ЧТЕНИЕ СВЯТОГО ЕВАНГЕЛИЯ В ПАМЯТЬ УСОПШИХ
Чтение и других книг Священного Писания в память живых и усопших может быть также полезно и плодотворно и для читающих и для тех, за кого читается, особенно чтение Св. Евангелия. Люди, опытные в духовной жизни, советуют читать Евангелие за находящихся в тяжелых обстоятельствах. “Чтение псалтири, — говорит известный подвижник Киево-Печерской Лавры иеросхимонах Парфений, умерший 25 марта 1855 года, — укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет трение грехов наших: ибо слово Божие огнь попаляяй есть. Однажды в продолжении сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне душе, и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапу спадает огнь с небесе, попаляет терние, и поле остается чисто. Недоумевая о сем видении, я слышу глас: терние, покрывающее поле, грехи благотворившей тебе души: огнь, попаливший его — Слово Божие, тобой за нее чтомое”.
Известны и другие случаи плодотворного действия чтения Св. Евангелия для тех, за кого оно было читаемо. Чтение же его за усопших находит свое основание и оправдание и в обычае, твердо установившемся у нас: читать Св. Евангелие у гроба архиереев и священников, а в некоторых местах — и у гроба мирян, особенно на Пасхальной Седмице.
СИНОДИК, СИРЕЧЬ ПОМЯННИК
Кроме заупокойных канонов для общего поминовения на домашней молитве главным образом в субботу Мясопустную или в прочие субботы, в нихже творится поминовение о всех усопших, употреблялся в старину особый синодик, сиречь помянник, где с подробностью, больше даже, чем в каноне субботы Мясопустной, совершается поминовение всех преждепочивших православных христиан, разнообразно потрудившихся в жизни и всяким многоразличным отшествием преставльшихся, везде и повсюду во всех языцех и по всем странам и во всяких местах, всех правоверных мужей и жен, православных христиан, умерших многообразно. За общественным богослужением все усопшие объемлются такой формулой: всех преждепочивших отец и братии наших, зде лежащих и повсюду православных. В специально поминаемых случаях формула эта может быть несколько расширена, но вообще очень расширять ее не следует, ибо в общественном богослужении кроме заупокойных молений много и других, которые также не могут быть опущены и которые все нужно расположить так, чтобы не нарушать меру и не утомить чрезмерно молящихся. Поэтому, напр., при общественном богослужении не следует даже присоединять к именам усопших каких-либо эпитетов вроде “воина, убиенного, скорбящаго”. Если же кто имеет особое усердие, кто хочет показать свою любовь к собратиям, разнообразно в жизни потрудившимся, отметив характер их земного служения, или показать свое братское сочувствие к собратиям, разнообразно по Божию изволению или по Божию попущению скончавшихся, — и се не в церкви, но в келий и в дому особее да исправляют. Такому желанию православных вполне удовлетворяет названный синодик, сиречь помянник.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Содержание
Что читать дома по умершему архимандриту?
Вопрос читателя:
Добрый вечер, батюшка! Скажите, пожалуйста, как правильно молиться мирянину за усопшего архимандрита? Я имею в виду не просто помянуть в утренних молитвах, а что читать? Над гробом священник Евангелие читает, а мирянину у себя дома можно его почитать или нельзя и как читать?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день! Господь да упокоит душу новопреставленного раба его! /Что касается молитв, несколько отличаются чин отпевания мирянина и чин отпервания священнослужителя. Относительно домашней молитвы никаких жестких предписаний нет. Есть традиция молиться об усопшем, в частности, читать по нему Псалтирь (порядок чтения Псалтирь по усопшему обычно расписан прямо в издании Псалтири), канон, поминать в молитвах. Самое главное – искренняя молитва к Богу за умершего, Ваше собственное предстояние перед Господом с просьбой о милости к душе усопшего. Что касается чтения Евангелия дома по усопшему священнослужителю, эта традиция, не распространена, но греха в такой молитве нет.
Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Что есть смерть для христианина. Церковное поминовение усопших
Cмерть есть неизбежный конец всякой органической жизни на земле, в том числе и человеческой. Но с точки зрения христианской, смерть человека не есть явление нормальное или необходимое. Напротив, смерть человека является результатом непослушания наших прародителей. Бог предупреждал Адама относительно плодов дерева познания добра и зла, говоря: “В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь” (Быт. 2:17). От Адама смерть перешла к его потомкам.
