Содержание
О блудном сыне
У некоторого человека было два сына. И сказал младший из них отцу:
— Отче! Дай мне следующую мне часть имения.
И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал:
— Сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отче, я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. Прими меня в число наёмников твоих».
Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему:
— Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
А отец сказал рабам своим:
— Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся.
И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле, и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование, и, призвав одного из слуг, спросил:
— Что это такое?
Он сказал ему:
— Брат твой пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым.
Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу:
— Вот, я столько лет служу тебе, и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка.
Он же сказал ему:
— Сын мой! Ты всегда со мною, и всё моё — твоё, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся.
Библейские предания. От Давида и Соломона до вавилонского плена (24 стр.)
Блудный сын
Было у человека два сына. Старший – спокойный да хозяйственный, работает в поле, отцу помогает. А младшему все не сидится дома, хочется дальние страны посмотреть. И говорит он отцу:
– Вы тут с братом хозяйничайте, а мне дайте мою долю наследства. Я пойду путешествовать.
Отец уговаривает его:
– Ну куда ты пойдешь? Ты молод еще, людей не знаешь, никакому делу не обучен. Пропадешь!
А сын не отступается: «Пусти да пусти».
Отец видит – делать нечего, выделил младшему сыну его долю и отпустил.
У младшего сына сборы недолгие: купил себе вороного коня, седло, рубаху шелковую и шапку новую, богатую, расшитую золотом. Оставшиеся деньги завернул в платок, сел на коня – и поехал.
Долго ли ехал он, скоро ли, а занесло его на чужую сторону, в большой город. Дома каменные, высокие, народу много, все спешат. Весело!
Навстречу ему идет прохожий. Он его и спрашивает:
– Скажи, добрый человек, где тут можно ночлег найти?
А прохожий ему:
– Много ли у тебя денег?
Тот вынул из – за пазухи платок, развернул его и показывает прохожему:
– Вот сколько, гляди!
У прохожего глаза разгорелись.
– Да ты, оказывается, богач! Я тут знаю один дом. Это самый хороший постоялый двор в городе. Туда и пойдем.
Пришли на постоялый двор. Младший сын спросил себе лучшую комнату, а коня велел накормить отборным овсом. А на дворе уже народ толпится. Прослышали, что богач к ним в город пожаловал, и хотят на него посмотреть. Видят. Что молод и прост, и говорят ему:
– У нас, брат, здесь такой обычай, чтобы самый богатый всех поил – кормил.
А ему и лестно, что его за самого богатого считают.
– Что ж, – говорит, – это хороший обычай. У нас дома тоже всегда много народу за стол садится.
И всех приглашает к обеду.
Все пируют, веселятся, хвалят своего нового друга: он и краше всех, и умнее всех, и поет лучше всех, и пляшет! А тот уши развесил и рад. Каждому слову верит.
И пошла у него с ой поры развеселая жизнь. Что ни день – пир горою. Днем пьянствует, ночью в кости играет на деньги. А сам думает: «Глупый я, глупый: сидел до сих пор дома и не знал даже, что на свет бывают такие славные да веселые люди».
Но вот в один прекрасный день сунул младший сын руку за пазуху, вынул платок, развернул его, а в платке ничего нет. Все потратил. «Ну ничего, – думает. – зато у меня много друзей. То я их кормил, а теперь они меня кормить будут».
А дружки – товарищи как увидели, что с него больше взять нечего, так все и разбежались. Словно их никогда не было.
Младший сын погоревал – погоревал и пошел шапку продавать. На те деньги хозяин постоялого двора три дня его кормил. На четвертый говорит:
– Давай еще денег. У нас даром не кормят.
Младший сын ему говорит:
– Денег у меня нет. На, возьми мое седло.
Хозяин седло взял и за это кормил его еще три дня. Потом младший сын отдал хозяину рубаху шелковую, кушак, уздечку. Все, что мог, отдал, и, наконец, уже ничего не осталось.
Хозяин говорит:
– Давай коня. Все равно тебе его не прокормить – одна обуза. Да и без седла куда поедешь? Продашь коня – так и быть, живи у меня еще месяц.
Пошел младший сын в конюшню с конем прощаться. Поцеловал его между ушами и заплакал. Вот когда припомнился ему родной дом! «Как – то там, – думает, – отец? Как брат? Здоровы ли? Вспоминают ли когда? И зачем я только от них ушел?»
