Содержание
- Куда исчезли Содом и Гоморра: тайна гибели библейских городов
- «Где находились Содом и Гоморра?» Ученые пришли к неожиданным выводам
- LiveInternetLiveInternet
- В полной гармонии творения и Творца
- «Рай существует, но уже не на земле»
- За рамками компетенции науки
- «Тщетно думать о том, что было при сотворении мира»
- Сомнительная достоверность
- «Каждый христианин должен быть немного «атеистом»»
- «Критическое восприятие – милость Божья»
- «Любовь евангельская – это уже рай»
- Богоявленский кафедральный собор в Елохове
Куда исчезли Содом и Гоморра: тайна гибели библейских городов
Лот и его семья бегут из Содома
Наверное, библейская притча о двух городах – Содоме и Гоморре, уничтоженных Богом «огнем и серой» за греховное поведение их обитателей, известна всем. Жители двух городов предавались разврату, отличались жестокостью, злым нравом, распущенностью, за что и были покараны. О том, что легендарные города действительно существовали, свидетельствуют найденные археологами клинописные тексты. Однако до сих пор ученым так и не удалось найти следы древних городов, а о причинах их гибели и по сей день не утихают споры.
Во ІІ тыс. до н. э. Содом и Гоморра, согласно Ветхому Завету, располагались на берегу Мертвого моря, ранее называвшегося Содомским. Города были цветущими и богатыми, и их жители вели праздный образ жизни и погрязли в грехах и пороках. В наказание Бог решил уничтожить города вместе с их обитателями. Авраам просил пощадить Содом и Гоморру ради невинных праведников, но оказалось, что таковыми были только Лот с женой и двумя дочерьми. Ангелы вывели их из города, запретив на него оглядываться. Жена Лота ослушалась и превратилась в соляной столп. Ведь оглядываться назад – значит сожалеть о жизни в греховной среде.
Соляной столп на горе Содом, в который, по преданию, обратилась жена Лота
«И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастания земли», – говорится в Библии.
Джон Мартин. Уничтожение Содома и Гоморры, 1852
Несмотря на то, что эти города упоминаются в некоторых древних источниках, в частности, в «Географии» Страбона и «Истории» Тацита, многие ученые ставят под сомнение историческую достоверность их существования. Британский ученый Майкл Сандерс, напротив, уверен, что Содом и Гоморра действительно были разрушены и покоятся на дне Мертвого моря.
Альбрехт Дюрер. Бегство Лота с дочерьми из Содома, 1496
Больше всего версий и споров вызывают причины гибели городов. Согласно одной из научных гипотез, Содом и Гоморра были разрушены в результате падения астероида. Эта версия появилась в результате расшифровки записей шумерского астронома, подробно описавшего движение огромного белого шара по небосводу. Некоторые ученые уверены в том, что разрушительные процессы такого масштаба могли произойти только в результате столкновения с астероидом.
Вероятной причиной исчезновения древних городов многим ученым представляется мощное землетрясение. Города были построены в месте разлома земной коры, на стыке двух тектонических пластов, в одной из самых сейсмически активных зон планеты. Кроме того, в районе Мертвого моря есть метановые месторождения. Землетрясение могло сопровождаться выбросом горючих газов и битумов, что спровоцировало пожар. А битумы в этом районе отличаются высоким содержанием серы. Отсюда и библейские «огонь и сера». Ряд ученых из России и Израиля придерживаются версии об извержении вулкана, что тоже объясняет упоминание «огня и серы».
Н. Ломтев. Ангелы возвещают небесную кару Содому и Гоморре, 1845
Джон Мартин. Лот и его семья бегут из горящей Содомы
Некоторые ученые высказывают предположение о том, что в конце ІІІ тыс. до н.э. в этом районе произошла природная катастрофа, ставшая частью глобального катаклизма. Резко ухудшились климатические условия, плодородные земли высохли. Внезапное изменение климата могло быть спровоцировано выбросом огромного количества пыли в атмосферу, что опять-таки указывает на столкновение с метеоритом.
Камиль Коро. Разрушение Содома, 1857
Истребление Содома и Гоморры и спасение Лота
Падение метеорита в месте разлома земной коры могло стать причиной и землетрясения, и наводнения, и извержения вулкана, и пожара. Поэтому библейская история о двух городах, уничтоженных «небесным огнем», вероятно, имела под собой вполне реальную основу.
Разрушение Содома и Гоморры
Библия – один из самых таинственных текстов в истории человечества, расшифровать загадки которого люди пытались неоднократно: 10 знаковых чисел в библейской нумерологии
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Где находились Содом и Гоморра?» Ученые пришли к неожиданным выводам
Ученые близки к разгадке тайны, которой уже больше двух тысяч лет: где именно находились и как были уничтожены знаменитые «города грехов» — Содом и Гоморра. Американские археологи утверждают, что они располагались вовсе не там, где принято считать. Впрочем, в научном сообществе с ними согласны далеко не все. О жарком историческом споре.
— Salik.biz
Инопланетные кристаллы
Археологи исследовали остатки древней керамической посуды, найденные в местечке Телль Аль-Хаммам (Иордания) к северо-востоку от Мертвого моря, и обнаружили на них нечто странное.
Радиоуглеродный анализ показал, что каждый из кусочков керамики усеян микроскопическими кристаллами различных минералов — они словно слиплись под воздействием высоких температур. Такое могло случиться только при одном условии — был мощнейший взрыв.
Раскопки в Телль Аль-Хаммаме на месте предполагаемого расположения городов Содом и Гоморра.
Кроме того, ученые нашли развалины крепостной стены возрастом примерно 3700 лет — кирпичи от нее были разбросаны странным образом. Выяснилось, что стена была буквально сметена в считаные секунды.
«Скорее всего, находившиеся здесь поселения примерно четыре тысячи лет назад уничтожил метеорит», — заявили археологи на научной конференции в Колорадо (США).
Этим как раз объясняется повышенное содержание серы в Мертвом море и прибрежной почве. Кроме того, предложенная версия, по словам ученых, более-менее подходит под библейское описание гибели Содома и Гоморры — как в буквальном смысле «кары небесной».
Рекламное видео:
«И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и (все) произрастания земли», — говорится в Книге Бытия.
Картина Лот с дочерьми Лукаса ван Лейдена. Около 1509 года, Лувр, Париж.
