Содержание
2
Вариант 2.
Обязательная часть
1.(1 балл). Определите, в каких словах неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите эти слова и поставьте правильно ударение.
позвОним , рвалА , грАжданство , давнИшний,
2. (1 балл). Запишите, вставьте пропущенные буквы ы – и после ц в словах:
Медиц…на; ц…фра; акац…я; синиц..н.
получить компенсац…ю.
3. (1 балл) Запишите, вставьте нужное окончание в имена существительные:
Приказ о назначени…; выступать на конференци…; сообщили о наводнени…. чертить в проекци..;
4. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы в словах. Запишите их в два столбика.
Пр…градить путь, пр…странный город, пр…везти картофель, пр…морский город, пр…мирение друзей,пр…старый поселок.
с приставкой при- |
с приставкой пре- |
5. (1 балл). Определите, какие прилагательные пишутся с одним н, какие – с двумя нн. Запишите их в две колонки:
Гуси…ый, , лимо..ый, карма..ый, масля..ое, , боязне..ый глиня…ый.
с н |
с нн |
6. (1 балл) Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки. Напишите правильно.
Пара носок, много абрикос, восемь мандаринов, двое северян.
7. (1 балл) Определите допущенные ошибки, связанные с неправильным определением рода имен существительных, и выпишите правильные словосочетания.
Красивая тюль, паровозный депо, черное кофе, день рождение.
8. (1 балл) Вставьте пропущенные буквы. Выпишите предложения, в которых есть слово с пропущенной буквой Ь?
Легко решает…ся. Суждено встретит…ся. Пора исправлят…ся.
9. (1 балл) Выпишите строчку, во всех словах которой пишется буква А.
1) предл..гать, р..стет, ук..ризна, насл..ждение;
2) пол..гать, оч..ровательный, р..скошный, вопл..щение;
3) сокр..щать, ср..стание, нас..ждать, об..ятельный;
4) погл..щать, сн..ряжать, заст..влять, отв..рить дверь.
10. (1 балл) Выпишите предложения, в которых вместо пропущенной должна стоять буква Е.
— Кому раскро…шь сердце?
— Без беды друга не узна…шь.
— Правды не переспор…шь.
— Правда глаза кол…т.
11. (1 балл) Выпишите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
— (Не) исследованные геологами районы весьма перспективны.
— На выставке художник показал (не)похожие на прежние работы акварели.
— Перед нами лежала (не)широкая дорога.
— Он (не)годующе смотрел на старца.
12. (1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Выпишите предложение, в котором нужно поставить запятую перед союзом и.
1)В саду было множество красивых и редких цветов и несколько плодовых деревьев.
2) Василий считался опытным и весьма перспективным сотрудником.
3)Всю ночь читает небылицы и вот плоды от этих книг.
13. (1 балл) В следующих предложениях знаки препинания не расставлены.
Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
1. Мы собираемся переоборудовать два цеха и готовы самостоятельно финансировать этот проект.
2. Юля уже спит или просто притворяется спящей.
3.Начались долгие и серые будни и незаметно растворились воспоминания о лете.
14. (1 балл). Среди приведенных найдите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и выпишите его, исправив ошибку.
1) На предсказания метеорологов ориентируются как городская хозяйственная, так и медицинская службы.
2) Большинство книг, рассказывающих о жизни рептилий, издано в нашей стране.
3) Среди научных трудов Ф. И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка» .
15. (1 балл). Прочитайте первую часть предложения и четыре варианта его продолжения. Выберите из предложенных грамматически правильное продолжение предложения , запишите.
Работая над рецензией,
1. главная мысль определяется не сразу.
2. была дана оценка тексту.
3. определите сначала главную мысль текста.
16. (1 балл) Прочитайте все четыре предложения и определите, в каком предложении вместо слова враждебный нужно употребить слово вражеский. Выпишите это предложение, заменив в нем слово.
1)Оксана не ожидала столь сухого, даже враждебного приема
2)Вокруг этого населенного пункта расположился враждебный полк
3)В народных сказках животные иногда выступают в качестве враждебной силы, опасной для людей.
17. (1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Выпишите предложение , где нужно поставить одну запятую.
1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах шекспировского творчества.
3) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
18. (1 балл) Укажите правильное объяснение постановки запятой перед и в предложении:
Все живое тянется к воде (?) и всем вода дарит жизнь.
1.Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2.Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
3. ССП, перед союзом И запятая нужна.
Прочитайте ниже приведенный текст и выполните задания 19–21
(1)… (2)Они не влияют на появление новых биохимических реакций в тканях, а только «запускают», усиливают или замедляют те реакции, которые обычно протекают в организме. (3)Таким образом, гормоны способны влиять на все стороны обмена веществ. (4)Эффект их действия зависит от исходного содержания веществ в крови, органах и тканях. (5)Повышенное количество веществ гормоны снижают, а пониженное — повышают, в одних случаях замедляя биохимические процессы, а в других ускоряя их. (6)… влияние гормонов носит адаптивный, приспособительный характер.
19. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Одной из самых быстрых реакций организма на неблагоприятное воздействие является выделение адреналина.
2) Кора головного мозга может изменять скорость протекания реакций и даже предупреждать их возникновение.
3) Регуляция обмена веществ невозможна без участия гормонов, служащих
своеобразными посредниками.
4) Благодаря принципу обратной связи создаются устойчивые биологические
системы.
20. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
1) Впоследствии 2) Следовательно, 3) Несмотря на это, 4) Однако
21. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) они не влияют (предложение 2)
2) усиливают (или) замедляют реакции (предложение 2)
3) гормоны способны влиять (предложение 3)
4) носит характер (предложение 6)
Дополнительная часть
22. (3 балла) Вставьте пропущенные гласные. Выпишите слова той строки, во всех словах которой пропущена безударная гласная, проверяемая ударением.
