Содержание
- Как найти духовного руководителя?
- Как найти духовника?
- Где и как найти своего духовника, помощника на духовном пути? Нужно ли священнослужителям приглашать к сотрудничеству врачей-психиатров?
- Пять видов гуру
- Принцип здравомыслия
- Учителя и ученики. Взаимодействие с единомышленниками
- Духовные Наставники. Шесть способов связи с Духовным Миром
- 1. Письмо
- 2. Молитва
- 3. Рисунок
- 4. Сон
- 5. Медитация
- 6. Реинкарнационика
- Как найти духовного отца?
- Как найти духовника
Как найти духовного руководителя?
Можно ли подвизаться без духовного руководства? Вопрос праздный, ибо ответ на него очевиден: нельзя. Без наставника в такой сложной области, как духовная, никак не обойтись. Но как найти духовного руководителя? Надо ли активно и целенаправленно искать, ездить по обителям, ходить от одного батюшки к другому?.. Как понять, что вот этот батюшка – твой духовник? И каким должно быть его руководство? Разъяснения дают пастыри Русской Церкви.
Тайна Божиего попечения
Игумен Лука (Степанов) Игумен Лука (Степанов):
– Как найти духовника? Не искал, не знаю. Мне, 22-летнему, духовник был дарован Богом в момент моего крещения. Потому его роль в своей жизни я осознаю как промыслительную данность, необходимую для моего спасения. Если даже земные браки «свершаются на Небесах», то обретение духовника тем более обнаруживается из тайны Божиего попечения о верующей во Христа душе.
У нас есть пример Христа, есть Евангелие, есть Предание Церкви
Иеромонах Иларион (Резниченко):
Иеромонах Иларион (Резниченко) – Тут нет одного ответа, это глубоко индивидуально. Как найти духовника? Не знаю, его может Бог послать неожиданно, а бывает, что его можно всю жизнь искать и не найти или найти. У всех по-разному, но что важно для всех христиан: никто не отменял Евангелия, Предание Церкви, выраженное в ее непростой истории, традиции, духовной литературе, богослужении. Разве это второстепенные вещи? Духовник – это не панацея и не решение всех проблем. Наверное, 95% христиан не имеют духовников (не просто исповедующих батюшек, а именно духовников). И им закрыто Царство Небесное? А Христос? Не Он ли его дарует? Поэтому если духовник ищется, чтобы стать живым Христом на земле, заслонить Его, – в нем нет никакого смысла, а только вред.
Бог пошлет тебе духовного руководителя – только не пропусти
Протоиерей Сергий Правдолюбов:
– Духовного руководителя найти трудно. Но замечено многими людьми: и учеными, и богословами, и подвижниками: если ты просишь у Бога духовного руководителя, Он пошлет его тебе. Он пошлет тебе, только не пропусти. Но если ты будешь просить какого-то совершенно невероятного, великого, святого, ты можешь просто не дождаться такого. Владыка Онуфрий в одном из интервью сказал: «Мне не нужно прозорливого руководителя, потому что я сам знаю все свои грехи. Что там больше обозревать? И так все ясно. Мне не нужно святого руководителя, зачем? что мне это даст для спасения? Мне нужен человек, который поймет меня, который не осудит, который подставит плечо. И который знает, что нельзя требовать от человека невероятных и удивительных высот, которых мы никак не достигаем. Он просто может понять, почувствовать и помочь в самых трудных моментах». Если просить такого руководителя, о котором говорил владыка Онуфрий, то Бог пошлет его.
Протоиерей Сергий Правдолюбов А без духовного руководства вообще спасаться нельзя. Без духовного руководства это гибельно и смертельно. Нельзя ни в чем никогда на себя полагаться. Я всегда для современных людей привожу такое сравнение: космические корабли и космические станции летают непременно при помощи и под внимательным контролем станции наземного управления, потому что в космосе, как известно всем, космонавты даже юмор воспринимают не так, как на Земле. И они могут не понять и не увидеть того, что с их космическим кораблем делается. Им осторожно-осторожно так с Земли говорят: «Мы должны включить такие-то двигатели, чтобы выровнять вашу орбиту, приподнять ее чуть-чуть, чтобы она больше не снижалась». Это значит, что через 10 минут на полторы, 25 или 30 секунд включатся двигатели, и вы не дергайтесь, не пугайтесь этого. Чтобы они осознали это и действительно не испугались.
Нечто похожее требуется любому человеку. У нас сознание, не твердо отражающее действительность. Оно постоянно меняется. У меня есть даже такой термин: «плавающее сознание». Нет постоянного и твердого соответствия нашего сознания действительности. И вот тут необходим духовник. Он должен сказать: «Стоп-стоп-стоп! Почему? А это куда? А это что такое?» Он должен помогать – и помогать доброжелательно, с любовью.
Никто не застрахован от ошибок и промахов. И даже самые великие подвижники обязательно идут к духовнику и исповедуются.
Духовник необходим, чтобы в нужный момент сказать нам: «Стоп! Ты куда?»
На меня очень сильное впечатление произвело, как Святейший Патриарх Пимен, у которого я был иподиаконом, однажды во время службы, прямо перед Причастием, вдруг подозвал отца Алексия Демина, 90-летнего клирика Патриаршего Богоявленского собора, и сказал: «Я должен исповедоваться». Он отошел к жертвеннику и исповедовался. И простой батюшка сельский, обычный, взял крест напрестольный, прочитал разрешительную молитву и благословил голову Святейшего Патриарха. Потому что патриарх, как хороший опытный монах, знает, как страшно небольшое отклонение в сторону, и если сейчас не затормозить – даже в исповеди простому священнику, последствия могут быть ужасающими и страшными.
Вот почему необходимо всегда исповедоваться, во всех случаях, даже вот как Святейший Патриарх Пимен на ходу исповедовался, чтобы быть твердым умом и твердо стоящим на земле без всяких отвлечений и всяких уходов в сторону в созидании своего спасения.
Послушание – это принцип богоподобия
Протоиерей Максим Козлов Протоиерей Максим Козлов:
– Важность духовного руководства исходит из простого, но совершенно базового христианского принципа – принципа послушания. Сын был послушлив Отцу даже до смерти, и смерти крестной. Принцип послушания – это не дисциплина в церкви, для того чтобы епископам и священникам проще было управлять паствой, а это принцип богоподобия, который может и должен быть нами реализован в нашей жизни. Безусловно, это возможно в семье у детей по отношению к родителям, у младших по отношению к старшим, у супругов по отношению друг к другу в той или иной мере. Но естественнее всего это может быть реализовано через духовное руководство в Церкви: на приходе, в монастыре.
Меры и пределы здесь могут быть очень различными, но самое главное, на мой взгляд, чтобы тот, кого вы ищете в качестве духовного руководителя, был хорошим человеком. Все остальное может быть очень по-разному, это все остальное – трудно измеряемые вещи: молитвенность, многолетний опыт и еще что. Просто по-настоящему хорошим человеком. Не значит – без ошибок, без греховных отступлений, без каких-то несовершенств, но в главном, в основном, в том, что душа чувствует, – хорошим человеком. Хорошего человека можно слушаться.
Если нет традиции преемства духовничества, мы имеем дело с новоделом
Чтобы не обмануться в духовнике, надо четко знать, что у него тоже есть духовник
Протоиерей Олег Стеняев:
– Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: в последнее время духовных наставников не будет – спасайтесь по книгам. Это субъективная реальность наших дней, но, по милости Божией, еще сохраняются люди, которые имеют навык духовного руководства.
Протоиерей Олег Стеняев Но для того, чтобы не обмануться в духовнике, надо четко убедиться, что у него тоже есть духовник, а у того духовника – тоже духовник. Потому что если нет этой традиции преемства духовничества, то мы имеем дело с новоделом. А новодел – всегда плохо, это всегда имитация чего-то. Поэтому очень важно, чтобы сохранялось преемство духовного руководства от одного духовника к другому. Этим, кстати, была сильна Оптина пустынь, которая через Паисия Величковского возродила афонскую традицию преемства от одного старца к другому. К сожалению, сейчас очень многим этого недостает и старцами становятся какие-то младостарцы, которые сами не находились под духовным управлением, и, общаясь с такими людьми, мы рискуем выдать за что-то действительно ценное и значимое то, что на самом деле является дешевым новоделом и не более того.
Без духовника в духовной жизни не будет основательности
Священник Валерий Духанин Священник Валерий Духанин:
– Тот, кто вовремя нашел духовника, – счастливый человек. Мне в этом отношении очень не повезло. Прежде чем обрести здравое духовное руководство, я прошел через ложное наставничество и понес огромное душевное повреждение. Поэтому мне есть с чем сравнивать.
Руководство у духовника – бесценный дар, который, может быть, даже не сразу осознается. Разве мы сразу ценим то, что у нас есть родители? Понимаешь ценность этого только потом. Так и в отношении духовника.
