LiveInternetLiveInternet
Bo4kaMeda
«Из Бадена Гоголь ездил со мной и моим братом на 3 дня в Страсбург, — сообщает задушевная подруга Гоголя Александра Осиповна Смирнова-Россет. — Там в кафедральной церкви он срисовывал карандашом на бумажке орнаменты над готическими колоннами, дивясь изобретательности старинных мастеров, которые над каждой колонной делали отменные от других украшения. Я взглянула на его работу и удивилась, как он отчетливо и красиво срисовывал.
— Как вы хорошо рисуете! — сказала я.
— А вы этого и не знали? — отвечал Гоголь.
Через несколько дней он принес мне нарисованную пером часть церкви очень искусно».
Александр Иванов
Портрет Н. В. Гоголя. 1841
Русский музей, Санкт-Петербург
Пётр Соколов
Портрет А. О. Смирновой-Россет. 1834-1835
Картон, акварель
Всероссийский музей А. С. Пушкина
Если воспринимать слова прекраснейшей Александры Осиповны всерьёз, недолго решить, что Гоголь и впрямь был художником. Не гениальным художником слова, что очевидно и общеизвестно, но еще и мастером карандаша и кисти, рисунка и колорита.
Биография Гоголя, проводившего в Риме, месте паломничества (а официально говоря — стажировки) профессиональных художников, больше времени, чем в России, также наталкивает на мысль, что у писателя вполне могли быть какие-то художественные опыты. Бдения за мольбертом. Выезды на этюды. Может быть, даже не известные нам шедевры.
Тем более, в Риме Гоголь вращался среди живописцев. На известном дагерротипе «Гоголь с русскими художниками в Риме» он размещается в самом центре. Разве это может быть случайностью? Ведь кому, как не им, окружающим Гоголя плотным кольцом, знать, чего стоит визуальный центр композиции! «Гоголь — вот центральная фигура среди русских художников», — как бы сообщает нам расстановка персон на фото.
Гоголь с русскими художниками в Риме. 1845 год.
В середине XIX века идея о том, что Гоголь сам иллюстрировал свои произведения, была столь популярна у публики и до такой степени не вызывала сомнений, что многие рисунки (к «Ревизору», например) совершенно необоснованно приписывались писателю.
Анна Андреевна и Марья Антоновна. Рисунок к «Ревизору», приписывавшийся Гоголю. Местонахождение оригинала неизвестно.
Еще одна иллюстрация к комедии «Ревизор», ошибочно атрибутированная Гоголю.
Принадлежность этого рисунка 1836 года Гоголю до сих пор остается вопросом дискуссионным.
Понадобились усилия многих исследователей (например, профессора словесности Михаила Сперанского и литератора Петра Гнедича), чтобы доказать: в действительности Гоголь не мог быть автором этих иллюстраций. Он немного рисовал пером и карандашом, неплохо умел копировать, но его мастерство всё же оставалось на уровне дилетанта.
Для второго издания «Мертвых душ» Гоголь собственноручно оформил титульную иллюстрацию — виньетку, как её тогда называли. Она иногда повторяется и в современных изданиях. И это легко понять: всё, вышедшее из-под пера гения, априори считается бесценным. Всё, что даже неумело и бегло начертали его пальцы, не может не волновать: это нарисовал Гоголь! Выражение «исполнено рукою Гоголя» само по себе действует магически.
Николай Васильевич Гоголь
Виньетка для титульного листа «Мертвых душ»
1840-е
Однако находились и те, кто судил невзирая на лица и осмеливался трезво оценить недостатки рисунка. В первой трети ХХ века это был некто А. Некрасов — искусствовед, доказывавший, что рисунки к «Ревизору», показанные выше, принадлежал не Гоголю, а художнику Александру Иванову. Ученый писал: «Очень плоха по выполнению и крайне бедна по изобретательности известная виньетка титульного листа к изданию „Мертвых душ“ 1842 г. Составленная из однообразных неуклюжих завитков, тяжеловесная виньетка имеет несколько фигурных изображений совершенно кукольного характера, исполненных с тщательностью робких самоучек».
Юношеские рисунки Гоголя
Итак, самоучка. Гоголь и вправду пытался учиться живописи, однако все его попытки остались незавершёнными, хотя склонности к рисованию (или, как говорили в родной Малороссии, «малярству») у будущего автора «Портрета» и «Мёртвых душ» были с детства. Сохранилась страница из тетради 12-летнего Гоголя по ботанике с очень точным изображением лугового растения пижмы (тысячелистника).
Рисунок Гимназиста Николая Яновского из тетради по ботанике. 1820.
Источник: РИА Новости
В Нежинской гимназии Гоголь мало преуспел в точных науках, зато увлекался театром, литературой и рисованием. Он завёл себе рукописный компендиум, который назвал «Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия». Туда Гоголь вносил разнообразнейшие сведения из книг, уроков и просто разговоров, которые по каким-то причинам считал важным запомнить.
Как устроена одежда персов или кафтан русских бояр. Как одеваются малороссияне и в чем разница между жупаном и кунтушем. Чем ткань едамашка отличается от ткани полубатенок. Дрибушки — это мелкие косы, а синдячки — разноцветные ленты. Целая коллекция украинских идиом с русским переводом вроде «жижки у його дріжать» (ему сильно хочется) и «пускати бісики» (куры строить). Как празднуют свадьбы и в каком месяце определённый цветок нужно высаживать в землю. Как должны быть расположены ложи в театре и как правильно играть «в свиньи». Классификации, перечни, различия. Масса разношерстных сведений, одни из которых вскорости прямо попадут в «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород», другие инкогнито проникнут в «Мертвые души» и «Петербургские повести», а третьи так и останутся неиспользованными.
Всё это Гоголь сопровождал иллюстрациями, которые увлеченно копировал из книг
Слева: Оружие и доспехи древних греков. Рисунок Николая Яновского (Гоголя) для издаваемой им в школьные годы «Книги всякой всячины, или Подручной Энциклопедии»
Справа: Музыкальные орудия древних греков. Рисунок Гоголя из «Книги всякой всячины, или Подручной Энциклопедии». (Место хранения – рукописный отдел Российской государственной библиотеки, в прошлом библиотеки им. Ленина, Москва)
Боярский костюм XVII века. Рисунок Гоголя из «Книги всякой всячины, или Подручной Энциклопедии».
«С Пушкиным на дружеской ноге»: Гоголь рисует Пушкина
История знакомства Пушкина и Гоголя общеизвестна. 1828 год. 20-летний выпускник Гимназии высших наук в Нежине Гоголь только-только явился в Петербург. Пушкин — уже поэт первой величины. В столице он снимает номер в гостинице «У Демута». Однажды днём туда направляется Гоголь — засвидетельствовать почтение. Его встречает заспанный слуга: «А барин спит еще — лёг под утро». «Верно, всю ночь работал?» — с придыханием спрашивает Гоголь. «Какой там! В карты резался!»
