Содержание
- Благовещение в 2017 году: какого числа, история праздника, традиции, приметы
- Когда отмечается Благовещенье Пресвятой Богородицы?
- Благовещение 2017: Дата и история праздника
- Шестая неделя Великого поста отмечена двумя значимыми событиями в жизни христиан.
- Благовещение в 2020 году
- История праздника
- Традиции и обряды праздника
- Что можно кушать на Благовещение
- Что нельзя делать на Благовещение
- Приметы и поверья
- Благовещение в 2020 году — 7 апреля. Начало нашего спасения
- Благовещение в 2020 году — 7 апреля
- Событие Благовещения
- Значение Благовещения
- Богослужение праздника Благовещения в 2020 году
- Благовещение в России: когда отмечается, история, традиции, приметы и запреты, что можно есть
- Когда православные христиане отмечают Благовещение
- Название праздника
- История праздника Благовещение
- Благовещение и Великий пост: что можно есть
- Благовещение: народные традиции и запреты
- Приметы и обряды на Благовещение
Благовещение в 2017 году: какого числа, история праздника, традиции, приметы
Благовещение в 2017 году: какого числа, история праздника, традиции, приметы. Полное название праздника – Благовещение Пресвятой Богородицы. Праздник является очень важным в церковном календаре. Он является непереходящим и отмечается всегда в один и тот же день – 7 апреля. Так и в 2017 году Благовещение Пресвятой Богородицы будет праздноваться 7 апреля.
Благовещение в 2017 году: история праздника.
Дата празднования 7 апреля совершенно не случайна. Она определена праздником Рождество Христово. Ведь именно в этот день Дева Мария, жизнь которой была полностью посвящена служению Господу, узнала от Архангела Гавриила благую весть. Весть эта была о том, что скоро на свет появиться Сын Божий. Мария, которая хоть и оставалась невинной, была удивлена, что именно ей выпала честь стать матерью Сына Божьего. Так праздник и получил свое название Благовещение – благая весть. А ровно через девять месяцев на свет появился Иисус Христос. Это случилось 7 января. В этот день и празднуется Рождество Христово.
Благовещение в 2017 году: традиции праздника.
Самая лучшая традиция праздника – просить прощения у всех, кого Вы когда-либо обидели. Христиане традиционно отправятся в Благовещение 7 апреля 2017 года в храмы на службу, а также причаститься и исповедаться.
Читайте также: Вербное воскресенье в 2017 году: какого числа, традиции, приметы, история праздника
Хорошая традиция праздника – всей семьей собраться за обеденным столом, помолиться и отобедать во славу Господа.
Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы приходится на время Великого поста. Однако в этот великий день церковь делает некоторые послабления – можно отведать немного рыбы и красного вина.
Шумные гулянья в этот день не приветствуются. Мысли и слова должны быть добрыми и светлыми.
Доброй традицией праздника является выпускать на волю птиц, в частности голубей, даруя им свободу.
Благовещение в 2017 году: приметы праздника.
Хорошей приметой в Благовещение является возвращение долгов. А вот брать и давать деньги в долг в это день нельзя.
По погоде в праздник Благовещение 7 апреля 2017 года делают прогнозы на предстоящее лето и урожай.
Утренний туман и ветер днем предвещали урожайное лето. Дождь в Благовещение – будет много грибов и хороший урожай хлеба. Мороз сулил урожай огурцов и яровых, а гроза – обилие орехов.
Читайте также: 16 апреля 2017 года будет Пасха: в чем смысл праздника
Если в благовещенский день 7 апреля 2017 года не будет ласточек – весна будет долгой и холодной. Темное небо без звезд – мало яиц нанесут куры. Сильный мороз в Благовещение обещал сорок морозных утренников, а благовещенский снег до 6 мая (Егория) будет таять.
Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля 2017 года – это светлый домашний праздник. Проведите его с чистыми мыслями рядом с родными, помолитесь за всех людей, живущих на этой Земле.
Когда отмечается Благовещенье Пресвятой Богородицы?
Праздник Благовещенье Пресвятой Богородицы отмечается 7 апреля 2017 года. Это любимый праздник у православных христиан.
«Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце свое к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Ее за то, что Она явилась такой готовой на покорность воле Божией, что родила, вскормила и воспитала Избавителя мира, и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Ее предстательство в помощь нам».
Эти проникновенные слова сказал Афонский подвижник XVIII века преподобный Никодим Святогорец.
Лучше и понятнее мудрецов святой Церкви никто не расскажет нам о чуде. Прочитаем строки: «А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего», не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?.
Божия Матерь ставит вопрос только так:
«Как это может случиться со мной – я же дева?» И на ответ Ангела, что это будет, она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии. Ее слова: » Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему»…
Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, которая была способна в своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего себя для спасения мира. Аминь»
«Радуйся, благодатная: Господь с Тобою»
Прозрение у человека сегодняшнего, не изучающего церковного труды, может наступить буквально от какой – то простой фразы, которая вдруг сделала понятным то, что механически воспринималось раньше.
Прочитаем.
О Материнской любви
«Богу было угодно, чтобы тайна материнства соединилась с тайной Спасения. Если бы не было Девы Марии, то не было бы и Спасения».
Эти мысли прозвучали из уст Патриарха всея Руси Кирилла в одной из его проповедей. Он простыми словами, по – житейски объяснил то, что раньше воспринималось только сведением о легендах древнего времени. Он сказал о Богородице, как о Матери, которая всегда находилась рядом с сыном.
«…Но и сама Божия Матерь очень многое получила от Своего Сына , спасая Богомладенца Христа от Ирода, Мария вместе с Иосифом Обручником бежит в Египет, но впоследствии Святое семейство возвращается на родину.
Евангелист Лука повествует о том, как в отрочестве Иисус был приведен своею Матерью и Иосифом Обручником в Иерусалим, где в храме беседовал со старейшинами и книжниками, поражая их своею мудростью.