Без духовника в духовной жизни не будет основательности. Можно ли самому научиться водить автомобиль, выучить иностранный язык без учителя или пройти без проводника через незнакомую местность? Если и бывает такое, то лишь в исключительных случаях. Для всех же общим правилом является необходимость руководства. В самых тяжелых ситуациях моей жизни не раз спасала от бед именно откровенность перед духовником и его молитва и внимание. Поэтому сейчас я знаю точно: хочешь спасти свою душу, имей духовника.
Для человека вообще важно, чтобы кто-то услышал его в бедах и горестях, смог дать нужный ему совет. И, собственно, кто мог бы стать здесь еще более надежной опорой, как не священнослужитель, которому Бог вверил Свою благодать для укрепления верующих? Духовничество очень нужно. Иначе христиане вместо священника будут спешить к психологу и говорить, что у него они получили пользы больше, нежели у батюшки.
Конечно, для прощения греха неважно, кто тебя исповедует. Само Таинство исповеди с чистым раскаянием испепеляет грехи, потому что перед Святым Духом наши грехи словно солома перед огнем. Раскаянный, исповеданный грех исчезает. Но если посредством греховной жизни и погружения в заблуждения с душой произошли внутренние сломы, то раны остаются еще долго, они напоминают о себе. Вот почему так бывает нужен духовник, тот, кто знает все твои душевные особенности, все жизненные преткновения, ошибки, слабости и повреждения, полученные и совершенные твоей душой. Духовник – это тот, кто находит ключик к проблемам твоей души и помогает тебе выйти из них, обратившись к Богу. Духовник помогает обрести тот твой личный путь, на котором душа раскроется перед Господом и примет Его благодать.
Как же найти духовника? Во-первых, надо очень просить об этом Господа. Во-вторых, постарайтесь заметить, перед кем из батюшек ваша душа в особенности раскрывается, чьи наставления особенно разрешают возникшие у вас проблемы.
Духовник, прежде всего, обнаруживает внутреннее неустройство духовного чада
Зачастую мы идем к духовникам с каким-то вопросом, надеясь найти ответ. При этом наивно думаем, что, получив разрешение вопроса, тут же облегчим себе жизнь. Однако опытные духовники видят, что каждый из нас страдает не от нерешенного вопроса, а от целого комплекса духовных проблем, о которых мы, может быть, даже и не задумываемся. Поэтому подлинное духовничество заключается не только в разрешении сиюминутных вопросов, а прежде всего во вскрытии в духовном чаде его основных внутренних неустройств, в решении проблем, мешающих чаду, по сути, быть с Богом.
Зачастую нам нравятся те духовники, которые позволяют нам делать то, чего мы сами хотим. Услышать горькую правду о своем образе жизни больно, менять себя страшно, и потому мы часто ищем, чтобы духовник подстраивался под нас, смягчал требования духовной жизни и помогал, так сказать, заключать компромисс нашей совести с нашей расхлябанностью. Вот это очень неправильно. Важно найти духовника, который бы помогал потихоньку менять себя, освобождаться от ветхости, который подбирал бы то духовное лечение, которое окажется наиболее эффективным против наших главных страстей.
Духовник видит нас со стороны
Священник Александр Сатомский Священник Александр Сатомский:
– Духовное руководство крайне необходимо для христианина. В любом деле, начинаемом с нуля, человеку нужен помощник, наставник. Нельзя добиться результатов в иностранном, занимаясь по самоучителю. Невозможно получить результата в спортзале, не обращаясь к тренеру. Так же и в духовной жизни: нужен кто-то, кто видит вас со стороны, а также (дай Бог) обладает определенными навыками в духовной жизни, которым может не от книжек, а от опыта научить.
Духовник – это тот человек, у которого прихожанин регулярно исповедуется и с которым советуется по разного рода вопросам внутренней жизни. Для того чтобы такого человека встретить, нужно молиться о такой встрече, побывать на богослужениях в нескольких храмах. Посмотреть на общины – каковы люди, на то, как служит и как проповедует священник. Если к кому-то расположилось сердце, подойти и договориться о встрече, на которой можно задать вопросы, и/или об исповеди. Так может завязаться тот контакт, который перерастет потом в серьезные отношения духовного роста как прихожанина, так и священника.
Настоящие духовники не ломают духовную и социальную жизнь своих чад
Диакон Владимир Василик Диакон Владимир Василик:
– Для начала надо самому пройти хорошую школу духовного руководства. Это как в армии, так и в Церкви. Править и повелевать может только тот, кто прошел школу повиновения, смирения, управляемости. Тот, кто знает, каково быть подчиненным.
Не быть духовным руководителем, а самого себя подготовить к окормлению духовником.
Кто знает, каково быть подчиненным, тот относится милосердно и с состраданием к подчиняемым, к пасомым. Когда в архиереи выскакивает человек, не прошедший подлинной духовной школы – ни серьезной приходской, ни монашеской, а потершийся некоторое время вокруг архиерея в иподиаконах и по сути дела не знающий жизни паствы, то ничего доброго из этого выйти не может. Разве что по великой милости и благодати Божией. Это что касается пастырства вообще и церковного управления.
Что же касается духовного руководства, именно спасения душ, то это наука, и сам человек на себя это брать не должен.
Нам деваться некуда, поскольку исповедь перед Причастием у нас обязательна. Поэтому ставят исповедовать и молодых неопытных священников. В Греции отношение к исповеди совершенно другое: неопытных на исповедь не ставят. Другое дело, что там далеко не все, увы, исповедаются. Молодым священникам в Греции запрещается исповедовать. Отправляют на исповедь к опытным серьезным духовникам. У нас это нереально, неосуществимо. И молодые священники, на мой взгляд, должны быть очень осторожны. В ряде случаев, если они сталкиваются с той проблемой, которая для них явно не разрешима, явно выше их духовного опыта, они должны знать, к кому отправить исповедующегося, если он проявляет к этому достаточную волю. Здесь нужно четкое понимание своей компетенции. Это, во-первых.
Во-вторых, не следует искать духовного руководства, испытывать стремление стать духовным руководителем.
Как же найти себе духовного руководителя? В Писании сказано: «С преподобным преподобен будеши… и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17: 26–27). Надо искать таких людей, которые и преподобны, и избранны, и молитвенны. Не обязательно, чтобы это были люди славные, известные и информационно освещенные. Главное, чтобы это были люди благодатные, вокруг которых царит любовь и мир и жизнь чад которых устрояется ко спасению.
Каковы черты подлинных пастырей? – Отсутствие властолюбия и в то же время реальная духовная власть
Каковы черты таких пастырей? Я отмечу так: отсутствие властолюбия и в то же время реальная духовная власть, потому что от непродуманного властолюбия духовников очень много нехорошего происходит в жизни пасомых. Настоящие духовники не ломают духовную и социальную жизнь своих чад. Они, как опытные садовники, напротив, аккуратненько выпрямляют кривое; как опытные врачи, перевязывают хромающее; пробуждают к жизни все живое, что есть в их чаде. Часто говорят, как мой покойный духовник отец Василий Ермаков: «Думай сам». Не становятся костылями, не становятся заменителями, но, напротив, стараются, чтобы их чада скорее пошли сами, большую часть своей жизни думали, делали, решали сами. Они не попирают богоданной свободы своих чад, а удивительно деликатно советуют, как это делал отец Иоанн (Крестьянкин). Я вспоминаю общение с ним: он деликатно советовал. Я получал «по полной программе», если его не слушался, и уже после это понимал, но он и тогда принимал меня со всей любовью, несмотря на мое упрямство, ослушание, глупость, неразумие, гордыню. Это тоже удивительная черта настоящего духовника – такое терпение и любовь.
Страшные беды возникают от властолюбия и от взыскания духовной власти, от духовной тирании. Я знал один случай просто трагический, связанный с весьма известным духовником – не буду называть его имени. Его чадо, будущий священник, пришел к нему на прием со своей невестой, которую он любил. На приеме у этого духовника сидела на диване одна девица. Этот будущий батюшка спрашивает старца: «Батюшка, благословите меня на брак с такой-то». – «Нет, она не твоя, а вот твоя, тебя ждет, – и указывает на совершенно незнакомую девицу, на диване сидящую. – Вот на ней ты и повенчаешься. Ясно?» Тот по послушанию духовнику, разорвав общение с невестой, с которой все было договорено, женился на той, которую посоветовал старец. Что произошло? Его жена полюбила его всей душой, а он ее видеть не мог. Когда она приезжала к нему на место служения, он буквально через несколько часов отправлялся с ней на вокзал, покупал ей обратный билет и провожал до следующей станции, чтобы она по дороге не вздумала выпрыгнуть и вернуться к нему.
Столько трагедий возникало от властолюбивого и неразумного руководства духовников!.. Настоящий духовник не должен властолюбиво попирать свое чадо. Где надо, он, конечно, должен и вмешиваться, и свидетельствовать о неправде его жизни, и наставлять его крепко. Но там, где нет вещей зазорных и греховных, там, где чадо должно и может действовать само, там настоящий духовник должен давать этому «зеленый свет».
