Содержание
- Глава 6. Образ Божией Матери на Престоле
- Михаил Врубель. Богоматерь с младенцем
- «Богородица на престоле» икона Божией Матери
- Богоматерь с Младенцем (на престоле)
- ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 7 кл. Боголюбов◄
- 1. Какой труд можно назвать простым, а какой — сложным? Как оценивается труд человека?
- 1. Что должен знать и уметь человек, чтобы получить достойную работу? Каковы признаки качественного труда? Каждый ли может стать профессионалом в своём деле?
- ? Имена каких знаменитых мастеров тебе известны? Расскажи об этих людях.
- ?Подбери примеры ручного труда, требующего высокой квалификации, а также специальностей, в которых умственный и физический труд переплетаются друг с другом.
- 1. Объясни смысл слов «квалификация», «специалист высокой квалификации».
- 2. Из чего складывается мастерство работника?
- 3. Почему на некоторых изделиях можно увидеть имя мастера?
- 4. Чем определяется размер зарплаты? Должна ли зарплата находиться в зависимости от образования работника? Свой ответ поясни.
- 1. Приведи пример какой-либо трудовой деятельности. Оцени, какой это труд — высоко- или малоквалифицированный.
- 2. В 1990-х гг. в России повсеместно стали открываться бухгалтерские курсы. На них принимались люди, не имеющие специального образования, и специалисты со средним специальным и высшим образованием, не имеющие отношения к бухгалтерскому делу. Как ты думаешь, что толкало людей переучиваться, менять профессию?
- 5. Узнай у родителей, какое образование они получили. Приходилось ли им переучиваться, менять профессию?
Глава 6. Образ Божией Матери на Престоле
Икона происходит из Киево-Печерской Успенской Лавры и, по Преданию, была написана первым русским иконописцем преподобным Алипием Печерским. С 1288 года она пребывала в Свенском Брянском Успенском монастыре, основанном Черниговским князем Романом Михайловичем на месте его чудесного исцеления чудотворной иконой от слепоты.
Свободная и выразительная живопись, яркий колорит Печерской иконы сохранились не полностью, и, к сожалению, трудно представить ее художественную выразительность, которой она несомненно обладала прежде. Но все-таки этот древнейший памятник дошел до нас почти без поздних вставок, и можно говорить об авторском письме этого образа. Богородица изображена восседающей на очень высоком престоле без спинки, к которому вела золотая лестница. В настоящее время лестница утрачена, и ее отсутствие придает всей композиции несколько странный незавершенный вид. На коленях у Богоматери Богомладенец Христос благословляет предстоящих Ему с двух сторон основателей Киево-Печерского монастыря: преподобного Антония Печерского (†17 мая 1073), родоначальника русского монашества, и преподобного Феодосия Печерского (†1074), который вел в русскую монастырскую жизнь общежительный устав.
Икона Божией Матери Свенская Печерская. Прорись
Печерский образ отличается особой эмоциональной насыщенностью. Его динамическим центром, определяющим сюжетное, композиционное и цветовое развитие, является образ Христа. Его строгое лицо сосредоточено. Богомладенец запечатлен как бы в позе напряженного созидания. Вся фигура написана широкими точными мазками. Свободная и лаконичная палитра с яркими вспышками пробелов, сине-алый цвет одежд с крупным гребенчатым ассистом создают образ Христа как источника всякой силы и действия, подающего Свои энергии печерским святым. Синий гиматий Спасителя лежит обильными фактурными складками, которые перетекают в одежды Богородицы. Возникает впечатление буквального «произрастания» Богомладенца из Ее лона. Но вместе с тем – это художественный образ могучего бурного источника, о котором Христос говорил: А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14). И эта Живая Вода – Он Сам, а «многотекущую реку» источает Богородица. Из Нее каждый верующий будет черпать «в радости воду спасения» (Ин. 12, 3).