Однако, смерть человека не есть уничтожение его личности, а лишь разрушение его телесной оболочки. Слова: “Ты земля и в землю возвратишься” относятся к телу человека. Душа же человека, как носящая в себе образ и подобие Создателя, бессмертна: “И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его” (Екк. 12:7). Душа после своего разлучения с телом продолжает думать, чувствовать и действовать, но уже в ином мире, не похожем на наш материальный мир.
Что же совершается с душой человека после ее разлучения с телом? Жизнь дана человеку, чтобы он научился верить, делать добро, развивал свои таланты. Все это составляет его духовное богатство, или, по словам Спасителя, “сокровище на небе.” Смерть подводит итог жизни человека, и тогда его душа должна предстать перед Богом для отчета и для получения награды или наказания. Но этот суд не есть еще окончательный суд, потому что судится одна душа, без тела. О существовании предварительного суда ап. Павел писал: “Человеку надлежит однажды умереть, а потом суд” (Евр. 9:27). При конце мира, после всеобщего воскресения мертвых, предстоит всеобщий, Страшный суд, на котором Бог будет судить всехлюдей одновременно. Тогда каждый человек уже со своим воскрешенным телом получит или вечную награду или вечное наказание.
О состоянии души после частного суда Православная Церковь учит так:
“Веруем, что души умерших блаженствуют или мучаются по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби: впрочем не чувствуют ни совершенного блаженства ни совершенного мучения. Ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит после общего воскресения, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно” (Послание Вост. Патриархов о правосл. вере, чл. 18).
Таким образом, существуют два состояния после смерти: одно для праведных душ – в раю, другое для грешных душ – в аду. (Православная Церковь не признает римско-католического учения о промежуточном состоянии в чистилище, пургатории. Именование “геенна” отцы Церкви обычно относят к состоянию после Страшного суда, когда и смерть и ад ввергнуты будут в озеро огненное, Откр. 20:15).
Пока человек жив, Бог дает ему возможность покаяться и исправить свои недостатки. После смерти возможность покаяния отнимается. Однако, если человек умер, не заслужив рай, это не значит, что он обречен на вечные муки. До Страшного суда мучения грешников в аду временны и могут быть облегчаемы и даже могут быть сняты по молитвам верующих людей и Церкви (Послание Восточных Патр. член 18). Молитвы по умершим всегда приносят им пользу. Если они не удостоились рая, эти молитвы облегчают их загробную участь, если же они находятся в раю, то эти молитвы их радуют и больше просветляют. Почему заупокойные молитвы имеют силу, мы сейчас объясним.
Необходимость молиться за усопших
Чтобы оценить силу заупокойных молитв, надо понять, что смерть прекращает только физический контакт между людьми, но остается контакт духовный. Этот контакт осуществляется через молитву. Евангелие нас учит, что молитва, соединенная с верою, имеет большую силу. Она, по слову Господа, может и горы переставлять. Господь Иисус Христос и Его апостолы учили христиан молиться друг за друга.
Евангелия и другие новозаветные книги содержат в себе множество примеров того, как молитва одних помогала другим. Так, по вере царедворца Господь исцелил его сына (Иоан. 4:46-53), по вере женщины хананеянки была исцелена от беснования ее дочь (Мт.15:21-28); по вере отца был исцелен его глухонемой бесноватый сын (Мр. 9:17-27); по просьбе друзей Господь простил и исцелил расслабленного, которого они спустили с крыши на веревках (Мр. 2:2-12); по вере римского сотника был исцелен его слуга (Мт. 8:5-13); При этом большинство чудесных исцелений Господь совершал на расстоянии, заочно. Святой Ев. Иоанн Богослов убеждает нас обращаться с молитвами к Богу, веря, что Бог исполнит нашу просьбу, говоря: “Вот, какое дерзновение мы имеем к Нему (Сыну Божию), что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас” (1 Иоан. 5:14).
Молитва, обладая благодатной силой, не знает преград и не слабеет от расстояния. Будучи результатом любви, она, как луч света, проникает в души людей, соединяя молящихся с Богом и друг с другом. В этом отношении поучителен следующий древний рассказ. Однажды святой Макарий Египетский, идя по пустыне, нашел лежащий человеческий череп. Когда авва Макарий прикоснулся пальмовой палкой к черепу, череп издал голос. На вопрос старца “Кто ты?” череп ответил: “Я был языческим жрецом, жившим на этом месте. Ты, авва Макарий, умилосердись над нами, которые находятся в вечной муке, и молись за нас, потому что твоя молитва приносит нам утешение.” Старец спросил: “В чем же состоит утешение от моей молитвы?” Череп ответил: “Когда ты молишься о нас, то появляется свет, и мы начинаем видеть друг друга.”