Примечательно, что у метеорита есть брат-близнец. Руководитель раскопок в Телль Аль-Хаммаме Филипп Сильва отмечает, что размеры уничтожившего библейские города космического пришельца примерно совпадали со знаменитым Тунгусским метеоритом, упавшим в 1908 году: и тут и там зона эпицентра взрыва (именно по нему определяют габариты небесного тела), по оценкам специалистов, составляла 15 километров.
«Символы греха»
А что говорится о Содоме и Гоморре в Библии? В этой местности жил Лот, племянник Авраама, считающийся праотцом еврейского народа. На землю Ханаанскую они по повелению Господа пришли из города Ур в Междуречье (территория современного Ирака).
Содом и Гоморра находились в долине Сиддим, чрезвычайно плодородной: она располагалась ниже уровня моря, и сюда с окрестных гор стекали все многочисленные реки. Одной из них была река Иордан, название которой буквально переводится как «спустившийся».
Река Иордан.
В этой долине было еще три города — Сивоим, Сигор и Адма. Судя по Библии, все пять поселений состояли в военном союзе.
«Это были города-государства. Описанный в Библии период датируется примерно 2000-м годом до нашей эры», — объясняет старший преподаватель философского факультета МГУ, религиовед Илья Вевюрко.
Между «содомским пятиградием» и окрестными городами-государствами постоянно происходили стычки. В них даже участвовал Авраам — ради этого он снарядил отряд из 318 воинов.
Но однажды Лоту в Содом явились два ангела. Тот, приняв их за путников, по восточному обычаю пригласил к себе в дом.
Раскопки в Телль Аль-Хаммаме на месте предполагаемого расположения городов Содом и Гоморра.
«Сказали мужи те Лоту: „Кто у тебя есть еще здесь? Зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его…“ — после этого Лот велел мужьям своих дочерей собираться, но те в шутку восприняли его предупреждение.
«Читая Писание, можно сделать вывод, что семейство Лота выводится из города, как бы то ни было, от проявления греха. И дальше в церковной традиции Содом и Гоморра упоминаются как символ греха. Отсюда нетрудно сделать вывод, что история с разрушением этих городов является примером того, как отверженные за грех Богом влекутся к смерти», — объясняет доцент кафедры библеистики богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Константин Польсков.
Лот покинул Содом только с женой и двумя дочерьми. Ангелы повелели беглецам ни в коем случае не оборачиваться. Но жена Лота ослушалась «и стала соляным столпом».
Фреска Бегство Лота из Содома Рафаэля в дворце понтифика в Ватикане.
Согласно преданию, тот самый соляной столб, в который обратилась жена Лота, находится на юго-западе от Мертвого моря в Содомских горах. Отсюда еще в древности появилась версия, что знаменитые города находились в южной части озера.
Вот что писал об этом в I веке до нашей эры греческий историк Страбон: «Около города Моасад (крепость Масада на юго-востоке Израиля. — Прим. ред.) показывают обрывистые обожженные скалы и во многих местах расселины и подобную пеплу почву: из гладких скал каплями струится смола, и кипящие потоки издали распространяют зловоние; там и сям попадаются разрушенные жилища. Поэтому приходится верить весьма распространенным среди местных жителей преданиям, что некогда здесь было 13 городов, из которых главный — Содом — имел около 60 стадий в окружности».
В пользу этой версии говорит также то, что бежавший из Содома Лот и его дочери поселились в городе Сигор, находившемся в юго-восточной части Мертвого моря рядом с долиной Керек (современная Иордания). Однако, как повествует Библия, он боялся находиться в этом городе и переселился в ближайшие пещеры.
Пещера Лота в Иордании. РИА Новости / Антон Скрипунов.
Пещера, где жил Лот с дочерьми, расположена чуть восточнее Сигора. В первые века христианства она стала местом паломничества — в начале 1990-х годов там раскопали построенную византийцами церковь в честь библейского пророка.
«Это говорит о том, что предание указывает на точное место», — подчеркивает иорданский археолог Рустом Мджян.
Он, как и еще ряд исследователей, уверен, что Содом и Гоморра находились в южной части Мертвого моря, которое в последние годы стремительно заболачивается. Доказательством можно считать многочисленные находки на отмели.
Вид на долину Мертвого моря с горы Лота, Иордания. РИА Новости / Антон Скрипунов.
Ученые отмечают, что самое соленое в мире озеро из года в год мельчает. Это и дает возможность тщательно исследовать это место.
Попытки изучить дно Мертвого моря в надежде найти знаменитые города предпринимались неоднократно. Успешными их не назовешь. Правда, иногда кое-что попадается. В 2012 году, например, российско-иорданской группе исследователей удалось отснять дно водоема. На полученных изображениях можно разглядеть руины небольшого города.
Жена Лота на горе Содом, Израиль.
«В безжизненной долине»
Научные изыскания осложняются еще и тем, что аккурат посередине Мертвого моря проходит граница между Израилем и Иорданией. Несколько десятилетий эти государства воевали между собой. Лишь с подписанием мирного договора в 1994 году и последующим разминированием Иорданской долины ученые смогли приступить к исследованию региона. Однако в полной мере дно Мертвого моря до сих пор никто не изучил.
Команда археологов во главе с Филиппом Сильвой ищет Содом и Гоморру вовсе не на юге Мертвого моря, согласно господствующей в науке версии, а в местечке Телль Аль-Хаммам. Дело в том, что в Книге Бытия говорится, что Лот пришел в Содом через долину Киккар, где Иордан впадает в соленое озеро: «Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде чем истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская».
Вид на Иорданскую долину с горы Нево, Иордания. РИА Новости / Антон Скрипунов.
По мнению ученых, целиком увидеть Иорданскую долину и Мертвое море можно лишь с гор в окрестностях современного иорданского города Мадаба. Самая известная из них — Нево. Оттуда, согласно Библии, покинувший Египет потомок Авраама пророк Моисей впервые увидел Землю обетованную. Там же, как полагают ученые, созерцал величественный вид Ханаана пришедший из Междуречья Лот.
«О том, что Содом и Гоморра находились в северо-восточной части Мертвого моря, свидетельствует вот еще какой факт: в течение 700-800 лет (примерно 3200 лет назад. — Прим. ред.) долина Киккар была совершенно безжизненной. Скорее всего, это было связано как раз с уничтожением библейских городов», — отмечает археолог Стивен Коллинз.