А возвращаться стыдно.
И побрел младший сын, без шапки, босой, искать себе заработок. Толкнулся в один дом, спрашивает:
– Нужен вам работник?
– Нужен, – отвечают, – шить умеешь?
– Нет, не умею.
– Тогда не нужен.
Пошел в другой.
– Работник требуется?
– Очень даже требуется, – говорят. – Семья у нас большая, а стряпать некому. Будешь у нас за повара.
А он говорит:
– А я стряпать не умею.
– Тогда прощай!
В третью дверь стучится. Там дом строят, рук не хватает. Обрадовались ему, говорят:
– Иди к нам плотничать.
А он никогда и топора в руках не держал.
И всюду его спрашивали, что он умеет делать. А он ничего не умел.
Наконец пришел к одному человеку, тот ему говорит:
– Ну что ж, если ты ничего не умеешь, придется тебе свиней пасти.
И младший сын остался у этого человека свинопасом.
Приключился в той стране неурожай, и наступил голод. Хозяин говорит:
– Мы тебя кормит больше не можем. Сами еле перебиваемся. А жить – живи у нас, если хочешь.
Остался у хозяина – куда он пойдет! И подъедал за свиньями отруби в корыте.
Горько стало ему. И все чаще дом родной вспоминается. «Там, у отца, – думает, – последний работник есть вволю, а я здесь должен с голоду пропадать! Пойду -ка я лучше к нему, повинуюсь. «Простить ты меня не простишь, – сказал ему, но возьми меня к себе в работники. Я хоть сыт буду, и около тебя».
Подумал так и стал к родной стороне пробираться. И чем ближе к дому, тем страшнее. Как – то встретит его отец? А вдруг с глаз долой прогонит и не захочет даже выслушать? Задумался он об этом, смотрит – а вдали родной дом. Ближе, ближе подходит к дому, а там какой – то старик на пороге. Старик этот – его отец. Он сразу признал сына и кинулся ему навстречу.
Сын упал перед ним на колени и заплакал:
– Отец, отец! Зачем я не послушался тебя? Зачем бросил дом и ушел на чужбину? Деньги твои я все промотал, а потом скитался и маялся. Простить ты меня не можешь, я знаю, но возьми меня к себе хоть в работники.
Но отец поднял его с колен и поцеловал.
– Разве ты забыл, что я твой отец, а ты мой сын? Как я могу тебя не простить? Да, ты виноват, но ты воротился, раскаялся. Идем же скорей в дом и забудем все горести.
И громким голосом крикнул:
– Сын мой вернулся! Несите самые лучшие одежды! А к ужину зажарьте самого лучшего теленка!!
И созвал полный дом гостей, и стали они пировать.
А старший сын идет с поля и слышит громкие голоса, песни. Подзывает работника и спрашивает:
– По какому случаю в дом моего отца пирование.
Работник ему говорит:
– Вернулся твой младший брат, и хозяин велел в его честь зажарить самого лучшего теленка.
Обидно показалось старшему, что так встречают его брата. «Что же это такое?» – думает. – Я всю жизнь при отце пасу его стада, поля его возделываю, старость его утешаю. А брат мой гулял по свету да деньги отцовские тратил. В его честь пир устраивают, гостей созвали, а про меня отец и не вспомнит! Не пойду к ним!».
Но тут отец сам к нему вышел, взял за руку и сказал:
– Идем же скорее! Ты видишь, какая у нас радость? Твой брат пропадал и вернулся. Ведь мы думали: он умер, а он здесь, живой!
И старший брат вошел в дом, увидел младшего и не узнал его: такой он стал худой да бледный.
– Видно, хлебнул ты горя, – сказал он, обнял брата и сел с ним рядом
Комментарий автора
На востоке, в древности, возник жанр притчи. Это маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый должен извлечь из нее сам.
Притча – это аллегории, в которых слушатели должны узнать себя. Это не просто житейские иллюстрации нравственных истин, а обращение к совести человека: понимаешь ли ты, что с тобой происходит?
Среди евангельских притч есть притча о блудном сыне. Она едва ли не самая популярная, так как тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста.
На все времена Христос хотел внушить людям этой притчей: если человек осознал свою вину, его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться.