Потом мы встречаем Божию Матерь на брачном пире в Кане Галилейской, где Спаситель совершил свое первое чудо, превратив воду в вино. Мы видим Божию Матерь предстоящей у Креста Господня вместе с любимым учеником Спасителя Иоанном, которому Иисус препоручает Свою Мать. Вместе с тем Ей в лице Иоанна усыновляются и все ученики Спасителя. Мария становится Матерью учеников Иисуса, а значит, и Матерью всей Церкви».
Ее тело чудесным образом исчезло.
«Предание свидетельствует о кончине Богородицы, называемой на языке Церкви Успением. Она не была предана земле, но тело чудесным образом исчезло. Божия Матерь была принята своим Сыном с душою и телом в Царство Небесное. Господь спасает мир вместе со Своей Матерью.
Мы обращаемся в молитве к Пресвятой Богородице с теми же словами, что и в молитве к Ее Сыну: «Спаси нас», в отличии от обращения ко всякому другому святому, которого мы просим: «Моли Бога о нас».
Каждый человек может обратиться к ней за помощью, как к своей Матери, потому что Ее Материнство распространяется на всех нас. Матерь Божия — Мать всех человеков, любящая нас не меньше нашей собственной матери. Почитание Девы Марии началось с первых дней существования Церкви.
В Назарете сохранился ее дом, всегда бывший местом молитвы и поклонения христианской общины. В римских катакомбах, где собирались для молитвы первые христиане, на стенах можно обнаружить изображения Девы Марии».
Спаси нас, Пресвятая Матерь Божия.
С использованием интернет-источников подготовила Людмила Извекова
Благовещение 2017: Дата и история праздника
Шестая неделя Великого поста отмечена двумя значимыми событиями в жизни христиан.
Благовещение Пресвятой Богородицы приходится на 7 апреля. Это непереходящий праздник. Как отмечает Фома, его дата связана с датой Рождества. Между Рождеством и Благовещением ровно 9 месяцев.
Именно в праздник Благовещения верующие вспоминают, как Пресвятой Деве явился Архангел Гавриил, который сообщил, что ей предстоит явить миру Сына Божия. Событие дало начало Евангельской истории. Часто Благовещение отмечается в дни Великого поста, в пищу разрешается принимать рыбу. В 2017 году праздник приходится на последний день Великой Четыредесятницы, накануне Лазаревой субботы и Вербного воскресенья.
С Благовещением связаны многие народные приметы и обычаи. К примеру, существует поверье, что в эту дату никто не должен работать и даже птицы не вьют своих гнезд. Согласно одной из легенд, запрет однажды нарушила кукушка, за что и была наказана. Поэтому все откладывали свои домашние дела: не топили печь, не плели кос, не расчесывали волосы.
Особое внимание уделено обычаям, относящимся взаимоотношениям внутри семьи. Так, женщины, у которых муж отличается буйным нравом, должны назвать свою вторую половину «милым» 40 раз за день. Поверье гласит, что весь год после этого суженый будет ласков и заботлив.
В Благовещение не рекомендуется надевать обновки. Новые вещи быстро придут в негодность, а в течение года не будет возможности приобрести новые. Более того, надевшая обновку девушка в текущем году, согласно примете, не выйдет замуж.
Женщинам нельзя заниматься своими волосами в этот день: стричься, мыть голову. Считалось, что существует вероятность испортить свою судьбу или лишиться волос.
Не стоит также давать деньги в долг кому-либо, даже если человеку неудобно отказывать. Приглашать гостей в Благовещение не стоит.
Благовещение рекомендуется провести для себя, в хорошем настроении. Если у вас есть домашние животные – рекомендуется их накормить. Таким образом, по поверью, вы оградите от болезней себя и своих любимцев на грядущий год.
Благовещение в 2020 году
Благовещение 2020 отмечается 7 апреля (25 марта по старому стилю). В Православной Церкви этот праздник называется Благовещением Пресвятой Богородицы. Он относится к великим двунадесятым событиям годового богослужебного цикла. Торжество приурочено к возвещению Деве Марии Архангелом Гавриилом благой вести о зачатии ею Сына Божьего.
В Православной Церкви этот праздник символизирует искупление человечеством грехопадения Евы.
История праздника
Святая Мария воспитывалась в храме и дала обещание Богу остаться Девой. Она скромно жила в Назарете с названным мужем, дальним родственником – стариком Иосифом. Однажды к ней в дом вошел Архангел Гавриил и произнес речь, которую начал со слов: «Радуйся, Благодатная!». Он сообщил Пресвятой Деве о великом чуде – зачатии ею будущего Спасителя мира Иисуса Христа.
Первые упоминания о Благовещение относятся ко II веку. Официальным это событие стало в VI веке, когда византийский император Юстиниан установил дату праздника на 25 марта (7 апреля по новому стилю).
Традиции и обряды праздника
В Благовещение Пресвятой Богородицы в храмах проходят богослужения. В этот день церковные наставники надевают голубое облачение. В храмах проводится всенощное бдение, которое начинается с великого повечерия. Службы имеют литургические особенности, зависящие от дней недели. Если Благовещение и Пасха совпадают (Криопасха), то каноны праздников соединяются.
В народе в этот день принято ходить в храмы, молиться, подавать милостыню и заниматься благотворительностью. В этот праздник распространена традиция выпускать птиц (голубей) на свободу. Люди верят, что в Благовещение они долетают до ангелов-хранителей и извещают им обо всех хороших поступках, которые были совершены за год.
Верующие люди 7 апреля подготавливают Благовещенскую соль. Для этого хозяйки берут мешочек, в который каждый из членов семьи насыпает по щепотке соли. Ее прокаливают в огне и хранят в укромном месте. Благовещенскую соль используют как оберег. Ее чудодейственные свойства способны излечить от болезней. Если она не израсходуется в течение года, то на следующий праздник ее сжигают в огне. Особой силой обладают просфоры и освященная вода, которые прихожане приносят с торжественной службы.
