Содержание
- МНЕНИЕ: “Гонения на протестантов будут увеличиваться, но бежать им некуда” — президент Совета церквей евангельских христиан России епископ АЛЕКСАНДР СЕМЧЕНКО
- Гонения на православную веру (христианство) в современной — РФ
- Ранние гонения на христиан
- Преследования христиан в другие века
- Гонения в России в начале 20 века
- Притеснения в современном мире
- Причины усугубления давления на христиан в современном мире
- Гонения на христиан
- Первое Гонение от иудеев
- Второе Гонение от язычников Римской империи
- Последнее гонение от язычников
- Святые мученики
- Святые мученицы
- Значение слова гонение
- Слово гонение
- Значения слова гонение. Что такое гонение?
- Алексей Лебедев — Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом
МНЕНИЕ: “Гонения на протестантов будут увеличиваться, но бежать им некуда” — президент Совета церквей евангельских христиан России епископ АЛЕКСАНДР СЕМЧЕНКО
«Портал-Credo.Ru»: Почему в России празднование 500-летия Реформация прошло так незаметно и тускло, особенно если сравнивать с Западной Европой?
Епископ Александр Семченко: Я не заметил серьезности в восприятии этой даты в Европе. Все ограничилось дежурными мероприятиями. Судя по СМИ, какого-то особого общеевропейского празднования не было.
Что касается России, то наш протестантизм проявил к этому юбилею неподдельный интерес. По крайней мере, со стороны пятидесятнических союзов, евангельских христиан и баптистов. С помощью этого празднования они как бы заявили: «Да, нам 500 лет, мы ведем свое летоисчисление от Лютера и, благодаря его 95 «тезисам», мы осознаем себя протестантами».
Долгие годы евангельские христиане свою причастность к той, старой Реформации отрицали. На это есть несколько причин – например, лютеране до сих пор практикуют детское крещение, а их служения больше смахивают на Литургию, чем на харизматическое веселье.
— А как российские власти восприняли юбилей Реформации?
— Наша власть постаралась всячески заметить эту дату и выделила определенные гранты союзам, чтобы отметить это торжество, которое кстати совпало и со 140-летием русского перевода Библии. Центральное мероприятие торжеств, которое прошло в Доме Пашкова, было спонсировано нашей властью. Также к 500-летию был передан храм в Москве в собственность лютеран, и по этому поводу приехал президент Германии.
Вместе с тем, власть обратила внимание на не очень сильное желание евангельских протестантов объединяться с лютеранами, и вся слава юбилея досталась малочисленным лютеранам. Это было огорчительно для остальных протестантских деноминаций, огромных по сравнению с лютеранами.
Конечно, большую роль сыграла и поддержка православной Церкви.
— Насколько протестантизм укоренен в русской культуре, в российской истории?
— Лютер был всего-навсего католическим священником. А успех протестантизма – не столько его заслуга, сколько результат политических процессов в Европе XVI века. Приехав в Россию, еще при Екатерине, лютеране создали здесь определенную базу для развития протестантизма. Тогда были построены огромные храмы, которые мы и сегодня видим. Правда, те протестанты занимались только своими «этническими» верующими и не вели так называемой «прозелитической» деятельности. Чего не скажешь о баптистах и других евангеликах, которые на «прозелитизме» и построили всю свою деятельность.
Может, поэтому власть до сих пор не особо жалует протестантов. Мы знаем о победном шествии «закона Яровой» по России, а сейчас звучат новые инициативы «отбирать детей у «сектантов»».
Ученые часто обсуждают альтернативу «Реформация или Революция» и ставят в заслугу Лютеру, что он сделал исторический переход более-менее мирным. Но это иллюзия, ведь мы знаем об огромном количестве религиозных войн и, наконец, о бегстве протестантов на кораблях в Америку от католического сообщества. Плохо, что не осталось сейчас таких Америк, бежать современным протестантам некуда. Разве что примкнуть к уже существующей Америке, но там все сильно поменялось, и либерализм скорее отталкивает христиан.
— Есть ли угроза серьезных гонений на протестантов в России? Не им ли власть послала сигнал, запретив Свидетелей Иеговы?
— Со Свидетелей Иеговы всегда начинали гонения, рассчитывая, что простые люди не особо разберутся, в чем разница между неопятидесятничеством и Свидетелями. Поэтому я думаю, что харизматические течения протестантизма будут следующими, а потом пойдут и баптисты, особенно – незарегистрированные. Формально их будут гнать не за убеждения, а за неправильно оформленную собственность.
— Нуждается ли РПЦ МП в своей реформации?
— РПЦ уже пыталась проводить свою реформацию – в форме обновленчества. Оно даже имело лидирующее положение при поддержке властей того периода. Сейчас не особо разбираются, чем различаются православные разных течений, и я понимаю желание объединить все это. Не глупость ли это? Но, видимо, еще долго будут упорствовать в этой глупости, потому что борьба за веру – самая упорная из всех существующих на Земле.
Беседовал Владимир Ойвин,
«Портал-Credo.Ru»
Опубликовано: 21.12.2017 в 19:49
Рубрики: Лента новостей, Мнение
Гонения на православную веру (христианство) в современной — РФ
Как вы думаете, почему в современной — РФ не уничтожают храмы, не расстреливают священство и мiрян как это обстояло в СССР, в то время как настоящая росфедерефия и эсесесер суть одно и то же, идейные и политические продолжатели одного и того же?
Что, сатанинская власть подобрела с того времени, или сам князь тьмы стал ангелом? Да вовсе нет. Тут сначала надо понять ошибку этого вопроса, которая заключается в том, что не там ищут проблему. Не сатана изменился — Дух Святой покинул это место. Не антихристианские власти, в чьих руках находятся бразды правления страной, раскаялись и стали на путь истинный, — верующие, истинно верующие исчезли фактически полностью. Не кому больше протестовать из тех кого раньше уничтожали как «церковников-контрреволюцию». Не кого убивать за веру, по той причине что самой веры то нынче нет. Просто был народ да весь вышел, в настоящей т.н. «России» без русских нет ни Церкви ни верующих. Поэтому такая, что есть теперь, ручная Церковь (МП РПЦ) не страшна настоящей власти, ибо не только не представляет собой альтернативу ей, а является по большей её части — продолжением этой власти.
И это не плод досужих рассуждений, а кошмарная (если мы говорим о православной стране) действительность. Вот всего два факта, которые известны здесь (да и не только здесь) всем.
Обратите внимание: не так давно был принят «закон о защите чувств верующих»? Кто ни будь из т.н. «РПЦ» высказался об этом законе безбожной РФ? Кроме одного единственного (впоследствии убитого якобы «ненормальным») священника Адельгейма — никто, хотя даже слепому ясно что этот «закон» был сделан для использования института православной церкви в своих целях, при том, что тут даже говорить не приходится об привнесении возможности официально вмешиваться антихристианскому и коррумпированному до предела государству в религиозную жизнь, и истолковывать её с точки зрения своего безбожного мiрского права. Но в МП РПЦ образовалось целое направление «священников» (особенно протоиерей Смирнов) приветствовавших «мудрое решение партии и правительства», причём высказывания их популяризировались, и активно использовались в СМИ РФ, а голосов недовольных, если такие и были слышно вообще не было.
Или вот ещё. Недавно президент РФ В. Путин сравнил мощи святых угодников Божьих с «мощами» антихриста Ленина «покоящихся» в Мавзолее на Красной площади: “Вот смотрите, Ленина положили в мавзолей. Чем это отличается от мощей святых для православных, да просто для христиан? Когда мне говорят, что нет, в христианстве нет такой традиции, ну как же нет, в Афон поезжайте, посмотрите, там мощи святые есть, да и у нас вот здесь тоже святые мощи.” Это же прямое оскорбление чувств верующих в аспекте издевательства над христианством. Но вы где то видели официальное возражение хоть одного из представителей т.н. «русской православной церкви», или хоть одного русского про которых Ульянов писал: «попов вешать и как можно больше», а? Вообще — ноль. А вокруг «тишь да гладь да Божья благодать», так получается? Можно сказать, что такого вопиющего глумления над христианством не было не только у кого то, но даже у злейших гонителей веры Христовой — у коммунистов. Но где возражение т.н. «патриарха Кирилла», ведь это было высказывание не кого то, а руководителя страны? Где гневное обличение этой разнузданности?
