Содержание
- История Новодевичьего монастыря в Москве
- Ново-Алексеевский монастырь — женская обитель в Красном Селе
- История обители с момента основания до XIX века
- Судьба Ново-Алексеевской обители в XX веке
- Архитектурные памятники и святыни
- Монастырь сегодня
- Как добраться
- Исток (журнал)
- См. также
- Примечания
- Электронная техника
- Собор Чудова монастыря
- Литература
- Чудов монастырь в Кремле
- В 1357 году хан Джанибек позвал в Орду митрополита Алексия сотворить чудо — вылечить от слепоты мать хана Тайдулу. Алексий смог вернуть ей зрение, и в благодарность ему позволили заложить в Кремле Чудов монастырь.
- Чудов монастырь был одним из наиболее богатых: ему принадлежали 18 I600 крестьян и подворья в Москве. Сюда свозили церковные архивы и утварь из закрытых обителей.
- Во время революционных схваток 1917 года в Чудов монастырь попало 6 снарядов — 2 из них взорвались в покоях митрополита.
- Чудов монастырь
- Чудов и Вознесенский монастыри в Кремле
- LiveInternetLiveInternet
- yarodom
История Новодевичьего монастыря в Москве
Это место находилось на перекрестке городских путей: сухопутной Смоленской дороги с востока и водного пути по реке Москве с запада. Окруженный высокими неприступными стенами, монастырь был призван стать не только Домом молитвы, но и крепостью на пути к Москве.
Основание монастыря произошло по указу князя Василия III — в честь взятия в войне с литовцами Смоленска. Также Великий князь повелел главный соборный храм освятить в честь чудотворной Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия».
Икона Божьей Матери «Путеводительница» (по-гречески «Одигитрия»), по преданию, была написана святым Евангелистом Лукой и сначала находилась в Иерусалиме. Затем ее перенесли в Царьград (Константинополь, столицу Византийской империи), где императоры очень часто брали ее с собой в походы против своих неприятелей и с нею одерживали победы. Списком с нее благословил в XI веке византийский император Константин Мономах свою дочь Анну, выдавая ее за черниговского князя Всеволода. В XII веке сын Всеволода Владимир Мономах перенес эту икону из Чернигова в Смоленск, после чего икона и получила наименование Смоленской.
В XIV веке «Одигитрия» была перенесена в Москву. Но в XV веке жители Смоленска, находясь под властью Польши, попросили вернуть икону их городу. Икону из Москвы в Смоленск провожали торжественно, с крестным ходом. Прощальный молебен был совершен на Девичьем поле.
Монастырь получил наименование «Пречистые Одигитрии Нового девичьего», или Новодевичьего, — в отличие от старого девичьего монастыря, существовавшего в Кремле с конца XIV в. Название обители также производят от фамилии первой игумении схимонахини Елены Девочкиной. Существовало второе название монастыря — Богородице-Смоленский.
Изначально стены и башни монастыря были деревянными. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже.
К XVII веку территория Новодевичьего монастыря была окружена кирпичными стенами с 12 башнями. Они были сделаны по образцу кремлевских; угловые башни – круглые, в стенах — квадратные. Верха их были украшены зубцами.
В стенах были сделаны бойницы — отверстиями для стрельбы. Монастырские стены были украшены каменной резьбой.
Большая часть ныне существующих зданий монастыря относится ко второй половине XVII века и является прекрасным образцом стиля «московское барокко».
Главный собор монастыря, названный в честь Смоленской Иконы Божией Матери, был возведен в 1524-1525 годах и закончен к престольному празднику 10 августа (по старому стилю 28 июля). День освящения собора считается датой основания Новодевичьего монастыря. Соборный храм монастыря построен по образцу Успенского собора Кремля.
В 1525 году в храм перенесли новый список Смоленской иконы Божией Матери с кремлевского образа, находившегося в Благовещенском соборе.
Роспись стен собора относится к 1526‑1538 годам, сводов — ко времени правления Бориса Годунова. В XVII и XVIII веках фрески Смоленского собора неоднократно обновлялись.
Над главным входом в обитель в 1683-1685 годах была возведена церковь Преображения Господня. В то же время была построена шестиярусная колокольня высотой 73 метра. Также в конце XVII века над южными воротами монастыря возвели церковь Покрова Пресвятой Богородицы. К юго-западу от Смоленского собора в 1685-1687 годах была отстроена старинная трапезная с церковью Успения.
Успенский трапезный храм был перестроен в начале XIX века: разобрана открытая галерея, первоначально окружавшая весь храм, сделаны крытые пристройки с лестницами, пятиглавие заменено одной главой.
Основные здания (собор, колокольня, трапезная) поставлены в одну линию и образуют панораму, широко открывающуюся при входе в монастырь. Небольшая площадь перед собором фланкирована вспомогательными корпусами.
Новодевичий монастырь являлся богатейшим монастырем Москвы, пользовался покровительством русских царей и владел обширными земельными угодьями.
Расположенный в излучине реки Москвы у трех переправ (у Дорогомилова, Крымского брода и Воробьевых гор), монастырь играл оборонительную роль, защищая Москву с юго-запада: когда в 1591 году к Москве подошла орда крымского хана Казы-Гирея, отрядам стрельцов, расположившимся в монастыре, удалось предотвратить переправу неприятеля через реку. Но и самим монахиням монастыря пришлось однажды оказать сопротивление врагу. Это случилось в 1812 году, когда Наполеон, отступая из Москвы, пытался взорвать монастырские постройки. Тогда монахини обезвредили заложенные заряды.
В XVI-XVII веках монастырь был местом пострижения в монахини представительниц царской династии, а также богатейших боярских и дворянских родов того времени, причем эти женщины получали затем право быть похороненными на территории монастыря.
В Новодевичьем монастыре приняли постриг первая русская «самодержавная» царица Ирина Годунова, царевна Софья (после неудачного заговора против Петра I); в Новодевичьем монастыре провела последние годы жизни первая жена Петра I ‑ Евдокия Лопухина. Гробницы Софьи и Евдокии сохранились и находятся в Смоленском соборе монастыря.
Некрополь, возникший в монастыре в XVI веке, в последующем существенно расширился, и здесь стали погребать также выдающихся государственных деятелей, героев войн, ученых, писателей и т.д.
На территории Новодевичьего монастыря похоронены поэт Денис Давыдов, историк Сергей Соловьев, писатели Иван Лажечников и Михаил Загоскин, генерал Алексей Брусилов. Похоронены здесь и многие участники Отечественной войны 1812 года. Непосредственно к Новодевичьему монастырю примыкает обнесенное стеной Новодевичье кладбище, где погребены известные деятели культуры и политики.
После Октябрьской революции Новодевичий монастырь упразднили, но в 1922 году объявили музеем, что позволило сохраниться уникальному архитектурному ансамблю монастыря почти нетронутым. С 1934 года Новодевичий монастырь ‑ филиал Государственного исторического музея. В музее функционирует целый ряд экспозиций, проводятся тематические экскурсии.
В 1944 году в стенах Новодевичьего монастыря начали работу православный Богословский институт и пастырско-богословские курсы, позже переведенные в Троице-Сергиеву Лавру как Московские Духовные академия и семинария.
В 1945 году Успенский собор был возвращен церкви. С 1964 года при Успенском храме находится кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского.
Монашеская жизнь на территории Новодевичьего монастыря возобновилась в 1994 году, а с 1995 года в Смоленском соборе проводятся службы по престольным праздникам.
В Новодевичьем монастыре Смоленский собор и многие корпуса находятся в ведении музея, а женский монастырь в ведении митрополита Крутицкого и Коломенского. В монастыре располагается Московское областное епархиальное управление. Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря дошел до наших дней практически в неизменном виде. Ансамбль отличает целостность и подлинность: он не подвергался перестройкам и реконструктивному вмешательству, здесь отсутствуют воссозданные объекты, ведутся только реставрационные и консервационные работы. Кроме того, ансамбль обладает исключительной градостроительной значимостью: он являлся и поныне является важной градостроительной доминантой всего юго-западного района Москвы.
Современные охранные статусы монастырского ансамбля: особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (с 1991 года) и памятник архитектуры федерального значения (с 1995 года).
В 2004 году, когда Новодевичьему монастырю исполнилось 480 лет, его архитектурный ансамбль был включен в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Ново-Алексеевский монастырь — женская обитель в Красном Селе
Адрес: Россия, Москва, 2-й Красносельский переулок
Дата основания: 1837 год
Основные достопримечательности: церковь Всех Святых, церковь Алексия, человека Божия
Святыни (не полный список): чудотворный образ Пресвятой Богородицы, икона святого апостола Павла, образ святого Алексия, человека Божия
Координаты: 55°47’03.0″N 37°40’02.3″E
История обители с момента основания до XIX века
Судьба Ново-Алексеевской обители в XX веке
Архитектурные памятники и святыни
Монастырь сегодня
Как добраться
Ново-Алексеевский монастырь на карте
Хотя одна из женских обителей Москвы начала возрождаться всего несколько лет назад, ее история начинается в середине XIV века. Более 180 лет старинный монастырь существует в Красном Селе. Реставрационные работы здесь до конца не закончены, однако монастырские храмы каждый день открыты для паломников и туристов.