1.Д…лина; к…рзина; н…зина
2Ук…рять; пок…рать; пок…рить
3Г…ризонтальный; г…ристый; г…релый
4Реж…ссер; осв…титель; монт…жер
23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
В портрете воссоздаётся облик человеческой индивидуальности: вместе с внешним сходством художник запечатлевает духовный мир изображаемого человека.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части.
24. (3балла) В следующем предложении знаки препинания не расставлены. Запишите предложение и расставьте отсутствующие знаки препинания.
По ночам к реке подвозили лес и когда белый туман закутывал берега все восемь рот настилали доски на обломки мостов.
По ночам к реке подвозили лес, и, когда белый туман закутывал берега, все восемь рот настилали доски на обломки мостов.
25. (3 балла). Определите, слитно или раздельно следует писать в каждом из данных предложений выделенные слова. Запишите предложения, раскрывая скобки.
1) ЧТО(БЫ) не видеть происходящего, я закрыл глаза, однако в ТО(ЖЕ) мгновение удары грома оглушили меня.
2) ЧТО(БЫ) ни говорили дилетанты, к пониманию классической музыки надо быть подготовленным, (ПО)ТОМУ что не так просто освоить сложное искусство.
1)ЧТОБЫ не видеть происходящего, я закрыл глаза, однако в ТО ЖЕ мгновение удары грома оглушили меня.
2)ЧТО БЫ ни говорили дилетанты, к пониманию классической музыки надо быть подготовленным, ПОТОМУ что не так просто освоить сложное искусство.
26.Из приведенных в скобках слов выберите нужные:
1)На девочке было (одето, надето) зимнее пальто.
2) (Абонемент, абонент) не отвечает.
3) Окружность и диаметр (несоизмеримые, несоразмерные) величины.
4) Как только (представится, предоставится) возможность, я поеду на юг.
5) (Дефективные, дефектные) вещи обмену не подлежат.
27. (3 балла) Составьте и запишите словосочетания со следующими паронимами.
Дипломант — дипломник, значимый — значительный,
28. (3 балла) Прочитайте текст.
Люди эпохи Возрождения видели себя прекрасными, бесстрашными и умными, и их образы на портретах несут в себе героическое, возвышенное начало. Художники видели лучшее в человеке, соответствовавшее идеалу, и, даже изображая коварство, притворство, жестокость, они создавали впечатление значительности, интеллектуальной силы личности. Таким образом, портреты эпохи Ренессанса не были вполне объективными: в них лишь в отдельных случаях отмечены черты, свойственные многим известным деятелям того времени, не гнушавшимся никакими средствами для достижения своих честолюбивых целей.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
Художники эпохи Возрождения никогда не изображали в портретах известных деятелей того времени отрицательных черт личности.
Люди эпохи Возрождения были прекрасными, бесстрашными, умными, производили впечатление интеллектуальной значительности.
Художники эпохи Возрождения, создавая портреты известных деятелей того времени, хотели подчеркнуть идеальное в человеке, поэтому, даже изображая низменные черты, создавали впечатление значительности личности.
Портреты эпохи Возрождения реалистичны: художники старались точно передать характер реального человека, не приукрашивая его.
Ренессанс, или Возрождение: эпоха великих имён
Ренессанс (Rinascimento), или Возрождение — уникальная по значению культурная эпоха, охватившая почти три века и ознаменовавшаяся расцветом искусств. Даже те, кто не особо интересуются живописью, знакомы с термином «Ренессанс» и слышали имена Леонардо да Винчи, Джорджоне, Боттичелли, Рафаэля, Тициана, Микеладжело… Но это лишь вершина айсберга: десятки их коллег — признанные величины в истории искусства, их творения включены в золотой фонд знаменитых музеев мира. И это не считая сотен художников, которых принято называть «рядовыми». Ведь практически каждый европейский правитель покровительствовал живописи в эпоху Возрождения! Старалась не отставать и аристократия.
Значение Ренессанса измеряется не только количеством замечательных произведений. В эпоху Возрождения произошли качественные изменения во всех областях культуры. Каноны Средневековья уступили место новому искусству: гуманистическому, антропоцентрическому, светскому, реалистичному. Были заложены художественные основы творчества мастеров всего Нового времени. На какое бы направление вплоть до коренного идейного перелома в конце XIX — начале XX веков мы ни взглянули, — все они выросли из ренессансной колыбели.
Название этому периоду (от латинского renasci происходят итальянское слово Rinascimento и французское Renaissance) было дано самими современниками. Например, термин встречается у итальянца Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) — художника, архитектора и писателя. Дело в том, что творцы этой эпохи, отказавшись от средневековых канонов, своим фундаментом провозгласили античное искусство. Речь шла о возрождении художественных принципов античности, которые представлялись ренессансным мастерам идеалом. Но они были новаторами, а не эпигонами. Их творчество не было слепым копированием: на древнем фундаменте построили величественный дворец, наполнив его новым содержанием.
Ну, а термин в современном значении, то есть для обозначения периода в истории культуры, ввёл в XIX веке французский историк Жюль Мишле (Jules Michelet).
Исторические вехи Возрождения
Ренессансно-гуманистическая доминанта звучит на протяжении почти трёхвекового периода: с начала 1420-х годов до последней четверти XVI столетия (завершающие аккорды были слышны и в начале XVII века). Ренессансные тенденции зародились в Италии, а затем распространились за пределы Альп, поэтому в других странах национальное Возрождение началось позже.
Разумеется, новый стиль возник не мгновенно. Новаторские идеи постепенно пробивали себе путь в течение дученто и треченто Проторенессанса, оттесняя готические и византийские мотивы.
Ренессанс делится на три периода:
- Ранний — с 1420-х годов по конец XV столетия;
- Высокий — с конца XV века до 1520-х годов;
- Поздний — до конца XVI столетия.