Таким образом, молитва соединяет наш мир с потусторонним миром, где пребывают ангелы, святые и ушедшие от нас родственники и знакомые. С момента воскресения Христова смерть утратила свое прежнее роковое значение, но стала началом новой жизни. Теперь, как учит ап. Павел, “Ни смерть, ни жизнь… ни высота, ни глубина… не могут нас отлучить от любви Божией… Живем ли, для Господа живем, умираем ли, для Господа умираем, и потому: живем ли или умираем, всегда Господни. Ибо и Христос для того и умер, и воскрес и ожил, чтобы владычествовать над мертвыми и живыми” (Рим. 8:38, Рим. 14:8-9). Поэтому молиться не только можно, но и нужно, как за живых, так и за умерших, потому что, по слову Спасителя, у Бога ВСЕ ЖИВЫ (Лк. 20:38).
Христиане, ушедшие из этого мира, не прерывают своего союза с Церковью, к которой принадлежали при своей жизни. Но они, если праведны, имеют дерзновение молиться за нас у престола Божия, если же несовершенны, то нуждаются в нашей молитве. Ап. Павел уподобляет Церковь высокой горе, которая своим подножием опирается на землю, а своей вершиной простирается в небо. “Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам (множеству) Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех – Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета – Иисусу” (Ев. 12:22-24). Иными словами, согласно апостолу, существует самое близкое и живое общение между земной и небесной Церковью. На вере в это единство и в силу молитвы основан обычай, восходящий к апостольскому времени, поддерживать связь с умершими: молитвенно обращаться за помощью к святым мученикам и угодникам Божиим, а также поминать умерших на проскомидиях и в заупокойных молитвах.
Ответы на вопросы относительно поминовения усопших
– Почему надо отпевать усопших?
– По преданиям святых отцов и по духовной практике Св. Церкви, душа усопшего без отпевания не имеет упокоения, поэтому совершение чина отпевания является очень важным для нее. Вся Церковь, в лице священников и молящихся, просит Господа по Его великой милости простить все прегрешения усопшего и дать ему место упокоения в обителях райских. В разрешительной молитве священник не только просит о прощении души усопшего, но и молит Господа о снятии любого проклятия, тяготеющего над душой предаваемого земле человека.
– Почему у православных такой торжественный чин погребения усопших?
– Потому что тело есть сосуд Святого Духа и провожают близкие не просто тленные останки, но мощи. Предполагается, что любой христианин стремился жить свято, но, как всякий человек в этой жизни, погрешал. Об этом и молится Церковь, чтобы Господь простил грехи усопшего.
– Почему мы особенно отмечаем 3-й, 9-й, 40-й день после кончины умершего?
– По учению Церкви, после телесной смерти человека, его душа, отделившись от тела, направляется на суд Божий, где определяется её участь до Страшного Суда и всеобщего воскресения мёртвых. Сам умерший уже не может сделать ничего, чтобы изменить это решение, но способствовать улучшению загробной участи души близкого нам человека могут наши молитвы. Поэтому Церковь призывает своих чад особенно усердно молиться об упокоении почивших.
По церковному преданию, на протяжении сорока дней после смерти душа умершего готовится к Божиему суду. С первого по третий день она прибывает в местах земной жизни почившего, с третьего по девятый ей показываются райские обители, с девятого по сороковой – мучения грешников в аду.
На сороковой день совершается решение Божие, где будет находиться душа умершего до Страшного Суда. Поэтому церковь и установила совершать особое поминовение усопшего в третий, девятый и сороковой день.
Следует знать, что в дни поминовения усопших надо прежде всего посетить храм, заказать заупокойное поминовение, самому вознести молитву к Богу о упокоении близкого нам человека, по возможности посетить кладбище и лишь потом садиться за поминальный стол. Если же мы (как это очень часто встречается) ограничимся лишь последним, потратим все свои силы лишь на устройство стола, а о церковном поминовении забудем, то никакой пользы душе усопшего не принесём.
– Почему после смерти человека необходимо подавать в храме на сорокоуст об его упокоении?
– Св. Василий Великий пишет, что человеческая душа до третьего дня находится при теле, в связи с этим и хоронят его на третий день по упокоении. Когда в церкви запечатывается гроб с телом, душа в этот момент отходит от человека. После девятого дня она проходит мытарства, а другими словами – 20 судов. Пройти мытарства душа сможет в том случае, если человек вел праведный и благочестивый образ жизни. Иначе она будет осуждена. Поэтому в церкви читается сорокоуст об упокоении (то есть поминальная молитва, читаемая священником в течении 40 дней), тем самым мы сопровождаем душу человека молитвенным ходатайством перед Богом.
