Содержание
- Святая гора Фавор — место славного Преображения Господня
- Гора Фавор
- Гора Фавор: место, отмеченное Всевышним
- Победа на Фаворе
- В Москве вышел в свет первый номер армянского журнала “GORA magazine”
- Православный греческий женский монастырь Преображения Господня на горе Фавор
- История горы Фавор
- Фавор и Дебора
- Гора высокая
- «Сонм латинских монахов и наши назореи»
- Избиение христиан на Фаворе
- Спор за святое место
- «На страже святыни стоит теперь только маститый отшельник»
- Служба Преображения в ночь с 18 на 19 августа
- Фаворский свет – таинство Восьмого дня, будущего века
- Гора Фавор (Израиль)
Святая гора Фавор — место славного Преображения Господня
В этот день праздновался древний праздник «кущей» или «возведения шалашей», которые строили перед приближающейся осенью. Иисус Христос взошел вместе со своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном на «гору высокую», чтобы помолиться. И вдруг «просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет». Рядом с Христом явились два ветхозаветных пророка Моисей и Илия. Взволнованный Петр предложил сделать для них три кущи.
А из светлого облака, осенившего их, раздался голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». После этого облако рассеялось и ученики увидели Христа одного и в прежнем виде. Традиция почитания горы Фавор местом Преображения Спасителя утвердилась при святой равноапостольной царице Елене. Праздник Преображения на горе Фавор имеет давнюю историю и глубокий смысл.
Твоя суть небеса, и Твоя есть земля.
Вселенную и исполнение ея Ты основал eси.
Север и море Ты создал eси:
Фавор и Ермон.
Твоя мышца с силою
да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя.
Блажени людие ведущии воскликновение
Господи, во свете лица Твоего пойдут,
И о имени Твоем возрадуются.
(Псалтирь 88, 12-17)
Вид на гору Фавор с долины Изреель Фото 26 января 2014 г.
© Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО
Святая гора Фавор имела глубочайшее значение в библейской истории. Во времена Ветхого Завета она служила границей между наделами колен Завулона на западе, Иссахара на юго-востоке и Неффалима на севере.
Величественная высотой 588 метров, одиноко стоящая посреди Издрелонской долины гора, находящаяся на пересечении торговых путей и занимающая важное стратегическое место всегда привлекала внимание жителей Святой Земли и приходящих сюда различных завоевателей.
Здесь решались судьбы народов Святой Земли в эпоху Судей. Книга Судей повествует о пророчице Деворе, стоявшей во главе израильтян: «пророчица, жена Лапидофова; она жила под Пальмою Девориною, … на горе Ефремовой; и приходили к ней сыны Израелевы на суд». (Суд. 4:4). Женщины начинают играть решающую роль в племенном объединении израильтян, начиная с периода сестры Моисея Мариам и до Саломеи Александры, возглавлявшей Хасмонейское царство в последние годы его расцвета. Девора, вдохновленная Богом, борец за свободу, призвала к себе Варака – выдающегося военачальника из удела колена Неффалима и сказала ему: «Повелевает Господь Бог Израилев: пойди, взойди на гору Фавор и возьми с собой десять тысяч человек из сынов Неффалимовых и сынов Завулоновых; а я приведу к тебе, к потоку Киссону, Сисару, военачальника Иавинова, и колесницы и многолюдное его, и предам его в руки твои. (Суд. 4:6-7)
Пророчество Деворы сбывается. Израильтяне во главе с Вараком и 10-ти тысячным войском разбивают наголову Сисару, стоявшего во главе войска ханаанского. Сисара был полководцем властителем города Хацор. Несмотря на численное превосходство ханаанцев, имеющих на вооружении 900 тяжелых колесниц, они проигрывают сражение израильтянам. Сам Сисара был убит Иалией – женой Хевера Кенеянина, в чьем шатре пытался скрыться. Согласно Библии, Хевер Кенеянин был вождем родственного израильтянам кочевого племени.
На сегодняшний день память пророчицы Деворы сохранилась в названии бедуинского села, расположенного у подножья горы Фавор. Село имеет название Дебурия в память о библейской битве и ее вдохновительнице.
Вид с вершины горы Фавор на Изреельскую долину и город Назарет Фото 26 января 2014 г.
© Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО
Гора Фавор связана с еще одной битвой израильтян, только уже с римлянами. Войско Александра — сына Аристобула терпит у горы Фавор тяжелое поражение римлянам в 53 году до н.э. при императоре Помпее. В этом сражении погибает более 10 тысяч иудеев. У древнего историка Иосифа Флавия гора Фавор называется Итавирион.
При Иосифе Флавии — командующем северным округом армии иудейских повстанцев в 67 году н.э.- часть из них закрепляется в гарнизоне на горе Фавор, держа там оборону до полного истощения запасов продовольствия и воды. Флавий в своей знаменитой книге «Иудейская война» так описывает это событие:
«Веспасиан меж тем, как побочное дело, предпринял поход против гарнизона на горе Итавирион, лежащей посредине между Болыпой равниной и Скифополисом. Она (Гора Фавор прим. П.Платонов) подымается на высоту 30 стадий и едва досягаема с северной стороны; на ее вершине расстилается равнина на 26 стадий, вся занятая укреплениями. Объемистую обводную стену Иосиф построил в 40 дней, в течение которых ему все необходимое, а также вода доставлялись снизу, так как наверху нет иной воды, кроме дождевой. Так как здесь сосредоточилась огромная толпа иудеев, то Веспасиан послал против них Плацида с 600 всадниками. Подняться на гору ему было невозможно. Ввиду этого он манил их к себе вниз обещанием мира и прощения. Они действительно пришли, но с тем, чтобы и ему подставить ловушку. Плацид только потому и завязал с ними мирные переговоры, чтобы завладеть ими в открытом поле, а они делали вид, что предаются добровольно — тоже с целью неожиданно напасть на него. Победила, однако, хитрость Плацида. Как только иудеи пустили в дело оружие, он для вида обратился в бегство и увлек за собой преследующих далеко в поле; здесь же он обратил на них всадников, большую часть уничтожил, а остальной массе отрезал путь на гору. Они покинули Итавирион и бежали в Иерусалим. Собственно же население горы, страдавшее уже от недостатка воды, передало себя вместе с горой в руки Плацида».