В Благовещение верующие совершают паломничество по святым местам. В этот праздник православные реликвии способны наделить человека силой. Христиане считают, что в этот день открываются небеса, и Господь слышит мольбы и просьбы человека. Люди загадывают желания и просят небесные силы о помощи в больших делах.
У древних славян существовал обычай разжигать в праздник большие костры. Они выбрасывали в огонь все старые вещи и предметы. Считалось, что таким образом в огне сгорали все беды, болезни и несчастья.
Что можно кушать на Благовещение
Благовещение 2020 приходится на Великий пост перед Пасхой. В этот праздник Православная Церковь дает послабление поста. Прихожанам можно кушать рыбу. Если Благовещение выпадает на Страстную неделю (последняя неделя перед Пасхой), то делается исключение – рыбу нельзя употреблять в пищу. Мясо, молочные продукты в этот день исключаются из рациона.
Что нельзя делать на Благовещение
В народе Благовещение считается большим религиозным праздником. В этот день существуют запреты на повседневные дела.
7 апреля не рекомендуется шить, вязать, вышивать, заплетать косы, стричься, красить волосы, расчесываться. Это примета связана с поверьем, согласно которому люди издавна считают, что жизнь человека является нитью, которой может управлять сам Господь или ангелы-хранители. В день, когда открываются небеса, легко перепутать жизненные нити, изменить судьбы семьи и близких людей.
7 апреля следует воздержаться от тяжелого физического труда. Хозяйки стараются приготовить еду накануне Благовещения, чтобы в праздник быть свободными от домашних хлопот. Плохой приметой считается давать деньги в долг, раздавать что-то из дома, иначе можно отдать покой, здоровье и благополучие. Не следует в этот день надевать новые вещи, чтобы не испортить их. Праздник нельзя проводить в суете, гневе, злости и раздражении. Церковь не рекомендует заключать в этот день браки – это период воздержания и покаянья.
Приметы и поверья
- Заморозки на Благовещение предвещают богатый урожай.
- Если к 7 апреля ласточки не прилетели, то весна будет холодной и поздней.
- Если жена в этот праздник назовет своего мужа сорок раз «любимый», то семью ожидает любовь и мир на долгие годы.
- Если на огороде закопать кусочек благовещенской просфоры, то земля даст богатый урожай.
- Желание, которое будет загадано на Благовещение, исполнится в ближайшем будущем.
Благовещение Пресвятой Богородицы относится к великим двунадесятым праздникам Православной Церкви. В этот день верующие воздерживаются от работы, домашних хлопот, ссор и обид. Прихожане посещают храмы, совершают паломничество по святым местам. Этот религиозный праздник считается лучшим периодом для заготовки соли, освященной воды и просфор, которые будут служить оберегами в течение всего года.
Благовещение в 2020 году — 7 апреля. Начало нашего спасения
Какого числа отмечают Благовещение в 2020 году? Какова история и предпосылки этого праздника? Читайте об этом в статье на портале «Православие и мир».
Благовещение в 2020 году — 7 апреля
Благовещение в 2020 году — 7 апреля
Благовещение в 2021 году — 7 апреля
Начало нашего спасения.
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы издавна был одним из любимых праздников русского народа. Даже «птица гнезда не свивает в этот день» — говаривали наши благочестивые предки. В этот день Дева Мария услышала радостную весть небесного посланника о том, что Она избрана стать Матерью Спасителя мира. «Радуйся, Благодатная», — приветствовал Ее Ангел, и эти слова были в сущности первой доброй, «благой» вестью для человечества после того, как оно порвало свою связь с Богом в результате грехопадения. С момента явления Ангела Пречистой Деве начинается новая, светлая страница в жизни человечества.
Событие Благовещения
О явлении Ангела Гавриила Деве Марии повествует только один евангелист, святой Лука, в первой главе своего Евангелия (смотри Евангелие от Луки, 1-ю главу, стихи 26-38).
Приведем здесь его рассказ с краткими пояснениями. В шестой месяц после зачатия Елизаветой св. Иоанна Крестителя Ангел Гавриил, или Архангел, как принято его называть, (название Архангел — высший ангел) был послан Богом в малоизвестный галилейский городок Назарет к Деве Марии, обрученной мужу по имени Иосиф. Читателю следует обратить на то, что евангелист Лука не говорит: «К деве, вышедшей замуж», но к «обрученной мужу» потому, что Дева Мария только формально, с точки зрения закона, считалась женой Иосифа, но не являлась его женой в действительности. Древнее предание объясняет, почему это так получилось. Еще до рождения Марии Ее родители, тогда бездетные, Иоаким и Анна, дали обет, в случае рождения у них ребенка, посвятить его на служение Богу. Под старость Бог послал им дочь, которую они назвали Мария. Когда Марии миновало три года, родители отдали Ее на воспитание при Иерусалимском храме. Живя здесь лет десять в атмосфере молитвы и богомыслия, юная Мария так пламенно возлюбила Бога, что уже по собственному желанию решила всецело посвятить себя Ему и дала обещание не вступать в брак. Когда Марии исполнилось лет 14, Она уже не могла оставаться при храме, но должна была или вернуться домой к родителям, или выйти замуж. Однако Ее родители уже умерли за несколько лет до этого. Первосвященник, зная об Ее обете девства и желая Ей помочь осуществить Свое намерение, формально обручил Марию Ее престарелому родственнику, известному своей праведной жизнью — Иосифу. В то время Иосиф был вдовцом и имел от первого брака немалое семейство. Жил он в Назарете, находившемся в южной части Галилеи, где работал плотником (Мт. 13:55-56). Так добрый старец Иосиф согласился опекать свою юную племянницу. Оба они были потомками царя Давида и ожидали пришествия Мессии.
