Содержание
Ганс Мемлинг. Известные работы.
Краткая биография
Ханс Мемлинг (около 1433, Зелигенштадт, Гессен – 1494, Брюгге) своим творчеством знаменует переход от готики к Возрождению. Вероятно, учился в некой мастерской на Среднем Рейне или в Кельне, а затем у Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе. Сохранились письменные свидетельства его пребывания здесь в 1465, а в следующем году — в Брюгге. Опираясь на опыт ван дер Вейдена и Дирка Боутса около 1470 создает собственный стиль. Он выражается в богатом колорите, грациозности фигур, а также в подробной передаче деталей. Мемлинг компонует много раз измененные и добавленные им детали в спокойной единой композиции. В поздних произведениях отходит от традиций раннего Возрождения.
Известные картины
Портрет старой женщины (1470–1475)
Дерево, масло, 35*29 см Лувр, Париж.
На этом фрагменте парного портрет, где пространство ограничено, изображение женщины целиком выдвинуто вперед. Произведение является часты двойного портрета. Художник делает акцент не на изображении перспективы, а на достоверной передаче деталей. Здесь не идет речь о выявлении характера. Но при этом личность женщины отображена выразительно и не забываемо. Хотя пейзаж контрастирует с темным фоном, он не отвлекает от созерцания картины.
Страшный суд (около 1471)
Дерево, масло. Центральная часть 223*160,5 см, боковые части 223*72,5 см. Национальный музей, Гданьск.
В центре триптиха — сцена Страшного суда. Бог Вседержитель (Maiestas Domini) восседает на радуге. Под его ногами — земной шар. Лилия и меч — слева и справа от головы — символы чистоты и справедливости. Христос окружен апостолами, заступниками и просителями — Девой Марией и Иоанном Крестителем, а также ангелами. В руках ангелов орудия Страстей Христовых. Ниже фигура архангела Михаила. Он взвешивает души праведников и грешников. Черти загоняют проклятых в ад, а блаженные входят в рай. На стеклянной лестнице их приветствует святой Петр, а потом одевают ангелы. Из-за небесных врат с аркой, богато украшенной изображениями музицирующих ангелов, исходит золотой свет. На заднем плане виден ландшафт, выполненный достаточно детально. Мемлинг не пишет больше своих персонажей как анонимные фигуры, он придает им индивидуальные, портретные черты. Конечно, нельзя определить, все ли фигуры имеют портретное сходство с реальными современниками, но душа на левой чаше весов архангела очень напоминает Томмазо Портинари, партнера заказчика. Алтарь, композиция которого выполнена по образцу картины Рогира ван дер Вейдена «Страшный суд», был заказан Анджело ди Якопо Тани (1415–1492), торговым представителем в Брюгге, для своего родного города Флоренции. Когда произведение перевозилось по морю, оно было захвачено пиратами и попало в Гданьск.
Алтарь Девы Марии и Иоанна Предтечи (1479)
Дерево, масло. Центральная часть 172*172 см, боковые части 172*79 см. Музей Мемлинга, Брюгге.
На левой створке алтаря изображена сцена обезглавливания Иоанна Крестителя. Для нее характерны глубокие линии, ведущие к типичной для картин Мемлинга высоко расположенной линии горизонта. Видения Иоанна Евангелиста на Патмосе, написанные на противоположной доске, напоминают фантастический мир форм Иеронима Босха. Оба святых являются, наряду со св. Варварой и ангелами, свидетелями Мистического обручения святой Екатерины, изображенного в центре. Алтарь, вероятно, предназначался для госпиталя святого Иоанна в Брюгге. Как и во многих своих работах, Мемлинг пишет подробные сцены из жизни святых на фоне пейзажа. Кроме того, здесь просматривается и мирская жизнь. На средней доске в глубине можно различить очертания города Брюгге. Там разгружаются и обмериваются винные бочки — привилегия, которой был удостоен странноприимный дом города с XIV века.
Семь радостей Марии (около 1480)
Дерево, масло, 81*189 см. Старая пинакотека, Мюнхен.