Раннее Возрождение
Началом ренессансной эры считают 20-е годы XV века, а очагом нового стиля – блистательную Флоренцию. Осторожное проторенессансное новаторство сменяется уверенным манифестом творцов-гуманистов. Искусство становится светским (это не означает исчезновения религиозных сюжетов, меняется сам характер творчества). Философской основой провозглашается антропоцентризм. Что же касается техники, то живописцы внимательно изучали античные идеалы, стремились к реалистичности форм и красок, работали с перспективой.
Идеализму готики противопоставил реализм Мазаччо (Masaccio) — реформатор из флорентийской школы. Большое внимание он уделял передаче индивидуальности: например, в «Чуде со статиром» у каждого из персонажей — свой характер.
Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi) был монахом (фра — не часть имени, а наименование монахов в Италии, сокращение от слова frate — брат). Но, несмотря на монашеские обеты, он наполнял картины чувственностью и жизнерадостностью. Впрочем, чего ожидать от человека, который выкрал из монастырских стен молодую монахиню? Фра Филиппо был очень интересным человеком!
На примере написанной им «Мадонны под вуалью» можно увидеть, как религиозные сюжеты переходят в плоскость светской живописи: образы поэтичны, но реалистичны. И неудивительно, поскольку позировала мастеру жена с его детьми (та, которую он похитил; брак, правда, так и не был признан законным).
Влияние античности демонстрирует «Портрет Джованны Торнабуони» Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio).
Усиление влияния реалистического подхода заметно в «Портрете старика с внуком»: прекрасный образец расцветающего портретного жанра.
Ну, а «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli) — пожалуй, известнейший шедевр кватроченто.
Такой же чувственно-радостной атмосферой и музыкальным колоритом фонтанирует «Весна».
Религиозные творения Боттичелли лирично-возвышенны и поэтично-музыкальны. «Мадонна Магнификат» так потрясла современников, что её повторяли во множестве копий.
Линии Боттичелли называют певучими. Поразительная пластичность делает его манеру письма настолько выразительной, что он относится к числу самых узнаваемых художников в истории.
Высокое Возрождение
Пиком Ренессанса считается тридцатилетие, отсчитываемое от написания «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, то есть с 1490-х годов. Центром притяжения творцов становится Рим. Здесь создаются грандиозные, амбициозно-масштабные вещи: например, росписи Микеланджело в Сикстинской капелле и Рафаэля в Ватиканском дворце. Другим центром была Венеция, которую прославили Тициан и Джорджоне.
Изобразительная техника достигает высот. Для фресок и полотен характерны сложные композиции, углубленность пространства, эмоциональная насыщенность.
Воспевая красоту человека, художники-гуманисты стремились отразить индивидуальность каждого персонажа. Для этого они внимательно изучали анатомические особенности тела, старались передать тончайшие нюансы мимики. Знаменитая «Джоконда» до сих пор поражает мир тайной своей улыбки.
Эти тридцать лет поразительны по концентрации шедевров и великих имён.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo di ser Piero da Vinci). Главные работы:
- Мадонны «Бенуа» и «Литта»;
- «Мона Лиза»;
- «Дама с горностаем»;
- монументальная роспись в миланском монастыре Санта-Мария делле Грацие «Тайная вечеря»;
- «Витрувианский человек», демонстрирующий канонические пропорции.
Характерная черта у Леонардо — лёгкая размытость: дымка сфумато. Этот приём, позволяющий в буквальном смысле «нарисовать воздух», изобрёл именно он.
Интересная деталь: современные исследователи выяснили, что гений был способен наносить краску тончайшими слоями в два микрона!
РАФАЭЛЬ САНТИ (Raffaello Santi), чьё творчество отражает самые светлые и возвышенные идеалы. Восхищает сочетание красок, изящество линий, композиционная гармония. Ему невероятным образом удавалось соединить яркость палитры с безупречным вкусом. Картины наполнены воздухом и светом.
Шедевры Рафаэля:
- одна из самых узнаваемых картин планеты – величественная и лиричная «Сикстинская Мадонна»;
- Мадонны «Коннестабиле», «Альба» и «С щеглёнком»;
- «Святое семейство»;
- «Портрет Бальдассаре Кастильоне»;
- «Дама с единорогом»;
- величественное «Преображение».
И, конечно же, невозможно не упомянуть фрески «Парнас» и «Афинскую школу».
МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРОТТИ (Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni), добившийся исключительных высот в изображении человеческого тела.
Микеланджело известен прежде всего как гениальный скульптор, про которого говорили: своим «Давидом» он отнял славу у греческих и римских статуй. Но есть у него и живописные шедевры — фрески «Сотворение Адама» и «Страшный суд».
ТИЦИАН (Tiziano Vecellio), возглавляющий венецианскую школу. Его полотна потрясают великолепной колористкой.
Он мастерски работал с полутонами, создавал изумительную игру света и тени, заполнял пространство воздушными переливами. Талант колориста наиболее ярко проявился в его поздних работах.
Живопись Тициана наполняет сочный, красочный эротизм. Великолепны и чувственны «Любовь земная и Любовь небесная», «Венера перед зеркалом», «Венера и Адонис» и знаменитая «Венера Урбинская». Это гимн красоте и радостям жизни.
Но есть у него и работы, насыщенные глубоким драматизмом. Таковы «Динарий кесаря» и «Кающаяся Мария Магдалина».
Прославился Тициан и как один из величайших портретистов. Заполучить портрет его кисти жаждали монархи и князья, римские папы и кардиналы. Говорят, что когда мастер писал Карла V и уронил кисть, монарх сам поднял её и произнёс, что даже для императора честь услужить Тициану.