Преподобные, осеняемые Христом, спокойны и внимательны. Они словно пребывают в богомыслии, в безмолвном общении с Ним. Свитки со словами их поучений указывают на две основы Церкви на земле: личную аскезу и пастырское служение, учительство и ответственность за спасение человеческих душ. У преп. Антония, предстоящего в полной схиме, на свитке написано: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа помощника». Прп. Феодосий изображен в мантии с непокрытой головой, в свободной позе, слегка склонившись к престолу. На его свитке текст (восстанавливаемый по задним спискам): «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом Твоим Феодосием, еюже утверди недвижимо до дне суда Твоего страшного на хвалу и славословие Тебе»135.
Над предстоящими Богу преподобными возвышается статичный и будто от всего отрешенный образ Божией Матери. Ее строго очерченный силуэт, вбирающий фигуру Христа, композиционно продолжается в высоком престоле, который поднимается от земли золотой с красным ассистом лестницей, увенчанной аркадой.
Вне престола образ Богородицы кажется писанным с нарушением пропорций. Однако в соединении с престолом, с его вытянутым красно-золотым пьедесталом, образ Ее монументален и величествен. Совершенное обожение сделало Пречистую Деву Царицей Неба и земли, «Царевым седалищем»136. Но Она и Церковь, и «Лестница Небесная, Ею же сниде Бог»137. Поэтому ступени, ведущие к подножию престола, – это знаки пути, которым Она возводит верных к Богу через Церковь. Словно два столпа, на которых держится престол, предстоят прпп. Феодосий и Антоний Печерские – те «живые крепкие камни душ», из которых Господь устроил «великий царственный дом, исполненный блеска и света внутри и снаружи»138, Свою Церковь. Строительство русской Церкви, которая созидается святыми силой, пребывающей на них Божественной благодати и составляет главный смысл Печерской иконы.
Сейчас Свенская Печерская икона Божией Матери находится в экспозиции Музейного комплекса государственной Третьяковской галереи.
Икона Божией Матери «Нечаянная Радость». Начало XX в. Мстера
Михаил Врубель. Богоматерь с младенцем
Михаил Александрович Врубель, «Богоматерь с младенцем».Кирилловская церковь .Киев.Икона выполнена на цинковом листе маслом, с элементами золочения. Размеры 202 х 87 см.
Иконографически эта икона относится к типу Панахранта. Этому типу характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери. Такой тип изображения появился в Византии в XI—XII веках.
Центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица также изображена фронтально и с небольшим наклоном головы. Младенец Христос представлен строго анфас, видна правая рука с благословляющим двуперстным жестом.
Богоматерь изображена в красном мафории, представляющем символ страданий и воспоминание о царском происхождении. На лбу и плечах Богородицы изображены три золотые звезды в знак её «приснодевства» — по легенде, Богородица до Рождества, в Рождестве и после Рождества была девственницей, кроме того, три звезды — символ Троицы.
Согласно иконографии Богородицы, над её головой выписаны греческие буквы ;; ;; — аббревиатура «Матерь Божья».
В этой иконе живет частица души удивительного, настоящего художника, который чувствовал и видел то, чего не видели другие. Икона написана на золотом фоне, в одеянии глубоких, бархатистых темно-красных тонов, на престоле шитая жемчугом подушка, у подножия — нежные розы. Удивительное лицо Богоматери забирает все внимание и от него нельзя оторвать взгляда. Она держит на коленях младенца Иисуса и смотрит печальным, вещим взором.
Необычный, притягательный образ, написанный вопреки канонам духовной живописи. Едва заметный наклон головы, простое, усталое лицо с широким носом и пухлыми губами, земное и неземное одновременно.
В огромных, завораживающих глазах любовь, боль, мольба, терпение и предвидение трагической судьбы художника. Это не парадная икона для всех, для громкого, блестящего убранством храма. Это икона для тихой церкви, написанная на большом эмоциональном подъеме, как обращение к сердцу конкретного человека.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.
1884 год. 28-летний студент Санкт-Петербургской Академии Художеств Михаил Врубель, в числе прочих, приглашен в Киев для реставрационно-восстановительных работ в Кирилловской церкви, как лучший ученик известного педагога Академии Павла Чистякова. Руководит работами профессор-искусствовед Адриан Викторович Прахов.
Почти все вечера Врубель проводит в доме профессора, обсуждая ход работ, изучает книги по истории византийского и русского искусства. Следуя стилистике сохранившихся в церкви старых фресок, художник трудится над такими работами, как фигуры ангелов, головы Христа, Моисея, композиций «Сошествие святого духа» и «Надгробный плач».
