им с Небес.
Как и в христианском предании, первую женщину создали из мужского ребра. Адам и Хавва жили в раю, до момента нарушения запрета Аллаха вкушать плоды с запретного дерева. Соблазнил их на этот поступок коварный Иблис, проникнувший в райский сад. В наказание первых людей, разлучив, выгнали из рая на землю. В течение 200 лет первые люди в одиночестве путешествовали по земле и молили Аллаха о снисхождении.
Создатель простил их и повелел им совершить хадж в Мекку. Здесь первый пророк построил здание из чёрного камня — Каабу, к которому совершал регулярные паломничества.
В Коране говорится, что у Адама и Хаввы родились 39 детей, 38 из которых появлялись парами. В исламской традиции принято считать, что Адам прожил 2 тыс. лет и был похоронен близ Мекки. После Потопа тело его перенесли в Иерусалим на гору Голгофа.
Интересно: именно Адам получил первые заповеди от Аллаха, на которых основывается все исламское учение. Передавал их первому пророку и учителю архангел Джабраил (сопоставляется с христианским Михаилом).
Библейская история, рассказывающая о жизни прародителей человечества — Адама и Евы, учит современных людей, что Господь создал людей для благодатной жизни в единении с ним. Но только от свободной воли человека зависит пойти ли ему по праведному пути, или поддаться греховным искушениям.
Сотворение Адама и Евы
Адам и Ева
4 Вот рассказ о небе и земле, о том, что произошло после их сотворения.
Когда Господь Бог создал землю и небо, 5 на земле не было дикого кустарника, не было ничего дикорастущего, ведь и дождя Господь Бог еще не посылал на землю, и не было человека, чтобы ее возделывать. 6 Пар поднимался с земли и орошал всю поверхность ее.
7 Господь Бог создал человека из праха земного и вдохнул в него дыхание жизни, и стал тот твореньем живым.
8 Насадил Господь Бог сад на востоке, в Эдеме, и там поселил человека, которого создал. 9 На земле по изволению Господа Бога выросли всякие деревья, приятные на вид и с пригодными в пищу плодами, а посреди сада — дерево жизни и дерево познания добра и зла.
10 Из Эдема, орошая его, текла река, и далее она разделялась на четыре реки. 11 Название первой — Пишон; она течет вокруг всей земли Хавила, той самой, где есть золото. 12(Золото той земли хорошее; есть там и редкие благовония, и драгоценный камень оникс.) 13 Название второй реки Гихон, она течет вокруг всей земли Куш. 14 Название третьей реки Тигр, она течет к востоку от Ассирии. Четвертая река — Евфрат.
15 Господь Бог сделал всё для благополучия человека в Эдемском саду, за которым тот должен был ухаживать и который должен был беречь. 16 И тогда Господь Бог дал такую заповедь человеку: «Ты можешь есть плоды любого дерева в саду, 17 но не с дерева познания добра и зла. Не ешь его плодов, ибо в тот же день, как отведаешь их, непременно умрешь».
18 И сказал Господь Бог: «Нехорошо человеку быть одному, в помощь ему сотворю Я того, кто будет ему под стать». 19 Привел Господь Бог к человеку созданных Им из земли всевозможных животных, что на суше обитают, и птиц, что по небу летают, чтобы посмотреть, как человек их назовет: они должны были получить от него свои имена. 20 Человек дал имена скоту всякому, имена птицам под небом, имена диким зверям — но для него не нашлось помощника, который был бы ему под стать. 21 Тогда усыпил Господь Бог человека, и как только тот погрузился в глубокий сон, вынул у него ребро и закрыл плотью место, где оно было. 22 Из того самого ребра создал Господь Бог женщину и привел ее к человеку.
23 И воскликнул человек:
«Наконец! Кость от кости моей
и плоть от плоти моей!
Женщиной она называться будет,
ибо взята из мужчины».
24 Поэтому отца и мать оставляет мужчина, соединяясь с женою своей, — двое плотью единой становятся. 25 И Адам, и жена его были наги, но не стыдились.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Почему за грех Адама и Евы расплачиваемся мы
На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют подробного разговора. Какое-то время назад к нам пришел один из таких вопросов.