Пушкин хохотал над «Вечерами на хуторе близ Диканьки» и подарил Гоголю сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ». Сохранилось изображение троящегося пушкинского профиля, сделанное Гоголем в начале 1830-х годов.
Николай Васильевич Гоголь
Александр Пушкин
1830-е
Но и этот рисунок не авторское видение Гоголя — скорее неумелая попытка скопировать пушкинские автопортреты. «Уловив типический профиль Пушкина, — пишет исследователь, — Гоголь совершенно не сумел поставить и вообще передать глаз, а также подбородок, хотя и пытался набросать профиль несколько раз. Как и в других случаях, мы видим робость и неуверенность линий и полное отсутствие моделированной формы».
А самобытных рисунков Гоголя, чего-то такого, что представляло бы самостоятельную художественную ценность или подтверждало бы его профессионализм как художника — их нет. Просто не существует в природе.
Рисунки Гоголя в письме к Александре Смирновой.
Женские головки в изображении Гоголя
Рукописи Пушкина испещрены рисунками: собственный профиль, узнаваемые портреты друзей, очаровательные женские головки. По этим рисункам ученые с успехом воссоздавали детали пушкинской биографии. Историк Натан Эйдельман замечает, что для человека XVIII — начала XIX вв. умение рисовать было так же важно, как для нас сегодняшних — умение фотографировать.
У Гоголя — не так. Он почти не оживляет своих писаний рисунками. И, уж тем более, не рисует портретов привлекавших его женщин. Гоголь — полная психологическая противоположность Пушкину. Пушкин открыт и влюбчив. Гоголь болезненно скрытен и чуждается дам. Из пушкинских женских портретов составляется его «Донжуанский список»: Орлова и Раевская, Оленина и Корсакова, Калипсо Полихрони и Амалия Ризнич. И еще Закревская, Вельяшева, сестры Ушаковы… Изящные и живые, они — лучшая иллюстрация пушкинской пылкости, календарь его влюблённостей. Единственный документально подтверждённый роман Гоголя — его сватовство к дочери Вельегорских. Но история тёмная и в высшей степени странная.
А вот редчайшие образцы женских головок, изображённых рукой Гоголя. Никакого очарования и лёгкости. Они не влекут, как пушкинские. Скорее угрожают, внушают тревогу. Вглядишься в них подольше — и это будет уже не тревога, а какой-то хтонический ужас. И это то, как Гоголь видел и воспринимал женщин.
Поневоле вспоминаются слова философа и публициста Василия Розанова, одного из самых ярких гоголененавистников: «Интересна половая загадка Гоголя… Он, бесспорно, „не знал женщины“, т. е. у него не было физиологического аппетита к ней. Что же было? Поразительна яркость кисти везде, где он говорил о покойниках… Везде покойник у него живет удвоенную жизнью, покойник нигде не „мертв“, тогда как живые люди удивительно мертвы. Это — куклы, схемы, аллегории пороков…»
«Так кто ж ты, наконец?»
Парадоксально, но в мемуарной литературе о Гоголе гораздо больше упоминаний о том, что он что-то рисовал, чем сохранившихся рисунков Гоголя. Их совсем немного, и те — лишь несмелые зарисовки.
Николай Васильевич Гоголь
Украинская хата
1830
Любимой темой набросков Гоголя была архитектура
Не без разочарования отмечают знатоки неуверенность линий, «дрожание рук», «отсутствие какой-либо личной системы или стиля автора» и исполнение «ниже всякого художества». В узком смысле слова художником, как бы нам ни хотелось обнаружить обратное, Гоголь не был.
Интереснее другое. Не будучи художником по профессии, Гоголь ведёт себя как художник, выстраивает свой публичный образ, то, что в ХХ веке назовут имиджем, — как художника. Он путешествует по Италии, он интересуется древностями, он сибаритствует, наконец, он экзотически одевается.
Гоголь сам по себе — живописен и колоритен. «У него была серая шляпа, светло-голубой жилет и малиновые панталоны, точно малина со сливками», — вспоминала Смирнова. «Гоголь явно щеголеватее заросших бородачей-живописцев», — замечает о фотопортрете Гоголя среди русских художников Леонид Парфёнов в фильме «Птица Гоголь». Совершенно разные малознакомые люди зовут Гоголя то «тальянцем» (итальянцем), то «гишпанцем» (испанцем), дивясь его наружности и повадкам.
Все три известных портрета Гоголя, исполненные Федором Моллером, — это не столько портрет русского писателя, сколько стилизация (причем не исключено — намеренная и сделанная под влиянием Гоголя) автопортретов великого фламандца Ван Дейка!
Федор Антонович Моллер
Портрет Николая Гоголя
1840-е
В начале 1848 года на австрийском пароходе «Истамбул» русский священник Петр Соловьев плыл к берегам Сирии. Конечной целью его путешествия являлся Иерусалим. Дорога была долгой и располагала к наблюдениям. Среди всех направлявшихся к святым местам внимание Соловьева привлёк «маленький человечек с длинным носом, черными жиденькими усами, с длинными волосами, причесанными a-la художник, сутуловатый и постоянно смотревший вниз. Белая поярковая с широкими полями шляпа на голове и итальянский плащ на плечах, известный в то время у нас под названием „манто“, составляли костюм путника. Всё говорило, что это какой-нибудь путешествующий художник…»
Сказать, что Гоголь странен — неверно. Он нервен, маниакально скрытен и параноидально подозрителен (психиатры полтора века дискутируют возможный диагноз, сгубивший Гоголя, — был ли это маниакально-депрессивный психоз или параноидальное расстройство). Пересекая границу, Гоголь никогда не показывал своего паспорта и всегда врал о том, куда направляется. Отсылал письма, указывая в них совсем не то место, где находился в текущий момент. Путал карты и заметал следы, хотя никто и не думал за ним гнаться или его преследовать.
Гоголю легче было прикинуться кем-то другим, чем открыться окружающим в своей подлинной сути. До сих пор ломаются копья о том, кем же был этот необычнейший человек на самом деле: аскетом или сибаритом, праведником или кощунником, поэтом (в том же смысле, в каком «Мертвые души» — поэма») или презревшим любое художество пророком?
Странствующий художник становится для Гоголя этакой ролевой моделью, маской, за которой ему удобно скрывать себя — настоящего. Да и какая, в сущности, разница, что он не писал картин и почти не оставил рисунков, если и за те немногие, что дошли до нас, любой коллекционер с удовольствием отдал бы не одну сотню «мертвых душ»?
