Содержание
Распределение типов и количества контрольных заданий по элементам знаний и умений, контролируемых на промежуточной аттестации.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5
Содержание учебного материала по программе ПМ | Тип контрольного задания | |||||||||||
З1 | З2 | З3 | З4 | З5 | З6 | З7 | У1 | У2 | У3 | У4 | ||
Раздел 1. Предмет философии и её история Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии | ТЗ 1-11 | ТВЗ | ||||||||||
Раздел 1. Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая философия | ТЗ 4-14, 25-29 | ТВЗ | ||||||||||
Раздел 1. Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени | ТЗ 6-17 | ТВЗ | ||||||||||
Раздел 1. Тема 1.4. Современная философия | ТЗ 20-28 | ТВЗ | ||||||||||
Раздел 2. Структура и основные направления философии Тема 2.1. Методы философии и ее внутреннее строение философии и ее внутреннее строение | ТЗ 19-21 | ТВЗ | ||||||||||
Раздел 2. Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания бытия и теория познания | ТЗ 22-34 | ТВЗ | ||||||||||
Раздел 2. Тема 2.3. Этика и социальная философия | ТЗ 22-26 | ТВЗ | ||||||||||
Раздел 2. Тема 2.4 Место философии в духовной культуре и ее значение | ТЗ 1-12 | ТВЗ |
Условные обозначения:
ТЗ – тестовое задание
ТВЗ – творческое задание
6. Структура контрольного задания
6.1. Текст задания
Тестовые задания по теме 1.
• Назовите основные элементы мировоззрения:
а) знания, взгляды;
б) чувства, ценности;
в) убеждения, идеалы.
• Определите основные черты философского мировоззрения:
а) эмоциональность, символизм;
б) опора на разум (рационализм), сомнение, универсализм;
в) догматизм, опора на авторитет.
• К какому понятию можно отнести следующее определение: «Первооснова всех конкретных вещей, всего сущего»?
а) материя;
б) субстанция;
в) бытие.
• К какому понятию можно отнести следующее определение: «Совокупность познавательной, ценностной и поведенческой деятельности»?
а) миропонимание;
б) мироощущение;
в) мировоззрение.
• Сопоставить исторический тип мировоззрения и его особенности:
Ответ: а- б ; б-в; в-а
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результата | Оценка |
У 1 — ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста | Определение наиболее общих философских проблем, понимание их значимости для формирования культуры гражданина и будущего специалиста | 5 баллов |
З 1 — основные категории и понятия философии | Знание основных категорий и понятий философии |
За правильный ответ на вопрос выставляется положительная оценка – 1 балл.
За неправильный ответ на вопрос выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.
Творческие задания – эссе по предложенных темам
Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Признаки эссе:
• наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.
• эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
• как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо
• в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора — его мировоззрение, мысли и чувства.
Творческое задание №1
На первых этапах философия носила стихийно – диалектический характер (милетская школа, Гераклит). С чем это связано?
Тестовые задания по теме №2.
• Назовите основные черты древнекитайской философии:
а) поиск индивидуального пути спасения и освобождения человека от тягот жизни;
б) единство человека и космоса;
в) практичность и консерватизм
2. К какому направлению древнекитайской философии относится принцип » увэй» — недеяния?
а) даосизм;
б) буддизм;
в) конфуцианство.
3.Что составляет сущность философии конфуцианства:
а) учение о государстве, основанном на законах;
б) учение об идеальном государстве, основанном на всеобщей любви и равенстве;
в) учение об идеальном государстве, основанном на возврате древних традиций и утверждений этических норм.
4. Назовите основную черту древнеиндийской философии:
а) практичность и консерватизм;
б) единство человека и космоса;
в) поиск индивидуального пути спасения и освобождения от тягот жизни.
5. Что означает понятие » карма» в древнеиндийской философии:
а) высший универсальный принцип Бытия, духовное начало Бытия;
б) » закон жизни»: бесконечная цепь перерождений;
в) «закон возмездия»: закономерное воздаяние человеку за его прежнее поведение.
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результата | Оценка |
У 2 — определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков | Определение значения философии для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков | 5 баллов |
З 5 — основы научной, философской и религиозной картин мира | Знание основ научной, философской и религиозной картин мира |
За правильный ответ на вопрос выставляется положительная оценка – 1 балл.
За неправильный ответ на вопрос выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.
Творческое задание №2
Сократа нельзя спутать ни с одним из предшествующих философов. Направленность его философских интересов иная. Объясните, в чем специфика его взглядов?
Тестовые задания по теме 3.
• Главный философский интерес эпохи античности:
а) язык;
б) человек;
в) космос.
• Счастье человека заключается в соблюдении космических законов:
а) эпикурейцы;
б) стоики;
в) киники.