В прежние времена христиане после смерти ближнего все 40 дней читали за него Псалтирь и каждый день брали в своей церкви на литургии просфоры за усопшего. Этим они оказывали его душе большую помощь. Здесь уместно заметить, что нет выше той молитвы на земле, чем молитва священника при совершении Таинства Проскомидии, когда он произносит имя православного христианина и вынимает частицу из просфоры. Поэтому нужно сразу в церкви заказать сорокоуст об упокоении ближнего и подать имя усопшего для поминовения на Проскомидии. Чем в большем количестве храмов и монастырей поминается душа усопшего, тем больше для нее пользы, а также для души того, кто подает на поминовение. Важно понимать, что не количество заказанных поминовений, а вера в то, что по многочисленным молитвам тех, кто будет поминать вашего сродника в различных храмах и монастырях, ниспошлёт Господь Свою милость усопшему. Важно прилагать и самостоятельное усилие всем, кому был дорог ушедший в иной мир человек.
– Если умерший при жизни никогда не исповедовался, не причащался, не постился, будет ли ему польза оттого, что после смерти к нему приведут священника?
– Дела без веры – мертвы. Но священники такой обряд совершают над всеми, так как оставляют все на Суд и промысел Божий, на то, как Богу угодно поступить с душой грешника… Случается, что мы видели только плохие дела человека при его жизни, но не видели, когда он каялся в своих поступках. А Бог все это видел и знает, поэтому Бог с этой человеческой душой распорядится по Своей Воле.
Однажды к одному архимандриту, служившему в Тульской области, обратились люди из руководящих партийных кругов с просьбой причастить дедушку. Это было в начале 60-х годов – во времена жесточайших гонений на Церковь, когда за тайное крещение, причастие на дому и даже за небольшой ремонт храма сажали в тюрьму или заключали в психбольницу. Поэтому вполне возможно, что это могла быть провокация. Но молодые люди убедительно настаивали поехать с ними, говоря, что их дедушка умирает и не может умереть. Неоднократно его мертвым клали в гроб и каждый раз, к ужасу окружающих, он вставал из гроба, требуя привести священника для причастия и объясняя, что как только он умирает, к нему приходят все убиенные и замученные им во главе с тремя священниками, которых он расстрелял, и говорят ему: “Возвращайся, исповедуйся и причастись Тела и Крови Христовых, ибо мы вымолили твою душу у Бога”.
Близкие старика позвали местного священника, но тот, услышав в каких грехах повинен этот человек, отказался читать разрешительную молитву и сказал: “Я не могу разрешить от таких грехов. Ищите монаха…”.
После продолжительной беседы старец согласился поехать к умирающему. Перед исповедью, как положено по правилам, архимандрит попросил всех стоящих в комнате выйти, но умирающий, указывая на молодого человека, приехавшего вместе со старцем, сказал: “Пусть он останется и слышит все, ему это нужно…”. “Более страшной исповеди и в то же время более полной, – пишет архимандрит Георгий, – я никогда в своей жизни не слышал”.
После того как ярый атеист покаялся, старец прочитал разрешительную молитву и причастил умирающего. Перед смертью этот старый человек, познавший истину под страхом проклятия, завещал своим родственникам отпеть его в храме и похоронить под деревянным крестом, и чтобы никакого памятника не ставили. Так и сделали – отпевали его в церкви.
– Кого нельзя отпевать в православных храмах?
– По Уставу Церкви нельзя совершать православные обряды погребения и церковного поминовения людей некрещеных; крещеных, но отрекшихся от веры (еретиков), которые при жизни относились к Церкви с насмешкой, враждой, или, считаясь православными, увлеклись восточными религиями. Раньше таких людей отлучали от Церкви (провозглашали анафему) – ныне такое делается очень редко, но эти люди отлучили себя от Церкви сами. Церковь молится лишь за тех, кто признает Православную Церковь за Церковь истинную. Не совершается церковное отпевание самоубийц.
– Что такое заочное отпевание?
– Из-за обилия песнопений чин православного препровождения душ в мир иной, а тела – в землю называется отпеванием. Когда оно производится не над телом умершего, оно называется заочным.
– Почему люди на панихидах стоят со свечами в руках?
– При отпевании по четырем сторонам гроба ставятся четыре свечи, изображающие собой крест. При погребении, а также на панихидах предстоящие держат свечи, символизируя тем Божественный свет, которым просвещен христианин в крещении, который служит прообразом будущего света.