Остатки стены этого гарнизона, возведенной Иосифом Флавием с юго-восточной стороны горы Фавор, сохранились до наших дней.
Православный храм Преображения Господня. Фото 26 января 2014 г.
© Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО
В новозаветную историю Святая гора Фавор вошла как гора Преображения, хотя в евангелии упоминания о пребывании Спасителя с учениками именно на горе Фавор не существует. Есть упоминание в евангелии от Матфея и Марка о «горе высокой».
«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей Илия, с ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». (От Мф. 17, 1-5)
Евангелист Лука упоминает только о «горе».
Традиция почитания горы Фавор местом Преображения Спасителя утвердилась при святой равноапостольной царице Елене. При ней на Фаворе строится величественная базилика на месте Преображения и другой трехпрестольный храм на месте, где спали во время Преображения святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Базилика Преображения стояла на самой высокой точке горы, второй храм несколько ниже, на близком расстоянии от базилики.
В V веке Антонин мученик в своем сочинении «De locis sanctis» упоминает от трех церквях (tres ecclesiae) на горе Фавор, в память того обстоятельства, что апостол Петр во время Преображения предлагал Спасителю построить три кущи: одну Ему, одну Моисею и одну Илии.
В VI в. на пятом Вселенском Соборе было решено образовать здесь епископию, и святитель оставался там даже при нашествии мусульман.
Паломник Аркульф в своем сообщении биографу в VII веке также сообщает об увиденных им трех церквях на горе Фавор, упоминая о монастыре, странноприимном доме и кельях монахов.
Около 720 года Беда Достопочтенный повторяет Аркульфа и упоминает о «большом монастыре с грандиозными сооружениями, окруженными стеной».
Вильбальд (723—726 г.) указывает, в честь кого созданы были эти три церкви: в честь Спасителя, Моисея и Илии.
В IX веке к вершине Фавора поднималась длинная лестница в 4340 ступеней. Паломники восходили по ней пешком.
В XII веке на Святую Землю приходят крестоносцы, которые вносят свои изменения в положения о святых местах. Теперь значительную роль в судьбе Фаворских монастырей, (как и всех на Святой Земле), стали играть латинские монахи. Об этом свидетельствует в своих «Хождениях на Святую Землю» русский паломник XII века игумен Даниил. Тогда еще не было сильных различий между православными и католиками. Это подтверждает игумен Даниил, описывая радушную встречу его и спутников с католическими монахами.
«И есть же на самом версе горы тоя (Фавора) место высоко ко востоку лиц к зимнему, аки горка камена, мала, островерха и на том месте преобразился есть Христос Бог наш; и ту есть церкви добра создана на месте том во имя Преображения, а другая, во имя святых пророк Моисея и Илии, подали того места есть создана церкви на север лиц от Преображения. Место же то святого Преображения отделано есть около градом каменым твердо, врата же имат железна градот; и то есть трете было епископа, ныть оке есть монастырь латыньский…. И ту почестиша ны добре в монастыри том у святого Преображенья, и ту обедахом, и, опочивше добре и вставите идохом в церковь святого, Преображения, и поклонихомся на месте святем, идеже преобразися Христос Бог наш, и, облобызавше Место то святое с любовию и радостию великою и вземше благословение от игумена и от всей братии, изидохом из монастыря того святого и обходивше вся места свята по всей горе той святей» .
Участник первого крестового похода (1096-1099 гг.) рыцарь Танкред воздвиг на Фаворе новый храм, причем для строительства использовались основания прежних древних сооружений. Паломник Зевульф, посетивший Святую Землю вскоре после первого крестового похода, в своем «Путешествии Зевульфа в Святую Землю 1102-1103 гг.» также, как и игумен Даниил, описывает на Фаворе три церкви, посвященные празднику Преображении и святым пророкам Моисею и Илии.
«Приблизительно на четыре миллиария к востоку от Назарета находится гора Фаворская, войдя на которую Господь преобразился в глазах Петра, Иоанна и Иакова; она покрыта густою травою и цветами и настолько возвышается на совершенно гладкой и зеленой равнине, Галилейской, что значительно превосходит высотою все, соседние горы. Три монастыря, построенные на ее вершине в древние времена, стоят до сих пор: один во имя Господа Нашего Иисуса Христа, другой во имя Моисея, третий же несколько поодаль во имя Илии, согласно со словами Петра: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии»» .
В 1177 году греческий паломник Иоанн Фока родом из Крита и современник византийского императора Мануила Комнина (1143-1180) оставляет интересные подробности о сооружениях на горе Фавор, описывая латинский и православный греческий монастыри на самой вершине горы, подчеркивая, что само место Преображения находится в руках латинян.
«Гора Фавор, земное небо, отрада души и услаждение глаз православных людей. Ибо этой горе присуща преосеняющая ее некая божественная благодать, от того она и возбуждает духовную радость. Это круглый и умеренно возвышенный холм. На вершине его находятся два монастыря (μσναι δυο) в которых христиане отшельники умилостивляют Божество разноязычными песнопениями (άλλογωσσψ υμνψ), и на той его части, на которой совершилось спасительное Преображение Христово, находится сонм латинских монахов (λατιων μοναστων), а на правой стороне наши назореи освящаемые (οι χαθ ημαζ ναξηαιοι) освящают освященное оное место. Ибо спасительное Преображение Христово совершилось на вершине того холма, на котором находится и латинский монастырь, в алтаре же его храма находится и самое место, на котором преобразился Господь посреди Илии, Моисея и трех своих избранных учеников Петра, Иоанна и Иакова. Место это ограждено медными решетками. А на том пункте, на котором стояли ноги Господни, виден чрезвычайно белый мраморный кружок, посредине которого изображение креста. Неизреченное благовоние, из него изливающееся, услаждает обоняние приходящих. Bне же монастыря на расстояние примерно вержения камня, находится небольшая пещера, в которую Христос, вошедши после страшнаго Преображения, заповедал ученикам никому не говорить о видеши, доколе не воскреснет из мертвых» .
Греческий паломник точно сообщает, что место Преображения находится в руках католических монахов, поскольку, как и в случае игумена Даниила, разделения между православием и католицизмом тогда еще не было в полной мере.