Но вернемся к евангельскому рассказу. Явившись Деве Марии, Ангел Гавриил приветствовал Ее: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» «Благодатная» значит обретшая особую любовь и благоволение Божие. Явление Ангела и его необычайные слова смутили Марию, и Она стала размышлять о значении их. Успокаивая Ее, Ангел предсказывает Марии о рождении от Нее Сына, Который будет велик и назовется Сыном Всевышнего. Господь даст Ему престол Давида, отца Его, и Он воцарится в доме Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
Благовещение: откровение о Деве
Древнее царство Давида, в котором Сам Бог выдвигал царей, которое управлялось по законам Божиим и все формы гражданской жизни которого были проникнуты идеей служения Богу, являлось образом грядущего Царства Божия. Главная особенность царства Давида заключалась не в его гражданском устройстве, но в его духовном идеале — как общества, стремящегося жить по воле Божией. После того, как царство Давида перестало существовать в результате нашествия Навуходоносора за шестьсот лет до Р.Х., его идеал продолжал воодушевлять верующих евреев, ожидавших пришествия Мессии-Спасителя. К таким принадлежали Дева Мария и Ее родители, старец Иосиф, родители Иоанна Крестителя, праведные Захария и Елизавета, старец Симеон Богоприимец, пророчица Анна, вифлеемские пастухи и многие другие простые и верующие евреи. Пророки предсказывали, что с пришествием Мессии царство Давида будет восстановлено и преобразится в Мессианское Царство. В него вольются верующие люди из многих народов, и оно пребудет вечно (смотри Исаия 42:1-12, 54:12-14, Ис. 2:2-3, Дан. 2:44, Дан. 7:13, Зах. 9:9-11).
Святая Мария, желая остаться Девой, в недоумении спрашивает Ангела: «Как это будет (что я стану Матерью), когда Я мужа не знаю?» Ангел успокаивает Ее, объясняя, что Ее обет не будет нарушен, так как Она родит Сына сверхъестественным образом, без мужа. Здесь бессеменное зачатие произведет Дух Святой, действием Которого «Сила Всевышнего осенит Ее», то есть Сам Сын Божий сойдет в Ее утробу (по образному сравнению церковной песни, Дух Святой, наподобие таинственного облака, осенявшего ветхозаветную скинию, в момент зачатия спустится на Деву, Исх. 40:34, Чис. 9:15). Пресвятая Дева не потребовала от Ангела доказательств, но сам Ангел Гавриил, в подтверждение истинности своих слов, указал Ей на Елизавету, зачавшую пророка Иоанна Крестителя в глубокой старости, по изволению Божию. Ведь для Бога нет ничего невозможного. Дева Мария, видя во всем этом волю Божию, смиренно ответила: «Се, раба Господня. Да будет Мне по слову твоему».
Добровольное согласие Девы Марии стать Матерью Мессии было абсолютно необходимо для воплощения Сына Божия, потому что Бог всегда оберегает дар свободной воли, которым Он наделил человека. Нравственная свобода — это ценнейшее свойство, которое возвышает нас над бездушной природой и над животным миром. Без нее мы были бы чем-то вроде запрограммированных роботов, неспособных нравственно совершенствоваться. Будучи же нравственно свободными, мы можем духовно расти, совершенствоваться и, таким образом, уподобляться нашему Творцу (в противоположность Богу, дьявол стремится лишить человека богоподобного свойства свободы; он старается поработить человека — сначала нравственно, а потом и физически). Таким образом, после свободного согласия Девы Марии Дух Святой осенил Ее, и совершилась в этот момент величайшая тайна, непостижимая фактически даже ангелам: Невместимый, неприступный и вечный Господь сошел в девическую утробу и, не испепелив ее, принял от нее человеческую природу, состоящую из тела и разумной души. Дальнейшее развитие Плода в девической утробе шло по естественным законам природы, и Дева носила в Себе Младенца до дня Его рождения в Вифлееме (по милости Божией, непостижимое Чудо воплощения Сына Божия как бы повторяется на каждой литургии, когда Дух Святой сходит на хлеб и вино, лежащие на престоле, и претворяет их в Тело и Кровь Христовы. Так в таинстве Причащения Господь Иисус Христос приобщает нас Своей Божественной природе).
Значение Благовещения
В день явления Архангела Гавриила Деве Марии исполнилось древнее предсказание Исаии о том, что Дева примет в Своем чреве и родит Сына, Которого назовут Эммануил, что значит «с нами Бог» (Ис. 7:14). В этот день Бог вселился во чрево Девы и стал человеком, чтобы освободить мир от греха и власти дьявола. Чудо зачатия предвечного Младенца нельзя понять; оно — тайна благочестия, доступная только вере (1 Тим. 3:16). В явлении Архангела Гавриила Деве Марии Церковь видит «спасения нашего главизну» — т.е. начало нашего спасения. Благовещение — это первый луч утренней зари после долгой томительной ночи. В этот день наш мир принес Богу свой лучший плод, самое светлое, самое чистое, что он мог только создать — Пречистую Деву Марию. Господь принял этот дар человечества и ответил на него даром благодати Святого Духа. В таинственной встрече падшего человечества с преблагим Богом, происшедшей в чистом сердце Девы Марии, уже слышится первый неповторимый ликующий звук той ангельской песни, которая, по условиям земного времени, смогла полностью раздаться на земле только спустя девять месяцев: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение». «Славу Богу» — несла в своем сердце Дева Мария, и — «мир земле» за это обещал Ей Спаситель.
В осторожности, с которой Дева Мария отнеслась к приветствию и обещанию Ангела Гавриила, святые отцы Церкви видят признак великой добродетели, именуемой «рассудительностью» (или «рассуждением»). Противополагают они мудрую осторожность Девы Марии легковерию Евы, которая необдуманно послушалась совета дьявола, принявшего образ змея, и вместо счастья обрела горе.