По словам ученого, в пользу этой версии свидетельствуют найденные в Телль Аль-Хаммаме руины древних городов. Однако утверждать об окончательной разгадке одной из главных библейских тайн пока рано — исследования продолжаются.
Антон Скрипунов
LiveInternetLiveInternet
Существовал ли Эдемский сад на самом деле, или это просто метафора? А если существовал, то где именно он находился?
Насколько же проще было раньше, когда мы знали, что есть официальная наука, которая все знает и все может объяснить, а того, что выходит за ее рамки, просто не может быть, потому что этого не может никогда. Сейчас же, когда авторитет этой всезнайки пошатнулся, появилось такое количество различных научных и около научных версий и гипотез, часто взаимоисключающих друг друга, что мозг уже просто отказывается вмещать в себя эту противоречивую информацию.
Ответов больше, чем вопросов!
Первые люди появились не в Африке?
Наука утверждает, что человек разумный появился примерно 150 тыс. лет назад в районе центральной Африки и уже оттуда медленно, но верно начал расселяться по планете. Это один из немногих постулатов, который никогда не подвергался сомнению. Однако последние находки археологов свидетельствуют о том, что это вполне может оказаться научным заблуждением. В 2008 году во время раскопок в пещере Кесем израильские археологи нашли предметы быта древнего человека, а среди них и человеческие останки. И ничего бы не было в этом необычного, если бы ни одно «но» — их возраст 400 тыс. лет притом, что они ничем не отличаются от современного человека.
Но как современные люди могли оказаться на побережье Средиземного моря за 200 тыс. лет до официального появления человека в Африке? Окрестности Кесема, согласно Библии, то самое место, где располагался рай, а в нем и первые люди планеты Адам и Ева. Так что же получается, ветхозаветная история совсем не миф, и недавняя находка археологов тому подтверждение? Путь к библейскому саду, где жили Адам и Ева, в священных книгах описан детально. Задача ученых была расшифровать Библию и начертить реальный маршрут.
Шумерская обитель богов Дильмун и есть земной рай?
В книге Бытия говорится: и насадил Господь рай в Эдеме на востоке. Есть и другой ориентир для Эдема : его омывают четыре реки – Евфрат, Тигр, Гихон и Фесон. Можно предположить, что рай находится к востоку от Израиля, на берегу четырех великих рек. На карте Земли есть только одно место, которое точно соответствует этому описанию – Это Месопотамия.
В междуречье Тигра и Евфрата в 42 веке до н.э. действительно существовала одна из самых древних цивилизаций нашей планеты – Шумерское царство. Современники считали их земли райскими. Образ рая неразрывно связан с теплым климатом и цветущими садами, полными спелых плодов. В Месопотамии круглый год цвели сады и одно из чудес света висячие сады Семирамиды тоже родом отсюда.
Так просто поверить, что это дар Божий! На самом деле все это достигалось огромным трудом. Шумеры изобрели гончарный круг и колесо, кирпич и лунный календарь, письменность, математику, архитектуру и даже систему школьного обучения. Археологические раскопки в Месопотамии показывают, с каким трудом человек достигал новых знаний, на каждое с современной точки зрения, незначительное событие (изобретение колеса, клинописи и т.д.) уходили сотни и тысячи лет.
Шумерские племена обосновались в междуречье после всемирного потопа. Свой край они назвали Кенги – земля праведника, а сами верили, что на востоке от Месопотамии, где встает солнце, находятся райские земли, обитель богов Дильмун. В шумерских мифах точно повторяются библейские описания рая – это страна вечного блаженства, где нет болезней и старости. Возможно, к востоку от Месопотамии действительно существовал рай земной. Но куда он исчез? Есть версия, что райские земли были смыты с лица земли всемирным потопом. В результате катастрофы территория, где находился эдемский сад, опустилась на полтора десятка метров, и воды персидского залива затопили ее. Сейчас там большое озеро Хор. Поэтому библейские и шумерские легенды о земном рае в междуречье Тигра и Евфрата так похожи. Только тот ли это рай, в который стремятся вернуться люди на протяжении многих тысячелетий?
Где текут библейские реки?
Большинство ученых сходятся во мнении, что Эдемский сад находился на территории древней Месопотамии, где расположены современный Ирак, северная Сирия и южная Турция. Это убеждение основано на бесспорных археологических фактах появления первых домашних растений и животных именно там. Если принять версию, что Эдем находился в междуречье Тигра и Евфрата, то куда делись две другие реки, упоминаемые в книге Бытия – Фесон и Гихон?
Профессор археологии Юрис Зариньш предполагает, что место, где располагался Эдемский сад, погребено сейчас водами Персидского залива недалеко от Бахрейна. Неподалеку протекает река Карун и ее имя очень созвучно названию библейской реки Гихон.
В православной церкви существует две версии соответствия этих рек современным. По одной версии это реки Ганг и Нил, а по другой – Ганг и Инд. Следует учитывать, что на заре существования наша планета выглядела совершенно по-другому. Единый материк Пангею омывали воды древнего океана, затем он раскололся на континенты, которые теперь дрейфуют. Факты, подтверждающие движение континентов были обнаружены еще в пятидесятых годах прошлого века. Так вот, на основе карты дрейфа материков и топографического анализа исследователи пришли к выводу, что глубоко в древности реки Тигр, Евфрат, Ганг и Нил имели слияние, как и описывается в Библии, а Нил и Инд были одной рекой. С разрывом единого материка произошел и разрыв библейских рек.
Вот еще интересный факт. На высоте 720 км над землей геосинхронные спутники сделали удивительную находку: на территории междуречья Тигра и Евфрата в древние времена было не две реки, а все четыре, как и указано в Библии.
Но существуют и другие гипотезы, некоторые полагают, что две другие реки нужно искать в Африке или даже Китае.
Эдем — географическое место или эпоха?
Исходя из теории Пангеи, поиск рая и колыбели жизни на земле получил совершенно другое направление. Ученые выдвинули сенсационную гипотезу: Эдем – это вообще не географическая точка, а эпоха, в течение которой вся планета была цветущим райским садом. Тогда на планете был совершенно иной климат, который создавался пароводяным куполом, окружавшим землю. В тот период, который относится к Сатья-Юге — палеогеновый период, особенно его ранняя часть (палеоцен и эоцен — от 65 до 35 млн лет тому назад) — севера и юга как такового не было. Вся земля представляла собой оазис, это доказано геологическими данными.