Трагическому испытанию подвергаются оба монастыря в XII веке, когда Салах-ад-Дин в 1183 году подверг атаке греческий православный монастырь, монахи которого скрылись по подземному переходу в католическом, который был по своей постройке подобен крепости. Этот монастырь продержался еще до поражения крестоносцев в битве с мусульманами в 1187 году. После этого войска Салах-ад-Дина избили живущих на Фаворе христиан и выгнали оттуда всех монахов. В 1212 году брат Салах-ад-Дина Мелек-Адель воздвиг на вершине Фаворской горы грандиозную крепость для отражения нападений со стороны крестоносцев, державшихся еще в Птолемаиде. В 1263 году, когда господство мусульман прочно укрепилось на Святой Земле, по повелению тогдашнего султана все укрепления Фаворской горы были срыты, и памятником бывшей некогда здесь жизни оставались лишь груди камней и мусора. Анонимный греческий паломник 1253-54 года, говоря о Фаворской горе, замечает, что «на средине горы находится та пещера, в которой Мелхиседек пробыл 40 лет» . О каких либо иных сооружениях здесь, монастырях или храмах он хранит полное молчание. .
С этого момента гора Фавор на несколько столетий становится одинокой и необитаемой. Лишь в сам праздник Преображения Господня сюда поднимались православные и католики, чтобы совершать богослужение.
В 1729 году святую гору Фавор посещает русский путешественник из Киева Василий Григорович Барский.
«Идох с единим иереем и иними вооруженними шестма християни на гору Фавор поклонитися, ибо тамо единому или двом несть мошно отъити, разбойников ради, и тии, яко страннолюбни суше, с мною купно отъидоша. Фавор гора от аравов тамо именуется Тур; яже отстоит от Назарета трема часи, от Иерусалима же трема денми есть округла и красна взором, высока же зело, час от низу на верх восхождения имат » .
В 1799 году святую гору снова огласили звуки войны. Войска Наполеона вступили у подножия горы Фавор в сражение с турками. Но к XIX веку в этих местах воцарились относительные мир и спокойствие, что позволило паломниками снова подниматься на святую гору.
Другой русский паломник Андрей Николаевич Муравьев, посетивший Палестину в 1830 году, также оставил яркое воспоминание от посещения горы Фавор. «»Накануне праздника», пишет Муравьев, «стекаются иноки Благовещения, вместе с христианами Назарета на священную вершину Фавора. Там проводят они в отдыхе или молитве летнюю ночь, очаровательную под небом Востока, окруженные ярким течением звезд. Еще до рассвета пробуждается Фавор их торжественным гимном, и солнце, восстающее из-за гор Аравии, первыми лучами озаряет в поднятой священной чаше дивное преображение хлеба и вина в искупительное Тело и Кровь, и перед этим великим Таинством падает ниц смятенный народ, как бы внемлющий гласу: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, и в Нем же Мое благоволение» .
Через пять лет после Муравьева в 1835 г. святую гору Фавор посещает другой известный русский общественный деятель — Авраам Сергеевич Норов, который вспоминал, что «остатки храма, воздвигнутого св. Еленой, еще существуют; под его нижними сводами христиане назаретские служат один раз в год обедню, в день Преображения Господня» .
В 1840-м году афонский постриженик инок Парфений, посещая гору Фавор вспоминал, как там происходило богослужение. «Как стало солнце всходить, мы взошли на гору и нашли то самое место, где преобразился Господь наш Иисус Христос пред учениками Своими прежде на сем месте была великая церковь; а где Господь стоял, был алтарь, и стоял престол, а ныне только осталось основание». Такая ситуация продолжаться оставаться все 50-е годы XIX века и по этому поводу писал в русской печати того времени: «на Фаворе существуют развалины двух храмов (православного и католического), и оба вероисповедания претендуют на соединение священной точки со своими бесформенными трудами».
Уже тогда нахождение подлинного места Преображения Господня вызывало споры в обществе. Православные считали подлинным место в своем монастыре, католики в своем. Об этом рассуждал начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Порфирий (Успенский). «Каждое вероисповедание усвояет своему монастырю местность, где Спаситель преобразился. Не утверждаю и не отрицаю ни того, ни другого предания. Для христианина довольно верить, что на возвышении Фавора преобразился Господь, и молить Его о просвещении души и о вечном спасении. Да и событие происходило не на одном аршине земли, а на всей горе. Свет издали был виден; голос раздавался далеко; облако осенило всю гору; глас с небес слышен был по всей горе. Итак, вся вершина горы священна» .
С 1854 года руины монастырей на горе Фавор стали привлекать особое внимание православных и католиков. Сюда пришел архимандрит Иринарх выходец из Молдавии, уроженец деревни Роман недалеко от Ясс, питомец учеников знаменитого старца Паисия Величковского. С 1839 года он жил в Лавре Саввы Освященного, а затем странствовуя по Галилее решил поселиться вместе с сиротой — выходцем из своей родной деревни иеродиаконом Нестором на горе Фавор. Эти подвижники обустроили себе келью в виде пещерки в развалинах храма. Питались злаками и скромными подаяниями, приносимыми паломниками. Своими подвигами и строгостью жизни русские монахи сникали уважение местных жителей бедуинов и их вождя Акил-аги, который не раз приходил к старцу Иринарху за советом и был готов защищать его от всех опасностей. Волею случая архимандрит Иринарх вместе с иеродиаконом Нестором находят среди груды камней остатки древнего храма с полукруглыми нишами. Устроив там алтарь, старец стал служить для приходящих сюда паломников молебны. Паломники, число которых стало с каждым днем увеличиваться, жертвовали старцу на строительство храма. Также старцу помогли исполняющий обязанности русского консульского работника и агента Русского Общества Пароходства и Торговли в Хайфе, местный житель Аверино, собравший среди жителей своего края на храм сумму в 14000 пиастров. Помог и Иерусалимский патриарх Кирилл II, приславший на строительство 5000 пиастров и дав распоряжение Иерусалимской патриархии помогать старцу по мере надобности. Таким образом у старца Иринарха собралась сумма около 40000 пиастров и он приступил к строительству храма, а также трех жилых комнат, кухни и лошадиной мельницы. Всю площадь земли, занятую старцем Иринархом, обнесли невысокой стеной.
Денег на строительство храма не хватило, снова пришлось обратиться за помощью к епископу Мелитопольскому Кириллу начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, лично хорошо знавшего 90-летнего старца Иринарха. Он представил председателю Палестинского Комитета великому князю Константину Николаевичу докладную записку с изложением обстоятельств этого дела.