Анна Вчерашняя
1 апреля литературная общественность и почитатели таланта писателя отмечали очередную годовщину со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. Писателю и драматургу стукнуло 210 лет! Ко дню рождения не успел опубликовать галерею. Вот навёрстываю упущенное, тем более живописной гоголевской темы у меня в Дневнике ранее не наблюдалось.
С днем рождения, дорогой Николай Васильевич! Ваши творения живы, они любимы и по-прежнему актуальны! Как не парадоксально звучит — И Ваши «Мертвые души» живы! На днях посмотрел замечательный спектакль Лесосибирского драматического театра «Поиск», который представлен на премию «Золотая Маска» в шести номинациях. Любят Ваши произведения и киношники. Актер Александр Петров уже пару сезонов ходит Гоголем в одноименном сериале. Да, всё у нас по-прежнему — и дураки в наличии, и дороги те же, добавились к ним только криминал, беззаконие и произвол как в низах, так и на самом верху… Но я не об этом… С днем рождения, дорогой литератор-классик!
Иванов Александр Андреевич (1806-1858) Портрет Н.В. Гоголя. 1841 г.
Неизвестный художник Портрет Н. Гоголя с оригинала А. А. Иванова 1841 г.
Неизвестный художник. Портрет Н.В. Гоголя. 1840 г.
Неизвестный художник. Портрет Н.В. Гоголя. 1851-1860 гг.
Carl Peter Mazer (Swedish, 1807-1884) Portrait of Gogol. 1840 г.
Шевченко Тарас Григорьевич (1814-1861) Портрет Н.В.Гоголя. Государственный Исторический музей, Москва
Гоголь
Мог выйти архитектор из него:
Он в стилях знал извилины различий.
Но рассмешил при встрече городничий,
И смеху отдал он себя всего.
Смех Гоголя нам ценен оттого, —
Смех нутряной, спазмический, язычий, —
Что в смехе древний кроется обычай:
Высмеивать своё же существо.
В своём бессмертье мёртвых душ мы души,
Свиные хари и свиные туши,
И человек, и мертвовекий Вий —
Частица смертного материала…
Вот, чтобы дольше жизнь не замирала,
Нам нужен смех, как двигатель крови…
Игорь Северянин
Моллер Федор Антонович (1812-1874) Портрет писателя Николая Васильевича Гоголя. Рим. 1841 г. Третьяковская галерея, Москва
Моллер Федор Антонович (1812-1874) Портрет Н.В. Гоголя. 1840 г.
Моллер Федор Антонович (1812-1874) Портрет Н.В. Гоголя.
Дмитриев-Мамонов Эммануил Александрович (1824-1883) Н. В. Гоголь. Литография. 1852 г.
Вакуров Николай Дмитриевич (1879-1952) Портрет Н.В.Гоголя. Шкатулка. Федоскино. 1936 г.
Бернандт Григорий Борисович (1905-1978) Портрет Гоголя. 1921 г.
Смех сквозь слёзы
Ах, милый Николай Васильич Гоголь!
Когда б сейчас из гроба встать ты мог,
Любой прыщавый декадентский щёголь
Сказал бы: «Э, какой он, к чёрту, бог?
Знал быт, владел пером, страдал. Какая редкость!
А стиль, напевность, а прозрения печать,
А тёмно-звонких слов изысканная меткость?.
Нет, старичок… Ложитесь в гроб опять!»
Есть между ними, правда, и такие,
Что дерзко от тебя ведут свой тусклый род
И, лицемерно пред тобой согнувши выи,
Мечтают сладенько: «Придёт и мой черёд!»
Но от таких «своих», дешёвых и развязных,
Удрал бы ты, как Подколесин, чрез окно…
Царят! Бог их прости, больных, пустых и грязных,
А нам они наскучили давно.
Пусть их шумят… Но где твои герои?
Все живы ли, иль, небо прокоптив,
В углах медвежьих сгнили на покое
Под сенью благостной крестьянских тучных нив?
Живут… И как живут! Ты, встав сейчас из гроба,
Ни одного из них, наверно, б не узнал:
Павлуша Чичиков — сановная особа
И в интендантстве патриотом стал —
На мёртвых душ портянки поставляет
(Живым они, пожалуй, ни к чему),
Манилов в Третьей Думе заседает
И в председатели был избран… по уму.
Петрушка сдуру сделался поэтом
И что-то мажет в «Золотом руне»,
Ноздрёв пошел в охранное — и в этом
Нашёл своё призвание вполне.
Поручик Пирогов с успехом служит в Ялте
И сам сапожников по праздникам сечёт,
Чуб стал союзником и об еврейском гвалте
С большою эрудицией поёт.
Жан Хлестаков работает в «России»,
Затем — в «Осведомительном бюро»,
Где чувствует себя совсем в родной стихии:
Разжился, раздобрел, — вот борзое перо!..
Одни лишь черти, Вий да ведьмы и русалки,
Попавши в плен к писателям modernes,
Зачахли, выдохлись и стали страшно жалки,
Истасканные блудом мелких скверн…
Ах, милый Николай Васильич Гоголь!
Как хорошо, что ты не можешь встать…
Но мы живём! Боюсь — не слишком много ль
Нам надо слышать, видеть и молчать?
И в праздник твой, в твой праздник благородный,
С глубокой горечью хочу тебе сказать:
«Ты был для нас источник многоводный,
И мы к тебе пришли теперь опять, —
Но «смех сквозь слёзы» радостью усталой
Не зазвенит твоим струнам в ответ…
Увы, увы… Слёз более не стало,
И смеха нет».
*modernes — Модернистам (франц.)
Саша Черный
Бондар Сергей Михайлович (1912-1990) Н.В.Гоголь. 1955 г.
Бродский Савва Григорьевич (1923-1982) Николай Гоголь. Иллюстрация к повести «Шинель».
Иванов Юрий Валентинович (род. 1940) Портрет Н.В.Гоголя. Из серии «Русские драматурги». 1978 г.
Флёрова Елена Николаевна (род. 1943) Николай Васильевич Гоголь.
Айдаров Ильяс Сайярович (род. 1956) Н.В.Гоголь 2013 г.
Карпухин Дмитрий Александрович (род. 1971) Гоголь в Оптиной Пустыни. 2005 г.
Гоголь
Николай Васильевич Гоголь, что мы знаем о нём?
Что имел нос как у птицы,
Что рассказы его, как один небылицы,
Что гусиным пером испещрил он страницы,
Что катался в карете от станицы к станице,
Что он «Мёртвые души» написал, да и помер
Вот такой вот писатель, вот такой вышел номер.