Явление Ангела Деве Марии обрамлено двумя событиями: зачатием Иоанна Предтечи и посещением Пресв. Девой Марией праведной Елизаветы. Во время этого посещения св. Иоанн Предтеча, еще не родившийся шестимесячный утробный младенец, первый приветствует Пречистую Деву своими движениями в утробе Елизаветы. В этот момент удостаивается Святого Духа и праведная Елизавета и восклицает: «Благословенна Ты между женами и благословен плод чрева твоего», и затем прибавляет — «и откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне!» (Лк. 1:43). Здесь праведная Елизавета начала свое приветствие теми же словами, какими закончил свое приветствие Архангел Гавриил. Из этих приветственных слов создалась та чудная молитва, которую мы так часто слышим в храме: «Богородице Дево! Радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах (среди жен) и благословен Плод чрева Твоего. Яко (потому что) Спаса родила еси душ наших».
Состояние умиления, святой, небесной радости, в которой пребывала Дева Мария в день Благовещения, запечатлено в иконе «Умиление». На ней Дева Мария — без Младенца, со скрещенными руками на груди и со словами вокруг нимба: «Радуйся, Невесто неневестная». Перед этой иконой целыми днями и ночами молился на коленях преподобный Серафим Саровский, перед нею и скончался.
Первое слово приветствия Архангела Гавриила было — «Радуйся». И праздник Благовещения есть прежде всего праздник тихой, небесной радости! Радости по поводу примирения с Богом и возвращенной на землю благодати. Вместе с тем, Благовещение есть праздник торжества смирения, чистоты и целомудрия, праздник непоколебимой веры во всемогущество Божие и беспредельной Любви Бога к погибающему человеку.
С этого праздника, «главизны нашего спасения», зачинается тот родник «воды живой», который позднее превращается в широкую реку и, наконец, в безбрежное море новозаветных чудес, таинств и Благодати Св. Духа, которыми Господь, «не мерою дающий Духа», так щедро напоил жаждущих правды! Благовещение — праздник Брака Неба и земли, когда голубое небо спускается на землю и сочетается с ней. Благовещение — «голубой» праздник! В глазах верующего человека в этот день все голубеет, все становится чище и прозрачнее. Небо становится еще голубее, глубиннее. Голубеют воздух и воды, отражающие безоблачное небо; голубеют первые цветы — подснежники и фиалки; ночью — голубеют звезды. Голубеют и человеческие души, делаясь способными воспринимать небесную музыку этого дивного праздника.
Поговорка, утверждающая, что на Благовещение даже птица гнезда не свивает, иносказательно призывает нас в этот день отложить повседневную суету и направить свои помыслы к Небу, к радостному общению с Богом. По старинному русскому обычаю в этот день отпускают на волю птиц в знак освобождения человеческой души от греха.
«Я стал доступен утешенью» — (пишет Пушкин, отпустив птицу) — «зачем на Бога мне роптать; когда хоть одному творенью я мог свободу даровать!» Другой поэт, Туманский, наблюдая за отпущенной птичкой, пишет: «Она исчезла, утопая в сияньи голубого дня; и так запела, улетая, как бы молилась за меня».
Богослужение праздника Благовещения в 2020 году
Благовещение празднуется 7 апреля (25 марта по церковному календарю). У древних христиан праздник Благовещения носил разные названия: «Зачатие Христа», «Благовещение о Христе», «Начало искупления», «Благовещение Ангела Марии», и только с VII века получил окончательное название: «Благовещение Пресвятой Богородицы». Установление этого праздника принадлежит самой глубокой древности. Еще св. Афанасий Великий в IV веке называл его «первым в ряду праздников», началом домостроительства спасения людей. В V-VI веках, в противовес несторианской ереси, унижавшей Деву Марию, значительно увеличилась торжественность этого праздника (Несторий неправильно учил, что Пресвятая Дева родила простого человека, с которым Божество соединилось после его рождения. Наименование «Богородица» по отношению к Деве Марии означает, что Иисус Христос в момент Своего зачатия в Ее утробе Девы был истинным Сыном Божиим. Поэтому Дева Мария носила в Своей утробе и позже родила Богочеловека. Обе природы — Божественная и Человеческая — в момент зачатия соединились в личности Христа и с тех пор не сливаются в Нем и не изменяются в своей сущности).
Ввиду того, что этот праздник иногда попадает в великопостный период, а иногда в пасхальный, богослужебный порядок его несколько сложный. Если праздник Благовещения случится во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу какой-нибудь недели Великого поста, то всенощное бдение начинается великим повечерием. Если же Благовещение случится в воскресение или в понедельник, то тогда всенощное бдение совершается обыкновенным порядком, то есть начинается вечерней (cмотри наш листок о Всенощной, номер 38). Когда Благовещение случится на Пасху, то полиелея не бывает, но канон Благовещения соединяется с пасхальным каноном и после шестой песни читается Евангелие.
В стихирах (песнях всенощной) праздника Благовещения вспоминается история Благовещения Матери Божией Архангелом Гавриилом и обращается внимание на смирение Девы Марии. Говорится про непостижимость Рождества Спасителя от пресвятой Девы Марии. Матерь Божия сравнивается с «купиной» (терновый куст, который горел в Синайской пустыне и не сгорал, Исх. 3:2. Подобно этому кусту, Дева Мария осталась невредимой, приняв в Себя Бога). Сравнивается с «лествицей», виденной Иаковом (лестница, которая опиралась на землю и достигала неба, Быт. 28:12). Говорится, что благодаря рождению Господа от Богородицы небо соединяется с землею, Адам обновляется, Ева освобождается, и мы становимся причастниками Божеского естества и «церковью», т.е. храмом Божиим. Небо и земля приглашаются к торжеству и ликованию, потому что Сын Божий, сопрестольный Отцу, по Своей благости вселяется в девическую утробу и принимает человеческое естество. На вечерне читаются следующие паремии (отрывки из ветхозаветных книг): Быт. 28:10-17, Иез. 43:27, 44:1-4, Прит. 9:1-11, Исх. 3:1-8, Прит. 8:22-30. На всенощной и литургии Благовещения поется следующая молитва, именуемая тропарем.