Мемлинг использует здесь необычно широкий для пейзажей формат, чтобы изобразить все 25 эпизодов истории искупительного подвига Христа и жизни Богоматери — от Благовещения, в доме на левом краю картины, до Успения Девы Марии — справа, под аркой ворот. В центре картины Поклонение волхвов, которое относится к главной теме композиции, Семи радостям Девы Марии. Возможно, написать такую сценическую, ни с чем не сравнимую композицию, которая изначально была предназначена для церкви святой Марии в Брюгге, Мемлинга побудили современные ему театральные мистерии. В левом углу картины рядом с гербом показан даритель купец Питер Бултин со своим сыном. Они стоят на коленях перед стеной клена, где родился Христос.
Мария среди роз (около 1480)
Дерево, масло, 43,3*31 см Старая пинакотека, Мюнхен.
Это изящное произведение представляет собой внутреннюю сторону правой створки небольшого алтаря для частных молений. Несмотря на близкие к реальным детали, Богоматерь и ангелы изображены в атмосфере полной символов. Они находятся в райском саду, отделенные от мира живой изгородью роз. Яблоко, которое один из ангелов протягивает младенцу, символизирует грехопадение, цветы — чистоту, страдания и радости Девы Марии.
Портрет Бенедетто ди Томмазо Портинари (1487)
Холст, масло, 45*34 см Уффици, Флоренция
На проникновенном, тонко написанном портрете — 21-летний племянник и деловой партнер Томмазо Портинари — бывший представитель семьи Медичи в Брюгге. На господское положение юноши указывают расписные мраморные колонны пейзажа. Портрет является правой половиной диптиха, противоположная сторона представляет его одноименного покровителя, к которому молодой человек обращает свою мысленную молитву.
Мученичество одиннадцати тысяч дев и Мученичество святой Урсулы (1489)
Дерево, масло, 35*25 см каждая. Музей Мемлинга, Брюгге.
В своих картинах для раки святой Урсулы Мемлинг показывает трагический конец паломнической поездки королевской дочери и ее свиты в Кельн. При нападении язычников гуннов святой удается сперва избежать гибели, но ее все-таки убивает их предводитель. На дальнем плане видны очертания Кельна с собором, строительство которого не за кончено.
Ганс Мемлинг. Известные работы. обновлено: Май 18, 2018 автором: Глеб
Ганс Мемлинг (Hans Memling)
Ганс Мемлинг (1433/1435-1494) родился немецком городке Зелигенштадт. Никаких сведений о юности и образовании будущего мастера не сохранилось. Ряд искусствоведов полагает, что основам живописи он обучался Зелингштадском аббатстве бенедиктинцев, а после переезда в Кельн – в мастерской знаменитого кельнского мастера Стефана Лохнера.
Известно, что в 1459 г. или 1460 г. Мемлинг перебрался в Нидерланды, вероятнее всего в Брюссель, где, предположительно, стал учеником Рогира ван дер Вейдена, композиционные решения которого, прослеживаются во многих работах Мемлинга.
В 1465 г. живописец переезжает в Брюгге и в 1467 г. его принимают в гильдию Святого Луки. К 1468 г. Мемлинга считают одним из самых известных художников не только в Брюгге, но и в Европе и, благодаря большому количеству заказов, в 1480 г. он входит в число самых состоятельных жителей города.
Творчество Ганса Мемлинга было очень популярно в конце XIX в. и его работы считались лучшими образцами живописи XV столетия.
Самыми ранними из известных произведений живописца, являются картина «Мадонна с младенцем на престоле и двумя музицирующими ангелами» и знаменитый Триптих Яна Краббе, в котором явственно заметно влиянии Рогира ван дер Вейдена. Центральная панель триптиха, «Распятие», находится в музее итальянского города Винченца, а левая и правая, «Молящаяся женщина cо св. Анной» и «Молящийся мужчина со св. Вильгельмом Малевальским» – в Библиотеке Джона Пирпонта Моргана. Не менее известен и, хранящийся в Лондонской Национальной галерее, «Триптих Донна», на центральной панели которого представлены сэр Джон Донн, его жена и дочь, преклонившие колени перед Мадонной с младенцем, Святая Екатерина, Святая Варвара и два ангела. На левой панели триптиха изображен Иоанн Креститель, а на правой – Иоанн Богослов.