ДЖОРЖДОНЕ (Giorgio Barbarelli da Castelfranco), ещё один великий венецианец. Колористические нюансы, тонкая градация освещения, выразительность и утончённость линий характерны для его техники. Сюжеты эмоциональны, образы одухотворённы и поэтичны. Такова одна из его известнейших героинь — «Юдифь».
Новаторство Джорджоне выразилось в насыщении картин образами природы. Они присутствуют в «Трёх философах», «Суде Соломона», «Поклонении пастухов», «Мадонне Кастельфранко»… Мастер одним из первых начал проявлять внимание к красоте природы, подготовив почву для выделения пейзажа как отдельного жанра.
Позднее Возрождение
Но ничто не вечно. Наступил кризис идей. Это было связано, с одной стороны, с исчерпанием новаторского потенциала, а с другой — с наступившими изменениями в общественной жизни. XVI век оказался тяжёлым для Европы: сначала Реформация расколола её на две части и спровоцировала длительную эпоху религиозных усобиц и гражданских войн, затем пришла Контрреформация.
В творческой среде оставалось всё меньше носителей возрожденческих идеалов. Тем не менее, ещё творили Микеланджело и Тициан, причём для них начало заката Ренессанса совпало с кульминацией личного творчества. Можно сказать, это была лебединая песня Возрождения…
Особым островком, где долго сохранялся ренессансный дух, была Венеция. Дело Тициана здесь продолжили Тинторетто (Tintoretto), Джакобо Бассано (Jacopo Bassano) и Паоло Веронезе (Paolo Veronese).
За Альпами продолжало шествовать так называемое Северное Возрождение, имевшее специфические особенности: в нём меньше звучали античные мотивы, зато довольно отчётливо сохранялись готические.
Кроме того, большое идейное воздействие оказала Реформация.
Ренессансная эпоха в ряде стран, начавшись позже, чем в Италии (во Франции, Испании), и завершилась позднее — в начале XVII века.
Но в целом, XVI век был переломным для европейской культуры. Европу лихорадило. Жгли ведьм, устраивали кровавые религиозные побоища, казнили еретиков. Возникали радикальные секты, назревали апокалипсические настроения… Идеалы ренессансного гуманизма уже казались неактуальными. Новые реалии куда лучше отражали изломанность маньеризма, контрасты красно-чёрного караваджизма и драматический хаотизм барокко.
ВОЗРОЖДЕ́НИЕ
ВОЗРОЖДЕ́НИЕ, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento, нем. Wiedergeburt), широкое умственное и художественное движение 14–16 вв., давшее название эпохе в истории культуры стран Зап. и Центр. (католической, латинской) Европы позднего Cредневековья и раннего Нового времени. Выразилось в стремлении к духовному, нравств. и обществ. обновлению (возрождению) человека и человечества на путях обращения к наследию как христианской древности, так и языч. античности. Для культуры В. характерен антропоцентризм, её главные творч. усилия направлены на изучение феномена человека, какую бы трактовку он ни получал в разл. богословских, этич., хозяйств., политич., социальных и эстетич. учениях эпохи. Соответственно, систему духовных ценностей, миросозерцание, сложившиеся в ренессансной культуре и ориентированные на человека, принято именовать гуманизмом. Эта система представляет собой область интересов и деятельности тех, кто посвятил себя занятию «науками о человеке» (лат. studia humanitatis; к ним относили грамматику, риторику, поэзию, историю, моральную философию, педагогику). Наряду с ренессансными, в эпоху В. были представлены иные культурные направления, испытавшие влияние гуманистич. мировоззрения и иск-ва. Это схоластика в сфере богословия, философии и права; готика в архитектуре и изобразит. иск-ве; традиции нар. культуры; идеологич. и худож. явления, связанные с развёртыванием Реформации и Контрреформации.
Возрождение: новые представления о человеке
Размещено на http://www.allbest.ru/
Возрождение: новые представления о человеке
Эпоха Возрождения (или Ренессанса) возникла в Италии в результате изменений в социально-экономической и духовной жизни, затем (XV-XVI вв.) превращается в явление общеевропейской культуры. В развитии культуры Возрождения различают следующие этапы: Раннее Возрождение, представителями которого были Петрарка, Боккаччо, Боттичелли. Высокое Возрождение, представленное Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, и Позднее Возрождение, когда обнаруживается кризис гуманизма (Шекспир, Сервантес). Движение начинается в Венеции, Флоренции, Генуе (север Италии), где интенсивно развивалась торговля, происходили процессы первоначального накопления капитала, господствовали республиканские политические режимы. В узком смысле термин «возрождение» означал активное использование литераторами, философами, учеными богатых традиций античного наследия. В широком — стал синонимом новой европейской культуры. Именно в этот период на башнях итальянских городов-государств появляются первые механические часы. Виднейший гуманист Дж. Манетти утверждал, что всемогущий бог, подобно банкиру, раздает людям время как деньги, а затем строго спрашивает с каждого о целесообразности его использования. Время становится активным фактором личностной, индивидуальной деятельности.
В эпоху Возрождения возрастает запрос на умственный, интеллектуальный труд, быстро растет число так называемых «свободных профессий», формируется светская интеллигенция.
С конца XIII — начала XIV вв. сущность человеческой личности начинает пониматься совершенно иначе.
На смену христианскому теоцентризму приходит возрожденческий антропоцентризм, когда человек, проблемы личности становятся центром и целью всякого познания, мышления в целом. Уже Данте Алигьери в своей знаменитой «Комедии», названной позднее «Божественной», писал, что из всех проявлений Божественной мудрости, человек — величайшее чудо. В дальнейшем отношение к человеку, как к некому чуду, даже как к центру Вселенной вообще, сохраняется и становится определяющим. Человек в Эпоху Возрождения воспринимался во всей его целостности — материальная природа человека интересовала мыслителей той поры не меньше чем его духовные качества. Наиболее ярко внимание к человеческому телу проявилось в искусстве Ренессанса. Возрождение интереса к красоте человеческого тела, опора на античные идеалы и пропорции человеческого тела — одна из характерных черт произведений искусства того времени. Поэтому в творчестве Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана и других выдающихся художников и скульпторов изображение человека, как существа плотского, телесного, и красивого в своей телесности становилось условием для выражения духовного мира человеческой личности.