Полная пустота…
Однако если мы ничего этого не знаем, или не видели, то у нас, смотря на настоящую христианскую жизнь может создаться впечатление, что всё хорошо: церкви открыты, храмы забиты молящимися, в СМИ патриарх поздравляет с церковными праздниками, и т.д. и т.п.. И «зверя вышедшего из бездны» мы не наблюдаем. Был он да куда то ушёл. «Теперь же союза нет». А если кто то выскажется о том, что он думает о происходящим теперь, то ему вполне резонно заметят: да всё в порядке, всё же хорошо, чего тебе волноваться, живи себе спокойно.
Но вот тут то и произошёл один замечательный случай, как нельзя лучше доказывающий всё вышеобозначенное.
В Екатеринбурге идет суд над священником, сравнившим Ленина с Гитлером. Заметим, что это сравнение довольно мягкое и с оговорками сразу же вызвало возмущение в отличие от. Оказывается «зверь вышедший из бездны» никуда не уходил, вот, он здесь — и ужаленный сразу проявил себя. Проявил, разумеется, через своих слуг одним из которых явился податель иска на священника. И оказывается сатана не изменился, и гонения веры не закончились. Да, в сравнении с тем что было сравнительно ещё не так давно при большевиках происшедшее в Екатеринбурге выглядит мелочью, почти невинной шуткой. Но несмотря ни на что это означает, что вера не полностью исчезла из этой странной страны сменившей уже три названия за 100 лет. Конечно, здесь нельзя говорить о расстрелах или ГУЛАГе, но при учёте сложившейся ситуации с пустотой на ниве православия в «отдельно взятой стране» данный случай грандиозен, и прекрасно иллюстрирует исторический процесс в бывшей России.
Ни одна религия мира не претерпевала таких жесточайших и упорных гонений, как христианство. Можно сказать, что христианство было притесняемо всегда — в той или иной степени. Но конечно же, самые жестокие кровавые преследования христиан имели место в первые века нашей эры.
Сам тот факт, что христианство выстояло, не растворилось и не кануло в лету — уже явный признак Божественного благословения. Невозможно даже представить себе, что выдуманный людьми, пустой по своей сути культ мог бы вынести такое уничижение, через которое прошло христианство.
Ранние гонения на христиан
Собственно, первые нападки на христиан мы видим еще при жизни Христа, они написаны во всех четырех Евангелиях. Уже во время своего проповедования на Земле Христос был обличаем книжниками и фарисеями, которые постоянно пытались поймать его на несоответствии с прописанным ветхозаветным иудейским законом.
Результатом этого стало событие, положившие начало новой эре христианства — распятие Христа и его Воскресение. Последователи Христа, которые после Его Воскресения проповедовали Его учение, вынуждены были скрываться от властей и воинов. Вплоть до четвертого столетия своего существования новая вера считалась буквально «недозволенной религией», что автоматически приравнивало ее последователей к нарушителям римских законов.
Гонения на христиан первых веков
И если изначально на христиан в обществе смотрели просто как на сторонников некой новой секты и порицание было, скорее, народное, нежели на государственном уровне, то уже с 125 года ситуация поменялась. Римская власть местами официально приказала выявлять христиан, допрашивать их.
Тех, кто готов был публично отказаться от своей веры, надлежало отпустить, а тех, кто твердо исповедовал свою веру — казнить. Такая практика на долгие десятилетия укрепилась в Римской империи. Ее следствием стало огромное число мучеников, которые отдали свою жизнь за право остаться со своей верой.
Почему римляне так восставали против новой религии? Христианство выглядело для них чересчур непонятным и даже странным — его последователи отрицали языческую культуру, которая настолько глубоко вросла в римскую империю, что стала гораздо больше, чем просто религия. Это был образ жизни общества, а христиане существенно его подрывали. Они отказывались участвовать в праздниках, отрицали культ императора, не почитали обычаи и традиции предков.
Важно! Христиане истреблялись не только физически. Против них велась общественная пропаганда, которую в современном мире назвали бы «информационной войной»: их оговаривали, приписывая занятия черной магией, оккультизмом и даже каннибализмом.
Постепенно из местного и народного преследования гонения на христиан приобретают масштабы государственных. По всей империи начинают издаваться декреты и законы, которые открыто и официально запрещают исповедовать новую веру.
Великое гонение
Но даже в первые века римских преследований были периоды затишья и относительного спокойствия, и наоборот. Несмотря на то что в целом первые столетия были очень тяжелыми для верующих, даже в этом периоде выделяют особое время, названное «великим гонением».
Гонения христиан в Римской империи
Это период с 303 по 313 годы и связан он, прежде всего, с именем самого кровавого и жестокого римского правителя — императора Диоклетиана. Он не только запретил исповедание христианства, но также лишил всех юридических и общественных прав тех, кто его исповедует и распространяет. Также на законодательном уровне все граждане обязывались участвовать в языческих культах и совершать традиционные жертвоприношения.
Мученики за веру первых веков христианства:
- Житие святого великомученика Георгия Победоносца
- Житие великомученика Димитрия Солунского
- Житие великомученика и целителя Пантелеимона
По приблизительным подсчетам гонение Диоклетиана привело к смерти примерно 3, 5 тысячи приверженцев христианства. Еще большее количество людей было заключены под стражу, изгнаны. Диоклетиан был строгим консерватором, который рьяно проповедовал поклонение богам Олимпа. Более того, он ассоциировал сам себя с богом Юпитером, который считался главой всего римского пантеона.
При Диоклетиане в Римской империи очень активно строились новые языческие храмы и капища, реставрировались старые. Такое рьяное богопоклонение и отождествление себя с Олимпом привели к тому, что официальный римский религиозный культ массово распространялся по всей империи и возвеличивал императорскую власть.
Диоклетиан видел себя как восстановителя древних римских традиций, которые должны были сплотить все общество. После смутных и сложных событий 3 века, которые посеяли смуту в обществе, эти действия выглядели действительно как укрепление, как начало «Золотого века Рима».
Диоклетиан имел своей целью полный пересмотр общественной жизни. Во время его тиранического правления поменялся выпуск монет, сбор податей, законодательство и даже архитектура были полностью перестроены, чтобы соответствовать его взглядам и культам.
Можно сказать, что истребление религиозных меньшинств, к которым в те времена относились и христиане, было одним из направлений внутренней политики Диоклетиана. Преследования Диоклетианом были самыми жестокими за первые века, но на них страдания первых христиан приостановились.
Интересно! Последующий правитель, император Константин Великий, не только утвердил новую религию, как разрешенную, но и сделал ее официальной во всей Римской империи.
Таким образом, ранние гонения на христиан со стороны Римской империи можно условно разделить на три основных этапа:
- Первый этап знаменуется тем, что на христиан практически не обращают внимания, но новую религию и не признают. Репрессии еще не носят массовый характер, а скорее выражают личную неприязнь некоторых римских правителей к христианским сообществам.
- Второй этап начинается тогда, когда местами издаются законодательные акты, ограничивающие права христиан на исповедание своей религии. Но повсеместного гонения и истребления верующих еще не наблюдается.
- Третий и самый жестокий этап припадает на период великого гонения. В это время уже запрет исповедовать религию имеет общегосударственный характер, верующие люди ущемляются не только в своих религиозных правах, но и в общественно-политических. Потерять жизнь можно было только за сам факт того, что человек был верующим. Казни, репрессии, преследования и пытки над христианами начинаются повсеместно на всей территории Римской империи.
Преследования христиан в другие века
Часто под периодом гонений на христианскую веру предполагают именно начальный период Римской империи. Конечно, тогда были ужасающие по своей кровавости притеснения, и очень много мучеников вышли именно из первых веков. Тем не менее после того, как христианство завоевало право на существование не только на Востоке, но и во многих других странах, так или иначе оно было гонимо практически всегда.