Надо четко разделять проблемы духовной жизни и те, что связаны с нашими социальными и семейными обязанностями
Как найти настоящего духовника? Об этом надо молиться. Надо вести регулярную церковную жизнь и просить Господа. Тут даже не обязательно, чтобы духовник был славным, великим, духовным. Достаточно, чтобы он был просто добрый батюшка, добросовестно относящийся к своим духовным обязанностям, внимательный и молитвенный. Если человек ему доверяет и молится Богу, чтобы Бог через него открыл Свою волю, то он все получит по своему прошению, получит все, что надо ему для спасения.
Другое дело, что надо четко разделять вещи, относящиеся к нашей духовной жизни, к нашему спасению – а с другой стороны, к нашим социальным и семейным обязанностям. У моей покойной бабушки был такой случай. На исповеди священник ее спросил: «Вы где работаете?» А она работала на Балтийском оборонном заводе, о месте своей работы говорить не имела права. И она нашла в себе мужество и разум духовный сказать: «Батюшка, простите, это к исповеди не относится». Нужно рассуждение и трезвение и для самого духовника, и для его чада.
Как найти духовника?
Желание иметь духовного наставника велико у каждого христианина. Оно и понятно: так намного проще и безопаснее идти по жизни, так легче сохранить в душе мир, так удобнее смиряться и, следовательно, спасаться. Но всегда ли?
Реалии нашей жизни требуют внимательного и ответственного отношения к этому вопросу. Слишком опасна поспешность при выборе духовника, и далеко от подлинного смирения легкомысленное расставание со свободой воли.
Прежде чем назвать кого-либо своим духовником, следует хорошенько подумать, потому что даже облачённый в священный сан человек остаётся человеком. И далеко не каждый священнослужитель может справиться с бременем духовничества.
Игумен Петр (Мещеринов):
Каким должен быть духовник? На мой взгляд, вот два критерия:
1. Священник должен воспринимать пришедшего к нему человека как равного ему перед Богом. Это не значит фамильярности или панибратства, а значит, что не может быть отношений у священника к человеку «сверху вниз».
2. Священник должен «видеть» именно этого вот конкретного человека и давать ему советы, исходя из, во-первых, опыта своей христианской жизни (что предполагает, что эта жизнь по-настоящему правильная, а не та, что сам батюшка считает правильностью); а во-вторых, из внешней и внутренней ситуации человека, а не из каких-то своих абстрактных представлений о христианстве и о людях, — чтобы не загонять человека в некую общую «схему».
Иными словами: любовь, уважение к человеку, и — не думать о себе, что я (священник) «выше», «значимее», «имею право» безапелляционно поучать, или что-то в таком же роде.
Если такое счастье вы нашли — закройте глаза на прочие немощи такого батюшки. Пусть он хоть на личном самолёте летает (хотя при таком раскладе этого, разумеется, не будет).
Как проверить? Спросите духовника, можно ли причащаться без поста на Светлой Седмице. Или, если вы причащаетесь часто, можно ли сократить трёхдневный пост перед причастием. Если он ответит: нет, — задайте следующий вопрос: а Вы, батюшка, поститесь ли перед каждым Вашим причастием три дня, или на Светлой; и если нет, почему Вы требуете этого от других? — Вот и проверите, что он вам ответит…
Игумен Сергий (Рыбко):
— Как ищут духовного отца? Его вымаливают, у Божией Матери вымаливают! А затем, конечно, нужен и наш труд. Не следует спешить. Ещё древние Отцы писали, что духовника надо испытать, и только после этого предаться в его руководство.
А как испытывать? Нельзя доходить до дерзости, но необходимо предварительное общение, когда ни духовник, ни ищущий духовного руководства ничем друг другу не обязаны. И потом, если будет Божия воля на это общение, отношения сами собой постепенно сложатся: и ученик увидит духовную пользу, и духовник не будет его отвергать. Дерево познаётся по плодам (Мф. 12; 33). И чадо, и наставник вместе должны искать истину, и все, что от истины удаляет, должно изгоняться.
Кроме того, нужно искать человека, родного по духу. В отеческих писаниях можно встретить выражение: «духовное направление». Один духовник может быть одного направления, другой — другого. Все мы имеем разные страсти, и даже в духовной жизни у нас разные цели и направления. Поэтому то, что один духовник считает главным, другой считает второстепенным.
Главное — найти такого духовника, который от Бога был бы нам предназначен. Как бы ни был искусен, рассудителен и праведен духовник, на его духовную деятельность прежде всего должно быть Божие благословение. Святые Отцы о некоторых отзывались так: «Свят, но не искусен», т. е. человек действительно праведен, имеет духовный опыт, рассуждение, но — настолько, чтобы знать волю Божию относительно себя. А для того, чтобы знать волю Божию относительно другого, требуется особая благодать.
— Могу ли я считать своим духовником батюшку, к которому обращаюсь за духовными советами, но он, в силу своей большой занятости, не может разрешить мои вопросы? Не значит ли это, что я ещё не встретила своего духовника?
— Я считаю, что в новоначалии с духовником нужно иметь общение частое и длительное и на все вопросы нужно получать ответы именно у него. Некоторые считают, что к духовнику не надо идти с вопросом сразу, а надо подождать, пока он разрешится сам собой. Однако, когда вопросы разрешаются сами, неизвестно, правильно они разрешаются или нет. Святые Отцы говорили, что даже если мы найдём ответ на свой вопрос в книге, все равно следует пойти и переспросить у духовника, потому что одно дело — когда человек сам ответил, это решение по его воле, а другое дело — когда его благословил духовник. Необходимо принимать решение не по своей воле, а по благословению.
Когда умер мой старец, архимандрит Серафим (Тяпочкин), и я остался без духовника, мне было только 21 год. Встал вопрос о том, к кому обращаться. Хотелось найти старца такой же духовной высоты, как отец Серафим. Я стал ходить к архимандриту Кириллу (Павлову), духовнику Троице-Сергиевой Лавры — такая возможность была. Отец Кирилл меня принимал, отвечал на мои вопросы, но мне этого было мало, потому что отца Серафима можно было созерцать, жить у него какое-то время, смотреть, как батюшка себя ведёт, слушать бесконечные рассказы о нем разных людей, а с отцом Кириллом, к сожалению, подобного общения не получалось. Время тогда было советское, один лаврский духовник мне рассказывал: «Я иду по Лавре, ко мне подходят люди, берут благословение, пытаются что-то спросить, а я скорее бегу от них. Они обижаются, а не знают, что здесь четыре телекамеры стоят и весь двор просматривают, а потом у них же будут неприятности». Я постепенно понял, что не могу бывать у о. Кирилла часто, долго стоять в очереди, не могу занимать своими многочисленными мелкими вопросами батюшку, который решает мировые проблемы. И я принял такое решение: пусть мой духовник будет не настолько духовен и не настолько опытен, как отец Кирилл, но у меня будет возможность спрашивать его обо всем.
И я нашёл в Лавре одного игумена, стал обращаться к нему со своими вопросами. Духовных чад у него больше не было, его духовник благословил на общение со мной, и я два раза в неделю часа по два — по три беседовал с ним и разрешал все свои недоумения. Я очень благодарен ему за этот труд. Ответами, данными им тогда, двадцать лет назад, я руководствуюсь до сих пор.
Конечно, я могу быть не прав. Ведь известно, что к Оптинским старцам их духовные чада приезжали раз в год, писали письма раз в несколько месяцев, ещё реже получали ответ. Господь по-разному ведёт и спасает людей. Наверное, со временем становится ясно: твой это духовник или нет. Мало прийти и сказать: «Батюшка, будьте моим духовником», — и получить его согласие. Только духоносные старцы святой жизни могли так поступать.
Священник Алексий Уминский:
— Когда новоначальный приходит в храм, для него рано или поздно встаёт вопрос о выборе духовника. Конечно, в любом храме можно найти хорошего священника, но как узнать, что именно этот священник подходит на роль лично твоего духовного отца? Как возникают отношения духовника и духовного чада?
— Мне кажется, что не надо бояться выбрать «не того» духовника, потому что выбор происходит постепенно, в течение жизни. Особенно, на первых порах люди могут менять приход в зависимости от того, насколько им удобно, и, в каком-то смысле, приятно молиться в храме. И это даёт им возможность духовного продвижения.
Духовник определяется не просто человеческими симпатиями, хотя это тоже влияет, прежде всего, на выбор человека. Мы ведь привыкли делать выбор, исходя из наших представлений о красоте, в том числе, о красоте духовной, образования, стиля поведения. Это нормально, когда человек подходит к священнику, с которым ему легче всего найти контакт и которому легко открыться на исповеди.
А в дальнейшем определяется духовный путь: если новоначальный христианин чувствует, что духовные советы, наставления, молитвы этого священника являются для него опорой в духовной жизни — значит, выбор сделан правильно. Но если человек чувствует, что им пытаются манипулировать, что на него налагают какие-то непомерные ноши, что он лишается духовной свободы — мне кажется, здесь есть о чем подумать и осмотреться вокруг себя.