Интересно отметить, что один из первых натюрмортов в истории живописи «Ваза с цветами», экспонирующийся в Музее Тиссена-Борнемисы, принадлежит кисти Ганса Мемлинга.
К настоящему времени сохранилось около ста работ Ганса Мемлинга, которые хранятся в Метрополитен музее, Вашингтонской Национальной галерее искусства, Музее изобразительных искусств Хьюстона, Музее Нортона Саймона, Институте искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Музее искусств Нельсона-Аткинса, Прадо, Музее Тиссена-Борнемисы, Савойской галерее Сабауда, Галерее Уффици, Галерее Академии в Венеции, Старой Мюнхенской пинакотеке, Государственной галерее Штутгарта, Лондонской Национальной галерее, Собрании Уоллеса, Королевской художественной галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Венском Музее истории искусств, Лувре.
Самое большое собрание произведений живописца находится в Госпитале Святого Иоанна в Брюгге, основанном в 1188 г. В 70-х годах XX в. в здании госпиталя открылся музей Ганса Мемлинга.
В 2010-2013 г. г. на аукционах Sotheby’s и Christie’s проданы три произведения Ганса Мемлинга:
— «Благословение Христово» за 4 114 500 долларов США (Sotheby’s, 31.01.2013);
— «Портрет молодой женщины» за 482 500 долларов США (Sotheby’s, 31.01.2013);
— Диптих «Св. Кристофор и Св. Иаков Зеведеев» за 157 250 британских фунтов (Christie’s, 07.07.2010)
70 картин Ганса Мемлинга
Ганс Ме́млинг (нем. Hans Memling, нидерл. Jan van Mimmelynghe, лат. Johannes Memmelinc или Memlinc; 1433(1433)/1435, Зелигенштадт — 11 августа 1494, Брюгге) — фламандский живописец немецкого происхождения, один из наиболее значительных художников во Фландрии второй половины XV века. Продолжая позднеготическую живописную традицию, Мемлинг писал картины преимущественно на духовные сюжеты. Уроженец Гессена, он работал главным образом в Брюгге, где ныне находится музей его имени.
Фамилия Мемлинг вероятно происходит от названия селения Мёмлинген близ Ашаффенбурга в Баварии. Известно, что некий Ханс Мемлинген, возможно, отец художника, умер в 1451 году в Зелингенштадте. О молодых годах Мемлинга сведений немного. Предположительно началам ремесла он обучался в бенедиктинском аббатстве в Зелингенштадте. Считается, что он сформировался как художник в Кёльне: в его творчестве прослеживается влияние утончённого Стефана Лохнера. Около 1459—1460 он приехал в Нидерланды. Вероятно Мемлинг учился у Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе, однако документальных свидетельств об его ученичестве не сохранилось. Но несомненно влияние ван дер Вейдена на художника: Мемлинг часто повторял в своих произведениях композиционные решения ван дер Вейдена.
Мемлинг переехал в Брюгге, где получил гражданство (30 января 1465 года) и стал членом гильдии Святого Луки. В реестре граждан Брюгге он значится как Jan van Mimmelinghe ghebooren Zaleghenstadt. Сохранилась романтическая легенда о Мемлинге — солдате армии Карла Смелого, раненном в сражении при Нанси (1477). Он получил приют в госпитале Св. Иоанна в Брюгге и в благодарность написал для него несколько картин. Действительности соответствует лишь то, что Мемлинг писал картины для госпиталя, а к военным действиям имел отношение только как богатый горожанин, в 1480 году ссудивший некую сумму денег Максимилиану I, для его борьбы с королём Франции. Жил на Синт-Йорисстрат в квартале живописцев. Был женат на Анне Фалькенаре (ум. 1487) и имел троих сыновей: Яна, Корнелиса, Николаса. Умер в 11 августа 1494 года, похоронен на кладбище церкви Св. Гислена.
Художник пользовался европейской известностью. Заказчики Мемлинга жили в Англии, Франции, Италии. Постоянство стилистики его работ на протяжении длительного времени вместе с отсутствием документальных подтверждений создаёт определённые трудности в их хронологическом расположении. Тонко разработанные интерьеры и пейзажные фоны выдают влияние на Мемлинга итальянской живописи Возрождения.