Католические гонения в Средневековье
Коротко осветим основные этапы уничижения в разных регионах мира. Так, в средневековой Европе более всего испытаний выпало христианам в Англии — появление новой религии на земле варваров вызвало страх за разрушение привычных традиций и образа жизни. Параллельно арабы начали свои завоевательные походы на испанские земли, где также истребляли неугодных верующих.
В 10-11 веке, когда, казалось бы, позиции христианской Церкви в Европе были уже довольно прочными, в Англию вторглись языческие войска датчан. Им также не пришлась по вкусу религия, которая не признавала их языческих богов и культов, поэтому христиане истреблялись.
В это же время на Ближнем Востоке под предводительством халифа аль-Хакима прошли самые массовые на этих землях репрессии и гонения против христиан.
В 14-16 веках в Балканских странах, где было уже много христианского населения, проходили завоевания и вторжения турок. Они также нетерпимо относились к местной религии, всячески притесняя верующих.
В 17 веке Япония для защиты своей территории от попыток колонизации полностью закрылась от любого внешнего влияния. Те христиане, которые уже были там, составляли постоянно уничижаемое меньшинство вплоть до середины 19 века.
Очередное противостояние сил Запада и Востока стало причиной казни 8000 христиан в Корее в 1870 году. Через три десятилетия в Китае произошло восстание, где за несколько лет были убиты 30 тыс. верующих из различных христианских конфессий. В нашей Церкви можно найти имена 222 официально канонизированных китайских мучеников.
Гонения в России в начале 20 века
В 19 веке в православной монархической России начали активно разрастаться революционные идеи. Причин и основ тому было немало, в том числе это и внутренние проблемы в Церкви. Много где вера стала формальным обрядом, а то и инструментом устрашения и наказания. Накал нарастал, и его кульминацией стала революция 1917 года и приход к власти большевиков.
При советской власти многие храмы были разорены
С самого начала новой власти православная вера была отвергаема, как пережиток прошлого. Прогрессивные советские люди призывались верить в человека, общество и труд. Существование Бога отрицалось в принципе, христианские ценности высмеивались несмотря на то, что многие коммунистические идеи прямо базировались на библейских мыслях.
Интересно! К примеру, всем известный советский лозунг «Кто не работает, тот не ест» прямо перекликается со словами апостола Павла из Второго послания к Фессалоникийцам, глава 3, стих 10: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».
Верующих людей, которые крепко стояли в православии, репрессировали. Их ссылали в ссылки, где условия содержания и тяжелый труд не позволял многим из них выжить. Многих просто расстреливали без суда и следствия — иногда для этого было достаточно доноса соседей.
Исповедание православной веры часто приравнивалось к антисоветской деятельности и пропаганде, которая нарушает основы коммунистического общества. За этой высокопарной формулировкой стоят тысячи и тысячи человеческих жизней.
Такого количества святых мучеников, которое православная церковь обрела в 20 столетии, никогда раньше не обреталось. Чего только стоит история Бутовского полигона — места, где целыми партиями расстреливались люди, в чем-либо не угодившие новой советской власти. Естественно, многие из них были казнены за стойкость в вере и нежелание отрекаться даже под страхом смертной казни.
По подсчетам специалистов, в 20 веке во время советских репрессий за веру могло пострадать до 1 млн человек. Только в 1937 году официально задокументировано 89,6 тысяч расстрелянных людей. Такие цифры ужасают и одновременно вызывают неподдельное удивление силе человеческой веры. Люди шли на смерть не единицами, а десятками и сотнями тысяч, лишь бы не потерять и не отречься от самого ценного, что имели — от Христа.
Притеснения в современном мире
Сегодня, когда, казалось бы, Церковь переживает период расцвета, когда православие постепенно оживает после кровавого 20 столетия, совершенно нельзя сказать, что христианство в мире существует спокойно. Напротив, многие исследователи и богословы буквально кричат о катастрофическом положении дел.
Важно! По подсчетам специалистов в современном мире каждый год погибает 105 тысяч христиан. Эта цифра включает только тех, кто теряет жизнь в результате конфликтов из-за веры.
В Европейском Союзе существует специальная комиссия епископских конференций, которая занимается различными вопросами взаимодействия религий в мире. По их выводу, на сегодняшний день в мире как минимум 100 млн христиан подвергаются разного рода репрессиям, притеснениям и гонениям. В процентном соотношении они заявляют, что 75% всех утеснений, основанных на религиозных принципах, припадает на долю именно христианских конфессий.
Инфографика: гонения на христиан в 2015 году
Так, в Северной Африке и конкретно в Египте в начале 21 века множество христиан пострадало в результате длительных военно-революционных восстаний, вошедших в историю под названием «арабская весна». Христианская коптская церковь Египта постоянно подвергается вооруженным нападениям. Многие видели и распространенные в сети показательные казни коптов, когда их выводили на берег моря и казнили на камеру.
Коптов очень часто не защищает ни полиция, ни местная власть. По сути, они живут в постоянном унижении со стороны мусульманской части населения. Христиане в Египте ограничены и в общественной жизни — их не берут на высокооплачиваемую престижную работу, в органы власти. Как правило, эти люди кормят себя и свои семьи простым и дешевым ручным трудом. Те, кто имеет хотя бы малейшую возможность выехать, предпочитает покинуть страну. Это привело к большому потоку христианских беженцев в самые разные страны.
Плачевно и современное положение христиан на Ближнем Востоке. К примеру, только в Ираке к началу 21 столетия насчитывалось около 1.5 млн христианского населения. Сегодня их осталась лишь десятая часть, остальные либо были убиты, либо бежали. Оставшиеся живут в постоянном страхе за свою жизнь, хотя еще в начале 2000-ных годов иракские верующие чувствовали себя достаточно свободно.
Крайне сложная ситуация наблюдается и в Сирии. Некогда страна, обладающая большим количеством христианских храмов и святых мест, превращается практически в руины. Множество уникальных христианских памятников архитектуры, которые имели и духовное, и историческое значение, утеряны безвозвратно. Резко сокращается и число верующих на этих землях. Те, кто не был убит, стремительно бегут куда только можно. Многие считают, что будущего у христианства на Ближнем Востоке нет.
В Средней Азии ситуация ничем не лучше. Так, Пакистан можно рассматривать как наглядный пример полного бесправия проживающих тут христиан. Тут на законодательном уровне существует преследование за богохульство, под которое попадает и исповедание христианской веры.
Ещё интересные статьи о христианстве:
- Православие в современном мире
- Православные апологеты
- Доказательства христианской веры
Поскольку точного и четкого определения данного понятия закон не дает, он может трактоваться практически как угодно. Очень часто для обвинения по данному закону достаточно одного доноса со стороны мусульманина в сторону христианина. При этом правонарушения со стороны мусульманского населения очень часто остаются безнаказанными.
Молодых девушек, исповедующих христианские религии, силой выдают замуж за мусульман, заставляя менять веру. Религиозный экстремизм в Пакистане создает подходящую основу для создания и развития самых разных экстремальных мусульманских объединений и организаций, в том числе и террористических.
Христиане оказались под угрозой уничтожения исламскими группировками
Продолжать данный список можно бесконечно — практически в каждой стране мира так или иначе христианство претерпевает какие-либо притеснения. Такое положение вещей вызывает обеспокоенность у мирового сообщества, поэтому правительственные организации и объединения многих стран издают документы, призванные защитить права религиозных меньшинств, к которым много где относятся и христиане.
Причины усугубления давления на христиан в современном мире
Несмотря на то что многие прогрессивные страны призывают нас к свободе и равноправию, на практике все труднее становится исповедовать ту религию, которую выбирает человек. Усиление гонений стабильно наблюдается в последние десятилетия, и пока ситуация только накаляется.
Важную роль в мировом сообществе сегодня играют настроения некоторых мусульманских стран, где царит идеология ненависти, прикрываемая борьбой за религиозные ценности. Этот экстремизм осуждается во всем мире, поскольку приводит к такому страшному явлению, как терроризм.