Духовник не является ни гарантией к спасению, ни обязательным условием, это некое средство, которое человек может употребить в своей жизни и будет счастлив, если ему удастся найти по сердцу духовника. А может быть так, что человек и не нуждается в этом — достаточно того, что есть сама Церковь. Есть Евангелие, Таинства, священники, которые говорят проповеди и в них учат тебя духовной жизни, есть святоотеческая литература, в которой все уже сказано, есть свой собственный ум и своя собственная воля. Этого, в принципе, достаточно для спасения. А духовник — это нечто дополнительное, но не являющееся неотъемлемой частью спасительного пути. Это, как бы, некий бонус, который даёт Церковь.
— Как определить, больше подходит ему духовник из белого духовенства или монашествующих?
— Это не имеет значения. Для новоначального христианина духовник — это больше катехизатор, чем духовный руководитель. Это тот, кто учит его первым шагам в духовной жизни, которые дают ему самые обычные, простые самые общие духовные наставления. От духовника на этом этапе требуется только одно — не «перегнуть», не наложить бремя на новоначального сверх меры, чтобы тот не сломался в начале пути. Поэтому говорить о серьёзном духовном руководстве даже не стоит.
Мы понимаем, что, пройдя какой-то жизненный путь и обретя определённый опыт, человек перестаёт нуждаться в постоянной помощи от духовника. Есть какие-то вещи, когда человек, получая духовный навык, разрешает свои духовные проблемы самостоятельно. Это очень хорошо, потому что человек в этом случае обретает почву под ногами, он уже сам умеет молиться, умеет различать голос Бога, сам внутри себя может определить, что спасительно, что губительно, и это очень важно, чтобы люди определяли волю Божию не при помощи духовника, как некоего компаса, но и сами умели это делать. Иначе получается, что у нас, кроме как священники, никто волю Божию знать не может, а это заблуждение.
— Что бы вы хотели пожелать человеку, находящемуся в поиске духовного отца?
— Не спешить.
Духовник.Ру
Где и как найти своего духовника, помощника на духовном пути? Нужно ли священнослужителям приглашать к сотрудничеству врачей-психиатров?
Где найти своего духовника? О, это сложный вопрос. Сейчас у людей огромная потребность в этом. А духовенства очень мало. Священники очень загружены. И не всё духовенство отвечает тем требованиям, которые предъявляются к духовнику. У некоторых священников отсутствует опыт, например.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Отче наш»: молитва.
Сейчас рукополагают много молодых священников, так как в них есть крайняя необходимость. Они сразу же начинают духовно руководить людьми, а ведь сами ещё нуждаются, что называется, в «поводыре». Да, у них есть благодать, право совершения таинств и так далее. Но никто не отменял личный и житейский опыт, мудрость, осторожность, культуру.
Получение в таком возрасте такой «власти» не всегда положительно сказывается на его собственной душе. Спустя какое-то время можно увидеть этого священника зазнавшимся и «зазвездившимся». Он становится неприступным человеком, который мнит о себе не весть что. Это искушение, конечно. И оно опасно. Таких священников ни в коем случае не нужно осуждать. А куда людям деваться?
Поэтому вопрос о духовнике очень серьёзен. Должен быть выбор. Надо выбирать духовника, так же, как и храм. Подошёл к одному священнику, поговорил с другим священником, пообщался с третьим, задал вопрос четвёртому. И так постепенно набирать опыт и знания. Обращать внимание на то, что говорят священники, как и почему.
В результате, какой-то один из них окажется Вам по сердцу ближе, чем другие. И станет если и не духовным отцом, потому что это очень серьёзно, но, по крайней мере, духовным советчиком, что ли. Он сможет выслушать Вас и даст совет по поводу каких-то ситуации (прежде всего, духовных ситуаций). Это тоже нужно понимать. Потому что люди часто обращаются к священнику с душевными и семейными проблемами, проблемами взаимоотношений с детьми-подростками.
Например, дети вырастают, становятся плохо управляемыми, на них уже нельзя влиять и держать в узде теми же методами, как раньше, к тому же, на них влияет улица и дурная компания. Родители приходят к батюшке и спрашивают: «Что делать? Может, на отчитку сводить ребёнка или ещё куда-нибудь?» И они такое начинают говорить, что хватаешься за голову.
Родители думают, что ребёнка сглазили, испортили, бес вселился, ещё что-нибудь. Наговорят, напридумывают много чего. На самом деле, к этой ситуации привело элементарное неумение воспитывать. Не надо здесь никаких отчиток. Надо было не терять связь и общение со своими детьми. Были допущены серьёзные ошибки. Потом начинаешь всё это разбирать. Но это не является работой священника. Это работа психолога. И проблема не духовная, а душевная.
Поэтому многие священники выступают за то, чтобы в храмах работали психологи. Даже пусть они будут мирянами. Но надо, чтобы они были помощниками при священнике. Люди приходят в храм решать огромное количество проблем, но эти вопросы нужно решать не священнику. Это не его профиль. Может, надо в церкви держать психиатров? Не держать, а сотрудничать с ними надо, да. Это не шутка.
На самом деле, в этом есть необходимость. Потому что в храм ходит немало людей, которые нуждаются в помощи не только психолога, но и психотерапевта. Почему? Людей с расстройством психики достаточно много. Если мы не видим их среди наших соседей, родственников, коллег, то есть, если они не входят в круг нашего общения, это не значит, что их нет.
Часто бывает, что они вообще редко входят в какой-нибудь круг общения. Общество отторгает их. У этих людей расстроена психика, они ведут себя странно и неадекватно в каких-то ситуациях. Они становятся изгоями и часто находят поддержку, опору и понимание в церкви. Большое количество людей с расстроенной психикой и расстроенными нервами собираются в храме.
Когда они воцерковляются, то находят объяснение своему состоянию души. Они же чувствуют себя не очень комфортно. Если психика сильно расстроена, их всё раздражает, они всё болезненно воспринимают. Это всё равно, что содрать кожу с человека: даже нежное и ласковое прикосновение будет вызывать боль.
Людей с расстроенной психикой так же болезненно раздражает всё. Его может раздражать взгляд прохожего, шум машины, столб и т. д. Ему кажется, что все против него, тревожность повышена. Расстроенная психика, что тут скажешь. В церкви он находит объяснение этому состоянию.
Оказывается, это колдуны, чародеи, маги, экстрасенсы и, вообще, много врагов. А мы в храме спасаемся. Он находит там комфорт, чувствует себя под защитой. Его психика находит там утешение. Таких людей много. И это неплохо. Потому что церковь – врачебница душ человеческих, в прямом смысле слова.
Вы видели здоровых людей в больнице? Поэтому не только помощь психолога, но и помощь психотерапевта была бы очень кстати в храме. Печально, что в храме только такие, больные люди, ущербные, с покалеченными жизнями и судьбами, которые ищут там какую-то отдушину. И очень мало людей, которые приходят в храм не от проблем, а по зову сердца, по любви. Таких людей мало, они на вес золота.
Гуру — духовный учитель, проводник на пути познания себя. И вопрос поиска учителя во многих традициях чрезвычайно важен. Актуален ли вопрос поиска гуру в современном мире? Можно ли развиваться самостоятельно, без духовного учителя? По каким критериям стоит оценивать его компетентность? Какие трудности могут возникнуть в вопросе поиска духовного учителя? И как же, собственно, его найти?
- Воспринимать свой разум как опору на пути духовного развития.
- Прислушиваться к голосу совести.
- Осознать себя как бессмертную душу.
- Научиться воспринимать окружающих людей как учителей.
- Воспринимать мир как идеальный инструмент для саморазвития.
- Проявлять здравомыслие при выборе учителя.
- Брать пример с более компетентных людей, которые давно находятся на пути духовного развития.
- При принятии решения руководствоваться тремя принципами здравомыслия — личным опытом, информацией из писаний и мнением компетентного человека.
- Стать самому себе учителем.
- Взаимодействовать с единомышленниками.
Попробуем эти и другие аспекты рассмотреть более подробно. И найти ответ на вопрос «как найти своего духовного учителя?»
Пять видов гуру
С точки зрения ведических писаний, существует пять видов гуру. Первый — это наш собственный разум. Разум —это единственное, что отличает человека от животного. Именно наш разум позволяет нам не действовать под влиянием инстинктов, а принимать решения, исходя из рационального взгляда на вещи. Однако стоит отметить, что, так или иначе, мы все подвергаемся воздействию социума и окружающей нас информации, и порой то, что мы считаем правильным и даже единственно верным в той или иной ситуации, может быть навязано нам извне.