Он много беседует с женой своего руководителя, матерью троих детей и душой киевского художественного общества Эмилией Львовной Праховой. Выйдя замуж за профессора-искусствоведа в 16 лет, Эмилия Львовна хорошо знает мир искусства, закончила консерваторию по классу фортепиано и брала уроки у самого Листа.
Они говорят о музыке, поэзии, литературе. «Один чудесный человек (ах, Аня, какие бывают люди!)» — это строки из восторженного письма Врубеля к сестре. «Чудесным человеком» стала для него Прахова. А Киев — самым желанным городом: «Как хорош, однако же, Киев. Жаль, что я здесь не живу. Я люблю Киев…» Биографы художника отмечают, что никогда больше он не был так счастлив, как в это время.
Вскоре Врубель понимает, что их разговоры уже выходят за рамки чисто дружеских, и в его сердце просыпается любовь.
Константин Коровин вспоминал, что однажды жарким летом он пошёл купаться с Врубелем на большой пруд в саду. «Что это у вас на груди белые большие полосы, как шрамы?» — спросил Коровин. Врубель ответил: «Да, это шрамы. Я резал себя ножом».
Врубель полез купаться, Коровин последовал за ним, продолжая разговор: «Хорошо купаться, летом вообще много хорошего в жизни, а всё-таки скажите, Михаил Александрович, что же это такое вы себя резали-то ножом — ведь это должно быть больно. Что это — операция, что ль, как это?» Коровин, присмотревшись, увидел многочисленные большие белые шрамы.
«Поймёте ли вы, — ответил Врубель. — Значит, что я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало её пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».
Врубель действительно писал письма к Праховой из Венеции, и до наших дней дошли вырезанные из этих писем рисунки Врубеля, которые он делал, чтобы проиллюстрировать свой текст. На обратной стороне одной из таких вырезок с рисунком памятника кондотьеру Коллеони сохранилась фраза: «Лишь бы касаться до…»
Произошло ли объяснение Врубеля и его возлюбленной – остается загадкой. Последовавшее холодное отношение к нему Эмилии Львовны Врубель переживает тяжело и, несмотря на начавшиеся работы по росписи Владимирского собора, уезжает в Одессу. Через несколько лет он напишет своему другу М. Коровину: «Я резал себя ножом. Поймёте ли Вы? Я любил женщину, она меня не любила – даже любила, но много чего мешало ей понять меня. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались».
Возвращение в Киев из Венеции для художника становится триумфом. Иконы на тяжелых цинковых досках были закончены, и в образе Богородицы все увидели черты лица Эмилии Львовны, а в образе Иисуса Христа – портрет ее маленькой дочери Оли. Переполнявшие Врубеля чувства, ностальгия по Родине, первая возвышенная любовь к женщине одухотворили этот образ, приблизили его к человеческому сердцу.
Прахов, несмотря на неприязненные отношения, очень высоко оценивает работу Врубеля: «Будь моя воля, построил бы храм, который предложил расписывать только Врубелю — такому таланту нужны другие стены».
Образ Праховой еще долго будет преследовать художника. Многие считают, что Эмилия Львовна вдохновила Врубеля не только на иконостасный лик Богоматери в Кирилловской церкви.
Эмилия Львовна Прахова пережила Врубеля на 17 лет. С мужем она рассталась, а свою дочь попросила сжечь все письма, которые ей писал молодой влюбленный поклонник. Дочь просьбу матери выполнила.
Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения и в современных оценках, так как не вписывалось в принятые рамки. Только в 60-е годы XX века неповторимая индивидуальность Врубеля вновь вызвала повышенный интерес и в 80-е годы вышли исследования, дающие объективную оценку творчества мастера, как одного из самых ярких художников конца XIX — начала XX века.