– Что делать родным и близким без вести пропавшего, если не известно, жив он или нет?
– Если человек пропал не так давно, надо в церкви заказывать молебны св. мученику Иоанну-воину и архангелу Гавриилу. Они помогают находить пропавших людей, а также пропавшие вещи и другое имущество.
– Часто в день Пасхи люди едут на кладбище. Стоит ли следовать этому народному обычаю?
– Христос воскрес (то есть ожил) из мертвых, смерть поправ (посрамив, победив), и тем, кто во гробах (умершим) жизнь даровал. Время Пасхи – это время жизни, воскресения, поэтому в такие дни никто из православных о кладбищах даже не помышляет. В церкви всю пасхальную седмицу не служат панихиды, а отпевания тех, кто преставился в эти светлые дни, совершаются по особому чину – пасхальному, потому что все радуются воскресшему Спасителю мира! А вот когда окончится светлая седмица и наступит Радоница (как в народе говорят – Пасха для усопших), вот тогда только и поедем на кладбище – поздравлять молитвой наших усопших родственников.
– Можно ли на могилу возлагать венки?
– Венки из искусственных цветов, например бумажных, возлагать нельзя. Лучше один живой цветочек положить на могилу, чем множество искусственных. Ведь живой цветок – символ всеобщего Воскресения, а бумажный – это есть мертвость, символ того, что умерший никогда не воскреснет. Бумажные венки заведены атеистами.
Молитва за усопшего – священная обязанность каждого христианина. Большая награда и большое утешение ожидает того, кто своими молитвами поможет усопшему ближнему получить прощение грехов. Ибо Всеблагой Господь это деяние вменяет в праведность и потому, в первую очередь, возлагает милость на тех, кто творит милость, а потом и на души, по отношению которых эта милость была проявлена. Тех, кто поминает усопших, помянет и Господь, помянут и люди по отходе из мира.
– Что важнее в день памяти близких: побывать на кладбище или отслужить обедню в церкви?
– В день памяти умершего прежде всего нужно в храме подать записку на проскомидию, заказать панихиду. Если есть возможность, побывать на кладбище. Можно организовать поминальную трапезу, но делать это с благочинием, помня о цели этого собрания – поминовение в молитвах усопшего сродника. Если же трапеза превращается в гулянку с обильным распитием спиртных напитков, то в этом нет ничего хорошего ни для души усопшего, ни для собравшихся, так как теряется смысл «поминальной трапезы».
– Кому можно подавать милостыню и как это делать?
– В период 40 дней после смерти близкого человека в согласии с традициями Православной Церкви родственники, желая помочь ушедшему в иной мир, раздают милостыню (продукты, оставшиеся вещи, деньги). Милостыню можно подавать тем, кто нуждается в этом. Алчущего накормить, нагого одеть, болящего посетить. Делать это нужно не напоказ, а “в тайне”, чтобы “левая рука не знала о том, что делает правая”.
– Для чего верующие приносят в храм продукты и кладут на столик вблизи того места, где поминают усопших?
– На Богослужениях, а особенно в дни поминовений усопших (общие – родительские субботы – или частные), у православных принято не только посетить храм для молитвы, но и принести особый вид милостыни за усопших – какие-либо продукты (за исключением мясных) на панихидный стол. После совершения заупокойного поминовения эти приношения раздаются служащим храма, а также нуждающимся и неимущим, чтобы употребить их с молитвой об упокоении тех, за кого принесена жертва. Такой вид благотворения принят в церковной жизни с давних времён, и даже в наше непростое время не стоит о нём забывать.
На кладбище
Кладбище – место печали, слёз, и в то же самое время оно для нас есть родное, дорогое, священное: тут, под святым крестом, покоятся наши деды и отцы, наши сродники и знакомые. На кладбищах, среди могил, стоит Церковь Божия, наша молитвенница за живых и умерших; под её материнским кровом ютятся христианские могилы.
Церковь, везде и всегда спасительная, на кладбище особенно необходима: на могилах – слёзы и скорби, в церкви – утешение и вразумление.
Посещать кладбище следует, и почаще – большая польза от этого. Побываешь на кладбище, посмотришь на могилки и подумаешь о кончине своей, а мысль о смерти остерегает от многого дурного и многому доброму поучает…
– Как часто и в какие дни нужно бывать на могилах и что желательно там делать?
– Желательно посещать кладбища в день смерти усопшего, также в дни рождения, именин (день Ангела), родительские субботы и Радоницу. Нужно помянуть усопшего молитвой, навести на могиле порядок. Там можно попросить священника отслужить панихиду.