Входные ворота Ново-Алексеевского монастыря
История обители с момента основания до XIX века
Первый женский монастырь, посвященный Алексию, человеку Божьему, появился на месте, где теперь возвышается знаменитый Храм Христа Спасителя. В Средние века этот уголок города именовали Остожьем, потому что в пойме р. Москвы было много покосов, а вдоль речного берега ставили стога сена. Новую обитель основали в 1358 году при митрополите Киевском и Всея Руси Алексии, и первыми инокинями в ней стали его родные сестры.
Вначале в монастыре построили деревянную Алексеевскую церковь, а потом рядом с ней вырос деревянный собор, освященный в честь Зачатия праведной Анны. После этого монастырь называли Алексеевским или Зачатьевским. Когда стали возникать другие монастыри Москвы, к имени старинной обители начали добавлять «стародевичья».
После изгнания войск Наполеона российский император Александр I дал обет возвести большой православный храм, который бы ознаменовал победу русского оружия. В 30-е годы XIX века в Москве приступили к строительству грандиозного Храма Христа Спасителя. Чтобы освободить место, Алексеевский монастырь перенесли в Красное Село.
Территория монастыря от ворот
Сохранились сведения, что поселение на северо-восточной окраине города существовало еще в XII веке. Оно стояло на берегу большого пруда, который по площади равнялся Московскому Кремлю. За живописной местностью издавна закрепилось название «Красное Село». В XVI-XVII веках здесь простиралась территория Красносельской дворцовой слободы, где жили ремесленники и купцы.
В 1837 году, получив благословение митрополита Филарета, в Новоалексеевкую обитель перебрались инокини Старо-Алексеевского монастыря. Переезд проходил очень торжественно, и его сопровождали толпы народа. Монастырские святыни пронесли через весь город крестным ходом и поместили в Крестовоздвиженский храм.
Красивая церковь, украшавшая Красное Село еще с начала XVII века, стала первым храмом нового монастыря. После переезда всего за полгода в обители построили восемь двухэтажных корпусов, две башни, каменную ограду и Святые врата.
Церковь Всех Святых
Красное Село сильно отличалось от многолюдной Москвы. Вдалеке от шумного центра было тихо, и сестры не сразу привыкли к новому месту. В 1840 году возле монастыря появилось кладбище, где стали хоронить не только умерших насельниц, но и жителей окрестных сел. Со временем большое благоустроенное кладбище стало одним из лучших некрополей города.
Архитектурный ансамбль монастыря формировался на протяжении всего XIX столетия. В 1850-е годы в обители построили Алексеевскую церковь, проект для которой подготовил талантливый российский архитектор Михаил Доримедонтович Быковский. Потом дошла очередь до Крестовоздвиженского храма. В 1857 году старинную церковь полностью реконструировали и существенно расширили. В 1860-1870-е годы в обители появились богадельня, трапезный корпус, келейные корпуса и больничный храм Архангела Михаила.
Часовня иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
Помимо чтения молитв и церковных служб, сестры работали на огородах, в золотошвейной, переплетной, живописной и чеканной мастерской. Кроме того, при монастыре существовало училище, где занимались девочки, приехавшие из южнославянских стран — Болгарии и Сербии. Они получали приют и образование, а потом уезжали учительствовать на родину.
Судьба Ново-Алексеевской обители в XX веке
К началу прошлого века в монастыре существовало 4 храма, 42 постройки, женское училище, богадельня и больница. Алексеевскую обитель населяло более 70 женщин разных возрастов.
Революция 1917 года кардинально изменила судьбу монастыря. В 1922 году из монастырских храмов изъяли церковные ценности, а через два года большинство насельниц выселили. Часть из них остались жить в московских квартирах, а другие перебрались в загород.
Трапезная
Потом городские власти закрыли все монастырские храмы и приступили к ликвидации старинного кладбища, территорию которого планировалась переделать под парк. Местные жители с горечью вспоминали, что родственникам запретили переносить прах умерших, а мраморные памятники и надгробные плиты распродали, как строительный материал.
В начале 1930-х годов в стране развернулась активная антирелигиозная кампания. Оставшихся монахинь арестовали, осудили и выслали в ссылку на территорию Казахстана и в северные области России. Потом репрессировали и тех сестер, которые проживали вне стен монастыря. Часть из них тоже отправили подальше от Москвы, а других расстреляли.
В годы советской власти внутри монастырских построек размещались Институт рыбного хозяйства, дом пионеров, архив и даже предприятие, на котором делали зонтики. В 1979 году был снесен больничный храм Архангела Михаила и вместо него вырос жилой многоквартирный дом. Потом по бывшему некрополю проложили автомобильную эстакаду Третьего транспортного кольца, которая разделила монастырские земли надвое.
Бывший Келейный корпус, ныне интернат для престарелых и церковь Цесаревича Алексея
Обитель в бывшем Красном Селе начала возрождаться в начале 1990-х годов. Потребовалось много времени и средств, чтобы привести в порядок здания и территорию, возобновить церковные службы и наладить жизнь монашеской общины.
Архитектурные памятники и святыни
В той части монастыря, которая расположена к северо-западу от Третьего транспортного кольца, стоит старинная церковь Всех Святых, возведенная в 1887 году, благодаря архитектору Александру Алексеевичу Никифорову. Живописный храм построен в стиле ретроспективизма и вобрал лучшие традиции русского зодчества XVI-XVII веков. Однокупольная церковь соединена с оригинальной трехкупольной колокольней. Краснокирпичные стены украшены небольшими вставками из белого камня и многоцветными мозаичными иконами.
Рядом возвышается прямоугольное здание, перестроенное из бывшего келейного корпуса. С 1994 года внутри пятиэтажной постройки находится интернат для престарелых и церковь Цесаревича Алексея. Здесь живут пожилые инокини и старые одинокие мирянки.
Церковь Алексия, человека Божия
С юга от краснокирпичной богадельни можно увидеть небольшую изящную часовню, построенную в 1995-2000-х годах. Она посвящена почитаемой иконе Божией Матери «Неувядаемый Цвет» и со всех сторон украшена мозаиками.
С другой стороны Третьего транспортного кольца, возле 2-го Красносельского переулка, находится главный Алексеевский храм. Это самая старая церковь монастыря, сохранившаяся до наших дней. Ее построили в 1853-1858 годах по проекту, подготовленному М. Д. Быковским. С восточной стороны прямоугольный храм завершается тремя полукруглыми абсидами, а широкий световой барабан венчает большой богато декорированный купол.
Монастырь сегодня
С 2013 года Алексеевская обитель — действующий женский монастырь. Кроме того, главный монастырский храм выполняет роль Патриаршего подворья. Богослужения проходят в церкви Всех Святых. Службы начинаются в 7.00 и 18.00 по будним дням, и в 9.00 и 17.00 по воскресеньям.
При монастыре существует частная школа. Здесь дети изучают обычные общеобразовательные предметы, посещают уроки церковнославянского языка, основ православной веры и церковного пения, а также ездят в паломнические поездки.
Ворота Мемориального комплекса «Аллея славы»
С 2012 года открыт музей монастыря. В нем выставлены материалы, рассказывающие об истории обители, старые книги, документы и личные вещи бывших насельниц. Отдельный раздел посвящен жизни игуменьи Антонии (Троилиной), благодаря которой монастырь процветал и расстраивался в XIX веке.
Как добраться
Территория монастыря находится во 2-м Красносельском переулке, 7. До обители нетрудно дойти пешком от станции метро «Красносельская». Вход в монастырь расположен от улицы Гаврикова — со стороны Третьего транспортного кольца.
Рейтинг достопримечательности
Исток (журнал)
Обложка журнала с фотографией обломков взорванного в Египте российского пассажирского самолёта
«Исток» — политический и религиозный журнал на русском языке, выпускаемый Исламским государством в интернете. Его издаёт «Al-Hayat Media Center» — информационное подразделение ИГ, которое занимается пропагандой. Первый номер вышел в мае 2015 года. В журнале много переводных статей.
Публикует истории бойцов, обращения к мусульманам и противникам ИГ, оправдывает проведение терактов. В ноябрьском выпуске 2015 года говорилось о подрыве российского самолёта над Синаем и терактах во Франции как о «благословенных операциях», в результате которых погибли «русские крестоносцы» и «французские кафиры». Журнал призывает «муджахидов» Кавказа воевать с «кафирами», оставаясь на местах, но отправлять свои семьи в ИГ. Тем, кто не имеет связи с местными «муджахидами», журнал однозначно предписывает переселяться в ИГ, приводя в пример некую женщину, которую «при переселении пленили турецкие собаки и передали своим братьям — еврейским собакам».
Умеренных мусульман журнал убеждает перейти на сторону радикального ислама, для этого приводит выдержки из Корана и Сунны, рассуждения теологов, исторические сведения об Арабском халифате и др.
В первом номере журнала вышла статья автора, который рассказал, что воевал в Чечне, а затем уехал в Сирию, где присоединился к ИГ. Оставшиеся материалы были посвящены истории халифов в исламе. Журналист радио «Азаттык» (казахский филиал радио «Свобода») пишет, что первый выпуск «Истока» по сравнению с англоязычным журналом ИГ «Дабик» выглядит «неимоверно скучным». Авторы материалов в первом номере не названы, возможно, это группа боевиков с Северного Кавказа, связанная с Умаром аль-Шишани (Тарханом Батирашвили), которая отправилась в Ирак. Среди них — Абу Джихад (Ислам Атабиев) и Ахмад Чатаев, возможный соратник Доку Умарова — бывшего лидера «Имарата Кавказ».