«Св. Фавор, запечатленный великим евангельским событием, — писал он 15 сентября 1859 г. в этой записке, но несчастно забыт теперь и оставлен без внимания местными православными властями, между тем как латины рыщут уже около него, усиливаясь взять; его себе в добычу. На страже святыни стоит теперь только маститый отшельник, девяностолетий старец родом из славян, пришедший на Фавор вследствие бывшаго ему видения, поселившийся тут и своими собственными руками открывающий развалины и восстановляющий древнюю церковь. Без содействия греков, несмотря на противодействие латин, среди бедуинских шаек (питающих, впрочем, к нему религиозное благоговение, как к чудотворцу), этот дивный старец успел уже положить доброе начало, пользуясь пособиями только с нашей стороны. Все место священных развалин обведено стеною, развалины храма очищены и в одном древнем алькове устроен уже престол, на котором старец совершает священнодействие. Храмоздатель просит теперь 30 тысяч пиастров (около 1.500 руб. сер.), чтобы довершить начатое здание. Впоследствии времени потребуется, может быть, еще такая же сумма для снабжения церкви иконостасом, который приятно было бы иметь из России, и утварью… Не благоугодно ли было бы Его Императорскому Высочеству обратить Августейшее внимание на забытый священный Фавор и там устроить священный памятник счастливого события в Августейшем семействе Его. Вместе с пособием можно бы передать святому старцу мысль об устройстве в храме особого придала во имя равноапостольного царя Константина».
Старец Иринарх не дожил до завершения строительства храма и его освящения. Он отошел ко Господу в день Рождества 25 декабря 1859 года. Дело продолжил его верный ученик иеродиакон Нестор, получивший от старца завещание довести все постройки до конца. Русский паломник В.Каминский, посетивший гору Фавор в апреле 1862 года за несколько месяцев до освящения храма, описывает, как выглядел тогда храм.
«Здание, пишет он, очень хорошее и обширное, в греческом вкусе, с тремя приделами, по внутри ничего нет. Два крайние придела вовсе открыты, средний большой тоже не имеет иконостаса, даже ни завесы, которая бы заменила его, а вместо этого из древесных ветвей сделана стена, царския врата вовсе без врат и даже не завешаны завесой, окна без стекол. В нижней части храма навалены кучи извести, на ветвях иконостаса висят только три местныя иконы: Спасителя, Богоматери и Преображения, пред ними два самые простые подсвечника. Каменный престол обнаженный и покрывается самым скудным покровом. Все показывает, что патриархия не принимает никакого участия в существенном» .
6 августа 1862 года патриарх Иерусалимский Кирилл II прибыл на святую гору Фавор и торжественно освятил храм вместе с митрополитами Акрским и Назаретским. До этого патриарх, подготовляя храм к предстоящему торжеству 17 июля, приказал тело архимандрита Иринарха, погребенное в 1860 году внутри церкви с правой стороны от входных дверей, вне линии алтаря и иконостаса, вынуть из земли и положить в могиле снаружи церкви, с правой стороны от входных дверей. Это распоряжение патриарха, потревожившее прах всеми глубокочтимого старца, произвело весьма тяжелое впечатление не только на православных, но даже на мусульман бедуинов.
Новые пожертвования со стороны России были использованы для внутренней отделки храма. Благодаря указаниям и просьбам нового начальника русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина Капустина, бывший посол русский в Константинополе граф Н. П. Игнатьев в 1869 году выхлопотал у русского правительства для Фаворской обители 2.000 рублей.
Археологические раскопки в католическом монастыре на вершине горы Фавор Фото 26 января 2014 г.
© Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО
Следы древних сооружений сохранились в алтарных абсидах храма. Храм трехпрестольный: центральный — посвящен Преображению Господню, правый — пророкам Моисею и Илии, левый — Георгию Победоносцу и Дмитрию Солунскому. На ближайшем к главному алтарю левом пилястре — образ Преображения — дар великого Князя Сергия Александровича — председателя Императорского Православного Палестинского Общества. Первоначальное место погребения старца Иринарха отмечено мемориальной мраморной доской справа от алтаря придела пророков Моисея и Илии. Монастырская колокольня возвышается над воротами ограды. Воздвигнута она на пожертвования русской благодетельницы Ольги Кокиной. Двор и прилегающие к нему ограждения засажены кипарисами, смоковницами и маслинами, дающими приятную тень. Греческий монастырь давал убежище до 400-м русским паломникам, для чего позади храма построены сводчатые залы. Из храмовых святынь на сегодняшний день особо почитается акафистная икона Божией Матери, находящаяся слева по входу в храм. Рядом с храмом находится пещера Мелхиседека, в окрестностях которой согласной преданию Мелхиседек встретил праотца Авраама с хлебом и вином.
Несколько позднее, чем было осуществлено православное строительство на горе Фавор, начались католическими монахами — францисканцами работы по восстановлению руин, оставшихся от крестоносцев и от еще более древних построек. В 1873 году ими была устроена небольшая часовня на месте монастыря, построенного еще Танкредом. Русские паломники, посещавшие Фавор, сообщали, что католическая обитель на Фаворе была в те годы очень скромной. Об этом пишет, например, священник Александр Анисимов из Харьковской губернии, сподобившийся побывать на Фаворе в 1881 году. Когда он со своими спутниками подошел к католической обители, то вышедший им навстречу францисканский монах пригласил русских паломников осмотреть католическую капеллу. «Она небольшая и имеет вид часовни, — пишет О.Александр.
— Особенно замечательного в ней мы ничего не заметили, исключая чудную икону Преображения Господня, составленную из подобранных по цвету красок иконы разноцветных камней» .
Католики неоднократно проводили на своем участке систематические археологические раскопки и в 1889 году один из русских авторов сообщал: «Большая часть развалин находится у католиков; там все раскопано, очищено и содержится в образцовом порядке; только несколько месяцев тому назад раскопана ими часть холма, где найдены остатки довольно хорошо сохранившейся комнаты, прилегавшей к церкви, которая служила по предположению, местом отдыха для молящихся» .