Здравствуйте! Я никак не могу понять, что же такое конкретно сделали Адам и Ева, раз Господь их выгнал из Рая, и более того — что мы все, как я читала в православной литературе, почему-то расплачиваемся за их поступок? О чем здесь речь, о каком запретном плоде, что это за древо познания, зачем это древо было помещать рядом с Адамом и Евой и при этом запрещать к нему приближаться? Что случилось в раю? И как это связано с моей жизнью, с жизнью моих близких, друзей? Почему наша участь зависит от не нами совершенного поступка, причем совершенного очень и очень давно?
Екатерина
Отвечает Александр Ткаченко
Что случилось в раю? Там случилось самое страшное из всего, что только может случиться между любящими существами, доверяющими друг другу. В райском саду случилось то, что спустя время повторится уже в саду Гефсиманском, когда Иуда приведет туда толпу вооруженных стражников, искавших Иисуса.
Проще говоря, в раю случилось предательство.
Человек предал своего Создателя, когда поверил клевете на Него и решил жить исключительно по своей собственной воле.
Человек научился предавать самых близких ему людей, когда обвинил жену в собственном грехе.
Человек предал самого себя. Ведь «предать» означает буквально — передать. И человек передал себя из доброй воли создавшего его Бога в злую волю своего убийцы — дьявола.
Вот что случилось в раю. А как это все произошло и почему оказалось связанным с жизнью каждого из нас, сейчас попробуем выяснить более подробно.
Вы представить себе не можете!
Бог создал человека и поместил его в место, наиболее благоприятное для его жизни. То есть в прекрасный сад Эдем, который также принято называть раем. Сегодня мы можем лишь строить различные предположения и догадки — что же представлял собой райский сад. Но зато смело можно биться о заклад, что любая из этих догадок окажется неверной. Почему?
А потому, что и сам человек тогда был другим — чистым, радостным, не знающим тревог и забот, открытым миру, встречающим этот мир счастливой и властной улыбкой его повелителя. Причина тут проста: человек тогда еще не вычеркнул Бога из своей жизни, был с Ним в теснейшем общении и получал от Бога такие познания, утешения и дары, о которых мы сегодня и представления не имеем.
Нам, нынешним, как уже было сказано, остается только пофантазировать на райскую тему. Причем — с натугой протискивая эти свои фантазии сквозь узенькие просветы между невеселыми думами о падающем курсе рубля, обидами на тещу, заботами о покупке зимней резины для автомобиля, грядущем ЕГЭ для старшего сына и еще тысячью неприятных мыслей, одновременно терзающих любого современного человека каждый день с утра до ночи. Тот скудный фарш фантазий, который вывалится на выходе этой мысленной мясорубки, и будет нашими сегодняшними представлениями о рае.
Конечно же, райский сад был прекрасен. Но жизнь с Богом может оказаться для человека раем даже посреди безводной пустыни, поросшей кустиками верблюжьей колючки. А жизнь без Бога и райский сад мгновенно превращает в обычные заросли травы, кустов и деревьев. Лишь поняв это, можно понять и все остальное, случившееся в раю с первыми людьми.
В творении Божьем человек занял уникальное место. Дело в том, что Бог сотворил мир духовный и мир материальный. Первый населяли ангелы — бестелесные духи (часть из которых впоследствии отпала от Бога и стала демонами). Второй — все жители Земли, имеющие тело. Человек же оказался неким мостиком между этими двумя мирами. Он был создан духовным существом, но при этом обладал материальным телом. Правда, это тело было совсем не таким, каким мы знаем его сегодня. Вот как описывает его святитель Иоанн Златоуст: «То тело не было такое смертное и тленное. Но как светло блестит золотая статуя, только что вышедшая из горнила, так и тело то было свободным от всякого тления, его ни труд не тяготил, ни пот не изнурял, ни заботы не мучили, ни скорби не осаждали, и никакое подобное страдание не удручало». А святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о еще более удивительных возможностях тела первозданного человека: «…Облеченный в такое тело, с такими органами чувств, человек был способен к чувственному ви ́ дению духов, к разряду которых он принадлежал душой, был способен к общению с ними, к тому Боговидению и общению с Богом, которые сродны святым духам. Святое тело человека не служило для сего препятствием, не отделяло человека от мира духов».
