Содержание
Православные отмечают День Святого Духа (Духов День)
Троица и Духов день рассматриваются Православной Церковью как единый праздник Пятидесятницы — сошествия Духа Святого на апостолов, которое произошло на 50-й день после Воскресения Христова.
После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.
Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили.
Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: «исполнишася вси Духа Свята». – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – ни заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.
Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.
В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.
Русская православная церковь празднует Духов день
Русская православная церковь празднует Духов день
Архив NEWSru.com
На второй день после Пятидесятницы Православная церковь отмечает день Святого Духа — третьего лица Святой Троицы. Этот праздник в народе также называют «Духов день». Согласно христианскому вероучению, Святой Дух является созидательной силой, дающей жизнь всему мирозданию, сообщает «Интерфакс».
По древней христианской традиции понедельник, следующий за днем Святой Троицы, является особым церковным праздником в честь третьего Лица Троицы — Святого Духа. Согласно православному учению именно сошествие Святого Духа на апостолов явило попечение всех Лиц Триединого Бога о мире: Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, а Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви.
В евангельской традиции сошествие Святого Духа описывается как пламя, сполохи которого окружили каждого из апостолов, после чего они обрели «дар языков» — стали говорить на разных, не известных им ранее языках и таким образом получили возможность проповедовать веру Христову в разных уголках мира.
Догмат (непререкаемое учение) о том, что единый Бог имеет три Лица — Отца, Сына и Святого Духа — один из важнейших в православии. Чтобы объяснить это сложное учение, древние святые использовали такой образ: мы видим солнце, от которого исходит свет и тепло, но на небе не три солнца, а одно. Так и единый Бог проявляет Себя в трех Лицах.
Присутствие Святого Духа в Православной церкви рассматривается как показатель истинности вероучения и достойной жизни человека по заповедям Божиим. Все церковные таинства и обряды совершаются по благодати (благому дару) Святого Духа. Так, например, считается, что служение священника — это особый дар Духа, и во время богослужения через человека действует Сам Бог.
Святой Дух также называется утешителем, поддерживающим человека в наиболее тяжелые моменты жизни и не позволяющим потерять последнюю надежду. При условии, что сам человек готов обратиться к Богу и принять эту помощь.
По случаю Духова дня Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Успенском соборе Кремля.
Накануне в России отпраздновали День Святой Троицы
Богослужение в главном духовном центре России — Троице-сергиевой лавре совершил Патриарх Алексий II. Он напомнил, что праздник установлен в честь величайшего события — сошествия Святого Духа на апостолов, которое произошло на 50-й день после Пасхи. «Дарованная апостолам благодать Святого Духа, по слову Патриарха, передается из поколения в поколение в Церкви Христовой». «Строя свою жизнь на основах православной христианской веры, каждый из нас имеет возможность стяжать благодать Святого Духа», — подчеркнул Алексий II, передает ИТАР-ТАСС.
День Святой Троицы.
Празднование и народные традиции
ТАСС-ДОСЬЕ. 16 июня 2019 года православные верующие в России отмечают День Святой Троицы (или Пятидесятницу) — один из 12 важнейших церковных праздников (двунадесятых). Суббота накануне праздника носит название Вселенской, Троицкой или родительской (день поминовения всех усопших).
Троица относится к числу так называемых переходящих праздников, поскольку ее дата зависит от празднования Пасхи. Православные церкви отмечают Святую Троицу на 50-й день после Воскресения Христова и на десятый после Вознесения Господня. Праздник всегда приходится на воскресенье. Западно-христианские церкви на 50-й день после Пасхи празднуют Сошествие Святого Духа (Пятидесятницу), а Святую Троицу отмечают спустя семь дней.
Учение о триединстве
Праздник посвящен схождению Святого Духа на учеников Христа. Это событие описано в Новом Завете, в Деяниях святых апостолов. Связано оно с одним из основных положений христианской веры — учением о Святой Троице. Согласно ему, Бог един и неделим, однако существует в трех ипостасях: Отца — начала всего, творца мира и человека, Сына — логоса, Бога-Слова, Святого Духа — божественной энергии.
Пятидесятница
Сошествие Святого Духа, согласно Евангелию, произошло в день Пятидесятницы — один из основных иудейских праздников. В соответствии с библейским преданием, на 50-й день после Исхода израильтян из Египта ветхозаветный пророк Моисей получил от Бога на горе Синай десять заповедей, легших в основу Пятикнижия или письменной Торы. Это событие стало началом возникновения церкви Ветхого Завета.
Пятидесятница у иудеев совпадала также с окончанием жатвы, многие паломники старались в этот день прибыть в Иерусалим, чтобы встретить там праздник.
Евангельские события
Согласно Евангелию, на Пятидесятницу апостолы находились в Иерусалиме, как им велел Христос перед своим Вознесением. Вместе с Девой Марией и верующими они собрались в одном из верхних помещений дома на холме Сион (Сионская горница). Именно там, по преданию, прошла последняя пасхальная трапеза Иисуса Христа с учениками, известная как Тайная Вечеря. Внезапно раздался шум, словно от сильного ветра, и над апостолами появились языки пламени — яркие, но не обжигающие (их часто сравнивают с Божественным огнем). Огонь опустился на головы учеников Христа, и они «исполнились Духа Святаго». Апостолы получили дар, обещанный им ранее: способность говорить на языках, которых не знали прежде, чтобы проповедовать учение Божие по всему миру. Согласно православным канонам, в этом явлении Святого Духа, который исходил от Бога Отца по обещанию Бога Сына, раскрывается единство Святой Троицы.
В христианской истории событие, произошедшее в день Пятидесятницы, символизирует обретение апостолами их предназначения — быть миссионерами и создателями новой церкви. Так, после первой же проповеди апостола Петра крещение в Иерусалиме приняли около трех тысяч человек.
Празднование Дня Святой Троицы
Праздник Святой Троицы был установлен в конце IV века, после того как в 381 году на втором Вселенском соборе в Константинополе был окончательно принят догмат о трех ипостасях Бога. На Руси Троицу начали широко отмечать только в XIV веке, при преподобном Сергии Радонежском, основателе Свято-Троицкого монастыря (ныне — Троице-Сергиева лавра; Сергиев Посад, Московская область).
В церковном календаре Святая Троица завершает 50-дневный пасхальный период. Суббота накануне праздника носит название Вселенской, Троицкой или родительской (день поминовения всех усопших), понедельник после Пятидесятницы — День Святого Духа (в народной традиции — Духов день).
В православных храмах на Троицу проходит одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. Церкви украшают зелеными ветками, цветами и травой как символами обновления. Зеленый цвет используют также в одеждах церковно- и священнослужителей. После литургии проходит вечерня, во время которой читают три молитвы, обращенные к триединому Богу. С этого дня, впервые после Пасхи, и служители церкви, и прихожане вновь совершают коленопреклонение во время службы.
Народные традиции
У восточных славян Троица входила в праздничный цикл (Семик), который начинался за три дня до Пятидесятницы и завершался обычно Духовым днем. Этот период в народной традиции известен также как Зеленые святки или Русальная неделя. Его основные ритуалы связаны с культом растительности, девичьими гуляньями и гаданиями, поминанием усопших. Символом праздника была береза.