В четвёртом номере журнала сообщалось о казни женщины, которая в течение нескольких лет сотрудничала с ФСБ на Кавказе и затем перебралась на территорию ИГ, передавая информацию российским спецслужбам. Журнал также утверждает, что мусульмане должны непрерывно и повсюду нападать на всех «кафиров» (даже если они не вредят мусульманам) до тех пор, пока те не примут ислам или не станут платить джизью.
В мае 2016 года Министерство юстиции России включило ряд материалов журнала в Федеральный список экстремистских материалов.
См. также
- Дар аль-ислам (журнал)
Примечания
- «Исламское государство» развернуло пропаганду на русском языке
- «И заповедовали друг другу терпение» // Исток, ноябрь 2015. с.41
- «Корпоративная пресса» ИГИЛ
- 1 2 3 «Исламское государство» выпустило журнал на русском языке
- ISIS claims female Russian spy infiltrated terror network
- «Военное положение с кафирами» // Исток, май 2016. с. 8
- Федеральный список экстремистских материалов дорос до п. 3451
Электронная техника
Обращаем Ваше внимание на то, что началась подписка на 2019 год.
Проводится подписка на следующие виды изданий:
«Электронная техника». Серия 1, «СВЧ-техника» (4 выпуска в год). Стоимость подписки – 7200 руб., включая НДС (20%).
Журнал зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (свидетельство ПИ № ФС 77-24651 от 6 июня 2006 г.) и включен в перечень ВАК (перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук).
Для оформления подписки необходимо произвести оплату по указанным ниже банковским реквизитам:
Отправить заказ на подписку можно , указав в теме сообщения «Подписка», а в сообщении адрес, название организации, номер платежного получения и сумму, а также количество экземпляров. Либо, заполнив форму, приведенную ниже, выслать копию платежного поручения и бланк-заказ ее по адресу:
141190, г. Фрязино, Московская обл., ул. Вокзальная, 2а, корпус 1, комн.65, этаж 2 АО «НПП «Исток» им. Шокина», ОНТИ (Отдел 100);
тел./факс: +7 (495) 465-86-12.
Счет-фактура высылается заказчику после получения оформленных документов на подписку.
Скачать предыдущие выпуски:
Собор Чудова монастыря
Основная статья: Чудов монастырь
Православный храм
55°45′08″ с. ш. 37°37′09″ в. д.HGЯO
Россия Россия
Москва, Кремль
Православие
1501—1504 годы
Уничтожен
Собор Чудова монастыря на Викискладе
Собор Чуда Архистратига Михаила в Хонех — соборный храм московского Чудова монастыря в Кремле. Построен в 1501—1504 годах. Снесён в 1929 году.
По сказаниям некоторых летописей, на этом месте находился двор ордынских послов. Ханша Тайдула подарила его митрополиту Алексию в благодарность за исцеление от слепоты. На этом дворе Алексий в 1358 году построил деревянную церковь чуда архангела Михаила, а затем в 1365 году и каменную. В каменном храме митрополит Алексий сам и был погребен.
В 1431 году в церкви обвалился верх, после чего её разобрали. При постройке новой церкви было решено её расширить. Этот храм к концу XV века настолько обветшал, что великий князь Иван III в 1501 году приказал его разобрать. На его месте в 1504 году был построен новый каменный храм, который простоял до 1929 года. Есть мнение, что архитектором храма был итальянец Алевиз Новый, по проекту которого был также построен кремлёвский Архангельский собор. Придел храма был освящён во имя Благовещения Богородицы.
Собор Чуда Архангела Михаила был трёхэтажным. Его венчал большой купол на длинном фонаре с окнами. Святой Алексий был похоронен в южном предалтарии церкви (до переноса 1686 году в особую Алексеевскую церковь). В северной части под церковью находилась усыпальница, где погребены были московские митрополиты, Епифаний Славинецкий, бояре Стрешневы и другие. Надгробные надписи врезаны в наружные станы храма.
К концу XVI в. собор был уже пятиглавым. Под ним находились белокаменные двухэтажные подалы с отдельными входами. Верхний подвал имел слабое освещение через малые оконные просветы. Нижний подвал не имел естественного освещения и попасть в него можно было только через особое замурованное отверстие с помощью приставной лестницы. Полагают, здесь был заключен в 1611 году поляками Патриарх Гермоген. При открытии подвала в нем были найдены железные вериги и несколько человеческих черепов и костей.
Собор был расписан в 1518—1519 годах. Во время пожара 1547 года эта роспись погибла и вскоре, в 1550-е годы, была заменена новой, неоднократно поновлявшейся впоследствии. После пожара 1626 года был устроен новый иконостас, часть икон которого сохранилась до наших дней. В 1686 году гроб с мощами Святого Алексия был торжественно перенесён в новопостроенную Алексеевскую церковь. Гроб несли на руках юные цари Пётр и Иван.
В приделе Благовещения в 1666 году состоялся суд над Патриархом Никоном. Впоследствии этот придел был упразднён и вместо него одновременно с Алексеевской церковью была построена церковь во имя Благовещения.
В 1770-х гг. были сломаны боковые главы и крытая галерея, окружавшая собор с трёх сторон. В 1779 году при митрополите Платоне возобновлялась живопись с сохранением стиля. В 1839—1849 годах при митрополите Филарете архитектор М. Д. Быковский реставрировал Алексеевский, Благовещенский и Михайловский храмы Чудова монастыря. Современники отзывались о его работе восторженно.
Собор Чуда Архистратига Михаила был взорван в декабре 1929 года, чтобы освободить территорию для строительства здания 14-го корпуса Кремля. Об этом сохранилось следующее свидетельство:
Москва. 17 декабря 1929 года. Мы, нижеподписавшейся сотрудники Центральных государственных мастерских, научный сотрудник Г. О. Чириков, фотограф А. В. Лядов, практикант – реставратор С. С. Чураков, столяр А. Е. Шленский и специалисты по съемки фресковой штукатурки, реставраторы П. Я. Епанечников, Н.Н. Дубков и А. И. Попов, командированные для продолжения производства работ в Московском Кремле в бывшей церкви Чуда Архистратига Михаила Чудова монастыря по съемке фресок, составили настоящий акт в том, что мы, явившись к 9 часам на работу, нашли храм взорванным и представляющим груду строительного мусора. Оставленные на подмостях накануне, то есть 16 декабря, только что снятые две фрески святителей в кругах с алтарного абсида и прикрытые фанерой не найдены, а означенная фанера без фресок оказалась лежащей около развалин среди досок. |
Литература
- «Сорок сороков», Автор-составитель П. Г. Паламарчук. (Москва АСТ — Астрель 2003)
Чудов монастырь в Кремле
В 1357 году хан Джанибек позвал в Орду митрополита Алексия сотворить чудо — вылечить от слепоты мать хана Тайдулу. Алексий смог вернуть ей зрение, и в благодарность ему позволили заложить в Кремле Чудов монастырь.
Что есть что в церкви
Деревянная церковь Чуда Архангела Михаила в Хонех встала на месте конюшни. Но есть версия, что на этой территории в Кремле размещался Ханский двор. Митрополит Алексий попросил похоронить его в Благовещенском приделе Чудовой церкви. Когда в 1485 году рядом построили храм Святителя Алексия, мощи митрополита перенесли туда. В 1438 на месте обветшавшей церкви Чуда архангела Михаила поставили новую каменную. Но уже 1503 году ее перестроили.
В 1506 в Чудовом монастыре открыли патриаршее училище. Там монахи переписывали и переводили церковные книги. С 1619 по 1633 год в обители работало греко-латинское училище. А в 1653 в монастыре открылась церковная школа.
Смутное время не обошло стороной Чудов монастырь. В 1610 году здесь устроили тюрьму для патриарха Ермогена, так как он призывал к борьбе с поляками и отказался призывать ополченцев отойти от Москвы. В 1612 году патриарх умер в обители от голода. В подклете церкви Чудова монастыря, где скончался Ермоген, освятили храм в его имя.
Чудов монастырь был одним из наиболее богатых: ему принадлежали 18 I600 крестьян и подворья в Москве. Сюда свозили церковные архивы и утварь из закрытых обителей.
В монастыре крестили младенцев царского рода: сыновей и дочь Ивана Грозного, будущего царя Алексея Михайловича, Петра I, Александра II. На территории обители хоронили монахов, светскую аристократию (князей Трубецких, Куракиных, Хованских) и известных бояр.
В 1680-х к Чудову монастырю присоединили двор боярина Морозова, и на этой территории поставили новое здание храма Святителя Алексия по чертежам Федора Алексеевича. В церкви были мужская и женская половины с отдельными входами.
Оставил след в истории обители и Чумной бунт 1771 года: тогда народ разгромил монастырь в поисках митрополита Амвросия, который запретил молиться у Боголюбской иконы Богородицы из-за опасности распространения чумы. Обитель разграбили вновь в 1812 году. Тогда на территории Чудова монастыря устроили штаб гвардейских полков, а на месте соборной церкви поставили спальню маршала Даву.