Что ещё: Гоголь-мистик, он сатирик, он пастырь…
Я позволю прервать вас, вот в подарок вам пластырь.
Я скажу вам – он гений, одарённый с пелёнок
Хоть росточком не вышел и не много силёнок,
Но напишет он повесть, как один прочитает
Не покривит он совесть, Бога он почитает.
Посвятил всех живущих в мир душевных мистерий,
Очень многих довёл он до истошных истерик,
Обнажил то и это, господам не по нраву.
Но писатель писал по небесному праву.
Описал он грехи и людские пороки,
Никогда не в чести в нашем мире пророки.
Нам его самого уличать нету смысла
Лучше нам обозреть его трезвые мысли.
Гениальный сатирик, миргородский рассказчик
Он писатель историй и фантазий образчик,
Там где Вий, упыри и нечистая сила,
Где Фому на себе злая ведьма носила.
Мир незримый узрел он, на себе испытал,
Был весёлым и юным, но шутить перестал.
Его звали безумным, но он знал наперёд,
Кто прозрел, тот стал мудрым, а безумен народ.
Омертвели от скуки и от сытной индейки,
Сама жизнь подарила ему эту идейку.
Гоголь зорко взглянул – вот те мертвые души:
Все закрыли глаза, запечатали уши.
Поглотили их души земные пристрастья
Гоголь жизнь описал, обнажил эти страсти.
Словно искру зажёг он, запылал факел веры
И упал на колени фанатично, без меры.
Исступленно молился, зажигал утром свечи
Он шептал что-то Богу и не видел, уж вечер.
Гоголь таял как свечка, слёзы лились рекою,
Он молил что б Господь его дух упокоил.
Свечи плавились мирно, проливая свой воск
Страх остаться в грехе воспалил его мозг.
Покаянье творил он, был монахом в миру,
Он прозрел — сатана вовлекает в игру,
Покупает все души, ни за грош продаёт,
Божьи искры он тушит, в ад путёвку даёт.
Гоголь – мудрая птица, ты достигнул венца
Под ногами твоими поднялась лествица.
Бог, откинув покровы, дал узреть грешный мир,
Понял ты основное, сатана – их кумир.
Сатана миром правит, ты отверг его власть
И своею рукою загасил жизни страсть.
Это сильный поступок, это выбор пути,
Ты решил жизнь задуть как свечу и уйти.
Как решил, так и сделал, сам себе став судьёй
Гоголь – гений, пророк с необычной судьбой.
Не скорби, всяк посудит от своей головы
Тот поймёт, тот осудит – будут оба правы.
По себе каждый судит, от своей суеты,
Все в забвенье ушли, а прославился Ты!
Галина Головина
Москвитин Филипп Александрович (род. 1974) Портрет Н.В. Гоголя на фоне Оптиной Пустыни. 2007 г.
Егорова Анна (Украина) Портрет Н.В.Гоголя.
Иванов Юрий Николай Гоголь. 2009 г.
Ромадин Николай Михайлович (1903-1987) Н.В. Гоголь.1978 г.
Харламов Сергей Михайлович (род. 1942) Портрет Н. В. Гоголя. 1970-е гг.
Зелинский Вацлав Болеславович (род. 1935) Серия «Посвящение Н.В.Гоголю». Пензенская картинная галерея им. Савицкого
Зелинский Вацлав Болеславович (род. 1935) Серия «Посвящение Н.В.Гоголю». Кемеровский музей изобразительных искусств
Селиверстов Юрий Иванович (1940-1990) Портрет Гоголя.
Сделано в 1845 году русским фотографом Сергеем Левицким в Риме, где он встречался с колонией русских художников. Это был групповой снимок – подарок вице-президенту русской Академии художеств графу Федору Толстому от пансионеров его же Академии. Подарок недешевый и диковинный – о фотографии тогда мало что знали.
Гоголь на тот момент уже почти десять лет жил в Риме, и Левицкий уговорил его сняться на дагерротип вместе с остальными художниками.
Позже, в 1902 году, к 50-летию со дня смерти Гоголя, в студии другого выдающегося фотографа Карла Фишера, изображение Николая Васильевича было выкадровано из этого группового снимка, переснято и увеличено…
P.S. Среди изображенных — архитекторы Федор Эппингер, Карл Бейне, Павел Нотбек, Ипполит Монигетти, скульпторы Пётр Ставассер, Николай Рамазанов, Михаил Шурупов, живописцы Пимен Орлов, Аполлон Мокрицкий, Михаил Михайлов, Василий Штернберг.
Впервые дагерротип был опубликован критиком В. В. Стасовым в журнале «Древняя и Новая Россия» за 1879 год, № 12, который так описал изображенных:
— Какой тут богатый материал: и архитекторы, и живописцы, и скульпторы, и всякие другие, и Рим, и Россия, и — Гоголь надо всем!!! Писатель сидит в центре композиции, его окружают художники, архитекторы и скульпторы, на полу, внизу — натурщица-итальянка Мариучча. В этой живописно расположенной группе выделяется фигура Федора Моллера: художник, будучи высокого роста, стоит слева от Гоголя, отделенный фигурой акварелиста Андрея Лавеццари, а Федор Антонович облачtн в темный плащ, на голове — модная широкополая шляпа.
«Взгляните на эти шляпы театральных „бригантов“, на плащи, будто бы необычайно картинные и величественные — какой неостроумный и неталантливый маскарад! А между тем, это всё-таки картина истинно историческая, потому что она искренно и верно передает целый уголок эпохи, целую главу из русской жизни, целую полосу людей, и жизней, и заблуждений».
Мы наш, мы новый мир построим
Советская эпоха, продлившаяся в России более 70 лет, повлияла абсолютно на все сферы человеческой жизни и деятельности.
Все частное богатство, принадлежавшее конкретным людям, семьям и организациям, после Октябрьской революции 1917 года было национализировано. Вместе со зданиями, заводами, полями и лесами в собственности власти оказались и громадные культурные ценности: исторические реликвии, картины, скульптуры, награды, книги, оружие, драгоценности, музыкальные инструменты — всё то, что составляет теперь национальное достояние.
В руки советской власти попали не все подобные ценности, принадлежавшие до 1917 года состоятельным людям. Часть прежним владельцам удалось вывезти, покидая страну. Множество сокровищ национального и мирового значения сгинули в пожарах, погромах и разрухе, когда брошенные владельцами дворцы, усадьбы, поместья и особняки начали осваивать новые хозяева. Так, в Балаково большевики, занявшие в 1918 году усадьбу купца Паисия Мальцева, жгли в печах «книжный хлам», который обнаружили в доме. Они не знали, что этим «хламом» были ценнейшие старопечатные книги, часть которых чудом удалось спасти. Сейчас книги из коллекции Мальцева составляют гордость библиотек СГУ, Радищевского музея и самых значимых федеральных книгохранилищ.