Такие климатические условие специалисты объясняют тем, что у Земли помимо атмосферы была еще и вторая водно-паровая оболочка. Планета была покрыта защитным куполом, внутри которого отсутствовала атмосферная циркуляция, не было ни ветра, ни погодных катаклизмов. Наличие водно-паровой оболочки объясняет и другой феномен райской жизни – бессмертие. Защитный купол отражал ультрафиолетовые лучи, которые являются главным и чуть ли не единственным источником старения организма. Именно по этой причине, по мнению ученых, люди, жившие в раю, то есть в ту эпоху, могли быть практически бессмертны. Ибо водно-паровая оболочка создавала условия для высокого содержания кислорода в атмосфере, а значит и условия для совершенно другого биологического существования.
Однако постепенно паровой купол разрушался, в результате естественным путем уменьшился не только рост людей, но и продолжительность жизни. Вначале она упала до тысячи лет, об этом, как известно, пишет Библия. Затем, когда над головой появилось голубое небо, продолжительность жизни сократилась до нынешних ста лет.
Северный полюс – потерянный рай человечества?
Эта карта появилась в середине 16 века, на ней северный полюс и арктический материк – четыре острова, разделенные проливами. Они точно соответствуют библейским описаниям Эдема.
Автор – знаменитый картограф Герхард Меркатор, человек, посвятивший жизнь поиску райских земель. Этот картографический атлас был издан в Германии еще в 1595 году, невероятная точность сделала его бестселлером. Правда в атласе была одна странность — на Северном и Южном полюсах автор почему-то нарисовал материки, о которых на тот момент никто не знал. Современники сочли это причудой старого картографа и забыли об этой маленькой неточности.
Однако время показало, что Меркатор был прав — спустя 400 лет земли на Северном полюсе были найдены. В 1948 году советские ученые обнаружили на дне Ледовитого океана горную гряду, простирающуюся почти на 2 000 км. Они назвали ее хребет Ломоносова. Хребет Ломоносова был детально изучен учеными, оказалось, что на дне океана находится затопленная земля. Горные склоны изрезаны каньонами со следами ветровой эрозии. На дне под слоем ила галька, валуны, гравий, песок – породы, над которыми потрудился морской прибой. Ученые уже не сомневаются, на Северном полюсе был материк, который ушел под воду несколько тысячелетий назад.
Откуда Герхард Меркатор, кабинетный ученый, никогда не покидавший пределов своего городка, узнал о существовании в Арктике неизвестной земли? Говорят, что при составлении атласа он использовал Библию и древние карты, которые привозили ему мореплаватели из разных стран. Меркатор был уверен, что на Северном полюсе он нашел потерянный человечеством рай, древнюю прародину, где появились первые люди.
Но могла ли земля за полярным кругом быть раем? Полгода ее окутывает тьма и лишь на горизонте то и дело появляются отблески северного сияния. По мнению некоторых исследователей, местом рождения человечества может быть только приполярная область, так как много лет назад на нашей планете условия, пригодные для жизни сложились в первую очередь именно на полюсах, там, где сегодня вечные льды и вечная мерзлота. Возможно, поэтому перелетные птицы каждый год мигрируют именно на север, их зовет на эту мертвую землю генетическая память о теплой прародине. Ученые утверждают, что в межледниковый период именно там был идеальный климат, который можно сравнить с современными африканскими субтропиками, и тому есть реальные научные подтверждения.
Существуют и другие гипотезы местоположения Эдемского сада, некоторые исследователи даже помещают его внутрь полой Земли. Однако полагаю, загадка потерянного рая так и останется для нас загадкой еще долгое-долгое время.
Где находился тот Эдемский сад, в котором жили первые люди? О географическом положении рая, библейской археологии, достоверности находок и гипотез, а также о пути к утерянному раю – протоиерей Александр Немчинов, руководитель курсов катехизации Днепропетровской епархии, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы.
Лукас Кранах Старший — Рай
О земном местонахождении рая из Священного Писания достоверно известно лишь то, что «насадил Господь Бог рай в Едеме на Востоке» (Быт. 2:8). Сказано также о реке для орошения рая, которая разделялась на четыре реки: Фисон, обтекающую землю Хавила, богатую золотом, бдолахом и ониксом, Гихон, обтекающую землю Куш, Хиддекель (Тигр), протекающую перед Ассирией, и Евфрат. И если география Тигра и Евфрата нам хорошо известна, то реки Фисон и Гехон по сей день являются предметом дискуссий. Неизвестными, несмотря на многочисленные версии, остаются также и земля Хавила, и «бдолах».
Вопрос о географии рая, как и все неизвестное, вызывает интерес и у церковных, и у светских исследователей. Святоотеческое учение рассматривает не столько географическое положение рая, сколько духовное состояние райского блаженства, утраченное после грехопадения: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17:21).
Однако, возможно, что для многих людей с устойчивым атеистическим мировоззрением библейская археология и, в частности, «райская география» послужат своеобразным началом осязаемости библейской истории, помогут понять, что Библия – это не «мифологический сборник», а Книга, в которой соединяется видимая, понятная всем реальность и Реальность Высшая, запредельная. Таким образом, историческая достоверность Библии для кого-то может стать началом Богопознания.
В полной гармонии творения и Творца
Эдемский сад. Ватиканский кодекс. XII век
Все мироздание содержит в себе многочисленные свидетельства Божественности своего происхождения. Важнейшим из них является трехсоставность (трихотомичность), отражающая Троичность Лиц Божества. Эта трехсоставность проявляется во всей Вселенной, во всей живой и неживой природе, в антропологии и, конечно же, в трихотомичности порядка, установленного Богом на земле.
В лаконичном и содержательном повествовании книги Бытие сказано, что «насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал» (Быт. 2:8). Впоследствии слова «Едем» и «рай» стали почти тождественны. Но в первичном, библейском, значении Едем – это название местности, а рай – дивный Божественный сад на востоке Едема, в котором Господь поместил первых людей. В этом райском саду наши прародители общались с Богом непосредственно и пребывали в полной гармонии творения и Творца – в райском блаженстве.