В 1913 году известный русский церковный историк и ученый секретарь Императорского Православного Палестинского Общества писал: «Владельцам места Преображения Господня на Фаворе следует считать католиков. За это говорят величественные, поистине монументальные руины обширных древних христианских сооружений, являвшихся здесь бесспорно результатом важнейших и древнейших христианских преданий, связанных с этим священным местом» .
В 1919-24 годах архитекторами братьями Антонио и Джулио Барлуцци была выстроена францисканская базилика Преображения.
В путеводителе епископа Мефодия (Кульмана) эта базилика описывается следующим образом: «Красивый фасад возникает из окружающих масс темного камня, многочисленных развалин отдельных зданий, храмов и келий. Видимо, здесь и наблюдались в средних веках 4 храма. Две башни фасада справа и слева от входа стоят над часовнями — одна во имя пр. Илии, а другая — Моисея, на месте древних им же посвященных малых церквей. Отсюда колоссальный корабль базилики ведет к главному алтарю, куда вниз ведут несколько мраморных ступеней, — древнему уровню места — здесь можно видеть камни первоначальной византийской базилики» .
Каждый год на праздник Преображения Господня в ночь с 18 на 19 августа по новому стилю на Святую гору Фавор прибывает множество православных паломников со всего мира. Здесь Иерусалимской Патриархией служится торжественное праздничное богослужение, как правило, не в самом храме, а перед входом в него на специально сооруженном помосте с устроенным алтарем, ввиду того, что храм не в состоянии вместить всех желающих участвовать в торжестве праздника Преображения. Многие верующие свидетельствуют о чудесном Фаворском облаке, сходящем после Литургии на православный монастырь. Православные видят в этом знак особой благодати Божией.
Председатель Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества
Председатель Православного научно-просветительского Общества «Россия в красках» в Иерусалиме
Гора Фавор
Гора Фавор: место, отмеченное Всевышним
Древняя гора Фавор словно создана самой природой как особая площадка для неких удивительных событий: рядом с нею отсутствуют другие возвышенности, ее отлично видно с любой точки Изреельской долины, из Назарета (до него отсюда 9 км), с берегов озера Кинерет (а до него — 11). Именно в таком контексте — необычная гора — она упоминается в Ветхом завете, а Новый и вообще говорит о ней как о месте великого чуда — поэтому и приходят сюда до сих пор толпы паломников.
«Тавор» (или, в другом произношении, «табур») на иврите означает просто «пупок».
Древние иудеи всегда выделяли это место: некогда одинокая гора отмечала границы поселений трех колен Израилевых — Иссахара, Неффалима, Завулона. И ей еще предстояло сыграть очень важную роль в истории ветхозаветного Израиля.
Гора Фавор это невысокий холм (588 м), недаром он служил в иудейских текстах метафорой величия. Скорбный пророк Иеремия, наделенный большим поэтическим даром, сравнивал царя Египта, первого средь царей, с Фавором, первой среди гор.
Победа на Фаворе
После смерти великих вождей часто начинается «разброд и шатание» — так и случилось, когда иудеи навсегда попрощались с великим и суровым Иисусом Навином. Началась так называемая Эпоха судей — смутное и кровавое время, когда 12 колен Израиля — 12 племен — остались без единовластного вождя. Межплеменная резня, поклонение ханаанским Астарте и Ваалу — все это ослабляло народ, будто проказа.
Управление же осуществлялось людьми, кого сам народ назвал «судьями» — и это были очень разные люди. Не всегда их руководство шло во благо, и сами они порой не были образцом нравственности — при судье Эли «уплыл» в руки филистимлян Ковчег Завета; судья Ифтах имел богатую биографию грабителя в пустыне. Конечно, иудейская смута была удачным временем для чужих властителей, желающих чужой земли и крови.
Притеснение со стороны асорского царя Иавина было таким жестоким, что ссорящиеся иудейские племена все же сошлись в едином освободительном порыве — по повелению самого своеобразного судьи израильского. Судьей была женщина — пророчица Дебора. На гору Фавор позвалп она командующего Варака и 10 000 сынов Израиля, предсказав им победу над могучим асорским командиром Сисарой, правой рукой царя Иавина.
И стало по ее слову: войско захватчиков было разбито, а сам Сисара, как сказали бы сейчас, попытался укрыться под женской юбкой. А зря — «юбка» принадлежала иудейке Яэли, которая без колебаний убила притомившегося и заснувшего врага.
Память пророчицы Деборы увековечена в названии подгорной деревни Дебурия.
В Москве вышел в свет первый номер армянского журнала “GORA magazine”
“GORA magazine” – новое издание для людей с активной жизненной позицией! На страницах издания представлены материалы о путешествиях, туристических местах и достопримечательностях, традициях и культуре, увлечениях и достижениях, интервью с интересными и успешными людьми, которые рассказывают о своем пути успеха и делятся секретами. Основное внимание уделяется укреплению дружбы между Россией, Арменией и другими странами, где представлены русскоязычные диаспоры постсоветского пространства. Приветственным словом первый номер GORA magazine поддержали Чрезвычайный и Полномочный посол России в Армении – И. К. Волынкин и Чрезвычайный и Полномочный посол Армении в России – В. С. Тоганян.
“Для нас Гора – это не только форма рельефа, на которую можно подняться, это искания и достижения героев статей, это «горние» откровения и осознания”, – говорят создатели журнала.
Приоритетом издания являются яркие авторские тексты, эксклюзивные интервью, качественные фотографии и высокопрофессиональная печать. Поэтому смело можно утверждать, что “GORA magazine” – журнал для сильных, смелых и деловых людей, и это не фигура речи, а факт, который подтверждают страницы издания.
Журнал распространяется в России, Армении, Абхазии, Беларуси, Германии, Грузии, Молдове, Франции и др. странах (список запросов пополняется). Аудитория “GORA magazine” – это целеустремлённые, вдумчивые люди с широким кругозором, живущие в ногу со временем и даже впереди него.
Работает над журналом интернациональная команда в лице главного редактора Елены Шуваевой-Петросян (Россия, Армения), редактора и менеджера по работе с клиентами Виктории Чембарцевой (Молдова, Россия), креативного директора Людмилы Сарычевой (Россия) и ряда журналистов из России, Армении, Узбекистана, Украины и др.
“GORA magazine” является партнером и официальным изданием Армянской федерации альпинизма и горного туризма.
Журнал издаётся в Москве. Издатель и учредитель ООО “Гора Трэвел Медиа”.