После окончания Отечественной войны обитель восстановили, и в ней разместились Духовная консистория, Епархиальное попечительство и Духовный цензурный комитет. После переезда этих заведений на их месте устроили монашеские кельи.
А в 1820 году дом митрополита перестроили в Малый Николаевский дворец. После этого Чудов монастырь стал местом проведения праздников (например, здесь отмечали первую военную победу в Русско-персидской войне) и обязательным пунктом в маршруте церковно-государственных церемоний. Здесь же устроили усыпальницу убитого революционерами великого князя Сергея Александровича.
Во время революционных схваток 1917 года в Чудов монастырь попало 6 снарядов — 2 из них взорвались в покоях митрополита.
После революции монахов изгнали, а кельи заняли различные учреждения. В 1918 году в Чудовом монастыре открыли пулеметные курсы. Затем их преобразовали в Военную школу имени ВЦИК. И хотя обитель признали памятником архитектуры, в 1929-1932 все ее здания разрушили. Петру Барановскому удалось спасти лишь раку святителя Алексия. Сейчас мощи святого находятся в Елоховском соборе.
На месте разрушенного монастыря в 1932-1934 годах построили корпус Военной школы имени ВЦИК по проекту Ивана Рерберга. Затем в здании работал Президиум Верховного Совета СССР и подразделения Администрации Президента.
В 2014 году Владимир Путин предложил восстановить Чудов и Вознесенский монастыри в Кремле. Но так как не сохранилось чертежей и обмеров построек, от этой идеи отказались. На месте снесенного 14-ого корпуса устроили сквер. В планах — открыть здесь музейное пространство.
Говорят, что… …с 1601 по 1602 год в Чудовом монастыре жил Григорий Отрепьев, известный как Лжедмитрий I.
Кремль: мини-путеводитель по территории А вам есть что добавить к рассказу об истории и архитектуре Чудова монастыря в Кремле?
Чудов монастырь
1 октября 1930 года в Московском Кремле большевиками взорван Чудов монастырь, заложенный в 1365 году. Историю монастыря Вы сможете узнать, прочитав статью!
Чудов монастырь
Статья из книги А.Ю. Низовского «Самые знаменитые монастыри и храмы России»
Один из самых древних московских монастырей, Чудов, был основан свт. Алексием, митрополитом Московским, в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы (Тайболы), жены хана Золотой Орды Джанибека. Молитвами святителя Алексия Тайдула прозрела и в благодарность подарила Алексию двор ханских наместников, располагавшийся в Московском Кремле.
На месте этого двора Алексий и основал монастырь. Начало ему положила каменная церковь во имя Чуда Архистратига Михаила, заложенная в сентябре 1365 года — один из самых ранних каменных храмов в Москве (по другим данным, этот храм был деревянным, а первый каменный храм Чудова монастыря сооружен в 1404 году).
В Чудовом монастыре был погребен его основатель — св. митрополит Алексий. Его мощи покоились в соборе во имя Чуда Архистратига Михаила, а в 1686 году их перенесли в специально построенную в монастыре церковь во имя св. Алексия митрополита.
На протяжении многих лет Чудов монастырь играл видную роль в русской истории. В 1382 году монастырь был разорен войсками Тохтамыша. В 1441 году здесь был заключен низложенный митрополит Московский Исидор, вернувшийся с Флорентийского собора, на котором он и представители Русской Православной Церкви согласились с введением унии на Руси. Это, однако, одобрения в Москве не вызвало, и Исидор был низложен и заточен в Чудовом монастыре. Но Исидору удалось бежать из заключения.
В 1504 году в Чудовом монастыре находился в заточении выдающийся просветитель, борец с ересями митрополит Новгородский Геронтий, лишенный сана. В 1515 году такая же участь постигла старца Вассиана Косого (Патрикеева). По преданию, иноком Чудова монастыря был самозванец Григорий Отрепьев (этот факт, пожалуй, следует считать легендарным). В 1610 году в Чудовом монастыре был насильно пострижен в монахи свергнутый царь Василий IV Шуйский. Спустя два года в келье Чудова монастыря погиб от голода Патриарх Гермоген, ввергнутый в узилище поляками.
Своего расцвета Чудов монастырь достиг в начале XVII века, когда его называли Великой лаврой. При Патриархе Филарете здесь было открыто греко-латинское училище. В 1666 году в Чудовом монастыре собором патриархов и епископов был низложен знаменитый Патриарх Московский Никон.
В 1771 году, во время чумного бунта в Москве, монастырь был разграблен москвичами. Во время Отечественной войны 1812 года, когда Москва была захвачена французами, Чудов монастырь сильно пострадал. Здесь находился штаб Наполеона. Мощи свт. Алексия были осквернены и выброшены из раки, а в алтаре собора во имя Чуда Архистратига Михаила была устроена спальня маршала Даву.
В Чудовом монастыре находились гробницы многих исторических деятелей. Здесь были похоронены митрополиты Московские Феодосии и Афанасий, последний казанский царь Едигей, во святом крещении Симеон (ум. в 1565 году), известный церковный деятель XVII века Епифаний Славинецкий — «муж многоученый, аще кто ни таков во времени сем, не только грамматики и риторики, но и философии и самыя теологии известный бысть испытатель и искуснейший разсудитель, и опасный протолковник еллинскаго, славянскаго и польскаго языков». В монастыре были похоронены представители многих княжеских и боярских фамилий: сват царя Алексея Михайловича боярин И.И. Морозов, князья Трубецкие, Хованские, Оболенские, Куракины, Щербатовы.
В ризнице монастыря хранились богатые вклады московских царей, великих князей и бояр, а библиотека монастыря, в которой имелось множество древних редких книг, являлась одним из самых значительных книгохранилищ России.
В монастыре были четыре храма. Собор Чуда Михаила Архангела был построен в 1501 году на месте разобранного древнего храма. Алексеевская каменная церковь, возведенная в 1483 году, несколько раз горела и перестраивалась. В ней на протяжении столетий неизменно совершалось крещение царских детей. Здесь крестились дети Ивана Грозного, в 1629 году здесь был крещен будущий царь Алексей Михайлович, в 1672 году — Петр I, в 1818 году — император Александр II. Стены церкви украшали трофеи русских войск, захваченные во время русско-персидской войны 1826 года.
В Алексеевской церкви покоились мощи св. митрополита Алексия. Рядом с гробницей свт. Алексия хранилось его облачение, по преданию, подаренное ханшей Тайдулой. В 1905 году в подклете Алексеевской церкви был похоронен великий князь Сергей Александрович, убитый террористом Каляевым. Останки великого князя были случайно обнаружены во время земляных работ в 1985 году, спустя десять лет их перенесли в фамильную усыпальницу Романовых в Новоспасском монастыре.
К Алексеевской церкви примыкал храм Благовещения, построенный в 1501 году и перестроенный в 1826 году. В Благовещенской церкви хранилась местночтимая икона свт. Николая Чудотворца. Четвертая, небольшая, монастырская церковь была посвящена св. апостолу Андрею Первозванному.
Чудов монастырь был разрушен в 1930 году. Соборный храм в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех был разрушен в ночь на 17 декабря 1929 г. — потребовалось место для размещения военной школы, где проходили обучение кремлевские курсанты.
Об этом сохранилось свидетельство современников, сотрудников Центральных государственных реставрационных мастерских, командированных в Московский Кремль: явившись 17 декабря 1929 г. на работу, они «нашли храм взорванным и представляющим кучу строительного мусора». Оставленные на подмостях две фрески XVI в., аккуратно снятые реставраторами со стен накануне, были также уничтожены.
Словарь Правмира — Монастырь, монашество
Чудов и Вознесенский монастыри в Кремле
По мотивам выставки в музее Архитектуры “Чудов и Вознесенский монастыри в Кремле”
На выставку, посвящённую Чудову и Вознесенскому монастырям в Московском Кремле я непременно хотела сходить. О существовании древних обителей в Кремле осведомлён даже старшеклассник (если он не отъявленный двоечник). А вот визуально представить себе как выглядели и где точно располагались те или иные несуществующие здания, я никак не могла, имела лишь приблизительное представление. На выставке я надеялась наконец-то прояснить для себя вопрос местоположения Екатерининской церкви, Малого Николаевского дворца, церкви Чуда Архистратига Михаила, а также других разрушенных в разное время кремлёвских церквей и других строений. Мои надежды оправдались! Рассматривая планы, фотографии, рисунки и литографии Кремля XIX века, разрозненные части кремлёвской мозаики наконец-то сложились в ясную картину.
Для своей дырявой памяти предам огласке снимки, представленные на экспозиции выставки “Чудов и Вознесенский монастыри в Кремле” в Московском музее Архитектуры и, по возможности, прокомментирую их.
Монастыри в Кремле. Планы
В первую очередь я увидела копию панорамы Кремля Д.С.Индейцева – конец XIX века. (Ниже продемонстрирую крупномасштабные фрагменты этой панорамы).
На выставке представлена компьютерная реконструкция строений Чудова и Вознесенского монастырей в Кремле (снимок ниже). Так выглядела Ивановская площадь, если бы могли посмотреть на Кремль с вершины Покровского собора. В нижнем правом углу видна часть Красной площади, чуть выше – в верхнем правом углу белым цветом обозначено здание Сената.