Существует устойчивая богословская точка зрения, согласно которой в таком мироустройстве также узнается трехсоставность: рай, Едем и весь остальной мир. Позже, спустя почти три тысячелетия, в устройстве Иерусалимского Храма рай стал прообразом Святая Святых, Едем – святилища, а мир за пределами Едема – двора. Эта же трехсоставность сохраняется и в устройстве нашего Новозаветного православного храма: рай – алтарь, Едем – трапеза (центральная часть храма, где и собираются молящиеся) и притвор, символизирующий внешний мир.
«Рай существует, но уже не на земле»
Лука Джордано. Изгнание из Рая
Райское блаженство прародителей длилось недолго. После грехопадения Господь изгнал их из Едема «и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:24) Изгнание из рая было началом тотального изменения во всей природе. Земля стала проклята и начала растить «терние и волчцы» (Быт. 3:17–18). Можно сказать, что рай как место соединения мира видимого и невидимого, как место особого пребывания Божия, общения Господа с человеком с этого момента прекратил свое земное существование.
Таким образом, слово «рай» для православных христиан имеет два значения: метафизическое – как место блаженного пребывания праведников в Царстве Небесном и географическое, которого после изгнания Адама и Евы уже не существует. Вот и получается, что рай существует, но уже не на земле. И сколько бы ни искал человек место бывшего географического положения рая, сколько бы ни был увлечен научным интересом, а то и простым любопытством, этот вопрос навсегда останется тайной. И если мы окажемся на месте бывшего Едема и даже рая, то никак его не сможем узнать – он ничем не отличается от окружающей территории.
Также нужно учитывать, что рай существовал на земле до Всемирного потопа. После потопа земной ландшафт существенно изменился.
За рамками компетенции науки
И все же вопрос о географическом местоположении Едема неизбежно будет вызывать научный интерес. Археология как наука окончательно ответить на этот вопрос никогда не сможет, это за рамками ее компетенции. Потому что Библия, единственный достоверный источник в данном вопросе, для науки не является стопроцентным документом. Ведь Священное Писание – это не учебник древнейшей истории или географии. Это Книга о промыслительных деяниях Божиих в судьбах человечества, о падении и восстании человека на пути поиска Господа, о спасении падшего человечества. А для науки это сборник религиозно-мифологических текстов.
Хотя ученый мир и признает, что любая мифология, «в частности и христианская», строится на определенных исторических началах, но тем не менее наука должна предоставить факты, достаточно обоснованные, доказанные, проверенные путем опыта и эксперимента. Конечно, есть ученые, которым только дай волю, они и саму Божественную природу попытаются подвергнуть эксперименту. Для них не убеждение, что самый первый подобный эксперимент – Вавилонскую башню – не дал довести до конца Сам Господь. И, слава Богу, любой подобный эксперимент неизбежно обречен на провал. «Не искушайте Господа, Бога вашего» (Втор. 6:16).
В переводе с иврита Едем (Ган эдэн) – «сад наслаждений». Согласно другой версии – «блаженство». Конечно, это слово можно истолковывать по-разному. Но смысл в том, что оно означает блаженное состояние духа – особое присутствие Божие, синергию, взаимодействие Божественной и человеческой природы. Поэтому слова рай, Едем в любом значении: библейском, литургическом, рай на земле, или Царство Божие, или же блаженное, райское состояние духа праведников уже в этой, земной жизни, находятся за рамками компетенции науки. Для нас, христиан, как и для иудеев, важно не географическое положение Едема, а то, что рай – это место особого пребывания Божьей благодати. Поэтому о географическом местонахождении рая имеет смысл думать разве что ради интереса к общему миропознанию.
«Тщетно думать о том, что было при сотворении мира»
Томас Коул. Эдемский сад
Итак, рай на земле – это тема библейской археологии, которая так и не может ответить на самый главный вопрос: где он был? В книге Бытие, как отмечалось выше, говорится о четырех реках, на которые разделялась река, выходившая из Эдема. Две из них – Тигр и Евфрат. А вот о реках Фисон и Гихон версии существуют разные. Например, Гихон. Это может быть поток Кедрон, который берет начало из источника Гион в Иерусалиме, известного как Источник Девы Марии. Есть также гипотеза, что Гихон это Нил. Существует предположение, что Фисон и Гихон – реки Арагва и Кура на Кавказе. Есть даже догадки, что Фисон – это река Аракс.
Впрочем, существует и более смелая географическая версия, якобы Фисон и Гихон – это… Инд и Ганг! Получается очень широкое местоположение – от Месопотамии до Кавказа и даже Индостана.
Правда, есть и более правдоподобная гипотеза, согласно которой речь идет не о четырех, а о двух реках с их притоками. Тем более что в древности на востоке началом считался не исток, а дельта реки. Тигр и Евфрат, сливаясь, образуют одну реку – Шатт-эль-Араб. И действительно одна река вверх по течению разделяется на четыре… Но даже в послепотопные времена Тигр и Евфрат, не сливаясь, впадали непосредственно в Персидский залив. Слияние образовалось позже, в результате отступления вод Персидского залива.
Кто знает, что более достоверно? Для Бога нет ничего невозможного. Земной ландшафт постоянно меняется, и русла рек смещаются. Например, если путешествовать по левому берегу Днепра, то по всему протяжению мы увидим множество мелких водоемов, стариц, озер, и все это – бывшее русло Днепра.
А в Бытии-то ведь речь идет о допотопной (в прямом смысле) географии. А уж после потопа и сами реки могли исчезнуть – это же был вселенский катаклизм. Мало того, после потопа мог измениться и земной ландшафт. Земная кора только кажется чем-то стабильным. На самом деле она не статична, а постоянно движется. Если сравнить современный вид площадей старинных городов с их изображениями на полотнах художников XVII–XVIII вв., то нетрудно заметить, как сильно они изменились, даже закованные в брусчатку и плиты.
Поэтому вероятность «географического попадания в рай» достаточно низкая. И тщетно думать о том, что было при сотворении мира и что сохранилось до наших дней. Сказать можно лишь одно: скорее всего, Едем был где-то в Месопотамии.
