Содержание
- Святые князья Борис и Глеб: в картинках
- Образ Глеба в «Сказании о Борисе и Глебе»
- Житие Бориса и Глеба
- Описание иконы «Святые Борис и Глеб»
- В чем помогает икона
- Молитва пред иконой Бориса и Глеба
- vladimirdar
- gbrfljh
- Борис и Глеб
- Биография
- Детство и юность
- Смерть
- Христианское служение
- Память
- Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Православный календарь на 6 августа
Святые князья Борис и Глеб: в картинках
Вскоре Владимир скончался. В это время в Киеве находился Святополк, старший брат Бориса и Глеба. Воспользовавшись ситуацией, он тут же объявил себя великим князем Киевским.
Борис и Глеб заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались «чтить его как отца своего». Коварный Святополк не поверил искренности Бориса и подослал к нему убийц. Борис узнал об этом, но не стал скрываться. Убийцы настигли его, когда он молился в своем шатре на берегу реки Альты. Они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями.
Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он попросил у своих палачей позволить ему закончить молитву. Помолившись, он обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите и вы службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Так погиб Ростовский князь Борис.
После этого Святополк убил и Глеба. Обманом вызвав его из Мурома, Святополк послал ему навстречу убийц. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве Бориса. Но также предпочел войне с братом собственную смерть. Со своими убийцами святой Глеб встретился в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска. Захватив его ладью, наемники Святополка силой принудили к убийству Глеба его собственного слугу.
Иногда о принципиальном человеке говорят: «он скорее умрет, чем сделает нечто». Князья Борис и Глеб действительно предпочли умереть от руки своего брата, лишь бы самим не стать братоубийцами. После жертвенного подвига Бориса и Глеба уже никто из русских князей не мог успокоить свою совесть тем, что в борьбе за власть все средства хороши.
Рисунки Евгения Подколзина
Образ Глеба в «Сказании о Борисе и Глебе»
Глеб – герой «Сказания о Борисе и Глебе». Это сын Владимира, князя, крестившего Русь. Матерью Глеба была болгарка, которая родила князю Владимиру двух сыновей – Бориса и Глеба. Христианское имя Глеба – Давид.
Отец дал Глебу муромские земли для правления. Спустя 28 лет после крещения Руси умер отец Глеба князь Владимир и власть хотел захватить Святополк.
После убийства Бориса Святополк решается и на убийство Глеба. Глеб отправляется к своему отцу, когда узнает о том, что он тяжело болен. По дороге конь Глеба повредил ногу, из-за чего Глебу со своей небольшой дружиной пришлось остановиться. Тогда сын Владимира от своего брата Ярослава узнал о том, что отец его давно умер, а Борис погиб от мечей слуг Святополка.
Когда Глеб узнал эти новости, на сердце его стала глубокая печаль. Плакал и стенал он по умершему отцу и более – по своему брату Борису, которого убил их общий брат Святополк. Глеб, плача, говорил о том, что теперь он осиротел, что теперь ему лучше умереть, чем быть на свете одиноким, без своего родного брата.
Глеб понимает, что слуги Святополка доберутся и до него, поэтому мечтает о том, чтобы встретить свою смерть и быть рядом со своим горячо любимым братом.
Когда Глеб плыл по реке, слуги Святополка плыли ему навстречу. Глеб думал, что они хотят приветствовать его, поэтому возрадовался этому. Это говорит о наивности и приветливости Глеба. Только тогда, когда люди стали забираться к нему в ладью с мечами в руках, Глеб понял, что это слуги Святополка, пришедшие убить его.
Глеб умолял злодеев не убивать его. Он называл своих противников милыми и дорогими людьми и с жалостью стал просить не трогать его и пощадить. Глеб сказал, что не причинил им никакого зла, что ни им, ни Святополку он не наносил никакой обиды. Глеб просил слуг Святополка пожалеть его и его молодость.
Глеб был действительно юн. Он сравнивает себя с еще не созревшим колосом, у которого есть «сок беззлобия». Сравнивает себя Глеб и с лозой, которая еще не выросла, но уже имеет плод.
Глеб был готов нести ответственность за причиненную кому-то обиду, однако он понимал, что ничего плохого за свою молодую жизнь он не сделал.
Видя, что злодеи, которые шли на убийство по наставлению Святополка, не слушают его просьб, Глеб стал молиться.
5 сентября Глеб погиб от руки собственного повара. Душа Глеба отправилась к Господу, где и встретилась с душой Бориса.
Тело же Глеба убийцы хоронить не стали, они выбросили его в пустынном месте, которое всячески говорило о том, что здесь лежит тело святого человека. Люди, которые бывали рядом с этим местом, часто видели огненный столп и слышали пение ангелов.
Когда Ярослав одержал победу над Святополком, Ярослав приказал захоронить тело Глеба рядом с телом Бориса. Тело Глеба лежало долго, однако оно всегда оставалось невредимым. Бог сохранил тело Глеба. Его не трогали птицы и звери, оно не чернело, а всегда оставалось целым и красивым, как при жизни Глеба.