Виктор Васнецов. Отечествие (Отечество), 1907
Бог Саваоф. 1885-1896
Спаситель. Оригинал для мозаики главного иконостаса храма Воскресения в Петербурге. 1901
Христос Вседержитель. Мозаика главного иконостаса храма Спаса-на-Крови. Выполнена по оригиналу Виктора Михайловича Васнецова
Единородный Сыне и Словесе Божий. Росписи Владимирского собора
Богоматерь Одигитрия. Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте. 1899
Богородица Владимирского собора
Богородица Владимирского собора. Эскиз, 1893-1895
Богоматерь, 1887. Бумага, уголь.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Богоматерь с младенцем
Богоматерь с младенцем. Васнецов В.М. Храм Спаса-на-Крови
Мозаика «О тебе радуется Благодатная» по эскизу В. Васнецова.
Гусь-Хрустальный. 1902 г. Мастерская Фролова.
Блаженство рая. 1885-1896
Искушение Евы змием. 1885-1896
Вход Господень в Иерусалим
Спаситель в терновом венце, 1906
Распятие Христа. 1902
Распятый Иисус Христос. 1885-1896
Распятие Христа
Снятие с креста. 1888-1901
Плащаница, 1901
Сошествие во ад, 1896-1904
Воскресение
Мария Магдалина. Эскиз мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте, 1899
Мария Магдалина
Всадники Апокалипсиса, 1887
Страшный суд. 1885-1896
Страшный суд, 1904
Архангел Михаил повергает дьявола, 1914
Радость праведных о Господе. Преддверие Рая (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть. 1885-1996
Радость праведных о Господе. Триптих, (левая часть)
Радость праведных о Господе. Триптих, (центральная часть)
Коленопреклоненный Архангел Михаил, 1885-1893
Святой Ангел со светильником, 1885-1896
Ангел Божий, 1908
Серафим
Серафимы
Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора, 1885-1893
Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора, 1885-1893
Святые отцы. Роспись алтарной части собора святого Владимира в Киеве. Конец 1880-х гг.
Русские святые, 1885-1896
Святой Георгий Победоносец, 1919
Крещение князя Владимира в Царьграде, 1885-1893
Крещение Руси. Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1896
Богоматерь с Младенцем на престоле. 1885-1893 г.
Святой Алипий Живописец, 1885-1893
Княгиня Евдокия, 1885-1893
Святая княгиня Ольга, 1885-1893
Святой Нестор-летописец, 1885-1893
Святой Андрей Боголюбский, 1885-1896
Святой Александр Невский, 1885-1893
Сергий Радонежский, 1882
Могила Владимира Грингмута. Крест-памятник по рисунку Виктора Васнецова (1907).
(Владимир Андреевич Грингмут (также Вадим и Вальдемар Грингмут); 3 марта (15 марта) 1851 — 28 сентября (11 октября) 1907 — русский политический деятель праворадикального толка, один из основателей и главных идеологов черносотенного движения.)
Памятник великому князю Сергею Александровичу.
(Великий Князь Сергей Александрович (29 апреля (11 мая) 1857 Царское Село — 4 (17) февраля 1905, Москва) — пятый сын Александра II; Московский генерал-губернатор. Супруг великой княгини Елизаветы Феодоровны. Погиб от бомбы революционера Каляева.
Памятник великому князю Сергею Александровичу — памятник в Московском Кремле освящённый 2 апреля 1908 года на месте убийства Великого Князя Сергея Александровича. Располагался недалеко от Никольской башни, между зданиями Сената и Арсенала. Автор памятника В. М. Васнецов. 1 мая 1918 года памятник был снесён при непосредственном участии В. И. Ленина.)
Книга русской скорби (обложка, 1910)
«Богородица на престоле» икона Божией Матери
Дата публикации или обновления 01.11.2017
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Трон, на котором восседает Божия Матерь, уподоблен святому престолу.
Богородица с Младенцем представляют собой идеальную Церковь, совершающую Таинство Евхаристии.
Иногда икону называют «Богородица на троне».
В начало
«Богородица на престоле» икона Божией Матери.
«Богородица на престоле» икона Божией Матери.
«Богородица на престоле» икона Божией Матери.
«Богородица на престоле» икона Божией Матери.
«Богородица на престоле» икона Божией Матери.
«Богородица на престоле» икона Божией Матери.
«Богородица на престоле» икона Божией Матери.
«Богородица на престоле» икона Божией Матери.