Все, что не было разграблено, вывезено и уничтожено, передавалось новой власти, которая собирала культурные ценности в музеях. Число новых экспонатов было столь огромно, что многие из них десятилетиями не были даже нормально поставлены на учет.
Чтобы хотя бы поверхностно разобраться в теме местных культурных потерь, редакция ИА «Версия-Саратов» разослала в крупнейшие музеи региона запросы с одинаковым перечнем вопросов.
Были ли там утрачены ценные предметы из-за кризисных и чрезвычайных событий национального уровня, включая революцию 1917 года и Великую отечественную войну? Если да, то при каких обстоятельства это произошло? Какие экспонаты местные музеи были вынуждены передать в течение ХХ века и 2000–2018 годов в другие музеи страны на постоянное хранение по требованию и в соответствии с распоряжениями министерства культуры СССР, РФ и других ведомств?
Повлияли ли на состояние фондов такие события, как развал Советского Союза и экономические реформы 1990-х? Были ли в музеях потери по причинам техногенного характера (пожары, аварии) или из-за неудовлетворительного состояния хранилищ и складов (воздействие воды, света, неподходящей температуры, грызунов и т. п.)?
Самым светлым и позитивным оказался ответ Вольского краеведческого музея, подписанный директором Татьяной Седышевой. Из него следует, что в течение ХХ века «случаи утраты музейных ценностей не выявлены». По причинам техногенного характера их тоже не было. А кроме того музей в течение ХХ века и в 2000–2018 годов «не передавал ценные и заметные предметы на постоянное хранение в другие музеи страны, в том числе музеи Саратова, Москвы и Санкт-Петербурга».
Конечно, нельзя исключать, что в бушующем ХХ веке Вольский краеведческий музей оказался уникальной «тихой гаванью», которую обошли все проблемы и посягательства на экспонаты со стороны любых заинтересованных лиц и сил. Однако ответы руководителей других местных музеев свидетельствуют о том, что до сих пор с абсолютной точностью никто не сможет сказать, что именно находилось в фондах местных музеев примерно до середины ХХ века. По той причине, что до этого времени в них не существовало единой системы учета.
Ты как хочешь это назови
Ответ из Саратовского краеведческого музея, подписанный директором Евгением Казанцевым, дает представление о том, какие процессы происходили с местными музеями в первой половине ХХ века, и почему их коллекции то и дело меняли подведомственность.
Саратовский краеведческий музей
В 1919–1920 годы в Москве впервые создаются государственные органы по управлению музеями при Народном комиссариате просвещения под названием «Главмузей», а на местах при губернских отделах народного просвещения — «Губмузей».
В ноябре 1921 года музеи Саратова объединили в «Областной саратовский музей». В его состав включили учреждения, вышедшие из саратовской ученой архивной комиссии (СУАК): археологический, исторический, общественного движения, этнографический, а также художественный музей имени А. Н. Радищева и Дом-музей Н. Г. Чернышевского. В 1928-м в структуру вошел также музей общества естествоиспытателей. Каждый музей располагался в собственном помещении и вел отдельную учетную документацию.
Но на этом реформирование системы не закончилось. В 1930 году краеведческие отделы, расположенные по всему городу, сосредоточили в одном здании на ул. Покровской, 34 (с 1964 года — улица Лермонтова). В 1928–1935 гг. организация называлась Нижне-Волжским краевым музеем, а с 1936 г. стала Саратовским областным музеем краеведения.
В 1936 году Радищевский музей перешел в ведение Всесоюзного комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР. В 1939 году самостоятельным стал Дом-музей Н. Г. Чернышевского.
С октября 1941 года по март 1944 областной музей краеведения был закрыт, практически все сотрудники уволены. «До 1945 года единого централизованного учета музейного фонда не существовало, соответственно, предоставить информацию об утрате музейных предметов в период Октябрьской революции и годы Великой Отечественной войны не представляется возможным», — указывает Евгений Казанцев.
Классики — на выход
Заполучив огромные музейные и частные коллекции, молодая советская власть начала заниматься созданием новых музеев и реорганизацией старых. Для этого центральное руководство принялось перераспределять фонды — то есть, забирать экспонаты из одних хранилищ и передавать их в другие.
В Радищевском музее, в отличие от краеведческого, о потерях из собственной коллекции между революцией и Великой отечественной войной осведомлены хорошо. Ведь у этого музея, первого общедоступного в России, был конкретный создатель — художник Алексей Боголюбов. Собранная им первоначальная коллекция с самого начала была описана и изучена. Поэтому когда государство по разным причинам принялось запускать в нее руки, сотрудники отлично понимали, с чем расстаются. Нельзя не отметить, что в ходе перераспределения музей не только отдал, но и получил множество ценных экспонатов, но это — отдельная тема.
Радищевский музей
В любом случае, в начале 1920-х годов Радищевский музей начал расставаться с экспонатами, «не соответствующими его новому профилю». В результате, как рассказала ученый секретарь Елена Савельева, регион лишился таких уникальных вещей, как автограф одной из глав «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, рукописи Н. И. Костомарова, В. И. Даля, И. С. Тургенева. Эти экспонаты были обменены на «Автопортрет» Тропинина, полученный в 1921 году из Румянцевского музея.
Как указано в книге «Саратовский Радищевский музей. Факты, события, люди. 1885–2010», на кафедру геологии и минералогии Саратовского университета была отправлена коллекция минералов из 1575 номеров А. Г. Кузнецова, высоко оцененная специалистами. Библиотека СГУ получила письма Пушкина, Гоголя, Короленко, Мордовцева, визитную карточку Гончарова.
Археологические, этнографические, нумизматические экспонаты из первоначальной боголюбовской коллекции «разбрелись» по отделам и отделениям Областного музея.
Еще одной большой потерей стал тургеневский кабинет. Алексея Боголюбова с великим русским писателем Иваном Тургеневым связывали тесные дружеские отношения. Когда в 1883 году литератор скончался, стараниями Боголюбова в Радищевском музее был организован памятный тургеневский уголок. Там экспонировались личные вещи писателя — стол орехового дерева и стул из его кабинета, мантия Оксфордского университета, охотничье ружье и ягдташ, скульптурный бюст работы М. М. Антокольского и посмертная маска.
Тургеневский уголок
В 1919 году все эти мемориальные экспонаты были переданы в музей Саратовского университета. А затем и вовсе покинули территорию региона — с 1930-х они находятся на родине Тургенева, в музеях Орловщины.