Организации Аль-Каида, ИГИЛ и им подобные — яркая демонстрация, как под видом религии создаются группировки, целью которых является не путь к Богу, а преступления против человечества. Западное протестантское агрессивное миссионерство также не помогает стабилизировать положение христиан там, где они являются религиозным меньшинством.
Зачастую такие проповедники и миссионеры пытаются возвысить христианство за счет унижения или даже оскорбления других религий и мировоззрений. Очевидно, что в любой мусульманской стране, где и так отношение к христианству не самое лучшее, оскорбление ислама только еще больше усилит ненависть и нетерпимость.
Также нельзя не учитывать и мировые политические и социально-экономические процессы. На мировой политической арене ряду крупных стран может быть на руку специальное разжигание межрелигиозных конфликтов. Это делается с целью дестабилизировать общество, которым потом будет проще управлять.
Напоследок, нужно учитывать общее падение нравов, отказ от христианских ценностей, стремление к комфорту и свободе во всем, включая грех. Так, современная Европа, которая еще несколько столетий назад была христианской, сегодня превратилась в секуляризированное общество, где пытаются уравнять права, к примеру, и сексуальных, и религиозных меньшинств.
Попытка совместить несовместимое приводит к тому, что религиозно настроенное население начинают упрекать в нетерпимости и нетолерантности, а христианские духовные и нравственные ценности признаются «пережитком прошлого».
Гонения на христиан в наше время
Гонения на христиан
- Первое Гонение от иудеев
- Второе Гонение от язычников Римской империи
- Последнее гонение от язычников
- Святые мученики
- Св. Игнатий Богоносец, Епископ Антиохийский
- Св. Поликарп, Епископ Смирнский
- Иустин Философ
- Святые мученицы
- Свв. Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София
- Великомученица Екатерина и Царица Августа
- Св. Великомученица Варвара
Первое Гонение от иудеев
Как только Церковь начала распространяться, то появились у нее враги в лице евреев которые не поверили в Иисуса Христа. Первые христиане были евреи которые пошли за Иисусом Христом. Еврейские начальники враждебно относились к Господу. В самом начале был распят Господь Иисус Христос. Потом когда начала распространяться проповедь апостолов, то начались гонения на апостолов и на других христиан.
Евреи никак не могли примириться с властью римлян и поэтому римлян не любили. Римские прокураторы очень жестоко поступали с иудеями, притесняли их налогами и оскорбляли их религиозное чувство.
В 67-ом году началось восстание евреев против римлян. Они смогли освободить Иерусалим от римлян, но только временно. Большая часть христиан воспользовались свободою выхода и ушли в город Пеллу. В 70-м году римляне привели новые войска, которые очень жестоко подавили восставших.
После 65 лет евреи снова восстали против римлян. На этот раз Иерусалим был полностью разрушен и было приказано пройти плугом по улицам в знак того что здесь больше не город, а поле. Евреи которые остались в живых, бежали в другие страны. Позднее на развалинах Иерусалима вырос небольшой город «Элия Капитолина».
Падение иудеев и Иерусалима имеет то значение, что большие гонения на христиан со стороны евреев прекратились.
Второе Гонение от язычников Римской империи
Когда кончились гонения на Церковь со стороны иудеев, начались страшные гонения от язычников в римской империи. Эти гонения продолжались два с половиной века.
Главная и более общая причина гонений на христиан со стороны язычников – это совершенная противоположность христианского учения обычаям, нравам и воззрениям язычества. Язычники терпели всякую веру, лишь бы она не мешала им жить по прежнему. Христианская же вера во всем меняла весь образ жизни:
- Вместо эгоизма – проповедывала любовь,
- На место гордости ставила смирение;
- Вместо роскоши, доходившей в римской империи до страшных размеров, учила воздержанию и посту,
- искореняла многоженство,
- возвысила значение рабов,
- призывала богатых к милосердию и благотворительности.
Историю гонений на христиан в первые три века можно разделить на три периода:
1. Правительство римское в течение всего первого века не обращает особого внимания на распространение христианства. Если христиане подвергаются гонениям, то это из-за личных побуждений со стороны императоров, а не из за законов.
2. В начале второго века воздвигаются на христиан гонения из побуждений правительственных. Эти гонения долгое время имеют характер случайный и зависят от произвола правителей, от воззрений и характера правителей.
3. С половины третьего века гонения принимают более напряженный и ожесточенный характер. Христианство преследуется, как враждебная империи секта, с целью совершенного ее искоренения.
1. Первый период гонений. Первый период гонений был при императоре Нероне и Домициане. Нерон обвинил христиан в поджоге Рима. Годы 64-ый до 68-го были страшные для христиан: их распинали на крестах, отдавали на съеденье диким зверям, зашивали в мешки, которые обливали смолой и зажигали во время народных гуляний.
2. Второй период гонений. Во второй период наиболее сильные гонения были от императоров Траяна, Марка Аврелия и Септимия Севера.
Император Траян (98-117) строго запретил существование тайных обществ, которые имели свои собственные законы, кроме общих государственных. В его время, христиан не разыскивали, но если кто был обвинен судебной властью в принадлежности к христианству, то его казнили.
Император Марк Аврелий (161-180) ненавидел христиан. При нем христиан начали разыскивать; введена была система пыток и истязаний, чтобы вынудить от них отречение от веры. Христиан изгоняли из домов, бичевали, побивали камнями, катали по земле, бросали в тюрьмы, лишали погребения. Никогда в прежние гонения не было столько мучеников, как в это время. Бывало так, что тела замученных христиан лежали массами на улицах города.
3. Третий период гонений. В третий период гонений особенно ожесточенные гонения были от императоров Декия и Диоклитиана.
Император Декий (249-251 гг.) был грубый и жестокий и решил уничтожить христианство. К счастью это ужасное гонение продолжалось короткое время. Император Диоклитиан (284-305 гг.) издал четыре эдикта против христиан, один другого жесточе, с целью истребить христианство.
1 эдикт:
Богослужебные собрания христиан запрещаются;
Христианские храмы разрушаются;
Списки Священного писания отбираются и сжигаются;
Христиане лишаются своего имущества и гражданских прав;
Христиане-рабы навсегда теряют возможность освобождения;
Во время суда, христиан можно пытать и не принимаются со стороны их никакие жалобы.
2 эдикт:
Все духовные лица заключаются в тюрьму, как политические преступники.
3 эдикт:
От всех заключенных в темницу христиан требовать чтобы они принесли жертву идолам;
Кто принесет, тех освободить от заключения, а кто откажется, тех мучить жестокими пытками.
4 эдикт:
Все христиане, абсолютно все, осуждаются на пытки и мучения, с целью принудить их к отречению от христианства.
Пущены были вход всевозможные пытки и казни, и не задумывались ни перед какою жестокостью. Назначен был срок для существования христианства (языческий праздник Терминалий 23 февраля 303 г). На самом рассвете этого дня отряд воинов окружил никомидийский храм: двери храма были выломлены, священные книги были сожжены, драгоценности разграбленны, и весь храм разрушен до основания. После этого начались такие ужасы, которых невозможно изобразить. Свирепость мучителей доходила до такой степени, что изувеченных лечили, чтобы снова мучить; мучили иногда от десяти до ста человек в день, без различия пола и возраста.
Последнее гонение от язычников
Последняя борьба язычества с христианством была во время императора Юлиана II (Отступника, 331-363). Император Юлиан был племянником Константина Великого и отличался ненавистью к христианам.
Несмотря на все меры принятые императором Константином, язычество еще было сильно в Римской империи. Император Юлиан сперва просто притеснял христиан и поощрял язычество. Потом постепенно перешел к открытому насилию. Христиане с ужасом ожидали возвращения времен Нерона, Декия и Диоклетиана. Однако Юлиан не смог восстановить язычество. Он был убит в сражении с персами и после его смерти гонения на христиан прекратились. Преемники Юлиана продолжали заботиться об утверждении христианства во всей Римской империи.
В 313 году императоры Константин и Ликиний издают Миланский эдикт, провозглашающий свободное исповедание христианства.
См. также: Гонения на христиан в Римской империи
***
Святые мученики
Праведные это те святые люди которые проводили праведную, угодную Господу Богу жизнь, которые были семейными людьми и которые жили в миру.