«Богородица на престоле» икона Божией Матери.
«Богородица на престоле» икона Божией Матери.
«Богородица на престоле» икона Божией Матери.
«Богородица на престоле» икона Божией Матери.
«Богородица на престоле» икона Божией Матери.
«Богородица на престоле» икона Божией Матери.
«Богородица на престоле» икона Божией Матери.
«Богородица на престоле» икона Божией Матери.
«Богородица на престоле» икона Божией Матери.
«Богородица на престоле» икона Божией Матери.
«Богородица на престоле» икона Божией Матери.
«Богородица на престоле» икона Божией Матери.
«Богородица на престоле» икона Божией Матери.
Богоматерь с Младенцем (на престоле)
Образ тронной Богоматери с Младенцем на публикуемой иконе следует традиционным образцам иконографии и письма, не обнаруживая признаков прямого западного влияния. Строго фронтальный лик Богоматери имеет овальную форму, удлиненный нос, маленький рот с красными губами, широко открытые глаза, относительно небольшие и круглые — в сравнении с привычным типом больших миндалевидных глаз, и несколько ассиметричные — левый немного меньше правого; темно-коричневые тени, обрамляющие глаза и доведенные до дугообразных бровей, повторяют образец тронной Богоматери с Младенцем Андреаса Ритзоса на Патмосе. Личное письмо выполнено по темно-коричневому санкирю: глубокими тенями по контуру лика, вдоль хребта носа, по подбородку, шее, и каллиграфическими белыми светами, под глазами выписанными редкими параллельными дугами, а по центру чела, на подбородке, на крыльях носа и над верхней губой — короткими наклонными линиями. Лик Младенца отличается высоким очерком темени, плотным носом, вокруг которого тесно сгруппированы остальные детали лица, округлыми щеками и тщательно выписанным ухом. Тип тронной Богоматери с младенцем следует иконографической модели, принятой в изображениях в алтарной апсиде значительных византийских церквей, среди которых самым блистательным примером является Богоматерь IX в. в константинопольской Святой Софии. В иконописи наиболее примечательные образцы данного типа представлены работами мастеров Критской школы XV и XVI вв. и в первую очередь знаменитой иконой Андреаса Ритзоса на Патмосе. Тронная Богоматерь Андреаса Ритзоса может считаться самым вероятным образцом целого ряда более поздних икон, выявленных как на Патмосе, так и в иных местах, — например, икона в Ливорно (XVI в.) и икона Даронаса на Кефалонии (конец XVI — начало XVII вв.). Другая, не совпадающая с известными нам аналогичными образами Богоматери с Младенцем модель использована для изображения Христа, отличающегося как позицией тела и одеянием, так и развернутым свитком. Разнонаправленные движения Христа напоминают его изображения на иконах Богоматери-Живоносного источника XV в. — среди них наиболее известна икона художника Ангелоса в монастыре Одигитрии на Крите, а также иконы на Патмосе (1610-1620 гг.), на Синае и в частном собрании в Голландии. Свиток, однако, на всех этих иконах представлен в свернутом виде. Развернутый свиток с надписанием восходит к образцам итальянской живописи XIV в. и встречается на иконах так называемой Адриатическо-византийской школы XIV и XV вв. Значительное распространение данного мотива наблюдается в ряде икон типа Madre della Consolazione, иногда он встречается на иконах Богоматери Умиление и, реже, на образах Одигитрии, как например на двух иконах, на Кипре и в Равенне, где Христос повернут в сторону матери. Наиболее близкий к публикуемой работе вариант иконографии, с прямоличным Младенцем, наблюдается на иконе частной афинской коллекции, где, как и в настоящем случае, образы Матери и Младенца представлены в более «византийской» манере. Другой родственный вариант тронной Богоматери с Младенцем представляет собой «Богоматерь Ламбовитисса» Эммануила Тзанеса из собрания Ловердоса в Византийском музее, где Христос в объятиях Богородицы сидит на подушке справа и держит развернутый свиток. В этой композиции явной западной ориентации (Богоматерь типа Madre; высокий мраморный трон с устричной формы спинкой) Тзанес, по всей вероятности, использует, как и в других своих работах, старые образцы XV в. Аналогичный иконографический тип тронной Богородицы с Младенцем, дополненный символами евангелистов, мы встречаем на малой подписной иконе Эммануила Тзанеса на Синае. По форме, типу и орнаменту трон Богородицы представляет особый интерес, поскольку сочетает в себе разнообразные