Один из его ранних шедевров — триптих «Страшный суд» (1466—1473), выполненный для управляющего брюггским филиалом банка Медичи Якопо Тани. Характерные черты североевропейской живописи XV века проявились в этой монументальной композиции: внимание к деталям, световые эффекты, которые могли быть достигнуты только тончайшим письмом масляными красками, реализм. Показывая низвержение грешников в Ад Мемлинг избегает грубого натурализма в изображении их мучений. Замечательный портретист, он сосредоточен на передаче чувства обречённости, ужаса, боли в чертах лиц персонажей. Вершины мастерства Мемлинг достигает в сцене введения в Рай. Из всех художников, что обращались к теме Страшного суда, Мемлинг воплотил «прекраснейший из когда-либо созданных образов Рая». Исследователи творчества художника отмечают сходство алтаря с композициями на ту же тему ван дер Вейдена и Лохнера. Картина была отправлена во Флоренцию морем и на Балтике стала добычей пирата Пауля Бенеке. «Страшный суд» попал в Гданьск и, несмотря на все хлопоты по возвращению картины, предпринятые Лоренцо Медичи, она так и осталась там (находится в Поморском музее).
«Страсти Господни» (1470—1471) — художник трактовал эпизоды Страстей довольно необычно. Он разместил евангельские сцены в городской среде, похожей на один из городов Нидерландов, сочетая мотивы мифологические и реалистические.
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
Мемлинг, Ганс
Ганс Мемлинг
Автопортрет, деталь алтаря Девы Марии, ок. 1468, Национальная галерея, Лондон
Hans Memling
Зелигенштадт
11 августа 1494
Брюгге
фламандская школа
Работы на Викискладе
Ганс Мемлинг (нем. Hans Memling, нидерл. Jan van Mimmelynghe, лат. Johannes Memmelinc или Memlinc; 1433/1435, Зелигенштадт — 11 августа 1494, Брюгге) — крупнейший фламандский живописец второй половины XV века. Продолжая позднеготическую живописную традицию, Мемлинг в религиозных картинах с тонко разработанными интерьерными и пейзажными фонами испытал влияние итальянской живописи Возрождения. Уроженец Гессена, он работал главным образом в Брюгге, где имеется музей его имени.
Биография
Фамилия Мемлинг вероятно происходит от названия селения Мёмлинген близ Ашаффенбурга в Баварии. Известно, что некий Ханс Мемлинген, возможно, отец художника, умер в 1451 году в Зелингенштадте. О молодых годах Мемлинга сведений немного. Предположительно началам ремесла он обучался в бенедиктинском аббатстве в Зелингенштадте. Считается, что он сформировался как художник в Кёльне: в его творчестве прослеживается влияние утончённого Стефана Лохнера. Около 1459—1460 он приехал в Нидерланды. Вероятно Мемлинг учился у Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе, однако документальных свидетельств об его ученичестве не сохранилось. Но несомненно влияние ван дер Вейдена на художника: Мемлинг часто повторял в своих произведениях композиционные решения ван дер Вейдена.
Мемлинг переехал в Брюгге, где получил гражданство (30 января 1465 года) и стал членом гильдии Святого Луки. В реестре граждан Брюгге он значится как Jan van Mimmelinghe ghebooren Zaleghenstadt. Сохранилась романтическая легенда о Мемлинге — солдате армии Карла Смелого, раненном в сражении при Нанси (1477). Он получил приют в госпитале Св. Иоанна в Брюгге и в благодарность написал для него несколько картин. Действительности соответствует лишь то, что Мемлинг писал картины для госпиталя, а к военным действиям имел отношение только как богатый горожанин, ссудивший вместе с другими определённую сумму денег для борьбы с королём Франции Максимилиану I в 1480 году. Жил на Синт-Йорисстрат в квартале живописцев. Был женат на Анне Фалькенаре (ум. 1487) и имел троих сыновей: Яна, Корнелиса, Николаса. Умер в 11 августа 1494 года, похоронен на кладбище церкви Св. Гислена.
Творчество
См. также: Страшный суд (Мемлинг), Семь радостей Марии и Портрет пожилой женщины«Страсти Христовы» (1470). Галерея Сабауда, Турин
Художник пользовался европейской известностью. Заказчики Мемлинга жили в Англии, Франции, Италии. Постоянство стилистики его работ на протяжении длительного времени вместе с отсутствием документальных подтверждений создаёт определённые трудности в их хронологическом расположении.