Редакция находится в Москве и Ереване:
Москва, ул. Воронцовская, 35Б, к. 1
Ереван, ул. Хоренаци, д. 9/1
Страница “GORA magazine” в Фэйсбуке: https://web.facebook.com/www.gora.am
Сайт: www.gora.am (в разработке).
По вопросам сотрудничества и распространения можно обращаться к Виктории Чембарцевой: ,
или Елене Шуваевой-Петросян: ,
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал NovostiK в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/NovostiK с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Православный греческий женский монастырь Преображения Господня на горе Фавор
«.. Давным-давно стояли по соседству
Мужской и женский — два монастыря..» (с)
На горе Фавор расположены два монастыря. Францисканский мужской католический монастырь известен базиликой Преображения Господня, которую построил Антонио Барлуцци. Она открыта для всеобщего обозрения в определенные часы, её я видел много раз. Второй — православный греческий женский монастырь Преображения Господня, расположен вплотную к первому, но попасть туда мне не удавалось ни разу. Монашки пускают внутрь только группы православных паломников, пройти фейс-контроль на входе почти невозможно. Но вчера удалось затесаться в разношерстную группу каких-то южных славян. 10 минут на меня почти не обращали внимания и кое-что я успел разглядеть. Но поскольку молиться со всеми я не сподобился, а только щелкал затвором фотоаппарата, то через некоторое время меня выставили за ворота.
Традиционный снимок женского монастыря, таким его видят все из-за ограды 🙂
Тут тоже известный вид со стороны монастыря францисканцев.
А это и далее — уже на территории монастыря.
Очень странная отдельно стоящая колокольня Собор Преображения
Аскетичный фасад собора Преображения Господня совершенно не предвещает того, что ждет зрителя внутри.
Интерьеры собора Преображения Господня произвели наибольшее впечатление. Настолько качественные современные фрески и в такой плотности редко можно встретить на Святой Земле.
История горы Фавор
Почему именно с горой Фавор церковное Предание связывает Преображение Господне, хотя евангелисты не упоминают в своих текстах именно эту гору?
Гора Фавор. Фото конца 19 века с сайта wikimedia.org
Фавор и Дебора
Гора Фаво́р (Табор) находится в Галилее, в 11 км к юго-западу от Галилейского моря, в 9 км от Назарета. Это отдельно стоящая посреди красивой Изреельской долины гора высотой 588 метров.
Фавор считался святым местом со времен Ветхого Завета. Когда хотели представить нечто возвышенное и величественное, брали для сравнения гору Фавор.
Именно здесь произошла битва, объединившая несколько племен израильтян, которую возглавила пророчица и воительница Девора. (И это далеко не единичный случай в истории израильтян, когда женщины становились воинами и вождями своего народа).
«Повелевает Господь Бог Израилев: пойди, взойди на гору Фавор и возьми с собой десять тысяч человек из сынов Неффалимовых и сынов Завулоновых; а я приведу к тебе, к потоку Киссону, Сисару, военачальника Иавинова, и колесницы его, и предам его в руки твои», — так говорила Девора военноначальнику Вараку (Суд. 4:6-7).
Гора высокая
Паломники у горы Фавор. Рисунок середины 19 века с сайта wikimedia.org
Интересно, что в самом тексте Евангелия нет упоминания именно о Фаворе как месте Преображения Господня. Матфей и Марк говорят только об этом событии, упоминая «гору высокую».
«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». (Мф. 17, 1-2)
Евангелист Лука говорит просто о «горе».
Традицию считать гору Фавор местом Преображения Господа связывают со святой царицей Еленой (IV). Она строит на самой высокой точке Фавора базилику в честь Преображения Спасителя, а чуть ниже — храм, где находились во время Преображения апостолы Петр, Иаков и Иоанн, которых позвал с Собой на гору Господь.
На пятом Вселенском Соборе (VI) было постановлено образовать здесь епископию. Выстроили большой монастырь, окруженный стеной, и странноприимный дом. Монахи вместе с епископом не уходили с Фавора даже во времена набегов сарацин.
Паломники шли на Фавор еще с IV века. К IX веку построили лестницу — в 4340 ступеней.
«Сонм латинских монахов и наши назореи»
Католический монастырь на вершине Фавора. Фото 2013 года с сайта wikipedia.org
В XII веке на Святую Землю приходят крестоносцы и строят там новые храмы. К этому времени Христианская церковь уже разделена на Православную и Католическую, но разделение еще не отразилось на жизни верующих. Латинские монахи нередко прятали во время набегов арабских племен у себя православных монахов — их стены были выше, а монастыри похожи на крепости.
В 1177 году греческий паломник Иоанн Фока оставляет интересные подробности (написанные истинно по-византийски) о сооружениях на горе Фавор, описывая латинский и православный греческий монастыри на самой вершине горы, подчеркивая, что само место Преображения находится в руках «латинян».
«Гора Фавор, земное небо, отрада души и услаждение глаз православных людей. Ибо этой горе присуща преосеняющая ее некая божественная благодать, от того она и возбуждает духовную радость. Это круглый и умеренно возвышенный холм. На вершине его находятся два монастыря, в которых христиане отшельники умилостивляют Божество разноязычными песнопениями, и
на той его части, на которой совершилось спасительное Преображение Христово, находится сонм латинских монахов, а на правой стороне наши назореи освящаемые освящают освященное оное место.
Ибо спасительное Преображение Христово совершилось на вершине того холма, на котором находится и латинский монастырь, в алтаре же его храма находится и самое место, на котором преобразился Господь посреди Илии, Моисея и трех своих избранных учеников Петра, Иоанна и Иакова. Место это ограждено медными решетками.
А на том пункте, на котором стояли ноги Господни, виден чрезвычайно белый мраморный кружок, посредине которого изображение креста. Неизреченное благовоние, из него изливающееся, услаждает обоняние приходящих. Bне же монастыря на расстояние примерно вержения камня, находится небольшая пещера, в которую Христос, вошедши после страшнаго Преображения, заповедал ученикам никому не говорить о видеши, доколе не воскреснет из мертвых».
Избиение христиан на Фаворе
Гора Фавор. Рисунок середины 19 века с сайта wikimedia.org
В XII веке арабский вождь Салах-ад-Дин атаковал греческий православный монастырь на Фаворе. Православных монахов укрыли латинские братья у себя в монастыре.