Способный к богообщению, человек мог возвещать волю Бога всему материальному миру, над которым он получил от Бога огромную власть. И в то же время только он один мог предстоять от лица этого мира перед его Творцом.
Человек был создан как царь или, точнее говоря, наместник Бога на Земле. Поселив его в прекрасном саду, Бог дал ему заповедь — хранить и возделывать этот сад. В сочетании с благословением плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю это означало, что со временем человеку предстояло сделать райским садом весь мир.
Для этого он получил широчайшие полномочия и возможности. Весь мир с радостью повиновался ему. Дикие звери не могли причинить ему вреда, болезнетворные микроорганизмы не вызывали в нем болезней, огонь не мог обжечь, вода не могла утопить, земля не могла поглотить его в своих пропастях.
И всего лишь один запрет получил от Бога этот почти полновластный владыка мира: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2:16–17).
Вот этот-то единственный запрет и нарушил человек в райском саду. Человек, у которого было все, решил, что для полного счастья ему осталось сделать еще и то, чего нельзя.
Песочница заминирована
Но для чего же насадил Бог в раю такое опасное дерево? Прямо хоть табличку вешай на него с черепом и костями «Не влезай — убьет». Что за странная затея — посреди самого прекрасного места на планете взять и развесить на ветках смертоносные плоды? Как если бы современный архитектор при планировке детского сада вдруг зачем-то спроектировал на игровой площадке небольшое минное поле, а воспитательница потом говорила бы: «Дети, везде можете играть — и на горке, и на каруселях, и в песочнице. Но вот сюда даже подходить не вздумайте, иначе будет большой бабах-бадабум и очень много неприятностей для нас всех».
Здесь сразу же нужно пояснить: запрет на вкушение плодов от древа познания добра и зла вовсе не означал, будто человек без этих плодов ничего не знал о добре и зле. Иначе какой смысл был давать ему такую заповедь?
Златоуст пишет: «Добра и зла не знают только те, которые по природе не имеют разума, а Адам обладал великою мудростью и мог распознавать то и другое. Что он исполнен был духовной мудрости, смотри ее обнаружение. “Привел”, сказано, к нему Бог зверей, “чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей” (Быт 2:19). Подумай, какою мудростью обладал тот, кто мог дать имена разнообразным породам скотов, пресмыкающихся и птиц. Сам Бог так принял это наречение имен, что не изменил их и даже после грехопадения не восхотел отменить названия животных. Сказано: Как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей… Итак, знавший столько, неужели, скажи мне, не знал, чтó есть добро и чтó зло? С чем же это будет сообразно?»
Итак, древо не было источником знаний о добре и зле. И ядовитыми его плоды тоже не были, иначе Бог оказался бы подобен уже упомянутому здесь альтернативно одаренному архитектору детского садика. А называлось оно так по одной простой причине: человек имел представления о добре и зле, но — лишь теоретические. Он знал, что добро — в послушании и доверии создавшему его Богу, а зло — в нарушении Его повелений. Однако на практике познать, что есть добро, он мог, лишь исполняя заповедь и не трогая запретных плодов. Ведь и сегодня любой из нас понимает: знать о добре и делать добро — очень сильно не одно и то же. Точно так же, как знать о зле и не делать зло. И для того чтобы свои знания о добре и зле перевести в практическую плоскость, необходимо совершить некоторое усилие. Например, в ситуации, когда близкий человек сгоряча сказал тебе нечто обидное, добром, безусловно, будет промолчать в ответ, подождать, пока он остынет, и лишь потом спокойно и с любовью выяснить, что же так вывело его из себя. А злом в этой ситуации, столь же безусловно, будет — наговорить ему в ответ с три короба всяких гадостей и рассориться на долгие мучительные часы, а то и дни. Каждый из нас знает об этом. Но вот использовать это знание в реальном конфликте получается, увы, далеко не всегда.