элементы, известные в иконописи Критской школы XV в. По форме он отличается от мраморного трона иконы Андреаса Ритзоса на Патмосе, но близок деревянному трону на парной иконе Христа и трону Богоматери на иконе из Эрмитажа, встречаемом также на позднейших иконах XVI и XVII вв. Сходство формы и типа этих тронов распространяется и на орнамент, характерными признаками которого являются львиные головы в основании, маски в профиль на спинке и детали, служащие завершением столбцов спинки трона. Все эти декоративные элементы наблюдаются на иконе «Деисус» в монастыре Вианну на Крите, написанной художником Ангелосом, который, по всей вероятности, был первым, кто привнес мотив трона в критскую живопись. С образцом трона Ангелоса настоящая икона имеет дополнительное сходство — двойную подушку, встречающуюся, кроме иконы Вианну, и на парной ей подписной иконе того же художника в собрании Канеллопулоса. Своеобразно оформление верхней части спинки трона с дополнительным сетчатым плетением по темно-глубому фону между монохромными точеными колонками. Тот же мотив, обогащенный рельефной передачей колонок, встречается на иконах XVII в., где основание трона следует модели Ангелоса в «Деисусе» Вианну; примером служат иконы Патмоса, а также икона тронного Христа в Янине, по всей вероятности, воспроизводящие более ранний, неизвестный нам образец XV в. Этому гипотетическому образцу, кроме публикуемого памятника, наиболее близка икона Богоматери из часовни Честнаго Креста на Патмосе — работа искусного мастера Критской школы начала XVII в., придерживающегося, как было отмечено, ранних иконографических изводов. Трон патмосской иконы имеет подобного типа львинные головы, поддерживающие сидение, и маски на спинке, а также ряд колонок в верхней части, отчетливо обозначенных в составе рельефно выписанной арочной конструкции. Предположение об общем образце этой и публикуемой икон подтверждается и наличием двух разноцветных подушек, встречающихся также на иных иконах с деревянным троном. Небольшие отклонения от начального образца наблюдаются, однако, в орнаменте верхней части трона, где используются лиственные мотивы и тема пальмового листа, происходящие из аналогичного украшения мраморного трона Богоматери на иконе Андреаса Ритзоса. Определенная свобода в интепретации образца, наблюдаемая на публикуемой иконе, созвучна иным, выше описанным стилистическим ее особенностям; в совокупности эти художественные признаки отделяют икону от известных работ мастеров XV в. Подводя итог, отметим, что автор настоящей иконы был знаком с творчеством выдающихся художников XV в. Андреаса Ритзоса (образ Богоматери и особенно черты лика) и Ангелоса (тип и орнамент резного деревянного трона с двумя подушками). Весьма возможно, что к неизвестной нам работе одного из этих художников восходит и своеобразный дополнительный декоративный мотив сетчатого плетения. С тем же или подобным ему гипотетическим образцом связан и иконографический извод Младенца Христа, объединяющий в себе различные элементы, известные по иконописи того времени. Публикуемая икона воссоединяет в новой композиции мотивы, характерные для Критской школы XV в., однако не представляется возможным установить конкретный прототип ее иконографии, по всей видимости, устоявшийся в иконописи той эпохи. Работа принадлежит замечательному мастеру, посвященному в традиции Критской школы и относящемуся к образцу не только с большим вниманием, но и с заметным творческим участием. Техника письма отлична от известных работ XV в. Драпировка одеяний Богоматери, с широкими поверхностями и обилием сложных складок, лишена энергии, блеска и прозрачности цветов, свойственных иконам XV в. В личном письме примечательны точность и индивидуальный почерк мастера, более всего проявляющийся в изображениях ангелов с розовыми оттенками на гиматиях. Изображение трона, очень близкое по характеру критской живописи XV в., особенно в таких деталях, как маски на спинке, дает представление не только о значительных технических навыках мастера, но и о его творческой способности к перевоплощению мотивов, воспринятых из палеологовского наследия. Аналогичное увлечение декоративными элементами такого типа наблюдается и в творчестве Феофана. Как показывают приведенные выше замечания, художественный почерк автора иконы позволяет отнести его к поколению критских мастеров, следующих традициям XV в. в несколько более поздний период.
ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 7 кл. Боголюбов◄
Мастерство работника
Вспомним
1. Какой труд можно назвать простым, а какой — сложным? Как оценивается труд человека?
Простой труд — труд, не требующий специальной подготовки, неквалифицированный труд, «которому может быть обучен каждый средний индивидуум».
Сложный труд — труд работника, обладающего определенной специальной подготовкой, квалифицированный труд. По сравнению с простым трудом сложный труд в единицу времени создает стоимость большей величины, выступая, таким образом, помноженным или возведенным в степень простым трудом.
Товар может быть результатом труда высокой степени сложности, но благодаря стоимости он приравнивается к продукту простого труда, так как сам представляет собою лишь большее или меньшее количество этого простого труда.
Труд оценивается в денежном эквиваленте. Чем больше работаешь, тем больше зарабатываешь.
Обсудим вместе
1. Что должен знать и уметь человек, чтобы получить достойную работу? Каковы признаки качественного труда? Каждый ли может стать профессионалом в своём деле?
Показатели эффективности использования труда (персонала):
- темп роста производительности труда;
- доля прироста продукции за счет увеличения производительности труда;
- абсолютное и относительное высвобождение работников;
- коэффициент использования полезного фонда рабочего времени;
- трудоемкость единицы продукции;
- зарплатоемкость единицы продукции.
Каждый из нас, так или иначе, мечтает об успехе. Успешным человек может быть для себя или в глазах окружающих. Для начала нужно поверить в себя, обрести уверенность и надежду на светлое будущее.
Существует несколько универсальных советов для роста профессионализма: интерес к работе, внимание к деталям, широкий взгляд на проблему, чтение, наблюдение, общение с коллегами.
? Имена каких знаменитых мастеров тебе известны? Расскажи об этих людях.
Антонио Страдивари
Почти вся жизнь мастера была посвящена совершенствованию его искусства и изготовлению великолепных инструментов, которые покрыли его имя неувядающей славой.
Эволюция Страдивари показывает постепенное освобождение от влияния учителя и стремление к созданию нового типа скрипки, отличающейся тембровым богатством и мощным звучанием.
До 1684 Страдивари строил небольшие скрипки, но потом перешел к изготовлению более крупных инструментов. Типичная страдивариевская ‘удлиненная скрипка’ имеет 363 мм в длину. Затем мастер уменьшил длину инструмента до 355,5 мм, одновременно сделав его несколько шире и с более выгнутыми сводами, — так появилась на свет модель непревзойденной симметрии и красоты.
К позднему периоду принадлежат также лучшие виолончели Страдивари. За всю жизнь мастер создал более тысячи скрипок, альтов и виолончелей; до нашего времени дошло примерно 600.
Хорошо известно клеймо Страдивари: мальтийский крест и инициалы А.S. в двойном круге. Существует масса подделок под Страдивари, и только опытный эксперт может подтвердить подлинность инструмента.
?Подбери примеры ручного труда, требующего высокой квалификации, а также специальностей, в которых умственный и физический труд переплетаются друг с другом.
Слесарь — лекальщик, слесарь — инструментальщик, фрезеровщик, химик, физик, архитектор.
Проверим себя
1. Объясни смысл слов «квалификация», «специалист высокой квалификации».
Квалификация — в некоторых областях этим термином называется либо процесс оценки уровня качества, либо сами предусмотренные уровни.
Квалификация (образование) — уровень подготовки выпускников средних специальных и высших учебных заведений.
Квалификация (трудовые отношения) — степень или уровень проявления профессиональных достоинств, степень соответствия определённому уровню профессиональных требований. Как правило, каждая должность имеет свой набор квалификационных требований.
Специалист высокой квалификации – это мастерство или умения кого-то человека заниматься той или иной деятельностью. Примеры: высококвалифицированный специалист: врач, адвокат, нотариус.