Преподобные это те святые праведные люди которые удалились от мирской жизни в обществе и угодили Господу Богу, пребывая в девстве (не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях.
Святители это те святые епископы и архиереи, которые угодили Господу Богу своею праведною Жизнью.
Исповедники это те святые христиане которые во время своей жизни перенесли мучения, но скончались мирно.
Мученики это те святые христиане, которые за свою веру приняли жестокие мучения и даже смерть. Святые мученики изображаются на иконах с крестом в руках.
Священномученики это святители которые потерпели мучения за Христа.
Имена святых мучеников, а также и других святых записаны в православных календарях. Православные христиане помнят своих святых, изучают их жизнь, берут их имена для себя и своих детей, прославляют дни посвященные им, вдохновляются их примерами и всячески стараются им подражать, а также молятся им, чтобы они молились за них Господу Богу.
Гонения на Церковь не только не уничтожили ее, а наоборот помогали ее распространению. Это происходило по нескольким причинам:
1. Так как святые мученики и мученицы с большой твердостью переносили страданья. На место пострадавших являлись новые исповедники.
2. Бежавшие христиане приносили с собой свою веру и насаждали ее в новом месте жительства.
3. Гонения держали верующих на страже веры и Церкви. Они пребывали в сильной вере, бодрости и взаимной любви. Таким образом Церковь очищалась от людей слабых и недостойных быть ее членами.
Из большого числа христианских мучеников в древней церкви, в особенности замечательны: святой Игнатий Богоносец, Епископ Антиохийский, святой Поликарп, Епископ Смирнский и святой Иустин Философ.
Св. Игнатий Богоносец, Епископ Антиохийский
Святой Игнатий был учеником святого Иоанна Богослова. Богоносцем он назван потому что Сам Иисус Христос держал его в Своих руках когда сказал знаменитые слова: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное.» (Матфея 18:3). Кроме того, святой Игнатий был как сосуд, который всегда в себе носил имя Божие. Около 70 года он был рукоположен в епископа Антиохийской Церкви, которою он управлял больше 30 лет.
В 107-ом году, христиане со своим епископом, отказались принимать участие в разгуле и пьянстве которые были устроены по случаю прибытия императора Траяна. За это император послал епископа в Рим на казнь со словами «Игнатия приковать к воинам и отправить в Рим на съедение зверям для увеселения народа.» Святой Игнатий был отправлен в Рим. Антиохийские христиане сопровождали своего епископа до места мучения. По дороге многие церкви присылали своих представителей чтобы приветствовать и ободрить его и всячески ему показать свое внимание и уважение. С пути святой Игнатий написал местным церквам семь посланий. В этих посланиях епископ убеждал сохранить правую веру и повиноваться богоучрежденной иерархии.
Святой Игнатий с радостью пошел в амфитеатр, все время повторяя имя Христово. С молитвою к Господу он вышел на арену. Тогда выпустили диких зверей и они с яростию растерзали святого, оставив от него только несколько костей. Антиохийские христиане, которые сопровождали своего епископа до места мучения, собрали эти кости с благоговением, завернули их как драгоценное сокровище и отвезли в свой город.
Память святаго священномученика Игнатия Богоносца празднуется, в день его преставления, 20 декабря/2 января.
Св. Поликарп, Епископ Смирнский
Святой Поликарп, Епископ Смирнский вместе с святым Игнатием Богоносцем был учеником апостола Иоанна Богослова. Апостол его рукоположил в епископа смирнского. На этой должности он был больше сорока лет и пережил много гонений. Писал много посланий христианам соседних Церквей для укрепления их в чистой и правой вере.
Святой священномученик Поликарп дожил до старости и был замучен в гонение императора Марка Аврелия (второй период гонений, 161-187 гг.). Он был сожжен на костре 23 февраля 167 г.
Память святаго священномученика Поликарпа, Епископа Смирнскаго празднуется, в день его представления, 23 февраля/8 марта.
Иустин Философ
Святой Иустин, по происхождению грек, в молодости заинтересовался философией, слушал все известные тогда философские школы и ни в одной не нашел удовлетворение. Познакомившись с христианским учением он убедился в его божественном происхождении.
Сделавшись христианином он защищал христиан от обвинений и нападок язычников. Известные две апологии, написанные в защиту христиан, и несколько сочинений, в которых доказывается превосходство христианства над иудейством и язычеством.
Один из его противников, который не мог его преодолеть в спорах, донес на него римскому правительству, и он безбоязненно и радостно встретил мученическую кончину 1 июня 166 г.
Память святаго мученика Иустина, Философа празднуется, в день его представления, 1/14 июня.
Святые мученицы
Вместе с мучениками в Церкви Христовой есть множество женщин святых мучениц пострадавших за веру Христову. Из большого числа христианских мучениц в древней церкви, в особенности замечательны: святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София, великомученица Екатерина, царица Августа и великомученица Варвара.
Свв. Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София
Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София жили в Риме, во 2-ом веке. София была вдова-христианка и воспитала своих детей в духе святой веры. Ее три дочери носили имена трех главных христианских добродетелей (1 Коринфянам 13:13). Самой старшей было всего лишь 12 лет.
На них донесли императору Адриану, который продолжал гонения на христиан. Их вызвали, и на глазах у матери обезглавили. Это было около 137 г. Мать не была казнена и она даже смогла похоронить своих детей. После трех дней, из за пережитого потрясения, святая София скончалась.
Память святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии празднуется 17/30 сентября.
Великомученица Екатерина и Царица Августа
Святая великомученица Екатерина родилась в Александрии, происходила из знатного рода и отличалась мудростию и красотою.
Святая Екатерина хотела выйти замуж только за равного себе. И вот один старец ей рассказал о юноше, который во всем был лучше ее. Узнав о Христе и о христианском учении, святая Екатерина приняла крещение.
В то время прибыл в Александрию Максимин представитель императора Диоклитиана (284-305 гг.) известного своими жестокими гонениями на христиан. Когда Максимин созвал всех на языческий праздник, святая Екатерина безбоязненно укоряла его за поклонение языческим богам. Максимин заключил ее в темницу за неуважение к богам. После этого он собрал ученых чтобы ее разубедить. Ученые не смогли это сделать и признали себя побежденными.
Царица Августа, жена Максимина, много слышала о красоте и мудрости Екатерины, пожелала видеть ее и после встречи сама тоже приняла христианство. После этого она начала защищать святую Екатерину. За все, это царь Максимин умертвил свою жену Августу.
Святую Екатерину сперва мучили колесом с острыми зубцами, а потом ей отрубили голову 24 ноября 310 г.
Память святой великомученицы Екатерины празднуется, в день ее преставления, 24 ноября/7 декабря.
Св. Великомученица Варвара
Святая великомученица Варвара родилась в Илиополе Финикийском. Она отличалась необыкновенным умом и красотой. По желанию ее отца, она жила в специально для нее построенной башне, вдали от родных и подруг, с одной учительницей и несколькими рабынями.
Однажды смотря на прекрасный вид из башни и после долгого размышления, она пришла к мысли об едином Творце мира. Позднее когда ее отец отсутствовал, она познакомилась с христианами и приняла христианство.
Когда об этом узнал ее отец то он предал ее жестоким мучениям. Мучения никак не повлияли на Варвару и она не отказалась от своей веры. Тогда святая великомученица Варвара была присуждена к смертной казни и ей отрубили голову.
Память святой великомученицы Варвары празднуется, в день ее преставления, 4 декабря/17 декабря.
1. Причины гонений
1.1. Политические
Преследований почти не было, пока власти смотрели на Церковь как на разновидность иудаизма, который считался позволительной религией (Religio licita). Но лишь только быстро растущее христианство отделилось, оно уже могло рассматриваться как секретное сообщество и было запрещено, поскольку в нем видели угрозу безопасности империи.