Древо познания добра и зла названо так в Библии потому, что было для первых людей возможностью опытным путем проявить свое стремление к добру и отвращение от зла.
Но человек был создан не как робот, жестко запрограммированный на одно лишь добро. Бог дал ему свободу выбора, и древо познания стало для первых людей именно такой точкой, где этот выбор мог быть осуществлен на практике. Без него райский сад, да и весь сотворенный Богом прекрасный мир оказался бы для человека лишь золотой клеткой с идеальными условиями содержания. И суть Божьего запрета сводилась к заботливому предупреждению, обращенному к людям, свободным в своем решении, им словно бы говорилось: «Вы можете не послушать Меня и сделать по-своему. Но знайте, что такое непослушание — смерть для вас, сотворенных Мною из праха земного. Вот, я оставляю вам открытым также и путь зла, на котором вас ждет неминуемая погибель. Но не для этого Я вас создал. Укрепитесь же в добре через отказ от зла. Это и будет для вас познанием того и другого».
Но — увы! — люди не вняли этому предупреждению и решили познать зло через отвержение добра.
Не виноватые мы!
Далее Библия описывает события в райском саду так: Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел (Быт 3:1–6).
Под змеем здесь подразумевается сатана — глава ангелов, отпавших от Бога и превратившихся в бесов. Один из самых могучих и прекрасных духов, он решил, что Бог ему не нужен, и превратился в сатану — непримиримого врага Бога и всего Его творения. Но с Богом справиться сатана, конечно же, не мог. И потому всю свою ненависть направил на венец Божьего творения — на человека.
В Библии сатана назван отцом лжи и человекоубийцей. И то, и другое мы можем увидеть в процитированном выше отрывке из книги Бытие. Сатана сочинил лживую историю, в которой Бог выглядел как завистливый обманщик, боящийся конкуренции со стороны людей. И люди, уже получившие от Бога столько даров и благ, знавшие Его, общавшиеся с Ним и из опыта этого общения убедившиеся, что Он — благ, вдруг поверили этой грязной лжи. И решили отведать плодов с запретного древа, чтобы стать «как боги».
Но вместо этого всего лишь обнаружили, что они — голые, и стали срочно сооружать себе примитивную одежку из древесных листьев. А когда услышали Божий глас, призывающий их, испугались и стали прятаться между райскими деревьями от Того, Кто и насадил для них этот рай.
Предатели ведь всегда боятся встречи с теми, кого предали. А то, что сделали первые люди, и было самым настоящим предательством по отношению к Богу. Сатана ненавязчиво намекнул им, что, поев запретных плодов, они смогут стать как Бог, стать равными своему Создателю. А значит — жить без Него. И люди поверили этой лжи. Поверили сатане и перестали верить Богу.
В этом страшном перевертыше и заключалась главная трагедия происшедшего в раю. Люди отказались слушаться Бога и добровольно отдали себя в послушание дьяволу.
Бог простил им это первое предательство и дал шанс вернуться к Себе, но воспользоваться им люди не захотели. Жена стала оправдываться тем, что ее соблазнил змей. А Адам и вовсе обвинил в своем преступлении заповеди жену и… Бога, который дал ему такую «неправильную» спутницу. Вот он, последний разговор людей с Богом в раю: …не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела (Быт 3:11–13).
Так первый человек предал в раю Бога, свою жену и самого себя. Созданный для царствования над материальным миром, он превратился в жалкое существо, прячущееся по кустам от своего Создателя и упрекающее Его за жену, …которую Ты мне дал. Таким сделал его яд принятой от сатаны лжи. Однажды исполнив волю Божьего врага, человек сам стал врагом Богу.