Благовещение: Что такое радость?
Тропарь Благовещения в 2020 году
Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. | Сегодня начало нашего спасения и осуществление тайны, предопределенной от вечности: Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил возвещает благую весть о благодати. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. |
В каноне на всенощной (канон — часть богослужения, составленная по определенному образцу, смотри ниже) говорится о снисхождении к людям воплощающегося Спасителя и указывается на величие пресвятой Девы, принявшей в Cебя Бога. Упоминается также о пророчествах и различных указаниях Ветхого Завета о воплощении Сына Божия от Жены, говорится о силе Всесвятого Духа, осенившего Матерь Божию Своим сошествием, и разъясняются краткие, но многознаменательные слова Архангела Гавриила пресвятой Деве Марии.
Перед чтением Апостола на литургии поется следующий прокимен: Благовествуйте день от дне (ежедневно) спасение Бога нашего. В Апостоле (Евр. 2:11-18) высказывается мысль, что для спасения людей необходимо было Сыну Божию принять плоть человеческую. Евангелие (Луки 1:24-38) повествует о явлении Ангела Гавриила Пресвятой Деве Марии. Следующая молитва поется в конце канона и также на литургии вместо песни «Достойно есть» (почему и называется «за (т.е. вместо) достойника»).
Задостойник
Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу.
Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных, устне же верных Богородице немолчно глас Ангела воспевающе с радостью да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Земля, возвещай радость великую, небеса, хвалите славу Божию.
Рука непосвященных (нечистых) отнюдь да не дерзает касаться Тебя, Одушевленного Кивота Божия. Уста же верующих, воспевая неумолчно приветствие Ангела Богородице, в радости да восклицают: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
На литургии перед причащением поется:
Причастен
Избра Господь Сиона, и изволи его в жилище Себе. | Господь избрал Сион и возжелал его в жилище для Себя. |
В установившейся богослужебной практике, когда Благовещение совпадает с Пасхой, свет праздника Благой вести не меркнет даже в ослепительном море света св. Пасхи и музыка архангельского гласа не заглушается ликующим морем звуков симфонии Воскресения Христова. Это объясняется тем, что природа праздников Благовещения («главизна» — начало спасения) и праздника Воскресения Христова (завершающего события в спасении мира) — та же!
Канон Благовещения
Канон празднику Благовещения написан в VIII веке святым Иоанном Дамаскином и Феофаном, митрополитом Никейским. Православная Церковь в своей литургической практике сочла необходимым дополнить эту беседу специальной, разъясняющей ее службой — каноном Благовещения, представляющим собой расширенный диалог Девы с небесным вестником.
Песнь 1-я
Ирмос: Отверзу уста мои, и они исполнятся Духа; и изреку слово Царице-Матери, явлюсь светло торжествующим и в радости воспою Ее чудеса (Псл. 44:2-10).
Ангел: В радости взываю к Тебе: приклони слух Твой и внемли мне, возвещающему бессеменное зачатие Бога; ибо Ты, Всечистая, обрела такую благодать пред Богом, какой еще ни одна жена не удостоилась (Лк. 1:30).
Богородица: Я желала бы познать силу слов твоих, Ангел. Скажи яснее: как сбудется сказанное тобою? Как зачну Я — Дева юная? И как могу Я сделаться матерью Создателя Моего? (Лк. 1:34).
Песнь 3-я
Ирмос: Богородица, живой и неоскудевающий источник! Певцов Твоих, создавших (это) торжество, духовно утверди и в божественной Твоей славе удостой венцов славы.
Ангел: Ты желаешь, Дева, узнать от меня образ Твоего зачатия? Но он неизъясним! Совершит его Дух Святый, осенив Тебя творческой силой (Лк. 1:35).
Богородица: Праматерь Моя, приняв внушение змия, лишена божественного наслаждения в раю. Потому и Я, опасаясь падения, страшусь твоего странного приветствия.
Ангел: Я, предстоящий пред Богом, послан возвестить Тебе волю Божию. Что Ты, Всенепорочная, страшишься меня, когда гораздо больше я сам страшусь Тебя? Что Ты, Владычица, ужасаешься меня, когда я сам благоговею перед Тобою?
Песнь 4-я
Богородица: Я слышала слова пророка, в древности предсказавшего, что некоторая священная Дева родит Эммануила. Но желаю знать, как естество смертных может выдержать соединение с Божеством? (Ис. 7:14).
Ангел: Купина, объятая пламенем и пребывшая несгораемой, предуказывала на совершающееся в Тебе чудное таинство, Благодатная, всеми прославленная; ибо и по рождении Ты, чистая, пребудешь всегда девой (Исх. 3:2).
Богородица: Гавриил, провозвестник истины, озаряемый сиянием Бога Вседержителя! Скажи самую истину: как Я могу родить по плоти бесплотное Слово, сохранив чистоту Мою неповрежденной?
Ангел: Со страхом, как раб пред госпожой, я стою пред Тобою, с благоговейным трепетом теперь взираю на Тебя, Отроковица. Ибо, как дождь на луг, сойдет на Тебя Слово Отчее, по Своему благоволению (Псл. 71:6).
Песнь 5-я
Ирмос: Все изумляется божественной славе Твоей. Ибо Ты, Дева, не познавшая брака, имела во чреве всевышнего Бога и родила безлетного (вечного) Сына, даруя мир всем воспевающим Тебя.