Там, где лежали тела Бориса и Глеба, происходили различные чудеса, которые по-настоящему излечивали проходящих людей.
Понравилось сочинение? А вот еще:
Борис и Глеб, крещенные именами Роман и Давид, стали первыми русскими святыми, канонизированными как мученики-страстотерпцы. Эти два князя были младшими сыновьями Владимира Святославича, великого князя киевского, и пали жертвами борьбы за власть.
Житие Бориса и Глеба
Князь Владимир был крестителем Земли Русской. Сам он всей душой был предан вере Христовой и младших сыновей своих воспитал в праведности и приверженности истинной вере. Оба брата были хорошо образованы, много времени посвящали изучению Священного Писания и богослужебных книг, помогали сирым и убогим в соответствии с христианскими заповедями.
Князь Владимир, чуя приближение смертного часа, завещал киевский престол Борису и отдал дружину под его командование, Глеб же, младший, получил во владение Муромские земли.
После смерти князя Владимира в 1015 году, хотя он изъявил перед кончиной свою волю, началась междоусобная борьба. Борис, ставший по завещанию отца князем киевским, находился в походе против печенегов, и в это время киевский престол самовольно занял его старший брат Святополк. Однако Борис даже не попытался бороться за власть, поскольку слишком велико было его уважение к старшему брату и святости кровных уз.
Тем не менее Святополк, опасаясь брата, решился на его убийство. Хотя Борис знал о его страшном замысле, он не попытался бежать и 24 июля 1015 года был заколот копьями во время молитвенного бдения.
Но на этом Святополк не остановился и отправил своих верных людей в Муромскую землю, где княжил его младший брат Глеб. Глеб также знал о злокозненных умыслах брата, но считал братоубийственную войну невозможной, и в итоге убийцы настигли его поблизости от Смоленска, у реки Смядыни.
В древних летописях Святополка стали именовать Окаянным, под этим прозвищем он и вошел в историю. Его княжение в Киеве оказалось недолгим. Его единокровный брат Ярослав, прозванный впоследствии Мудрым, вступил со Святополком в борьбу за власть и разбил его войско. Он не убил Святополка, а лишь изгнал его.
Остаток жизни Святополка, всеми ненавидимого и гонимого, прошел в бесконечных скитаниях. Ярослав же, брат и убийцы, и безвинно убиенных, разыскал останки Бориса и Глеба и поместил их в церковь Василия Великого в Вышгороде, где их мощи прославились благодаря чудесным исцелениям и чудотворным явлениям.
Описание иконы «Святые Борис и Глеб»
Хотя Борис и Глеб с христианским смирением приняли свою смерть в разных местах и в разное время, в православной традиции их имена неразрывно связаны и всегда упоминаются вместе; на иконах они также изображаются вместе, примером чему служит икона «Борис и Глеб», 14 век.
Обычно икона «Борис и Глеб» изображает братьев в полный рост в богатом облачении, с мечом в одной руке и крестом в другой как символом их приверженности христианской вере и принятых ими мучений. Несколько позже появилась икона «Борис и Глеб» на конях, где на святых взирает сам Христос.
В народном сознании братья навсегда остались страстотерпцами, которые сохранили верность христианским заповедям даже при угрозе их жизни, а православная церковь прославила их как покровителей земли Русской и небесных помощников русских князей. Известно, что иконе «Святые Борис и Глеб» молились воины Александра Невского перед битвой на Чудском озере, а перед Донским побоищем – войско князя Дмитрия Донского.
В чем помогает икона
Борис и Глеб – одни из наиболее почитаемых православных святых, их икона считается заступницей государства Российского. Молитва перед ней помогает исцелить недуги, примирить враждующих, спасти душу от нечистых помыслов, восстановить мир и спокойствие, сохранить крепость веры.
Праздник 15 мая и 6 августа.
Значительно реже встречается икона одного только святого благоверного князя Бориса. Икона «Святой Борис» станет покровительницей мальчика или мужчины, носящего это имя, внесет в жизнь семьи мир и взаимопонимание. Ей молятся об исцелении от болезней, особенно опорно-двигательного аппарата, о защите от врагов, о мирной семейной жизни. Хотя на иконе изображен один страстотерпец Борис, в молитве обращаются сразу к обоим братьям.
Праздник 18 сентября.
Молитва пред иконой Бориса и Глеба
О двоице священная, святии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою чистою и любовию послужившии, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующии! Будите нам теплии заступницы, оградите всех нас от всякия скорби, озлобления и внезапныя смерти. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, споспешествуйте державе Российстей в победе на сопротивныя, якоже некогда благоверному князю Александру Невскому, да несут Российстии воини страх врагом и мир земли нашей, да тихое житие поживут людие во всяком благочестии и прославляют Бога Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
vladimirdar
Всего 49 фото
Продолжение. Часть 1.