Святитель Феофан Затворник пишет: «Отпадение от Бога совершилось полное с отвращением неким и враждебным восстанием против Него. Потому и Бог отступил от таких преступников — и живой союз прерван. Бог везде есть и все содержит, но внутрь свободных тварей входит, когда они Ему себя предают. Когда же в себе самих заключаются, тогда Он не нарушает их самовластия, но, храня их и содержа, внутрь не входит. Так и прародители наши оставлены одни. Если б покаялись поскорее, может быть, Бог возвратился бы к ним, но они упорствовали, и при явных обличениях ни Адам, ни Ева не сознались, что виноваты».
Все в Адама
Вот, собственно, и всё. Предав Бога, люди отпали от источника своей жизни. И стали медленно умирать. Так отломанная от родного ствола ветка какое-то время еще зеленеет в придорожной пыли, но дальнейшая ее участь предопределена и неизбежна. Прекрасное человеческое тело, сияющее красотой и силой пребывающего с ним Бога, тут же превратилось в тело жалкое, подверженное болезням и угрозам стихий, когда Бог отошел от него. А сам рай — место встречи человека и Бога на земле — стал для человека местом страха и мучения. Теперь, услышав голос своего Создателя, он, объятый ужасом, метался по райскому саду в поисках укрытия. Оставлять такого человека в раю было бы бессмысленной жестокостью.
Так, по слову Библии, человек оказался изгнаным из рая, стал уязвимым, смертным и подвластным сатане существом. Таким было начало человеческой истории. Все эти страшные изменения в человеческой природе, связанные с отпадением первых людей от Бога, унаследовали их потомки, а значит — и мы, и наши друзья, и все современники.
Почему так получилось? Потому что человек был задуман как постоянно пребывающий с Богом и в Боге. Это не какой-то дополнительный бонус к нашему существованию, а самая главная его основа, фундамент. С Богом человек — бессмертный царь вселенной. Без Бога — смертное существо, слепое орудие дьявола.
Череда рождений и смертей не приближала человека к Богу. Напротив, каждое поколение, живя в духовной тьме, принимало в себя все новые и новые оттенки зла и предательства, зерна которых были посеяны согрешившими людьми еще в раю. Макарий Великий пишет: «…Как преступивший заповедь Адам принял в себе закваску зловредных страстей, так и родившиеся от него, и весь род Адамов, по преемству, стали причастниками этой закваски. А при постепенном преуспеянии и возрастании до того уже умножились в людях греховные страсти, что простерлись до прелюбодеяния, непотребств, идолослужений, убийств и других нелепых дел, пока все человечество не вскисло пороками».
Такова вкратце связь между тем, что случилось в раю с прародителями человечества, и тем, как мы вынуждены жить сегодня.
Вернуться к Богу падший человек оказался не в состоянии. Но невозможное людям возможно Богу. И вот в одну из холодных палестинских ночей, под сияющей в ночном небе звездой, молодая мама родила мальчика, в котором Бог соединил Себя с отпавшим от Него человечеством. Звали мальчика Иисус. На земле Его ждала недолгая — всего 33 года — жизнь, в финале которой будет еще одно предательство, страшные мучения и позорная казнь на кресте по ложному обвинению. Но именно отсюда, с момента Его рождения, и начинается новая история человечества, в которой примирение с Богом стало возможным для каждого, кто его жаждет, стремится его обрести и не может больше жить без него.
В оформлении использованы древнерусские фрески и живопись Анри Руссо
Митрополит Калужский и Боровский Климент.
Мог ли Бог простить первым людям нарушение заповеди и не изгонять их из рая? На этот вопрос учение Православной Церкви дает положительный ответ. Бесконечно благой Бог был готов простить Адама и спасти его от смерти вопреки «букве закона», ведь Господь не заложник собственного закона. Он не только мог оставить людей в Эдеме, но и всячески этого желал.
Однако для того чтобы Адам остался в раю после того, как совершил грех преступления Божией заповеди, одного только желания всемогущего Бога было недостаточно. Было необходимо изменение отношения людей к своему поступку. Как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, если бы Адам покаялся сразу, он бы остался в раю. Человеку необходимо было осознать, что сделанный им неверный шаг есть отступление от своего Создателя – Источника жизни и вступление на путь страданий и смерти.