Мыслители Ренессанса пропагандировали идею всестороннего развития человека — физического и духовного. И все же большее внимание они уделяли формированию духовной природы человеческой личности. В те времена считалось, что наиболее полно духовный мир развивают такие отрасли знания как литература, философия, история, риторика. Уже в XIV в. эти области человеческого знания и творчества стали называть гуманитарными дисциплинами, а самих преподавателей истории, литературы, философии, риторики — гуманистами.
Главным направлением деятельности гуманистов была филологическая наука. Гуманисты начали отыскивать переписывать, изучать сначала литературные, а затем художественные памятники античности, в первую очередь статуи. Поэты и художники стремятся подражать древним авторам, вообще возродить античное искусство. Но, как часто бывает в истории, особенно истории искусства, возрождение каких-то давних принципов и форм приводит к созданию совершенно нового.
Признанной столицей итальянского Возрождения являлась Флоренция. Родоначальником возрожденческого движения по праву считается великий лирический поэт Италии Ф. Петрарка. Глубоко верующий человек, он решительно отвергал схоластику, которую считал воплощением глупости и бессмыслицы. Прогрессивная философия эпохи Возрождения составляла неотъемлемую часть гуманистической культуры. Одним из наиболее глубоких и оригинальных мыслителей раннего Ренессанса проявил себя Николай Кузанский — кардинал римско-католической церкви. Главные его сочинения: «О предположениях», «О поисках бога» и другие. Он был активным членом кружка гуманистов. В теории познания в качестве ступеней познания выделяет:
— ощущения;
— рассудок;
— разум;
— интуиция.
Последовательно развивая учение о «совпадении противоположностей» в бесконечном, Кузанец рассматривает проблемы тождества «максимума» и «минимума», абсолютного и относительного в познании. Развитие гуманистического мировоззрения тесно связано с активной разработкой учения о человеке. Примером этому служит творчество Мирандола, который развивает идею платонизма о «срединном» положении человека между земным, животным и божественным. Обладая свободной волей он может снизойти до скота или возвысится до богоподобного существа.
Здесь выражена основная концепция антропологии Возрождения: человек сам творит свою судьбу, является «собственным скульптором и творцом», способен к безграничному самосовершенствованию и счастливому бытию на земле, а не на небесах.
Глубокие социально-экономические изменения способствуют проявлению новых представлений о политическом устройстве общества, социальных идеалах, путях и средствах их достижения.
Английский гуманист и политический деятель Томас Мор в своей книге «Утопия» пытался разрешить конкретные задачи общественного переустройства. Согласно Т. Мору в Утопии:
1) не существует частной собственности;
2) в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня — шесть часов;
3) самые грязные работы выполняют рабы — военнопленные и осужденные преступники;
4) мужчины и женщины имеют равные права.
Другой, наиболее известный проект социального переустройства связан с именем Кампанеллы. Его главный труд — «Город Солнца». Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца:
1) отсутствует частная собственность;
2) результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;
3) большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;
4) во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель.
Итальянские гуманисты XIV-XV вв. сравнительно мало интересовались естественными науками. Но развитие производства выявляло необходимость все более глубокого изучения природы, выявления закономерностей происходящих в ней процессов. Одной из особенностей науки является то, что она возникает в тесной связи с искусством. Причем это единство иногда проявляется в деятельности одного человека. Примером этого служит творчество гениального художника, инженера, философа — Леонардо да Винчи. Получив образование в художественных мастерских, он быстро становится первоклассным мастером живописи. Его картины «Джоконда», «Тайная вечеря» и другие представляют главные шедевры времени. Сфера его инженерных интересов необозрима. Им впервые высказаны идеи ткацкого станка, парашюта, вертолета и другие. Важнейшим научным открытием рассматриваемого периода является гелиоцентрическая система Николая Коперника, заложившая основы научной астрономии.
Галилео Галилей — великий ученый-естествоиспытатель завершает развитие науки периода Ренессанса и открывает страницу европейского экспериментально-математического естествознания.
В результате сформулированных им доказательств гелиоцентрическая система Н. Коперника и Дж. Бруно превращается из гипотезы в доказательную теорию. духовный нравственный искусство
Открытие законов механики, а также законов движения планет вокруг Солнца, познание которых было основано на математических методах приводит к окончательному отказу от элементов антропоморфизма. Понятие закона природы приобретает строго научное содержание.
Титанизм. Гуманистические представления о всемогуществе человеческой личности воплотились в титанизме, демонстрировавшем беспредельность возможностей человека. Когда говорят о титанах эпохи Возрождения, часто имеют в виду вполне определенные имена, прежде всего Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Чтобы понять титанизм как явление, необходимо хотя бы кратко обратиться к жизни и творчеству этих гениев. Деятельность их поистине универсальна, им одинаково доступны и живопись, и архитектура, и литература, и естественные науки. Более того, они успешно могли интегрировать свои знания и открытия, сделанные ими в одних областях творчества, в другие области. Например, Леонардо использовал знания оптики в живописи, изобретя свою знаменитую «дымку», делавшую его полотна более объемными. Художники эпохи опирались в мастерстве на знания математики и анатомии. Титаны эпохи Возрождения в научных прозрениях выходили далеко за границы своего времени, могли представить непредставимое — достаточно вспомнить о технических предвидениях Леонардо да Винчи, о теории множественности миров Дж. Бруно. Но титанизм как явление давал о себе знать не только среди людей великих. Стремление к самовыражению, желание выйти за грани возможного были свойственны многим людям этой эпохи. Этот массовый «всплеск» энергии во многом и породил феномен культуры.