Почитание Крестителя Руси — святого равноапостольного князя Владимира и его сыновей — князей-мучеников Бориса и Глеба — первых русских святых, канонизированных русской церковью, было всенародным, а их образы в иконописи занимают совершенно особое место. Уже в XI — начале XII века на створках бронзовых крестов-энколпионов, служивших мощехранительницами, появляются ранние изображения святых братьев, в княжеских шапках и с мученическими венцами в руках. В последующее два века широкое получили распространение иконы, на которых фигура князя Владимира помещалась между святыми Борисом и Глебом. Эти иконы могли предназначаться как для Борисоглебских, так и для освященных во имя равноапостольного князя Владимира храмов. Сцены, включающие изображение Владимира Святославича появляются и в составе житийных циклов святых Бориса и Глеба.
Икона «Святые благоверные князья Владимир, Борис и Глеб». Москва. XVI в. Дерево, левкас, темпера.
Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид; убиты в 1015 году) — русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича и его жены Византийской царевны Анны из Армянской (Македонской) династии. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным (по другой информации всех своих братьев убил Ярослав Мудрый). Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей.
Икона «Благоверные князь Борис и Глеб», с клеймами жития князя Бориса. Россия. Первая половина XVI в. Дерево, левкас, темпера.
Летописец – Кирилло-Белозерский монастырь. XVI в. Рукопись: бумага, чернила, киноварь; полуустав (форма кириллицы). Летопись открыта на кратком описании правления княгини Ольги (945-969) и ее сына Святослава Игоревича (978-1015).
Энколпионы (кресты-мощевики) с изображением Богородицы. XII-XIII вв. Бронза; литье.
Энко́лпион — небольшой ковчежец прямоугольной, округлой или крестообразной формы с изображением Иисуса Христа или святых. Внутри энколпиона помещались частицы освященной просфоры или мощи святых, чтобы охранить человека от различных напастей, особенно в дальних путешествиях или походах.
Икона «Святая равноапостольная княгиня Ольга и великомученик Георгий Победоносец».
Русский Север. Начало XVIII века. Дерево, левкас, темпера.
Каноник. Новгород. Спасо-Хутынский монастырь. 60-70-е гг. XV в. Рукопись: бумага, чернила, киноварь; полуустав. Каноник – богослужебная книга, включающаяся в себя по преимуществу каноны, создававшиеся в честь каждого святого или праздничного события. Рукопись открыта на «Службе Святой равноапостольной княгини Ольге».
Образки. XII-XIV вв. Камень; резьба.
Стихарь, нотированный. XII в. 1157 г.? Стихарь – певческая книга православной церкви. Содержит стихиры – жанр византийской, а также славянской поэзии и церковной музыки на все праздники года. Рукопись открыта на «Службе святым Борису и Глебу».
Сборник «Успенский». Конец XII-начало XIII в. Рукопись.
Икона «Избранные святителя Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов». Псков. Первая половина – середина XVI в. Святой князь Владимир получил при крещении христианское имя Василий. Одним из первых храмов построенных князем Владимиром был храм святого Василия Великого. Он был возведен на холме, где ранее находился жертвенник Перуна.
Икона «Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня». Россия. 1510-1520 гг. Дерево, левкас, темпера. Из церкви Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня в Покровском монастыре Суздаля. В Русской церкви праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня соединился с воспоминанием о Крещении Руси в 988 г.
Икона «Воскресение». Ростов. Начало XVI в. Дерево, левкас, темпера. 12 клейм.
Минея четья. Июль. Москва. Чудов монастырь. 1600 г. Рукопись.
Мини-четьи – «ежемесячные чтения», сборник жизнеописаний святых, сказаний и религиозных поучений для назидательного чтения. Этот тип сборников сложился в Византии в XI в. В Древней Руси они известны с начала XI в. Мине четьи Чудовские составлены в правление Бориса Годунова в 1600 г. Рукопись открыта на «Житии святого князя Владимира».
Мощевик с надписями. Новгород/Иерусалим. XIII в. Сланец; резьба. Надписи: ЕРМОНО, ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГДНЕ, БЛГВЩ, IЕВНВО (?); РОЖЬСТВО БГЦИ.
Евангелие–апракос. До 1117 г.
Икона Богоматери «Знамение». Россия. XVII в. Дерево, левкас, темпера. Одна из древнейших и наиболее почитаемых икон в византийском и древнерусском церковном искусстве. Этот тип иконы широко распространился на Руси, особенно в Новгороде. По легенде икона Богоматери чудесным образом спасла город при осаде его суздальцами в 1169 г. О чудесах Иконы «Знамение» смотрите мои статьи в ЖЖ.
Крест запрестольный четырехконечный двусторонний с изображением праздников. Россия. Вторая половина XVII в. Дерево, левкас, темпера, резьба. Среди живописных изображений в медальонах – сцена Крещения.
Икона «Великомученица Параскева Пятница», с клеймами жития. Псков. Конец XV – начало XVI в.
Дерево, левкас, темпера; серебро, басма.
В народной традиции православных славян мифологизированный образ, основанный на персонификации пятницы как дня недели и культе святой Параскевы. По мнению ряда исследователей, на Параскеву Пятницу были перенесены некоторые признаки и функции главного женского божества восточнославянского пантеона — Мокоши: связь с женскими работами (прядением, шитьем и др.), с браком и деторождением, с земной влагой. Также ее образ соотносится с Богородицей, Неделей (воскресеньем) и святой Анастасией.