Почему притча получила такое название? В ней рассказывается о блудном сыне – молодом человеке, сбившемся с пути истинного, блуждающем в нравственных потемках.
В слове «блудный» соединились прямое значение глагола «блуждать» – скитаться, сбившись с пути, – и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть блудить, развратничать.
Знаменитая картина Рембрандта «Возвращение блудного сына»
«Какой – то бродяга в изодранной грязной одежде, подпоясанной грубой веревкой, упал на колени перед седым стариком, умоляя его о прощении, а старик, очень дряхлый, богато одетый, торжественным и ласковым жестом прижимает этого оборванца к себе, и на лице у него кроткая нежность. Обе фигуры светятся каким – то торжественным светом, и кажется, что все изображенной здесь совершается под дивную музыку».
Рембрандт, изображая этот евангельский сюжет, хорошо понял, что суть притчи не только в ее морали. Его творение – это не просто произведение искусства, жанровая сцена; это подлинная икона Троицы. Руки отца изображены в самом центре картины и в самой светлой ее части, они лежат на плечах сына. Часто говорится о том, что они – символ Святого Духа, возрождающего сына. Не случайно картину Рембрандта сравнивают с «Троицей» Андрея Рублева, на которой изображено посещение Авраама тремя ангелами.
Картина «Возвращение блудного сына», как и рублевская Троица, – это приглашение войти в святая святых божественной жизни, в таинство старшего сына, которому отец сказал: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое».
Библейские предания и притчи
Библия — одна из древнейших памяток мировой письменности. Это собрание разных но содержанию и форме текстов, созданных в период с XII в. до н. э. до II в. н. э.
Библия в переводе с греческого означает «книга». Название происходит от сирийского порта Библ, откуда в Грецию завозили папирус. Названная Книгой Книг, Библия является величайшим памятником духовности и культуры. Это — Священная книга, собрание древних текстов (66 книг), состоящее из двух частей: Ветхого (Старого) Завета и Нового Завета.
Ветхий Завет, в котором рассказывается о сотворении мира, великих исторических событиях, взаимоотношениях древних народов с Богом, содержит 39 книг. Новый Завет включает собрание из 27 христианских книг. Сюда входят четыре Евангелия, написанные учениками Иисуса — Матфеем, Марком, Лукой, Иоанном, а также истории о деяниях, то есть действиях, поступках святых апостолов (так называют учеников Христа), их послания, Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис. Эта часть Библии наиболее важна для христианства.
Священное Писание несёт свет истины, утверждает ценность человеческой жизни, учит следовать принципам добра, любви, милосердия и прощения.
Главной темой Нового Завета является Божественное учение Иисуса Христа и Его земная жизнь. Евангелия (в переводе с греческого — «радостная (благая, хорошая) весть» рассказывают
о рождении Иисуса в Вифлееме (сейчас это одно из наиболее почитаемых христианами мест), о Его служении людям,
о распятии на кресте за людские грехи1.
Но самое главное — они сообщают человечеству радостную весть о чудесном воскресении Христа.
1 Грех — 1) нарушение религиозных предписаний, правил; 2) то, что лежит на совести, отягощает её как чувство вины; 3) предосудительный поступок.
Иисус жил среди рыбаков, плотников, сборщиков податей, проповедуя своё учение простым людям. Духовные истины Он излагал в понятной для них форме житейских историй. Чаще всего ими становятся притчи — поучительные рассказы с иносказательным духовным содержанием. В Евангелиях их насчитывается более тридцати, среди которых — притча о блудном сыне, притча о добром самарянине.
Притча — небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. В буквальном переводе с греческого притча означает «сравнение явлений и вещей». Это история, в которой за бытовым сюжетом скрывается глубокий мудрый смысл. Его и нужно «разгадать» читателю.
В притче персонажи обычно безымянны и лишены черт характера. Главное для них — ситуация выбора. Например, блудный сын не хочет жить праведно в родительском доме и выбирает разгульный образ жизни. Учителя Закона4 делают свой выбор между ложным благочестием и истинным милосердием. Задача читателя или слушателя — оценить этот выбор с точки зрения добра и зла, жизни и смерти, правды и лжи и сделать правильные выводы.
Благочёстие ложное — соблюдение христианских заповедей и исполнение внешних правил поведения в противоположность благочестию истинному, которое проявляется в заботе о ближних, неравнодушии к чужой беде.