• С точки зрения эпикурейцев счастье – это:
а) самодостаточность;
б) наслаждение;
в) мудрое молчание.
• Основой бесконечного многообразия явлений они считали нечто вещественное, телесное – огонь, воду:
а) милетская школа;
б) элейская школа;
в) пифагорейская школа.
• В чем состоит особая роль Сократа в античной философии:
а) осуществление поворота от объяснения сущности природы к философии человека;
б) разработка диалектики как умения ставить вопросы и давать ответы;
в) этические проблемы, связанные с политикой.
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результата | Оценка |
У 1 — ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста | Определение наиболее общих философских проблем, понимание их значимости для формирования культуры гражданина и будущего специалиста | 5 баллов |
З 3 — основы философского учения о бытии | Знание основ философского учения о бытии |
За правильный ответ на вопрос выставляется положительная оценка – 1 балл.
За неправильный ответ на вопрос выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.
Творческое задание №3
Ф. Бэкон считал, что чувства дают нам достоверные знания. Но Декарт с этим не мог согласиться. Ни чувства, ни авторитеты, утверждал он, не могут дать достоверного знания. Почему? Ответьте аргументирован на этот вопрос.
Тестовые задания по теме№4.
• Назовите главную область схоластики:
а) философия – служанка теологии;
б) философия, основанная на доказательстве христианских догм;
в) философия, разрабатывающая вопросы теологии;
г) все перечисленное выше.
• Что раскрывает догма Божественного откровения?
а) «Верить, чтобы понимать»;
б) «Понимать, чтобы верить»;
в) «Человек свободен в выборе добра и зла».
• Назовите основную идею раннего христианства:
а) идея божественного откровения;
б) идея равенства перед Богом;
в) «Верую дабы понимать!».
• Что лежит в основе догматизма:
а) слепая вера в авторитет;
б) доказательство правоты своих идей;
в) символ веры христианства.
• Назовите главную особенность средневековой философии:
а) космизм;
б) теоцентризм;
в) антропоцентризм.
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результата | Оценка |
У 3 — определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей | Умение определять соотношение свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей для жизни человека | 5 баллов |
З 6 — об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды | Знание условий формирования личности, понимание свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды |
За правильный ответ на вопрос выставляется положительная оценка – 1 балл.
За неправильный ответ на вопрос выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.
Творческое задание №4
По мнению Ж. Сартра свободный выбор – удел каждого человека. Человек обречен на свободу. Он выбирает неизбежно даже тогда, когда не хочет выбирать. Человек выбирает не умом, а целостностью своего «Я», и выбор его реализуется в поступке. Индивид выбирает в одиночку, без гарантий и без надежды на успех. Прокомментируйте мнение автора.
Тестовые задания по теме №5.
• Отличительная черта философии эпохи Возрождения?
а) космизм;
б) теоцентризм;
в) антропоцентризм.
• Какие качества в эпоху Возрождения составляли идеал человека?
а) религиозность и смирение;
б) благотворительность и доброта;
в) знания и творчество.
• Родина Ренессанса:
а) Германия;
б) Италия;
в) Швейцария.
• Сопоставить философа и школу.
а) М. Лютер; а) натурфилософия;
б) Ф. Петрарка; б) реформация;
в) Н. Кузанский. в) гуманизм.
Ответ: а-б; б-в; в-а
• Назовите страну – родину реформации:
а) Италия;
б) Германия;
в) Швейцария.
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результата | Оценка |
У 3 — определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей | Умение определять соотношение свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей для жизни человека | 5 баллов |
З 6 — об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды | Знание условий формирования личности, понимание свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды |
За правильный ответ на вопрос выставляется положительная оценка – 1 балл.
За неправильный ответ на вопрос выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.
Творческое задание №5
Ф. Бэкон явился родоначальником нового научного метода, который он считал Гарантией от недостатков в познании. Что это за метод и почему он гарантирует правильность познания?
ОТКРОВЕНИЕ
Божественное Откровение — проявление Бога в мире, открывающее людям познание Его и истинную веру в Него; раскрытие Богом Себя человеку в ответ на человеческое желание познать своего Создателя.
Человек есть часть мира. Мир создан без участия человека. Человек ограничен временем своего рождения и смерти и пространством своего пребывания. Как часть не может познать целого, так и человек не может познать всего. Он не может сам, собственными силами ума постичь ни первопричины всего существующего, ни смысла своей и мировой жизни, ни цели вселенной. Эти вопросы, которые встают и требуют разрешения в сознании каждого человека, неразрешимы человеческим умом. Единственный возможный способ разрешения этих и многих других насущнейших духовных запросов заключается в откровении. Если Бог захочет открыть людям эти непознаваемые истины, тогда и только тогда человек сможет познать их.