Гибельность разгула индивидуализма ощущали сами деятели эпохи Возрождения. Отсюда трагизм, пронизывающий все творчество Микеланджело, — он характеризует время, в которое живет, как «век преступный и постыдный». Мощной критикой разгула стихийных страстей, обрекающих человека на гибель, становятся и трагедии В. Шекспира.
Можно сказать, что итальянское Возрождение раскрепостило огромный внутренний потенциал человека, накопленный на протяжении всего европейского средневековья, но сам человек еще не научился управлять этой раскрепощенной энергией. Северное Возрождение и Реформация, несмотря на всю их неоднозначность и противоречивость, внесли в новую эпоху некоторое регламентирующее начало. Все достижения и противоречия эпохи нашли свое выражение в искусстве.
Размещено на Allbest.ru
Представление о человеке в эпоху Возрождения
Представление о человеке в эпоху Возрождения
Новосибирский государственный университет экономики и управления
ulyana. *****@***com
Статья посвящена концепциям человеческого бытия в сравнительной характеристике со средневековыми и, в некотором роде, античными представлениями. Подчеркивается роль гуманитарного знания, а именно доступность новых текстов, которые имели прямое отношение к изменению самосознания человека Возрождения, что приводит к объединению свободных наук с элементами ремесленной деятельности .
Ключевые слова: Возрождение, гуманизм, представление о человеке, микрокосм, Мировая Душа, artes liberales, artes mechanicae.
Key words: Renaissance, humanism, man’s conception, microcosm, World Soul, artes liberales, artes mechanicae.
Давно известен и неопровержим факт, что с наступлением эпохи Возрождения происходит определенный сдвиг к значимости гуманизма, хотя это явление не является совершенно новым. Неверное истолкование средневековой антропологии приводит к всеобщему убеждению, что она игнорировала особенность и уникальность человеческой природы и не рассматривала связанные с ней проблемы. Бернард Грётцельзен (Groethuysen), немецкий философ, социолог и историк XX века, видит различие между взглядами Фичино или Пико с одной стороны и схоластами с другой стороны главным образом в том, что последние считали, что достаточно определить значение человека по отношению к другим сущностям посредством предоставления тому определенного места в иерархии бытия. Он утверждает, что Фичино и Пико рассматривали человека не только как часть Вселенной, но даже как противопоставление в качестве мира в себе или четвертого мира, созданного после трех других (имеется ввиду интеллигибельный, психический и материальный миры).
Средневековые схоласты осознанно подходили к уникальности человеческого существа, поскольку ценность человеческой личности является одним из основных принципов христианства. Идея о том, что человек является nodus et vinculum universi подразумевает не только, что «человек – центр мироздания», но в действительности является посредником между интеллигибельным миром и чувственным и, более того, объединяет их. Такое представление является общим для многих писателей в античности и присутствует на протяжении средневековой эпохи. Святой Фома говорит, что человек является наивысшим существом из всех творений; при этом человек – существо психофизическое. Исключительность человека определяется ни местом в иерархии бытия, ни определением того, что ниже, что выше. Человек уникален и находится «чуть ниже ангелов». А особое достоинство человека опирается скорее на индивидуальность его природы, нежели на положение в иерархии бытия.
Гуманистические взгляды, развивавшиеся на базе вновь «открытой» античной литературы, достаточно специфично сопоставлялись с панпсихическими взглядами, которые становились все более общими: довольно сложно найти причину достоинства определенного бытия, если они все являются проявлениями и вариациями одного и того же духовного принципа – Мировой Души. Панпсихизм и идея все-присутствующей Мировой Души были приемлемы не для всех авторов того времени. Телезий, например, не разделял эти взгляды, за что его критиковал Кампанелла.
Платоники итальянского Возрождения, как и Кампанелла, считали, что Мировая Душа должна считаться очевидной и доказанной реальностью. Они не видели другого способа для определения порядка и гармонии Вселенной. Такое же представление можно найти в трудах писателей XII века. Человек для них тайна и чудо, но корни таких взглядов уходят куда глубже эпохи Возрождения. Эта идея неоднократно повторяется в старых текстах, например, в «Асклепии» Гермеса Трисмегиста. Вслед за мудрецами минувших столетий авторы эпохи Возрождения повторяют старинную формулу nodus et vinculum, но для них человек – magnum miraculum. Марсилио Фичино воспринимает человека в качестве связующего звена между чувственным и интеллектуальным миром, что отвечает стоической и неоплатонической традиции. Человек заключает в себе compendium mundi, иначе – всю Вселенную, но при этом он занимает активную позицию, по сравнению со статическим состоянием в представлениях людей средневековья и античности.
Философия платоников не содержит сколько-нибудь новой концепции микрокосма, однако некоторую оригинальность в их взглядах можно найти. Понятие о человеке как о «срединном звене» (vinculum), гарантирующем единство Вселенной и параллелизм микро — и макрокосмических событий, а также другие убеждения, возникшие в античности, принятые и исследуемые в средневековье, являются важными элементами в структуре философии эпохи Возрождения. Все же есть один аспект, который, кажется, не относится к средневековым представлениям, но рассматривается у Пико делла Мирандолы. Это возможность человека творить. Несколько удивительно, что этот факт не упоминается в размышлениях о микрокосме, учитывая, что он прекрасно вписывается в эту концепцию: Вселенная порождает новые формы и события, как и человек. И хотя большинство схоластов подчеркивали свободу человека и его власть над собственной природой (potens naturae suae), а также способность формировать собственную жизнь и личность, им не пришло в голову соотнести это с микрокосмом. Пико делла Мирандола, вероятно, почувствовал эту связь, хотя и не настаивал на ней. К «центральной» позиции человека он относится как к месту, которое не является ни небесным, ни земным, ни нравственным, ни безнравственным, его бытие устроено таким образом, что человек сам может сформировать себя. Бог дал ему свободную волю – теперь человек сам решает свою судьбу, определяет свой образ и место в мире, свое лицо. Человек не просто природное существо, он творец самого себя, и этим он отличается от прочих природных существ. Зависит от человека: опуститься ли ему до уровня животного, или же возродиться духовно и стать подобным Богу.