Слева видно пустое пространство, сейчас на этом месте находится Тайницкий сад (Большой Кремлёвский сквер). На дальнем плане можно рассмотреть Царь-колокол и нижнюю часть колокольни Иван Великий.
Теперь рассмотрим аксонометрию Кремля. Местоположение Чудова и Вознесенского монастырей выделено белым цветом.
Наконец, изучим детали кремлёвского плана. В верхнем левом углу обозначено ныне существующее треугольное здание Сената. Комплекс строений – имеющий в плане вид буквы “П” – это Вознесенский монастырь. Слева от него – строения Чудова монастыря. (План составил М.Д.Рудольф в 1861 году).
Вот как монастыри выглядят на аксонометрии 1898 года.
Обратите внимание, что справа вверху на плане показана бОльшая часть Красной площади с современным зданием Торговых рядов (ГУМ). На площади видно расположение памятника К.Минину и Д.Пожарскому работы Ивана Мартоса – аккурат напротив центрального входа в ГУМ.
Привожу аксонометрию 1898 года полностью в большом масштабе, она довольно подробна и любопытна.
Если “сохранить картинку как” и увеличить масштаб снимка, то можно рассмотреть изображённые здания. Они помечены цифрами, привожу список кремлёвских строений на аксонометрии 1898 года.
Обратите внимание – пункты 28-44 перечня обозначают строения за пределами Кремля.
Панорама Д.С.Индейцева. Монастыри в Кремле
Вернёмся к панораме Д.С.Индейцева конца XIX века. Дублирую всю панораму.
Рассмотрим левый фрагмент панорамы с видом Ивановской площади.
Плац справа на месте нынешнего Тайницкого сада (Большого Кремлёвского сквера) показан очень наглядно. Перечислю строения слева направо.
1.Алексеевская церковь Чудова монастыря (это комплекс из двух зданий, трапезной и собственно церкви).
2.Малый Николаевский дворец или Архиерейский дом (трёхэтажное угловое здание под зелёной крышей).
3.Правее Малого Николаевского дворца видны три главы (центральная и две боковых) собора Вознесенского монастыря.
4.Екатерининская церковь Вознесенского монастыря (с большим куполом).
5.Спасская башня.
Два небольших строения между Спасской и Царской башнями не указаны.
6.Царская башня.
7.Набатная башня.
8.Покровский собор
Ещё один вид Ивановской площади, почти такой же, как выше, но в лучшем качестве, с бОльшим приближением, его прислала наш автор В. Русланова.
Средняя часть панорамы в настоящее время не представляет для нас большого интереса – это вид из Кремля на Замосковречье.
Теперь посмотрим на правую часть панорамы Д.С.Индейцева.
Все здания перечислять не буду, они очевидны. Укажу некоторые несуществующие ныне строения – слева от Боровицкой башни едва видна маленькая церковка. У Оружейной палаты (примерно напротив входа в Алмазный фонд) стоит церковь Иоанна Предтечи под Бором.
Ивановская площадь. Монастыри в Кремле
Вернёмся снова на Ивановскую площадь. На картинке ниже отлично видна ограда, отделяющая Соборную площадь.
А.Руднев по рисунку Д.М.Стругова “Вид Ивановской площади Московского Кремля” 1867 г.
Обратите внимание на купола Успенского собора – по форме они не похожи на нынешние. Также центральный купол сильно отличается по размеру от боковых, что не соответствует действительности. А решётка живёт и здравствует, только на другом месте – расположена между ОП и БКД.
Теперь опять обратимся к фрагменту панорамы Д.С.Индейцева.
Д.С.Индейцев. Вид Чудова и Вознесенского монастырей. Изд.Дж.Дациаро, 1850-е годы.
Здесь также видим Алексеевскую церковь (слева) и Малый Николаевский дворец Чудова монастыря, а также главы собора и Екатерининскую церковь Вознесенского женского монастыря.
Прежде чем подробно рассматривать отдельные строения, кратко упомяну об истории Чудова монастыря Московского Кремля.
Чудов монастырь Московского Кремля
Чудов монастырь во время реставрационных работ. Фото Н.Н.Ушакова, 1918 г.
Монастырь учредил в 1365 году митрополит Московский и воспитатель Великого Князя Дмитрия Ивановича Донского Алексий, впоследствии причисленный к лику святых.
Основан монастырь был на том месте в Кремле, где прежде стоял Ордынский двор. Митрополит Алексий получил этот участок в дар от Тайдулы, жены хана Золотой Орды Джанибека. По преданию, Тайдула одарила русского митрополита в благодарность за излечение от слепоты. Этот эпизод всегда изображают на житийных иконах святого Алексия, митрополита Московского.
Клеймо иконы с изобр. исцеления царицы Тайдулы митрополитом Алексием.
Икона “Митрополит Алексий с житием”, мастерская Дионисия, 1480-е гг. Дионисий . Алексий митрополит Московский. Конец XV – начало XVI вв. Клеймо “Излечение Тайдулы” находится в левой части иконы, четвёртое сверху
Вернувшись из Золотой Орды, митрополит учредил монастырь в честь Чуда архангела Михаила в Хонех. Ведь чудо прозрения Тайдулы по молитве Алексия случилось именно в день празднования Чуда архангела Михаила в Хонех.
Ещё при жизни митрополита в монастыре построили каменный храм Чуда архангела Михаила на месте деревянного. Почил св.Алексий в 1378 году и завещал похоронить себя у стен собора, что и было выполнено, его погребли в Благовещенском приделе собора Чуда архангела Михаила.
В 1431 году в соборе обрушились своды. Во время работ обрели мощи митрополита Алексия, это послужило поводом для его канонизации. Собор отстроили заново, а в начале XVI века итальянские мастера по повелению Ивана III вновь возвели храм на прежнем месте.
Была в соборе высокая колокольня. В XVII веке западную и северную границу монастыря опоясывали келейные корпуса.
Чудов монастырь. Вид на корпус келий с северо-запада. Фото И.Н.Александрова, середина 1890-х.
Важнейшими постройками монастыря были собор Чуда архангела Михаила, Алексеевская трапезная церковь и Малый Николаевский дворец (Архиерейский дом).
Вид со здания Сената на территорию Чудова монастыря. Фото Н.Н.Ушакова, начало 1920-х.
Для наглядности вставляю ещё один снимок. Его происхождение неизвестно.
Собор Чуда архангела Михаила. Монастыри в Кремле
Собор Чуда архангела Михаила Чудова монастыря. Из издания: “Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества”, 1846-1859
Построен собор в 1503-м году по повелению государя Ивана III. Характер постройки, детали украшений указывает на авторство итальянских мастеров. Храм был крестовокупольный. Стояла церковь на высоком подклете. Во внешнем убранстве чисто русские приёмы (аркатурно-колончатый пояс) сочетались с ренессансными традициями (фриз с дельфинами).
Собор Чуда архангела Михаила Чудова монастыря. Фото с открытки начала ХХ века. Интерьер церкви Чуда архангела Михаила. “Обретение злата, злодеяние монахов и спасение пастуха архангелом Михаилом”. Фото А.В.Лядова 1929 г. Интереьер церкви Чуда архангела Михаила. “Обретение мощей святителя Алексия”. Фото А.В.Лядова 1929 г.
Алексеевская трапезная церковь. Монастыри в Кремле
Возвели трапезную церковь в 1680-1686 годах по повелению государя Фёдора Алексеевича и по его чертежу. Церковь построили в духе русского узорочья, она была богато украшена кокошниками и увенчана десятью главами, которые были сгруппированы двумя парами по пять куполов.
В 1770-м году вид Алексеевской трапезной церкви преобразился – к ней пристроили крыльцо, выполненное в неоготическом стиле.
Малый Николаевский дворец Чудова монастыря (Архиерейский дом). Монастыри в Кремле
Чаще всего на панорамах Кремля мы видим Малый Николаевский дворец или Архиерейский дом – один из самых поздних памятников в монастырском ансамбле.
Новый архиерейский дом построили в Чудовом монастыре в 1775-76 годах, автор проекта – М.Ф.Казаков. Новое строение поставили на месте старых разобранных архиерейских палат. Угол раннеклассицистического здания представлял собой полуротонду с четырьмя колоннами и бельведером. Последний нёс на себе вензель митрополита Платона (Левшина).
В юго-восточной части здания была устроена домовая церковь апостолов Петра и Павла. Автором деревянного иконостаса храма был М.Ф.Казаков.
После 1818 года архиерейские палаты передали в казну. В нём пребывала семья императора Николая I во время коронации, проходившей в Москве в 1826 году, поэтому здание стали называть Николаевским дворцом. Позже, оно претерпело несколько изменений, в том числе, его надстроили третьим этажом, сначала – деревянным, затем – кирпичным, но казаковский декор фасадов, в целом, сохранился.
Малый Николаевский дворец. Вид после артобстрела 24 октября – 3 ноября 1917 года. Фото Ф.Н.Крашенинникова 1918-1919 годы. На этом снимке хорошо видна трапезная Алексеевской церкви с красивым крыльцом. Интерьер зала третьего этажа Малого Николаевского дворца. Фото Н.Н.Ушакова 1920-е годы.
Вознесенский монастырь Московского Кремля
Женский монастырь занимал скромную территорию вдоль восточной стены Кремля, выходящей на Красную площадь и Чудовым монастырём.