Одновременно с этим Радищевский музей лишился и еще одного любопытного экспоната, связанного с литературной тематикой. Речь идет о кресле великого писателя Николая Гоголя.
В статье И. А. Жуковой «Невыдуманная история гоголевских реликвий», опубликованной в журнале «Антиквариат» (№ 10 за 2014 год), указано, что это кресло вместе с чрезвычайно ценным письмом Гоголя к отцу Матвею Константиновскому было доставлено в Саратов в ноябре 1902 года по просьбе известного писателя и журналиста Владимира Гиляровского. Кресло было частью интерьера в комнатах писателя в доме графа А. П. Толстого на Никитском бульваре в Москве. Именно в этом здании в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ», а через несколько дней скончался.
В мае 1919 года кресло и целый ряд других мемориальных вещей музей передал в СГУ. В августе того же года туда отправили и письмо писателя к отцу Матвею. В 1927 году кресло перекочевало в Институт русской литературы Академии наук (Пушкинский дом), где находится и поныне.
А уникальное письмо в 1942 году вместе с другими ценностями отправили из Саратова в Центральный государственный архив литературы и искусства.
Мы за ценой не постоим
Следующая черная полоса для коллекции Радищевского музея наступила в 1930 году. У советского государства в ту пору не было денег, необходимых для индустриализации и модернизации. Поэтому власть не придумала ничего умнее, как ограбить свои же музеи, продав часть их фондов за рубежом.
Как указано в упоминавшейся выше книге, «в марте 1930 года в Саратов приехали сотрудники Эрмитажа С. Н. Тройницкий, В.Ф. Левинсон-Лессинг и эксперт Э. И. Богнар. Эта тройка именовалась ударной правительственной бригадой. По поручению конторы Госторга СССР по скупке и реализации антикварных вещей «Антиквариат» они должны были произвести отбор и оценку из музейной коллекции для дальнейшей передачи их «Антиквариату».
Результатом работы «ударной бригады» в Саратове стал приказ из 26 пунктов. В них были перечислены произведения из первоначальной боголюбовской коллекции, а также живопись и графика, поступившие из частных собраний, которые государство решило изъять. Так Радищевский музей потерял гравюры Дюрера, «Пейзаж с хижинами» голландца Ван Гойена, рисунки и акварели французов Фрагонара, Беланже, Девериа и многое другое.
Фрагонар «Храм в Тиволи»
«Вскоре изъятия повторились. Госфонд забирал изделия из золота, серебра, бронзы, ковры. Распродажа коснулась столичных музеев и, в первую очередь, Эрмитажа, принеся невозвратимые потери коллекциям и тяжкие нравственные испытания людям, которые участвовали в происходившем».
Особенно обидно, что после аукционов 1931–1932 годов в Лейпциге и Вене часть «нерентабельных для реализации» вещей, среди которых были и экспонаты Радищевского музея, были отправлены обратно в Ленинград. Но остались они в Эрмитаже! И только «Замок Пьерфон» Камиля Коро был возвращен в Саратов, да и то лишь через несколько десятилетий.
К. Коро «Замок Пьерфон»
Кроме больших набегов были и локальные изъятия. Так, в январе 1935 года представитель Музея изобразительных искусств имени Пушкина привез к нам восемь экспонатов для будущего отдела советского искусства. В результате этой поездки Пушкинский музей стал владельцем пейзажа «Фонтенбло» Адольфа Монтичелли — одной из жемчужин первоначальной боголюбовской коллекции.
Монтичелли Фонтенбло / © www.pushkinmuseum.art
Наша щедрость не знает границ
Впрочем, десятки произведений искусства, реквизированные государством, выглядят не так уж плохо на фоне того, что в те же 1930-е годы Саратов умудрился утратить… целый музей.
В 1921 году в Саратове был создан Музей волгаря. Как указано в книге исследователя Волги и речного транспорта Владимира Цыбина, в его коллекцию из разных организаций было передано все, так или иначе связанное с волжским судоходством — всевозможные книги, старые путеводители, лоцманские карты, фотографии, рисунки и документы. В числе экспонатов появились модели волжских барж, буксирных и пассажирских пароходов, разнообразный инвентарь, колокола, судовые фонари и предметы бурлацкого быта, включая легендарную лямку. Первый директор музея Федор Родин даже устраивал специальные экспедиции по Волге и Каме, чтобы добыть для музея новые экспонаты.
На тот момент саратовский музей был первым (!) подобным учреждением в России, так что его появление стало событием государственного масштаба.
Частью экспонатов поделился и Радищевский музей. Алексей Боголюбов был не только художником-маринистом, но и страстным коллекционером, собиравшим, в том числе, и макеты судов. Таким путем в Музей волгаря попала, в частности, модель корпуса фрегата «Ля Лежер» (длина 1 метр, ширина 27 см). Ее сделал в 1682 году французский кораблестроитель и моделист Блэз Панголо, которого агенты Петра Первого впоследствии завербовали в Гамбурге в 1716 году для работы в России. Приехав в нашу страну, Панголо построил царю-реформатору 66-пушечный линейный корабль.
В 1928 году Музей волгаря передал уникальный макет в Центральный военно-морской музей, который и сейчас действует в Санкт-Петербурге.
В 1930-м Федора Родина забрали в Москву в Центральный музей транспорта. А уже через пять лет выяснилось, что в Саратове для Музея волгаря нет ни помещения, ни денег на содержание. И его перевели в Нижний Новгород, где на основе саратовских фондов был создан Музей волжского транспорта. Нам же остались одни воспоминания.
И ширму нашу фамильную умыкнули
В упомянутой книге о Радищевском музее есть цитата документа, в котором новый директор Иван Бурмистров описывает положение дел после своего назначения: «Деятельность бывшего вражеского руководства, в лице директора музея Рыкова П.С., привела художественный музей в состояние заброшенной и бессистемной кладовки. Все ценности музея, не исключая живописи, были свалены в хаотическую кучу, разбросаны по большой территории, перемешивая живопись вместе с фарфором, мебелью и даже вещами, не принадлежащими художественному музею, и прочим ненужным инвентарем и хламом. Вещи хранились без всяких приспособлений, прямо на полу, покрытые пылью и паутиной».
Поскольку это был 1937 год, известный как один из самых кровавых и жутких периодов сталинского террора, то при взгляде на выражение «деятельность бывшего вражеского руководства» необходимо, конечно, делать поправки на эпоху. Однако, судя по другим упоминаниям, критика имела основания. В феврале 1938 года в Радищевском музее прошла специальная проверка. В результате появился документ под названием «Список вещей из инвентаря, не оказавшегося в наличии при инвентаризации». Какие конкретно культурные ценности канули в Лету именно в тот период, сейчас точно сказать не сможет никто.