В союзе государства и религии первое почиталось за высшую Ценность и не предполагало никакой частной религии-соперницы. Религия приветствовалась, только если она способствовала укреплению стабильности государства, христианство же требовало полного духовного и морального подчинения тех, кто принял Спасителя. Таким образом, выбор должен был делаться между верностью Христу и верностью кесарю, причем кесарю грозила опасность стать на второе место. Правители Рима расценили попытки создания собственного образца культуры внутри империи как измену и решили, что христиане хотят образовать государство внутри государства. Иными словами, вопрос ставился так: или всеобщее государство — или всеобщая Церковь, Тело Христа. Требование исключительной подчиненности Христу вступило в противоречие с гордыми притязаниями кесаря на абсолютную власть.
Многие действия христиан, казалось, подтверждали подозрения в их неверности государству. Христиане упорно отказывались воскурять ладан на алтарях, посвященных гению римского императора, с которым в период от Цезаря Августа до Константина в сознании людей очень тесно стало связываться благополучие всей империи (если человек приносил такие жертвы гению императора, он тем самым ставил религию на второе место). Христиане проводили свои богослужения ночью и скрытно, а для римских властей это не могло значить ничего, кроме тайных попыток подорвать безопасность государства. Укреплению их взглядов способствовало еще и то, что христиане не служили в армии с 302 примерно по 313 год.
1.2. Религиозные
К основным, политическим причинам гонений прибавились еще и религиозные. Религия Римского государства была механическая и надуманная, она включала в себя алтари, идолов, священников, обрядовые книги, сами обряды и богослужения, которые могли видеть люди. Римляне были не прочь добавить еще одного идола к богам пантеона, если новое божество подчинялось главным требованиям религии государства. Христиане же отрицали идолов и слабо развивали обрядовую сторону вероисповедания. Их поклонение было духовным и внутренним. Молились они стоя, с закрытыми глазами, не обращаясь ни к какому предмету. Для римлян, которые привыкли к символическим, материальным, воплощениям своих богов, это было равнозначно атеизму, отсутствию бога.
Секретность, в которой встречались христиане, также вызывала враждебное отношение. Сплетни превращали их в людей, склонных к инцесту, каннибализму — неестественным поступкам. Непонимание отношения к хлебу и вину как к телу и крови Христа возбуждало слухи о том, что христиане убивали и ели младенцев, принося их в жертву Богу. «Поцелуй мира» в результате ложного толкования стал означать инцест и другие виды аморального поведения, с отвращением воспринимавшиеся людьми римской культуры, которым становилось уже совершенно безразлично, что все это чистая выдумка.
1.3. Общественные
Общественные проблемы также сыграли свою роль в преследовании Церкви. Христиане, очень хорошо относившиеся к бедноте и рабам, снискали ненависть и презрение влиятельных аристократических кругов общества, которые тем не менее опасались их влияния на низшие классы. Христиане провозглашали равенство всех людей (Кол. 3:11), язычество же настаивало на иерархической системе общества, в которой привилегированное меньшинство обслуживалось неимущим большинством.
Христиане отделились от языческих сборищ в храмах, театрах и в местах отдыха. Отказ принять типичные формы социального поведения привел к тому, что христиан невзлюбили, как это всегда бывает с нонконформистами (инакомыслящими). Их праведность была молчаливым упреком распутной жизни, которую вели люди высшего класса. Из-за этого нонконформизма в отношении к социальным порядкам у язычников создалось впечатление, будто христиане представляют угрозу обществу, являются по сути своей человеконенавистниками и подстрекают массы к восстанию.
1.4. Экономические
Нельзя забывать и об экономических причинах преследования христиан.
В Ефесе, например, Павел столкнулся с противодействием серебряников, которых больше заботило, что христианство принесет ущерб их ремеслу, а не культу Дианы (Деян. 19:27). Священники, серебряники, прорицатели, художники, архитекторы и скульпторы вряд ли могли с энтузиазмом отнестись к религии, которая лишала их прежних источников дохода. Вот где разгадка отрицательного отношения к христианству этих людей.
В соответствии с принятым тогда летоисчислением 250 год (когда гонения ужесточились и стали массовыми) был 1000 годом от основания Рима. Империю одолевали чума, голод, восстания, и общественное мнение объяснило все эти несчастья присутствием христиан, выражая тем самым стремление вернуться к старым богам. Как показала история, при переходе тысячелетнего рубежа возникает большое количество суеверий, и римляне в этом отношении были ничуть не лучше, чем люди средних веков перед 1000 годом от Рождества Христова. Гонения на христиан казались им логичным способом преодолеть невзгоды.
Указанные причины сочетались во взглядах властей для того, чтобы оправдать гонения на христиан. В каждом отдельном случае присутствовали не все из них, но какая-то часть, однако исключительность требований христианской религии на подчинение жизни Христу вступала в противоречие с языческим политеизмом и требованием верности одному только Римскому государству в большинстве случаев. Гонения стали составной частью имперской политики в стремлении сохранить единство Римской империи. Христианство как религия не получила законных прав на существование. Ответом на критику со стороны людей, государства и языческих авторов стали мученики и апологеты.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Значение слова гонение
Примеры употребления слова гонение в литературе.
Когда мы выздоровели, Сильвестр и Адашев не переменили своего поведения: на доброжелателей наших под разными видами умышляли гонения, князю Владимиру во всем потакали, на царицу нашу Анастасию сильную ненависть воздвигли, уподобляя ее всем нечестивым царицам, а про детей наших тяжело им было и вспомянуть.
После долгих лет бездомья, гонений, после скитаний в качестве работяги и люмпена, оказался в обстановке уюта и комфорта.
А наши честные поборники скрижалей закона считают, что это нисколько не лучше, а даже хуже, чем открытый произвол и вероотступничество во времена гонений, потому что от этого черствеют и притупляются души и алчущим вместо сладостного слова Господня дают пресные отруби.
С другой стороны, несколько изменившееся положение партии, стойко переживавшей период наиболее усиленных репрессий и гонений и сохранившей свое влияние в значительных слоях пролетариата, требует настойчивого выдвигания на первый план вопроса об организационной организации этого влияния в интересах творческой революционной работы партии.
Юный король слаб, Гизы наглеют, новые гонения уже не скрывают, все это побуждает нас к решительным действиям, и мы начнем.
Но тут ему на глаза попался Ирискин, который опустил на колени томик Шолом-Алейхема и посмотрел на Горынина с тем же плаксиво-требовательным выражением, что и Медноструев, но еще присовокупив еле заметный, но вполне понятный опытному руководителю упрек за тысячелетние гонения и драму рассеяния.
Персидская империя, Александр и Диадохи серебряная грудь и чрево из меди 70-ая седмина Антиох Епифан и его гонения, прообраз Антихриста ноги истукана из железа и глины Конец беззакония и явление Царства вечной правды Царство Божие нерукотворный камень, который разбивает истукана и наполняет всю землю.
Тогда, опять же, в связи с гонениями на диссертантов, строжайше запретили обмывать защиту на банкетах, считая это скрытой формой коррупции.
После реставрации Стюартов квакеры, как и все протестантские секты, чье вероучение отклонялось от англиканской догмы, подвергались жестоким гонениям.
Католики и лютеране — поляки и немцы по национальности — испытали на себе не только религиозные, но и национальные гонения.
Ввиду земских начальников, универсальной порки, уничтожения земства и городового положения, ввиду истребления печати, закрытия школ, еврейских гонений и всех безобразий нынешнего времени, такие фантазии извинительны и понятны, особенно в людях мечтательного маниловского типа.
А если женщина осмеливается вести себя иначе, то она подвергается гонениям и осмеянию как мужененавистница или ненормальная.
Понятно, что с такими прибылями согласны были терпеть горожане и триумфы, и казни, и гонения на христиан, насилование жен, присуждение любимому коню звания городского головы, и прочие бесчинства, на кои горазд был господин Покрикин, местный Нерон.
И староверы наши, не принявшие никоновских церковных реформ — троеперстия и прочего, заимствованных у народов, находившихся под турецким игом, да и до сей поры не отвоеванных, не включенных в состав России — трегубую аллилуйю, еще ряд перемен, непереносных для верующего человека, привыкшего к тому, что именно церковь держит и сохраняет национальную традицию, дает человеку меру повторяемости, которая как раз и приобщает смертного к вечности и бессмертию бытия — именно староверы учили всех детей сплошняком грамоте, не уступая в этом Западу с его обязательным обрядом конфирмации, и именно они-то и подверглись диким и нелепым, по сути своей, гонениям, когда уничтожались и жглись старинные иконы и книги, то есть изничтожалась культура самой церкви, ее традиции, наследование ее.