– Нужно ли украшать могилы?
– Лучшим украшением христианской могилы является надгробный крест. Обычай ставить кресты на могилах умерших восходит к глубокой древности. Впервые этот обычай появился около III века на Востоке, в Палестине, и перешел к нам вместе с верой из Греции.
Ограда могилы, надгробный крест, само место в ограде должно быть сохраняемо в благоустройстве и чистоте. Это попечение является естественным проявлением в христианах чувства уважения к праху предков и вообще ближних, в вере скончавшихся.
– Зачем в церкви подают записки о здравии и об упокоении? Как правильно их написать?
– Записки или, говоря по-церковному, поминовения, подаются верующими в свечной ящик (место при входе в храм, где продаются свечи и оформляются требы) перед началом Божественно литургии – главного Богослужения Православной Церкви, совершаемой в утреннее время. Записки передаются в алтарь, где священнослужители, прочитывая их, вынимают при этом частицы из просфор (небольших двухчастных хлебцев с изображением Креста). В конце Литургии эти частицы погружаются в чашу с Телом и Кровью Христовой; при этом священник произносит такие слова: «Отмый (Омой), Господи, грехи зде (здесь) поминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых Твоих». Таким образом, душам поминавшихся о здравии и об упокоении подаётся особая Божия Благодать. За службой можно подавать записки с особым поминовением: сорокоусты, полугодовые, годовые и вечные поминовения.
При написании записок или при заполнении поминальников – небольших книжечек о здравии и упокоении, следует соблюдать определённые правила. В Записках пишутся только имена поминаемых и только в родительном падеже (например, кого? – Андрея, Марии). В начале записки следует изобразить Крест и написать «О здравии» или «Об упокоении».
Поминать можно лишь крещённых в Православной Церкви, в поминовениях об упокоении нельзя писать имени покончивших с собой. Кроме имён поминаемых, в записках допускаются следующие уточнения: перед именами священнослужителей пишется их сан (причём вместо слова «священник» пишется «иерей»); дети до 7 лет именуются «младенец», старше 7 лет – «отрок» или «отроковица»; военнослужащие именуются «воин», усопшие до наступления сорокового дня – «новопреставленный». Перед именем поминаемого о здравии больного пишется «болящий», перед именем скончавшегося насильственной смертью – «убиенный». Все эти слова можно писать в сокращённом виде.
– Можно ли молиться о родных, умерших некрещёными?
– Общецерковное поминовение некрещёных умерших в Православной Церкви не совершается. Записки с их именами не следует подавать на Литургию или панихиду.
Но родственники и близкие умерших, полагаясь на милосердие Божие, могут проявлять усердие и молиться о них сами – как это именуется в церковной практике, келейно (в домашней обстановке). Опытные духовники советуют в таких случаях молитвенно обращаться к святому мученику Уару (память с 1 ноября нового стиля), в частности, читать канон этому святому. В житии святого мученика Уара повествуется, что он умолил Бога о прощении грехов некрещёных умерших родственников Клеопатры – женщины, которая позаботилась о сохранении и прославлении его мощей.
О продуктах в церкви
В любом православном храме можно увидеть стол с подсвечником, куда благочестивые женщины приносят продукты: хлеб, муку, сахар, конфеты и даже блюда собственного приготовления. Называется это место «канун». Особенно много этих приношений в дни сугубого поминовения усопших: вселенские, родительские субботы. Например, Троицкую, совершаемую накануне праздника Троицы; или Дмитровскую (ближайшую к 8-му ноября, дню памяти вмч. Димитрия Солунского) субботу – в память погибших на Куликовом поле. В эти дни даже приходится ставить дополнительные столы. Зачем же все это приносится в храм? Нет ли здесь какого-либо «пережитка язычества» , «двоеверия» как считают некоторые исследователи? Освящены ли подобные приношения Церковью или это просто некий народный обычай?
В 3-й главе Типикона (основной книги по уставу богослужения и церковной дисциплины) содержится «Чин благословения колива, сиесть кутии или варения пшеницы с медом смешенныя и различными сладкими овощами украшенных и в честь и память Господских праздников или святых Божиих в церковь приносимыя». Стало быть, существует специальный богослужебный чин освящения подобных приношений. В названии этого чина мы даже видим как будто некий «рецепт».