Откровение совершалось постепенно. Господь открыл Себя и Свою волю не сразу. Сначала Он дал, через чудесные явления природы и ее законов, так называемое естественное откровение. Затем дал сверхъестественные откровения через духоносных пророков и через чудесные явления в человеческой истории. И наконец, дал полное благовестное откровение в Сыне, Богочеловеке Иисусе Христе.
Христос есть полнота богооткровенной истины. Его устами говорил Сам Бог, каждое слово Его было абсолютная чистая истина. Ибо Сам Он, Спаситель мира, есть Сын Божий, истинный Бог.
Виды Откровения
Необходимо отличать сверхъестественное Откровение от т. н. естественного богопознания, часто также называемого откровением.
Под сверхъестественным Откровением подразумевается такое действие Божие, которое дает человеку знания, необходимые для спасения. В связи с этим Откровение разделяется на общее и индивидуальное.
Общее Откровение дается через особо избранных людей — пророков и апостолов — для возвещения истин веры и жизни широкому кругу лиц (отдельному народу, всему человечеству). Таковым, во-первых, по значимости является Священное Писание и Священное Предание Нового Завета, во-вторых, «закон и пророки» (Мф. 7:12), — Ветхозаветная Библия.
Индивидуальное откровение дается человеку с целью его назидания (и, иногда, ближайших к нему лиц). Многие из таких откровений, особенно даруемых святым, «нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 4) другому человеку. Поэтому в святоотеческих писаниях и в житийной литературе, хотя и рассказывается о различных переживаниях, видениях и состояниях святых, однако передается исключительно их внешняя сторона. В индивидуальных откровениях не сообщается каких-либо принципиально новых истин, а дается лишь более глубокое познание того, что уже есть в Откровении общем.
Естественным откровением, или естественным богопознанием, обычно называются те представления о Боге, человеке и бытии в целом, которые возникают у человека естественным путем на основании познания им самого себя и окружающего мира. Апостол Павел писал об этом: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (Рим. 1, 20). Этот процесс естественного богоискания и богопознания всегда имел место в истории, он присущ человеку. И поныне многие приходят к вере в Бога и во Христа, фактически, ничего не зная о религии, о христианстве, не прочитав даже Евангелия.
Церковь — хранительница Откровения
Раскрываясь человеку, Бог сообщает ему знание о Себе сверхъестественным образом. «Сверхъестественное знание есть то, которое привходит в ум путем, превышающим его естественные способы и силы, – учит св. Феодор Студит. – Бывает же оно от единого Бога, когда найдет Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым Божественной любовью». Сверхъестественное знание о Боге сообщается человеческой душе Божественной благодатью, исходящей от Отца чрез Сына в Святом Духе. Именно посредством Божественной благодати Святого Духа человек усваивает истины Божественного Откровения. Апостол Павел утверждает, что: «…никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12, 3). Это значит, что исповедать Христа Господом может только тот, на чье ум и сердце воздействовала Божественная благодать.
Божественная благодать пребывает в Церкви, подается в Святых Таинствах. Поэтому Церковь является и хранительницей Божественного Откровения. «Познается Бог только Духом Святым, – учит св. Силуан Афонский. — Нашей Преславной Церкви дано Духом Святым разуметь тайны Божии». Всю полноту истины, полученную от Христа, апостолы возвестили Церкви (Деян. 20, 27). По слову св. Иринея Лионского, апостолы положили в Церковь все, что относится к истине. Будучи «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3, 14), Церковь хранит богооткровенные вероучительные истины, называемые догматами.
Использованные материалы
Аксиома в церкви
Примеры употребления слова догмат в литературе.
Для философских материалистов абиогенез является одним из догматов их веры.
Ваши понятия о Добре и Зле, родившиеся из церковных догматов и из абсолютистских учений отцов церкви, несколько расширились за время существования христианства.
Тогда Господь вывел меня временно оттуда и привел в Церковь Адвентистов Седьмого Дня, где Ветхий Завет изучают тщательно, но тол-куют его подгоняя под свои теории и догматы.
Тьма, по альбигойским догматам, отделена от света совершено и по этому каламбур не может устраивать ни силы света, ни тьмы.
Другими словами, отрицание важнейших церковных догматов и основных таинств, отказ от поклонения святым и непризнание индульгенций, ликвидация транжирящей огромные средства католической иерархии, объявление папы наместником Сатаны, отмена церковной десятины и упразднение землевладений клира, отказа от католических храмов — таковы основные черты альбигойской ереси, в которой отразился протест народных масс против феодально-церковных порядков.
Источник: библиотека Максима Мошкова