Второй наш учитель — это совесть. Часто можно слышать выражение «жить по совести». Что это значит? Слово «совесть» можно разложить на две составляющие, которые в некоторой степени и раскрывают значение этого слова. «Со-весть» — это совместная весть. Что можно подразумевать под этим понятием? Если рассматривать этот вопрос с точки зрения реинкарнации, каждая живатма уже накопила некий опыт в прошлых жизнях, и именно этот опыт, можно сказать, и формирует совесть — глубинное осознание того, что такое хорошо и что такое плохо. То есть совесть — это «совместная весть» со свой изначальной природой. Наверняка у каждого ещё в раннем детстве возникало такое ощущение, что после некоторых поступков ощущается какой-то душевный дискомфорт. Это и есть голос совести, который проявляется с детского возраста и как раз таки может свидетельствовать об опыте прошлых воплощений.
Третьим учителем можно назвать наш внутренний голос. Что следует понимать под данной концепцией? Согласно древним писаниям, в сердце каждого живого существа присутствует частица вселенского разума. В частности, в «Бхагавадгите» Кришна, давая наставления Арджуне, подробно описывает наличие бессмертной души в сердце каждого живого существа. И, следуя элементарной логике, если эта частица внутри нас является частью вселенского разума, значит, она обладает совершенным знанием обо всех явлениях. Услышать этот внутренний голос не так просто, и порой возможность эта обретается лишь спустя годы движения по пути духовного развития. Но важно понимать, что всё знание и все самые лучшие и чистые качества уже есть внутри нас.
Четвёртый наш учитель — это все окружающие люди. Возможно, это прозвучит странно, но все, кто нас окружают, так или иначе являются нашими учителями. И даже в том случае, если нас окружают люди, которые в нравственном отношении, мягко говоря, далеки от совершенства, это отнюдь не означает, что они не могут быть нашими учителями. Даже, скорее, наоборот. Речь идёт о следующем: человеку вовсе не обязательно накапливать весь опыт, чтобы понять, какие пути являются ложными, а какие — истинными. К примеру, вовсе не обязательно приобретать опыт употребления наркотиков, чтобы понять, что это ведёт к разрушению. И именно люди, которые уже идут по этому губительному пути, могут нам на своём примере показать, что это путь в никуда. Пример с наркотиками — наиболее грубый, но этот принцип проявляется и в более простых вещах. Порой мы можем видеть, как гнев, ревность, зависть, алчность и так далее толкают людей на безумные поступки, последствия которых могут быть весьма плачевными. И именно это позволяет нам понять, что такое поведение является деструктивным. Существует даже мнение, что некоторые учителя высокого уровня могут намеренно разыгрывать такой «спектакль», совершая безнравственные и глупые поступки, чтобы показать окружающим, к каким последствиям это приводит. Если почитать буддийские писания, то можно встретить там множество удивительных историй о том, как просветлённые существа совершали, на первый взгляд, дурные поступки, но лишь для того, чтобы кого-то чему-то научить. И с этой точки зрения, вполне можно предположить, что человек, который в отношении нас ведёт себя некорректно, может быть просветлённым учителем, который специально пришёл, чтобы преподать нам урок. Таким образом, все окружающие нас люди осознанно или неосознанно могут быть нашими учителями.
И, наконец-то, пятый вид гуру (так называемый дикша-гуру) — это и есть учитель в прямом понимании этого слова. То есть человек, который берёт на себя ответственность за своего ученика. Порой европейцу весьма сложно бывает понять все тонкости взаимодействия учителя и ученика. Ярким примером таких отношений могут быть отношения Марпы и Миларепы. Читая о том, какие суровые испытания являл Марпа своему ученику, можно даже сделать несколько поспешные и неправильные выводы. И лишь по завершении их истории становится понятно, что Марпа действовал исключительно из чувства глубокого сострадания. Возможны ли в современном мире такие отношения между учителем и учеником — вопрос открытый. И дело не только в несовершенных учениках, но и в том, что в нынешнее время и учителя под влиянием определённых тенденций современного общества также становятся далеки от совершенства. Поэтому, скорее всего, такая безоглядная преданность учителю, которую проявлял Миларепа, является больше фанатизмом, нежели необходимым качеством ученика.
Принцип здравомыслия
Несмотря на трудности в поиске учителя, продвижение по пути духовного развития едва ли возможно без взаимодействия с более компетентными в этом вопросе людьми. Особенно в начале пути человеку, скорее всего, потребуется брать с кого-нибудь пример. И как не ошибиться в этом выборе?
Будда. Первый поворот колеса учения
В первую очередь, следует смотреть на то, чтобы слова того или иного человека, который может быть примером для окружающих, не расходились с делом. Вообще, есть три принципа здравомыслия. Когда мы сталкиваемся с какой-либо идеей или концепцией, следует проверить её: насколько она созвучна с нашим личным опытом, с тем, что пишется в писаниях, и с мнением компетентного человека. И лишь в случае, если все три принципа совпадают, такую концепцию можно считать адекватной. Любопытно, что сам Будда Шакьямуни призывал своих учеников не верить слепо даже ему. Он говорил так: «Не принимайте моё учение только лишь из уважения ко мне, проверяйте всё на личном опыте». А перед уходом из этого мира на вопросы своих учеников о поиске учителя он сказал: «Будьте сами себе светильниками».
Учителя и ученики. Взаимодействие с единомышленниками
Существует мнение, что у каждого, кто уже столкнулся с йогой, есть опыт в этой практике из прошлых жизней, а это значит, что также существуют как кармические учителя, так и кармические ученики. Проще говоря, есть те, с кем мы связаны, и это могут быть как люди, которые уже продвинулись на этом пути дальше нас, так и те, с кем мы сами можем чем-то поделиться. И для гармоничного развития важно найти не только свих кармических учителей, но и кармических учеников. Почему это так важно?
С поиском учителей более-менее понятно. Общение с человеком, который продвинулся дальше нас, возвышает наше сознание, позволяет ускоренно эволюционировать. Но также важно найти и своих кармических учеников. Дело в том, что особенность такого типа кармических связей такова, что если у вас есть какой-то кармический ученик, то именно вы сможете этому человеку донести определённые вещи. К примеру, практически все знают, что алкоголь вреден, но это не мешает большинству его употреблять. А если у человека, который его употребляет, есть кармическая связь с вами, то, возможно, только вы сможете ему объяснить это так, что он вас услышит и изменит свою жизнь. Причём неважно, какие при этом будут слова: так работают кармические связи между учителями и учениками. Авторитетность ваших слов будет в разы выше, чем любого учёного, пусть даже нобелевского лауреата.
Именно поэтому так часто говорится о важности распространения знаний. Можно возразить, что сейчас эпоха интернета, и любой желающий и так может всё прочитать. Но, как уж сказано выше, вполне возможно, что есть люди, которых сможете «пробудить» именно вы.
Также стоит отметить, что есть как позитивные кармические связи, так и негативные. Это, разумеется, условное разделение, ведь всё, что проявляется в нашей жизни, способствует нашему развитию. Но если говорить о негативных кармических связях, то это связи с людьми, которые, несмотря на ваши попытки, скорее всего, не смогут вас услышать, или же донести до таких людей какие-то знания будет немного сложнее. Но это также важные уроки, которые в данном случае должны пройти обе стороны. И если на появление в жизни таких людей реагировать достойно, это будет способствовать развитию.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что на пути поиска учителя важно проявлять здравомыслие. Скорее всего, идеалистичные отношения между учителем и учеником, которые часто описываются в писаниях, для современного мира и общества не актуальны. Но достойного человека, с которого можно брать пример, который вдохновляет на движение по пути и готов поддержать советом, пожалуй, каждому суждено встретить. Если же пока что этого не произошло, следует воспринимать весь окружающий мир как своего учителя и каждую жизненную ситуацию — как урок. И помнить о главном принципе: «Готов ученик — готов учитель». То есть когда придёт время, судьбоносная встреча обязательно произойдёт.
по материалам лекции Андрея Верба
Духовные Наставники. Шесть способов связи с Духовным Миром
- 363поделились
- ВКонтакте
- Odnoklassniki
- Mail.ru
- Viber
- Facebook Messenger
Обязательно ли обладать сверхспособностями для того, чтобы общаться с духовными наставниками? И действительно ли речь идет только о тех наставниках, которые «выходят на связь» с потомственными шаманами или медиумами?
На самом деле все обстоит гораздо проще. Вы сами может ответить, кто такие наши духовные Наставники и выйти на общение с ними.
Может быть, вы уже общались с духовным миром, просто не догадываетесь об этом?
Из статьи вы узнаете, какие способы связи можно использовать с Духовным Миром.
Итак, вы решили выйти на связь с Духовным Миром. Что для этого нужно?
Известно, что в жизни ничего не делается просто так, для каждого события нужна причина. В общении с духовным миром такой причиной будет ваше внутреннее желание и готовность.
Как подготовиться к встрече с духовными Наставниками?
Поверьте в то, что можете видеть и слышать своих духовных Наставников! Для общения с духовными Наставниками не обязательно быть экстрасенсом или медиумом.
Если занимаетесь медитациями и умеете останавливать бег своих мыслей, — это умение поможет быстрей достичь результата. В каждом из нас уже заложен внутренний потенциал для контакта с Духовным Миром.