Кормчая русской редакции (Новгородская или Клементовская). Новгород. 1280 г. Рукопись написана для новгородского Софийского собора. В XIV в. Текст был дополнен церковным уставом князя Владимира (древнейший список) и уставом князя Святослава Ольговича.
Кормчая книга – принятый от константинопольской церкви в православных русской и других славянских церквях сборник правил церкви и государственных к ней относящихся законов. В данном списке – византийские памятники сербской редакции и русские статьи, среди которых древнейший список Русской Правды и Закон Судный людям.
Поучения огласительные. Кирилл Иерусалимский (315-386). Конец XI в. Перед началом текста – киноварная заставка – арка византийского орнамента. Адресованы к оглашенным (людям, готовящимся принять Крещение и обучающиеся христианским догмам).
Энколпионы. Киевская Русь. XI-XII вв. Бронза; литье, гравировка.
Покров «Святые благоверные князья Константин, Михаил, Федор Муромские». Муром. 1661 г.
Икона «Собор Ростово-Ярославских святых в молении образу Богоматери на престоле».
Ярославское Поволжье. Конец XVIII – начало XIX в. Дерево, левкас, темпера.
Икона «Избранные святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст».
Россия. Шуя. 1801 или 1812 г. Мартиниан Федоров Гагаев.
Икона «Крещение Господне». Псков. Вторая четверть XVI в. Дерево, левкас, темпера.
Икона «Святитель Леонтий Ростовский», с клеймами жития. Муром. Около 1677 г. Дерево, левкас, темпера. Происходит из Николо-Зарядской церкви Мурома. Святитель Леонтий (ум. до 1077 г.), первый канонизированный ростовский епископ и один из первых русских святых. Проповедовал христианство в 1060-х годах в Ростовской земле, среди языческих племен меря (древнее финно-угорское племя).
Икона «Святые епископы Кирилл и Афанасий Александрийские, Леонтий Ростовский».
Ростов. Середина XVI в. Дерево, левкас, темпера.
Ростовские святые с Николаем Чудотворцем и Спасом Эммануилом.
Ростов. Конец XVI в. Дерево, левкас; резьба, темпера.
Кормчая. Россия. 1510 г. В конце рукописи помещена пермская азбука.
Икона «Святители Гурий и Варсонофий». Россия. XVII в. Дерево, левкас, темпера.
Святитель Стефан. Первый епископ Пермский. Начало 1820-х гг. Бумага, пунктир, резец. Проповедовал христианство в землях коми, создал для них алфавит (пермскую азбуку) и перевёл на их язык основные церковные сочинения. В 1383 году был поставлен первым епископом образованной в результате его миссионерской деятельности Пермской епархии.
Икона Богоматери «Умиление» (Игоревская) и крест Корсунский. Новгород. XVI в.
Складень. Россия. XVII в. Икона.
Библия. Острог: типография К.К. Острожского. Печатник Иван Федоров. 12. VIII. 1581 г. Первое полное издание Библии на церковнославянском языке кириллическим шрифтом.
Собор Киево-Печорских святых. Середина XVIII в. Бумага, гравюра на меди, резец, офорт.
Предметы культа XVII-XVIII вв.
Житие князя Владимира. Выго-Лексинское общежительство. Начало второй четверти XIX в. Миниатюра «Святой равноапостольный князь Владимир».
Икона «Святой равноапостольный князь Владимир». Россия. Середина VIII в. Дерево, левкас, темпера, резьба.
Икона «Святые благоверные князья Владимир, Борис и Глеб». Россия. Середина VIII в. Дерево, левкас, темпера, резьба.
Крест наперсный. Якутия. Середина XIX в. Серебряный сплав, литье, гравировка.
Ковчежец походный для миро и елея. Россия. XIX в.
Латунь, кость, стекло, губка; цезалировка, токарная работа, серебрение.
Евангелие от Матфея. На русском и остякском языках. Березов. 1819 г.
Синодик царевны Татьяны Михайловны. 60-е и первая половина 80-х годов XVII в. Миниатюра «Родословное древо Российских государей».
Крещения в России. Хроническое изображение в сборнике родословных и хронических таблиц. Не ранее 1749 г.
Медаль «В память рождения великого князя Владимира». Санкт-Петербургский монетный двор. 1780-е гг. Бронза, серебро; чеканка.
gbrfljh
Борис и Глеб — может быть самые почитаемые святые в древней Руси. Отказавшись от политической междоусобной борьбы они безропотно приняли смерть от рук собственного брата и почитаются церковью как страстотерпцы.
Святые Борис и Глеб. Икона из Борисоглебской церкви в Плотниках, Новгород Великий. Около 1377 года.
Святые Борис и Глеб. Псковская икона конца XIV – начала XV века.
Святые Борис и Глеб на конях. Вторая половина XIV века.
Миниатюры из «Сказания о Борисе и Глебе» (Сильвестровский сборник, XIV век). Христос вручает святым Борису и Глебу мученические венцы. Внизу — Борис идет войной на печенегов.