И Бог всячески помогает ему в этом. Когда в помрачении ума Адам спрятался от лица Всевидящего, он услышал не гневный окрик, не грозные обличения или проклятия в свой адрес, но кроткий призыв пожалеть о разлуке со своим Творцом: «Адам, где ты?» (Быт. 3, 9). Это было исполненное всепрощающей любви отцовское увещание: пойми, в какое безумие ты впадаешь, опомнись, вернись ко Мне!
Однако, призывая людей к осознанию своего проступка и к покаянию, Бог всецело уважает свободную волю человека. Он не заставляет Адама и Еву каяться, не вынуждает их просить прощения, которое готов им дать.
К величайшему прискорбию, ни Адам, ни Ева, как повествуется в Библии, не выразили сожаления о происшедшем. Упорствуя в своем непослушании, они утверждались в противлении Творцу. Отступление от Бога изменило их отношение не только к Нему, но и друг к другу. Каждый из них стал выгораживать себя, перекладывая свою вину на другого (см. Быт. 3, 12–13).
В нераскаянном состоянии Адам уже не мог находиться в раю, поскольку это место было предназначено для достижения человеком его истинного призвания – полного единения с Богом и одухотворения остального творения. Утверждаясь в отступничестве от Творца, Адам тем самым отказывается от своего предназначения. И тогда Господь помещает человека в иные условия существования, которые соответствуют его противоестественному способу бытия – вне Бога. Но и в новом формате жизни, облаченной в смертность, у людей есть все возможности для излечения от своего болезненного состояния греховности.
И действительно, начав жизнь на земле, Адам многое осознал. У него появилась возможность сравнить райское блаженство со своим новым образом жизни. Вот тогда-то в нем проснулось покаяние. Он начал испытывать глубокое сожаление об утраченном богообщении, которое составляло главное содержание и величайшее наслаждение райской жизни. В соответствии с церковным календарем изгнание Адама из рая вспоминается в воскресенье перед началом Великого поста. В песнопениях этого дня звучит покаянный плач первого человека. Сидя напротив рая, он каялся и плакал о том времени, когда был властителем всех видимых творений и сообитателем ангелов. Адам понял, что лишился всего, послушав сатану и соблазнившись тленной пищей. Теперь же, отлученный от славы Божией и преданный смерти, он умоляет милосердного Создателя и Повелителя: «Вновь меня к Себе призови» (из богослужения).
Но если Адам покаялся, то почему Господь сразу не вернул его в рай? Святой Афанасий Великий по этому поводу пишет, что, если бы за согрешением не последовало тления, то одного покаяния было бы достаточно. За покаяние прощается грех, но не уничтожается его следствие. Покаяние не выводит из состояния смертности. Если бы люди покаялись до того, как были облечены в кожаные ризы – смертность, у них бы существовала возможность восстановления. Но после того, как в природу человека вошло тление, покаяния становится уже недостаточно. Грехопадение в раю привело к существенному разрушению человеческой природы, с которым ни сам Адам, ни его потомки своими силами справиться были не в состоянии. Снять с себя кожаные ризы, то есть избавиться от смертности, самостоятельно они не могли. А их неестественное, изуродованное тлением естество не позволяло им вернуться в рай и приобщаться к Богу.
Люди могли покаяться и даже не грешить – история Ветхого Завета знает немало праведников. Псалмопевец Давид покаялся, и Господь простил его. Но если бы только покаяния было достаточно, то не нужна была бы Крестная Жертва. А все ветхозаветные праведники ждали пришествия Спасителя. Чтобы вывести людей из состояния смертельной разлуки с Богом, требовалось Воплощение и Воскресение Христово. И помещая Адама и Еву вне рая, Господь дает им надежду на спасение. А чтобы люди не впали в отчаяние, Бог говорит им о возможности возвращения, о том, что власть дьявола, греха и смерти, будет довлеть над человеком не вечно.