В 1407 году, вдова Великого Князя Дмитрия Ивановича Донского, Евдокия основала Вознесенский монастырь, где и приняла постриг под именем Ефросиньи. Первый собор монастыря строился на её пожертвования. После упокоения, инокиню Ефросинью похоронили в ещё недостроенной церкви. С тех пор всех супруг русских государей (до Петра I) хоронили именно там.
Первый каменный собор монастыря, начатый ещё при жизни Ефросиньи, освятили в честь Вознесения Господня в 1468-м году. В 1518 году Великий Князь Василий III повелел построить новый Вознесенский собор, которые впоследствии сильно пострадал от пожара. Новый собор построили на пожертвования Ирины Годуновой. Царицу также похоронили в Вознесенском соборе несмотря на то, что она стала инокиней Новодевичьего монастыря.
В начале XVII века, после воцарения новой династии Романовых, инокиней монастыря стала Марфа (Ксения Иванова Романова), мать царя Михаила Фёдоровича. По её заказу в 1617 году в монастыре построили деревянный храм во имя святого Михаила Малеина. В честь это святого был крещён сын Марфы (Ксении Ивановны) и первый царь династии Романовых – Михаил.
В 1626 году в Вознесенском монастыре Кремля возвели деревянную церковь во имя св. Фёдора Пергамского (святого покровителя патриарха Филарета, в миру – Фёдора, отца царя Михаила Романова). Деревянные храмы не сохранились.
В 1634 году в Вознесенском монастыре построили каменный двухярусный храм в честь св.Михаила Малеина, куда перенесли и престол церкви Фёдора Пергамского.
Обратите внимание, что Михайловский храм построен по типу “иже под колоколы” – звонница надстроена над двухъярусной церковью.
Д.П.Сухов. Церковь Михаила Малеина Вознесенского монастыря. Вид со двора. 1920-е г. Колокольня церкви Михаила Малеина Вознесенского монастыря. Фото с открытки начала ХХ века.
В 1686 году в монастыре на месте ранних храмов возвели каменную церковь св.Екатерины.
Вдоль Спасской улицы проходила каменная ограда монастыря. С севера, запада и востока территорию Вознесенского монастыря окружали келейные и служебные постройки.
Екатерининская церковь Вознесенского женского монастыря в Кремле. Монастыри в Кремле
Новую церковь на территории Вознесенского монастыря в Московском Кремле начали строить в 1807 году. Но до событий 1812 года завершить её не успели. Окончательно достроили новый храм только в 1817 году. Автор проекта – К.И.Росси. На заключительном этапе Екатерининскую церковь достраивал А.Н.Бакарев.
Стиль постройки – псевдоготика. Главным фасадом церковь выходила на Спасскую улицу. Храм был одноглавый, большой купол поддерживал высокий барабан. Всё строение было совершенно симметричным, выдержанным в классических формах. Остроконечные башенки-пинакли придавали церкви “готический” облик. Интересно, что восточная стена церкви не была выделена традиционными апсидами, из-за этого храм несколько походил на гражданскую постройку.
Внутренняя отделка Екатерининской церкви соответствовала внешнему виду – интерьер храма также был исполнен в “готическом” вкусе. Первоначальный деревянный иконостас в 1870-80-е годы заменили на мраморный в тех же готических формах.
О.Бри по оригиналу А.Дюража “Екатерининская церковь Вознесенского монастыря”. Вид со двора. 1845 г. Л.Арну Вид Екатерининской церкви Вознесенского монастыря и Спасской башни в Кремле. 1850-е г. Вид Екатерининской церкви Вознесенского монастыря. Издатель Н.А.Найдёнов, 1882 г. Иконостас Екатерининской церкви Вознесенского монастыря. Фото И.Н.Александрова, середина 1890-х г. Интерьер Екатерининской церкви Вознесенского монастыря. Фото И.Н.Александрова, середина 1890-х г. Вид на купол и крышу Екатерининской церкви Вознесенского монастыря из окна Спасской башни. Фото начала ХХ века.
В заключении приведу несколько интересных снимков Кремля.
Такой бы мы увидели колокольню, если бы стояли на Ивановской площади спиной к Сенату примерно на линии с Царь-пушкой. Хорошо видна улица между Успенским собором и церковью Двенадцати апостолов.
Мастерская Ф.Я. Алексеева. Колокольня Ивана Великого в Кремле. Слева направо: Иван Великий, Пётрокова звонница и Филаретова пристройка. Успенский собор, церковь Двенадцати апостолов, крыльцо Трапезной Алексеевской церкви Чудова монастыря. 1800-е годы.
На следующем снимке на первом плане видна Спасская улица с церковью Николая Гостунского. За ней стоит Николаевский дворец. А вот церковь св.Екатерины ещё старая.
Мастерская Ф.Я.Алексеева. Вид Ивановской площади Московского Кремля. 1800-е годы.
Теперь немного другой ракурс. Отсюда за Малым Николаевским дворцом увидим старую Екатерининскую и Георгиевские церкви.
Мастерская Ф.Я.Алексеева. Вид Московского Кремля у Спасских ворот. 1800-е годы. Ф.Я.Алексеев. Вид Ивановской площади Московского Кремля 1810-е годы.
Теперь посмотрим на Спасскую башню с Красной площади. За стеной справа от башни видим маленькую главку церкви Михаила Малеина, слева от неё – большой купол Екатерининской церкви.
Вид Спасской башни со стороны Красной площади. Первая половина XIX века.
На следующем снимке взгляните на Никольскую башню Кремля. Она изображена низенькой, приземистой, до перестройки. Слева – фасад Арсенала, справа – Сената.
Мастерская Ф.Я.Алексеева. Вид Сенатской пощади Московского Кремля, 1800-е.
Невозможно пройти мимо эскизов наличников окон церквей и гражданских зданий XVII-XVIII веков.
В данной публикации я представила бОльшую часть снимков, представленных на выставке “Чудов и Вознесенский монастыри в Кремле”.
Сведения о кремлёвских монастырях и церквях взяты из фотоматериалов выставки.
Статьи об истории и архитектуре Московского Кремля и его музеев мы собираем в рубрике Кремль.
LiveInternetLiveInternet
01. Герасимов Пётр Александрович (1812—1869/1870) 1850
Обители нет. Давно. Ее стремительный снос понадобился в первые послеоктябрьские годы, чтобы расширить Ивановскую площадь Кремля. Это была та же участь, что и у соседнего Вознесенского монастыря. Резиденция новой власти не нуждалась в памятниках прошлого. Эйфория вседозволенности освобождала от обязательств перед предками и потомками.
Точный год основания монастыря остается неизвестным. Большинство историков относят ее появление к 1365 году. Формально, тогда правил великий князь Дмитрий Иванович (впоследствии Донской). Но из-за его малолетства Московской Русью реально управляло боярское правительство во главе с митрополитом Алексием.
02. Святитель Алексий
Икона работы Георгия Зиновьева (?).
Около 1690-х годов.
Государственная Третьяковская галерея
Происходит из церкви Алексея Митрополита, что на Глинищах.
Выходец из среды московского боярства, Алексий (в миру – Алфер, Елевферий Федорович Бяконт) в юные годы увлекся идеями монашества и принял постриг в московском Богоявленском монастыре.
В 1354 году Алексий стал главой всей Русской церкви, а в 60-е годы фактически превратился в первое лицо московского боярского правительства. Духовный авторитет митрополита Алексия был крепок не только на Руси, но и распространялся далеко за ее пределами. Летом 1357 года его срочно вызвали в Орду, чтобы исцелить от слепоты знаменитую ханшу Тайдулу, вдову хана Джанибека, при котором Золотая Орда достигла наивысшего могущества. Женщина она была серьезная, и подходить к ее исцелению следовало со всей ответственностью и основательностью. По молитвам святителя Алексия Господь даровал здоровье очам Тайдулы – у ханши быстро восстановилось нормальное зрение. Чудо исцеления произошло 6 сентября, в день, когда Церковь вспоминает чудо Архангела Михаила в Хонех.
03. Яков Капков. Святитель Алексий исцеляет ханшу Тайдулу от слепоты. XIX век
В благодарность за исцеление святитель Алексий получил участок земли в московском Кремле. Значение этого подарка было огромно – на том участке располагалась ордынская конюшня, и когда ее согласно ярлыку (письменному распоряжению) Тайдулы убрали, Кремль избавился от присутствия ордынцев.
В память о тех событиях митрополит Алексий основал в Кремле обитель во имя Чуда Архистратига Михаила – Чудов монастырь. Вскоре после пожара летом 1365 года московский святитель приступил к строительству в новой обители небольшого каменного храма в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех.
Одновременно с возведением монастыря митрополит Алексий помог городу заново отстроить его кремлевские стены. На их строительстве самоотверженно трудились зодчие, мастеровые, рабочий люд и добровольные помощники, собранные святителем для строительства Чудовой обители. Основатель монастыря позаботился и о его достатке, обогатив кремлевскую обитель «драгоценной утварью, селами, рыбными ловлями». Одним из этих монастырских сел было знаменитое Черкизово, которое Святитель выкупил у своего слуги и передал во владение Чудова монастыря, где оно и оставалось вплоть до секуляризации 1764 года.