Миниатюры из «Сказания о Борисе и Глебе» (Сильвестровский сборник, XIV век). Исцеление слепого у гробницы святых братьев и строительство Борисоглебского храма в Вышгороде под Киевом (сцены вверху) и перенесение в 1115 году мощей святых в этот храм.
Святые Борис и Глеб со сценами жития. Икона из Борисоглебской церкви в Запрудах в Коломне. Конец XIV века.
Убийство Бориса и его слуги Георгия Угрина в шатре. Клеймо иконы из Борисоглебской церкви в Запрудах в Коломне. Конец XIV века.
Убийство Глеба в ладье. Клеймо иконы из Борисоглебской церкви в Запрудах в Коломне. Конец XIV века.
Тело Глеба, брошенное в степи между двумя колодами, огненный столп над ним и поклоняющиеся ангелы. Клеймо иконы из Борисоглебской церкви в Запрудах в Коломне. Конец XIV века.
Святые Борис и Глеб. Икона из Вознесенской церкви новгородского Саввино-Вишерского монастыря. Начало XIV века.
Святые Борис и Глеб. Фреска собора Спасо-Ефросиниевского монастыря в Полоцке. XII век.
Святые Борис, Глеб и Владимир. Икона-«таблетка» из Софии Новгородской. Начало XIV века.
Святые Борис и Глеб. Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Дионисий. 1501 – 1502 годы.
Святые Борис и Глеб в молении Христу со сценами мученической кончины.
Иван Билибин. Святые Борис и Глеб на корабле.
Борис и Глеб
Биография
Борис и Глеб – первые святые, канонизированные Русской и Константинопольской церквями. Младшие сыновья равноапостольного князя Владимира, родившиеся до крещения Руси, явили религиозный и духовный подвиг. Они показали пример смирения и непротивления злу ради мира и добра.
Борис и Глеб
На примере князей-страстотерпцев, принявших смерть и пожелавших разделить страдания Христовы, воспитаны первые поколения православных христиан.
Святые Борис и Глеб любимы и почитаемы русским народом. Благочестивые мученики показали, как надо принимать волю Божию, какой бы она ни была. Братьев причислили к лику святых страстотерпцев, и они стали покровителями Руси и небесными помощниками русских князей.
Детство и юность
При крещении младшим сыновьям великого князя Киевского дали имена Роман и Давид. В биографии братьев белыми пятнами остались даты их рождения. Матерью Бориса и Глеба, согласно Тверскому сборнику 1534 года, была «болгарыня» Анна, дочь императора Византии Романа II. Нелетописные данные указывают иное имя – Милолика.
Борис и Глеб на конях
Бориса и Глеба воспитали благочестивыми христианами. Старшему Борису (девятый сын Владимира Святославича) дали хорошее образование. Молодой князь много времени проводил за чтением Святого Писания и преданий о житии и деяниях святых, желая «ходить их стопами». Юноша мечтал о духовном подвиге и обращался с молитвами к Всевышнему, чтобы тот удостоил чести положить жизнь во имя Христово.
По велению отца Борис женился и был посажен править Владимиром-Волынским на правом берегу Луги. Затем по воле князя Владимира сын поставлен княжить в Муроме на левобережье Оки, при этом находясь в Киеве.
Святые Борис и Глеб
При жизни великого князя, в 1010 году, Борис получил в подчинение Ростовский удел. Управляя землями, Борис позаботился о распространении православия среди подданных, насаждал благочестие и следил за праведным образом жизни у ближнего круга подчиненных, на которых смотрел народ.
Муром отошел в правление младшему брату Бориса – Глебу. Князь Глеб разделял взгляды старшего брата и любовь к христианству. Он походил на Бориса добросердечием и милосердием к обездоленным и больным. Примером для сыновей стал отец, великий князь Владимир, которого они любили и почитали.
Князья Борис и Глеб
Весной 1015 года великий князь Киевский лежал на смертном одре. У постели умирающего отца был Борис, любивший и почитавший Владимира «паче всехъ». Узнав о нападении на владения 8-тысячного печенежского войска, великий князь направил Бориса отразить вражескую навалу: Борис Владимирович, рьяный христианин, прославился и как опытный воин.
Борис отправился в поход, но печенегов не встретил: испугавшись, кочевники ушли в степи. В дороге молодой князь узнал о кончине отца. Смерть Владимира Святославича развязала руки старшим великокняжеским отпрыскам, сводным братьям Святополку и Ярославу, метившим на Киевский престол.
Борис и Глеб на корабле
Ранее Владимир жестко расправлялся со смутьянами, которые проводили свою политику и стремились к самостоятельности. Ярослава, отказавшегося платить Киеву дань, отец объявил мятежником и собрал дружину для похода на Великий Новгород, чтобы смирить раскольника. А приемный сын Святополк, прозванный Окаянным, по обвинению в заговоре на власть вместе с женой и пособниками заточен в темницу.
Кончина правителя открывала путь стремившимся к власти наследникам, и вышедший на свободу Святополк, пользуясь отъездом Бориса из столицы, занял Киевский престол. При жизни князь Владимир видел правопреемником Бориса, о чем знал Святополк. Раздав щедрые дары киевлянам, дабы склонить их на свою сторону, пасынок Владимира развязал кровавую борьбу против Бориса и Глеба, прямых конкурентов на престол.