Один из его ранних шедевров — триптих «Страшный суд» (1466—1473), выполненный для управляющего брюггским филиалом банка Медичи Якопо Тани. Характерные черты североевропейской живописи XV века проявились в этой монументальной композиции: внимание к деталям, световые эффекты, которые могли быть достигнуты только тончайшим письмом масляными красками, реализм. Показывая низвержение грешников в Ад Мемлинг избегает грубого натурализма в изображении их мучений. Замечательный портретист, он сосредоточен на передаче чувства обречённости, ужаса, боли в чертах лиц персонажей. Вершины мастерства Мемлинг достигает в сцене введения в Рай. Из всех художников, что обращались к теме Страшного суда, Мемлинг воплотил «прекраснейший из когда-либо созданных образов Рая». Исследователи творчества художника отмечают сходство алтаря с композициями на ту же тему ван дер Вейдена и Лохнера. Картина была отправлена во Флоренцию морем и на Балтике стала добычей пирата Пауля Бенеке. «Страшный суд» попал в Гданьск и, несмотря на все хлопоты по возвращению картины, предпринятые Лоренцо Медичи, она так и осталась там (находится в Поморском музее).
«Страсти Господни» (1470—1471) — художник трактовал эпизоды Страстей довольно необычно. Он разместил евангельские сцены в городской среде, похожей на один из городов Нидерландов, сочетая мотивы мифологические и реалистические.
Один из первых натюрмортов в истории искусства (ок. 1485). Музей Тиссена.
«Вирсавия» (1485—1490) — редкое для того времени изображение обнажённой женщины. Мемлинг окружает библейскую героиню любовно выписанными предметами быта богатого бюргерского дома, создавая картину, полную интимного уюта.
Одно из известнейших поздних произведений Мемлинга — рака Святой Урсулы (1489). Реликварий резного дерева в виде капеллы в готическом стиле, украшенный сценами из жизни святой был заказан аббатиссой женского монастыря в Брюгге. Композиции боковых стенок реликвария — шесть эпизодов печальной легенды об Урсуле, действие разворачивается на фоне пейзажа. Крышка раки украшена миниатюрами в форме тондо, такие вставки встречаются у мозельских реликвариев.
Мемлинг первым на севере Европы стал изображать портретируемых на фоне пейзажа. Его кисти принадлежат известные изображения брюггских горожан, которые некогда являлись створкой диптиха, где донатор запечатлён в момент молитвенного обращения к мадонне. Художник умел придать человеческим чертам мягкость и нежность, а тип композиции, где портретируемый помещался на фоне пейзажа погрудно в трёхчетвертном повороте, стал на долгое время образцом, которому следовали итальянские и нидерландские художники.
Оставаясь около тридцати лет верным раз и навсегда выбранному стилю, Мемлинг был продолжателем традиций таких мастеров Северного Возрождения, как Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Однако впоследствии его влияние продолжалось ограниченное время и только в пределах одной страны: по словам Фридлендера, «последующие поколения расценили его произведения как бледные и невыразительные». Вновь открыл живопись Мемлинга Фридрих Шлегель, поставив его произведения в один ряд с выдающимися картинами немецкой школы.
Если романтики и викторианцы считали его мягкость высшим выражением средневекового искусства, то мы склонны сравнивать его с таким композитором, как Феликс Мендельсон. Иногда он очаровывает, но никогда не раздражает, никогда не шокирует и никогда не потрясает.
— Эрвин Панофский
Рака Святой Урсулы (1479, музей Мемлинга в Брюгге) | Портрет мужчины с римской монетой (до 1480, Антверпен) | «Святой Себастьян» (1470-е, Брюссель). |
Литература
- М. Герман. Мемлинг. — Л., 1983.
- Ф. Дзери Мемлинг. Страшный суд. — М.: Белый город. — 48 с. — (Сто великих картин). — 5 000) экз. — ISBN 5-7793-0346-0
Примечания
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Ганс Мемлинг
- Брюгге музей госпиталя и Ганса Мемлинга
Ханс Мёмлинг — немецкое чудо из Брюгге
«Христос и музицирующие ангелы», 1485, Художественный музей в Антверпене
Это довольно необычная работа Ханса Мемлинга, на которой с большой точностью и подробнейшей детализацией изображены музыкальные инструменты, на которых играли во времена художника.