Сейчас уже не секрет, что можно натренировать свои экстрасенсорные способности. Просто всему свое время, место и готовность к этому. Поэтому мы все являемся потенциальными каналами для общения с Наставниками, просто забыли об этом…
См. также: Проверьте, если ли у вас медиальный талант.
Попробуйте сначала несколько иначе смотреть на события каждого дня.
Как это бывает часто? Полупроснуться утром, в спешке — завтрак, а может и без него, потом работа, учеба, дела, домашние заботы. Список у каждого свой, но смысл часто один. И даже, если встречается что-то интересное, то просто проходите мимо. Зачем думать об этом, если и так полно забот!
А если иначе? Замечать все, что происходит в вашей жизни каждый день? Быть может, вы уже не раз были на связи со своими духовными друзьями, но просто игнорировали это.
Например, какой-то внутренний голос подсказал, что делать в важный момент, произошла некая случайность, которая повлияла на жизнь. Это могут быть как знаки от духовных друзей, так и их прямое руководство.
Кто нам помогает?
Единого мнения, кто является нашими духовными Наставниками, быть не может. Существует множество взглядов по поводу того, кто нам помогает. Каждый сам может почувствовать, кто выходит на связь.
Если услышали внутренний голос — спросите, кто это и как его зовут. Если события в жизни сложились самым благоприятным образом, просто выразите свою благодарность Вселенной. Здесь совсем не обязательно знать имена тех, кто помог.
Можно обращаться к своему ангелу-хранителю или к Душе близкого человека. У каждого из нас свои духовные друзья, поступать следует так, как говорит сердце.
Как выйти на связь с Духовным Наставником?
1. Письмо
Автоматическое письмо приходит вам по каналам духовной связи, оно не является продуктом вашего разума, вашего земного мозга.
Крайон
Автоматическое письмо — один из действенных способов связи с Духовным Миром. Если есть прямое и конкретное желание задать вопросы своим духовным Наставникам, то это как раз то, что нужно.
Для письма стоит настроиться — мысленно позволить себе записать все, что будет приходить, и что будет записывать рука (или руки на клавиатуре).
Со стороны это может показаться как общение с самим собой: спросил — записал. Но именно вы являетесь проводником для ответов из Духовного Мира.
Поэтому – займите удобное положение, мысли и заботы — в сторону, и обратите свое внимание внутрь себя. Последите за своим дыханием, чтобы лучше настроиться на приходящую информацию. И просто начните записывать все, что приходит как знание или в виде своеобразного монолога.
2. Молитва
Не пытайтесь контролировать процесс молитвы, она должна свободно течь, как любой важный разговор. Отдавайтесь своей молитве полностью, принимайте любые чувства и мысли, которые во время нее будут приходить.
Дорин Вёрче «Послания от ангелов»
Как уже говорилось, нет единого мнения насчет разделения духовных существ. Так же и в отношении молитв и религии. Кто-то часто обращается к иконам, посещает храмы и зажигает свечи, а кто-то совершенно далек от религии и не знает ни одного церковного праздника.
Молитвой можно назвать не только написанные тексты, которые зачитываются на служениях. Молитва – это послание из вашего сердца. И не так важен порядок слов, которые будете произносить. Важно то, с какими чувствами и мыслями это будете делать.
Мысленно или вслух произнесите свой вопрос, свою благодарность или пожелание, и поверьте, будете услышаны!
3. Рисунок
«В детском саду идет занятие по рисованию. Воспитательница подходит к девочке, которая увлеченно что-то рисует:
— Что это ты рисуешь?
— Бога.
— Но ведь никто не знает, как он выглядит!
— Вот сейчас и узнают!»
Удивительно, но и рисование может быть способом общения с духовными Наставниками! Особенно успешно с помощью рисования можно создавать образы наших духовных друзей.
Также, по желанию и намерению, мысленно поставьте перед собой цель: изобразить на рисунке своего духовного Наставника или Наставников.
Может захотите ответить на определенный вопрос при помощи рисунка — нарисовать, как развернется какая-то ситуация, и это тоже возможно!
Мысленно попросите поддержки в своем деле, чтобы духовные друзья подсказывали вам и вели руку в нужном направлении. Часто из такого, на первый взгляд, непростого дела, рождаются целые произведения искусства!
4. Сон
Во сне мы становимся ближе к тому универсальному, истинному и вечному Я, которое прячется под покровом ночи.
Карл Густав Юнг
Сон и сновидения — часть жизни каждого человека. Если кто-то не помнит своих сновидений, тогда создается впечатление, будто их нет совсем.
На самом деле, физиология мозга говорит об обратном: мозг видит сны, вот только мы не всегда их помним. И это считается как раз вполне нормальным физиологическим процессом.
Но те, кто отправляется в интересные путешествия сновидений, могут подтвердить, что порой эти «ночные фильмы» бывают очень загадочными и многословными.
А все потому, что сновидения – это зеркало нашего подсознания и тонких душевных процессов. Следовательно — наиболее благоприятная возможность для общения с Духовным Миром.
Большинство людей за всю жизнь хоть раз видели во сне какого-то интересного персонажа, который говорил важные вещи …
Как правило, половина этих важных вещей наутро стирается из памяти … Кто-то, может, общался во сне с умершим родственником, а может, и с теми, кто живет сейчас.
Теперь представьте, что именно так и может происходить общение с тонким миром. Иногда духовным Наставникам наиболее просто общаться с нами через сон — большинство из нас еще верит в сны.
Вы можете сами позвать для общения во сне своего духовного Наставника.
Ложась спать, попросите, чтобы к вам во сне пришел кто-то из ваших близких духовных друзей. Вероятно, это произойдет не с первого раза. Возможно Наставники выйдут на связь другим способом.
Тем не менее, засыпаем мы каждую ночь, так может стоит попробовать?
5. Медитация
Самое главное в медитации — ты становишься ближе к своей подлинной сути.
Дэвид Линч «Поймать большую рыбу»
Наиболее глубоким способом общения с тонким миром является медитация. Это не только способ погружения в себя и понимания внутренних душевных процессов, но и возможность выйти за рамки обычного восприятия.
В состоянии спокойствия и отключения беспокойных мыслей, мы становимся ближе к Духовному Миру и к самим себе.
Вы можете самостоятельно заниматься медитативными практиками и осознанным дыханием.
Перед началом медитации следует выставить намерение: пообщаться с Наставниками или понять решение какой-то жизненной задачи.
А можно использовать и специальные практики и уроки для связи с духовным миром.
Познакомиться со своими Духовными Наставниками поможет курс «Знакомство с Духовным Миром».
Ведь это так здорово – просто позволить себе совсем не думать и идти за голосом того, кто проводит медитацию!
6. Реинкарнационика
Мы верим в то, что у каждого человека есть Душа, и она вечна. Поэтому мы изучаем Прошлые Жизни и делаем их опыт доступным каждому.
Марис Дрешманис
Реинкарнационику можно выделить как особый метод связи с Духовным Миром. Она не только включает в себя вышеперечисленные способы, но и открывает их более эффективное использование.
Именно с помощью реинкарнационики:
- открываются творческие таланты и умения видеть и узнавать знаки духовных друзей;
- можно научиться медитировать быстро и качественно — настраивать свою «антенну вещания» на нужный канал, когда это необходимо;
- многие смогли познакомиться со своими духовными наставниками.
Теперь вы узнали, как можно общаться с духовными Наставниками. Безусловно, это только некоторые из возможных способов.
Насколько каждый человек и его каналы связи уникальны, настолько разнообразны могут быть и способы такого общения.
P.S. Есть ли у вас свои способы связи с духовными наставниками? Расскажите о своем опыте общения с Духовным Миром!
Подписывайтесь на наш Telegram , чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по и нажать кнопку Join.
Корреспондент журнала
О том, как найти духовного наставника в Православной церкви, пойдёт речь в этой статье.
Для чего нужен духовник?
Далеко не всегда жизнь человека складывается благополучно. Опору для себя он ищет в Церкви. Но как пройти духовное становление и избежать ошибок? На этом пути ему встречаются препятствия — различные страсти и искушения.
Самостоятельно их преодолеть не всегда получается. В этом случае верующий ищет помощи духовника. При регулярной исповеди такой священник всегда в курсе жизни мирянина и способен прийти на помощь своевременно.
Как найти духовного отца?
Настоятель Петропавловского храма Православной Церкви г. Саратова игумен Нектарий Морозов говорит, что лучше всего, если процесс этот носит постепенный и естественный характер. Способствует этому исповедь.
Происходит это следующим образом. Перед этим таинством верующий принимает решение — к какому священнику обратиться.
Если раз за разом человек останавливает свой выбор на одном и том же батюшке, тот постепенно узнаёт о большинстве проблем мирянина. Знакомится с обстоятельствами его жизни, особенностями характера. Даёт ему советы, как поступить в том или другом случае.