Высококвалифицированный труд требует умения осуществлять сложные операции, трудовые приёмы, которые невозможно выполнить, не обладая специальными знаниями, умениями и навыками.
2. Из чего складывается мастерство работника?
Прежде всего нужно получить профессиональные знания. Каждый вид труда требует особых знаний. Сегодня их можно приобрести в училищах, колледжах, институтах, университетах, академиях. Чем сложнее труд, тем больше он требует специальных знаний и тем дольше надо учиться, чтобы их освоить.
Помимо знаний, необходимо овладеть практическими умениями и навыками. Формирование их начинается ещё в семье, затем продолжается в школе. В период получения профессионального образования они пополняются и совершенствуются под руководством наставников во время учебно-производственной практики.
Однако подлинное умение приобретается только в результате длительного самостоятельного труда. Мастерство неотделимо от личного опыта.
Кроме этого, чтобы стать, например, художником, поэтом, инженером, конструктором, учёным, надо иметь особые способности.
Чтобы преуспеть в любом деле, надо любить свою работу, вкладывать душу в свой труд.
3. Почему на некоторых изделиях можно увидеть имя мастера?
Это говорит о том, что работа уникальна, потому что действительно делалась вручную и такого же изделия нет. Похожие есть, а точной копии не найти.
4. Чем определяется размер зарплаты? Должна ли зарплата находиться в зависимости от образования работника? Свой ответ поясни.
Качество и количество труда. Это главный принцип оплаты, при котором учитывается, как трудился работник и сколько он сделал продукции. Чем качественнее и производительнее труд, тем выше зарплата.
Сложность труда и уровень квалификации. Чем сложнее труд, тем дольше надо ему обучаться и тем выше оплата труда высококвалифицированных работников.
Условия труда. На некоторых тяжёлых, вредных производствах заработная плата компенсирует повышенные нагрузки. Таким нагрузкам подвергаются, например, работники металлургических, химических предприятий, шахтёры.
Социальная значимость труда. Величина зарплаты может определяться тем, насколько данный труд нужен обществу. Государство стремится поощрять тех людей, чей труд наиболее значим для страны.
Степень риска. Учитывается то, что в одних случаях работник может рисковать жизнью и здоровьем (лётчик-испытатель, космонавт), в других — вложенными в дело деньгами.
Уникальность труда. Зарплата отдельных работников чрезвычайно высока из-за их особого таланта и популярности. К таким работникам относятся, например, выдающиеся музыканты, певцы, актёры.
5Чем можно объяснить то, что одни люди более успешны в поиске работы, чем другие?
Знания и коммуникабельность – основа успеха в поиске работы.
В классе и дома
1. Приведи пример какой-либо трудовой деятельности. Оцени, какой это труд — высоко- или малоквалифицированный.
Малоквалифицированный труд – труд, не требующий обучения. Дворник, уборщица, промоутер, кассир. Высококвалифицированный труд – труд, требующий образования. Доктора, учителя, банкир.
2. В 1990-х гг. в России повсеместно стали открываться бухгалтерские курсы. На них принимались люди, не имеющие специального образования, и специалисты со средним специальным и высшим образованием, не имеющие отношения к бухгалтерскому делу. Как ты думаешь, что толкало людей переучиваться, менять профессию?
Это связано с переходом от плановой экономике к капиталистической. Начал развиваться бизнес и потребность в бухгалтерах была высокой, а людям которые были уволены с заводов и фабрик необходимо было обеспечивать себя средствами на жизнь.
3. В Московском доме фотографии одна из нефтяных компаний организовала выставку «Нефть и люди». Основной частью экспозиции стали портреты трудовых династий компании. Согласно подписям под фотографиями общий трудовой стаж некоторых из них исчисляется веками. Чем объясняются затраты предприятия на организацию выставки? Какую пользу компании она может принести?
Привлечение квалифицированного персонала в компанию. Повышение статуса компании на рынке. Проведение рекламной акции.
5. Узнай у родителей, какое образование они получили. Приходилось ли им переучиваться, менять профессию?
Да, приходилось. Они переучивались с технического образования на экономическое.