Итак, мы с вами ранее разобрались с Мёмлингом-портретистом и определились, что он в этой области большой молодец, с ним нидерландская живопись сделала большой шаг от «фото на паспорт» до тонкого отражения внутреннего мира и характера портретируемого.
Волшебной красоты Брюгге, город 3-х каналов и 54 мостов, не мог не вдохновлять живописцев, в нем живущих
А что же о нем сказать еще?
Недоброжелатели (а они в искусствоведческой среде у Мемлинга были, и весьма влиятельные) сказали бы, что особо сказать о нем нечего – подумаешь, всего лишь даровитый последователь «великих и ужасных» Кампена, ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена, но я бы все-таки пару слов в защиту его творчества сказала бы.
Но для начала немного о нем самом.
Памятник Хансу Мемлингу в Брюгге
Мемлинг по происхождению был немцем и родился, как принято считать, в Зелигенштадте, что неподалеку от Франкфурта-на Майне. Родня его, по всей видимости, была родом из небольшого селения Мёмлинген. Точная дата рождения, как обычно, не известна, примерно это произошло в 1433-1440 году. Некий Ханс Мёмлинг умер в Зелингенштадте в 1451 году, возможно это был отец художника (тогда как раз в этой местности бушевала эпидемия чумы). Значит, наш Мёмлинг был Ханс Хансович. Очень по-немецки, я вам скажу.
Зелегенштадт – один из древнейших городов Германии, с романской базиликой 9 века, которая сохранились доныне, и крупным бенедиктинским монастырем. Есть версия, что именно в этом монастыре юный Ханс Мемлинг получил первые уроки живописи.
Мёмлинген. Род Мемлинга, видимо, отсюда.
Также предполагается с большой степенью вероятности, что Мемлинг некоторое время работал в Кёльне – в 230 км от Зелегенштадта, или по крайней мере бывал здесь проездом (где-то в 1460 году). В его работах явно чувствуется влияние живописи Штефана Лохнера, знаменитого кельнского мастера эпохи поздней готики. Добавлю, что очарованию лохнеровских работ — таких золотистых, прекрасных и немного сентиментальных, поддались практически все немецкие художники 15-16 века. Когда-нибудь и о нем мы обязательно поговорим поговорим.
Зелегенштадт — родной город Ханса Мемлинга. Довольно живописный, надо сказать.
Зелегенштадт на гравюре 1655 года.
На картинах Ханса Мемлинга (это — «Страсти Христовы») часто присутствует сложная архитектура — как видите, ему было чем вдохновиться — он жил среди такой архитектуры.
Примерно в конце 1450-х Мемлинг перебрался в Нидерланды, где прожил более 40 лет. Начал он свою карьеру в Брюсселе. Часто в его работах мы натыкаемся на композиционные решения и отдельные детали, явно позаимствованные у Рогира ван дер Вейдена (ведь именно в Брюсселе была его мастерская), это дало повод исследователям предполагать, что Ханс был его учеником. В пользу этой версии свидетельствует и то, что Мемлинг уехал из Брюсселя и перебрался в Брюгге почти сразу после смерти Рогира в 1464 году.
Слева — Ханс, справа — Рогир
Основываясь на сходстве работ Мемлинга и ван дер Вейдена об ученичестве первого у последнего писал в 16 веке и итальянец Джорджо Вазари, первый известный нам искусствовед, однако ни одного документального подтверждения этому не найдено. Гражданство в Брюгге Мемлинг получил в 1465 году – именно здесь он и жил долгие годы, и окончил свои дни. В 1467 году он вступил в гильдию художников святого Луки.
Слева — Ханс, справа — Рогир
В Брюгге был двор герцогов Бургундских, это бы крупный шумный город-порт, в котором велась бойкая торговля, проживала масса вельмож, богатых купцов, иностранных послов и банкиров. В то время, разумеется, никто не говорил презрительно, через губу: «Фу, он копирует Рогира!». Все хотели побольше новых картин и алтарей. На Мемлинга сыпались заказы один за одним, а работал он, похоже, довольно быстро, так что был отрадно плодовит, и живописное наследие после него осталось весьма обширное.