Смерть
Дружина Бориса, сопровождавшая его в походе на печенегов, готова была идти на Киев и свергать Святополка, но князь отказался проливать кровь названного брата и отпустил войско домой. Святополк усомнился в благих намерениях Бориса и пожелал устранить конкурента.
Обстоятельством, которое подтолкнуло самозванца к кровавой расправе, стала любовь народа к молодому князю. Святополк отправил к Борису верных слуг, поручив убить наследника престола. Князя известили о намерениях коварного брата, но тот не захотел упреждать удар или скрываться.
Убийство Бориса
Воскресным июльским днем, 1015 года, Борис Владимирович находился в шатре на берегу Альты. Он молился, зная, что его ждет смерть. Когда закончил молитву, покорно предложил подосланным убийцам совершить то, ради чего их послал Святополк. Тело Бориса пронзили несколько копий.
Слуги завернули окровавленное тело еще дышавшего Бориса и повезли его как доказательство князю, заказавшему убийство. Их встретили посланные Святополком варяги, направленные князем на подмогу убийцам. Увидев, что Борис жив, они добили его ударом кинжала в сердце. Усопшего доставили в Вышгород и под покровом ночи спрятали в храме Василия Великого.
Убийство Глеба
В Муроме оставался Глеб, и Святополк понимал, что он может отомстить за убийство любимого брата. К нему тоже отправились убийцы, о чем Глеба предупредили гонцы из Киева. Но горевавший об умершем отце и жестоко убитом брате Глеб Владимирович последовал примеру Бориса: не поднял руку на Святополка и не развязал братоубийственную войну.
Святополк выманил Глеба из Мурома, где его могли защитить верные войска, и направил к нему дружинников, исполнивших кровавую миссию в устье реки Смядынь под Смоленском. Глеб по примеру старшего брата смирился со страшной участью и, не оказав сопротивления мучителям, безропотно принял смерть.
Христианское служение
Христианский подвиг братьев заключается в том, что они отказались отнимать жизнь и проливать кровь хоть и названного, но брата, ведь по канонам православия убийство считалось смертным грехом. Они сознательно стали страстотерпцами, положа жизнь на алтарь христианской любви. Борис и Глеб не нарушили постулат христианства, гласящий о лживости каждого, кто клянется в любви к Богу, но при этом ненавидит ближнего.
Борисоглебский монастырь в Торжке
Святые Борис и Глеб – первые на Руси, кто показал своим примером христианское смирение. В ранее пребывавшей во мраке язычества Руси кровная месть возводилась в доблесть. Братья же продемонстрировали, что на зло нельзя отвечать злом, а остановить кровопролитие можно, только отказавшись отвечать тем же.
Верные христианскому учению, Борис и Глеб последовали его главному постулату, который гласит не бояться тех, кто убивает тело, ведь душа для них вне недосягаемости.
Борисоглебский собор в Чернигове
Как пишут историки того времени, Господь наказал властолюбивого и кровавого тирана. В 1019 году дружина братоубийцы была наголову разбита войском Ярослава Мудрого. Князь, которого современники прозвали Окаянным, спасся бегством в Польшу, но ни надежного пристанища, ни спокойной жизни на чужбине не нашел. В летописях говорится, что от могилы братоубийцы исходил смрад.
А на Руси, как пишут апокрифы, воцарился мир и затихли распри. Пролитая Борисом и Глебом кровь укрепила единство и остановила войны. Сразу после кончины началось почитание страстотерпцев. Службу Борису и Глебу составил Иоанн I, митрополит Киевский.
Ярослав Мудрый отыскал незахороненные останки Глеба и перевез их в Вышгород, где положил рядом с мощами Бориса. Когда храм сгорел, мощи святых братьев остались нетронутыми пламенем.
Ростовский Борисоглебский монастырь
Сохранились свидетельства чудотворности святых мощей. Описано исцеление юноши из Вышгорода: братья явились подростку во сне и осенили больную ногу крестным знамением. Мальчик проснулся и пошел, не хромая.
Услышавший о чудесном исцелении больного, Ярослав Мудрый приказал возвести на месте явления отроку святых пятикупольный храм, который митрополит освятил в день убийства Бориса (24 июля) в 1026 году.
На Руси построены тысячи церквей и монастырей, названных именами святых, где совершаются богослужения. Иконам страстотерпцев поклоняются миллионы православных по всему миру.
Явление Бориса и Глеба перед Невской битвой
Бориса и Глеба называют святыми, которые покровительствуют Руси, защищая ее от врагов. Святые являлись во сне Александру Невскому перед Ледовым побоищем и Дмитрию Донскому, когда он в 1380 году сразился на Куликовом поле.
Описаны сотни случаев исцеления и других чудес, связанных с именами Бориса и Глеба. В истории образ братьев сохранился до наших дней. О святых мучениках, чье житие описано в сказаниях и апокрифах, написаны стихи и романы, сняты фильмы.