Вопросы и задания
1. Что представляет собой Библия? Почему её называют также Книгой Книг?
2. Что называется притчей?
1 Проповедь — 1) произведение ораторского тина, содержащее требования этического, преимущественно религиозного характера; 2) речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии.
2 Блудный по евангельской притче это младший сын, который ушёл из родительского дома, а после скитаний и беспутной (легкомысленной) жизни раскаялся и вернулся к отцу.
3 Самарянин (самаритянин) — житель Самарии, одной из частей Иудеи. К самаря-намиудси относились с презрением, считая их язычниками, нарушителями Закона.
4 Учитель Закона, законник человек, знающий и строго соблюдающий религиозные правила и обряды иудеев.
(читать онлайн)
У одного человека было два сына. Младший сказал отцу: «Отдай мне часть имущества, что мне причитается». И тот разделил имущество между сыновьями. Через несколько дней младший сын, всё распродав, уехал с деньгами в далёкую страну. И там, ведя беспутную жизнь, промотал всё, что у него было. После того как он всё истратил, в той стране начался сильный голод, и он стал бедствовать. Он пошёл и нанялся к одному из местных жителей, и тот послал его в своё имение пасти свиней. Он уже готов был есть стручки, которыми кормили свиней, ведь ничего другого ему не давали. И тогда он, одумавшись, сказал себе: «Сколько работников у моего отца, и все едят до отвала и ещё остаётся, а я тут погибаю с голоду! Пойду вернусь к отцу и скажу ему: “Отец, я виноват перед небом и перед тобою. Я больше недостоин зваться твоим сыном, считай, что я один из твоих работников”». И он немедля пошёл к отцу.
Он был ещё далеко, когда отец увидел его, и ему стало жалко сына. Он побежал, бросился к сыну на шею и поцеловал его. Сын сказал ему: «Отец, я виноват перед небом и перед тобою. Я больше недостоин зваться твоим сыном». Но отец сказал слугам: «Быстрей принесите самую лучшую одежду и оденьте его. Наденьте ему перстень на руку и сандалии на ноги. Приведите и зарежьте откормленного телёнка. Будем есть и веселиться. Ведь это мой сын: он был мёртв, а теперь ожил, пропадал и нашёлся». И они устроили праздник.
А старший сын был в это время в поле. Возвращаясь, он подошёл к дому, услышал музыку и пляску и, подозвав одного из слуг, спросил, что там происходит. Тот ответил: «Вернулся твой брат, и отец твой зарезал откормленного телёнка, потому что он вернулся жив и здоров». Старший брат так рассердился, что не захотел войти в дом. Тогда вышел отец и стал его уговаривать. Но он ответил отцу: «Вот, я столько лет работаю на тебя, как раб, и ни в чём тебя не ослушался, а ты ни разу не дал мне даже козлёнка, чтобы я мог повеселиться с друзьями моими. А вернулся этот сын твой, — и ты зарезал для него откормленного телёнка!» Но отец сказал ему:
«Сынок, ты всегда со мной, и всё, что есть у меня, твоё. Тебе бы надо радоваться и веселиться, что он, твой брат, был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».
Библия была переведена на все языки мира. Ее сюжеты остались жить в веках и во все времена питали воображение мастеров искусства. Библейские сюжеты и образы вдохновляют писателей, художников и композиторов на создание великих произведений. Одним из таких шедевров мировой культуры является картина голландского художника Рембрандта «Возвращение блудного сына» (1669). Она находится в музее Эрмитаж (Россия, Санкт-Петербург). Темой для написания картины послужила евангельская притча о том, как после долгих скитаний в жестоком мире блудный сын вернулся с несбывшимися надеждами к покинутому им отцу. В эту картину автор вложил весь свой жизненный опыт человека и художника.
Вопросы и задания
1. Как вы думаете, почему младший сын потребовал у отца часть своего имущества?
2. Как он распорядился добром, которое ему дал отец?
3. Расскажите, о чём стал думать блудный сын, когда понял пагубность своих дел. Какое решение он принимает?
4. Как вы думаете, что заставило его раскаяться в недостойных поступках?
5. Какие действия отца показывают, что он рад возвращению сына и прощает его?
6. Как вы думаете, почему старший брат обиделся на отца? Не проявляются ли в этом такие черты его характера, как зависть, неблагодарность и неумение прощать?