Два очаровательных «Рождества» Мемлинга. Кто там обвинял его в отсутствии оригинальности?! Посмотрите на этот трогательный жест Марии — это не пафосное моление, а нежная мать, нетерпеливо протягивающая руки к своему ребеночку. Такой Марию Мемлинг изобразил первым.
Я отдаю должное строгости и элегантности работ Рогира, но, на мой взгляд, он немного скучноват и даже суров. Мемлинга в свое время очень ругали «мастодонты» искусствоведения, такие как Эрвин Панофски и Макс Фридлендер, называли его «вторичным и неоригинальным», но мне кажется, они не правы. Даже если Мемлинг и подражал кому-то в своих ранних работах, то и своего привнёс тоже немало.
Фоновый пейзаж у Мемлинга — и фон, и важная композиционная часть картины, и полноценный «участник».
Ни у кого до него не было такого пейзажа – прекрасного, безмятежного, приковывающего взгляд не менее, чем одушевленные герои его работ. Даже великий ван Эйк не достиг таких высот в изображении природы. Пожалуй, ни и у кого не было такой продуманной и интуитивно точной композиции в многофигурных панно, например.
Вы думаете, это деталь картины, какого-нибудь «Благовещения»? А вот и нет! Это совершенно изолировванный, самостоятельный натюрморт. Первый из дошедших до нас. И написал его Мемлинг.
Его колорит безупречен и гармоничен. Есть некоторые миленькие детальки на его картинах, которые выдают человека тонкого, наблюдательного и сочувствующего. И еще, как мне кажется, он был довольно веселый человек с неплохим чувством юмора.
Улица святого Георгия в Брюгге когда-то была приютом живописцев. Здесь жил Мемлинг
Популярность его среди современников была достаточно высока – много заказов он получал от иностранцев, особенно – от итальянцев и испанцев. Богат был, и даже очень – сохранились старые документы, что-то вроде налоговых деклараций, суммы он выплачивал существенные, что свидетельствовало о его немалых доходах. Также он фигурирует в списке 857 богатейших жителей Брюгге, внесших пожертвование на содержание армии в связи с войной Максимильяну Австрийскому, правителю Бургундских Нидерландов. Есть свидетельство о том, что он состоял в браттве «Богородицы в снегах», в которое входили только вельможи и богачи.
Мне очень нравятся Мадонны Мемлинга. Такие работы преисполнены красоты, поэтичности и покоя. Частый сюжет — ангел с улыбкой протягивает младенцу-Христу яблочко — это и символ первородного греха, за который в будущем Спаситель пострадает на кресте, и довольно милый элемент, придающий картине непосредственность и человеческую теплоту.
Изумителен колорит — яркий, но очень элегантный. Изнутри картин словно исходит мягкое золотистое сияние.
Такие картины у Мемлинга почти симметричны. Обращают на себя внимание гирлянды цветов — в нидерландской живописи мы это видим впервые.
Здесь вместо яблока Христу протягивают гвоздичку. В декоре трона Богородицы мы видим скульптурную группу «Изгнание из рая»
Частые «гости» у Мемлинга — ангелочки-путти. Их тоже ранее никогда не изображали Северяне, путти — «гости» из Италии
Жил он в Брюгге на нынешней улице Синт-Йорисстрадт (Святого Георгия), в префектуре Синт-Джилис, это был квартал художников. Есть свидетельство о покупке Мемлингом большого каменного дома в Брюгге, а в 1468 у него их было уже два, он также дал приют по крайней мере двум ученикам, на самом деле было их, похоже больше. Мемлинг был женат, имел трех сыновей.
Церковь Святого Жиляв Брюгге, прихожанином которой был Мемлинг. Здесь его и похоронили.
Жена его, Таня Валькенаре, умерла рано, муж пережил ее лет на 25. Умер он в 1494 году и похоронен на территории приходской церкви святого Жиля (Синт-Джилис) в одноименной префектуре. Могила его сохранилась, рядом «расположились» и несколько его коллег-художников: Ян и Питер Провосты, Ланселот Блондиль, Петер Пурбус, Питер Клейсенс и другие, так что маэстро там не скучно, они все вместе теперь попивают добрый эль где-то среди жемчужных облаков и обсуждают, как лучше смешивать краски на багровом полотне заката.