Богородица: Не могу вполне постигнуть значения слов твоих, ибо часто бывали чудеса, совершаемые Божественною силою, знамения и образы закона. Но дева без мужа еще не рождала никогда (Евр. 10:1).
Ангел: Ты удивляешься, Всенепорочная. И подлинно, чудо зачатия Твоего — дивно. Ибо Ты только одна воспримешь во чреве имеющего воплотиться Царя всех, и Тебя прообразуют изречения и гадания пророков и знамения закона (1 Тим. 3:16).
Песнь 6-я
Ирмос: Преобразующий тридневное погребение Господа, пророк Иона, молясь внутри кита, восклицал: избавь меня от тления, Иисус, Царь сил!
Богородица: Приняв радостный голос слов твоих, Гавриил, Я исполнилась божественного веселия, ибо ты возвещаешь радость и блаженство бесконечное (Лк. 1:47-48).
Богородица: Чрез Меня ныне да уничтожится осуждение Евы, чрез Меня да погасится ныне долг ее; чрез Меня этот древний долг да возвратится с прибытком (Быт. 3).
Песнь 7-я
Ирмос: Богомудрые отроки не послужили твари вместо Творца, но, мужественно поправ угрожавший огонь, радовались, воспевая: благословен Ты, препрославленный Господь и Бог отцов.
Богородица: Возвещая, что Свет невещественный, по великому милосердию, соединяется с вещественною плотью, ты возглашаешь Мне ныне радостное благовестие, божественную проповедь: благословен, Всечистая, плод Твоего чрева (Лк. 1:42).
Богородица: Наитие всесвятаго Духа очистило Мою душу, освятило тело, сотворило Меня храмом, вмещающим Бога, Богом украшенной скинией, одушевленным святилищем и чистой Матерью Жизни (Лк. 1:35).
Ангел: Я взираю на Тебя, как на пресветлую свечу и благоустроенный чертог. Ты, Богоневеста, как золотой кивот, прими ныне Подателя закона, благоволившего через Тебя избавить тленное существо человеческое (Евр. 9:4).
Песнь 8-я
Ирмос: Внемли, отроковица, Дева чистая. Да возвестит Гавриил изначальную истинную волю Всевышнего. Будь готова к восприятию Бога, ибо чрез Тебя Невместимый стал жить со смертными. Посему в радости я восклицаю: все творения Господни, благословите Господа (Ис. 25:1; Варух. 3:37).
— Всякий ум смертных, — отвечала Дева, — изнемогает, стараясь постичь слова, которые ты вещаешь Мне. Внимаю речам твоим, но в изумлении страшусь, чтобы обольщением, подобно Еве, ты не удалил Меня от Бога. Впрочем же, Я восклицаю: все творения Господни, благословите Господа и превозносите Его во веки (Быт. 3:2).
— Вот, недоумение Твое уже разрешено, — говорит на то Гавриил. — Ибо Ты справедливо словами уст Твоих назвала это дело непостижимым. Повинуйся же и не сомневайся в том, как о вымысле, но веруй, как действительному событию, ибо я в радости восклицаю: все творения Господни, благословите Господа и превозносите Его во веки.
— Таков от Бога закон смертным, — отвечает Непорочная, — чтобы рождение происходило от взаимной любви. Но Я совершенно не знаю удовольствий супружества: как же ты утверждаешь, что Я рожу? Боюсь, не обманываешь ли ты. Впрочем, Я восклицаю: все творения Господни, благословите Господа и превозносите Его во веки (Лк. 1:34).
— Слова, которые Ты вещаешь мне, Досточтимая, — взывает опять Ангел, — относятся к обыкновенному рождению людей смертных. Я возвещаю Тебе, что истинный Бог неизреченным и непостижимым образом, как Сам знает, воплощается от Тебя, посему в радости я восклицаю: все творения Господни, благословите Господа и превозносите Его во веки (Лк. 1:35).
— Ты являешься Мне вещателем истины, — отвечала Дева. — Ибо ты пришел благовестником всеобщей радости; и, так как Я очищена в душе вместе с телом, то да будет Мне согласно слову твоему. Да вселится в Меня Бог, Которому Я вместе с тобою восклицаю: все творения Господни, благословите Господа и превозносите Его во веки.
Пеcнь 9-я
Ирмос: Рука непосвященных (нечистых) да не касается одушевленного кивота Божия (кивот, или ковчег откровения, был местом явления Бога Моисею; Числа 7:89), уста же верных, воспевая неумолчно воззвание Ангела к Богородице, в радости да восклицают: Благодатная, Господь с Тобою.
Непостижимо зачав Бога, Ты, Отроковица, превзошла законы естества: ибо Ты, и пребыв тленною по естеству, в рождении не испытала свойственного матерям. Посему достойно слышишь: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою (Иез. 44:2).
Язык человеческий не может изъяснить, как Ты источаешь молоко, Дева чистая. Ибо Ты являешь дело, чуждое природе, превышающее пределы законов рождения. Посему достойно слышишь: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою (Лк. 2:7).
В Священных Писаниях таинственно говорится о Тебе, Матерь Вышнего. Так Иаков в древности, узрев прообразовавшую Тебя лестницу, сказал: это — путь Божий, посему достойно слышишь: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою (Быт. 28:13-19).
Купина и огонь предуказали священнозрителю Моисею дивное знамение. Ища исполнения его в последствии времени, он сказал: вижу это в чистой Деве, которой, как Богородице, да будет сказано: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою (Исх. 3:3).
Итак, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы является радостным днем для православного человека. Особенно он был таковым для наших благочестивых предков, полюбивших Деву Марию за Ее добродетели, столь сродные душе русского человека: смирение, кротость и стремление к идеальному. Русские люди многие храмы и монастыри посвящали Пресвятой Богородице и называли свое отечество «Домом Пресвятой Богородицы». Дева Мария же отвечала на любовь к Ней русских людей Своей небесной помощью и множеством чудотворных икон.