Сомнительная достоверность
Смысл библейской археологии в том, чтобы найти достоверные подтверждения сказанному в Священном Писании или истории Церкви. Возможно, что-то уточнить, исключить ложную версию. Безусловно, это важно: церковная научная деятельность должна идти на уровне с современной светской наукой. Но даже самые грандиозные церковно-археологические открытия не могут сами по себе ни прибавить, ни убавить веры. Мы веруем не потому, что находим аргументированные доказательства. Примерно то же самое можно сказать и о чудесах. Если человек не способен верить, то даже такие чудеса, как воскрешение мертвых или прозрение слепорожденных, никогда не заставят человека уверовать в Бога. И напротив, ни опровергнутая достоверность библейской археологической находки, ни «чудо», оказавшееся простым фокусом какого-нибудь проходимца (увы, бывает и такое), не могут поколебать веру православного христианина.
Ни для кого не секрет, что достоверность многих церковно-археологических реликвий или мест, связанных со священными событиями, мягко говоря, весьма условна. Например, в Иерихоне как минимум три дерева «претендуют» на то, что именно на него влез мытарь Закхей. Как минимум два места представляют местом Вознесения Господня.
В древности жители Ефеса категорически отказывались признавать Иерусалим местом Успения Пресвятой Богородицы – они были твердо убеждены, что этим местом мог быть только Ефес. Да и такие известные святыни, как Хитон Христов в Трире или даже Туринская Плащаница, тоже не имеют бесспорных доказательств. Или, например, место Преображения Господня. В Евангелии сказано лишь то, что Господь взошел на гору высокую. Но не конкретизируется, на какую именно. До IV века в Церкви преобладало мнение, что это была гора Елеон. Но после того как св. Елена построила монастырь на Фаворе, утвердилось мнение, что Преображение Господне было именно там. Хотя многие исследователи оспаривают возможность этого. Ученые сходятся на том, что это был один из отрогов горы Ермон.
Так это или нет – для нас сегодня не важно. По крайней мере, точного места Преображения сегодня знать никто не может. Ведь Фавор – это не отдельно стоящая сопка, а горная гряда. Но есть экскурсоводы, готовые показать доверчивым паломникам якобы «это самое место». А паломники потом возвращаются домой «с полными карманами счастья»: «А я сподобился побывать на месте Преображения Господня!».
«Каждый христианин должен быть немного «атеистом»»
Такая радость на каком-то уровне духовного развития может быть помощником в вере. Но вера должна укрепляться наряду с укреплением добродетели трезвения. Как это ни парадоксально, но впервые в истории атеистами стали называть именно христиан. Это прозвище древним христианам дали римские язычники, поскольку христиане отрицали веру в теосов – языческих божков. И это, пожалуй, симптоматично.
У христиан должно быть развито здоровое критическое мышление. В противном случае вера легко превращается в наивно-глуповатую легковерность, о которой строго предупреждает св. апостол Павел: «Негодных же и бабьих басней отвращайся…» (1 Тим. 4:7). Некоторую осторожность и даже недоверчивость Господь, пожалуй, нам простит легче, чем легковерность и падкость на сенсации.
Если человек ищет чудеса, это не говорит о том, что он ищет Бога. Это как раз то, о чем Господь предупреждает в очень жесткой форме: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему» (Мф. 12:39). Когда человек замкнут на поиске чуда и, в частности, тех артефактов, которые должны каким-то образом подтвердить истинность его убеждений, то он легко может прийти в состояние, которое в православии называется «прелесть». И такие люди есть в каждом храме и в каждой паломнической группе.
«Критическое восприятие – милость Божья»
Ян Брейгель. Эдемский сад
Многие археологические находки не очень достоверны. В частности, это касается могилы Адама. Среди православных многие убеждены, что это Голгофа, о чем существует некое предание. Возможно, его придумали и греки, у которых с древнейших времен и по сей день сохранилась очень сильная склонность к мифотворчеству.
Паломникам, особенно паломницам, такие предания очень нравятся. Но относиться к ним нужно критически: интересоваться подтверждениями в Священном Писании, и если ссылаются на святых отцов, то конкретизировать, на каких именно. Иногда вырванные из контекста цитаты Священного Писания и святоотеческой литературы могут истолковываться несколько тенденциозно.
Бывает, мы что-то услышим, и это вызывает неприятие даже не на уровне сознания, а на уровне внутреннего мировосприятия – можно сказать, совести. Вот тогда это попахивает теми самыми «негодными бабьими баснями». Поэтому нужно быть очень осторожным и несколько раз переспросить, откуда эта информация и такие выводы. Может, имеет смысл еще раз перечитать, чтобы понять?!
Известно, что самое неправильное понимание Священного Писания – буквальное. Сказано: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя», но это не значит, что надо выкалывать глаза.
Библия – книга, написанная Духом Святым, и понять ее можно только в Духе. Ну а поскольку Священное Писание имеет Божественное происхождение, то оно имеет и Божественные свойства. А для людей, которые не ищут Бога и тем более пытаются найти подтверждение, что Его нет, Священное Писание «закрыто» – они его не поймут. Его духовный смысл для них непонятен.
Выдающийся немецкий ученый и публицист XVIII века Георг Кристоф Лихтенберг сказал: «Книга – это зеркало, и если в него смотрится обезьяна, то из него не может выглянуть лик апостола». В данном случае такой человек не способен в Священном Писании найти ничего, что там сказано на самом деле.
Точно так же и с поиском рая. Если этим занимается светская наука археология, она не найдет ничего. Даже когда библейская археология сможет найти могилу Адама и стопроцентно ответить на вопрос, где именно находился рай на земле, я к этому отнесусь абсолютно спокойно.
«Любовь евангельская – это уже рай»
Мы ищем, прежде всего, Божией правды, Царство Божие – «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:20–21). Служение Богу в человеках – и есть путь к утерянному раю. Это поможет увидеть, что каждый человек – искорка Божественности, которая пробуждает уже не земную, а христианскую любовь. А христианская любовь имеет райскую систему отношений. Вот именно любовь в евангельском понимании – это уже рай. Там, где есть любовь, там есть Царство Божие на земле. Вот там и существует рай вне зависимости от географического положения – от Арктики и до Антарктиды.
Беседовала Марина Богданова
Богоявленский кафедральный собор в Елохове
Человек был сотворен Богом как бессмертное существо. Бог поселил его в земном раю – прекрасном саду. Жизнь там была радостной и блаженной. И высшее блаженство человека состояло в том, что Бог постоянно был вблизи него и человек мог непосредственно с Ним общаться.
Но был ли на Земле рай? А если был, то где?