В результате между ними начинают складываться доверительные отношения. Через определённое время по желанию верующего священник становится его духовником.
Но если со стороны человека присутствует формальный подход к поиску духовного наставника, то это далеко не всегда даёт желаемый результат. Порой мирянин без предварительной регулярной исповеди обращается к священнику с просьбой стать ему духовным отцом.
Конечно, священнослужитель не откажет человеку во внимании и предложит ему регулярно приходить к нему на исповедь. Но без послушания верующего в этом вопросе не будет и ожидаемого результата — духовного сближения между ними.
Отсутствие постоянной информации об изменениях в жизненной ситуации мирянина, о трудностях, с какими он сталкивается в духовной сфере, не позволяют батюшке быть с ним, что называется, «на одной волне».
При регулярном длительном общении, постоянной значимой для мирянина помощи со стороны батюшки их взаимопонимание и доверие поднимается на более высокий уровень. Священник проникается его болями, печалями, нуждами, душевными страданиями и относится к ним, как к своим. В этом случае он, безусловно, начинает об этом человеке заботиться и молиться.
Одновременно он получает возможность узнавать о всех тонкостях духовной сферы человека. Это позволяет ему, как настоящему отцу:
-
относиться к своему чаду с высокой степенью ответственности;
-
сопереживать ему в невзгодах;
-
делиться с ним жизненным опытом и вести когда-то пройденным путём минуя досадные ошибки;
-
своевременно оказывать поддержку и давать необходимые наставления.
При этом священник идет на большую самоотдачу часто тратя собственные нервы, время и силы. От прихожанина Православной Церкви при этом требуется послушание. В этом случае священник приобретает для него статус не просто наставника, но и духовного отца.
Как найти духовника
В этом разделе — материалы о том, как найти, как выбрать себе духовника.
«Душевный лекарь»
Ко Господу надо прильнуть, Ему верить и довериться, не формально вычитывая Евангелие и молитвы, но обращаться надо к живому Богу. Отца духовного Господь пошлет и дарует, когда ко Господу обратишься.
Какие бывают духовные отцы
Протоиерей Вячеслав Тулупов
Нас окружают разные духовники. Они отличаются между собой характером, опытом и степенью духовного совершенства. Кого же из них тебе выбрать в наставники? При поиске наставника соблюдай главное правило − обращай внимание не на его ум, характер, образование, а на его веру и твердую приверженность церковному учению.
Выбор духовника происходит в течение жизни
Священник Алексий Уминский
Не надо бояться выбрать «не того» духовника, потому что выбор происходит постепенно, в течение жизни. Особенно, на первых порах люди могут менять приход в зависимости от того, насколько им удобно, и, в каком-то смысле приятно молиться в храме. И это дает им возможность духовного продвижения.
Какой должен быть духовник?
Игумен Петр (Мещеринов)
Священник должен воспринимать пришедшего к нему человека как равного ему перед Богом. Это не значит фамильярности или панибратства, а значит, что не может быть отношений у священника к человеку «сверху вниз».
Игумен Сергий (Рыбко)
Как ищут духовного отца? Его вымаливают, у Божией Матери вымаливают! А затем, конечно, нужен и наш труд.
Священник Александр Дягилев
У одного священника на одного прихожанина очень часто бывает времени лишь несколько минут, а то и несколько секунд. И это не его вина. Особенно в большие праздники десятки, а то и сотни людей, стоящих в храме рядом с вами, так же жаждут излить этому священнику свою душу. И он вынужден призывать людей быть максимально лаконичными…
Как искать духовного отца
Протоиерей Вячеслав Тулупов
Помни, что некоторые не совсем духовно здоровые люди очень любят заявлять своим новым знакомым, что спастись в настоящее время можно только под руководством их великого учителя и, если ты не станешь его верным послушником, то непременно погибнешь.
Как правильно выбрать духовника?
Архимандрит Амвросий (Юрасов)
Многие, кто желают спасения, ездят по монастырям, ходят в храмы. Иные из них подходят к священнику и говорят: «Батюшка, будь моим духовным отцом!» Надо ли просить об этом?
«Хочу, чтобы у меня был духовный отец»
Протоиерей Максим Козлов
Ответы на вопросы посетителей сайта «Татьянин день»
«Как я встретил духовника»
Если нет духовника, как определить, правильно я поступаю или нет? Конечно, надо читать Евангелие. Но ведь известно, что все ереси основываются на различиях в толковании Евангелия. Можно попробовать спастись, основываясь на разуме. Но разум человека искажен грехом…
Духовник: не власть, а бережность и деликатность
Инокиня Наталия (Аксаментова)
Меня попросили как-то посоветовать одному молодому человеку, к кому из духовников ему обратиться — что-то неладное, противоречивое творилось в его душе. Просившие знали меня, были доверительно расположены и, само собой, рассчитывали на то, что наши «вкусы» совпадут и здесь, что я смогу познакомить их с таким священником, который вполне удовлетворит человеческий и духовный поиск их сына…
Версия для печати
03.08.2016 Православный портал «Приходы» опубликовал наставления епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона, которые прозвучали 24 марта в Покровском храме ставропигиального монастыря на встрече, посвященной Таинству покаяния.
– Как найти духовника? Конечно, хорошо бы, чтоб это был мудрый старец, который знал бы волю Божию, был бы прозорлив, преисполнен любви. Чтоб это был человек, приближаясь к которому, вы сразу чувствовали особое поле благодати.
Всё-таки должен вас предупредить, что, наверное, искать такого старца в духовники – задача для нас с вами непосильная и на самом деле духовник не обязательно должен быть таким опытным духовным старцем. С другой стороны, конечно, нельзя «бросаться» на любого священника. Об этом предупреждает Иоанн Лествичник: когда ищем себе руководителя, мы должны быть осторожны, чтобы вместо опытного кормчего не попасть на совершенно иного управителя кораблём, что может привести к очень тяжёлым последствиям. Поэтому нужно выбрать лучшего из всех священников, которых мы сами знаем, и потратить на это время, силы, искать не лёгкий путь, не того, кто ближе к нам находится или к кому меньше народу ходит на исповедь (чтобы быстрее к нему подойти), а того, кто лучше поможет нам избавиться от наших грехов и наших страстей.
Когда мы, в намерении и разуме смиренномудрия желаем покорить себя ради Господа, и без сомнения вверить спасение наше иному: то, еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели.
Св. Иоанн Лествичник
Как выбрать лучшего духовника, и каковы его признаки? Во-первых, это священник, который сам стремится к спасению и сам имеет духовника. Потому что если священник не имеет духовника, то он, наверное, не сможет помочь другим, ведь всегда были трудности с воспитанием детей у тех родителей, у которых не было ни папы, ни мамы. Если человек сам не научился слушать, то как он может научить этому других? Это очень важный момент. И, конечно, священник должен сам соблюдать церковные уставы, он должен молиться, поститься, стараться смиряться, жить по Евангелию. Священник должен быть благоговейным. Он, может быть, не всегда совершенный и не во всём исправный, но всё-таки стремящийся к спасению, усердию. И стремящийся к усердию не только в проповеди на словах, но и в своей жизни.
Духовник должен быть обязательно строгим и исполненным любви. Любовь и строгость –необходимые качества хорошего духовника. Их соотношение может восприниматься вами по-разному. Если вы стремитесь к спасению, если вы настроены решительно, то поможет вам очень строгий духовник. Из летописи мы знаем, что у одного монаха был строгий духовник, послушники которого голов не жалели. И сам Акакий Синайский был часто побиваем этим духовником. И он очень радовался этому. Приходил к своему духовному собрату и говорил: «Вот, я сегодня получил порку», и там, не знаю, показывал глаз побитый, щёку пораненную…
А бывают такие духовники, которые на всё благословляют, всё разрешают, всегда улыбаются, всё прощают, любят, не ругаются никогда, являют собой пример кротости, смирения и вообще… Есть крайности. Надо выбрать себе такого, который вам подойдёт. Такой духовник, как у преподобного Акакия, вряд ли подойдёт кому-нибудь, с другой стороны, священник, который всё разрешает, никогда ни на что не смотрит строго, прощает всё, наверное, тоже не нужен. Всё-таки нужен священник, который был бы строгий в какой-то степени. И здесь вопрос, в какой степени… Лучше человеку поискать разных священников и посмотреть на меру их строгости. Но любовь и строгость – это не противоположные качества: очень любящий духовник может быть очень строгим. Так веди и Бог – Он же строгий, но никто не любит нас так, как любит Бог.
Конечно, у духовника есть человеческие качества, которые бывают тоже важны людям. Помимо образованности священника обратите внимание на то, какие черты характера у него сильные, положительные. Есть люди, которые любят шутливых духовников, есть те, которые любят, наоборот, духовников спокойных, смиренных. Разные бывают качества. И поэтому, конечно, нужно искать такого духовника, который подошёл бы вам в меру строгости, а также и в меру времени, которое он может вам уделять. У духовника должно быть расположение отвечать на ваши вопросы, уделять вам время. Лучше выбирать того, кто вам больше всего подходит.