7. Можно ли утверждать, что в «Притче о блудном сыне» воплощается любимая тема Христа — отеческая нежность и бесконечная милость Бога к грешнику?
8. Разбейте текст на смысловые части и озаглавьте каждую из них.
9. Подготовьте чтение в лицах. Какие интонации будут преобладать в речи отца, блудного сына, старшего брата?
10. Какие слова и выражения из текста подсказывают ту или иную интонацию?
11. Рассмотрите картину Рембрандта. Как вы думаете, почему художник выделяет на картине руки отца и босые ноги сына?
12. Один из искусствоведов считает главным героем картины «Возвращение блудного сына» отца и предлагает для неё такое название «Отец, прощающий блудного сына». Согласны ли вы с его мнением? Предложите своё название картины.
13. Прочитайте другие библейские истории или притчи.
Иудейские старейшины завидовали Иисусу Христу. Желая поставить Его в сложную ситуацию, они задавали каверзные вопросы1. Особенно часто Иисуса обвиняли в том, что Он не различал людей по национальности, происхождению или богатству, общаясь со всеми па равных. В ответ на вопрос, кого следует считать своим ближним, Христос рассказывает притчу о добром самарянине.
Оказалось, что священник и левит2, то есть ближние, которые просто обязаны помочь иудею (очевидно, жителю Иерусалима3 или Иерихона4), на самом деле таковыми не оказались. В то же время са-марянин — традиционный враг евреев — спасает путнику жизнь. Важно понимать, что этот добрый человек подвергает себя опасности с нескольких сторон. Во-первых, разбойники могут также напасть и на него. Во-вторых, если самарииина увидят вместе с израненным иудеем, то могут обвинить в преступлении, которого он не совершал. В-третьих, он мог бы навлечь на себя гнев самарян тем, что помогает врагу. Добрый самарянин совершает поступок, невиданный по отваге и милосердию. Но глубинный смысл притчи не лежит на поверхности. Она несет в себе загадку, которую нужно разгадать.
Притча о добром самарянине
(читать онлайн)
Некий учитель Закона, желая испытать Иисуса, спросил Его: Учитель, что я должен делать, чтобы получить вечную жизнь?
— А что об этом говорится в Законе? — спросил его Иисус. — Что ты там читаешь?
— «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем, всей душой, всеми силами и всеми своими помыслами». И «люби ближнего, как самого себя», — ответил тот.
1 Каверзный вопрос — вопрос, содержавши каверзу, то есть хитрость, подвох.
2 Левит у древних евреев священнослужитель низшего разряда.
3 Иерусалим — столица Иудеи.
4 Иерихбн — город, расположенный недалеко от Иерусалима
— Ты правильно ответил, — сказал Иисус. — Поступай так и будешь жить.
Но тот, желая оправдаться, спросил Иисуса:
— А кто мне ближний?
Иисус в ответ сказал:
— Шёл человек из Иерусалима в Иерихон и попал в руки разбойников. Они его ограбили, избили и ушли, бросив полумертвым. И случилось так, что шёл той же дорогой священник, но, увидев его, перешёл на другую
сторону. Так же поступил и левит: дойдя до того места и увидев раненого человека, он перешёл на другую сторону. Л самарянин, который тоже путешествовал той же дорогой, натолкнулся на него и, увидев, пожалел, подошёл к нему и, омыв вином и смазав оливковым маслом его раны, перевязал их, посадил его на собственного мула, привёз в гостиницу и гам за ним ухаживал. Л па следующий день, уезжая, он дал хозяину гостиницы две серебряные монеты и сказал: «Позаботься
о нём, а если истратишь сверх того, на обратном пути я тебе отдам». Кто из троих, по-твоему, оказался ближним пострадавшему от разбойников?
— Тот, кто проявил к нему милосердие, — ответил тот.
— Иди и поступай так же, — сказал Иисус.
Вопросы и задания
1. Что необычного в этой притче? Часто ли враги приходят на помощь своим недругам?
2. Какие слова Иисуса являются в этой притче главными?
3. Как вы думаете, знает ли самарянин Закон или он совершает добрый поступок по зову сердца?
4. Кто выполняет божественные заповеди?
5. Чему учит притча о добром самарянине?
6. Почему христиане называют Иисуса добрым самарянином?