Этот монастырь продержался до поражения крестоносцев в битве с мусульманами в 1187 году. Войска Салах-ад-Дина избили живущих на Фаворе христиан и выгнали оттуда всех монахов. В 1212 году на вершине Фаворской горы мусульмане построили мощную крепость для отражения нападений крестоносцев.
В 1263 году мусульмане прочно обосновались на Святой Земле, и все укрепления, все постройки на Фаворской горе были разрушены, памятником бывшей некогда здесь жизни оставались лишь груди камней и мусора. С этого момента гора Фавор на несколько столетий становится необитаемой. Лишь в сам праздник Преображения Господня сюда поднимались православные и католики, чтобы совершать богослужение.
Спор за святое место
Гора Фавор. Гравюра конца 17 века с сайта wikimedia.org
К 14 веку подлинное места Преображения Господня уже вызывало споры. Православные считали подлинным место в своем монастыре, католики — в своем. Об этом рассуждал начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Порфирий (Успенский).
«Каждое вероисповедание усвояет своему монастырю местность, где Спаситель преобразился. Не утверждаю и не отрицаю ни того, ни другого предания. Для христианина довольно верить, что на возвышении Фавора преобразился Господь, и молить Его о просвещении души и о вечном спасении.
Да и событие происходило не на одном аршине земли, а на всей горе. Свет издали был виден; голос раздавался далеко; облако осенило всю гору; глас с небес слышен был по всей горе. Итак, вся вершина горы священна».
«На страже святыни стоит теперь только маститый отшельник»
Гора Фавор. Рисунок середины 19 века с сайта wikimedia.org
С середины 19 века на Фавор начинают вновь приходить монахи. Возрождение православного монастыря на Фаворе началось с молдавского архимандрита Иринарха, ученика знаменитого Паисия Величковского, вместе с другом иеродиаконом Нестором поселившегося здесь в пещере, в развалинах старого храма.
Иринарх и Нестор нашли среди груды камней остатки древнего храма с полукруглыми нишами. Устроив там алтарь, старцы стали служить для приходящих сюда паломников молебны.
Паломники, число которых стало с каждым днем увеличиваться, жертвовали на строительство храма. Помог и Иерусалимский патриарх Кирилл II, приславший на строительство 5000 пиастров и дав распоряжение Иерусалимской патриархии помогать старцу по мере надобности.
Но денег не хватило, пришлось обратиться за помощью к епископу Мелитопольскому Кириллу, начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, лично хорошо знавшего 90-летнего Иринарха. Он обратился к председателю Палестинского Комитета великому князю Константину Николаевичу с докладной запиской:
«Св. Фавор, запечатленный великим евангельским событием, но несчастно забыт теперь и оставлен без внимания местными православными властями, между тем как латины рыщут уже около него, усиливаясь взять его себе в добычу.
На страже святыни стоит теперь только маститый отшельник, девяностолетий старец родом из славян, пришедший на Фавор вследствие бывшаго ему видения, поселившийся тут и своими собственными руками открывающий развалины и восстановляющий древнюю церковь.
Без содействия греков, несмотря на противодействие латин, среди бедуинских шаек (питающих, впрочем, к нему религиозное благоговение, как к чудотворцу), этот дивный старец успел уже положить доброе начало, пользуясь пособиями только с нашей стороны. Храмоздатель просит теперь 30 тысяч пиастров (около 1.500 руб. сер.), чтобы довершить начатое здание».
Старец Иринарх не дожил до завершения строительства храма и его освящения. Он умер в день Рождества 25 декабря 1859 года, храм достраивал его друг Нестор.
6 августа 1862 года (в день Преображения по ст. стилю) патриарх Иерусалимский Кирилл II прибыл на Фавор и торжественно освятил новый храм – во имя Преображения Господня.
Служба Преображения в ночь с 18 на 19 августа
Аэрофотосъемка горы Фавор. Фото 2013 года с сайта wikimedia.org
Сегодня на вершине горы Фавор расположены два действующих монастыря: православный греческий женский монастырь Преображения Господня в северо-восточной части вершины, и католический францисканский монастырь.
Каждый год на праздник Преображения Господня в ночь с 18 на 19 августа по новому стилю на Святую гору Фавор прибывают православные паломники со всего мира. Здесь Иерусалимской Патриархией служится торжественное праздничное богослужение, — не в самом храме, а перед входом на специально сооруженном помосте с устроенным алтарем, так как храм не в состоянии вместить всех желающих.
Многие верующие свидетельствуют о чудесном Фаворском облаке, сходящем после Литургии на православный монастырь. Христиане видят в этом знак особой благодати Божией.
Фаворский свет – таинство Восьмого дня, будущего века
Преображение Господне. Современная греческая икона
Святой Григорий Палама, автор богословского термина «фаворский свет», пишет, что видение апостолами Света Господнего Преображения принадлежит таинству восьмого дня — будущего века, которое наступит после завершения этого мира, после прекращения чувств и даже слов (мысли). Но понимать это следует не только хронологически, поскольку «Царство Божие внутри нас».
«Царство Божие не только выше чувств, но выше слова (мысли); поэтому после прекращения деятельности этих шестью способами проявляющихся энергий наступит безмолвие Седьмого дня, дня покоя, в Восьмой же день наступает Царство Божие.
Об этом свидетельствует апостол Марк: «И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (9:1).
Это сказано «о даровании силы видящим видеть то, что — невидимо, «когда предочищена смертоносная скверна, чем является грех, вкушением которого является начало зла в мыслях, предочищенные от чего не вкушают душевной смерти, силою будущего явления.
«Царь вселенной всюду находится, и всюду — царствие Его, поэтому словами, что царство Его «приходит», Он обозначает не то, что оно должно прийти как-то иначе, но говорит, что оно должно будет обнаружиться силою Божественного Духа;
потому Господь и сказал: «пришедшее в силе», и эта сила не как случится и кому угодно будет дана, но — стоящим с Господом, т.е. утвержденным в вере в Него, и сродным по духу Петру и Иакову и Иоанну, которых Слово сначала возвело на высокую гору, — выше низменности нашего естества; поскольку и Сам Господь являет Себя на горе, — частично Сам снисходя со Своей высоты, частично же нас возводя из состояния нашей долупреклонности, чтобы легче Он стал доступен для созданного естества и то, насколько возможно постичь Того, Кто непостижим.