Доктор Оутс прибавил, что графиня жаловалась на несправедливость со стороны короля к роду Дерби, на гонения против ее вероисповедания, хвасталась замыслами иезуитов и семинарского духовенства и утверждала, что и будут поддерживать ее благородные родственники из дома Стэнли.
Источник: библиотека Максима Мошкова
По мнению некоторых исследователей гонения на христиан при Нероне в действительности были гонениями на иудеев и иудаизм, но впоследствии, в сочинениях Тацита и Светония получили объяснение как преследование отдельного «зловредного суеверия», поскольку «поднять гонение против иудеев, как иудеев, было невозможно».
Ныне ереси не меньше терзают церковь превратностью учений, чем когда антихрист будет преследовать ее жестокостью гонений: но гонение создает и мучеников, а ересь – только отступников: «А потому надлежит быть и разномыслию между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19), – как те, кто устоял в гонениях, так и те, кто не отклонился к ересям.
Якож здаетми се за реч слушную, же бысь вельможне-милостивый отче, Епископе Володымерский, сам, особою своею намовившыся, з его милостью преосвященным отцем Архиепископом, из их милостью, велебными Епископы, до Великого Князя Московского, за дозволеньем и листом Его Королевское милости, ехать працы не литовал, а там с Князем Великим Московским и з духовными земли тамошнее, порозумевшысе и достаточне намовивши, и оказавши и донесши то им все якое гонение, преслидованье, и нарушенье и уничтоженье народ тутошний Руский, впорадках и канонах, церемониех церковных терпит и поносит, просечы и уживаючи их, абы о том тщание сотворившы, яко уды единое главы Христа, един единому с страждающе, купне и едьностайне з нами, так тому забегили, и вто тряфяли, же бы больше церков Христова такого разорванья, и внутрнего замешания, и народ Руского рожая, гонения и озлобления нетерпел.
Ныне украинское самостийничество дает образец величайшей ненависти ко всем наиболее чтимым и наиболее|4: древним традициям и культурным ценностям малороссийского народа: оно подвергло гонению церковнославянский язык, утвердившийся на Руси со времен принятия христианства, и еще более жестокое гонение воздвигнуто на общерусский литературный язык, лежавший в течение тысячи лет в основе письменности всех частей Киевского государства, во время и после его существования.
Необычайно парадоксальна еврейская судьба: страстное искание земного царства и отсутствие своего государства, которое имеют самые незначительные народы, мессианское сознание избранности народа и презрение и гонение со стороны других народов, отвержение креста как соблазна, и распятие этого народа на протяжении всей его истории.
И он был отличным и везучим охотником в результате чего приобрел немалое уважение и власть в племени и вот он начал гонение.
В тот день началось великое гонение на церковь в Иерусалиме, и все, кроме апостолов, рассеялись по Иудее и Самарии…
Он пускающим слюни, подремывающим лепетом жаловался на судьбу, на легавых, от которых без должного смирения терпел вечное гонение.
Посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда наступает скорбь или гонение на слово, тотчас соблазняется.»(Мат.13.20,21).
Вера в самого себя тесно связана с умственною нетерпимостью, а умственная нетерпимость ждет только удобного случая, чтобы воздвигнуть действительное гонение на диссидентов.
Слово гонение
Слово состоит из 7 букв: первая г, вторая о, третья н, четвёртая е, пятая н, шестая и, последняя е,
Слово гонение английскими буквами(транслитом) — gonenie
- Буква е встречается 2 раза. Слова с 2 буквами е
- Буква г встречается 1 раз. Слова с 1 буквой г
- Буква н встречается 2 раза. Слова с 2 буквами н
- Буква и встречается 1 раз. Слова с 1 буквой и
- Буква о встречается 1 раз. Слова с 1 буквой о
Значения слова гонение. Что такое гонение?
«ГОНЕНИЕ СЛЕДА»
«ГОНЕНИЕ СЛЕДА» — третья стадия судебного процесса в Древней Руси, заключавшаяся в поиске доказательств и преступника. Ввиду отсутствия специальных розыскных органов и лиц «Г.с.» осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы.
Словарь юридических терминов. — 2000
ГОНЕНИЕ СЛЕДА — в Древней Руси — третья стадия судебного процесса, заключавшаяся в поиске преступника и доказательств. При отсутствии в Древней Руси специальных розыскных органов и лиц Г. с. осуществлялось потерпевшими, их близкими…
Словарь экономики и права. — 2005
Великое гонение
Великое гонение на христиан (303—313), начавшееся при императоре Диоклетиане и продолжившееся его наследниками, было последним и самым суровым гонением на христиан в Римской империи.
ru.wikipedia.org
ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ — преследование раннехрист. Церкви в I-IV вв. как «незаконного» сообщества, организованное Римским гос-вом. Г. периодически возобновлялись и прекращались по различным причинам.
Православная энциклопедия
Гонения
Библейская энциклопедия Брокгауза
ГОНЕНИЯ — род р-ний сем. крушиновых. 3 вида, в Юго-Вост. Азии. На Черноморском побережье Кавказа и Юж. берегу Крыма культивируется 1 вид — конфетное дерево.
Словарь естествознания
Гонения на христиан
Гонения на христиан В отличие от иудейских преследований, которые имели религиозную основу (богохульство), целью Г. н. х. в Риме было не подавление религии, а поддержание обществ, порядка и охрана рим. государств, культа.
dictionary_of_ancient.academic.ru
Гонения христиан
Гонения христиан в Римской империи. — Причины и мотивы трехвековых Г. на христиан со стороны Римской империи сложны и разнообразны. С точки зрения римского государства, христиане были оскорбители величества (majestatis rei)…
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907
Русский язык
Гоне́ние, -я.
Орфографический словарь. — 2004
Гон/е́ни/е .
Морфемно-орфографический словарь. — 2002
Алексей Лебедев — Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом
12 3 4 5 6 7 …90
Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом
Часть первая
Введение. О причинах гонений на христиан во II, III и начале IV века
Причины эти троякого рода. 1) Государственные: языческие идеи государства; государство считало себя вправе полновластно распоряжаться всею совокупностью жизни граждан; и религия, и все ее касающееся было подчинено государственной власти; открытое стремление христиан выйти из под государственного контроля в своей религиозной жизни и убеждениях; заявления в этом смысле христианских писателей (Тертуллиана, Оригена, Лактанция); столкновение указанного рода воззрений — языческих с христианскими, — и преследование христиан. 2) Религиозные, или религиозно–политические: препятствия для утверждения христианства среди собственно т. н. римских граждан, — ревностное охранение римским правительством исключительных прав отечественной религии, — невозможность для христианства утвердиться среди римских граждан на тех условиях, на каких проникали сюда чуждые религии;»Культ цезарей»и опаснейшие его последствия для христиан; почему христианство не могло воспользоваться той толерантностью, какою пользовались религии иностранных народов? 3) Общественные: недовольство (римского) императора как первого члена общества христианами; ненависть к ним языческих философов и ученых, и административных классов, вражда к ним же языческих народных масс; в чем выражалось вышеуказанное общественное нерасположение язычников к христианам? — Резюме: о причинах гонений христиан. — План и задачи исследования гонений на христиан
Отношение правительственной римской власти к распространявшемуся среди Империи обществу христианскому выразилось во II, III и начале IV века, как известно, в гонениях на христиан. Чтобы понять надлежащим образом свойства и характер этих преследований, нужно наперед строже изучить самые причины их.