Памятная доска на месте погребения Ханса Мемлинга
Это то немногое, что мы о нем знаем. Работы свои не подписывал, даты не ставил, так что с атрибуцией, как обычно путаница.
Его популярность не померкла после его смерти, восторженные упоминание встречаются и в 16 веке, причем о нем помнили дольше, чем об остальных нидерландских художниках, а потом наступили века забвения, Северный ренессанс надолго вышел из моды. Ханса вновь открыли в 19 веке, в эпоху романтизма, когда северные примитивы опять стали очень популярными.
Триптих «Воскресение Господне», 1490. Лувр
В первой половине 20 века по бедному Мемлингу, как я уже упоминала, с язвительной критикой прошлись Панофский и Фридлендер, но потом сразу несколько исследователей встали на его защиту. В том числе уважаемая мной д-р Вида Хулл, историк искусств, профессор Теннессийского университета, чьи лекции я с огромным удовольствием слушаю в «Ютьюбе».
Кстати, на сайте университета я нашла адрес Виды и написала ей письмо с восторгами и благодарностями, и она мне ответила! Написала, что ей это очень важно и приятно — знать, что ее работа небезразлична и полезна для кого-то на другом конце Земли.
«Вирсавия в купальне», 1485. Государственная галерея, Штутгарт
Так вот Вида посвятила Мемлингу целых три лекции и написала несколько научных работ. Наши с ней вкусы в отношении этого художника полностью совпадают, я тоже считаю, что его работы замечательные!
Стиль его одновременно схож с другими, но в чем-то и узнаваем.
1) Женщины (Богородица, в первую очередь) идеальные и неземные, нереально утонченные и немного абстрактные – за исключением портретов реальных людей, там попадаются и весьма «конкретные тети». Младенцы у Мемлинга вполне обыкновенные, земные такие и сносно упитанные, особенно по сравнению с «задохликами» ван дер Вейдена и «старичками» ван Эйка.
«Суета земная», триптих, центральная панель, 1485, Музей изящных искусств, Страстбург
2) Часто на заднем фоне портретов и религиозных картин присутствует изумительной красоты пейзаж, либо изображение замысловатых городских построек. Это обычно очень красиво, а иногда интереснее, чем происходящее на переднем плане.
3) Мемлинг очень внимателен к деталям, прорисовки у него тончайшие, даже далеко на заднем плане может быть изображена важная сцена, очень неплохо просматривающаяся даже на репродукциях. Некоторые его детали вообще сразу не рассмотришь, если бы Вида Хулл не «ткнула бы носом» во время своей лекции, сама я ни за что бы их не заметила. В следующем посте покажу.
Триптих семьи Морель, музей Гроннингем в Брюгге
Семью мы уже разбирали в «Портретах», интересна центральная часть с Христофором:
4) Довольно интересны и инновационные его многофигурные композиции. Самые известные – «Радости Марии» и «Страсти Христовы». В них он умудряется вполне гармонично «впихнуть» в одну картину массу библейских сюжетов в виде своеобразного комикса. В православной традиции такие житийные сцены обычно размещают в строгом геометрическом порядке в виде клейм, по периметру, это как дополнительная рамка, а Мемлинг вертит и крутит их, как ему заблагорассудится.
Давайте кое-что из его работ посмотрим, в самые крупные и важные его картины я разберу в следующем посте:
«Снятие с креста». 1475
Королевская капелла, Гранада.
«Страсти святого Себастьяна»
«Аллегория с Богородицей», 1480, 34Х38. Musee Jacquemart Andre, Париж
«Христос у столба», 1490, Барселона
«Поклонение волхвов». 1470. Прадо. Мадрид
Алтарь целиком:
Композиция смахивает все-таки на Рогира ван дер Вейдена, и Иосиф очень похож. Вот:
Рогир ван дер Вейден «Поклонение волхвов» («Алтарь Коломба»). 1458-59 Старая пинакотека, Мюнхен
Пока хватит. Хорошего всем дня!