05. Рака митрополита Алексия в Чудовом монастыре. Середина 19 века
В 1378 году святитель Алексий скончался. Когда в 1483 году на территории Чудова монастыря была сооружена Алексиевская церковь, по распоряжению архимандрита Геннадия в нее были перенесены мощи основателя обители. В 1501–1503 годах древнюю церковь Михаила Архангела сменил храм, возведенный итальянскими мастерами.
06. Церковь Алексия Митрополита Чудова монастыря 1921-1922
Снимок сделан перед изъятием ценностей
В 1611 – начале 1612 года, то есть в самый разгар Смуты, узником Чудовского подземелья стал патриарх Гермоген. Офицеры польского гарнизона и пропольская администрация решили, что Гермоген неудобен, ведь он благословил создание Земского ополчения, да еще не признавал королевича Владислава русским царем (тот не принял православие). Гермоген претерпел несколько стадий заключения. Пребывание в подвалах Чудова монастыря было самым тяжелым. Фактически старик-патриарх оказался в каменном мешке: провел там несколько месяцев, после чего скончался. Но полякам и русским изменникам он не уступил, в вере стоял непоколебимо. Гермоген был при Николае II канонизирован. Незадолго до 1917 года подземелье-узилище сделалось местом паломничества: люди шли и шли к мощам нового святого.
07. Патриарх Гермоген. Изображение из Чудова монастыря.
08. Патриарх Гермоген. Конец XIX в. Неизвестный художник
Чернила, карандаш, темпера, золото
22,2 x 17,6
Внизу текст в 2 строки: «2 патриарх Гермоген московский и всея России, поставленный собором российских архиереов в лето 1606».
09. Подземелье Чудова монастыря — место заточения патриарха Гермогена
10. Гробница патриарха Гермогена в Успенском соборе Московского Кремля. 1912
(В 1652 году его останки, по повелению патриарха Московского Никона перенесены из ветхой гробницы в Чудовом монастыре в Большой Успенский собор)
В страшный пожар 1547 года Чудов монастырь выгорел дотла. Нетронутыми остались только мощи святителя. Между тем в огне погибли восемнадцать старцев, пятьдесят монастырских слуг и весь продовольственный запас.
11. Алексеев Ф. Я. 1753-1824
Колокольня Ивана Великого 1800 — 1802 (Чудов монастырь справа)
бумага, акварель, тушь, графитный карандаш, чернила
34 х 47 см Эрмитаж
Именно к Чудову монастырю Иван Грозный всю жизнь будет испытывать особую привязанность. Когда в 1556 году у него родится дочь, царевна Евдокия, он будет ее крестить в Чудовом монастыре и прикажет построить над задними вратами монастыря обетную церковь во имя Иоанна Лествичника с приделом Евдокии Мученицы.
12. С. В. Разживин.
Реконструкция вида внутреннего двора Чудова монастыря
в Московском Кремле середины XIX века
В монастыре крестили и других младенцев царского рода: в 1629 году — будущего царя Алексея Михайловича, в 1672-м — Петра I, в 1818-м — Александра II. На территории монастыря хоронили монахов, светскую аристократию (князей Трубецких, Куракиных, Хованских) и известных бояр.
13
ХVI–XVII веках Чудов монастырь стал центром духовного образования. В нем действовала Патриаршья школа, среди преподавателей которой были знаменитые ученые своего времени. Об одном из них, создателе многих словарей, киевском монахе Епифании Славинецком, современники отзывались: „Муж многоученый, аще кто ни таков во времени сем, не только грамматики и риторики, но и философии и самыя феологии (теологии) известный бысть испытатель и искуснейший рассудитель, и опасный протолковник еллинского (греческого), славянского и польского языков“.
Обитель располагала огромным книгохранилищем. Это был своего рода интеллектуальный центр Русской Церкви. Оттуда выходили образованнейшие редакторы на Московский печатный двор. Там работали крупные богословы и книжники. Оттуда же происходил, например, великий книжник Евфимий, глава интеллектуальной «партии» старомосковских консерваторов второй половины XVII века.
14. Чудов монастырь 1865-1875
Стереопара
В 1812 году во время оккупации Москвы наполеоновскими войсками монастырь в очередной раз разграбили, некоторую церковную утварь переплавили, книги сожгли. На территории был разбит штаб гвардейских полков, а на месте соборной церкви устроили спальню маршала Луи Николя Даву. После окончания Отечественной войны монастырь восстановили и вернули часть украденного. В нём также начали работать Духовная консистория, Епархиальное попечительство и Духовный цензурный комитет. Когда эти учреждения переезжали, их помещения переоборудовали в братские кельи.
15. Верещагин Василий Васильевич (1842 — 1904)
«Маршал Даву в Чудовом монастыре» 1887 — 1895
холст, масло
80,5 х 62,5 см
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
16. Верещагин Василий Васильевич (1842 — 1904).
«Маршал Даву в Чудовом монастыре» 1900
Холст, масло
127 x 81 см
Государственный исторический музей, Москва.
При Николае I монастырь стал центром общественной жизни Москвы и местом проведения государственных праздников. В ноябре 1826 года в нём отмечали первую военную победу над Персидской империей в Русско-персидской войне. Во время высочайших визитов царской семьи в Москву Чудов монастырь наряду с кремлёвскими соборами включался в обязательный маршрут церковно-государственных церемоний и юбилейных торжеств, особенно частых в конце XIX—начале XX веков. Шествие в монастырь обычно совершалось после литургии в Успенском соборе и поклонения мощам московских святителей, которые там находились.
17. Торжественное шествие императорской семьи в Кремле в Чудов монастырь.
18. Чудов монастырь. Коронация Николая II, 1896
19. Кремль. Ивановская площадь. Коронация Николая II, 1896
20. Кремль, Чудов монастырь. Открытие памятника Александру II в Москве
21. У Чудова монастыря 1905 — 1913
в Чудовом монастыре было организовано захоронение великого князя Сергея Александровича: усыпальницу соорудили в подклете Алексиевской церкви по проекту архитектора Василия Загорского. Склеп великого князя находился под полом, точно под ракой святителя Алексия.
22. Чудов монастырь. Храм-усыпальница Вел. Кн. Сергея Александровича 1909
23. Чудов монастырь. Храм-усыпальница Вел. Кн. Сергея Александровича 1909
Иконостас
Последним наместником монастыря с 1904 года был архимандрит Арсений (Жадановский) (с 1914-го — епископ Серпуховской, викарий Московской епархии). Он стремился приблизить Чудов монастырь по внутреннему строю к лучшим обителям того времени. Монахи должны были непременно посещать все церковные службы и общую трапезу. Они могли покидать монастырь только с разрешения начальства. Вход женщин в ограду и кельи был запрещён. За входящими и выходящими из монастыря смотрел привратник, запиравший ворота в восемь часов вечера. Начинания нового наместника понравились далеко не всей братии, часть монахов покинула монастырь. Архимандриту Арсению приходилось приглашать иноков из других обителей
24
Осенью 1917 года во время Октябрьской революции Кремль обстреливали из тяжелой артиллерии — в монастырь попали шесть снарядов, два из которых взорвались в покоях митрополита. После революции монахов изгнали, а в кельях устроили различные учреждения. Мощи святого Алексия перенесли в Архангельский собор.
25. Чудов монастырь после обстрела. 10 ноября 1917 года
Фото архитектора П. П. Покрышкинна
В 1918 году в монастыре открыли пулемётные курсы, которые годом позже преобразовали в Военную школу имени ВЦИК, а в 1919-м — в кооператив «Коммунист». В 1923 году монастырь признали памятником архитектуры, несмотря на это уже через шесть лет на территории Кремля было решено снести Малый Николаевский дворец, Чудов и Вознесенский монастыри. Перед сносом администрация Кремля вызвала живописца Павла Корина для демонтажа наиболее ценных фресок, однако не дала ему завершить работу, сохранившиеся фрагменты фресок и иконы поступили в Третьяковскую галерею, Исторический музей и Музей имени Андрея Рублёва.
26. Апостол Петр (Чудов монастырь). Музей имени Андрея Рублева
27. Голова Иосифа. Фреска. XVI век.
Собор Чуда Архистратига Михаила Чудова монастыря в Московском Кремле.
Музей — Новодевичий монастырь (филиал ГИМ)
28. Св. Прохор. Фреска. После 1547 года.
Собор Чуда Архистратига Михаила Чудова монастыря в Московском Кремле.
Музей — Новодевичий монастырь (филиал ГИМ)
Как был разрушен Собор:
Москва. 17 декабря 1929 года.
Мы, нижеподписавшиеся сотрудники Центральных государственных мастерских, научный сотрудник Г. О. Чириков, фотограф А. В. Лядов, практикант – реставратор С. С. Чураков, столяр А. Е. Шленский и специалисты по съемки фресковой штукатурки, реставраторы П. Я. Епанечников, Н.Н. Дубков и А. И. Попов, командированные для продолжения производства работ в Московском Кремле в бывшей церкви Чуда Архистратига Михаила Чудова монастыря по съемке фресок, составили настоящий акт в том, что мы, явившись к 9 часам на работу, нашли храм взорванным и представляющим груду строительного мусора. Оставленные на подмостях накануне, то есть 16 декабря, только что снятые две фрески святителей в кругах с алтарной абсиды и прикрытые фанерой не найдены, а означенная фанера без фресок оказалась лежащей около развалин среди досок.