Попробуем дальше разобраться, что это за блюдо и зачем оно приносится в церковь. В молитве этого чина есть такие слова: «Сам Всеблагий Царю, и семена сия с различными плоды благослови и от них вкушающия освяти, яко в славу Твою и в честь святаго сия предложишася от Твоих рабов и в память во благочестивой вере скончавшихся. Подаждь же, Блаже, благоукрасившим сия и память совершающим вся, яже ко спасению прошения и вечных Твоих благ наслаждение». То есть это молитва и о вкушающих и о приготовивших, и даже не просто приготовивших, но «благоукрасивших» , что говорит об особенной торжественности этого блюда. Святитель Афанасий (Сахаров) пишет об этом чинопоследовании так: «У нас этот чин как праздничный почти совсем позабыт, и кутья обычно считается исключительной принадлежностью заупокойных служб. Церковный же устав, назначая принесение ее в церковь не только при поминовении усопших, но и в праздники Господние и святых, тем самым внушает смотреть на кутью несколько иначе. Это вкусное и сладкое блюдо, одно из блюд праздничной трапезы, причем хотя и недорогое, но все же сладкое, лакомое, а вместе и питательное, и значит оно из лучших». Получается, что речь идет о сладкой каше, приносимой в честь праздника и память усопших. Почему же именно каша и как может она быть в честь и память? В описании монастырской трапезы на святой горе Афон говорится: «Братия вкушает коливо со словами «Бог да упокоит отцы и братию нашу».
То есть кутия эта предназначается для праздничной трапезы, «в честь» праздника, а «память» почивших заключается в том, что те, кто едят эту кашу, поминают их, причем не просто «добрым словом» , а молитвой об их упокоении. В нашей же стране как праздничное и поминальное блюдо издавна используют также и блины.
Домашние молитвы называются «келейным правилом». Этим как бы указывается, что домашние молитвы не должны быть чем-то безпорядочным, случайным, а должны быть именно правилом, то есть должны быть составлены по известному правилу, должны иметь более или менее определенный порядок и возможное постоянство.
Церковь призывает своих чад молиться о живых и усопших каждый день. Главная домашняя молитва об усопших — это помянник, который есть в каждом молитвослове. Молитвы об усопших есть и в утреннем и в вечернем правиле.
В каком же виде может быть совершаемо на домашней молитве поминовение усопших сверх того, что имеется в помяннике, предназначенном для ежедневного чтения?
Чтение Псалтиря за усопших
Чтение Псалтири в память усопших приносит им великое утешение, ибо это чтение приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых. «Псалтирь… за весь мир Бога молит», — пишет святитель Василий Великий.
Во многих местах есть обычай просить священнослужителей в монастыре или лиц, специально этим занимающихся, почитать Псалтирь в память усопших (эта просьба соединяется с подачей милостыни за поминаемых). Но гораздо утешительнее для поминаемых, если мы будем читать Псалтирь сами, показывая, что лично хотим потрудиться в память усопших, а не заменяя себя в этом труде другими. Подвиг чтения Псалтири будет не только как жертва Господу за поминаемых, но и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении. И, наконец, сами читающие Псалтирь получат от слова Божия и великое утешение и великое назидание, чего они лишаются, поручая другим это доброе дело и сами чаще всего не присутствуя даже при нем.
В богослужебных книгах нет определенных указаний о порядке домашнего чтения Псалтири по усопшим. Если чтение Псалтири совершается только ради поминовения, необходимо после каждой «Славы» и после каждой кафисмы читать специальную поминальную молитву. Относительно формулы поминовения при чтении Псалтири нет однообразия. В различных местах употребляются различные молитвы, иногда произвольно составленные. Практика Древней Руси освятила употребление в этом случае заупокойного тропаря «Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего» или «Помяни, Господи, душу усопшей рабы Твоей (усопших раб Твоих)», причем во время чтения полагаются поклоны, а самый тропарь читается трижды. Согласно той же старинной практике, чтение Псалтири за упокой предваряется чтением канона за умерших многих или за единоумершего, после которого начинается чтение Псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный канон, после которого снова начинается чтение первой кафисмы. Такой порядок продолжается во все время чтения Псалтири за упокой.
Есть практика чтения одной 17-й кафизмы, происходящая за недостатком времени.
Чтение Псалтири является молитвой Господу. Отцы и подвижники Церкви предлагают верующему читать Псалтирь по одной кафизме ежедневно, указывая, что непременным условием чтения является благочестие и чистота сердца.
Чтение Евангелия в память усопших
В память живых и усопших может совершаться чтение Святого Евангелия.