Праздник Благовещения напоминает о великой любви Бога к людям и о том, что Сын Божий стал человеком для того, чтобы нас сделать причастниками Своей Божественной природы. Праздник Благовещения призывает нас подражать Пречистой Деве в Ее подвиге чистоты и целомудрия и стремиться к Небу, где ангелы и святые ликуют в вечном свете.
В день Благовещения мы все приобрели в лице Девы Марии теплую Заступницу у престола Божия. Будем же благодарить Бога за Его милости к нам и просить Пречистую Деву помочь нам достигнуть тихой пристани Царства Небесного.
Читайте также о Благовещении:
- Благовещение Пресвятой Богородицы: смысл праздника, проповеди, иконы, цитаты (+видео)
- Готовимся к Благовещению: проверьте свое знание богородичных праздников
Благовещение в России: когда отмечается, история, традиции, приметы и запреты, что можно есть
Православные верующие, в том числе в России, готовятся отметить один из важнейших христианских праздников — Благовещение, которое в 2019 году приходится на время Великого поста. Западные христиане уже отметили этот праздник в конце марта.
Когда православные христиане отмечают Благовещение
Русская православная церковь и другие конфессии, живущие по юлианскому календарю, отмечают этот праздник 7 апреля. В православии Благовещение принадлежит к двунадесятым (двенадцати важнейшим, помимо Пасхи) непереходящим (всегда отмечаемым в один и тот же день) праздникам.
Западные церкви, а также православные конфессии, придерживающиеся современного летоисчисления, отметили Благовещение 25 марта.
Название праздника
В православии праздник называется Благовещение пресвятой Богородицы; западные христиане называют его Благовещение Девы Марии.
История праздника Благовещение
События Благовещения описаны в Евангелии от Луки и в апокрифах. Апостол Лука рассказывает, что описываемое событие произошло во время беременности праведной Елизаветы — матери Иоанна Предтечи (Крестителя). В это время Бог послал архангела Гавриила к Деве Марии с вестью, что она станет Богоматерью и от нее будет рожден спаситель мира.
В Евангелии от Луки об этом говорится так:
Ангел, войдя к ней, сказал:
«Радуйся, благодатная! Господь с тобою, благословенна ты между женами».
Она, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что это было за приветствие.
И сказал ей ангел:
«Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога: зачнешь во чреве и родишь сына, и наречешь его Иисус. Он будет велик и наречется сыном божиим!»
Дева Мария, увидев в словах ангела божью волю, отвечает:
«Я раба господня, да будет мне по слову твоему».
Христианские богословы считают, что именно в этот момент произошло непорочное зачатие Марией сына божьего Иисуса Христа.
Смысл Благовещения: покорность Марии божьей воле — это начало искупления первородного греха прародительницы Евы, продолженное Иисусом Христом.
Благовещению предшествовал визит архангела Гавриила к праведному Захарии, женатому на бесплодной кузине Марии по имени Елизавета. Во время своего визита божий посланец пообещал Елизавете рождение будущего Иоанна Крестителя.
Уже после Благовещения Дева Мария отправилась навестить Елизавету, которая была на сносях. Во время встречи с Марией Елизавета вслед за ангелом божьим рассказала будущей Богоматери о судьбе Иисуса. Именно Елизавета произнесла знаменитые слова:
«Благословенна ты между женами, и благословен плод чрева твоего!»
Согласно Евангелию от Матфея, уже после Благовещения, когда Мария была беременна, архангел Гавриил явился во сне ее мужу Иосифу Обручнику.
Узнав, что Мария беременна, Иосиф собирался «тайно отпустить ее», то есть дать ей развод, но Гавриил убедил Обручника этого не делать.
Архангел успокоил Иосифа, сказав:
«Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в ней от духа святого. Родит она сына, и наречешь ему имя Иисус, ибо он спасет людей от их грехов».
После этого, пишет Матфей, «Иосиф принял жену свою и не знал ее» (то есть не имел с ней близости).
Благовещение и Великий пост: что можно есть
Православное Благовещение, как правило (хотя и не всегда), приходится на время Великого поста, когда действуют серьезные ограничения в питании. Однако в связи с праздником строгости поста значительно смягчаются.
В 2019 году Благовещение приходится на воскресенье четвертой недели Великого поста. В связи с праздником, а также с воскресным днем, верующим, придерживающимся поста, разрешены любые постные продукты, а также рыба и вино. Разрешается есть горячую постную пищу с растительным маслом, рыбные блюда, морепродукты, а также красное вино.
Читайте также: «Великий пост 2019: календарь питания, что можно есть, кому нельзя поститься».
Благовещение: народные традиции и запреты
Благовещение на Руси считалось последним днем отдыха перед началом весенних посевных работ. Поэтому в этот праздник строго запрещалось работать, убирать в доме и во дворе, стирать и даже умываться.
Женщины в этот день ходили в «затрапезе» — непричесанными, в старой, иногда даже грязной одежде.
Приметы и обряды на Благовещение
Поскольку сразу после Благовещения начинались посевные работы, большинство примет, связанных с праздником, относится к теме будущего урожая.
Смысл примет такой: если на Благовещение тепло и солнечно, а в родные места активно возвращаются первые перелетные птицы, значит, год будет сытным и благополучным, а урожай хорошим.
Плохая погода, наоборот, сулит холодную весну, засушливое лето и неурожайный год.
Самый известный обряд на Благовещение — выпускать на волю птиц. Однако сегодня исполнять его могут только священнослужители, для этого используются ручные специально обученные птицы.
Ловить птиц, чтобы потом их выпускать, церковь запрещает, поскольку пернатые, как правило, в этом случае массово гибнут.