Свет же тот не есть чувственный, и зрячие чувственными очами не могли просто его видеть, но силою Божественного Духа апостолы были приуготованы для видения его.
Они были изменены, и таким образом, увидели измененную форму, не которая только что появилась, но которую Господь воспринял от самого приобщения к нашей природе, обожествленной единением со Словом Божиим.
Отсюда и Зачавшая в девстве и Родившая странным образом, познала рожденного от Нее Бога, носящего плоть; также и Симеон, как Младенца приявший Его на руки, и старица Анна, вышедшая в сретение Ему; потому что как бы чрез стеклянные перепонки являла себя Божественная сила, просвечивающаяся для тех, которые имеют очи сердца очищенными».
Использованы «Беседы Святого Григоря Паламы на праздник Преображения» и материалы Императорского Православного Палестинского Общества.
Гора Фавор (Израиль)
Гора Фавор (место Преображения)
Фаво́р — отдельно стоящая гора в восточной части Изреельской долины, в Нижней Галилее, в 9 км к юго-востоку от Назарета, в 11 км от Галилейского моря. Гора эта совершенно отделена от всей цепи гор и округлена от подошвы до вершины, отчего и получила своё название — выпуклое место (пуп). Вершина горы представляет продолговатую, слегка вдавленную и похожую на глазную впадину поверхность. (фото из интернета).
Гора Фавор в новозаветные времена находилась на пересечении торговых путей и занимала важное стратегическое место, привлекая внимание жителей Святой Земли и приходящих сюда различных завоевателей. Гора высотой 588 метров, служила границей между наделами колен Завулона на западе, Иссахара на юго-востоке и Неффалима на севере. Склоны Фавора покрыты вечнозелеными дубами, оливами, акацией, орешником, олеандром, кустами диких роз и жасмина. Рядом с горой Фавор расположены два арабских селения Шибли и Дабурийа и еврейское поселение Кфар Тавор. (фото из интернета)
В новозаветную историю Святая гора Фавор вошла как гора Преображения, куда поднимался Христос вместе с апостолами Петром, Иоанном и Иоаковом. Всё произошло во время молитвы, и было описано в трёх Евангелиях. Они описывали смысл случившегося: Лицо Христа светилось как солнце, а его одежды уподобились свету. Именно здесь произошло Преображение Христа, событие несущее в себе глубочайший смысл. Христос велел ученикам никому не рассказывать о случившемся,»доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых».
Много позже был установлен христианский праздник. С IV века на Фавор стали совершаться паломничества. Тогда же мать императора Константина Великого Елена построила первую церковь. В VI веке на горе возвели еще три церкви — Преображения Господня, пророков Моисея и Илии.
Погода сегодня солнечная. Садимся в автобус и едем в монастырь «Преображения Господня» на горе Фавор. Слева и справа тянутся красивые пейзажи. Гора Фавор уже видна издалека. Подъехали в посёлок. Отсюда уже прекрасный вид на поля и долины. Здесь ожидаем, когда нас посадит другой микроавтобус. Народу много. Наконец нашу группу разместили в двух микроавтобусах по 13 человек, и едем наверх. В ожидании, когда нас пустят на территорию храма любуемся на панораму сверху горы.
Наконец мы попадаем внутрь на территорию монастыря.
Гора традиционно считается местом преображения Господня. Здесь построен православный храм в 1862 году на месте развалин древнего храма. Обратите внимание какое дивное свечение.
Мы заходим в храм. Слева находится чудотворная икона «Неувядаемый цвет» Божией Матери. Ведь именно здесь, как сообщает Библия, Иисус Христос вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном получили благодать божью. Здесь же, на горе Фавор, к Христу и его ученикам явились Моисей и Илия, которые о чём-то говорили с Христом, а из»облака светлого», которое осенило присутствующих, раздался Голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте» Это был голос Бога или Высшего.
На это месте возведены символические три «кущи» (шалаши), и опять радужное свечение над ними.
Далее идём пешком вниз по дороге до следующего храма. Проходим через арочные врата ветра.
Здесь на территории очень красиво. Слева видим сады с царственными павлинами. Далее остатки от древних стен храма построенного византийцами. Красивейшие цветники, и необычные деревья радуют глаз.
Видим руины византийского храма.
Навстречу нам идут темнокожие туристы, наверное, негры. Они одеты в белые одежды. Одна из них женщина, очень эмоционально приветствовала нас и пожелала сфотографироваться с нами. Подходим ближе к католическому храму. И вот он перед нами. Храм сооружен в честь Преображения Господня в 1924 году.
Обходим храм слева. Здесь есть смотровая площадка. Смотрим, на открывшиеся дали. С высоты птичьего полёта простирались поля, и у самого горизонта тянулась гряда гор. Небо глубокого синего цвета. Какая чарующая красота. Недаром на этом месте расположились храмы.
Мы вернулись назад, и решили зайти в храм, но оттуда раздавались громкие звуки, здесь эмоционально почитают своего бога африканские паломники в одном из приделов храма. Проходим в главный зал храма. Осматриваем храм и выходим наружу. Справа от храма смотровая площадка. Здесь самое высокое место на горе. Любуемся красотой пейзажей.
Теперь надо возвращаться обратно. Снова идём мимо садов, павлинов на прежнем месте не видно. Теперь они уже сидят напротив, в ветвях дерева, как курицы, свесив хвосты. Снова выходим через ворота, идём по аллее до площадки, где ожидаем микроавтобусы, хотя с удовольствием прошлись бы пешком с горы.
Интересные факты: во время богослужений над крестом храма Преображения появляется облако. Для изучения этого явления в Израиль отправились несколько ученых: доктор геолого-минералогических наук Павел Флоренский, метеоролог Марина Макарова и организатор последнего исследования Комиссии по изучению чудес Сергей Миров. Изначально Макарова заявила, что вследствие столь сухого воздуха на горе Фавор не существует никаких условий для образования тумана. Тем не менее, феномен произошел и был зафиксирован фото- и телекамерой, и другими приборами, среди которых, были и портативные метеостанции. А это значит, что чудо было объективно зафиксировано. В итоге Марина Макарова признала, что это явление не поддается научному объяснению.
По словам Сергея Мирова, чудодейственное облако проявляет себя только на территории православного монастыря на горе Фавор.