7. Прочитайте в словаре различные определения слова милосердие и проиллюстрируйте примерами из «Притчи о добром самарянине».
8. Встречались ли вам люди, которых можно назвать добрыми самарянзми?
9. Посмотрите фильм «библейские притчи». Что вы дополнительно узнали из этого фильма об Иисусе Христе?
Послушайте и оцените красоту музыки И. С. Баха, которая звучит в фильме.
Ч.Г.Сперджен
Блудный сын
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и побежав пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Лук.15,11-24
ИЗБЫТОК ХЛЕБА
ПРИШЕЛ В СЕБЯ
«Пришед в себя…» Эти слова можно применить к тому, кто очнулся после обморока, кто не сознавал своего положения и не мог выйти из него, но теперь пришел в себя, вернулся к сознанию и действию.
Голос, который пробуждает мертвецов, поднял блудного сына; видения духовной летаргии исчезли: его безумные, но увлекательные сны прошли, — он пришел в себя.
Эти слова могут быть применены еще к тому, кто излечился от безумия. Блудный сын был подобен безумцу, потому что грех есть величайшее безумие.
Он был помрачен в своем разуме, принимал горькое за сладкое и сладкое за горькое, свет за тьму и тьму за свет; он повредил своей душе так, как вредят своему телу одержимые злым духом, когда бьются о камни и ранят себя ножами. Сумасшедший человек не сознает себя таковым, но если он выздоровеет, то сокрушается, что был в таком состоянии. Итак, вернувшись к разуму истинному и светлому, блудный сын пришел в себя.
Существует легенда о волшебнице Цирце, которая превращала людей в свиней.
Несомненно, и этот молодой человек, о котором сказано в притче, опустился на ту же ступень. Он низвел свое человеческое достоинство до уровня животного, он ел со свиньями. Человеку свойственно любить своих родных, уважать право, заботиться о своих интересах. Этот же молодой человек уподобился животным.
Быть может, и сегодня среди читающих эту брошюру есть люди, находящиеся в подобном обморочном состоянии, — Господи, подними их!
Может, есть люди нравственно разложившиеся, — Господь да восстановит их, да положит небесный Врач Свою освежающую руку на их горячий лоб и скажет им: «Хочу, очистись».
Есть, может быть, такие, которые отдали ветхой человеческой природе первое место, — пусть Тот, Кто разрушает дела дьявола, освободит их от власти сатаны и даст им силу стать сынами Божьими. Ему да будет вся слава!
МИЛОСЕРДИЕ — ТОЛЬКО У БОГА
Когда блудный сын пришел в себя, он понял два факта: что у отца его избыток хлеба и что он, сын его умирает от голода. Пусть эти две мысли полностью овладеют и вашим сердцем, если вы все еще не спасены, ибо это весьма важные, непреложные истины. Это не фантазия, не сновидение или бред душевно больного человека, не плод расстроенного воображения, но несомненно верно то, что в доме нашего Отца Небесного — избыток благ, в которых нуждается грешник. Нигде больше не может он найти благословение и получить прощение. У Господа же — обильное милосердие, и никто не может оспаривать эту чудную истину.
Одинаково верно и то, что без Бога грешник погибнет. Он уже теперь погибает, и погибнет навеки. Все, что есть ценного в его существовании, будет разрушено, и он сам останется как мерзость запустения: хищные птицы будут гнездиться в развалинах его погибшего существа во веки веков.
Если бы эти истины стали вполне понятны сердцам многих необращенных людей! Увы, грешники забывают, что милосердие — только у Бога, и надеются найти его где-то в другом месте. Они стараются отвергнуть унизительный факт своего безнадежного состояния и ищут какой-нибудь потайной двери для выхода. Им кажется, что они не так уж плохи, как говорится о них в Библии. Во всяком случае, если они плохи теперь, то могут исправиться потом. Увы, друзья мои, что делать с теми, которые добровольно закрывают глаза, чтобы не видеть истину, которая слишком очевидна и подавляюща? Я убедительно прошу тех из вас, которые верой приближаются к престолу Божьему, вознести молитву о том, чтобы Он посетил теперь же необращенные сердца и открыл им значение этих двух истин: у Бога обилие милосердия, вне Бога — погибель. Если грешник с таким сознанием придет к Иисусу Христу, он скоро получит свободу детей Божьих.