«Чтение Псалтири, — говорит преподобный Парфений Киево-Печерский, — укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших: ибо слово Божие огнь попаляяй есть. Однажды в продолжение сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне душе и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапу спадает огнь с небесе, попаляет терние, и поле остается чисто. Недоумевая о сем видении, я слышу глас: терние, покрывающее поле — грехи благотворившей тебе души; огнь, попаливший его, — Слово Божие, тобой за нее чтомое».
Известны и другие случаи плодотворного действия чтения Святого Евангелия для тех, за кого оно было читаемо. Чтение же его за усопших находит свое основание и оправдание и в обычае, твердо установившемся у нас: читать Святое Евангелие у гроба архиереев и священников, а в некоторых местах — и у гроба мирян, особенно на Пасхальной Седмице.
Как поминать на домашней молитве неправославных
На домашней молитве по благословению отца духовного может быть совершено поминовение даже и тех, кого нельзя поминать на церковном Богослужении. О преподобном Макарии Египетском известно, что он молился об умерших язычниках и это приносило им отраду. Святитель Григорий Двоеслов молился о языческом императоре Траяне и получил извещение, что молитва его не бесплодна. Такой строгий ревнитель Православия, как преподобный Феодор Студит, не допуская открытого поминовения на Литургии усопших еретиков-иконоборцев, находил возможным для близких их поминовение тайное: «Разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню».
Чтение Евангелия и Псалтири по усопшим
⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 46
Душа усопшего человека не может сама изменять своего состояния, как это было возможно делать путем Покаяния во время земной жизни. Позаботиться о нем может только Церковь, в лице отдельных ее членов, которые готовят тело усопшего христианина к погребению и совершают молитвословия об упокоении его души.
Смысл молитв об усопших заключается в том, что Господь по молитвам живых очищает от грехов беспомощные души, покинувшие этот мир. Более того, те, кто по любви к усопшему творят о нем молитву к Богу, также получают от Него благодатные дары по слову Евангелия: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (Иак. 5; 16). Молитва же за усопших праведников, которые были за благочестивую жизнь прославлены Богом, вызывает их ответную молитву пред Богом за самих молящихся.
Обычай читать Псалтирь и Евангелие над усопшими коренится в глубокой древности: так в Четьих‑Минеях рассказывается о том, как Апостолы провели три дня в псалмопении у гроба Божией Матери, а в «Постановлениях апостольских» говорится: «Погребая умерших, износите их с псалмами» (кн. 6, гл. 5). Чтение Псалтири не только помогает умершему, но и дает утешение скорбящим, находящимся у гроба.
Кто и когда совершает чтение. Чтение Псалтири или Евангелия должно начинаться после того как окончены молитвословия «Последования на исход души». Чтение совершается стоя (лишь в случае изнеможения чтецу позволяется сидеть) следующими лицами:
1. Евангелие над телом усопшего архиерея или пресвитера читается священником.
2. Псалтирь над телом диакона, монаха или мирянина – как церковным чтецом, так и любым благочестивым мирянином, имеющим такой навык.
Порядок чтения Псалтири. Перед каждой кафизмойчитается «Приидите, поклони́мся…» (трижды) а после нее – Трисвятое по «Отче наш…», тропари, положенная на каждой кафизме молитва и молитва «Помяни, Господи Боже наш…», напечатанная в конце «Последования по исходе души», с упоминанием имени усопшего. Иногда к ней прибавляют пасхальные песнопения, выражающие уверенность в будущем воскресении всех усопших. Кроме того, по каждой «Славе» читается: «Слава, и ныне», Аллилуиа (трижды), молитва «Помяни, Господи Боже наш…» и еще раз «Слава, и ныне»; после чего – следующая «Слава». При чтении Псалтири очень желательно присутствие родных и близких покойного и их молитва о нем хотя бы в течение некоторого времени. Читать Псалтирь над умершим принято в течение трех дней – непрерывно днем и ночью, все то время, пока христианин остается непогребенным. Но такой порядок чтения могут обеспечить в современных условиях лишь очень немногие, поэтому, как один из вариантов, над умершим прочитывается полностью вся Псалтирь и этим ее чтение ограничивается.
Канонный столик в интерьере храма
Поминая усопшего, к его имени следует присоединять:
1. В течение сорока дней по его кончине – слово «новопреставленный».
2. К имени монахов, священно– или церковнослужителей – наименование их сана: епископ, архимандрит, игумен, протоиерей, иерей, диакон, иподиакон, чтец, ктитор, монах.
3. К имени мирянина – слова «раб(а) Божий(ия)».
4. К имени ребенка до 7 лет – младенец.