Причины эти троякого рода: 1) Государственные. Правительством замечена была несовместимость христианства с идеями о государственной власти, какие лежали в основе римского государства. Христианство своими требованиями шло вразрез с тем, что составляло сущность представлений о государственной власти и ее отношениях ко всем сторонам жизни граждан. 2) Причины религиозные, хотя и не в чистом их виде. Именно несовместимость христианства с установившимися отношениями римского правительства к своей собственной религии и культам народов иноземных. Христианство не могло ожидать в отношении к себе терпимости со стороны римского правительства, потому что оно, христианство, явилось враждебным для интересов отечественной религии римской и по своему существу стояло вне круга миролюбивых фактических отношений, в какие поставляло себя правительство к другим религиям — не римским. 3) Общественные. Несовместимость христианства с общественными требованиями языческого Рима. Христиане не хотели признавать для себя обязательными иных из общественных требований правительства, а правительство не могло извинить подобного уклонения от общественных требований со стороны последователей новой религии.
I. Христианство со своими принципами являлось несовместимым с господствующими языческими идеями о государственной власти. Что это значит? Это значит, что установившемуся веками взгляду языческой государственной власти касательно безусловного господства ее во всех сферах человеческой деятельности противопоставлен был от христианства взгляд, в силу которого из под эгиды этой власти отторгалась целая область деятельности человеческой — область религиозной жизни человека. Языческая древность чужда была идей о свободе убеждений в деле религии и совести, о свободе сообразно со своими наклонностями избирать род и образ религиозного поклонения. Языческая идея государства заключала в себе право полновластного распоряжения всею совокупностью жизни граждан. Все, что тесно не связывало себя с этой идеей, все, что хотело жить и развиваться, не служа целям государственным, — все это было непонятно для древности, чуждо ее духу. Отсюда религия и все религиозное были подчинены государственному интересу. Самые великие умы древности ничего не знали о самостоятельности религиозной, о религии и религиозности, не подчиненных государству. Платон в своем»Идеальном государстве»с решительностью объявлял, что в государстве каждый получает возможность исполнить свое назначение и достигнуть полной меры своего счастия и благополучия, и вследствие этого Платон дает государству такую власть над человеком, при которой не остается никакого места ни для личной, ни для религиозной свободы. По мнению другого великого мыслителя древности — Аристотеля (в»Политике»), человек есть существо исключительно политическое, и жизнь государственная есть все для него. Замечательнейший римский мыслитель, Цицерон, говорит также:»Государство родило нас и воспитало для того, чтобы лучшие и высшие силы нашей души, разума и рассудка употреблять в свою собственную (государственную) пользу, а в нашу личную пользу оставлять столько, сколько будет оставаться за удовлетворением его собственных нужд»*. Римское государство было лишь осуществлением этих идей древности. Государство у римлян было тем средоточием, из которого выходили, около которого вращались и к которому снова неизбежно возвращались все мысли и чувства, верования и убеждения, идеалы и стремления народа. Оно было единственно высшим идеалом и путеводною звездою, которая в качестве высшего рока (Fata Romana, Dea Romana) давала направление всем силам народной жизни и сообщала определенный смысл и характер склонностям и действиям отдельного человека. Оно было как бы божеством, и все, что стояло вне отношения к государству, было бесполезно, незаконно. Поэтому и самая священнейшая вещь — религия — была одной из функций государственной власти. Власть ведала религию как мир и войну, как подати и повинности, как управление и полицию. В римском государстве ведение дел религии и надзор за религиозным положением народа сначала поручался сенату, а потом присоединился к атрибутам императорской власти. Все императоры Рима, начиная от Августа, были в то же время верховными первосвященниками; император в то же время именовался и Pontifex maximus. Словом, религия в римской империи не имела ни малейшей самостоятельности, она находилась под строгим контролем государственной власти. Отсюда религиозный строй составлял часть государственного строя, и религиозное право — sacrum jus — было лишь подразделением общего права — publicum jus. Поэтому то Варрон различает theologia philosophica et vera, далее — theologia poetica et mythica и, наконец, theologia civilis**. Характеристично последнее выражение, определяющее положение религии в римском государстве, — theologia civilis. Оно должно быть переложено на наш язык выражением: государственное богословие.
* De republ. I, 4.
** Augustin. De civitate Dei, VI, 5.
Что же теперь христианство?.. Христиане открыто заявляли стремление выйти из под государственного контроля в своих религиозных убеждениях, в своей религиозной жизни. Они заявляли, что человек, подчиненный государственной власти в других отношениях, свободен от подчинения этой власти в сфере религиозной. Эта мысль о существенном различии между гражданскою (языческою) и религиозною (христианскою) деятельностью, мысль о нетождестве их была принципом, которым руководилась юная церковь Христова. Вера христиан не отторгала их от обязанностей относительно государства, но это дотоле, пока законы государственные, авторитет государственный не решались вмешиваться в дела их веры и исповедания. Поэтому христиане и своею жизнью, и голосом апологетов требовали от государства свободы совести, свободы выражать независимо от предписаний государства свою религиозность. Они хотели жить в этом отношении без контроля государственного, но этого не признавала государственная власть и признавать не хотела. Апологет II века Тертуллиан заявляет пред римским правительством, что каждый человек есть существо свободное,»всякий может располагать собою, так же точно волен поступать человек и в деле религии». Тертуллиан говорит:»Право естественное, право общечеловеческое требует, чтобы каждому было предоставлено поклоняться тому, кому он хочет. Религия одного не может быть ни вредна, ни полезна для другого».»Принуждать свободных людей приносить жертвы — значит оказывать вопиющую несправедливость, делать неслыханное насилие. Какое безрассудство — хотеть заставлять человека воздавать Божеству почести, которые и без того он должен был бы воздавать ради своей пользы! Не вправе ли он сказать: не хочу я, чтоб Юпитер мне благоприятствовал! Что вы тут мешаетесь? Пусть Янус сердится на меня, пусть обращает ко мне лицо, какое ему угодно!»* Тот же Тертуллиан говорит:»Какое зло моя религия приносит другому? Это противно религии принуждать к религии, которая добровольно принимается, а не посредством принуждения, потому что всякая жертва требует согласия сердца. И если вы принуждаете нас приносить жертвы, то этим однако же не достигается никакого чествования ваших богов, потому что в вынужденных жертвах они не могут находить никакого удовольствия, это значило бы, что они любят насилие»**. С этим вместе у Тертуллиана соединяется требование, чтобы римская власть отказалась от тех прав в деле религиозных убеждений, какие она присваивала себе доселе:»Итак, позвольте одним поклоняться истинному Богу, а другим Юпитеру, одним поднимать руки к небу, а другим к жертвеннику, одним приносить в жертву Богу самих себя, а другим козлов. Берегитесь, чтобы не показать некоторого рода нечестия, когда вы отнимаете свободу богопочитания и выбор божества, когда вы не позволяете мне поклоняться Богу, Которому я хочу, и станете принуждать меня поклоняться такому богу, которому я не хочу. Какой Бог потребует себе насильственных почестей? И человек их не пожелает»***. В этих словах Тертуллиан ясно высказывает мысль, что христианство решительно не признает за языческим государством права санкции в делах религии, — мысль, которая шла вопреки всем традициям Рима. Со всею силою непоколебимости в убеждениях развивает ту же мысль другой великий апологет древности, Ориген, в III веке. Он открыто заявляет себя ратоборцем нового высшего принципа христианского, в противоположность установившемуся принципу, которого держалось государство римское.»Мы имеем дело, — говорит он, — с двумя законами. Один закон природы, виновником которого есть Бог, другой закон писанный, которые дается от государства (городов). Если они согласны между собой, должно одинаково соблюдать их. Но если естественный, божественный закон повелевает нам то, что расходится с законодательством страны, то должно это последнее — законодательство страны — оставлять без внимания; и, пренебрегая волею человеческих законодателей, слушаться только воли божественной, какие бы ни соединялись с этим опасности и труды, даже если бы пришлось потерпеть смерть и посрамление. Мы, христиане, признавая естественный закон (или, что то же, закон совести) высшим божественным законом, — мы стремимся соблюдать его и отвергаем законы нечестивые»****. Христианский апологет начала IV века, как бы подводя итоги тех требований, с которыми выступили христиане в эпоху гонений, говорил:»Нет ничего свободнее религии, и она совершенно уничтожается, как скоро приносящий жертву бывает к этому принуждаем»*****.