БОГ ЛЮБИТ МИЛОВАТЬ
Сегодня мне хочется остановиться, главным образом, на первой и основной, по моему мнению, мысли блудного сына, которая заставила его сказать: «Встану, пойду к отцу моему». Не голод побудил его прийти к этому решению, а трезвая мысль: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом!». Полнота, обилие и даже излишек в доме отца побудили его стремиться домой.
Многие-многие души стали искать Бога, увидев и поверив, что у Него — обилие милосердия. Мне хочется каждому грешнику ясно представить обилие милосердия и благодати Божьей во Христе Иисусе, надеясь, что Господь найдет Своих сынов, что они доверятся этим словам и, услышав об изобилии хлеба в доме Отца, скажут: «Встану, пойду к Отцу».
Итак, прежде всего остановимся на том изобилии благ, которое находится в доме Отца. Что тебе теперь нужно, пробудившийся грешник? Для всякой твоей нужды есть у Бога полное и обильное удовлетворение — «хлеб в избытке». Испытай это. Сначала воззри на Отца Самого. Кто станет Его изучать, сразу увидит, что нет границ Его милосердию, нет предела Его благодати.
«Каковы природа и характер Всевышнего? Суров Он или любящ?» — спрашивал некто.
Писание отвечает на этот вопрос и говорит о Нем больше, чем только как о любящем Отце, но что Он Сам есть любовь, что Его сущность — любовь. Не то чтобы любовь пребывала в Боге, но Сам Бог — любовь. Можно ли с большей очевидностью показать, что любовь Божья бесконечна? Вы не можете измерить Бога; ваше воображение не в силах охватить все Его свойства, определить размеры Его любви, постичь ее полноту.
Помните только, что, как небо выше земли, так пути Его выше наших путей и мысли Его выше наших мыслей. Милость Его пребывает вовеки. Он прощает беззаконие и не вменяет преступления остатку наследия Своего. Не вечно гневается Он, потому что любит миловать. «Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя». «До небес велика милость Твоя». «Господь весьма милосерд и сострадателен».
БОГ СИЛЕН СПАСАТЬ
Если вам кажется, что одной Божественной любви мало для вашего спасения, то вспомните, что у Отца, к Которому обращается грешник, столько же мудрости, сколько и милости.
Может быть, твое положение особенно серьезно. Но Сотворивший тебя может и исцелить тебя. Сотворивший ухо разве не может избавить его от глухоты? Образовавший глаз, неужели не сумеет вернуть ему зрение, если он ослеп? Нет такого несчастья, от которого не мог бы избавить тебя Господь. Несравненная мудрость не может оказаться бессильной перед запутанностью твоей жизни.
Не может быть также недостатка могущества у Отца. Разве ты не знаешь, что сотворивший землю и простерший над ней небеса, как шатер, для обитания в нем, не имеет границ могущества Своего и предела Своей силе?
Если тебе нужно всемогущество для извлечения тебя из тинистого болота, в котором ты увяз, оно готово для твоего спасения, если ты воззовешь к Сильному для получения силы. Хотя бы тебе понадобилась сила которой были созданы миры и держатся основания Вселенной, вся эта сила будет направлена для твоего блага, если только ты с верой будешь искать милосердия от руки Божьей через Иисуса Христа. Ни одна из Его сил не будет против тебя, любовь будет царствовать во всем, и каждое свойство Божье будет содействовать твоему спасению.
БОГ ЩАДИТ ГРЕШНИКА
Когда я думаю о грехе, я не могу понять, как грешник может спастись; но когда я думаю о Боге и взираю на Его сердце, тогда я понимаю, как охотно Он прощает.
— Посмотрите на Его сердце, — говорит некто.
— Как мне это сделать?
— Разве Он не открыл вам Своего сердца? Вы спросите:
— Где и когда? Я отвечу:
— Там, на Голгофе, на кресте.
Кто занимал первое место в Божественном сердце? — Возлюбленный, Единородный Сын. И Он взял Своего Единородного Сына и пригвоздил Его ко кресту, потому что, дерзаю сказать, возлюбил грешников больше, чем Своего Сына. Он не пощадил Сына, но щадит грешника. Он излил Свой гнев на Сына и сделал Его заместителем грешников, чтобы можно было расточать любовь на виновных, заслуживших Его гнев.