Память
- Память святых Бориса и Глеба празднуется три раза в году. 15 мая — перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу в 1115 году, которую построил князь Изяслав Ярославич в Вышгороде, 18 сентября — память святого князя Глеба, а 6 августа — совместное празднование святым
- В честь Бориса и Глеба был названы города Борисполь в Киевской области, Даугавпилс в 1657-1667 годах носил имя Борисоглебск, Борисоглебск Воронежской области, Борисоглебский поселок в Ярославской области, Борисоглебский поселок в Мурманской области
Памятник Борису и Глебу у стен Борисоглебского монастыря в Дмитрове
- О Борисе и Глебе написали Борис Тумасов («Борис и Глеб: Кровью отмытые»), Борис Чичибабин (стихотворение «Ночью черниговской с гор араратских…»), Иосиф Бродский (стихотворение «Набросок», Леонид Латынин (романы «Жертвоприношение» и «Берлога»)
- В 1095 году частицы мощей святых князей были переданы в чешский Сазавский монастырь
- В армянском Четьи-минеях 1249 года включено «Сказание о Борисе и Глебе» под названием «История святых Давида и Романоса»
Православная церковь 6 августа вспоминает святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Стране, распрощавшейся с язычеством, они явили новый тип святости: смирение перед волей Всевышнего и готовность принять страдания и смерть.
Борис
Летопись говорит о кончине князя Бориса: уже зная, что убийцы, подосланные братом Святополком, стоят у его шатра, князь поет псалмы. А затем долго молится перед иконой Спаса. «Господи, — взывает князь. — Как ты принял страдание за наши грехи, так и меня сподобь принять страдание». И просит за убийцу-брата: «Не вмени ему, Господи, это в грех».
Все это время посланцы Святополка не решаются напасть на Бориса. Они слышат слова его последней молитвы, шумно дышат, в их руках копья. Летопись называет убийц поименно: это Путша, Талец, Еловит и Ляшко — бояре из города Вышгорода, присягнувшие Святополку. Они врываются в шатер, когда князь, кончив молитвы, укладывается в постель. Они пронзают его копьями — Бориса пытается прикрыть собой слуга-венгр, и его убивают тоже, — а затем заворачивают тело князя в шатер и кладут на телегу, чтобы привезти Святополку. По дороге выясняется, что князь еще дышит. Два варяга, посланные Святополком навстречу убийцам, довершают дело мечами.
Что известно о князе Борисе из летописи? Он был любимым сыном князя Владимира Крестителя. От отца Борис получил в свой удел Ростов. Незадолго до смерти Владимир, заболев, призвал Бориса в Киев и отправил на войну с печенегами (к слову, печенегов он так и не нашел — сообщения о том, что они готовят поход, оказались ложными). В этом походе и застало молодого князя известие о смерти Владимира.
Летопись сообщает: дружинники советовали Борису идти в Киев и сесть там, но он отказался — зная, что место в Киеве уже занял старший брат Святополк. «Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца», — приводит слова Бориса летописец. В ответ на это войско ушло от него. Остались лишь несколько слуг — «отроков», как называет их летопись. В шатре на реке Альта, недалеко от Киева, где провел последнюю ночь князь, все они примут смерть вместе с ним.
Глеб
Глеб, младший брат Бориса, княжил в Муроме. Святополк, к тому времени уже умертвивший Бориса, послал к нему весть: «Приезжай в Киев, отец сильно болен и зовет тебя». Послушный Глеб, не знавший, что Владимир уже умер, отправился в путь. Новость о смерти отца и убийстве брата застала его в дороге, под Смоленском — эту весть отправил Глебу старший брат Ярослав, посоветовавший отказаться от поездки в Киев.
Летопись говорит: узнав о случившемся, Глеб со слезами молился об отце и брате. «Если доходят молитвы твои к Богу, — взывал он к Борису, — то помолись обо мне, чтобы и я принял ту же мученическую кончину». В это время к нему на корабль и поднялись убийцы, посланные Святополком. Один из посланцев, которого летопись называет Горясер, приказал зарезать молодого князя — приказ исполнил повар Глеба, заколов его ножом. Это случилось в первой половине сентября 1015 года — спустя полтора месяца после убийства Бориса.
Версия
Историки спорят о том, зачем Святополку, которого летопись называет не иначе как Окаянный, понадобилось убивать братьев.
Частичный ответ на этот вопрос дает современник тех событий — немецкий епископ Титмар Мерзебургский. Его хроники так рассказывают о противоборстве наследников крестителя: Святополк, получивший от отца удел в Турове (современная Белоруссия), незадолго до смерти Владимира был взят под стражу в Киеве. Причиной этого было желание Святополка свергнуть Владимира с престола, говорит Титмар.
Эта история объясняет, как Святополк вообще оказался в Киеве, и указывает на то, что престол был занят им незаконно. И хотя Борис принял старшинство брата, тот по-прежнему видел в нем конкурента в борьбе за власть в Киеве. Титмар указывает, что именно Борису Владимир хотел отдать Киев в обход старшинства Святополка.