Именно поэтому символическое значение в эпоху Возрождения получает фигура художника: в ней наиболее ярко выражается идея человека-творца, ставшего на место Бога. Леонардо да Винчи очень точно сказал о символическом значении художника: «Если живописец пожелает увидеть прекрасные вещи, внушающие ему любовь, то в его власти породить их, а если он пожелает увидеть уродливые вещи, которые устрашают, или шутовские и смешные или поистине жалкие, то и над ними он властелин и Бог… И действительно, все, что существует во вселенной как сущность, как явление или как воображаемое, он имеет сначала в душе, а затем в руках…».
Поскольку человек скорее творец, нежели творение, он вправе гордиться собой и утверждать человеческое достоинство: он сам – творец, он – деятель.
Деятельность в эпоху Возрождения, будь то деятельность врача, художника, архитектора, мореплавателя, поэта или историка, воспринимается не так, как она воспринималась в античности или средние века. У греков созерцание ставилось выше деятельности государственного человека, которую уважали в греческих республиках: созерцание приобщает человека к тому, что существует вечно, к самой сущности природы.
В средние века отношение к деятельности несколько меняется, но высшей формой деятельности признается та, что имеет отношение к нравственно-религиозной сфере — к спасению души. Эта деятельность во многом сродни созерцанию: молитва, богослужебный ритуал, размышления о вещах божественных.
В эпоху Возрождения снимается граница между наукой (как постижением сущего) и практическо-технической, ремесленной деятельностью. Было положено начало объединения artes liberales и artes mechanicae, для некоторых умов это являлось символом восстановления гармонии: семь свободных искусств, включающие классический trivium (грамматика, риторика и диалектика) и quadrivium (арифметика, геометрия, астрономия и музыка) находятся «от природы в душе», а ремесла (деятельность механическая; то, что делается руками) происходят из «подражания или человеческого изобретения», таким образом, душа и материя сливаются воедино. В позднем средневековье сложилось традиционное представление об artes mechanicae, куда входили: производство обуви, вооружения, коммерция, портняжное искусство, металлообработка, алхимия, сельское хозяйство, навигация, хирургия, стоматология и др. В VI веке Блаженный Августин считал, что artes mechanicae (как технологии, так и магия) стремятся получить контроль над природой, что извращает Божий промысел, и, соответственно, было антихристианским. В труде «О граде Божьем» Августин описывает ремесла так же, как однажды описывает «естественного гения» человека и в то же время как «излишнее, опасное и пагубное».
В эпоху Возрождения ситуация меняется. Можно проследить слияние двух видов искусств: врачи не только изучают медицину по книгам древних, но также экспериментально подтверждают заявления, проводят операции. Яркий пример: жизнь и деятельность Парацельса. Получив традиционное обучение в университете, он обучается у палачей, повитух, знахарей и хирургов того времени.
Символизм, влиятельный и в прежние века, в Возрождении быстро развивается в оригинальные системы у Агриппы, Кампанеллы, Бруно и Парацельса, а также в рационалистическое видение. Там, где средневековый символист видел таинственные аналогии или параллелизм миров, платоник эпохи Возрождения открывает совершенно рациональные связи. Можно привести пример: в произведении «Heptaplus» (1489) Пико делла Мирандола говорит о существовании трех параллельных миров: умственный невидимый мир ангелов, вечный мир небесных тел, который управляет миром преходящим, подлунным элементарным (стихийным) миром. Пико комментирует параллельность миров: «Разумная душа называется небесами. Аристотель называет небеса животным, движущим себя. Если небо круглое, душа тоже круглая и т. д.
Микрокосмизм процветал в течение длительного времени, но он уступил духу нового естествознания. Само понятие космос, каким его представляли умы Античности, Средневековья и Ренессанса, исчезло. Принцип гармоничного порядка и пропорциональности, который оказывается мощным в мысли Кеплера, теряет свое значение с физиками и философами семнадцатого века. Ньютон еще использует термины уходящей эпохи, но их значение уже стало иным.
Сначала ученые не были склонны развивать дискуссию по вопросам, мало имеющим отношения к их насущным проблемам. Кроме того, перед ними открывались огромные сферы эмпирического знания, где науке нечего было сказать. Жизнь и разум все еще считались вне досягаемости количественных методов. Когда Галилей хотел измерить все вещи и сделать измеримыми те, которые не могли быть измерены, едва ли он думал о «научной» психологии или социологии в качестве возможного будущего развития. Когда он говорил о «вещах», он, очевидно, имел в виду физические тела и явления, наблюдаемые в них.
По этой причине, антропология продолжает применять более или менее неэмпирические принципы исследования человека. Понятно, что работы по медицине, например, представляют современному читателю любопытную смесь довольно острых наблюдений и исследований, суеверных верований во всех видах оккультных силах, магии и астрологии.
Для того, чтобы адекватно оценить значение темы магии на заре культуры Нового времени, следует прежде всего иметь ввиду, что она, будучи распространенным мотивом и в эпоху средневековья, теперь выходит из подполья культуры и, предприняв новый вид, становится общей для всех великих мыслителей и ученых, которыми она как бы освящается; при этом все обязаны ей импульсом.