Никогда больше нога человеческая не ступит на землю рая. Херувим с огненным мечом в руке поставлен охранять его, чтобы не вошел туда ни один смертный. И напрасно мусульмане говорят, что рай находился к югу от Багдада, в излучине между Тигром и Евфратом. И что Адам встретился с Евой после их изгнания вблизи Мекки: все это беспочвенные выдумки.
Вот что говорит Библия о месте рая:
– И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото. Имя второй реки Гихон (Геон): она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает перед Ассирией. Четвертая река Евфрат (Быт. 2 8.10-14).
Рай, видимо, нужно искать в том месте, где вместе сходились четыре реки: Тигр, Евфрат, Гихон (или Геон) и Фисон (Каршен или Карках).
Географически ясно, что место это – крайний восток перед Персидским заливом. Ныне это ничто иное, как территория озера Хор или Хаммер (Эль-Хаммер).
Археологи восстановили топографию этого района в эпоху адамитов. Вся территория была затоплена морским заливом, который потом постепенно отступал. И уже в I веке до Р.Х. воды ушли до современных очертаний Персидского залива, оставив озеро Хор и многочисленные болота.
Полагают, что после изгнания Адама из рая его территория немного опустилась, и воды Персидского залива заполнили низменность. По современным геологическим данным, под этой территорией находятся колоссальные нефтяные озера со сжатым газом.
Рай, Едем был залит водой и стал навеки недоступен. Разыскать теперь его невозможно: он находится на дне непрозрачного озера Хаммер, вода в котором белая, как молоко, от растворенного там известняка.
У иранских народов хранится предание, что место рая теперь находится под водой.
Мы можем представить себе жизнь Адама, изгнанного из рая. Он поселился на берегу моря и всегда мог смотреть на восток, где под лазурными водами лежал прекрасный, навсегда потерянный рай.
Адам глубоко верил, что придет время, когда его потомок «сотрет главу змия» и возвратит рай человечеству. Адам верил, что Бог простит ему его грех.
Из книги «Тайна Православия». Продолжение следует.
Американский ученый-этолог Джон Кэлхун провел ряд удивительных экспериментов в 60–70-х годах двадцатого века. Свой самый известный эксперимент, заставивший задуматься о будущем целое поколение, он провел в 1972 году совместно с Национальным институтом психического здоровья (NIMH). Учёный сделал попытку построить рай на земле на примере грызунов.
Кэлхун построил настоящий рай для мышей в условиях лаборатории. Был создан вольер размерами два на два метра и высотой полтора метра, откуда подопытные не могли выбраться. Внутри вольера поддерживалась постоянная комфортная для мышей температура (+20 °C), присутствовала в изобилии еда и вода, созданы многочисленные гнезда для самок. Каждую неделю вольер очищался и поддерживался в постоянной чистоте, были предприняты все необходимые меры безопасности: исключалось появление в баке хищников или возникновение массовых инфекций. Подопытные мыши были под постоянным контролем ветеринаров, состояние их здоровья постоянно отслеживалось. Система обеспечения кормом и водой была настолько продумана, что 9500 мышей могли бы одновременно питаться, не испытывая никакого дискомфорта, и 6144 мышей потреблять воду, также не испытывая никаких проблем. Пространства для мышей было более чем достаточно, первые проблемы отсутствия укрытия могли возникнуть только при достижении численности популяции свыше 3840 особей. Однако такого количества мышей никогда в вольере не было, максимальная численность популяции отмечена на уровне 2200 мышей.
Эксперимент стартовал с момента помещения внутрь вольера четырех пар здоровых мышей, которым потребовалось совсем немного времени, чтобы освоиться, осознать, в какую мышиную сказку они попали, и начать ускоренно размножаться. Период освоения Кэлхун назвал фазой А, однако с момента рождения первых детенышей началась вторая стадия B. Это стадия экспоненциального роста численности популяции в вольере в идеальных условиях, число мышей удваивалось каждые 55 дней. Начиная с 315 дня проведения эксперимента темп роста популяции значительно замедлился, теперь численность удваивалась каждые 145 дней, что ознаменовало собой вступление в третью фазу C. В этот момент в вольере проживало около 600 мышей, сформировалась определенная иерархия и некая социальная жизнь. Стало физически меньше места, чем было ранее.
Появилась категория «отверженных», которых изгоняли в центр вольера, они часто становились жертвами агрессии. Отличить группу «отверженных» можно было по искусанным хвостам, выдранной шерсти и следам крови на теле. Отверженные состояли, прежде всего, из молодых особей, не нашедших для себя социальной роли в мышиной иерархии. Проблема отсутствия подходящих социальных ролей была вызвана тем, что в идеальных условиях вольера мыши жили долго, стареющие мыши не освобождали места для молодых грызунов. Поэтому часто агрессия была направлена на новые поколения особей, рождавшихся в вольере. После изгнания самцы ломались психологически, меньше проявляли агрессию, не желали защищать своих беременных самок и исполнять любые социальные роли. Хотя периодически они нападали либо на других особей из общества «отверженных», либо на любых других мышей. Самки, готовящиеся к рождению, становились все более нервными, так как в результате роста пассивности среди самцов они становились менее защищенными от случайных атак. В итоге самки стали проявлять агрессию, часто драться, защищая потомство. Однако агрессия парадоксальным образом не была направлена только на окружающих, не меньшая агрессивность проявлялась по отношению к своим детям. Часто самки убивали своих детенышей и перебирались в верхние гнезда, становились агрессивными отшельниками и отказывались от размножения. В результате рождаемость значительно упала, а смертность молодняка достигла значительных уровней.
Вскоре началась последняя стадия существования мышиного рая — фаза D или фаза смерти, как ее назвал Джон Кэлхун. Символом этой стадии стало появление новой категории мышей, получившей название «красивые». К ним относили самцов, демонстрирующих нехарактерное для вида поведение, отказывающихся драться и бороться за самок и территорию, не проявляющих никакого желания спариваться, склонных к пассивному стилю жизни. «Красивые» только ели, пили, спали и очищали свою шкурку, избегая конфликтов и выполнения любых социальных функций. Подобное имя они получили потому, что в отличие от большинства прочих обитателей вольера на их теле не было следов жестоких битв, шрамов и выдранной шерсти, их нарциссизм и самолюбование стали легендарными. Также исследователя поразило отсутствие желания у «красивых» спариваться и размножаться, среди последней волны рождений в вольере «красивые» и самки-одиночки, отказывающиеся размножаться и убегающие в верхние гнезда вольера, стали большинством. Средний возраст мыши в последней стадии существования мышиного рая составил 776 дней, что на 200 дней превышает верхнюю границу репродуктивного возраста. Смертность молодняка составила 100%, количество беременностей было незначительным, а вскоре составило 0. Вымирающие мыши практиковали гомосексуализм, девиантное и необъяснимо агрессивное поведение в условиях избытка жизненно необходимых ресурсов. Процветал каннибализм при одновременном изобилии пищи, самки отказывались воспитывать детенышей и убивали их. Мыши стремительно вымирали, на 1780 день после начала эксперимента умер последний обитатель «мышиного рая».