Князь Глеб мог стать жертвой из тех же «конкурентных» соображений: летопись указывает, что он любил брата Бориса и плакал о нем более, чем об отце. В конфликте между Борисом и Святополком, если таковой мог случиться, Глеб, вероятно, встал бы на сторону первого.
Почитание
Точная дата канонизации братьев-князей неизвестна. Вероятнее всего, она произошла в 1072 году, когда мощи страстотерпцев перенесли в каменную церковь в Вышгороде.
Евгений Голубинский, историк рубежа XIX–XX веков, отмечает, что причиной канонизации изначально была не мученическая кончина братьев, а многочисленные исцеления, происходившие с паломниками у их мощей.
К началу XII века князей стали считать уже заступниками всей земли и покровителями княжеского рода. Князья украшали раки с их мощами серебром и золотом, строили церкви в их честь. Во время нашествия Батыя в 1240 году мощи святых были утрачены.
Жизнь Бориса и Глеба — это яркое свидетельство перемен, произошедших в результате цивилизационного выбора их отца, великого князя Владимира, пример слома старых ценностей и обретения новых. Даже столкнувшись лицом к лицу с посланной против них дружиной, они не обнажают меча, а склоняют в смирении главу перед волей Божией и погибают, свидетельствуя о жизненной силе того духовного и нравственного идеала, который вошел в них и во многих через крещение, осуществленное Владимиром Крестителем.
Михаил Боков, rusplt.ru
Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Православный календарь на 6 августа
6 августа (24 июля по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Вторник 8-й седмицы по Пятидесятнице (восьмой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Поста нет. В Русской Православной Церкви совершается память 8 святых. Далее коротко расскажем о них.
***
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Сыновья равноапостольного великого князя Киевского Владимира, эти святые XI века от Рождества Христова должны были стать наследниками молодой христианской державы, однако их путь оказался иным: молодые князья Борис и Глеб завершили земную жизнь трагически. Подав всем русским людям главный исторический пример того, что люди, облеченные практически безграничной властью, способны добровольно ею жертвовать. И не только властью, но и жизнью. Подробнее о благоверных князьях-страстотерпцах, их мученическом подвиге и уроке, а также о московской святыне, посвященной этим святым страдальцам, вы можете узнать из нашего материала, опубликованного на страницах Царьграда.
Власть и жертва: 6 августа — память благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба
Мученица Христина Тирская. Дочь знатного язычника, которую отец готовил к жреческому служению, святая Христина 11-летней отроковицей во время молитвы идолам неожиданно получила откровение от Бога. Девочка выкинула в окно всех идолов и публично исповедала веру во Христа Спасителя. Родной отец приказал пытать святую Христину, чтобы она отреклась от христианства, но юная страдалица была стойкой и непреклонной. В разных вариантах жития мученицы описываются самые страшные истязания: пытка раскалёнными крючьями, бросание в огонь, в яму со змеями, в море или озеро, печь, мельничный жёрнов, колесование, осыпание стрелами и так далее. Точный год мученической смерти святой Христины неизвестен, но все источники склоняются к тому, что это произошло в III столетии от Рождества Христова.
Преподобный Поликарп Печерский, архимандрит. Русский святой XII века от Рождества Христова. Постриженик Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, известный духовной рассудительностью и примерной монашеской жизнью. В 1164 году отец Поликарп был избран игуменом Киево-Печерской обители и управлял лаврой вплоть до своей блаженной кончины в 1182 году. Преподобный составил немало житий первых Киево-Печерских подвижников. Тело святого старца было погребено в Ближних (Антониевых) пещерах Лавры.
Обретение мощей преподобного Далмата Исетского. Пермский святой XVII века, одного из самых непростых времен для Русской Церкви. Основатель Далматовского Свято-Успенского мужского монастыря (ныне – город Далматов Курганской области). По матери святой Далмат (в миру – Дмитрий) был родом из крещеных сибирских татар, его отец, Иван Мокринский, был знатным казачьим атаманом. В молодости будущий святой имел семью и служил на государственной службе. Однако в 1642 или 1643 году оставил прежнюю жизнь и принял монашеский постриг. Некоторое время отец Далмат жил в отшельническом уединении, но в итоге вокруг него собралась крупная монашеская община. Никоновскую богослужебную реформу преподобный Далмат не принял, отказавшись служить по новым книгам и богослужебным чинам, но в то же время в итоге решил сохранить единство с церковным священноначалием. Скончался преподобный в основанной им обители в 1697 году в 103-летнем возрасте.
Преподобный Далмат Исетский. Фото: pravoslavie.ru
Священномученик Алфей Корбанский, диакон. Святой страдалец за Христа и Его Церковь, погибший от рук большевиков-богоборцев в период так называемого «Большого террора» в 1937 году. Прославлен в лике святых в числе Новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Святые Николай Калинин, Оленевский и Иоанн Понгельский, исповедники, пресвитеры. Угодники Божии из числа новомучеников и исповедников Церкви Русской, немало претерпевшие от богоборческой власти во времена советских антицерковных гонений, но избежавшие мученической кончины и умершие своей смертью в 1942 и 1951 годах соответственно.
Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!