На сегодняшний день существуют несколько исследований, посвященных положению магии в эпоху Возрождения. Наиболее крупным можно считать произведение Линн Торндайк «История магии и экспериментального знания». В данной статье нас интересует аспект влияния на представление о человеке. В XV веке новый образ человека осознается и приобретает характерные изменения под знаком Гермеса Трисмегиста: он моделируется по очертаниям, прочно зафиксированным в герметических книгах. Оккультные науки западного мира выросли на учении этих книг. В XV веке едва ли у каждого интересующегося загадками человека была копия книг Гермеса – книгопечатание набирало оборот, но требовалось довольно продолжительное время, чтобы написанный труд поступил в публикацию, рукописные варианты также были довольно редки и дорогостоящи. Зато этому способствовали встречи, переписка, публичные лекции, встречи в печатных домах, что связало людей определенных интересов, но из разных областей знания в плотную сеть. Думаю, что ради справедливости стоит упомянуть о том, что многие разочаровались в магии (и это, скорее, всеобщее разочарование), которое стало обычным делом в литературе, например, у Шекспира и Гёте.
Опять же нельзя однозначно смотреть на магов Возрождения. В это время ведутся оживленные дискуссии вокруг проблем истинной и ложной магии, истинной и ложной астрологии, истинной и ложной алхимии, чувствуется, что здесь пролегает путь, который обеспечит человеку власть над природой.
Между средневековой философией, теологией твердого распорядка, сложившейся в определенный момент в аристотелизме, и магией не могло быть согласия. Теология предпочтет уничтожение человека в неизменности человеческого рода скандальному положению человека, который, высвобождаясь из естественного порядка вещей, делает из него инструмент в тот же самый момент, когда, познавая его, объявляет о его бренности.
В средние века магия и астрология были сферой демонического и произрастали вне пределов разумного распорядка. Изгнанные из мира форм, они действовали за границами разумного. Они жили среди стихий, где случайность возможного оставляла просвет для деятельности человека. Это были «экспериментальные науки». Для упорядоченной иерархии сущностей, для разума все возможности исчерпаемы; будущее содержится в прошлом; опыт – это бессмыслица, так как строгая силлогическая цепь охватывает все сущности. Поэтому экспериментальная случайность может быть только в пределах внеразумного.
Критикуя астрологию, часто говорят, что представления о судьбе или обусловленности человеческой жизни согласно звездам низводят человека до статуса вещи. Но нам не следует понимать небо астрологов по принципам космической механики Галилея, так как астрология развивалась по пути очеловечивании мира, нежели в направлении моделирования человека по образу природы. Небесная сфера, населенная духами, во всех своих частях живая, является природой, не угнетающей человека, но его «расширением», которое дает человеку возможность общения с бессмертными сущностями, которые одушевляют звезды и небесные дома. Наша участь не установлена раз и навсегда, но поделена среди множества божеств, которые господствуют в отдельные периоды нашей жизни. И эти хронократоры – как бы божественные начала, которые отдают распоряжения силам, правящим стихиям. Но в той мере, в какой вместо небесной механики мы находим мифологию, вместо математических расчетов и количественных отношений мы находим приказания и заклинания, нападение и защиту, литургию и риторику.
Мудрец (он же magus) повелевает звездами, произносит торжественное изречение, постоянно повторяемое в начале пособий по астрологии, — ибо пути, низводящему от звезды к человеку, он задает направление от человека к звезде. Мудрец не только использует весь диапазон возможностей, который открывается при столкновении и равновесии многочисленных сил, но и умеет склонить определенным действием божественное могущество звезд, так знает, что звезды оказывают влияние на глубинные силы, что направление природной заданности присутствует в мире повсюду. С помощью определенных приемов он чертит на пергаменте или песке до тех пор, пока, определив ситуацию, ему откроется способ того, как повелевать звездами, прибегая к соответствующим средствам.
Учитывая выше сказанное неудивительно, что благочестивый францисканец брат Роджер Бэкон, кардинал Пьер д’Айли или доминиканец Томмазо Кампанелла допускали учение о гороскопе религий, то есть верили, что смена культов на Земле и появление пророков определяются великими совпадениями планет, которые расположены выше Солнца.
И для астролога, и для мага природа вся едина и открыта человеку, который исследуя ее сокрытую душу, может заклинаниями и волшебством склонить ее и использовать ее живую гибкость к своей выгоде или утилитарным потребностям.
Новая эра научного знания приоткрыла свою завесу: наука – это поиск, это понятное искусство, которое раньше считалось магией.
Литература
4. Магия и астрология в культуре Возрождения / Проблемы итальянского Возрождения/ Э. Гарэн/ ред. . – М.:Прогресс, 1986. – с. 395
5. Allers R. Microcosmus: From Anaximandros to Paracelsus// TraditioVol. 2. — pp. Режим доступа: http://www. jstor. org/stable/
Allers R. Microcosmus: From Anaximandros to Paracelsus// TraditioVol. 2. — p. 390
лат. связующее звено во Вселенной, досл. nodus – узел, vinculum – веревка, связующее начало
Allers R. Microcosmus: From Anaximandros to Paracelsus// TraditioVol. 2. — p. 390
лат. великое чудо
Там же. с.515
лат. свободные искусства и ремесла
Thorndike L. A History of Magic and Experimental Science. Fourteenth and Fifteenth Centures / L. Thorndike. – New York: Columbia University Press, 1934. — Vol. IV. — p.509. Об отношении кругового движения см. Платон «Тимей». Пико устанавливает такую последовательность: Бог – intilligentiae, чистая субстанция; идеи – небеса; особенности или добродетель – элементы, материальные составляющие; человека нет в этом перечне, потому что он присутствует во всех частях макрокосма.
Магия и астрология в культуре Возрождения / Проблемы итальянского Возрождения/ Э. Гарэн/ ред. . – М.:Прогресс, 1986. – с. 337
Магия и астрология в культуре Возрождения / Проблемы итальянского Возрождения/ Э. Гарэн/ ред. . – М.:Прогресс, 1986. – с. 340