29. Гибель Чудова монастыря 1929
30. Гибель Чудова монастыря 1929
31. Гибель Чудова монастыря 1929
32. Разрушение Чудова монастыря 1930-1931
33. Чудов монастырь. Благовещенская церковь 1930-1931
34. Чудов монастырь. Алексиевская и Благовещенская церкви 1930-1931
35. Чудов монастырь 1930-1931
36. Чудов монастырь. Разборка Алексеевской и Благовещенской церквей 1930-1931
Храм Чуда Архангела Михаила был разрушен 17 декабря 1929 года (его место было отведено для курсантского административного корпуса), а остальные постройки монастыря — сносились до 1932-го. В день сноса храма архитектор Пётр Барановский, последний человек, видевший интерьеры Чудова монастыря, успел лишь вынести из здания раку святителя Алексия. Останки митрополита перенесли в Успенский собор, а 1947-м — в кафедральный Богоявленский собор в Елохове.
Курсантский корпус, известный как 14-й корпус Кремля, на месте разрушенных зданий построили в 1934 году по проекту архитектора Ивана Рерберга или Владимира Апышкова. Позже в нём находился Президиум Верховного Совета СССР, а затем — подразделения Администрации президента России.
37. До постройки 14-го корпуса Кремля
38. 14-й корпус Кремля. 1965-1970
39. 14-й корпус Кремля
А было так:
40
41
42. Вейс Иозеф Андреас 1814 — 1887
Иван Великий 1852 (слева виден кусочек Чудова монастыря)
Бумага, акварель
43. Степан Шухвостов (1821-1908)
«Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря в Московском Кремле» 1866
45. La Grande Cloche de Moscou
Большой Московский Колокол.
Литография.
Москва. 1837
46. Вид на Чудов монастырь 1900-1910
47. Вид на Чудов монастырь 1903
48. Чудов монастырь 1912
49. Соборный храм Чуда Архангела Михаила. Слева — Колокольня, под которой находилась церковь Иоасафа Белгородского. Справа виден собор соседнего Вознесенского монастыря, 1882 год
50
51. Иконостас собора Архангела Михаила Чудова монастыря 1900-1910
52. Иконостас собора Архангела Михаила Чудова монастыря 1900-1910
53. Внутри собора Архангела Михаила Чудова монастыря 1900-1910
54. Надпрестольная резная сень в алтаре Чудовского собора. Мастер Пётр Ремезов. 1641 г. Сень была перенесена в алтарь собора Двенадцати Апостолов Патриаршего дворца.
55
56. Чудов монастырь 1897
57. Чудов монастырь 1900-1906
58. Царская площадь 1900
59. У Чудова монастыря 1905
60. Чудов монастырь, Хатунское общество хоругвеносцев 1909
61. Кремль. Ивановская площадь.Чудов монастырь 1905
62. 1900-1906
63. 1906
64. Кремль. Ивановская (Царская) площадь 1906-1917
66. Царь колокол и Чудов монастырь 1911—1917
67. Во дворе Чудова монастыря. Вдали видны главы Вознесенского собора
68. Двор Чудова монастыря 1910
69. Двор Чудова монастыря 1910
70. Двор Чудова монастыря 1910
71. Двор Чудова монастыря 1910
72. Чудов монастырь. Церковь Михаила Архангела 1882-1889
73. Кельи Чудова монастыря 1910-1915
74. Чудов монастырь.Митрополичьи кельи 1913
75. Чудов монастырь.Митрополичьи кельи 1913
76. Чудов монастырь.Митрополичьи кельи 1913
77. Чудов монастырь.Церкви Св.Алексия и Благовещения 1900-1929
78. Кремль. Чудов монастырь. Усыпальница великого князя Сергея Александровича 1909-1910
79. Чудов монастырь. Храм усыпальница Вел. Кн. Сергея Александровича 1909
80. Чудов монастырь. Храм усыпальница Вел. Кн. Сергея Александровича 1909
81. Чудов монастырь. Храм усыпальница Вел. Кн. Сергея Александровича 1909
82. Чудов монастырь. Храм усыпальница Вел. Кн. Сергея Александровича 1909
83. Чудов монастырь. Храм усыпальница Вел. Кн. Сергея Александровича 1909
84. Чудов монастырь. Храм- усыпальница Вел. Кн. Сергея Александровича 1909
Видна дверь перехода в Николаевский дворец
85. Чудов монастырь. Храм усыпальница Вел. Кн. Сергея Александровича 1909
86. Южный терракотовый портал Собора Чуда Архангела Михаила Чудова монастыря.
Съёмка перед разборкой в декабре 1929 года.
87. Южный портал, акварель
88
89
90. Макет Чудова монастыря
91. Макет Чудова монастыря
yarodom
Какие сооружения Кремля были разрушены в XX веке?
17 декабря 1929 года был взорван Чудов монастырь
Московский Кремль мог выглядеть совсем иначе. На его территории было разрушено много храмов, среди которых постройки Чудова и Вознесенского монастырей, Малый Николаевский дворец, собор Спаса на Бору и другие. ©Чудов монастырь был разрушен в 1930 году, однако подорвали его несколько ранее — в ночь на 17 декабря 1929 года, под предлогом того, что потребовалось место для размещения военной школы, где проходили бы обучение кремлевские курсанты.
До революции он находился в Кремле на Ивановской площади. Теперь на его месте — мостовая перед Успенской звонницей и правительственное здание Президиума Верховного Совета, построенное по проекту Ивана Рерберга.
История храма
Монастырь заложен в детские годы Дмитрия Донского митрополитом Московским Алексием на месте ханского двора, где жили послы Золотой орды, приезжавшие за данью. Место добровольно отдали столице за то, что Алексий излечил от слепоты жену хана Джанибека. Для этого митрополит ездил в Орду.
Начало Чудову монастырю положила каменная церковь во имя Чуда Архистратига Михаила, заложенная в сентябре 1365 года — один из самых ранних каменных храмов в Москве.
В начале XVII века Чудов монастырь стали называть Великой лаврой. При Патриархе Филарете здесь было открыто греко-латинское училище. В 1666 году в монастыре собором патриархов и епископов был низложен знаменитый Патриарх Московский Никон.
В 1771 году, во время чумного бунта в Москве, монастырь был разграблен москвичами. А во время Отечественной войны 1812 года, когда Москва была захвачена французами, здесь находился штаб Наполеона. В алтаре собора была устроена спальня маршала Даву.
В Чудовом монастыре был погребен его основатель — св. митрополит Алексий. Его мощи покоились в соборе, а в 1686 году их перенесли в специально построенную церковь во имя св. Алексия митрополита.
В ходе революции 1917 года монастырь был значительно повреждён. В 1919 году его закрыли. А в 1929 году Чудов монастырь, Малый Николаевский дворец и Вознесенский монастырь разрушили, а на этом месте было решено построить здание Школы красных командиров, проект которого разработал архитектор И. Рерберг. Позднее здесь разместился Президиума Верховного Совета.
После разрушения монастыря мощи святителя Алексия перенесли в Архангельский собор, а в 1947 году по просьбе патриарха Алексия I их перенесли в Елоховский собор, где они покоятся и в наши дни. Ценные иконы из Чудова монастыря передали в Третьяковскую галерею и Оружейную палату Кремля.
В ХХ в. уничтожено более половины архитектурных сооружений Кремля. На инфографике и фотографиях ниже показано, какие сооружения были безвозвратно потеряны.
Утраченные церкви:
ЧУДОВ МОНАСТЫРЬ
Основан в 1365 г. Разрушен в 1930 г.
На месте храма построен Кремлевский Дворец съездов.
Фото: Карл Андреевич Фишер (1859-1923)
ВОЗНЕСЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Построен в 1386 г. Разрушен по инициативе Коменданта Кремля в 1929 г.
На месте планировали построить Военную Школу ВЦИК.
Фото: Николай Найденов (1835-1905)
ЦЕРКОВЬ КОНСТАНТИНА И ЕЛЕНЫ НА ПОДОЛЕ
Построена в середине XV века. Первый снесённый храм после прихода к власти большевиков.
Уничтожена в 1928 г. под предлогом «расширения площади кремлевского сада».
Фото: Николай Найденов (1834-1905)
МАЛЫЙ НИКОЛАЕВСКИЙ ДВОРЕЦ
Построен в 1775 — 1776 гг. Разрушен в 1929 г.
Снесён для постройки на его месте военной школы РККА.
Фото: автор неизвестен
ПАМЯТНИК АЛЕКСАНДРУ II
Установлен в 1898 г.
Обошелся казне в 1 миллион 800 тысяч рублей. Снесли по инициативе Ленина в 1918 г. — бронзовую фигуру императора, в 1928 г. — остальную часть монумента
Фото: открытка 1898 года
ЦЕРКОВЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ НА ЖИТНОМ ДВОРЕ
Построена в 1731 г.
Снесли в 1932 г. во время перепланировки архитектурного облика Кремля
Фото: Николай Найденов (1834-1905)
СОБОР ПРЕОБРАЖЕНИЯ, ИЛИ СОБОР СПАСА НА БОРУ
Построили к тысячелетию Константинополя в 1330 г. Разрушен по распоряжению И. Сталина к 1 мая 1933 г.
На месте храма был построен пятиэтажный служебный корпус.
Фото: Николай Найденов (1834-1905)
Елена Слободян
АиФ