Предвидя подобную катастрофу, Д. Кэлхун при помощи коллеги доктора Х. Марден провел ряд экспериментов на третьей стадии фазы смерти. Из вольера были изъяты несколько маленьких групп мышей и переселены в столь же идеальные условия, но еще и в условиях минимальной населенности и неограниченного свободного пространства. Никакой скученности и внутривидовой агрессии. По сути, «красивым» и самкам-одиночкам были воссозданы условия, при которых первые 4 пары мышей в вольере экспоненциально размножались и создавали социальную структуру. Но к удивлению ученых, «красивые» и самки-одиночки свое поведение не поменяли, отказались спариваться, размножаться и выполнять социальные функции, связанные с репродукцией. В итоге не было новых беременностей и мыши умерли от старости. Подобные одинаковые результаты были отмечены во всех переселенных группах. В итоге все подопытные мыши умерли, находясь в идеальных условиях.
Джон Кэлхун создал по результатам эксперимента теорию двух смертей. «Первая смерть» — это смерть духа. Когда новорожденным особям не стало находиться места в социальной иерархии «мышиного рая», то наметился недостаток социальных ролей в идеальных условиях с неограниченными ресурсами, возникло открытое противостояние взрослых и молодых грызунов, увеличился уровень немотивированной агрессии. Растущая численность популяции, увеличение скученности, повышение уровня физического контакта, всё это, по мнению Кэлхуна, привело к появлению особей, способных только к простейшему поведению. В условиях идеального мира, в безопасности, при изобилии еды и воды, отсутствии хищников, большинство особей только ели, пили, спали, ухаживали за собой. Мышь — простое животное, для него самые сложные поведенческие модели — это процесс ухаживания за самкой, размножение и забота о потомстве, защита территории и детенышей, участие в иерархических социальных группах. От всего вышеперечисленного сломленные психологически мыши отказались. Кэлхун называет подобный отказ от сложных поведенческих паттернов «первой смертью» или «смертью духа». После наступления первой смерти физическая смерть («вторая смерть» по терминологии Кэлхуна) неминуема и является вопросом недолгого времени. В результате «первой смерти» значительной части популяции вся колония обречена на вымирание даже в условиях «рая».
Однажды Кэлхуна спросили о причинах появления группы грызунов «красивые». Кэлхун провел прямую аналогию с человеком, пояснив, что ключевая черта человека, его естественная судьба — это жить в условиях давления, напряжения и стресса. Мыши, отказавшиеся от борьбы, выбравшие невыносимую легкость бытия, превратились в аутичных «красавцев», способных лишь на самые примитивные функции, поглощения еды и сна. От всего сложного и требующего напряжения «красавцы» отказались и, в принципе, стали не способны на подобное сильное и сложное поведение. Кэлхун проводит параллели со многими современными людьми, способными только к самым рутинным, повседневным действиям для поддержания физиологической жизни, но с уже умершим духом. Что выражается в потере креативности, способности преодолевать и, самое главное, находиться под давлением. Отказ от принятия многочисленных вызовов, бегство от напряжения, от жизни полной борьбы и преодоления — это «первая смерть» по терминологии Джона Кэлхуна или смерть духа, за которой неизбежно приходит вторая смерть, в этот раз тела.
Таким вот образом, на примере мышиного социума, ученому удалось отследить поведения «общества» в условиях сытой беспроблемной жизни.
Возможно, у вас остался вопрос, почему эксперимент Д. Кэлхуна назывался «Вселенная-25»? Это была двадцать пятая попытка ученого создать рай для мышей, и все предыдущие закончились смертью всех подопытных грызунов…
Это заготовка статьи, нуждающаяся в доработке. Вы можете помочь Assassin’s Creed Wiki, исправив и дополнив её.
Среди Частиц Эдема наиболее выделяются Яблоки Эдема, позволяющие контролировать действия, эмоции и поведение человека. Люди специально были созданы членами Первой цивилизации таким образом, чтобы ими можно было управлять этим артефактом. Яблоки использовались по всему миру на протяжении всей истории человечества, а их владельцы не раз изменяли мир.
Как ни странно. Яблоки, в конце концов, стали оружием против своих создателей. Адам и Ева — первые известные восставшие против своих хозяев, заполучили одно из Яблок и подняли людей на восстание. Эти артефакты часто были причиной многих событий в истории. Так, например, одно из них стало катализатором Троянской войны в XII веке до н.э.
Сила Яблок впервые была обнаружена Орденом Тамплиеров, основанном в 1129 году. Орден понял, что путь к контролю над всем миром может быть открыт благодаря этим артефактам. Они начали за ними охоту, которая длится и по сей день. В 1191 году работающий на тамплиеров Ассасин Аль-Муалим использовал силу Яблока для полного контроля Масиафа. Его смерть от руки Альтаира ибн Ла-Ахада стала началом борьбы за эти артефакты между ассасинами и тамплиерами.
Яблоки также использовались как и архивы. Ассасины и Тамплиеры изучали их обособленно друг от друга, но Тамплиеры использовали более грубые методы их заполучения. Исследования Яблок и других подобных артефактов приводили ко многим важным научным открытиям. В частности, Яблоки могут содержать в себе карту местоположения других Частиц Эдема. Подобные карты были найдены при помощи Анимуса в 2012 году, что привело к еще более жесткой борьбе за эти артефакты между Ассасинами и Тамплиерами.
Тамплиеры первыми начали поиски этих артефактов и к XXI веку нашли как минимум 5 из них. Но один из них был уничтожен в Международном аэропорту в Денвере, который по плану должен был быть отправной точкой спутника «Глаз Абстерго» 21 декабря 2012 года. После этого события поиски Яблок стали более усиленными.
|