«С февраля 1946 года все музеи СССР, ранее находившиеся в системе Наркомпроса, были переведены в управление Комитетом по делам культурно-просветительных учреждений при Совнаркоме РФ. В составе Комитета было образовано Управление музеев. Впервые в истории музейного дела СССР оно разработало „Инструкцию по учету музейных фондов“, согласно которой вводились понятия основного и научно-вспомогательного фондов, была создана единая система учета, инвентарные книги единого образца», — указывает в ответе музей краеведения. Первые записи его в главной инвентарной книге относятся лишь к 1945–1946 годам.
О масштабах потерь из коллекции Радищевского музея, произошедших за ХХ век по разным причинам, дает понять, к примеру, состояние коллекции, которую подарил музею Михаил Галкин-Враской, девять лет занимавший пост саратовского губернатора (1870-1879). В 1916 году он передал в музей почти 200 предметов, которые за годы жизни и службы собрал в разных уголках страны и путешествиях.
В докладе об этом даре, представленном на XII Боголюбовских чтениях, указано: «Коллекция живописи Галкина-Враского по списку включала около 30-ти картин, осталось 17. Из 14-ти скульптур, записанных в инвентарную книгу, осталось лишь 5. Две японские тёмно-бронзовые старинные вазы были переданы в музей Калмыцкой области в 1933 году. Две севрские вазы не имеют помет о местонахождении. Шитая картина „Смерть И. Грозного“ („передана в 1932 году в бронетанковую школу временно и возвращена“) — сведений о её нынешнем местонахождении нет. Ширмы японские — местонахождение неизвестно…», и так далее, и так далее.
Лихие 90-е — и без потерь?
Во второй половине XX столетия государство уже не потрошило коллекции музеев для того, чтобы выручить денег на строительство коммунизма. А сами музеи расставались с экспонатами в основном в двух случаях. Либо когда обоснованные заявления делали наследники владельцев, передавших свои материалы в фонды музеев, либо когда речь шла о передаче культовых предметов религиозным организациям (в соответствии с распоряжением Президента РФ от 23 апреля 1993 г).
Так, например, музей краеведения в 1993 году на основании запроса передал саратовскому Еврейскому религиозному обществу на постоянное хранение три свитка Торы и 17 книг на древнееврейском языке. А в 2005 году саратовскому Епархиальному управлению — мощевик XVIII века из церкви Преображения Господня села Зубриловка. Теперь он выставлен в нижнем храме Свято-Троицкого собора в Саратове.
Что касается развала СССР и последовавшего затем разрушительного экономического кризиса, то, как утверждают в музеях, эти события на состояние фондов не повлияли. Фактов хищений, а также утрат культурных ценностей по причинам техногенного характера в постсоветский период «не зафиксировано».
«А где бабуля?» «Я за неё»
Значение музеев с точки зрения общедоступности произведений искусства для всех социальных групп, а также для сохранности этих произведений сложно переоценить. Но, как и любые другие учреждения, где работают люди, они не застрахованы от рисков, основой которых становится «человеческий фактор».
В последние годы даже крупнейшие музеи страны не раз оказывались в эпицентре громких скандалов. Так, в конце 1990-х годов Счетная палата России сообщила сенсационные результаты проверки Эрмитажа: из 50 выбранных наугад единиц хранения отсутствовали 47, около двухсот тысяч экспонатов оказались не закреплены за материально ответственными лицами. В 2006 году в Эрмитаже обнаружили пропажу коллекции из двухсот экспонатов XIX–XX века общей стоимостью 130 миллионов рублей. Тогда же СМИ писали, что в период с 1990 по 2005 год в стране в целом было украдено около 60 тысяч предметов старинного искусства, примерно на миллиард долларов.
Музеи в нашей стране, особенно в регионах, — та часть культуры, которая не является самодостаточной, никогда не станет самоокупаемой и потому всегда будет требовать бюджетных расходов. Это значит, в конечном итоге содержание и работу музеев так или иначе оплачиваем мы все как налогоплательщики.
Список местных музеев не исчерпывается теми, о которых было сказано выше. Есть еще музеи Федина и Чернышевского, учреждения в городах области. Действуют музеи и в некоторых государственных организациях и корпорациях с госучастием. Например, свои коллекции есть у Приволжской железной дороги, ряда федеральных структур. Что там происходило с историческими артефактами за минувший век? Как они охраняются сейчас? Учитываются ли они как часть национального достояния, и есть ли для этого в таких организациях соответствующие условия, регламенты и инструкции? Или руководство может делать с ними то, что считает нужным?
Коллекции экспонатов национального значения есть и в местных вузах, включая упоминавшиеся сокровища, в разные годы переданные в классический университет. Пару лет назад автору довелось побывать в отделе редких книг библиотеки СГУ. В его выставочном зале находятся раритеты, за которые многие богатые библиофилы готовы были бы заплатить большие деньги. Но при взгляде на хилые деревянные двери этого зала возникает немало опасений. А еще вспоминается история о краже, которая случилась 15 лет назад на кафедре минералогии и палеонтологии СГУ. Долгие годы там хранился самый большой фрагмент метеорита «Саратов», упавшего на территории области 6 сентября 1918 года. Фрагмент небесного пришельца весил 125 килограммов. Украли его в 2004-м с кафедры вместе с документами. В интернете можно встретить упоминания о том, что милиция якобы не стала искать воров, потому что в официальных документах пропажу оценили в какие-то копейки. Зато потом фрагмент метеорита «всплыл» на зарубежных аукционах за большие деньги.
Уж если население так или иначе оплачивает содержание большинства музеев налогами, то оно вправе знать, насколько хорошо охраняют коллекции от всевозможных рисков те люди, кто призван это делать. В том числе, от собственных демонов и соблазнов.
Понятно, что сейчас системы учета и хранения в музеях совершенно другие, чем 50, а тем более 70-80 лет назад. Но пока сами учреждения будут оставаться «вещью в себе», предпочитая не рассказывать правду о всех потерях в разные времена, и хранить глубокомысленное молчание по поводу скандалов и подозрений, это будет создавать питательную почву для всевозможных спекуляций. В том числе, слухов и баек об украденных оптом из музеев раритетах, давно замененных копиями и подделками.
Мир Николая Васильевича Гоголя в документах и рисунках
9 октября 2017 года в Румянцевском читальном зале отдела рукописей открывается выставка «Мир Николая Васильевича Гоголя в документах и рисунках». Уникальные материалы из личного архива Николая Васильевича Гоголя, хранящиеся в фондах отдела рукописей РГБ, помогут по-новому раскрыть жизненный и творческий путь писателя, понять его взгляды и духовные искания.