Духовника нельзя не почитать. Нужно его слушаться, любить, заботиться о нём. Если появляется ревность, обидчивость, это знак неправильного отношения к духовнику. Нужны добрые взаимоотношения между членами покаянной семьи. Ведь у каждого духовника образуется некая покаянная семья, это его духовные чада, и нужно, чтобы они тоже жили в мире. Нужна община, соединяющая людей, хотя это не всегда бывает. Но всё-таки это нормально, если существует такое сообщество – духовная семья, которая объединяется вокруг духовника.
Нужно помнить, что духовник нужен для духовного руководства, а не для приятности душевного общения. Нельзя дружить с духовником. Здесь есть некая опасность (особенно для одиноких женщин), когда к духовнику появляется некоторая привязанность. Возможно, в этом нет ничего плохого, но тогда в отношениях появляется какая-то душевность, и, к сожалению, в наше время бывают очень неприятные истории, связанные с этим. Нужно обязательно иметь в виду: духовник – это человек, не ангел, и нужно уметь строить отношения духовные, а не душевные. Об этом нужно обязательно помнить.
Если пока что вы не можете выбрать духовника, которому полностью доверитесь, я посоветовал бы вам на первом этапе выбрать исполняющего обязанности духовника. Или временно исполняющего обязанности духовника. Пусть вы пока и не можете ему довериться всецело, но всё-таки лучше исповедоваться у какого-то одного священника и стараться его слушаться. И посмотрите, насколько вам помогают именно его советы, насколько вы можете сносить его строгость, насколько его мягкость вас расслабляет и, может быть, делает вас безразличными к исправлению жизни. И не надо договариваться с ним: «Вы будете моим духовником, а я – Вашим духовным чадом», лучше с этим не спешить. Это должно появиться само собой в процессе духовных отношений. Кроме того, в конце концов, здесь инициатива должна исходить не от духовника («Ты теперь моё духовное чадо»), это не должно быть «подписанием договора» («Я обязуюсь быть духовным чадом, Вашей духовной дочерью», подписываете, ставите печать и всё теперь, договорились). Нужно, чтобы это просто возникло в процессе ваших отношений.
Очень часто священник не считает себя вправе называть духовным отцом – и это правильно. В Евангелии об этом прямо говорится: «Не называйте себя отцами, один у вас Отец Небесный». Но мы вправе называть так тех, кого уважаем, почитаем. И как мы называем папу папой, так и духовника, который помогает нам в духовном отношении, можем называть духовным отцом, а себя считать его духовным чадом.
А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
Евангелие от Матфея, гл. 23, ст. 8-12
Если священник признал вас духовным чадом (не обязательно в результате высказанного решения), то есть если эти отношения начались, то, конечно, нужно рассказать ему не только о своих грехах. Потому что очень часто человек на исповеди говорит только о грехах (а бывает, наоборот, рассказывает о чём угодно, но только не об этом), и священник, особенно не очень опытный, может подумать об исповедующемся: «Вот, он такой грешник», а у грешника этого может быть столько хорошего в жизни! Духовнику нужно, конечно, в первую очередь отпускать ваши грехи, но он должен понимать всю сферу ваших жизненных интересов, чтобы помочь вам правильно сориентироваться в жизни: как вы живёте, каковы ваши взгляды, какая у вас история, как вы обратились к Богу, каковы ваши родители, как вы провели детство, какие у вас интересы, с кем вы дружите, что вы читаете… Например, я лучше начинаю понимать человека, когда знаком с его близкими. Простые священники будут лучше вас понимать по вашей обстановке, по людям, с которыми вы общаетесь, и тогда лучше помогут вам жить праведной жизнью. Поэтому если начинаются такие постоянные отношения со священником, то нужно, чтобы он побольше вас узнал, и хорошо бы найти время, чтобы ему рассказать обо всём, посоветоваться, обсудив всё с ним. Хорошо для знакомства пригласить священника домой, собрав всех родственников, друзей, приготовив насущные вопросы. И тогда он сможет больше помогать вам.
Если вы до этого уже исповедовались в своих грехах, то, когда другой священник становится вашим духовником, нужно ему рассказать более подробно о своем духовном пути, о ваших немощах, о предыдущих грехопадениях, которые были до знакомства с ним. Да, вы уже раскаялись в грехах, но он должен знать о тех ранах, которые остались на вашей душе после тяжёлых грехов. Он должен понимать, что с вами было раньше, чтобы в дальнейшем как-то вам помочь.
Конечно, лучше, чтобы в отношениях с духовником была, с одной стороны, строгость, с другой – некая простота. И спрашивать нужно священника обо всём, в чём вы имеете нужду. Спрашивайте даже о мелочах, если есть такая нужда у вас. Если он говорит: «Решай сам», тогда решайте сами. Если он говорит, допустим, что не надо спрашивать – ну, не надо спрашивать. Но всё-таки лучше спросить. И в процессе этих отношений он будет всё о вас знать, и вы будете знать, как поступать…
Если возникает какое-то умственное недоумение в отношении духовника, то лучше обсудить это с его духовником. Ведь не всегда можно священнику сказать, какие помыслы появляются в отношении него, и не всегда можно рассказать о своём отношении к его идеям, поэтому очень важно говорить с его духовником, а если вы его не знаете, то с каким-то более опытным священником. Но лучше не обращаться к настоятелю того храма или сослужителю, потому что они живут одной семьёй, и иногда это может иметь не очень хорошие последствия».
По окончании беседы владыка Пантелеимон ответил на вопросы прихожан.
— Как найти духовника?
– Нужно молиться Богу. Говорят, что духовник посылается Божией Матерью. Нужно молиться Богу и просить, чтобы Божия Матерь указала вам на того, кто будет вашим духовником. Молиться обязательно.
— Как узнать, есть ли у священника духовник? Просто подойти и спросить?
– Если у вас есть духовник, об этом уже не спрашивают. Тогда спрашивать уже ничего не надо, нужно довериться и с верой слушать его. Но если вы ищете духовника, тогда этот вопрос вполне уместен. Можно спросить у других мирян. Это важный вопрос, потому что если возникают проблемы со священником, а они иногда возникают, то, конечно, эти проблемы лучше разрешать их с его духовником.
— Что делать, если духовник не даёт наставлений?
– Есть батюшки очень скромные и смиренные, очень хорошие. И они считают себя недостойными что-то говорить. Поэтому нужно всегда после исповеди спросить: «Батюшка, а что мне делать, чтобы не повторять грехов?». Я думаю, это обязательное правило, как нужно исповедоваться. И затем нужно послушаться. И помолиться, чтобы Бог через него открыл, что нужно делать. Если же вам даёт епитимью не духовник, то эту епитимью, конечно, можно исполнять, в общем-то, она особой силы не имеет. Епитимью дать человеку может только духовник.
— Есть ли различие в понятиях «духовник» и «духовный отец»?
– Некоторые различают эти понятия, некоторые считают, что они совершенно равнозначны. Можно сказать, что духовный отец это нечто большее, чем духовник…. Тогда духовник – человек, которому исповедуешься, а духовный отец тебя родил, покрестил, помог прийти к Богу, переродиться.
— Что делать если подросток не хочет исповедоваться?
– А что с ним делать? Можно его любить, можно его просить, но делать это очень аккуратно, чтобы наши действия не оттолкнули его. По отношению друг к другу руководствоваться нужно принципом «не навреди другому человеку». Нужно быть очень осторожными здесь.
— Должен ли быть у ребёнка духовник?
– Если у ребёнка есть хороший духовник, то это залог прохождения подросткового возраста более или менее безболезненно. Когда у ребёнка имеется авторитет и он не слушается родителей, духовник может скрасить его общение и помочь ему пройти через эту опасную пропасть. Общение с батюшкой, который не знает его и его родителей (и не имеет общения с ними) для ребёнка будет формальностью. Священник должен сохранять контакт с ребёнком, тот должен чувствовать, что священник его любит, знает именно его, помогает ему. Может быть, ребёнок услышит только несколько слов, фраз, но он всё-таки должен видеть в священнике отца. И тогда это поможет сохранить его любовь к Богу и через священника сохранить связь с Церковью.
И даже если он уйдёт, он вернётся в Церковь, помня об этой любви: пока священник с ним разговаривал во время исповеди, его любили, прощали, ему помогали, его поддерживали, утешали, ободряли, предостерегали, говорили ему что-то важное. Очень важно, чтобы у ребёнка был духовник.
— Получается, нужно вначале найти для себя духовника, а затем для ребёнка.
– Хорошо, если духовник один, конечно. Правда, стоит здесь быть осторожным, потому что иногда дети думают, что священник рассказывает об их грехах родителям, если он ведёт себя не очень хорошо. Или родители говорят священнику о грехах ребёнка.
Воспитать ребёнка без духовника очень сложно, и родители нуждаются в совете духовника о том, как быть со своим чадом.