Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем
Дорогие отцы, братья и сестры. Сегодня мы читали отрывок из Евангелия о чуде, которое мы все прекрасно знаем. (Мф. XIV, 22-34).
Спаситель пошел по водам, как по суше, и пришел к Своим ученикам, которые погибали в лодке. Этим мы еще и еще раз убеждаемся, что Христос есть истинный Бог, как и есть истинный Человек. Убеждаемся, что всякая природа, всякая тварь, всякое создание подчинено Его воле. И тем острее, тем явственнее переживаем мы и страдания Христа на Голгофе. Те страдания, которые были вольными. Те страдания, которые перенес наш Создатель (Создатель не просто всех нас с вами, но всего мира, всей Вселенной) ради каждого из нас.
Но в этом же чуде, в этом же отрывке из Евангелия мы можем увидеть всю нашу духовную жизнь. Она проявляется в истории с апостолом Петром, который увидев Христа, сказал: «Господи, повели мне и я приду к Тебе». Он пошел по водам также, но испугался ветра и начал утопать. И в этом своем несчастии он призвал Бога и Господь спас его. Здесь по сути вся наша духовная жизнь. Мы с вами очень часто приняв Христа, увидев всю красоту Евангелия и все то, что есть истина, загораемся верой. Но ветры суеты человеческой, ветры нашей обыденности, ветры нашей повседневной жизни огонь этой веры не раздувают, как должно было бы быть, а наоборот гасят его. И мы как тот апостол пугаемся и не видим Христа перед собой. Тот первоначальный огонь, то первоначальное чувство, которое, я думаю, посетило каждого из нас, когда мы услышали первый раз о Христе, оно со временем почему-то ослабевает.
И причин здесь много. И эти причине по сути есть только наше оправдание. Ведь как часто говорят, мол, я пока поживу своей жизнью, а стану старым, буду молиться. А когда старость наступит, никто не знает и жизни своей никто не знает. Тем не менее складывается общее мнение, что такое поведение нормально. Когда же человек начинает ходить в храм, начинает замечать свои грехи, окружающие часто воспринимают это негативно, говорят «в религию совсем ударился» или «с ним что-то не так». А все оттого, что окружающие не хотят сами себя менять и в «ненормальности» находят объяснения поступков другого человека. Но разве это является веской причиной для того, чтобы не следовать за Христом?
Другие говорят, мол, у меня семья, я должен заботиться, зарабатывать для нее и за моими ежедневными трудами у меня нет времени прийти ко Христу. Давайте подумаем, причина ли это? Нет. Это всего лишь очередное оправдание. Как сказал блаженный Августин: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем». А мы часто на первое место ставим отнюдь не Бога. Мы ставим на первое место наши желания или устремления. Как будто они могут нам даровать вечную жизнь. Каждый из нас может поставить себе вопрос именно в такой крайней степени: «В конце концов, хочу я наследовать жизнь вечную со Христом или не хочу?» и с этой точки зрения смотреть на свои поступки, на свои мысли. И если человек по-настоящему честно посмотрит, он увидит бездну своих грехов, своих преступлений. И тут останется только два варианта. Либо сказать: «Пусть как будет, так и будет». Либо как апостол Петр закричит Христу: «Помоги мне, Господи, утопаю!».
Если мы поймем, что мы все мы с вами действительно утопаем, что все мы люди не совершенные, а имеющие множество и множество различных грехов, то тогда наш крик ко Христу будет настоящим, тогда и жизнь наша изменится, и мысли наши изменятся. Апостол Петр подает нам в этом удивительный пример сегодня. Да, действительно все возможно верующему. Жизнь наша приобретет мир, спокойствие и счастье, которого мы все желаем и к которому мы все стремимся.
Храни вас Господь!
Несколько дней назад была встреча в храме Святой Софии, где мы беседовали о семье и браке. Я там рассказал о престарелой паре. Ему было сто лет, а ей – девяносто восемь. Они были в доме престарелых, я же посещал там одного из своих прихожан. И когда я проходил мимо его комнаты, он ждал меня в дверном проеме. Он сказал: «Батюшка, заходите, поговорите с нами». Мы начали разговаривать. Он рассказал о том, что его жена должна была быть помещена в дом престарелых, потому что ее ноги уже ей отказали. «Так как она должна была быть здесь, – сказал он, – и я решил, что я должен был быть здесь тоже. Дело не в том, что я не могу жить без нее, а в том, что я не хочу жить без нее. И я принял решение быть здесь». Я сказал: «Как чудесно! Сколько же времени вы женаты?». Конечно, я видел, что они – люди пожилые, старые, но не знал, сколько им лет. Он ответил: «Мы женаты 74 года». Я не мог поверить: семьдесят четыре года! И он сообщил свой возраст: «Мне – сто, ей – девяносто восемь». Тогда я спросил: «Как это вообще возможно было жить вместе семьдесят четыре года?» Он поведал мне свою историю. «Первые десять лет, – сказал он, – был настоящий ад. Мы ругались постоянно. У нас никогда не было достаточно денег. Постоянно появлялись на свет дети. Мы были в долгах, дети заболевали… Что бы я ни делал, она была недовольна.
Стоило мне прийти домой, она сразу начинала мне высказывать, что было не так дома, что не так с детьми и что не так со мной. Прошло десять лет брака, и я решил, что я больше не хочу там находиться, не хочу так больше жить». Сестра его жены ходила в приход, где был хороший священник. Он сказала: «Вы с женой должны сходить к нашему священнику, и он вам поможет». Жена возразила: «Какой в этом смысл? Брак уже фактически распался». Затем она подумала над этим немного и спросила мужа: «А ты пойдешь?» Муж ответил: «Что мне терять? Я пойду». И они пошли. Священник был настоящим учеником Христовым. И, я так понимаю, о нем молились многие. И то, что он им сказал, они поняли. А сказал он следующее: «Без Бога у тебя нет жизни. Каждое взаимоотношение происходит от Бога. И в каждом взаимоотношении Бог должен быть на первом месте». Я ему сказал: «Это замечательно, что Бог на первом месте. Значит ты – на втором?» – «Нет, – ответил он. – Моя жена на втором, я – на третьем». Он сказал: «В каждом взаимоотношении Бог должен быть на первом месте, другой человек, вне зависимости от того, кто он, должен быть на втором месте, а ты всегда – на третьем». И когда ты понимаешь, что есть две трети взаимоотношений, которые ты не контролируешь, и эти две трети взаимоотношений делают тебя тем, кто ты есть, тогда ты побеждаешь безумие любви к себе. И мой собеседник сказал: «Мы сделали это. Тогда я понял, сколько я упустил, думая, что все происходящее сосредоточено на мне». Это изменило его и ее жизнь, и они прожили вместе еще шестьдесят шесть лет. Можете себе представить?
Схиархимандрит Иоаким Парр.