Биографические документы расскажут о раннем периоде жизни классика. В «Журнале классных надзирателей гимназического пансиона Нежинской гимназии» неоднократно упоминается имя Николая Гоголя (Яновского). Страницы из гимназической тетради по ботанике раскрывают художественные таланты будущего писателя, а «Книга всякой всячины или подручная энциклопедия», привезенная им из Нежина в Петербург, свидетельствует о разносторонних интересах Гоголя.
Творческая лаборатория писателя представлена автографами его произведений: ранними редакциями повестей «Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь», главами поэмы «Мертвые души», комедией «Женитьба», авторским экземпляром первого издания «Ревизора» с собственноручными правками, списком повести «Тарас Бульба» с исправлениями автора, автографами повестей «Записки сумасшедшего» и «Шинель».
Отдельный раздел выставки посвящен духовным исканиям Николая Васильевича Гоголя, его работе с текстами Библии, Псалтири. Представлены его выписки из «Правил св. апостолов», материалы к книге «Размышления о божественной литургии», «Материалы для словаря русского языка», переписка с оптинскими старцами: архимандритом Моисеем, монахом Порфирием (Григоровым), иеромонахом Макарием. В этом разделе — рукописи Н. В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями», «Авторская исповедь», «Духовное завещание», подытоживающие творческий путь писателя.
Посетители выставки смогут увидеть демонстрирующиеся впервые уникальные документы из архива Григория Петровича Георгиевского, сотрудника отдела рукописей, издававшего и изучавшего эпистолярное наследие Николая Васильевича Гоголя, воспоминания современников о писателе, публикации, издававшиеся к столетнему юбилею Н. В. Гоголя в 1909 году.
Выставка продлится до 3 ноября 2017 года.
«Никто не разгадает меня совершенно»: 5 самых больших загадок Николая Гоголя
Ф. Моллер. Портрет Н. В. Гоголя, 1841. Фрагмент | Фото: gogol.lit-info.ru
1 апреля исполняется 207 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя – писателя, с именем которого связано чуть ли не самое большое в истории отечественной литературы количество загадок. Правда ли то, что Гоголь страдал психическими заболеваниями и фобиями, не проявлял интереса к женщинам, сжег 2-й том «Мертвых душ» и был похоронен заживо?
Ф. Моллер. Портрет Н. В. Гоголя, 1840 | Фото: gogol.lit-info.ru
Навязчивые идеи, склонность к депрессивным состояниям, странности в поведении и фобии Гоголя заставляли говорить о наличии у него психических расстройств. Диагнозы варьировались от «периодической меланхолии» и «раннего слабоумия» до шизофрении и маниакально-депрессивного психоза. Многочисленные симптомы не укладывались в картину одного заболевания. К тому же, писатель сохранял ясность мыслей до конца дней, у него не было структурных нарушений мышления. Периодически у него случались странные состояния «замирания», когда он уходил в себя и не реагировал на окружающих. Вопрос постановки точного диагноза до сих пор остается открытым.
А. Иванов. Портрет Н. В. Гоголя, 1841 | Фото: gogol.lit-info.ru
В ночь на 12 февраля 1852 г., за 10 дней до смерти писателя, случилось событие, которое до сих пор остается для многих поклонников творчества Гоголя загадкой. Писатель молился до 3-х часов ночи, после чего достал из портфеля несколько бумаг, а остальное содержимое велел сжечь. После этого вернулся в постель и до утра рыдал. Считается, что именно в ту ночь он сжег второй том «Мертвых душ». Однако до сих пор точно не известно, что же на самом деле было сожжено в камине.
К. Мазер. Портрет Н. Гоголя, 1841 | Фото: ec-dejavu.ru
О сексуальных пристрастиях Гоголя ходило множество слухов. Традиционно считается, что он либо вообще отказывался от физических контактов с женщинами, либо они имели эпизодический характер. Аскетичный образ жизни писателя и отсутствие полового влечения к женщинам породили миф о нетрадиционной ориентации писателя. Американский литературовед С. Карлинский писал об «угнетенной гомосексуальности» Гоголя, предполагающей «подавление эмоционального влечения к представителям своего пола и отвращение к физическому или эмоциональному контакту с женщинами».
Н. В. Гоголь. Литография Э. Дмитриева-Мамонова, 1840-е | Фото: ec-dejavu.ru
Впрочем, эти предположения не нашли никаких доказательств и так и остались на уровне гипотез. Известно имя только одной женщины, к которой Гоголь испытывал романтические чувства и даже хотел на ней жениться, – это Анна Вильегорская. Но их отношения носили исключительно платонический характер.
Неизвестный художник. Портрет Анны Михайловны Вильегорской | Фото: artsait.ru
В 1836 г. Гоголь уехал в Европу, где провел с перерывами 10 лет. Некоторые биографы уверены в том, что он страдал манией преследования. Кроме того, писатель считал себя смертельно больным и постоянно ощущал необходимость в лечении. При этом врачи серьезных проблем, кроме ипохондрии, у него не обнаруживали.
Ф. Моллер. Портрет Н. В. Гоголя, 1841 | Фото: gogol.lit-info.ru
Ипохондрия и страх быть похороненным заживо заставили Гоголя написать завещание в 39 лет: «Прошу не предавать меня земле, пока не появятся признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что во время моей болезни на меня находят минуты жизненного онемения, сердце и пульс перестают биться…».
Ф. Моллер. Портрет Н. В. Гоголя, 1840 | Фото: ec-dejavu.ru
Со смертью Гоголя также связано большое количество мифов. Во время перезахоронения писателя обнаружили, по некоторым свидетельствам, что его череп был повернут набок. Это заставило говорить о том, что он действительно был погребен заживо. Однако позже нашлось другое объяснение: у гроба первыми подгнили боковые доски, крышка под тяжестью грунта опустилась и надавила на голову, и та повернулась набок. Была и другая версия: якобы черепа в могиле и вовсе не было.
И. Репин. Самосожжение Гоголя, 1909 | Фото: ilya-repin.ru
Проблема в том, что акта об эксгумации не составили, а свидетельства очевидцев разнятся. Скульптор Н. Рамазанов, который делал посмертную маску Гоголя, утверждает, что на теле были признаки разложения, к тому же человек, пребывающий в летаргическом сне, все же не может не отреагировать на высокую температуру алебастра. Версия о погребении заживо оказалась очередным мифом.
Посмертная маска Гоголя | Фото: im3.turbina.ru
О причинах смерти Гоголя также ходило много слухов: правда ли, что автор «Мертвых душ» умер от отравления?
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: